Что и когда открыл семен дежнев – Дежнёв, Семён Иванович — Википедия

что открыл семён дежнёв и когда надо

Берингов пролив

Открытие С. И. Дежневым пролива отделяющего Азию от Америки — Берингова пролива. (1648г. 20.9)
Еще в XVI в. русские землепроходцы настойчиво прокладывали нелегкие пути по Северному Ледовитому океану. В 1601-02 помор Шубин прошел морем из Северной Двины через прол. Югорский Шар в Тазовскую губу, где позже был основан г. Мангазея. Помор Лука в начале XVII в. на нескольких судах спустился по Оби в Карское море и вышел к п-ову Таймыр. В 1610-40 русские совершили ряд плаваний по рекам, впадающим в Северный Ледовитый океан, основали Илимск и Якутск. В 1641-44 казачий десятник М. В. Стадухин, выйдя из Якутска, достиг р. Индигирка, спустился по ней и прошел морем до устья Колымы, где основал Нижнее Колымское зимовье, которое стало отправным пунктом для последующих экспедиций.

В этом походе участвовал С. И. Дежнёв. Летом 1646 Дежнёв вместе с Ф. А. Поповым (Алексеевым) на 4 кочах отправились из Нижнего Колымского зимовья на поиски морского пути к р. Анадырь, но тяжелая ледовая обстановка заставила их возвратиться. Вторая попытка (в 1647) также оказалась безуспешной. 20.6 1648 из Нижнего Колымского зимовья вновь вышли в море и двинулись «встречь солнцу» 6 кочей под командованием С. И. Дежнёва и Ф. А. Попова и коч казака Герасима Анкудинова, присоединившегося к экспедиции (всего около 100 человек) .

Плавание было трудным и опасным. Двигаясь на восток вдоль побережья, 2 коча разбились о льды, 2 были унесены штормом. 20.9 1648 кочи Дежнёва, Попова и Анкудинова, пройдя от устья Колымы около 1400 км, достигли северовосточной оконечности Азии — м. Б. Чукотский Нос. Здесь коч Анкудинова разбился, а его экипаж перебрался на коч Попова. При выходе в океан во время шторма коч Попова унесло далеко на юг, к Камчатке, а коч Дежнёва в октябре выбросило на берег южнее устья р. Анадырь (на Олюторский п-ов) . Отсюда Дежнёв с 24 спутниками с большими трудностями добрался до р. Анадырь.

После зимовки к весне 1649 в живых осталось 12 человек. Во главе с Дежнёвым они на лодках поднялись вверх по реке и в среднем ее течении основали Анадырское зимовье. До 1659 Дежнёв занимался здесь промыслом «рыбьего зуба», затем возвратился в Якутск. В 1664 и 1671 ездил в Москву с «государевой казной» — добытой моржовой костью и пушниной. О великом географическом открытии документально стало известно лишь в 1736 из «отписки» (донесения) С. И. Дежнёва якутскому воеводе, найденной в архиве воеводской канцелярии. В 1758 Академия наук и художеств опубликовала сообщение о походе С. И. Дежнёва, о котором М. В. Ломоносов в 1763 написал: «Сею поездкою несомненно доказан проход морской из Ледовитого океана в Тихой». В 1898 по ходатайству Русского географического общества м. Б. Чукотский Нос был переименован в м. Дежнёва. В связи с 300-летием открытия пролива между Азией и Америкой Совет Министров СССР Постановлением от 10.8 1948 учредил премию имени С. И. Дежнёва, присуждаемую за лучшие труды по географии Северо-Восточной Азии. Имя Дежнёва в разное время носил ряд советских судов.

otvet.mail.ru

семен дежнев. что он открыл???

Берингов пролив

Открытие С. И. Дежневым пролива отделяющего Азию от Америки — Берингова пролива. (1648г. 20.9)
Еще в XVI в. русские землепроходцы настойчиво прокладывали нелегкие пути по Северному Ледовитому океану. В 1601-02 помор Шубин прошел морем из Северной Двины через прол. Югорский Шар в Тазовскую губу, где позже был основан г. Мангазея. Помор Лука в начале XVII в. на нескольких судах спустился по Оби в Карское море и вышел к п-ову Таймыр. В 1610-40 русские совершили ряд плаваний по рекам, впадающим в Северный Ледовитый океан, основали Илимск и Якутск. В 1641-44 казачий десятник М. В. Стадухин, выйдя из Якутска, достиг р. Индигирка, спустился по ней и прошел морем до устья Колымы, где основал Нижнее Колымское зимовье, которое стало отправным пунктом для последующих экспедиций.

В этом походе участвовал С. И. Дежнёв. Летом 1646 Дежнёв вместе с Ф. А. Поповым (Алексеевым) на 4 кочах отправились из Нижнего Колымского зимовья на поиски морского пути к р. Анадырь, но тяжелая ледовая обстановка заставила их возвратиться. Вторая попытка (в 1647) также оказалась безуспешной. 20.6 1648 из Нижнего Колымского зимовья вновь вышли в море и двинулись «встречь солнцу» 6 кочей под командованием С. И. Дежнёва и Ф. А. Попова и коч казака Герасима Анкудинова, присоединившегося к экспедиции (всего около 100 человек) .

Плавание было трудным и опасным. Двигаясь на восток вдоль побережья, 2 коча разбились о льды, 2 были унесены штормом. 20.9 1648 кочи Дежнёва, Попова и Анкудинова, пройдя от устья Колымы около 1400 км, достигли северовосточной оконечности Азии — м. Б. Чукотский Нос. Здесь коч Анкудинова разбился, а его экипаж перебрался на коч Попова. При выходе в океан во время шторма коч Попова унесло далеко на юг, к Камчатке, а коч Дежнёва в октябре выбросило на берег южнее устья р. Анадырь (на Олюторский п-ов) . Отсюда Дежнёв с 24 спутниками с большими трудностями добрался до р. Анадырь.

После зимовки к весне 1649 в живых осталось 12 человек. Во главе с Дежнёвым они на лодках поднялись вверх по реке и в среднем ее течении основали Анадырское зимовье. До 1659 Дежнёв занимался здесь промыслом «рыбьего зуба», затем возвратился в Якутск. В 1664 и 1671 ездил в Москву с «государевой казной» — добытой моржовой костью и пушниной. О великом географическом открытии документально стало известно лишь в 1736 из «отписки» (донесения) С. И. Дежнёва якутскому воеводе, найденной в архиве воеводской канцелярии. В 1758 Академия наук и художеств опубликовала сообщение о походе С. И. Дежнёва, о котором М. В. Ломоносов в 1763 написал: «Сею поездкою несомненно доказан проход морской из Ледовитого океана в Тихой». В 1898 по ходатайству Русского географического общества м. Б. Чукотский Нос был переименован в м. Дежнёва. В связи с 300-летием открытия пролива между Азией и Америкой Совет Министров СССР Постановлением от 10.8 1948 учредил премию имени С. И. Дежнёва, присуждаемую за лучшие труды по географии Северо-Восточной Азии. Имя Дежнёва в разное время носил ряд советских судов.

otvet.mail.ru

Дежнев Семён Иванович — История географических открытий. Персоналии.

В

1640–1642 гг. вместе с М. В. Стадухиным и другими
участвовал в походах на север Сибири с целью открытия новых земель и поиска лежбищ
морских животных, был
на Оймяконском плоскогорье (Якутия), проплыл по р. Яне, а затем р. Индигирке до устья,
вдоль берегов
дошел до р. Алазеи, а затем морем достиг р. Колымы, где в 1643 г. основал Нижнеколымский
острог.

В 1647 г. из Нижнеколымска на восток отправилась экспедиция под руководством приказчика
Ф. Попова (Алексеева), к к-рой Дежнёв примкнул в
качестве сборщика ясака. Однако летом 1647 г. плавание оказалось неудачным из-за мощных
льдов,
загромоздивших устье р. Колымы. Экспедиция отправилась вновь в июне 1648 г. на 7 кочах.
В пути 2 коча
погибли, 2 потерялись, а 3 коча обогнули Чукотский п-ов с севера, достигли пролива
между Азией и
Америкой и прошли по нему впервые, фактически открыв его (ныне Берингов прол.). Однако
открытие пролива
долгое время оставалось неизвестным (материалы об этом открытии хранились в Якутском
остроге), и В.
Беринг открыл пролив вторично.

В районе пролива еще один коч разбился о скалы, а 2 оставшихся коча пересекли Анадырский
залив и обогнули
Олюторский п-ов. В начале октября коч Дежнёва был выброшен штормом на берег южнее
устья р. Анадырь, а
коч Попова спустился на юг и достиг Камчатки. Дежнёв с экипажем добрался по суше до
Анадыри, где в 1649
г. основал Анадырский острог. Обследовав бассейн реки, Дежнёв составил ее план, затем
исследовал часть
бассейна р. Анюй, открыл богатое лежбище моржей в Анадырском заливе и организовал
их промысел.

В своих челобитных Дежнёв подробно описал Чукотский п-ов, природу и население Анадырского
края. В 1665 г.
получил чин казачьего атамана. Именем Дежнёва названы мыс на крайней северо-востоке
оконечности Азии,
бухта на западном побережье Берингова моря, хребет на Чукотском п-ове, поселок на
Амуре. Географическое
об-во СССР за выдающиеся открытия присуждает премию им. Дежнёва.

Морской энциклопедический справочник под ред. Н.Н. Исанина. Л.:1987 г.

www.discover-history.com

Дежнев семен иванович что открыл кратко

Дежнев Семён Иванович (около 1605— начало 1673), русский мореплаватель, первооткрыватель пролива между Азией и Америкой.

В 30-х гг. XVII в. Дежнёв отправился в Сибирь служить в казачьих отрядах. Известно, что после службы в Тобольске и Енисейске он в 1638 г. поступил в Якутский острог.

За девять лет пребывания в бассейне реки Яны, на Оймяконе и Колыме Дежнёв совершил много речных и сухопутных походов, а в 1642 г. по Индигирке впервые вышел в Ледовитый океан.

Мореход зарекомендовал себя как храбрый и удачливый воин. В 1641 г. с партией в 15 человек, доставлявшей ясак от реки Яны в Якутск, отбился от шайки из 40 разбойников. В 1642 г. во главе гарнизона из 13 человек успешно защитил Колымский острожек от нападения 500 юкагиров.

Летом 1647 г. Дежнёва направили в качестве представителя государственной власти в экспедицию Ф. А. Попова. Предполагалось проплыть по Ледовитому океану в земли к востоку от Колымы, торговать с чукчами, обратить местное население в русское подданство и собрать дань. Казаки также хотели найти морской путь к реке Анадыри, богатой промысловым зверем. 20 июня 1648 г. команда на семи ладьях вышла в море. Считается, что до пролива, отделяющего Азию от Америки, дошли только три судна. Они обогнули мыс, который Дежнёв назвал Большим Каменным Носом и который впоследствии (1898 г.) стал носить его имя. Там разбился ещё один корабль, а через некоторое время и оставшиеся два коча — Дежнёва и Попова — из-за бури потеряли друг друга из виду. Судно Дежнёва в октябре 1648 г. было выброшено на берег южнее устья Анадыри, и он с командой пришёл обратно к реке, где основал Анадырский острог.

Летом 1652 г. на Анадыри было обнаружено лежбище моржей, усеянное моржовыми клыками.
Именно за это, а не за открытие пролива между двумя континентами Дежнёв, приехав в Москву в 1664 г., получил титул казачьего атамана.

Английский путешественник Дж. Кук более чем через сто лет, не зная о походе Дежнёва, назвал пролив Беринговым.

В 1666 г. Дежнёв вернулся в Якутск и продолжал службу до 1671 г., после чего снова приехал в Москву, где и прожил до конца жизни.

Кроме мыса его именем названа бухта в Беринговом море.

!Окружающий мир, Плешаков, 4 класс, 2 часть, тетрадь с ответами, Перспектива — Подвижники Руси и землепроходцы

Страница 9 из 26

ПОДВИЖНИКИ РУСИ И ЗЕМЛЕПРОХОДЦЫ

Обозначь на схеме «Река времени» век, когда вышла в свет первая русская печатная книга.

См. Река времени (Окружающий мир 4 класс, часть 2)

Представь себя одним из первопечатников. Придумай свой знак и нарисуй его. Объясни, какой смысл ты в него вкладываешь.

См. рисунок:

На моем знаке изображена открытая книга, от нее исходит свет просвещения, ведь книга — источник знаний.

Наверху — мой вензель, т.е. начальные буквы имени и фамилии.

Подбери пословицы и загадки о книгах, в том числе в творчестве народов твоего края.

См. Пословицы и загадки о книгах

4. Обведи на карте маршрут путешествия Семена Дежнева. Подпиши названия двух океанов, которые «встречаются» у мыса Дежнева.

См.

рисунок:

Наш сайт имеет группу Вконтакте «ГДЗ — Готовые Домашние Задания — Ответы Решебник». Присоединяйтесь!

Родился он в древнем российском городе Великом Устюге (Вологодская губерния) в бедной семье. Тяжелые условия жизни вынудили покинуть родные места и отправиться на службу в далекую Сибирь – сначала в город Тобольск, а затем в Енисейск, где принимал участие в нескольких походах по Сибири.

В 1640 г. его направляют в бассейн реки Яны для сбора дани с местного населения, а в 1642 г.

он побывал на реке Индигирке, по которой спустился до впадения ее в Северный Ледовитый океан. Отсюда достиг реки Алазеи, затем Колымы. В этих местах пробыл три года, собирая дань и исследуя морской путь к реке Анадырь, где можно было найти, как утверждалось, «рыбью кость» (моржовые клыки) и золото.

В 1647 г.

приказчик одного из московских купцов, холмогорец Федот Алексеев Попов (тоже известный русский землепроходец) снарядил в Нижне-Колымске большую промысловую партию. Целью ее были поиски на востоке моржовых лежбищ и якобы богатых соболями мест на реке Анадырь. Эта экспедиция была неудачной из-за тяжелых ледовых условий, но Попов решил организовать вторую экспедицию, в состав которой был включен Дежнев. В июне 1648 г. шесть кочей (промысловых парусных судов для плаваний как по рекам, так и по морю) во главе с Поповым и Дежневым отправились из Нижне-Колымска на восток.

К ним присоединился коч еще одного землепроходца, Герасима Анкидинова, до этого шедшего независимо от экспедиции. Всего на семи кочах было около 90 человек.

  Чтобы представить всю трудность и смелость этого путешествия, хотя ледовые условия 1648 г. были сравнительно благоприятны, нужно отметить, что путь пролегал по совершенно неведомым водам, вдоль безлесного сурового побережья Чукотского полуострова.

Свирепствовали бури, приходилось бороться с сильными ветрами и неизвестными течениями, а помощи на случай крушения ждать было неоткуда. Во время пути по Чукотскому морю бесследно исчезли два коча, а несколько позже погиб коч Анкидинова (его экипаж успел перейти на судно Дежнева). В начале сентября 1648 г. суда Дежнева и Попова достигли «Большого Каменного Носа», ныне носящего название мыса Дежнева.

Смелые путешественники, конечно же, не представляли себе всего величия своего подвига: они первыми вошли в пролив, разделяющий Северный Ледовитый и Тихий океаны, берега Азии и Северной Америки.

Когда флотилия достигла пролива (позднее он будет назван Беринговым) и плыла уже по водам Тихого океана, начались сильные бури, и оставшиеся четыре коча разбросало по морю. Коч Ф. Попова понесло по направлению к Камчатке, два коча попали на Аляску, а судно С.

Дежнева выбросило на берег недалеко от устья реки Анадырь.

О дальнейшей судьбе Попова и его спутников известно мало.

По некоторым источникам того времени, он, перезимовав на Камчатке и обогнув ее с юга, продолжал путь вдоль ее западного берега, где погиб в 1649 г. Что касается других пропавших кочей, то в 1937 г. археологи обнаружили на Аляске остатки небольшого поселения, в котором дома были построены из бревен на кирпичном фундаменте и с кирпичными печами. Таких домов коренные жители Аляски – эскимосы и индейцы – строить не умели.

Ученые предполагают, что это селение было построено людьми тех двух пропавших кочей, так как поселение это было создано около 300 лет назад, т. е. как раз в годы экспедиции Дежнева.

Дежнев с 24 спутниками отправился по суше к устью реки Анадырь, куда через два с половиной месяца дошло всего 12 человек, остальные погибли от голода и болезней.

Летом 1649 г. путники поднялись вверх по Анадырю и в среднем течении реки построили поселение, в котором провели зиму. Здесь Дежнев составил чертеж Анадыря от верховьев до устья, а также части реки Анюй (притока Колымы), записал сведения о природе пройденных территорий.

Эти записи были впервые найдены академиком Г. Ф. Миллером в якутском архиве в 1736 г. Позднее их часто использовали многие экспедиции, работавшие на северных берегах Сибири и Северной Америки, а чертежи Дежнева стали основой географических карт этих территорий.

Только в 1662 г. Дежнев вернулся с Анадыря в Якутск и вскоре отправился в Москву с партией моржовых клыков для царской казны.

Здесь ему был пожалован чин атамана. В 1670 г. якутский воевода снова поручил Дежневу отвезти в Москву служебные документы и соболиные шкурки для царской казны. Это путешествие длилось год и пять месяцев. Дежневу было уже за 60. Раны (за годы своих путешествий он был ранен 9 раз) и тяжелый труд первооткрывателя подорвали здоровье, и в 1673 г. этот выдающийся русский путешественник скончался.

Именем Дежнева названы мыс на Чукотском полуострове и бухта на западном побережье Берингова моря.

Дежнев Семен Иванович (ок.

1605 – 1673)

Семён Дежнёв – якутский казак, первый из мореплавателей, открывший Берингов пролив, отделяющий Азию от Америки, за 80 лет до Беринга. Родина его – Великий Устюг. В Сибири он служил сперва в Тобольске, Енисейске и перешел оттуда в 1638 в Якутский острог, только что тогда основанный. С этого времени Дежнев с товарищами по службе вступил в непрерывную борьбу с туземным населением, приводя его к покорности и собирая ясак по Яне, Индигирке и Колыме, доходя по этим рекам до Ледовитого океана.

Плавание Семёна Дежнёва.

Карта

 В 1648 с одной такой казацкой партией Дежнев достиг по Ледовитому океану от устьев Колымы Берингова пролива, прошел его после разных приключений и битв с чукчами, в которых предводитель партии, Алексеев, был ранен и Дежнев остался один начальником.

Бури разбили две последние лодки отважных моряков, и их выбросило на берег близ устьев р.

Анадыри. Здесь Дежнев зимовал, причем потерял из 25 человек 13, а с остальными летом 1649 на вновь построенных лодках поднялся по р. Анадыри, основал тут на среднем течении этой реки Анадырский острог и собрал ясак с местных чукчей.

Походы через Сибирь.

Семён Дежнёв

В 1650 пришла в Анадырский острог сухим путем из Нижнеколымска новая партия казаков, и между этими русскими городками установились более или менее правильные сношения. Сам Дежнев оставался в построенном им остроге со служилыми людьми до 1662 и только тогда вернулся в Якутск. Отсюда он ездил в Москву в 1664 и второй раз в 1671. Дальнейших сведений о нем не имеется.

См.

также статью Русское освоение Сибири.

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов.

Просьба делать переводы через карту, а не Яндекс-деньги.

Дежнев Семен Иванович (ок. 1605 — 1673 г.) — русский полярный мореход.

С.И.Дежнев родился, вероятно, в Великом Устюге. В начале 40-х годов ушел в Сибирь и с отрядом казаков попал в Якутск, откуда совершал длительные походы на реки Яну, Колыму и т.д.; плавал морем из устья Колымы до устья реки Лены.

Но особенно его привлекала река Анадырь, где, по слухам, было много моржовых клыков. Казаки не раз пытались морем пройти на Анадырь, но суровый океан встречал людей непроходимыми льдами.

Первая попытка, сделанная отрядом Дежнева летом 1647 года, окончилась неудачей.

В июне 1648 года отряд под командованием С.И.Дежнева решил повторить свой прошлогодний путь. Поначалу плавание шло успешно, но за Шелагским мысом мореходы попали в жестокий шторм, два коча (небольшие суда) выбросило на берег. Остальным пяти судам удалось достичь мыса, позднее названного именем Дежнева.

Следующую остановку мореходы сделали у Чукотского мыса, но чукчи встретили мореходов неприветливо.

Тогда они 20 сентября ушли в море и снова попали в шторм.

Суда разбросало в ревущем море. Судно, на котором находился Дежнев, 1 октября выкинуло на берег в районе Олюторского залива. На берег сошло 25 человек. Вскоре они направились на поиски реки Анадырь. По пути туда половина землепроходцев погибла, и до устья Анадыря добралось только 13 человек.

В устье реки Анадырь С.И.Дежнев основал острог, в котором прожил 10 лет.

Недалеко от этого места он нашел косу, усеянную моржовыми клыками. Дважды С.И.Дежнев ездил в Москву для доставки пушнины и клыков моржа. Во время первого пребывания там, в 1665 году он был «поверстан за кровь и раны» в атаманы и назначен приказчиком в Оленек.

Во время второго путешествия, в 1673 году, он заболел и умер.

Главная заслуга Дежнева заключается в том, что он открыл пролив между Азией и Америкой; его именем названа крайняя точка Евразии на Чукотском полуострове — мыс Дежнева; хребет на Чукотке, бухта на побережье Берингова моря.

Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Дежнев Семен Иванович википедия
Поиск по сайту:

Схема боя 2t «густа 1942 г. у Диксона. Красным цветом обозначены действия советских кораблей и артиллеристов, синим — немецкого тяжелого крейсера «Адмирал Шеер».

Цифрами обозначены: 1 — остров Диксон; 2 — остров Новый Диксон; 3 — бухта Самолетная; 4 — остров Конус; 5 — порт Диксон; 6 — пароход *Ki ; 7—сторожевой корабль СКР-19, он Ж( пароход «Семен Дежнев»; 8 — направление стрельбы «С.Дежн *; 9 — маневры немецкого тяжелого крейсера «Адмирал Шеер»; 10 — огонь «Шеера».

Советский сторожевой корабль СКР-19 (бывший ледокольный пароход главного управления Сев-

«С.Дежнев», построенный в 1938 г.

Он доставил грузы и должен был вывезти береговые батареи, установленные для обороны порта: 569-ю, с 152-мм армейскими пушками-гауби-цами; 226-ю, с морскими 130-мм орудиями и 246-ю зенитную. Поскольку вражеские корабли в Карском море не показывались, артиллерию решили переправить на Новую Землю, где создавалась база Беломорской военной флотилии. И потому к приходу «Дежнева» батареи демонтировали. Получив последнее сообщение с «Сибирякова», прибывший на сторожевике военком северного отряда флотилии В.В.Бабинцев и начальник морских операций Главсевморпути в западном секторе Арктики А.Минаев срочно обсудили сложившееся положение и стали …ждать приказа.

А в порту стояли еще лесовоз «Революционер» и пароход «Кара», причем на последнем было от 250 до 540 т взрывчатки — как утверждали портовики, «он был доверху набит аммоналом». Здравый смысл подсказывал — немедленно убрать его подальше от порта, но…

Только в полдень 26 августа командующий Северным флотом получил телеграмму Папа-

морпути «С.Дежнев»): водоизмещение — 7330т; скорость —10,5 узлов; вооружение— четыре 76,2-мм, четыре 45-мм пушки, шесть 12,7-мм пулеметов; мощность силовой установки — 2500л.с.; дальность плавания — 5600 миль; длина — 104 м, ширина — 15 м, осадка — 6,3 м; экипаж — 122 человека.

В 1946 г. возвращен владельцу и разоружен, в 1969 г. списан и продан на слом за граничу-

Немецкий тяжелый крейсер (до 1940г. броненосец) «Адмирал Шеер»: водоизмещение — 11700 т; скорость — 28 узлов; вооружение — шесть 280-мм, восемь 150-мм, шесть 88-мм орудий, восемь 37-мм зениток, восемь 533 мм торпедных аппаратов, два гидросамолета, одна катапульта; мощность силовой установки — 54000л.с.; бронирование бортов — 80 мм, палубы — 40 мм, башен главного калибра—140 мм; длина— 186м, ширина—20,7 м, осадка—5,8м; экипаж—1150 человек.

В апреле 1945г. потоплен в Киле английской авиацией.

Рис. Рвузы БИКМУХАМЕДОВОЙ

нина с требованием отправить в море Лаптевых бомбардировщики на поиски рейдера, следом пришло распоряжение наркома ВМФ предпринять все возможное для защиты арктических коммуникаций.

Затем и Головко велел привести в боевую готовность береговую оборону, Беломорскую флотилию, морскую авиацию, эсминцы и подводные лодки. В 20 ч он известил Главный штаб, что в Карском море находится не вспомогательный, как считалось, а тяжелый крейсер противника, что резко меняло ситуацию.

…Меендсен-Болькен смирился с мыслью, что теперь караваны ему не настичь, но не рискнул бесславно закончить операцию и задумал перед уходом как следует «хлопнуть дверью», напав на один из советских портов.

Выбор пал на Диксон, поскольку там находился мощный радиоцентр, большие запасы угля, туда стекались данные о движении судов, ледовой обстановке и погоде.

Разгром Диксона имел бы катастрофические последствия для навигации в Заполярье.

Было решено подавить остатки береговой обороны (немцы знали, что батареи частично демонтированы), высадить десант. Ему предстояло захватить секретную документацию, а при отходе привести в негодность портовые сооружения.

…Мне довелось беседовать с участниками тех событий, контр-адмиралом К.И.Степиным (тогда одним из офицеров «Дежнева»), капитаном дальнего плавания И.ГШнейдером (рулевым этого сторожевика) и старожилом Диксона М.П.Коршуновым.

Судя по их рассказам и по воспоминаниям других ветеранов, дальнейшие события развивались следующим образом.

Первое время на Диксоне царило спокойствие.

Две 152-мм пушки-гаубицы батареи лейтенанта Н.М.Корнякова и зенитки уже привезли на причал, морские орудия успели погрузить на баржу. Рядом с «Дежневым» стоял «Революционер», «Кара» была на внутреннем рейде и отлично просматривалась с моря.

Бабинцев и Минаев все еще не верили в нападение, тем более с одного поста наблюдения сообщили о неизвестном корабле, который полным ходом прошел проливом Вилькиц-кого в море Лаптевых.

Этой ошибочной информации придали решающее значение и не стали вывозить население из поселков в тундру, подальше от моря. Только в 23 ч поступил приказ Головко о приведении береговых батарей в готовность.

И лишь тогда Бабинцев, Минаев и командир «Дежнева» А.С.Гцдулянов поплыли на катере посмотреть, как бы побыстрее вернуть на место находящиеся на барже 130-мм пушки.

Но уже в час ночи 27 августа из поселка Новый Диксон заметили приближающийся 8-уз-ловым ходом боевой корабль. Объявили тревогу, и в 1 ч 25 мин старший помощник командира «Дежнева» С.А.Кротов (Гидульянов, повторяем, уплыл с начальством на катере) повел сторожевик к входному фарватеру, навстречу врагу; на причале же артиллеристы Корнякова и моряки «Революционера» грузовыми стрелами (других приспособлений не было) развернули пушки-гаубицы, не предназначенные для стрельбы по подвижным морским целям.

Наскоро вооруженные ополченцы заняли позиции в Старом и Новом Диксоне, чтобы отразить атаку возможного десанта; женщин, стариков и детей, секретные документы спешно отправили в тундру.

В 1 ч 35 мин из-за полуострова Наковальня показался длинный силуэт немецкого крейсера.

С «Дежнева», как и положено, запросили

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 10 ‘ 9 6

statc.ru

Семен Дежнёв — Открытия и путешествие

Русским путешественникам посчастливилось выйти к Тихому океану, т. е. найти Северо-Восточный проход, о чем мечтали чуть ли не все европейские мореплаватели, особенно англичане и голландцы. В первой четверти XVII столетия и по суше, и по рекам русские землепроходцы продвигались на восток и добирались до устья Енисея, а затем и Лены. В 1643 г. Михаил Стадухин достиг устья Колымы. Самый последний, восточный участок прохода из Ледовитого океана в Тихий был открыт в 1648 г., в ходе плавания Семена Дежнёва и Федота Попова.

Принято считать, что родина Дежнёва — Великий Устюг, важный пункт на торговом пути из Вологды к Белому морю в XV—XVII вв. Многие его жители занимались торговлей, не раз ходили в дальние страны. Великий Устюг дал России покорителя Приамурья Ерофея Хабарова, исследователя Камчатки Владимира Атласова, мореплавателей XVIII в. Афанасия Бахова и Василия Шилова. Но есть сведения, что Семён Дежнёв родился намного севернее, на Пинеге. Если это так, выходит, он земляк Михаила Стадухина, еще одного выдающегося землепроходца и первооткрывателя.

В Сибирь Дежнёв попал в середине 1630-х гг., в составе большого отряда казаков, набранных специально для службы за Уралом. Некоторое время он служил в Тобольске, затем был переведен в Енисейск, а в 1638 г. в Ленский острог, участвовал в нескольких походах по притокам Лены для сбора ясака. Зимой 1640 г. Дежнёв служил на Яне в отряде Дмитрия Зыряна. Собрав ясак с местных жителей, Зырян решил идти на восток, к Алазее, а Дежнёва с ясачными собольими шкурками послал в Якутск. По дороге на Дежнёва напали эвенки (по другим источникам — эвены), которых казаки называли ламутскими тунгусами, и ранили его стрелой. В 1641 г. в составе отряда Стадухина он отправился на Оймякон. Весной следующего года во время стычки с эвенками Дежнёв снова был ранен, как и многие другие казаки. Лишившись ко всему прочему лошадей, отряд Стадухина соорудил кочи и поплыл вниз по Индигирке.

От ее устья казаки морем добрались до Алазеи, где встретили отряд Дмитрия Зыряна. Объединившись, летом 1643 г. они отправились дальше на восток и достигли устья Колымы. Поднявшись по ней, казаки построили зимовье, а затем перебрались назад, поближе к устью, где возник Нижнеколымский острог. Здесь Дежнёв прожил три года. В 1645 г. Стадухин и Зырян двинулись с собранным ясаком в Якутск, а в Нижнеколымске остался Дежнёв с еще 12 казаками. Им пришлось отразить несколько нападений юкагиров, но вскоре подоспела подмога: из Якутска вернулся Зырян.

Через некоторое время на Колыме появились торговцы и «промышленные» люди. Выловив здесь почти всех соболей, русские решили поискать счастья еще восточнее. Местные жители рассказывали, что там, на реке Погыче, вдоволь пушного зверья, а еще есть серебро. В 1646 г. на поиски таинственной Погычи морем отправились промысловики с кормщиком Исаем Игнатьевым. Их коч дошел лишь до Чаунской губы (примерно в 400 км от устья Колымы), берега которой населяли чукчи. Найти Погычу русским не удалось: путь им преградили льды. Пришлось возвращаться. Однако итоги плавания обнадеживали, ведь в ходе немого торга с чукчами удалось приобрести резные изделия из кости и моржовых клыков — товар сколь редкий, столь и ценный, в особенности за границей.

Организацией нового морского похода к Анадырю (уже в 1647 г. стало ясно, что Погыча и Анадырь — одна и та же река) занялся уроженец Холмогор Федот Попов, устюжский приказчик московского купца Василия Усова. Отряд, задачи которого состояли в поисках реки и моржовых лежбищ на побережье, а также в пушном промысле, включал несколько десятков промысловиков и Дежнёва, отвечавшего за сбор ясака: он пообещал сдать в казну 280 собольих шкурок. Летом 1647 г. четыре коча вышли из устья Колымы и повернули на восток. Однако их тоже подстерегали тяжелые льды, не позволившие судам продвинуться сколько-нибудь далеко.

По возвращении Попов начал готовить новую экспедицию. Похоже, неудача его только раззадорила — как и Дежнёва, который снова обратился к начальству с просьбой назначить его ответственным за сбор ясака. Но у него появился конкурент, казак Герасим Анкидинов, обязавшийся сдать государству еще больше пушнины, чем Дежнёв. Последнему пришлось вновь «повысить ставку», и лишь тогда он получил желаемую должность. Но Анкидинов все же вошел в состав экспедиции вместе со своими людьми, которых Дежнёв именовал не иначе как «ворами».

В 1648 г. из устья Колымы вышли семь кочей (шесть Попова и один Анкидинова), всего на них насчитывалось до сотни человек. Ледовая обстановка на этот раз оказалась благоприятнее, но зато все время штормило. Тем не менее кочи двигались на восток и благополучно миновали остров Айон, загораживающий вход в Чаунскую губу. В проливе Лонга, между материком и островом Врангеля, во время жестокого шторма два судна разбило льдами. Люди с них перебрались по льду на берег: некоторых впоследствии убили коряки (по другим данным — чукчи), остальные погибли от голода и холода. В конце лета, когда экспедиция уже была у края Азии, налетел на льдину и получил пробоину коч Анкидинова, но моряки перебрались на оставшиеся невредимыми суда.

Некоторые исследователи, впрочем, считают, что кочу Анкидинова удалось обогнуть Чукотку и разбился он уже в Тихом океане. А другие утверждают, что кроме двух кочей, затонувших в проливе Лонга, экспедиция потеряла еще два, якобы унесенных во время шторма куда-то к берегам Аляски. В истории этого плавания вообще много неясного. В те времена у русских путешественников не было принято вести вахтенные журналы и дневники, писать мемуары. Судить о походах и плаваниях XVII в. приходится по отпискам (отчетам) и челобитным (доносам и жалобам). Согласно самой распространенной версии, четыре коча прошли проливом, который много лет спустя назовут Беринговым, обогнули мыс Чукотский и вошли в Анадырский залив. Уже в конце сентября где-то на берегу залива на моряков напали чукчи и ранили Попова. Через неделю буря разбросала оставшиеся кочи, и судно Дежнёва отнесло далеко на юго-запад.

Шторм выбросил его на скалы, возможно, близ Олюторского мыса. Произошло это «после Покрова», т. е. в середине октября. После этого Дежнёв, как следует из его отписок, повел людей на северо-восток, через Корякское нагорье. И шли они десять недель, пока не добрались до низовьев реки Анадырь. Из 25 человек после этого перехода осталось в живых лишь 12. Но здесь много неясностей. Судя по отпискам, Дежнёв со своими спутниками двинулся в путь зимой, в лютый холод, когда с каждым днем становится все темнее, пока сутки не превращаются в сплошную ночь, да и с пропитанием проблемы более чем очевидные. Люди тогда, конечно, были не чета нынешним, и все же — уйти от моря с его птичьими базарами, рыбой, морскими зверями в горную тундру, где встретить какую-то живность очень трудно, тем более зимой?!

Скорее всего, Дежнёв зазимовал недалеко от места гибели коча, а уже летом 1649 г. отправился к Анадырю. И вообще, почему он думал, что, двигаясь в северо-восточном направлении, выйдет на Анадырь? Знал ли он, где протекает река и где находится ее устье? Но ведь в его челобитной нет ни слова о том, что коч подходил к устью Анадыря… Возможно, само место крушения находилось не у Олюторского мыса, а гораздо северо-восточнее — например, у мыса Наварин. Оттуда до устья Анадыря тоже далеко, зато берегом, да и поход на запад, поближе к знакомым местам, представляется гораздо более логичным.

От устья Анадыря, поднявшись на вновь построенных кочах вверх по реке, Дежнёв дошел до земель аннаулов (юкагиров) и соорудил зимовье, потом ставшее острогом. Он не забывал об основной своей задаче — добыть собольи шкурки, а самый простой способ ее решения состоял в сборе ясака с коренных жителей. Было это в 1649 г. Тем временем приказчик Нижнеколымского острога Василий Власьев отправил на юго-восток отряд объясачивать еще «не охваченное» население. Ограбив юкагиров в верховьях Малого Анюя, казаки узнали от заложников, что совсем рядом протекает большая река Анадырь, несущая свои воды на юго-восток. В 1650 г. отряд казаков и промысловиков под началом Семена Моторы вышел к Анадырю, где встретил людей Дежнёва. Они вместе двинулись «громить» юкагиров и собирать ясак. Чуть позже в верховьях Анадыря оказался Михаил Стадухин. Как свидетельствует челобитная Дежнёва, Стадухин шел за ним следом и грабил юкагиров, которые уже сдали ясак, а потом ограбил и самих Дежнёва с Моторой. Впрочем, вскоре Стадухин ушел на юг, к Охотскому морю.

А что же стало с Поповым и Анкидиновым после того, как кочи экспедиции разметало страшным штормом? Вполне вероятно, их отнесло далеко на юг, к берегам Камчатки. Есть свидетельства, что путешественники зимовали в устье реки Камчатки, а в 1649 г. Попов морем обошел полуостров и достиг мыса Южный на охотоморском побережье. Здесь его убили коряки, как и всех людей из его отряда. По другим данным, основанным на отписках Дежнёва, Попов и Анкидинов умерли от цинги, а товарищи их либо были убиты, либо разбежались.

Таким образом, Дежнёв и его спутники прошли морем до восточной окраины Азии, открыли Чукотский полуостров и пролив между Азией и Америкой. Дежнёв сообщил об островах Диомида и первым достиг устья Анадыря, Попов и Анкидинов, возможно, побывали на Камчатке. Печально: первооткрыватели северного пути на Восток не поняли, что же именно они открыли. Более того, донесения Дежнёва затерялись в Якутском архиве и были обнаружены только в 1736 г. Тем не менее потомки воздали должное Семену Дежнёву: его именем названы несколько островов в Арктике и мыс на северо-восточной оконечности Евразии.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главный герой: Семен Дежнёв, казак, землепроходец
Другие действующие лица: Первопроходцы Дмитрий Зырян, Михаил Стадухин, Исай Игнатьев, Федот Попов, Герасим Анкидинов, Семен Мотора
Время действия: 1640—1650 гг.
Маршрут: Из устья Колымы на восток до Берингова пролива и далее, возможно, к берегам Камчатки
Цель: Пушной промысел, сбор ясака; поиски реки Погычи (Анадыря) и моржовых лежбищ (в 1647 и 1648 гг.)
Значение: Первое зафиксированное плавание проливом между Азией и Америкой, открытие Чукотского полуострова, островов Диомида, устья Анадыря