Беатриче и данте картина – Портинари, Беатриче — Википедия

Данте и Беатриче. Платоническая любовь.

Наиболее выдающимся, главенствующим событием молодости Данте стала любовь его к Беатриче. Впервые увидел он ее, когда оба они еще были детьми: ему было девять, ей — восемь лет. «Юный ангел», как выражается поэт, предстал перед его глазами в наряде, приличествующем ее детскому возрасту: Беатриче была в одеждах «благородного» красного цвета, на ней был пояс, и она, по словам Данте, стала сразу «владычицей его духа». «Она показалась мне,- говорил поэт,- скорее дочерью Бога, нежели простого смертного». «С той самой минуты, как я ее увидел, любовь овладела моим сердцем до такой степени, что я не имел силы противиться ей и, дрожа от волнения, услышал тайный голос: «Вот божество, которое сильнее тебя и будет владеть тобою».

Аллегорический портрет Данте кисти Бронзино

Десять лет спустя Беатриче является ему снова, на этот раз вся в белом. Она идет по улице в сопровождении двух других женщин, поднимает на него взор и, благодаря «неизреченной своей милости», кланяется ему так скромно-прелестно, что ему кажется, что он узрел «высшую степень блаженства».

Картина Генри Холлидея «Данте и Беатриче»

Опьяненный восторгом, поэт бежит от шума людского, уединяется в своей комнате, чтобы мечтать о возлюбленной, засыпает и видит сон. Проснувшись, он излагает его в стихах. Это — аллегория в форме видения: любовь с сердцем Данте в руках несет в то же время в объятиях «уснувшую и укутанную вуалью даму». Амур будит ее, дает ей сердце Данте и потом убегает, плача. Этот сонет восемнадцатилетнего Данте, в котором он адресуется к поэтам, спрашивая у них объяснения своему сну, обратил на него внимание многих, между прочим Гвидо Кавальканти, от души поздравившего нового поэта. Таким образом было положено начало их дружбе, никогда не ослабевавшей с тех пор.

В первых своих поэтических произведениях, в сонетах и канцонах, окружающих ярким сиянием и поэтическим ореолом образ Беатриче, Данте превосходит уже всех своих современников силой поэтического дарования, умением владеть языком, а также искренностью, серьезностью и глубиной чувства. Хотя он тоже еще придерживается прежних условных форм, но зато содержание новое: оно пережито, оно идет из сердца. Впрочем, Данте скоро отказался от старых форм и манер и пошел по другому пути. Традиционному чувству поклонения Мадонне трубадуров он противопоставил реальную, но духовную, святую, чистую любовь. Сам он считает «могучим рычагом» своей поэзии правду и искренность своего чувства.

История любви поэта очень проста. Все события — самые незначительные. Беатриче проходит мимо него по улице и кланяется ему; он встречает ее неожиданно на свадебном торжестве и приходит в такое неописуемое волнение и смущение, что присутствующие и даже сама Беатриче трунят над ним и друг должен увести его оттуда. Одна из подруг Беатриче умирает, и Данте сочиняет по этому поводу два сонета; он слышит от других женщин, как сильно Беатриче горюет о смерти отца… Вот каковы события; но для такого высокого культа, для такой любви, на которую было способно чуткое сердце гениального поэта, это целая внутренняя повесть, трогательная по своей чистоте, искренности и глубокой религиозности.

Эта столь чистая любовь робка, поэт скрывает ее от посторонних глаз, и чувство его долгое время остается тайной. Чтобы не дать чужим взорам проникнуть в святилище души, он делает вид, будто влюблен в другую, пишет ей стихи. Начинаются пересуды, и, по-видимому, Беатриче ревнует и не отвечает на его поклон.


Данте и Беатриче, картина Мари Стиллман
Некоторые биографы еще не так давно сомневались в действительном существовании Беатриче и хотели считать ее образ просто аллегорией, никак не связанной с реальной женщиной. Но теперь документально доказано, что Беатриче, которую Данте любил, прославил, оплакивал и в которой видел идеал высшего нравственного и физического совершенства, несомненно историческая личность, дочь Фолько Портинари, жившая по соседству с семейством Алигьери. Она родилась в апреле 1267 года, в январе 1287 года вышла замуж за Симона деи Барди, а 9 июня 1290 года умерла двадцати трех лет, вскоре после отца.

О своей любви Данте повествует сам в «Vita Nuova» («Новая жизнь»), сборнике, где проза перемешана со стихами, который был посвящен поэтом Гвидо Кавальканти. По словам Боккаччо, это первое сочинение Данте,- заключающее в себе полную историю любви поэта к Беатриче до ее кончины и далее,- написано им вскоре после смерти возлюбленной, раньше, чем он осушил слезы о ней. Назвал он свой сборник «Vita Nuova», как некоторые полагают, потому, что через эту любовь для него настала «новая жизнь». Милая его — для Данте олицетворение идеала, нечто «божественное, явившееся с неба, чтобы уделить земле луч райского блаженства», «царица добродетели». «Облеченная в скромность,- говорит поэт,- сияя красотой, шествует она среди похвал, будто ангел, сошедший на землю, чтобы явить миру зрелище своих совершенств. Ее присутствие дает блаженство, разливает отраду в сердцах. Кто ее не видел, не может понять всей сладости ее присутствия». Данте говорит, что, украшенная благодатью любви и веры, Беатриче пробуждает и в других те же добродетели. Мысль о ней дает поэту силу побеждать в себе любое нехорошее чувство; ее присутствие и поклон мирят его со вселенной и даже с врагами; любовь к ней отвращает ум от всего дурного.


Майкл Паркес, портреты Данте и Бетариче
Под одеждой ученого у Данте бьется сердце чистое, юное, чуткое, открытое всем впечатлениям, склонное к обожанию и к отчаянию; он одарен пламенным воображением, возносящим его высоко над землей, в царство мечты. Любовь его к Беатриче отличается всеми признаками первой юношеской любви. Это духовное, безгрешное поклонение женщине, а не страстное к ней влечение. Беатриче для Данте более ангел чем женщина; она словно на крыльях пролетает через этот мир, едва касаясь его, пока не возвращается в лучший, откуда явилась, и потому любовь к ней — «дорога к добру, к Богу». Эта любовь Данте к Беатриче осуществляет в себе идеал платонической, духовной любви в высшем ее развитии. Те не понимали этого чувства, которые спрашивали, почему поэт не женился на Беатриче. Данте не стремился к обладанию возлюбленной; ее присутствие, поклон — вот все, чего он желает, что наполняет его блаженством. Один только раз, в стихотворении «Гвидо, я желал бы…», фантазия увлекает его, он мечтает о сказочном счастье, о том, чтобы уехать с милой далеко от холодных людей, остаться с ней среди моря в лодке, лишь с немногими, самыми дорогими, друзьями. Но это прекрасное стихотворение, где подымается мистический покров и милая становится близкой, желанной, Данте исключил из сборника «Vita Nuova»: оно явилось бы диссонансом в общем его тоне.

Можно было бы думать, что Данте, поклоняясь Беатриче, вел недеятельную, мечтательную жизнь. Вовсе нет, — чистая, высокая любовь лишь дает новые, изумительные силы. Благодаря Беатриче, говорит нам Данте, перестал он быть обыденным человеком. Он начал рано писать, и стимулом его писательства стала она. «У меня не было другого учителя в поэзии, — сообщает он в «Vita Nuova»,- кроме себя и самой могучей наставницы — любви». Вся лирика «Vita Nuova» проникнута тоном глубокой искренности и правды, но истинная муза ее — скорбь. И действительно, краткая история любви Данте имеет редкие проблески ясной, созерцательной радости; смерть отца Беатриче, ее печаль, предчувствие ее смерти и смерть — все это трагические мотивы.


«Видение смерти Беатриче» Данте Габриэля Россетти

Предчувствие смерти Беатриче проходит через весь сборник. Уже в первом сонете, в первом видении короткое веселье Амура превращается в горький плач, Беатриче несут к небу. Потом, когда ее подругу похищает смерть, блаженные духи выражают желание скорее увидеть Беатриче в своей среде. Отец ее, Фолько Портинари, умирает. В душе поэта тотчас же рождается мысль, что и она умрет. Немного времени проходит — и его предчувствие сбывается: вскоре после смерти отца и она следует за ним в могилу. Данте увидел ее во сне уже мертвой, когда женщины накрывали ее флером. Беатриче умирает потому, что «эта скучная жизнь недостойна такого прекрасного существа», говорит поэт, и, вернувшись к славе своей на небо, она становится «духовной, великой красотой» или, как Данте выражается в другом месте, «интеллектуальным светом, исполненным любви».

Когда Беатриче умерла, поэту было 25 лет. Смерть милой была для него тяжелым ударом. Горе его граничит с отчаянием: он сам желает умереть и только в смерти ждет себе утешения. Жизнь, родина — все вдруг обратилось для него в пустыню. Как о потерянном рае плачет Данте об умершей Беатриче. Но натура его была слишком здоровая и сильная для того, чтобы он погиб от горя.


Картина Жана-Леона Жероме

От великой своей скорби поэт ищет успокоения в занятиях наукой: он изучает философию, посещает философские школы, ревностно читает Цицерона и всего более — последнего представителя культуры древнего мира, Боэция, который переводом своим и истолкованием греческих философских произведений, в особенности «Логики» Аристотеля, сделал доступной следующим поколениям часть эллинского мышления и оставил им сочинение «De Consolatione Philosophiae» [«Утешение философией» (лат.)], столь высоко ценимое Средними веками. Боэций написал эту книгу в тюрьме, незадолго до казни, и рассказывает в ней, как в то время, когда он изнывал под тяжестью своего положения и готов уже был впасть в отчаяние, его посетило светлое видение: он увидел Философию, явившуюся его утешить, напомнить о суете всего земного и направить душу к более высокому и непреходящему благу. Непосредственная связь сочинения с судьбой автора, судьбой, в которой многие видели отражение собственного своего положения, а также доступная всем ясность основных его идей и благородная теплота изложения доставили книге Боэция особенное влияние в Средние века; многие ее читали и находили в ней утешение.


«Годовщина смерти Беатриче» Данте Габриэля Россетти
Неутомимое рвение Данте к занятиям философией, ослабившее даже временно его зрение, открыло ему вскоре, по его словам, «сладость» этой науки в такой мере, что любовь к философии даже затмила на время идеал, до тех пор единственно властвовавший над его душой. И другое еще влияние боролось в нем с памятью об усопшей. Во второй половине «Vita Nuova» Данте рассказывает, как однажды, когда он был погружен в свою печаль, у окна показалась прекрасная женщина, смотревшая на него глазами, полными сострадания. Сначала он почувствовал к ней благодарность, но, видя ее снова и снова, стал понемногу находить такое удовольствие в этом зрелище, что ему грозила опасность забыть об умершей Беатриче. Однако это новое чувство не дало Данте утешения, в душе его разгорелась сильная борьба. Он стал казаться себе низким и презренным, бранил и проклинал себя за то, что мог хоть временно отвлечься от мысли о Беатриче. Внутренняя борьба поэта длилась недолго и кончилась победой Беатриче, которая явилась ему в видении, сильно его взволновавшем. С тех пор он думает опять только о ней и воспевает только ее. Позже, в другом своем сочинении- «Convito» («Пир»),- заключающем самое восторженное восхваление философии, Данте стихам, посвященным второй своей любви, которую он называет здесь «Madonna la Filosofia», придал аллегорический характер. Но в реальном ее существовании навряд ли может быть сомнение, и этот маленький обман поэта весьма извинителен.

Чувство, казавшееся ему сначала, под влиянием экзальтации, столь преступным, на самом деле было крайне невинным и быстро промелькнувшим метеором платонической любви, что он впоследствии осознал и сам.


«Приветствие Беатриче» Данте Габриэля Россетти
Но другая любовь Данте, к некоей Пьетра, о которой он написал четыре канцоны, носит уже иной характер. Кто была эта Пьетра — неизвестно, как и многое в жизни поэта; но упомянутые четыре канцоны написаны им, как предполагают, до изгнания. В них звучит язык еще юношеской страсти, юношеской любви, на этот раз уже чувственной. Эта любовь легко совмещалась в те времена с мистической экзальтацией, с религиозным культом женского идеала; чистое, целомудренное поклонение женщине не исключало тогда так называемого «folle amore» [безумная любовь (ит.)]. Весьма возможно, что при страстном своем темпераменте и Данте отдал ему дань и что и у него был период бурь и заблуждений.

Несколько лет спустя после смерти Беатриче,- когда, собственно, неизвестно, но по-видимому, в 1295 году,- Данте женился на некоей Джемме ди Мането Донати. Прежние биографы сообщают, что у поэта было от нее семеро детей, но по новейшим исследованиям их оказывается всего трое: двое сыновей, Пьетро и Якопо, и дочь Антония.


«Данте в изгнании», картина сэра Фредерика Лейтона
О жене поэта, Джемме, сохранилось очень мало сведений. По-видимому, она пережила мужа; по крайней мере, еще в 1333 году подпись ее значится на одном документе. По сведениям, сообщаемым Боккаччо, Данте не виделся больше с женой после своего изгнания из Флоренции, где она осталась с детьми. Много лет спустя, под конец своей жизни, поэт вызвал к себе сыновей и заботился о них. В своих сочинениях Данте нигде ничего не говорит о Джемме. Но это было обычное явление в те времена: никто из тогдашних поэтов не касался семейных своих отношений. Жене было суждено в ту эпоху играть прозаическую роль; она оставалась совершенно вне поэтического горизонта; рядом с чувством, которое уделялось ей, могло прекрасно существовать и иное, считавшееся высшим. Боккаччо и некоторые другие биографы утверждают, что брак Данте оказался несчастливым. Но ничего определенного об этом неизвестно; верно лишь то, что брак этот был заключен без всякой романической подкладки: это было нечто вроде делового уговора, чтобы исполнить общественный долг,- один из тех браков, которых и теперь немало/
Цитата сообщения Алевтина_КнязеваПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Данте и Беатриче. Платоническая любовь.

13-century-ru.livejournal.com

Беатриче (картина) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Беатриче» — картина английского художника-прерафаэлита Данте Габриэля Россетти, созданная в 1879 году. На данный момент картина находится в частном собрании.

Натурщицей для образа Беатриче стала Джейн Моррис. На обороте картины написаны строки из стихотворения Данте Алигьери «Новая жизнь» Tanto gentile e tanto onesta pare [Столь благородна, столь скромна бывает…])[1]. После смерти своей супруги Элизабет Сиддал, также изображавшейся Россетти в образе Беатриче, художник ассоциировал свои чувства к Джейн Моррис, находившейся замужем, с историей Данте и Беатриче. Изначально картина создавалась как повторение его работы 1870 года «Мариана», причёска и украшение в волосах героини остались теми же[2]. Россетти объединяет героиню и фон единой зелёной цветовой гаммой, используемой для изображения глаз Джейн Моррис, её одежды и серо-зелёного фона. Натурщица не обращает взгляд непосредственно к зрителям, а вправо, словно наблюдая за неким событием;она слегка наклоняет голову вправо и вниз, хотя зрители не видят тела героини, её удлиненная шея создает иллюзию вертикальной, изящной позы позы

[3].

В 1883 году картина была продана во время крупной распродажи из мастерской Россетти. Тогда владельцем картины стал его агент Чарльз Хауэлл. Позже, картина перешла к его внуку Чарльзу Батлеру. В 2015 году работа была продана частному лицу на аукционе Кристис[4][5].

ru.wikipedia.org

Данте и Беатриче история любви

Они были детьми, когда встретились. Данте Алигьери — впечатлительный девятилетний мальчик, увидел восьмилетнюю девочку в алом платье — хорошенькую, как ангел. Это была Беатриче, дочь Фолько Портинари, который жил неподалеку. Данте смотрел на нее, дрожа от волнения, и как будто слышал, как кто-то ласково говорит ему:

«Вот божество, которое сильнее тебя и будет владеть тобою».

Беатриче показалась ему не обыкновенной земной девочкой, а «скорее дочерью Бога».

И мальчик запомнил этот миг на всю жизнь.

Вторая встреча, первый сонет

Прошло десять лет. Данте, уже юный поэт, снова увидел Беатриче и сразу ее узнал. В скромных белых одеждах она шла по улице в сопровождении двух женщин. Увидела его… и улыбнулась так мило и так скромно, что на сердце у него стало светло. Ничего похожего Данте никогда раньше не испытывал. Это было абсолютное, стопроцентное, беспримесное счастье. Ноги сами понесли его вверх по улице. Казалось — еще немного, он оторвется от земли и взлетит. В эту ночь поэту приснился поразительный сон — как будто сама Любовь идет куда-то, и несет в объятиях «уснувшую и укутанную вуалью даму» вместе с его сердцем. Данте написал сонет, который заставил людей говорить о нем, как о поэте. Долгое время он мог писать только о Беатриче — и людей трогаласила и неподдельность его чувства.

Данте Алигьери

Данте описывал и значительные для девушки события, и глупые мелочи. Беатриче прошла по улице, он случайно встречается с ней на свадьбе, вот он слышит от кого-то, как сильно горюет она о смерти своего отца, а вот она выходит замуж. Беатриче была обычной женщиной, но гений раскарсил ее жизнь поэзией, поднял ее на невероятную высоту…

Чтобы уберечь любимую от пересудов, Данте делал вид, что влюблен в другую. Беатриче это ранило — при новой случайной встрече с поэтом она не ответила на его поклон.

Платоническая любовь

Многие недоумевали — если Данте был так безумно, до обожествления, влюблен в Беатриче, почему он не женился на ней сам? Перед такой любовью устоять просто невозможно — наверняка она ответила бы ему согласием.

Но Данте не стремился к обладанию, и даже нормальная теплая близость была ему не нужна.

Его любовь — идеальная, платоническая — годилась только для стихосложения. Беатриче была для него живым свидетельством того, что Небо иногда говорит с людьми, присылая на землю ангела. В сборнике «Vita Nuova» он описал свою любовь от первой встречи с возлюбленной до ее смерти (Беатриче умерла в 23 года). Этим сборником он воздвиг своей любимой памятник, который до сих пор никто не превзошел.

Еще в первом сонете, посвященном Беатриче, Данте предчувствовал скорую смерть возлюбленной и заранее стал ее оплакивать. Он писал:

«Эта скучная жизнь недостойна такого прекрасного существа».

Данте Алигьери и Беатриче

И все же смерть возлюбленной едва не прикончила его самого. Данте было всего 25 лет, а ему казалось, что дальше жить совершенно незачем. Чтобы справиться с горем, он заставил себя заниматься наукой, увлекся философией до того, что почти потерял зрение — к счастью, через некоторое время оно восстановилось. Философия отвлекла Данте от горя и стала его новой любовью.

Измена

После смерти Беатриче появилась женщина, которая едва не вытеснила ее образ из сердца поэта. Однажды, когда он, переполненный своей тоской, стоял у окна, в нем появилась прекраснейшая девушка и посмотрела на Данте с таким теплом, такой добротой и сочувствием, что он едва не разрыдался. Сначала это была просто благодарность, потом…

Чем чаще встречал Данте эту девушку, тем приятнее было ему на нее смотреть.

Для Данте это ровнялось крушению мира. Он, который хотел служить всю жизнь памяти одной женщины — уже любуется другой! Поэт бранил себя последними словами, осыпал себя проклятиями, считал себя подлым и низким человеком. В этой его внутренней борьбе все-таки победила Беатриче. Она пришла к поэту во сне — и он понял, что верен своей любви, а новое чувство было только невинным увлечением.

