Декларация прав человека и гражданина — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поискуДекларация прав человека и гражданина | |
Государство |
|
---|---|
Название | фр. Déclaration des droits de l’homme et du citoyen |
Издание(я) или перевод(ы) | Q40576504? |
Редактор | Учредительное собрание |
Место публикации | Париж |
Язык произведения или названия | французский |
Дата публикации |
70. Декларация прав человека и гражданина 1789г
По замыслу авторов Декларация представляет собой свод общепризнанных прав и свобод, изложенных в торжественной форме от имени представителей французского народа, озабоченных выработкой нового общественного устройства.
По своему содержанию Декларация есть торжественное провозглашение некоего перечня естественных прав человека, принадлежащих ему по природе в силу рождения и потому неотъемлемых и священных (безусловно почитаемых).
Права гражданина связаны с принадлежностью человека к государственной организации, именуемой в тексте политической ассоциацией (политическим союзом).
Сам жанр торжественного провозглашения прав и свобод не был новым в истории: достаточно вспомнить Великую хартию вольностей 1215 г., Билль прав 1689 г. (напомним, что первоначальное его название — Декларация прав) или Декларацию независимости США 1776 г. с ее перечнем естественных и неотчуждаемых прав (жизнь, свобода, обретение счастья).
Особенностью французской Декларации стало намерение создателей сделать ее частью письменной конституции страны.
Принятая Декларация прав человека и гражданина состоит из преамбулы и 17 статей, напоминающих христианские заповеди и отчасти конкурирующих с ними.
О практическом назначении Декларации говорится в преамбуле:
она напоминает согражданам, что «лишь невежество, забвение прав человека и пренебрежение к ним являются единственными причинами общественных бедствий»;
отныне Декларация будет неизменно пребывать перед взорами всех членов общественного союза и постоянно напоминать им их права и обязанности;
действия законодательной или исполнительной властей могут теперь быть «ежеминутно сравниваемы с целью всякого политического установления» и благодаря такой процедуре станут «более уважаемы»;
требования граждан будут теперь основываться «на простых и бесспорных принципах» и всегда будут обращены к «поддержанию конституции и к общему благу».
Таким стал обдуманный и взвешенный ответ на весьма актуальный вопрос, зачем нужны законы и программные заявления о них в новом общественном и политическом союзе. Все это лишь частично сопоставимо с аналогичным декларированием целей отдельных законоустановлений — от Законов Хаммурапи до Великой хартии вольностей, и в этом своеобразие данного документа периода Французской революции.
Права и свободы разделены:
права человека;
права гражданина.
Эти права и свободы тесно связаны с принадлежностью всей верховной власти нации как совокупности граждан, как политической ассоциации граждан. Ограничением прав являются требования закона, который есть выражение общей воли.
Права человека (естественные права человека) включают свободу, равенство, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Позднее в ст. 17 говорилось, что право собственности является «священным и неприкосновенным». Это обстоятельство дало основание одному из составителей Декларации, депутату Мунье, подчеркнуть известное рассогласование между правом на равенство и правом собственности в стране, где имеется «неисчислимое множество людей без собственности». Однако компенсацию этого неравенства он видел в равном праве на свободу.
Права гражданина основаны на правах человека и на верховенстве власти народа (по отношению к полномочиям и действиям властей законодательной, исполнительной и судебной). Они включают перечень гражданских свобод вместе с их законными предпосылками (ст. 4-6, 10-11) и законными гарантиями (ст. 7-9), а также перечень гарантий участия в политическом управлении (ст. 12-16).
Далее делается уточнение о характере запретов: «Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества. Все то, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом» (ст. 5). Здесь все ясно с назначением законов в деле обеспечения пользования правами человека, но не вполне ясно содержание вреда, который может быть причинен другому или другим. Закон определяется как «выражение общей воли», поэтому все граждане сами или через представителей могут участвовать в его образовании. «Поскольку все граждане равны перед законом, то им открыт в равной мере доступ ко всем общественным должностям, местам и службам в зависимости от их способностей; единственным отличием при равенстве могут быть достоинства и талант» (ст. 6).
Из конкретных политических свобод указана свобода выражения мнений, с уточнением: «даже религиозных» и с оговоркой, если она не нарушает общественный порядок, установленный Законом (ст. 10). Далее уточнялось, что «свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека» (т.е. право это одновременно пребывает в пользовании и человека, и гражданина) и что ограничение в пользовании им устанавливает Закон, который запрещает «злоупотребление этой свободой» (ст. 11).
Законными гарантиями прав гражданина обеспечивается неприкосновенность, достойное обращение и безопасность гражданина. «Человека можно обвинить, арестовать или задержать лишь в установленных Законом случаях и в предписанной форме. Тот, кто самовольно издает приказы или требует выполнять их, должен быть наказан.» (ст. 7). «Закон должен устанавливать только безусловные и очевидно необходимые наказания. Никто не может быть наказан по Закону, который не был издан и введен в действие перед совершением преступления» (ст. 8). «Поскольку каждый человек считается невиновным, пока не доказана его вина, в тех случаях, когда необходим его арест, с арестованным не имеют права обращаться жестоко» (ст. 9). Последняя статья содержит формулу презумпции (предположения) невиновности человека до вынесения ему судебного обвинительного приговора.
И наконец, группа статей, которую французский конституционалист Ж. Ведель называет «малым кодексом политического бытия». «Обеспечение прав человека и гражданина требует публичной власти, которая используется к выгоде всех, а не к пользе тех, кому она доверена» (ст. 12). «Для содержания публичной власти и для расходов по управлению необходим общий вклад; он должен быть распределен между гражданами сообразно их состоянию» (ст. 13). «Граждане имеют право сами или через своих представителей констатировать необходимость публичного обложения, свободно давать согласие на его введение, следить за расходованием и определять его долевой размер, сумму, подлежащую обложению, порядок и продолжительность взимания» (ст. 14). «Общество имеет право требовать отчета от каждого публичного должностного лица о его служебно-административной деятельности» (ст. 15). «Общество, в котором не утвердилась гарантия прав и не установлено обособление властей, не имеет никакой конституции» (ст. 16).
В Декларации воплотились многие идеи французских просветителей, живших и творивших незадолго до этих событий. Например, идеи о верховенстве власти народа, о законе как общей воле и священности права собственности восходят к Ж. Ж. Руссо (1712- 1778). Идея о важной роли обособления ветвей власти в деле обеспечения необходимых условий для пользования политической свободой граждан всецело принадлежит Ш. Монтескье (1689-1755).
В то же время правопонимание населения и даже просвещенных сословий этой поры было не всегда адекватно состоянию законодательной техники и не лишено противоречивости. Многие положения Декларации и последующих установлений навеяны текстами и формулами из наказов населения разных городов и областей страны, направленных членам Генеральных штатов и всему составу этого собрания.
Первая Конституция Франции 1791г.
Конституция 1791 года. Другим важным актом первого этапа революции стала конституция 1791 года, которая завершает этот этап и является его итогом. В ней сочетаются теоретические принципы Монтескье (разделение властей) и отчасти ей Руссо (суверенитет народа и понятие закона как выражение общей воли). Декларация 1789 года вошла в нее как вводная часть. Конституция состоит из введения и семи разделов,которые делятся на главы
Во введении торжественно подтверждаются начала «Декларации прав человека и гражданина». Отменяются наследственые и сословные отличия, феодальный порядок, титулы, звания преимущества, проистекавшие из этого порядка, вотчинная юстиция, равно как и продажа и передача по наследству государственных должностей. Упраздняются привилегии какой-либо части нации или индивида, сословные цеховые управы, профессиональные или ремесленные корпорации. Однако конституция так же, как декларация, умалчивает об отмене феодальных повинностей крестьянства.
В разделе первом говорится о естественных и гражданских правах. Конституция гарантирует: 1) свободу передвижения; свободу слова и печати без предварительной цензуры; 3) свободу отправлять обряды того вероисповедания, к которому .принадлежит гражданин; 4) свободу собраний в общественных местах под условием сохранения спокойствия, соблюдения законов и без оружия; 5) свободу петиций, но не коллективных, а подписанных отдельными гражданами. Оговорки, ограничивающие свободу собраний и свободу петиций, вызывались страхом перед трудящимися массами.
Законодательная власть не может издавать законов, препятствующих осуществлению естественных и гражданских прав, перечисленных в этом разделе и обеспеченных конституцией. Но она может установить наказание за действия, вредные для общества, т. е. нарушающие общественную безопасность или права других граждан.
В конституции были указаны условия, при которых допускались задержание, арест и содержание под стражей, и установлена ответственность должностных лиц за нарушение этих правил
Конституция обеспечивает неприкосновенность собственности и справедливое предварительное возмещение в том случае «если установленная законом необходимость потребует имущественных жертв».
Наконец, объявляется, что будут учреждены органы призрения, организовано образование, бесплатное в части, необходимой для всех людей.
Таким образом, в конституции дается более полное и развитое изложение демократических принципов, выраженных в декларации, и открыто провозглашается уничтожение феодального порядка и сословного строя общества.
Раздел второй определяет форму государственного устройства и устанавливает новое административное деление. Франция объявляется единым и неделимым королевством. Страна была разделена на 83 департамента, каждый департамент—на дистрикты, а каждый дистрикт—на кантоны. Городские и сельские общины (коммуны) получили право самостоятельно решать свои местные дела.
Третий раздел посвящен форме правления и избирательному праву. Признается, что суверенитет принадлежит нации; провозглашается его неделимость и неотчуждаемость. Здесь же говорится, что нация, которая является единственным источником всякой власти, может осуществлять ее лишь путем уполномочия. Поэтому французская конституция имеет представительный характер, а представителями нации считаются законодательный корпус и король. Таким образом, во Франции устанавливается конституционная монархия. Законодательная власть вручается законодательному собранию (законодательный корпус), избираемому на два года, исполнительная власть—королю и назначаемым им министрам, судебная власть—выборным судьям.
По конституции, избирательным правом пользуются только так называемые активные граждане: французские граждане 25 лет от роду, проживающие оседло в городе или кантоне, уплачивающие прямой налог в размере не менее платы за три рабочих дня, не находящиеся в услужении (т. е. не домашняя прислуга), внесенные в список национальной гвардии муниципалитета по месту жительства и принесшие гражданскую присягу. Из 26 млн. населения Франции активными гражданами могли быть только 4 млн., т. е. 15%.
Выборы депутатов в законодательный корпус были не прямыми, так как первичные собрания в городах и кантонах должны были избирать выборщиков (один выборщик на каждые сто активных граждан). Для выборщиков устанавливался повышеный ценз.
Депутаты избранные по департаментам считались представителями всей нации и пользовались неприкосновенностью. Избиратели не могли давать им ни каких наказов
Избирательное право, установленное конституцией, было откровенным выражением интересов крупной буржуазии и резко расходилось с принципами Декларации прав человека и гражданина, а также основными положениями самой конституции.
Регулируя взаимоотношения законодательной и исполнительной власти, конституция предоставила королю право отказывать в утверждении законопроектов, но не больше двух раз (так называемое суспензивное или отлагательное вето). Если этот законопроект будет предложен собранием третьего созыва, то считается, что король утвердил его.
Правосудие, по конституции, должно отправляться судьями, избираемыми народом и утверждаемыми королем. Судьи могут быть смещены только за преступления по должности, надлежащее установленные в судебном порядке. Они не могут вмешиваться в осуществление законодательной власти, приостанавливать применение законов или вторгаться в круг деятельности исполнительной власти.
Раздел четвертый содержит постановление о вооруженных силах, в том числе и национальной гвардии. Ни один агент вооруженных сил не может проникать внутрь жилища граждан без приказа полиции или органов правосудия или в случаях, не предусмотренных законом. Если целый департамент охвачен волнениями, король под ответственность министров издает распоряжения, необходимые для восстановления порядка, одновременно уведомляя законодательный корпус или созывая его, когда он распущен.
Раздел пятый посвящен государственным налогам, которые обсуждаются и устанавливаются законодательным корпусом ежегодно.
В разделе шестом говорится об отношении французской нации к иностранным нациям и торжественно провозглашается отказ от завоевательных войн и использования вооруженных сил против свободы другого народа. Но в разделе седьмом говорится о том, что конституция не распространяется на французские колонии и владения в Азии, Африке и Америке, т. е. на порабощенные колониальные народы.
В конституции ярко и четко выражены многие характерные институты буржуазного государственного права: разделение властей, неприкосновенность депутатов, независимость и несменяемость судей, равенство граждан перед законом, политические права граждан и др.
Вместе с тем конституция так же, как и декларация, обнаруживает свою классовую ограниченность. Она еще более открыто, чем декларация, защищает интересы крупной буржуазии, устанавливая цензовое избирательное право и утверждая бесправное положение коренных жителей колоний.
Установление якобинской диктатуры. Конституция 1791 года действовала недолго: после нового восстания в Париже 10 августа 1792 г. власть во Франции перешла в руки средних слоев торговой и промышленной буржуазии. Под давлением масс было уничтожено различие между активными и пассивными гражданами и проведены выборы в Национальный конвент.
20 сентября 1792 г. начал работу Национальный конвент. В нем были две значительные политические группировки: жирондисты представляли крупную и среднюю (особенно провинциальную) буржуазию; монтаньяры (якобинцы) — мелкую буржуазию. Вождем монтаньяров был Робеспьер. Но наиболее значительную часть депутатов конвента составляли колеблющиеся, которых насмешливо называли «болотом». Первоначально «болото» поддерживало жирондистов, обеспечивая им большинство. Под давлением масс 21 сентября 1792 г. Франция была провозглашена республикой. В январе 1793 года был казнен на гильотине король Людовик XVI, обвиненный в государственной измене.
Военная опасность, тяжелое экономическое положение масс, нежелание жирондистов принять решительные меры против спекуляции вызывают 31 мая—2 июня 1793 г. новое движение народных масс, которые требуют изгнания жирондистов из конвента.
После изгнания жирондистов из Конвента начался в истории французской революции период, который называется якобинской диктатурой (с 2 июня 1793 г. по 27 июля 1794 г.). Именно в этот период Конвент был диктатурой низов, т. е. самых низших слоев городской и сельской бедноты 1.
24 июня 1793 г. Конвент принял новую конституцию, которой предшествовала Декларация прав человека и гражданина.
studfiles.net
42. Декларации прав человека и гражданина 1789г., 1793 гг. во Франции
42. Декларации прав человека и гражданина 1789г., 1793 гг. во Франции.
Декларация прав человека и гражданина 1789 года.
Уже первая статья гласит о том, что: «Люди рождаются и остаются свободными и равноправными в правах».
Третья статья говорит: «Власть должно исходить из самой нации» (принцип народного суверенитета). И ни один индивид не может ее присвоить. Таким образом, можно говорить о ликвидации королевского абсолютизма.
Шестнадцатая статья устанавливает принцип разделения властей.
Уже название Декларации отражает теорию Естественного Права Руссо, в соответствии с которой человек от природы наделен неотчуждаемыми правами и гражданин рассматривается как член государственного союза (теория общественного договора).
Права человека (ст.2):
— свобода
— собственность
— безопасность
— сопротивление угнетению
1) Свобода определяется (ст.4) как право делать все, что не вредит другому. В главах 10, 11 закрепляется свобода печати, совести, слова.
2) Собственность (ст. 17) становится неприкосновенной, то есть никто не может быть лишен ее, иначе как по закону.
3) Безопасность – право человека не подвергаться произвольным притеснениям, арестам (ст. 5,7,8,9). Впервые провозглашались буржуазные принципы уголовного права и процесса:
— равенство всех перед уголовным законом
— презумпция невиновности
— никто не может быть принужден к действиям
4) Сопротивление угнетению. Право не получило развития. (ст. 4)
Права граждан связанные с управлением государством.
Провозглашалось всеобщее избирательное право (ст. 6). Доступными становятся и государственные должности, место ценза занимает способность. Теперь налоговое обложение, бюджет находятся в ведении граждан. Это и предает данному документу громадное значение. Хотя выделяют и некоторую ограниченность:
— ни слова не говорится об уничтожении рабства в колониях.
— ни слова не говорится о крестьянской проблеме
Тем не мене демократические принципы знаменовали уничтожение феодально-абсолютисского режима.
Но когда дело дошло до реализации в жизнь данного проекта, буржуазия начала отказываться от задуманного. И учредительное собрание приняло закон в соответствии с которым все граждане делились на активных (наделены избирательным правом) и пассивных (лишении избирательного права), в чем выразилось отступление от принципа равенства.
Активными признавались: мужчины с 25 лет, способные за свой счет приобрести снаряжение и оружие для службы в национальной гвардии, не состоявшие в услужении за плату и платившие налог в размере не ниже трехдневной заработной платы. В этом также видны отступление от задуманного.
В эти же первые годы после революции 1789 года буржуазия через учредительное собрание провела ряд Декретов:
— О церкви. Решено было за счет духовенства преодолеть финансовый кризис. Путем конфискации церковного имущества, а земли были проданы. В следствии чего кризис был преодолен, а влияние церкви сильно упало.
В 1790 году происходит экономический побьем, но в то же время усиливается борьба рабочих за улучшение условий работы, снижение длины рабочего дня. В следствии этого возрастает количество рабочих союзов в июне 1791 года Ле Шателье был создан Декрет, запрещающий рабочим одной профессии объединяться в союзы.
— на вожаков таких союзов налагался штраф в размере 500 ливров.
— лишение прав активных и даже заключение в тюрьму за стачки.
Этот Декрет просуществовал до 1864 года.
Между тем контр революция не дремала. Король стремился произвести переворот. 20 апреля 1791 года Кроль с семьей бежал, но было поздно, он был задержан. Буржуазия попыталась договориться с Королем и 3 сентября 1791 года Учредительное собрание приял Конституцию, которая была представлена Королю для подписи, он ее подписал и тем самым ознаменовалось возвращение королевской власти.
Декларация прав человека и гражданина 1793 г.. Якобинцы отличались большим радикализмом. Своей целю определяли общее счастье. Право создается чтобы гарантировать естественные права. Естественными признавались:
— свобода
— равенство
— безопасность
— собственность
также был расширен круг свобод:
— свобода собраний
— право подавать петиции
— право на восстание
новым являлось:
— осуждение эксплуатации (кабальной формы эксплуатации 14 ст.). Теперь услуги предоставлялись по договору
— забота о обездоленных (обеспечивались средства для существования лицам не способным к труду 21 ст.).
— 21 статья: образование для всех граждан
— более определенное понятие народного суверенитета. Суверенитет принадлежал народу, кто попытается его захватить может быть умерщвлен.
studfiles.net
42. Декларации прав человека и гражданина 1789г., 1793 гг. во Франции
42. Декларации прав человека и гражданина 1789г., 1793 гг. во Франции.
Декларация прав человека и гражданина 1789 года.
Уже первая статья гласит о том, что: «Люди рождаются и остаются свободными и равноправными в правах».
Третья статья говорит: «Власть должно исходить из самой нации» (принцип народного суверенитета). И ни один индивид не может ее присвоить. Таким образом, можно говорить о ликвидации королевского абсолютизма.
Шестнадцатая статья устанавливает принцип разделения властей.
Уже название Декларации отражает теорию Естественного Права Руссо, в соответствии с которой человек от природы наделен неотчуждаемыми правами и гражданин рассматривается как член государственного союза (теория общественного договора).
Права человека (ст.2):
— свобода
— собственность
— безопасность
— сопротивление угнетению
1) Свобода определяется (ст.4) как право делать все, что не вредит другому. В главах 10, 11 закрепляется свобода печати, совести, слова.
2) Собственность (ст. 17) становится неприкосновенной, то есть никто не может быть лишен ее, иначе как по закону.
3) Безопасность – право человека не подвергаться произвольным притеснениям, арестам (ст. 5,7,8,9). Впервые провозглашались буржуазные принципы уголовного права и процесса:
— равенство всех перед уголовным законом
— презумпция невиновности
— никто не может быть принужден к действиям
4) Сопротивление угнетению. Право не получило развития. (ст. 4)
Права граждан связанные с управлением государством.
Провозглашалось всеобщее избирательное право (ст. 6). Доступными становятся и государственные должности, место ценза занимает способность. Теперь налоговое обложение, бюджет находятся в ведении граждан. Это и предает данному документу громадное значение. Хотя выделяют и некоторую ограниченность:
— ни слова не говорится об уничтожении рабства в колониях.
— ни слова не говорится о крестьянской проблеме
Тем не мене демократические принципы знаменовали уничтожение феодально-абсолютисского режима.
Но когда дело дошло до реализации в жизнь данного проекта, буржуазия начала отказываться от задуманного. И учредительное собрание приняло закон в соответствии с которым все граждане делились на активных (наделены избирательным правом) и пассивных (лишении избирательного права), в чем выразилось отступление от принципа равенства.
Активными признавались: мужчины с 25 лет, способные за свой счет приобрести снаряжение и оружие для службы в национальной гвардии, не состоявшие в услужении за плату и платившие налог в размере не ниже трехдневной заработной платы. В этом также видны отступление от задуманного.
В эти же первые годы после революции 1789 года буржуазия через учредительное собрание провела ряд Декретов:
— О церкви. Решено было за счет духовенства преодолеть финансовый кризис. Путем конфискации церковного имущества, а земли были проданы. В следствии чего кризис был преодолен, а влияние церкви сильно упало.
В 1790 году происходит экономический побьем, но в то же время усиливается борьба рабочих за улучшение условий работы, снижение длины рабочего дня. В следствии этого возрастает количество рабочих союзов в июне 1791 года Ле Шателье был создан Декрет, запрещающий рабочим одной профессии объединяться в союзы.
— на вожаков таких союзов налагался штраф в размере 500 ливров.
— лишение прав активных и даже заключение в тюрьму за стачки.
Этот Декрет просуществовал до 1864 года.
Между тем контр революция не дремала. Король стремился произвести переворот. 20 апреля 1791 года Кроль с семьей бежал, но было поздно, он был задержан. Буржуазия попыталась договориться с Королем и 3 сентября 1791 года Учредительное собрание приял Конституцию, которая была представлена Королю для подписи, он ее подписал и тем самым ознаменовалось возвращение королевской власти.
Декларация прав человека и гражданина 1793 г.. Якобинцы отличались большим радикализмом. Своей целю определяли общее счастье. Право создается чтобы гарантировать естественные права. Естественными признавались:
— свобода
— равенство
— безопасность
— собственность
также был расширен круг свобод:
— свобода собраний
— право подавать петиции
— право на восстание
новым являлось:
— осуждение эксплуатации (кабальной формы эксплуатации 14 ст.). Теперь услуги предоставлялись по договору
— забота о обездоленных (обеспечивались средства для существования лицам не способным к труду 21 ст.).
— 21 статья: образование для всех граждан
— более определенное понятие народного суверенитета. Суверенитет принадлежал народу, кто попытается его захватить может быть умерщвлен.
studfiles.net
Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
Важной вехой на пути становления французского конституционализма явилось провозглашение 26 августа 1789 г. Декларации прав человека и гражданина.
С первых же дней революции Национальное, а затем Учредительное собрание занялось разработкой конституции и определением принципов организации новой государственной власти, в связи с чем были образованы специальные конституционные комиссии. Важной вехой на пути становления французского конституционализма явилось торжественное провозглашение 26 августа 1789 г. Декларации прав человека и гражданина. В этом документе формулировались важнейшие государственно-правовые требования революционно настроенного третьего сословия, выступавшего в это время еще единым фронтом в конфликте с королем и со всем старым режимом.
На содержание декларации, выдержанной в духе естественно-правовой концепции, существенное влияние оказали идеи французских просветителей XVIII в., а также Декларация независимости США. Авторы французской Декларации (Лафайет, Мирабо, Мунье, Дюпор) рассматривали человека как существо, от природы наделенное естественными и неотчуждаемыми правами («люди рождаются и остаются свободными и равными в правах» — ст. 1). Именно «забвение прав человека», пренебрежение к ним являются, по мнению авторов Декларации, «причинами общественных бедствий и пороков правительств».
В число естественных прав, перечень которых отличался от того, какой был предусмотрен в Декларации независимости США, включались свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению (ст. 2). Поставив на первое место в перечне естественных прав человека свободу и собственность, декларация воплотила известную мысль Вольтера: «Свобода и собственность — вот крик природы». В концепции естественных прав, претендующих на универсальное выражение природы человека, реализовывались не только общедемократические устремления народных масс, но и специфические интересы буржуазии, закреплялись важнейшие отношения формирующегося капиталистического общества. Так, свобода, сформулированная в ст. 4 в духе господствовавших в то время индивидуалистических концепций, переводилась на юридический язык как возможность «делать все, что не приносит вреда другому».
Идея свободы была, несомненно, центральной и самой демократической идеей декларации. Она не сводилась лишь к политической свободе, а означала в конечном счете более широкое понимание свободы человека и гражданина как свободы предпринимательства, свободы передвижения, свободы религиозных убеждений и т. д. Собственность также рассматривалась авторами декларации в абстрактно-индивидуалистическом духе и была единственным правом, которое объявлялось в этом документе «неприкосновенным и священным». Незыблемость частной собственности была гарантирована: «Никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости», причем лишь на условиях «справедливого и предварительного возмещения» (ст. 17).
Стремление защитить имущественные интересы граждан нашло свое отражение в статьях 13, 14, в которых запрещались произвольные королевские поборы (в том числе на содержание вооруженных сил) и устанавливались общие принципы налоговой системы (равномерное распределение общих взносов, взимание их лишь с согласия самих граждан или их представителей и т. д.). В декларации была осуществлена своеобразная «национализация» государственной власти, которая не рассматривалась уже как основанная на «собственном праве короля», а трактовалась как выражение национального суверенитета («источник суверенитета зиждется по существу в нации» — ст. 3). Любая власть в государстве, в том числе и королевская, могла проистекать только из этого источника. Она рассматривалась как производная от воли нации. Общество имело право требовать отчета от каждого должностного лица по «вверенной ему части управления» (ст. 15).
Закон рассматривался как «выражение общей воли» (ст. 6), причем подчеркивалось, что все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании. Здесь же провозглашалось, что всем гражданам «сообразно их способностям» в равной мере открыт доступ ко всем государственным должностям. По существу это означало отказ от феодального принципа закрытости государственного аппарата для представителей третьего сословия и обоснование одинаковой доступности государственных должностей «ввиду их равенства перед законом». Декларация провозглашала ряд первостепенных для закрепления демократического строя политических прав и свобод граждан («право высказываться, писать и печатать свободно» — ст. 11; «право выражать свои мнения, в том числе религиозные» — ст. 10).
Одной из основных идей Декларации 1789 г., не утративших своего прогрессивного значения и сегодня, была идея законности. Выступая против произвола королевской власти, конституционалисты принимали на себя обязательство построить новый правовой порядок на «твердой основе закона». В эпоху абсолютизма и подавления личности право базировалось на принципе: «Только то дозволено, что разрешается». Согласно же ст. 5 Декларации, все, «что не воспрещено законом, то дозволено», и никого нельзя принуждать к действию, не предусмотренному в законе.
Депутаты Учредительного собрания ясно представляли себе, что без гарантий неприкосновенности личности не могло быть и речи о безопасности, объявленной одним из естественных прав человека, а тем самым и о свободном пользовании имущественными и политическими правами. Именно поэтому в ст. 8 четко формулировались принципы новой уголовной политики: «Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершения правонарушения». Эти принципы позднее были выражены в классических формулах: nullum crimen, nulla poena sine lege (нет преступления и наказания без указания на то в законе), «закон не имеет обратной силы».
Обязанность государства обеспечить безопасность своих граждан определяла также и процессуальные формы защиты личности. Никто не мог подвергнуться обвинению или быть арестованным иначе, как в случаях и при соблюдении форм, предписанных законом (ст. 7). В ст. 9 указывалось, что любое лицо предполагается невиновным, пока не установлено обратное. Таким образом, действовала презумпция невиновности в противовес средневековым представлениям о виновности подозреваемого. С другой стороны, каждый гражданин, «задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться». Сопротивление властям в таких случаях влекло за собой ответственность.
Идея законности получила свое закрепление и в виде общих принципов организации государственной власти, и прежде всего в разделении властей. Согласно ст. 16 «общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции».
Декларация 1789 г. имела большое значение не только для Франции, но и для всего мира, поскольку она закрепляла основы передового для своей эпохи общественного и государственного строя, определяла устои нового правопорядка. Сами ее создатели полагали, что составили документ «для всех народов и на все времена».
При всем своем ясно выраженном политико-юридическом содержании декларация не имела нормативно-правовой силы. Она была лишь исходным документом революционной власти, стремившейся установить конституционный строй. Поэтому многие ее положения носили программный характер и не могли быть немедленно реализованы на практике в условиях Франции конца XVIII в., только вступающей на путь создания гражданского общества и утверждения политической демократии. Опираясь на положения декларации и используя оказавшуюся в их руках государственную власть, конституционалисты под влиянием широких народных масс провели ряд важных антифеодальных и демократических преобразований. В условиях развертывающейся крестьянской революции Учредительное собрание еще декретами 4-11 августа 1789 г. торжественно заявило, что оно «окончательно упраздняет феодальный порядок». Однако безвозмездно уничтожались лишь личные или крепостные повинности крестьян, а также такие второстепенные феодальные институты, как сеньориальное право охоты и разведения кроликов на крестьянских землях. Основная масса феодальных повинностей, связанных с землей (вечные земельные ренты, всякого рода и происхождения, как натуральные, так и денежные), должна была выкупаться крестьянами. Декретом о феодальных правах (15 марта 1790 г.) собрание расширило круг земель и поземельных обременений, которые подлежали выкупу крестьянами. Предвидя вероятную неудовлетворенность крестьянства и бедноты Франции слишком умеренным подходом к решению аграрной проблемы, ставшей в ходе революции ключевой, Учредительное собрание 10 августа 1789 г. приняло специальный Декрет о подавлении беспорядков. Этим декретом местным властям предписывалось «наблюдать за сохранением общественного спокойствия» и «разгонять все мятежные сборища как в городах, так и в селах».
Последовавшими за принятием декларации законодательными актами Учредительное собрание национализировало церковное имущество и земли духовенства (Декрет от 24 декабря 1789 г.), которые были пущены в распродажу и попали в руки крупной городской и сельской буржуазии. Французская католическая церковь, получившая новое гражданское устройство, выводилась из подчинения Ватикану. Священники приносили присягу на верность французскому государству и переходили на его содержание. Церковь потеряла свое традиционное право регистрировать акты гражданского состояния. Учредительное собрание отменило сословные деления и цеховой строй, а также феодальную систему наследования (майорат). Оно упразднило старые феодальные границы и ввело во Франции единообразное административно-территориальное деление (на департаменты, дистрикты, кантоны, коммуны).
Однако конституционалисты, настроенные на компромисс с королем Людовиком XVI и дворянством, исповедовавшие политическую умеренность и осмотрительность, не останавливались перед принятием жестких законодательных мер, направленных против революционно настроенных масс. Так, была продолжена серия декретов против «беспорядка и анархии», а также против подстрекательства к неповиновению законам (Декрет от 18 июня 1791 г.). Еще в большей степени недоверие конституционалистов к простому народу, особенно к низам общества, проявилось в Декрете от 22 декабря 1789 г., в котором предусматривалось вопреки провозглашенной идее равенства деление французов на активных и пассивных граждан. Только первым предоставлялось право голоса, вторые этого права были лишены. Согласно закону активные граждане должны были удовлетворять следующим условиям: 1) быть французом, 2) достичь двадцатипятилетнего возраста, 3) проживать в определенном кантоне не менее 1 года, 4) уплачивать прямой налог в размере не меньше трехдневной заработной платы для данной местности, 5) не быть слугой «на жалованье». Подавляющая часть французов не удовлетворяла этим квалификационным требованиям и попадала в разряд пассивных граждан.
Антидемократические положения были включены и в закон Ле Шапелье 1791 г., формально направленный против феодальных корпораций и цеховых объединений, но практически запрещавший рабочие союзы, собрания и стачки. Нарушители закона подвергались штрафу до 1 тыс. ливров и тюремному заключению.
studentu.info
27.Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
Деклара́ция прав челове́ка и граждани́на— важнейший документ Великой французской революции, определяющий индивидуальные права человека. Декларация была принята Национальным Учредительным собранием26 августа1789г. В основу идей Декларации прав человека и гражданина положена концепция равноправия и свободы, принадлежащей каждому от рождения. Естественными правами человека и гражданина объявлялись свобода личности, свобода слова, свобода убеждений, право на сопротивление угнетению.
Декларация до сих пор лежит в фундаменте французского конституционного права. Она подтверждена французской конституцией4 октября1958г.16 июля1971 годаКонституционный совет Франциипризнал Декларацию юридически обязательным документом, нарушение которого приравнивается к неконституционности.
Предпосылки
К концу XVIII векаво Франции сложились предпосылкибуржуазной революции. Абсолютная монархия, сыгравшая когда-то прогрессивную роль в образовании единогонационального государства, теперь стала реакционной силой, тормозящей развитиекапитализмаи ревниво оберегающей многочисленные привилегиидворянстваидуховенства.
Революционная ситуациясложилась в1789 году. Крестьяне, разоренные феодальными повинностями и налогами и особеннонеурожаем1788 года, массами стекались в города, где пополняли ряды бедноты.
Всеобщее недовольство политикой правительства заставило короля созвать Генеральные штаты5 мая 1789 г., которые не собирались с1614 года. Количество представителейтретьего сословиябыло равно числу депутатов дворянства и духовенства, взятых вместе. Руководящее положение среди депутатов третьего сословия занялабуржуазия, которая требовала совместного с другими сословиями обсуждения решений и голосования. При таком порядке работы штатов буржуазии была бы обеспечена победа, так как среди депутатов дворянства и духовенства были люди, разделявшие взгляды третьего сословия. Но представители привилегированных сословий отказались принять это предложение. В ответ буржуазия решилась «перерезать канат» и 17 июня объявила депутатов третьего сословия «Национальным собранием».
Решающим моментом в развитии событий было восстание трудящихся масс Парижа 14 июля 1789 г., явившееся началом революции. Оно укрепило позиции национального собрания, которое стало называть себя учредительным, и фактически передало власть в руки крупной буржуазии.http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%EA%EB%E0%F0%E0%F6%E8%FF_%EF%F0%E0%E2_%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA%E0_%E8_%E3%F0%E0%E6%E4%E0%ED%E8%ED%E0 — cite_note-2
Принятие
Декларация прав человека и гражданина была утверждена 26 августа 1789 г. В ней отразились идеи естественного права, которые были тогда теоретическим оружием борьбы всех угнетенных классов противфеодального строя. В декларации сформулирован ряд демократических и гуманистических принципов.
Провозглашение свободы и равенства (речь шла тогда только о политическом равенстве и равенстве перед законом) естественными и неотчуждаемыми правами человека (ст. 1) было направлено против деспотизма и сословного строя.
studfiles.net
Вопрос 60. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Во Франции.
Важной вехой на пути становления французского конституционализма явилось торжественное провозглашение 26 августа 1789 г. Декларации прав человека и гражданина. В этом документе формулировались важнейшие государственно-правовые требования революционно настроенного третьего сословия, выступавшего в это время еще единым фронтом в конфликте с королем и со всем старым режимом.
Рассматривали человека как существо, от природы наделенное естественными и неотчуждаемыми правами («люди рождаются и остаются свободными и равными в правах» — ст. 1).
В число естественных прав, перечень которых отличался от того, какой был предусмотрен в Декларации независимости США, включались свобода, собственность,безопасность, сопротивление угнетению (ст. 2).
Так, свобода, сформулирован-
ная в ст. 4 в духе господствовавших в то время индивидуалистических концепций, переводилась на юридический язык как возможность «делать все, что не приносит вреда другому».
Идея свободы была, несомненно, центральной и самой демократической идеей декларации. Она не сводилась лишь к политической свободе, а означала в конечном счете более широкое понимание свободы человека и гражданина как свободы предпринимательства, свободы передвижения, свободы религиозных убеждений и т. д. Собственность также рассматривалась авторами декларации в абстрактно-индивидуалистическом духе и была единственным естественным правом, которое объявлялось в этом документе «неприкосновенным и священным». Незыблемость частной собственности была гарантирована: «Никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости», причем лишь на условиях «справедливого и предварительного возмещения» (ст. 17).
Стремление защитить имущественные интересы граждан нашло свое отражение в статьях 13, 14, в которых запрещались произвольные королевские поборы (в том числе на содержание вооруженных сил) и устанавливались общие принципы налоговой системы (равномерное распределение общих взносов, взимание их лишь с согласия самих граждан или их представителей и т. д.). В декларации была осуществлена своеобразная «национализация» государственной власти, которая не рассматривалась уже как основанная на»собственном праве короля», а трактовалась как выражение национального суверенитета («источник суверенитета зиждется по существу в нации» — ст. 3). Любая власть в государстве, в том числе и королевская, могла проистекать только из этого источника. Она рассматривалась как производная от воли нации. Общество имело право требовать отчета от каждого должностного лица по «вверенной ему части управления» (ст. 15).
Закон рассматривался как «выражение общей воли» (ст. 6), причем подчеркивалось, что все граждане имеют правот участвовать лично или через своих представителей в его образовании. Здесь же провозглашалось, что всем гражданам «сообразно их способностям» в равной мере открыт доступ ко всем государственным должностям
Декларация провозглашала ряд первостепенных для закрепления демократического строя политических прав и свобод граждан («право высказываться, писать и печатать свободно» — ст. 11; «право выражать свои мнения, в том числе религиозные» — ст. 10).
Одной из основных идей Декларации 1789 г., не утративших своего прогрессивного значения и сегодня, была идея законности. Согласно же ст. 5 Декларации, все, «что не воспрещено законом, то дозволено», и никого нельзя принуждать к действию, не предусмотренному в законе. в ст. 8 четко формулировались принципы новой уголовной-политики: «Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершения правонарушения».
Обязанность государства обеспечить безопасность своих граждан определяла также и процессуальные формы защиты личности. Никто не мог подвергнуться обвинению или быть арестованным иначе, как в случаях и при соблюдении форм, предписанных законом (ст. 7). В ст. 9 указывалось, что любое лицо предполагается невиновным, пока не установлено обратное. Таким образом, действовала презумпция невиновности
Идея законности получила свое закрепление и в виде общих принципов организации государственной власти, и прежде всего в разделении властей. Согласно ст. 16 «общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции».
Декларация 1789 г. имела большое значение не только для Франции, но и для всего мира, поскольку она закрепляла основы передового для своей эпохи общественного и государственного строя, определяла устои нового правопорядка. Сами ее создатели полагали, что составили документ «для всех народов и на все времена».
studfiles.net