Что сделали аскольд и дир – Аскольд — Википедия

Аскольд и Дир



Аскольд и Дир

  АСКОЛЬД и ДИР (IX в.) — легендарные киевские князья.

  »Повесть временных лет» сообщает, что в 862 г. два варяга — бояре новгородского князя Рюрика — Аскольд и Дир вместе со своими родственниками и дружинниками отпросились у князя в Константинополь (то ли в поход, то ли на службу наемниками). Проплывая в ладьях по Днепру, они увидели небольшой городок на горе. Это был Киев. Городок настолько понравился варягам, что они отказались от дальнейшего путешествия, остались в Киеве, пригласили к себе других варягов и стали владеть землей племени полян. В Киев перебралось также множество недовольных правлением Рюрика новгородцев.

  В поздних летописях сообщается, что Аскольд и Дир после вокняжения в Киеве успешно воевали с древлянами, уличами, кривичами а также с хазарами, которым поляне платили дань, болгарами и печенегами. Согласно «Повести временных лет», в 866 г. Аскольд и Дир совершили поход на Константинополь. Приплывшие на 200 кораблях русы разорили окрестности столицы Византии. Однако поднявшаяся буря разбила русские суда о прибрежные скалы. Лишь немногим удалось спастись и вернуться домой. Летописи связывают бурю с вмешательством высших сил, так как спокойное море взволновалось после погружения византийцами в его воды ризы Богородицы из церкви во Влахерне; потрясенные этим чудом, русы тут же приняли крещение. Современные исследователи считают, что этот рассказ полностью заимствован из византийских источников, причем имена Аскольда и Дира русские летописцы присоединили к нему позднее. Сообщения летописей XVI-XVII вв. также основываются на византийских источниках. В 882 г. новгородский князь Олег, явившись в Киев, убил Аскольда и Дира и захватил город.

  Летописные сведения об Аскольде и Дире давно уже стали предметом споров между историками. Они расходятся в определении происхождения имен князей. Одни ученые считают имена Аскольд и Дир скандинавскими, другие — что это имена местных князей, связанных с династией легендарного Кия. По мнению некоторых исследователей, Аскольд и Дир даже не были современниками.

автор статьи А. Королев


Дополнительно

Видео

 »Аскольд и Дир» из цикла «История государства Росиийского» (смотреть, скачать)

www.othist.ru

Загадочные князья Киева — Аскольд и Дир

История древней Руси хранит немало тайн и секретов. Одна из таких загадок – первые князья Киева, которых мы знаем как Аскольда и Дира. Кто они были по происхождению, откуда пришли, кем приходились друг другу? А может, это вообще был один человек? Попробуем разобраться, изложив общепринятую версию, а также несколько вариантов событий, которые допускают историки, основываясь на вполне конкретных фактах.

Официальная версия

Принято считать, что Аскольд и Дир были по происхождению варягами — русами, как их тогда называли. Они не имели родства с правящим князем Рюриком, а были просто его «боярами». Когда Рюрик сел в Новгороде, он стал раздавать русские города своим ближайшим людям. Так Дира и Аскольда он отпустил на юг в поисках подходящего места для правления. Те, спускаясь по Днепру вниз, увидели славный город Киев, в котором жили поляне. Аскольд и Дир решили там остаться и объявили себя правителями.

Источники

Сведения, которые мы черпаем по истории Древней Руси, собраны большей частью в Повести временных лет, а также в более поздних летописях, которые во многом опираются на первую. Достоверность таких документов современными историками подвергается сомнению: и дело не только в хронологических неточностях или в перемешивании фактов.

Летописи неоднократно переписывались, и, соответственно, в них постепенно закрадывались ошибки, или еще хуже — сознательные искажения событий в пользу той или иной политической идеи.

Л. Н. Гумилев полагал, к примеру, что летописец Нестор рассматривал историю как политику, обращенную в прошлое, а поэтому и переделывал ее на свой лад. Тем не менее, если располагать независимыми источниками информации – не только древнерусскими летописями, но византийскими, европейскими или арабскими документами, то можно в общих чертах восстановить картину событий давно минувшей эпохи.

Из варяг в хазары

Повесть временных лет сообщает, что Аскольд и Дир были варяжскими дружинниками новгородского князя Рюрика, которые выпросились у него в поход на Царьград (Константинополь). Но в Никоновской летописи они выступают как враги Рюрика: недовольные разделом волостей, дружинники участвуют в организованном против него восстании. Так или иначе, отправившись вниз по Днепру, варяги узрели на холме славный город, основанный Кием.

Узнав, что в городе нет правителя, и что его население платит дань хазарам, они решили там осесть и княжить. В Устюжском летописном своде говорится, что Аскольд и Дир были «ни племени княжа, ни боярска, и не даст им Рюрик ни града, ни села». Видимо, поход в Царьград был лишь предлогом, а конечная цель – получить земли и княжеский титул.

Историк Ю. К. Бегунов утверждает, что Аскольд и Дир, предав Рюрика, превратились в хазарских вассалов. Сведений о разгроме новгородской дружиной хазар нет (да и непросто было это сделать), а значит, эта версия имеет право на жизнь – иначе хазары (и их наемники) не позволили бы варягам так запросто распоряжаться своей вотчиной. Но, возможно, здесь имело место и соглашение обеих сторон – в лице опальных варягов каганат видел серьезное подспорье в противостоянии с могущественным Рюриком.

Поход на Царьград

О набегах русов (так называли греки народы, живущие к северу от Черного моря) на Царьград помимо Повести временных лет мы узнаем из византийских и итальянских хроник, что придает сведениям больше достоверности.

Правда, источники расходятся в определении дат: в Повести указан 866 год, а по византийским данным это 860-861 годы, впрочем, делая поправку на неточную хронологию Повести, можно допустить, что речь идет об одних и тех же событиях. Византийцы, измученные войной с арабами, никак не ожидали нападения с моря русов. По разным данным к берегам Константинополя подошло от 200 до 360 кораблей.

Так изобразили поход Аскольда и Дира на Константинополь

Византийцы слабо представляли, откуда пришла эта армия, а вот летописец Нестор говорит о войсках Аскольда и Дира, которые подвергали разграблению окрестности византийской столицы и грозились взять сам Царьград. Только благодаря усердному молению царя Михаила и патриарха Фотия, а также ризе пресвятой Богородицы, которую смочили в море, произошло чудо: внезапно разыгралась буря, а поднявшиеся огромные волны и сильный ветер разбросали корабли.

В некоторых источниках сообщается, что после поражения русов Византия налаживает отношения с молодым Древнерусским государством и начинает проводить там свою миссионерскую деятельность. Филарет Гумилевский пишет, что «по несомненному голосу истории, киевская Русь вняла евангельской проповеди при киевских князьях Аскольде и Дире». Однако академик А. А. Шахматов утверждает, что в более древних летописях, повествующих о походе на Царьград нет упоминания об Аскольде и Дире – их имена вставили позднее, ничего не говорится о них ни в византийских, ни в арабских источниках. Более того, учитывая возможные связи киевских князей с иудейским каганатом, преждевременно говорить об их христианстве: куда больше шансов у них было принять иудаизм.

Убийство Аскольда и Дира

После смерти Рюрика опекуном при его малолетнем сыне Игоре и фактически главой Новгорода стал Олег – тот самый, кто мстил «неразумным хазарам». Он помнил об опальных варягах, а поэтому организованный им в 882 году поход на Киев ставил своей целью сместить незаконную власть самозванцев. Киев в то время превратился в очаг смуты – туда постоянно стекались недовольные жители новгородских земель, а поэтому требовались незамедлительные меры.

Олег взял с собой в рискованный поход Игоря, что может означать одно: он хотел явить Киеву законного наследника рода Рюриковичей и посадить его на «киевский трон». Как гласит предание, обманом выманив Аскольда и Дира из крепостных стен, он произнес: «Вы не князья и не знаменитого роду», а показав на Игоря, добавил: «Вот сын Рюриков!». После этого киевские правители были преданы смерти.

Олег – убийца Аскольда и Дира

Однако, по мнению польского историка XV столетия Януша Длугоша, который во многом пересказывает древнерусские летописи, Аскольд и Дир были наследными правителями Киева, потомками Кия, и более того — братьями, а поэтому свержение киевских князей выглядит не только вероломным, но и противозаконным. Но здесь можно усмотреть стремление Длугоша показать обоснованность польских притязаний на Киев, так как, по его мнению, Кий, один их наследников польской династии.

А был ли Дир?

Согласно летописи Аскольд был погребен на месте своей гибели – на высоком правом берегу Днепра, а вот могила Дира оказалась за Ирининским монастырем – недалеко от нынешних «Золотых ворот». Их разделяет три километра: странный факт, соправители (или даже братья), погибшие в один день, захоронены в разных местах!

Аскольдова могила в Киеве сейчас

Следует заметить, некоторые исследователи предполагают, что Аскольд и Дир правили в Киеве в разное время, но есть и такие, кто считает что Аскольд и Дир это одно лицо. В древнескандинавском варианте имени «Haskuldr» последние две буквы могли быть выделены в отдельно слово, а со временем и в самостоятельную личность.

Также византийские источники, описывая осаду русами Константинополя, говорят об одном военачальнике, правда, не называя его имени. Историк Б. А. Рыбаков дает нам разъяснение: «Личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Аскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц».

История киевских князей Аскольда и Дира оставляет больше вопросов, чем дает ответов. Летописи как основной источник информации, к сожалению, грешат неточностями или прямым искажением фактов, а археология не в состоянии показать нам полную и достоверную картину жизни Древней Руси IX столетия. Конечно, кое-что нам еще предстоит узнать, однако многое так и останется сокрыто завесой минувшего тысячелетия.

Источник: Аскольд и Дир: кем на самом деле были первые киевские князья
© Русская Семерка russian7.ru

 

Похожее

xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai

Князья Аскольд и Дир, их походы на Визанию

Воплоти свои мечты. Это мгновение пришло.

Габриэль Гарсиа Маркес

Киевские князья Аскольд и Дир пришли в Русь вместе с Рюриком в 862 году. Два года они находились бок о бок с новгородским князем? однако, в 864 они оставляют Новгород и отправляются в Константинополь, для служения Византийскому царю. Спускаясь вниз по течению реки, Аскольд и Дир в этом путешествии обнаружили на берегу реки Днепр небольшой город, который по сказанию летописцев никому не принадлежал. Основатели города давно умерли, а жители города, не имея правителя, платили дань хазарам. Аскольд и Дир захватили этот город, а также прилегающие к нему земли. Назывался этот городок – Киев. Таким образом, к 864 году образовалась ситуация, когда варяги образовали на Руси два центра управления: на севере в Новгороде, под управлением Рюрика, на юге в Киеве, которым управляли Аскольд и Дир.

Походы на Византию

Древняя Византия, куда отправлялись киевские князья Аскольд и Дир из Новгорода, было крупным государством, службу которому почитали за честь многие. С этой целью соратники Рюрика и выехали из Новгорода, и только встреченный на их пути город Киев изменил их планы. Стоит отметить, что древняя Византия очень высоко оценивала возможности варяг. Северных воинов с удовольствием принимали на службу в византийскую армию, поскольку ценили их дисциплину и воинские качества.

Захватив Киев, князья Аскольд и Дир осмелели и заявили, что Византия отныне враг для Киева. Варяги, будучи опытными моряками, под командованием Аскольда и Дира отправляются по Днепру в поход на Византию. Всего военный эскорт состоял из 200 кораблей. Именно с этого похода берут начало все последующие походы на Византию.

Поход на Константинополь

Аскольд и Дир со своими войсками спустились по Днепру в черное море и там осадили город Константинополь. Походы на Византию только начались, греки в первый раз столкнулись у стен своего города с новым врагом, которого окрестили скифами. Князь Византии, Михаил 3, находясь в то время в военном походе, спешно вернуться в свою столицу, как только до него дошли слухи о том, какая опасность нависла над городом. В самом же Константинополе на победу над скифами не надеялись. Здесь полагалась на чудо, поскольку силы были неравны. Оно и произошло. В храме города находилась святыня — икона «Риза Богоматери», которая считалась заступником города и не раз спасала его в сложных ситуациях. Византийский патриарх Фотий у всех на глазах опустил икону в море, которое было тихим. Но буквально тут же поднялась страшная буря. Неприятельский флот практически весь был уничтожен, лишь немногим кораблям удалось добраться до Киева. Таким образом древняя Византия спаслась от нашествия Аскольда и Дира, но на этом походы не прекратились.

Противостояние с Новгородом

В 879 году умирает князь Рюрик, оставляя после себя несовершеннолетнего наследника — князя Игоря, опеку над которым принял его родственник Олег. Став правителем, Олег решил присоединить к своим владениям южные земли и отправился в поход на Киев в 882 году. По пути к Киеву Олег захватил города Смоленск и Любеч. Предвидя, что князья Аскольд и Дир, обладающие большим войском и не уступающие ему в воинском ремесле, не отдадут Киев без боя, князь Олег, действующий от имени Игоря, пошел на обман. Подплыв к Киеву, он оставил практически все войско свое на кораблях, а сам представился купцом, прибывшим из дальних стран. Он пригласил к себе князей киевских. Аскольд и Дир вышли на встречу к именитому гостю, но были схвачены воинами Олега и убиты.

Так Олег, от имени Игоря, стал править Киевом, сказав, что отныне суждено быть Киеву матерью городов Русских. Так, впервые северные и южные русские земли были объединены в рамках одного государства, название которому Киевская Русь.

istoriarusi.ru

Кем были Аскольд и Дир на самом деле

Аскольд и Дир – легендарные князья, в конце IX века правившие в граде Киеве, принявшие христианство и заложившие основы древнерусской государственности. Такова общепринятая версия, но в ней есть много противоречий.

Источники

Сведения, которые мы черпаем по истории Древней Руси, собраны большей частью в Повести временных лет, а также в более поздних летописях, которые во многом опираются на первую. Достоверность таких документов современными историками подвергается сомнению: и дело не только в хронологических неточностях или в перемешивании фактов.
Летописи неоднократно переписывались, и, соответственно, в них постепенно закрадывались ошибки, или еще хуже — сознательные искажения событий в пользу той или иной политической идеи.

Лев Гумилев полагал, к примеру, что летописец Нестор рассматривал историю как политику, обращенную в прошлое, а поэтому и переделывал ее на свой лад.

Тем не менее, если располагать независимыми источниками информации – не только древнерусскими летописями, но византийскими, европейскими или арабскими документами, то можно в общих чертах восстановить картину событий давно минувшей эпохи.

Из варяг в хазары

Повесть временных лет сообщает, что Аскольд и Дир были варяжскими дружинниками новгородского князя Рюрика, которые выпросились у него в поход на Царьград (Константинополь). Но в Никоновской летописи они выступают как враги Рюрика: недовольные разделом волостей, дружинники участвуют в организованном против него восстании.

Так или иначе, отправившись вниз по Днепру, варяги узрели на холме славный город, основанный Кием. Узнав, что в городе нет правителя, и что его население платит дань хазарам, они решили там осесть и княжить.

В Устюжском летописном своде говорится, что Аскольд и Дир были «ни племени княжа, ни боярска, и не даст им Рюрик ни града, ни села». Видимо, поход в Царьград был лишь предлогом, а конечная цель – получить земли и княжеский титул.

Историк Ю. К. Бегунов утверждает, что Аскольд и Дир, предав Рюрика, превратились в хазарских вассалов. Сведений о разгроме новгородской дружиной хазар нет (да и непросто было это сделать), а значит, эта версия имеет право на жизнь – иначе хазары (и их наемники) не позволили бы варягам так запросто распоряжаться своей вотчиной. Но, возможно, здесь имело место и соглашение обеих сторон – в лице опальных варягов каганат видел серьезное подспорье в противостоянии с могущественным Рюриком.

Поход на Царьград

О набегах русов (так называли греки народы, живущие к северу от Черного моря) на Царьград помимо Повести временных лет мы узнаем от византийских и итальянских хроникеров, что придает сведениям больше достоверности. Правда, источники расходятся в определении дат: в Повести указан 866 год, а по византийским данным это 860-861 годы, впрочем, делая поправку на неточную хронологию Повести, можно допустить, что речь идет об одних и тех же событиях.

Византийцы, измученные войной с арабами, никак не ожидали нападения с моря русов. По разным данным к берегам Константинополя подошло от 200 до 360 кораблей.

Византийцы слабо представляли, откуда пришла эта армия, а вот летописец Нестор говорит о войсках Аскольда и Дира, которые подвергали разграблению окрестности византийской столицы и грозились взять сам Царьград.

Только благодаря усердному молению царя Михаила и патриарха Фотия, а также ризе пресвятой Богородицы, которую смочили в море, произошло чудо: внезапно разыгралась буря, а поднявшиеся огромные волны и сильный ветер разбросали корабли «безбожных русских» – немногие смогли вернуться домой.

 

Христиане или иудеи?

В некоторых источниках сообщается, что после поражения русов Византия налаживает отношения с молодым Древнерусским государством и начинает проводить там свою миссионерскую деятельность. Филарет Гумилевский пишет, что «по несомненному голосу истории, киевская Русь вняла евангельской проповеди при киевских князьях Аскольде и Дире».

Однако академик А. А. Шахматов утверждает, что в более древних летописях, повествующих о походе на Царьград нет упоминания об Аскольде и Дире – их имена вставили позднее, ничего не говорится о них ни в византийских, ни в арабских источниках. Более того, учитывая возможные связи киевских князей с иудейским каганатом, преждевременно говорить об их христианстве: куда больше шансов у них было принять иудаизм.

Убийство

После смерти Рюрика опекуном при его малолетнем сыне Игоре и фактически главой Новгорода стал Олег – тот самый, кто мстил «неразумным хазарам». Он помнил об опальных варягах, а поэтому организованный им в 882 году поход на Киев ставил своей целью сместить незаконную власть самозванцев. Киев в то время превратился в очаг смуты – туда постоянно стекались недовольные жители новгородских земель, а поэтому требовались незамедлительные меры.

Олег взял с собой в рискованный поход Игоря, что может означать одно: он хотел явить Киеву законного наследника рода Рюриковичей и посадить его на «киевский трон». Как гласит предание, обманом выманив Аскольда и Дира из крепостных стен, он произнес: «Вы не князья и не знаменитого роду», а показав на Игоря, добавил: «Вот сын Рюриков!». После этого киевские правители были преданы смерти.

Однако, по мнению польского историка XV столетия Януша Длугоша, который во многом пересказывает древнерусские летописи, Аскольд и Дир были наследными правителями Киева, потомками Кия, и более того — братьями, а поэтому свержение киевских князей выглядит не только вероломным, но и противозаконным.

Но здесь можно усмотреть стремление Длугоша показать обоснованность польских притязаний на Киев, так как, по его мнению, Кий, один их наследников польской династии.

А был ли Дир?

Согласно летописи Аскольд был погребен на месте своей гибели – высоком правом берегу Днепра, а вот могила Дира оказалась за Ирининским монастырем – недалеко от нынешних «Золотых ворот». Их разделяет три километра: странный факт, соправители (или даже братья), погибшие в один день, захоронены в разных местах!

Следует заметить, некоторые исследователи предполагают, что Аскольд и Дир правили в Киеве в разное время, но есть и такие, кто считает что Аскольд и Дир это одно лицо. В древнескандинавском варианте имени «Haskuldr» последние две буквы могли быть выделены в отдельно слово, а со временем и в самостоятельную личность.

Также византийские источники, описывая осаду русами Константинополя, говорят об одном военачальнике, правда, не называя его имени.

Историк Рыбаков дает нам разъяснение: «Личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Аскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц».

История киевских князей Аскольда и Дира оставляет больше вопросов, чем дает ответов. Летописи как основной источник информации, к сожалению, грешат неточностями или прямым искажением фактов, а археология не в состоянии показать нам полную и достоверную картину жизни Древней Руси IX столетия. Конечно, кое-что нам еще предстоит узнать, однако многое так и останется сокрыто завесой минувшего тысячелетия.

Читайте также:

cyrillitsa.ru

Аскольд и Дир. Запрещенный Рюрик. Правда о «призвании варягов»

Начнем с Аскольда и Дира: возможно, они имеют к Рюрику самое прямое отношение. Летописец рассказывает, что эти двое «ближних людей» Рюрика в 866 году захватили Киев. То ли город был тогда без князей, без воинов, без охраны, то ли при одном появлении Аскольда и Дира потомки Кия со Щеком кинулись бежать… Во всяком случае, никаких сведений об обороне города, о сопротивлении нет. Ни о сопротивлении профессиональных воинов, ни о сопротивлении народа.

Летопись повествует о захвате Киева элегически просто: отпросились Аскольд и Дир в Константинополь «с родом своим» (видимо, наняться в армию Византии, не иначе). Ну, плывут они по Днепру и увидели на горе городок. Пристали и спрашивают: «Чей это городок?» Им же отвечают: «Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили град сей, да погибли, а мы сидим, род их, платим дань хазарам». Аскольд да Дир остались в граде сем, и многие варяги с ними вместе»[30].

В общем, валялся Киев на берегу Днепра, Аскольд и Дир его нашли и подобрали. Анекдот? Но так в летописи. При том, что в той же «Повести временных лет» черным по белому написано: после смерти Кия, Щека и Хорива их потомки княжили у полян. «И по сихъ братьи держати, почаша родъ ихъ княженьє в Поляхъ».

«Повесть…» говорит о ближних боярах «Рюрика», а вот северные летописи Аскольда и Дира считают самостоятельными вождями дружин: «А князи в та лета бяху на Роускои земли; От Варяговъ 5 князеи, первому имя Скалдъ [то есть Аскольд], а дроугому Дир, а третьему Рюрик…»[31]

В общем, варяжские князья множатся, и Рюрик — только один из многих.

И по новгородским летописям Аскольд и Дир никак не связаны с Рюриком. Они даже пришли на Русь, в Киев, еще до приглашения самого Рюрика[32]. В Киеве они «назвались князьями», и пойди пойми, о чем речь: о самовольном провозглашении себя князьями, к чему летопись иронична, или о законнейшем превращении вождя бродячей дружины в князя после захвата города…

Северная летопись новгородского епископа Иоакима повествует о еще более увлекательных деталях, напрочь отсутствующих в других местах: о яростной борьбе за власть в Новгороде, бегстве части новгородской знати в 870-е годы от Рюрика к Аскольду. С этими историями, впрочем, коррелируется и рассказ «Повести…» о «бунте Вадима».

Именно это место подтверждает и другая летопись — «Никоновская»: поздний свод, составленный из не дошедших до нас рукописей.

А «Иоакимовская» рассказывает об истории Киева в правление Аскольда. Например, о походах Аскольда против печенегов и болгар, о гибели сына Аскольда в войне с болгарами. Рассказывается там и о походах против племен полочан и кривичей, причем ведь Рюрик, согласно «Повести временных лет», посадил у полочан и кривичей своих наместников! Но о войне Аскольда с Рюриком в «Повести…» нету ни слова. И вообще в «Повести…» сам Аскольд — это мятежный воевода Рюрика… Полное впечатление, что летопись недоговаривает, хотя и непонятно, почему.

Может, летописец упорно не хочет сообщать, что и помимо Рюрика на Руси были самостоятельные правители? Ведь летописи сводились воедино, составлялись в единый свод при прямых потомках Рюрика?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Аскольд и Дир

 

Аскольд и Дир. 

  Предание говорит, что много людей перебежало из Новгорода в Киев: здесь, на южном конце великого водного пути из Варяг в Греки, образовалось в то же время другое варяго-русское владение. Было, говорит предание, у Рюрика двое мужей, не родных ему; они выпросились у него идти к Царю-граду с родом своим, и когда шли вниз по Днепру, то увидели на горе городок, и спросили у тамошних жителей, чей он. Им отвечали, что были три брата, Кий, Щек и Хорив, построили этот городок и перемерли, а потомки их платят теперь дань козарам. Аскольд и Дир остались в городке, собрали около себя много варягов и начали владеть землею полян.

  Это предание совершенно согласно с обстоятельствами описываемого времени: варягам был давно известен великий водный путь из Балтийского моря в Черное; давно они усаживались между племенами, жившими у его начала; дело невозможное, чтобы, зная начало пути, варяги не стали пробираться тотчас же по нем вниз к Черному морю; летописец указывает путь из Варяг в Греки, прежде нежели начинает рассказ о событиях, непосредственно за рассказом о расселении племен славянских; тут же у него вставлено сказание о путешествии апостола Андрея по этому пути; Аскольд и Дир прямо выпрашиваются у Рюрика в Грецию и идут известною дорогою. Вот почему и прежде согласились мы допустить, что варяги-русь, зная начало великого водного пути ранее прихода Рюрикова, знали и конец его ранее этого времени, что шайки их давно усаживались на берегах Черного и Азовского морей и оттуда опустошали окрестные страны, на что так ясно указывают свидетельства арабов и некоторые другие. Но, как видно, до сих пор варяги являлись на великом водном пути из Балтийского моря в Черное только в виде малочисленных дружин, искавших службы при дворе императора или мелкой добычи на берегах Империи, без мысли и без средств основать прочное владение в землях, лежащих по восточному пути.

  Так, Аскольд и Дир отпросились у Рюрика в Грецию с родом своим только! Вот почему они не хотели, да и не могли утвердиться нигде по восточному пути до самого того места, начиная с которого Днепр поворачивает на восток, в степь. Здесь, среди славянского племени полян, плативших дань козарам, в городке Киеве, Аскольд и Дир остановились. Как видно, Киев в то время был притоном варягов, всякого рода искателей приключений, чем впоследствии были Тмутаракань и Берлад; видно, и тогда, как после, во времена Константина Багрянородного, Киев был сборным местом для варягов, собиравшихся в Черное море.

  Аскольд и Дир здесь остановились, около них собралось много варягов; сюда же, по некоторым известиям, перебежало из Новгорода много людей, недовольных Рюриком; Аскольд и Дир стали вождями довольно многочисленной шайки, окрестные поляне должны были подчиниться им; есть известия, что они дрались с степными варварами, с соседними славянскими племенами — древлянами и угличами, с дунайскими болгарами. Если примем известие, что варяги Аскольд и Дир засели в полянском городке Киеве, то не имеем права отвергать приведенные известия: владелец украинского городка необходимо должен был вести войны с степными варварами и с окольными славянскими племенами — и прежде более воинственные древляне и угличи обижали более покойных полян; наконец, столкновения с дунайскими болгарами были естественны по самому пути, которым обыкновенно русь ходила в Грецию.

  Ставши вождями довольно многочисленной дружины, Аскольд и Дир вздумали сделать набег на Византию, исполнить заветную мысль варяга, с какою они отправились из Новгорода; на 200 ладьях приплыла русь к Царю-граду, но попытка не удалась: буря, вставшая, по греческим свидетельствам, вследствие чудесного заступления богородицы, разбила русские лодки, и немногие из дружины Аскольдовой возвратились с своими князьями назад в Киев. Вслед за этим известием византийцы сообщают другое — о принятии христианства русскими, о посылке к ним епископа из Царя-града; так уже рано обнаружилось значение Киева в нашей истории — следствие столкновений Киевской Руси с Византиею. Даже прежде еще Аскольдова похода, обыкновенно относимого к 866 году, мы встречаем известия о нападениях руси на греческие области и о принятии христианства некоторыми из русских вождей: таково известие, находящееся в житии святого Стефана Сурожского, о нападении на Сурож русского князя Бравалина и о крещении его там; известие это относится к началу IX века, подобное же известие находим в жизнеописании святого Георгия, епископа Амастрийского. 

  Но владение, основанное варяжскими выходцами в Киеве, не могло иметь надлежащей прочности, ибо основано было сбродною шайкою искателей приключений, которые могли храбро драться с соседями, могли сделать набег на берега Империи, но не могли по своим средствам, да и не имели ввиду основать какой-нибудь прочный порядок вещей среди племен, живших по великому водному пути. Это могли сделать только северные князья, имевшие для того достаточную материальную силу и привязанные к стране правительственными отношениями к племенам, их призвавшим. 

www.1variant.ru

От войны с Византией до подлого убийства

Древнейшие источники

В «Повести временных лет» (в составе Лаврентьевской летописи) о них содержится весьма мало информации: по версии Нестора летописца, они не принадлежали к княжескому роду и являлись приближенными князя Рюрика, севшего после призвания варягов править в Новгороде. Аскольд и Дир попросили у князя разрешения отправиться в поход на Царьград, но, дойдя до Киева, решили обосноваться там. На этих землях издревле жили поляне, платившие дань хазарам и не имевшие своего князя. Однако нельзя не заметить, что, согласно Новгородскому летописному изводу, Аскольд и Дир не имели никакого отношения к Рюрику, а правили в Киеве еще до варяжского призвания.

Поход на Царьград!

Наверное, самое яркое событие, произошедшее за все время княжения Аскольда и Дира – это поход на Царьград под их предводительством, также отраженный в летописном своде. Однако сей поход нельзя назвать удачным: согласно «Повести временных лет», русы подошли к Царьграду в отсутствие правившего тогда царя Михаила, ушедшего воевать против агарян. Но, узнав о готовящемся нападении, правитель немедленно возвращается. Понимая, что помочь может только чудо, он приказывает всем жителям усиленно молиться, а сам с патриархом Фотием совершает крестный ход к морю с величайшей святыней – ризой Пресвятой Богородицы. Когда морских вод коснулась пола одежды Божией Матери, то поднялась немыслимая буря, которая разметала все русские корабли, и многие воины погибли.

Принятие христианства

Видимо, сила веры греков, способная творить такие чудеса, оказала такое впечатление на русов и их князей, что они изъявили желание креститься. Иначе как объяснить то, что вскоре на Русь был направлен епископ, крестивший местное население вместе с их правителем. Правда, следует оговориться, что такое свидетельство находим мы только лишь в византийских источниках (воспоминаниях того самого патриарха Фотия, а также в хронике Георгия Амартола). В «Повести» данный момент никак не отражен, кроме того, в греческих свидетельствах не упоминается имени правителя. Тем не менее, факт крещения Аскольда и Дира и некоторых их приближенных признается в русской церковной традиции доказанным. Бытует предание, по которому Аскольд принял в крещении имя Николай. Таких, в общем-то, не слишком достоверных сведений оказалось достаточно, чтобы причислить князя Аскольда к лику святых (сделано это было в 2013 году Украинской Православной Церковью, правда, не Московского, а Киевского Патриархата, Московский патриархат так и не вынес решение о канонизации).

Гибель князей

Однако мы отвлеклись от летописных источников… Далее в «Повести временных лет» описываются уже обстоятельства смерти Аскольда и Дира. В 882 году князь Олег, воевода Рюрика, после его смерти ставший регентом при малолетнем Игоре, пошел с походом на Смоленск. Впоследствии был захвачен и ряд других городов. Когда войско подошло к Киеву, Олег узнал, что здесь имеются свои князья. Чтобы избежать длительной осады сильного и крепкого Киева, князь решил хитростью выманить Аскольда и Дира из укрепленного города. Олег, скрыв своих воинов, назвался купцом, плывущим в греческие земли, и попросил привести к нему местных правителей. Когда же они вышли, князь объявил их незаконно захватившими власть, продемонстрировал им маленького Игоря, сына Рюрика, как истинного князя, имеющего все права на престол. После этого соправители были убиты, а Олег остался княжить в Киеве.

Подробности биографии

Скудная биография Аскольда и Дира обрастает некоторыми подробностями, если заглянуть в более поздние по времени источники – например, в Никоновскую или Иоакимовскую летописи. Однако здесь следует помнить о том, что такие своды писались уже много после событий IX века – в XV-XVII веках, поэтому вероятно использование для их написания недостоверной информации, слухов и домыслов. Как известно, любая древняя летопись традиционно начиналась с пересказа «Повести временных лет», но при этом каждый летописец непременно добавлял что-то свое, дописывал и дополнял предыдущего автора тем, что, по его мнению, было необходимым. Однако такие сведения, добавленные в историческую канву человеком, живущим много позже тех древних событий, должны вызывать как минимум настороженное отношение.
Но вернемся непосредственно к описанию позднейших дополнений. В Псковском изводе XV века встречаем информацию о том, что на княжение были призваны три варяга в составе Аскольда, Дира и Рюрика. То есть, если верить этому свидетельству, то отчасти становится понятно, почему Рюрик при жизни не трогал своих соплеменников, не пытался отобрать у них киевский престол. Однако в целом сей факт скорее является ошибкой или домыслом позднейшего переписчика.
В других сводах можно увидеть упоминание о борьбе за власть в Новгороде, в результате которой некоторые приближенные Рюрика переметнулись к Аскольду, о смерти сына Аскольда в 872 году в битве с болгарами, о походах на славянские племена кривичей и полочан, а также на печенегов. При этом важно отметить, что события похода на Царьград в позднейших летописях относятся уже совершенно к иной дате, нежели чем в «Повести временных лет». Это косвенно свидетельствует как минимум о частичной недостоверности приводимых сведений.
Еще одно позднейшее упоминание об Аскольде и Дире находим в сочинениях Яна Длугоша, польского историка, жившего в XV веке. По его версии, это были коренные киевляне, потомки легендарного Кия. В дальнейшем такая версия была поддержана некоторыми советскими историками, такими как, например, А.А. Шахматов. Но нельзя не отметить, что и здесь закрадывается сомнение: версия Длугоши могла быть придумана для доказательства обоснованности претензий Польши на киевский престол. Если придерживаться такой трактовки, то поляки, как коренные жители и древние коренные правители, имели больше прав на власть в Киеве, нежели чем Рюриковичи, потомки «варяжского гостя».

Аскольдова могила: тогда и сейчас.

«Повесть временных лет» донесла до нас и места захоронения свергнутых и убитых князей. Несмотря на совместную кончину, похоронены они были в разных могилах. Дир – на месте, где впоследствии основан был Ирининский монастырь, а Аскольд – на урочище на правом берегу Днепра, на Угорской горе. В XV веке на этом месте был основан Пустынно-Николаевский монастырь. В XIX веке там была возведена Николаевская церковь в виде ротонды, превращенная в советское время в некое подобие павильона и восстановленная в наше время в первоначальном виде.
Что касается территории вокруг могилы, то еще с древнейших времен там существовало кладбище, которое в XVIII веке стало престижнейшим в городе. В советское время оно было уничтожено, и разбит был парк. Сейчас это городской парк «Аскольдова могила», а предполагаемое место захоронения Аскольда отмечено памятником.

Историческая достоверность личностей Аскольда и Дира: версии и домыслы

Наше повествование о легендарных древнерусских князьях было бы неполным, если бы мы не затронули тему достоверности их фигур в целом. Известно, что по этому поводу историками до сих пор ведутся жаркие споры. И если историчность Аскольда не вызывает сомнений, то про Дира нельзя сказать столь же однозначно. Каждый читающий «Повесть временных лет», отметит для себя вторичность, второстепенность фигуры Дира по сравнению с Аскольдом. Согласно источникам, он не предпринимал никаких самостоятельных действий, и даже имя его всегда упоминается только вместе с Аскольдом, и никогда – отдельно. В связи с этим возникла версия, что на самом деле Аскольд и Дир – это один человек, раздвоенный волей позднейшего летописца, не разобравшегося в прозвищах. Еще В.Н. Татищев писал о том, что, возможно, «Дир» — это русская транскрипция сарматского слова «тирар», что означает «пасынок». Из этого делается вывод, что Аскольд – пасынок, но не Рюрика, а его жены. Поэтому его судьба и была столь плачевной – после смерти отца некому было его защитить, когда вдова Рюрика пожелала расчистить дорогу к власти своему родному сыну Игорю. Данная версия достаточно спорна, однако она вполне имеет право на существование. Если придерживаться такой точки зрения, то становится также ясным, почему Рюрик так легко отпустил Аскольда в поход на Царьград, почему не преследовал за вроде бы самовольный захват власти в Киеве.
Иная версия о раздвоении первоначально одного человека обращается к скандинавскому происхождению имени Аскольд. Если написать его латиницей, то получится Haskuldr или Hoskuldr. Как видно, в обоих случаях имеется окончание «dr», которое вполне могло оформиться как имя собственное. Вспомним, что и «Повесть временных лет», самое раннее свидетельство об Аскольде и Дире, писалась в XII веке, то есть почти три столетия спустя, а значит, произошедшее уже успело основательно забыться. Некоторые историки, полагающие, что Аскольд – потомок Кия, заявляют о славянском происхождении имени. Есть также версия, что оно образовалось от древнего самоназвания племени скифов – сколоты.
Корме того, Аскольд и Дир, как личности весьма загадочные, о которых известно крайне мало, породили большое количество различных версий у историков. Например, советский и российский археолог и исследователь славянской культуры Б.А. Рыбаков полагал, что существовало некое «аскольдово летописание» составленное из записей христиан во времена княжения Аскольда. Оно якобы и легло в основу «Повести временных лет» и других позднейших дошедших до нашего времени исторических источников. Такая версия нашла поддержку у некоторых советских и российских историков, однако все же большинство ученых признают ее вымышленной и мистифицированной.

В современное время

Сейчас, по прошествии многих сотен лет, Аскольд и Дир видятся нам невинными жертвами, наличия которых всегда требует установление государственности и единой власти. Фигуры легендарных князей обрели отчасти романтический, отчасти мученический ореол. Если принимать на веру версию о принятии ими христианства, то они представляются обогнавшими время, людьми, уже тогда осознавшими важность единобожия для укрепления государственного строя. Русь в целом придет к этому много позже лишь при внуке Игоря, ради которого и были убиты киевские соправители.
Судьба Аскольда и Дира частично отражена в фильме 2008 года «Сага о викингах». Также нельзя не упомянуть и оперу А.Н. Верстовского «Аскольдова могила», написанную в 1835 году на основе романа М. Загоскина. Ни в романе, ни в либретто оперы, правда, нет ни слова о самом князе, но действие происходит в Древней Руси, во времена Святослава, главный герой – предполагаемый потомок, правнук Аскольда, Всеслав, а кульминационные моменты действия происходят как раз на могиле его прадеда.

politika-v-rashke.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *