империя, королевство | |
Франкская империя | |
---|---|
Francia, Frankia | |
←
→ → → конец V века — 843 | |
Столица | Турне (431-508) Париж (508-768) Аахен (~795-843) |
Язык(и) | франкский, латинский |
Религия | франкское язычество, христианство |
Денежная единица | денье |
Форма правления | раннефеодальная монархия |
Династия | Меровинги, Каролинги |
Главы государства | |
ru.wikipedia.org
Франкское государство | История Вики
Франкское государство — первое крупное политическое объединение в Европе раннего средневековья; существовало в конце V – середине IX века. В период наибольшего расширения охватывало всю Западную и часть Центральной Европы.
Происхождение франков Править
В исторических памятниках имя франков появилось начиная с III века, причём римские писатели называли франками многие германские племена, носившие различные наименования. По-видимому, франки представляли новое, очень обширное племенное объединение, включившее в свой состав ряд германских племён, слившихся или смешавшихся во время переселений. Франки распадались на две большие ветви — приморских, или салических, франков (от латинского слова «salum», что значит море), живших у устья Рейна, и прибрежных, или рипуарских, франков (от латинского слова «ripa», что значит берег), живших южнее по берегам Рейна и Мааса. Франки неоднократно переправлялись через Рейн, совершая набеги на римские владения в Галлии или оседая там на положении союзников Рима.
В V веке франки захватили значительную часть территории Римской империи, а именно Северо-Восточную Галлию. Во главе франкских владений стояли вожди прежних племён. Из вождей франков известен Меровей, при котором франки сражались против Аттилы на Каталаунских полях (451 год) и от имени которого произошло название королевского рода Меровингов. Сыном и преемником Меровея был вождь Хильдерик, могилу которого нашли близ Турне. Сыном и наследником Хильдерика был наиболее видный представитель рода Меровингов — король Хлодвиг I (481–511).
Образование Франкского государства Править
Исходным моментом в образовании Франкского государства было завоевание в 486 салическими франками во главе с Хлодвигом I последних римских владений в Галлии. В ходе многолетних войн франки во главе с Хлодвигом завоевали также большую часть владений алеманнов на Рейне (496), земли вестготов в Аквитании (507) и франков, живших по среднему течению Рейна. В 496 году Хлодвиг крестился, приняв христианство вместе с 3 тысячам своих дружинников. Крещение было искусным политическим ходом со стороны Хлодвига. Он крестился по обряду, принятому западной (римской) церковью. При сыновьях Хлодвига было нанесено поражение королю бургундов Годомару (534), а его королевство включено во Франкское государство. В 536 остготский король Витигис отказался от Прованса в пользу франков. В 36 VI века были также завоёваны приальпийские владения алеманнов и земли тюрингов между Везером и Эльбой, а в 50-е годы — земли баваров на Дунае.
Держава Меровингов представляла эфемерное политическое образование. В ней не было не только экономические и этнические общности, но и политические и судебно-административные единства (сразу же после смерти Хлодвига его 4 сына разделили между собой Франкское государство, лишь иногда объединяясь для совместно завоевательных походов). Не был одинаковым и социальный строй разных частей Франкского государства В его северных областях, гуще других заселённых германскими племенами, в VI–VII вв. преобладали общинные отношения; в междуречье Сены и Соммы на основе синтеза разлагавшихся общинных и позднеантичных институтов стал складываться феодальный уклад: началось формирование крупного частносеньориального землевладения и феодальных классов. В то же время на юге Франкского государства сохранялись существенные элементы позднеантичных отношений с характерным для них большим значением эксплуатации рабов и колонов. Различия в общественном устройстве отразились и на особенностях государственных учреждений. На юге Франкского государства сохранялись позднеримские муниципальные курии, римская налоговая, таможенная и монетная системы; основной административно-территориальной единицей оставался городской округ ( civitas). Севернее Луары римская система местного управления удерживалась преимущественно в городах; в остальных местах административное устройство изменилось под воздействием франкских институтов: главной территориальной единицей стал сельский округ (pagus), включавший несколько сотен; в округах и сотнях действовали собрания свободных франков, сохранявшие известные судебные и административные права. Однако уже в конце VI века и особенно в VII веке расширились прерогативы назначавшихся королями графов, которым были переданы многие судебные дела, а также фискальные функции и право командования местным ополчением; стала сходить на нет и политическая роль ежегодных общефранкских военных смотров-собраний («мартовские поля»). Высшая законодательная, военная и исполнительная власть постепенно сосредоточивалась в руках наследственных королей, правивших при помощи королевского двора (
Социально-экономические и социально-политические особенности отдельных частей Франкского государства наложили отпечаток и на их этническое и культурное развитие. В Аквитании и Бургундии в VI—VII веках преобладала латынь, сохранились элементы светской образованности. В Австразии, а также в областях восточнее Рейна господствовали германские языки.
В Нейстрии происходило интенсивное слияние франкского и галло-римского населения; на базе латыни здесь формировались романские диалекты. Христианство наиболее широко было распространено на юге, а на севере — лишь в городах. Крестьянство северных областей Франкского государства христианизировалось в VII—VIII веках, а восточных — в VIII—IX веках. Франкские короли сохранили привилегии католической церкви, которыми она пользовалась с позднеримских времени (освобождение от налогов, признание церковной юрисдикции над клириками и др.), и предоставили новые. Благодаря королевским пожалованиям быстро росло церковное землевладение.
Важнейшие сведения об общественном строе франков сообщает так называемая «Салическая правда» — запись старинных судебных обычаев франков, произведённая, как полагают, при Хлодвиге.
Карта Франкской империи — территориальные расширения от 481 до 814 г.
Ослабление Франкского государства Править
В VII веке во Франкском государстве заметно усилилась знать. Она включала в это время, кроме потомков германской знати, многих представителей галло-римской аристократии. Знать владела уцелевшей частью позднеримских поместий вместе с обслуживавшими их рабами и колонами (рабство отменено не было). Стремясь заручиться поддержкой знати, короли из династии Меровингов предоставляли ей важные военно-административные посты и новые земельные пожалования. Всё более усиливавшаяся знать добилась при правнуке Хлодвига Хлотаре II (король всего Франкского государства в 613–629) узаконения ряда своих привилегий, в частности контроля над местным управлением. После смерти сына Хлотаря II Дагоберта I (король в 629–639), ненадолго приостановившего рост самовластия знати, королевская власть приходит в полный упадок. Решение государственных дел переходит в руки майордомов, назначавшихся королём в каждом королевстве из представителей наиболее знатных родов. Отдельные части Франского государства — Нейстрия, Австразия, Бургундия, Аквитания — всё более обособлялись друг от друга. Правившие в них в VII веке т. н. «ленивые короли» не обладали ни авторитетом, ни материальными ресурсами.
Усиление Франкского государства Править
В первой половине VIII века политическое единство Франского государства было восстановлено. Господствующего положения добилась группировка знати (вобравшая в себя высшую аристократию всех франкских королевств), возглавленная майордомами Австразии, которые сумели также привлечь к себе вновь складывавшуюся в ходе социального расслоения зажиточную верхушку рядовых свободных. Первую попытку воссоединения Франского государства предпринял австразийский майордом Пипин Геристальский (умер в 714), добившийся признания себя майордомом также в Нейстрии и Бургундии. Его сын Карл Мартелл (майордом в 715–741), сохранив права майордома в этих королевствах, вновь подчинил отпавшие в период ослабления власти Меровингов Тюрингию, Алеманнию и Баварию, восстановил власть над Аквитанией и Провансом. В начале VIII века франкам пришлось столкнуться с арабами, которые проникли с Пиренейского полуострова в Южную Галлию с целью отторгнуть её от Франкского государства. Карл Мартелл спешно собрал военные отряды для отпора арабам, так как арабская лёгкая конница продвигалась вперёд очень быстро (по старой римской дороге, которая с юга вела на Пуатье, Тур, Орлеан и Париж). Франки встретили арабов у Пуатье (732 год) и одержали решительную победу, заставив их повернуть вспять, остановив свою экспансию в Западную Европу. Авторитет и могущество позволили Карлу Мартеллу править, не возводя на королевский престол наследников Меровингов. Усилению его власти содействовала бенефициальная реформа, установившая условный характер земельных пожалований, предоставлявшихся за службу. Сын Карла Мартелла Пипин Короткий при поддержке папы римского Захарии провозгласил себя королём Франского государства (751), основав новую династию — Каролингов. Вслед за этим по просьбе папы Стефана II Пипин Короткий выступил против лангобардов, принудил их признать верховную власть Франского государства и передал города Равеннского экзархата и Римскую область папству. При Пипине была отвоёвана у арабов Септимания (759), укреплена власть над Баварией, Алеманнией и Аквитанией.
Образование империи Править
Наибольшей силы Франкское государство достигло при сыне Пипина Карле Великом (правил в 768–814). Вновь победив лангобардов, Карл Великий присоединил их владения в Италии к Франскому государству (774), завоевал земли саксов (772–804), отвоевал у арабов область между Пиренеями и р. Эбро (785–811). Продолжая политику союза с папством, Карл добился от папы Льва III коронования императором (800), что представляло попытку восстановить Западно-Римскую империю и укрепить власть Карла Великого над многоплемённым населением Франского государства. Успехи первых Каролингов во многом объяснялись тем, что их выход на политическую арену совпал со временем, когда основная часть знати нуждалась в политической консолидации для подчинения свободного населения.
В VIII – начале IX вв. во Франкском государстве и в первую очередь в междуречье Рейна и Луары совершился «переворот в аграрных отношениях» [1]: большинство свободных аллодистов и их земель перешло под власть знати; ведущим типом хозяйства стала крупная вотчина с доменом; в господствующем классе распространилась система вассалитета. Благодаря широкому развитию всех этих явлений в междуречье Рейна и Луары в VIII–IX веках. побеждают феодальные отношения. В других частях Франского государства феодальный уклад заметно усиливается. В 818—820 годах были изданы указы, при крепившие всех плательщиков податей к земле, т. е. лишившие их права свободного перехода с одного участка на другой. Каролинги приказывали крестьянам судиться у крупных землевладельцев и подчиняться их власти. Наконец, в капитулярии 847 года прямо предписывалось, чтобы каждый ещё свободный человек, т. е. прежде всего крестьянин, нашёл себе сеньора (господина). Так государство активно содействовало утверждению феодальных отношений во франкском обществе.
Империя Карла Великого распалась из-за феодализации.
Жестокая феодальная эксплуатация вызвала острую классовую борьбу крестьян с феодалами. О том, что эта борьба была повсеместной, свидетельствуют и королевские капитулярии, приказывавшие строго карать восставших, и сообщения средневековых хронистов. Из этих капитуляриев и хроник мы узнаём, что в конце VIII века в деревне Сельт, принадлежавшей реймсскому епископу, произошло восстание зависимых крестьян. В 821 году возник «заговор» крепостного люда во Фландрии. В 841—842 годах имело место так называемое восстание «Стеллинга» (что значит дословно «Дети древнего закона») в области саксов, когда свободные саксонские крестьяне вступили в борьбу как с собственной, так и с франкской знатыо, нёсшей им закрепощение. В 848 году выступили свободные крестьяне, боровшиеся против закрепощения в Майнцеком епископстве. Вторично восстание разразилось там же в 866 году. Известны и другие движения, направленные против феодального гнёта и эксплуатации. Все эти восстания произошли главным образом в IX веке, когда завершился переворот в аграрных отношениях и процесс закрепощения крестьян принял самые широкие размеры.
В ходе феодализации исчезли пережитки общинных институтов в политическом устройстве. Высшей властью был признан король, превратившийся в выразителя интересов феодальной знати. Общефранкские военные сборы были окончательно заменены ежегодными смотрами конного войска, в котором значительную часть составляли вассалы светских и церковных магнатов («майские поля»). Основы правоотношений всех слоев населения определяли королевские капитулярии. Властью на местах обладали графы и маркграфы, из подчинения которым изымались только владения сеньоров, пользовавшихся иммунитетом. Общие судебные собрания в округах и сотнях были заменены коллегиями присяжных, назначавшихся сверху. В результате большая часть крестьян была лишена возможности влиять на судопроизводство. Одновременно было ограничено их участие в войске, поскольку со времени Карла Великого к непосредственному несению военной службы привлекались, помимо бенефициариев, лишь те, кто имел не менее 3-4 земельных наделов (мансов). В IX веке она добилась установления фактической наследственности земельных владений и должностей; в её среде вновь резко усилились тенденции к политической самостоятельности. Обостряется междоусобная борьба. Уже сын Карла Великого Людовик Благочестивый (правил в 814–840) не смог сохранить целостность империи, а по Верденскому договору 843 она была разделена на три королевства, предвосхищавшие своими границами Францию, Германию и Италию (последняя была вначале соединена с землями по Роне и Рейну). Несмотря на то, что империя Карла Великого была непрочным политическим образованием, резкое ускорение в её рамках процессов феодализации благотворно сказалось на экономическом и культурном развитии: несколько оживилось развитие земледелия и ремесла, происходила распашка новых земель, расширилась внешняя торговля; возобновились контакты с культурными центрами Средиземноморья, а также Ирландии. Потребность в грамотных администраторах и священнослужителях повлекла воссоздание школ во Франкском государстве как на юге, так и на севере. Вместе с возрождением грамотности вновь пробудился интерес к литературе, светским наукам, изобразительному искусству («Каролингское возрождение»).
Франкская колонизация Аквитании и Бургундии в VIII—IX веках способствовала складыванию на юге будущей южнофранцузской (провансальской) народности и соответствующих диалектов. Заметное усиление этнической консолидации населения происходило и между Рейном и Луарой, где также побеждали романские диалекты, отличавшиеся, однако, от провансальских. Германские языки сохранились лишь в низовьях Рейна и в его правобережье.
- ↑ К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, 2 изд., т. 19, с. 495
ru.history.wikia.com
Возникновение государства у франков — 5 век
1. Франки — завоёвывают Галлию
Наиболее многочисленными и сильными из германских племён были франки. До переселений. они жили на берегу реки Рейна. Во главе каждого племени стоял военный вождь. В конце V века среди вождей выдвинулся хитрый, расчётливый и жестокий Хлодвиг.
Знатных франков давно манили плодородные равнины соседней Галлии. Они мечтали захватить там земли и скот, дорогое оружие и боевых коней. Вступив в союз с вождями других племён, Хлодвиг повёл франков в поход на Галлию. После падения Западной Римской империи в Галлии сохранил власть прежний римский наместник.
Полудикие воины огромного роста и свирепой наружности наводили ужас на римлян. В 486 году франки разбили римское войско и захватили римские владения в Галлии.
2. Франки делят захваченные земли.
В завоёванной стране франки расселились соседскими общинами. Они поделили часть земель римских рабовладельцев, а также расчистили и распахали пустующие земли. Простым воинам достались небольшие участки. Зато Хлодвиг захватил огромные земельные владения. Он щедро раздавал земли своим дружинникам и приближённым. Знатные франки становились крупными землевладельцами.
Многие римские рабовладельцы поспешили признать власть Хлодвига и поэтому сохранили свои земли. Они помогали Хлодвигу управлять завоёванной страной и постепенно слились с франкской знатью.
Чтобы охранять свои богатства и земли, знатным франкам нужно было государство. С его помощью они могли держать в подчинении свободных общинников, рабов и колонов, а также покорённое население Галлии. Поэтому знать поддерживала и укрепляла власть самого сильного из военных вождей — Хлодвига.
Современник рассказывает, как усилилась власть Хлодвига во время завоевания Галлии. Однажды после жестокого боя франки среди другой военной добычи захватили драгоценную чашу. По древнему обычаю, вся военная добыча делилась по жребию между воинами. Но Хлодвиг попросил отдать ему эту чашу сверх его доли. «Делай всё, что тебе угодно,- ответили дружинники. — Никто не может противиться твоей власти!» Но один из воинов выступил вперёд и, разрубив чашу боевым топором, заявил: «Ничего ты не получишь, кроме того, что тебе достанется по жребию!» Хлодвиг смолчал, но решил отомстить воину. Через год на военном смотре он обвинил непокорного воина в том, что его оружие содержится в беспорядке, и разрубил ему голову боевым топором. «Так и ты поступил с чашей!» — воскликнул он при этом. После смотра воины в страхе разошлись. Так, опираясь на преданную ему дружину, Хлодвиг силой принуждал франков к подчинению.
Франкский воин — одет в длинную кожаную рубаху, на голове кожаный шлем. Вооружён копьём, боевым топором и щитом, сплетённым из прутьев и обтянутым кожей.
С помощью предательства Хлодвиг истребил других военных вождей, которые вместе с ним завоёвывали Галлию, и один начал управлять обширной страной. Хлодвиг стал королём — правителем всех франков. В отличие от военного вождя король мог передавать власть по наследству своим детям.
Дружина Хлодвига очень возросла. В неё вступали богатые и знатные франки. На службу к Хлодвигу перешли и многие дружинники погибших вождей.
С помощью дружины король держал в подчинении население Галлии и общинников-франков.
После завоевания Галлии Хлодвиг перестал созывать народное собрание. Важные решения он принимал, советуясь только со знатными людьми. Простым франкам лишь сообщали о распоряжениях короля на военных смотрах, проводившихся весной каждого года.
В старину споры между родичами и проступки франков разбирало народное собрание. Оно судило по древним обычаям, которые передавались от отцов к детям. Теперь высшим судьёй стал король, в деревнях общинников судили знатные и богатые франки.
Крупные землевладельцы хотели ввести строгие наказания для тех, кто покушался на их земли и богатства. По приказу Хлодвига были записаны старинные обычаи франков и новые распоряжения короля.
Так у фраков возник первый сборник законов.
Законы грозили высокими штрафами; за похищение рабов и кражу скота, за поджог амбаров и скотных дворов. Законы закрепляли неравенство среди франков (смотрите документ в конце параграфа).
Франкская знать не могла использовать прежнюю религию германцев для того, чтобы держать в покорности трудовой народ. Эта религия возникла при родовом строе, когда все были равными. После завоевания Галлии король со своими дружинниками перешёл в христианскую веру, а затем заставил принять её и всех франков.
Хлодвиг и знатные франки понимали, что христианская религия будет им очень полезна.
Церковь укрепляла власть Хлодвига. Она утверждала, что «бог предаёт в руки короля Хлодвига врагов его». Хлодвиг сохранил церкви все её богатства и щедро награждал новыми землями.
С появлением неравенства у франков стало образовываться государство.
ДОКУМЕНТ — Статьи из сборника законов франков.
- Если кто украдёт годовалую свинью и будет уличён, присуждается к уплате 3 солидов (солид — римская золотая монета).
- Если кто украдёт быка или корову с телёнком, присуждается к уплате 35 солидов.
- Если кто сожжёт дом с пристройками, присуждается к уплате 63 солидов.
- Если кто сожжёт амбар с хлебом, присуждается к уплате 63 солидов.
- Если кто проникнет в чужой сад с целью покражи, присуждается к уплате 15 солидов.
- Если кто лишит жизни свободного франка и будет уличён, присуждается к уплате 200 солидов.
- Если кто лишит жизни человека, состоящего на королевской службе, присуждается к уплате 600 солидов.
- < Германцы после падения Западной Римской империи
- -> Рост крупных земельных владений и закрепощение крестьян >
hist-world.com
Возникновение и развитие государства у франков
1.1. Формирование феодального общества и государства у франков
Возникновение государства у франков связано с именем одного из военных вождей – Хлодвига из рода Меровингов. Под его предводительством на рубеже V-VI вв. франками была завоевана основная часть Галлии. Образование нового государства сопровождалось развитием в недрах франкского общества феодализма, становлением новых отношений собственности и формированием новых классов.
Развитие феодального государства у франков можно разделить на два этапа:
1) VI-VII вв. — период монархии Меровингов
2) VIII в. – первая половина IX в. период монархии Каролингов.
В политическом отношении Франкское королевство при Меровингах не было единым государством. Сыновья Хлодвига после его смерти начали междоусобную войну, которая продолжалась с небольшими перерывами более ста лет. Но именно в этот период произошло формирование новых социально-классовых отношений. С целью привлечения франкской знати короли практиковали широкую раздачу земли. Подаренные земли становились наследственной и свободно отчуждаемой собственностью (аллодом). Постепенно происходило превращение дружинников в феодалов-землевладельцев.
Важные изменения происходили и в среде крестьянства, В марке (крестьянской общине у франков) утверждалась частная собственность на землю (аллод). Активизировался процесс имущественного расслоения и обезземеливания крестьян, которое сопровождалось наступлением феодалов на их личную свободу. Существовало две формы закабаления: с помощью прекария и коммендации. Прекарием назывался договор, по которому феодал предоставлял крестьянину участок земли на условиях выполнения определенных повинностей, формально этот договор не устанавливал личной зависимости, но создавал благоприятные условия,
Коммендация означала передачу себя под покровительство феодала. Она предусматривала передачу господину права собственности на землю с последующим ее возвращением в виде держания, установление личной зависимости «слабого» от своего патрона и выполнение в его пользу ряда повинностей.
Все это постепенно привело к закабалению франкского крестьянства. Раздача франкскими королями земли привела к росту могущества знатных фамилий и ослаблению позиций королевской власти. Со временем позиции знатных укрепились настолько, что они по существу управляли государством, занимая пост майордома. На рубеже VII-VIII вв. эта должность делается наследственным достоянием знатного и богатого рода Каролингов, положившего начало новой династии.
1.2. Реформа Карла Мартелла
В первой половине VIII в. майордом из рода Каролингов – Карл Мартелл провел ряд реформ, имевших важнейшие последствия для структуры франкского общества. Суть реформ сводилась к следующему. Земли и жившие на них крестьяне стали передаваться не в полную собственность, а в условное пожизненное держание – бенефиций. Держатель бенефиция должен был нести службу, главным образом военную, в пользу лица, вручившего землю. Объем службы определялся размерами бенефиция. Отказ от службы лишал права на бенефиции. Таким образом, было создано хорошо вооруженное конное войско, укрепившее позиции центральной власти. Постепенно помимо главы государства бенефиции стали раздавать и крупные феодалы. Так стали складываться отношения соподчиненности феодалов, позже получившие название вассалитета.
Рост феодального землевладения сопровождался усилением военной, финансовой и судебной власти феодалов над крестьянами, жившими на их землях. Это выражалось в увеличении так называемых иммунитетных прав феодалов. Феодал, получивший иммунитетную грамоту от короля, осуществлял на подвластной ему территории всю полноту финансовой, административной и судебной власти без вмешательства королевских чиновников.
studfiles.net
Государство франков кратко
Государство франков кратко
На границе страны были созданы более крупные территориальные объединения — герцогства, состоявшие из нескольких округов. Герцоги, возглавлявшие управление ими, были прежде всего командирами местного ополчения. На них была возложена оборона границ. В остальном они имели те же правомочия, что и графы. В исконно германских землях (восточные области Франкского государства) герцогская власть носила несколько иной характер. Она уходила своими корнями в прошлое, во времена племенных вождей, потомки которых стали герцогами франкских королей.
Возникновение государства у франков
Современник рассказывает, как усилилась власть Хлодвига во время завоевания Галлии. Однажды после жестокого боя франки среди другой военной добычи захватили драгоценную чашу. По древнему обычаю, вся военная добыча делилась по жребию между воинами. Но Хлодвиг попросил отдать ему эту чашу сверх его доли. «Делай всё, что тебе угодно,- ответили дружинники. — Никто не может противиться твоей власти!» Но один из воинов выступил вперёд и, разрубив чашу боевым топором, заявил: «Ничего ты не получишь, кроме того, что тебе достанется по жребию!» Хлодвиг смолчал, но решил отомстить воину. Через год на военном смотре он обвинил непокорного воина в том, что его оружие содержится в беспорядке, и разрубил ему голову боевым топором. «Так и ты поступил с чашей!» — воскликнул он при этом. После смотра воины в страхе разошлись. Так, опираясь на преданную ему дружину, Хлодвиг силой принуждал франков к подчинению.
Государство и право франков
Частная собственность на землю возникала в результате дарений, покупок у римлян, захватов не занятой никем земли. Позднее эти земли получили название аллода. Наряду с ними существовали земли, переданные собственниками в пользование и владение за определенные услуги и плату натурой, так называемый прекарий. В смутное время, когда знать вела войны за обладание землей, многие владельцы аллодов сознательно передавали его могущественным магнатам под условием покровительства, т.е. защиты от нападений других магнатов.
Государство и право франков
Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения (аффатомии), совершавшегося публично в народном собрании в строго установленной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже чем через год после смерти дарителя передать это имущество указанному лицу.
Общая характеристика государства Франков
Еще при первом требовании кредитор получал от тунгина право на протест в присутствии свидетелей против всякого платежа кому-либо и против всякого залога, которые могут быть сделаны во вред ему его должником. Наконец, кредитор шел к графу , который вместе с ним и семью рахинбургами отправлялся в дом должника, арестовывал его имущество и передавал кредитору имущество, соразмерное сумме долга. Третья часть штрафа шла в пользу графа в качестве фредуса (штрафа за нарушение мира).
ГОСУДАРСТВО ФРАНКОВ
Высшая судебная власть находились в руках монарха. Большинство дел рассматривали основные суды — «суды сотни». Постепенно судебная власть стала переходить в руки феодалов. Граф, центенарий или викарий созывали мольберг — собрание свободных людей сотни. Они из своей среды выбирали судей — рахинбургов. Суд происходил под руководством выборного председателя — тунгина. На заседании должны были присутствовать все свободные и полноправные жители сотни. Королевские уполномоченные следили только за правильностью судопроизводства.
Тема 4: Краткий конспект лекции по теме: «Государство и право франков»
Центром управления империи был императорский двор с его чиновниками — дворцовым графом, соединявшим в своих руках вместе с отправлением правосудия руководство королевской администрацией; канцлером — хранителем государственной печати, отвечающим за составление королевских актов и стоящим во главе канцелярии; пфальцграфом, заведовавшим дворцовым хозяйством; архикапелланом — главой франкского духовенства, духовником короля и его советником по церковным делам, хранителем особой святыни франкских монархов — плаща св. Мартина Тульского. Большинство других должностей, существовавших ранее (маршал, сенешал и т.д.), сохранились и при Каролингах.
Государство франков кратко
Основные различия между ними были связаны с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой оно принадлежало. С течением времени фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Особенностью V — VI вв. в Западной Европе является начало идеологического наступления христианской церкви. Возрастающая идеологическая и экономическая роль церкви стала проявляться в ее властных притязаниях. Церковь в это время еще не была политическим образованием и не имела единой организации, однако уже начала становиться крупным землевладельцем, получая многочисленные земельные пожертвования и от правителей, и от простых людей. Религиозная власть все более тесно переплетается со светской.
Государство франков кратко
Постепенно были ликвидированы местные формы самоуправления — традиционные собрания деревень и их объединений (сотен). Они были заменены системой назначаемых первоначально из центра должностных лиц – уполномоченных короля. Вся территория страны была разделена на округа – паги. Управление округом вручалось графу. Ему придавался военный отряд.
ГОСУДАРСТВО ФРАНКОВ
- Карл Мартелл “Молот”, правивший во Франкском государстве в качестве майордома-герцога с 715 по 741 гг., покончил с дарением земель в полную собственность и положил начало раздаче их в виде бенефиция ; провел конфискацию земель у непокорных (не подчинившихся) светских и духовных феодалов; осуществил в основном объединение многих частей Франкского государства в единое целое; заложил основу профессионального рыцарского войска.
- В 800 г. Карл Великий принимает титул императора. Эволюция государственного строя в этот период шла двумя направлениями: укрепление собственно королевской власти и ликвидация местного самоуправления.
Бесплатная коллекция рефератов
Родоплеменные отношения как устройство власти не соответствовали возникающим требованиям, и они начинают уступать место новой организации, в которой власть военачальника превращается в королевскую власть. Это была особая «публичная власть», которая уже не совпадала непосредственно с населением. Утверждение публичной власти было неразрывно связано с введением территориального разделения населения. Территории, заселенные франками, были разделены на округа — пачи, которые состояли из более мелких единиц — сотен. Управление населением на этих территориальных делениях вручалось специальным должностным лицам.
Государство франков
Упадок императорской власти, все возрастающая непопулярность римского правления создавали благоприятные условия королям—союзникам Рима для расширения полномочий, для удовлетворения их политических претензий. Они часто со ссылкой на императорское поручение присваивали всю полноту власти, взимали налоги с местного населения и пр.
Франкская империя (Франкское государство)
В 481 году Меровингов возглавил Хлодвиг, сын умершего короля Хильдерика. Хлодвиг был жаден до власти, корыстен и стремился во чтобы то ни стало расширить границы королевства путём завоеваний. С 486 года Хлодвиг стал подчинять себе окраинные римские города, население которых добровольно переходило под власть франкского правителя. В результате, он получил возможность даровать своим приближенным имущество и землю. Так началось формирование франкской знати, которая признавала себя вассалами короля.
Реферат: Государство франков
Возрастающая идеологическая и экономическая роль церкви не могла рано или поздно не проявиться в ее властных притязаниях. Однако церковь в это время не была еще политическим образованием, не имела единой организации, представляя собой некое духовное сообщество людей, руководимое епископами, из которых по традиции важнейшим считался епископ Рима, получивший впоследствии звание папы римского.
Возникновение Франкского королевства
Франки были мужественными и бесстрашными воинами. Современники говорили про них, что если франк не может победить в бою, то он скорее погибнет, чем покажет врагу спину. Вождь франков Хлодвиг (486—511) сумел объединить эти воинственные племена и стал их королем. В 486 году он покорил земли бывшей римской провинции Галлии и основал здесь свое королевство.
zakonandpravo.ru
Возникновение Франкского королевства
Германские племена франков обитали на землях по нижнему течению Рейна. В конце V в. среди франкских вождей выдвинулся Хлодвиг из рода Меровея. Правители этого рода доложили начало династии Меровингов. Объединив все франкские племена, Хлодвиг двинулся на плодородные земли соседней Галлии, где правил римский наместник. В бою у города Суассон в 486-г. франки разгромили римлян, а затем подчинили себе Северную Галлию. Затем Хлодвиг отвоевал у вестготов юг страны и покорил часть германских племен, живших к востоку от Рейна.
Завоевав Галлию, франки расселились на пустующих землях, оставив местным землевладельцам их имения и не отменив рабства. Признавшие власть завоевателей римские и галльские богачи вскоре породнились с франкской знатню.
Около 500 г. у франков возникло государство. С помощью подкупа, обмана и даже насилия избавившись от вождей-соперников, Хлодвиг стал королем — наследственным верховным правителем, которому подчинялось все население страны. Король был также верховным судьей. Все важные государственные решения король принимал сам, без участия народного собрания. Королевский двор стал центром управления страной. При дворе находились приближенные, слуги и часть дружины короля. Постоянная военная дружина содержалась за счет налогов и военной добычи. Но в случае войны по-прежнему собиралось народное ополчение.
Страна была! разделена на обширные области, в каждую из которых назначался правитель — граф, собиравший налоги, командовавший воинами, вершивший суд.
При Хлодвиге был составлен первый письменный сборник обычного права (т. е. неписаных норм и обычаев) — Салическая правда, действовавший на всей территории государства и закрепивший социальное неравенство (жизнь дружинника, например, ценилась втрое дороже, чем рядового свободного франка, а жизнь римлянина — вдвое дешевле, чем франка).
Чтобы укрепить свою власть, короли раздавали земли своим приближенным. Таким образом последние становились крупными землевладельцами, использовавшими труд рабов и колонов, которые сохранились еще с римских времен. Знатные люди обретали все большую власть: они получили право судить население находившихся в их владении земель, собирать с него налоги, награждать своих воинов участками земли. Свободные же франки постепенно лишались своих прав.
www.examen.ru
Возникновение государства у франков
Возникновение государства у франков
Для Галлии пятое столетие явилось временем глубоких социально-экономических преобразований. В этой богатейшей провинции Рима (территория почти совпадающая с нынешней Францией) нашел свое прояввление глубокий кризис, охвативший империю. Участились выступления рабов, колонов, крестьян, городской бедноты. Рим уже не мог защищать границы от вторжений иноземных племен и прежде всего германцев — восточных соседей Галлии. В итоге большая часть страны оказалась захваченной вестготами, бургундами, франками (салическими и рипуарскими) и некоторыми другими племенами. Из этих германских племен в конечном я юге оказались наиболее сильными салические франки (возможно, от Sala так называлась в древности одна из рек нынешней Голландии). Им потребовалось чуть более 20 лет, чтобы в конце V — начале VI в. захватить большую часть страны.
Возникновение классового общества у франков, наметившееся у них еще до переселения на новую родину, резко ускорилось в процессе завоевания Галлии.
Каждый новый поход увеличивал богатства франкской военно-племенной знати. При дележе военной добычи ей доставались лучшие земли, значительное количество колонов, скота и пр. Знать возвысилась над рядовыми франками, хотя последние продолжали еще оставаться лично свободными и даже не испытывали вначале усиления экономического гнета. Они расселились на своей новой родине сельскими общинами (марками). Марка считалась собственником всей земли общины, включавшей леса, пустоши, луга, пахотные земли. Последние делились на наделы, и довольно быстро перешли в наследственное пользование отдельных семей.
Галло-римляне оказались в положении зависимого населения, по численности в несколько раз превышающее франков. Вместе с тем галло-римская аристократия частично сохранила свои богатства. Единство классовых интересов положило начало постепенному сближению франкской и галло-римской знати, причем первая стала доминирующей. И это особенно дало о себе знать при формировании новой власти, с помощью которой можно было бы сохранить в своих руках захваченную страну, держать в повиновении колонов и рабов. Прежняя родоплеменная организация необходимых сил и средств для этого дать не могла. Учреждения родоплеменного строя начинают уступать место новой организации с военным вождем — королем и лично преданной ему дружиной во главе. Король и его приближенные фактически решают важнейшие вопросы жизни страны, хотя еще сохраняются народные собрания и некоторые другие институты прежнего строя франков. Формируется новая «публичная власть», которая уже не совпадает непосредственно с населением. Она состоит не только из вооруженных людей, не зависящих от рядовых свободных, но и принудительных учреждений всякого рода, которых не было при родоплеменном строе. Утверждение новой публичной власти было связано с введением территориального разделения населения. Земли, заселенные франками стали делиться на «паги» (округа), состоявшие из более мелких единиц — «сотен». Управление населением, проживавшим в пагах и сотнях, вручается особым доверенным лицам короля. В южных районах Галлии, где прежнее население многократно преобладало на первых порах, сохраняется римское административно-территориальное деление. Но и здесь назначение должностных лиц зависит от короля.
Возникновение государства у франков связано с именем одного из их военных вождей — Хлодвига (486-511) из рода Меровингов. Под его главенством была завоевана основная часть Галлии. Дальновидным политическим шагом Хлодвига было принятие им и его дружиной христианства по католическому образцу. Этим он обеспечил себе поддержку галло-римской знати и господствовавшей в Галлии, католической церкви.
Формирование феодального общества и государства франков.
Завоевательные войны франков ускорили процесс создания Франкского государства. Глубинные же причины становления франкской государственности коренились в разложении франкской свободной общины, в ее классовом расслоении, начавшемся еще в первых веках новой эры.
Государство франков по своей форме было раннефеодальной монархией. Оно возникло в переходном от общинного к феодальному обществе, которое миновало в своем развитии стадию рабовладения. Это общество характеризуется многоукладностью (сочетанием рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодальных отношений), незавершенностью процесса создания основных классов феодального общества. В силу этого раннефеодальное государство несет на себе значительный отпечаток старой общинной организации, учреждений племенной демократии.
Государство франков прошло в своем развитии два основных периода (с конца V до VII в. и с VIII до середины IX в.). Рубеж, разделяющий эти периоды, характеризуется не только сменой правящих династий (на смену Меровингам пришли Каролинги). Он стал началом нового этапа глубокой социально-экономической и политической перестройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство в форме сеньориальной монархии.
Во втором периоде в основном завершается создание крупной феодальной земельной собственности, двух основных классов феодального общества: замкнутого, иерархически соподчиненного, связанного вассально-ленными узами класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемого им зависимого крестьянства — с другой. На смену относительной централизации раннефеодального государства приходит феодальная раздробленность.
В V—VI вв. у франков сохранились еще общинные, родовые связи, отношения эксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига.
Наиболее ярко социально-классовые различия в раннеклассовом обществе франков, как свидетельствует Салическая правда, правовой памятник франков, относящийся к V в., проявлялись в положении рабов. Рабский труд, однако, не получил широкого распространения. Раб в отличие от свободного общинника-франка считался вещью. Его кража приравнивалась к краже животного. Брак раба со свободным влек за собой потерю последним свободы.
Салическая правда указывает также на наличие у франков других социальных групп: служилая знать, свободные франки (общинники) и полусвободные литы. Различия между ними были не столько экономическими, сколько социально-правовыми. Они были связаны главным образом с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой это лицо принадлежало. Важным фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Эти различия наиболее ярко выражались в системе денежных возмещений, которые служили охране жизни, имущественных и иных прав отдельных лиц.
Наряду с рабами существовала особая категория лиц — полусвободные литы, жизнь которых оценивалась половиной вергельда свободного, в 100 солидов. Лит представлял собой неполноправного жителя общины франков, находящегося в личной и материальной зависимости от своего господина. Литы могли вступать в договорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участвовать в военных походах вместе со своим господином. Лит, как и раб, мог быть освобожден своим господином, у которого, однако, оставалось его имущество. За преступление литу полагалось, как правило, то же наказание, что и рабу, например смертная казнь за похищение свободного человека.
Право франков свидетельствует и о начавшемся имущественном расслоении франкского общества. В Салической правде говорится о господской челяди или дворовых слугах-рабах (виноградарях, конюхах, свинопасах и даже золотых дел мастерах), обслуживающих господское хозяйство.
Вместе с тем Салическая правда свидетельствует о достаточной прочности общинных порядков, об общинной собственности на поля, луга, леса, пустоши, о равных правах общинников-крестьян на общинный земельный надел. Само понятие частной собственности на землю в Салической правде отсутствует. Она лишь фиксирует зарождение аллода, предусматривая право передачи надела по наследству по мужской линии. Дальнейшее углубление социально-классовых различий у франков и было непосредственно связано с превращением аллода в первоначальную форму частной феодальной земельной собственности. Аллод — отчуждаемое, переходящее по наследству землевладение свободных франков — сложился в процессе разложения общинной собственности на землю. Он лежал в основе возникновения, с одной стороны, вотчинного землевладения феодалов, а с другой — земельного держания зависимых от них крестьян.
Процессы феодализации у франков получают мощный импульс в ходе завоевательных войн VI—VII вв., когда в руки франкских королей, служилой аристократии, королевских дружинников переходит значительная часть галло-римских поместий в Северной Галлии. Служилая знать, связанная в той или иной мере вассальной зависимостью от короля, захватившего право распоряжения завоеванной землей, становится крупным собственником земель, скота, рабов, колонов. Она пополняется частью галло-римской аристократии, которая переходит на службу к франкским королям.
Столкновение общинных порядков франков и позднеримских частнособственнических порядков галло-римлян, сосуществование и взаимодействие столь различных по характеру общественных укладов и ускорило создание новых, феодальных отношений. Уже в середине VII в. в Северной Галлии начинает складываться феодальная вотчина с характерным для нее разделением земли на господскую (домен) и крестьянскую (держание). Расслоение «рядовых свободных» в период завоевания Галлии происходило и в силу превращения общинной верхушки в мелких вотчинников за счет присвоения общинной земли.
Процессы феодализации в VI—VII вв. на юге Галлии не получили столь бурного развития, как на севере. В это время размеры франкской колонизации здесь были незначительны, сохранялись обширные поместья галло-римской знати, продолжал широко использоваться труд рабов и колонов, но глубокие социальные перемены происходили и здесь, главным образом за счет повсеместного роста крупного церковного землевладения.
V—VI вв. в Западной Европе были отмечены началом мощного идеологического наступления христианской церкви. Служители десятков вновь возникающих монастырей, храмов выступали с проповедями о человеческом братстве, о помощи бедным и страждущим, о других нравственных ценностях.
Население Галлии под духовным воздействием священнослужителей, возглавляемых епископами, стало воспринимать все больше христианские догматы, идею искупления, полагаясь на заступничество святых отцов ради обретения прощения при переходе в иной мир. В эпоху бесконечных войн, разрушений, повсеместного насилия, болезней, в условиях доминирования религиозного сознания внимание людей естественно концентрировалось на таких вопросах, как смерть, посмертный суд, воздаяние, ад и рай. Страх перед чистилищем и адом церковь стала использовать в своих корыстных интересах, собирая и накапливая за счет и правителей, и простых людей многочисленные пожертвования, в том числе и земельные. Рост церковного землевладения начался с земельных отказов церкви от Хлодвига.
Возрастающая идеологическая и экономическая роль церкви не могла рано или поздно не проявиться в ее властных притязаниях. Однако церковь в это время не была еще политическим образованием, не имела единой организации, представляя собой некое духовное сообщество людей, руководимое епископами, из которых по традиции важнейшим считался епископ Рима, получивший впоследствии звание папы римского.
В деятельность церкви в качестве «христовых наместников» на земле все больше вторгались и короли, которые в целях укрепления своей крайне нестабильной власти назначали епископов из своих приближенных, созывали церковные соборы, председательствовали на них, выступая иногда и по проблемам богословия. В 511 году на созванном Хлодвигом Орлеанском церковном соборе было принято решение, что ни один мирянин не может быть введен в церковный сан без королевского разрешения. Последующим решением Орлеанского церковного собора в 549 году было окончательно закреплено право королей контролировать назначение епископов.
Это было время все более тесного переплетения светской и религиозной власти, когда епископы и другие религиозные деятели заседали в правительственных органах, а гражданская администрация на местах осуществлялась епархиальными управлениями.
При Дагобере I в начале VII в. отправление церковных функций стало неотъемленной частью пути к почету, пройдя который, приближенные короля становились местными правителями — графами и епископами одновременно; нередки были случаи, когда епископы управляли городами и окружающими их сельскими поселениями, чеканили деньги, собирали подати с земель, подлежащих налогообложению, контролировали рыночную торговлю и пр.
Сами же епископы, владея большими церковными хозяйствами, стали занимать все более высокое место в складывающейся феодальной иерархии, чему способствовали и незапрещенные браки священников с мирянами, представителями феодальной верхушки.
Бурным ростом феодальных отношений характеризуются VII— IX вв. В это время во франкском обществе происходит аграрный переворот, приведший к повсеместному утверждению крупной феодальной земельной собственности, к утрате общинником земли и свободы, к росту частной власти феодальных магнатов. Этому способствовало действие ряда исторических факторов. Начавшийся с VI—VII вв. рост крупного землевладения, сопровождавшийся распрями землевладельцев, выявил всю непрочность королевства Меровингов, в котором то тут, то там возникали внутренние границы в результате выхода из повиновения местной знати или сопротивления населения взиманию налогов. К тому же к концу VII в. франки потеряли ряд земель и реально занимали территорию между Луарой и Рейном.
Одной из попыток решить проблему укрепления государственного единства в условиях повсеместного неповиновения центральным властям стал церковный собор «прелатов и знатных людей», прошедший в Париже в 614 году. Эдикт, принятый собором, призвал к «пресечению наисуровейшим образом мятежей и наглых вылазок злоумышленников», грозил наказанием за «хищения и злоупотребление властью чиновникам, сборщикам налогов на торговых местах», но одновременно ограничивал и право гражданских судей и сборщиков налогов на церковных землях, закладывая, таким образом, законодательную основу их иммунитета. Епископы к тому же по решению собора должны были впредь избираться «духовенством и народом» при сохранении за королем лишь права одобрять результаты выборов.
К ослаблению власти франкских королей привело прежде всего истощение их земельных ресурсов. Только на основе новых пожалований, предоставления новых прав землевладельцам, установления новых сеньориально-вассальных связей могло произойти в это время усиление королевской власти и восстановление единства франкского государства. Такую политику и стали проводить Каролинги, фактически правившие страной еще до перехода к ним королевской короны в 751 году.
Государственный строй франков.
В процессах становления и развития государственного аппарата франков можно выявить три главных направления. Первое направление, особенно характерное для начального этапа (V—VII вв.), проявилось в перерождении органов племенной демократии франков в органы новой, публичной власти, в собственно государственные органы. Второе — определялось развитием органов вотчинного управления, третье — было связано с постепенным превращением государственной власти франкских монархов в «частную» власть государей-сеньоров с формированием сеньориальной монархии, что выявилось в полной мере на завершающем этапе развития франкского общества (VIII—IX вв.).
Завоевание Галлии послужило мощным импульсом создания нового государственного аппарата у франков, ибо оно потребовало организации управления завоеванных областей, их защиты. Хлодвиг был первым франкским королем, утвердившим свое исключительное положение единоличного правителя. Из простого военачальника он превращается в монарха, добиваясь этого положения всеми средствами: вероломством, хитростью, уничтожением сородичей, других племенных вождей. Одной из важнейших политических акций Хлодвига, укрепивших позиции франкского государства за счет поддержки галло-римского клира, было принятие христианства.
С принятием христианства Хлодвигом церковь становится мощным фактором укрепления королевской власти. Именно церковь дала в руки франкских королей такое оправдание захватническим войнам, как ссылка на «истинную веру», объединение в вере многих народов под эгидой единого короля как верховного, не только светского, но и духовного главы своих народов.
Постепенный переход галльской элиты в христианскую веру становится также важным историческим фактором объединения Галлии, развития особой региональной феодально-христианской, западноевропейской (романо-германской) цивилизации.
Социально-экономические, религиозно-идеологические, этнографические и др. изменения в галльском обществе оказали непосредственное влияние и на процессы складывания и развития специфических черт государственного аппарата франкской империи, поглотившей в VIII—IX в. большинство варварских государств Западной Европы. Уже в V в. у франков на место старой родовой общины окончательно приходит община территориальная (марка), а вместе с ней и территориальное деление на округа (паги), сотни. Салическая правда говорит уже о существовании должностных лиц королевства: графах, сацебаронах и пр. Вместе с тем она свидетельствует о значительной роли органов общинного управления. Общеплеменного народного собрания в это время у франков уже не было. Оно было заменено смотром войска — сначала в марте («мартовские поля»), затем (при Каролингах) в мае («майские поля»). Но на местах продолжали существовать сотенные собрания («малюс»), выполняющие судебные функции под председательством тунгинов, которые вместе с рахинбургами, знатоками права («выносящими приговор»), были представителями общины.
Роль общины в судебных делах была исключительно велика. Община отвечала за убийство, совершенное на ее территории, выставляла соприсяжников, свидетельствующих о добром имени своего члена; сами родственники доставляли в суд своего сородича, вместе с ним уплачивали вергельд.
Король выступал прежде всего как «охранитель мира», как исполнитель судебных решений общины. Его графы, сацебароны выполняли в основном полицейские и фискальные функции. Салическая правда предусматривала наказание для королевских должностных лиц, отказывающихся удовлетворить требование свободного человека и применить власть к правонарушителям. Вместе с тем, ограждая в определенной мере самостоятельность общины со стороны королевских должностных лиц, Салическая правда запрещала, например, чтобы на одно общинное собрание являлось больше трех сацебаронов.
Королевские предписания, согласно Салической правде, касаются незначительного круга государственных дел — призыва в войско, вызова в суд. Но Салическая правда свидетельствует и об усилении власти королей. Так, например, исполнение королевской службы оправдывает неявку обвиняемого в общинный суд. Более того, король прямо вторгается во внутриобщинные дела, в ее поземельные отношения, разрешает чужаку селиться на общинной земле.
Власть франкских королей стала передаваться по наследству.’ В VI—VII вв. под прямым воздействием позднеримских порядков законодательные полномочия королей усиливаются, а в капитуляриях не без влияния церкви уже говорится о священном характере королевской власти, о неограниченности ее законодательных полномочий. Показательно, что там же появляется понятие измены королю, относимой к тяжким преступлениям.
Однако король в это время — прежде всего военный предводитель, военачальник, главной заботой которого является «порядок» в королевстве, усмирение выходящей из повиновения местной знати. С ограниченностью королевских функций было связано и отсутствие эффективно действующих органов центральной администрации, казначейства, самостоятельных королевских судов, обладающих апелляционными функциями.
Складывающийся государственный аппарат отличается еще крайней аморфностью, отсутствием четко разграниченных должностных полномочий, соподчиненности, организации делопроизводства. Нити государственного управления сосредоточиваются в руках королевских слуг и приближенных. Среди них выделяются дворцовый граф, референдарий, камерарий. Дворцовый граф выполняет главным образом судебные функции, руководит судебными поединками, наблюдает за исполнением приговоров. Референдарий (докладчик), хранитель королевской печати, ведает королевскими документами, оформляет акты, предписания короля и пр.Камерарий следит за поступлениями в королевскую казну, за сохранностью имущества дворца.
В VI—VII вв. главным управителем королевского дворца, а затем и главой королевской администрации являлся палатный мэр, или майордом, власть которого всемерно усиливалась в условиях непрекращающихся походов короля, который управлял своими территориями «из седла».
Формирование местных органов власти происходит в это время под значительным влиянием позднеримских порядков. Меровингские графы начинают управлять округами как римские наместники. Они обладают полицейскими, военными и судебными функциями. В капитуляриях тунгин в качестве судьи почти не упоминается. Понятия «граф» и «судья» становятся однозначными, их назначение входит в исключительную компетенцию королевской власти.
Вместе с тем вновь возникающие органы государственного аппарата франков, копируя некоторые позднеримские государственные порядки, имели иной характер и социальное назначение. Это были органы власти, выражавшие интересы прежде всего германской служилой знати и крупных галло-римских землевладельцев. Они и строились на иных организационных основах. Так, например, широко использовались на государственной службе дружинники короля. Первоначально состоявшая из королевского военного отряда свободных франков дружина, а следовательно, и государственный аппарат пополнялись впоследствии не только романизированными галлами, которые отличались своим образованием, знанием местного права, но и рабами, вольноотпущенниками, составлявшими придворный королевский штат. Все они были заинтересованы в усилении королевской власти, в разрушении старого племенного сепаратизма, в укреплении новых порядков, суливших им обогащение и социальный престиж.
Во второй половине VII в. складывается новая система политического господства и управления, своего рода «демократия знати», которая предполагает непосредственное участие верхушки формирующегося класса феодалов в управлении государством.
Расширение участия феодализирующейся знати в управлении государством, «сеньоризация» государственных должностей привели к потере королевской властью той относительной самостоятельности, которой она пользовалась ранее. Это произошло не сразу, а именно в тот период, когда крупное землевладение приобрело уже значительные размеры. В это время большую власть присваивает созданный еще ранее Королевский совет,состоящий из представителей служилой знати и высшего духовенства. Без согласия Совета король фактически не мог принять ни одного серьезного решения. Знати постепенно передаются ключевые позиции в управлении не только в центре, но и на местах. Вместе с ослаблением власти королей все больше независимости, административных и судебных функций приобретают графы, герцоги, епископы, аббаты, ставшие крупными землевладельцами. Они начинают присваивать налоги, пошлины, судебные штрафы.
Еще в 614 году вышеупомянутым эдиктом (ст. 12) запрещалось назначение «должностного лица (judex — вероятно, герцога или графа), как и подчиненного ему человека», если они не были местными землевладельцами. В 673 году светская знать добилась подтверждения Хильпериком II этой статьи эдикта. Функции управления, таким образом, закреплялись за крупными местными феодалами.
В поздних правдах местным правителям—герцогам и графам — уделяется не меньше внимания, чем королю. Штраф по Аламаннской правде грозит любому за невыполнение требований герцога или графа, за «пренебрежение к их повестке с печатью» Специальный титул 2-й Баварской правды посвящен герцогам, «которых народ поставил или их избрал»; он свидетельствует о широте тех дел, «которые их касаются». Здесь предусмотрено наказание в виде значительного штрафа не только за невыполнение, но и за «небрежность» при выполнении их приказов (2, 13), в частности говорится о безнаказанности в случае выполнения приказа герцога об убийстве какого-либо лица (2, 6), вероятно, «поступившего против закона» (2, 2).
Более того, по Аламаннской правде должность герцога наследуется его сыном, которому, однако, грозит «изгнание и лишение наследства» за попытку «завладеть ею грабительски» (25, 1—2), правда, король мог «простить сына… и передать ему наследство» (34, 4). Со временем все важнейшие должности в государственном аппарате стали наследственными.
Сохранявшееся в той или иной степени повиновение местной знати королю начинает все больше определяться ее личными отношениями с королевским двором, вассальной зависимостью от короля как сеньора.
С середины VII в., в эпоху так называемых ленивых королей, знать уже непосредственно берет бразды правления в свои руки, отстраняя короля. Сначала это делается за счет все большего усиления роли и значения должности майордома, а затем путем прямого смещения короля. Ярким примером этому может служить сама смена королевской династии у франков. Еще в VII в. своим могуществом, земельным богатством стал выделяться род майордомов Пипинидов. Один из них, Карл Мартелл, фактически уже правил страной. Благодаря проведенным реформам ему удалось на определенное время укрепить единство франкского государства, переживавшего длительный период политической дестабилизации, расчленения. Сын и преемник Карла Мартелла, не желая даже формально признавать короля, произвел государственный переворот, заточил последнего царствующего Меровинга в монастырь и занял его престол.
Аграрный переворот VIII в. способствовал дальнейшему развитию феодального государства, той административной системы, в которой главную роль начинают играть органы вотчинного управления. Новой перестройке аппарата управления способствовало широкое распространение в это время иммунитетных грамот,в силу которых территория, принадлежащая владельцу иммунитета, изымалась (частично или полностью) из ведения государственных властей в судебных, податных, административных делах. Вотчинник таким образом получал политическую власть над своими крестьянами. Иммунитетные грамоты, как правило, санкционировали уже сложившиеся отношения политической зависимости крестьян от своих сеньоров-вотчинников.
studfiles.net