Скифы — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 января 2019; проверки требуют 30 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 января 2019; проверки требуют 30 правок. Расселение скифовСки́фы (др.-греч. Σκύθης, Σκύθοι, самоназвание: Skolotoi[1]) — древний ираноязычный[2][3][4][5][6][7][8] народ, существовавший в VIII в. до н. э. — IV в. н. э.[9]. Скифы не имели письменности[10], из их языка известны всего несколько слов[11].
Часть скифов обитала в степной зоне Северного Причерноморья от Дуная до Дона, именуемой в древнегреческих источниках Скифией[12]. Многие племена и народы были как в союзе со скифами, так и враждебны им.
О скифах известно из сочинений античных авторов (таких как Геродот, Гиппократ, Плиний Старший, Чжан Цянь), археологических раскопок и генетических исследований.
Родственным скифам народом были
ru.wikipedia.org
Древняя Скифия — Русская историческая библиотека
Народы, жившие от устьев Дуная по северному берегу Черного моря до устий Танаиса (Дона), впадающего в Меотийское болото (Азовское море), и по степям на север, а к западу до Алуты и Карпатского хребта, с давней поры назывались у греков общим именем скифов. Греки продолжали употреблять его и в те времена, когда их путешественники и колонисты ближе ознакомились с тою страною и увидали, что её население состоит из очень разных племен. Таким образом, слово скифы служило географическим термином, обозначавшим народы обширной равнины южной России, Украины и Молдавии. Включались в название скифов и жители Таврического полуострова (Крыма), гористое прибрежье которого, со своими дубовыми и буковыми лесами, роскошными пастбищами и плодородными долинами охватывает каймою с юга и востока северную безлесную равнину.
Карта древней Скифии и сопредельных стран около 100 г. до Р. Х.
Характер обширной, ровной, слегка волнистой страны, которую древние греки называли Скифией, представляется одинаковым; но некоторые части её удобны для земледелия, и жирный чернозем их вознаграждает труд поселянина обильными урожаями пшеницы; другие расстилаются необозримыми лугами, которые служат превосходными пастбищами рогатого скота и лошадей. Местами на несколько дней пути тянутся бесплодные степи, пересекаемые соляными озерами и болотами. Соответственно этим различиям почвы, население Древней Скифии делилось на земледельческое и кочевое, пастушеское. Те племена, которые жили на плодородной земле по низовьям Борисфена (Днепра), Гипаниса (Буга) и Тираса (Днестра), уж покинули кочевой быт, вели оседлую жизнь, возделывали хлебные растения и коноплю. В их стране милетяне основали портовую колонию Ольвию («город изобилия»). Сильно укрепленная, Ольвия была рынком для соседних племен. Сын скифского царя и гречанки, Скилес, часто по целым месяцам жил там в своем огромном доме, украшенном мраморными сфинксами и грифами; ему нравились греческие обычаи, греческая цивилизация; но он ездил в Ольвию украдкой, потому что скифы держались грубых отеческих нравов и чуждались иноземного.
Те племена Древней Скифии, которые жили далеко от моря, вели кочевую жизнь, не имели ни городов, ни селений. Жилищами их были крытые телеги или шатры из плотного овчинного войлока; их жены и дети проводили почти все время в этих кибитках. Около кибиток паслись стада, молоко, сыр и мясо которых составляли их пищу; мужчины верхами стерегли стада.
Скифские номады перекочевывают с пастбища на пастбище, – говорит древний географ Страбон
, – где есть трава, туда они и переходят. Зимою живут они в болотистых местах у Меотиды, летом на равнине. Кочевники Скифии переходят с места на место сообразно временам года. Весною и осенью они пасут свои стада по сухим высоким местам, на лето перегоняют их в ложбины и в долины рек, где дольше держится влага и трава остается свежее; на зиму ищут укрытия стадам от вьюг в камышах низменностей, или между холмов, развалин.Эсхил уже слышал о «скифах, кочующих на берегах Меотиды, на краю земли», о «жестоких людях, живущих у кавказских ворот в укреплении на крутой скале и с острыми копьями стремящихся в бой», о «непаханых полях» на далеком востоке, «где скитаются кочевые скифы, живущие на телегах под сплетенными из ивовых прутьев кровлями, и вооруженные меткими стрелами». Но до Геродота, посетившего Ольвию и собравшего точные сведения о тех местах, греки имели о кочевниках Древней Скифии лишь туманные понятия, заимствованные из рассказов моряков и поэмы Аристея «Аримаспы». Эти рассказы описывали скифов то свирепыми дикарями, людоедами, убивающими всех иноземцев (Черное море и было поэтому поначалу названо «негостеприимным»), то «справедливейшими из людей», которые живут в простоте и счастье, у которых имущество и жены общие, нет ни торговли, ни корыстолюбия, потому нет и обмана.
Скифы, сами называвшие себя сколотами, делились на племена и орды; эти племена имели особые имена; но все они были сходны между собою по обычаям, языку, образу жизни и телосложению. Все жители Древней Скифии были коренастого сложения, желтокожие, с мясистым лицом, черты которого были плоские; все были безбородые; – все это было у них всех так одинаково, что должно считать их людьми одного происхождения. По мнению знаменитого историка Древнего Востока Масперо, если не все, то некоторые скифские народы принадлежали к туранской расе, племена которой и до сих пор живут по всему северу Европы и Азии от финских болот до берегов Амура. Гиппократ говорит, что у скифов кривые ноги, и считает причиною их то, что скифские дети проводят все время, сидя в кибитках. Сейчас жителей Древней Скифии причисляют их к арийскому (индоевропейскому) племени, и в частности к иранскому отделу его, считают их ближайшими соплеменниками мидян и персов. Многие скифские слова, в особенности имена богов, царей, народов – слова арийские.
Скифы с луками. Фигурки из Пантикапея IV в. до Р. Х.
Могущественнейшим из народов Древней Скифии были «царские скифы», жившие на север от Меотиды (Азовского моря), между «рекою Герросом» и Танаисом (Доном), имевшие наследственных царей и считавшие всех других скифов своими подданными. Цари их, производившие свой род от бога неба, были военачальники и судьи, имевшие неограниченную власть. Они делили добычу, приобретаемую в набегах, решали тяжбы, определяли наказания; наказанию подвергались, вместе с виновным, и сыновья его и родственники. Исполнение смертного приговора обыкновенно предоставлялось тем, по чьей жалобе произнесен приговор. Скифский царь имел много жен; но у народа многоженство было, кажется, не в обычае. Царь выбирал в свою свиту молодых людей знатнейших семейств. На обширном кладбище у реки Герроса (у Днепровских порогов) около царской гробницы ставили, как стражу, убитых юношей верхом на принесенных в жертву лошадях; чтоб эти мертвые стражи стояли прямо, их прикрепляли подпорками. Под властью царя правили племенами Древней Скифии родоначальники. Иноземцев царские скифы к себе не пускали.
Таврийцы, жившие на полуострове, называвшемся по их имени Тавридой (Крым), тоже имели наследственных царей. Это был дикий народ; иноземцев, попадавших на их берег, они приносили в жертву своей девственной богине, низвергая их с утеса, на котором стоял храм её.
Больше всего сведений о нравах и жизни жителей Древней Скифии дошло до нас из сочинений Геродота.
rushist.com
Великая Скифия (Скифия Европейская, Тавроскифия)
Великая Скифия (Скифия Европейская, Тавроскифия) − название, которое дал древнегреческий историк Геродот и другие древние историки територии, которая была яка была покорена скифами во ІІ половине VII в до н.э. По описанию Геродота, Великая Скифия представляла собой большой квадрат со сторонам протяженностью в 20 дней пути (около 700 км) от северных берегов Черного моря и Крыма на юге, нижнего течения Дуная на западе, Азовського моря на востоке, до лесной зоны на севере.
Приблизительная карта Скифии Европейской и Азийской в І тысячелетии до н.э.
По сведениям Геродота и других античных авторов известно, что в целом Скифия объединяла несколько десятков античных народов (племен, Племенных союзов) разного происхождения, часть которых ко временам Геродота имели свои царства и царей. Низовья Днепра и часть Крыма заселяли царские скифы, на землях современной Полтавской области проживали скифы-земледельцы, в низовье Южного Буга проживали каллипиды (наиболее эллинизированное скифское племя), между Днепром и Бугом жили скифы-пахари, далее на запад ─ алазоны и агафирсы. Кроме того, упоминаются родственные скифам племена тавров, массагетов, гелонов, меланхленов, андрофагов, невров, будинов, аланов.
Границы Великой Скифиии достаточно условны и не стабильны, но известно, что в связи с вторжением на скифские земли войск персидского царя Дария I около 514 (512) г. до н. э. все цари провели общий Совет царей Великой Скифии (Геродот. Кн. IV. 102), что говорит о наличии координации действий между племенами на огромной территории.
Административно Великая Скифия делилась на номы (округа), в которых проживали как скифские так и покоренные ими нескифские оседлые и кочевые племена, платившие дань царским скифам. Столица государства с конца V в. до н.э. располагалась районе Камянского городища (название археологического памятника). Позднее, после того, как скифов вытеснили в Крым, столицей стал Неаполь Скифский. В VI в. до н.э. Скифия делилась на 3 царства, каждое из которых имело своего царя, но одно из царств было главным, и его царь (очевидно, вождь царских скифов) был главным царем Скифии.
Высшего расцвета Великая Скифия достигла в V ─ IV вв. до н.э. В ІІІ в. до н.э. под ударами новой волны кочевников-сарматов скифы утратили большую асть своих территорий и были вытеснены в центральную часть Крыма, где скифское государство продолжало существовать еще длительное время.
Кроме Скифии Европейской, существовала еще (за р. Дон) Скифия Азийская. Скифское государство в Крыму некоторые древние авторы называли Малой Скифией. Иногда тем же названим именовали территорию, завоеванную скифами в IV в. до н. э. на правом берегу Дуная (Добруджа)
Позднее на территории, которую античные и византийские авторы, по традиции, продолжали называть Скифией, появились и другие народы, создавшие свои государственные образования: Сарматиию, Готию, Гуннию, северные архонтства времен Византии и затем Руси от низовий Дуная.
В западноевропейской средневековой географии, под влиянием библейской мифологии, считалось, что Великая Скифия это название земли потомков Магога, сына Иафета. Из византийских источников название «Великая Скифия» заимтововано древнерусскими летописями. Оно встречаются в Лаврентьевской и Густинской летописях (под 907 годом), отмечающих, что эта территория состояла из 12 племен: варягов, словен, чуди, кривичей, мери, полян, сиверян, деревлян, радимичей, хорватов, дулибов, тиверцев (или толковин).
Названия Скифия, и Сарматия в европейских источниках вплоть до ХІХ в. нередко употребляли для обозначения украинских земель. О земле, именуемой греками Великой Скифией, упоминаетлетописец Нестор.
Приблизительная карта Скифии Европейской и Азийской в І тысячелетии до н.э.
Карта Великой Скифии времен Геродота
Золотая пектораль — украшение скифского царя
Скифская золотая пряжка в форме оленя
Источники и литература:
Геродот. Історія в дев’яти книгах / Переклад А. Білецького — Кн. IV — К.: Наукова думка, 1983.
Енциклопедія історії України: В 8 т. / Редкол.: В.А. Смолій (голова) та ін. ─ Т. 1. − К.: Наукова думка, 2005. ─ С. 459.
Історія держави і права України. Словник термінів і понять / В.В. Щукін, Н.В. Сугацька, А.Н. Павлюк ─ К.: Кондор, 2011. ─ С. 23-24.
Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия. Историко-географический анализ / Б.А. Рыбаков ─ М.: Наука, 1979.
В.В. Щукин
Поделиться ссылкой:
Похожее
history.mk.ua
Скифия. История Древнего Мира
По установившейся традиции сначала обратимся к официальным источникам, а потом уже посмотрим на исследования историков. Большой Энциклопедический Словарь сообщает: «Скифы, древние племена в Сев. Причерноморье (7 в. до н.э. – 3 в. н.э.). Делились на царских, кочевников, земледельцев, пахарей. Х-во: земледелие, скот-во, обработка металлов, торговля с ант. городами Сев. Причерноморья. В 4 в. до н.э. создали Скифское гос-во. После разгрома готами Скифского гос-ва растворились среди др. племен. От С. остались многочисл. памятники (курганы, городища)».
«Скифская культура – культура степей к с. от Черного моря и Каспия. V11-111 вв. до н.э. Курганы с богатым набором золотых, серебряных и электровых сосудов, изготовленных в античных городах С.Причерноморья и других местах. Бронзовые котлы. железные кинжалы и мечи, дисковидные зеркала из полированного металла. Знаменит «зверинный стиль» в искусстве, изображающее животное в движении, иногда в прыжке. В 111 в. исчезают под давлением сарматских племен. О скифах много сведений сообщили античные авторы, особенно Геродот (V в. до н.э.). Это были ираноязычные кочевники. Во 11 в. до н.э. возрождается скифское государство в крыму со столицей Неаполь (у Симферополя, городище Кременчик). (Г.Н.Матюшин. Археологический словарь. М.1996.)
Теперь заглянем в 19 век и прочитаем об этом народе в Церковно-историческом словаре под редакцией протоиерея Л.Петрова: «Скифия – страна на С. от Чернаго моря, между Дунаем и Доном. Она делилась на малую, или Западную (при устьях Дуная) и на великую, или Восточную – при устьях Дона и Днепра. Ее населяли Скифы – смесь разных кочевников. правили ею сперва Парфяне, потом – Греки, Хазары, Турки, Татары. С конца 18-го века Скифия принадлежит России».
В этом же источнике узнаем, что скифы в Палестине основали город Скифополь или Бефсан (Беф-Сан, Бел-Сан) на берегу р. Киссон, притока р. Дон (совр. Иордан) в 730 году до н.э. Находим некоторое подтверждение этого факта в Библии (карты на форзаце) и узнаем, что этот город с названием Скифополь существовал во времена Нового Завета.
Дэвид Лэнг в своих книгах «Армяне. Народ-созидатель» и «Грузины» сообщает о скифском вторжении на территорию современной Грузии в 730 году до н.э. и на территорию Урарту – в 711 году до н.э.
В 680 году до н.э. скифы пришли в Малую Азию и встретили упорное сопротивление ассирийского войска царя Ассархаддона. В 677 году до н.э. уже царь Ассирии Ассархаддон совместно с вождем скифов Партатуа (Прототия) разбивают киммерийское войско. В 673 году до н.э. скифы завершают разгром киммерийцев. В 634 году скифы с союзниками разбили мидийские войска и обложили Мидию (Передняя Азия) данью. В 612 году до н.э. скифы во главе с царем Мадаем захватили столицу Ассирии Ниневию, после чего Ассирия перестала существовать как государство (растворилась в империи скифов). В 611 году скифы разгромили Сирию и Палестину, подчинив их своему господству. В 605 году мидийский царь Астиаг (Ас Тиаг или Киак сар), напоив на пиру скифских вождей, велел стражникам перебить их.
В 530 году до н.э. персидский царь Кир 11 из династии Ахеменидов был разгромлен с войсками скифским племенем массагетов царицы Томириссы на востоке Каспия. В 512 году до н.э. армия персидского царя Дария 1 Гистаспа терпит сокрушительное поражение от скифов в Причерноморье, сам он гибнет в бою. Таких примеров не счесть.
В 10 веке от Р.Х. византийский историк Лев Диакон не делает различия между словами «скиф, рус и славяне», описывая походы киевского князя Святослава.
Изданная в 19 веке французской Академией Наук «Эпоха Крестовых походов» под редакцией Э.Лависса и А.Рамбо в описании жизни тюрков сообщает о планах Чингисхана по восстановлению Древней Скифии, простиравшейся от Тихого до Атлантического океанов на протяжении тысячи лет.
Складывается такое впечатление, что по указке Глобального Предиктора была вычеркнута история скифов (конный стрелок – по-гречески) или превращена в бальзаковскую «шагреневую кожу», которая при каждом прикосновении «исТОРЫков» уменьшалась в размере.
Не могу не привести выдержки из статьи Александра Елисеева «Скифский квадрат», в которой с большой любовью дано описание этого великого государства.
«Загадочный «скифский квадрат», о котором нам поведал «отец истории» Геродот, не может не волновать хоть сколько-нибудь склонный к романтизму ум. Для того же, кто видит в подобном «геометризме» не древнюю фантазию, но сакральный символизм, подобное волнение более чем чувствительно.
Мы можем с полным основанием утверждать, что Скифия представляла собой сакральную империю – многонациональное государство, возглавляемое непосредственно предками восточных славян – русов, «племенами» которые занимали восточную часть праславянского мира (многие историки считают нужным говорить о наличии внутри него двух культурно-диалектных ареалов). Здесь имеется ввиду древнейшее население Поднепровья, всегда отличавшегося высоким уровнем материальной культуры (пашенного земледелия и ремесел), который и позволил ему стать основным центром восточного славянства во времена Киевской Руси. В 1 тыс. до н.э. Приднепровье входило в состав т.н. «Геродотовой Скифии», описанной Геродотом (5 в. до н.э.) как «квадрат», ограниченный с юга – Черным морем, с запада – Днестром, с севера реками Конская и Донец, с востока – Доном. По нашему мнению, Приднеровье предствляло собой ядро могущественного скифского государства, включавшего в свой состав (в основном) славян-земледельцев (доминирующий этнос) и северных иранцев-кочевников, а также – кельтские, фракийские и балтские племена.
Наличие славянского элемента внутри Скифии отмечалось еще в 19 в. такими историками, как П.И. Шафарик и И.Е.Забелин, однако наиболее полная систематизированная аргументация в его пользу была приведена академиком Б.А.Рыбаковым. Последний осуществил подробнейший социокультурный анализ легенды о происхождении скифов, которая дошла до нас в пересказе Геродота (записавшего ее со слов ираноязычного рассказчика). Легенда рассказывает о трех сыновьях прародителя скифов Таргитая – Липоксае (Гора-Царь), Арпоксае (Царь водных глубин) и Колаксае (Солнце-Царь). В ней фигурирует, в качестве священного предмета, плуг с ярмом, что сразу исключает ее принадлежность к собственно скифам-ираноязычным кочевникам. К ее носителям можно отнести только «скифов-земледельцев» (иначе – «скифов-пахарей») – разделение скифов на две части – кочевую и земледельческую – составляет один из важнейших элементов геродотовой системы описания скифов. Скифы-земледельцы помещаются «отцом истории» в район Среднего Приднепровья (античный историк называет их «борисфенитами», т.е. «днепрянами»), входившими в состав т.н. «черонолесской «археологической культуры (10-8 вв. до н.э.), которая удивительнейшим образом (по весьма сложной конфигурации) совпадает с зоной древней славянских гидронимов, т.е. может с полным основанием считаться праславянской. Последующие культуры Среднего Приднепровья, в том числе и т.н. «скифская» (7-4 вв. до н.э.), сохраняют преемственность от чернолесской… получается, что скифско-земледельческая культура времен Геродота является СЛАВЯНСКОЙ, следовательно, славянами являются и носители легенды.
Показательно, что скифы в указанной легенде еще называются еще и сколотами, а это этноним великолепно этимологизируется на славянской основе. Очевидно, он произошел от реконструированного праславянского слова kolo («колесо», «плуг»), восходящего к общеиндоевропейскому kuolo, Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Скифия — это… Что такое Скифия?
Ски́фия (греч. Σκυθία) — в представлении античной географии область расселения группы народов, объединенных под названием скифов. Восточные скифы нередко упоминаются под именем саков.
Состав народов и окружение
Геродот со ссылкой на поэму «Аристей из Проконнеса» отмечал, что собственно скифы живут до исседонов, от которых Аристей и почерпнул основные сведения. За исседонами обитают аримаспы — одноглазые люди; за аримаспами — «стерегущие золото грифы», а еще выше за ними — гипербореи на границе с морем. Все эти народы, кроме гипербореев, по словам Аристея, постоянно воевали с соседями, причем первыми начали войну аримаспы.
Истоки индоевропейства, включая скифов, во временах одомашнивания лошадей на просторах севернее Каспия и Чёрного моря указывают сторонники Курганной гипотезы. Согласно одной из гипотез, скифов связывали с носителями сейминско-турбинской культуры, существовавшей до 38 — 35 веков назад, однако в настоящее время используется термин «сейминско-турбинский феномен», поскольку быстрое распространение определённых видов оружия было надкультурным и кратковременным явлением, хотя и имевшим последствия в евразийском регионе.
Есть и связи аримаспо-исседонской войны с более ранними культурами. Аримаспы изгнали исседонов из их страны, затем исседоны вытеснили скифов, а киммерийцы, обитавшие у Южного (Черного) моря, под напором скифов покинули свою родину.
Скифы. Рельеф чаши из кургана Куль-Оба (Эрмитаж).Из описаний Геродота и других античных авторов известно, что в целом Скифия объединяла несколько десятков античных народов, из которых ко временам Геродота свои царства и царей имели царские скифы, савроматы, тавры, массагеты, агафирсы, гелоны, меланхлены, андрофаги, невры, будины, аланы. Северные части собственно Скифии, простиравшиеся внутрь материка и вверх по Истру (Дунаю), граничили сначала с агафирсами (им отдают округу Карпат), затем с неврами (чаще округа Белоруссии), потом с андрофагами (чаще связывают с балтами) и с меланхленами.
Но эти рубежи условны, так как в связи с вторжением войск Дария I около 514-512 г. до н. э. все цари провели общий Совет царей Великой Скифии (Геродот. Кн. 4.102), что говорит о координации действий народов на огромной территории.
Позднее на территории, которую античные и византийские авторы продолжали называть Скифией, появились и другие народы: области Сарматии, Готии, Гуннии, северных архонтств времен Византии и затем Руси от низовий Дуная.[1]
Согласно сообщениям Лаврентьевской и Густинской летописей (под 907 годом) Великая Скифия состояла из 12 племен: варягов, словен, чуди, кривичей, мери, полян, северян, деревлян, радимичей, хорватов, дулебов, тиверцев (или толковин или толмачи), и вятичей.
География
Геродот в 4 книге Истории начинает описание Скифии с реки Истр («первая река Скифии на западе», 48), к скифским притокам Истра он относил Пирет, Тиарант (Олт[2] или Сирет[3]), Арар (Сирет[4]), Напарис (Яломита[4]) и Ордесс (Арджеш[5]). От Истра на восток располагается следующая заметная река Скифии — Тирас (51). Затем идет Гипанис (53), на котором стояла Ольвия (18). За Гипанисом на восток идет большая река Борисфен, которая впадает в один и тот же лиман с Гипанисом. Мыс между двумя реками называется Гипполая (53).
Однако точное место впадения древнего Днепра в Черное море является предметом дискуссий. Одни полагают, что Днепр тек по руслу реки Синюха[6], другие отодвигают устье на юг в район Донузлава.
Также назван приток Борисфена Пантикап (54). Некоторые исследователи отождествляют Пантикап с Ингулом[6], другие с Ингульцом[7], а академик Рыбаков с Ворсклой[3]. Пантикап течет с севера, проходит через Гилею и впадает в Борисфен в 3 днях пути (90 км) от его устья на восток (18).
Затем идет исчезнувшая река Гипакирис (55), впадавшая в море в районе Керкинитиды (т.е. Евпатории). Гипакирис вытекает из некого озера, но фактически он представляет собой протоку Борисфена через Герр (56). От Пантикапа до Герра уже 10 дней пути (19), т.е. 300 км. Место разделения Борисфена на два рукава находилось в районе города Черкасы[6]. Некоторые исселедователи отождествляют Гипакирис с Ингульцом[8]. Также есть мнение, что устье Гипакириса располагалось в районе Донузлава, тогда как её верхнее течение шло в русле реки Молочной[9]. Академик Рыбаков отождествлял реку Гипакирис с Конкой, а её устье располагал в районе Каркинтийского залива[3]
Последняя скифская река Танаис, которая впадает в Меотское озеро (57), чаще всего ассоциируется с Доном, однако за верхнее его течение принимали Северский Донец . «За рекой Танаисом – уже не скифские края» (21)
См. также
Примечания
Литература
- Агбунов М. В. Путешествие в загадочную Скифию / Отв. редакторы: д-р истор. наук И. Т. Кругликова, д-р геогр. наук Н. А. Хотинский; Рецензенты: д.и.н. Д. С. Раевский, к.и.н. А. В. Подосинов; Академия наук СССР; Художник Ф. Б. Левченко. — М.: Наука, 1989. — 192, [16] с. — (Страницы истории нашей Родины). — 50 000 экз. — ISBN 5-02-004620-5 (обл.)
- Фоменко И. К. Скифия – Тартария – Московия – Россия – взгляд из Европы. Россия на старинных картах. — М.: ООО «Фирма Актеон», 2008. 812 с., ил.
Ссылки
Страны и регионы со значительным присутствием иранских этносов | |
---|---|
Современные государства | |
Страны и регионы со значительным присутствием иранских этносов | |
Исторические государства | |
Источники и проценты |
dic.academic.ru
Скифы — древние кочевники Причерноморья
Название
Скифы (греч. Skythai), сколоты, ишкуза
- В. Абаев сопостовлял этноним skuta с германским *skut- (стрелок из лука, стрелять).
- К. Т. Витчак и С. В. Кулланда объясняют скифское самоназвание так: др.-греч. Σκόλοτοι < *skula-ta < *skuδa-ta < *skuda-ta (то есть «лучники», с закономерным переходом *d > *l в скифском). Причём форма *skuδa-ta бытовала в VII веке до н. э., когда греки начали контактировать со скифами (оттого и др.-греч. Σκύϑαι). Тогда же состоялся ассирийский поход скифов — оттого и ассир. Ašgūzai или Išgūzai. К V веку до н. э. — времени визита в Ольвию Геродота — уже произошёл переход *δ > *l.
Переход древнеиранского *δ в скифское *l как характерная черта скифского языка подтверждается и другими скифскими словами.
Язык
Скифский язык входит в северо-восточную подгруппу иранских языков. Очень близкими по языку и культуре к скифам являлись савроматы (сарматы), саки и массагеты.
Время существования
Собственно история скифов в Северном Причерноморье – VIII в. до н. э. – IV в. н. э. От начала войны с киммерийцами и до разгрома скифского царства готами в Крыму.
Происхождение
Существует несколько легенд происхождения скифов —
- У скифов, существовало предание о том, что их народ моложе всех других и что в их земле, бывшей безлюдной, родился первый человек Таргитай от Зевса и дочери Борисфена. У Таргитая было три сына: Липоксай, Арпоксай и Колоксай. При них упали с неба золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Старший и средний брат не могли схватить этих предметов: они немедленно воспламенялись. Младший сын смог безопасно взять чудесные дары неба и поэтому ему была вручена царская власть.
- от старшего брата пошел род авхатов,
- от среднего — роды катиаров и траспиев,
- от младшего — паралатов.
Здесь Геродот говорит, что общее название народа сколоты; греки же назвали их скифами, а персы — саками. Именно часть Скифии от Дуная до Меотиды, особенно известная в Ольвии, называлась исконной Скифией. От Таргитая до времени Геродота прошла тысяча лет.
- Причерноморские греки сообщили Геродоту еще одно предание. Геракл, гоня коров Гериона, зашел в Скифию, тогда еще не заселенную. Когда Геракл уснул, его лошади ушли из-под ярма. Он нашел их в Гилее у жившей в пещере полуженщины-полузмеи, соглашавшейся вернуть ему кобылиц, если он женится на ней. Геракл долго жил с ней и от их брака родилось три сына. Только после этого герой получил обратно своих коней. Уходя, он оставил своей возлюбленной лук и пояс с тем, чтобы тот из сыновей, кто сумеет натянуть этот лук и по-отцовски подпоясаться, остался владеть землей, а два других были бы удалены. Задачу выполнил младший из них по имени Скиф, предок скифских царей. От двух старших — Агафирса и Гелона — произошли племена агафирсов и гелонов. В этом мифе ясно слышна греческая переработка еще одного туземного предания, отличавшегося от предыдущего. В нем явно идет речь о скрещении пришлых (Геракл) и местных (змееногая богиня) начал в скифах, тогда как в первом сильнее звучит местный элемент, хотя и пришлый, может быть, проявляется в том, что будущая земля скифов была пустой при их возникновении.
- Геродот указывает — есть, впрочем, и иной рассказ, которому я сам наиболее доверяю. По этому рассказу, кочевые скифы, жившие в Азии, будучи теснимы войною со стороны массагетов, перешли реку Араке (Сырдарья) и удалились в Киммерийскую землю.
На сегодняшний момент как раз существует три версии откуда появились скифы в Причерноморье.
- Граков Б.Н. Автохтонная теория. Граков считал, что прямыми предками скифов являлись племена полуоседлой (пастушечьей) срубной культуры эпохи бронзы, проникшие в Северное Причерноморье из Поволжья. Переселение происходило достаточно долгое время с середины II тыс. до н.э. и Геродотовская миграция скифов — это можно сказать одна из последних волн переселения. Киммерийцы же, которых встретили скифы — это тоже одна из волн срубной культуры, но более ранняя, что в итоге и позволило слиться родственным племенам, образовав однородный этнический элемент.
- Артамонов М.И. Переднеазиатская теория. До приходов скифов в Причерноморье, там развивалась срубная культура и предшествовала скифской. Сами же скифы вышли из Передней Азии и были связаны с развитыми цивилизациями той эпохи (как основной элемент скифский звериный стиль). По его же мнению, киммерийцы — это представители катакомбной культуры, которые были вытеснены из Причерноморья еще во второй половине II тыс. до н.э.
- Тереножкин А. И. Центральноазиатская теория. По его версии, между населением Северного Причерноморья и пришлыми скифами не существует ни этнической, ни культурной преемственности. Скифы проникают в Причерноморье из Центральной Азии (Монголия, Алтай, Восточный Казахстан) в уже культурно-оформленном виде, в основе которого лежит триада — характерный тип вооружения, конская сбруя, художественный звериный стиль.
В свою очередь к их движению на запад привело нападение массагетов, а те в свою очередь подверглись нападению восточных соседей и, скорее всего, к такой цепной реакции привела большая засуха 800 г. до н.э.
История
VII в. до н.э. Война скифов с киммерийцами, которая позволила скифам вытеснить последних из Причерноморья и занять их территорию.
Карта расселения скифов и сарматов в VII-III вв. до н.э. по данным археологии.
685 г. Под предводительством Спаргапифа скифы переселяются с Северного Кавказа и Кубани в Северное Причерноморье. Скорее всего, Скифия в это время делится на три региона –
- между Доном и Волгой правит род Ишпакая-Партатуа.
- между Доном и Днепром правит род Спаргапифа,
- между Днепром и Дунаем, и возможно всей Скифией, правит Ариант.
70-х гг. VII в. до н.э. Серия походов скифов в Мидию, Сирию, Палестину и Переднюю Азию. В результате которых, скифы смогли там утвердиться.
В пределах Восточного Закавказья (современные Азербайджан и частично Иранский Азербайджан) на северных и частично на южных берегах реки Аракс было основано государство скифов, названное в источниках Ишкуза, просуществовавшие до VI в. до н.э., когда скифы были изгнаны из Закавказья мидянами.
679-674/73 гг. до н.э. Скифы под руководством Ишпакая (один из первый исторически известных вождей скифов) в союзе с мидийцами, Урарту и царством Манна участвовали в войне против против Ассирийского царства под руководством Ассархадона, во время которой Ишпакай и погиб.
673-654 гг. до н.э. Вождем скифов становится Партатуа (Прототий), под руководством которого скифы покинули антиассирийскую коалицию. По одной из гипотез, это произошло благодаря заключению династического брака – Партатуа женился на дочери Ассархадона.
Дьяконов И.М. | Пиотровский Б.Б., Белявский В.А., Граков Б.Н., Артамонов М.И |
654-625 гг. до н.э. Вождем скифов стал Мадай (Мадий), вероятно, сын Партатуа. В это время скифы совершают ряд грабительских походов по всему Средиземноморью – в Сирию, Палестину, Египет. В тоже время остаются верны союзническим отношениям с Ассирией. 653/52 г. до н.э. Скифы, помогая Ассирии, побеждают мидян. По преданию Геродота, с этого времени и на протяжении 28 лет Мидия платит им дань, подвергаясь при этом еще и грабежам. 645 г. до н.э. Скифы под руководством Мадая в Закавказье, опять же помогая Ассирии, побеждают киммерийцев. 625 г. Поход скифов на Египет. По одной версии, фараон Псамметих I откупился от них дарами, по другой скифы все-таки побоялись вступать в открытый конфликт с египетскими войсками. После 612 г .до н.э. Мидийцы вытесняют скифов из всех закавказских земель, завоеванных ими до этого. Это удалось сделать благодаря хитрости Киаксара — царя мидян. После уничтожения Ассирии Киаксар решил избавиться и от скифов. Он пригласил на пир царей скифов, напоил их, а потом приказал убить. Оставшиеся без вожаков скифы покинули Закавказье. | 650-584 гг. до н. э. Царем скифов был Мадий. Начинаются длительные и достаточно успешные походы скифов в Закавказье и Переднюю Азию. 624-585 гг. до н.э. Правление Киаксара. Но возможно, он умер и раньше на рубеже веков.616 г. до н.э. Вторжение скифов в Мидию. 614 г. до н.э. Осада мидянами Ниневии и Ашшура. Ашшур взят, с Ниневии осада снята благодаря скифам — союзникам Ассирии. 612 г . до н.э. Ниневия была взята союзными войсками — мидяне, вавилоняне и скифы, вставшими на сторону Мидии. Скифы устанавливают свое господство над Мидией на 28 лет. 609 г. до н.э. Скифы нанесли поражение Египетскому фараону. Рубеж VII-VI вв. до н.э. Киаксар (либо его сын Алиатт) решают уничтожить скифов и убивают их вождей на пиру. После этого часть скифов возвращается в Причерноморье, часть подчиняется мидянам. 590-585 г. до н.э. Война между Мидией и Лидией, по результатам которой заключен мир, по нему же скифы, воевавшие на стороне Лидии, должны были покинуть Закавказье. |
650 г. до н.э. Скифский вождь Ариант проводит «перепись» населения в Причерноморье. Приказывает каждому скифу принести по наконечнику. После этого он отливает большой котел. Описание есть у Геродота –
«В этой местности (у верховий Гипаниса — Буга) стоит медный сосуд величиной, пожалуй, в шесть раз больше сосуда для смешения вина, который Павсаний, сын Клеомброта, велел посвятить богам и поставить у входа в Понт (Чёрное море). Кто не видел этого сосуда, тому я его опишу: он свободно вмещает 600 амфор, а толщина этого скифского сосуда шесть пальцев. По словам местных жителей, сделан он из наконечников стрел. Один скифский царь, по имени Ариант, пожелал узнать численность скифов. Он приказал для этого всем скифам принести по одному наконечнику стрелы и каждому, кто не послушается, грозил смертью. Тогда скифы принесли такое множество наконечников, что царь решил воздвигнуть из них себе памятник: он повелел изготовить из наконечников этот медный сосуд и выставить в Эксампее. Вот сведения, которые я получил о численности скифов».
Как ранее указывалось, есть мнения, что Арианту принадлежали земли от Днепра до Дуная, но при этом он мог управлять и Скифией в целом.
Карта расселения скифов и окружающих племен по Геродоту в VII-II вв. до н.э.
Расселение скифов по Геродоту (Граков Б.Н. Скифы — МГУ, 1971, с. 16-17.):
По поводу них также высказано много гипотез, которые, однако, разбиваются о точную локализацию пяти главных рек: Истра, Тираса, Гипаниса, Борисфена и Танаиса. Это позволяет наметить расселение племен в соответствии с данными Геродота. Вот как нам представляется это расселение. От Дуная до Днепра побережье занято скифами: их северная граница с неврами где-то на верхнем Днестре. Гипанис и Днестр сближают свое течение в земле алазонов: это сближение начинается сразу выше Николаева. По Бугу вверх ближе всех к Ольвии каллиппиды, иначе эллины-скифы. Позднее в ольвийском декрете в честь Протогена (III в. до н. э.) они названы «миксэл-лины», т. е. «смешанные эллины». Этим подтверждается точность данных Геродота. Выше их живет скифское племя алазонов, в месте сближения Буга и Днестра. Еще выше скифы-пахари, где-то в междуречии тех же рек. У Эксампея проходила их граница с алазонами. Четвертое скифское племя, скифы-земледельцы, жило по Днепру и за Днепром до Пантикапа (Ингульца). Надо думать, что скифы-земледельцы жили по обоим берегам Борисфена, так же как скифы-кочевники, помещаемые за Пантикапом и дальше за земледельцами, очевидно, частью жили в пределах правобережья. Иными словами, оба племени в какой-то мере обитали вперемежку. Скифы-кочевники на левом берегу Днепра жили в степях, разделенные пополам Гипакирисом, и доходили до реки Герроса (Конки). Далее на восток и юг жили царские скифы за рекой Герросом. Они занимали степь до Меотиды и Танаиса и северный Крым до гор, где жили дикие тавры. Сразу выше скифов по Днепру жили андрофаги (людоеды). Геродот говорит, что они единственные из всех народов Скифии людоеды. Они носят скифскую одежду, кочуют, но имеют свой особый, отличный от скифов, язык.
Севернее скифов-пахарей и андрофагов, по Геродоту, между фантастическим озером, из которого вытекает Днестр, и Днепром, живут невры сразу на запад от Днепра. Иначе сказать невры занимали обширное пространство уже не в степях, так как верхнее течение Днепра и Буга, а также прилегающее к ним правобережье Днепра находятся уже в лесостепной полосе. В то же время они как-то соседили с будинами, расположенными восточнее. О неврах рассказывали много удивительного как об оборотнях-волках и колдунах. У невров, по Геродоту, были скифские нравы.
К северу от царских скифов на левом берегу Днепра и далее на восток жили меланхлены, т. е. люди, носящие черные плащи. Восточная их граница неясна, но они должны были где-то ближе к Дону соприкасаться с будинами и, может быть, с савроматами. Это — особое, нескифское, племя, но образ жизни у него скифский. Возможно, меланхлены названы нескифским народом потому, что они имели свой язык, или же потому, что они не входили в скифскую политическую группировку.
Выше меотов, занимавших дельту и самые низовья Танаиса-Дона, в трех днях пути от его впадения в Меотиду, на пятнадцать дней пути на северо-восток на правом берегу реки жили савроматы в безлесной степи. Они произошли будто бы от браков сыновей свободных скифов и воинственных женщин-амазонок. Женщины у них были поэтому воинственны, а язык — испорченный скифский по вине не понимавших его амазонок. Они сохраняли политическую самостоятельность и были чистыми кочевниками.
Выше савроматов по Дону, за их степью, но уже в разнородных лесах, т. е. в лесостепи, жили будины — очень большой, по Геродоту, и кочевой народ. Их страна где-то на западе примыкала к Невриде (стране невров), так как за поколение до Геродота невры переселились в землю будинов. Будины говорили на своем собственном языке. Они, по-видимому, не граничили со скифами и были, несомненно, политически совершенно независимы. В их стране был большой деревянный город Гелон. В нем обитали некие гелоны, говорившие то по-скифски, то по-эллински, почитавшие греческих богов, в частности Диониса. Они были оседлы и занимались земледелием. Другие писатели, по мнению Геродота, напрасно считали гелонов и будинов за один народ.
Кон. VII — нач. VI вв. до н. э. Царем скифов в Причерноморье стал Гнур – сын Лика, внук Спаргапифа.
90-50-е гг. VI в. до н.э. Царем скифов становится Савлий (Кадуит, Кадуин, Кальвид – в некоторых источниках) – сын Гнура. По геродотовской версии, убийца своего брата – Анахарсиса – одного из семи мудрецов.
Конец VI в. до н.э. Царем скифов становится Иданфирс – сын Савлия, который и участвует в войне против Дария I. Одним из вождей в этой войне был Скопасис, отряд (скорее всего, приазовские скифы и савроматы) которого был самым боеспособным и мобильным. Другой вождь известный по Геродоту – Таксакис, возглавлял войско гелонов и будинов.
514/12 г . до н.э. Война скифов с персидским царем Дарием I.
Дарий собрал огромное войско в 700 тысяч человек — пестрое и многоязыкое, состоявшее из представителей 80 народов. С этим войском персидский монарх прошёл Малую Азию, переправился на европейскую сторону через пролив Босфор, пересек Фракию. И наконец, перебравшись через Дунай по мосту из кораблей, построенному для него наёмниками (малоазийскими греками), вступил в Северное Причерноморье — в пределы Скифии. Поход был рассчитан на два месяца.
Скифы, хорошо осведомленные о действиях противника, знали и о его колоссальной численности. Сами они, вместе с союзными племенами, могли выставить не более 200 тысяч воинов. Осознав всю глубину нависшей над ними опасности, скифы тем не менее решили бороться до конца. Для этого они выработали общий стратегический план кампании:
- избегать больших сражений;
- заманивать врага в глубь своей территории;
- нападать на его пути снабжения;
- уничтожать атаками подвижные конные отряды и небольшие группы персов, отделяющихся от основных сил в поисках пищи и воды.
При этом, отступая, скифы засыпали колодцы и родники и сжигали растительность — степные травы, служившие кормом для скота.
Армия Дария с ее громадным обозом, преследуя скифов, сумела, по словам Геродота, достигнуть за короткий срок Танаиса (Дона) и Меотиды (Азовского моря), после чего повернула назад. От голода, лишений, болезней и непрерывных атак скифской конницы персы понесли огромные потери, не выиграв ни одного сражения и не захватив никакой добычи. К счастью для Дария, греки-наёмники через условленные 60 дней не разобрали мост на Дунае, и остатки его войск и сам он, избежав гибели, вернулись в Персию.
480-460-е гг. V в. до н.э. Царем скифов стал Ариапиф – отец Скила, Октамасада и Орика. В его царствование произошло несколько важных событий —
- урегулировал отношения с Одрисским царством (посредством династического брака),
- установил протекторат над Ольвией (хотя, существует мнение, что это не так).
Сам он был убит царем агафирсов (скорее всего фракийское племя) Спаргапифом. После смерти царя скифов на престол взошла Опия — жена Ариапифа и мать Орика. Вопрос, является ли данный персонаж реальной исторической личностью, остается дискуссионным.
Ок. 465-447/45 гг. до н.э. После недолго правления Опии, к власти приходит Скил — сын Ариапифа. Он был сыном гречанки и практически полностью воспринял греческую культуру и, став царем, поселился в Ольвии, продвигая торговые интересы Истрии. В результате дворцовых интриг был казнен самими скифами.
50-е гг. V в. до н.э. Царем скифов стал Октамасад, также сын Ариапифа. Являлся родственником царя одриссов — Ситалка. Возможно, при его поддержке к власти в Боспоре в 438 г. до н.э. пришел Спарток. Орик — брат Октамасада, скорее всего, в это же время правил Ольвией.
Кон. V- нач. IV вв. до н.э. Царь Атей уничтожает других царей скифов и узурпирует власть.
Появляется Каменское городище (расположено у г. Каменка-Днепровская и с. Б. Знаменка Запорожской области). Со стороны степи городище было защищено земляным валом и рвом, а с севера и запада – обрывами над Днепром, р. Конкой и Белозерским лиманом. В юго-западном углу находился акрополь, где жила скифская знать. Основными занятиями жителей были изготовление бронзовых и железных орудий, ткачество, гончарство, а также земледелие и скотоводство. Ремесленники жили в землянках и столбовых наземных постройках, знать – в каменных домах. Поселение было крупным ремесленным и торговым центром, тесно связанным с греческими колониями Северного Причерноморья и местным населением Скифии. В конце III в. до н.э. территория городища была заброшена (за исключением акрополя, на котором жизнь продолжалась до III в. н.э.).
358 г. до н.э. Власти скифов подчинена Истрия на берегу Черного моря.
344 г. до н.э. Скифы ведут удачную война с трибаллами, проживавших на территории современной Болгарии.
343 г. до н.э. Подчинен Каллатис на берегу Черного моря.
40-е гг. IV в. до н.э. Царь Атей, устранив прочих царей, объединил скифские племена от Азовского моря и до Дуная.
339 г. до н. э. Война скифов с Филиппом II Македонским. По преданию, именно в этой войне погибает царь Атей в 90-летнем возрасте.
Из источника известно — «обе стороны пришли в раздражение, завязалась битва, в которой скифы, несмотря на превосходство их душевной доблести и численности, были побеждены хитростью Филиппа; взято было (победителями-македонцами) по 20 тысяч детей и женщин, множество скота, но золота и серебра совсем не оказалось, чем впервые была засвидетельствована бедность скифов; 20 тысяч кровных кобылиц было отослано в Македонию для разведения породы» [Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога. «История Филиппа» (IX, 2-3)].
На обратном пути македонское войско попало в засаду, устроенную трибаллами.
331 г. до н.э. Зопирион оставлен Александром Великим в качестве наместника Фракии, Понта (или Скифии). Желая проявить себя собирает 30-тыс. войско и идет войной на скифов. Скорее всего, достиг Ольвии, но затем ему пришлось бежать. В итоге, был настигнут скифами, разбит, при этом потеряв почти всю армию. Сам он погибает где-то в Бессарабии.
313 г. до н.э. Лисимах — правитель Фракии нанес сильное поражение скифам за Дунаем.
310-309 гг. до н. э. Династическая война в Боспорском царстве. Агар, вождь скифов поддержал Сатира, но в результате битвы на реке Фат, победу одержал другой претендент на престол Эвмела Боспорский — брат Сатира.
280-260 гг. до н.э. В Скифию вторгаются сарматы и фактически полностью завладевают северным Причерноморьем, уничтожая и изгоняя скифов. В последующем, часть скифов сохраняется в устье Днепра и на Крымском полуострове. Другая часть переправляется через Дунай и расселяется там, территория получает название Малая Скифия (Истрия-Добруджа).
Кон. III — нач. II вв. до н.э. Происходят большие изменения в Скифии. Нажим сармат усиливается, как говорилось ранее, прекращает существование Каменское городище (кроме акрополя, которое продолжает функционировать) на Днепре. Во всем Северном Причерноморье археологами отмечена смена скифской культуры сарматской. В это же время скифы в Крыму начинают оседать, заниматься земледелием, рыбной ловлей, ремеслами.
Карта расселения скифов и сарматов в III в. до н.э. -III в. н.э. по данным археологии.
130-114/13 гг. до н.э. Время правления скифского царя Скилура в Крыму. Смог объединить всю территорию скифов в Крыму, вплоть до устья Днепра и Юж. Буга. Превратил в столицу Неаполь Скифский (близ современного Симферополя). Для борьбы с Понтом начал привлекать сармат (роксаланов) во главе с Тасием. Скилур успел овладеть Керкинитидой, Прекрасной гаванью и Укреплениями, городами западного побережья Крыма, входившими до тех пор в состав херсонесской республики.
114/13-111 гг. до н.э. (110-107 гг. до н.э.) Правление Палака — сына Скилура. В троекратных экспедициях Диофант последовательно разбил Палака, покорил горных тавров, занял скифские крепости Хабеи и Неаполь в Крыму и подчинил скифов Митридату Понтийскому.
Позднее скифы отложились вновь и Диофант снова пошел против них, освободил Керкинитиду и Укрепления и стал осаждать Прекрасную гавань. Палак двинулся на него, но был разбит так, что по словам херсонесской надписи в честь Диофанта, «из пехоты никто не спасся, а из всадников ускользнули только немногие». Весной Диофант двинулся на Хабеи и Неаполь и принудил скифов просить мира.
Скифы, жившие на Боспоре, подняли восстание против Перисада, последнего номинального царя Боспора из прежней династии, передавшего власть Митридату VI, но сохранившего свой титул. Восстанием руководил скиф Савмак, может быть, раб-выкормыш Перисада. Царь был убит, Савмак захватил власть, но Диофант ликвидировал это восстание, подчинив Херсонес, Боспор и Степной Крым Митридату Понтийскому.
Посредством этих войн, Тавроскифия была разделена на несколько владений и больше не представляла единого царства.
Сер. I в. до н.э. Геты под руководством Биребисты переходят Дунай и уничтожают Ольвию. Город перестал существовать. Позднее скифы уговорили сбежавших жителей восстановить город, но он уже больше не оправился от такого удара. Это очень серьезно сказалось на самой торговле скифов с греками.
80 г. до н.э. Понтийский статег Митридат Неоптоль разбил флот скифов, отнял у них Тиру и Ольвию. А чуть позднее в Керченском проливе также разбивает флот скифов, а зимой на льду наносит поражение союзным войскам Боспора и скифов. Сила и авторитет скифов пошатнулись, но они продолжают оказывать влияния на политику своего региона.
I в. до н.э. — II в. н.э. По археологическим данным начинается сильное смешение скифов и сармат, благо их культуры фактически совпадают, и уже достаточно трудно отделить одну культуру от другой.
257 г. н.э. Приход готов в Крым. Они нападают на Боспроское царство. С этого же времени прекращает существовать и Скифское царство как таковое.
70-е гг. IV в. Нашествие гуннов. Они сметают остатки скифов как в Крыму, так и в Истрии на Дунае. Скифы, можно сказать, полностью растворяются в окружающей их этнической среде.
Общественное устройство
Следы пребывания Скифы отмечены и на Северном Кавказе. Основная территория расселения Скифы — степи между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью. Северная граница неясна. Скифы разделялись на несколько крупных племён. По сообщению Геродота, господствующими были Скифы царские, жившие в степях между Днепром и Доном. По правобережью нижнего Днепра и в степном Крыму обитали Скифы-кочевники. Между Ингулом и Днепром вперемежку с кочевниками жили Скифы-земледельцы. В бассейне Южного Буга, близ г. Ольвия обитали каллипиды, или эллино-Скифы, севернее их — алазоны, а еще севернее — Скифы-пахари. Границы расселения отдельных племен Скифии (особенно Скифов-пахарей) неясны (см. карту выше).
Тесные отношения с рабовладельческими городами Северного Причерноморья, интенсивная торговля Скифы скотом, хлебом, мехами и рабами усиливали процесс расслоения в скифском обществе. Известно о существовании у Скифы союза племён, который постепенно приобретал черты своеобразного государства рабовладельческого типа во главе с царем.
С конца VII в. до н. э. скифское общество знало разные градации общественного положения:
- рабов разного происхождения и по-разному подвергавшихся эксплуатации;
- «гиппотоксотов» (конных стрелков) — свободных общинников;
- бедноту, имевшую возможность сражаться только в пешем строю;
- разных ступеней аристократию от глав богатых семей до номархов-скептухов;
- царей от местных до трех ведущих со старшим по положению во главе.
К началу VI в. до н.э. социальное расслоение достигает больших размеров. Основания так говорить, дают погребения той эпохи. Грандиозные царские курганы с убитыми слугами и наложницами и простые погребальные ямы с минимумом инвентаря. Свободные общинники в большинстве своем воевали на конях и имели кое-какое имущество, но уже в это время появляются «восьминогие». Это пешие скифы, которые имели только пару волов, чтобы запрячь в повозку, отсюда и название. Были и вообще бедняки не имевшие ничего. Из таких и формировалась скифская пехота, которая, с течением времени, все более росла численно.
Появилась и прослойка рабов, изначально иноплеменников. В легендах и описаниях Геродота, рабы были местным населением, на территориях захваченных скифами.
Царская власть была наследственной, но царей было несколько. Это видно, например, из войн с Ассирией, когда тот или иной царь мог быть врагом и союзником Ассирии. Это же мы видим и при вторжении Дария, когда у скифов сформировалась три отряда во главе каждого стоял свой царь. При этом власть принадлежала видимо одной династии.
До V в. до н.э. царская власть ограничивалась советом царей или воинским собранием. В дугих случаях власть царя была неограничена. За посягательство на нее следовало отсечение головы, либо смерть на костре.
Уже в IV в. Атей единовластно правил Скифией имея в подчинении других правителей, названных в одной из ольвийских надписях басилевсами, т.е. царями.
Хозяйство
Геродот указывает, что часть скифских племен занималась возделываем земли. Выращивались пшеница, ячмень, просо, бобы, лук, чеснок. Указывает также конопля, из которой делали полотно и какой-то наркотик для курения.
Основная же масса скифов занималась кочевым скотоводством. Оно было круглогодичным. Зимой была распространена тебеневка (скот сам добыал пищу из-под снега). Часть кочевников откочевывала в Приазовье к лиманам рек, где сохранялась высокая трава. Войлочные юрты были на колесах и в них запрягалась пара волов. Такие караваны кибиток сопровождали конные воины-мужчины.
Судя по раскопкам Каменского городища состав стад был седующим:
- лошади — 40%
- крупнорогатый скот — 40%
- мелкорогатый скот (овцы, козы) — 18%
- собаки, промысловая дичь: олени, сайга, бобр — 2%
Что интересно, свиней скифы не разводили даже в оседлых центра своего государства.
Соотвественно использовалось не только мясо, но и шкуры и шерсть. Шили тулупы, воляли войлок, выделывали кожу. Молоко также шло в пищу, недаром скифов называли доители кобылиц и млеокеды.
В Каменском городище обнаружены в большом количестве железоплавильные мастерские. Медь добывалась в небольших количества близ Донецка, а также, скорее всего, шла торговыми путями с Кавказа и Южного Урала. Цинк для бронзы добывался на Нижнем Днепре, происхождение олово пока неясно.
Железо было в достаточных количествах в болотах днепровских плавен. Плавка железа была крайне неэкономной 40-60% оставалось в шлаке. Судя по раскопкам железоделательным ремеслом занимались большие патриархальные семьи — около 900 га в Каменском городище были усеяны большими домами (150-300 м³ каждый), в которых и находились кузни для производства разнообразного оружия и инвентаря.
Рядом с металлургами жили и столяры, орудия которых (долото, топоры, тесла) также найдены в больших количествах, как в городище так и в курганах. О том, что плотники это была все-таки специализация говорит, что юрты на колесах имеют множество деревянных деталей. К тому же нашлись постоянные жилища — зимники, обслуживать которые также приходилось плотникам.
Было развито гончарное дело. Гончарный круг мало использовался, посуда лепилась вручную из глиняных жгутов. Аналогии скифской посуды мы находим позднесрубной культуре. Посуда — это в основном округлобокие горшки с вертикальным, слегка расширяющимся горлом или с мягко отогнутым краем. Также находят узкогорлую посуду с шаровидным корпусом.
Ткачество также было распространено в скифской среде. находят очень много глиняных и свинцовых пряслиц. Находят их на поселениях и как обязательный элемент в женских погребениях. Материал для ткани — овечья волна и конопля. Кроме тканей плелись циновки, а также употреблялись кошма и войлок.
Начиная с VII в. до н.э. торговля скифов с гречекими городами Причерноморья принимает регулярный характер. Основные товары, которые скифы поставляли на рынки были — хлеб и рабы. Причем размах хлебной торговли был большой. Даже на монетах скифских царей был изображен колос пшеницы. Именно на такой торговле и поднялось Боспорское царство (экспорт хлеба составлял львиную долю экспорта). Хлебная торговля была развита до III в. до н.э. вплоть до вторжения сармат, затем она начала понемногу спадать уступая место торговле скотом. Вместе со скотом вывозилась и пушнина, которая поступала с лесостепной полосы, через земли скифов. Также на экспорт шли мед и воск.
Солидная доля в торговле принадлежала и вывозу рабов. Начиная с VI в. до н.э. Именя скифских рабов появляются в античных надписях. В это же время скифы поступают в большом количестве в Грецию для участия в войнах. Кроме скифов, большое количество рабов поступало из племен гетов, трибаллов, сарматов и меотов. На рубеже III и II вв. до н.э. поток скифов-рабов ослабел.
Что касается импорта в саму Скифию, то тут стоит выделить вино, которое в огромных количествах шло из Греции. Как следствие широкое распространение получает греческая посуда — не только амфоры для вина, но и сосуды для благовоний, мазей, духов, которые часто встречаются в могилах богатых и простых скифов.
В степь также поступали ткани и одежда — об этом сообщают греческие писатели. В больших количествах шли украшения — зеркала, стеклянные и пастовые бусы, серьги и различные украшения. Скифы также часто выступали посредниками в торговле с более северными лесостепными и лесными племенами.
Источники
- Б.Н. Граков. Скифы. Научно-популярный очерк. М.: Издательство МГУ, 1968.
- Археология СССР. Степи Европейской части СССР в скифо-сарматское время. М.: Издательство «Наука», 1989.
- М.И. Артамонов. Киммерийцы и скифы. Л.: Издательство ЛГУ, 1974.
- В.И. Гуляев. Скифы: расцвет и падение великого царства. 2006 г.
Расскажи другим о публикации:
Похожие статьи:
nomadica.ru
Скифия Геродота. | Керкинитида Евпатория история с древних времен, до наших дней Отдых и лечение в Евпатории
Величайший учёный античного времени, «отец истории» Геродот оставил нам свои впечатления о Северном Причерноморье 5 века до н.э. Геродот совершил своё морское путешествие в греческие колонии Северного Причерноморья в 455-445 гг. до н.э.
В его путевые заметки вошли многочисленные рассказы Причерноморских эллинов, купцов и мореходов, хорошо знакомых со скифскими обычаями, языком скифов и их бытом. Из его описаний мы узнаём о взаимоотношениях народов, населяющих древнюю Скифию до нашей эры. «Страна скифов представляет собой богатую травой и хорошо орошаемую равнину. По этой-то равнине протекает почти столько же рек, сколько каналов в Египте»- пишет Геродот (кн. IV, 47).
«Кроме множества огромных рек, нет в этой стране больше ничего достопримечательного» (кн. IV, 82). Трудно привязать описания Геродота к карте местности, но археологические находки в Северном Причерноморье позволили определить границы существования Геродотовой Скифии по тем рекам, которые он перечислил в «Истории» (IV, 47): » Истр с пятью устьями, затем Тирас и Гипанис , и Борисфен , и Пантикап, и Гипакирис, и Герр, и Танаис.»
Отец истории Геродот ( 5 в. н.э.) в своей «Истории», книге четвертой – «Мельпомена», определяет место «исконной Скифии» от устья Истра, к югу « до города, называемого Каркинитидой». Керкинитиди — город скифский.
На IV — III веках до н.э. – происходит экологический стресс – это время затопления городов в низинах Боспора Киммерийского ( в Керченском проливе) и Нижней Ольвии. Это время расцвета Херсонеса Таврического, время появления его новых колоний на западе и северо-западе Крыма, это время основания Танаиса.
Танаис (греч. Τάναϊς) — античный город (III в. до н. э. — V в. н. э.) в устье р. Дон. В первые века н. э. г. Танаис входил в Боспорское царство. Расположен у посёлка Недвиговка, в 30 км. западнее Ростова-на-Дону. Танаис -Ταναις – река в Скифии (Геродот IV 47.), в настоящее время – река Дон.
В описаниях Геродота мы видим не только описание природы Северного Причерноморья, но и как жило население, черты особого образа жизни, взаимоотношения и границы племён, населяющих Северное Причерноморье в VIII — III веках до н.э.
По свидетельству Геродота, «греки, живущие около Понта, рассказывают», что скифы произошли от Геракла и мифической женщины, наполовину девы, наполовину ехидны, которая родила трёх сыновей и назвала их — Агафирс, Гелон и Скиф.
Агафирс – легендарный сын Геракла и змееногой девы – дочери реки Борисфен. По скифской легенде от него произошли агафирсы. (Геродот IV 9, 10.)
Агафирсы – название народа, родственного скифам. «Северные части Скифии вверх по Истру (р. Дунай) граничат с агафирсами«. (Геродот IV 100, 104.) Древнеримский историк Аммиан Марцеллин (330-395гг) отмечал сходство обычаев агафирсов с фракийцами. Агафирсы живут на болотистом восточном побережье Меотиды (Азовское море), за азиатскими владениями Боспорского царства.
Гелон – сын легендарного Геракла и змееногой девы из страны Гилея – дочери реки Борисфен (р. Днепр). Гелон – старший брат Агафирса и Скифа, от него происходит племя гелонов.( Геродот IV 9, 10.)
Гелон – деревянный город гелонов сожжён персами во время похода персидского царя Дария в Скифию. Остатки города Гелона обнаружены у села Бельск.( Геродот IV 108; Скифский мир, Киев, 1975, стр. 128.)
Гелоны – народ, проживающий во времена Геродота в земле будинов. Гелоны «занимаются земледелием, садоводством и едят хлеб». «Гелоны изревле были эллинами, говорят они частью на скифском языке, частью на эллинском«.( Геродот IV 108, 109, 120;
Царём стал Скиф –младший из братьев и возникла новая легенда, по которой Скиф — сын не Геракла, а самого бога Зевса (у Диодора), сыновья Скифа – Пал и Нап, разделили Скифию. Плиний Старший рассказывая о народах Средней Азии, пишет: «Там напеи, как говорят, были уничтожены палеями». Напы – земледельцы. Войны Палы — поляне.
Города Скифов и их соседей, существовавшие до новой эры (по Кольцову И.Е.)
1 – скифы приднепровские; 2 – невры; 3 – агафирсы; 4 – андрофаги; 5 – меланхлены; 6 – гелоны; 7 – будины; 8 – сарматы; 9 – тавры; 10 – тиссагеты; 11 – иирки; 12 – скифы отколовшиеся; 13 – аргиппеи; 14 – исседоны; 15 – аримаспы; 16 – гипербореи; 17 – предки калмыков; 18 – массагеты; 19 – скифы царские; 20 – скифы енисейские; 21 – скифы индигирские; 22 – скифы заволжские; 23 – скифы волго-донские.
Подробная картина расселения скифских народов, данная Геродотом, доказывает существование своеобразного военного и торгово-экономического союза разных племён, называемых одним общим именем — скифы . Племена скифов, привычно занимающихся земледелием на реках между Пантикап и правым берегом реки Борисфен, Геродот называет скифами-пахарями.
Племeна скифов-кочевников мирно кочуют по левому берегу Борисфена, а племена, называвшие себя «царскими скифами» — обитали между Герросом, местом захоронения скифских царей, и Меотидой (Азовское море), в самой сухой части степей. Греко-скифский мир Северного Причерноморья контролировал все торговые дороги, ведущие к морю, в гавани, в портовые города, они контролировали дороги, ведущие к зимними переправами и бродам через реки. Этот цельный экономико-географический и военный союз греко-скифских племён, существовал на протяжении 1000 лет. Сухопутные пути скифских племён пересекались с морскими торговыми путями эллинов на озере Борисфен, в гаванях Керкинитиды, в Кремнах (в районе нынешнего Никополя – Каменское городище), в независимой Ольвии и Пантикапее.
Геродот отметил, что военное могущество скифов заключается в их хорошей военной организации и высокой мобильности.
Геродот пишет о скифах: » захватить их невозможно: (3) ведь они не основывают ни городов, ни укреплений, но все они, будучи конными стрелками, возят свои дома с собой, получая пропитание не от плуга, а от разведения домашнего скота; жилища у них на повозках. Как же им не быть непобедимыми и недоступными для нападения?» («История» IV, 46. (2). Столица царских скифов перемещалась вместе с войсками, а не располагалась на одном месте. На р. Борисфен и других гаванях, скифские племена владели богатыми домами и имели возможность останавливаться в своих подворьях.
Геродот в V веке до н.э. пишет о жителях понтийских степей («народы степи«), что они льют воду, настроенную на травах, на раскалённые камни и парятся в шатрах. Обычай «лить воду» характерен именно для славян, обряд омовения явно имел и религиозный древний смысл.
После природного катаклизма и затопления Древней Скифии, очень сильно изменился ландшафт местности. В результате этого природного изменения, Керкинитида стала для торговли второстепенным городом с тупиковой дорогой, заканчивающейся на морском побережье. Мелководный Каламитский залив замерзал зимой и по толстому льду залива можно было перейти и перевезти товар в дельту Дуная, во Фракию.
Геродот в «Истории» (IV, 99.) пишет: » Перед скифской землей лежит Фракия, выступающая в море. От залива, образуемого этой землей, начинается Скифия, и здесь в нее втекает Истр, поворачивая устье навстречу юго-восточному ветру.
(2) Начиная от Истра, я буду описывать приморскую часть самой скифской страны с целью измерения. От Истра идет уже древняя Скифия, лежащая к югу в направлении южного ветра до города, называемого Каркинитидой.
(3) Далее — от этого города обращенную к этому же морю страну, гористую и выступающую к Понту, населяет племя тавров до полуострова, называемого Скалистым ; этот полуостров выдается в море, обращенное в сторону восточного ветра.»
Военные союзы скифских племён не только успешно отбивал набеги соседних племён, но и сами совершали военные походы и набеги в другие государства, они воевали с государствами Древнего Востока – Урарту, Ассирией, Палестиной, совершали набеги и на запад через Карпаты, и в степи Дуная. Известны имена скифских царей возглавлявших эти походы.
Ишпакай (Išpakai) – предводитель скифов во время походов в Азию. Известен из ассирийских источников. Сестра Ишпакая – Шпако стала женой киммерийского царя Теушпы (Теиспа). Имена Ишпакай и Шпако происходит от скифского слова špaka – собака, Фасмер видит в имени Ишпакай авестийский корень «aspa» – лошадь. ( Геродот I 110; Konig F.W. Alteste Geschichte der Meder und Perser.- der Alter Orient, Leipzig, 1934, Bd. 33, H. 314, S. 31. )
Партатуа – царь скифов, известен по ассирийским источникам. Пришел к власти после смерти Ишпакая в 673 г. до н. э. В 663 г. вступил в союз с Ассирией и взял в жены ассирийскую царевну. Отец Мадия (Мадиеса), который после смерти Партатуа в 653 году стал скифским царем. ( Геродот I 103; Ф.Х. Гутнов. Скифские портреты // журнал «Дарьял», №3, 1999.)
Царь скифов Мадий, Мадиес — Μαδυης или Μαδυς – сын Партатуа ( Прототия). Мадий получил власть после смерти Партатуа в 653 г. до н. э., его царствование обычно связывают с «28 летним господством скифов над Азией«.( Геродот I 103; Ф.Х. Гутнов. Скифские портреты // журнал «Дарьял», №3, 1999.)
По свидетельству Геродота ( I, 106) «В течение двадцати восьми лет скифы властвовали над Верхней Азией. Преследуя киммерийцев, они вторглись в Азию, лишив власти мидийцев.« В ответ на это вторжение, персидский царь Дарий с многочисленными войсками предпринял поход против скифов в 513 г. до н.э.
Военно-политическое единство союза скифских племён и хорошо развитая торговля и дороги – связывали скифский мир с античным эллинским миром. Это была сложная экономически связанная структура отношений.
Геродот упоминает и о племенах не входящие в скифский союз – это агафирсы, «самые изнеженные из людей; они носят много золотых украшений» и их обычаи схожи с обычаями фракийских племен, живущих на берегах реки Пората (Πορατα) – река в Скифии, приток Истра, современная река Прут. (Геродот IV 47) .
Невры, живущие в Полесье, отделённые от скифских земель непроходимыми болотами и глубоководными озёрами, но по сведениям Геродота (IV, 105. ) «Невры имеют скифские обычаи. Вышло так, что за одно поколение до похода Дария они совсем покинули свою страну из-за змей… Эти люди, по-видимому, оборотни. (2) Ведь скифы и эллины, которые живут в Скифии, говорят, что раз в год каждый невр становится волком на несколько дней и затем снова возвращается в прежнее состояние. «
Любор Hидерле, историк-славист, археолог, этнограф и лингвист, автор одиннадцатитомной энциклопедии «Славянские древности«, утверждал, что «невры, скифы именуемые пахарями и земледельцами … были несомненно славянами».
В лесах среднего течения реки Борисфен, по сведениям Геродота, живут Андрофаги-людоеды. Геродот сообщает ( IV, 106. ) : «У андрофагов самые жестокие нравы из всех людей; они не почитают справедливости и не имеют никакого закона. Они кочевники, одежду носят похожую на скифскую, язык же у них свой собственный. Из этих [племен] только они одни питаются человеческим мясом.» В населённые ими леса не отваживаются заходить ни купцы, ни скифы. Леса Средне-Русской возвышенности, по Геродоту, заселены Тиссарегами.
Кочевники Сарматы( савроматы) жили на заливных лугах Меотиды до конца 4 в. до н.э. и говорили на родственном с царскими скифами языке, «на неправильном скифском языке». Сарматы не входили в союз племён, но в борьбе с персидским царем Дарием (521 – 485г.г. до н.э.), который пошёл войной на Скифию в 513 г. до н.э., сарматы были союзниками скифов.
Геродот пишет, что отделение сарматов от скифов произошло из-за союза мужчин-сарматов с амазонками. Амазонки участвовали в военных походах и управлении племени – это считается пережитком матриархата. Найдено захоронение богатой вооружённой женщины, возможно, царицы-амазонки.
Орпата, Эорпата- Οιορπατα – так скифы называли амазонок (Геродот IV 110.)
Сагилл \Сагилло (Sagylo)– имя скифского царя, к которому, обратились за помощью царица амазонок Орифия, во время войны с греками в Аттике. В помощь амазонкам Сагилл отправил конное войско, во главе со своим сыном Панасагором (Панаса-Гор) ( Юстин, Эпитома сочинений Помпея Трога, II, 4, по изданию в ВДИ, 1954, №2.)
Панасагор (Panasagorus) – сын царя скифов, Сагилла. Был послан отцом с конным войском на помощь амазонкам, когда те воевали с афинским царём Тесеем. ( Юстин, Эпитома сочинений Помпея Трога, II, 4, по изданию в ВДИ, 1954, №2.)
Соседи сарматов синды – оседлые жители лесостепи Прикубанья были близкими по языку с жителями лесостепи Керченского полуострова. Считается, что Боспорское царство было образовано греками-колонистами, но синды и сарматы занимали важное место в экономике, политике, жизни и, возможно, Боспорская царская династия Спартокидов имеет местное происхождение.
Геродот сообщает, что самыми многочисленным скифским племенем были Будины – народ, родственный скифам. Будины жили в лесной области нижнего течения реки Танаис (Дон) и Северном Причерноморье («История» IV, 108.) » Будины — племя большое и многочисленное; все они очень светлоглазые и рыжие. В их области выстроен деревянный город; название этого города — Гелон. Длина стены с каждой стороны — 30 стадиев; она высокая и целиком из дерева; и дома у них деревянные, и храмы. (2) Там есть храмы эллинских богов, украшенные по-эллински деревянными статуями, алтарями и наосами. И каждые три года они устраивают празднества в честь Диониса и впадают в вакхическое исступление. Ведь гелоны в древности — это эллины, которые покинули гавани и поселились у будинов. И говорят они на языке отчасти скифском, отчасти эллинском.» (IV, 109.) «Будины же говорят не на том языке, что гелоны, и образ жизни у них не один и тот же… гелоны — земледельцы, питаются хлебом и имеют сады…»
Гелон – сын легендарного Геракла и змееногой девы из страны Гилея – дочери реки Борисфен (р. Днепр). Гелон – старший брат Агафирса и Скифа, от него происходит племя гелонов.( Геродот IV 9, 10.)
Гелон – деревянный город гелонов сожжён персами во время похода персидского царя Дария в Скифию. Остатки города Гелона обнаружены у села Бельск.( Геродот IV 108; Скифский мир, Киев, 1975, стр. 128.)
Рыжеволосые и голубоглазые гелоны – это эллино-скифы, потомки первых мореплавателей из Эгейского моря и поселившиеся среди варваров-скифов, за это на родине в Ольвии их перестали считать настоящими эллинами. Гелоны поселились в верхнем течении Северного Донца (р. Сиргис), приток Дона. Их образ жизни, ведение хозяйства и религия оставались греческими.
Очевидна тесная родственная связь скифских племён, говорящих между собой на родственных языках, с существовавшей здесь ранее Древне-Ямной культурно-исторической общностью. Для этой археологической культуры эпохи позднего медного века – раннего бронзового века (3600—2300 до н.э.) характерны обычаи захоронения умерших в ямах, где умерших посыпали охрой и клали на спину с согнутыми коленями. Множественные захоронения найдены под высокими насыпными курганами, что характерно для прото-индоевропейцев.
Согласно последним научным открытиям американских генетиков стали известны генетические коды (гаплогруппы) народов, по которым можно проследить исторический путь народа.
Генетичекий код русского народа – гаплогруппа R1а и гаплогруппа R1а1 – именно они основали Ямную культуру (3300-2500гг. до н.э) и родственные ей археологические культуры — фатьяновскую археологическую культуру и Культуру боевых топоров (3200 – 2300гг. до н. э.
Более 200 лет археологи изучают скифскую культуру, которая распространилась на огромных территориях от Северного Причерноморья до Урала и Западной Сибири, создавая причудливую этническую мозаику. Археологические памятники скифской эпохи тесно связаны непрерывной цепью сменяющих друг друга культур с древнейшей культурой Руси. Эта связь проявляется в нашей мифологии, обрядах, а также в художественных изделиях, в предметах быта, найденных археологами во время раскопок.
Статьи по теме:
from your own site.
www.evpatori.ru