Для чего ольга приняла христианство – Ответы@Mail.Ru: зачем Ольга приняла христианство?

Что побудило княгиню Ольгу принять христианство ?


М. В. Нестеров. Святая равноапостольная княгиня Ольга. 1927 г. Вариант-повторение одноименного образа (1892), находившегося в частном собрании. Государственная Третьяковская галерея, Москва

О побуждениях, которые заставили Ольгу принять христианство и принять христианство именно в Константинополе, не находим ничего ни в известных списках нашей летописи, ни в известиях иностранных.
Очень легко могло быть, что Ольга отправилась в Царьград язычницею, без твердого еще намерения
принять новую веру, была поражена в Константинополе величием греческой религии и возвратилась домой христианкой. Установив порядок внутри государства, Ольга обратила свои взоры на внешнюю
политику. Перед Русью стоял и вопрос установления прочных политических и экономических отношений
с сильными соседями. Это могло возвысить авторитет и государства, и династии, которая уже прочно утверждалась на киевском престоле. Мы видим, что везде в Европе, как на западе, так и на востоке,
варвары, не смотря на то что опустошали области Империи и брали дань с повелителей обоих Римов, питали всегда благоговейное уважение к Империи, к блестящим формам ее жизни, которые так поражали их воображение; таковы бывают постоянно отношения народов необразованных к образованным. Это уважение варваров к Империи способствовало также распространению между ними
христианства. Не одна надежда корысти могла привлекать нашу Русь в Константинополь, но также любопытство посмотреть чудеса образованного мира; сколько дивных рассказов приносили к своим очагам бывальцы в Византии! Как следствии этого возвышался тот, кто был в Константинополе, и как у других разгоралось желание побывать там! После этого странно было бы, чтобы Ольга, которая считалась мудрейшей из людей, не захотела побывать в Византии. В 957году Ольга отправилась в Константинополь, сама возглавив пышное и многолюдное посольство, состоявшее более чем из ста человек, не считая обслуги, корабельщиков. Ольга была принята по самому высокому рангу. Ее пригласили в императорские покои на обед, была она принята и императрицей.
Ольга решила принять личное крещение, положив этому процессу начало в княжеской среде. К тому же и в нравственном отношении княгиня была уже подготовлена к этому акту. Пережив трагическую смерть мужа, кровавые бои с древлянами, уничтожение в огне их столицы, Ольга могла обратиться за ответом на тревожащие ее человеческие вопросы к новой религии, которая как раз настраивалась на внутренний мир человека и пыталась ответить на его извечные вопросы о смысле бытия и своем месте в мире. Если язычество искало ответы на все извечные вопросы вне человека, в могучих действиях сил природы, христианство обращалось к миру человеческих чувств и человеческого разума.

otvet.mail.ru

Княгиня Ольга — первая русская святая

Киевская княгиня Ольга правила Русью 15 лет. За эти годы она провела ряд реформ, укрепивших государство. Ольга еще до Крещения Руси приняла христианство и стала первой русской святой и одной из шести женщин, которых причислили к лику святых равноапостольных. Какими качествами нужно обладать, чтобы войти в историю с добрым именем?

Фото: AP

В летописных свидетельствах о княгине Ольге немало хронологических неточностей и загадок, но вряд ли могут возникнуть сомнения в достоверности большинства фактов ее жизни. Родилась Ольга близ Пскова. Год ее рождения неизвестен. В летописях имя Ольги впервые появляется в повествовании о ее свадьбе с киевским князем Игорем.

После свадьбы имя будущей просветительницы Руси упоминается в очередной раз только через несколько десятилетий, в русско-византийском договоре 944 года. А еще через год Игорь погибает от рук древлян и Ольга становится правительницей Руси. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола Святослава, которому на тот момент было всего три года.

Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове сватов — звать замуж за своего князя Мала. Княгиня не пошла на эту сделку с совестью. Двадцать сватов были закопаны живьем в той ладье, на которой приплыли. Следующую делегацию, состоявшую из древлянской знати, сожгли в бане. Затем Ольга отправилась на могилу мужа справить тризну. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о пяти тысячах убитых. Апофеозом мести княгини Ольги за убийство мужа был военный поход на древлян и сожжение Искоростеня. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.

Читайте также: Князья гибли, а Ольга побеждала

Летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политической и хозяйственной жизни страны. Ольга добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов», усовершенствовала систему налогообложения. Погосты (от слова «гость» — купец) стали опорой великокняжеской власти, очагами этнического и культурного объединения русского народа.

Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима. Во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла».

Читайте также: Возрождение первого храма русского православия

Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Ко времени правления Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян как от кочевников с востока, так и от нападений с запада. Чужеземные купцы устремлялись на Русь с товарами. Скандинавы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой.

Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Она пришла к тому же выводу, к которому через несколько десятилетий придет князь Владимир: государству нужна религия, которая объединит разрозненные части в единое целое и удержит это целое от распада.

Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга отправилась с большим флотом в Константинополь. Целями этого путешествия были и религиозное паломничество, и дипломатическая миссия, и демонстрация военного могущества Руси. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга приняла решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником был император Константин Багрянородный.

В Киев Ольга вернулась с иконами и богослужебными книгами. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог она воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы. В городах строились храмы.

Несмотря на успех своей поездки в Константинополь, Ольга не смогла склонить императора к соглашению по двум важнейшим вопросам: о династическом браке Святослава с византийской царевной и об условиях восстановления существовавшей при Аскольде митрополии в Киеве.

Апостольские труды княгини встречали тайное и открытое сопротивление язычников. Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые возненавидели святую Ольгу. Ревнители языческой старины с надеждой смотрели на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. Святой Ольге пришлось смириться с происходящим и уйти в дела личного благочестия, предоставив управление язычнику Святославу.

Много скорбей пришлось пережить святой Ольге в конце жизни. Святослав препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. Она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Последние годы, среди торжества язычества, ей, когда-то всеми почитаемой владычице державы, крестившейся от Вселенского патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений. В 969 году святая равноапостольная княгиня Ольга отошла в мир иной. Спустя 19 лет посеянные ею семена взошли: ее внук, святой равноапостольный князь Владимир, крестил Русь.

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

faith.pravda.ru

Как святая равноапостольная княгиня Ольга приняла христианство? | Культура

Если доверять летописи, это не воспринимается в то время как нечто из ряда вон выходящее. Вполне разумный политический ход, позволяющий избежать большого кровопролития. К тому же убит князь, в общем-то, за дело: пытался взять лишнего.

Княгиня-вдова соглашается, как мы сразу же понимаем, читая летопись, для отвода глаз. А дальше летописец подробно описывает месть княгини.

Первое посольство по приказу Ольги хоронят живьем. Второе заманивают в баню и там сжигают. Третье приглашают на тризну по убитому князю и там вырезают.

«Мщение Ольги против идолов древлянских». Гравюра Ф. А. Бруни, 1839 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Всё вроде бы ясно. Разве что жестокость непривычна… Но её всегда можно списать на то, что «время такое!». Для нас — жестокость, а летописец повествует о ней вполне спокойно. Хотя не должен бы! Во многих древнерусских текстах звучит явное осуждение князей, ведущих себя не должно. А здесь нет даже слова о «грехе». Да и о Боге летописец не упоминает, что совсем уж не характерно!

Объяснение довольно простое и, вероятно, единственно возможное: скорее всего, автор этой части текста не был христианином. Времена Ольги — глубоко языческие, сама княгиня и ее летописец также были язычниками. Позже христианские переписчики и составители сохранили текст предшествующей эпохи. И, вольно или нет, донесли до нас сведения о… дохристианских обрядах. Поскольку «месть Ольги», была она в действительности или нет, представляет собой погребальный обряд.

Вторая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век
Фото: ru.wikipedia.org

Первому посольству древлян Ольга советует:

аз утро посълю по вы; вы же рьцете:
«Не едем на коних, ни пеши идем,
Но понесети ны в лодии!»

Их и понесли в ладье, и донесли до заранее вырытой ямы, наполненной горящими дубовыми углями. Где и похоронили живьём, вместе с кораблем.

Послам второго прибывшего в Киев посольства предложили попариться в бане. Там послов и сожгли.

Почему-то в древлянской земле об этом не узнали, хотя находится она не так далеко от Киева: между столицами примерно 90 км, два дневных перехода. По Татищеву, Ольга велела перекрыть заставы, чтобы о случившемся не узнали в Древлянской земле. Но скорее всего, эта часть сказания вообще не о реальных событиях. Тем не менее весь этот фрагмент весьма информативен.

Но читаем дальше.

В третий раз Ольга сама идёт в Древлянскую землю:

«Се уже иду к вам.
Да пристроите меды мъногы у града, идеже убисте мужа моего,
Да поплачюся над гробъм его
И сътворю тризну мужю своему.»

Насыпав на могиле Игоря курган, дружина Ольги устраивает здесь поминальный пир. А затем дружинники режут напившихся древлян.

Есть ещё эпизоды, описывающие сражение между киевской дружиной и древлянами, а также осаду княгиней древлянской столицы Искоростеня. Вот война с древлянами, скорее всего, происходила в реальности.

Возможно, все сказание об Ольге — не хроника, а хотя бы отчасти художественное произведение или политический трактат, восхваляющий мудрость княгини и служащий утверждению складывающегося в это время государства. Есть версия, что первые «три мести» княгини — вымышленные события, «антураж» для рассказа о ее мудрости и коварстве, составленный современником (если не очевидцем!) событий.

Христианин неизбежно упоминал бы Бога, да и не мог бы столь спокойно описывать творимые княгиней жестокости. Как минимум, христианин добавлял бы что-нибудь о том, что княгиня в то время была еще непросвещенной язычницей. Но этого нет. Есть спокойное повествование, за которым ощущается чуть ли не восхищение героиней. И уж точно нет речи о каком-то осуждении!

Летописная Ольга не просто мстит древлянам, не просто проявляет жестокость и коварство. Она совершает языческий погребальный обряд, и древлянские послы — жертвы, «соумирающие» с князем.

Итак, первая «месть»: ладью с соумирающими хоронят в яме с горящими углями из дуба — священного дерева Перуна. При этом послы сидят «въ великах гордшеся».

В другом, чуть более раннем описании похорон «сопровождающая» покойного девушка поет и веселится, рассказывая о видениях. Возможно, причиной в обоих случаях — наркотическое опьянение, перед убийством жертву опаивают. Хорошо известен и обряд похорон в ладье, в которой покойный отправляется в последнее путешествие. Сожжение древлянского города Искоростеня и расправу с его населением. Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век
Фото: ru.wikipedia.org

«Вторая месть» с сожжением послов в бане — хорошо известный обряд сожжения умершего в домовине.

Наконец, «третья месть» — завершающая поминальная тризна на могиле, где участвующих в поминках древлян «иссекоша 5000».

К этому описанию возникает ряд вопросов. Например, кого отправила Ольга к древлянам после убийства первого посольства? Прибывших древлян убивают торжественно и прилюдно. Вряд ли возможно сохранить подобное в тайне!

Скорее всего, ответное киевское посольство было бы обречено, но летопись умалчивает об этом. Из других летописей можно узнать, что отправляет Ольга «других лучших послов». Выходит, погибло не все посольство? Тогда древляне точно знают о смерти первого посольства… и отправляют второе?

Есть версия, что летопись описывает реально происходивший поминальный обряд. Месть будет, но позже, киевляне пойдут войной на древлян и победят.

Это объясняет и трехкратную «месть», и то, почему древляне трижды «ведутся» на обман. Нет обмана! Вместе с посольством к княгине отправляют людей, заведомо предназначенных в жертву. Воевать будут позже, а пока нужно похоронить Великого князя согласно обычаю.

Снова вернемся к трехкратной жертве. Архонтисса Ольга. Рисунок из старой книги
Фото: ru.wikipedia.org

Когда в наше время поминают умерших? На третий, девятый и сороковой дни. И это языческий обычай, дошедший к нам из дохристианских времен… Значит, с немалой вероятностью, в те же дни поминают и князя Игоря.

Первое жертвоприношение — похороны. Второе — сожжение домовины над могилой.

Кульминация обрядов — 40-й день, насыпка кургана и поминальный пир. Княгиня приезжает «поплакать над гробом» мужа и справить тризну. Очевидно, древляне в курсе и этого обряда. Значит, убитые — снова либо специально присланные рабы, либо добровольные жертвы.

Примечателен и способ убийства: мечами. Тризна — воинские игры, состязание… Возможно, на могиле Игоря происходит ритуальное сражение? Ритуального характера и плач вдовы на могиле. Этот обычай известен и в куда более позднее время. Во времена начала Руси он, вроде бы, знаменует окончание траура. Вдова теперь свободна!

Есть и иной вариант развития событий. Возможно, погребальные обряды должны были завершиться «добровольным» уходом вдовы вслед за мужем. Парные погребения той эпохи хорошо известны. Если окружение ждало от княгини именно этого, что той оставалось?

Последовать обычаю, нарушить его либо… обойти. Точнее, отойти от обычаев предков. Не здесь ли объяснение неожиданного принятия Ольгой христианства? Крещение княгини Ольги в Царьграде. Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век
Фото: ru.wikipedia.org

Из того, что нам известно, самоубийство должно быть добровольным. Христианка же не может покончить с собой!

А ещё христианской была значительная часть варяжской дружины. Как вы думаете, кого они поддержат в возможном конфликте? Местных бояр-язычников или княгиню-христианку, свою нанимательницу?

И последнее. Обратим внимание: при описании погребальных обрядов не упоминаются волхвы. Судя по летописи, всем распоряжается Ольга. Либо присутствие жрецов само собой разумеется, так что даже упоминать о них излишне. Либо не им принадлежит ведущая роль в проведении обрядов. Тогда кому? Следуя тексту, самой княгине…

Если так, это отлично укладывается в версию о подлинной причине принятия Ольгой христианства. Все события — от последнего полюдья Игоря до крещения Ольги — укладываются в несколько месяцев с конца осени 944 до весны 945 года. За этот срок язычница и верховная жрица становится убежденной христианкой?

В чудеса я верю. Но апеллировать к ним стоит, если нет рационального объяснения.

shkolazhizni.ru

Княгиня Ольга — язычница, христианка, предвозвестница

Ещё христианство на Руси и правители Руси, в т.ч. Женщины — символы России. Княгиня Ольга | Кино «Русская миссия. Ольга-Святослав-Владимир» и Святослав — русский хан печенегов

Ольга, княгиня киевская
Она многое поняла раньше, чем это понял народ / Созидатели / Статья 2006 года

Первое упоминание в летописи о княгине Ольге связано с тем, как она отомстила за мужа. ©


Ещё в «Созидателях»
«Святая великая княгиня Ольга», Н. А. Бруни, 1901
Но куда важнее то, что последовало после мести. Княгиня вошла в русскую историю как первая христианка на киевском престоле.

После легендарных князей Рюрика и Олега киевским князем стал Игорь, или Игорь Старый, как называют его в летописи. А еще через полтора века, — хотя этот срок для той эпохи чрезвычайно мал, — Киев превратился в третий по значению и богатству город в Европе; больше и богаче его были только Константинополь, который насчитывал миллион с лишним жителей, и Кордова. Современники иностранцы, побывавшие в Киеве в 1117 году, писали, что в «городе более 400 церквей, 8 торговых площадей и необычайно скопление народа».

Жадность Игоря сгубила

Хорошо известно, что в тот период процветали и другие города Руси, например, Новгород. Были и десятки других известный и богатых городов.

Так чьими же усилиями появилась на карте мира Киевская Русь? Вот тут, пожалуй, самое время сказать о созидательной деятельности русских князей. Известно, что бездарный правитель способен развалить самую сильную страну, но создать ничего не может. Власть – это не абстрактное начало, которое всегда было и есть, а конкретные люди, которые либо знают, что нужно делать во имя процветания собственного народа, или не знают этого.

Правила преуспевания и сейчас, и тысячу лет назад одни и те же: правь по совести и по закону, соблюдай принятые обязательства, заботься, чтобы народ твой был защищен, спокойно занимался ремеслами и взращивал хлеб, обеспечь своим купцам выгодные условия торговли. Это созидательное начало в русской истории было связанно не с Игорем Старым, а с его женой, Ольгой.

…Игорь никогда не был любимцем историков, ибо не совершил великих дел ни на одном поприще.


В «Повести временных лет» говорится, что Игорь ходил походом на Византию, но, как можно понять, поход был не очень успешным. Затем с империей был подписан договор, который тоже нельзя признать удачным. А далее последовала история с древлянами, которая говорит о том, что порядка у Игоря не было и внутри государства.

«В то лето (945г.), — как свидетельствует летопись, — сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда разоделись оружием и одеждой, мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, да и ты добудешь и мы».

Это любопытный момент, поскольку идея похода к древлянам принадлежит даже не самому князю, а его дружине. «И послушал их Игорь, пошел к древлянам за данью, и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Возвращаясь же назад, поразмыслив, сказал он своей дружине: «Идите с данью, а я возвращусь и пособираю еще. И отпустил дружину свою домой, а сам с малою частью дружины вернулся, желая большего богатства».

Ответ же древлян известен и школьнику. Он хрестоматийный. Древляне сделали свой вывод о повадках это князя: «Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». Они предупредили Игоря, чтобы он не появлялся на их земле. Тот не послушал и был убит.

Почему этот пример хрестоматийный? Да потому, что власть должна не только брать, но и давать что-то. Люди согласны терпеть, но только в том случае, если видят, что власть по-другому не может поступить. В противном случае конфликт неизбежен.


Вот тут-то на исторической арене и появляется княгиня Ольга. Первый сюжет, связанный с ней в летописи, рассказывает о том, как Ольга отомстила за мужа. Но куда важнее для нашего повествования то, что последовало после мести: «И пошла Ольга с сыном своим и с дружиною по Деревской земле, устанавливая распорядок сборов и повинностей».

И следующая запись в «Повести временных лет»: «Отправилась Ольга к Новгороду и установила погосты и дани по Мсте и оброки и дани по Луге. Ловища ее сохраняются по всей земле… и поныне…».

Одна из первых христианок

Ольга действовала как здравая правительница. Если бы не были наказаны древляне, то это слабость дорого бы обошлась молодому государству. Ее месть, с точки зрения морали того времени, справедлива. Ольга и далее проявила себя в совершенно верном направлении. Она привела в порядок внутригосударственные дела, создавая систему взаимоотношений, как мы сегодня бы выразились, между центром и провинцией. Но не только этим она дорога летописцу, который не жалеет для Ольги самых теплых и даже нежных слов. Княгиня вошла в русскую историю как первая христианка на киевском престоле, поскольку после смерти Игоря она была правительницей при малолетнем Святославе. Почему становление христианства на Руси так важно для созидания сильного государства? Может быть, мне не повезло, но я не встречал еще полноценного объяснения того великого значения, какое имело принятие Русью христианства. Обычно говорят о двух главных аспектах: о единой вере для всех племен Руси, что усилило центральную власть в идеологическом отношении, и о великих достижениях мировой культуры, к которым Русь получила доступ, приняв христианство.

Это верно, но это не главное, поскольку главным было всё же духовное начало.


Русь переживала в это время очень болезненный переход от родоплеменных отношений, к цивилизации городов и централизму единого государства. При родоплеменных отношениях человек чувствует себя довольно комфортно. На первом месте у него не его «я», а общее «мы». Вплоть до того, что в принципиальных вопросах он не отделяет себя от рода. Известные нам заповеди «не убий», «не укради», «не возжелай жену ближнего своего» и другие пришли к нам именно из родовых отношений, при которых человек в прямом и переносном смысле был другому человеку братом. Все были сестры и братья. Эти порядки сохранялись тысячи лет, обеспечивали психологический комфорт и ясное понимание того, зачем человек пришел в этот мир. Затем, чтобы служить роду своему.

И тут наступает время, которое смешивает племена и народы, вносит в тысячелетние порядки новые нюансы. И человек, особенно тот, кто оторвался от своего рода, чувствует себя совершенно беззащитным, именно в духовном плане. Вместо «мы», появляется «я», а вместе с этим эгоизм, одиночество.

Этих свободных «атомов», которые отрывались от общин, становилось все больше. Свободные люди блуждали по Руси, наполняя новые города, вступали в дружины, участвовали в заграничных походах, торговали. Они создавали некую новую общность, но единства между ними не было, как и не было покоя в их душах.

Именно для таких людей христианские общины стали спасением. Здесь люди находили братство, но уже не на основе кровной связи, а на основе веры.


Здесь они находили свод моральных обязательств, без которых невозможна никакая положительная общность людей. Таким образом, христианство становилось духовной основой для создания из многих племен единого народа.

В этом и заключается отгадка того, почему христианскую веру приняли полудикие германские племена, разгромившие Рим. Этим объясняется и выбор русских.

Мы не знаем мотивов, по которым Ольга приняла христианство, но это для правительницы был шаг в совершенно верном направлении. В Киеве ко времени Ольги уже была христианская община, но она в силу каких-то обстоятельств не устраивала княгиню.

И в 959 году, как повествует летопись, «направилась Ольга в Греческую землю и пришла к Цареграду. И царствовал тогда цесарь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга. И увидел царь, что она прекрасна лицом и разумна, удивился, беседуя с ней, ее разуму, и сказал ей: » Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же, уразумев смысл сказанного, ответила царю: «Я – язычница. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам. Иначе не крещусь». И крестил ее царь с патриархом». После обряда крещения патриарх сказал ей: «Благословят тебя русские сыновья и твои потомки».

У летописца было полное понимание того значения, которое имело принятие Ольгой христианства для Руси. Княгиня знает, что затеяла не простое дело, она говорит: «Люди мои язычники, и сын мой – тоже. Да сохранит меня Бог от всякого зла». Сюжет этот летописный развивается по всем правилам драматургии. Ведь император возжелал взять в жены Ольгу. Теперь она уже не язычница. Как выйти из положения? Ольга ответила: «Как же ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А христианский закон этого не допускает – ты сам знаешь». По мнению летописца, таким образом Ольга перехитрила императора. И крестилась, и замуж не вышла, и на Русь вернулась.

Для летописца все-таки первично то, что Ольга русская княгиня; для него первичны национальные интересы. Принять веру – это одно, а принять волю империи — совсем другое.

Путь из тьмы

Сейчас у нас появилось много бездумных поклонников Византии, объявляющих всё, что оттуда ни пришло на Русь, делом благим и замечательным. А между тем, это было довольно мрачное общество, которое не стоило бы идеализировать. Тем более что и предки наши, даже те, что приняли от византийцев веру, этого не делали.

Далее все сюжеты летописи связаны с взаимоотношениями Ольги с сыном Святославом. Она пыталась и его обратить в христианскую веру, но встречала непонимание. Первоначально сын не был враждебно настроен к новой вере, а лишь насмешливо к ней относился. И вот здесь летописец показывает свое понимание ситуации. Он пишет: «…для неверующих вера христианская юродство есть». И добавляет: «Ибо не знают, не разумеют те, что ходят во тьме, и не ведают славы Господней».

Для автора «Повести временных лет» конфликт Ольги и Святослава понятен, ибо и во время написания летописи между человеком, познавшим Бога, и язычником была пропасть.


Дело в том, что без личного мистического опыта вера не придет, а далеко не всякий человек способен на эти духовные усилия. Большинство людей воспринимают веру как традицию предков, данность, которую нельзя оспорить, систему страхов и запретов. Тех же людей, которые прошли через мистический опыт, во все времена было немного, и к ним явно относилась Ольга.

Очень странно, когда и ныне вслед за марксистами наши неоязычники утверждают, что христианство – это религия рабов. На этом порой и выстраивают противостояние воина-язычника Святослава и его матери, которая увлеклась новым учением, где главным было смирение. При этом забывают, что именно Ольга встала во главе дружинников и мстила за убитого мужа, именно она управляла Русью и во времена малолетства Святослава, и во время его бесчисленных походов. Без сильного характера и воли этого сделать было нельзя.

Непонимание христианства коренится в его примитивном толковании: если тебе ударили по щеке, подставь другую. Но ведь тут речь идет не о смирении раба, а о нравственной победе над самим собой.


Человек, который прошел путь познания Бога и любви, непобедим. Во всех духовных центрах мира всегда знали и понимали, что ненависть, гнев, неправедные поступки разрушают человека. А любовь к миру делает его бесстрашным.

Ольга говорит Святославу: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь, если ты познаешь – будешь радоваться». Она пытается помочь найти сыну дорогу к силе, которую получила сама, к состоянию счастья, он же этого не может понять. И возражает матери: » Как мне одному принять новую веру, а дружина моя станет над этим смеяться». В ответ Ольга, многоопытный государственный деятель, утверждает: «Если ты крестишься, то и все сделают то же».

В дружине Святослава уже было довольно много христиан, и если бы он принял новую веру, то её приняли бы большинство его воинов. И едва ли он этого не понимал. Мы никогда не узнаем доподлинно, на чем основывалось неприятие христианства Святославом. Летописец пишет: «Но Ольга любила своего сына Святослава и говорила: «Да будет воля Божья. Если захочет помиловать Бог род мой и народ русский, то вложит им в сердца то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне». В этой цитате характерно то, что летописец подчеркивает не только заботу Ольги-матери, но и правительницы. Она понимает, что христианство принесет русским благо, и она понимает также, что путь к этому может проложить только Святослав. При его сопротивлении всякие усилия привести к новой вере весь народ русский были бессмысленны.

Между тем, как уже сказано, Ольге приходилось оставаться во главе государства и в отсутствие Святослава. И даже решать нелегкие задачи, связанные с обороной. Об одном таком эпизоде ярко рассказывает летопись. В 971 году впервые киевлянам пришлось столкнуться с печенегами. Они обложили город, Святослав был в походе, а Ольга была в городе со своими внуками – Ярополком, Олегом и Владимиром. По версии летописи, Киев был спасен благодаря некому отроку, который пробрался через стоянку печенегов и привел помощь.

Одни из самых пронзительных строк «Повести временных лет» посвящены смерти княгини Ольги. Святослав объявил ей, что желает перенести столицу из Киева на Переяславец на Дунае. Это вызвало непонимание и протест Ольги: «Видишь, я больна; куда хочешь уйти от меня?» И добавила: «Когда похоронишь меня – иди куда хочешь».

Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын и внуки её, и все люди. И понесли, и похоронили ее на открытом месте.


Княгиня завещала не творить по ней тризну, ибо имела при себе священника, который и похоронил блаженную Ольгу.

Как же оценивал деятельность Ольги летописец? Пожалуй, точнее оценку деяний княгини не дал никто: «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем и как заря перед светом». Понятно, что для христианина, каким был летописец, главным в оценке деятельности Ольги было принятие ею христианства, и отстаивание веры. Но сегодня мы понимаем, что для оценки политической роли Ольги, ее роли в строительстве государства принятие христианства тоже было самым важным. Ибо это закладывало основу для создания мощного единого государства.

В последнее время интерес к жизни и деятельности княгини Ольги вырос. И ответ на вопрос, почему это случилось, есть в летописи. «Мы же взываем к ней (т.е. к Ольге), — восклицает летописец. — Радуйся русское познание Бога, начало примирения с ним».

Эти слова, написанные чуть ли не тысячу лет назад, отражают и наше нынешнее духовное состояние. «Русское познание Бога» снова, как и тогда является самым важным для нашего народа. Найдем духовную основу для земного существования, как нашла его для себя и русских Ольга, снова укрепимся. Хоть на тысячу лет.

Александр Самоваров
специально для Столетия, 18 апреля 2006

eto-fake.livejournal.com

СВЯТАЯ ОЛЬГА — ПРЕДВЕСТНИЦА ПРАВОСЛАВИЯ НА РУСИ

Фреска В.Васнецова «Радость праведных о Господе» на главном куполе Владимирского собора в Киеве

 

 

ОЛЬГА БОГДАНОВА

24.07.2012 года

 

Княгиня Ольга — едва ли не самый известный персонаж «Повести временных лет». Многим она знакома благодаря отнюдь не христианским деяниям — изощренной мести древлянам за своего мужа Игоря.

Заметим, что произошло это до крещения княгини и, в принципе, вполне соответствовало тогдашним представлениям о правильном поведении.

Как ни странно, Ольга, воспитавшая крестившего Русь Владимира, от рождения не была ни славянкой, ни христианкой. О том, что девушка родилась в семье варяга, говорит ее варяжское имя Хельга (или Эльга), русский вариант которого — Ольга — она приняла якобы из уважения к князю Олегу, который некогда повесил свой щит на воротах Константинополя. Имя навело некоторых историков на мысль, что княгиня и вовсе была его дочерью. Однако этот факт не доказан.

Некоторые историки утверждают, что она родом из Новгорода. В «Повести временных лет» говорится, что Ольгу привезли из Пскова в жены князю Игорю. 

Встретились будущие супруги очень оригинально. Как-то раз Игорь (сын Рюрика) охотился недалеко от Пскова. Он заметил юношу, который плыл по реке в челноке. И попросил гребца перевезти его на другой берег. Молодой человек помог князю, а вскоре выяснилось, что был он вовсе не молодым мужчиной. Просто девушка Ольга переодевалась в мужскую одежду: возможно, так было удобнее управлять челноком или охотиться.

Когда Игорь вернулся в Киев, понял, что полюбил Ольгу, и взял ее в жены. Необычная история знакомства князя и будущей княгини позволила автору «Жития» включить в текст красивую метафору об Ольг, которая  «оставила легкое весло малой ладьи своей, чтобы взяться впоследствии за кормило государственное».

 

 

Уже эпизод с лодкой говорит о том, что Ольга отнюдь не была робкой и пугливой девушкой. В летописях ничего не говорится о том, чем занималась Ольга, пока был жив ее муж. Однако в «Повести временных лет» приводится текст договора князя Игоря с византийцами (944 г.), где посол княгини Ольги Искусеви занимает третье место среди лиц, которые участвовали в переговорах. Это говорит о том, что княгиня имела определенный политический авторитет уже во время царствования своего супруга.

Когда Игоря убили древляне, она стала регентом при малолетнем сыне Святославе и очень уверенно управляла государством в одиночку. Мудрости ей было не занимать. Княгиня осталась верна памяти мужа и отказалась вступать в брак во второй раз, хотя ее руки добивались весьма влиятельные мужчины.

Одним из них был древлянский князь Мал. Видимо, по этикету князь не мог лично явиться в Киев, а потому отправил послов. Но Ольга помнила. Что древляне убили ее мужа, а потому решила использовать сватовство Мала как подходящую возможность для мести.

Первых посланников Ольга повелела принести в ладье, бросить в глубокую яму и засыпать живьем. Других приказала заживо спалить в бане.

Потом она для видимости согласилась выйти за Мала, но предварительно просила почтить память усопшего супруга и устроить поминальную трапезу — тризну. На тризне по приказу княгини древлян напоили хмельным медом и порубили их.

Но на этом Ольга не остановилась. Она вернулась в Киев,  собрала войско и выступила против древлян. С ней в походе был и малолетний сын Святослав. Воины княгини осадили город Искоростень, жители которого убили Игоря. Осада длилась целое лето, а ближе к осени Ольга решила взять город хитростью. Она предложила жителям заплатить ей легкую дань — по 3 голубя и 3 воробья с каждого двора.

Древляне обрадовались и, можно предположить, посмеялись над глупостью киевской княгини. Когда птицы были доставлены Ольге,  она велела привязать к каждой из них тлеющий трут и отпустить. Голуби и воробьи возвращаются в свои гнезда, и наблюдательная Ольга не могла не знать этого факта. Когда птицы прилетели в Искоростень, от трута загорелись сеновалы, сени, крыши домов… Не было двора, где бы ни начался пожар. Люди выбежали из города, и воины Ольги схватили их, а Искоростень сгорел дотла.

После этого Ольга занялась внутренней политикой. На всей подвластной ей земле она установила точные размеры и сроки сбора дани. Власть старейшин на местах постепенно заменялась управлением княжеских тиунов. Так начался процесс централизации Русского государства. Политическую деятельность Ольги высоко оценил Н.М. Карамзин, который писал, что она «мудрым правлением своим доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами».

Разобравшись с внутренними проблемами, княгиня обратилась к внешней политике. Она не вела крупных войн, зато уделяла большое значение  дипломатии. Во многом благодаря Ольге у Руси завязались тесные, даже родственные отношения с Византией.

Передав бразды правления в руки сына, Ольга обратилась к познанию истины. Мудрую княгиню не могло не заинтересовать новое для Руси христианство. На Родине христиан было немного, и Ольга решила посетить самую могущественную хрисианскую державу того времени — Византию. Тут-то и состоялось ее знакомство с другим завидным женихом —   императором Константином Багрянородным.

Цареградский правитель был так очарован красотой и умом Ольги, что предложил ей выйти за него замуж. В то время княгине было около 60 лет.

Отказаться было нельзя — это могло повлечь за собой разрыв дипломатических и торговых отношений Руси и Византии. Ольга решилась на хитрость. Перед свадьбой она попросила окрестить ее (ведь христианский император не мог взять в жены язычницу), причем крестным отцом был выбран сам Константин.

Когда после таинства император начал разговор о свадьбе, Ольга удивленно спросила, как может он жениться на своей крестной дочери, если это запрещено законом? Вопрос о браке был решен. Остается только догадываться, как мог император упустить из поля зрения этот важный догматический момент.

«Ты предложение царя еллинов о браце с ним разумно отвергла еси, рекши тому: не брака ради приидох семо, и не соцарствования ради с тобою, но да уневещуся Крещением Безсмертному Жениху Христу Богу: Его же паче всего возлюби душа моя и Ему же отныне во веки не престану воспевати: Аллилуиа», — читаем в акафисте Святой и равноапостольной княгине Ольге.

В крещении княгиня приняла имя Елена в честь матери Константина великого. «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих», — сказал ей патриарх. На это Ольга ответила: «Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских».

Крещение Ольги имело не только личное, но и колоссальное государственное значение. Многие люди, подражая княгине, приняли православие. Сын Ольги Святослав отказался от крещения, объяснив, что воины из его дружины, поклонявшиеся языческим богам, будут смеяться и потеряют уважение к князю, верующему в распятого Христа. А внук Ольги Владимир не только принял православие, но и окрестил Русь.

После того как Ольга приняла православие, у нашей страны установились качественно новые отношения с Византией. Русь символически стали считать дочерью Византии (ведь и Ольга стала крестницей византийского императора), а это положило начало более тесным взаимоотношениям государств. Тогда же и была заложена основа идеи Москвы как «третьего Рима» — непосредственной наследницы этого великого духовного центра.

С точки зрения просвещения русского народа и распространения на Руси христианства, Ольгу можно считать прямой продолжательницей проповеди Апостола Андрея Первозванного. Как сказано об Ольге в акафисте: «всеблагия воли Божией о просвещении народа русскаго по апостоле Андрее первая исполнительнице». Там же Ольга именуется «духовной матерью» русского народа. О равноапостольном достоинстве Ольги свидетельствуют следующие слова: «радуйся, яко Сам Дух Святый учитель тебе бысть к познанию Христа Сына Божия».

Недаром и Павла причисляют к апостолам во многом из-за того, что он узнал Истину не от учеников Христа, а от самого Господа.

По приказу Ольги на Руси стали строить храмы и церкви. В 960 году в Киеве был освящен храм Святой Софии Премудрости Божией. Его главной святыней стал подаренный Константинопольским патриархом крест.

Как ни пыталась Ольга утвердить на Руси христианство, язычество до поры до времени брало верх. Родной сын княгини Святослав повелел убить некоторых киевских христиан и приглашенных матерью немецких миссионеров. В конце концов, чтобы отношения с сыном не разладились окончательно, Ольге пришлось держать при себе священника тайно.

Княгиня умерла 11 (24 н. ст.) июля 969 года, причастившись Святых Христовых Таин. По ее просьбе Святослав похоронил мать по христианскому обычаю в построенном Ольгой киевском храме святителя Николая.

Тело княгини оставалось нетленным, и ее внук Владимир перенес мощи святой в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы.

«Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи; были тогда люди загрязнены грехами, не омыты святым крещением. Эта же омылась в святой купели, и сбросила с себя греховные одежды первого человека Адама, и облеклась в нового Адама, то есть в Христа», — написано о княгине Ольге в «Повести временных лет».

 

Источник: «Татьянин день»

 

 

 

Количество просмотров — 253

st-tatiana.ru

Святая Ольга — предвестница Православия на Руси — Татьянин день

Заметим, что произошло это до крещения княгини и, в принципе, вполне соответствовало тогдашним представлениям о правильном поведении.

Как ни странно, Ольга, воспитавшая крестившего Русь Владимира, от рождения не была ни славянкой, ни христианкой. О том, что девушка родилась в семье варяга, говорит ее варяжское имя Хельга (или Эльга), русский вариант которого — Ольга — она приняла якобы из уважения к князю Олегу, который некогда повесил свой щит на воротах Константинополя. Имя навело некоторых историков на мысль, что княгиня и вовсе была его дочерью. Однако этот факт не доказан.

Некоторые историки утверждают, что она родом из Новгорода В «Повести временных лет» говорится, что Ольгу привезли из Пскова в жены князю Игорю. 

Встретились будущие супруги очень оригинально. Как-то раз Игорь (сын Рюрика) охотился недалеко от Пскова. Он заметил юношу, который плыл по реке в челноке. И попросил гребца перевезти его на другой берег. Молодой человек помог князю, а вскоре выяснилось, что был он вовсе не молодым мужчиной. Просто девушка Ольга переодевалась в мужскую одежду: возможно, так было удобнее управлять челноком или охотиться.

Когда Игорь вернулся в Киев, понял, что полюбил Ольгу, и взял ее в жены. Необычная история знакомства князя и будущей княгини позволила автору «Жития» включить в текст красивую метафору об Ольг, которая  «оставила легкое весло малой ладьи своей, чтобы взяться впоследствии за кормило государственное».

Уже эпизод с лодкой говорит о том, что Ольга отнюдь не была робкой и пугливой девушкой. В летописях ничего не говорится о том, чем занималась Ольга, пока был жив ее муж. Однако в «Повести временных лет» приводится текст договора князя Игоря с византийцами (944 г.), где посол княгини Ольги Искусеви занимает третье место среди лиц, которые участвовали в переговорах. Это говорит о том, что княгиня имела определенный политический авторитет уже во время царствования своего супруга.

Когда Игоря убили древляне, она стала регентом при малолетнем сыне Святославе и очень уверенно управляла государством в одиночку. Мудрости ей было не занимать. Княгиня осталась верна памяти мужа и отказалась вступать в брак во второй раз, хотя ее руки добивались весьма влиятельные мужчины.

Одним из них был древлянский князь Мал. Видимо, по этикету князь не мог лично явиться в Киев, а потому отправил послов. Но Ольга помнила. Что древляне убили ее мужа, а потому решила использовать сватовство Мала как подходящую возможность для мести.

Первых посланников Ольга повелела принести в ладье, бросить в глубокую яму и засыпать живьем. Других приказала заживо спалить в бане.

Потом она для видимости согласилась выйти за Мала, но предварительно просила почтить память усопшего супруга и устроить поминальную трапезу — тризну. На тризне по приказу княгини древлян напоили хмельным медом и порубили их.

Но на этом Ольга не остановилась. Она вернулась в Киев,  собрала войско и выступила против древлян. С ней в походе был и малолетний сын Святослав. Воины княгини осадили город Искоростень, жители которого убили Игоря. Осада длилась целое лето, а ближе к осени Ольга решила взять город хитростью. Она предложила жителям заплатить ей легкую дань — по 3 голубя и 3 воробья с каждого двора.

Древляне обрадовались и, можно предположить, посмеялись над глупостью киевской княгини. Когда птицы были доставлены Ольге,  она велела привязать к каждой из них тлеющий трут и отпустить. Голуби и воробьи возвращаются в свои гнезда, и наблюдательная Ольга не могла не знать этого факта. Когда птицы прилетели в Искоростень, от трута загорелись сеновалы, сени, крыши домов… Не было двора, где бы ни начался пожар. Люди выбежали из города, и воины Ольги схватили их, а Искоростень сгорел дотла.

После этого Ольга занялась внутренней политикой. На всей подвластной ей земле она установила точные размеры и сроки сбора дани. Власть старейшин на местах постепенно заменялась управлением княжеских тиунов. Так начался процесс централизации Русского государства. Политическую деятельность Ольги высоко оценил Н.М. Карамзин, который писал, что она «мудрым правлением своим доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами».

Разобравшись с внутренними проблемами, княгиня обратилась к внешней политике. Она не вела крупных войн, зато уделяла большое значение  дипломатии. Во многом благодаря Ольге у Руси завязались тесные, даже родственные отношения с Византией.

Передав бразды правления в руки сына, Ольга обратилась к познанию истины. Мудрую княгиню не могло не заинтересовать новое для Руси христианство. На Родине христиан было немного, и Ольга решила посетить самую могущественную хрисианскую державу того времени — Византию. Тут-то и состоялось ее знакомство с другим завидным женихом —   императором Константином Багрянородным.

Цареградский правитель был так очарован красотой и умом Ольги, что предложил ей выйти за него замуж. В то время княгине было около 60 лет.

Отказаться было нельзя — это могло повлечь за собой разрыв дипломатических и торговых отношений Руси и Византии. Ольга решилась на хитрость. Перед свадьбой она попросила окрестить ее (ведь христианский император не мог взять в жены язычницу), причем крестным отцом был выбран сам Константин.

Когда после таинства император начал разговор о свадьбе, Ольга удивленно спросила, как может он жениться на своей крестной дочери, если это запрещено законом? Вопрос о браке был решен. Остается только догадываться, как мог император упустить из поля зрения этот важный догматический момент.

«Ты предложение царя еллинов о браце с ним разумно отвергла еси, рекши тому: не брака ради приидох семо, и не соцарствования ради с тобою, но да уневещуся Крещением Безсмертному Жениху Христу Богу: Его же паче всего возлюби душа моя и Ему же отныне во веки не престану воспевати: Аллилуиа», — читаем в акафисте Святой и равноапостольной княгине Ольге.

В крещении княгиня приняла имя Елена в честь матери Константина великого. «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих», — сказал ей патриарх. На это Ольга ответила: «Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских».

Крещение Ольги имело не только личное, но и колоссальное государственное значение. Многие люди, подражая княгине, приняли православие. Сын Ольги Святослав отказался от крещения, объяснив, что воины из его дружины, поклонявшиеся языческим богам, будут смеяться и потеряют уважение к князю, верующему в распятого Христа. А внук Ольги Владимир не только принял православие, но и окрестил Русь.

После того как Ольга приняла православие, у нашей страны установились качественно новые отношения с Византией. Русь символически стали считать дочерью Византии (ведь и Ольга стала крестницей византийского императора), а это положило начало более тесным взаимоотношениям государств. Тогда же и была заложена основа идеи Москвы как «третьего Рима» — непосредственной наследницы этого великого духовного центра.

С точки зрения просвещения русского народа и распространения на Руси христианства, Ольгу можно считать прямой продолжательницей проповеди Апостола Андрея Первозванного. Как сказано об Ольге в акафисте: «всеблагия воли Божией о просвещении народа русскаго по апостоле Андрее первая исполнительнице». Там же Ольга именуется «духовной матерью» русского народа. О равноапостольном достоинстве Ольги свидетельствуют следующие слова: «радуйся, яко Сам Дух Святый учитель тебе бысть к познанию Христа Сына Божия».

Недаром и Павла причисляют к апостолам во многом из-за того, что он узнал Истину не от учеников Христа, а от самого Господа.

По приказу Ольги на Руси стали строить храмы и церкви. В 960 году в Киеве был освящен храм Святой Софии Премудрости Божией. Его главной святыней стал подаренный Константинопольским патриархом крест.

Как ни пыталась Ольга утвердить на Руси христианство, язычество до поры до времени брало верх. Родной сын княгини Святослав повелел убить некоторых киевских христиан и приглашенных матерью немецких миссионеров. В конце концов, чтобы отношения с сыном не разладились окончательно, Ольге пришлось держать при себе священника тайно.

Княгиня умерла 11 (24 н. ст.) июля 969 года, причастившись Святых Христовых Таин. По ее просьбе Святослав похоронил мать по христианскому обычаю в построенном Ольгой киевском храме святителя Николая.

Тело княгини оставалось нетленным, и ее внук Владимир перенес мощи святой в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы.

«Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи; были тогда люди загрязнены грехами, не омыты святым крещением. Эта же омылась в святой купели, и сбросила с себя греховные одежды первого человека Адама, и облеклась в нового Адама, то есть в Христа», — написано о княгине Ольге в «Повести временных лет».

www.taday.ru

От чего нас избавила святая равноапостольная княгиня Ольга?

Предисловие

В конце июля нас ожидают дни памяти удивительных отечественных святых, которые осознали гибельность язычества и привели с Божьей помощью восточных славян к православию. 11 июля по старому стилю (24 июля н.ст.) – святой равноапостольной великой княгини Ольги. На следующий день – 12 (25) июля – мучеников Феодора варяга и сына его Иоанна. А 15 (28) июля – равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия: День Крещения Руси.

Святая равноапостольная княгиня Ольга

Прежде чем начать разговор о святой равноапостольной княгине Ольге, хочется, дорогие братья и сестры, сказать о том, что русичи – современники княгини – очень отличались от нас. У славянских наших предков-язычников совсем иное было отношение к жизни другого человека, к браку и многим морально-нравственным категориям, которые стали нашим общественным фундаментом сегодня и которые привил нам Господь наш Иисус Христос и Его Святая Церковь.

Многие поступки людей прошлых веков нам кажутся страшными и очень жестокими, но им самим так не казалось. Ведь они жили по агрессивным, почти звериным, хищным законам язычества, девиз которого – «служи себе, угождай своим страстям, подчиняй себе других для этой цели».

Современный человек часто не задумывается о том, что такие, как сейчас говорят, демократические принципы – право на жизнь, на частную собственность, свобода совести, право на охрану здоровья, институт брака – детища христианской, православной морали, вышедшие из чрева Матери-Церкви, имеющие в себе ген заповедей Божиих из Священного Писания.

Современный человек может декларировать, что он атеист и даже активный богоборец, но ходит в жизни по дорожкам, созданным и пробитым для него именно христианством.

Цель данного блока трех статей, основанных на житиях святой равноапостольной княгини Ольги, киевских мучеников Феодора варяга и сына его Иоанна, а также святого равноапостольного великого князя Владимира – показать подвиг этих воистину великих людей, которые вывели восточных славян из страшной, разрушительной тьмы язычества. И с другой стороны, показать существование опасности сегодня – в XXI веке – перечеркнуть духовный подвиг десятков поколений славянских православных святых и путем неоязычества, эгоизма, культа тела и удовольствий снова ввергнуться в гибельную и разрушительную духовную тьму, из которой с такими скорбями и трудом нас выводили наши святые предки.

И воистину денницей, предутренней зарей, луною, предваряющей солнце и освещавшей во тьме язычества путь ко Христу для целого конгломерата народов, была княгиня Ольга.

«Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи», –вот что о ней писал преподобный Нестор Летописец в своем произведении «Повесть временных лет».

Святая Княгиня Ольга. Владимирский собор в Киеве. М. Нестеров

«Ольга» это значит «святая»

Действительно, имя «Хельга» имеет скандинавские корни и переводится на русский язык как «святая». В славянском произношении имя произносилось как «Ольга» или «Вольга». Очевидно, что она с детства имела три особенных качества характера.

Первое – богоискательство. Конечно же, имя «Ольга», или «святая», подразумевало языческое понимание святости, но все равно оно определяло какое-то духовное и неотмирное устроение нашей великой древнерусской святой княгини. Как подсолнух тянется к солнцу, так и она всю жизнь тянулась к Господу. Она искала Его и обрела в византийском православии.

Вторым качеством ее характера было дивное целомудрие и несклонность к разврату, который бушевал вокруг нее в славянских племенах того времени.

И третьим качеством внутреннего устроения Ольги была ее особенная мудрость во всем – от веры до дел государственных, которая, очевидно, питалась из источника ее глубокой религиозности.

История ее рождения и происхождения довольно туманна в силу своей древности и различных исторических версий. Так, например, одна из них говорит, что она была воспитанницей князя Олега (ум. 912 г.), который воспитывал малолетнего княжича Игоря – сына Рюрика. Отсюда историки, придерживающиеся этой версии, говорят о том, что девочка была названа Хельгой в честь киевского князя Олега.  Об этом говорит Иоакимовская летопись: «Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя Ольга. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости её более других чтил». Существует также и версия болгарского происхождения святой княгини Ольги.

Но наиболее распространенная и документально аргументированная версия такова, что Ольга происходила из Псковщины, из села Выбуты, что на реке Великой, из древнего славянского рода князей Изборских, представители которого заключали браки с варягами. Этим и объясняется скандинавское имя княгини.

«Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря». Эскиз В. И. Сурикова, 1915

Встреча и брак с княжичем Игорем Рюриковичем

Житие дает красивую и чудесную историю их встречи, которая полна нежности и напоминает о неизреченных чудесах Божиих и Его благом Промысле о человечестве: провинциальной дворянке из псковских лесов предуготовано было стать великой княгиней Киевской и великим светильником православия. Вот уж действительно Господь смотрит не на статус, а на душу человека! Душа же Ольги пламенела любовью ко Всевышнему. Недаром в крещении она получает имя «Елена», что переводится с греческого как «факел».

Предание гласит, что княжич Игорь, воин и викинг до мозга костей, воспитанный в походах сурового Олега, охотился в псковских лесах. Он захотел перебраться через речку Великую. Увидел вдалеке фигуру лодочника на челне и подозвал его к берегу. Тот подплыл. Лодочником оказалась красивая девушка, к которой Игорь тут же воспылал похотью. Будучи воином, привыкшим к грабежам и насилию, он захотел тут же взять ее силой. Но Ольга (а это была она) оказалась не только красива, но также целомудренна и умна. Девушка пристыдила княжича, сказав, что он должен быть светлым примером для своих подданных. Она говорила ему о княжеском достоинстве и правителя, и судии. Игорь, что называется, был совершенно сражен и покорен ею. Он вернулся в Киев, храня в сердце прекрасный образ Ольги. И когда пришло время жениться, он выбрал ее. В грубом варяге проснулось нежное, светлое чувство.

 

Ольга на вершине власти в языческом Киеве

Следует сказать, что быть женою великого князя киевского – дело непростое. При древнерусском дворе в ходу были казни, отравления, интриги и убийства. Дело в том, что становым хребтом русской аристократии на то время были варяги, и не просто скандинавы, но викинги. Известный российский историк Лев Гумилев, к примеру, в своей книге «Древняя Русь и Великая степь» пишет о том, что нельзя было отождествлять полностью весь скандинавский народ и викингов. Викинги, скорее, были необычным феноменом этого народа, чем-то отдаленно напоминающим наше казачество или, к примеру, японских самураев.

Среди скандинавов были племена земледельцев, рыболовов и моряков. Викинги для них были почти таким же необычным элементом, как и для многих других народов – социальным феноменом. Это были люди определенного воинско-разбойничьего склада, которые уходили из скандинавских племен и образовывали свои общины-отряды «вики» – команды для войн, пиратства, грабежей и убийств. Викинги держали в страхе портовые города побережий Европы, Азии и Африки. У них выработались свои правила и законы. Именно викинги, начиная от Рюрика, стали основой древнеславянской монархии и аристократии. Они во многом навязали современному им русскому обществу свои устои и правила поведения.

В 941 году Игорь предпринимает со своей дружиной поход на Царьград (Константинополь) и полностью разоряет южное побережье Черного моря. Его воины сжигают множество христианских храмов, священникам вбивают в головы железные гвозди. Но вот что интересно: в 944 году князь Игорь заключает с Византийской империей военно-торговый договор. В нем есть статьи о том, что русские воины-христиане могут приносить присягу в Киеве в храме святого пророка Ильи, а воины-язычники – на оружии в капищах Перуновых. Для нас это древнее свидетельство интересно тем, что воины-христиане поставлены на первое место, значит, их было довольно много на Руси. И уже тогда, по крайней мере, в Киеве, существовали православные храмы.

Как настоящий язычник, Игорь умирает от своей невоздержанности и сребролюбия. В течение 945 года он несколько раз собирал дань с племени древлян. Те уже были обобраны практически до нитки. Но Игорь, подстрекаемый дружиной, пошел на них еще раз. Древляне собрались на совет. В «Повести Временных лет» есть такие строки: «Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: „Если повадиться волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит“». И древляне отважились убить киевского князя. Это случилось близ их столицы Искоростеня. По одной из исторических версий, Игорь был привязан к верхушкам деревьев и разорван надвое.

Таким образом, княгиня Ольга при малолетнем их с Игорем сыне Святославе осталась вдовой и правительницей Киевской Руси. Почувствовав слабость великокняжеского престола, древляне предложили ей сделку – брак со своим князем Малом. Но Ольга отомстила обидчикам за смерть мужа. Сегодня ее поступок может казаться крайне жестоким, но вспомним оговорку в начале статьи. Время было темное, страшное, языческое. Будущей славянской святой еще только предстояло впустить в себя свет Христовой веры.

Ольга мстит древлянам четырежды. В первый раз она закапывает заживо послов, пришедших к ней от Мала. Во второй раз она сжигает послов живьем в бане. В третий раз, уже на древлянской земле, дружина Ольги убивает до пяти тысяч неприятелей. И в четвертый раз княгиня вновь завоевывает древлян и с помощью известной хитрости с птицами сжигает  столицу противников Искоростень дотла. Она просит у осажденных необычную дань в виде голубей и воробьев с каждого двора, а потом привязывает к их лапкам трут, поджигает и отпускает домой. Птицы сжигают город.

Таким образом, древляне оказываются вновь покоренными Киевом.

Ольга принимает христианство

Перефразируя выражение Достоевского о том, что есть ум главный и не главный, нужно сказать, что у княгини Ольги был главный ум, потому она в истории и получила прозвище Мудрой. Она глубоко осознавала несостоятельность язычества, замешанного на эгоцентризме – на услаждении самого себя. Варварской разбойничьей империи древней Руси суждено было распасться, если бы она держалась, только на одних грабежах, кутежах, языческих ритуальных убийствах и блудодеяниях. Человеческая личность разлагалась в таких условиях, и это снова вело к родовой раздробленности и бесконечным межплеменным войнам. Итог же этому был самым печальным: человек уничтожал сам себя, и молодое славянское государство обречено было бы на гибель.

Нужно было что-то скрепляющее, не государственное и не экономическое в первую очередь. Нужен был некий духовный геном, нужно было исправить жизнь славянской души – надо было обрести Бога. И Ольга едет в Константинополь. В памятнике русской исторической литературы XVIвека «Степенной книге» есть такие слова:  «Подвиг ее (Ольги) в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания». Преподобный Нестор летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа».

Она присутствует на богослужениях в великой церкви Святой Софии, во Влахернском храме и принимает Святое Крещение от рук Святейшего Патриарха Константинопольского Феофилакта, ее восприемником становится сам император Константин Багрянородный. Это свидетельствует о том, какой политический вес имели русские князья в современном Ольге мире. Патриарх благословил ее крестом, вырезанным из цельного куска Честного Животворящего Креста Господня, и сказал пророческие слова: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих».

Она же ответила: «Молитвами твоими, Владыко, да сохранена буду от сетей вражеских». Здесь мы видим, что Ольга Мудрая прекрасно понимала: главное сражение человека происходит не во внешнем мире, но в глубине его души.

Крещена она была Еленой в честь святой равноапостольной царицы Елены. И жизненные пути обеих святых женщин были так сходны!

Крест, которым ее благословили, святая привезла на родину. Став великой княгиней Киевской, она во множестве строит православные храмы. Например, 11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии – Премудрости Божией. А на своей родине – Псковщине – она впервые на Руси заложила основы почитания Святой Троицы.

Святой Ольге было видение на речке Великой. Княгиня видела три пресветлых луча, сходящие с неба с востока. Она сказала прочески своим спутницам: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем». На этом месте она воздвигла Крест и основан Троицкий храм, который позже станет главным собором Пскова.

Княгиня Ольга очень много пеклась о централизованной государственной власти. В землях различных славянских племен основываются погосты – поселения, где жили княжеские тиуны с дружиной, собиравшие дань и следившие за порядком. Часто при погосте строился православный храм.

Княгиня Ольга с сыном Святославом

Трагедия Ольги: сын Святослав

Как говорится в народе, яблоко от яблони недалеко падает. Святослав был духовным наследником своих отца Игоря и деда Рюрика – варягом по сути своей. Как не уговаривала его Ольга, но он креститься не хотел, больше потакал языческой дружине. И хотя он очень много сделал для расширения Киевской Руси на юге, западе и востоке (победа над хазарами, печенегами, булгарами) и для безопасности ее жителей, при его правлении язычество начинает процветать.

Святослав и его сторонники начинают притеснять Церковь Божию. Во время языческой реакции был убит племянник Ольги Глеб и разрушены некоторые построенные княгиней храмы. Святая уединяется в княжеском городке в Вышгороде, где проводит время как настоящая монахиня – в молитве, милостыне и воспитании внуков в христианском благочестии. Несмотря на то, что язычество торжествовало в Киевской Руси, Святослав разрешил матери содержать при себе православного священника.

Сергей Ефошкин. Княгиня Ольга. Успение

Мирное упокоение святой и ее прославление

Умерла святая равноапостольная княгиня Ольга довольно рано вследствие тяжких трудов, прожив около пятидесяти лет, 11 июля 969 года. Незадолго до смерти она исповедалась и причастилась Святых Христовых Таин. Главным ее завещанием было, чтобы никаких языческих тризн над ней не совершать, но похоронить по православному обряду. Она умерла настоящей христианкой, верной своему Богу.

Бог прославил Свою угодницу нетлением мощей и чудесами, исцелениями, происходившими от них. В 1547 году она была канонизирована в чине равноапостольном. Примечательно, что только пять женщин в церковной истории канонизированы в этом чине.

Языческая реакция по ее смерти продолжалась недолго. Семя Христово было уже брошено в благодатную почву славянского сердца, и вскоре оно даст могучий и щедрый урожай.

Святая равноапостольная великая княгине Ольго, моли Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко

pravlife.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *