Бунт на потемкине – Восстание на броненосце «Потёмкин» — это… Что такое Восстание на броненосце «Потёмкин»?

Восстание на броненосце «Потёмкин» » Военное обозрение

14 июня 1905 года на новейшем корабле русского Императорского флота эскадренном броненосце «Князь Потёмкин — Таврический» вспыхнул мятеж.

Всероссийское вооруженное восстание, которое готовила РСДРП, должно было начаться осенью 1905 года. Готовились к нему под руководством большевиков и матросы Черноморского флота. Однако на броненосце «Потёмкин» стихийный бунт начался намного раньше.


Броненосец находился на рейде, команда проводила опробование орудий и занималась обеспечением стрельб. Поводом к восстанию послужил роковой инцидент. 14 июня матросы броненосца отказались от обеда, возмутившись по поводу испорченного мяса. Командование корабля попыталось пресечь бунт на корню, но матросы быстро разоружили офицеров. Во время вспыхнувшей перестрелки были убиты несколько человек из командования броненосца, в том числе командир корабля. Остальных офицеров взяли в заложники.

Руководство восставшими матросами взял на себя большевик Г. Н. Вакуленчук. Но во время стрельбы его смертельно ранили, и во главе революционного восстания встал другой член РСДРП А. Н. Матюшенко.

После захвата броненосца матросы выбрали своих командиров, судовую комиссию, определили правила охраны оружия, корабля и арестованных. Команда миноносца № 267 тоже подняла революционный красный флаг восстания.

1905. Константа

Император справедливо счёл восстание на «Потёмкине» очень опасным сигналом. Командующий Черноморской флотилией вице-адмирал Чухнин получил приказ немедленно подавить восстание любыми методами, вплоть до затопления броненосца вместе с командой, нарушившей священную воинскую присягу.

17 июня эскадра, состоящая из броненосцев «Георгий Победоносец», «Три Святителя», «Двенадцать Апостолов» и минного крейсера «Казарский», вышла в море на усмирение восставших. Однако первая встреча революционного корабля с правительственными судами окончилась неожиданной победой «Потёмкина». Утром 18 июня мятежный броненосец стоял на внешнем рейде Одессы. К нему приблизилась эскадра, состоящая из 11 судов: шести миноносцев и пяти броненосцев. Командовал ею старший флагман вице-адмирал Кригер. Восставшие, выйдя в море навстречу правительственным кораблям, не планировали открывать огонь первыми. Моряки считали, что экипажи этих кораблей решат присоединиться к восстанию. Дерзкие потёмкинцы отказались идти на переговоры с командующим флотом и пошли на таран «Ростислава» — флагманского корабля Кригера. В последний момент восставшие изменили курс и прошли между «Ростиславом» и броненосцем контр-адмирала Вишневецкого «Три Святителя», прорезая строй эскадры и держа корабли адмиралов под прицелами своих орудий. А команды эскадры отказывались стрелять в мятежников и приветствовали команду «Потёмкина» криками «Ура!», невзирая на запреты командиров.

Воззвание команд броненосца «Потемкин» и миноносца № 267 — «Ко всему цивилизованному миру»

Почувствовав настроение экипажей кораблей, Кригер на большой скорости повел эскадру в открытое море. Однако броненосец «Георгий Победоносец» не последовал за адмиральскими кораблями: его команда переговорила с потёмкинцами и поддержала их, посадив под арест своих офицеров. Но позднее среди восставших на «Победоносце» произошел раскол, и он сдался властям.

После этой встречи с командованием флота «Потёмкин» вернулся в Одессу, но не смог получить там воду и провизию. Команда решила идти в Румынию. Броненосец и сопровождавший его миноносец № 267 пришли в Констанцу 19 июня, но местные власти также не дали мятежникам ни топлива, ни продовольствия и воды. Перед выходом из румынских вод в Феодосию матросы – революционеры опубликовали в газетах воззвания под заголовками «Ко всему цивилизованному миру» и «Ко всем европейским державам». В них они попытались объяснить причины и цели своего бунта.

Положение на броненосце стало критическим. Котлы приходилось питать забортной водой, которая их разрушала. «Потёмкин» пришёл в Феодосию ранним утром 22 июня, но мятежников уже ждали жандармы и регулярные войска. Бунтовщики решили вернуться в Румынию.

Арестованные матросы — участники восстания на броненосце «Потёмкин»


Прибыв в Констанцу 24 июня, бунтовщики сочли за честь сдать свой корабль румынским властям. Назавтра они спустили красный флаг и сошли на берег как политэмигранты.

Корабли Черноморского флота прибыли на румынский берег 26 июня, чтобы на следующий день вернуть России с согласия румын эскадренный броненосец «Князь Потемкин — Таврический».

После октябрьского переворота «Потемкин» стал называться «Борец за свободу». Мятежный корабль ждала незавидная участь. В 1918 году он был захвачен войсками кайзера, чуть позже перешел в армию генерала Деникина. Когда же красная армия готовилась штурмовать Крым, корабль, ставший первый символом русской смуты, взорвали покидавшие Севастополь англо-французские интервенты.

Участники восстания на броненосце «Потемкин», учебном корабле «Прут» и броненосце «Георгий Победоносец». Слева направо: И.А. Лычев, И.П. Шестидесятый, М.П. Панфилов, А.И. Лебедь, А.Ф. Царев (1955, Севастополь)

topwar.ru

Восстание на броненосце «Потемкин»: причины и итоги

Восстание моряков на российском броненосце «Потемкин» в 1905 году началось по целому ряду причин. Это событие произошло на фоне неудач России в войне с Японией и социальных волнений в стране. На многих кораблях Черноморского флота среди моряков господствовали революционные настроения и ненависть к офицерскому классу.

Считается, что лидером и организатором восстания на броненосце «Потемкин» был Афанасий Матюшенко, который являлся проводником революционных идей и создал ячейку радикально настроенных матросов. Эта группа моряков преследовала цель поднять восстание на всем Черноморском флоте, заручиться поддержкой крестьян и снести власть императора Николая II.

Начало восстания

Поводом для начала восстания послужило неудовлетворительное питание матросов. 763 моряка отказались есть мясо, которое оказалось испорченным. Моряки жаловались офицерам на низкое качество пищи, однако последние отказались их слушать.

Капитан броненосца Евгений Голиков не стал прислушиваться к жалобам моряков и даже в приказном порядке потребовал, чтобы они начали прием пищи. Голиков пригрозил недовольным военным трибуналом в случае дальнейшего бойкота.

Но испугать подпольную группу матросов на судне не удалось. Матюшенко и его соратник Вакуленчук дали команду морякам захватить оружие и арестовать офицеров. В руках у восставших оказался практически весь арсенал оружия, но во время небольшого боя на корабле первый офицер Гиляровский смертельно ранил Вакуленчука. Затем он и другие офицеры были расстреляны восставшими и выброшены за борт.

Оставшиеся в живых офицеры были схвачены и помещены под охрану. Капитана судна Голикова расстреляли, обнаружив его притаившимся в своей каюте.

Организация власти на восставшем судне

Восстание на броненосце «Потемкин» было заранее обречено на провал, однако его организаторы всячески пытались воодушевить матросов и обещали им, что уже в скором времени страна окажется на революционном пути, и «народ сбросит цепи рабства».

На корабле был учрежден Демократический комитет из 25 человек для управления судном. Члены комитета проголосовали за поход на Одессу, где в это время многие рабочие предприятий бастовали.

По плану организаторов бунта на «Потемкине», в Одессе можно было запастись продовольствием и двигаться дальше для распространения революционных идей по стране.

Реакция властей и поражение восстания

В Одессе мятежников действительно поддержали тысячи бастующих рабочих, перед которыми выступила группа матросов «Потемкина, во время выступления им было показано тело убитого офицерами Вакуленчука.

Известие о волнениях в Одессе быстро дошло до российских властей. Император Николай II отдал приказ подавить восстание и наказать всех сочувствующих мятежникам. После этого приказа казаки устроили резню на одесской набережной, погибли около тысячи одесситов. После подавления бунта в городе революционные настроения начали утихать.

Однако лидеры мятежа на броненосце «Потемкин» вовсе не думали сдаваться, они планировали распространить революционные идеи по всему черноморскому побережью. К восстанию присоединилась команду другого броненосца «Георгий Победоносец», его матросы по примеру «Потемкина» избрали комитет для управления судном, однако убивать и арестовывать офицеров не стали и отправили их на берег на шлюпке.

Но победа восставших была недолгой, так как позже выяснилось, что только часть команды «Георгия Победоносца» симпатизировала революционерам. После прибытия в порт Одессы лоялисты (сторонники царя) подняли мятеж, отбили корабль и сдали восставших Одесскому военному гарнизону.

Итоги бунта на броненосце

Предательство на «Георгии Победоносце» нанесло сильный удар по команде «Потемкина», подчеркивают историки. Корабль не смог заручиться поддержкой одесситов и без припасов и угля отбыл из порта. В Феодосии попытка пополнить запасы продовольствия и угля также провалилась, некоторые члены команды погибли при столкновении с властями при попытке добыть топливо.

8 июля 1905 года мятежный броненосец направился в румынский порт Констанца, где матросы сдались властям в обмен на политическое убежище. Судно впоследствии было передано российской стороне. Многие участники восстания, опасаясь расстрела в России, разъехались в разные страны. Некоторые вернулись на родину и предстали перед судом.

Организатор бунта Матюшенко даже встречался в эмиграции с лидером большевиков Владимиром Лениным в Швейцарии. В 1907 году он вернулся в Россию для продолжения революционной борьбы, но в октябре этого же года его арестовали и казнили.

Восстание на броненосце широко освещалось в советской историографии, в 1925 году вышел знаменитый фильм «Броненосец Потемкин», ставший классикой немого кино.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.

Подписаться

history-doc.ru

Восстание на броненосце «Потемкин»

«Дилетант» вспоминает историю бунта на броненосце «Потемкин».

10 октября 1898 года на стапеле Николаевского адмиралтейства в городе Николаеве был торжественно заложен броненосец, ставший сильнейшим в Черноморском флоте. Его создание ознаменовало собой завершение перехода от традиционных для XIX столетия технических решений к целому ряду новшеств, более характерных для века будущего. Разработку проекта, а впоследствии и руководство строительством осуществлял корабельный инженер Севастопольского военного порта А. Э. Шотт, работавший ранее под руководством видного кораблестроителя Н. Е. Кутейникова.


Прототипом для «Потемкина» послужил построенный ранее броненосец «Три Святителя», однако проект нового корабля вобрал в себя ряд перспективных конструкторских решений, примененных при строительстве и других броненосцев. Так, его мореходные данные соответствовали ранее построенному броненосцу «Пересвет».

На «Потемкине» предусматривался возвышенный полубак, что позволяло уменьшить заливаемость носовой части корабля при волнении и поднять до 7.6 метра над поверхностью воды ось носовых орудий главного калибра. К тому же впервые было использовано централизованное управление артиллерийским огнем, которое осуществлялось из центрального поста, расположенного в боевой рубке.

Прототипом для «Потемкина» послужил броненосец «Три Святителя»


Броненосец стал первым кораблем с котлами новой конструкции — вместо огнетрубных были установлены водотрубные, предназначенные для жидкого топлива. Чтобы усилить артиллерийское вооружение по сравнению с кораблем-прототипом, на «Потемкине» применили более совершенную броню с повышенной сопротивляемостью и за счет этого добились уменьшения ее толщины, а следовательно и массы. Первым на Черноморском флоте этот броненосец оснастили кранами для подъема шлюпок и катеров.


В сентябре 1900 года в торжественной обстановке эскадренный броненосец «Князь Потемкин-Таврический» был спущен на воду, а летом 1902 года переведен в Севастополь — для достройки и вооружения. Первоначальный срок ввода в строй был сорван из-за большого пожара, вспыхнувшего в котельном отделении. Урон, причиненный огнем, оказался значительным. Особенно пострадали котлы. Пришлось заменить их другими, рассчитанными уже под твердое топливо. В том же, 1902 году во время испытаний артиллерии главного калибра обнаружились раковины в броне башен. Пришлось заменять их новыми, которые изготовили лишь к концу 1904 года. Все это в итоге чуть ли не на два года задержало ввод корабля в строй.

По тактико-техническим характеристикам эскадренный броненосец «Князь Потемкин-Таврический» был мощнейшим в своем классе кораблем Российского военного флота. Кстати, по вооружению он превосходил близкий ему по типу эскадренный броненосец «Ретвизан», строившийся в Америке для русского флота, а также английские броненосцы типа «Куин» значительно большего водоизмещения. «Потемкин», правда, уступал им в скорости полного хода, но русское военно-морское командование считало 16 узлов вполне достаточной скоростью для броненосцев Черноморского флота.

Броненосец стал первым кораблем с котлами новой конструкции


Проектное водоизмещение «Потемкина» составляло 12,480 тонн, фактическое — 12,900 тонн. Длина корпуса — 113.2 метра, ширина — 22.2 метра и осадка — 8,4 метра. «Сердцем» энергетической установки являлись три группы паровых котлов, причем две из них (14 котлов) работали на жидком топливе, и одна, установленная взамен испорченных пожаром и состоящая из 8 котлов, — на угле. Их паропроизводительности было достаточно для привода двух вертикальных паровых машин тройного расширения суммарной мощностью 10,600 л. с. Скорость полного хода корабля составляла 16.7 узла. Гребные валы располагались симметрично, побортно и были оснащены винтами диаметром 4.2 метра каждый, допускавшими частоту вращения до 83 оборотов в минуту. Полный запас топлива составлял 950 тонн, усиленный — 1,100 тонн, причем 340 тонн приходилось на уголь, остальное — нефтяное топливо. Корабельные запасы воды рассчитывались на 14-суточное автономное плавание, а запасы провизии — на 60 суток. Дальность плавания составляла 3,600 миль при следовании экономическим десятиузловым ходом.

В носовой части корпус корабля имел таран, располагавшийся ниже конструктивной ватерлинии. По бортам, в подводной части корпуса, устанавливались бортовые скуловые кили — пассивные успокоители качки. Основные отсеки корабля отделялись друг от друга водонепроницаемыми переборками. Такими были подбашенные отсеки и котельные, а также машинные отделения.

Защита корабля проектировалась с учетом воздействия артиллерийского, минного и торпедного оружия противника. Для этого на нем предусмотрели броневую защиту жизненно важных объектов, включающую вертикальное наружное противоснарядное бронирование бортов и надстроек, и горизонтальное — броневую палубу со скосами из только что освоенной Ижорским заводом новой экстрамягкой никелевой стали, впервые примененной на крейсере «Диана». Бронировались также артиллерийские установки, шахты, боевые рубки. Предусматривалась и конструктивная подводная защита от мин и торпед.

Эскадренный броненосец обладал достаточно мощной по тому времени артиллерией: орудиями главного, среднего (противоминного) и малого калибров, установленными по всей длине корабля на полубаке, главной палубе, в носовых и кормовых срезах, а также на боевом марсе фок-мачты. Пулемет находился на специальной платформе грот-мачты.


Митинг на броненосце Князь Потемкин Таврический. Фотография. Июнь 1905 года

Главный калибр был представлен четырьмя 305-мм орудиями со стволами длиной 40 калибров, установленными в двух башнях — носовой и кормовой. Носовая располагалась на полубаке, перед средней надстройкой, а кормовая — позади надстройки на главной палубе. Масса одного такого орудия составляла 43 тонны. Скорострельность — 0.75 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда — 792.5 м/с, масса снаряда — 331.7 килограмма. Предельный угол возвышения орудий составлял 15 градусов. Заряжали их с помощью электромеханизмов — в мирных условиях практически за две минуты, а в соответствии с контрактными требованиями это время должно было составлять 1.25−1.5 минуты. Боекомплект одного орудия главного калибра состоял из 60 305-мм снарядов: 18 бронебойных, 18 фугасных, 4 сегментных, 18 чугунных и 2 картечных.

В артиллерию среднего калибра входили 152-мм орудия: причем 4 из них размещались на верхней палубе и 12 — на главной. Для защиты обслуживающей прислуги орудия размещались в бронированных казематах. По углам средней надстройки для установки 152-мм орудий были сделаны специальные выгородки с выходами из шахт элеваторов подачи боеприпасов. Ниже, на главной палубе, под надстройкой и до носовой башни главного калибра ставились только 152-мм орудия.

Несколько слов о 152-мм и 75-мм орудиях. Первые имели ствол длиной 45 калибров и массу 5 тонн. Скорострельность 152-мм орудий составляла 3 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда — 792 м/с. Параметры вторых следующие: длина ствола 29.5 калибра, масса — 0.9 тонны, скорострельность — 4−6 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда — 823 м/с. Боекомплект в расчете на один ствол составлял: для 152-мм орудий — 180 снарядов (47 бронебойных, 47 фугасных, 31 сегментный, 47 чугунных и 8 картечных), для 75-мм — 300 снарядов (125 бронебойных, 50 сегментных и 125 картечных). Оба типа орудий являлись артиллерийскими системами патронного заряжания. Масса 152-мм снаряда — 41.3 килограмма, а 75-мм — 4.9 килограмма.

Помимо этого, на корабле было четыре 47-мм пушки Гочкиса на боевом марсе фок-мачты, две 37-мм пушки Гочкиса, две десантные пушки Барановского и пулемет. Таким образом, полное вооружение эскадренного броненосца «Князь Потемкин-Таврический» состояло из четырех 305-мм, шестнадцати 152-мм, четырнадцати 74-мм орудий, а также из четырех 47-мм, двух 37-мм пушек и пулемета. Помимо этого, корабль имел пять торпедных аппаратов, установленных ниже ватерлинии.

К формированию команды приступили
одновременно с его закладкой

Броневая защита в районе ватерлинии состояла из листов толщиной 229 мм в средней части (между башнями главного калибра) и 203 мм в районе самих башен. Бронирование казематов артиллерии среднего калибра достигало 127 мм (бортовое, между палубой полубака и главной). Подбашенные отделения артиллерии главного калибра и внутренние помещения корабля, находившиеся под надстройкой между башнями, защищались бортовой 152 мм броней, а также носовой и кормовой броневыми 178 мм переборками, располагавшимися под углом к диаметральной плоскости корпуса. Артиллерийские башенные установки имели вертикальное 254 мм бронирование и горизонтальное (крыша) толщиной 51 мм. 75-мм орудия, установленные в носу корабля и на срезах полубака (побортно по одному), а также в корме ниже главной палубы, броневой защиты не имели.

К формированию команды броненосца приступили практически одновременно с его закладкой. Для этого был создан 36-й флотский экипаж, в котором готовили корабельных специалистов различного профиля — артиллеристов, машинистов, минеров. При вступлении броненосца в строй в мае 1905 года экипаж состоял из 731 человека, в том числе 26 офицеров.

Тесные связи экипажа броненосца с революционно настроенными рабочими Николаева завязались практически с момента закладки корабля. Когда же командование узнало, что среди моряков распространяется нелегальная большевистская литература, корабль перевели на достройку в Севастополь.

Именно в этот период на Черноморском флоте стали появляться социал-демократические кружки, руководство которыми осуществлял подпольный Центральный военно-морской исполнительный комитет РСДРП во главе с большевиками А. М. Петровым, И. Т. Яхновским, А. И. Гладковым и другими. В его состав входил и организатор социал-демократической группы на «Потемкине» артиллерийский унтер-офицер Г. Н. Вакуленчук. Комитет поддерживал постоянные контакты с организациями РСДРП многих городов России и принимал деятельное участие в революционных событиях.

Воззвание команд броненосца Потемкин и миноносца № 267 — Ко всему цивилизованному миру

На Черноморском флоте готовилось вооруженное восстание, причем комитет планировал осуществить его осенью 1905 года. Это выступление должно было стать составной частью всеобщего восстания в России. Но получилось так, что на «Потемкине» оно вспыхнуло раньше — 14 июня, когда броненосец проводил опробование орудий на Тендеровском рейде. Поводом к нему послужила попытка командования броненосца учинить расправу над зачинщиками выступления команды, отказавшейся от обеда из испорченного мяса. В ответ на репрессии матросы захватили винтовки и разоружили офицеров.

Вспыхнула перестрелка. Были убиты командир корабля, старший офицер и несколько наиболее ненавистных команде офицеров. Остальных офицеров арестовали.

Следует отметить, что Г. Н. Вакуленчук был против восстания только на одном корабле. Однако обстановка заставила его принять руководство выступлением матросов на себя. Но случилось так, что в самом начале восстания Вакуленчук был смертельно ранен. Во главе революционных матросов встал другой большевик — А. Н. Матюшенко.

Овладев броненосцем, моряки избрали судовую комиссию и командный состав, приняли необходимые меры по охране оружия, механизмов корабля и арестованных. К восставшим присоединилась команда миноносца N 267, находившегося тогда на Тендеровском рейде и обеспечивавшего броненосец на стрельбах. На обоих кораблях были подняты красные революционные флаги. В 14.00 14 июня 1905 года команда новейшего корабля царского флота эскадренного броненосца «Князь Потемкин-Таврический» объявила его кораблем революции.

Вечером того же дня оба корабля пришли в Одессу, где происходила всеобщая стачка рабочих. Потемкинцы и одесские рабочие организовали массовую демонстрацию и траурный митинг во время похорон Вакуленчука. После этого броненосец произвел несколько боевых выстрелов по скоплениям царских войск и полиции. И такие ограниченные, скорее даже демонстративные действия, произвели ошеломляющий эффект, но: 17 июня 1905 года на усмирение восставших была послана правительственная эскадра кораблей Черноморского флота. В ее состав вошли броненосцы «Двенадцать Апостолов», «Георгий Победоносец», «Три Святителя», а также минный крейсер «Казарский». Царь Николай II счел восстание на «Потемкине» опасным и, не желая допустить, чтобы этот корабль крейсировал в Черном море под революционным красным флагом, отдал приказ командующему Черноморским флотом вице-адмиралу Чухнину немедленно подавить восстание — в крайнем случае потопить броненосец со всей командой. Однако первая встреча эскадры с революционным кораблем окончилась победой потемкинцев, но судьба готовила ему новые, еще более трудные испытания.

Царь Николай II счел восстание на «Потемкине» опасным


Утром 18 июня с «Потемкина», стоявшего на внешнем рейде Одессы, заметили приближающуюся к городу усиленную эскадру, в которую уже входило 11 кораблей — пять броненосцев и шесть миноносцев. Развернутым строем шли они к рейду, намереваясь торпедами и снарядами уничтожить восставших.

И вновь готовый к бою броненосец вышел навстречу эскадре, которую на этот раз возглавил старший флагман вице-адмирал Кригер. На «Потемкине» решили огонь первыми не открывать — матросы надеялись, что к восстанию примкнут экипажи кораблей эскадры. На предложения идти на переговоры потемкинцы ответили отказом и, в свою очередь, пригласили самого командующего флотом прибыть на их корабль для переговоров. На «Ростиславе» — флагманском корабле Кригера — подняли сигнал «Стать на якорь». В ответ на это «Потемкин» пошел на таран «Ростислава», однако в последний момент изменил курс и прошел между ним и броненосцем «Три Святителя» — кораблем контр-адмирала Вишневецкого. Последний, опасаясь тарана, ушел в сторону. Революционный броненосец прорезал строй эскадры, держа оба адмиральских корабля в прицелах своих орудий. Выстрелов, однако, не потребовалось. Команды кораблей эскадры отказались стрелять в восставших товарищей и вопреки запретам командиров вышли на палубы и приветствовали проходящий «Потемкин» криками «ура!».


И на этот раз царским адмиралам не удалось расправиться с восставшим кораблем. Учитывая настроение экипажей, Кригер приказал дать полный ход и на большой скорости стал уводить эскадру в открытое море. Рядом с «Потемкиным» остался броненосец «Георгий Победоносец»: после переговоров с потемкинцами его команда также арестовала офицеров и присоединилась к восставшим. Позднее среди моряков «Победоносца» произошел раскол, он отстал от «Потемкина» и сдался властям. Это произвело тяжелое впечатление на потемкинцев — в команде началось брожение.

В Одессе, куда броненосец вернулся после второй встречи с эскадрой, не удалось получить ни провизии, ни воды. После долгих совещаний решено было идти в Румынию. 19 июня «Потемкин» в сопровождении миноносца N 267 прибыл в Констанцу. Но и там местные власти отказались выдать морякам необходимые запасы. Революционные корабли вынуждены были идти в Феодосию. Перед уходом из румынского порта потемкинцы опубликовали в местных газетах воззвание «Ко всем европейским державам» и «Ко всему цивилизованному миру», объяснив в них причины и цели восстания.

После отказа румынских властей обеспечить «Потемкин» продовольствием, топливом и водой положение сложилось критическое. Пришлось питать котлы забортной водой, что вело к их разрушению. После восстания А. Н. Матюшенко говорил: «Мы знали, какие надежды возлагает на нас русский народ, и положили: лучше умереть с голоду, чем бросить такую крепость».

В Феодосию броненосец пришел в 6 часов утра 22 июня 1905 года. Там его уже ждали регулярные части царской армии и жандармы. Группа матросов, высадившаяся на берег, была обстреляна ружейным огнем… Пришлось снова идти в Констанцу.

Прибыв туда 24 июня, матросы сдали свой корабль румынским властям, и на следующий день, спустив красный флаг непобежденного корабля революции, сошли на берег в качестве политэмигрантов. Команда миноносца N 267 не пожелала сдаваться местным властям и поставила корабль на якорь на внутреннем рейде.

26 июня в Констанцу прибыл отряд кораблей Черноморского флота. А на следующий день Румыния вернула эскадренный броненосец «Князь Потемкин-Таврический» России.

Стремясь зачеркнуть в народной памяти даже само название корабля, в конце сентября 1905 года царское правительство переименовало его в «Пантелеймон». Но традиции потемкинцев продолжали жить на этом корабле. Экипаж «Пантелеймона» одним из первых на флоте поддержал восставших очаковцев, присоединившись к ним 13 ноября 1905 года.

После февральской революции 1917 года кораблю вернули прежнее название, правда в несколько усеченном виде — он стал называться «Потемкин-Таврический». А месяцем позже, учитывая революционные заслуги его экипажа, присвоили новое имя — «Борец за свободу».

В годы первой мировой войны линейный корабль (с 10 декабря 1907 года в соответствии с новой классификацией эскадренные броненосцы отнесли к линейным кораблям) участвовал в боевых действиях в составе бригады линейных кораблей. Потемкинцы были активными участниками установления Советской власти в Крыму, многие из них позднее воевали и за Республику Советов.

В мае 1918 года линейный корабль «Борец за свободу» был захвачен кайзеровскими войсками. Позднее он перешел в руки деникинцев, а накануне прихода в Крым Красной Армии был взорван уходившими из Севастополя англо-французскими интервентами.

распечатать Обсудить статью

Рекомендовано вам

diletant.media

Бунт на «Потемкине» — РУССКИЙ ОБЩЕ-ВОИНСКИЙ СОЮЗ

14 июня 1905 года на новейшем броненосце Черноморского флота «Князь Потемкин-Таврический» произошло восстание, ставшее, наверное, самым известным восстанием на русском флоте.

Хрестоматийную версию восстания на броненосце «Потемкин» в СССР излагали и учебники, и художественные произведения. Школьники старательно заучивали, что большевики готовили восстание на всех кораблях черноморской эскадры, но выступление матросов на «Потемкине» произошло раньше и в значительной степени спонтанно, причем выступление матросов спровоцировал обед, приготовленный из гнилого мяса. Даже школьники знали, что руководитель большевистской «ячейки» на броненосце Вакуленчук был убит в самом начале восстания, что офицеры были арестованы, что броненосец шел в Одессу, охваченную забастовкой, но в конце концов был вынужден сдаться румынским властям в Констанце.


Восстание стало одним из культовых событий советской истории. Именно восстанию на «Потемкине» посвящен знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна, и та самая детская коляска на ступеньках одесской Приморской лестницы стала уже одним из самых известных и знаменитых кинокадров. А сама эта лестница, с десятью пролетами в 20 ступеней каждый, которая именовалась «приморской» или «ришельевской», теперь называется не иначе как «Потемкинской». Морякам с «Потемкина» воздвигали памятники, в 1955 году остававшихся в живых участников восстания наградили орденами Красной Звезды.

Как же развивались события? Днем 13 июня командир броненосца капитан первого ранга Евгений Голиков отправил миноносец № 267 в Одессу для приобретения провизии. Ревизором мичманом Макаровым и матросами-артельщиками было приобретено на базаре 28 пудов говядины. Говядина оказалась низкого качества, и присутствовавшие в экипаже революционно настроенные матросы решили использовать этот повод, подогрев недовольство. Первым руководителем восстания на броненосце стал уроженец Житомира артиллерийский унтер-офицер Григорий Вакуленчук. Большевистская ячейка на корабле, членом которой являлся Вакуленчук, была против восстания, считая, что его необходимо поднимать одновременно на всех кораблях. Но события вышли из-под контроля, и Вакуленчук был вынужден присоединиться к восставшим, пытаясь сохранить хоть какую-то организацию.

Утром 14 июня часть привезенного на броненосец мяса была положена в котёл для приготовления борща. В 11 часов на броненосце был дан сигнал на обед. Команда отказалась брать баки для борща и демонстративно ела сухари, запивая их водой. В корабельную лавку выстроилась очередь. Об отказе команды есть борщ было доложено старшему офицеру и командиру корабля.

На корабле был сыгран «большой сбор». Борщ был освидетельствован старшим врачом броненосца, который признал его хорошим. После этого командир пригрозил матросам наказанием за бунт и приказал тем, кто будет есть борщ, перейти к 12-дюймовой башне. Из строя к башне вышло около ста человек из 700 с лишним. Видя упорство матросов, командир приказал вызвать караул, после чего большая часть команды перешла к башне. Когда в строю недовольных осталось около 30 человек, старший офицер приказал переписать их фамилии и принести брезент. Приказание было расценено командой как подготовка к расстрелу задержанных в строю матросов.

Часть команды побежала в батарейную палубу, взломала пирамиды с винтовками и вооружилась. Попытки офицеров успокоить команду и привлечь на свою сторону не участвовавших в бунте матросов ни к чему не привели. Первым выстрелом, сделанным из батарейной палубы Вакуленчуком, был убит артиллерийский офицер лейтенант Неупокоев. В завязавшейся схватке старший офицер выстрелом из винтовки смертельно ранил Вакуленчука. В следующее мгновение старший офицер был убит несколькими матросами.

Восставшие захватили также миноносец № 267, а его командир – лейтенант Клод фон Юргенсбург был арестован. Захваченные корабли подняли красные флаги и направились в Одессу, где тогда проходила всеобщая забастовка. Оценивая восстание нужно помнить, что в этот период страна была охвачена революцией, а кроме того, на умы значительно влияла неудачная русско-японская война: всего за две недели до восстания на «Потемкине» русский флот потерпел поражение в Цусимском сражении.

В этих условиях революционные настроения, бродившие во многих воинских частях, давали значительные возможности для разогрева ситуации, чем и пользовались многочисленные партии и движения. «Потемкин» не был исключением, и к моменту восстания команда уже находилась под значительным влиянием революционных элементов, достаточным для того, чтобы прямой конфликт с офицерским составом привел к бунту.

Планы самих матросов вряд ли простирались далеко, но лидеры революционных партий (социал-демократы, эсеры, анархисты) уделили восстанию самое пристальное внимание. Наиболее радикальные планы предусматривали вооруженные восстания и на других кораблях Черноморского флота, а также в армейских частях, после чего юг России мог бы быть охвачен гражданской войной и оторван от Империи как минимум на некоторое время. Эти планы были небезосновательны: 17 июня к «Потемкину» присоединяется еще один корабль – броненосец «Георгий Победоносец», который вместе с ним отправляется в Одессу.

Однако в экипаже этого корабля революционные настроения были не столь сильны и уже сутки спустя «Георгий Победоносец» сдается властям.

Надежды на распространение бунта не удались: броненосец совершил несколько переходов по Черному морю, в частности зайдя за провизией и водой в курортную Феодосию, а 25 июня экипаж сдался румынским властям в Констанце. Воспользоваться ситуацией наиболее активные революционные партии не успели. Матросы в массе своей разъехались по разным странам Европы в качестве эмигрантов, броненосец был возвращен России и получил новое имя «Св. Пантелеймон».

Из команды «Потемкина» 47 человек решило вернуться в Россию сразу же, прямо на броненосце. Их разделили на категории: зачинщиков бунта, тех, кто присоединился под угрозой насилия, и т.д. Судили в начале 1906 года, троих осудили к смертной казни, но успел уже выйти манифест 17 октября, и казнь заменили 15-летней каторгой. Судили и 75 зачинщиков восстания на «Георгии Победоносце», троих казнили. Главный вожак восстания на «Потемкине» матрос Афанасий Матюшенко побыл два года в эмиграции, в 1907 году вернулся в Одессу и Николаев. Он сошелся с анархистами, получил от них фальшивые документы, явки и имел какие-то смутные террористические планы. В Николаеве его схватили, опознали, приговорили к смертной казни и повесили в севастопольской тюрьме. Вице-адмирал Чухнин еще год командовал Черноморским флотом, в ноябре 1905 усмирял бунт на «Очакове», а летом 1906 был убит эсерами. Оставшиеся за границей семь сотен потемкинцев бедствовали. Кто пытался нелегально вернуться на родину, кто добрался до Канады и стал фермерствовать (не без успеха), один погиб от голода и гнуса, заблудившись в аргентинской сельве… Константин Фельдман жил в эмиграции в Париже, выступал с рефератами о восстании на «Потемкине», очень любил рассуждать о причинах его поражения (считал, что из-за недостатка революционной решимости моряков), написал мемуары и даже снялся в фильме Эйзенштейна в роли самого себя.

Однако революционное движение на Черноморском флоте не было подавлено: в ноябре 1905 года в Севастополе вспыхивает крупное восстание матросов, солдат и береговых рабочих (всего около 2000 человек). Из кораблей флота к восстанию присоединился крейсер «Очаков» и все тот же беспокойный броненосец «Св. Пантелеймон», укомплектованный уже новым экипажем. Впрочем, бывший «Потемкин» не мог оказать восставшим помощь – опасаясь возможных эксцессов, командование флота заранее приказало снять орудийные замки, в результате чего он не мог вести огонь. Восстание было подавлено, его лидеры, самым известным из которых являлся лейтенант Петр Шмидт на «Очакове», были расстреляны.

Оценивая ситуацию на Черноморском флоте летом-осенью 1905 года, можно сказать, что разобщенность революционных организаций в армии и на флоте тогда спасла Россию от очень серьезных бед: если бы восстание на «Потемкине» и в гарнизоне Севастополя произошло одновременно – его последствия могли быть куда тяжелее.

О том, что произойдет в 1917 году, пока еще никто не догадывался.

pereklichka.livejournal.com

Реальная история восстания на броненосце «Потемкин»: historical_fact

Продолжаем разоблачать фальшивые мифы российской истории. Реальная история восстания на броненосце «Потемкин» значительно отличается от официальной советской версии. Из курса истории, которую преподавали в СССР, все знали, что якобы причиной бунта послужило протухшее мясо, которым собирались кормить экипаж. Якобы матросики увидели червяка, закричали: «Фууу, какая мерзость!», — и побежали убивать офицеров.

Историческая справка: «Князь Потёмкин-Таврический» — броненосец российского Черноморского флота. Спущен на воду на Николаевской верфи 13 сентября 1900 года. Введён в эксплуатацию 20 мая 1905 года. Дальность плавания экономическим 10 узловым ходом — 3600 миль. Вооружение: главный калибр — четыре 305-мм орудия, установленных в двух башнях; средний калибр — шестнадцать 152-мм орудий. Численность экипажа: 730 человек. В 1917 захвачен большевиками, в мае 1918 захвачен немцами, в ноябре 1918 захвачен англичанами, в апреле 1919 вновь захвачен красными, в июне в 1919 захвачен белыми, и в ноябре 1920 окончательно захвачен красными. В 1923 году сдан для разделки на металл.

Теперь разберемся с архивными документами на руках, как все происходило на самом деле. В Одессе с 12 июня 1905г. начались беспорядки и забастовки рабочих, инспирированные большевицкой агитацией. 13 июня казаки в портовом районе разогнали демонстрацию, были жертвы. Местные, как сейчас их называют, «майданутые» активно применяли самодельные бомбы и огнестрельное оружие. На многих кораблях флота также действовали большевицкие агитаторы. Лидером таких агитаторов-провокаторов на «Потемкине» стал уроженец западной части Малороссии (а именно — Житомира) унтер-офицер и член РСДРП с 1903 г. Григорий Вакуленчук. Этот «боевой хохол» имел богатый опыт подрывной деятельности.

Накануне восстания (13 июня 1905 г. по старому стилю) мичманом А.Н. Макаровым и матросами-артельщиками было приобретено на базаре 28 пудов говядины. Утром 14 июня часть привезенного на броненосец мяса была положена в котел для приготовления борща. В 11 часов на броненосце был дан сигнал на обед. Однако команда отказалась брать баки для борща и демонстративно ела сухари, запивая их водой. В корабельную лавку выстроилась очередь. Об отказе команды есть борщ было доложено старшему офицеру И. И. Гиляровскому и командиру корабля Е.Н. Голикову.

Командир приказал собрать команду. Борщ был освидетельствован старшим врачом броненосца С.Е. Смирновым, который признал его годным. После этого командир пригрозил матросам наказанием за бунт и приказал тем, кто хочет есть борщ, перейти к 12-дюймовой башне. Из строя к башне вышло около ста человек. Видя упорство матросов, командир приказал вызвать караул, после чего большая часть команды перешла к башне. Когда в толпе «отказников» осталось всего 30 человек, старший офицер приказал арестовать их. В этот момент Вакуленчук стал кричать, что задержанных расстреляют. Часть команды побежала на батарейную палубу, взломала пирамиды с винтовками и вооружилась. Попытки офицеров успокоить команду и привлечь на свою сторону не участвовавших в бунте матросов ни к чему не привели. Первым выстрелом, сделанным из батарейной палубы Вакуленчуком, был убит артиллерийский офицер лейтенант Л.К. Неупокоев. В ответ старший офицер выстрелом смертельно ранил Вакуленчука. Через мгновение сам старший офицер был убит матросами.

В ходе восстания были убиты 7 офицеров: командир корабля капитан 1-го ранга Е.Н. Голиков, старший офицер капитан 2-го ранга И.И. Гиляровский, старший артиллерийский офицер лейтенант Л.К. Неупокоев, старший минный офицер лейтенант В.К. Тон, штурманский офицер прапорщик Н.Я. Ливинцев, лейтенант Н.Ф. Григорьев и старший врач броненосца С.Е. Смирнов. Оставшиеся в живых офицеры были арестованы.

По рассказу техника от Николаевского завода по башенным установкам, он был свидетелем, как потащили наверх командира корабля, спустившегося вниз, а затем слышал несколько выстрелов. Кто-то говорил, что, когда командир подымался по трапу и наполовину очутился над палубой, он был убит несколькими выстрелами и тоже выброшен за борт…

Относительно смерти лейтенанта Григорьева вольный механик с Николаевского завода Харкевич рассказал следующее: «Я вместе с инженером-механиком Коваленко и лейтенантом Григорьевым спрятались в моей каюте. Услышав приближение матросов, мы все трое разделись и выпрыгнули через 75-мм борт в воду… По нам команда стреляла из ружей, ранив в голову Григорьева, который пошел ко дну; я же и Коваленко добрались до щитов, откуда были сняты командой и арестованы на корабле.
Подобно лейтенанту Григорьеву, погиб и прапорщик запаса Ливенцов. Он побежал в адмиральское помещение, там разделся и бросился в воду, где и был убит ружейным выстрелом.
Мичман Вахтин… по требованию команды… вышел… в кают-компанию, на него набросились матросы и стульями начали бить по голове… Когда матросы удалились, Вахтин в полусознательном состоянии пополз под стол, боясь быть выброшенным за борт. Через некоторое время оттуда его вытащили и понесли в лазарет, где младшим врачом была сделана перевязка…»

По версии восставших, они подняли стрельбу, решив, что командир корабля прикажет отказавшихся от борща расстрелять на месте. Во главе бунтующих встал матрос Матюшенко, тоже большевик. Он лично убил пятерых из семи погибших офицеров.

Процитируем полковника Шульца: «…Взбунтовавшаяся команда выбрала в качестве командира прапорщика в запасе Алексеева… когда он не хотел на это согласиться, ему грозили немедленной смертью. Алексеев часто сиживал в кают-компании, так что я имел возможность к нему присмотреться… мог убедиться, что это глубоко несчастный человек, которому не хватило характера тут же покончить с собою. Но он, чтобы хотя отчасти искупить свою вину, принимал все меры для устранения кровопролития. Так, например, все оставшиеся в живых офицеры имеют причину приписать Алексееву свое освобождение вместо умерщвления. Также его влиянию надо приписать, что с броненосца не бомбардировали Одессу…
Уходя на броненосце «Князь Потемкин Таврический» из Севастополя, решительно не было каких-либо явлений, которые дали бы возможность предположить, что может случиться что-либо похожее на бунт. Отношение командира корабля к команде было самое заботливое, так, например… при мне командир вел переговоры с управляющим рыбным заводом об уступке сетей для ловли рыбы, чтобы этим доставить удовольствие команде».

Другие военные корабли, которые стояли на рейде, восставших не поддержали, за исключением экипажа броненосца «Георгий Победоносец». Там тоже арестовали офицеров, но убивать не стали, а просто отправили на берег, а через какое-то время лояльные властям матросы сами нейтрализовали мятежников. Зато в портовом районе Одессы, возбужденном известиями о беспорядках на кораблях, начались погромы, поджоги и грабежи. Власть применила войска и подавила бунт.

Когда беспорядки в Одессе прекратились, мятежный броненосец под красным флагом покинул рейд и направился в Румынию, где надеялся пополнить запасы угля, пищи и воды. Румынские власти отказались выдать им требуемое и предложили бунтовщикам сдаться. Моряки отказались и снова ушли в море. 22 июня «Потёмкин» пришел в Феодосию, предъявив ультиматум: предоставить воду, уголь и еду – иначе город будет разрушен огнём из орудий. На корабль были привезены четыре живых быка, 200 пудов муки, 40 пудов хлеба, 40 пудов мяса, 30 пудов капусты, 30 вёдер вина, но дать уголь и воду феодосийские власти отказались. При попытке захватить эти ресурсы силой десант потёмкинцев был обстрелян войсками, матросы потеряли убитыми и ранеными шесть человек. Часть бунтовщиков требовала начать стрельбу по городу из пушек, однако впоследствии передумали или просто не смогли обеспечить стрельбу технически.

Тогда же удалось получить последние новости о ситуации на «Потемкине». В донесении, отправленном в Санкт-Петербург 25 июня 1905 г., начальник жандармского управления Феодосии, сообщал: «…Во время отвоза на броненосец провизии с катера его бежал матрос Кабарда, который на допросе показал, что на «Потемкине» имеется 750 человек экипажа, в числе коего до 400 новобранцев, совсем не сочувствующих охватившему броненосец революционному движению, что всем руководят два севших в Одессе неизвестных статских (профессиональные революционеры Фельдман и Березовский), и что на броненосце имеется только 67 человек, проникнутых духом мятежа, людей наиболее решительных и отчаянных, держащих в руках весь экипаж; что командир «Потемкина» Голиков и старший офицер Неупокоев убиты матросом Матюшенко, убито еще шесть офицеров… На борту находятся: прапорщик запаса Алексеев, командующий броненосцем по принуждению, и два механика, распорядительной же частью заведует старший боцман; что угля на броненосце осталось около 10 000 пудов, воду добывают опреснителем, провизии нет и команда уже 4 дня питается сухарями, пьянствует, состояние духа ее угнетенное, и разногласие в распоряжениях, и неисполнительность видны на всем: людей боятся отпускать с катера, чтобы не убежали, динамо-машины не действуют, отчего не могут стрелять 12-дюймовые орудия, чистка броненосца не производится, команда утомлена и расстроена…»

24 июня при посредничестве большевика Христиана Раковского «Потёмкин» сдался в Констанце румынским властям. Разграбив судовую кассу, моряки разбрелись по Европе. Броненосец был возвращён России. Главарь бунтовщиков Афанасий Матюшенко стал ездить по Европе как знаменитость: еще бы! «борец с кровавым самодержавием»!

Матюшенко в Румынии буквально купался в лучах славы

Впрочем, революционер Фельдман характеризовал Матюшенко как беспринципного, неуравновешенного садиста, который раньше угождал офицерам, потом стал убивать их без пощады, а в критические моменты мятежа паниковал больше всех. В конце концов, Матюшенко вернулся в Россию с грузом самодельных бомб, но был арестован в Николаеве и повешен осенью 1907. Земля ему, как говорится, стекловатой. Любопытно, что Афанасий Матюшенко сегодня героизируется не только коммунистами, но и украинскими националистами. Те утверждают, что «Панас» любил играть на бандуре и поднял бунт против «москалей» именно как патриот Украины. Сцены расстрелов царскими войсками в Одессе несчастных мирных жителей, ярко показанные в знаменитом фильме Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин», – полностью выдуманы.

Итак, какие же выводы можно сделать из реальной истории восстания? Главный вывод: военная контрразведка действовала неэффективно, не пресекая попадания в воинские коллективы революционно настроенных лиц. Здесь сразу хочется вспомнить сталинские спецлужбы, которые, в отличие от царских, предпочитали «перебдеть», чем «недобдеть». Кстати, большевицкий лидер Ленин, сбежавший от «ужасов кровавого самодержавия» в швейцарскую Женеву, тут же возбудился грандиозными перспективами и направил в Одессу большевика М. Васильева-Южина. Этот «майданутый» должен был склонить матросов броненосца к десанту и захвату Одессы, а затем планировалось взбунтовать весь юг России. Однако ленинский засланец опоздал к решающим событиям.

Источники:
Восстание на броненосце «Потемкин» http://rushist.com/index.php/russia/3725-vosstanie-na-bronenostse-potjomkin-kratkaya-istoriya
А.Колпакиди, А.Север «Спецслужбы Российской Империи» http://www.universalinternetlibrary.ru/book/25202/ogl.shtml

historical-fact.livejournal.com

Восстание на броненосце «Потёмкин»: picturehistory

14 июня 1905 года на новейшем корабле русского Императорского флота эскадренном броненосце «Князь Потёмкин — Таврический» вспыхнул мятеж.

Всероссийское вооруженное восстание, которое готовила РСДРП, должно было начаться осенью 1905 года. Готовились к нему под руководством большевиков и матросы Черноморского флота. Однако на броненосце «Потёмкин» стихийный бунт начался намного раньше.

Броненосец находился на рейде, команда проводила опробование орудий и занималась обеспечением стрельб. Поводом к восстанию послужил роковой инцидент. 14 июня матросы броненосца отказались от обеда, возмутившись по поводу испорченного мяса. Командование корабля попыталось пресечь бунт на корню, но матросы быстро разоружили офицеров. Во время вспыхнувшей перестрелки были убиты несколько человек из командования броненосца, в том числе командир корабля. Остальных офицеров взяли в заложники.

Руководство восставшими матросами взял на себя большевик Г. Н. Вакуленчук. Но во время стрельбы его смертельно ранили, и во главе революционного восстания встал другой член РСДРП А. Н. Матюшенко.


После захвата броненосца матросы выбрали своих командиров, судовую комиссию, определили правила охраны оружия, корабля и арестованных. Команда миноносца № 267 тоже подняла революционный красный флаг восстания.

1905. Константа


Император справедливо счёл восстание на «Потёмкине» очень опасным сигналом. Командующий Черноморской флотилией вице-адмирал Чухнин получил приказ немедленно подавить восстание любыми методами, вплоть до затопления броненосца вместе с командой, нарушившей священную воинскую присягу.

17 июня эскадра, состоящая из броненосцев «Георгий Победоносец», «Три Святителя», «Двенадцать Апостолов» и минного крейсера «Казарский», вышла в море на усмирение восставших. Однако первая встреча революционного корабля с правительственными судами окончилась неожиданной победой «Потёмкина». Утром 18 июня мятежный броненосец стоял на внешнем рейде Одессы. К нему приблизилась эскадра, состоящая из 11 судов: шести миноносцев и пяти броненосцев. Командовал ею старший флагман вице-адмирал Кригер. Восставшие, выйдя в море навстречу правительственным кораблям, не планировали открывать огонь первыми. Моряки считали, что экипажи этих кораблей решат присоединиться к восстанию. Дерзкие потёмкинцы отказались идти на переговоры с командующим флотом и пошли на таран «Ростислава» — флагманского корабля Кригера. В последний момент восставшие изменили курс и прошли между «Ростиславом» и броненосцем контр-адмирала Вишневецкого «Три Святителя», прорезая строй эскадры и держа корабли адмиралов под прицелами своих орудий. А команды эскадры отказывались стрелять в мятежников и приветствовали команду «Потёмкина» криками «Ура!», невзирая на запреты командиров.

Воззвание команд броненосца «Потемкин» и миноносца № 267 — «Ко всему цивилизованному миру»


Почувствовав настроение экипажей кораблей, Кригер на большой скорости повел эскадру в открытое море. Однако броненосец «Георгий Победоносец» не последовал за адмиральскими кораблями: его команда переговорила с потёмкинцами и поддержала их, посадив под арест своих офицеров. Но позднее среди восставших на «Победоносце» произошел раскол, и он сдался властям.

После этой встречи с командованием флота «Потёмкин» вернулся в Одессу, но не смог получить там воду и провизию. Команда решила идти в Румынию. Броненосец и сопровождавший его миноносец № 267 пришли в Констанцу 19 июня, но местные власти также не дали мятежникам ни топлива, ни продовольствия и воды. Перед выходом из румынских вод в Феодосию матросы – революционеры опубликовали в газетах воззвания под заголовками «Ко всему цивилизованному миру» и «Ко всем европейским державам». В них они попытались объяснить причины и цели своего бунта.

Положение на броненосце стало критическим. Котлы приходилось питать забортной водой, которая их разрушала. «Потёмкин» пришёл в Феодосию ранним утром 22 июня, но мятежников уже ждали жандармы и регулярные войска. Бунтовщики решили вернуться в Румынию.

Арестованные матросы — участники восстания на броненосце «Потёмкин»


Прибыв в Констанцу 24 июня, бунтовщики сочли за честь сдать свой корабль румынским властям. Назавтра они спустили красный флаг и сошли на берег как политэмигранты.

Корабли Черноморского флота прибыли на румынский берег 26 июня, чтобы на следующий день вернуть России с согласия румын эскадренный броненосец «Князь Потемкин — Таврический».

После октябрьского переворота «Потемкин» стал называться «Борец за свободу». Мятежный корабль ждала незавидная участь. В 1918 году он был захвачен войсками кайзера, чуть позже перешел в армию генерала Деникина. Когда же красная армия готовилась штурмовать Крым, корабль, ставший первый символом русской смуты, взорвали покидавшие Севастополь англо-французские интервенты.

Участники восстания на броненосце «Потемкин», учебном корабле «Прут» и броненосце «Георгий Победоносец». Слева направо: И.А. Лычев, И.П. Шестидесятый, М.П. Панфилов, А.И. Лебедь, А.Ф. Царев (1955, Севастополь)

Ещё фото:

См.также:

История Потёмкинской лестницы

Путь лейтенанта Шмидта

Черноморские броненосцы: от «Поповок» до «Потёмкина»

От «Наварина» до «Бородино»

Тайна гибели флагмана

picturehistory.livejournal.com

Восстание на броненосце Потемкин — История и этнология. Факты. События. Вымысел.

Восстание на броненосце Потемкин — История и этнология. Факты. События. Вымысел. ?
Восстание на броненосце Потемкин
bolivar_s wrote in hist_etnol
April 27th, 15:04
Восстание на броненосце Потемкин

1905 год, с 14 (27) июня по 25 июня (8 июля) 1905 год — на эскадренном броненосце Черноморского флота «Князь Потемкин Таврический» вспыхнуло революционное восстание матросов, ставшее одним из самых значительных событий Первой русской революции. Восстание на броненосце Потемкин произошло когда он стоял недалеко от Одессы, где проходила общая стачка рабочих. По официальной версии, поводом для восстания стала попытка командования накормить матросов гнилым червивым мясом.
Броненосец
Броненосец «Потемкин», крупнейший по тем временам боевой корабль, был построен на Николаевском судостроительном заводе, вооружен дальнобойной и скорострельной артиллерией, минными аппаратами. Вступил в строй в 1904 году. Команда — больше 730 человек.
Предыстория восстания
Поражения царской России в русско-японской войне 1904-1905 годов, начавшаяся в государстве революция усилили зарождаемое трудными условиями службы недовольство матросов, которое перерастало под влиянием революционной пропаганды в открытый протест. Центральным комитетом социал-демократической организации Черноморского флота («Севастопольская матросская централка») была развернута подготовка одновременного мятежа на всех кораблях флота, с расчетом поднять его осенью 1905 года. Однако восстание на броненосце Потемкин, который вышел из Севастополя в учебный поход к Тендровской косе (под Очаковом), вспыхнуло преждевременно, стихийно.

Причины. Ход восстания
14 июня — утром половина доставленного на корабль червивого мяса была положена в котел для готовки борща, оставшиеся туши оставили висеть на спардеке для «проветривания». Там их и обнаружила команда. Матросы отказались есть его. Командир броненосца капитан 1-го ранга Е.Н. Голиков, построив экипаж на палубе, заявил, что беспорядки вызваны «подстрекателями», и предложил тем, кто готов подчиняться приказам, перейти на другое место.
Большая часть матросов, включая членов социал-демократической организации, желавшими предотвращения преждевременного конфликта, подчинились приказу. 30 матросов, которые не успели перейти, старший офицер приказал покрыть брезентом и расстрелять. После чего матросы взялись за оружие, были убиты наиболее ненавистные офицеры во главе с Голиковым, а других — арестовали. Во время схватки был смертельно ранен руководивший матросами, член «Централки» Г. Вакуленчук. Восставших возглавил минно-машинный квартирмейстер Афанасий Матюшенко.
Под руководством прибывших на судно революционеров был избран руководящий орган — «судовая комиссия» — прообраз создаваемых уже в 1917 г. «ревкомов». В состав комиссии вошло около 30-ти матросов. К броненосцу «Потемкину» присоединился сопровождавший его миноносец № 267.

Прибытие броненосца «Потемкин» в Одессу
14 июня, около 8 вечера — броненосец под красным флагом прибыл в Одессу, где проходила всеобщая стачка. Известие о прибытии «Потемкина» вызвала ликование рабочих Одессы. Гарнизон колебался. Сложилась такая ситуация, в которой совместными усилиями рабочие и матросы могли захватить город. Возобновившая в эти дни деятельность контактная комиссия одесских социал-демократических организаций (большевики, меньшевики, бундовцы) отправила на броненосец своих представителей.
Выступавший перед Судовой комиссией большевик призывал высадить под прикрытием корабельной артиллерии десант для захвата ключевых объектов города. Однако убедить матросов так и не смог. Члены комитета заявили, что они не станут распылять силы до подхода всей эскадры и присоединения ее к восстанию. Не хватило решительных действий и одесским рабочим. Стачка не переросла в восстание. Меньшевики и бундовцы были против восстания. Большевистскую организацию ослабили аресты.
Правительство, придя в себя от растерянности, стянуло в Одессу войска, спровоцировало 15 июня при помощи деклассированных элементов и черносотенцев погромы и пожары. Одессу объявили на военном положении. 16 июня — были организованы похороны Г. Вакуленчука, которые превратились в политическую демонстрацию. Тем же днем «Потемкин» дал два артиллерийских выстрела по той части города, где находились власти и войска.

Подавление восстания
Для подавления восстания были отправлены две эскадры Черноморского флота (5 броненосцев, крейсер, 7 миноносцев). Царскими властями был отдан приказ заставить броненосец сдаться или потопить его. 17 июня — эскадры встретились у Тендры. Броненосец «Потемкин» вышел навстречу объединенной эскадре и, ответив отказом на предложение о сдаче, прошел сквозь строй кораблей. «Немой бой» завершился победой мятежного броненосца: матросы эскадры отказались открыть огонь по нему, а броненосец «Георгий Победоносец» перешел на сторону восставших. Боясь мятежа на других кораблях, командование эскадрой поспешило отвести ее в Севастополь. Революционные броненосцы отправились в Одессу. Кондукторы «Георгия Победоносца» попытались склонить команду к прекращению мятежа, а когда это не удалось, 18 июня посадили судно на мель и сдали властям. Это усилило колебания среди потемкинцев.
17 июня Восточное бюро ЦК РСДРП в Самару было отправлено письмо заграничного центра большевиков, в котором было предложено поддержать восстание. Письмо перехватила полиция. Тогда же по поручению В.Ленина в Одессу для руководства восстанием был отправлен представитель ЦК РСДРП М.И. Васильев-Южин, однако он прибыл в Одессу, когда «Потемкин» уже ушел из порта. Для пополнения заканчивающихся запасов угля и продовольствия, «Потемкин» вечером 18 июня ушел сопровождаемый миноносцем № 267 в Констанцу (Румыния). Там 20 июня Судовой комиссией были переданы воззвания: «Ко всему цивилизованному миру» и «Ко всем европейским державам», — потемкинцы заявили о своей решимости бороться с царизмом.
Румынское правительство отказалось отпустить «Потемкину» необходимые припасы, но предложило матросам сдаться на условиях военных дезертиров, что освобождало от насильственной депортации в Россию, гарантировав им личную свободу.

Дальнейшая судьба потемкинцев
Судно ушло к берегам Крыма. 22 июня оно прибыло в Феодосию, но и там «Потемкину» не удалось пополнить запасы угля и продовольствия. Лишенный возможности продолжать борьбу, броненосец 23 июня снова ушел в Констанцу, где 25 июня матросы сдали корабль румынским властям, а сами сошли на берег в качестве политических эмигрантов. Часть потемкинцев вернулась в Россию в 1905 году: их арестовали и осудили. Большинство экипажа вернулось на родину после Февральской революции 1917 года. Восстание «Потемкина» оказало большое влияние на революционизирование русской армии и флота.
Судебные процессы над матросами принимавшими участие в восстании продолжались вплоть до Февральской революции 1917 г. К суду привлекли 173 человека, вынесли несколько смертных приговоров, но только один из них привели в исполнение — был казнен лидер восставших Афанасий Матюшенко.
Судьба броненосца «Потемкин»
Румынское правительство передало корабль царским властям. 1905 год, октябрь — он был переименован в «Св. Пантелеймона». 1917 год, апрель — судно снова стало называться «Потемкин», а в мае 1917 года — «Борец за свободу». 1918 год — броненосец находился в Севастополе. 1919 год, весна — интервенты подорвали на броненосце цилиндры паровых машин. В 1923-1925 годах корабль разобрали.

Интересные факты
• 1905 год — среди революционеров экипаж «Потемкина» считался самым «отсталым» в идеологическом плане. Восстание на нем было полнейшей неожиданностью не только для властей, но и для представителей оппозиции.
• Из всей команды броненосца борщ, сваренный из тухлого мяса, съел только один человек — ученик кочегара Резцов. И как он сказал, борщ был «вкусный и жирный».
• Судового врача «Потемкина» Смирнова, который признал борщ годным для употребления в пищу, восставшие выбросили за борт. Офицер мог быть спасен следовавшим за броненосцем миноносцем, но его экипаж не сделал этого, потому как на броненосце был поднят сигнал, который запрещал что-либо поднимать из воды.
• Переименованный после мятежа в «Пантелеймон», броненосец «Потемкин» уже в ноябре 1905 г. снова принимал участие в мятеже — команда присоединилась к восставшим матросам крейсера «Очаков».
Источник:
http://shtorm777.ru
Источник: https://salik.biz/articles/42275-vosstanie-na-bronenosce-potemkin.html

hist-etnol.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *