Кто это ахилл – АХИЛЛ — это… Что такое АХИЛЛ?

АХИЛЛ — это… Что такое АХИЛЛ?

АХИЛЛ
Ахиллес (Άχιλλεύς), в греческой мифологии один из величайших героев Троянской войны, сын царя мирмидонян Пелея и морской богини Фетиды. Стремясь сделать своего сына неуязвимым и таким образом дать ему бессмертие, Фетида по ночам закаляла его в огне, а днём натирала амброзией. Однажды ночью Пелей, увидев своего малолетнего сына в огне, вырвал его из рук матери (Apollod. Ill 13, 6). Согласно другой версии (Stat. Achill. I 269 след.), Фетида купала А. в водах подземной реки Стикс, чтобы таким образом сделать его неуязвимым, и только пятка, за которую она его держала, осталась уязвимой (отсюда выражение «ахиллесова пята»). Оскорблённая вмешательством Пелея, Фетида покинула мужа, и тот отдал А. на воспитание мудрому кентавру Хирону, который выкормил его внутренностями львов, медведей и диких вепрей, обучил игре на сладкозвучной кифаре и пению (Apollod. Ill 13, 6). Как самый юный из поколения героев — будущих участников Троянской войны — А. не входил в число женихов Елены (по другим версиям мифа, его удержал от сватовства Хирон, обладавший даром предвидения) и не должен был принимать участие в походе. Фетида, зная, что её сыну всё же предопределено судьбой погибнуть под Троей, стремилась спасти его и с этой целью спрятала А. во дворце царя Ликомеда на острове Скирос. Там А. жил одетый в женские одежды среди дочерей Ликомеда. Здесь от тайного брака А. с дочерью Ликомеда — Деидамией родился сын Пирр, прозванный позднее Неоптолемом. Когда ахейские вожди узнали предсказание жреца Калханта, что без участия А. поход под Трою обречён на неудачу, они отправили на Скирос посольство во главе с Одиссеем. Под видом купцов Одиссей и его спутники разложили перед собравшимися женские украшения вперемежку с оружием (мечом, щитом и др.). По версии, восходящей, вероятно, к Еврипиду. Одиссей велел своим воинам сыграть сигнал тревоги. Испуганные девушки разбежались, тогда как А. схватился за оказавшееся под руками оружие и бросился навстречу врагу (Apollod.


Ill 13, 6-8). Так опознанный греками А. стал участником похода на Трою. Во главе ополчения мирмидонян на 50 кораблях, в сопровождении своего верного друга и побратима Патрокла, прибыл А. в Авлиду. К этому времени относится его участие в жертвоприношении Ифигении. По Еврипиду (трагедия «Ифигения в Авлиде»), Атриды для того, чтобы вызвать Ифигению в Авлиду (для принесения её в жертву), сообщили ей о бракосочетании с А., причём без его ведома; поэтому, когда А. узнал об этом, он готов был с оружием в руках защищать Ифигению. Однако в более ранней версии мифа эта романтическая окраска образа А. совершенно отсутствовала; он был заинтересован в жертвоприношении Ифигении не меньше, чем всё войско, чтобы быстрее отплыть под Трою. По дороге в Трою, во время остановки войска на острове Тенедос, от руки А. погиб царь Тенес; при первой же схватке на побережье Троады А. убил местного героя Кикна, а вскоре затем — троянского царевича Троила (Apollod, epit. Ill 26, 31-32). Так как каждое из этих событий по разным причинам задевает бога Аполлона, они служат в дальнейшем объяснением мести, которую Аполлон свершает руками Париса над А. на десятом году осады Трои. В этой связи заслуживает внимания вариант мифа, передвигающий убийство Троила на последний год войны, когда оно предвещает скорую кончину A. (Verg. Aen. I 474-478). Особенно прославился А. уже в первые годы войны, когда греки, после неудачных попыток взять Трою штурмом, стали разорять окрестности Трои и совершать многочисленные экспедиции против соседних городов Малой Азии и близлежащих островов. Он разорил города Лирнесс и Педас, плакийские Фивы — родину Андромахи, Метимну на Лесбосе. Во время одной из таких экспедиций А. взял в плен прекрасную Брисеиду и Ликаона (сына Приама), которого продал в рабство на острове Лемнос (Hom. II. II 688-692; VI 397; IX 129; XIX 291-294; XXI 34-43).

Из дошедших до нас источников образ А. наиболее обстоятельно дан в «Илиаде». Мотив неуязвимости А. не играет здесь никакой роли; А. является храбрейшим и сильнейшим из героев исключительно в силу своих личных качеств. Он знает, что ему суждена короткая жизнь, и стремится прожить её так, чтобы слава о его беспримерной доблести сохранилась навеки у потомков. Поэтому, хотя судьба Елены и Менелая интересует его крайне мало, А. принимает участие в Троянской войне, предпочитая героическую долю долгой, но бесславной жизни. А. очень чувствителен в вопросах чести; поведение Агамемнона, отнявшего у А. Брисеиду, присуждённую ему в качестве почётной добычи, вызывает яростный гнев А., и только вмешательство богини Афины предотвращает кровопролитие среди ахейских вождей. Отказ А. продолжать после этого войну приводит к тяжёлым последствиям для ахейского войска, но А. отвергает попытку примирения со стороны Агамемнона; опечаленный победами троянцев, Агамемнон по совету старца Нестора объявляет через Одиссея и других вождей, что вернёт А. Брисеиду, даст ему в жёны одну из своих дочерей, а в приданое много богатых городов (кн. IX). Лишь когда троянское войско подступает к ахейским кораблям и троянский герой Гектор поджигает один из них, А. разрешает другу Патроклу, облачившись в его доспехи, вступить в бой, чтобы отогнать троянцев. Конец гневу А. кладёт известие о гибели Патрокла от руки Гектора. Получив от бога Гефеста новые доспехи, он устремляется в бой, беспощадно поражает убегающих троянцев и с помощью Гефеста одолевает даже восставшего против него бога реки Скамандр. В решающем поединке с Гектором А. одерживает победу, предвещающую, однако, его собственную гибель, о которой он знает от своей матери и вновь слышит из уст умирающего Гектора (кн. XVI- XXII). Насытив свою неистовую ярость, А. выдаёт Приаму за большой выкуп тело Гектора (кн. XXIII-XXIV).

О дальнейшей судьбе А. сообщает поздний пересказ несохранившейся эпической поэмы «Эфиопида».

После сражений, в которых А. побеждает пришедших на помощь троянцам царицу амазонок Пенфесилею и вождя эфиопов Мемнона, он врывается в Трою и здесь, у Скейских ворот, погибает от двух стрел Париса, направляемых рукой Аполлона: первая стрела, попав в пяту, лишает А. возможности устремиться на противника, и Парис сражает его второй стрелой в грудь (Apollod, epit. V 3). В этом варианте сохранился рудиментарный мотив «ахиллесовой пяты», в соответствии с которым достаточно было поразить стрелой пятку А., чтобы убить героя. Эпос, отказавшись от представления о неуязвимости А., ввёл действительно смертельную для человека рану в грудь. Смерть А., равно как и его сражение с Пенфесилеей, в поздних источниках получили романтическую окраску. Сохранилась, в частности, поздняя версия о любви А. к троянской царевне Поликсене и о его готовности ради брака с ней уговорить ахейское войско прекратить войну. Отправившись безоружным для переговоров о свадьбе в святилище Аполлона на троянской равнине, А. был предательски убит Парисом с помощью сына Приама Деифоба. В течение 17 дней А. оплакивали нереиды во главе с Фетидой, музы и всё ахейское войско. На 18-й день тело А. было сожжено, и прах в золотой урне, изготовленной Гефестом, погребён вместе с прахом Патрокла у мыса Сигей (при входе в Геллеспонт со стороны Эгейского моря) (Hom. Od. XXIV 36-86). Душа А., по верованиям древних, была перенесена на остров Левка, где герой продолжал жить жизнью блаженных (Paus. Ill 19, 11 след.).

По происхождению первоначально А. являлся местным фессалийским героем, культ которого распространился также в различных областях Греции. В лаконском городе Прасии существовал храм А., в котором совершалось ежегодное празднование. Перед расположенным по дороге из Спарты в Аркадию храмом А. приносили жертвы спартанские эфебы (Paus. III 20, 8; 24, 5). Культ А. был занесён также в греческие колонии на Сицилии и в Южной Италии (Тарент, Кротон и др.). Как место культа почитался жителями могильный курган А. и Патрокла у мыса Сигей. Александр Македонский, а впоследствии римский император Каракалла устраивали здесь погребальные игры. Святилища А. имелись также в городах Византии, Эритрах, близ Смирны. Наконец, локализация умершего А. на острове Левка в устье Дуная объяснялась тем, что как на этом острове, так и в ряде других районов Северного Причерноморья (в Ольвии, у Керченского пролива) имелись храмы, жертвенники и участки, посвящённые А.

Лит.: Толстой И. И., Ахилл и священная Левка. «Журнал министерства народного просвещения», 1916, [№ 8-9]; Vita A. di, 11 mito di Achill, Torino, 1932; Rivier A., La vie d’Achille. Illustree par les vases grecs, Lausanne, 1936; Pestalozzi Н., Die Achilleis аls Quelle der Ilias, Z., 1945; Meautis G., L’Achille et Ie probleme de la mort, в его кн.: Mythes inconnus de la Grece antique. P., 1949.

В. Н. Ярхо.

 

А. — один из популярнейших персонажей античного искусства: помпейские фрески («А. и Хирон», «А. среди дочерей Ликомеда», «спор А. с Агамемноном» и др.), произведения вазописи (сюжеты «Фетида и А.», «поединок А. с Пенфесилеей», «А. и Брисеида», «Приам перед А.», «оплакивание А.»), рельефы римских саркофагов и другие произведения. В средневековом искусстве образ А. воплощался в основном в иллюстрациях к произведениям о Троянской войне. Лишь с 16 в. сцены из жизни А. получили широкое распространение в живописи (Дж. деи Росси, А. ван Дейк, Н. Пуссен, Дж. Б. Тьеполо, П. П. Рубенс и др.).

Средневековая литература испытала воздействие «Энеиды» Вергилия с его симпатией к троянцам; отсюда значительное принижение образа А. по сравнению с Гектором. На протяжении многих веков образ А. появляется в эпических поэмах, посвящённых Троянской войне. С 17 в. к образу А. начинают обращаться драматурги (в т. ч. трагедии «А.» Ж. Лафонтена; «Смерть А.» Т. Корнеля; в 18 в.- 1-я песнь поэмы «Ахиллеида» Гёте; в 19 в. — «Пенфесилея» Г. Клейста; в 20 в. — «Ахиллеида» С. Выспяньского; «А. — мститель» А. Сюареса).

В музыкально-драматическом искусстве особенно частым было обращение к эпизодам жизни А. на Скиросе. Первые оперы: «Деидамия» Ф. Кавалли; «А. на Скиросе» А. Драги; «А. на Скиросе» Дж. Легренци. Наиболее значительными произведениями последующего периода были оперы: «А. на Скиросе» Р. Кайзера; «А. и Деидамия» А. Кампра; Деидамия» Генделя. В 1736 сюжету дал новую жизнь П. Метастазио; его пьесу «А. на Скиросе» использовало более 30 композиторов, в т. ч. А. Кальдара, Н. Йоммелли, Дж. Паизиелло, Дж. Сарти. Популярны также были сюжеты, связанные с участием А. в Троянской войне (оперы «Умиротворение А.» А. Драги и А. Лотти, опера «А. и Поликсена» Ж. В. Люлли и П. Коласа, «Разрушение Трои» Р. Кайзера и многие др.). Сюжет «Гнев А.» также привлёк многих композиторов, в т. ч. Г. Доницетти.

(Источник: «Мифы народов мира».)

Ахилл

(Ахиллес) — в “Илиаде” один из храбрейших греческих героев, осаждавших Трою. Сын Фетиды и Пелея, внук Эака. Мать Ахилла — богиня Фетида, желая сделать сына бессмертным, погрузила его в священные воды Стикса; лишь пятка, за которую Фетида его держала, не коснулась воды и осталась уязвимой. Неуязвимости Ахилла способствовали и доспехи, выкованные Гефестом. Прежде чем попасть на Троянскую войну, переодетый в женское платье жил на острове Скирос, среди дочерей царя Ликомеда, где богиня Фетида спрятала Ахилла, желая уберечь его от участия в войне. Одиссей разоблачил его обман: приехав на Скирос под видом купца, он разложил множество товаров, привлекательных для женщин, а среди этих товаров — набор оружия. В то время как дочери Ликомеда осматривали драгоценности и ткани, Ахилл смотрел лишь на оружие. В это время товарищи Одиссея подняли перед дворцом ложную тревогу, царевны разбежались, а Ахилл, схватившись за меч, бросился навстречу мнимой опасности. Этим он выдал себя и вскоре уехал с Одиссеем на войну. Совершил под Троей много подвигов, но на десятый год войны Ахилл погиб от стрелы Париса, которую Аполлон направил в его пятку. Отсюда выражение “ахиллесова пята” (уязвимое место). От союза с Еленой родился сын Евфорион. От Деидамии, дочери Ликомеда, родился Неотолем, без участия которого Троянская война не могла закончиться.

// Готфрид БЕНН: Пятое столетие // Валерий БРЮСОВ: Ахиллес у алтаря // Константинос КАВАФИС: Измена // Константинос КАВАФИС: Кони Ахилла // Марина ЦВЕТАЕВА: Ахилл на валу // Марина ЦВЕТАЕВА: Из цикла «под шалью»

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

Ахилл сражается с Пенфесилеей.

Ахилл сражается с Пенфесилеей.
Фрагмент восточного фриза храма Аполлона в Бассах.
Мрамор.
Конец V в. до н. э.
Лондон.
Британский музей.

Ахилл убивает царицу амазонок Пенфесилею.

Ахилл убивает царицу амазонок Пенфесилею.
Роспись на дне краснофигурного килика «художника Пенфесилеи».
Около 460 до н. э.
Мюнхен.
Музей античного прикладного искусства.

Ахилл перевязывает руку раненого Патрокла.

Ахилл перевязывает руку раненого Патрокла.
Роспись на дне краснофигурного килика Сосия.
Около 500 до н. э.
Берлин.
Государственные музеи.

Одиссей и Диомед находят Ахилла на острове Скирос.

Одиссей и Диомед находят Ахилла на острове Скирос.
Фреска из дома Диоскуров в Помпеях.
I в. н. э.
Неаполь.
Национальный музей.

Ахилл.




Ахилл.
Фрагмент росписи краснофигурной амфоры «художника Ахилла».
Около 440 до н. э.
Рим.
Ватиканские музеи.

Брисеиду уводят от Ахилла.

Брисеиду уводят от Ахилла.
Фреска из дома Трагического поэта в Помпеях.
I в. н. э.
Неаполь.
Национальный музей.

Ахилл приносит в жертву троянских пленников.

Ахилл приносит в жертву троянских пленников.
Фреска гробницы Франсуа в Вульчи.
II—I вв. до н. э.

Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора.

Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора.
Картина А. А. Иванова.
1824.
Москва.
Третьяковская галерея.

Ахилл верхом на кентавре.

Хирон учит Ахиллеса играть на лире. Фреска из Геркуланума.

Ахилл среди дочерей Ликомеда.

Ахейские вожди у Ахилла. Около 480 г. до н.э.

Ян де Брай. Одиссей и Диомед находят Ахилла среди дочерей Ликомеда. 1664 г.

Ахилл везёт тело Патрокла.

Ахилл убивает Пенфесилею. Около 540-530 гг.

Эксекий. Ахилл и Аякс за игрой в кости. Роспись амфоры из Вульчи. 540-530 гг. до н.э.

Фетида передаёт оружие Ахиллу. Роспись амфоры мастера Амазиса.

Ахилл убивает Пенфесилею. Около 460 г. до н.э.

Детали сцен из жизни Ахилла на горите из Мелитопольского кургана. 4 в. до н.э.

.

dic.academic.ru

Ахиллово сухожилие — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 сентября 2017;
проверки требуют 8 правок.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 сентября 2017;
проверки требуют 8 правок.

Ахиллово сухожилие
лат. tendo calcaneus, tendo Achillis

Задний вид стопы и ноги: ахиллово сухожилие подписано как tendo calcaneus. Икроножные мышцы сдвинуты для обзора

Стопа: вид сбоку
 Медиафайлы на Викискладе

Ахиллово сухожилие или пяточное сухожилие[1] (лат. tendo calcaneus) — самое мощное и крепкое сухожилие человеческого тела, может выдержать тягу на разрыв до 350 килограммов, а в некоторых случаях и более. Несмотря на это, оно относится к наиболее часто травмируемым сухожилиям. Источником названия «ахиллово сухожилие» считают миф об Ахилле[1].

ru.wikipedia.org

Кто убил Ахиллеса? Древнегреческая мифология

У этого древнегреческого героя, пришедшего вместе со стотысячным войском под стены Трои, и ставшего центральным персонажем поэмы Гомера Илиада, в избытке имелось всё, что испокон века составляет гордость настоящего мужчины. Боги щедро наградили его силой, отвагой, красотой и благородством. Лишён он был в жизни только одного – счастья.

Смертные потомки жителей Олимпа

О том, кто такой Ахиллес нам известно из произведений многих античных авторов, наиболее известным и авторитетным из которых является Гомер. Со страниц его бессмертной поэмы мы узнаём, что греческие боги, населявшие вершину Олимпа, имели обыкновение спускаться на землю, и вступать в брак со смертными людьми, тем или иным путём заслужившими эту честь.

Если верить древним легендам, от таких союзов появлялись на свет исключительно герои, сочетавшие в себе бесконечный перечень достоинств, ставивший их выше всех прочих обитателей земли, в жизнь которых они вносили порядок и гармонию. И лишь одна проблема лишала их полноты счастья – они рождались смертными.

Сын земного царя и морской богини

Так случилось, что фтийский царь Пелей как-то раз вскружил голову морской богине Фетиде. Он нашёл путь к сердцу повелительницы глубин, а плодом её минутной слабости стал легендарный Ахиллес, унаследовавший от матери все достоинства, присущие богам, но по отцу оставшийся смертным.

Желая восполнить этот пробел, Фетида прибегла к старому и проверенному средству, опустив его сразу после рождения в воды реки Стикса, протекавшей в подземном царстве. От этого всё тело младенца покрылось невидимым, но непроницаемым панцирем, который не способно было поразить никакое оружие. Исключением осталась лишь пятка, за которую мать держала его, опуская в воду.

Она стала его единственным уязвимым местом, и это хранилось втайне. Но забегая вперёд, следует сказать, что тот, кто убил Ахиллеса, а закончил он свою жизнь, несмотря на все старания Фетиды, как простой смертный, знал об этом. Имя же убийцы будет названо лишь в конце повествования, дабы не нарушать законов жанра и не снижать остроту сюжетной интриги.

Наставники юного царевича

Для воспитания будущего героя отец подобрал ему двух наставников. Одним из них был старый и мудрый Феникс, обучавший отрока приличным манерам, медицине и сложению поэм, без чего в те времена можно было прослыть невежей и хамом. Вторым же стал кентавр по имени Хирон.

В отличие от своих соплеменников – хитрых и коварных созданий, он отличался открытостью и дружелюбием. Вся его педагогика, правда, сводилась к тому, что он кормил Ахиллеса медвежьими мозгами и жареными львами. Но такая диета явно пошла на пользу мальчику, и в десятилетнем возрасте он уже без труда убивал голыми руками кабанов и догонял оленей.

Бегство на остров Скирос

Когда началась война, в которой греки со своими многочисленными союзниками подступили к стенам Трои, где правила царица Елена, признанная красивейшей женщиной всех времён и народов, нашему герою исполнилось пятнадцать лет. Кстати, эта подробность позволяет с известной точностью определить, в каком году жил Ахиллес. Начало Троянской войны историки датируют рубежом XIII и XII века до нашей эры, значит, родился он приблизительно в 1215 году до н. э или около того.

Богиня Фетида, несмотря на то, что опустив сына в воды Сикса, сделала его почти бессмертным, допускала, тем не менее, возможную смерть Ахиллеса. Она решила не рисковать и уберечь его от похода, в котором тот обязан был принять участие. С этой целью богиня силой волшебства перенесла сына на остров Скирос, где он в женской одежде скрывался от призыва в войско среди дочерей местного царя Ликомеда, наивно уповавшего на его целомудрие.

Хитрость Одиссея

Однако вскоре предводитель греков Агамемнон узнал местопребывание Ахиллеса и послал за ним Одиссея. Перед его посланником встала довольно пикантная задача – распознать среди молодых прелестниц того, кто под женским нарядом прятал своё мужское естество. И Одиссей справился с ней блестяще.

Переодевшись купцом, он разложил перед царевнами роскошные ткани, драгоценности, и прочие вещи к которым женщины всегда питали слабость, а между ними, как бы случайно оставил меч. Когда же по его команде слуги издали боевой кличь, все девицы с визгом разбежались, и лишь одна из них схватилась за оружие, выдав в себе мужчину и воина.

Провожали новобранца в поход всем островом. Искренне горевал царь Ликомед, и обливалась слезами его молодая дочь Диедамия, во чреве которой уже шестой месяц набирал силы сын Ахиллеса (герой – во всём герой).

Герой, наводящий ужас на врага

Под стены Трои Ахиллес прибыл не один, а в сопровождении стотысячного войска, которое послал с ним его отец, царь Пелей, по старости лишённый возможности лично принять участие в осаде города. Сыну он подарил свои доспехи, выкованные ему когда-то богом Гефестом и обладавшие волшебными свойствами. Воин, облачённый в них, становился непобедимым.

В своей поэме «Илиада» Гомер повествует о том, как, воспользовавшись подарком отца, сын в течение девяти лет сражался, наводя ужас на троянцев, и захватывая один город за другим. Благодаря волшебным силам, дарованным ему водами Стикса, а также отцовским доспехам, он был неуязвим для врага, но тот, кто убил Ахиллеса в Троянской войне (о чём речь пойдёт ниже), знал его слабое место, и до времени оставался в тени.

Зависть, пленившая душу воина

Бесчисленные подвиги, совершённые Ахиллесом, снискали ему громкую славу среди простых воинов и стали причиной зависти, снедавшей их главнокомандующего Агамемнона. Известно, что это низкое чувство во все времена толкало людей на подлости, а порой даже на преступления. Не стал исключением и греческий военачальник.

Однажды, вернувшись из очередного набега, Ахиллес среди прочей добычи привёл прекрасную пленницу, отец которой Хрис был жрецом Аполлона. Агамемнон, воспользовавшись своим положением отнял её у Ахиллеса, на что тот не возражал, так как был тогда увлечён другой невольницей по имени Брисеида.

Вскоре несчастный жрец явился в лагерь греков и предложил за свою дочь богатый выкуп, но получил отказ. В отчаянии он призвал на помощь самого Аполлона, и тот, войдя в положение своего слуги, наслал на обидчиков его дочери моровую язву. Греки не успевали хоронить умерших. Находившийся среди них прорицатель Калхант, пообщавшись с богами, сообщил, что смерть не отступит, пока Хрис не получит свою дочь, а Аполлон богатые жертвоприношения.

Пришлось Агамемнону подчиниться, но в отместку, он отобрал у Ахиллеса его возлюбленную Брисеиду и именно её принёс в жертву божеству. Самого же героя гнусно обругал и оскорбил в присутствии подчинённых ему воинов. Этот поступок стал для всех неожиданностью, так как прежде главнокомандующий имел репутацию не только храброго, но и вполне благородного человека. Нет сомнения, что и тут не обошлось без волшебства. Даже более того, не исключено, что злые чары на него наслал именно тот, кто убил Ахиллеса в конце пересказываемой нами поэмы. Но имя его будет названо немного позже.

Посрамлённый завистник

Невинно оскорблённый и лишённый своей лучшей рабыни, Ахиллес отказался продолжать участие в войне, чем несказанно обрадовал троянцев, трепетавших от одного его вида. Явившись на берег моря, он вызвал из его глубин свою мать, морскую богиню Фетиду, и, услышав его рассказ, она упросила верховного бога Зевса помочь троянцам одолеть войско Агамемнона и показать ему, что без Ахиллеса их ждёт неминуемая гибель.

Так всё и произошло. Сговорчивый Зевс придал силы троянцам, и те стали безжалостно сокрушать своих врагов. Катастрофа казалась неминуемой, и гнусному завистнику ничего не оставалось, как публично, в присутствии всё тех же воинов принести Ахиллесу свои извинения и в качестве компенсации за погубленную Брисеиду подарить ему несколько красивейших невольниц.

Последние подвиги Ахиллеса

После этого великодушный Ахиллес простил своего обидчика и с ещё большим остервенением начал громить защитников города. К этому периоду относится один из его наиболее известных подвигов – победа в поединке с предводителем троянцев Гектором. Ахиллес не только сумел обратить его в бегство, но заставил трижды обежать вокруг стен Трои, и только после этого пронзил копьём.

Но богам не было угодно сделать Ахиллеса свидетелем падения Трои, и именно их волю исполнил тот, кто убил Ахиллеса. Незадолго до смерти он совершил свой последний подвиг – одержал победу над войском прекрасных, но коварных и злых амазонок, пришедших на помощь троянцам во главе со своей предводительницей Пенфесилеей.

Гибель Ахиллеса

Древние авторы, во многом противоречащие друг другу, в жизнеописании Ахиллеса тем не менее единодушны в изображении его последнего часа. По их свидетельству, в один из дней он пытался ворваться в осаждённый город через его главные ворота. Неожиданно путь ему преградил, не кто иной, как сам Аполлон, не вполне ещё примирившийся с греками после истории с дочерью его жреца.

Аполлон, разумеется, знал, кто такой Ахиллес. Дело в том, что, увенчанный славой красивейшего из небожителей, он питал постыдную зависть и ревность по отношению к смертному человеку, считавшемуся, как и он, эталоном красоты. О пагубности этого низкого чувства среди людей уже шла речь в нашем рассказе, в данном же случае им было запятнано имя божества.

Преградив Ахиллесу дорогу, но, ожидая, тем не менее, почтительного к себе обращения, он вместо этого получил грубый окрик и угрозу быть пронзённым копьём, если не уберётся сей же час с дороги. Оскорблённый, Аполлон отошёл в сторону, но лишь для того, чтобы немедленно совершить свою месть.

Далее авторы несколько расходятся в описании произошедшего. По одной версии, Аполлон сам пустил вслед обидчику роковую стрелу, и именно он был тем, кто убил Ахиллеса. По другой, это гнусное дело завистливый бог поручил Парису – сыну троянского царя, оказавшемуся поблизости. Но так как стрела поразила Ахиллеса в его единственное уязвимое место, о котором знал только Аполлон, то нет сомнения, что именно он направил её полёт. Тот, кто убил Ахиллеса в пятку, не мог не знать его тайны. Поэтому убийство героя приписывается Аполлону – красивейшему из богов, но не сумевшему побороть в себе низкого и мелкого чувства.

История Ахиллеса вдохновила целую плеяду античных поэтов, посвятивших ему свои произведения, часть из которых дошла до наших дней. Многие из них признаны лучшими образцами древнегреческой поэзии. Несомненно, что наибольшую славу среди них снискал Гомер своей знаменитой поэмой «Илиада». Сама же смерть Ахиллеса породила крылатое выражение – «ахиллесова пята», обозначающее слабое, уязвимое место.

fb.ru

Ахилл | Древняя Греция вики

Ахилл. Греческий античный барельеф.

Ахилл в героических сказаниях древних греков является храбрейшим из героев, предпринявших под предводительством Агамемнона поход против Трои.

    От браков олимпийских богов со смертными рождались герои. Они были наделены огромной силой и сверхчеловеческими возможностями, но не обладали бессмертием. Герои должны были выполнять на земле волю богов, вносить в жизнь людей порядок и справедливость. С помощью своих божественных родителей они совершали всевозможные подвиги. Герои высоко почитались, легенды о них передавались из поколения в поколение.

    Сказания единогласно называют Ахилла сыном смертного— Пелея, царя мирмидонян, мать же его, морская богиня Фетида, принадлежит к сонму бессмертных. Первейшие версии рождения Ахилла упоминают печь Гефеста, куда Фетида, желая обожествить Ахилла (и сделать его бессмертным), клала сына, держа его за пятку. Согласно другому древнему преданию, которое не упоминает Гомер, мать Ахилла, Фетида, желая испытать, смертен ее сын или бессмертен, хотела окунуть новорожденного Ахилла в кипящую воду, подобно тому, как она делала с прежними своими детьми, но этому воспротивился Пелей. Позднейшие же сказания повествуют, что Фетида, желая сделать своего сына бессмертным, погрузила его в воды Стикса или, по другой версии, в огонь, так что одна лишь пята, за которую она его держала, осталась уязвимой; отсюда и поныне употребляемая поговорка— «Ахиллесова пята»— для обозначения чьей-либо слабой стороны.

    В детстве Ахилл носил имя Пиррисий (переводят как «Ледяной»), но когда огонь обжег ему губы, его назвали Ахилл («безгубый»). Согласно другим авторам Ахилла в детстве звали Лигироном. Подобная смена детского имени на взрослое, связанная с травмой или подвигом, — реликт инициационного ритуала (ср. смену детского имени «Алкид» на «Геракл» после убийства героем киферонского льва и победы над царём Эргином).

    Ахилл воспитывался Хироном на Пелионе. Он не был женихом Елены (каковым называет его только Еврипид). Хирон кормил Ахилла костным мозгом оленей и других животных, отсюда будто бы, от а-хилос, и произошло его имя «бескормный», то есть «невскормленный грудью». По одному истолкованию Ахилл нашёл траву, которой можно излечивать раны.

    Воспитание Ахилла и начало войны за ТроюПравить

    Воспитание Ахиллес получил у Феникса, лечебному искусству обучил его кентавр Хирон. По другому сказанию Ахилл не знал врачебного искусства, но тем не менее исцелил Телефа.

    По требованию Нестора и Одиссея и согласно воле своего отца Ахилл присоединился к походу против Трои во главе 50 кораблей (либо 60), причем взял с собой своего воспитателя Феникса и друга детства Патрокла (некоторые авторы называют Патрокла возлюбленным Ахилла). Согласно Гомеру Ахиллес прибыл в войско Агамемнона из Фтии. Согласно поэме Лесха буря занесла Ахиллеса на Скирос.

    Сказание послегомеровского цикла передаёт, что Фетида, желая спасти своего сына от участия в роковом для него походе, скрыла его у Ликомеда, царя острова Скироса, где Ахиллес в женских одеждах находился между царскими дочерьми. Хитрая уловка Одиссея, который под видом торговца разложил перед девушками женские украшения и, примешав к ним оружие, приказал неожиданно поднять боевой клич и шум, обнаружила пол Ахиллеса (который немедленно схватился за оружие), в результате разоблаченный Ахиллес был вынужден примкнуть к походу греков.

    Согласно некоторым авторам в начале похода Ахиллесу было 15 лет, а война длилась 20 лет. Первый щит Ахилла изготовил Гефест, эту сцену изображают на вазах.

    В течение долголетней осады Илиона Ахиллес неоднократно предпринимал набеги на различные соседние города. По существующей версии он пять лет бродил по скифской земле в поисках Ифигении.

    В начале войны Ахиллес пытался взять город Монению (Педас), причем в него влюбилась местная девушка. «Нет ничего странного в том, что он, будучи влюбчивым и невоздержанным, мог ревностно заниматься музыкой».

    Ахилл в «Илиаде»Править

    На десятом году осады Илиона Ахиллес взял в плен прекрасную Брисеиду. Она послужила яблоком раздора между Ахиллесом и Агамемноном, который свою пленницу Астиному вынужден был вернуть её отцу Хрису, и потому заявил притязание на обладание Брисеидой. Разгневанный Ахиллес отказался от дальнейшего участия в битвах (ср. с аналогичным отказом сражаться оскорблённого Карны, величайшего героя индийского сказания «Махабхарата»). Фетида, желая отомстить Агамемнону за обиду, нанесённую её сыну, умолила Зевса даровать победу троянцам. Ни бедствия греков, ни мольбы и обещания посольства, которое, по совету Нестора, снарядил к Ахиллесу Агамемнон, не могли смягчить гнева героя. Только когда троянцы, предводимые Гектором, вторглись в сам лагерь греков, он разрешил своему другу Патроклу повести на помощь грекам мирмидонян и для большего устрашения врагов приказал ему облечься в свои доспехи. Но Патрокл пал от руки Гектора, и лишь обнажённый труп его был отбит греками у троянцев, доспехи же Ахиллеса достались в добычу Гектору. Тогда Ахиллес, безоружный и в сопровождении Афины, появился на поле битвы, и один грозный вид героя обратил врагов в бегство.
    

    На следующее утро Фетида принесла своему сыну новые доспехи, скованные искусной рукой самого Гефеста (в особенности щит описывается в Илиаде, как дивное произведение искусства, — описание, имеющее важное значение для первоначальной истории греческого искусства). Горя мщением, герой ринулся в бой и прогнал троянцев до городских стен; один лишь Гектор осмелился здесь противостоять ему, однако всё же обратился в бегство от Ахилесса. Преследуя убийцу своего друга, Ахиллес три раза заставил Гектора обежать вокруг стен Трои, наконец, настиг и убил его, привязал обнажённый труп к своей боевой колеснице и повлёк за собой в лагерь греков. Пышно отпраздновав тризну по своему павшему другу Патроклу, Ахиллес вернул за богатый выкуп труп Гектора отцу его, царю Приаму, который явился в палатку героя молить его об этом.

    В «Илиаде» от руки Ахиллеса погибло 23 троянца, названных по имени, например, Астеропей. Эней скрестил оружие с Ахиллесом, но затем бежал от него. Ахиллес сражался с Агенором, которого спас Аполлон.

    Легенды эпического цикла повествуют, что при дальнейшей осаде Трои Ахилл убил в бою царицу амазонок Пенфесилею и эфиопского князя Мемнона, которые пришли на помощь троянцам. Мемнона Ахиллес убил, мстя за своего друга Антилоха, сына Нестора. В поэме Квинта Ахиллес убил 6 амазонок, 2 троянцев и эфиопа Мемнона. Согласно Гигину он убил Троила, Астинома и Пилемена. Всего же от руки Ахиллеса пало 72 воина.
    

    Сразив множество врагов, Ахиллес в последней схватке дошел до Скейских ворот Илиона, но здесь стрела, пущенная из лука Париса рукой самого Аполлона, поразила его в пяту, и герой погиб. Согласно некоторым авторам Ахиллес прямо убит самим Аполлоном или стрелой Аполлона, принявшего облик Париса, или же Парисом, спрятавшимся за статуей Аполлона Фимбрейского. Самый ранний автор, упоминающий уязвимость лодыжки Ахилла, — Стаций, однако имеется более раннее изображение на амфоре VI в. дон. э. где видим Ахиллеса, раненного в ногу.

    Позднейшие сказания переносят смерть Ахилла в храм Аполлона в Фимбре, близ Трои, куда он явился, чтобы обвенчаться с Поликсеной, младшей дочерью Приама. Эти сказания сообщают, что Ахилл был убит Парисом и Деифобом, когда сватался к Поликсене и пришёл на переговоры.

    Согласно Птолемею Гефестиону Ахиллес был убит Геленом или Пенфесилеей, после чего Фетида воскресила его, он убил Пенфесилею и вернулся в Аид.

    Последующие преданияПравить

    По существующей версии тело Ахиллеса было выкуплено за равный вес золота с золотоносной реки Пактол.

    Греки воздвигли Ахиллесу мавзолей на берегу Геллеспонта, и здесь же, чтобы умиротворить тень героя, принесли ему в жертву Поликсену. За доспехи Ахиллеса, по рассказу Гомера, спорили Аякс Теламонид и Одиссей Лаэртид. Агамемнон присудил их последнему. В «Одиссее» Ахилл пребывает в подземном царстве, где его встречает Одиссей. Похоронен Ахиллес в золотой амфоре (Гомер), которую Дионис подарил Фетиде (Ликофрон, Стесихор).

    Но уже «Эфиопида», один из эпосов эпического цикла, повествует, что Фетида увела своего сына с горящего костра и перенесла его на остров Левка (наз. Змеиный остров при устье Истра Дуная), где он продолжает жить в обществе других обоготворенных героев и героинь. Остров этот служил центром культа Ахилла, равно как курган, который высится на Сигейском холме перед Троей и до сих пор слывёт гробницей Ахилла. Святилище и памятник Ахилла, а также памятники Патрокла и Антилоха были у мыса Сигей. Храмы его имелись ещё в Элиде, Спарте и других местах.

    Филострат (род. в 170 г.) в сочинении «О героях» (215) приводит диалог между финикийским купцом и виноградарем, повествующий о событиях на Змеином острове. С завершением Троянской войны Ахилл и Елена вступили в брак после смерти (брак самого храброго с самой красивой) и проживают на Белом острове (о-в Левка) в устье Дуная на Понте Эвксинском. Однажды приплывшему на остров купцу явился Ахилл и попросил купить для него в Трое девушку-рабыню, указав, как ее найти. Купец исполнил поручение и доставил девушку на остров, но не успел еще его корабль далеко отплыть от берега, как он и его спутники услышали дикие крики несчастной девушки: Ахилл разорвал ее на части — она, оказывается, была последней из потомков царского рода Приама. Крики несчастной долетают до ушей купца и его спутников. Роль хозяина Белого острова, исполняемая Ахиллом, становится объяснимой в свете статьи Х. Хоммеля, показавшего, что даже в VII в. до н.э. этот персонаж, давно превратившийся в эпического героя, по-прежнему выступал в своей исконной функции одного из загробных демонов.

    Именуется «царящим над скифами». Песнь о нём поет Демодок. В Трое появлялся призрак Ахилла, охотящегося на зверей.

    Копье Ахилла хранилось в Фаселиде в храме Афины. Кенотаф Ахилла был в Элиде, в гимнасии. Согласно Тимею, Периандр воздвиг укрепление Ахиллея против афинян из камней Илиона, что опровергает Деметрий из Скепсиса. Статуи обнаженных эфебов с копьями назывались ахиллами.

    greece.fandom.com

    Кто такой Ахилл?. Все обо всем. Том 3

    Кто такой Ахилл?

    Наверняка вам случалось слышать словосочетание «ахиллесова пята», означающее уязвимое место кого-либо или чего-либо. Кто же такой этот Ахиллес, или, как его еще называют, Ахилл? Он был одним из героев Древней Греции. Когда он появился на свет, его мать, морская богиня Фетида, чтобы сделать ребенка неуязвимым для оружия, купала сына в подземной реке Стикс. В результате все тело Ахилла стало прочнее брони, за исключение пятки, за которую его держала мать, окуная вводу!

    Позднее это роковое обстоятельство определило егосудьбу. Он вырос и превратился в красивого юношу, самого сильного и стремительного в движениях среди смертных, восхищавшего взоры всех, кто встречал его. В конце концов он стал знаменитейшим среди греческих воинов во время войны с Троей. Ахилл был надеждой всего греческого войска.

    Однако, после того как вождь греков Агамемнон отобрал у него плененную Ахиллом девушку по имени Хрисеида, он пришел в ярость и отказался сражаться дальше. Греки, оставшиеся без своего героя, не могли выстоять перед внезапным нападением троянцев. Тогда Ахилл разрешил близкому другу Патроклу принять участие в битве вего доспехах. Однако Патрокл погиб от руки троянского героя Гектора, захватившего доспехи Ахилла. Узнав о случившемся, Ахилл смирил свой гнев и решил отомстить за друга. Помирившись с Агамемноном, он получил новые доспехи и щит из рук бога Гефеста и, вступив в бой, сразил Гектора. Чтобы утолить жажду мести, он протащил труп Гектора вокруг могилы Патрокла.

    Позднее в другой битве брат Гектора Парис, выстрелив отравленной стрелой в Ахилла, попал тому в пятку, единственное уязвимое место на теле героя, и тот скончался от полученной раны.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    info.wikireading.ru

    Кто такой Ахилл?. Кто есть кто во всемирной истории

    Кто такой Ахилл?

    Наверняка вам случалось слышать словосочетание «ахиллесова пята», означающее любое уязвимое место. Кто же такой этот Ахиллес, или, как его еще называют, Ахилл?

    Он был одним из героев Древней Греции. Когда он появился на свет, его мать, морская богиня Фетида, чтобы сделать ребенка неуязвимым для оружия, искупала сына в подземной реке Стикс.

    В результате все тело Ахилла стало прочнее брони, за исключение пятки, за которую его держала мать, окуная в воду! Позднее это роковое обстоятельство определило его судьбу.

    Он вырос и превратился в красивого юношу, самого сильного и стремительного в движениях среди смертных, восхищавшего взоры всех, кто встречал его. В конце концов он стал знаменитейшим среди греческих воинов во время войны с Троей.

    Ахилл был надеждой всего греческого войска. Однако, после того как вождь греков Агамемнон отобрал у него плененную Ахиллом девушку по имени Хрисеида, он пришел в ярость и отказался сражаться дальше. Греки, оставшиеся без своего героя, не могли выстоять перед внезапным нападением троянцев. Тогда Ахилл разрешил близкому другу Патроклу принять участие в битве в его доспехах.

    Однако Патрокл погиб от руки троянского героя Гектора, захватившего доспехи Ахилла. Узнав о случившемся, Ахилл смирил свой гнев и решил отомстить за друга. Помирившись с Агамемноном, он получил новые доспехи и щит из рук бога Гефеста и, вступив в бой, сразил Гектора. Чтобы утолить жажду мести, он протащил труп Гектора вокруг могилы Петрокла.

    Позднее в другой битве брат Гектора Парис, выстрелив отравленной стрелой в Ахилла, попал тому в пятку, единственное уязвимое место на теле героя, и тот скончался от полученной раны.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    info.wikireading.ru

    АХИЛЛ — это… Что такое АХИЛЛ?

    АХИЛЛЕС (АХИЛЛ) ( герой поэмы Гомера «Илиада» (между Х-VIII вв. до н.э.). В греческой мифологии А. — сын морской богини Фетиды и Пелея, царя города Фтии в Фессалии. По имени отца в «Илиаде» А. именуется Пелидом или Пелеевым сыном. Мифы рассказывают, что А. была предсказана гибель в сражении от стрелы, пущенной врагом. Стремясь уберечь сына и сделать его тело неуязвимым, Фетида держала младенца над огнем, погружала в воды Стикса, реки подземного царства мертвых. При этом она держала А. за пятку, которая и осталась единственным его уязвимым местом. Так возникло выражение «ахиллесова пята». Воспитывал А. мудрый кентавр (человек с туловищем коня) Хи-рон, взрастивший таких героев, как Геракл и Ясон. Прорицатель Калхас предсказал, что греки выиграют войну с Троей, первопричиной которой было похищение Парисом, сыном троянского царя Приама, жены царя Менелая Прекрасной Елены, только в том случае, если в сражениях будет участвовать А. Когда Менелай и его брат Агамемнон начали собирать войско, Фетида спрятала А. во дворце царя Ликомеда на острове Скиросе. А. жил здесь среди дочерей царя, одетый в женскую одежду. Но прорицатель Калхас разгадал замысел Фетиды. Соратники Менелая Диомед и Одиссей, царь Итаки, отправились на Скирос, взяв с собой богатые подарки для царевен: ткани, расшитые золотом одежды, ожерелья и другие украшения. Все это принесли в покои царевен, разместив между подарками также оружие и воинские доспехи. Именно последние подарки и выбрал А. Узнав о готовящемся походе против Трои, А. с радостью согласился участвовать в нем. Вместе с ним отправился его друг Патрокл. Отплыв из гавани Авлиды, корабли греков отправились к Трое. Но пристали они к берегам Мизии, где царствовал Те-леф, сын Геракла. Приняв мизийцев за троянцев, греки вступили с ними в битву. А., сражаясь с Телефом, обратил его в бегство. Обнаружив ошибку, греки снова отправились в путь, но буря разметала их корабли, и они принуждены были вернуться в Авлиду. Здесь они поняли, что правильный путь в Трою им может указать лишь Телеф, которого тяжело ранил А.


    Пифия — предсказательница из города Дель-фы — сказала, что рану может исцелить лишь А., что последний и сделал, посыпав язву железом, которое соскреб со своего копья. Но отплыть из Авлиды все же не удалось, ибо не было попутного ветра. Калхас предсказал, что ветер появится только в том случае, если в жертву богам будет принесена дочь Агамемнона Ифигения. Девушку привезли в Авлиду, сказав ее матери Клитемнестре, что с нею хочет обручиться А. Узнав об этом, А. начинает помогать Ифигении, которую в последний момент перед жертвоприношением спасает богиня Артемида. Обо всем этом рассказано в трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде» (V в. до н.э.).

    х Греки осаждали Трою в течение 10 лет. Главным героем Троянской войны стал А., которого «Илиада», рассказывающая о последнем годе осады, именует «благородным», «быстроногим», «бессмертным подобным», «любимцем богов». «Илиада» начинается описанием гнева А., у которого Агамемнон отнял его пленницу Брисеиду. Главный герой троянцев, сын царя Приама Гектор убивает друга А. Патрокла. А. тяжело переживает его гибель и клянется отомстить. Один из кульминационных пунктов поэмы — битва А. с Гектором, описанная в книге XXII «Илиады». Убив Гектора, А. оплакивает и погребает Патрокла. Этим и заканчивается поэма Гомера. Образ А. в «Илиаде» противоречив. Он и благороден и вместе с тем предельно жесток. О дальнейшей судьбе А. рассказывают мифы и литературные произведения древнегреческих и римских пи-/ сателей. В т.н. киклической поэме «Эфиопи-да» (VIII в. до н.э.), приписываемой Арктику, сыну Телеса из Милета, и дошедшей до нас лишь в позднем пересказе, рассказано о пришедших на помощь к троянцам женщинах-воительницах амазонках во главе с царицей Пен-фесилеей. А. убивает ее, но, стоя над ее телом, проникается к ней любовью. Сюжет этот затронут в поэмах Овидия «Героини» и Вергилия «Энеида». В «Эфиопиде» рассказано и о битвах с эфиопами, которых их царь Мемнон привел на помощь троянцам. Мемнон погибает в поединке с А. Но и героя ждет неминуемый, заранее предсказанный ему конец. Он погибает от стрелы Париса, которую бог Аполлон, покровительствовавший троянцам, направил в пятку А., — единственное его уязвимое место. Греки и поднявшаяся из морской пучины Фетида оплакивают героя и, согласно древним обычаям, на восемнадцатый день сжигают его тело на погребальном костре. Золотая урна с прахом А., Патрокла и еще одного героя — Антилоха, была погребена в высоком кургане. Скрываясь на острове Скиросе, А. полюбил Дайдамию, одну из дочерей царя Ликомеда. От их союза родился уже после отплытия греков к Трое сын Неоптолем. После гибели отца его привозят к стенам Трои, и он участвует во взятии города, убивает Приама и многих его сыновей. В XI песне «Одиссеи» рассказано, как Одиссей, спустившись в царство мертвых, встречает там тень А. и рассказывает своему погибшему другу о подвигах его сына. Образ А. неоднократно разрабатывался в изобразительном искусстве, начиная с древнегреческой вазовой живописи и кончая литографским циклом «Ахиллес», созданным немецким художником Максом Слефогтом в 1907г.

    Е.Л.Немировский

    Литературные герои. — Академик.
    2009.

    dic.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о