Посмертная маска Данте Алигьери

Правда, позже Данте увлекся еще одной женщиной, по имени Пьетра. Стихи, посвященные этой женщине, наполнены уже не одним целомудренным поклонением — них есть мирская, совершенно человеческая страсть.

Женитьба

После смерти Беатриче прошло несколько лет, и Данте женился на Джемме ди Мането Донати, которая родила ему двоих сыновей и дочь. Ее он никогда не обожествлял: в те годы жена не могла претендовать на высокие чувства поэта, ей отводилась прозаическая роль хозяйки и матери. Некоторые биографы Данте считают, что это был просто неудачный брак, но большинство утверждает, что никаким особо неудачным он не был. Такие браки были родом договора и сплошь и рядом заключались просто потому, что так полагалось.

Когда Данте по политическим причинам изгнали из родной Флоренции, его жена и дети остались в городе. Но через много лет поэт вызвал детей к себе и заботился о них. Жене он не посвятил ни одной строчки, и, кажется, никогда по ней не скучал. Как поэт и хотел, его имя навсегда связано с именем Беатриче.

www.goodhouse.ru

Данте и Беатриче: любовь сквозь века

История любви Данте к Беатриче  загадочна  и непостижима. Это прекрасное, прошедшее сквозь века чувство увековечено в живописи и музыке, поэзии и драматургии.


Великий Данте (Дуранте дельи Алигьери), поэт, учёный, политик и философ, автор бессмертной  «Божественной комедии»,  родился в 1265 году во Флоренции в небогатой семье. Романтический  мальчик с детских лет увлекался поэзией, восхищался красотой и совершенством природы, отмечал очарование молодых женщин и сам сочинял стихи.

Прошедшая сквозь века стрела любви пронзила сердце Данте  в девятилетнем возрасте. Одно мгновение понадобилось ребенку, чтобы без памяти влюбиться  в незнакомку,  с которой он  столкнулся на пороге церкви. Одного мимолетного взгляда маленькой девочки оказалось достаточно, чтобы через всю жизнь пронести  свою любовь к  ней.

Спустя некоторое  время мальчик узнает, что таинственная незнакомка из богатой и знатной семьи, а зовут ее Биче.

Девочка потрясла впечатлительного ребенка своим благородством и добротой и, несмотря на невинность,  показалась ему настоящей дамой.   Маленький Данте с тех пор писал стихи только о ней, воспевая красоту и очарование юной… Биатриче – такое нежное имя придумал романтический ребенок для своей возлюбленной.

Шли годы и из маленькой очаровательной Биче выросла красивая, избалованная, насмешливая и дерзкая наследница знатного флорентийского рода Портинари. Поэт не искал с ней  встреч… Однако спустя  девять лет он узнал свою  Биатриче  в  юной красавице, с которой  столкнулся на узкой флорентийской улочке. Как показалось Данте, она слегка улыбнулась, наклонив голову. Его сердце воспылало с новой силой,  и под впечатлением  встречи с любимой Данте написал свой первый сонет.

С тех пор Данте жил страстным желанием новой встречи с Беатриче. И она состоялась на церемонии венчания их общих знакомых и смутила его так, что ничего кроме страдания и боли поэту не принесла.

Всегда уверенный в себе поэт, увидев возлюбленную, не мог ни слова вымолвить, ни взгляда от нее отвести. А его Беатриче смеялась над  ним  вместе с подругами. Оскорбленный в лучших чувствах юноша больше не искал встреч с Беатриче, он был влюблен и жил, воспевая свою любовь к ней.

Они так и не встретились больше до ее смерти. Беатриче была замужем за состоятельным синьором Симоном де Барди и летом 1290 года   внезапно умерла, не дожив до 25 лет. Убитый горем поэт поклялся  воспевать  память о своей возлюбленной до последнего дня своей жизни.

Он не мог любить никакую другую  женщину, но все-таки женился на красавице-итальянке по имени Джемма Донати. Однако брак без любви оказался в тягость и Алигьери старался поменьше бывать дома.

Поэт решил посвятить свою жизнь политике. Это было время столкновений  во Флоренции между партиями чёрных и белых гвельфов. Данте симпатизировал белым гвельфам и вместе с ними боролся за независимость Флоренции  от папской власти.  Поэту тогда еще не было и 30 лет.

После прихода к власти Карла Валуа в партии произошел раскол. Победили  чёрные гвельфы и  Данте  обвинили в измене и интригах против церкви. После суда он был лишен всех высоких чинов, полученных во Флоренции, оштрафован и  изгнан из родного города. Поэт вынужден был скитаться по стране и  так и не смог вернуться во Флоренцию самой до смерти.

В течение четырнадцати лет после изгнания смыслом жизни Данте было написание  знаменитой «Божественной комедии». И через  семнадцать лет после смерти возлюбленной  Данте  продолжил воспевать Великое Женское Начало в  образе любимой Беатриче.

Что еще почитать

personallife.ru

Данте Алигьери и Беатриче Портинари

Наверное, многие знают или хотя бы слышали о Данте Алигьери и его бессмертном произведении «Божественная комедия». В наше время популярность у многих людей Данте приобрёл благодаря произведению Дэна Брауна «Инферно» и фильму, снятому по этому роману. «Божественная комедия», по сути, является вершиной творчества Данте и величайшим творением из всей европейской средневековой литературы. Но мало кто знает, как появилось это великолепное произведение, для кого оно было написано и как связано с жизнью Данте. В этой статье вы найдёте ответы на все эти вопросы и даже больше. А начнём мы с биографии Данте, ведь в ней и заключается ответ на один из вопросов, озвученных выше.

Биография

Предки Данте были не простыми людьми. Согласно преданию, они были одними из тех, кто основывал Флоренцию. Сам Данте родился в том же городе в мае 1265 года. Точная дата его рождения не установлена ввиду отсутствия данных. Место обучения талантливого писателя и поэта неизвестно, однако известно, что он получил обширные знания в литературе, естествознании и религии. Его первым наставником, по данным историков, был Брунетто Латини — известный в то время итальянский учёный и поэт. Исследователями предполагается, что в 1286-1287 годах Данте обучался в очень знаменитом и статусном заведении того времени — Болонском Университете.

Решив проявить себя в качестве общественного деятеля, Алигьери в конце XIII века активно участвовал в жизни Флоренции и в 1301 году получил звания приора — в то время достаточно высокий титул. Однако уже в 1302 году он вместе с созданной им партией белых гвельфов был изгнан из Флоренции. К слову, и умер он тоже в изгнании, так и не увидев больше родной город. В эти трудные годы Данте и увлёкся лирикой. А какие были первые произведения этого великого поэта, и какова была их судьба, мы сейчас расскажем.

Ранние произведения

К тому времени у Данте уже было произведение La Vita Nuova («Новая жизнь»). Но два следующих трактата так и не были закончены. Среди них «Пир» — своего рода комментарий и толкование к канцонам. Данте любил родной язык и всей своей натурой постоянно боролся за его развитие. Именно поэтому родился трактат «О народном языке», написанный поэтом на латыни. Его ждала судьба «Пира»: он также не был закончен. После того как Алигьери забросил работу над этими произведениями, его ум и время заняло новое произведение — «Божественная комедия». О ней сейчас поговорим подробнее.

«Божественная комедия»

Работу над этой поэмой, посвящённой Беатриче Портинари, Данте начал, будучи в изгнании. Она состоит из трёх частей, называемых кантиками: «Ад», «Чистилище», и «Рай». К слову, последнюю из них Данте дописывал незадолго до своей смерти и всё же успел закончить произведение. Каждая кантика включает несколько песен, состоящих из терцин. Интересный факт: в «Божественной комедии» ровно 100 песен, и в каждой части их по тридцать три, а ещё одна сделана как вступление.

Мы рассказали о жизни Данте, его произведениях, но упустили самое главное: ту, ради кого он писал «Божественную комедию». Биография этого итальянского поэта — история любви до гроба, неразделённой и трагичной.

Данте и Беатриче Портинари

Личная жизнь Данте была связана только с одной женщиной. Он познакомился с ней, ещё будучи мальчиком — ему было девять лет. На празднике в городе он увидел восьмилетнюю дочку соседа, которую звали Беатриче. По-настоящему Данте влюбился в неё, когда спустя девять лет встретил её уже замужней девушкой. Неразделённая любовь мучила поэта, и даже спустя семь лет после смерти Беатриче Портинари он не забыл о ней. Уже спустя несколько веков имя Данте и его возлюбленной стали символом неразделённой настоящей платонической любви.

Беатриче Портинаре, биография которой известная только благодаря любви Данте к ней, трагически обрывается: она умирает в возрасте двадцати четырёх лет. Однако это не означает, что великий итальянский поэт перестал её любить. Хоть он и вступил в брак по расчёту, но всю жизнь до самой смерти любил только её. Данте был несколько застенчив и, будучи влюблённым в Беатриче, говорил с ней всего два раза за всю жизнь. Нельзя назвать эти контакты даже разговорами: встретившись на улице, Беатриче Портинари и Данте просто поздоровались. После этого поэт, окрылённый мыслью, что на него обратила внимание любовь всей его жизни, побежал домой, где ему приснился сон, который станет одним из фрагментов «Новой жизни». Первый же разговор между Данте Алигьери и Беатриче Портинари произошёл, когда они ещё были детьми и первый раз встретились на празднике во Флоренции.

Ещё много раз Данте видел свою возлюбленную, но поговорить с ней он так и не смог. Чтобы Беатриче не узнала о его чувствах, поэт часто обращал внимание на других дам, что в какой-то момент вызвало обиду его любимой. Именно из-за этого позже она перестала с ним разговаривать.

Судьба Беатриче

Она родилась в богатой семье: отец, Фолько де Портинари, был известным флорентийским банкиром, мать тоже происходила из семьи банкиров Барди, которые давали кредиты римским папам и королям. Кроме неё, в семье было ещё 5 дочерей, что неудивительно для средневековой Европы. Как можно судить по сохранившимся сведениям, жизнь Биче, как ласково называли её друзья и Данте, протекала очень бурно. В двадцать один год она вышла замуж за влиятельного банкира из рода её матери — Симоне деи Барди. Спустя три года Беатриче умерла. Есть несколько версий её смерти. Одна из них гласит, что возлюбленная Данте погибла при родах, а другая — то, что смерть её связана с болезнью. Спустя пару лет после смерти Беатриче Данте женился по расчёту на женщине из аристократического итальянского рода Донати.

Влияние на Данте

Беатриче Портинари, портрет которой вы можете увидеть ниже, несколько отличалась от той, что была описана Данте. В своих произведениях он был склонен идеализировать её образ, превращая в богиню, которой он поклонялся. После смерти Беатриче Портинари Данте, фото портретов которого вы можете увидеть ниже, очень долго пребывал в депрессии. Его родные опасались, что поэт может покончить с собой, настолько сильно он страдал. В конце концов психологический кризис Данте кончился, и он начал писать «Новую жизнь», навеянную различными произведениями, написанными авторами, пережившими утрату любимой женщины.

Роль в искусстве

Имя Беатриче Портинари сохранилось в истории и стало известным по сей день только благодаря Данте. В его произведениях она предстаёт очень часто и в разных формах. И это касается не только «Божественной Комедии», но других произведений: например, в «Новой жизни» и сонетах, написанных его друзьям. Своё воплощение Беатриче нашла также в произведениях других авторов, в том числе и русских: Николая Гумилёва, Константина Бальмонта, Валерия Брюсова.

Замужество Беатриче Портинари

Вопреки любви великого поэта его возлюбленная не спешила оказывать ответные знаки внимания. Так как она происходила из знатного рода, то ей суждено было выйти замуж по расчёту за богатого члена рода её матери, Симоне де Барди. Неизвестно, была она счастлива или нет. Об этом можно только догадываться. К слову, когда Данте увидел Беатриче Портинари второй раз в своей жизни, спустя семь лет после их встречи, когда они были детьми, она ещё не была замужем.

Мы не можем точно сказать, мог бы Данте быть ближе к Беатриче, или она должна была оставаться до конца его жизни единственной и самой дорогой платонической любовью. В любом случае как жизнь, так и смерть Беатриче оказали большое влияние на культуру Италии в целом, и на итальянского поэта в отдельности. В том числе смерть великого поэта связывают со страданиями после кончины любимой женщины. И небезосновательно. Разберемся, почему.

Смерть Данте

Спустя пару лет после того, как погибла Беатриче, её тайный воздыхатель женился по расчёту на женщине из аристократического рода Донати. Всё время после этого события и до самой смерти Данте писал. Все произведения, что выходили из-под его пера, были непременно посвящены одной Беатриче Портинари. Биография Данте обрывается так быстро и стремительно, что в это даже не верится. В 1316-1317 годах великий поэт селится в итальянском городе Равенне, прибыв туда по приглашению синьора Гвидо да Поленты. Назначенный послом Равенны для заключения перемирия с республикой Святого Марка, Данте едет в Венецию. Переговоры закончились успешно, но на обратном пути поэт заразился малярией и умер, так и не доехав до Равенны. Несомненно, гибель великого поэта неразрывно связана с кончиной Беатриче Портинари. Фото посмертной маски Данте вы можете увидеть чуть ниже.

Синьор Гвидо да Полента обещал построить роскошный мавзолей в честь Данте, однако по неизвестным нам причинам не сделал это. Гробница великого итальянского поэта была возведена лишь в 1780 году. Интересный факт: портрет, изображённый на гробнице Боккаччо, несколько недостоверен. На нём Данте изображён с густой бородой, тогда как в реальной жизни он всегда гладко брился.

Интересные факты

По мотивам произведений Данте было написано множество картин. Среди самых известных — «Карта Ада» (La mappa dell inferno) Сандро Боттичелли. Современный писатель Дэн Браун в своём романе «Инферно» описал зашифрованные в этой картине послания траснгуманиста Бертрана Зобриста. К слову, в вышеописанном произведении практически весь сюжет завязан на «Божественной комедии» и её современной трактовке.

Эжен Делакруа, французский живописец, заворожённый судьбой Данте и Беатриче Портинари, портрет которой, к сожалению, не сохранился, написал картину «Ладья Данте», которая также приобрела мировую известность.

Не обошло стороной влияние Данте и русских писателей и поэтов. Например, у Анны Ахматовой есть несколько стихотворений, так или иначе связанных с Беатриче Портинари и Данте. Наблюдается влияние итальянского писателя и на русского поэта Николая Гумилёва, который также использовал образ Данте-изгнанника в своём творчестве. Ниже как раз можно увидеть картину «Ладья Данте», на которой изображено путешествие поэта в Ад. Это самое начало «Божественной Комедии».

Заключение

Наверняка каждый, кто проникся жизнью и чувствами Данте, ощущает сейчас легкую (а может быть, и тяжёлую) грусть. Действительно, ту историю, что произошла между Беатриче Портинари и Данте Алигьери, невозможно придумать. Эта драма, такая простая и незначительная по своим деталям, создаёт сначала ложное впечатление неестественности любви и бессмысленности страданий. Но задумавшись лучше, мы понимаем, что главное в этом всём — те чувства, что воспел великий итальянский поэт к своей возлюбленной Беатриче Портинари. Данте, портреты которого в разные этапы его жизни вы могли видеть в нашей статье, стал частью мировой истории и символом настоящей любви, которой так не хватает в современном мире.

fb.ru

Данте Алигьери и Беатриче Портинари. 100 историй великой любви

Данте Алигьери и Беатриче Портинари

Эта история любви настолько удивительна и чиста, что, если бы ее не существовало, ее стоило бы выдумать…

Данте и Беатриче. Ари Шеффер

Первая встреча Данте с Беатриче произошла, когда мальчику было всего девять лет. Они встретились в городе, на пороге церкви. Он входил в храм, а она выходила. На мгновение их взгляды встретились, и мальчик подумал, что так, наверное, выглядят ангелы… Или это существо на самом деле было ангелом, по ошибке попавшим на землю?

Много позже Данте узнает, что девочку зовут Биче и она дочь богатого флорентийского горожанина Фолько Портинари. «Биче… Биче… – шептали его губы, словно во сне. – Беатриче!»

Будучи уже молодым литератором, он напишет в произведении, пророчески названном «Новая жизнь»: «Она явилась мне одетой в благороднейший алый цвет… опоясанная и убранная так, как то подобало ее весьма юному возрасту».

Годы шли… Живя в одном городе, они, конечно же, изредка видели друг друга, но всегда издали. Девочка росла, превращалась в девушку. Однако мысль о том, что на самом деле она принадлежит к небесному племени ангелов, никогда не покидала Данте. Быть может, именно поэтому он и не помышлял о свиданиях, тем более о плотской любви со своей Биче?

Второй раз лицом к лицу они увиделись только через долгие девять лет. Не стоит думать, что все эти девять лет он ничего не знал о ней. О, он постоянно думал о Беатриче, расспрашивал знакомых, как она живет, чем заняты ее дни, с кем она видится… И вот, когда отмеренное кем-то время истекло, они встретились на узкой улочке… Места было так мало, что ему пришлось посторониться, а она прошла мимо, опустив глаза и чуть заметно улыбаясь поднятыми вверх уголками губ.

Он был в состоянии, близком к обмороку, – так сильно он любил ее, ту, после которой на улице остался едва уловимый запах лилий, цветов Благовещенья… Именно в тот благословенный день он и написал свой первый сонет – конечно же, посвященный ей. Ей, и только ей отныне будут посвящены все его стихи и каждое мгновение его жизни.

Следующая встреча, которой он втайне жаждал и в то же время боялся, произошла на венчании их общих знакомых. Почему-то он думал, что сможет легко заговорить с ней, но так смутился, что не смог выдавить и слова, только бормотал что-то бессвязное. Видя такое смущение, ее подруги стали подшучивать над ним, а потом и откровенно смеяться. Засмеялась и она – смехом, похожим на звук серебряного колокольчика. Она не была ангелом. Она была человеком из плоти и крови. Женщиной, как все остальные. Но для него она существовала только в каком-то идеальном образе, жила за чертой, переступить которую он был не в силах. И он дал себе слово, что больше не будет и пытаться. И действительно, Алигьери сдержал свою клятву: больше они с Беатриче никогда не виделись.

Обычно любовь, не подкрепленная ничем, быстро гаснет. Правильно говорят: с глаз долой – из сердца вон. Но с Данте эта старая истина не сработала. Он по-прежнему продолжал любить Беатриче – со всей пылкостью, нежностью, страстью, отчаянием… Казалось, другие женщины для него просто не существовали.

Однако как быть с тем, что поэт в конце концов женился? Но разве является секретом для любого из нас, что браки совершаются и без любви? Собственно, Алигьери и не скрывал того, что живет с нелюбимой… Что думала по этому поводу красавица Джемма Донати, ставшая его женой, история умалчивает, но зато за кого вышла Беатриче, она до нас донесла. Супругом Биче стал богатый синьор Симон де Барди.

Данте готов был смириться с судьбой – он просто желал ходить с любимой по одним и тем же каменным мостовым, дышать одним воздухом, пить воду из одного фонтана… Но гром грянул с ясного неба, и так неожиданно, что он не успел и опомниться: в одночасье его любимой не стало. Беатриче умерла.

Это случилось летом 1290 года. Биче не исполнилось и двадцати пяти лет. Если бы солнце вдруг погасло и земля содрогнулась, сметая со своей поверхности все живое, то Алигьери было бы менее больно… Ее больше не было. А он жил – жил воспоминаниями о любимой. И с этого дня все его творчество, все, что он напишет, будет посвящено лишь одной женщине – Беатриче. Вся жизнь великого поэта, создавшего «Божественную комедию», бессмертные сонеты о любви и еще множество произведений, станет памятником одной женщине. Ей. Беатриче.

Кроме любви, обессмертившей имя Биче, в сердце Данте жила еще одна любовь – к родной земле. Он примкнул к партии, боровшейся за независимость Флоренции от папской власти. В те времена папы отнюдь не были столпами христианской церкви и чаще всего папский престол получал тот, кто мог больше заплатить. Папская власть была отправной точкой для узаконенного грабежа, разврата и убийств. Данте и его сподвижники – белые гвельфы – боролись как могли. Они проиграли. Власть получили сторонники папской власти – черные гвельфы, а Данте, как и его единомышленники, был отдан под суд.

Его обвинили в измене, интригах против церкви, лишили всех высоких постов, которые он занимал благодаря своим способностям и таланту, наложили большой штраф и изгнали из города. Большего наказания для поэта, который только и жил, что воспоминаниями о своей возлюбленной, трудно было придумать. Ее тень бродила улочками Флоренции, ее красное платье он не раз видел на ступенях церкви, ее смех все еще звучал в журчании фонтанных струй… Все это у него отняли.

До конца своих дней поэт будет скитаться по стране. Через семнадцать лет после смерти Беатриче, которая станет для него и трагедией, и отправной точкой будет закончен величайший труд, которому Алигьери посвятил четырнадцать лет, – его «Божественная комедия». По его же собственному признанию, она «написана языком, которым говорят женщины». Женщины, в лице одной из которых Данте боготворил всех. Ведь именно женщины являются одновременно и сосудом, в котором вызревает новая жизнь, и бесконечным космосом… Благодаря женщинам жизнь никогда не прекратится на земле и смерть не возьмет над ней верх. Он верил, что Беатриче понимала его. И разделяла его мысли. А если есть вера, то и любовь не умрет никогда…

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

День в истории | Беатриче: как женщине стать ангелом

Девятого июня скончалась Беатриче (апрель 1266/1267 — 9 июня 1290) — платоническая, первая, единственная любовь и муза Данте. Пару раз поговорив с поэтом, Беатриче вышла замуж за банкира и умерла при родах, но ее образ, все более и более одухотворяемый, продолжал оказывать влияние на европейскую поэзию долгие века.

О реальной Беатриче известно очень мало. Имя это было довольно популярным в Италии, явные христианские коннотации («беата» — блаженная) сильно пригодились Данте Алигьери при создании «Божественной комедии». Надо заметить, что веком раньше Данте один провансальский трубадур Раймбаут де Вакейрас уже воспевал одну даму по имени Беатриса: посвященное ей стихотворение Kalenda maia начинается со слов Tant gent comensa — и с созвучной строки Tanto gentile e tanto onesta начинает Данте сонет, посвященный своей музе.

По поводу идентификации Беатриче идут дискуссии. Согласно самой популярной на сегодня версии, это Биче ди Фолько Портинари, дочь уважаемого флорентийского банкира Фолько ди Портинари. Версия идет от Боккаччо, чья мачеха приходилась Биче-Беатриче троюродной сестрой. Считается, что хотя Боккаччо и присочинил к биографии Данте кое-какие подробности, сведения о Биче заслуживают доверия. Беатриче вышла замуж за банкира Симоне деи Барди в 15 и умерла при родах в 24 года.

По заверениям Алигьери, он разговаривал с Беатриче только два раза в жизни. Впервые — когда Данте было девять, а Беатриче на год меньше, на майском празднике во Флоренции, в ее доме, где Данте с отцом были в гостях. Об этом Алигьери пишет в своем первом произведении La Vita nuova («Новая жизнь»). Второй раз — спустя девять лет после первого: вся в белом Беатриче шла по улице в сопровождении двух пожилых женщин, поздоровалась с Данте, после чего он вернулся к себе, лег спать и увидел мистический сон, который стал темой первого сонета «Новой жизни». В этом сне Данте явилась могучая фигура, молвившая ни много ни мало: «Ego Dominus tuus» («Я — Господь твой»), — в руках явившегося была спящая Беатриче, накрытая красным. Господь разбудил девушку и заставил ее съесть горящее сердце поэта.

По заверениям Алигьери, он разговаривал с Беатриче только два раза в жизни


А больше они никогда не разговаривали, несмотря на то, что вращались в одном обществе. Не желая выдать своих чувств, Данте ухаживал за другими дамами, чем однажды даже вызвал осуждение Беатриче. Алигьери описывает, как встретил возлюбленную на чужой свадьбе, как за несколько лет до смерти Беатриче ему было соответствующее видение. Когда Беатриче умерла, Данте был безутешен.

Боккаччо в своем биографическом сочинении о старшем современнике пишет: «Ее смерть повергла Данте в такое горе, в такое сокрушение, в такие слезы, что многие из его наиболее близких родственников и друзей боялись, что дело может кончиться только смертью. И думали, что последует она в скором времени, ибо видели, что он не поддается никакому сочувствию, никаким утешениям. Дни были подобны ночам и ночи — дням. Из них ни одна не проходила без стонов, без воздыханий, без обильных слез. Глаза его казались двумя обильнейшими источниками настолько, что многие дивились, откуда берется у него столько влаги, чтобы питать слезы… Плач и горе, ощущаемые им в сердце, а также пренебрежение всякими заботами о себе сообщили ему вид почти дикого человека. Он стал худ, оброс бородою и перестал совсем быть похожим на прежнего. Поэтому не только друзья, но всякий, кто его видел, взирая на его наружность, проникались жалостью, хотя, пока длилась эта жизнь, полная слез, он показывался мало кому, кроме друзей».

В отчаянии Данте принялся изучать философию, кризис завершился созданием той самой «Новой жизни». На страницах «Пира», следующего произведения, Данте говорит, что обратился к разысканию истины, которую «как бы в сновидении» он прозревал в «Новой жизни».


Господь разбудил девушку и заставил ее съесть горящее сердце поэта


Через два года после смерти возлюбленной Данте женился на Джемме из аристократического рода Донати. Это был один из принятых в то время браков по политическому расчету. Донна Джемма родила Данте троих детей, но слагать стихи он продолжал для Беатриче.  И когда во славу Беатриче создавал свою «Комедию», жену не упомянул ни единым словом.

В числе юношеских стихотворений Данте есть сонет, выражающий реальное, игривое, далекое от всякой трансцендентности чувство к Беатриче, которую Данте зовет Биче и монной (титул замужней женщины), упоминая также двух других красавиц, которыми увлекались и которых воспевали друзья Данте. Однако после смерти Беатриче Данте уже в «Новой жизни» (а большинство стихов в ней — о Беатриче) именует возлюбленную «благословенной» и «добрейшей», пишет о «жалости», «скорбном облике», «муках» и «рыданиях». Плотские мотивы улетучиваются, любовь делается все более таинственной. Беатриче теперь не в обществе веселых поэтов (как в раннем сонете), все более и более одухотворяемая, она становится призраком, «молодой сестрой ангелов». Нить действительности начинает теряться в мире вещих видений, таинственных соответствий чисел «три» и «девять». В годовщину смерти Беатриче поэт сидит и рисует на дощечке: выходит фигура ангела.

О чем-то, что, наверное, вдали
Оставили, — ведь из чужой земли
Вы, судя по усталости, бредете,

Уж вы не потому ли слез не льете,
Что в город скорбный по пути зашли
И слышать о несчастье не могли?
Но верю сердцу — вы в слезах уйдете.

Услышанное при желанье вами
Едва ли вас оставит в безразличье
К тому, что этот город перенес.

Он без своей остался Беатриче,
И если рассказать о ней словами,
То сил не хватит выслушать без слез.

Данте. Паломники, бредущие в заботе. Перевод Е. Солоновича.

«Новая жизнь» кончается обещанием поэта самому себе не говорить более о Беатриче, пока он не в состоянии будет сделать это достойным образом. «Для этого я тружусь, насколько могу, — про то она знает; и если Господь продлит мне жизнь, я надеюсь сказать о ней, чего еще не было сказано ни об одной женщине, а затем да сподобит меня Бог увидеть ту, преславную, которая ныне созерцает лик Благословенного от века».


Донна Джемма родила Данте троих детей, но слагать стихи он продолжал для Беатриче


И он сказал — в «Божественной комедии». Беатриче там выступает в качестве проводника, перенимая эстафету у Вергилия (латинский поэт-язычник и не может войти в рай), в качестве спасителя, воплощения божественной любви. В начале поэмы Данте соглашается следовать за встретившимся ему Вергилием только после того, как тот сообщает, что послала его Беатриче. Если в «Новой жизни» Беатриче — еще реальный, пусть и не имеющий никаких недостатков человек, то в «Комедии» она уже прошла стадию «обожествления» и окончательно превратилась в ангельское существо.

В конце «Чистилища» Данте вступает в Земной рай, и навстречу ему движется торжественная триумфальная процессия. Данте видит дивную колесницу, в которой Беатриче в зеленом платье и плаще огненного цвета. Она обращается к ангелам и рассказывает Данте историю его заблуждений, особенно напирая на его необычайные природные дарования, пользуясь коими поэт мог бы «во всякой добродетели достигнуть совершенства», но «необработанная почва тем обильнее производит дурные и дикие растения, чем плодороднее». В общем, Беатриче стала олицетворением совести.

И Беатриче, скорбью повита,
Внимала им, подобная в печали,
Быть может, лишь Марии у креста.

Когда же те простор для речи дали,
Сказала, вспыхнув, как огонь во тьме,
И встав, и так слова ее звучали (…)

И, двинувшись в предшествии седмицы,
Мне, женщине и мудрецу — за ней
Идти велела манием десницы.

И ранее, чем на стезе своей
Она десятый шаг свой опустила,
Мне хлынул в очи свет ее очей.

Данте уносится по воздуху вслед за Беатриче. Переходя от одной планеты к другой, он не чувствует перехода, так этот переход легок, и узнает о нем каждый раз только потому, что красота Беатриче становится все лучезарнее по мере приближения к источнику вечной благодати. Когда они поднимаются на вершину лестницы, по указанию Беатриче Данте смотрит вниз, на Землю, и она кажется ему такой жалкой, что он улыбается. Затем поэт со своей музой оказываются в сфере неподвижных звезд. Тут Данте впервые видит улыбку Беатриче и теперь способен вынести ее блеск — вынести, но не выразить словами. Беатриче, на миг исчезнувшая, появляется в самом верху, на престоле, «венчая себя короной из вечных лучей, из нее самой исходящих».


Красота Беатриче становится все лучезарнее по мере приближения к источнику вечной благодати


Влияние Данте на мировую литературу огромно. Считается, что его автобиография «Новая жизнь» знаменует новый этап в развитии жанра после «Исповеди» (аж V века) Августина Блаженного. Куртуазная любовь Данте к Беатриче повлияла на словесное оформление страсти Бокаччо к Фьямметте и Петрарки к Лауре. Созданная во славу Беатриче «Комедия» и вовсе признана энциклопедией средневековой жизни и величайшим памятником мировой литературы.

Беатриче была популярна у художников-прерафаэлитов, в особенности ее любил скандальный живописец и поэт Данте Габриэль Россети после смерти жены Элизабет Сиддал: англичанин чуть ли не идентифицировал себя со знаменитым средневековым тезкой. А также:

— Шарль Бодлер, «Цветы зла» — «Беатриче».
— Константин Бальмонт, стихотворение «Беатриче».
— Николай Гумилев написал о несчастных любовях обоих Данте стихотворение «Музы, рыдать перестаньте» (цикл «Беатриче»). Также Беатриче упоминается в его новелле «Радости земной любви».
— Валерий Брюсов, «Больше никогда».
— Дмитрий Мережковский, «Ищи во мне не радости мгновенной»
— Ольга Берггольц, «Беатриче».
— Бертольт Брехт, «О стихах Данте, посвященных Беатриче».
— Давид Самойлов, «Беатриче».

По-прежнему над мрамором гробницы,
Где та лежит, которой не сумел
Он овладеть, хотя весьма хотел,
Витает лик пленительной девицы.

Он повелел не забывать о ней,
Воспев ее терцинами такими,
Что всем пришлось запомнить это имя,
Прожившее в стихах до наших дней.

Безнравственности положил начало
Он, певший то, чего не испытал,
А только мимоходом увидал.

С тех пор, как эта песня прозвучала,
Томит мужчин случайный облик тот,
Который им на улице мелькнет.

Бертольт Брехт. О стихах Данте, посвященных Беатриче.

Айседора Дункан в книге «Моя жизнь» так характеризует своего современника, поэта и драматурга Габриэля д’Аннунцио: «Когда д’Аннунцио любит женщину, он поднимает ее дух до божественных высот, где витает Беатриче. Он превращает каждую женщину в часть божественной сущности и уносит ее ввысь, пока она не проникается верой, что находится с Беатриче, о которой Данте спел свои бессмертные строфы».

И совсем уж мелочь, но приятно: в честь Беатриче в 1865 году был назван астероид.

По вопросам рекламы и сотрудничества пишите на [email protected]

literaturno.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *