Елена илиада – Греческая Елена Троянская — кто это такая, как выглядела и где родилась?

Елена Троянская (краткое содержание мифа с иллюстрациями)

Елена — в греческой мифологии спартанская царица, прекраснейшая из женщин. По самой популярной версии мифа, Елена была дочерью смертной женщины Леды и бога Зевса, который явился Леде в образе прекрасного лебедя. От этого союза Леда родила яйцо, из которого появилась Елена. По другой версии мифа, Леда лишь сберегла у себя яйцо, снесённое богиней возмездия Немесидой от брака с Зевсом и найденное пастухом. Когда из яйца появилась девочка, Леда воспитала её как свою дочь. В юности Елена была похищена Тесеем и Пирифоем, однако когда они отправились в царство Аида за Персефоной, Елену освободили и вернули обратно её братья Диоскуры.

Слух о красоте Елены распространяется по Греции и сватать её приезжают несколько десятков знаменитейших героев, среди которых Одиссей, Менелай, Диомед, оба Аякса, Патрокл. Земной отец Елены Тиндарей, царь Спарты, во избежание обид среди женихов по совету Одиссея связывает всех женихов Елены клятвой оберегать в дальнейшем честь её будущего супруга. После этого мужем Елены Тиндарей выбирает Менелая. На этот выбор явно повлияло то, что Клитеместра (другая дочь Тиндарея) была замужем за братом Менелая — Агамемноном, царем Микен.

 Антонио Канова. Елена Троянская

Эвелин де Морган. Елена Троянская

Гюстав Моро — Елена Троянская

 
Вскоре Тиндарей уступил царскую власть в Спарте Менелаю и своей дочери Елене. В браке с Менелаем Елена родила дочь Гермиону. Безмятежная жизнь Менелая и Елены длилась около 10-ти лет, пока в Спарту не приехал троянский царевич Парис, которому Афродита обещала самую прекрасную из женщин (Елену) в награду за то, что Парис признал Афродиту прекраснейшей из богинь. Парис, пользуясь отсутствием Менелая, увозит Елену в Трою. Согласно самой популярной версии мифа, Афродита внушила Елене любовь к Парису, которой Елена не могла противиться. Была и другая версия мифа, высказанная древнегреческим поэтом Стесихором. Когда он написал песнопение о похищении Елены Парисом, то в ту же ночь ослеп. Поэт взмолился богам с просьбой об исцелении. Тогда в сновидении ему явилась Елена и сказала, что это наказание за то, что он сочинил про нее такие недобрые стихи. Стесихор сложил тогда новое песнопение — о том, что Парис увез в Трою совсем не Елену, а только призрак ее, настоящую же Елену боги перенесли в Египет, и она пребывала там, верная Менелаю, до самого конца войны. После этого Стесихор прозрел. На эту версию мифа опиралался греческий драматург Еврипид в трагедии «Елена», а из писателей нового времени, например, Генри Райдер Хаггард и Эндрю Лэнг в романе «Мечта мира».

 Gavin Hamilton. Афродита дарует Елену Парису

Richard Westall. Афродита дарует Елену Парису

Гвидо Рени. Похищение Елены

Giovanni Francesco Susini — Похищение Елены Парисом

Henry Justice Ford  — Похищение Елены

Jacques-Louis David — Елена и Парис

Прибыв в Трою, Елена своей красотой покорила сердца троянцев. Вскоре в Трою прибывают Менелай и Одиссей, чтобы вернуть Елену мирным путем, однако троянцы отказываются выдать Елену и начинается война, длившаяся 10 лет.

 Pierre Delrome.  Гектор, Елена и Парис. Гектор призывает Париса вступить в бой

 В «Илиаде» Гомера Елена тяготится своим положением, т.к. чары Афродиты, вызвавшие любовь к Парису, уже развеялись. В 4-й песне «Одиссеи» Елена рассказывает, как во время войны она помогла Одиссею, тайно проникшему в город:

        Снадобье бросив в вино и вино разнести приказавши,
        Так начала говорить Елена, рожденная Зевсом:
235   «Царь Менелай Атреид, питомец Зевеса, и все вы,
       Дети отважных мужей! По желанию Зевс посылает
        Людям и зло и добро, ибо все для Кронида возможно.
        Сидя тут в зале высоком, пируйте в весельи, беседой
        Тешьтесь, а я рассказать подходящее вам бы хотела.
240 Подвигов всех Одиссея, в страданиях твердого духом,
        Ни рассказать не смогу я, ни их перечислить подробно.
        Но расскажу, на какое деянье дерзнул он бесстрашно
        В дальнем троянском краю, где так вы, ахейцы, страдали.
        Сам себе страшно позорнейшим способом тело избивши,
245 Рубищем жалким, подобно невольнику, плечи одевши,
        В широкоуличный город враждебных мужей он пробрался.
        Так себя скрывши, совсем он другому был мужу подобен —
        Нищему, как никогда его возле судов не видали.
        Образ принявши его, он прошел в Илион, подозрений
250 Не возбудивши ни в ком. Только я его сразу узнала,
        Спрашивать стала, но он от ответов хитро уклонился.
        Только тогда, как его я обмыла и маслом натерла,
        Платьем одела и клятвой великой ему поклялася,
        Что лишь тогда Одиссея троянцам я выдам, когда он
255 В стан уж вернется к себе, к ахейским судам быстролетным, —
        Только тогда мне раскрыл он весь замысел хитрый ахейцев.
        В городе много троянцев избив длиннолезвенной медью,
        Он возвратился к ахейцам, принесши им знанье о многом.
        Громко другие троянки рыдали. Но радостью полно
260 Было сердце мое: уж давно я рвалася уехать
        Снова домой и скорбела о том ослепленьи, какое
        Мне Афродита послала, уведши меня из отчизны,
        Бросить заставив и дочку, и брачную спальню, и мужа,
        Могшего духом и видом своим потягаться со всяким».

Также во время осады Трои Елена помогает Одиссею и Диомеду похитить из местного храма деревянную статую богини Афины.

Henry Justice Ford — Елена на стене Трои

 Гюстав Моро. Елена Троянская

Гюстав Моро. Елена у стен Трои

Менелай после взятия Трои разыскивает Елену с мечом в руке, чтобы казнить её за измену, однако при виде Елены, сияющей прежней красотой, он выпускает меч из рук и прощает её.

Henry Justice Ford — Менелай и Елена

В египетской версии мифа Менелай прибывает с призраком Елены в Египет, чтобы найти настоящую Елену. Призрак Елены возносится на небо, а истинная Елена возвращается к Менелаю.
После смерти Елена была перенесена на остров Левка в устье Дуная, где соединилась вечным союзом с Ахиллом (согласно одному из мифов, Елена и Ахилл встречались на Троянской равнине незадолго до смерти Ахилла). Впрочем, более правдоподобным выглядит другой миф, по которому на островах блаженных Ахилл соединился вечным союзом с Медеей. Страстная и сильная Медея гораздо более похожа на любимую когда-то Ахиллом Пентесилею, чем покорная судьбе Елена.  Генри Райдер Хаггард, опираясь на сведения о встрече Одиссея и Елены в Трое, в романе «Мечта мира» навеки связывает судьбу Елены с другим героем Троянской войны — Одиссеем. 

 

top-antropos.com

Характеристика образа Елены (Илиада Гомер)

Сочинение



Елена — наделенная необыкновенной красотой дочь верховного бога Зевса и смертной женщины Леды, жена Менелая, похищенная сыном царя Трои Парисом. Из всех персонажей «Илиады» Е. в наибольшей степени воплощает идею пассивности человека, его абсолютной зависимости от высших сил. Е. не по своей воле покинула дом царя Спарты Менелая, но лишь повинуясь повелению богов и прежде всего произволу Афродиты, которая принуждает Е. подчиниться желаниям любимца богини — Париса, и стать его женой. Поскольку похищение Е. стало поводом к войне, в которой вожди нескольких греческих племен объединились, чтобы отомстить за поруганную честь Менелая, то Е. поневоле сделалась причиной гибели многих славных героев и вызывала ненависть как среди троянцев, так и среди греков. Ахилл с горечью восклицает: «Ради презренной Елены сражаюсь я с чадами Трои!» Е. клянет свою несчастную долю, но не пытается бороться с судьбой и покорно подчиняется воле богов. Образ смертной женщины, которая, по словам Гомера, «истинно вечным богиням красою подобна», но является как раз из-за этого причиной ужасных бедствий, олицетворяет присущее древним представление о том, что в мире людей недостижимо абсолютное совершенство, а всякое приближение к нему становится карой для его носителя.

Другие сочинения по этому произведению


Характеристика образа Гектора
Гуманистический пафос «Илиады» осуждение войны и ее жестокости
Герои \»Илиады\»
Древнегреческий героический эпос и «Илиада» Гомера
Характеристика образа Ахилла
«Илиада» Гомера (особенности характеров героев)
Зевс — верховный бог древнегреческого пантеона
Значение поэм «Одиссея» и «Илиада»
Герои Эллады в поэме “Илиада”
Парис
Герой поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»
Илиада
Зевс и другие обитатели Олмпа
Елена
Характеристика образа Терсита
Характеристика образа Нестора
Эллады в поэме Гомера «Илиада»
Гектор — сын Приама предводитель троянского войска
Характеристика образа Париса
События “Илиады”
Агамемнон
Терсит
Парис — сын Приама царя Трои брат Гектора
Елена — наделенная необыкновенной красотой
Патрокл — характеристика литературного героя
Эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»
Гомер школьное сочинение по произведению на тему, Илиада, Герои Эллады в поэме “Илиада”
Нестор
«Илиада» в переводе Поупа
Ахилл (Ахиллес) — главный герой поэмы
Андромаха — жена Гектора
Ахиллес
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»
Характеристика образа Андромаха
Шепотом об «Илиаде»
Сюжеты и герои античных мифов
Характеристика образов Зевса и олимпийских богов

www.allsoch.ru

Греческая Елена Троянская — кто это такая, как выглядела и где родилась?

Современные девушки могут только мечтать о признании, которым пользовалась Елена Троянская. Красота этой женщины покоряла сердца легендарных героев, провоцируя на рискованные поступки, и делала ее предметом зависти окружающих, превращая жизнь царицы в бесконечную погоню.

Елена Троянская – кто это?

Славу прекраснейшей женщины приписывают дочери царя Спарты Тиндарея. Правда, по преданиям реальное отцовство принадлежит любвеобильному Зевсу – правителю Олимпа. Греческая Елена Прекрасная с детства удивляла своей внешностью, поэтому недостатка в женихах не было. Отец никак не мог выбрать достойнейшего и после долгих раздумий решил разрешить дочери сделать выбор самой. В результате она вышла замуж за Менелай, ставшего следующим царем Спарты.

Как выглядела Елена Троянская?

Легенды рассказывают об удивительной красоте этой женщины, но внешность Елены Троянской подробно они не описывают. Даже Гомер в Илиаде не размышляет о ее глубоких глазах или тонкости стана. Только в третьей главе говорится, что лицом она похожа на вечноживущих богинь. В других документах указывается на превосходную форму груди, которая была взята за образец при изготовлении чаш для храма Афродиты.

Отсутствие конкретики дает огромное поле для фантазии, чем и пользовались все желающие воспроизвести ее облик. Тинторетто изображает ее пышнотелой светловолосой дамой, у Россетти царица Елена Троянская стройная белокурая женщина, а Сэндис увидел ее рыжеволосой толстушкой. Сошлись художники в одном – волосы Елены были волнистыми. В кинофильмах легендарная красавица тоже обладает светлыми волосами, только в «Троянках» она носит черную шевелюру.

Где родилась Елена Прекрасная?

Кроме официальной, скучной версии появления чудесной девочки, есть еще 3 варианта, изложенные в легендах. Предположения разные, сходятся они только в определении места рождения – Елена коренная жительница Спарты.

  1. Еврепид утверждал, что она третья дочь Леды, которая забеременела от Зевса. Этим и объясняется удивительная красота девочки.
  2. Птолемей также не отрицал божественного участия в зачатии, но на этот раз мать Елены Прекрасной Леда пала под чарами Гелиоса.
  3. Самый интересный рассказ говорит, что Елена Троянская – это дочь Зевса и Немесиды, причем громовержец соблазнил богиню, находясь в образе лебедя. Результатом любви стало яйцо, которое Гермес положил на колени Леды. Царица Спарты не смогла отказаться от такого подарка и признала дочь своей.

Кто похитил Елену Троянскую?

Восхитительная внешность девочки не давала покоя любому, кто хотя бы раз увидел ее. Для избавления от чересчур настойчивых поклонников отец приставил к ней охрану, но этого было недостаточно. Похититель Елены Прекрасной Тесей увез ее в двенадцатилетнем возрасте (по другой легенде ей было 10 лет) в Афидну, к своей матери. Когда герой отправился в очередное приключение, братья Елены вернули ее домой, отрицая все слухи о бесчестье. По другой версии она тайно родила от Тесея дочь Ифигению, которую оставила в Микенах у жены Агамемнона.

Менелай и Елена Прекрасная

Возвращение состоялось, когда Тиндарей уже готовился решить судьбу дочери. Он предоставил ей возможность выбрать мужа, но перед этим взял со всех претендентов клятву о союзничестве с будущим зятем. Вскоре была сыграна свадьба с Менелаем, и супруг Елены Прекрасной увез ее к себе. Семейное счастье продолжалось недолго, после рождения дочери Гермионы в гостях у супругов оказался красавец из Трои Парис, который и стал следующим владельцем сердца красавицы.

Елена Троянская и Парис

Миф о Елене Прекрасной рассказывает, что Парис не случайно оказался в Спарте. Он поехал туда в надежде увидеть прекраснейшую из женщин, не обращая внимание на слова своей жены-прорицательницы Эноны, которая предсказала гибель его семьи и отечества, если он отправится к спартанцам. Парис с Еленой встретились во дворце и влюбились, побег состоялся, когда Менелаю было нужно уехать на Крит для присутствия на торжественном жертвоприношении. Оскорбленный супруг созвал своих соратников (бывших претендентов на руку Елены) и отправился в погоню.

Парис бежал с поля брани, Елена Троянская обвинила его в трусости и не носила траур, когда он погиб. Вместо этого она вышла за его брата Деифоба, который вскоре был убит Менелаем. Муж хотел убить свою неверную жену, но не смог погубить такую дивную красоту, поэтому простил и вернул ее домой. После смерти мужа Елена была изгнана из Спарты его незаконными сыновьями. До совершеннолетия своих детей она правила на Родосе, а потом была задушена убийцами, подосланными вдовой Тлеполема, который погиб в Троянской войне.

 

womanadvice.ru

Елена Троянская (краткое содержание мифа с иллюстрациями)

Елена — в греческой мифологии спартанская царица, прекраснейшая из женщин. По самой популярной версии мифа, Елена была дочерью смертной женщины Леды и бога Зевса, который явился Леде в образе прекрасного лебедя. От этого союза Леда родила яйцо, из которого появилась Елена. По другой версии мифа, Леда лишь сберегла у себя яйцо, снесённое богиней возмездия Немесидой от брака с Зевсом и найденное пастухом. Когда из яйца появилась девочка, Леда воспитала её как свою дочь. В юности Елена была похищена Тесеем и Пирифоем, однако когда они отправились в царство Аида за Персефоной, Елену освободили и вернули обратно её братья Диоскуры.

Слух о красоте Елены распространяется по Греции и сватать её приезжают несколько десятков знаменитейших героев, среди которых Одиссей, Менелай, Диомед, оба Аякса, Патрокл. Земной отец Елены Тиндарей, царь Спарты, во избежание обид среди женихов по совету Одиссея связывает всех женихов Елены клятвой оберегать в дальнейшем честь её будущего супруга. После этого мужем Елены Тиндарей выбирает Менелая. На этот выбор явно повлияло то, что Клитеместра (другая дочь Тиндарея) была замужем за братом Менелая — Агамемноном, царем Микен.

 Антонио Канова. Елена Троянская

Эвелин де Морган. Елена Троянская

Гюстав Моро — Елена Троянская

 
Вскоре Тиндарей уступил царскую власть в Спарте Менелаю и своей дочери Елене. В браке с Менелаем Елена родила дочь Гермиону. Безмятежная жизнь Менелая и Елены длилась около 10-ти лет, пока в Спарту не приехал троянский царевич Парис, которому Афродита обещала самую прекрасную из женщин (Елену) в награду за то, что Парис признал Афродиту прекраснейшей из богинь. Парис, пользуясь отсутствием Менелая, увозит Елену в Трою. Согласно самой популярной версии мифа, Афродита внушила Елене любовь к Парису, которой Елена не могла противиться. Была и другая версия мифа, высказанная древнегреческим поэтом Стесихором. Когда он написал песнопение о похищении Елены Парисом, то в ту же ночь ослеп. Поэт взмолился богам с просьбой об исцелении. Тогда в сновидении ему явилась Елена и сказала, что это наказание за то, что он сочинил про нее такие недобрые стихи. Стесихор сложил тогда новое песнопение — о том, что Парис увез в Трою совсем не Елену, а только призрак ее, настоящую же Елену боги перенесли в Египет, и она пребывала там, верная Менелаю, до самого конца войны. После этого Стесихор прозрел. На эту версию мифа опиралался греческий драматург Еврипид в трагедии «Елена», а из писателей нового времени, например, Генри Райдер Хаггард и Эндрю Лэнг в романе «Мечта мира».

 Gavin Hamilton. Афродита дарует Елену Парису

Richard Westall. Афродита дарует Елену Парису

Гвидо Рени. Похищение Елены

Giovanni Francesco Susini — Похищение Елены Парисом

Henry Justice Ford  — Похищение Елены

Jacques-Louis David — Елена и Парис

Прибыв в Трою, Елена своей красотой покорила сердца троянцев. Вскоре в Трою прибывают Менелай и Одиссей, чтобы вернуть Елену мирным путем, однако троянцы отказываются выдать Елену и начинается война, длившаяся 10 лет.

 Pierre Delrome.  Гектор, Елена и Парис. Гектор призывает Париса вступить в бой

 В «Илиаде» Гомера Елена тяготится своим положением, т.к. чары Афродиты, вызвавшие любовь к Парису, уже развеялись. В 4-й песне «Одиссеи» Елена рассказывает, как во время войны она помогла Одиссею, тайно проникшему в город:

        Снадобье бросив в вино и вино разнести приказавши,
        Так начала говорить Елена, рожденная Зевсом:
235   «Царь Менелай Атреид, питомец Зевеса, и все вы,
       Дети отважных мужей! По желанию Зевс посылает
        Людям и зло и добро, ибо все для Кронида возможно.
        Сидя тут в зале высоком, пируйте в весельи, беседой
        Тешьтесь, а я рассказать подходящее вам бы хотела.
240 Подвигов всех Одиссея, в страданиях твердого духом,
        Ни рассказать не смогу я, ни их перечислить подробно.
        Но расскажу, на какое деянье дерзнул он бесстрашно
        В дальнем троянском краю, где так вы, ахейцы, страдали.
        Сам себе страшно позорнейшим способом тело избивши,
245 Рубищем жалким, подобно невольнику, плечи одевши,
        В широкоуличный город враждебных мужей он пробрался.
        Так себя скрывши, совсем он другому был мужу подобен —
        Нищему, как никогда его возле судов не видали.
        Образ принявши его, он прошел в Илион, подозрений
250 Не возбудивши ни в ком. Только я его сразу узнала,
        Спрашивать стала, но он от ответов хитро уклонился.
        Только тогда, как его я обмыла и маслом натерла,
        Платьем одела и клятвой великой ему поклялася,
        Что лишь тогда Одиссея троянцам я выдам, когда он
255 В стан уж вернется к себе, к ахейским судам быстролетным, —
        Только тогда мне раскрыл он весь замысел хитрый ахейцев.
        В городе много троянцев избив длиннолезвенной медью,
        Он возвратился к ахейцам, принесши им знанье о многом.
        Громко другие троянки рыдали. Но радостью полно
260 Было сердце мое: уж давно я рвалася уехать
        Снова домой и скорбела о том ослепленьи, какое
        Мне Афродита послала, уведши меня из отчизны,
        Бросить заставив и дочку, и брачную спальню, и мужа,
        Могшего духом и видом своим потягаться со всяким».

Также во время осады Трои Елена помогает Одиссею и Диомеду похитить из местного храма деревянную статую богини Афины.

Henry Justice Ford — Елена на стене Трои

 Гюстав Моро. Елена Троянская

Гюстав Моро. Елена у стен Трои

Менелай после взятия Трои разыскивает Елену с мечом в руке, чтобы казнить её за измену, однако при виде Елены, сияющей прежней красотой, он выпускает меч из рук и прощает её.

Henry Justice Ford — Менелай и Елена

В египетской версии мифа Менелай прибывает с призраком Елены в Египет, чтобы найти настоящую Елену. Призрак Елены возносится на небо, а истинная Елена возвращается к Менелаю.
После смерти Елена была перенесена на остров Левка в устье Дуная, где соединилась вечным союзом с Ахиллом (согласно одному из мифов, Елена и Ахилл встречались на Троянской равнине незадолго до смерти Ахилла). Впрочем, более правдоподобным выглядит другой миф, по которому на островах блаженных Ахилл соединился вечным союзом с Медеей. Страстная и сильная Медея гораздо более похожа на любимую когда-то Ахиллом Пентесилею, чем покорная судьбе Елена.  Генри Райдер Хаггард, опираясь на сведения о встрече Одиссея и Елены в Трое, в романе «Мечта мира» навеки связывает судьбу Елены с другим героем Троянской войны — Одиссеем. 

 

top-antropos.com

Елена Троянская — это… Что такое Елена Троянская?

Елена Прекрасная (греч. Ἑλένη, Ἑλένα) — в древнегреческой мифологии [1] прекраснейшая из женщин. По Ликофрону, мойры определили ей иметь пять мужей [2].

Рождение Елены

По одному рассказу, она была дочерью Зевса и спартанской царицы Леды [3] (по Еврипиду, третья дочь [4]). По другой версии, была зачата в Рамнунте (Аттика), где Зевс в образе лебедя овладел Немесидой [5], и родилась из яйца [6], Гермес положил это яйцо на колени Леды [7]. Яйцо хранилось в храме Левкиппид в Спарте [8]. По другой версии, её мать — океанида [9]. По Птолемею Гефестиону, Елена — дочь Гелиоса и Леды [10].

Елена и Тесей

Елена была самой прекрасной из женщин, даже богини завидовали ей. Герой Аттики Тесей с помощью Пирифоя похитил Елену из Спарты, когда ей было 12 лет [11] (либо когда ей было 10 лет [12]), когда она плясала в храме Артемиды Орфии [13] или приносила жертву в святилище Артемиды [14]. Её братья Полидевк и Кастор освободили Елену и вернули в дом Тиндарея, она осталась девушкой. Согласно же Стесихору, когда Елена вернулась из Афин, она была беременна и родила в Аргосе дочь Ифигению, основав там храм Илифии [15].

Свадьба Елены

За Елену сватались множество женихов, но Тиндарей опасался распрей и никак не мог решиться отдать Елену замуж. Одиссей предложил Тиндарею предоставить право выбора жениха самой Елене, которая выбрала прекрасного сына Атрея Менелая, который после смерти Тиндарея стал царём Спарты.

Елена в Трое

Когда Менелай отсутствовал в Спарте, Елена была похищена троянцем Парисом, чем подан был повод к троянской войне. Похищение, согласно Ликофрону, произошло с побережья у Гифии [16], когда Елена приносила жертву Фисадам и Бино [17], согласно Дарету — у Гелоса, согласно Птолемею Гефестиону — когда она охотилась на горе Парфений [18], согласно Драконцию — из храма Афродиты на Кипре [19].

Впервые насладилась любовью с Парисом на острове Краная [20], это либо Акте — Краная в Лаконии или в Аттике [21], по мнению же Цеца — Саламин. По версии, восходящей к Стесихору, Гера создала её призрак, который похитил Парис, а Гермес перенес настоящую Елену в дом Протея [22], и она провела в Египте 17 лет [23]. Согласно Гомеру, провела в Трое 20 лет [24]. После гибели Париса она стала женой Деифоба.

Она узнала Диомеда и Одиссея, когда они похищали Палладиум из Трои [25] (или только Одиссея [26]). По Еврипиду, пыталась бежать из Трои, но Деифоб помешал ей [27]. Вызывала героев, сидевших в троянском коне [28]. По версии, показала со стены факел и предала Трою [29]. По Вергилию, в ночь взятия Трои пряталась в храме Весты [30]. Менелай выронил меч, увидев её обнаженной [31]. Её хотели побить камнями (неясно, кто), но, увидев её лицо, уронили камни на землю [32]. Изображена на картине Полигнота в Дельфах [33].

По предсказанию оракула, плывя из Трои, она выбросила в море треножник работы Гефеста, который нашли косские рыбаки, затем он попал к семи мудрецам [34].

Смерть Елены

После войны Орест и Пилад хотели убить её [35]. По спартанской версии, её могила в местечке Ферапна около Спарты [36]. Её святилище в Спарте, рядом с ним могила Алкмана [37].

По родосской версии, после смерти Менелая Елена была изгнана Никостратом и Мегапенфом и прибыла на Родос к своей знакомой Поликсо, вдове Тлеполема. Поликсо, желая отомстить ей за гибель мужа, подослала к ней, когда она купалась, своих служанок в образе Эриний. Они захватили Елену и повесили её на дереве. Поэтому у родосцев есть храм Елены Дендритиды (Древесной) [38]. По другому рассказу, родосцы лишь побили камнями служанку, которую Менелай одел в платье Елены [39]. О связи Елены с деревьями упоминает Феокрит [40].

По Птолемею Гефестиону, на обратном пути из Трои Елена была убита Фетидой, принявшей облик тюленя [41], по другой версии его же пера, Менелай и Елена искали Ореста, и Ифигения принесла их в жертву Артемиде [42]. Согласно Стесихору и кротонцам, Елена после смерти стала женой Ахилла и поселилась на острове Левка в устье Дуная [43].

Образ в искусстве

Действующее лицо трагедий Софокла «Похищение Елены, или Елена», «Свадьба Елены», Еврипида «Троянки», «Елена» и «Орест», Диогена и Феодекта «Елена», Сенеки «Троянки», комедий Алексида «Женихи Елены» и «Похищение Елены».

Образ Елены Прекрасной часто встречается и в русских сказках.

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.431-432, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.97
  2. Ликофрон. Александра 146
  3. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 10, 7-8 далее
  4. Еврипид. Ифигения в Авлиде 51
  5. Стасин. Киприи, фр.9 Бернабе
  6. Псевдо-Эратосфен. Превращения в звезды 25, со ссылкой на Кратина
  7. Гигин. Астрономия II 8
  8. Павсаний. Описание Эллады III 16, 1
  9. Гесиод. Перечень женщин, фр.24 М.-У.
  10. Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.98
  11. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э I 23
  12. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 63, 2
  13. Плутарх. Тесей 31
  14. Гигин. Мифы 79
  15. Стесихор. Елена, фр.191 Пейдж = Павсаний. Описание Эллады II 22, 6
  16. Ликофрон. Александра 97 и схолии
  17. Ликофрон. Александра 106 и комм.
  18. Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.114
  19. Драконций. Похищение Елены 488
  20. Гомер. Илиада III 445
  21. Ликофрон. Александра 109
  22. Еврипид. Елена 31-36
  23. Еврипид. Елена 112—114
  24. Гомер. Илиада XXIV 765
  25. Лесх. Малая Илиада, синопсис; Софокл. Лаконянки, фр.367-368 Радт
  26. Гомер. Одиссея IV 241—258; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э V 13
  27. Еврипид. Троянки 956—960
  28. Гомер. Одиссея IV 271—289; Трифиодор. Взятие Илиона 471
  29. Гигин. Мифы 249; Трифиодор. Взятие Илиона 520
  30. Вергилий. Энеида II 567—574
  31. Еврипид. Андромаха 628; Аристофан. Лисистрата 155
  32. Стесихор. Елена, фр.201 Пейдж
  33. Павсаний. Описание Эллады X 25, 4
  34. Плутарх. Солон 4; Диоген Лаэртский I 32, ссылка на оракул Аполлона
  35. Еврипид. Елена 1455—1502
  36. Павсаний. Описание Эллады III 19, 9
  37. Павсаний. Описание Эллады III 15, 3
  38. Павсаний. Описание Эллады III 19, 9-10
  39. Полиэн. Стратегемы I 13
  40. Феокрит. Идиллии XVIII 48
  41. Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.142-143
  42. Вестник древней истории. 1947. № 4. С.278
  43. Павсаний. Описание Эллады III 19, 11-13; Конон. Мифы 18

Литература

  • Clader L.L. Helen: The Evolution from Divine to Heroic in Greek Epic Tradition. Leiden, 1976.

Wikimedia Foundation.
2010.

dic.academic.ru

Виновна ли Елена Прекрасная в Троянской войне?

Самый известный женский персонаж древнегреческой мифологии — царица Спарты Елена Прекрасная. Благодаря книгам и фильмам, в доступной форме излагающим её историю, в общественном сознании прочно утвердилась мысль, что именно пленительная царица Спарты является причиной Троянской войны XIII—XII вв. до н. э. Но так ли это?

Жизнь Елены Прекрасной до встречи с Парисом

В энциклопедии «Мифы народов мира» В.Н. Ярхо пишет, что античная традиция считала прекраснейшую из женщин Елену (др.-греч. Ἑλένη) дочерью верховного бога Зевса и Леды (др.-греч. Λήδα), дочери Тиндарея царя Спарты, она упомянута в «Илиаде» (III 384) и «Одиссее» (XI 298). Зевс в образе лебедя овладел Ледой (Картина Леда и Лебедь)

Другие античные авторы считали Елену дочерью бога Зевса и древнегреческой крылатой богини возмездия Немесиды (др.-греч. Νέμεσις), карающей за нарушение нравственных и общественных порядков, дочери Никты (греч. Νύξ, «ночь») и Кроноса (др.-греч. Κρόνος; от *Kranao — «отсекать, пожинать», отсюда  Кранос (грано) — «зерно»). Таким образом, у спартанской царицы Елены прослеживается божественное происхождение во многих античных литературных источниках.

Ещё до событий, связанных с Троянской войной, жизнь спартанской царицы Елены Прекрасной была насыщена легендарными приключениями. Елену Прекрасную похищали сын афинского царя Эгея Тесей (др.-греч. Θησεύς) и его друг Пейрифой. Чтобы выяснить, кому достанется красавица Елена, после похищения они бросили жребий, и повезло Тесею. Однако впоследствии Елена была освобождена и возвращена своему отцу — спартанскому царю Тинторею.

Блистательная красота Елены Прекрасной приводила ко двору спартанского царя Тинторея (др.-греч. Τυνδάρεος) и Леды множество претендентов на руку принцессы Спарты.

По совету хитроумного Одиссея, чтобы избежать вражды между собравшимися женихами Елены, царь Спарты Тинторей взял с поклонников дочери клятву помогать избранному Еленой мужу, кто бы он ни был.

Супругом спартанской Елены стал Менелай (греч. Μενελαος), сын царя Микен Атрея (др.-греч. Ἀτρεύς) и Европы (др.-греч. Ἀερόπη), которая была дочерью царя Катрея с острова Крит.

Появление Париса

Параллельный сюжет древнегреческой мифологии связан с троянским царевичем Парисом. Ещё не зная о своём царском происхождении второй сын троянского царя Приама и Гекубы юный Парис (греч. Πάρις, Αλέξανδρος) воспитывался на горе Ида среди пастухов и получил имя Александра — “защитника мужей”, за то, что защищал стада овец и самих пастухов.   

Откуда появилось «Яблоко раздора»?

 Пелей, отец храбрейшего героя Ахилла (Ахиллес), неоднократно упомянутого в «Илиаде» и «Одиссее» (XI 467), царствовал в Фессалии над ахейским племенем Мирмидоняне (др.-греч. Μυρμῐδόνες, от Мирмекий -μύρμηξ — «муравей»), по сказаню произошедшего от Мирмидона, сына Зевса и Эвримедузы; над ахейцами мирмидонянами царствовал Ахиллес (др.-греч. Ἀχιλλεύς = «Аки-Левс»). 

Мирмекий (др.-греч. Μυρμήκιον; греч. μυρμήγκι – муравей) ) — античный город, основанный ионийскими греками в середине VI века до н. э. на берегу Керченского пролива…

Древнейшим ядром мифа о Пелее (др.-греч. Πηλεύς) была борьба Пелея с морской нимфой — царицей Фетидой, у мыса Сепия в Фессалии, где Пелей почитался, как исконный местный герой.Фессалия считалась прародиной эолийских племён и эллинов, родоначельником которых был Прометей.

Только сравнительно поздняя традиция, сделавшая сына мудрого эгинского правителя Эака Пелея, описывает его, как правителя Фессалии, а не острова Эгина (греч. Αίγινα) в заливе Сароникос, между Арголидой и Аттикой. Пелей победил морскую царицу Фетиду (др.-греч. Θέτις, лат. Thetis — океан Тетис), которая во время борьбы превращалась в змею, льва, огонь, воду. (Царица Вода)


На бракосочетание Пелея и Фетиды были приглашены все боги и богини Олимпа, Аполлон пел свадебный гимн (Pind. Nem. IV 62—68; Aeschyl. fr. 284a; Apollod. III 13, 5). Но на свадьбу не была приглашена только богиня Раздора Эрида (др.греч. Ερις), сестра бога войны Арея (др.-греч. Ἄρης — Арес). Разгневанная богиня Эрида поклялась отомстить и подбросила золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей»  («Яблоко раздора») среди гостей на свадебном пиру Пелея и Фетиды .

Перекрасные Гера, Афродита и Афина заспорили о том, кому из них по справедливости должно достаться яблоко, и Зевс приказал богу торговли, прибыли, ловкости и красноречия Гермесу (др.-греч. Ἑρμῆς, микен. e-ma-a) отвести спорящих богинь на гору Иду и предоставить решение спора прекраснейшему Парису. Стараясь убедить Париса решить спор в её пользу, Гера обещала ему власть и богатство, Афина — мудрость и славу, а Афродита — обладание красивейшей женщиной в мире. Парис отдал  яблоко Афродите, выбрав любовь к прекраснейшей из женщин.

Богиня Афродита, обещавшая Парису красивейшую из земных женщин, привела юношу ко двору спартанского царя Менелая, где Парис познакомился с Еленой и похитил её и увёз к себе в Трою. Это событие стало поводом к Троянской войне. Связанные клятвой во всём помогать Менелаю, бывшие женихи Елены, греческие цари объединились и пошли походом к стенам Трои, чтобы вернуть беглую жену мужу и восстановить попранную честь Менелая. Такова легенда. 

Дальнейший сюжет событий Траянской войны был подробно рассказан Гомером в «Илиаде».

Вилуша (Вильно=Троя) и Хеттское государство (Хаттуша) — 1350-1300 гг. до н.э.

Почему на самом деле произошла Троянская война?

Воины-троянцы участвовали в походах против хеттов, в составе войска царства Миры, под предводительством Купанта-Курунтаса, сына Машуитта. Объединенные военные силы двух государств Миры и Трои в 1190 году до нашей эры разбили армию одной из самых мощных Хеттской империй бронзового века. Окрепнув армии Миры и Трои построили флот и совершали грабительские набеги на Малоазийские и греческие города и государства, располагавшиеся на территориях современной Сирии, Греции и Израиля.

В 3200-летнем иероглифическом тексте на лувийском камене записана история царя Муккуса из Трои и его военных подвигах, повествуется о формировании могущественного царства Мира, которое уничтожило Хеттскую империю и другие царства на территории Малоазийского полуострова. Достигнув расцвета и могущества в 1180 году до н.э. царство Мира, в союзе с Троей и под руководством троянского правительства Муккуса возглавил морскую экспедицию, завоевал древний город Ашкелон (ныне территория Израиля) и построил там крепость. Усиление власти Троянцев на Малоазийском полуострове было очевидным для всего античного Средиземноморья.

Троя занимала выгодное географическое положение на пересечении трёх торговых путей — «Великого шёлкового пути» из Индии и Китая, поставляющего товары морским путём в страны Средиземноморья и сухопутным путём в страны Западной Европы, а также Троя контролировала морской торговый пути товары из Причерноморья. Троя с большой выгодой для себя использовала своё географическое положение и собирала со всех торговцев неплохую дань, и в результате этого Троя стала очень богатым городом Средиземноморья.

Грабительские войны были основным занятием царей в архаичные времена. Осада Трои — один из эпизодов в бесконечной череде подобных столкновений.

Реальные причины Троянской войны, как считают историки, стремление разорить Трою, ограбить её богатства

В Израиле нет никаких древнееврейских городов!

Скифская богиня Апи – греческая Афина.

ru-sled.ru

Стихотворение «Новая Илиада, или Елена и все-все-все», поэт табакера

Написано в соавторстве с великолепными поэтами Аким и Тимур Дамир

 

Гомер

 

Давно я ничего не выставлял…

Ну что бы написать такого клёвого?

С тех пор, как Одиссею дописал —

Ни строчки, ни стишка какого нового.

 

Так можно и фанатов растерять…

Ну как бы исхитриться им понравиться?

О лучшей в мире бабе наваять!

Троянской Лене — роковой красавице!

 

О той деревне, где она жила,

О ейных женихах и полюбовниках,

О драке пьяной — дрались три села!

На вилах, на граблях и на половниках.

 

Такие персонажи — ай-яй-яй!

Не сочинять — осталось лишь записывать!

Вот старый цы́ган дядя Буду…Менелай,

Чуть-чуть рогатый и в бою неистовый.

 

Пастух Парис — красив, но вороват,

Бродяга-бомж, что звался Одиссеем,

Бухгалтер Полидевк — Касторкин брат,

И конь из дерева, построенный Эпеем.

 

Деревня наша Троею звалась,

Назвать шедевр «Трое́щиной»? Засада…

Похерю я название села,

И назову поэму «Илиада»!

 

У нас любой частушку сочинит,

А я гекза́метром щас расскажу, как было!

Чтоб мне ослепнуть, это будет хит!

Сыночек, Барт, подай-ка мне чернила!

 

 

 

Елена — коса по колено

 

Менелай (про себя):

«Для той, что появилась из яйца,

Пусть Зевса самого́, она ничё так:

Что спереду, что сзаду, что с лица,

Тем паче, без античных модных шмоток…»

 

(вслух):

«Супруга, не скучай! Уехал я!…»

И скрылся Менелай, захлопнув двери,

А вслед Елены шёпот: «Ни ‘уя,

Я время с пользой проведу, поверь мне!»

 

Пообещали мойры ей в мужья

Не одного, а пять — судьбы сюрпризы…

Играют боги нами не шутя:

Как кстати тут Аид принёс Париса!

 

Лишь в термах тётка обнажилась — нет!

Ворвался тут же воздыхатель рьяный.

«Что там за шум? Потрите спинку мне…»

«Позвольте, Лена, мужем Вашим стану?»

 

«Как мужем?! Что, опять? Устала я

От вечных переездов, чемоданов…

Нет, не хочу!» «Садитесь на коня,

Корабль ждёт, и от любви я пьяный!…»

 

И уломал красавицу Парис.

А как и чем? Останется в анналах.

Шикарный Менелаю был сюрприз:

Ни бабы, ни счетов, ни даже нала.

 

Корабль домчал до места их в три дня,

Что дальше было, знает каждый школьник:

Война, осада, Троя в жопе, *ля!

Ну да, таки «любовный треугольник».

 

«Душа моя, супружник за тобой!

В дорогу собирайся, ради Зевса!» —

Парис и рад расстаться б с красотой:

С лица воды не пить же, если честно.

 

«Опять?! Круиз и лайнер, солнцепёк?

Как вы достали, на *ер! Не поеду!» —

Елене море встало поперёк,

И возвращаться — та ещё примета.

 

Сама уж втихаря готовит речь —

Отмазку, как скрутили-повязали,

Как честь не удалось ей уберечь,

Бедняжка! Так до Трои и *бали.

 

Характер муженька, признаться, крут:

Мечом пырнёт в пылу неадекватном…

«Невинный взгляд, слеза… иначе — труп!

(Он сам пришёл, а я не виновата!)

 

С мужьями мне завязывать пора.

Е*ись оно конём, по ходу дела!»…

 

Так началась Троянская война.

Читайте, люди, Илиаду смело.

 

 

Ахиллес. Родился. Жил. Помер.

 

Фетида пьяною была,

Зачала спьяну, родила,

Чтоб малого в реке обмыть,

Под воду бы не упустить,

 

За пятку надо ухватить.

 

Речушка называлась Стикс.

Мамаша — просто зае*ись!

Зато неуязвимым слыл

Её пацан — герой Ахилл.

 

А так-то был парнишка мил.

 

Его воспитывал Хирон —

Не человек, но и не конь.

Непобедимым, наконец,

Бойцом стал этот Ахиллес.

 

В войну за Трою сразу влез.

 

Ввиду имел он всех Елен!

И воевал у Трои стен

Не за красивые глаза —

Из чувства долга, так сказать.

 

Ну и себя чтоб показать.

 

Делил палатку, стол и кров

С юнцом по имени Патрокл.

Дружили, кажется, они,

И ночи тёмные, и дни.

 

А ночью каждою — одни.

 

Но задолбался воевать,

Да сколько можно, вашу мать?

Осада длилась двадцать лет.

А результата нет как нет.

 

А вот и худшая из бед:

 

Парис, хоть мутный фраер был,

В бою Патрокла замочил.

Ахилл чуть не ушёл в запой,

Париса вызвал он на бой:

 

«Я левой уе*у одной!»

 

Зевнул Арес судьбе назло,

А, может, просто — не свезло,

Парис был, падла, удалец,

Скончался быстро Ахиллес:

 

Застрелен в пятку. Всё. Конец.

 

 

 

Генрих Шлиман

эпиграф:

Был Шлёма с детства знатный музыкант

На скрипочке играл, аж все рыдали!

Профессор Циклер, виртуоз-талант,

Просил в ученики чтобы отдали!

«Да я бы отдал, — говорил отец, —

Ученье б оплатил, но странно это,

Скажите мне, профессор, наконец,

Чем музыка поможет на гешефтах?»

 

 

*петь на мотив известной еврейской песенки*

 

У Шлёмы в паспорте стояло твёрдо «Генрих»

Не очень немец он, хотя и Шлиман был…

Имел он маленький заскок в такую тему:

Мечтал разрыть старинных парочку могил.

 

Вот Трою раскопать — предел его мечтаний!

Найти сокровища и славы пьедестал!

И Шлёма нервы делал всем до злобной брани,

Мозги расчёсывал и спонсора искал!

 

Какой гешефт? Не надо мне сказать!

Какие деньги? Я вас умоляю!

Сперва мне покажите, где копать,

Шо, или вы подумали я знаю?

Шо, Греция? Не Греция? А шо?

Шо, Турция? Я не поеду к туркам!

И да, уже всё будет хорошо.

Где тут была Гомерова брошюрка?

 

«Себе я знаю, а вы думайте, как надо, —

Измыслил Шлёма на антальевском пляжу́, —

Вот дочитаю гекзаме́тры Илиады,

Пока таджики мне копают, где скажу.

 

Вот этот камешек похож на грудь Елены…

Бревно — как член у деревянного коня…

Я в сувенирном видел чудный наколенник…

Ахилл, наверно, был похожим на меня…»

 

Шестьсотпроцентный вышел мне доход

От ювелирки выгодной турецкой.

Ахрелогическое общество так ждёт,

Что мне поверит, радуясь по-детски.

Ах, Троя! Это был гешефт мечты!

И шоб остался он мечтой, скорее

Зарыть раскоп, подчистить все хвосты,

Все будут рады — люди и евреи.

 

 

 

Конь в пальто

 

Пасусь я, значит, на лугах Зеве́са,

Вдруг слышу: «Да е*ись они конём!»

Мне стало очень-очень интересно:

Кто так орёт и кто был мной *бём.

 

Как любопытство погубило кошку,

Вот так и я тогда впросак попал:

Чуть морду высунул, совсем немножко —

И тут же пред воротами предстал.

 

Но что такое? Б*я, я деревянный!

К тому ж громадный я, как пароход,

И ощущения мои ужасно странны:

Как будто лезут в жо… ко мне в проход…

 

Я отбивался, но оно случилось —

Расширивши мне анус под хвостом,

Полсотни внутрь данайцев мне набилось

И чёрт-те что там делали потом.

 

Тряслись и щекотались там до смерти!

И ржали громким смехом боевым,

Аж мне хотелось «И-го-го!» ответить

И даже присоединиться к ним!

 

На склоне дня они угомонились,

Воняя перегаром и теснясь.

Ворота потихоньку отворились,

И мне втащили. Ой. Не мне. Меня.

 

Стою, красуясь, на майдане Трои,

Что дальше делать — не е*у в душе́!

Из жопы разбежались все герои.

А мне почти понравилось уже…

poembook.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о