Бог парис – Парис — Энциклопедия мифологии — Что значит, описание, фото, толкование, определение

Парис (краткое содержание мифа с иллюстрациями)

Парис — в древнегреческой мифологии троянский царевич, сын Приама и Гекубы. Когда Гекуба была беременна, ей приснился страшный сон, что она родила горящий факел, от которого сгорела Троя. Прорицатели истолковали сон так: родившийся сын Гекубы станет виновником гибели Трои. Когда сын родился, Приам велел оставить его на горе Иде, надеясь, что ребёнка растерзают дикие звери. Однако мальчик был вскормлен медведицей и взят на воспитание пастухом, давшим ему имя «Парис» (по-фригийски «борец»). После того, как Парис храбро отразил нападение на пастухов шайки разбойников, он получил второе имя — «Александр» (т.е. «отражающий мужей»).
Когда Александр Македонский прибыл в Трою, то ему показали лиру, на которой играл его тёзка — Александр-Парис, на что Александр Македонский сказал: «Я бы предпочел увидеть ту, на которой играл Ахилл» (как и Парис, Ахилл играл на лире, в отличие от прочих ахейских царей).
В бытность пастухом Парис вступил в брак с речной нимфой Эноной, у них был сын Кориф.

Ключевым в истории Париса стал конкурс красоты, получивший название «Суд Париса». Этот эпизод восходит, возможно, к ритуальным состязаниям в красоте, проходившим в храме Геры на острове Лесбос. Богиня раздора Эрида, обиженная тем, что её не пригласили на свадебный пир родителей Ахилла — Пелея и Фетиды, решила отомстить богам и подбросила пирующим яблоко с надписью «Прекраснейшей». Три богини — Гера, Афина и Афродита — вступили в спор, кому из них должно достаться яблоко (отсюда произошло выражение «яблоко раздора«). Спорящие обратились к Зевсу, но тот, понимая, что своим выбором обидит двух богинь и наживет в их лице врагов, передал возможность выбора Парису. Зевс послал к Парису Гермеса, поручив тому сказать так: «Тебе, Парис, Зевс поручает рассудить богинь, спорящих о том, какая из них наикрасивейшая: ты ведь сам красив и сведущ в делах любви».  Три обнаженные богини явились к Парису и стали сулить ему награды за выбор в пользу каждой из них: Гера обещала сделать его самым могущественным из земных царей, Афина — самым храбрым героем, а Афродита — обладателем самой красивой женщины — Елены. Парис выбрал Афродиту, которая стала его покровительницей, а Афина и Гера после этого стали врагами Трои и покровителями ахейцев.

 Francois-Xavier Fabre — Суд Париса

Сальвадор Дали — Суд Париса

 Enrique Simonet — Суд Париса

 Charles Wentworth Wass — Суд Париса

Franz von Stuck — Суд Париса

 

John Flaxman — Суд Париса

Max Klinger. Суд Париса

Неизвестный итальянский художник. Суд Париса

 Willy Pogany — Суд Париса

Рубенс — Суд Париса

Рубенс — Суд Париса

Суд Париса. Фреска из Помпеи

 

Суд Париса. Скульптура из песка

Приам объявил о начале спортивных состязаний в Трое, посвященных погибшему сыну Приама, т.е. Парису. Парис решил принять в них участие и одолел всех соперников, включая сыновей Приама. Париса узнала его сестра, пророчица Кассандра, которая попыталась убить Париса, чтобы спасти Трою. Однако Приам и Гекуба радостно приняли вновь обретённого сына.

 Антонио Канова. Бюст Париса

Когда Парис собрался за Еленой, то жена Париса Энона, обладавшая даром предвидения, всячески удерживала его, однако обещала в случае ранения Париса оказать ему помощь (Энону обучил искусству врачевания Аполлон в награду за её любовь). Парис не послушался жену и похитил Елену, в результате чего началась Троянская война.

Энона предостерегает Париса

 

 Парис (Орландо Блум) и Елена (Диана Крюгер) в фильме «Троя» (2004)

 

В войне  Парис не принимал активного участия, однако именно Парис стрелой из лука убил главного героя Троянской войны — Ахилла. Согласно мифу, Аполлон направил стрелу Париса в единственного уязвимое место на теле Ахилла — пятку. Сам Парис тоже получил смертельное ранение от стрелы. Эту стрела была выпущена Филоктетом из легендарного лука Геракла (Филоктет был лучшим другом Геракла и получил в подарок лук от знаменитого героя). Умирающий Парис приехал за помощью к своей первой жене — Эноне, однако та, не в силах простить измену, отказала ему. Когда Парис уехал, Эноной овладело раскаяние и она поехала в Трою спасти умирающего. Узнав о смерти Париса, Энона бросилась в его погребальный костёр.

Henry Justice Ford — Парис и Энона

top-antropos.com

Парис Греческая мифология

Парис (Παρις), в греческом мифотворчестве второй сын Приама и Гекубы, с именем которого связана Троянская война. Еще во время беременности им Гекуба видела во сне пожар, грозивший испепелить всю Трою. Прорицатель Эсак истолковал сон так, что ожидаемый ею сын будет виновником гибели Трои. Когда мальчик родился, Приам велел бросить его на горе Иде, надеясь, что там он будет растерзан зверями. Однако младенца вскормила медведица и в дальнейшем он был воспитан пастухом, давшим ему имя Парис. Позднее, уже юношей, Парис храбро отражал нападения на идейские стада шайки разбойников, за что получил прозвище Александр, что означает «отражающий мужей» (Аполлодор, III 12, 5).

Парис вырос красивым и сильным. Его первой женой стала нимфа родника Энона. В этой пастушеской обстановке застали его три богини, Гера, Афина и Афродита, пришедшие к нему за решением спора о том, кто из них прекраснейшая. Желая склонить Париса на свою сторону, Гера обещала сделать его самым могущественным из земных царей, Афина – самым храбрым героем, Афродита – обладателем самой красивой женщины. Парис признал прекраснейшей из богинь Афродиту, которая и помогла ему потом увлечь Елену и сделать ее своей женой (Гомер, Илиада, XXIV 25-30; Еврипид, Андромаха, 274-308). Однако прежде чем это случилось, произошло узнавание Париса родителями и его возвращение в Трою в качестве царского сына: во время спортивных состязаний в Трое он был опознан сестрой – пророчицей Кассандрой, пытавшейся убить Париса, чтобы спасти Трою. Однако родители, обрадованные тем, что нашли сына, давно ими оплаканного, с радостью приняли его в дом (Гигин, Фабулы, 91).

Вопреки предостережениям Эноны, Парис, по совету Афродиты, отправился в Амиклы, покинув любившую его нимфу. Наделенный богиней Афродитой всеми чарами красоты и прелести, он понравился гостеприимным хозяевам и особенно прельстил Елену. Между тем Менелай отправился на Крит, а Диоскуры были заняты спором с афаридами; воспользовавшись отсутствием защитников Елены, Парис убедил ее бросить дом супруга и отплыл с ней ночью в Азию, взяв много сокровищ из дворца Менелая. Этот поступок Париса послужил поводом к Троянской войне. В последовавших битвах Парис принимал мало участия и лишь после настойчивых и оскорбительных увещаний брата Гектора вступил в единоборство с Менелаем, кончившееся тем, что Афродита спасла своего любимца от неминуемой смерти (Гомер, Илиада, VI 321-341, 517-525).

При взятии города греками он был ранен Филоктетом; стрела была ядовитая, и Парис обратился к своей первой супруге за исцелением, но она отказала ему в помощи и он умер от раны (Аполлодор, V 8). Энона не пережила своего все еще любимого супруга. Такова, в общих чертах, мифическая биография Париса. Как герой азиатских сказаний, Парис был женственным богом красоты и изнеженности, хотя в минуту необходимости он не лишен отваги. В нем сказываются те же типические особенности, что и в Дионисе, Лидийском Геракле и Сарданапале; Парис является полным контрастом Ахиллу и Менелаю, чисто эллинским героям, олицетворявшим собой мужественность и силу.

Версия, связанная с пребыванием Париса на горе Иде и последующим опознанием царского сына, возникла, очевидно, не ранее 6 века до нашей эры и в литературе была впервые обработана в не дошедших до нас трагедиях «Александр» Софокла и Еврипида. Затем эта версия оказалась господствующей, так как хорошо сочеталась с рассказом о суде Париса. Именно этот эпизод, восходящий, возможно, к древнему обычаю женских ритуальных состязаний в красоте, засвидетельствованному в храме Геры на соседнем с Фригией острове Лесбос, оказался одним из самых излюбленных как в античном, так и в изобразительном искусстве нового времени.

godsbay.ru

Парис — биография, значение имени, цитаты, экранизации, образ

Парис: история персонажа

Мифология Греции наполнена рассказами о подвигах доблестных героев, не теряющими актуальности. Вот и легенда о Парисе и Елене, из-за любви которых пала Троя, до сих пор вызывает неподдельные эмоции. Мужчина, готовый ради любимой уничтожить родной город, воспринимается неоднозначно. Древнегреческие философы воспевали романтику подвига, не считаясь с жертвами и потерями, которые понесли простые жители Трои.

История происхождения

Любвеобильный поклонник красивых женщин прославился в мировой истории благодаря произведениям древнегреческих философов и драматургов. Имя Париса упоминается в творениях Софокла «Суд», «Похищение Елены» и «Александр». Позже образ мужчины заинтересовал Еврипида. Но большую славу Парису принес Гомер, которой подробно рассказал о приключениях принца Трои и Елены в драме «Илиада».

Скульптура Париса

Исследователи не перестают спорить, реален Парис или образ самовлюбленного красавца – всего лишь выдумка древнегреческих авторов. Сведения, которыми оперируют ученые, столь же противоречивы, как и характеристика персонажа.

К примеру, могила принца Трои и его первой жены Эноны официально расположена на равнине Кебрения в Троаде. Еще один довод, доказывающий реальность персонажа – если убрать из «Илиады» упоминания о жителях Олимпа, то получившийся сюжет соответствует известным историческим событиям.

Парис и Энона

В древнегреческих произведениях Парис так же фигурирует под именем Алаксандус. Упоминания о подобном правителе сохранились на клинописях, обнаруженных при раскопках Хеттского Царства (древнее государство в Малой Азии). Это дает право исследователям утверждать, что сам Парис – выдуманный персонаж, основой которого послужил реально существующий человек.

Мифы и легенды

Принц Парис вырос далеко не в царских условиях. Мальчик родился в семье повелителя Трои Приама и Гекубы. Герой стал 19 ребенком правящей пары (по другим источникам – 2 ребенок из 19). Вскоре после рождения Париса Гекубе приснился кошмар, который сильно напугал царицу.

Чтобы избежать возможного проклятья, супруги приказали слуге по имени Агелай отнести ребенка на соседнюю гору и оставить принца на вершине. Раб не посмел ослушаться хозяев и в точности выполнил приказ. Казалось бы, судьба мальчика была предрешена, но на помощь Парису пришла медведица. Она пять дней кормила малыша, чем спасла жизнь будущему принцу Трои.

Парис

Агелай, которого не отпускали мысли о Парисе, вернулся на место преступления и с радостью нашел здорового и крепкого мальчика. Раб забрал ребенка в собственную семью и воспитал как родного сына.

Юноша вырос на редкость красивым. Избалованный вниманием женщин, Парис рано женился на Эноне – нимфе, которая часто гуляла по расположенному неподалеку от Трои лесу, где молодой человек пас овец. Впрочем, семейные узы не сделали Париса верным и надежным мужем.

Однажды молодой человек привлек внимание жителей Олимпа. Эрида, богиня раздора, внесла смятение в компанию бессмертных. Девушка бросила яблоко с надписью «Прекраснейшей» в толпу божеств. Фрукт вызвал множество споров, и три богини – Афродита, Афина и Гера – попросили Зевса решить, кто же достоин яблока.

Суд Париса

Громовержец, не желая портить отношения с родными, перепоручил решение первому встречному. Взгляд бога упал на пастуха Париса. Три красавицы предлагали герою награду за получение желанного статуса. Суд Париса закончился быстро. Юноша подарил яблоко Афродите, пообещавшей молодому пастуху любовь красивейшей женщины. Афина и Гера, которым не достался приз, затаили обиду.

Судьба юноши резко изменилась после состязаний героев, проходивших на территории родного города. Выступая в показательных боях, Парис привлек внимание Кассандры – собственной родной сестры. Девушка в волнении прибежала к родителям и рассказала властителям Трои о том, что ее брат, которого Приам и Гекуба мысленно давно похоронили, жив.

Кассандра

Забыв о кошмарах, предрекающих ужасы и страдания, супружеская пара нашла Париса и рассказала молодому человеку о тайне его рождения. Юношу провозгласили сыном правителей. Так в один день молодой пастух получил титул принца Трои.

Внезапно на Париса обрушилась масса обязанностей, среди которых были и дипломатические визиты к соседним владыкам. Одним из первых государств, куда отправился герой, стала Спарта. Царь Менелай с радостью принял Париса в своем доме.

Афродита

Юноша, впечатленный радушием правителя, много времени провел в гостях у нового друга. Впрочем, на самом деле причиной столь долгого визита стала Елена – молодая жена Менелая. Афродита выполнила собственное обещание – красивейшая девушка Греции полюбила молодого и безрассудного Париса.

Царь Спарты проникся доверием к обаятельному юноше, поэтому с легким сердцем оставил жену наедине с принцем Трои. Воспользовавшись ситуацией, герой украл Елену и увез возлюбленную в родной город. Подобного оскорбления Менелай простить не смог.

Похищение Елены положило начало затяжной и кровопролитной войне, которая позже получит название Троянская. В военный конфликт оказались втянуты все жители Спарты и Трои. Не обошли вниманием битву и знаменитые герои. На стороне троянцев выступил Гектор – родной брат Париса, а сторону спартанцев занял Ахиллес.

Ахиллес

Спустя 9 лет, которые герои трагедии провели в постоянных сражениях, Менелай предложил Парису выход. Царь Спарты вызвал принца Трои на поединок. Битва один на один должна была решить исход долгой изнуряющей войны. Но в дело вмешалась Афродита. В тот момент, когда Менелай готовился нанести решающий удар по упавшему Парису, богиня перенесла своего любимчика обратно в Трою.

Казалось бы, Менелай выиграл, и теперь принц Трои должен вернуть неверную жену правителю Спарты. Но выживший Парис решил не следовать правилам. За подобное поведение и не особо активное участие виновника войны в сражениях троянцы дали Парису нелестную характеристику.

Вновь завоевать уважение собственной армии герою позволил поистине невероятный поступок. Парис убил Ахиллеса, попав стрелой прямо в пятку врагу. С этого момента воинам принца казалось, что победа на стороне троянцев и спартанцы вот-вот отступят.

Троя

Но вскоре самого Париса настигла смерть. Мужчину поразила стрела, выпущенная из лука. В агонии герой покинул стены Трои и отправился в лес, где обитала давняя возлюбленная принца. Энона, обиженная на мужа за предательство, не стала помогать раненому.

Мужчину, который затеял одну из самых громких воин на территории Древней Греции, убила собственная любвеобильность. Тело героя сожгли на костре местные пастухи, не подозревающие, что проводят похоронный обряд над знаменитым принцем Трои.

Экранизации

В 1961 году Джорджио Феррони перенес мифы о Парисе на широкий экран. Фильм «Троянская война» рассказывает о легендарном сражении и в полной красе описывает кровавые битвы, произошедшие по вине царицы Елены. Роль принца Париса сыграл актер Уорнер Бентивенья.

Кадр из фильма «Троянская война»

В 1962 году другой итальянский режиссер, Марино Джиролами, тоже обратил внимание на древнегреческие мифы. На этот раз в центре сюжета оказалась трагедия сына Зевса. Фильм «Гнев Ахилла» открывает зрителям чувства и эмоции героя, потерявшего в сражениях лучшего друга. Парису в киноленте досталась второстепенная роль. Образ принца воплотил актер Роберто Риссо.

В 2003 году историю Елены решили экранизировать продюсеры киностудии «Fuel Entertainment». Мини-сериал «Елена Троянская» рассказывает о легендарном конфликте с точки зрения женщины, ставшей причиной войны. Роль возлюбленного красавицы досталась актеру Мэттью Марсдену.

Орландо Блум в роли Париса

В 2004 году состоялась премьера исторической драмы, основанной на трагедии «Илиада» Гомера. Фильм «Троя» получил противоречивые отзывы и от зрителей, и от критиков. Недоумение вызвали костюмы персонажей и оснащение воинов. Единственное, что по-настоящему оценили поклонники, – игра актеров. Роль Париса исполнил Орландо Блум.

Цитаты

«Если ты решишься, нам нигде не будет покоя. Люди начнут на нас охоту, а боги проклянут нас. Но я буду любить тебя. До своего последнего вздоха я буду любить тебя».
«Кто все-таки достойнее Елены – я или Менелай?»
«Какое чудесное утро! Сам Посейдон благословляет нас».

Фото

24smi.org

Парис — это… Что такое Парис?

Парис (Paris, Πάρις, Αλέξανδρος). Второй сын Приама и Гекубы. Он был воспитан на горе Иде пастухом и получил имя Александра, т. е. “защитника мужей”, за то, что защищал стада и пастухов. На горе Иде он женился на дочери речного бога Эноне, но затем покинул ее. На свадьбу царя Пелея и нереиды Фетиды были приглашены все боги, за исключением одной богини Раздора. Разгневанная богиня бросила в среду божественных гостей Пелея золотое яблоко с надписью: “Прекраснейшей”. Гера, Афродита и Афина заспорили о том, кому из них по справедливости должно достаться яблоко, и Зевс приказал Гермесу отвести спорящих богинь на гору Иду и предоставить решение спора красивому пастуху Парису. Гера, чтобы побудить его решить спор в ее пользу, обещала ему власть и богатство, Афина — мудрость и славу, а Афродита — обладание красивейшей женщиной в мире. Парис отдал предпочтение Афродите, присудив ей яблоко. Под ее руководством он отправился в Грецию ко двору спартанского царя Менелая, увез жену Менелая, самую красивую женщину в мире, и таким образом подал повод к Троянской войне. (См. Елена). Под стенами Трои Парис сражался с Менелаем и был бы убит, если бы его покровительница Афродита не покрыла его облаком и не вывела из боя невредимым. Парис был убит знаменитым стрелком Филоктетом, который застрелил его отравленной стрелой Геркулеса. Раненый Парис побежал на гору Иду к первой жене своей Эноне, но она отказалась помочь ему, и он снова вернулся в Трою, где и умер. Энона вскоре раскаялась и лишила себя жизни. Во время Троянской войны Парис при помощи Аполлона убил Ахиллеса. Он не отличался особенной храбростью и больше войны любил общество женщин.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ПАРИС (Πάρισ), в греческой мифологии троянский царевич, сын Приама и Гекубы. Когда Гекуба была беременна вторым ребёнком, ей приснился страшный сон, будто она родила пылающий факел, от которого сгорела Троя. Прорицатели (чаще всего среди них называют Эсака) объяснили сон царицы так: ожидаемый ею сын будет виновником гибели Трои. Когда мальчик родился, Приам велел бросить его на горе Иде, надеясь, что там он будет растерзан зверями. Однако ребёнок уцелел и был воспитан пастухом, давшим ему имя П. Позднее, когда юноша П. храбро отразил нападение на стадо шайки разбойников, он получил прозвище Александр («отражающий мужей») (Apollod. Ill 12, 5). Ко времени пребывания П. на Иде источники относят его брак с нимфой Эноной и знаменитый суд П. над тремя богинями, заспорившими о своей красоте. Желая склонить П. на свою сторону, Гера обещала сделать его самым могущественным из земных царей, Афина — самым храбрым героем, Афродита — обладателем самой красивой женщины. П. признал прекраснейшей из богинь Афродиту, которая и помогла ему потом увлечь Елену и сделать её своей женой (Ноm. П. XXIV 25-30; Eur. Andr. 274-308, Troad. 924-931). Однако прежде чем это случилось, произошло узнавание П. родителями и его возвращение в Трою в качестве царского сына: во время спортивных состязаний в Трое [в которых П. решился принять участие, несмотря на своё (мнимо) низкое происхождение] он одолел всех соперников, включая сыновей Приама, и был опознан сестрой — пророчицей Кассандрой, пытавшейся убить П., чтобы спасти Трою. Однако родители, обрадованные тем, что нашли сына, давно ими оплаканного, с радостью приняли его в дом (Hyg. fab. 91). Затем П. отправился в Грецию, где, воспользовавшись гостеприимством спартанского царя Менелая, похитил его жену — красавицу Елену и большие сокровища. Коварный поступок П. послужил причиной Троянской войны, в которой сам П., согласно «Илиаде», не принимал активного участия: в единоборстве с Менелаем он был побеждён, сохранив жизнь только благодаря вмешательству Афродиты (III 340-461), и к новому вступлению в бой его вынужден был побуждать Гек-тор (VI 321-341, 517-525). Впоследствии от его стрелы, направляемой Аполлоном, погибает Ахилл (Eur. Andr. 655; Verg. Aen. VI 56-58), в то время как и сам П. не может избежать отравленной стрелы Филоктета, приносящей ему смерть (Apollod. epit. V 8).
Значение имени П. (по-фригийски «борец»), а также роль, которую П. играет в сказании о Троянской войне (как её зачинщик и победитель ахейского героя Ахилла), указывают на первоначально гораздо более важное место П. в предании по сравнению с «Илиадой». Вместе с тем эпос ещё не нуждался в обосновании того обстоятельства, что П. пас царские стада: это делают в «Илиаде» многие представители царских домов — сыновья Приама, Анхис, Эней, братья Андромахи (IV 500; V 313; VI 421-424; XV 546-549; XX 188-190). Версия, связанная с пребыванием П. на горе Иде и последующим опознанием П., возникла, очевидно, не ранее 6 в. до н. э. и в литературе была впервые обработана в не дошедших до нас трагедиях «Александр» Софокла и Еврипида. Затем эта версия оказалась господствующей, так как хорошо сочеталась с рассказом о суде П. Именно этот эпизод, восходящий, возможно, к древнему обычаю женских ритуальных состязаний в красоте, засвидетельствованному в храме Геры на соседнем с Фригией острове Лесбос, оказался одним из самых излюбленных как в античном, так и в новом изобразительном искусстве.
в. и. Ярхо.
 
Сюжет «суд П.» пользовался популярностью в живописи и пластике (Л. Кранах Старший, Джорджоне, П. П. Рубенс, Я. Иордане, А. Ватто, О. Ренуар, П. Гоген, Джулио Романо и др.).
Лит.: Relnhardt К., Das Parisurtell, Fr/M., 1938; Clairmont C., Das Parisurtejl in der antiken Kunst, Z., 1952.

(Источник: «Мифы народов мира».)

Парис

— сын царя Трои Приама и Гекубы. Брат Агафона, Арета, Гектора, Гелена, Гиппофооя, Деифоба, Кассандры, Кебриона, Клита, Креусы, Лаодики, Ликаона, Полидора, Поликсены, Полита, Троила и др. Перед его рождением Гекуба увидела горящую головню, от которой сгорела Троя. Это было сочтено знамением, и новорожденный был брошен на Иде, где его вскормила медведица, а затем воспитали пастухи. Зевс поручил Парису рассудить споривших между собой о красоте Геру, Афину и Афродиту («суд Париса»). Признав победительницей Афродиту, Парис обеспечил себе ее поддержку при возвращении в Трою и похищении им жены царя Спарты Менелая — прекрасной Елены, но вызвал ненависть двух других богинь, способствовавших падению Трои в войне. Во время Троянской войны убил Ахилла. Супруг Эноны, которая когда из чувства мести не излечила Париса, раненного во время Троянской войны, впоследствии раскаялась и покончила с собой. См. о нем более подробно.

// Жак Луи ДАВИД: Парис и Елена // Питер Пауэл РУБЕНС: Суд Париса

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

Парис.

Парис.
Скульптура А. Кановы.
1810—16.
Мюнхен.
Новая пинакотека.

Суд Париса.

Суд Париса.
Картина Л. Кранаха.
1529.
Нью-Йорк.
Метрополитен-музей.

Суд Париса.

Суд Париса.
Мозаика из Антиохии.
II в.
Париж.
Лувр.

Суд Париса.

Суд Париса.
Картина П. П. Рубенса.
1638—39.
Мадрид.
Музей Прадо.

Лукас Кранах Старший. Суд Париса. 1527 г.

Мозаичный пол «Суд Париса». Около 115 г. до н.э.

Петер Пауль Рубенс. Суд Париса. Около 1638-1639 гг.

.

dic.academic.ru

Парис Википедия

Парис
Пол мужской[1]
Отец Приам[2]
Мать Гекуба[2]
Братья и сёстры Поликсена и Гектор
Супруга Энона и Елена Прекрасная
Дети Кориф, Idaeus[d], Q3646670? и Aganus[d]
 Иллюстрации на Викискладе
Елена Прекрасная и Парис. Давид, Жак Луи, 1788, Лувр, ПарижУ этого термина существуют и другие значения, см. Парис (значения).

Пари́с[3] (др.-греч. Πάρις; также известен под именем Алаксандус (на хетском Alaksandu) или Александр[4][5][6]) — в древнегреческом эпосе сын троянской царской четы Приама и Гекубы, виновник развязывания Троянской войны.

Сказание о Парисе, а особенно суд Париса — в споре богинь Геры, Афродиты и Афины за звание красивейшей — послужили сюжетом для многочисленных произведений искусства[6].

Содержание

  • 1 Рождение и юность
  • 2 Суд Париса и похищение Елены
  • 3 Троянская война
  • 4 Последующая традиция
  • 5 Исторический прототип
  • 6 Ссылки
  • 7 Литература

ru-wiki.ru

Парис

Парис, также известный под именем Алаксандус  или Александр — в мифах Древней Греции сын царя Трои Приама и Гекубы, с его именем связана Троянская война.

Во время беременности им во сне Гекуба видела пожар, грозивший испепелить всю Трою. Она обратилась к прорицателю Эсаку,и он истолковал сон так, что сын, ожидаемый ею, будет виновником гибели Трои. Чтобы избежать такой беды, новорожденного мальчика Приам велел пастуху по имени Агелай бросить на горе Иде, надеясь, что он будет там растерзан зверями. Однако младенца вскормила медведица. Спустя пять лет Агелай нашел ребенка невредимым, взял его к себе. Агелай назвал мальчика Парисом и воспитывал его как собственного сына.  Так рос сын троянского царя среди пастухов, вырос и стал красивым и мощным юношей. Парис храбро отражал нападения шайки разбойников на идейские стада, за что получил прозвище Александр, что означает «отражающий мужей». Его возлюбленной стала нимфа Энона, дочь бога реки Кербена.

 

Миф о Парисе

Автор: Шольц Георг Вильгельм

Парис был сыном троянского царя Приама и Гекубы. Перед тем как родиться ему, Гекуба видела страшный сон, который снотолкователи объяснили так: Гекуба родит сына, и сын тот уготовит гибель Трое и всему царству Приама. Лишь только родился младенец на свет, царь Приам призвал одного из пастухов своих, по имени Агелай, — и велел ему отнести новорожденного на вершину Иды и там бросить. Спустя пять лет Агелай нашел младенца невредимым: его вскормила медведица; пастух взял мальчика к себе, воспитывал его как собственного сына и назвал Парисом. Так рос сын троянского царя между пастухами, и вырос, и стал красивым и мощным юношей. Не раз случалось ему защищать стада и самих пастухов от нападения хищников и диких зверей; за мужество и силу, которую оказывал в подобных случаях Парис, он получил имя Александр. Мирно текли первые годы юности Париса; был он счастлив дружбою с нимфой Эноной, дочерью бога реки Кербена, — вместе бродили они по лесистым отрогам обильной потоками Иды, и не желал и не искал Парис другого счастья. Лучше было бы для него, если б он и навсегда остался в безвестности, не покидал бы тех мест, где прошли первые годы его безмятежно счастливой юности!

Однажды стоял он на вершине лесистой Иды, под тенью сосен и дубов, и играл на пастушеской свирели; вокруг него, на лугу, наелись быки и овцы. Вдруг видит Парис, что к нему идет вестник богов Гермес и с ним — три богини; объятый страхом, юноша обратился в бегство, но Гермес остановил его и успокоил. «Не бойся, Парис, — вскричал Гермес, и не беги от нас! Этих богинь прислал к тебе Зевс: ты должен решить, которая из них превосходит других красотою; той, которую найдешь лучшей, и отдай это яблоко».

Тут Гермес вручил Парису золотое яблоко и исчез. Богини приблизились к юноше, ставшему, по воле Зевса, судьей красоты их. Гера и Афина, верховные богини Олимпа, понадеялись на свое величие и достоинство и не употребили никаких средств, чтобы придать себе большую прелесть. Афродита же не так поступила: она надела блестящую, цветистую одежду, пропитанную благовониями весенних цветов; хариты и оры расчесали ее пышные кудри и украсили их цветами и золотом. Юноша Парис был так ослеплен лицезрением богинь, что не мог судить о виде и красоте их и думал только о достоинстве даров, которые обещали ему богини. Гера, могущественнейшая из богинь, первая подошла к Парису и обещала дать ему силу и власть, обещала сделать царем над Азией и Европой; воинственная Афина, богиня мудрости, подошла вторая и сказала, что готова дать ему славу побед, славу первого между героями и мудрецами; после Геры с Афиной к оробевшему юноше приблизилась Афродита, стоявшая доселе поодаль; ласково взглянув на Париса, она с улыбкой взяла его за руку и обещала ему величайшее счастье в любви — обладание Еленой, прелестнейшей из всех смертных жен, подобной красотою самой Афродите. Очарованный красотой богини и прельщенный ее обещаниями, Парис отдал яблоко Афродите. С тех пор она стала верной защитницей и помощницей Париса; Афина же и Гера возненавидели не только его, но и Трою, — с того часа стали они помышлять о том, как бы погубить отчизну Париса. Таким образом, яблоко Эриды было не только причиной вражды между первыми богинями Олимпа, но и породило распрю и гибельную, многолетнюю войну между двумя народами Европы и Азии. Начало же распрям положено было на брачном пиру родителей Ахилла, одного из славнейших героев Троянской войны.

 

Вскоре после этого события в судьбе Париса произошла перемена. Случилось это так. Гекуба не могла забыть о своем злополучном сыне, брошенном, по воле отца, в лесистых пустынях Иды; терзалась царица сердцем и не могла утешиться. Чтобы развеять ее печаль, Приам учредил в память сыну блистательные игры и назначил в награду победителю прекраснейшего быка из стад своих, пасшихся на Иде. Оказалось, что лучший из быков царя Приама был в стаде Париса; юноша не мог расстаться со своим любимцем и сам повел того быка в город. Когда увидел Парис состязания царевичей и знатнейших юношей Трои и соседних городов, захотелось и ему испытать свою силу; стал он бороться на тех самых играх, которые учреждены были ему в память, — и победил всех царевичей троянских, даже Гектора, Деифоба и Идопея. Это раздражило царственных юношей, и Деифоб извлек из ножен меч и намерен был поразить им дерзкого пастуха. Парис прибег тогда к алтарю Зевса; у алтаря стояла Кассандра, вещая дочь старца Приама: взглянув на юношу, она прозрела в нем Приамова сына, в память которому и установлены были игры. Велика была радость родителей, обретших сына; любуясь на него, они повели его в свои царственные чертоги. Кассандра, провидевшая будущие судьбы своего рода, противилась принятию Париса в дом Приама, но ее, по обыкновению, никто не хотел слушать. Приамовой дочери послан был от Аполлона дар провидения, но за ее непокорность вещий бог наложил на нее великую кару: никто не давал веры предсказаниям прозорливой девы.

 

Внезапное изменение в судьбе Париса, ставшего из бедного пастуха троянским царевичем, заставило его позабыть мечты о счастье, обещанном Афродитой; богиня сама напомнила ему наконец о поездке в Спарту, где жила Елена. Дочь Зевса и Леды, Елена, была супругой спартанского царя Атрида Менелая. Еще в годы первой молодости своей она славилась красотой по всей Элладе; Тезей с Пирифоем похитили деву из Спарты, но Диоскуры Кастор и Полидевк, сыны спартанского царя Тиндарея, супруга Леды, освободили сестру из рук похитителей и возвратили ее в дом отца своего. В скором времени в Спарту отовсюду стали стекаться искатели руки Елены, и Тиндарей недоумевал, кого из них выбрать в зятья; кручинился он и не знал, что делать: казалось ему, что когда сделает он выбор, остальные женихи, оскорбленные отказом, поднимут спор и брань и станут мстить как ему, так и молодой чете. Тут мудрый Одиссей, царь Итаки, дал Тиндарею совет — предоставить выбор самой Елене, с женихов же взять предварительную клятву, что они не только не станут мстить тому, кого дева изберет себе в мужья, но даже, при нужде, будут оказывать ему помощь и защиту. Так и поступил Тиндарей. Женихи дали требуемую клятву, и Елена избрала себе в мужья Менелая. Перед смертью Тиндарей передал зятю власть над Спартой, сыновьям же своим, Кастору и Полидевку, предоставил Амиклы. Так стал Атрид Менелай царем спартанским.

Парис, при помощи защитницы своей Афродиты, построил у подножия Иды крепкий корабль — на том корабле собирался он плыть в Грецию и привезти Елену в Трою. Любящая и преданная нимфа Энона, провидя замыслы Париса, плакала и молила его остаться дома; но глух был юноша к ее мольбам. Хотя Энона и примирилась со своей судьбой, но не перестала отговаривать Париса от поездки в Спарту: провидела она, какую гибель уготовит он родной земле, если похитит жену Менелая. И прозорливец Гелен, вещий сын Приама, предостерегал брата и пророчил ему несчастья и гибель; но Парис, побуждаемый Афродитой, не внимал ничему и, радостный, полный светлых надежд, сел на корабль и поплыл к берегам прекрасной Эллады. Со скорбью в сердце взглянула Кассандра на парус отплывающего корабля и, обращаясь к отцу и ко всему собравшемуся народу, воскликнула: «Горе, великое горе родной земле и нам, ее чадам!

Вижу я: пламенем объяты святыни Илиона, и сыны его, распростертые во прахе, исходят кровью; вижу: победители влекут за собою рыдающих жен и дев — влекут их из разрушенной Трои в далекую чужбину на позорное, тяжкое рабство!» Так восклицала Кассандра; но зловещим словам ее и на этот раз никто не дал веры.

Во время плавания Париса на море поднялась страшная буря; но не смутился он перед той бурей, не потерял отваги и смело плыл дальше к берегам Греции. Плывя мимо берегов фессалийской земли, он издали видел высокие бойницы Фтии, родины Ахилла, видел потом Саламин и Микены, где жили в то время Аякс и Агамемнон, и прибыл наконец в Лаконский залив, в который изливает свои волны Эврот, многоводная река Спарты. Здесь, при устье Эврота, вышел Парис на берег и, вместе с Энеем, сопутствовавшим ему по воле матери своей Афродиты, пошел по долине реки внутрь страны. В Амиклах посетили они Диоскуров, братьев Елены, и были радушно приняты ими. Потом оба отправились в Спарту, к царю Менелаю. Достойный властитель встретил пришельцев за порогом своего дома, дружески приветствовал их и ввел под свою кровлю. Во время обеда Парис в первый раз увидел хозяйку дома Елену и поднес ей дорогие дары. Красота Елены очаровала его; со своей стороны и Елена не осталась равнодушной к своему гостю. В скором времени Менелаю явилась нужда ехать на Крит. Не предчувствуя никакой беды, он беззаботно стал собираться в путь и перед отъездом поручил жене усердно заботиться о гостях во все время, пока они будут оставаться под кровом его дома. Лишь только Менелай отплыл, Парис стал убеждать Елену бежать с ним в Трою, в царство отца его Приама. Елена согласилась и, покинув дом супруга и малолетнюю дочь свою Гермиону, последовала за чужеземным юношей, успевшим совершенно овладеть ее сердцем. Перед отплытием Парис завладел множеством драгоценностей, принадлежавших Менелаю, и перенес их на корабль свой.

Во время обратного плавания Париса к берегам Трои корабль его был внезапно остановлен божественным старцем Нереем. Всплыл Нерей из пучины морской и, поднявшись над волнами, остановил корабль и изрек похитителю Менелаевой жены пророческое слово: «На погибель себе везешь ее в дом свой! Сильной ратью встанут эллины и пойдут вслед за вами; расторгнут они союз ваш и сокрушат древнее царство Приама. Горе! Сколько пота прольют мужи, сколько трудов понесут всадники и кони их, сколько героев дарданских падет в кровавых сечах! Яростью кипит Паллада и облекается уже в шлем свой и в доспехи. И тщетно будешь ты надеяться на помощь Афродиты; тщетно станешь уклоняться от битв, хорониться в своем дому от тяжеловесных копий и кносских стрел: прахом и кровью покроются твои юные кудри. Или не страшны тебе ни Одиссей с Нестором, ни Аякс с Тидеевым сыном Диомедом? Как робкая лань от волка, побежишь ты в бою от Тидида! Гнев Пелида Ахилла замедлит гибель Илиона, но когда исполнится время — пламя пожрет твердыни Пергама, в прах падет Илион и погибнет царство Приама!» Так провещал Нерей и снова погрузился в водную пучину. Устрашил он беглецов появлением своим и предсказанием, но ненадолго: скоро забыли они про него и беззаботно плыли дальше. На третий день пути прибыли они к берегу Трои: Афродита управляла их плаванием и послала им попутный ветер.

 

Троянская война

Предсказание Нерея сбылось. Из-за поступка Париса вспыхнула жестокая Троянская война. Парис принимал мало участия в последовавших битвах и лишь после настойчивых и оскорбительных увещаний брата Гектора вступил в единоборство с Менелаем, кончившееся тем, что Афродита спасла своего любимца от неминуемой смерти.

 

И когда обе рати сблизились, из рядов троянских выступил вперед Парис; у него за плечами, прикрытыми леопардовой шкурой, висел лук, при бедре — меч, в руках у него было два острых копья. Высоко поднимая те копья, он стал вызывать храбрейших из ахейцев на единоборство с собой. Когда увидел его, гордо выступающего перед ратью, Менелай, возрадовался он, как радуется голодный лев, неожиданно набредший на лакомую добычу, на рогатого оленя или горную серну; замыслил он тут же отомстить похитителю и быстро, во всеоружии, спрыгнул с колесницы на землю. Но лишь заприметил его Парис — побледнел от страха и бросился назад в ряды троянцев так же стремительно, как отскакивает назад путник, внезапно увидевший перед собой ехидну. Мужественный Гектор возмутился робостью брата и стал его корить и позорить горькими словами: «Жалкий Парис, герой лишь по виду, женолюбец! Лучше бы тебе не родиться на свет или умереть безбрачным! Лучше бы это было для тебя, чем служить поношением и позором для целого света! Слышишь, ахейцы издеваются над тобой и говорят, что очень ты красив с виду, а нет в тебе ни силы, ни отваги. Трус! Ведь хватило ж у тебя храбрости плыть за море, в чужую землю, и похитить красавицу, сестру и невестку мощных воителей — что ж не вышел ты теперь на бой с Менелаем! Узнал бы ты, у кого похитил жену: не помогли бы тебе ни кифара, ни дар Афродиты — пышные кудри и красота. Робок троянский народ, а то давно бы им надо побить тебя камнями за те беды, которые навлек ты на них!» Устыженный, отвечал ему Парис: «Гектор, ты вправе хулить меня! Непреклонно твое сердце и нелюбовно ко мне; но не порочь ты даров Афродиты: благодатны дары бессмертных. Если желаешь, чтобы я вышел на бой, вели успокоиться и ахейцам, и троянцам: я выйду перед ратью и сражусь с Менелаем. Кто из нас победит — пусть возьмет тот и Елену, и все сокровища. Вы же заключите тогда мир: вы мирно владейте Троей, а ахейцы пусть плывут назад, в Ахайю».

Обрадовался Гектор таким словам брата, вышел вперед перед ратью и успокоил троянцев. Ахейцы же, увидев Гектора, стали целиться в него копьями и камнями; но громко воскликнул к ним Агамемнон: «Стойте, арговяне! Не мечите копий, сыны Ахайи! Гектор хочет говорить с нами». Ахейцы остановились и смолкли, и Гектор стал в середине между двумя враждебными ратями и сообщил предложение Париса. Молча стояли ахейцы, наконец Менелай прервал молчание и сказал: «Внимите же теперь и мне: сердце мое больше чем у кого-либо из вас томится печалью. Кажется, близок теперь конец бедам, переносимым нами из-за вражды между мной и Парисом; один из нас — тот, кого обречет судьба, — должен погибнуть; вы же, не медля, примиряйтесь и кладите конец многолетней войне. Несите, троянцы, двух агнцев: белого — в жертву Солнцу, черного — в жертву матери Земле; мы, ахейцы, заколем третьего — Крониду Зевсу. Призовите сюда и старца Приама — пусть сам он скрепит нашу клятву, да будет она непреложна: сыны его горделивы и вероломны».

Так говорил Менелай, и радостью исполнились троянцы и ахейцы, надеясь на скорый конец изнурительной для обоих народов брани. Сошли воители с колесниц, сняли с себя доспехи и положили их на землю. Гектор послал в город двух глашатаев — принести жертвенных агнцев и вызвать Приама. Агамемнон велел Талфибию принести агнца из стана ахейцев.

Старец Приам ужаснулся при вести о поединке, но велел запрячь коней в колесницу. И когда кони были впряжены, Приам вместе с Антенором, почетнейшим из троянских старцев, взошел на колесницу и через Скейские ворота направил коней в поле. Приблизясь к войску, они сошли с колесницы и пошли между рядами троянцев и ахейцев. Им навстречу тотчас же встали царь Агамемнон и Одиссей; вестники привели жертвенных животных, смешали в одной чаше вино и окропили той смесью руки царей. Тут Агамемнон обнажил острый нож, который у него всегда висел при ножнах меча, и срезал у агнцев с голов прядь шерсти: вестники разделили срезанную прядь между вождями троянцев и ахейцев. После того, подняв руки, Агамемнон воззвал к богам: «Мощный Зевс, преславный, великий! Ты, Гелиос, всевидящий и всеслышащий! Реки, Земля и вы, подземные боги, каратели клятвопреступлений! Будьте все вы свидетелями и храните нашу клятву. Если Парис умертвит Менелая, пусть удержит и Елену, и все сокровища; мы тогда отплывем назад в Аргос. Если же Менелай умертвит Париса, граждане Трои должны возвратить Елену и все богатства и заплатить арговянам надлежащую пеню — такую, чтобы память о ней сохранилась до поздних потомков наших. И если Приам и сыны его не пожелают выплатить пени — я останусь здесь и не положу меча до тех пор, пока не достигну, чего хочу».

После этих слов пересек он ножом жертвенным животным гортани и, объятых предсмертным трепетом, положил их на землю. Черпая кубком вино из чаши, стали все возливать его на жертву, вознося громкие молитвы богам:

«Ты, славный Зевс, — говорили троянцы и ахейцы, — и вы все, бессмертные боги! Пусть у нарушителей клятвы нашей мозг разольется по земле, как это вино, — у них, и у детей их». После этого старец Приам обратился с речью к обеим ратям: «Внемлите моему слову, троянцы и ахейцы; я удалюсь отсюда, возвращусь снова в холмистый Илион — нет у меня сил смотреть, как станет биться сын мой с царем Менелаем. Ведает Зевс и другие бессмертные, кому из двух предназначен смертный конец в этом бою». Сказав это, он положил на колесницу жертвенных агнцев и, взойдя на нее вместе с Антенором, погнал коней назад в Илион.

Тогда Гектор с Одиссеем стали измерять место битвы и положили в шлем жребий — дабы решить, кому первому бросить в противника копье. Народ же воздевал к богам руки и так взывал к ним: «Мощный, многославный Зевс! Кто из них двух виновник всех распрей и бед — пусть, пораженный, низойдет в область Аида; нам же ты даруй мир и крепкую дружбу». Так молились троянцы и ахейцы. А Гектор, отвернувшись, сотрясал в это время жребий в шлеме; и выпал из шлема жребий Париса. Воины расселись рядами, каждый возле коня своего и своих доспехов; бойцы же стали готовиться к бою. Во всеоружии выступили они на середину боевого поля — гневом блистали их грозные очи; близко сошлись они и, потрясая копьями, стали на указанных местах. Первый пустил копье Парис и ударил Менелая в щит, но не пробил щита: согнулось копье, ударясь о твердую медь. Тогда поднял копье Менелай. «Всевластный Зевс! — воскликнул он. — Помоги мне покарать оскорбившего меня! Пусть позднейшие потомки наши ужасаются и не дерзают воздавать злом за приязнь и добродушное гостеприимство». С этими словами бросил он копье и ударил им Париса в блестящий щит: пробило копье щит, и броню, и хитон на теле Париса; сам же он избежал, однако, гибели, подавшись в сторону. Стремительно обнажил Менелай меч и ударил им по шлему врага; но меч разбился о шлем, раскололся на куски и выпал из рук бойца. «Зевс зложелатель, за что лишил ты меня победы?» — воскликнул Менелай, подняв взор к небу, и бросился снова на противника, схватил его за пышногривый шлем и повлек за собой, к рядам ахейцев. Тут и погубил бы он противника, и стяжал бы себе великую славу, если бы не спасла Приамова сына Афродита: оборвала она ремни, которыми крепко привязан был шлем под подбородком Париса, и освободила его. Шлем один и остался в сильной руке Менелая. Полный гнева, бросил его Менелай к рядам данайцев — они его подняли; сам же герой ринулся снова на Париса. Но Афродита одела своего любимца темным облаком и, незримого, унесла в полную благовония опочивальню его, потом привела к нему Елену, все еще стоявшую на Скейской башне вместе с другими троянками. Войдя в опочивальню, Елена села против супруга, отвернула от него очи и стала корить его: «Ты воротился с боя? О, лучше бы тебе погибнуть от руки могучего мужа, бывшего мне прежде супругом! Не сам ли ты хвалился прежде, что ты сильнее Менелая и победишь его в бою? Ну, ступай, вызови его еще раз на бой. Нет, впрочем, лучше лежи здесь и не осмеливайся биться с Менелаем, а то укротит тебя его копье». Отвечал ей Парис: «Не печаль ты мне сердце упреками. Сегодня Менелай победил меня благодаря помощи Афины; придет время, и победа будет за мной; и мне покровительствуют боги».

В то время как Парис находился в доме Елены, Менелай, подобно хищному зверю, рыскал по рядам троянского войска, озираясь кругом, не увидит ли где противника; но ни один из троянцев и никто из союзников не мог указать ему Париса. Никто не скрыл бы его теперь из дружбы: всем троянцам стал он ненавистен, как смертная гибель. Наконец Агамемнон громким голосом воскликнул: «Внемлите мне, троянцы с данайцами и вы, союзники! Победа, бесспорно, осталась на стороне Менелая; итак, выдайте нам арговянку Елену со всем похищенным у Менелая богатством и заплатите нам немедленно должную пеню». На эти слова царя Агамемнона ахейцы отвечали громкой хвалой ему, троянцы же не сказали ни слова.

Из войска троянцев вылетела стрела, которая ранила Менелая. Это сделало продолжение войны неизбежным.

Вскоре Парис был смертельно ранен Филоктетом; стрела была ядовитая, и он обратился к своей первой супруге Эноне за исцелением, но она отказала ему в помощи, и он умер от раны. Энона не пережила смерти своего всё ещё любимого супруга.


www.smirnova-tatjana.ru

Парис и Елена. История мифической любви | Я

Из книги А. Р. Сардарян
Сто великих историй любви


Спартанская царевна Елена была самой красивой смертной женщиной Ойкумены. Говорили, что красота досталась ей по наследству от самого Зевса, который соблазнил мать красавицы Леду – супругу царя Спарты Тиндарея. Стать мужем божественно красивой спартанки мечтали многие цари и знатные люди, однако Елена ни с кем не хотела связывать свою жизнь.


 

Любовь Париса и Елены— Жак Луис Давид

Однажды, когда девочке едва исполнилось двенадцать лет, ее похитил великий герой Тесей и увез в Афины. Не будем забывать, что вплоть до XVII века европейских девушек выдавали замуж в десяти-двенадцатилетнем возрасте, и они при этом считались половозрелыми. В Афинах Елена провела несколько месяцев. Храбрые братья вознамерились вызволить сестру из плена. Но то, что они увидели в Афинах, поразило и возмутило их: Елена была вовсе не расстроена неволей. Напротив, она казалась такой счастливой и даже отказалась возвращаться с братьями домой, что повергло тех в ужасную ярость. Говорили, что девушка носила в то время под сердцем ребенка, и чтобы не навлечь позор на ветреную и распутную сестру, братья приняли решение дождаться появления ребенка на свет и отдать его некоей родственнице. Все было так и сделано, и через несколько месяцев Елену вернули отцу.

Царь Тиндарей опасался новых проделок распутной дочери и поспешил отдать ее в жены богатому юноше Менелаю, безумно влюбленному в Елену, который после смерти спартанского царя занял место тестя и стал следующим повелителем Спарты.


Данте Россетти. Елена Троянская

Новый царь так боготворил молодую супругу, что не отходил от нее ни на шаг, чем вызывал злость и негодование красавицы. У Елены была восхитительная внешность, но характер у нее при этом был пресквернейший. Она нередко грубила супругу, затевала различные интриги и не скрывала, что не испытывает к мужу никаких чувств. Менелай же не только терпел жестокие выходки жены, но продолжал осыпать возлюбленную дорогими подарками. Падкая на драгоценности и наряды, Елена, казалось, смягчала свой гнев, но ее благодарность и радость длились недолго. На следующий день она опять кричала и унижала доброго супруга.

Все в жизни Елены изменилось после того, как она встретила свою любовь. Возлюбленным красавицы стал троянский царевич Парис. Отцу его царю Трои Приаму некий старец предсказал горькую судьбу, а виновником будущей гибели родного города он назвал малыша Париса. Отец поверил предсказанию и отдал младенца пастуху, приказав ему отнести младенца на гору и оставить там без воды и еды. Пастух так и сделал. Через несколько дней он вернулся, чтобы похоронить бедняжку, но увидел, как огромная медведица кормит малютку своим молоком. Пастух усовестился, пожалел мальчика и забрал к себе.


Ангелика Мария Кауфман. Венера уговаривает Елену выслушать Париса

Мальчик вырос и стал писаным красавцем. Он женился, однако свою супругу не любил. Однажды Парис решил принять участие в спортивных соревнованиях, которые ежегодно проводили троянцы. Сын пастуха одолел всех, даже сыновей Приама. Неожиданно на него накинулась и попыталась убить дочь Приама – прозорливая Кассандра. Она узнала в Парисе брата, по вине которого должна была погибнуть Троя. Но родители, давно раскаявшиеся в совершенном некогда злодеянии, заступились за спасшегося царевича. Парис вернулся в царскую семью и был с радостью принят всеми.

От приезжих купцов Парис услышал, что в Спарте живет женщина, которой по красоте нет равных во всем мире. Он пожелал увидеть Елену и велел приближенным собираться в дорогу, чтобы нанести визит прекраснейшей из всех цариц. Царевич не пожелал слушать советы своей жены Эноны, которая обладала даром предвидения и пророчила Парису гибель от рук спартанцев. Решительный и уверенный в своих силах, троянец прогнал рыдающую супругу. На нескольких кораблях отправился он в Спарту к царю Менелаю. Тот радушно встретил троянского царевича, пригласил его на званый обед. Именно там Парис и увидел красавицу Елену. Ее стать, очарование и величественные манеры так покорили троянца, что он, забыв о приличиях, не отводил взгляда от спартанской царицы весь вечер. Та ничуть не смутилась и с любопытством рассматривала чужеземного гостя.


Гвидо Рени. Похищение Елены

Спустя несколько дней, царь Менелай отплывал на остров Крит совершать ежегодное жертвоприношение. Царевич пожелал еще какое-то время остаться в Спарте. Он тайно встретился с Еленой, признался ей в страстной любви и открыл возлюбленной свой план ее похищения.


Генри Дюви. Парис и Елена

Спартанская царица и сама уже давно мечтала сбежать от ненавистного супруга и согласилась покинуть родную землю, чтобы начать новую жизнь. Она впустила троянского принца к себе в покои, провела с ним несколько страстных ночей, а затем, собрав драгоценности, села на корабль и отправилась вместе с любовником на его родину. Про путешествие Елены на чужие земли ходило множество легенд. Одни говорили, что влюбленные плыли до Трои всего три дня, другие утверждали, что корабль Париса занесло к берегам Кипра, где любовники оставались долгое время, наслаждаясь уединением. Прибыв на родину Париса, Елена покорила красотой всех троянцев. Она показалась тем такой величественной и божественно красивой, что народ сразу же пожелал видеть чужестранку своей царицей. Парис был так счастлив, что стал готовиться к пышному свадебному торжеству.

Когда Менелай вернулся в Спарту, ему сообщили, что красавица Елена похищена Парисом. Царь был взбешен и велел верным подданным найти его супругу. Послы направились к троянскому царевичу и потребовали возвращения спартанской царицы. Парис ответил отказом.


Энтони Сандис. Елена Троянская

Оскорбленный и разгневанный Менелай стал собирать войско, чтобы пойти войной на Трою. Он поклялся убить и соперника, и собственную жену-изменницу. Так началась знаменитая Троянская война, в которой на стороне Менелая участвовали многие греческие города-государства.

Парис почти не участвовал в боях. Правда, он вступил в единоборство с Менелаем и чуть не погиб от его руки. В другой раз пущенная рукой Париса отравленная стрела погубила главного героя греков Ахилла. Но сам Парис тоже погиб от ранения отравленной стрелой, которую послал в него грек Филоктет.

Десять лет не могли греки, их называли еще данайцами, захватить Трою. Тогда хитрый царь Итаки Одиссей предложил на совете царей свой коварный план. Греки соорудили большого деревянного коня и поставили его у стен Трои, сообщив троянцам, что это дар побежденных победителям, а сами отплыли прочь. Троянцы решили перенести дар греков в город. Остановить неразумных пытался жрец Лаокоон, но боги наслали на него и двух его сыновей огромных змей, которые погубили прорицателя. Троянцы затащили дар в Трою. Ночью из нутра коня вышли укрывавшиеся там самые отважные греческие воины и напали на успокоенных и безоружных троянцев. Произошла ужасная резня. Троя пала. С тех пор на века сохранилась поговорка: «Бойтесь данайцев, дары приносящих».

Менелай искал Елену, чтобы убить ее, забросав камнями. Однако как только царь Спарты увидел свою прекрасную жену, стоявшую посреди руин сожженной Трои, он бросился к ее ногам и простил все обиды. Елена вернулась в Спарту и жила с мужем до его смерти.


Пьер-Огюст Ренуар. Суд Париса

Когда Менелай умер, два сына царя от другой женщины устроили против ненавистной Елены заговор, и царица была вынуждена бежать на остров Родос. На острове властвовала Поликса – вдова убитого под Троей Тлеполема. Узнав, что на ее остров прибыла Елена – виновница Троянской войны, Поликса задумала отомстить за погибшего мужа. По приказу царицы служанки задушили прекраснейшую из женщин.

Источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

sekretwomen.mirtesen.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *