Действие второе явление второе гроза – Какую роль в характеристике Катерины играет монолог в действии втором явлении десятом (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)? Гроза Островский А.Н. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Содержание

Читать онлайн электронную книгу Гроза — Действие второе бесплатно и без регистрации!

Комната в доме Кабановых.

Явление первое

Глаша (собирает платье в узлы) и Феклуша (входит).

Феклуша. Милая девушка, все-то ты за работой! Что делаешь, милая?

Глаша. Хозяина в дорогу собираю.

Феклуша. Аль едет куда свет наш?

Глаша. Едет.

Феклуша. Надолго, милая, едет?

Глаша. Нет, ненадолго.

Феклуша. Ну, скатертью ему дорога! А что, хозяйка-то станет выть аль нет?

Глаша. Уж не знаю, как тебе сказать.

Феклуша. Да она у вас воет когда?

Глаша. Не слыхать что-то.

Феклуша. Уж больно я люблю, милая девушка, слушать, коли кто хорошо воет-то.

Молчание.

А вы, девушка, за убогой-то присматривайте, не стянула б чего.

Глаша. Кто вас разберет, все вы друг на друга клеплете. Что вам ладно-то не живется? Уж у нас ли, кажется, вам, странным, не житье, а вы все ссоритесь да перекоряетесь. Греха-то вы не боитесь.

Феклуша. Нельзя, матушка, без греха: в миру живем. Вот что я тебе скажу, милая девушка: вас, простых людей, каждого один враг смущает, а к нам, к странным людям, к кому шесть, к кому двенадцать приставлено; вот и надобно их всех побороть. Трудно, милая девушка!

Глаша. Отчего ж к вам так много?

Феклуша. Это, матушка, враг-то из ненависти на нас, что жизнь такую праведную ведем. А я, милая девушка, не вздорная, за мной этого греха нет. Один грех за мной есть точно, я сама знаю, что есть. Сладко поесть люблю. Ну так что ж! По немощи моей господь посылает.

Глаша. А ты, Феклуша, далеко ходила?

Феклуша. Нет, милая. Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать – много слыхала. Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой – салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и, что ни судят они, все неправильно. И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный; что по нашему закону так выходит, а по-ихнему все напротив. И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные; так им, милая девушка, и в просьбах пишут: «Суди меня, судья неправедный!». А то есть еще земля, где все люди с песьими головами.

Глаша. Отчего же так – с песьими?

Феклуша. За неверность. Пойду я, милая девушка, по купечеству поброжу: не будет ли чего на бедность. Прощай покудова!

Глаша. Прощай!

Феклуша уходит.

Вот еще какие земли есть! Каких-то, каких-то чудес на свете нет! А мы тут сидим, ничего не знаем. Еще хорошо, что добрые люди есть: нет-нет да и услышишь, что на белом свете делается; а то бы так дураками и померли.

Входят Катерина и Варвара.

Явление второе

Катерина и Варвара.

Варвара (Глаше) . Тащи узел-то в кибитку, лошади приехали. (Катерине.) Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось: вот у тебя сердце-то и не уходилось еще.

Глаша уходит.

Катерина. И никогда не уходится.

Варвара. Отчего ж?

Катерина. Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!

Варвара. Ну, а парни поглядывали на тебя?

Катерина. Как не поглядывать!

Варвара. Что же ты? Неужто не любила никого?

Катерина. Нет, смеялась только.

Варвара. А ведь ты, Катя, Тихона не любишь.

Катерина. Нет, как не любить! Мне жалко его очень!

Варвара. Нет, не любишь. Коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать. И напрасно ты от меня скрываешься! Давно уж я заметила, что ты любишь другого человека.

Катерина (с испугом) . По чем же ты заметила?

Варвара. Как ты смешно говоришь! Маленькая я, что ли! Вот тебе первая примета: как ты увидишь его, вся в лице переменишься.

Катерина потупляет глаза.

Да мало ли…

Катерина (потупившись) . Ну, кого же?

Варвара. Да ведь ты сама знаешь, что называть-то?

Катерина. Нет, назови. По имени назови!

Варвара. Бориса Григорьича.

Катерина. Ну да, его, Варенька, его! Только ты, Варенька, ради бога…

Варвара. Ну, вот еще! Ты сама-то, смотри, не проговорись как-нибудь.

Катерина. Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу.

Варвара. Ну, а ведь без этого нельзя; ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало. Я вчера гуляла, так его видела, говорила с ним.

Катерина (после непродолжительного молчания, потупившись) . Ну, так что ж?

Варвара. Кланяться тебе приказал. Жаль, говорит, что видеться негде.

Катерина (потупившись еще более) . Где же видеться! Да и зачем…

Варвара. Скучный такой.

Катерина. Не говори мне про него, сделай милость, не говори! Я его и знать не хочу! Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого тебя не променяю! Я и думать-то не хотела, а ты меня смущаешь.

Варвара. Да не думай, кто же тебя заставляет?

Катерина. Не жалеешь ты меня ничего! Говоришь: не думай, а сама напоминаешь. Разве я хочу об нем думать? Да что делать, коли из головы нейдет. Об чем ни задумаю, а он так и стоит перед глазами. И хочу себя переломить, да не могу никак. Знаешь ли ты, меня нынче ночью опять враг смущал. Ведь я было из дому ушла.

Варвара. Ты какая-то мудреная, бог с тобой! А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.

Катерина. Не хочу я так. Да и что хорошего! Уж я лучше буду терпеть, пока терпится.

Варвара. А не стерпится, что ж ты сделаешь?

Катерина. Что я сделаю?

Варвара. Да, что ты сделаешь?

Катерина. Что мне только захочется, то и сделаю.

Варвара. Сделай, попробуй, так тебя здесь заедят.

Катерина. Что мне! Я уйду, да и была такова.

Варвара. Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена.

Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!

Молчание.

Варвара. Знаешь что, Катя! Как Тихон уедет, так давай в саду спать, в беседке.

Катерина. Ну зачем, Варя?

Варвара. Да нешто не все равно?

Катерина. Боюсь я в незнакомом-то месте ночевать,

Варвара. Чего бояться-то! Глаша с нами будет.

Катерина. Все как-то робко! Да я, пожалуй.

Варвара. Я б тебя и не звала, да меня-то одну маменька не пустит, а мне нужно.

Катерина (смотря на нее) . Зачем же тебе нужно? Варвара (смеется) . Будем там ворожить с тобой.

Катерина. Шутишь, должно быть?

Варвара. Известно, шучу; а то неужто в самом деле?

Молчание.

Катерина. Где ж это Тихон-то?

Варвара. На что он тебе?

Катерина. Нет, я так. Ведь скоро едет.

Варвара. С маменькой сидят запершись. Точит она его теперь, как ржа железо.

Катерина. За что же?

Варвара. Ни за что, так, уму-разуму учит. Две недели в дороге будет, заглазное дело. Сама посуди! У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь надает приказов, один другого грозней, да потом к образу побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано.

Катерина. И на воле-то он словно связанный.

Варвара. Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьет. Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей.

Входят Кабанова и Кабанов.

Явление третье

Те же, Кабанова и Кабанов.

Кабанова. Ну, ты помнишь все, что я тебе сказала. Смотри ж, помни! На носу себе заруби!

Кабанов. Помню, маменька.

Кабанова. Ну, теперь все готово. Лошади приехали. Проститься тебе только, да и с богом.

Кабанов. Да-с, маменька, пора.

Кабанова. Ну!

Кабанов. Чего изволите-с?

Кабанова. Что ж ты стоишь, разве порядку не забыл? Приказывай жене-то, как жить без тебя.

Катерина потупила глаза.

Кабанов. Да она, чай, сама знает.

Кабанова. Разговаривай еще! Ну, ну, приказывай. Чтоб и я слышала, что ты ей приказываешь! А потом приедешь спросишь, так ли все исполнила.

Кабанов (становясь против Катерины) . Слушайся маменьки, Катя!

Кабанова. Скажи, чтоб не грубила свекрови,

Кабанов. Не груби!

Кабанова. Чтоб почитала свекровь, как родную мать!

Кабанов. Почитай, Катя, маменьку, как родную мать.

Кабанова. Чтоб сложа руки не сидела, как барыня.

Кабанов. Работай что-нибудь без меня!

Кабанова. Чтоб в окна глаз не пялила!

Кабанов. Да, маменька, когда ж она…

Кабанова. Ну, ну!

Кабанов. В окна не гляди!

Кабанова. Чтоб на молодых парней не заглядывалась без тебя.

Кабанов. Да что ж это, маменька, ей-богу!

Кабанова (строго) . Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит. (С улыбкой.) Оно все лучше, как приказано-то.

Кабанов (сконфузившись) . Не заглядывайся на парней!

Катерина строго взглядывает на него.

Кабанова. Ну, теперь поговорите промежду себя, коли что нужно. Пойдем, Варвара!

Уходят.

Явление четвертое

Кабанов и Катерина (стоит, как будто в оцепенении).

Кабанов. Катя!

Молчание.

Катя, ты на меня не сердишься?

Катерина (после непродолжительного молчания, качает головой) . Нет!

Кабанов. Да что ты такая? Ну, прости меня!

Катерина (все в том же состоянии, покачав головой) . Бог с тобой! (Закрыв лицо рукою.) Обидела она меня!

Кабанов. Все к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадешь. Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай, Ну, прощай, Катя!

Катерина (кидаясь на шею мужу) . Тиша, не уезжай! Ради бога, не уезжай! Голубчик, прошу я тебя!

Кабанов. Нельзя, Катя. Коли маменька посылает, как же я не поеду!

Катерина. Ну, бери меня с собой, бери!

Кабанов (освобождаясь из ее объятий) . Да нельзя.

Катерина. Отчего же, Тиша, нельзя?

Кабанов. Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то; а ты еще навязываешься со мной.

Катерина. Да неужели же ты разлюбил меня?

Кабанов. Да не разлюбил, а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, я все-таки мужчина; всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?

Катерина. Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?

Кабанов. Слова как слова! Какие же мне еще слова говорить! Кто тебя знает, чего ты боишься? Ведь ты не одна, ты с маменькой остаешься.

Катерина. Не говори ты мне об ней, не тирань ты моего сердца! Ах, беда моя, беда! (Плачет.) Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!

Кабанов. Да полно ты!

Катерина (подходит к мужу и прижимается к нему) . Тиша, голубчик, кабы ты остался либо взял ты меня с собой, как бы я тебя любила, как бы я тебя голубила, моего милого! (Ласкает его.)

Кабанов. Не разберу я тебя, Катя! То от тебя слова не добьешься, не то что ласки, а то так сама лезешь.

Катерина. Тиша, на кого ты меня оставляешь! Быть беде без тебя! Быть беде!

Кабанов. Ну, да ведь нельзя, так уж нечего делать.

Катерина. Ну, так вот что! Возьми ты с меня какую-нибудь клятву страшную…

Кабанов. Какую клятву?

Катерина. Вот какую: чтобы не смела я без тебя ни под каким видом ни говорить ни с кем чужим, ни видеться, чтобы и думать я не смела ни о ком, кроме тебя.

Кабанов. Да на что ж это?

Катерина. Успокой ты мою душу, сделай такую милость для меня!

Кабанов. Как можно за себя ручаться, мало ль что может в голову прийти.

Катерина (Падая на колени) . Чтоб не видать мне ни отца, ни матери! Умереть мне без покаяния, если я…

Кабанов (поднимая ее) . Что ты! Что ты! Какой грех-то! Я и слушать не хочу!

Голос Кабановой: «Пора, Тихон!»

Входят Кабанова, Варвара и Глаша.

Явление пятое

Те же, Кабанова, Варвара и Глаша.

Кабанова. Ну, Тихон, пора. Поезжай с богом! (Садится.) Садитесь все!

Все садятся. Молчание.

Ну, прощай! (Встает, и все встают.)

Кабанов (подходя к матери) . Прощайте, маменька! Кабанова (жестом показывая в землю) . В ноги, в ноги!

Кабанов кланяется в ноги, потом целуется с матерью.

Прощайся с женой!

Кабанов. Прощай, Катя!

Катерина кидается ему на шею.

Кабанова. Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж – глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!

Катерина кланяется в ноги.

Кабанов. Прощай, сестрица! (Целуется с Варварой.) Прощай, Глаша! (Целуется с Глашей.) Прощайте, маменька! (Кланяется.)

Кабанова. Прощай! Дальние проводы – лишние слезы.

Кабанов уходит, за ним Катерина, Варвара и Глаша.

Явление шестое

Кабанова (одна) . Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта: ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят; а выйдут на волю-то, так и путаются на покор да смех добрым людям. Конечно, кто и пожалеет, а больше все смеются. Да не смеяться-то нельзя: гостей позовут, посадить не умеют, да еще, гляди, позабудут кого из родных. Смех, да и только! Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего.

Входят Катерина и Варвара.

Явление седьмое

Кабанова, Катерина и Варвара.

Кабанова. Ты вот похвалялась, что мужа очень любишь; вижу я теперь твою любовь-то. Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего.

Катерина. Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!

Кабанова. Хитрость-то невеликая. Кабы любила, так бы выучилась. Коли порядком не умеешь, ты хоть бы пример-то этот сделала; все-таки пристойнее; а то, видно, на словах только. Ну, я богу молиться пойду, не мешайте мне.

Варвара. Я со двора пойду.

Кабанова (ласково) . А мне что! Поди! Гуляй, пока твоя пора придет. Еще насидишься!

Уходят Кабанова и Варвара.

Явление восьмое

Катерина (одна, задумчиво) . Ну, теперь тишина у вас в доме воцарится. Ах, какая скука! Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это. (Молчание.) Кабы я маленькая умерла, лучше бы было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему. А то полетела бы невидимо, куда захотела. Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка. (Задумывается.) А вот что сделаю: я начну работу какую-нибудь по обещанию; пойду в гостиный двор, куплю холста, да и буду шить белье, а потом раздам бедным. Они за меня богу помолят. Вот и засядем шить с Варварой и не увидим, как время пройдет; а тут Тиша приедет.

Входит Варвара.

Явление девятое

Катерина и Варвара.

Варвара (покрывает голову платком перед зеркалом) . Я теперь гулять пойду; а ужо нам Глаша постелет постели в саду, маменька позволила. В саду, за малиной, есть калитка, ее маменька запирает на замок, а ключ прячет. Я его унесла, а ей подложила другой, чтоб не заметила. На вот, может быть, понадобится. (Подает ключ.) Если увижу, так скажу, чтоб приходил к калитке.

Катерина (с испугом отталкивая ключ) . На что! На что! Не надо, не надо!

Варвара. Тебе не надо, мне понадобится; возьми, не укусит он тебя.

Катерина. Да что ты затеяла-то, греховодница! Можно ли это! Подумала ль ты! Что ты! Что ты!

Варвара. Ну, я много разговаривать не люблю, да и некогда мне. Мне гулять пора. (Уходит.)

Явление десятое

Катерина (одна, держа ключ в руках) . Что она это делает-то? Что она только придумывает? Ах, сумасшедшая, право сумасшедшая! Вот погибель-то! Вот она! Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то жжет, точно уголь. (Подумав.) Вот так-то и гибнет наша сестра-то. В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется. А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то! Долго ли в беду попасть! А там и плачься всю жизнь, мучайся; неволя-то еще горчее покажется. (Молчание.) А горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь! Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже. А теперь еще этот грех-то на меня. (Задумывается.) Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны, (Задумчиво смотрит на ключ.) Бросить его? Разумеется, надо бросить. И как он ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу мою. (Прислушивается.) Ах, кто-то идет. Так сердце и упало. (Прячет ключ в карман.) Нет!.. Никого! Что я так испугалась! И ключ спрятала… Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то, так все не беда! А как же я мужу-то!.. Да ведь он сам не захотел. Да, может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела пользоваться. Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь… Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..

librebook.me

Разговор Катерины с Варварой (анализ 2 явления II действия пьесы А.Н. Островского «Гроза») Гроза Островский А.Н. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Разговор Катерины с Варварой (анализ 2 явления II действия пьесы А.Н. Островского «Гроза»)

    Пьеса А.Н. Островского «Гроза» — одно из лучших и наиболее известных произведений великого русского драматурга. Написанная в 1869 году, эта пьеса до сих пор не сходит с театральных подмостков, находя отклик в каждом новом поколении читателей и зрителей.

    Действие «Грозы» разворачивается в провинциальном купеческом городе Калинове. Добролюбов назвал этот город «темным царством». Здесь многовековой патриархальный уклад определяет жизнь людей из поколения в поколение. За сохранением законов патриархальной жизни строго следят уважаемые люди города во главе с Марфой Игнатьевной Кабановой (Кабанихой).

    Жизнь в «темном царстве», безусловно, «трудна и душна». Но пожилое поколение Калинова уже не мыслит себе другой жизни, поэтому терпит. Молодежь же стремится жить по-другому, так, как требует их душа. Дети в семье самой Кабанихи — Тихон, Варвара, невестка Катерина — хотят воли. Но добиваются они ее по-разному, в зависимости от склада характера и представлений о жизни.

    Катерине Кабановой невыносимо жить под вечно укоряющим и осуждающим оком свекрови. Ни одного доброго слова не услышала она от истинной главы семьи – Кабанихи. Слабовольный муж Катерины Тихон полностью находится под каблуком у матери, живет с постоянной оглядкой на нее. А светлой и открытой натуре героини хочется ласки, любви, свободы – другой жизни. Возможность другой жизни она видит в своей любви к Борису Григорьевичу, образованному и воспитанному молодому человеку.

    Катерина очень религиозна. Ее моральные принципы не позволяют даже думать об измене. Но душа героини стремится к полету («…отчего люди не летают так, как птицы?»), к радостной, счастливой жизни. Это противоречие изводит Катерину, заставляет ее мучиться.

    Во 2 явлении II действия героиня провожает мужа в поездку. Здесь происходит ее разговор с Варварой, которая является полной противоположностью Катерины. Варваре неведомы душевные муки ее невестки. Дочь Кабанихи тоже не устраивает жизнь, проповедуемая матерью. Но она выше всего ставит свои желания, не задумываясь о моральной стороне вопроса. Когда Катерина признается Варваре в своей любви к Борису, та советует ей обманывать всех окружающих и делать то, что хочется: «Ну, а ведь без этого нельзя; ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

    Мне кажется, что обвинять одну Варвару в лицемерии неправильно. Весь уклад дома Кабанихи и жизни в Калинове подсказывает такой, наиболее удобный, способ существования. Недаром Варвара рассказывает Катерине, что и Тихон обманывает мать, пускаясь во все тяжкие во время своих «деловых» поездок.

    Но такая цельная и светлая личность, как Катерина, не может принять лжи. Ее решительная натура требует открытых действий. Героиня понимает, что «сердце ее никогда не уходится», т.е. всю жизнь она будет стремиться к вольной и радостной жизни. И в своем стремлении к такой жизни Катерина готова на самые безрассудные поступки. Она рассказывает, что «зародилась горячей». В детстве, в ответ на обиду, маленькая Катя вечером одна уплыла в лодке: «На другое утро уж нашли, верст за десять!»

    Но в момент разговора с Варварой Катерина изо всех сил пытается остаться верной женой, сохранить свою совесть и честь, не думать о Борисе: «Я его и знать не хочу! Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого тебя не променяю!»

    Однако сделать это героине очень тяжело: Варвара соблазняет Катерину разговорами о Борисе Григорьевиче. В этом эпизоде дочь Кабанихи выступает в роли искусителя. Недаром Катерина в разговоре с ней упоминает о своем сне: «Знаешь ли ты, меня нынче ночью опять враг смущал. Ведь я было из дому ушла».

    Живя по принципу «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», Варвара предлагает такой путь и Катерине, но та отвечает: «Не хочу я так! Да и что хорошего! Уж я лучше буду терпеть, пока терпится». В конце концов Варвара вырывает у Катерины признание: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

    Варваре непонятны и безразличны душевные муки Катерины. Она эгоистично играет с героиней, делает ее своей сообщницей, уговаривая ночевать в саду: «Я б тебя и не звала, да меня-то одну маменька не пустит, а мне нужно». Тем самым Варвара подталкивает Катерину к греховной измене, в итоге — к самоубийству.

    Таким образом, в разговоре Катерины с Варварой во 2 явлении II действия пьесы обозначаются жизненные позиции героинь, вырисовывается их духовный облик. На фоне эгоистичной и циничной Варвары, совершающей все украдкой, «чтобы шито да крыто было», раскрывается цельная и светлая натура Катерины. Для этой героини главное не то, что подумают люди, а ее совесть, нравственный закон души. Именно его изо всех сил и стремиться не нарушить героиня. Но, в то же время, Катерина понимает, что жизнь в Калинове душит ее, не давая исполниться мечте о свободной и счастливой жизни.

    Катерина осознает, что если настанет момент, когда больше терпеть будет невозможно, то она не побоится совершить решительный шаг и разорвать путы, связывающие ее, даже ценой собственной жизни.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Разговор Катерины с Варварой (анализ 2 явления II действия пьесы А.Н. Островского «Гроза»)

Смотрите также по
произведению «Гроза»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Какую роль в характеристике Катерины играет монолог в действии втором явлении десятом (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)? Гроза Островский А.Н. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Какую роль в характеристике Катерины играет монолог в действии втором явлении десятом (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)?

    Монолог Катерины (действие второе явление десятое пьесы А.Н. Островского «Гроза») является одним из ключевых в понимании характера этой героини. В этом эпизоде мы наблюдаем за душевными метаниями Катерины. Ей в руки попадает ключ от калитки, и женщина вольна решать: пойти ли ей на свидание к Борису или остаться верной Тихону.

    По сути, Катерина стоит перед дилеммой – сохранить верность патриархальному закону и остаться несчастной или поступить так, как велит ей сердце, пусть и за счет гибели своей души.

    В данном монологе писатель показывает нам все этапы душевных и мысленных терзаний героини. Поначалу, когда Варвара отдает ключ Катерине, та шарахается от него – «он руки-то жжет, точно уголь».

    Героиня пытается самой себе привести какие-то разумные доводы, остановить себя от поступка, на который уже внутренне, как мне кажется, решилась. Она говорит, что нельзя так опрометчиво «бросаться в омут с головой», что «вот так-то и гибнет наша сестра-то». А что будет потом, спрашивает себя Катерина? После нескольких дней счастья будет вечная мука неволи и нечистой совести?

    Но тут же героиня ищет оправдания тому поступку, который ее так тянет совершить: «А горька неволя, ох, как горька!» Все было бы еще ничего, но вот свекровь совсем сживает со свету, из-за нее и белый свет кажется немил. Да и что дурного в том? что она только поговорит с Борисом? А как же Тихон: ведь по отношению к нему Катерина поступает неправильно?…

    Однако героиня уже давно решилась на измену с Борисом. Именно поэтому она ищет и находит оправдание своей измене – муж сам бросил ее, уехав и оставив «на растерзание» Кабанихи. А вдруг второго шанса на счастье с Борисом ей больше не представится?

    В итоге своего монолога Катерина решается на измену – и на счастье, свет, любовь, которые ей просто необходимы для существования: «Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь… Будь что будет, а я Бориса увижу!»

    Таким образом, данный монолог является одним из главных в понимании характера Катерины Кабановой и причин ее поступка, повлекшего за собой гибель героини.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Какую роль в характеристике Катерины играет монолог в действии втором явлении десятом (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)?

Смотрите также по
произведению «Гроза»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

нужен анализ 10 действия 2 явления в произведении «Гроза»

Сцена с ключом-ключевая в развитии конфликта.
Катерина решила признаться самой себе в любви к Борису,
которая в её глазах — величайший грех.
Эта решимость Катерины проявляется в её словах
и действиях: вначале она отталкивает ключ:
Потом, держа ключ в руках, признается самой себе:
«Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать! »
Испугавшись чьих-то шагов и спрятав ключ в карман:
«Ну уж, знать, так тому и быть.. .что я себя обманываю?
Мне хоть умереть, да увидеть его.»

До монолога с ключом мы знали Катерину как человека
свободолюбивых устремлений
(жизнь в родительском доме), как человека
решительного, волевого
(«Уж я лучше буду терпеть, пока терпится.»)

Монолог с ключом открывает и другие стороны
личности героини.
В монологе Катерины представлена целая гамма
переживаний: от стыда и беспокойства, от сомнений
в собственной правоте, через отказ от мысли о том,
что любовь-это грех, через попытки найти виновного
в том, что человеческие желания и чувства приходят
в несоответствие с общественными установками –
к пониманию того, что главное для человека –
быть честным с самим собой и уметь слушать
собственное сердце.
Монолог с ключом завершается полной победой
человеческого в человеке: гармонией разумного
и эмоционального начал.
В пользу этого вывода говорит и удивительная фраза:
«Он мой теперь…»

1.Катерина (одна, держа ключ в руках).
«Что она это делает-то? Что она только придумывает?
Ах, сумасшедшая, право сумасшедшая!
Вот погибель-то! Вот она!
Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не
нашли никогда.
Он руки-то жжет, точно уголь.
Вот так-то и гибнет наша сестра-то».
(Это-страх, стыд перед самой собой).

2. «В неволе-то кому весело!
Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется».
(Стремление освободиться от оков, ощущение тяжести
неволи, ощущение своего страдальческого состояния)

3.А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то!
Долго ли в беду попасть!
А там и плачься всю жизнь, мучайся; неволя-то еще
горчее покажется.
А горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плачет!
А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь!
Живу, маюсь, просвету себе не вижу.
Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже.
( Рассудительность, жалость по отношению к себе и
к другим женщинам).

4. А теперь еще этот грех-то на меня.
(Сомнение в правильности собственных мыслей).

5.»Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня…
от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны»)
(Ощущение безысходности; первая попытка найти
«виновного»).
6.»Бросить его? Разумеется, надо бросить.
И как он ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу мою».
(Диктат рассудка над чувствами).

7.»Так сердце и упало. (Прячет ключ в карман.)
Никого! Что я так испугалась! И ключ спрятала…
Ну, уж, знать, там ему и быть!»
(Бессознательное движение говорит о том, что
человек живёт и действует согласно внутренним
законам, внутренним побуждениям).

8.»Видно, сама судьба того хочет!
Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз,
хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то, так все не беда!»
(Попытка самооправдания).
9.»А как же я мужу-то!.. Да ведь он сам не захотел.
Да, может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выдет.
Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела пользоваться».
(Подсознательный поиск»виноватого»)
10.»Да что я говорю-то, что я себя обманываю?
Мне хоть умереть, да увидеть его.
Перед кем я притворяюсь-то!»
(Осознание собственного «Я», собственных желаний,
стремление до конца быть честной перед самой собой;
искренность, сила воли; умение быть ответственной
за свои решения).
11.»Ах, кабы ночь поскорее!..
( Уверенность в собственной правоте).

otvet.mail.ru

«Сцена с ключом (анализ эпизода из второго действия драмы А. Н. Островского «Гроза»)»

В жизни людей бывают моменты, когда им предоставляется выбор пути, одного из двух; он может вести к успеху или к проблемам, или значительнее — к спасению или гибели, к раю или аду. Сказать «да» или «нет» бывает сложно противоречивой человеческой личности, но выбор все же приходится делать.

В драме А. Н. Островского «Гроза» подобный выбор — переломный момент развития событий, решающий дальнейшую судьбу главной героини, Катерины Кабановой.

Характер Катерины — место столкновения богобоязненности и греховных, противозаконных страстей. Она — «мужняя жена», но влюблена в другого человека; и наступает время выбора, — героине предоставляется манящая возможность совершить этот грех, встретившись с возлюбленным, переступить дозволенное с тем только условием, что об этом не узнают посторонние. Это «сцена с ключом».

Дозволенное же в жизни Катерины определено Домостроем. По складу характера она сама себе судья, и закон для нее — не только закон поступков, но и закон мыслей. Одно только противоречит этому — ее разум так свободолюбив, что границы для него установить очень трудно. Она готова к мятежному побегу, когда только станет невмоготу, но — при этом ее разум чист от лжи; и Божья благодать для нее выше чего-либо иного.

Смуту в ее душу вносит среда «темного царства», дома Кабановых. Ей тесно и душно среди насильно навязанных законов, которые здесь так тяготят ее; для нее этот дом — опостылевшая тюрьма. Здесь Домострой не становится иным, но атмосфера ограниченного существования давит на сознание Катерины; она определяет свое состояние скупо, всего один раз делая вывод, в разговоре с Варварой: «Да здесь всё как будто бы из-под неволи…». В своем стремлении вырваться из плена ее чувства находят словно бы отдушину в искренней любви к приезжему человеку и такой же жертве «темного царства», как и она сама — Борису. Катерина понимает, что это грех и нарушение правил Домостроя, но она не в силах противостоять себе…

«Вот погибель-то! Вот она!» — восклицает Катерина, стоя на пороге трагедии. Ключ от этой беды дает ей Варвара.

Ключ этот всего лишь отпирает калитку в саду Кабановых, но, переступая через этот порог, Катерина идет на свидание с Борисом, переступает границы и законы, уставы и устои, рушит их внутри себя и — совершает грех, осознанно, но не в силах удержаться. Она поддается соблазну, следуя принципу Варвары, настаивавшей на том, что «…делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Варвара, не имеющая устойчивых внутренних ограничений, вросла в этот темный мир невежества, и за туманом самообманов она не видит греха или не хочет видеть его. Она нашла здесь себе место; ей хватает ума и способностей для всякого рода мелких преступлений. «Возьми, не укусит он тебя…», — говорит она Катерине, отдавая ключ, настаивая на своем спокойно и равнодушно. Она толкает Катерину на этот поступок, противоречащий законам, не задумываясь о последствиях, не размышляя над совершаемым и тем, как воспринимает это Катерина. Варвара легко организовала встречу Катерины и Бориса, потому что привыкла к подобным «шалостям»; но «шалость» Варвары — это грех Катерины.

Эта женщина не может лгать себе; или стыд, или изобличающая мысль подсказывают ей: «Да что я говорю-то, что я себя обманываю?». И, стоя с ключом и не в силах принять решение, она понимает свою беззащитность перед своей слабостью: «Мне хоть умереть, да увидеть его [Бориса]…», отбрасывает предрассудки — грех или не грех, ей уже все равно; ей становится слишком душно в неволе и нелюбви.

Катерина берет ключ, она принимает свой грех, она берется за протест, она обрекает себя на гибель с самого начала. Она принимает свой грех, переступает через Домострой и все остальные нормы благочестия, и — идет за своей любовью. Ее можно во многом сравнить с Катериной Львовной из повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»; обе Катерины не задумываются в самый последний миг, и, отогнав прочь сомнения, вступают в слепую борьбу с судьбой за свое счастье женщины, не каясь, не сомневаясь и решая окончательно, как решает Катя Кабанова: «Будь что будет, а я Бориса увижу!», и рвутся уже к призрачной мечте: «Ах, кабы ночь поскорее!..». Обеих Катерин ждет гибель в минуту эмоций и чувств, в холоде и разочаровании, в неприкаянности и отчаянии — аду души.

Катерина берет ключ, начиная свой путь в бездну, намеченный ей судьбою уже давно. Однако неминуемой трагедию сделала довлеющая атмосфера «темного царства», просто несовместимая с характером Катерины. Ведь и леди Макбет Мценского уезда нашла выход из тоски в безумной любви. На грех их толкали одиночество и холод отношений… «Что дальше, то хуже. А теперь еще этот грех-то на меня. Кабы не свекровь!..» — говорит Катерина, держа в руках злосчастный ключ, признается себе — «Сокрушила она меня…».

И получается так, что холод пробуждает в душе Катерины желание жить, пробуждает запертые чувства. Она противоречит себе, одним с испугом воскликнутым «На что!» определяя, что ей уже не устоять перед возможностью выйти ночью за калитку; ее монолог изобилует многоточиями, потому что всех ее мыслей слова не способны в себя вместить; она пугается, ей чудятся шаги, но боится она уже не небесной кары, а свекрови. В монологе она восклицает, размышляет, тяготится; замолкает, спрашивает себя… повторяет вновь и вновь сентиментальное «Ах!..» и другие восклицания, сравнивает ключ со жгущим углем, стены дома называет противными… В ремарках автор особо отмечает ее задумчивость и импульсивность; речь Катерины своеобразно эмоциональна, совершенно не похожа на обыденно используемую… и это выдает ее состояние.

Ее душа переполняется чувствами и стремлениями. Пусть даже это стремление в конечном итоге — в пропасть и воды Волги. Катерина берет ключ и принимает свою судьбу одинокого луча света, греша ради свободы и кратковременного счастья.

Но что здесь грех и что искупление, — остается иной глобальной темой; важно только то, что Катерина берет ключ… обрекая себя.

www.allsoch.ru

«Разговор Катерины с Варварой (анализ 2 явления II действия пьесы А. Н. Островского «Гроза»)»

Пьеса А. Н. Островского «Гроза» — одно из лучших и наиболее известных произведений великого русского драматурга. Написанная в 1869 году, эта пьеса до сих пор не сходит с театральных подмостков, находя отклик в каждом новом поколении читателей и зрителей.

Действие «Грозы» разворачивается в провинциальном купеческом городе Калинове. Добролюбов назвал этот город «темным царством». Здесь многовековой патриархальный уклад определяет жизнь людей из поколения в поколение. За сохранением законов патриархальной жизни строго следят уважаемые люди города во главе с Марфой Игнатьевной Кабановой (Кабанихой).

Жизнь в «темном царстве», безусловно, «трудна и душна». Но пожилое поколение Калинова уже не мыслит себе другой жизни, поэтому терпит. Молодежь же стремится жить по-другому, так, как требует их душа. Дети в семье самой Кабанихи — Тихон, Варвара, невестка Катерина — хотят воли. Но добиваются они ее по-разному, в зависимости от склада характера и представлений о жизни.

Катерине Кабановой невыносимо жить под вечно укоряющим и осуждающим оком свекрови. Ни одного доброго слова не услышала она от истинной главы семьи — Кабанихи. Слабовольный муж Катерины Тихон полностью находится под каблуком у матери, живет с постоянной оглядкой на нее. А светлой и открытой натуре героини хочется ласки, любви, свободы — другой жизни. Возможность другой жизни она видит в своей любви к Борису Григорьевичу, образованному и воспитанному молодому человеку.

Катерина очень религиозна. Ее моральные принципы не позволяют даже думать об измене. Но душа героини стремится к полету («…отчего люди не летают так, как птицы?»), к радостной, счастливой жизни. Это противоречие изводит Катерину, заставляет ее мучиться.

Во 2 явлении II действия героиня провожает мужа в поездку. Здесь происходит ее разговор с Варварой, которая является полной противоположностью Катерины. Варваре неведомы душевные муки ее невестки. Дочь Кабанихи тоже не устраивает жизнь, проповедуемая матерью. Но она выше всего ставит свои желания, не задумываясь о моральной стороне вопроса. Когда Катерина признается Варваре в своей любви к Борису, та советует ей обманывать всех окружающих и делать то, что хочется: «Ну, а ведь без этого нельзя; ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Мне кажется, что обвинять одну Варвару в лицемерии неправильно. Весь уклад дома Кабанихи и жизни в Калинове подсказывает такой, наиболее удобный, способ существования. Недаром Варвара рассказывает Катерине, что и Тихон обманывает мать, пускаясь во все тяжкие во время своих «деловых» поездок.

Но такая цельная и светлая личность, как Катерина, не может принять лжи. Ее решительная натура требует открытых действий. Героиня понимает, что «сердце ее никогда не уходится», т. е. всю жизнь она будет стремиться к вольной и радостной жизни. И в своем стремлении к такой жизни Катерина готова на самые безрассудные поступки. Она рассказывает, что «зародилась горячей». В детстве, в ответ на обиду, маленькая Катя вечером одна уплыла в лодке: «На другое утро уж нашли, верст за десять!»

Но в момент разговора с Варварой Катерина изо всех сил пытается остаться верной женой, сохранить свою совесть и честь, не думать о Борисе: «Я его и знать не хочу! Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого тебя не променяю!»

Однако сделать это героине очень тяжело: Варвара соблазняет Катерину разговорами о Борисе Григорьевиче. В этом эпизоде дочь Кабанихи выступает в роли искусителя. Недаром Катерина в разговоре с ней упоминает о своем сне: «Знаешь ли ты, меня нынче ночью опять враг смущал. Ведь я было из дому ушла».

Живя по принципу «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», Варвара предлагает такой путь и Катерине, но та отвечает: «Не хочу я так! Да и что хорошего! Уж я лучше буду терпеть, пока терпится». В конце концов Варвара вырывает у Катерины признание: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

Варваре непонятны и безразличны душевные муки Катерины. Она эгоистично играет с героиней, делает ее своей сообщницей, уговаривая ночевать в саду: «Я б тебя и не звала, да меня-то одну маменька не пустит, а мне нужно». Тем самым Варвара подталкивает Катерину к греховной измене, в итоге — к самоубийству.

Таким образом, в разговоре Катерины с Варварой во 2 явлении II действия пьесы обозначаются жизненные позиции героинь, вырисовывается их духовный облик. На фоне эгоистичной и циничной Варвары, совершающей все украдкой, «чтобы шито да крыто было», раскрывается цельная и светлая натура Катерины. Для этой героини главное не то, что подумают люди, а ее совесть, нравственный закон души. Именно его изо всех сил и стремиться не нарушить героиня. Но, в то же время, Катерина понимает, что жизнь в Калинове душит ее, не давая исполниться мечте о свободной и счастливой жизни.

Катерина осознает, что если настанет момент, когда больше терпеть будет невозможно, то она не побоится совершить решительный шаг и разорвать путы, связывающие ее, даже ценой собственной жизни.

www.allsoch.ru

А.Н. Островский. Анализ 1-го действия пьесы «Гроза». 10-й класс

Разделы:
Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (538,1 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.




Цели уроки:

  1. Обучающая: познакомить с историей создания
    пьесы “Гроза”, её действующими лицами,
    определить тему, идею, основной конфликт пьесы.

  2. Развивающая
  3. : развивать навыки анализа
    драматического произведения, умение определять
    в произведении авторскую позицию.

  4. Воспитывающая:
  5. воспитать нравственную
    читательскую позицию учащихся, интерес к русской
    классической литературе, истории и культуре.



Оборудование: мультимедийный проектор,
экран, учебники, тетради, тексты пьесы,
презентация к уроку.



Ход урока



1. Проверка домашнего задания.


2. Знакомство с творческой историей драмы
“Гроза”. ( Презентация “История создания
драмы “Гроза”.)


3. Анализ 1-го действия пьесы. Слово учителя:



Главная героиня пьесы – молодая купчиха
Катерина Кабанова. Но чтобы понять её характер,
причины её поступков, надо знать, среди каких
людей она живёт, кто её окружает. Знакомство с
персонажами происходит в первом действии пьесы. 1-4
явление
первого действия являются
экспозицией, а в пятом-девятом действиях
происходит собственно завязка действия драмы.


А) Вопросы и задания для анализа 1 действия
пьесы ( 1-4 явления):



– Где происходит действие? ( город Калинов,
который находится на реке Волге).


– Какая картина предстаёт перед зрителем,
когда открывается занавес? Зачем автор рисует
перед нами эту живописную картину? ( Красота
природы подчёркивает безобразие, трагизм
происходящего в мире людей). Островский ещё по
одной причине выбрал местом действия пьесы
общественный сад, а временем действия – после
службы в церкви – так легче и естественнее
познакомить с персонажами, путь которых лежит
через бульвар.


Основной конфликт пьесы – между
Катериной и Кабанихой, а семья Кабановых
появляется лишь в 5-м явлении. Какое значение
имеют первые четыре явления? ( 1-4 явления –
экспозиция пьесы. Из них мы узнаём о порядках,
царящих в городе Калинове, о самых влиятельных
его жителях, о любви Бориса к Катерине).


– О каких персонажах мы узнали из первых
четырёх явлений? Дайте им характеристику. ( Купец
Савел Прокопьевич Дикой, его племянник Борис,
изобретатель-самоучка Кулигин, Кудряш ).


– Какую характеристику даёт Кулигин жизни
города?


Б) Вопросы и задания для анализа 1 действия
пьесы ( 5-6 явления)
В пятом явлении
происходит знакомство с главными героинями
пьесы – Катериной и Кабанихой. Давайте прочитаем
это явление по ролям и ответим на вопросы:


– Какое впечатление осталось после знакомства
с Марфой Кабановой? Почему (привести цитаты из
текста)? (её речь – смесь грубости, холодного
повелительного тона с притворным смирением и
ханжескими вздохами. Из её слов видно отношение к
домашним: она презирает Тихона, холодна к Варваре
и ненавидит Катерину.)


– Почему Кабанова так ненавидит Катерину?


— Что значит в устах Кабанихи слово “порядок”?


– пятиминутка: самостоятельно сделать выводы о
характере Кабанихи, на оценку зачитать.




В) Анализ 7, 8, 9 явлений. Работа по группам
самостоятельно.


1 группа: а) Как мотивировано возникновение
откровенного разговора между Катериной и
Варварой?


б) Проанализируйте речь Катерины. Как речь
героини раскрывает её внутренний мир?




2 группа: а) Как Катерина вспоминает жизнь в
доме родителей?


б) В чём она видит различие между жизнью в
родительском доме и у Кабанихи?




3 группа: а) Почему Катерина с ужасом
отвергает предложение Варвары?


б) Почему Варвара не поняла Катерину?




4 группа: а) Как в речи Катерины проявляется
внутренняя борьба, происходящая в её душе?


б) Какое значение для понимания характера
Катерины имеет страх перед грозой?




Опрос по группам.


4. Актуализация знаний: Составление
таблицы.






Тема пьесы “Гроза”Столкновение между новыми веяниями и
старыми традициями, между теми, кто притесняет и
теми, кого притесняют, между стремлением к
свободному проявлению своих чувств,
человеческих прав, духовных потребностей и
господствовавшими в предреформенной России
общественными и семейно-бытовыми порядками.
Идея пьесы.Обличение социальных порядков.
Природа, в которой живут люди, прекрасна, но
общественные порядки безобразны. При этих
порядках большинство населения находится в
материальной и духовной зависимости у богатого
меньшинства.
Конфликты:Основной – между старыми, уже
изжившими себя, авторитарными
социально-бытовыми принципами, которые
опираются на феодально-крепостнические
отношения, и новыми, прогрессивными стремлениями
к равноправию, свободе человеческой личности.
Основной конфликт объединяет в себе узел
конфликтов:
выявить эти конфликты и заполнить таблицу на
следующих уроках.



Д/з: дочитать драму; какие конфликты,
отражающие основной конфликт пьесы, мы можем
выделить?


Спасибо за урок!




Литература:

  1. Журавлёва А.И., Некрасов В.Н. Театр А.Н.
    Островского: Кн. для учителя. – М.: Просвещение,
    1986.
  2. Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и
    схемах. 9-11 классы. – СПб.: Издательский дом
    “Литера”, 2010.
  3. Лебедев Ю.В. Литература. Учебник .10 кл. в 2 частях.
    Часть 1. – М.: Просвещение, 2007.
  4. Поспелов Г.Н. История русской литературы XIX
    91840-1860-е годы)6 учебник для филол.спец.вузов. – М.:
    Высшая школа, 1981.



Интернет-ресурсы: http://revolution.allbest.ru

12.03.2011

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о