Экономическое развитие руси – Социально-экономическое развитие Древнерусского государства – Киевская Русь » Буквы.Ру Научно-популярный портал

Экономическое развитие Киевской Руси

Характеристика экономического развития Древнерусского государства – Киевской Руси

Киевская Русь была одним из крупнейших государств Средневековья, на территории которой проживало большое количество этносов, учитывая и то, что государство находилось на стыке «противоположных» миров: кочевого и оседлого, христианского и мусульманского, языческого и иудейского. Таким образом, в отличие от восточных и западных стран процесс зарождения и формирования государственности в Киевской Руси невозможно рассматривать, опираясь только лишь на геополитические и пространственные особенности.

Предпосылки образования Древнерусского государства.

1. Общественное разделение труда.

2. Развитие экономики. Развитие земледелия, появление новых ремесел, способов обработки, взаимоотношений, сопровождающих товарное хозяйство.

3. Заинтересованность общества в появлении государства. Становление и возникновение государства – результат «желания», потребности, которую испытывала большая часть членов общества. Ведь государство не только основывалось на решении военной задачи, само по себе оно решало судебные задачи, связанные с межродовыми конфликтами.

В IX–XII в. экономика Древнерусского государства характеризуется как период раннего феодализма. Данный период связан с началом зарождения самой основы взаимоотношений между государством, феодалами и сельским хозяйством. Ведь ядром «земли русской» является сельское хозяйство, занимающее главное место в экономике Киевской Руси. Основу его составляло пашенное земледелие.

К IX-Х вв. появилась и стала применяться переложная система, при которой пашня на некоторое время забрасывалась. Получили известность двуполье и трехполье с яровыми и озимыми посевами.

Характерной чертой было и то, насколько развито товарное хозяйство, ведь производилось практически все необходимое для жизни. Развивались ремесла, центром которых, конечно, стали города, однако отдельные отрасли развивались и в селах. Главенствующую роль занимала черная металлургия по той простой причине, что Древняя Русь была богата болотными рудами, из которых добывалось железо. Проводились всевозможная обработка железа, изготовление из него многочисленных вещей для хозяйства, военного дела и быта, при этом применялись разнообразные технологические приемы: ковка, сварка, цементирование, обточка, инкрустация цветными металлами. Однако наряду с металлургией большой толчок в развитии произошел и деревообрабатывающих, гончарных, кожевенных ремеслах.

Таким образом, металлургия и сельское хозяйство становятся прочной опорой и основной статьей экономики Киевской Руси.

Особенности экономического развития русских земель в период феодальной раздробленности

Время с начала ХII в. до конца ХV в. называют периодом феодальной раздробленности или удельным периодом. Феодальная раздробленность – это процесс экономического усиления и политической обособленности отдельных земель. Этот процесс пережили все крупные западноевропейские страны. Начало этого процесса относят к моменту смерти Ярослава Мудрого (1019–1054 гг.), когда Киевская Русь была поделена между его сыновьями: Изяславом, Святославом и Всеволодом. Владимиру Мономаху (1113–1125 гг.) удалось удержать единство Русской земли только силой своего авторитета, но после его смерти распад государства стал неудержим. В начале XII в. образовалось около 10 независимых княжеств, в середине XII в. было 15, а в XIV в. – 250. В каждом из княжеств правила своя династия Рюриковичей.

Экономической основой феодальной раздробленности является натуральный характер феодального хозяйства, каждое из которых приспособлено для самостоятельного существования. Здесь все производится для собственного потребления.

В каждом из экономически обособленных княжеств шел свой внутренний товарообмен. Сельская продукция, ремесленные изделия производились и продавались здесь же. Вследствие такой экономической раздробленности последовала и политическая, что и послужило причиной к образованию мелких княжеств-государств.

Между такими местными рынками (районами) стабильной экономической связи практически не было. За исключением торговли, которая навязывалась месторасположением княжества, т.е. зависела от географических условий.

В результате такой раздробленности Русь уже не рассматривалась как единое государство со сложившимися экономическими традициями. Теперь каждый из князей являлся владельцем земли, которая всем его обеспечивала. Поэтому князь уже сам решал, стоит ли ему заводить (или продолжать) те или иные экономические отношения с другими феодальными князьями или нет. Постепенно каждое княжество начало осуществлять самостоятельную внешнюю политику.

Различают несколько причин феодальной раздробленности.

– экономическая – в рамках единого государства за три века сложились самостоятельные экономические районы, выросли новые города, зародились крупные вотчинные владения монастырей и церквей. Натуральный характер хозяйства предоставлял каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества;

Положительные черты – вначале в русских землях наблюдался подъём земледелия, расцвет ремесла, рост городов, развитие торговли в отдельных землях.

Состояние экономики Русского централизованного государства на рубеже XVII–XVIII вв.

В XVII в. в связи с постоянным бегством крестьян за границу государства в «дикое поле», где они осваивали новые земли и строили поселения, территория русского государства постепенно расширялась.

Феодальная власть увеличивалась и в городах. После разорения монголами русских городов ремесло почти прекратило свое существование. Возрастающую нужду в ремесленных изделиях (например, в глиняной посуде и др.) крестьянство решало своими силами, изготовляя для собственных нужд все необходимое. Так вместо ремесел возникли промыслы. Со временем ремесло стало снова возрождаться. Но городскому ремесленнику было проще реализовать товар в связи с большим количеством людей, проживающих в городе. Крестьянин-ремесленник, занимающийся промыслом, вынужден искать сбыт своих изделий на стороне, т.е. уходить на заработки.

Важной частью экономического развития русского государства явилось крупное государственное производство.

К XVII в. относится возникновение всероссийского рынка путем слияния отдельных районов и установления между ними стабильного обмена товаров. Началась специализация сельского хозяйства

Вследствие слабых экономических связей между отдельными районами цена на один и тот же товар в разных местах достигает большой разницы. Этим обстоятельством умело пользуются купцы, получая до ста процентов прибыли. Товар закупался в основном на ярмарках, из которых самые известные – это Макарьевская у Нижнего Новгорода и Ирбитская на Урале.

Для пополнения царской казны вводятся налоги. На торговлю многими товарами налагается государственная монополия. Купцы обязуются «откупить» у казны право на торговлю. Позднее с помощью откупа происходило первоначальное накопление капитала в России. Введение косвенных налогов особого пополнения для казны не приносит. Выпуск медных денег тоже не приносит экономической стабильности в стране.

Конец XVII в. в России ознаменовался ожесточенной борьбой политических группировок. Рядовые дворяне постепенно оттесняли родовитую боярскую знать. После Смуты Русь восстанавливалась долго. Лишь в середине XVII в. появились положительные тенденции в росте благосостояния страны. Развитие товарно-денежных отношений, растущий обмен промысловых и сельскохозяйственных изделий способствовали формированию внутреннего рынка, процесс развития которого завершился к концу XVII в.

В XVII в. экономика России пришла к тому, что на ее территории сформировались первые элементы капиталистического общества – мануфактуры. Развивается мануфактурное производство, где труд был разделен (пока что ручной). Мануфактуры в основном занимались металлообработкой, и в XVII в. их было всего не более тридцати. Этот период характеризуется появлением всероссийского рынка, накоплением первоначального капитала (купеческого). XVIII век в России начался под знаком петровских реформ,

Общее положение государственного хозяйства в стране было не самым лучшим. Средства казны тратились не на государственные нужды, а на прихоти властителя, на его гардероб и на дворцовые развлечения. Всюду царило мздоимство. Торговля пришла в упадок вследствие изменений, касающихся купцов. Им разрешалось вести торг только в своем городе (т.е. согласно прописке), да и то только в специально отведенных местах – лавках и гостиных дворах. Торговлю в других местах (других городах, селах) разрешалось вести только оптом. Очень страдало сельское хозяйство, где поля не обрабатывались до 4–6 лет. В результате регулярных поборов платежные силы населения иссякли, в связи с чем в бюджет страны поступало мало средств (в отличие от личного бюджета царских вельмож, на которых это трудное время практически не отражалось). Подрывали экономику страны и другие негативные явления – неурожай, голод, мор.

Помимо всего изложенного выше, на территории России с народа осуществлялся сбор налоговых недоимок. С помощью специально снаряженных экспедиций с людей вымогались деньги. Мало собирающих средств областных правителей заковывали в железо, до смерти морили голодом старост и помещиков, а крестьян нещадно били и отбирали у них все, а затем все найденное продавалось. Если рассматривать в целом экономическую политику, проводимую преемниками царя Петра I, то совершенно очевидно, что она практически не затронула весь хозяйственный механизм страны. Правительства больше были озабочены борьбой за власть, за близость к трону и собственным обогащением, чем продолжением петровских реформ.

studfiles.net

Социально-экономическое развитие Киевской Руси

Главное место в экономике Киевской Руси занимало сельское хозяйство. Основу его составляло пашенное земледелие. По сравнению с первобытно-общинным строем в этот период техника земледелия была значительно усовершенствована. На черноземном юге пахали преимущественно ралом или плугом с парной упряжкой волов, на севере и в лесистый местах -- сохой, в которую запрягали одну лошадь. Земледелие играло настолько важную роль в жизни Древней Руси, что засеянные нивы назывались жизнью, а основной злак для каждой местности-- житом (от глагола "жить").

К IX--Х вв. стала применяться переложная система (когда пашня на некоторое время забрасывалась). Уже было известно двуполье и трехполье с яровыми и озимыми посевами. Подсечное или огневое земледелие сохранялось в лесных районах.

В крестьянских хозяйствах имелись лошади, коровы, овцы, свиньи, козы, домашняя птица. Подспорьем были рыболовство, охота, бортничество (добыча меда).

На Руси тогда господствовало натуральное хозяйство, при котором почти все необходимое для жизни производилось в каждом хозяйстве. Большое значение в хозяйственной жизни Киевской Руси имело ремесло. Главными центрами его средоточения были древнерусские города, но отдельные отрасли развивались и в селах.

Важнейшей отраслью была черная металлургия, являвшаяся вместе с земледелием основой экономического развития страны. Железо добывалось из болотных руд, которыми богата территория Древней Руси. Обработка железа, изготовление из него многочисленных вещей для хозяйства, военного дела и быта осуществлялись в кузнечных мастерских. Древнерусские кузнецы владели множеством технологических приемов обработки железа: ковкой, сваркой, цементированием, обточкой, инкрустацией цветными металлами, полировкой. Древнерусское слово "кузнец" означало также и ремесленника, работавшего с цветными металлами. "Кузнецы злату, серебру и меди" достигли исключительного мастерства в изготовлении ювелирных изделий.

Большого развития достигли стеклодельное, деревообрабатывающее, гончарное, кожевенное ремесла. Значительное распространение на Руси имели и так называемые домашние ремесла, к которым относились прядение, ткачество переработка сельскохозяйственной продукции, приготовление продуктов питания и др.

Политическое развитие  Задачам укрепления феодального государства была подчинена и внешняя политика киевских князей.Олег,Игорь,Святослав,Владимир и другие последовательно проводили политику присоединения соседних земель,и к началу XIв.все восточнославянские земли входили в состав единого государства  Оборона и расширение границ государства представляли собой еще одну задачу внешнеполитической деятельности

Киевская Русь много весила в политической жизни Европы и Ближнего Востока. С ней вынуждены были считаться византийские императоры и хазарские каганы. В течение пятисот лет Древнерусское государство закрывала собой европейской мир и Византию от кочевников. Она приняла на себя страшный удар железного тарана 150-тысячной татаро-монгольской конницы Батыя, ценой жизни сотен тысяч своих воинов и мирных жителей ослабила его и тем спасла Европу от опустошения и гибели.

Киевская Русь сделала огромный вклад в мировую историю IX - XIII вв., Поэтому интерес к ней не угасает среди ученых современного мира. В Америке, многих странах Европы, славянских и даже неславянских. Даже в затерянной в океане Австралии и экзотической Японии плодотворно работают над проблемами древнерусской истории десятки ученых

Киевская Русь вела активную внешнюю политику. Ее правители устанавливал дипломатические отношения с соседними странами. Это было время, когда закладывались основы древнерусской государственности, развивались города, культура древней Руси. Не случайно, еще в древности Киев называли «матерью городов русских»». [4.С.125]

Древняя Русь, а позднее раннефеодальное государство имела активные связи с внешним миром. Характер этих связей и взаимоотношения с сопредельными народами менялись в зависимости от конкретной исторической обстановки, в которой находилось государство в эти годы. Определенное влияние внешняя обстановка оказывала на внутреннюю жизнь государства. Отношения с отдельными государствами то обострялись на какой-то период, то улучшались. Во многом характер внешней политики определялся последствиями военных действий, которые вело древнерусское государство. Русь вела борьбу с вражескими дружинами, Византией, Хазарией и другими государствами. Борьба с внешней опасностью была одним из важных факторов, способствовавших образованию раннефеодального государства с центром в Киеве. С другой стороны, в этот период древнерусские князья стремились в свою очередь также к расширению территории государства и завоеванию новых торговых путей. Это имело для молодого, развивающегося государства важное значение.

В конце IX и в X в. русские войска совершили ряд походов на побережье Каспийского моря и в степи Кавказа.

Соседом Древнерусского государства являлся Хазарский каганат, располагавшийся на Нижней Волге и в Приазовье.

Хазары были полукочевым народом тюркского происхождения. Их столица Итиль, находившаяся в дельте Волги, стала крупным торговым центром. В период расцвета Хазарского государства некоторые славянские племена платили хазарам дань.

Хазарский каганат держал в своих руках ключевые пункты на важнейших торговых путях: устья Волги и Дона, керченский пролив, переправу между Волгой и Доном. Установленные там таможенные пункты собирали значительные торговые пошлины. Высокие таможенные платежи отрицательно сказывались на развитии торговли Древней Руси.

Иногда хазарские каганы (правители государства) не довольствовались торговыми сборами, задерживали и грабили русские купеческие караваны, возвращавшиеся с Каспийского моря. Во второй половине Xв. началась планомерная борьба русских дружин с Хазарским каганатом. В 965г. киевский князь Святослав разгромил Хазарское государство.

После этого Нижний Дон был снова заселен славянами, и центром этой территории стала бывшая хазарская крепость Саркел (русское название Белая Вежа). На берегу Керченского пролива образовалось русское княжество с центром в Тмутаракани.

Этот город с большим морским флотом стал форпостом Руси на Черном море. В конце X в. русские дружины совершили ряд походов на Каспийское побережье и в степные районы Кавказа.

  1. Принятие христианства на Руси.

Как повествуют летописец, христианство было распр. на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный – один из учеников Христа. Рассказы о крещении отд. групп населения Руси (во времена Аскольда и Дира, Корилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показ., что христианство постеп. входило в жизнь древнерусского общ-ва. Летопись говорит, что не только христианские проповедники, но и магометане, вместе с иудеями присылали в Киев законников склонять Владимира (Вл.) к принятию своей веры, и что князь охотно выслушивал их учение. Вл. собрал бояр и высказал им все предложения проповедников. Бояре же сказали, что если он действ. хочет выбрать лучшую веру ему следует отправить своих мудрейших людей в разные земли, дабы они испытали каждую из вер. Нас же больше интер. мотивировка Вл. крестится по греческому обряду. Важно, что кроме догматов, в любой религии сущ. обычаи, традиционно передаваемые из покол. в покол. Такие обычаи для новообращенных порой значат больше, чем священные книги, особ. если эти книги написаны на непонятном языке. Так, главная книга ислама – Коран – написана на арабском языке, славянам непонятном. Обычаи мусульман, н-р не пить вино, не есть свинину, просты, но для славян были неприемлемы. И вот почему. По русскому обычаю, князь делил трапезу с дружиной. Этот показательный ритуал скреплял дружбу князя с воинами, а что могло быть для князя важнее? Менее значимым, но довольно существенным было еще одно обстоятельство. Славяне и русы привыкли к хмельным напиткам, так как вино и пиво снимали усталость походов, но строгий ритуал пиров не допускал “буйства во хмелю”. Конечно, и арабы, приняв ислам, не перестали пить вино, но делали это в узком кругу родных и друзей, в публичные места являлись трезвыми. У них не было ритуалов пиров и соответствующих им стереотипов поведения. В итоге мусульманским муллам Владимир отказал известными словами: “Руси есть веселие пити…”

Сложнее причины отказа Вл. немцам-католикам. Его слова не ясны: “Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого”. В середине 10 в. на русь прибыл епископ Адальберт с миссией крещения княгини Ольги и киявлян. Адальберт потерпел неудачу, но “не по своей нерадивости”. Изв., что в середине века на святой престол иногда восходили очень грешные папы. В 955 г. на папский престол воссел 16-тилетний юноша, нареченный папой Иоанном XII. Ватиканский двор стал вертепом продажных женщин. Если бы папа был только охотником, игроком, волокитой и пьяницей, то это было бы еще полбеды. Но римский первосвященник давал пиры с возлияниями в честь Сатаны. Конечно же вести о таких “подвигах” достигали Руси. Хронологическое совпадение бесчинств в Риме и изгнания Адальберта из Киева Случайность быть не может. Языческая Русь принимает христианство в виде православия.

Крещение Вл. и его приближенных было совершено в Херсонесе – центре византийских владений в Крыму. Ему предш. участие киевской дружины в борьбе визант. императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства – отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Вл. осадил Херсонес и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. Вл., крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распр-е христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утв. медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства имело большое значение для дальн. развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеч. жизни утв. идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в завис. от честного исп-я ими своих обязанностей на земле.

“Божий слуга” - государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутри гос. делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло гос. власть и территор. единство Киевской Руси. Изначально церковь была госуд-ной, она поддерж. князя, а князь – ее. Главным принципом было – бойтесь Бога, почитайте князя и будете первыми слугами Бога.

Принятие христианства имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув “примитивное” язычество, станов. теперь равной др. христ. странам, связи с кот. значительно расширились. Наконец, оно сыграло большую роль в разв. русской к-ры, испытавшей на себе влияние византийской. Правосл. церковь строила храмы и монастыри, учила людей грамоте и живописи.

 1. способств. укрепл. ед. гос. на базе общей рел.  2. произошло приобщение к христианской культуре; церкви и монастыри стали очагами русской культуры  3. произошло укрепление княжеской власти  4. Русь приобрела сильного союзника - Византию  5. в нар. укорен. гум. моральные нормы христ-ва  Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии -событие большого исторического значения. Древнерус-ское государство упрочило свои экономические, политические, династические и куль турные связи с Византией и Западной Европой, преодолело изоляционизм, вызванный вероисповедальными различиями. Киевская Русь стала христианской державой, интегрирующейся в семью христианских народов и государств.  Еще большее значение христианство имело для утверждения новой общественной системы. Ускорилось изживание местных, племенных различий, что способствовало этнической консолидации. Православные институты оказались в тесной связи с раннефеодальным государством и монархией, придав им характер богоустановленности, сакральности. Страна оказалась приобщена к христианским ценностям, на основе которых стали формироваться принципиально новые отношения, развиваться культурная и духовная жизнь. Вместе с тем христианство было принято в его византийском, будущем православном варианте, что впоследств ии привело к возникновению и противоположных тенденций - политическому и культурному отчуждению от латинской Европы, утверждению иной модели исторического развития.  С принятием христианства начали выстраиваться церковь и церковная иерархия, занявшая важное место в древнерусском обществе. Начальная история церкви плохо известна. Высшей властью, объединяющей всю христи анскую Русь, был митрополит Киевский и всея Руси, который, в свою очередь, назначался и подчинялся константинопольскому патриарху. Вскоре его митрополия стала делиться на епархии, число которых постепенно увеличивалось. Среди них были Новгородская, Ростовская, Черниговская, Переяславская, Владимирская и др. Митрополиты и епископы с древнейших времен получали от князей различные подарки и земельные владения. Наряду с белым духовенством появляется и черное, монахи, обживающие пустыни и монастыри. Число последних в XI-XIII вв. по летописным, достаточно спор-ным известиям, достигает 70. Характерно, что расположены они главным образом в городах или близ городов-затянувшийся процесс христианизации побуждал монашество жаться к городским «правосла вным» центрам. Возникает и монастырское землевла-дение, значительно уступающее еще земельным владениям кафедр епископов. Последние до XIV в. включительно были главными 

studfiles.net

15. Экономическое развитие Руси в период образования единого централизованного государства (XV-xviIвв.).

XV—XVII вв. занимают особое место в мировой истории. Они наполнены событиями поистине всемирно-исторического значения. Главные из них Великие географические открытия: тропической Америки X. Колумбом, пути из Западной Европы вокруг Южной Африки в Индию Васко да Гамой, открытие Австралии европейцами, пролива между Азией и Америкой С. Дежневым, первая кругосветная экспедиция Ф. Магеллана и многие другие.

Благодаря открытию новых торговых путей и новых стран торговля приобрела мировой характер, произошло гигантское увеличение находившихся в обращении товаров. Это ускорило процесс разложения феодализма и формирования в Западной Европе капиталистических отношений.

Процессы, связанные с преодолением феодальной раздробленности, развитием буржуазных связей, образованием централизованных государств охватили не только страны Западной Европы, но и Северо-Восточную Русь.

Однако завершение процесса объединения Русских земель вокруг Москвы имело существенные особенности по сравнению с образованием национальных государств в Западной Европе, обусловленные прежде всего внешней опасностью, исходившей от Золотой Орды, Швеции, Польши, Литвы и других стран. Кроме того, следует учитывать и то, что образование централизованных государств в Западной Европе сопровождалось формированием буржуазных, демократических обществ. А в России шло развитие порядков, присущих феодальному обществу, шел процесс становления и укрепления крепостного права, просуществовавшего до второй половины XIX в.

Переход Руси от феодальной раздробленности к образованию единого централизованного государства был обусловлен прежде всего экономическими причинами: ростом товарного производства, развитием товарно-денежных отношений, размыванием натурального хозяйства.

15.1. Экономика Руси в период завершения объединения вокруг Москвы

Экономические предпосылки

Завершающий этап преодоления феодальной раздробленности и объединения Русских земель вокруг Москвы в единое централизованное государство занял примерно полвека. Это произошло во время княжения Ивана III и его сына Василия III. При них в состав Российского государства вошли 25 городов и 70 волостей. Именно к этому периоду относится образование в Северо-Восточной Руси огромной державы, являвшейся в то время одним из самых крупных государств Европы. С конца XV в. это государство стало называться Россией, а ее столицей стала Москва.

Москва занимала особенно выгодное географическое положение. Многие переселенцы, спасавшиеся от набегов монголо-татар, идя на север, не могли миновать Москвы и оседали вокруг нее. Кроме того, река Москва была водным путем, который соединял верховья Волги со средним течением Оки. Этим путем, в частности, пользовались новгородцы, перевозя к себе хлеб, воск, мед из богатейших мест Рязанской земли. Вблизи от Москвы через Истру и Волоколамск пролегал исторический торговый путь «из варяг в греки».

Владея такими сухопутными и речными путями, московские князья извлекали значительные доходы в виде пошлин с купцов и потоков грузов. Это способствовало обогащению московских князей, быстрому росту населения Московского княжества, возрастанию его экономической и военной мощи.

Кроме того, нельзя не учитывать и того факта, что важной причиной возвышения Москвы были таланты и ловкость первых московских князей: Юрия Долгорукого — основателя Москвы, Даниила (сына Александра Невского), Дмитрия Донского, Ивана Калиты, Ивана III, Василия III. Не случайно в борьбе с Тверью и Новгородом за первенство на Руси победила Москва, став центром единого русского государства.

На состоянии экономики Руси в XV в. продолжало сказываться монголо-татарское нашествие, просуществовавшее до 1480 г. Русь испытала на себе всю тяжесть монголе-татарского ига. Его последствия значительно задержали экономическое и культурное развитие русских княжеств, положили начало отставанию Руси от передовых стран Западной Европы. Необходимость борьбы за освобождение от ига выдвинула на историческую арену военно-служилое дворянство и содействовала укреплению феодально-крепостнических отношений в государственном масштабе.

Монголо-татарские захватчики, учитывая самоотверженную и постоянную борьбу русского народа за свою самостоятельность, отказались от прямого включения Русских земель в состав Золотой Орды. Они не создавали в русских княжествах и своей постоянно действующей администрации. Зависимость Руси от монголо-татарских ханов выражалась прежде всего в тяжелой дани, сбор которой поручался их ставленникам — баскаком, откупщикам-мусульманам, а с XIV в. — русским князьям. Политическая зависимость Руси выражалась в том, что право на княжение оформлялось специальными грамотами в самой Золотой Орде, а ожесточенная борьба русских князей за это право также ослабляла Русь.

Развитие производительных сил

Однако монголо-татарское иго было не в силах и не могло прервать социально-экономический прогресс. Развитие производительных сил на Руси продолжалось и в этих трудных условиях.

В XV в. на Руси был восстановлен домонгольский уровень в развитии сельского хозяйства. Наиболее быстрое его восстановление и развитие происходили в северо-восточных землях. Этому способствовало и то обстоятельство, что население этой части Руси возрастало за счет крестьян и горожан — беженцев из южных земель страны, где монголо-татары превращали пахотные земли в огромные пастбища для своего кочевого животноводства. В области сельского хозяйства главной отраслью экономики являлось земледелие. Помимо подсеки (расчистка лесных участков для посевов) и перелога (землепользование, при котором поле использовалось 10—15 лет подряд, а затем несколько лет земли отдыхали и распахивались вновь) стало широко использоваться трехполье. При этой системе ведения хозяйства пашня крестьянина делилась на три части: ярь, озимь и пар. Одна засевалась весной, другая — осенью, а третья отдыхала. Затем через год хозяйственное назначение пашни менялось.

Снижалось значение таких видов промыслов, как охота и бортничество: в связи с сокращением пушного зверя в лесах уменьшалась охота, а бортничество становилось домашним промыслом (начиналось создание пасек).

Происходит рост товарно-денежных отношений, что отражалось на хозяйстве и крестьян, и феодалов. Массовый переход от подсеки и перелога к трехполью создавал условия для повышения урожайности, появления излишков зерна. Хлеб становился товаром. Его покупателем в первую очередь было городское население. Это вызывало стремление феодалов к захвату более обширных угодий, подчинению большего количества крестьян. И к XVI в. крестьянская община почти полностью была поглощена феодальным государством. Феодалы фактически утвердили за собой монопольное право владения землей, что давало им возможность устанавливать экономическую и политическую власть над крестьянами.

Основной формой крупного феодального землевладения была вотчина — княжеская, боярская, церковная, передававшаяся по наследству. Вотчина являлась и формой организации сельскохозяйственного производства. Центром княжеской вотчины были княжеский двор, включавший хоромы (дворец), дома для важных слуг, помещения для остальной обслуги, хозяйственные постройки. В вотчину входили сельскохозяйственные угодья, луга, пасеки. В ней имелись поголовья рабочего, молочного и мясного скота, птицы. Крестьяне жили в деревнях и селах.

Главным богатством вотчины были земельные владения. На княжеских землях (домениальных) использовался труд феодально зависимых смердов, холопов, челяди. Работами руководили ратейные — пашенные и сельские старосты.

В вотчине трудились ремесленники и ремесленницы.

Таким образом, вотчинная форма организации хозяйства строилась на принципе самодостаточности.

Во второй половине XV в. стали появляться первые элементы юридического закрепощения крестьян. В частности, при Иване III был принят Судебник 1497 г., в котором для крестьян устанавливалось ограничение ухода от одного феодала к другому неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября). За уход устанавливался размер выходной пошлины — пожилого (плата, взимавшаяся с крестьянина при переходе от одного землевладельца к другому). Это был первый открытый шаг к установлению крепостничества на Руси.

Вместе с тем росла барщина, увеличивались натуральный оброк, а также появившийся денежный оброк, свидетельствующий о росте товарно-денежных отношений.

Однако русский народ сумел в этих тяжелых условиях монголо-татарского нашествия не только сохранить свою национальную самобытность, но и нашел в себе силы, чтобы изгнать завоевателей из родных мест. В XV в. Золотая Орда стала распадаться на полусамостоятельные ханства например, Казанское, Астраханское. Орда уже не могла по-прежнему вмешиваться во внутренние дела Руси. Последнее нашествие татар 1480 г. закончилось великим стоянием на р. Уфе, когда ордынские войска побоялись вступить в бой с русскими и покинули Русь навсегда.

Со второй половины XV в. под управление московского князя начинают переходить новые княжества. Здесь их князья становились удельными князьями (княжатами), занимая места либо среди бояр первого ряда, либо на одну-две степени ниже. Переходя на службу к московскому князю, эти князья превращались в простых вотчинников-землевладельцев. Однако в своих вотчинах они сохраняли все атрибуты государства. У них были свой двор, свои воины, которых они выводили на службу великого князя. Княжата освобождались от поземельных налогов. В своих вотчинах они имели практически неограниченную власть: могли свои земли жаловать монастырям в вотчины и отдавать своим служилым людям в поместья.

Во второй половине XV в. в Северо-Восточной Руси преобладали так называемые «черные земли». Отдельные территории таких «черных земель» существовали и в центральных районах.

«Черные земли» — это земельные владения черносошных крестьян (т. е. крестьянства, несшего государственные повинности и платившего налоги). Для черносошных крестьян, зависимых не от частных лиц, а от государства, было характерно общинное землевладение с индивидуальным владением, приусадебным участком и пашенной землей, а также наличие выборного волостного самоуправления под контролем княжеской администрации — наместников в уездах и волостелей в волостях.

В процессе развития сельского хозяйства менялся и характер деревенского ремесла. Если раньше крестьянин-ремесленник сам добывал сырье и продукты его труда предназначались только для своего потребления или для феодала, то теперь крестьяне начали покупать необходимое для ремесленного производства сырье и продавать свои изделия на рынке. Появился ряд новых отраслей деревенского ремесла. В сельских местностях возникли поселки ремесленников и купцов.

Быстрее росло городское ремесло. В больших городах — Новгороде, Твери, Туле, Костроме и других насчитывалось 60— 70 ремесленных профессий. Особенно большое развитие получило ремесленное производство в Москве, которая славилась своими бронниками, кузнецами и ювелирами. Продолжали развиваться знаменитые русские ремесла. Возродилось литейное дело, мастера которого отливали колокола, пушки, бронзовые украшения. Мастера-ювелиры изготовляли украшения с чернью и сканью. Широкое распространение получило кожевенное, сапожное и гончарное производство, развивалось книжное дело.

Возросло значение внутренней торговли. Возникали ярмарки и торги (местные рынки), ставшие зачатками зарождающегося всероссийского рынка.

Монголо-татарское нашествие, хотя и затормозило, но не прервало торговых связей с другими странами. Русские купцы (гости) были связаны с Заморьем (Малой Азией), с прикаспийскими странами, Константинополем, а также с Англией и Голландией, Польшей, Германией, Швецией и Норвегией. Так, в Западную Европу шли меха, воск, мед, кожи, оружие, а оттуда получали специи, мыло, краски, тонкие полотна, сукна.

Изменения социальной структуры

Экономический прогресс в XV в. вызвал изменения в социальной структуре феодального общества. К этому времени прежнее деление служилых людей на старшую и младшую дружины выходит из употребления. Высший слой по-прежнему назывался боярством, а за младшей дружиной утвердилось новое название «детей боярских», или «вольных слуг».

Параллельно с усилением княжеской власти росло и значение службы при дворе московского государя. Слово «двор» со времени Ивана III получило иное, более высокое значение. Прежний дворянин во дворе князя принадлежал к категории низших слуг и работников. Теперь он поднялся на более высокую ступень. Его служба стала более почетной. Это свидетельствовало о торжестве новых московских порядков над старыми, отжившими.

Лица, находившиеся на службе у князей, в качестве жалования в период службы получали заселенные крестьянами земли — поместья. Поместная система землевладения расширялась. XVI в. для России — это годы, которые требовали наличия большой армии и значительных средств на ее содержание. Этим был продиктован переход к так называемой поместной системе. Суть ее состояла в том, что правительство, располагая обширными, зачастую не заселенными и не обработанными землями, отдавало их в пользование частным лицам с обязательством нести военную службу. Такие земли назывались поместьями, а лица, владевшие ими, — помещиками. Пока помещик служил, он был полным хозяином поместья. За это он, будучи призванным на войну, должен был явиться в сопровождении нескольких человек, снабдив их за свой счет полным вооружением и содержанием на все время военных действий. Количество людей, которых приводил помещик, зависело от размеров поместья. Это называлось явиться «конно, людно и оружно». Если помещик почему-либо прерывал службу, то государство лишало его поместья, которое отходило в казну и передавалось другому.

Этим поместья отличались от вотчины. В отличие от владельца вотчины помещик не мог подарить, передать поместье по наследству своему сыну.

Дворянство становилось опорой складывающегося самодержавного государства. В крупную политическую силу вырастало население феодальных городов (главным образом за счет ремесленников и торговцев). Их интересы требовали прекращения межфеодальных войн, ликвидации внутренних таможен, создания единой денежной системы, единой системы мер веса, объема и т. д.

Таким образом, к концу XV — началу XVI вв. великое Московское княжество превращается в единое централизованное государство. Его князья становятся государями всея Руси. А сама Русь превращается в великую державу — Россию. Политическая централизация на Руси значительно опередила начало процесса преодоления экономической разобщенности страны и была ускорена борьбой за национальную независимость, за организацию отпора внешней агрессии. Тенденция к объединению проявлялась во всех Русских землях. Русское государство формировалось на протяжении XV в. на феодальной основе, роста феодального землевладения и развития крепостничества, образования классового общества.

studfiles.net

3. Общая характеристика социально-экономического развития Киевской Руси

В IX–XII в. экономика Древнерусского государства характеризуется как период раннего феодализма. Данный период связан с началом зарождения самой основы взаимоотношений между государством, феодалами и сельским хозяйством. Происходит решение самых основных вопросов, касающихся всего населения, таких как производство продукции, порядок сбора налогов, прохождение военной службы. Ведь ядром «земли русской» является сельское хозяйство, занимающее главное место в экономике Киевской Руси. Основу его составляло пашенное земледелие. Если сравнивать с первобытно-общинным строем, то в это время техника земледелия была значительно усовершенствована. Обработка земель в южной части, где преобладали благородные черноземом участки земли, производилось плугом (или ралом), на севере использовали соху. Земледелие играло первостепенную роль в жизни Древней Руси, поэтому засеянные нивы назывались жизнью, а основной злак для каждой местности – житом (от глагола «жить»).

К IX—Х вв. появилась и стала применяться переложная система, при которой пашня на некоторое время забрасывалась. Получили известность двуполье и трехполье с яровыми и озимыми посевами.

Старые традиции обработки земли также сохранились в лесных районах (подсечное или огневое). В крестьянских хозяйствах имелись лошади, коровы, свиньи, овцы, козы и домашняя птица.

Характерной чертой было и то, насколько развито товарное хозяйство, ведь производилось практически все необходимое для жизни. Развивались ремесла, центром которых, конечно, стали города, однако отдельные отрасли развивались и в селах. Главенствующую роль занимала черная металлургия по той простой причине, что Древняя Русь была богата болотными рудами, из которых добывалось железо. Проводились всевозможная обработка железа, изготовление из него многочисленных вещей для хозяйства, военного дела и быта, при этом применялись разнообразные технологические приемы: ковка, сварка, цементирование, обточка, инкрустация цветными металлами. Однако наряду с металлургией большой толчок в развитии произошел и деревообрабатывающих, гончарных, кожевенных ремеслах.

Таким образом, металлургия и сельское хозяйство становятся прочной опорой и основной статьей экономики Киевской Руси.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

Социально-экономическое развитие Руси


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В социально-экономическом развитии Руси в 13 - 14 веке произошли серьезные перемены. После нашествия монголо-татар в Северо-Восточную Русь происходит восстановление хозяйства, вновь оживляется ремесленное производство. Наблюдается рост и увеличения экономического значения городов, которые в домонгольский период не играли серьёзной роли (Москва, Тверь, Нижний Новгород, Кострома). Активно развивается крепостное строительство, возобновляется возведение каменных храмов. Сельское хозяйство и ремесло бурно развивается в Северо-Восточной Руси. Происходит усовершенствование старых технологий и появление новых.

На Руси получили распространения водяные колеса и водяные мельницы. Пергамент стал активно вытесняться бумагой. Развивается солеварение. Появляются центры по изготовлению книг в крупных книжных центрах и монастырях. Развивается массивно литье (колокольное производство). Сельское хозяйство развивается несколько медленнее чем ремесло. Подсечно-огневое земледелие продолжает вытесняться полевой пашней. Широко распространяется двуполье. Активно строятся новые деревни. Увеличивается количество домашних животных, а значит увеличивается внесение органических удобрений на поля.

Феодальная раздробленность Киевской Руси

 

XII-XIII века на Руси вошли в историю как период феодальной роздроблености. После смерти великого князя киевского Мстислава, сына Владимира Мономаха, Киевская Русь распадается на множество княжеств и земель. Несомненно, основной причиной раскола крупного централизованного государства было отсутствие у местных князей и бояр заинтересованности в сильной власти великого киевского князя. Развитие обособленного землевладения, возможность передачи земли по наследству делало их полновластными хозяевами, не зависящими от Киева.

Серьезными причинами роздроблености можно назвать и большие размеры государства и связанные с этим трудности управления, отсутствие четкой системы наследия престола и княжеские усобици.

В процессе децентрализации выделяются Киевское, Чернигово-Северское, Переяславское, Волынское, Галицкое, Владимиро-Суздальское, Полоцкое и другие княжества.

Местные князья реформируют государственный аппарат, создают собственные вооруженные силы - "дружини". Княжества теперь делятся на волости. Постепенно снижалась роль народного вече. Хотя в Новгороде и Пскове формой правления была боярская республика.

Киевское княжество оставалось общегосударственным центром, в котором находилась резиденция митрополитов. Фактически произошла только смена формы государственного строя. Некоторые ученые называют ее Федеративной монархией, поскольку основные вопросы внутренней и особенно внешней политики решались коллективно наиболее влиятельными князьями. Важным аргументом в пользу подобной политики была постоянная угроза со стороны половцев. В 60 - 70 годы XII века. выделяются два центра, которые пытаются объединить вокруг себя русские земли, - Киев и Владимир-на-Клязьми. Но усиление влияния боярства, которое ставило собственные местные интересы выше общегосударственных, вновь вызывает обострение княжеских отношений и ускорения процессов раздробления. Этим и воспользовались внешние враги - рыцари-крестоносцы, половцы. Но самые катастрофические разрушения нанесли Руси татаро-монголы.

    На конец XII - начало XIII вв. в Центральной Азии создается мощная военно-феодальное Монгольское государство. В 1206 г. ее возглавил Темучин, провозглашенный Чингисханом. Сразу же начинаются завоевательные войны против соседей, а затем татаро-монголы постепенно продвигаются к границам Киевской Руси. В 1223 г. на р Калка 25-тысячное татаро-монгольское войско наносит сокрушительное поражения войскам Южнорусских князей, которые даже перед лицом опасности не смогли переступить через раздоры и выступить совместно. Следующий поход против Руси татаро-монголы начинают в 1237 г. под руководством внука Чингисхан - Батыя. В течение 1237-1238 гг были захвачены Рязанские, Владимирские, Суздальские, Ярославские земли. В 1239 г. Батый захватывает Переяслав и Чернигов и вступает в Киев, где правил воевода Данила Галицкого - Дмитрий. Осенью 1240 г. начинается штурм. С помощью таранов завоеватели ворвались в Киев, но горожане продолжали мужественно оборонятся. Последним пунктом сопротивления защитников стала Десятинная церковь. Город был ограблен и разрушен. По легенде, воеводе Дмитрию за мужество была сохранена жизнь. Затем добычей завоевателей становятся Каменец, Изяслав, Владимир, Галич.

Благодаря многочисленной и крепкой организации татаро-монгольских войск, с одной стороны, и распыление, военной неподготовленности русских войск, с другой, Батый сумел присоединить к своей империи - Золотой Орды, которая охватывала территорию от Урала до Черного моря, практически всю Русь.

Кроме татаро-монголов, Русь хотели завоевать еще рыцари-крестоносцы, польские и венгерские феодалы. Однако Данило Романович, галицко-волынскому князю, удалось унять их посягательства.

 

Татаро-монгольский нашествия значительной степени затормозили социально-экономическое, политическое и культурное развитие древней Руси. Феодальная раздробленность была фактически законсервирована, о возрождении собственной государственности не могло быть и речи.

 

Выполнив роль буфера для стран Западной Европы (в татаро-монголов уже не было сил ее завоевывать), Русь на долгие годы оказалась под игом. Лишь Галицко-Волынское княжество формально удалось сохранить ограниченную независимость, признав, однако, власть Орды. Остальные же земли утратили какую-либо самостоятельность. Князья вынуждены были признать себя вассалы Золотой Орды, из рук хана получали право на княжение (ярлык) и платили тяжелую дань.

Русская культура в период монголо-татарского нашествия
Развитие культуры в русских землях после нашествия и установления ордынского господства в целом не претерпело столь серьезных деструктивных изменений, подобных тем, что произошли в социально-политической сфере. Однако в результате татарских набегов был нанесенжестокий урон материальным и культурным ценностям. Давало себя знать резкое усиление разобщенности русских земель с середины XIII в., что отрицательно сказалось на развитии общерусских культурных процессов. Сразу же после установления ордынского владычества на Русивременно прекращается строительство каменных зданий. Было утрачено искусство целого ряда художественных ремесел (производство изделий с чернью и зернью, с перегородчатой эмалью и др.). Сократились масштабы изготовления рукописных книг. Значительно сужается кругозор летописцев, они почти утрачивают интерес к событиям, происходящим в других княжествах. Вместе с тем важнейшим жанром литературы в XIII в., получившим динамичное развитие, становится устное народное творчество: былины,песни, сказания, воинские повести. В них отразились представления pyccкиx людей о своем прошлом и об окружающем мире. В XIV в. осмыслению монгольского завоевания посвящен целый ряд повестей -сказаний: о битве на Калке, о разорении Рязани, о нашествии Батыя, сказание о Евпатии Коловрате, а также о защитнике Смоленска юноше смолянине Меркурии, спасшем город по велению Богородицы от Батыевых ратей. В Северо-Восточной Руси, которая на протяжении XIV - начала XV в. постепенно шла к воссозданию государственного единства, создались благоприятные предпосылки для культурного подъема, обогащаемого ростом национального самосознания. Мощный толчок развитию патриотических чувств русских людей дала Куликовская битва. Блестящей победе русских воинов на поле Куликовом посвящен целый ряд выдающихся произведений литературы: летописная повесть <О побоище на Дону>, <Слово о житии и преставлении великого князя ДмитрияИвановича>, воинская повесть <Задонщина". составленная, как полагают, Софонием Ря-занцем по образцу <Слова о полку Игореве>. Другим произведением из антиордынского цикла является историческая песнь о Щелкане Дудентьевиче, повествующая о восстании в Твери в 1327 г., о разорении Тохтамышем Москвы 1382 г., о нашествиях на Русь Тамерлана и хана Едигея. Идея национального освобождения и патриотизма отражена также в произведениях, посвященных защите северо-западных рубежей Землирусской: "Житие Довмонта" и <Житие святого Александра Невского>. Целый ряд житийных произведений посвящен князьям, погибшим в Орде. Это <Житие Михаила Черниговского> и <Житие Михаила Тверского>. Князья предстают в этих произведениях как защитники православной веры и своей Отчизны. Постепенно со второй половины XIII в. в русских землях постепенно восстанавливается летописание. Его главными центрами оставались Галицко-Волынское княжество, Новгород, Ростов Великий, Рязань, немного позднее (примерно с 1250 г.) -Владимир, а с конца XIII в.- Тверь. Со второй половины XIV в. 60 составление летописей и рукописных книг переживает значительный подъем. Ведущее место постепенно занимает московская летописная традиция, а ее центрами становятся Симонов, Андроников и другие монастыри. Она дошла до нас в составе Троицкой летописи начала XV в. и являет собой в отличие от местных летописных записей первый со времен Древней Руси свод общерусского характера. Наряду с развитием литературы развивается письменность. Показателем степени распространения грамотности среди всех слоев населения являются найденные в XX в. при раскопках в Новгороде берестяные грамоты. Постепенно с развитием книжности меняется характер письма, расширяется деловая документация. В XIV в. на смену <уставу> приходит <полуустав> - более беглое и свободное письмо. А с конца XIV в. начинается развитие скорописи, само название которой говорит о принципе написания. На смену дорогостоящему пергамену постепенно приходит более дешевый материал - бумага. В конце XIII-ХIV в. в русских землях возобновляется каменное строительство. До настоящего времени сохранились на Новгород-чине церковьНиколы на Липне (1292), церковь Федора Стратилата на Ручью (1360) и Спаса на Ильине улице (1374). Сохранилось в Новгороде и несколькогражданских строений XIV - начала XV в. Наиболее интересной постройкой является среди них Грановитая палата (название появилось позднее), созданная в 1433 г. Она была возведена по указанию архиепископа новгородского Евфимия, ярого противника Москвы, чтобы подчеркнуть суверенитет Новгорода. При Иване Калите в Московском Кремле строится четыре каменных храма: Успенский собор (1326), церковь Ивана Лествич-ника (1329), церковь Спаса на Бору (1330) и Архангельский собор (1333). От некоторых из них сохранились отдельные фрагменты. Возобновление каменного строительства в Москве связано с княжением Дмитрия Донского, при котором возводятся белокаменные укрепления Московского Кремля (1360-е годы). Дошедшие до нас памятники каменного зодчества первой четверти XV в. свидетельствуют об их новом техническом качестве. Примером такого рода памятников является Успенский собор в Звенигороде. Помимо Москвы каменные крепости возводятся вокруг ряда монастырей, а также в Изборске, Орешке, Яме, Копорье и Порхове. Мощный подъем русской культуры в конце XIV в. нашел отражение в развитии русской живописи. Одним из наиболее ранних памятников монументальной живописи являются фрески собора Снетогорского монастыря в Пскове (1313). Наиболее крупным художником этого периода был Феофан Грек ( ок. 1340 г. – 61 после 1405 г.), византийский мастер. Фресковые росписи Феофана Грека в сохранившихся новгородских храмах отличают необыкновенная виртуозность исполнения, свобода в обращении с эсхатологическими традициями, оригинальное монохромное исполнение в красно-коричневых глубоких тонах. Помимо фресковой живописи Феофану Греку приписывается изображение Успения на обороте известной иконы <Донская Богоматерь> из Благовещенского собора в Москве. Его кисти принадлежит большая икона <Преображение> из Переяславля Залесского. На рубеже XIV-XV столетий в Москве складывается русская национальная школа иконописи. К этому времени относится ранний период творчества гениального русского художника Андрея Рублева. Огромную роль в развитии культуры на Руси в эту эпоху сыграли великие духовные пастыри митрополит Алексий (ок. 1310-1378) и игумен Сергий Радонежский (1314(или 1319)-1392). Последний, основатель Троицкого монастыря под Москвой, является подлинным вдохновителем борьбы русских людей против ордынского владычества.

Возвышение Москвы.

Возвышение Московского княжества началось в конце XIII в. Первым московским князем по завещанию отца стал младший сын Александра Невского Даниил Александрович (1263-1303 гг.). Этот правитель сумел несколько расширить земли своего княжества. В начале 90-х гг. Даниил присоединил к Ростовскому княжеству Можайск, а в 1300 г. отвоевал у Рязани Коломну.

Сын Даниила Юрий Данилович с 1304 г. повел борьбу за великое владимирское княжение с Михаилом Ярославичем Тверским, получившим в 1305 г. в Орде ярлык на великое княжение. Поддержку московскому князю оказывал митрополит всея Руси Петр. В 1317 г. Юрий добился получения ярлыка на великокняжеский престол из рук хана Узбека, а спустя год в Орде главный враг Юрия - Михаил Тверской - был убит. После смерти последнего в 1332 г. ярлык на великое княжение почти постоянно находился в руках московских князей.

Ивану Калите удалось упрочить свое влияние в Новгороде, приобрести в Орде ярлыки на удельные княжества с центрами в Угличе, Галиче и Белоозере. Помимо этого, Иван I покупал в других княжествах села, становившиеся опорными пунктами "собирания" русских земель вокруг Москвы. Заботясь об укреплении княжества, Калита охотно принимал на службу переселенцев из других земель. Калита первым использовал передачу земли (поместье) в качестве платы за службу. При этом князе в Москве была возведена деревянная крепость. За годы правления Ивана Калиты территория княжества увеличилась в четыре раза.

Политику Ивана Калиты по укреплению Московского княжества продолжили его сыновья - Семен Гордый и Иван II Красный. В правление этих князей прекратились опустошительные набеги ордынцев и литовцев.

После смерти Ивана II Красного московским князем стал его 9-летний сын Дмитрий (1359-1389 гг.). В это время ярлыком на великое княжение завладел суздальско-нижегородский князь Дмитрий Константинович. Между ним и группировкой московского боярства развернулась острая борьба. На стороне Москвы выступал митрополит Алексий, фактически возглавлявший московское правительство, пока в 1363 г., победу окончательно не одержала Москва. Великий князь Дмитрий Иванович продолжал политику укрепления Московского княжества. В 1367 г. был возведен белокаменный Московский Кремль. В 1371 г. Москва нанесла сильное поражение рязанскому великому князю Олегу. Продолжалась борьба и с Тверью. Когда в 1371 г. Михаил Александрович Тверской, получив ярлык на великое княжение Владимирское, попытался занять Владимир, Дмитрий Иванович отказался повиноваться ханской воле. В 1375 г. Михаил Тверской вновь получил ярлык на владимирский стол. Тогда против него выступили почти все князья Севере-Восточной Руси, поддержав московского князя в его походе на Тверь. После месячной осады город капитулировал, по заключенному между московским и тверским князем договору Михаил признавал Дмитрия своим "братом старейшим", т.е. становился в подчиненное положение.

В результате внутриполитической борьбы в северо-восточных русских землях Московское княжество добилось первенствующего положения в "собирании" русских земель и превратилось в реальную силу, способную противостоять Орде и Литве. С 1374 г. Дмитрий Иванович прекратил выплату дани Золотой Орде.

Причинами усиления Московского княжества были:

-выгодное экономико-географическое положение. Москва находилась на оживленном торговом пути Прибалтика - Поволжье - Средняя Азия и прибыльная хлебная торговля приносила в княжескую казну немалые доходы.

-выгодное стратегическое положение. Москва, контролировавшая поставки хлеба в Новгород из Поволжья, в кризисных ситуациях перекрывала торговые пути, что делало новгородцев более сговорчивыми. С XIV в. в Новгороде выбирались подконтрольные Москве князья.

-захват Владимирского великого княжения, что давало Москве экономический (сбор "выхода") и политический (в случае неповиновения против местных князей применяли ордынские отряды) контроль над всеми княжествами Северо-Восточной Руси.

-понимание московскими князьями особой роли православия в период монголо-татарского ига. Московские князья поддерживали добрые отношения с митрополитом Петром. После смерти Петра Калита добился причисления его к лику святых. Резиденция митрополитов вскоре была в Москву. Иван Калита построил первый каменный московский собор Успения Божией Матери. Москва превратилась в религиозный центр Северо-Восточной Руси.

-исключительный прагматизм московских князей. Одними из первых они пошли на тесное сотрудничество с Ордой. Это позволило подчинить Москве практически все княжества Северо-Восточной Руси и обеспечить прекращение ордынских погромов, а также сдерживать натиск Литвы.

Становление единого русского государства. Создание условий для возникновения единого государства и свержения золотоордынского ига. 14-нач. 15 в.в.

Политическая централизация Руси в 13-15 веках происходила значительно быстрее, чем преодолевалась её экономическая разобщенность. Наличие внешней опасности с востока и запада, необходимость борьбы за свержение золотоордынского ига, за установление национальной независимости ускоряли этот процесс. Объединение русских земель в Российское централизованное многонациональное государствозаняло примерно два с половиной столетия. Тверское княжество было сильнейшим в 13 веке, но ему не суждено было возглавить объединительный процесс, в 14 веке стремительно возвышается Москва.

Причины: выгодное географическое положение, приток населения (труднопроходимые леса, меньше разорений от врагов), центр ремесла, сельскохозяйственного ремесла и торговли, узел сухопутных и водных путей, гибкая политика московских князей, поддержка церкви.

События 14 века. Тверской князь Михаил Ярославич получил в Орде ярлык на великое княжение. Московский князь Юрий Данилович пообещал хану увеличить дань с русских земель и женился на сестре хана Узбека – Кончаке. И хан передает ему ярлык на великое княжение.Тверской князь громит войско Юрия, берет в плен его жену Кончаку, которая внезапно умирает в Твери. Вызванный в Орду Михаил был казнен. За смерть отца сын Михаила – князь тверской Дмитрий Грозные Очи, через несколько лет мстит – убивает московского князя Юрия(1325). Хан Узбек опять наказывает Тверь и казнит Дмитрия.

1327 год. Антиордынское восстание в Твери, против сборщика налогов баскака Чолхана. Московский князь Иван Данилович явился в Тверь с монголо-татарским войском и подавил восстание, разгромил город. Стал сам собирать с Руси дань, получил прозвище Калита(кошель, денежная сума) и получил ярлык на великое княжение. Ему подчинились Галичское, Угличское, Белозерское княжества. При его сыновьях Семене Гордом и Иване Красном присоединились Дмитровские, Костромские, Стародубские земли.

Дмитрий Иванович Донской –московский князь. При нем Орда открыто стала поддерживать противников Москвы. Но Москва умело отбивает притязяния на общерусское лидерство Нижнего Новгорода, Твери. В самой Орде началась «замятня» - борьба за ханский престол.

1377 г. На реке Пьяне ордынцы сокрушили московскую рать.

1378г. На реке Воже московское войско Дмитрия разбило войско мурзы Бегича.

1380 г. Куликовская битва. Темник (глава тумена) Мамай стремиться восстановить пошатнувшееся господство орды на Руси. Заключив союз с литовским князем Ягайло он повел свои войска на Русь. Дмитрий проявил себя как талантливый полководец. Сражение началось с поединка между русским богатырем Пересветом и татарским воином Челубеем. В начале битвы татары почти полностью уничтожили передовой русский полк и уже вклинились в ряды стоявшего в центре большого полка. Мамай торжествовал. Но засадный русский полк во главе с воеводой Дмитрием Боброком –Волынцем и князем Владимиром Серпуховским разгромили ордынцев, те панически бежали. Мамай бежал в Кафу (Крым), там был убит. Власть над Ордой захватил Тохтамыш, он жестоко громит Москву (Дмитрий собирал новое ополчение на севере) и Москва вынуждена опять платить дань орде. Значение Куликовской победы: Орда потерпела первое крупное поражение,Москва усилилась как политический и экономический центр. Уменьшился размер дани. Дмитрий Донской передал свои земли сыну как вотчину не спрашивая права на ярлык. Произошло слияние Великого княжества Владимирского и Московского.

Феодальная война второй четверти 15 века – это столкновение сторонников и противников государственной централизации. Наивысшего успеха противники централизации достигли при Дмитрии Шемяке, который недолгое время был московским князем, но московское боярство и церковь встают на сторону Василия II Темного, Шемяка бежит в Новгород и там умирает. Феодальная война закончилась победой сторонников централизации.

О силе великокняжеской власти говорит то, что Василий II отказался признать союз между католической и православной церквями под главенством папы, заключенный во Флоренции в 1439 году. Митрополит, поддержавший унию (союз) был низложен, на его место избрали рязанского епископа Иону. Это начало независимости русской церкви от константинопольского патриарха.

Итог развития Руси в первые два столетия после монгольского разорения: в результате героического созидательного и ратного труда на протяжении 14 – первой половине 15 веков были созданы условия для появления единого государства и свержения золотоордынского ига. Борьба за великое княжение шла уже как показала феодальная война не между отдельными княжествами, а внутри московского княжеского дома. Процесс образования Российского государства со столицей в Москве стал необратимым.

Тема 3. Становление российского самодержавия

Накануне смуты, наследие Ивана Грозного

studopedya.ru

Социально-экономическое развитие Древней Руси.

Образование древнерусского государства Киевской Руси произошло в 882 г., когда новгородский князь Олег объединил Новгородское, смоленское и Киевское княжества. Он перенес столицу в Киев и провозгласил себя великим киевским князем. Древнерусское государство сложилось из земель, которые занимали племенные союзы (древляне, поляне, волыняне, радимичи, кривичи, вятичи и др..) Центрами образования государства стали города Новгород и Киев. Эти города выгодно располагались на торговом пути «из варяг в греки» и объединили вокруг себя две группы восточнославянских племен – северную и южную.

С образованием государства появляются системы взаимоотношений с населением, включающих в себя производство продукции, сбор налогов и несение военной службы. Самой первой системой налогообложения стала дань, которая называлась полюдье. Полюдье собиралось со всего населения, и являлась выражением верховного права князя на землю и установления понятия подданства. Сбор дани проводился ежегодно, с ноября по апрель. Размеры дани, место и время сбора не определялось заранее. Старшие дружинники со своими отрядами могли собирать и большее количество дани, чем князь. Такие захватнические методы вызвали протест населения. И в 945 г. В жена князя Игоря, княгиня Ольга, провела налоговою реформу, установив «уроки» – нормы дани, а также время и место ее сбора – «погосты». Это были пункты, где проводилась торговля. Реформа княгини Ольги была первой попыткой упорядочения сбора дани в Киевской Руси.

Процесс феодализации. По мере развития производительных сил, у славянских племен выделились определенные группы населения, различающиеся между собой по социальному положению и благосостоянию. Появилась знать, куда входили «лучшие» мужи. Самый высокий статус занимали «земские бояре». Это были представители племенной аристократии, потомки родовых старейшин, а также торговцы, жившие на пути «из варяг в греки». К высшим социальным слоям относились верховные дружинники, «княжьи мужи». В X–XI вв. в Киевской Руси усиливается процесс феодализации. Усилился интерес к закреплению земли в постоянном владении. Частная собственность на землю называлась вотчиной (собственность на землю, которую можно купить, продать, передать по наследству). С этого периода смерды не только выплачивают дань государству, но и становятся зависимыми от феодала (боярина) и выплачивают ему за пользование землей оброк или отрабатывают барщину, хотя в этот период еще значительное число жителей оставалось не зависимыми от бояр.

Основной отраслью хозяйства в Киевской Руси было земледелие. Оно было распространено по всей территории древнерусского государства. Развитие земледелия вместе с ростом населения приводило к освоению новых земель. Основными сельскохозяйственными культурами на Руси были рожь, просо, горох, конопля, овес, ячмень, репа, капуста, пшеница, лен, бобы, чечевица. Также важной отраслью хозяйства являлось животноводство. Разводили лошадей, волов, коров, овец, птиц, свиней.

Вспомогательную роль, но очень важную, играли различные промыслы, такие как охота, рыболовство, бортничество.

Торговля. Главными торговыми путями Древней Руси были водные. Один из наиболее известных – водный путь «из варяг в греки», соединявший Балтийское море с Черным. Он протянулся через русские земли на несколько тысяч километров с севера на юг. По Днепровскому пути из Византии на Русь везли дорогие ткани, книги, иконы, вина, фрукты, овощи, пряности, стеклянные и ювелирные изделия. Одним из важнейших путей был Волжский путь – на Каспий, Кавказ и Закавказье, в арабские страны.

Также были и большие сухопутные торговые дороги, об этом свидетельствует «Русская Правда», например дорога «гостиниц великих». Одна из таких больших дорог вела из Киева на запад через Краков и далее в пределы Чехии – на Прагу и в южную Германию на Раффальштеттен и Регенсбург.

Денежная система. Первоначально мерилом ценности был скот, поэтому деньги назывались скот. В период Киевской Руси существовала денежная единица куна. До второй половины X в. На территории Руси имели хождение византийские и арабские монеты, а затем и западноевропейские монеты. В конце X – начале XI вв. начинается чиканка собственной монеты, вероятно, это произошло после официального принятия христианства на Руси. Крупные платежные операции на руси обеспечивались серебряными слитками. На территории государства обращались слитки различного веса и вида, но преобладающее значение имели так называемые киевские и новгородские гривны.

Киевские гривны: XI–XIII вв. – это слитки шестиугольной формы, имевшие устойчивый вес – около 160 гр. Они функционировали с середины XI в. Вплоть до монголо-татарского нашествия почти на всей территории Киевской Руси, но более всего в южных районах.

Новгородские гривны – это длинные (14–20 см) полочки-бруски весом около 200 гр., содержащие большой эпиграфический материал.

Структура денежного счета, зафиксированная Пространной редакцией «русской правды»: 1 гривна = 50 кунам =150 или 100 вереницам (самая мелкая, неделимая денежная единица в Древней Руси).

students-library.com

Политическое и социально-экономическое развитие Киевской Руси

Политической основой Киевской Руси была княжеская власть, принадлежавшая династии Рюриковичей. В IX-X вв. она наследовалась от отца к сыну. При Владимире Святославовиче власть стала передаваться старшему мужчине в роду. Тогда же все князья начали получать уделы. Этот принцип заложил основу политической раздробленности, возникшей в XII веке.

Княжеская власть

Каждый удел и город древнерусского государства со временем оказался закрепленным за определенной ветвью Рюриковичей. Например, Чернигов сделался вотчиной потомков Святослава Ярославовича. Киев и Переяславль отошел к Владимиру Мономаху и его сыновьям. Результаты, к которым привело политическое и социально-экономическое развитие Киевской Руси, были закреплены на Любечском съезде в 1097 году в виде лествичной системы наследования. В то же время «мать городов русских» формально оставалась главным городом восточных славян. Киевский князь признавался родственниками старшим.

Однако уже в XI столетии военные столкновения Рюриковичей между собой стали нормой. К этому неутешительному итогу привело как политическое, так и экономическое развитие Киевской Руси. Кратко данную закономерность можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, выросшие русские провинциальные города хотели добиться независимости от центра для того, чтобы быстрее и проще развиваться. Во-вторых, к раздробленности Киевского государства привела совокупность трех политических традиций страны: монархической, аристократической и демократической.

Рюриковичи и аристократия

Как и в любой средневековой европейской стране, политическое и социально-экономическое развитие Киевской Руси напрямую зависело от монархического строя. Он возник на заре отечественной государственности. Князь был не только олицетворением исполнительной власти: он вершил суд, определял законы и руководил армией, передавая свои полномочия по наследству. В этом принципе сказывались как собственно родовая славянская традиция, так и иноземное влияние. Вместе с религией древнерусское государство переняло многие политические институты у Византийской империи. Именно поэтому князь всегда считался еще и главным защитником православной церкви.

Экономическое и политическое развитие Киевской Руси также зависело от давних аристократических традиций, которые защищались боярским советом. Этот институт выступал в качестве существенного дополнения власти князей. Известно, что монархи регулярно советовались со знатью в вопросах внутренней и внешней политики. Бояре могли управлять государством в формате регентского совета в период малолетства князя. Взрослые Рюриковичи часто обсуждали повестку дня со своим окружением во время пиров и охоты.

Функции гражданского управления нередко передавались ключевым дружинникам. Многочисленные примеры вмешательства армии в политику известны благодаря летописям. Например, киевский князь Святослав Игоревич отказался принимать христианство из-за позиции собственной языческой дружины, настроенной против пришлой греческой веры.

Боярское сословие в то время не было замкнутой кастой. Аристократом мог стать любой способный человек и даже наемник. При этом бояре не были обязаны князьям службой. Они могли покидать своих сюзеренов и переходить к другим Рюриковичам (хоть и теряя землю). Известно, что Владимир Святославович активно раздавал имения варягам, захватив благодаря их помощи киевский престол.

Вече

Проводником демократических принципов в Древнерусском государстве было городское вече. Оно выполняло представительную функцию и давало людям возможность повлиять на принимаемые властью решения. Право голоса было только у мужчин (глав семей). Мнения неженатых отпрысков не учитывались.

Появлению вече как важного института способствовали особенности социально-экономического развития Киевской Руси, связанные с ростом городской общины. Подобное сообщество формировалось из нескольких страт: купцов, ремесленников, церковных служителей, княжеской администрации. Поначалу вече играло малозначительную роль в политической жизни, но со временем его вес только увеличивался. Пик важности подобных собраний пришелся на XI-XIII вв.

Первые киевские князья могли не обращать внимания на мнение людей. Они насильно захватывали города и в такой же повелительной форме крестили вчерашних язычников. В таком случае почему вече все же приобрело значительный политический вес? Со временем городское ополчение стало важной частью дружины. Кроме того, состоятельные жители начали давать князьям в долг деньги (к примеру, на те же войны). Наконец у Рюриковичей появились собственные экономические интересы, связанные с посадом.

Результатом всех этих медленных, но неумолимых процессов стало то, что в 1068 году вече Киева избрало своим князем пленного Всеслава, а в 1113 году пригласило править Владимира Мономаха. Демократические порядки особенно прижились на севере. Самым независимым было новгородское вече, которое в период политической раздробленности стало основой Новгородской республики.

Чиновники

В еще единой Киевской Руси в каждом крупном провинциальном городе у князя был наместник. Такие должности существовали в Новгороде, Переславле, Владимире, Чернигове и т. д. Как правило, наместниками становились ближние родственники князя. На местах они исполняли судебные, административные и налоговые функции.

Городской управленческий аппарат возглавлялся тысяцкими. Во время войны они формировали ополчение. Были и чиновники нижнего уровня – сотские и десятские. Они собирали налоги и поддерживали порядок в далеких округах. Судебные штрафы собирались вирниками. Сельская администрация возглавлялась старейшинами общин, а администрация в землях князя – тиунами.

Элиты

Общественная структура Киевской Руси была неустойчивой и динамичной – большая часть населения могла с возрастом поменять свой социальный статус. Наверху этой лестницы были князь и его окружение – династия, дружина, бояре. На заре существования древнерусского государства элита в значительной степени состояла из варягов, пришедших из Скандинавии вслед за первыми Рюриковичами. Постепенно количество норманнов уменьшалось. Одни ассимилировались, других заменили потомственные восточные славяне.

Общая характеристика социально-экономического развития Киевской Руси не может обойтись без упоминания о привилегированном положении государственного аппарата. В его пользу перераспределились доходы от торговли, военной добычи, налогов и т. д. Престижными были должности судебных исполнителей (огнищан), заведовавших княжеским хозяйством (тиунов), распорядителей на пирах (кравчих).

До XII века Русь не страдала от феодализации, свойственной Западной Европе. Поэтому хоть бояре и играли важную роль в жизни восточнославянского общества, они не были независимыми обладателями собственных вотчин. Младшая дружина, подчиненная им, называлась гридью.

Свободные жители и рабы

Средний социальный слой Киевской Руси состоял из горожан и вольного крестьянства. К нему принадлежало около 75% населения страны. Другая прослойка – активное купечество, без которого было бы немыслимым социально-экономическое развитие Киевской Руси. Кратко важность торговцев можно объяснить хотя бы тем фактом, что государство тратило все необходимые (и значительные) ресурсы на охрану торгового пути из варяг в греки. Жители городских посадов объединялись в общины. Они составлялись по территориальному районному признаку.

Лично свободные крестьяне также назывались людинами, а их общины – вервями. Кроме них в деревне также были смерды. Так называли крестьян, принадлежавших князю. Они работали на земле монарха. Надзор за ними осуществляли тиуны. Общественное положение смердов было самым уязвимым во всей стране. Правонарушения против них обязывали к низким штрафам. Иначе говоря, статус смердов подчеркивался в фундаментальном законе Киевской Руси – Русской Правде.

К еще одной страте исследователи относят рядовичей. Это были вольнонаемные работники, не связанные с какой-либо другой прослойкой населения. Их труд являлся важным вкладом в экономический рост страны. К подневольной работе принуждали должников, не имевших возможности выплатить свои долги. В Русской Правде они получили говорящее название закупов. К рабам относились холопы и челядь. Это были люди, считавшиеся собственностью князей или аристократии и обладавшие определенной специальностью в хозяйстве. К примеру, к рабам относились ключники.

Отдельно ото всех в общественной системе находились служители церкви. Они появились в конце IX столетия, когда Владимир Святославович крестил Русь и сделал православие государственной религией. Важные иерархи (епископы, архиепископы и митрополит) сразу заняли привилегированное положение. Вместе с тем медленно формировался статус монахов. Особенное положение было у национальных меньшинств: угров, финнов на севере и черных клобуков на юге. В конце XI века на Руси закрепились евреи. Многие из них занимались ростовщичеством и были состоятельными людьми. Прирост еврейской миграции произошел после разгрома Хазарии.

Экономика и сельское хозяйство

Как и в других соседних странах, экономическое развитие Киевской Руси основывалось на нескольких ключевых отраслях: сельском хозяйстве, внутренней и внешней торговле, промыслах и ремесле. В IX-X вв. произошло качественное изменение земледелия. В этот период отмерла прежняя переложная аграрная система. Ее принцип заключался в том, что после первого урожая участок на несколько лет оставляли под паром. В то же время отсутствовало чередование в севообороте.

На смену этой практике пришла двухпольная и трехпольная системы пользования землей. Без ее внедрения экономическое развитие Киевской Руси было бы неполноценным и запоздалым. При трехполье на одном участке чередовали разные культуры: пар, яровые и озимые. Благодаря новому способу севооборота крестьяне повысили урожайность своих хозяйств. В северных областях восточных славян в этот период прежнее подсечное земледелие постепенно сменялось постоянным возделыванием.

Экономическое развитие Киевской Руси 9-12 вв. зависело от урожаев ключевых культур. На юге выращивали гречиху и пшеницу, а на севере – овес, ячмень и рожь. Отдельные поля отводились под репу. Выращивались и технические культуры, используемые в ткачестве (конопля и лен). Ключевым инструментом труда на севере была соха. В XII веке крестьяне усовершенствовали трехзубый деревянный плуг, добавив к нему металлический лемех.

Что еще влияло на экономическое развитие Киевской Руси? Сельское хозяйство не могло существовать без лошадей. Именно они тянули соху. Кроме того, лошади были необходимы армии. Их разведение стало важной частью древнерусской экономики. Огромные табуны принадлежали княжескому хозяйству. Вместе с сельским хозяйством сосуществовало и разведение крупнорогатого скота. Складываясь из всех этих отраслей, экономическое развитие Киевской Руси и древнерусского государства представляло собой сложный и многосторонний процесс, который по сей день изучается специалистами.

Охота, рыболовство, бортничество

Помимо сельского хозяйства, особенности экономического развития Киевской Руси были связаны с охотой. Ею занимались самые разные группы населения. Для бояр и князей охота была развлечением. А вот для жителей лесных и лесостепных регионов она являлась способом заработка и пропитания. Меха использовались в пошиве теплой одежды и экономическом обмене с соседями (бартере). За охоту в чужих владениях человек мог получить огромный штраф или даже телесное наказание (то же самое касалось убийства охотничьих собак и порчи охотничьих сетей).

Экономическое развитие Киевской Руси не могло обойтись и без рыболовства. Им промышляли на берегах озер, рек и речушек, которых всегда было в избытке на Восточно-Европейской равнине. Также в Киевской Руси в большом количестве возникали бортнические хозяйства. Если пчеловод помечал дерево как рабочее, оно попадало под охрану закона. Уничтожившего знак владельца улья ждал штраф в 12 гривен.

Торговля

Промыслы и охота давали продукцию, популярную на внешнем рынке. Экспорт Киевской Руси состоял в основном из сельскохозяйственных культур и лесного сырья. В X столетии расцвела торговля с Византией. Восточные славяне продавали грекам мед, воск, меха, зерно и рабов. В обмен на это Киевская Русь усилиями своих купцов получала иконы, ювелирные украшения, фрукты и шелк. Также всегда оставалась оживленной торговля со странами Востока и Западной Европы.

Благодаря прибыльной торговле в Константинополе появилось постоянное купеческое поселение гостей из Киева. В немецких и скандинавских городах по традиции было больше новгородцев. Без этих инициативных и смелых людей экономическое развитие Киевской Руси не набрало бы тот темп, с которым страна развивалась в годы политической целостности и стабильности.

Пребывание купцов на территории других государств регулировалось с помощью международных торговых соглашений. К примеру, с Византией такие документы подписывались в 907 г. и 944 г., а с Волжской Булгарией - в 1006 г. Вместе с тем происходил и обратный процесс. На Руси селились иностранные торговцы. Немцы и голландцы («латинский народ») создали в Новгороде несколько купеческих дворов. В Киеве существовали колонии греческих и армянских негоциантов. Суздальская земля со своим Волжским путем была плацдармом торговли с восточными народами: булгарами, кавказцами и жителями Хорезма. В киевский анклав Тмуторакань прибывали персидские и грузинские товары.

Отчего страдало экономическое развитие Киевской Руси? Кратко основные проблемы можно свести к войнам, а также воровству и грабежу купцов «лихими людьми». Торговцы, перевозившие свои товары между разными странами, создавали караваны и объединялись в организации для защиты своих прав. Такие гильдии регулировали отношения с государством и налоговые поступления. В Новгороде с этой целью создавались купеческие «сотни». Наиболее влиятельные и богатые предприниматели входили в привилегированное сообщество. Чтобы попасть в него, необходимо было уплатить вступительный взнос (около пятидесяти серебряных гривен). Купеческое право появилось в качестве юридически закрепленных норм в «Русской Правде» Ярослава Мудрого. В частности, именно в этом документе впервые встречается статья о банкротстве.

Ремесла

Нет сомнения, что социально-экономическое развитие Киевской Руси зависело не только от внешней, но и от внутренней торговли. Главным ее двигателем было ремесленничество. В Киевской Руси существовало около 40 подобных специальностей. Это были каменщики, плотники, строители мостов, производители кирпичей, судостроители. Особенно высоко ценился труд людей, возводивших первые русские православные храмы. Многие специалисты получали образование за рубежом, благодаря чему только ускорялось экономическое развитие Киевской Руси. Ремесло процветало и в малых деревнях. В сельской местности было распространено ткачество. Потребность в продукции текстильщиков росла вместе с увеличением населения страны.

Другой престижной профессией было кузнечное дело. Для дружинников, бояр и князей мастера делали оружие; для горожан и земледельцев – бронзовые и железные орудия труда. Социально-экономическое развитие Киевской Руси подталкивалось вперед вместе с модернизацией производства, а без качественного инвентаря этот процесс был бы невозможен.

В гончарном деле в X веке лепная техника сменилась гончарным кругом. Широкое распространение на Руси получила керамическая посуда. Поколение за поколением оттачивали свое мастерство восточнославянские ювелиры. Древнерусская традиция была знаменита во многих странах своими уникальными техниками скани, зерни и т. д.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *