Жестокие нравы сударь в нашем городе жестокие Помощь по литературе
«Борис. Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь, без привычки-то. Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак.
Кулигин. И не привыкнете никогда, сударь.
Борис. Отчего же?
Кулигин. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. Городничий и стал ему говорить: «Послушай, — говорит, — Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!»
Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках…
разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, у меня из этого тысячи составляются, так оно; мне и хорошо!» Вот как, сударь! А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое потеряно. А те им за малую благостыню на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям.Судятся, судятся здесь да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от. радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат, а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно. «Я, — говорит, — потрачусь, да уж и ему станет в копейку». Я было хотел все это стихами изобразить. «
Прислал: Cr1stal . 2017-10-14 20:11:36
pomosh-po-literatyre.imysite.ru
Жестокие нравы сударь в нашем городе жестокие
“Борис. Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь, без привычки-то. Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак.
Кулигин. И не привыкнете никогда, сударь.
Борис. Отчего же?
Кулигин. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. Городничий и стал ему говорить: “Послушай, – говорит, – Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!”
Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу да и говорит: “Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках
разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, у меня из этого тысячи составляются, так оно; мне и хорошо!” Вот как, сударь! А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое потеряно. А те им за малую благостыню на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям.Судятся, судятся здесь да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от. радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат, а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно. “Я, – говорит, – потрачусь, да уж и ему станет в копейку”. Я было хотел все это стихами изобразить. “
schoolessay.ru
«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…» Мы идем по городу Калинову
Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это? Каким показан город Калинов?
Работа над двумя монологами Кулигина (действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3).
1. Выделите слова, которые особенно характеризуют жизнь в городе.
«Жестокие нравы»; «грубость да бедность нагольная»; «честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба»; «старается бедного закабалить»; «на труды даровые еще больше денег наживать»; «не доплачу копейку»; «торговлю подрывают из зависти»; «враждуют» и т. п. это принципы жизни в городе.
2. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье.
«Бульвар делали, а не гуляют»; «ворота заперты и собаки спущены»; «чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом, да семью тиранят»; «слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые»; «за этими замками разврату темного да пьянства» и т. п. — это принципы жизни в семье.
Если в Калинове так плохо, то почему вначале — чудесный вид, Волга, такая же прекрасная природа и в сцене свидания Катерины и Бориса?
Вывод. Город Калинов противоречив. С одной стороны — чудесное место, где располагается город. С другой — ужасная жизнь в этом городе. Красота в том, что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе природу.
Вопросы для обсуждения
1. Как можно оценить монологи Феклуши (действие 1, явл. 2; действие 3, явл. 1)? Каким предстает город в ее восприятии? (Бла-алепие, красота дивная, обетованная земля, рай и тишина.)
2. Какой прием использует автор, рассказывая о жизни в городе? (Контраст.)
3. Каковы жители, обитающие здесь? (Верят рассказам Феклуши, которые показывают ее темноту и невежество: рассказ об огненном змее; о ком-то с черным лицом; о времени, которое становится короче, — действие 3, явл. 1; о других странах — действие 2, явл. 1. Боятся грозы — действие 4, явл. 4. Верят, что Литва упала с неба, — действие 4, явл. 1.)
4. Чем отличается от жителей города Кулигин? (Образованный человек, механик-самоучка — фамилия напоминает фамилию Кулибин. Чувствует красоту природы. Эстетически стоит выше других героев: Поет песни, цитирует Ломоносова. Ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод. Пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. Вечный мотив горя от ума.)
5. Кого мы можем считать «хозяевами города»? Как появляются эти герои на сцене? (Подготовленное Появление — вначале о них говорят другие, а потом они сами выходят на сцену.)
6. Кто подготавливает их появление? (Кудряш вводит Дикого, Феклуша — Кабаниху.)
Дикой и Кабаниха — «хозяева» «темного царства». Основной прием раскрытия их характеров — речевая характеристика. Следует обратить внимание на анализ их основных реплик:
Дикой Кабаниха | |
О нем: «ругатель»; «как с цепи сорвался» | О ней: «все под видом благочестия»; «ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем»; «бранится»; «точит, как ржа железо» |
Он сам: «дармоед»; «проклятый»; «провались ты»; «глупый человек»; «поди ты прочь»; «что Я тебе — ровный что ли»; «с рылом-то и лезет Разговаривать»; «разбойник»; «аспид»; «дурак» И др. | Она сама: «вижу, что вам воли хочется»; «тебя не станет бояться, меня и подавно»; «хочешь своей волей жить»; «дурак»; «приказывай жене»; «должен исполнять, что мать говорит»; «куда воля-то ведет» и др. |
Вывод. Дикой — ругатель, грубиян, чувствует свою власть над людьми, самодур | Вывод. Кабаниха — ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом |
Общий вывод. Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой — ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить своей волей.
Результаты действий этих героев:
Талантливый Кулигин считается чудаком и говорит: «Нечего делать, надо покориться!»
Добрый, но безвольный Тихон пьет и мечтает вырваться из дома: «…а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь». Он полностью подчинен матери.
Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать: «И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».
Образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство.
Так «ломает» «темное царство» неплохих людей, заставляя их терпеть и молчать.
www.testsoch.com
Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!
В драме Островского ” Гроза ” широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова драматург показал царящие там воистину жестокие нравы. Островский изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по “Домострою”, и новое поколение молодежи, отвергающее эти устои. Персонажи драмы делятся на две группы. По одну сторону стоят старики, поборники старых порядков, которые, в сущности, и осуществляют этот “Домострой”, по другую – Катерина и молодое поколение города.
Герои драмы живут в городе Калинове. Этот город занимает маленькое, но не последнее место в России того времени, в то же время он – олицетворение крепостничества и “Домостроя”. За стенами города чудится другой, чужой мир. Не зря Островский в ремарках упоминает Волгу, “общественный сад на берегу Волги, за Волгой сельский вид”. Мы видим, насколько жестокий, замкнутый мир Калинова отличается от внешнего, “безудержно огромного”. Это мир Катерины, родившейся и выросшей на Волге. За этим миром кроется та жизнь, которой так боятся Кабаниха и ей подобные.
По словам странницы Феклуши, “старый мир” уходит, лишь в этом городе “рай и тишина”, в других же местах “просто содом”: люди в суете друг друга не замечают, запрягают “огненного змия”, а в Москве “теперь гульбища да игрища, а по улицам-то индо грохот идет, стон стоит”. Но и в старом Калинове что-то меняется. Новые мысли несет в себе Кулигин. Кулигин, воплощающий идеи Ломоносова, Державина и представителей более ранней культуры, предлагает поставить на бульваре часы, чтобы смотреть по ним время.Познакомимся с остальными представителями Калинова. Марфа Игнатьевна Кабанова – поборница старого мира. Уже само имя рисует нам грузную, тяжелого характера женщину, а прозвище “Кабаниха” дополняет эту неприятную картину. Кабаниха живет по старинке, в соответствии со строгим порядком. Но она соблюдает только видимость этого порядка, который поддерживает на людях: добрый сын, послушная невестка. Даже сетует: “Ничего-то не знают, никакого порядка… Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего”. В доме же царит настоящий произвол. Кабаниха деспотична, груба, с крестьянами, “поедом ест” домашних и не терпит возражений. Ее воле полностью подчинен сын, этого ждет, она и от невестки.
Рядом с Кабанихой, которая изо дня в день “точит всех своих домашних, как ржа железо”, выступает купец Дикой, чье имя ассоциируется с дикой силой. Дикой
не только “точит и пилит” членов своей семьи. От него страдают и мужики, которых он обманывает при расчете, и, конечно, покупатели, а также его конторщик Кудряш, непокорный и дерзкий парень, готовый кулаками проучить “ругателя” в темном переулке.Характер Дикого Островский обрисовал очень точно. Для Дикого главное – деньги, в которых он видит все: власть, славу, поклонение. Особенно это бросается в глаза в маленьком городке, где он живет. Он уже запросто может “потрепать по плечу” самого городничего.
Дикому и Кабанихе – представителям старого порядка, противостоит Кулигин. Ку-лигин – изобретатель, его взгляды соответствуют просветительским взглядам. Он хочет изобрести солнечные часы, “перпетуум мобиле”, громоотвод. Его изобретение громоотвода символично, так же как в драме сим-волична гроза. Недаром так не любит Кули-гина Дикой, который обзывает его “червяком”, “татарином” и “разбойником”. Готовность Дикого отправить изобретателя-просветителя к городничему, его попытки опровергнуть знания Кулигина, основываясь на самом диком религиозном суеверии, – все это тоже в пьесе приобретает символическое значение. Кулигин цитирует Ломоносова и Державина, ссылается на их авторитет. Он живет в старом “домостроевском” мире, где еще верят в предзнаменования и людей с “песьими головами”, однако образ Кулигина – свидетельство того, что в “темном царстве” уже появились люди, которые могут стать нравственными судьями тех, кто над ними господствует. Поэтому в конце драмы именно Кулигин выносит тело Катерины на берег и произносит полные укоризны слова.
Образы Тихона и Бориса разработаны незначительно, Добролюбов в известной статье говорит, что Бориса можно скорее отнести к обстановке, чем к героям. В ремарке Борис выделяется только одеждой: “Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски”. Это первое отличие его от жителей Калинова. Второе отличие в том, что он учился в коммерческой академии в Москве. Но Островский Сделал его племянником Дикого, а это говорит о том, что, несмотря на некоторые отличия, он принадлежит к людям “темного царства”. Это подтверждает и тот факт, что он не способен бороться с этим царством. Вместо того чтобы протянуть Катерине руку помощи, он советует ей покориться своей судьбе. Такой же и Тихон. Уже в списке действующих лиц о нем сказано, что он “ее сын”, то есть сын Кабанихи. Он действительно скорее просто сын Кабанихи, нежели личность. У Тихона нет силы воли. Единственное желание этого человека – вырваться из-под опеки матери, чтобы за весь год отгуляться. Тихон тоже не в состоянии помочь Катерине. И Борис и Тихон оставляют ее наедине со своими внутренними переживаниями.
Если Кабаниха и Дикой принадлежат к старому укладу, Кулигин несет идеи просвещения, то Катерина находится на распутье. Выросшая и воспитанная в патриархальном духе, Катерина полностью следует этому об-разу жизни. Измена здесь считается непростительной, и, изменив мужу, Катерина видит в этом грех перед Богом. Но ее характер от природы гордый, независимый и свободный. Ее мечта летать означает вырваться на свободу из-под власти деспотичной свекрови и из душного мира дома Кабановых. В детстве она однажды, обидевшись на что-то, ушла вечером на Волгу. Такой же протест слышится и в ее словах, обращенных к Варе: “А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!” В душе Катерины идет борьба между муками совести и стремлением к свободе. Катерина отличается и от представителей молодежи – Варвары и Кудряша. Она не умеет приспосабливаться к жизни, лицемерить и притворяться, как это делает Кабаниха, не умеет смотреть на мир так легко, как Варя. Островский мог бы закончить драму сценой покаяния Катерины. Но это бы значило, что “темное царство” победило. Катерина погибает, и в этом ее победа над. старым миром.
По словам современников, пьеса Островского “Гроза” имела очень большое значение. В ней показаны два мира, два образа жизни – старый и новый с их представителями. Гибель главной героини Катерины наводит на мысль, что новый мир победит и что именно этот мир придет на смену старому.
.
ukrtvir.com.ua
“Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…” Мы идем по городу Калинову
Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: “Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!” Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это?
Каким показан город Калинов? Работа над двумя монологами Кулигина (действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3).
1. Выделите слова, которые особенно характеризуют жизнь в городе. “Жестокие нравы”; “грубость да бедность нагольная”; “честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба”; “старается бедного закабалить”; “на труды даровые еще больше денег наживать”; “не доплачу копейку”; “торговлю подрывают из зависти”; “враждуют” и т. п. это принципы жизни в городе. 2. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье. “Бульвар делали, а не гуляют”; “ворота заперты и собаки спущены”; “чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом, да семью тиранят”; “слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые”; “за этими замками разврату темного да пьянства” и т. п. – это принципы жизни в семье.
Если в Калинове так плохо, то почему вначале – чудесный вид, Волга, такая же прекрасная природа и в сцене свидания Катерины и Бориса?
Вывод.
Город Калинов противоречив. С одной стороны – чудесное место, где располагается город.
С другой – ужасная жизнь в этом городе. Красота в том, что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе природу.
Вопросы для обсуждения
1. Как можно оценить монологи Феклуши (действие 1, явл. 2; действие 3, явл.
2. Какой прием использует автор, рассказывая о жизни в городе? (Контраст.)
3. Каковы жители, обитающие здесь? (Верят рассказам Феклуши, которые показывают ее темноту и невежество: рассказ об огненном змее; о ком-то с черным лицом; о времени, которое становится короче, – действие 3, явл. 1; о других странах – действие 2, явл. 1. Боятся грозы – действие 4, явл. 4. Верят, что Литва упала с неба, – действие 4, явл. 1.)
4. Чем отличается от жителей города Кулигин? (Образованный человек, механик-самоучка – фамилия напоминает фамилию Кулибин. Чувствует красоту природы. Эстетически стоит выше других героев: Поет песни, цитирует Ломоносова. Ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод. Пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. Вечный мотив горя от ума.)
5. Кого мы можем считать “хозяевами города”? Как появляются эти герои на сцене? (Подготовленное Появление – вначале о них говорят другие, а потом они сами выходят на сцену.) 6. Кто подготавливает их появление?
(Кудряш вводит Дикого, Феклуша – Кабаниху.) Дикой и Кабаниха – “хозяева” “темного царства”. Основной прием раскрытия их характеров – речевая характеристика. Следует обратить внимание на анализ их основных реплик:
Дикой Кабаниха | |
О нем: “ругатель”; “как с цепи сорвался” | О ней: “все под видом благочестия”; “ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем”; “бранится”; “точит, как ржа железо” |
Он сам: “дармоед”; “проклятый”; “провались ты”; “глупый человек”; “поди ты прочь”; “что Я тебе – ровный что ли”; “с рылом-то и лезет Разговаривать”; “разбойник”; “аспид”; “дурак” И др. | Она сама: “вижу, что вам воли хочется”; “тебя не станет бояться, меня и подавно”; “хочешь своей волей жить”; “дурак”; “приказывай жене”; “должен исполнять, что мать говорит”; “куда воля-то ведет” и др. |
Вывод. Дикой – ругатель, грубиян, чувствует свою власть над людьми, самодур | Вывод. Кабаниха – ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом |
Общий вывод.
Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой – ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю.
Она больше всего боится, что кто-то станет жить своей волей. Результаты действий этих героев: Талантливый Кулигин считается чудаком и говорит: “Нечего делать, надо покориться!” Добрый, но безвольный Тихон пьет и мечтает вырваться из дома: “…
А с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь”. Он полностью подчинен матери. Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать: “И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”. Образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство. Так “ломает” “темное царство” неплохих людей, заставляя их терпеть и молчать.
Загрузка…“Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…” Мы идем по городу Калинову
ege-russian.ru