Детство н в гоголь – Краткая биография Гоголя, самое главное, интересные факты творчества Николая Васильевича всем классам

Содержание

ДЕТСТВО. Гоголь

Детство свое Гоголь провел в родном гнезде Васильевке-Яновщине, Полтавской губернии. Васильевку, крепостное поместье средней руки, окружали необразимые украинские степи, богатые сочными, острыми травами, пышными цветами, дичью, зверьем. Некогда по этим степям вместе со свободными ветрами, с грозовыми тучами гуляла буйная казацкая вольница, гремевшая набегами, грабежами, разбоем, песнями. Вольницу эту давным-давно смирили русские цари, разделив Украину между панами — помещиками и подчинив им целиком потомков своенравных запорожцев.

Кто были эти паны-помещики, откуда они пришли, по каким правам и заслугам владели они черноземными нивами и крепостными, о том история хранит лишь смутные и далеко недостоверные предания. Права и заслуги помещиков чаще всего были очень сомнительны. Примером тому может послужить родословная Гоголя.

Известно, что некогда жил полковник подольский Остап Гоголь. Верой и правдой Остап служил гетману Дорошенке, а после Дорошенки Яну Собескому (1624–1696), — удачно воевал с турками и даже получил титул гетмана. О нем Кулиш, автор «Записок о жизни Н. В. Гоголя» рассказывает: «Что было с ним потом и какая смерть постигла этого, как по всему видно, энергического человека, летописи молчат. Его боевая фигура, можно сказать, только выглянула из мрака, сгустившегося над украинской стариною, осветилась на мгновенье кровавым пламенем войны и утонула снова в тумане».

Является ли этот рубака предком Гоголей — Яновских, — неизвестно, но обычно их перечисляют в таком порядке: помянутый Остап, Прокопий — польский шляхтич, Ян — польский шляхтич, Демьян — священник, Афанасий — секунд-майор, дед Гоголя и Василий, коллежский асессор, отец Гоголя. Родословная пестрая, в ней много неизвестностей и странностей.

Предполагают даже, что Гоголь был происхождения духовного, дворянства же впервые добился его дед Афанасий, вступив в удачную любовную переписку с дочерью магната Лизогуба, Татьяной. Предусмотрительно собрав золотые и серебряные вещи, Татьяна бежала из родительского дома и повенчалась с удачливым поповичем. От братьев Татьяны он получил в приданое несколько десятков крестьянских дворов и дворянство. В этом и состояла заслуга духовного академика пред отечеством.

Когда родился Гоголь, Васильевка имела около полутораста крестьянских душ и тысячу десятин земли. Село было расположено меж двумя отлогими холмами. Вид Васильевка имела обычный для тогдашней Украины: избы, крашенные в белую и желтую краску, тополя, сады с темными вишнями и наливными яблоками, огороды, плетни, гумна.

Впереди села каменная церковь с зеленой крышей, окруженная кирпичной оградой. Далее располагались: панский одноэтажный деревянный дом, направо флигель, налево людские строения: двор. Сад, пруды, поля. В саду, запущенном, густо усаженном липами, акациями, около деревянной беседки — грот с большим камнем у входа; здесь любил играть ребенком Гоголь.

Жизнь в Васильевке, как и повсюду в поместьях некрупного достатка была «скромной и уединенной»: «низменная буколическая жизнь».

Выражалась она прежде всего в праздности. Хозяйство велось на крепостных, натуральных началах. Крестьяне содержали панов, их дворню, приживалов и приживалок. Как обращались с крепостными? В отрывке «И.Ф.Шпонька и его тетушка» помещик Сторченко, угощая Шпоньку, перед которым стоял лакей с блюдом, упрашивал: «Иван Федорович, возьмите крылышко, вон другое, с пупком! Да что же вы так мало взяли! Возьмите стегнышко! Ты что ж разинул рот с блюдом? Проси! Становись, подлец на колени! Говори сейчас: „Иван Федорович, возьмите стегнышко“ — „Иван Федорович, возьмите стегнышко!“ — проревел[1], став на колени официант с блюдом».

Помещикам жилось привольно, крестьянам куда хуже. Шенрок — один из биографов Гоголя — находит положение крестьян в то время тяжелым:

«Материальное и экономическое положение крестьян было в большинстве случаев бедственное: их жилища, несмотря на известную любовь малороссиян к чистоте и опрятности, часто поражали крайней нищетой; скота у крестьян было крайне недостаточно; среди крестьянского населения свирепствовали болезни, причем наиболее ужасным бичом являлись болезни венерические, — по словам одного путешественника, — сделавшиеся почти национальной украинской болезнью. Везде дома — хижины, трубы на них хворостяные, иногда связанные соломой». При таком устройстве домов было удивительно, как еще не выгорели все города и деревни. На расстоянии полтысячи верст ни одного лекаря, ни одного доктора: даже в городах врачебный персонал часто совсем отсутствовал.

В то же время помещики разрешали себе «всевозможные развелечения и удовольствия, не исключая и весьма предосудительных и греховных, вроде соблазнительных отношений к своим крепостным девушкам, красы которых нередко служили также предметом угощения заезжих соседей… Вообще, как и в других местностях России, помещики в Украине купались в блаженстве счастья и изобилия, отчасти погружаясь в грязную тину разврата». («Материалы для биографии Гоголя», том II, стр. 47–49).

А надо еще прибавить, что Шенрок — один из самых ограниченных и благонамеренных «верноподданных»!

Паны-помещики в хозяйстве свое обычно не вникали. Этим занимались управляющие, приказчики, войты. «Приказчик», соединившись с войтом, обкрадывали немилосердно. Они завели обыкновение входить в господские леса, как в свои собственные, наделывали из них множество саней и продавали их на ближайшей ярмарке; кроме того, все толстые дубы они продавали на сруб для мельниц соседним казакам… («Старосветские помещики»).

Но барщина, оброки доставляли помещикам всякого прибытка еще в таком изобилии, что его вполне хватало для утробной жизни. Было много солений, сметаны, коржиков, птицы, свинины. Сбыт был совсем ограниченный. Крестьянское добро в панских чуланах и амбарах гнило, прокисало. Отсюда — обжорство, хлебосольство.

Гостеприимство поддерживалось и потому еще, что жилось до одурения скучно. Панское хозяйство являлось самостоятельным миром, и что происходило за его пределами, узнавалось от заезжих родичей, да от знакомых. Разговоры, впрочем, велись чаще всего самые житейские: об обедах и ужинах, о распущенности дворовых девок и мужиков, о том, что с ними нет сладу и что чем дальше, тем хуже живется.

Не без причины велись такие разговоры. В этот застойный мир уже врывалась новая беспокойная жизнь. Приказчик и войт, продавая дубы, сани, муку, надо полагать, не всегда прятали деньги чулок или в заветную кубышку, но понемногу скупали у обедневших помещиков пахотную землю, лесные участки, входили в силу и начинали теснить старосветских помещиков.

Спокойная жизнь нарушалась этими «дектярями» и «торгашами». Город, ярмарки, чиновники, взятки, закладные, купчие тоже нарушали «буколическую жизнь». Новшества, казалось, шли откуда-то издалека, со стороны. Напоследок же появлялся «страшный реформатор» и спускал имение, доставшееся по наследству, — с поспешностью, как бы даже необычайной.

Понятно, что каждая Васильевка со своими обитателями имела при общей схожести и свои отличительные черты. В частности, отец Гоголя, Василий Афанасьевич, по своему умственному развитию был выше окружающих его панов. Он получил образование в полтавской духовной семинарии, служил в почтамте, рано вышел в отставку и с тех пор жил деревенской жизнью. Он обладал даром веселого рассказчика и к нему часто съезжались гости.

Неподалеку от Васильевки, в Кибинцах коротал свой век богатый родственник — вельможа Трощинский, бывший министр юстиции, из бывших казачков. Василию Афанасьевичу приходилось исполнять у него обязанности управляющего, режиссера, артиста. Он заботился о развлечениях скучающего магната, ставил спектакли, писал сам пьесы и разыгрывал их. Его пьесы до нас не дошли. Известно, впрочем, содержание его комедий «Роман и Параська» и «Собака Вивця» Гоголь воспользовался ими в своих «Вечерах на хуторе».

Мать Гоголя, Мария Ивановна, урожденная дворянка Косяровская, вышла за Василия Афанасьевича четырнадцати лет, Василий Афанасьевич был старше ее почти вдвое. Про свою семейную жизнь Мария Ивановна сообщает:

«Жизнь моя была самая спокойная; характер у меня и у мужа был веселый. Мы были окружены добрыми соседями. Но иногда на меня находили мрачные мысли. Я предчувствовала несчастья, верила снам. Сначала меня беспокоила болезнь мужа. До женитьбы у него два года была лихорадка. Потом он был здоров, но мнителен…»[2].

Мария Ивановна отличалась сильно повышенной впечатлительностью, религиозностью и суеверностью. Суеверен был и Василий Афанасьевич. Суеверием дышит его рассказ, как он женился на Марье Ивановне: будто бы во сне явилась ему божья матерь и показала на некое дитя. Позже в Марии Ивановне он и узнал это самое дитя.

Религиозность и суеверия поддерживались натурально-крепостным укладом. Производительные силы крепостного хозяйства были чрезвычайно низки; человек чувствует повсюду свою зависимость от стихийных сил природы, олицетворяет их и преклоняется пред ними. Индивидуальность человека в крепостном обществе тоже невысока, род довлеет надо всем. Это тоже увеличивает религиозность. В свою очередь, и политический строй укрепляет веру в бога-вседержителя, господина всех сил.

По-видимому, и Василий Афанасьевич и Мария Ивановна к своим крепостным относились сравнительно человечно, но это нужно понимать с поправкой на то темное время. Крепостная душа рассматривалась как вещь, которой можно располагать по личному произволу хозяина. В доме покровителя и «благодетеля» Трощинского содержались шуты. Некоему заштатному «духовному отцу» Варфоломею, нечистоплотному пьянице, ради потехи припечатывали к столу сургучом бороду и заставляли выдергивать по волоску.

При другой забаве в огромную бочку с водой бросались золотые: их получал тот, кому удавалось в одежде достать все брошенные монеты, что случалось, кстати сказать, довольно редко. Унизительные забавы! А ведь Трощинский считался одним из самых просвещенных людей своего времени. Что же подумать о панах-помещиках, менее просвещенных, совсем непросвещенных, каких было большинство? Или, может быть, чем просвещеннее барин, тем хуже?

Николай Васильевич Гоголь родился в марте 1809 года. Точно дата рождения его неизвестна. Сам Гоголь праздновал его 19 марта. До него Мария Ивановна имела двух детей, но они родились мертвыми. Появился на свет Гоголь в Сорочинцах, куда Мария Ивановна отправилась в ожидании родов. Николай рос хилым, болезненным, впечатлительным ребенком. Его мучили страхи; уже тогда он узнал угрызения совести.

А. О. Смирнова в своей «Автобиографии» рассказывает со слов Гоголя, как однажды он остался один среди полной тишины. «Стук маятника был стуком времени, уходящего в вечность». Тишину эту нарушила кошка. Мяукая, она осторожно кралась к Гоголю. Ее когти постукивали о половицы, ее глаза искрились злым зеленым светом. Ребенок сначала прятался от кошки, потом схватил ее, бросил в пруд и шестом стал ее топить, а когда кошка утонула, ему показалось, что он утопил человека, он горько плакал, признался в проступке отцу. Василий Афанасьевич высек сына. Только тогда Гоголь успокоился.

Кошка, напугавшая в детстве Гоголя, встретится потом в «Майской ночи», в ее образе мачеха будет подкрадываться к падчерице с горящей шерстью, с железными когтями, стучащими по полу. Встретиться она и в «Старосветских помещиках», серая, худая, одичалая она насмерть напугает Пульхерию Ивановну. Это воспоминание прекрасно передает детские страхи Гоголя.

Другой рассказ Гоголя из его детства касается таинственных голосов.

«Вам, без сомнения, когда-нибудь случалось слышать голос, называющий вас по имени, когда простолюдины объясняют так: что душа стосковалась за человеком и призывает его; после которого следует неминуемо смерть. Признаюсь, мне всегда был страшен этот таинственный зов. Я помню, что в детстве я часто его слушал, иногда вдруг позади меня кто-то явственно произносил мое имя. День обыкновенно в это время был самый ясный и солнечный; ни один лист в саду на дереве не шевелился, тишина была мертвая, даже кузнечик в это время переставал, ни души в саду; но, признаюсь, если бы ночь самая бешеная и бурная, со всем адом стихии, настигла меня одного среди непроходимого леса, я бы не так испугался ее, как этой ужасной тишины, среди безоблачного дня. Я обыкновенно тогда бежал с величайшим страхом и занимавшимся дыханием из саду, и тогда только успокаивался, когда попадался мне навстречу какой-нибудь человек, вид которого изгонял эту страшную сердечную пустыню» («Старосветские помещики»).

Таинственные голоса — это легкие галлюцинации слуха; их слышат в детстве многие, испытывая при этом не жуткое ощущение, а скорее любопытство. Гоголь испытывает страх. Обращает внимание на то, что уже тогда, ребенком, он ощущает мертвую тишину и даже «страшную сердечную пустыню».

Болезненная предрасположенность к страхам укреплялась рассказами старших о том, что «боженька накажет», об аде и мучениях грешников, о дьяволе и нечистой силе.

Гоголь сообщает в одном из писем к матери:

«Я помню: я ничего в детстве сильно не чувствовал, я глядел на все, как на вещи, созданные для того, чтобы угождать мне. Никого особенно не любил, выключая только вас, и то только потому, что сама натура вдохнула это чувство. На все я глядел бесстрастными глазами; я ходил в церковь потому, что мне приказывали, или носили меня; но стоя в ней, я ничего не видел, кроме риз, попа и противного ревения дьячков. Я крестился потому, что видел, что все крестятся. Но один раз, — я живо, как теперь, помню этот случай, — я просил вас рассказать мне о страшном суде, и вы мне, ребенку, так хорошо, так понятно, так трогательно рассказывали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так разительно, так страшно описали вечные муки грешников, что это потрясло и разбудило во мне чувствительность, это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли». (Письма, I, 260).

Детскую религиозность, ожидания вечных мук Гоголь сохранил во всю свою жизнь. Под конец эти настроения необыкновенно усилились и осложнились, но всегда в них было что-то наивное и примитивное. В этом, как и во многом другом, религиозность Гоголя отличается от религиозности Достоевского и Толстого; в ней больше древнего, чем современного, больше суеверия, чем веры, больше боязни возмездия и наказаний, чем нравственного чувства.

По всем воспоминаниям о Гоголе — ребенке видно, что он рано стал резко выделять себя из окружающей обстановки и противопоставлять ей себя. Его помыслы, его чувства более, чем это обычно бывает, обращались на себя. Естественно поэтому, что Гоголь ясно помнит всякие страхи, но мы ничего не знаем, что видел Гоголь в родной деревне, в крестьянском быту. Повышенную, даже болезненную сосредоточенность на себе вольно и невольно поддерживали в нем и родители. Хотя Василий Афанасьевич и прибегал иногда «для вразумления» к лозе, но вместе с тем и сильно баловал сына. Еще больше баловала его мать.

Мир ребенка — живой мир. Недаром Гейне говорил, что дети помнят, как он были деревьями и цветами и поэтому способны понимать их. На ранних ступенях своего детства ребенок даже еще и не анимист, он не разделяет мир на живое и мертвое, на тело и душу. Для него все живое, все двигается, ничто не покоится. Для него нет зеленого куста «вообще», а есть вот этот куст, вот это дерево. Мир его конкретен. В детском мире Гоголя поражает наличие чего-то неживого, мертвого. В нем много тревожного, неблагополучного: подстерегают несчастья, мучает совесть, тоска, скука, тишина. Гоголь чутко воспринимает вещи и людей, но всегда только в отношении к себе.

…А жизнь уже крадется кошкой с зелеными злыми глазами: о них, об этих глазах, всю жизнь будет писать художник.

Но покуда речь идет только о темных пятнах. Мир Гоголя все еще детский мир. В нем преобладает свежесть восприятия, радость бытия, рост, сила. Припомним чудесное, может быть, лучшее из всего написанного Гоголем, лирическое отступление, каким начинается шестая глава «Мертвых душ»:

«Прежде, давно, в лета моей юности, в лета невозвратно мелькнувшего моего детства, мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту: все равно, была ли то деревушка, бедный уездный городишко, село ли, слободка, любопытного много открывал в нем детский любопытный взгляд. Всякое строение, все, что носило только на себе впечатление какой-нибудь особенности, все останавливало меня и поражало… О, моя юность! О, моя свежесть!»

Гоголь указывает в этом отступлении отличительное свойство не только детского мира, но и мира художника: видеть все в «особенностях», в частности, в подробностях, в осязательной телесности. Его привлекает не средне-общее, а конкретное: покрой сюртука, деревянные ящики с гвоздями, с серой, желтевшей вдали, с изюмом и мылом, «дворовая девка в монистах, мальчик в толстой куртке».

Этот яркий детский мир Гоголь отразил в своих ранних произведениях, Кулиш вполне справедливо пишет:

«В первых своих произведениях Гоголь нарисовал многое, что окружало его в детстве, почти в том виде, как оно представлялось в глазах его. Тут еще не было художественного слияния в одно предметов, разбросанных по целому миру и набранных поэтической памятью в разных местах и в разные времена. Поэтому, его „Вечера на хуторе“ и некоторые пьесы в „Миргороде“ и „Арабесках“, при всей незрелости своей, имеют для нас теперь особенный интерес…

Поющие двери, глиняные полы и экипажи, дающие своим звяканьем знать приказчику о приближении господ, — все это должно было быть так и в действительности Гоголевского детства, как оно представлено им в жизни старосветских помещиков. Это никто другой, как он сам, вбегал прозябнув в сени, хлопал в ладоши и слышал в скрипении двери: „батюшки, я зябну!“. То он вперял глаза в сад, из которого глядела сквозь растворенное окно майская темная ночь, когда на столе стоял горячий ужин и мелькала одинокая свеча в старинном подсвечнике». (Кулиш. Записки, I).

Очень любил ребенок-Гоголь вещи, ручки, пеналы, перочинные ножи, краски, охотно ткал на гребенке пояски.

Рано научился читать и писать. Обучение происходило под наблюдением Василия Афанасьевича. Он сам задавал сыновьям, старшему Николаю и младшему Ивану, сочинения на разные сельские темы. Мальчиком Гоголь принимал участие в театральных постановках отца и помогал ему. Для подготовки в школу был нанят семинарист.

Капризный, себялюбивый, неуравновешенный, даже болезненный, Гоголь-ребенок соединял в себе богатую восприимчивость к «особенностям», ко всему телесному, с мечтательностью, с разными страхами. Однако, тихая деревенская обстановка, обилие зелени, здоровый воздух, достаток давали перевес бодрому и положительному. Но чем же тогда заменить их?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Николай васильевич гоголь детство — Поэты и писатели

Детство

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1апреля) 1809 года в Полтавской губернии, местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда.

Николай Васильевич появился на свет в семье помещика среднего достатка. С отцовской стороны предки его были священниками, но дед писателя стал первым, кто ушёл в гражданскую службу. Именно он прибавил к своей потомственной фамилии Яновский более известную нам теперь – Гоголь.

Отец Гоголя работал при почтамте. На матери писателя, первой красавице тех мест, он женился, когда ей было всего 14 лет. За годы брака у них родилось 6 детей.

Детство будущий писатель провёл в основном в четырёх имениях: в Васильевке (Яновщине), которое принадлежало их семье, Диканьке – где хозяйствовал министр внутренних дел В.Кочубей, Обуховке – вотчине писателя В.Капниста и Кибинцах, где проживал родственник со стороны матери.

Первыми сильными впечатлениями Гоголя стали переживания от рассказываемых матерью пророчеств о Страшном суде, которые он запомнил на всю жизнь. В Кибинцах Николай впервые познакомился с обширной библиотекой родственника и увидел игру домашних актёров.

Начало учёбы и переезд в Петербург

Портрет Гоголя работы Горюнова. 1835г.

В 1818-1819 годах Гоголь учится в Полтавском уездном училище, затем берёт уроки у одного из частных учителей. В 1821 году поступает в Нежинскую гимназию. Учится там посредственно, но много времени отдаёт гимназическому театру, играя в спектаклях и занимаясь созданием декораций. Здесь Гоголь впервые пробует писать. Но больше его на то время привлекает карьера государственного служащего.

После окончания гимназии Николай Васильевич едет в Петербург с надеждой на трудоустройство. Но здесь его поджидают первые жизненные разочарования. Место получить не удаётся, первая изданная поэма полностью громится критикой, любовные влечения оканчиваются ничем. Гоголь ненадолго уезжает в Германию, но возвращается на родину в этом же году.

На службу, наконец, удаётся устроиться, хотя работа чиновника не приносит Гоголю никакого удовольствия. Положительным в этой работе было только то, что она дала писателю множество новых впечатлений и характеров, которые он позднее показал в своих произведениях.

В этот период выходит повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала», которая впервые обращает на Гоголя внимание всей литературной общественности. В конце 1829 года он уже знаком с лучшими литераторами Петербурга. П.А.Плетнёв знакомит Гоголя с А.С.Пушкиным, который сыграет значительную роль в творчестве Николая Васильевича.

Творческий взлёт

Успех «Вечера накануне Ивана Купала» окрылил Гоголя. В этом же году выходит первая часть сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» с большим восторгом встреченная Пушкиным. В следующем году выходит вторая часть этого произведения. Гоголь взлетает на вершину известности.

В 1832 году он посещает Москву, где также знакомится с известными писателями и театральными деятелями. С 1835 – Гоголь оставляет преподавательскую деятельность в Санкт-Петербургском университете и полностью начинает заниматься литературной деятельностью. В этом же году выходят сборники «Арабески» и «Миргород», практически закончена комедия «Ревизор», пишется первая редакция комедии «Женитьба». Гоголь начинает работу над поэмой «Мёртвые души». В этих произведениях обозначается новое художественное направление в творчестве писателя. Вместо сильных и ярких характеров появляются пошлые обыватели и тревожный мир большого города.

Трагедия «Мёртвых душ»

Летом 1836 года Гоголь уезжает за границу более чем на 12 лет. За это время он дважды наведывается в Россию, но ненадолго. В эти годы он работает над своим главным литературным трудом – поэмой «Мёртвые души». Сюжет её, как и «Ревизора», был подсказан Гоголю Пушкиным, но многогранно развёрнут самим Николаев Васильевичем. В 1842 году благодаря Белинскому Гоголь издаёт I том в России. Произведение высоко оценивается передовыми писателями того времени.

Работа над вторым томом идёт мучительно. В это время писателя настигает душевный кризис. Он сомневается в том, что литература может что-либо изменить в жизни общества к лучшему. Находясь в тяжёлом душевном состоянии, Гоголь сжигает рукопись уже готового произведения. Чтобы как-то оправдать свой поступок Николай Васильевич публикует «Выбранные места из переписки с друзьями», где пытается объяснить причину своих действий. Здесь же он пишет о первостепенном значении христианского воспитания общества, без которого улучшения в жизни просто невозможны. В этот же период написаны труды теологического характера, самый весомый из которых – «Размышления о Божественной литургии».

Гоголь сжигает вторую часть «Мёртвых душ».

После паломничества в Святую землю в апреле 1848 года Гоголь навсегда возвращается в Россию. Он путешествует из Одессы в Малороссию, из Петербурга в Москву, посещает Оптину пустынь. В первые месяцы 1852 года окончательно остаётся на жительство в Москве. К этому времени готова новая редакция второго тома «Мёртвых душ», которую Гоголь читает своим друзьям и получает их полное одобрение. Но душу писателя наполняют мистические и религиозные мысли, своё недовольство произведением высказывает протоирей отец Матвей (Константиновский), которые в последние годы находится рядом с Гоголем. В это же время Николай Васильевич безуспешно пытается устроить свою личную жизнь. Под властью глубокого душевного смятения в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года писатель сжигает рукопись второго тома «Мёртвых душ» уже готовую к печати. Жить ему остаётся совсем недолго. 21февраля (4 марта) 1852 года в Москве, на Никитском бульваре Гоголь оканчивает свой земной путь.

Первоначально писателя провожают в последний путь на кладбище Свято-Данилова монастыря, в советское время его останки перезахоранивают на Новодевичьем кладбище.

— Имя Николая Гоголь получил в честь иконы Святого Николая, которая хранилась в местной церкви.

— Гоголь с удовольствием занимался рукоделием: вязал на спицах, шил платья и шейные платки.

rus-poetry.ru

3.1 Детство и юность. Гоголь и православие

Похожие главы из других работ:

1812 год в творческом сознании автора поэмы «Мёртвые души»

1.2 Детство и юность Гоголя

Н.В. Гоголь родился 20 марта (1 апреля н. с.) 1809 г. в местечке Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Детство будущего писателя прошло в небольшом имении его отца Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского — Васильевке. Впечатлительная…

Биография Александра Александровича Фадеева

Детство писателя

Отец Александр Иванович профессиональный революционер, родился в бедной крестьянской семье, часть своей жизни провел в скитания пока его не посадили в петербургскую тюрьму. Мать Антонина Владимировна Кунц (одна из обрусевших немцев)…

Биография Льва Николаевича Толстого

1.2 Детство

Родился 28 августа 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери — Ясной Поляне. Был 4-м ребёнком; его три старших брата: Николай (1823—1860), Сергей (1826—1904) и Дмитрий (1827—1856). В 1830 году родилась сестра Мария (1830—1912)…

Гоголь и православие

3.1 Детство и юность

Жизнь Николая Гоголя с первого его момента была устремлена к Богу. Мать его, Мария Ивановна, дала обет перед Диканьским чудотворным образом святителя Николая, если будет унее сын, назвать его Николаем, — и просила священника молиться до тех пор…

Гордость за сына я ношу в своём сердце. Памяти погибшего в Чечне Ивана Ушакова

2.2 Юность

В 1987 году после окончания 8 класса (Приложение 6) Иван поступил в Новооскольский совхоз-техникум. В 1991 году окончил техникум по специальности «Механизация сельского хозяйства», получив диплом. (Приложение 7) В 1991 году подошло время служить в армии…

Город Москва в произведениях Л.Н. Толстого

2.2 Москва в повестях «Детство», «Отрочество», «Юность»

3 июля 1852 года 24-летний юнкер Л. Толстой отправил первую часть своего романа «История моего детства» в редакцию «Современника». Рукопись была подписана двумя буквами «Л Н». Никто, кроме тетеньки Татьяны Александровны и брата Николая, не знал…

Жизнь Достоевского на каторге и на солдатской службе

2. Детство и семья писателя.

Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года, в семье врача московской больницы для бедных, на Божедомке. Родители сначала жили в правом флигеле, а через два года, после рождения будущего писателя, заняли левый флигель…

Жизнь и творчество А.П. Чехова

1. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого

2.1 «Детство». «Отрочество». «Юность»

Л. Н. Толстому было 24 года, когда в лучшем, передовом журнале тех лет — “Современнике” — появилась повесть “Детство”. В конце печатного текста читатели увидели лишь ничего не говорившие им тогда инициалы: Л. Н…

Жизнь и творчество Стивена Кинга

1.1 Детство и юность

«Моя поверхность-это я сам. Свидетельствую — под нею хоронят юность. Корни? Все имеют корни…» Уильям Карлос Уильямс, «Патерсон» 21 сентября 1947 года в Общественном Госпитале Мэна города Портленд, штат Мэн…

Иван Сергеевич Тургенев. Начало творческого пути писателя

Детство

Вскоре Сергей Николаевич вышел в отставку в чине полковника и переселился с семьей из Орла в Спасское-Лутовиново. Все управление усадьбой Варвара Петровна взяла на себя…

Повесть «Детство» Л.Н. Толстого (психология детского возраста, автобиографическая проза)

1.1 Детство и отрочество

толстой художественный писатель детство Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября нового стиля) 1828 г. в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии в одном из самых знатных русских дворянских семейств…

Повесть «Детство» Л.Н. Толстого (психология детского возраста, автобиографическая проза)

1.2 Юность и жизнь на Кавказе

В 1843 году Сергей и Дмитрий поступили вслед за Николенькой на математическое отделение философского факультета Казанского университета. Только Левушка не любил математику…

Творчество А.С. Пушкина

1.1 Детство (1799-1811)

А.С.Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года. Отец поэта, отставной майор Сергей Львович, принадлежал к старинному, но обедневшему роду. Мать Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала, выходца из Северной Абиссинии…

Тема детства в произведениях Ч. Диккенса и Ф.М. Достоевского

1. Диккенс и детство

Детство для Диккенса всегда было не только возрастом, но и очень важным элементом полноценной человечности. Так он считал, что в хорошем и незаурядном человеке всегда сохраняется нечто от «детства»…

litra.bobrodobro.ru

Детство Н. В. Гоголя. Годы учения. Детство Н. В. Гоголя. Годы учения




Детство Н.В.Гоголя. Годы учения.

  • Детство Н.В.Гоголя. Годы учения.

  • Петербург. Начало литературной деятельности.

  • Драматургия Н.В.Гоголя.

  • Пьеса « Ревизор».

  • Проверка знаний. Опрос.

  • Домашнее задание.

  • Подведение итогов урока.





Н.В.Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1890 года в селе Сорочинцы Миргородского уезда недалеко от Полтавы. Детство будущего писателя прошло в деревне Васильевка. «Дом не большой, но поместительный, обширный и живописный сад и пруд, многочисленная прислуга, сытный обед, приличные экипажи и лошади»,- так описывали современники усадьбу Гоголей-Яновских.

  • Н.В.Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1890 года в селе Сорочинцы Миргородского уезда недалеко от Полтавы. Детство будущего писателя прошло в деревне Васильевка. «Дом не большой, но поместительный, обширный и живописный сад и пруд, многочисленная прислуга, сытный обед, приличные экипажи и лошади»,- так описывали современники усадьбу Гоголей-Яновских.



Родители писателя, Марья Ивановна и Василий Афанасьевич, были небогаты, но гостеприимны. Мать Гоголя, Мария Ивановна, вспоминала: «Жизнь моя была самая спокойная; характер у моего мужа и меня был веселый. Мы окружены были добрыми соседями».

  • Родители писателя, Марья Ивановна и Василий Афанасьевич, были небогаты, но гостеприимны. Мать Гоголя, Мария Ивановна, вспоминала: «Жизнь моя была самая спокойная; характер у моего мужа и меня был веселый. Мы окружены были добрыми соседями».

  • Василий Афанасьевич умел рассказывать занимательно о чем бы ему ни вздумалось и приправлял свои рассказы врожденным малороссийским комизмом. Он сочинял комедии, которые тут же разыгрывались на домашнем театре в доме богатого соседа, вельможе на покое и дальнего родственника.





Когда Гоголь подрос, его подготовили дома к поступлению в Полтавское поветовое училище, а вскоре, в 1821 году, перевели в только что открытую Нежинскую гимназию высших наук князя А.А.Безбородко.

  • Когда Гоголь подрос, его подготовили дома к поступлению в Полтавское поветовое училище, а вскоре, в 1821 году, перевели в только что открытую Нежинскую гимназию высших наук князя А.А.Безбородко.

  • Гимназисты образовали свой литературный кружок. «В 1825, 26, 27, годах наш кружок стал издавать свой журналы и альманахи («Северная заря», « Звезда»), разумеется рукописные», — вспоминал один из товарищей Гоголя.



Собираясь вместе, гимназисты читали друг другу свой произведения, обсуждали их. У Гоголя уже были написаны баллада «Две рыбки», трагедия « Разбойники», поэма «Россия под игом татар».

  • Собираясь вместе, гимназисты читали друг другу свой произведения, обсуждали их. У Гоголя уже были написаны баллада «Две рыбки», трагедия « Разбойники», поэма «Россия под игом татар».

  • Первые опыты нравились друзьям, но они не дошли до нас. Гоголь заразил товарищей страстью к театру, мальчики завели в гимназии свой театр, сами рисовали декорации, мастерили костюмы, разыгрывали пьесы. На спектакли съезжалось много народу.

  • Гоголь переписывал на лучшей бумаге поэмы А.С.Пушкина «Цыганы», «Братья-разбойники», главы «Онегина». Мальчики завели студенческую библиотеку и выписывали лучшие современные издания: альманах «Северные цветы», журнал «Московский телеграф»,сочинения Пушкина, Жуковского.



Наконец в июне 1828 года гимназия окончена. Впереди- свобода! Петербург, служба! Он полон честолюбивых планов, хочет служить, делать карьеру, а между тем везет с собой романтическую поэму «Ганс Кюхельгартен» собственного сочинения, хотя ему в голову не приходит желание быть только писателем.

  • Наконец в июне 1828 года гимназия окончена. Впереди- свобода! Петербург, служба! Он полон честолюбивых планов, хочет служить, делать карьеру, а между тем везет с собой романтическую поэму «Ганс Кюхельгартен» собственного сочинения, хотя ему в голову не приходит желание быть только писателем.



И вот наконец Петербург- город, который представлялся ему величественным, необъятным, совершенно ни на что не похожим.

  • И вот наконец Петербург- город, который представлялся ему величественным, необъятным, совершенно ни на что не похожим.

  • Но действительность оказалась не похожа на сказку. Службу найти не удавалось, несмотря на протекцию, деньги таяли, нестерпимый холод…

  • «…иметь раз в день щи да кашу… Это все заставляет меня жить, как в пустыне; я принужден отказаться от лучшего удовольствия – видеть театр»,- писал Гоголь матери 3 января 1829 года.



« Ганс Кюхельгартен» был издан под псевдонимом В. Алов, но не принес славы автору. Знакомые молчали или равнодушно отзывались о поэме. Гоголь в отчаянии бросился по книжным лавкам,он уничтожил все непроданные экземпляры. Так погиб весь тираж. Гоголь болезненно переживает неудачу.

  • « Ганс Кюхельгартен» был издан под псевдонимом В. Алов, но не принес славы автору. Знакомые молчали или равнодушно отзывались о поэме. Гоголь в отчаянии бросился по книжным лавкам,он уничтожил все непроданные экземпляры. Так погиб весь тираж. Гоголь болезненно переживает неудачу.

  • Около двух месяцев Гоголь проводит за границей. После возвращения определился на службу в канцелярию департамента.

  • Важно другое: попал в круг людей творческих, несмотря на первую неудачу он начал писать. Мысли о родной Украине – «здесь так занимает всех все малороссийское»( из письма к матери) – не покидают юношу. У него с собою большая конторская книга, заведенная еще в Нежине. На обложке написано «Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия. Нежин. 1826 год». Сюда он вписывает украинские предания, народные песни, интересные слова, любопытные фамилии, прозвища, просит мать писать о Колядках, о Иване Купала, о русалках… Так возникает поэтический мир Украины.



Гоголь познакомился с П.А.Плетневым, с В.А.Жуковским, в феврале 1831 года Плетнев познакомил Гоголя с А.С.Пушкиным.

  • Гоголь познакомился с П.А.Плетневым, с В.А.Жуковским, в феврале 1831 года Плетнев познакомил Гоголя с А.С.Пушкиным.

  • Летом 1831 г. Н.В.Гоголь живет в Павловске, недалеко – в Царском Селе – Пушкин и Жуковский, и почти каждый вечер они встречаются. Гоголь счастлив: он, молодой человек, еще ничем не прославившийся, принят ими как равный. Это светлое время в жизни Гоголя.



В Петербурге печатается первая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки», и Гоголь описывает Пушкину веселье наборщиков, которые смеялись, читая рукопись.

  • В Петербурге печатается первая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки», и Гоголь описывает Пушкину веселье наборщиков, которые смеялись, читая рукопись.

  • В сентябре 1831 года книга выходит в свет, имени автора нет, вместо этого на титуле обозначено: «Повести, изданные пасичником Рудым Паньком».

  • Свободный, живой разговор, великолепно построенные диалоги, богатый материал народных преданий и поверий делали книгу занимательной, своевременной.



В 1835 году один за другим выходят два сборника повестей Н.В.Гоголя «Миргород» и «Арабески». Вслед за ними появляется знаменитая ст. В.Г.Белинского « О русской повести и о повестях г. Гоголя».

  • В 1835 году один за другим выходят два сборника повестей Н.В.Гоголя «Миргород» и «Арабески». Вслед за ними появляется знаменитая ст. В.Г.Белинского « О русской повести и о повестях г. Гоголя».

  • Сборник «Миргород» построен как музыкальное произведение. Чтобы получить то художественное впечатление, надо читать повести в том порядке, как они напечатаны: «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том,как поссорились…».



« У Гоголя вертится на уме комедия,- писал П.А.Плетнев Жуковскому 8 декабря 1832 г.,- … Я ожидаю в этом роде от него необыкновенного совершенства».

  • « У Гоголя вертится на уме комедия,- писал П.А.Плетнев Жуковскому 8 декабря 1832 г.,- … Я ожидаю в этом роде от него необыкновенного совершенства».

  • «Я помешался на комедии. Примусь за историю,- передо мною движется сцена, шумит аплодисмент, рожи высовываются из лож, из кресел…»,- писал Гоголь М.А.Погодину.

  • Теперь, в 1833 году, он мечтает о народной комедии, которая могла бы встать в ряд с «Недорослем» Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова.





«Сделайте милость, — писал Гоголь Пушкину 7 октября 1835 г., — дайте какой-нибудь сюжет, хоть смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию».Пушкин рассказал историю , случившуюся в Одессе с общим их знакомым, редактором журнала «Отечественные записки», которого приняли было за ревизора, приносили ему просьбы, совали взятки. Вспоминают, как однажды самого Пушкина приняли за ревизора инкогнито.

  • «Сделайте милость, — писал Гоголь Пушкину 7 октября 1835 г., — дайте какой-нибудь сюжет, хоть смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию».Пушкин рассказал историю , случившуюся в Одессе с общим их знакомым, редактором журнала «Отечественные записки», которого приняли было за ревизора, приносили ему просьбы, совали взятки. Вспоминают, как однажды самого Пушкина приняли за ревизора инкогнито.

  • В черновиках «Ревизора» мелькает название уездного городка Устюжна. Маленький городок в центре России, от него «хоть три года скачи, ни до какой границы не доскачешь». Случилось в городке необычайное происшествие: ждали ревизора, а вместо него приехал молодой, ловкий человек, выдал себя за ревизора, набрал взяток – да и был таков. После него, точно, приехал настоящий ревизор, и вся авантюра открылась.



Первое представление «Ревизора» состоялось 19 апреля в 1836 году на сцене Александринского театра в Петербурге.

  • Первое представление «Ревизора» состоялось 19 апреля в 1836 году на сцене Александринского театра в Петербурге.

  • Роль городничего играл Михаил Семенович Щепкин, великий русский актер.





Гоголь отказался от традиционной любовной интриги, но использовал сценические эффекты. Это и мотив «комедии ошибок»: одного принимают за другого; и комическая пара Бобчинский и Добчинский; и падение Бобчинского, подслушиваюшего разговор городничего с Хлестаковым.

  • Гоголь отказался от традиционной любовной интриги, но использовал сценические эффекты. Это и мотив «комедии ошибок»: одного принимают за другого; и комическая пара Бобчинский и Добчинский; и падение Бобчинского, подслушиваюшего разговор городничего с Хлестаковым.



Комедия начинается сценою в доме городничего: « Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор».

  • Комедия начинается сценою в доме городничего: « Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор».

  • Чиновники озадачены. За каждым водятся грешки, которые надобно быстро прикрыть, чтобы безобразие общее запустение не казалось замеченным. Забыты распри, зависть – их объединяет страх, опасность. Читатель и зритель сразу знакомятся со всеми чиновниками, узнают их слабости и, таким образом, оказывается в центре событий.





Хлестаков сам по себе человек ничтожный, неумный. Но ему очень хочется быть важным. Судьба преподносит Хлестакову подарок: чиновники принимают его за ревизора, и это неожиданное приключение заставляет самого Ивана Александровича искренне увериться в своей значительности. Он начинает врать – сначала просто потому, что надо же как-то оправдать ожидания чиновников, затем увлекается, потому что ему верят, в рот смотрят. Происходит великолепная сцена вранья.

  • Хлестаков сам по себе человек ничтожный, неумный. Но ему очень хочется быть важным. Судьба преподносит Хлестакову подарок: чиновники принимают его за ревизора, и это неожиданное приключение заставляет самого Ивана Александровича искренне увериться в своей значительности. Он начинает врать – сначала просто потому, что надо же как-то оправдать ожидания чиновников, затем увлекается, потому что ему верят, в рот смотрят. Происходит великолепная сцена вранья.



1. Где и когда родился Н.В.Гоголь?

  • 1. Где и когда родился Н.В.Гоголь?

  • 2. Какое образование получил Гоголь?

  • 3. Назовите первое опубликованное произведение Гоголя, каким псевдонимом оно было подписано?

  • 4. Как звали пасечника, от лица, которого ведется рассказ в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»?



5. В каком театре впервые была поставлена комедия «Ревизор»?

  • 5. В каком театре впервые была поставлена комедия «Ревизор»?

  • 6. Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»?

  • 7. Кому принадлежат слова, сказанные после первого представления комедии: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!»?

  • 8. В каком году происходит действие пьесы «Ревизор»?



Когда была написана комедия Н.В.Гоголя «Ревизор»?

  • Когда была написана комедия Н.В.Гоголя «Ревизор»?

  • 1)1845 г.

  • 2)1842 г.

  • 3)1835 г.

  • 4)1852 г.



Кто из писателей «подарил» Н.В.Гоголю идею «Ревизора»?

  • Кто из писателей «подарил» Н.В.Гоголю идею «Ревизора»?

  • 1)С.Шевырев

  • 2)Н.Погодин

  • 3)А.С.Пушкин

  • 4)В.А.Жуковский



Кто из героев «Ревизора» брал взятки борзыми щенками?

  • Кто из героев «Ревизора» брал взятки борзыми щенками?

  • 1)Земляника

  • 2)Ляпкин – Тяпкин

  • 3)Держиморда

  • 4)Городничий



Чьи литературные портреты?

  • Чьи литературные портреты?

  • 1) Хотя и взяточник, но ведёт себя очень солидно; довольно серьёзен, несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало…

  • 2) Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли.



3)Оба с небольшими брюшками, оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками.

  • 3)Оба с небольшими брюшками, оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками.

  • 4)Человек, прочитавший пять или шесть книг, и поэтому несколько вольнодумен.



Кому из героев Гоголя принадлежат эти слова?

  • Кому из героев Гоголя принадлежат эти слова?

  • «Как взбежишь по лестнице к себе на четвёртый этаж, скажешь только кухарке: «На, Мавруша, шинель…»

  • Хлестаков



Как вы объясните смысл названия комедии «Ревизор»?

  • Как вы объясните смысл названия комедии «Ревизор»?

  • Подготовьте речевую характеристику одного из персонажей комедии.

  • Проведите наблюдение над фамилиями героев, их языком.

  • Какой смысл заключён в «немой сцене»? Почему она так важна?

  • Подготовьте материал для сочинения. ( темы по выбору )


rpp.nashaucheba.ru

Детство и юность Гоголя | Литература

Юность и детство Гоголя. 

   Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого украинского помещика Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского и его супруги Марии Ивановны. Детские годы его прошли в име­нии родителей Васильевка Миргородского уезда, неподалеку от села Диканька. Это были места, вошедшие в летописи. Здесь Кочубей враждовал с Мазепой, и в диканьской церк­ви хранилась его окровавленная рубашка, в которой по на­вету Мазепы он был казнен. В часе езды от Васильевки по Опошнянскому тракту было Полтавское поле — место знаме­нитой битвы. От своей бабушки Татьяны Семеновны, научив­шей мальчика рисовать и даже вышивать гарусом, Гоголь слушал зимними вечерами украинские народные песни. Внучка славного Лизогуба, сподвижника Петра Великого, бабушка рассказывала внуку исторические легенды и преда­ния о героических страницах истории, о запорожской ка­зачьей вольнице. Давно уже перевелись в Миргороде те уда­лые казаки, о которых слагались песни и легенды. Потомки их стали столбовыми дворянами или вольными хлебопашца­ми. От былой воинской славы остались развешанные по сте­нам в виде украшения ружья, пистолеты да казачьи шаш­ки. Племя героев сменила толпа «существователей», круг интересов которых ограничивался приобретательством.

   Семья Гоголей выделялась на этом фоне устойчивыми культурными запросами. Василий Афанасьевич был талант­ливым рассказчиком и любителем театра. Он близко сошел­ся с дальним родственником, бывшим министром юстиции Д. П. Трощинским, который жил на покое в селе Кибинцы, неподалеку от Васильевки. Богатый вельможа устроил в сво­ей усадьбе домашний театр, где Василий Афанасьевич стал режиссером и актером. Он составлял для этого театра коме­дии на украинском языке, сюжеты которых заимствовал из народных сказок. В подготовке спектаклей принимал участие В. В. Капнист, маститый драматург, автор прослав­ленной «Ябеды». На подмостках сцены в Кибинцах разыг­рывались его пьесы, а также «Недоросль» Фонвизина, «Подщипа» Крылова. Василий Афанасьевич был дружен с Капнистом, гостил иногда всем семейством у него в Обу-ховке. В июле 1813 года маленький Гоголь видел здесь Г. Р. Державина, навещавшего друга своей молодости. Пи­сательский дар и актерский талант Гоголь унаследовал от своего отца.

   Мать Мария Ивановна была женщиной религиозной, нервной и впечатлительной. Потеряв двоих детей, умерших в младенчестве, она со страхом ждала третьего. Супруги молились в диканьской церкви перед чудотворной иконой св. Николая. Дав новорожденному имя почитаемого в наро­де святителя, родители окружили мальчика особой лаской и вниманием.

   С детства запомнились Гоголю рассказы матери о послед­них временах, о гибели мира и Страшном суде, об адских муках грешников. Рассказы сопровождались материнскими наставлениями о необходимости блюсти душевную чистоту ради будущего спасения. Большое впечатление на мальчика произвели рассказы о лестнице, которую спускают с неба ан­гелы, подавая руку душе умершего. На лестнице этой — семь мерок; последняя, седьмая, поднимает бессмертную ду­шу человека на седьмое небо, в райские обители, которые доступны немногим. Туда попадают души праведников — людей, которые проведи земную жизнь «во всяком благочес­тии и чистоте». Образ лестницы пройдет потом через все раз­мышления Гоголя об участи и призвании человека к духов­ному совершенствованию.

   От матери унаследовал Гоголь тонкую душевную органи­зацию, склонность к созерцательности и богобоязненную ре­лигиозность. Дочь Капниста вспоминала: «Гоголя я знала мальчиком всегда серьезным и до того задумчивым, что это чрезвычайно беспокоило его мать». На воображение мальчи­ка повлияли языческие верования народа в домовых, ведьм, водяных и русалок. Разноголосый и пестрый, подчас коми­чески веселый, а порой приводящий в страх и трепет таинственныи мир народной демонологии с детских лет впитала впечатлительная гоголевская душа.

   В 1821 году, после двухлетнего обучения в Полтавском уездном училище, родители определили мальчика в только что открытую в Нежине Черниговской губернии гимназию высших наук князя Безбородко. Ее часто называли лицеем: подобно Царскосельскому лицею, гимназический курс в ней сочетался с университетскими предметами, а занятия вели профессора. Семь лет проучился Гоголь в Нежине, приезжая к родителям лишь на каникулы.

   Сперва учение шло туго: сказывалась недостаточная до­машняя подготовка. Дети состоятельных родителей, одно­кашники Гоголя, поступили в гимназию со знанием латыни, французского и немецкого языков. Гоголь завидовал им, чувствовал себя ущемленным, чурался однокашников, а в письмах домой умолял дражайших папеньку и маменьку забрать его из гимназии. Сынки богатых родителей не ща­дили его самолюбия, высмеивали его слабости. На собствен­ном опыте пережил Гоголь драму «маленького человека», уз­нал горькую цену слов бедного чиновника Башмачкина, героя его «Шинели», обращенных к насмешникам: «Оставь­те меня! Зачем вы меня обижаете?» Болезненный, хилый, мнительный, мальчик был унижаем не только сверстниками, но и нечуткими педагогами. Редкостное терпение, умение молча сносить обиды дало Гоголю первую кличку, получен­ную от гимназистов, — Мертвая Мысль.

   Но вскоре Гоголь обнаружил незаурядный талант в рисо­вании, далеко опережающий обидчиков, а потом и завидные литературные способности. Появились единомышленники, с которыми он стал издавать рукописный журнал, помещая в нем свои рассказы, стихотворения, историческую повесть «Братья Твердиславичи», сатирический очерк «Нечто о Не­жине, или Дуракам закон не писан», в котором он высмеи­вал нравы местных обывателей. Но первые литературные опыты Гоголя до нас не дошли.

   В 1824 году гимназическое начальство разрешило уча­щимся открыть свой собственный театр. Гоголь с увлечени­ем отдался этому начинанию: сам рисовал декорации к спек­таклям, выступал в роли режиссера-постановщика и ведущего комического актера. Особенно удавались ему роли стариков и старух, и однажды он покорил публику мастерс­ким исполнением роли Простаковой в комедии Фонвизина «Недоросль».

   Этот Молчун и Мертвая Мысль вдруг вышел из подполья и обнаружил неиссякаемые источники юмора. Все заметили его острый глаз и примечательную способность по одной яр­кой детали схватывать самую суть человеческого характера. Его коньком стала, например, комическая имитация лицейских учителей, настолько точная и меткая, что учащиеся хохотали до колик в животе: то он подражает голосам раз­ных животных, то мастерски изображает дурачка. А однаж­ды, чтобы избежать телесного наказания, Гоголь так прав­доподобно разыграл сумасшествие, что перепуганное гим­назическое начальство направило его в лечебницу.

   Но за внешней гоголевской веселостью всегда чувство­валась трагическая нотка, звучал какой-то скрытый вы­зов. Тогда-то и родилась наиболее меткая кличка, которую дали этому маленькому и болезненному проказнику гимна­зисты, — Таинственный Карла. Впоследствии Гоголь гово­рил: «Причина той веселости, которую заметили в первых сочинениях моих, показавшихся в печати, заключалась в некоторой душевной потребности. На меня находили припадки тоски, мне самому необъяснимой, которая происходила, мо­жет быть, от моего болезненного состояния. Чтобы развлекать себя самого,  я придумывал все самое смешное,  что только мог выдумать». Так уже в гимназические годы сфор­мировался комический дар Гоголя — подмеченное Белинс­ким «комическое одушевление, всегда побеждаемое чувст­вом грусти и глубокого уныния».

   Период обучения Гоголя в гимназии совпал с поворотом русской общественной мысли от культуры французского классицизма к романтической философии и поэзии Герма­нии. В Нежине этот поворот ознаменовали любимые гимна­зистами профессор немецкой словесности Ф. И. Зингер и профессор права Н. Г. Белоусов, знакомивший учащихся с Гердером и Шеллингом. Если классики тосковали по Древ­ней Элладе, то романтики обратились к христианскому Средневековью. Утверждался новый взгляд на историю как процесс, в ходе которого каждый народ в соответствии со своим «национальным духом» и призванием вносит собственный вклад в общее развитие человечества.

   Пробудилась мысль о необходимости национального само­познания. В Москве возникло общество «любомудров», в которое входили В. Ф. Одоевский, И. В. Киреевский, А. И. Ко-шелев, Д. В. Веневитинов, М. А. Максимович. Появилась идея создания собственного журнала, программу которого Веневитинов наметил в статье «Несколько мыслей в план журнала»: «Самопознание — вот идея, одна только могущая одушевить вселенную; вот цель и венец человека… С сей точки зрения мы должны взирать на каждый народ, как на лицо отдельное, которое к самопознанию направляет все свои собственные усилия, ознаменованные печатию особенно­го характера».

   Веневитинов подвергает критике современную русскую мысль и литературу. «У всех народов, — говорит он, — просвещение развивалось из начала отечественного. Россия же все получила извне». Она «приняла наружную форму об­разованности и воздвигла мнимое здание литературы без вся­кого основания». Задачей современности является возвраще­ние к себе, к своим собственным историческим корням, к русской древности, к народной песне как хранительнице на­циональной памяти. Один из «любомудров», М. А. Максимо­вич, приступил тогда к собиранию украинских народных песен, а другой, П. В. Киреевский, — великорусских. Про­буждался интерес к Украине как колыбели восточнославян­ской и русской истории.

   В 1824 году «любомудры» организовали свой печатный орган — альманах «Мнемозина». Второй номер его откры­вался программной повестью В. Ф. Одоевского «Елладий». В ней звучал призыв к духовному возрождению человека: «Чья жизнь была — беспрерывное совершенствование, тому на земле знакомо небесное, тот бодро оставляет прах зем­ной, он привык отрясать его! — но горе оземленелому телом и духом!»

   Гоголь читает этот альманах. За год до окончания гимна­зии он пишет своему другу Г. И. Высоцкому в Петербург: «Ты знаешь всех наших существователей», которые «зада­вили корою своей земности, ничтожного самодоволия высо­кое назначение человека. И между этими существователями я должен пресмыкаться». В согласии с религиозной филосо­фией «любомудров»-романтиков Гоголь верит в свое высокое предназначение.

   Благословен тот дивный миг, Когда в поре самопознанъя, В поре могучих сил своих Ты, небом избранный, постиг Цель высшую существованья… — так пишет Гоголь о своем призвании в романтической поэме «Ганц Кюхельгартен», сочиненной в последний год его обу­чения в гимназии.

   В 1826 году Гоголь начинает труд собирательский. Он за­водит «Книгу всякой всячины, или Подручную энциклопе­дию» — объемистую тетрадь в пятьсот страниц. Он записы­вает в ней украинские народные песни, пословицы и поговорки, народные предания, описания деревенских обря­дов, отрывки из произведений украинских писателей, вы­писки из сочинений старинных западноевропейских путеше­ственников по России. Сюда включает он обширный «лексикон малороссийский» — материалы для словаря укра­инского языка.

   В 1825 году семья Гоголей переживает тяжкую утрату: скоропостижно умирает отец Василий Афанасьевич, Гоголь переносит этот удар «с твердостью христианина». Он остает­ся старшим в семье. С этого момента начинается его стреми­тельное взросление: юноша всерьез задумывается о своем призвании, о выборе жизненного пути. «Ежели об чем я те­перь думаю, так это все о будущей жизни моей, — пишет он матери. — Во сне и наяву мне грезится Петербург и служба государству». «Я перебрал в уме все состояния, все должнос­ти в государстве и остановился на одном. На юстиции», — делится он планами с дядюшкой.

   Насколько искренни эти признания Таинственного Кар­лы? Ведь романтическую поэму «Ганц Кюхельгартен» и «Подручную энциклопедию» он тщательно уложит в дорож­ный саквояж! Звание литератора в глазах русского дворян­ства 1830-х годов не воспринималось серьезно. Да и в жиз­ни того времени понятие «профессиональный писатель», если вспомнить Пушкина, с трудом завоевывало свое место в общественной табели о рангах.

vsedli.ucoz.ru

Ответы@Mail.Ru: как прошло детство гоголя

Детство и юность Гоголя.

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого украинского помещика Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского и его супруги Марии Ивановны. Детские годы его прошли в имении родителей Васильевка Миргородского уезда, неподалеку от села Диканьки. Это были места, вошедшие в летописи. Здесь Кочубей враждовал с Мазепой, и в диканькской церкви хранилась его окровавленная рубашка, в которой по навету Мазепы он был казнен. В часе езды от Васильевки по Опошнянскому тракту было Полтавское поле – место знаменитой битвы. От своей бабушки Татьяны Семеновны, научившей мальчика рисовать и даже вышивать гарусом, Гоголь слушал зимними вечерами украинские народные песни. Внучка славного Лизогуба, сподвижника Петра Великого, бабушка рассказывала внуку исторические легенды и предания о героических страницах истории, о запорожской казачьей вольнице. Давно уж перевелись в Миргороде те удалые казаки, о которых слагались песни и легенды. Потомки их стали столбовыми дворянами или вольными хлебопашцами. От былой воинской славы остались развешанные по стенам в виде украшения ружья, пистолеты да казачьи шашки.

Семья Гоголей выделялась на этом фоне устойчивыми культурными запросами. Василий Афанасьевич был талантливым рассказчиком и любителем театра. Он близко сошелся с дальним родственником, бывшим министром юстиции Д. П. Трощинским, который жил на покое в селе Кибинцы, неподалеку от Васильевки. Богатый вельможа устроил в своей усадьбе домашний театр, где Василий Афанасьевич стал режиссером и актером. Он составлял для этого театра собственные комедии на украинском языке, сюжеты которых заимствовал из народных сказок. В подготовке спектаклей принимал участие В. В. Капнист, маститый драматург, автор прославленной «Ябеды». На подмостках сцены в Кибинцах разыгрывались его пьесы, а также «Недоросль» Фонвизина, «Подщипа» Крылова. Василий Афанасьевич был дружен с Капнистом, гостил иногда всем семейством у него в Обуховке. В июле 1813 года маленький Гоголь видел здесь Г. Р. Державина, навещавшего друга своей молодости. Писательский дар и актерский талант Гоголь унаследовал от своего отца.

Яндекс. Директ
Брокер FiNMAX не платит?
broker-sos.ru
Горячая линия! Помощь по выводу с платформ, чарджбек. Вопрос по брокеру FiNMAX

Стоит ли уходить после 9 класса
devchat.ru
или учиться до 11-го? Взвесим все за и против. Узнай больше на Devchat.ru
Мать, Мария Ивановна, была женщиной религиозной, нервной и впечатлительной. Потеряв двоих детей, умерших в младенчестве, она со страхом ждала третьего. Супруги молились в диканьской церкви перед чудотворной иконой св. Николая. Дав новорожденному имя почитаемого в народе святого, родители окружили мальчика особой лаской и вниманием. С детства запомнились Гоголю рассказы матери о последних временах, о гибели мира и Страшном суде, об адских муках грешников. Они сопровождались наставлениями о необходимости блюсти душевную чистоту ради будущего спасения. Особенно впечатлил мальчика рассказ о лестнице, которую спускают с неба ангелы, подавая руку душе умершего. На лестнице этой – семь мерок; последняя, седьмая поднимает бессмертную душу человека на седьмое небо, в райские обители, которые доступны немногим. Туда попадают души праведников – людей, которые провели земную жизнь «во всяком благочестии и чистоте». Образ лестницы пройдет потом через все размышления Гоголя об участи и призвании человека к духовному совершенствованию.

От матери унаследовал Гоголь тонкую душевную организацию, склонность к созерцательности и богобоязненную религиозность. Дочь Капниста вспоминала: «Гоголя я знала мальчиком всегда серьезным и до того задумчивым, что это чрезвычайно беспокоило его мать». На воображение м

otvet.mail.ru

Где родился Гоголь? Где Гоголь провел детство?

Великий русский прозаик, драматург, критик, поэт и публицист Николай Васильевич Гоголь сделал огромный вклад в отечественную литературу и журналистику, обогатив ее многими бессмертными произведениями, некоторые из которых невероятно актуальны и сегодня. Однако, как известно, все мы родом из детства, поэтому, чтобы понять истоки его творчества, прежде всего нужно узнать, где родился Гоголь, кем были его родители и какие ранние впечатления повлияли на формирование его мировоззрения.

Откуда были родом Яновские

Биографы Гоголя сообщают, что предки писателя были потомственными священникам и не имели никакого отношения к дворянству. Известно также, что его прадед — Афанасий Демьянович — поселился недалеко от Полтавы и взял фамилию Яновский, по названию местности, где им был построен дом. Через несколько лет при получении грамоты на дворянство он дописал к своей фамилии еще одну — Гоголь, чтобы таким образом подтвердить (или, как считают некоторые исследователи, сфабриковать) свое родство с известной личностью — полковником Евстафием Гоголем, который состоял на службе у короля Яна Третьего Собесского. Таким образом, предки писателя переселились в Малороссию из Польши где-то во второй половине восемнадцатого века. Справедливости ради нужно сказать, что сам Николай Васильевич Гоголь ошибочно считал, что фамилию Яновский выдумали поляки. Именно поэтому в 1821 году он ее просто отбросил. На тот момент его отца уже не было в живых, поэтому некому было воспрепятствовать такому вольному обращению с родовым именем.

Где родился Н. В. Гоголь?

Будущий великий русский писатель родился 20 марта 1809 года в селе Сорочинцы, которое в то время находилось в Полтавской губернии Российской империи. Сегодня этот населенный пункт называется Великие Сорочинцы и является частью Миргородского района Украины. На момент рождения Гоголя оно было известно своей знаменитой ярмаркой, на которую съезжались чуть ли не со всех уголков Малороссии и даже из Польши и центральных губерний России. Таким образом, малая родина будущего великого писателя была довольно известным торговым центром, где кипела жизнь.

Дом, где родился Гоголь

Во время Великой Отечественной войны многие постройки в Великих Сорочинцах, как и на территории всей Полтавской области, были уничтожены. К сожалению, такая участь постигла и то самое место, где родился Гоголь, — дом доктора М. Трохимовского, в котором в 1929 году был организован музей, посвященный его детским годам. В послевоенный период была проведена большая работа по поиску вещей и документов, имевших отношение к детству великого писателя. Она увенчалась успехом, и спустя шесть лет на месте разрушенного дома, где родился Гоголь, было построено новое здание, в котором разместился литературно-мемориальный музей. Сегодня он считается одной из главных достопримечательностей Великих Сорочинцев, и там посетители могут увидеть личные вещи писателя, его портрет работы Репина и некоторые редкие первые издания книг. Посетив село, где родился Гоголь (фото ниже) можно также увидеть великолепную Спасо-Преображенскую церковь. Этот величественный храм, построенный в начале восемнадцатого столетия в стиле украинского барокко, примечателен тем, что именно там в 1809 году был крещен писатель.

Ранние годы

Родители Гоголя на момент его рождения проживали в собственном имении Васильевка, или Яновщина, расположенном рядом с селом Диканька. Всего у коллежского асессора Василия Гоголь-Яновского и дворянки Марии Косяровской родилось двенадцать детей, из которых большинство умерли в младенчестве. Сам будущий великий писатель был третьим ребенком и старшим из доживших до совершеннолетия. Дети Гоголь-Яновских росли в атмосфере деревенского быта наравне со сверстниками из крестьянских семей. Однако в то же время родители писателя были частыми гостями в соседских поместьях, а Василий Гоголь-Яновский даже некоторое время руководил домашним театром своего дальнего родственника Д. П. Трощинского — отставного члена Государственного Совета. Таким образом, его дети не были лишены культурных развлечений и с юных лет приобщались к искусству и литературе.

Где прошло отрочество Гоголя

Когда мальчику исполнилось десять лет, его отправили в Полтаву к одному из местных учителей, который занялся подготовкой будущего писателя к поступлению в Нежинскую гимназию. Если Великие Сорочинцы — село, где родился Гоголь, город Нежин — место, в котором прошли его отроческие годы. В то же время он никогда не забывал о Великих Сорочинцах, так как проводил там все каникулы, беззаботно предаваясь веселью в компании сестер и детей крестьян.

Учеба в гимназии

Заведение, куда родители Гоголя определили его для дальнейшего обучения, было открыто в 1820 году. Его полное название звучало как Нежинская гимназия высших наук. Обучение там длилось девять лет, а учениками могли стать только дети малороссийских дворян. Выпускники Нежинской гимназии в зависимости от результатов экзаменов получали чин двенадцатого или тринадцатого класса по “Табели о рангах”. Это означало, что аттестаты, выдававшиеся этим учебным заведением, котировались наравне с дипломами университетов, а их обладатели освобождались от необходимости сдавать дополнительные экзамены для производства в высшие чины.

Судя по сохранившимся документам, гимназист Николай Гоголь-Яновский не был прилежным школяром, и ему удавалось сдавать экзамены, только благодаря превосходной памяти, которая стала притчей во языцех. Кроме того, сохранились воспоминания некоторых учителей и однокашников будущего писателя, свидетельствовавшие о том, что ему с трудом давались иностранные языки, а также латынь и греческий, а вот русская словесность и рисование были его самыми любимыми дисциплинами.

Круг общения во время учебы в гимназии

Вопрос о том, кто повлиял на формирование взглядов на жизнь и характер будущего писателя, не менее важен, чем сведения о том, где родился Гоголь. В частности, уже в зрелом возрасте он вспоминал, как во время учебы в Нежинской гимназии вместе с группой товарищей с увлечением занимался самообразованием. Среди однокашников писателя можно отметить Герасима Высоцкого, Александра Данилевского, с которым Гоголь дружил до конца жизни, а также Николая Прокоповича и Нестора Кукольника. У друзей вошло в привычку выписывать литературные альманахи в складчину, а также раз в месяц издавать свой гимназический рукописный журнал. Причем сам Гоголь часто публиковал в нем свои первые стихи и даже написал для него историческую повесть и поэму. Кроме того, большой популярностью у гимназистов пользовалась написанная им сатира о Нежине.

Последние годы учебы в гимназии

Когда Гоголю было всего пятнадцать лет, он потерял отца, что стало для него невосполнимой утратой. Таким образом, уже в столь юном возрасте он остался единственным мужчиной в семье (четверо братьев умерли во младенчестве, а еще один — Иван — в 1819 году). Несмотря на это мать писателя продолжала отдавать свои скудные средства на то, чтобы ее любимый сын смог окончить гимназию, так как считала его гениальным и верила в его успех. Справедливости ради нужно сказать, что и Николай до конца жизни заботился о ней и сестрах и даже отказался от наследства, чтобы дать им достойное приданое.

Что касается стремлений, которые были у юноши в последние годы учебы в гимназии, то он мечтал о государственной службе, а литературу рассматривал скорее как некое хобби. Между тем то, в каком месте родился Гоголь, сыграло очень большую роль в его дальнейшей карьере и поспособствовало громкому дебюту в Северной столице.

Поездка в Петербург

Покинув место, где родился, Гоголь отправился покорять Санкт-Петербург. Там его приняли отнюдь не с распростертыми объятиями. Сначала Николай захотел попробовать себя в актерстве, но артистическая среда отвергла самоуверенного провинциала. Что касается государственной службы, то она ему показалась скучной и бессмысленной. Однако очень скоро молодой человек заметил, что Малороссия и все, что с ней связано, крайне интересовали петербуржский бомонд, и там с удовольствием слушали произведения малороссийского фольклора. Таким образом, все, что исходило из мест, где родился Гоголь, город на Неве принимал, как говорится, на ура! Поэтому не удивительно, что начинающий литератор практически в каждом письме матери просил ее рассказать о каких-то подробностях местного быта или присылать ему старинные предания, которые мать могла услышать от своих крестьян или странников, совершающих паломничество по святым местам.

Теперь вы знаете, что сказать, если вас попросят: «Назови место, где родился Гоголь». Также вы сможете привести некоторые подробности его биографии, касающиеся детства и отрочества. А чтобы окунуться в атмосферу Малороссии, вам стоит посетить село Великие Сорочинцы и город Миргород. Тогда вы увидите своими глазами знаменитую ярмарку и лужу, которой восхищался писатель, называя ее единственной в своем роде. Она существует и поныне и даже обзавелась собственной набережной!

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *