Сталин и Бреттон-Вудские соглашения 1944-го года
Каждая страна имеет право на эмиссию собственной национальной валюты только в эквивалентном (по курсу) размере, не превышающем объёма золото-валютных резервов (ЗВР), которые формируются из золота и, в подавляющей части, из долларов США.Т.е. стране, прежде чем напечатать свою национальную валюту, требуется продать то, что она производит (добывает, строит и т.д.) на мировом рынке за доллары США, и аккумулировать полученные деньги в ЗВР. ЦБ стран, ратифицировавших соглашение, становятся по сути, филиалами ФРС, осуществляющих эмиссию только в том размере, в каком разрешила ФРС. ФРС, владеющая с 1913-го года печатным станком, клепающим доллары, печатает доллары в тех количествах, которые необходимы США и обменивают долларовую бумагу на реальные материальные ресурсы. США становятся страной-паразитом, вытягивающим соки из всего мира.
В 1944-ом создается МВФ — финансовый инструмент созданной паразитической системы.
В 1971-ом США пошли ещё дальше. С 15 августа президент США Ричард Никсон объявил об отказе казначейства США обменивать доллары на золото. Золото становится обычным товаром, а не мировыми деньгами. И, как и всё остальное, торгуется на мировом рынке за доллары.
Сейчас резервные валюты — доллар США, фунт стерлингов, швейцарский франк, японская иена, евро. Единственным правителем, отказавшимся ратифицировать Бреттон-Вудские соглашения, был Сталин.
В 1955-ом году, по плану Сталина, д.б. создана внедолларовая мировая система, где основным средством расчетов являлся бы советский золотой рубль. И в 1952-ом 25 стран подписали соглашение о создании внедолларовой зоны. Только смерть Сталина в 1953г. нарушила все планы… Хрущев, придя к власти, на корню зарубил идею золотого рубля.
P.S.
Наша страна обретёт реальную национальную независимость только когда отечественный рубль перестанет зависеть от американского доллара. Владимир Владимирович Путин поступает правильно, предлагая партнёрам России отказаться от расчёта в долларах при заключении торговых сделок.
fishki.net
02. История Форекс — Бреттон-Вудское соглашение
До Бреттон-Вудского соглашения международная система валютных курсов базировалась на постулате: деньги, обратимые в золото, имеют цену золота. Большинство денег не были обратимы непосредственно в золото, но обратимы в другие деньги: фунт и доллар, которые в свою очередь уже обмениваются на золото. В связи с продолжающимися экономическими кризисами, а за тем и второй мировой войной, еще до ее окончания союзные правительства договорились о принципах сотрудничества относительно поддержки послевоенных торговых и денежных отношений.
Благодаря тому, что после второй мировой войны экономика США была наименее поврежденной из развитых стран и США оказались практически монополистом на рынке золота (по заявлению Моргентау — министра финансов США — в 1944 году под контролем США находилось более 2/3 всех мировых запасов золота) , только Соединенные Штаты могли гарантировать обмен своей валюты на золото по объявленному курсу (к 1948 г. золотой запас США составлял уже 3/4 запаса всех рыночных экономик мира).
По результатам Бреттон-Вудской встречи валюта США — доллар наряду с золотом стала использоваться в качестве резервной валюты (номинальная стоимость валют стран-участниц системы была установлена в долларах США или золоте).
В целях поддержания системы международных расчетов в 1944 году была создана организация — Международный валютный фонд (МВФ) . По соглашению о создании МВФ все страны, участвующие в фонде, устанавливали номинальную стоимость своей валюты в долларах США. Фонд кредитовал в случае необходимости страны-участницы для исправления дефицита платежного баланса.
Средством расчета между странами стало золото и доллар. (Согласно статье 4 устава МВФ: каждая страна участница МВФ должна сообщить свой денежных паритет в золоте или в долларах США «в весах и в пробах, применяемых на 1 июля 1944 г.,) Доллар был признан международным платежным средством, став фактически единственным эквивалентом золота. Соответственно, практически все мировые цены стали устанавливаться в долларах США. Центральные банки стран, входящих в МВФ, могли конвертировать доллары в золото по твердому курсу (конверсию осуществляли денежные власти США).
США взяли на себя обязательство удерживать колебания цен на золото в пределах + или — 1 % от цены в 35 долларов за унцию (1 $ = 888,671 мг. золота) и обменивать доллар на золото по цене 35 долларов за унцию (1947 год), а остальные страны — удерживать колебания национальных валют в пределах + или — 1 % от утвержденной номинальной стоимости путем валютных интервенций.
Государствам по соглашению было дано право производить девальвацию или ревальвацию своей национальной валюты, но если она составляла более 10 % от объявленного паритета, необходимо предварительное разрешение МВФ, которое могло быть дано, только если баланс этих стран приходил в так называемое «фундаментальное неравновесие». Однако в связи с необходимостью внезапной девальвации (не внезапная девальвация не имеет никакого смысла) на практике разрешение никогда не спрашивали (девальвация фунта в 1949 г., французского франка в 1948 и 1969 гг. и т.д.).
В целом, в начале странам было более выгодно хранить свои резервы в долларах по сравнению с золотом, поскольку, вложения в долларовые облигации приносили дополнительный процентный доход.
Однако, система фиксированных валютных курсов заключала в себе серьезное противоречие. С одной стороны, к доллару должно быть такое же доверие, как к золоту, он должен иметь фиксированный курс, чтобы всем было безразлично хранить золото или доллар. Для этого эмиссия доллара должна быть обеспечена золотым запасом США (иначе произойдет кризис доверия).
С другой стороны, доллар США должен выпускаться в количествах, достаточных для того, чтобы обеспечить увеличение международной денежной массы для обслуживания возрастающего числа международных сделок.
Это противоречие в конце концов и сломало в систему золотовалютного стандарта Уже концу 1964 г. долларовые запасы центральных банков достигли величины золотого запаса США и, таким образом, теоретический порог неконвертируемости был достигнут. Между 1960 и 1970 резервы в долларах других стран утроились (47 млрд. долларов в 1970, в том же году золотой запас США составил 11.1 млрд. долларов). В тот же период золотой запас США уменьшился из-за требований обменять доллары на золото (в 1960 г. золотой запас США был 17.8 млрд. долларов). Появилось недоверие к США в их способности обменивать доллары на золото по фиксированному курсу.
Уже в 1965 г. Франция произвела массовый обмен своих долларовых резервов на золото, выйдя из золотого пула 7 стран, обязавшихся поддерживать цену на золото. Частные банки Европы начали наносить удар за ударом по системе, предъявляя к обмену в ФРС миллиарды долларов.
В ноябре 1967 был девальвирован фунт стерлингов. 17 марта 1968 г. центральные банки ряда европейских стран отказались от попыток стабилизации свободного рынка золота.
15 августа 1971 г. ФРС прекратила конвертировать доллары в золото центральным банкам, а предел колебаний номинальной стоимости валют против доллара установился на уровне 2,25%.
enc.fxeuroclub.com
Бреттон-Вудское соглашение
БРЕТТОН-ВУДСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ
1) ЗОЛОТОВАЛЮТНЫЙ СТАНДАРТ: 1944-1971
В ответ на беспорядки в период 1930-1940 гг. союзные правительства еще даже до окончания военных действий, которым с установлением мира было необходимо поддерживать торговые и денежные отношения, договорились о принципах сотрудничества. Необходимо было не допустить восстановления анархии, состояния экономической войны и беспорядка, которое было в 30-е годы: безработица, депрессия, инфляция…, которые от кризиса к кризису привели к мировому конфликту 1939 г.
Прослеживаются три основные цели: — восстановление обширной свободной торговли; — установление стабильного равновесия системы международного обмена на основе системы фиксированных валютных курсов; — передача в распоряжения государств ресурсов, которые позволили бы им противостоять временным затруднениям во внешнем балансе.
Для осуществления этих задач Бреттон-Вудские соглашения утвердили ряд правил и учредили Международный Валютный Фонд (МВФ) и Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР) , далее именуемый просто Международный Банк. Соглашения предусматривали также создание органа, в функции которого входило контролировать ограничения в области торгового обмена, такие как таможенные тарифные импортные ограничения, орган должен был называться Международная организация торговли. Эта организация так и не была создана, однако функции, предписываемые этой организации взяло на себя ГАТТ, Генеральное соглашение по тарифам и торговле, которое было подписано в 1947 г. и ставило своей целью обеспечение свободного обмена при помощи снижения тарифных барьеров.
Делегации из двух стран доминировали на собрании в Бреттон-Вуде: делегация Великобритании, возглавляемая Кейнсом и делегация США (П. Мендес-Франсу было поручено временным правительством Алжира возглавлять французскую делегацию) . Учитывая расстановку сил (2-ая мировая война усилила американское господство) другие страны (в том числе и Великобритания) не могли надеяться на быстрое восстановление своих экономик без помощи США, таким образом, принятые предложения были предложениями американскими, они на деле предоставляли доллару привилегированное место в системе международных платежей.
1) План Кейнса Изложенный в работе «План международного клиринговогосоюза» (апрель 1943) предлагал создание центрального наднационального банка, Международного Компенсационного Союза (МКС) , в задачи которого входило бы: 1. Выпускать международные деньги — банкоры.
2. Обеспечивать многостороннюю компенсацию долгов и займов Центральных Банков. Хотя банкор выражался в золоте, напротив, создан он был без предварительного вложения золота; таким образом речь идет о настоящих деньгах, а не о замене золота в обращении. Золото обменивалось на банкор, но не наоборот, что предусматривалось в целях демонетаризации золота.
Каждая международная операция страны совершалась при помощи записи на ее счету в банкорах в МКС. Банкоры таким образом становились международными деньгами безналичных расчетов, мировыми деньгами для международного обмена, что позволило Деницету назвать Кейнса «пророком мировых денег» («Кейнс в 1943: негоциант и пророк» в работе «Кейнсенианство и выход из кризиса» Данод, 1987) .
Как уже отмечалось выше предложения Кейнса не были приняты в Бреттон-Вуде.
2) ВРЕТТОН-ВУД: СИСТЕМА ТАК НАЗЫВАЕМЫХ ФИКСИРОВАННЫХ ВАЛЮТНЫХ КУРСОВ, КОТОРЫЕ НА САМОМ ДЕЛЕ КОЛЕБЛЮТСЯ В ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРЕДЕЛАХ И ИЗМЕНЯЕМЫ
Согласно статье 4 устава МВФ: каждая страна участница МВФ должна сообщить свой денежных паритет в золоте или в долларах США «в весах и в пробах, применяемых на 1 июля 1944 г., то есть 35 долларов за унцию, что равно 1 $ = 888,671 мг золота. Все деньги привязываются к золоту т.к. существует официальная связь между долларом и золотом. Однако Бреттон-Вудские соглашения не предусматривали обязательств по возврату к обмену денег на золото; они только предписывали, что (статья 8) каждая страна должна как можно скорее установить конвертируемость своих денег в другие, что в странах Западной Европы, разрушенных войной, удалось только к 1958. Только американский доллар был обратим в золото; впрочем, он был всегда обратим, но это было подтверждено письмом Государственного секретаря Казначейства США, адресованным в 1947 г. Генеральному директору МВФ, в котором США обязуются продавать и продавать золото в обмен на доллары по цене 35 $ за унцию. Бреттон-Вудские соглашения не предполагали обмена на золото всех денег, но они также и не исключали такой возможности; таким образом, де юре эти соглашения не исключали возврата к системе золотого стандарта. Однако, после войны только одна страна США обладала запасом золота, достаточным, чтобы обеспечить конвертируемость в золото своих денег; в это время США обладали 2/3 мировых запасов золота. Итак, установившаяся система была системой золотовалютного стандарта. Эта система была рекомендована с 1922 г. Генуйский конференцией странам, обедневшим в первую мировую войну (вывоз золота из этих стран) , в целях экономии золота. Эта система базировалась на постулате, который казался верным: деньги, обратимые в золото, имеют цену золота. Это система косвенной конвертируемости в золото: большинство денег не обратимы непосредственно в золото, но обратимы в другие деньги, которые сами уже обмениваются на золото. Эта система действовала некоторое время в период между двух войн (в частности Франция приняла ее с 1926 по 1928 и далее снова в 1936 г.) , в то время две валюты обменивалось по фиксированному курсу: фунт и доллар; можно также сказать, что эта система действовала, хотя бы частично начиная с 19 века, т.к. многие страны осуществляли свои платежи в фунтах, а не в золоте и хранили в виде этих платежей свои резервы в фунтах, а не в золоте, как этого требует система золотого стандарта в чистом виде. После второй мировой войны только доллар был обратим в золото; так было вплоть до 1971 г., который ознаменовался концом системы золотовалютного стандарта.
Кроме того, согласно статье 4 устава МВФ, страны-участники должны обеспечивать поддержание курса обмена своих денег в пределах + или — 1 % от объявленного паритета.
Предположим в качестве примера, что объявленный паритет французского франка составляет: 1 $ = 5 F, тогда разрешенные пределы колебаний составят 1 $ = 4.95 FF 1 $ = 5.05 FF если силы рынка таковы, что доллар по отношению к франку достигает одного из этих крайних пределов, французские и американские денежные власти должны вмешаться, чтобы эти пределы не были превзойдены (см. далее показано, что обязанность регулирования лежит только на Французском Банке) .
Если, например, на рынке существует избыток спроса относительно предложения доллара по отношению к французскому франку, курс доллара поднимается до 1 $ = 5.05 FF; после того как этот предел достигнут, денежные власти должны вмешаться, предложив доллары в обмен на французские франки и обеспечить равновесие между спросом и предложением доллара относительно французского франка по курсу 1 $ = 5.05 FF который не должен быть превзойден (и наоборот, соответственно, в случае если предложение долларов на рынке превосходит предложение французских франков) . В этом случае для того, чтобы это происходило именно так, должны вмешиваться французские денежные власти. В самом деле, как мы уже видели, США обязуются обеспечивать обмен своих денег на золото по установленному курсу, кроме того, ответственность за соблюдение установленных пределов колебаний курсов каждой валюты по отношению к доллару возложена на денежные власти, т.е. на центральный банк страны, выпускающей данные деньги. Таким образом, существует разделение ответственности. Система как бы состоит из двух этажей: — США покупают и продают золото за доллары по фиксированному курсу:
1 унция золота = 35 долларов! «. Другие страны продают и покупают доллары за национальные деньги с целью поддержания установленных границ колебаний курса + или — 1 % от объявленного паритета.
Таким образом, странам приходилось хранить свои резервы в долларах, что считалось так же удобно, как хранить их в золоте, т.к. они обменивались на золото по фиксированному курсу. Более того, это было выгоднее, чем хранить резервы в золоте т.к. авуары центральных банков, вложенные в США или на рынке евродолларов, приносят процент, в то время как золото в сейфах ничего не приносит. Однако, при системе золотовалютного стандарта отсутствует механизм автоматического восстановления равновесия внешнего баланса (как при системе золотого стандарта, см. выше «реальную» эффективность этих механизмов) . Таким образом, пределы колебаний курсов могли соблюдаться только в той мере, в которой страны с дефицитным бюджетом имели возможность изменять свой денежный паритет, или могли в случае потребности в валюте (долларах) получить ее для поддержания своей валюты на рынке.
ИЗМЕНЕНИЕ ПАРИТЕТА
Государства имеют право производить девальвацию или ревальвацию своей национальной валюты, однако порядок девальвации регулируется уставом МВФ.
Девальвация должна иметь единственную цель — «урегулировать глобальный дефицит внешнего баланса» — значение этого понятия устав МВФ не уточняет. «Юриспруденция» (т.е. решения, принимаемые в этой области) , разрешает его интерпретировать как «большое и длительное неравновесие, слишком значительное чтобы его можно было урегулировать другими средствами кроме девальвации». Если намеченная девальвация составляет более 10 % от объявленного паритета, необходимо предварительное разрешение МВФ. На практике же по очевидным причинам внезапность девальвации является залогом ее успеха, поэтому разрешение никогда не спрашивалось; (девальвация фунта в 1949 г., французского франка в 1948 и 1969 гг. и т.д.) , МВФ уже после ее проведения оценивает действительность проведенной девальвации. Более того, объявленный паритет должен быть единым; многообразие обменных курсов, таких как коммерческий курс, туристический курс, курс по операциям с капиталами, было запрещено, кроме исключительных случаев с разрешения МВФ.
Бреттон-Вудские соглашения, таким образом, разрешили колебания курсов в пределах + или — 1 % от объявленного паритета, ревальвацию и девальвацию (изменение объявленного паритета) . Однако это не мешает некоторым авторам называть Бреттон-Вудскую систему системой фиксированных валютных курсов; однако курсы, которые изменяются в определенных пределах и на которые можно воздействовать, лучше называть стабильными.
В случае не глобального дефицита внешнего баланса возможно, что государство просто не обладает достаточным количеством резервов в валюте (и в золоте) чтобы удержать курс своей валюты в пределах разрешенных границ.
Предусматривали ли Бреттон-Вудские соглашения возможность использовать
средства МВФ?
3) СРЕДСТВА МВФ
Они различны:
1- Подписной капитал стран-членов Взносы (подписка) стран-членов, называемые квотами в настоящее время выражаются в СДР (смотри определение СДР ниже в этом курсе) .
Изначально доли или квоты устанавливались в зависимости от многих факторов: национальный доход, золотые и валютные запасы, объем экспорта и импорта и т.д. Была выведена довольно громоздкая формула, но в действительности каждая страна обговаривала свою квоту с МВФ, стараясь добиться как можно большей доли. Установка квот имеет в высшей степени политический характер, в самом деле, квоты выполняли множество разных функций: Кроме того, что они определяют размер подписного капитала каждой страны-члена, они также определяют: Размер и форму займов, которые страна может получать в МВФ (т.е. возможность получить от Фонда более или менее значительную помощь) . Размер ассигнований в СДР, которые получает страна.
Право голоса в руководящих органах — в Бюро управляющих и в Совете Администрации. Каждая страна имеет в этих органах базовое количество
голосов — 250, плюс один голос за каждую долю в квоте, равную 100000 СДР. (ранее было 100000 $) . Так Мальдивская Республика имеет 270 голосов (это страна с наименьшей квотой) ; США обладали в 1986 г. 179433 голосами, что составляло 19,29 % от общего числа.
Устав МВФ предусматривает: Пересмотр (что не означает обязательное изменение) квот Советом Управляющих каждые 5 лет, как было установлено сначала, в 1973 г. этот срок был сокращен до 3 лет, чтобы лучше учитывать все более и более быстрое развитие международных денежных отношений.
Кстати, Совет Управляющих при наличии 85 % голосов может настоять на полном пересмотре квот, кроме того, квота страны может пересматриваться по ее требованию.
С момента образования МВФ было много изменений квот. Общая их сумма увеличилась с 7.7 млрд. долларов в 1945 г. до 90 млрд. СДР (что составляет порядка 108 млрд. долларов) в 1986 г. ; стоит также отметить, что увеличилось количество участников МВФ (45 вначале, 151 в1986 г.) .
Итак, средства МВФ значительно увеличились, таким образом, чтобы удовлетворять потребностям участников Фонда (см. ниже права заимствования). Благодаря таким пересмотрам было также пересмотрено членство с целью более полного учета изменения политического и экономического веса некоторых стран на мировой арене. Так, в 1975 г. и еще позднее несколько раз были увеличены квоты стран-членов ОПЕК по отношению к другим странам. Страны ОПЕК имели 11., 5 % от общего числа квот в 1986 г., в 1974 г. — 4.9 %; доля индустриальных стран в 1986 составляла 62.74 %, доля не нефтяных развивающихся стран составила 25.7 %.
Это соотношение предоставляло США и ЕЭС (совместно) право вето на решения, принятые МВФ. Действительно, важные вопросы должны приниматься квалифицированным большинством, которое было 4/5 до 1969, а с 1969 — 85 %.
До 1978 г. 25 % квот должны были выплачиваться в золоте, а 75 % в национальной валюте. Исключения делались странам, у которых были небольшие резервы золота и долларов, им было разрешено уплачивать в золоте меньшую часть из следующего: 25 % квоты; 10 % золотых и долларовых запасов страны.
С 1-го апреля 1978 г., в результате изменения Устава МВФ, ему было запрещено всякое использование золота, квоты могли уплачиваться в национальной валюте, в валюте другой страны МВФ, в СДР. В действительности же с этого момента увеличения квот должны были выплачиваться 25 % в СДР, 75% в национальной валюте.
Следует отметить, что эти квоты частично соответствуют авуарам МВФ, выраженным в деньгах, которые никому не нужны. 2-вид средств МВФ поступает за счет капитальных вложений, (например, боны Казначейства США) , комиссионные, получаемые при каждом займе (0.5 %) и удерживаемые со средств, которые превышают квоту определенной страны (размер увеличивается в зависимости от суммы) . 3-Займы двух типов: Индивидуальные займы – у какой-либо страны, т.е. официальные источники (казна или центральный банк) , или частные источники, такие как банки второго уровня при условии согласия страны. Генеральные соглашения о займах (ГСЗ) , здесь существует единственный случай — соглашение, подписанное в 1961 в Париже между 10 наиболее богатыми странами (США, Германия, Япония, Франция, Канада, Бельгия, Нидерланды, Италия и Швеция) к которым в 1964 г. присоединилась Швейцария. По этим соглашениям подписавшие их страны обязуются предоставить в распоряжение МВФ дополнительные средства (готовая кредитная линия) на сумму 6 млрд. долларов (США — 2 млрд., Великобритания — 1 млрд., остальное делится между другими странами) . Дополнительные ресурсы предназначены исключительно для использования странами, подписавшими соглашения. Заключенное сначала на 4 года это соглашение постоянно продлевалось; в 1983 размер вкладов достиг 17 млрд. СДР. ГСЗ позволило финансировать несколько крупных займов, в частности Великобритании, США, Франции и Италии. Но кроме того, во время частых встреч 10 наиболее значительных западных стран поднимались самые важные вопросы, придавалось значение автономным решениям.
За последние годы эта группа сменилась более тесными: G5 (США, Япония, Франция, Великобритания, Германия) и G7 (предыдущие страны плюс Канада и Италия) .
4) ДОСТУП СТРАН-ЧЛЕНОВ К СРЕДСТВАМ МВФ
Он может принимать несколько форм: а) Займы или Права Заимствования Они соответствуют операциям типа «своп», т.е. страна дает МВФ эквивалент в национальных деньгах за сумму которая предоставляется ей в валюте (или в СДР) .
Рассмотрим пример. Предположим, что Италии в результате дефицита торгового баланса с Францией нужны франки (например, так требуют правила Европейской Валютной Системы) . Италия может обратиться в МВФ и взять в нем заем на условиях, которые будут уточнены. Италия вносит в Фонд сумму в лирах, которая увеличит резервы Фонда в лирах, в обмен, Италия получает франки из резерва Фонда из той суммы, которую Франция уплатила в качестве квоты или из займов, которые Франция предоставила Фонду или за счет средств, которые Франция уплатила Фонду до этого. Когда Италия будет расплачиваться, она должна внести не обязательно французские франки, но конвертируемые деньги, одобренные Фондом или СДР (до 1978 г. она могла также расплачиваться золотом) , таким образом Италия выкупит свои лиры.
Правила выдачи займов регламентированы и производятся при определенных условиях; существуют 3 порядка запретов на выдачу займа: Ограничения на условия операций: Чем больше задолженность определенной страны, тем на более жестких условиях ей предоставляется заем. Займы классифицируются по частям (траншам) , каждая из которых соответствует сумме, равной четвертой части квоты страны-заемщика. В первой части (25 % квоты) — сначала это была золотая часть, сейчас это так называемая резервная часть (всякие ссылки на золото были убраны из Устава МВФ) — заем предоставляется автоматически (безусловно) . Вторую часть (от 25 % до 50 % от квоты) Фонд обычно предоставляет довольно либерально. Однако страна должна предоставить программу, в которой будут указаны меры по ликвидации дефицита внешнего баланса. Средства предоставляются без оценки возможности реализации программы и без рассрочки займа. Что касается следующих долей, то здесь все не так; программа в данном случае должна включать оценки ее выполнения, заем предоставляется в рассрочку по этим оценкам. Здесь применяется так называемый принцип условий кредита, который основывается на принципе: финансирование внешнего дефицита страна за счет средств МВФ не может быть бесконечным; следовательно, сверх определенного уровня (50 % квоты) использование средств фонда возможно при условии внедрения страной программы восполнения внешнего дефицита, одобренной фондом. В действительности, сверх второй части заем разрешается только если проводится достаточно жесткая экономическая политика (чем больше сумма займа, тем жестче должна быть политика) , цель которой – установление устойчивого равновесия и, в частности, борьба с инфляцией, которую МВФ старается рассматривать как источник всех зол (безработица, особенно внешняя нестабильность) основная причина которой (опять-таки по мнению МВФ) примиренческая денежная политика и «экспансионистская финансовая политика» (Жак де Ларозьер, Генеральный директор МВФ, 1982 г.) . В этих условиях рассматриваемые страны, т.е. главным образом развивающиеся, должны проводить дефляционную политику, последствием которой является слабый рост, иногда даже спад; эта политика слишком дорога в социальном плане для стран, где большая часть населения находится за чертой бедности.
Отсюда происходят выступления населения, иногда с применением насилия (пример: в марте 1989 г. в результате беспорядков погибло более 200 человек в Венесуэлле, что являлось следствием жесткой программы, принятой этой страной для получения дополнительных займов от МВФ) , а также протесты политических деятелей, которые рассматривают «требования» (условия) МВФ как недопустимое вмешательство во внутренние дела страны. Обязанности, под которые Фонд предоставляет займы, в действительности, иногда оказываются принудительными для данных стран: контроль за программой стабилизации, право наблюдения за денежной и кредитной политикой, за управлением общественными службами, и т.д., все, что прямо или косвенно контролирует выбор, производимый страной.
Но может ли это происходить по-другому?
Займы, на самом деле, являются кредитами. Развивающиеся страны предоставляют фонду свои деньги, которые не представляют никакой стоимости, в обмен на твердую валюту, которая позволит им осуществлять платежи. Кредитор, в этом случае это МВФ будет не безразличен к финансовому положению дебитора, заемщика; он должен оценить для себя риск предоставления кредита, т.е. шансы на выплату, которые уменьшаются с увеличением задолженности. Таким образом, логика кредитной операции требует чтобы получил как можно больше гарантий, чтобы застраховаться от неуплаты. Кроме того, что кажется менее всего необходимым, Фонд гарантирует, что средства, предоставленные таким образом, не будут использованы в других целях, не будут способствовать, например, утечки капитала за пределы страны (см. параграф ниже о задолженности стран третьего мира) . Тем не менее, можно задать себе вопрос об эффективности мер экономической политики, «навязанной» развивающимся странам, за возможность иметь доступ к средствам
МВФ. По оценке, проведенной на основании финансового отчета МВФ (см. Трикман и Стиллон, Staff Papers том 25, N 2, июнь 1978 г.) за период 1963-72 гг. процент успеха программ по борьбе с инфляцией, рекомендованных МВФ составил 24 %, а что касается восстановления равновесия внешнего баланса, то в этой области 38 %. Результаты довольно слабые, если оценивать социальную значимость проводимой политики. Применимы ли эти программы к рассматриваемым странам (развивающимся) ? В этом стоит усомниться; речь идет всего-навсего о применении лекарств, некоторые из них уже были испытаны на развитых странах в ситуации, которая так сильно отличается от положения развивающихся стран. МВФ и механизм займов не сможет и не должен решать эти проблемы. Задуманный как организация, которая поможет стране (развитой) противостоять временным, но не глобальным трудностям восстановления баланса, позволяя необходимым мерам восстановления осуществить свое влияние. Права заимствования, несомненно, неприменимы к ситуации развивающихся и бедных стран, которым нужны более радикальные и меры, ответственность за которые должны разделяться меду этими (развивающимися и бедными) странами и развитыми странами; (см. параграф, посвященный международной сверхзадолженности) .
Ограничения на сумму операции: Первое основное правило было, что Фонд никогда не должен хранить авуары в валюте какой-либо страны в размерах, превышающих 200 % квоты этой страны: предположим, в качестве примера, что квота страны А 100 млн. долларов, из которых 25 % выплачены в золоте или в СДР; авуары Фонда в валюте этой страны при отсутствии займа со стороны указанной страны пусть составят 75 млн. долларов; страна сможет заимствовать у МВФ максимум 125 млн. долларов (75+125=200 млн. = 100*2) . Однако, возможности займа для страны А увеличиваются если другая (или другие) страны (В, С…) используя свои права заимствования воспользуются валютой страны А. Если, например, страна В получила деньги страны А на 30 млн. долларов (в пределах прав заимствования страны В) , тогда страна А может занять максимум 125+30=155 млн. долларов в МВФ. При этом предположении дополнительные 30 млн. составляют резервную супер-долю (или, по-другому, золотую супер-долю) , они добавляются к резервной доле и являются безусловным займом. Это общее правило; однако, здесь есть исключения, связанные с новыми распоряжениями, введенными после 1974 г. (см. приложение) . Ограничения по продолжительности операций: обязательства выкупа. Страна, использующая права заимствования в МВФ обязуется: — своевременно производить ежегодные выплаты, т.е. выкуп; — произвести полный выкуп в срок от 3 до 5 лет.
Отступы от этого правила могут быть только в исключительных случаях по милости МВФ; однако, исключение становится правилом. Процедура прав заимствования ставит проблему срока получения займа, на практике этот срок длится порядка недели. однако, страна может испытывать потребность в быстром получении валютных ресурсов, например, чтобы противостоять спекулятивной продаже или скупке своей валюты; для решения этой проблемы в 1952 г. была создана новая процедура доступа к средствам МВФ.: б) Соглашения о подтверждении или соглашения о поддержке или соглашения типа»stand-by».
Они заключаются в том, чтобы заранее определить кредитную линию на определенную сумму и срок. Эта процедура имеет двойную выгоду: для МВФ, т.к. он может взять время для изучения ситуации в стране и, возможно, для «обсуждения» условий; для страны-заемщика, которая таким образом приобретает уверенность, что сможет в любой момент моментально полечить доступ к Фонду в случае необходимости. Зачастую рекламы этого соглашения, показывающей готовность страны защитить паритет своей валюты, бывает достаточно чтобы сильно затормозить спекуляцию. ВОПРОС: Способствуют ли займы, взятые в МВФ увеличению денежной массы в мире? Если заем осуществляется в первой доле (золотая доля или резервная доля) , увеличения денежной массы не происходит, т.к. эти займы компенсируются выплатами капитала в Фонд данной страной. Сейчас выплаты производятся в СДР, ранее были в золоте. Даже если бы не было МВФ, они все таки могли бы использоваться странами; впрочем, центральные банки учитывают их в своих резервах, что более значительно, чем то, что заем в первой доле производится автоматически.
Когда заем предоставляется сверх первой доли, происходит увеличение денежной массы в мире. Действительно, за национальные деньги страна получает международно признанное средство платежа.
Постепенно стало очевидно, что процесс создания международной денежной массы вреден и неконтролируем, в той мере, в которой он значительно зависит от дефицита внешнего баланса США (доллары США) и от международного производства золота, очень большая часть которого происходит из однойстраны — Южной Африки.
Отсюда
5) СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЗАИМСТВОВАНИЯ (СДР)
Причиной их возникновения была потребность в создать новый инструмент, который бы пользовался таким же доверием как золото и должен был его заменить, как возможно и доллары, хотя бы частично в резервах центральных банков и в международных расчетах. Начиная с 1964 г. (т.е. до первого серьезного кризиса доверия к доллару, который был в 1968 г.) , встал вопрос о финансировании Международной Денежной Системы, той которая была установлена в Бреттон-Вуде. Была учреждена группа изучения, так называемая группа Оссала (Ринальдо) , которая: 1) установила, что международная добыча золота не могла удовлетворить ее возрастающая потребность, вызванную увеличением платежей. 2) выявила резервы возможностей доллара обеспечить возрастающее количество международных запасов; из этого следует пожелание этой рабочей группы — создать новый актив в рамках МВФ.
Принцип создания СДР был разработан на ежегодном собрании управляющих МВФ в Рио-де-Жанейро 29 сентября 1968 г., окончательно СДР вошли в силу в июле 69 г. в качестве поправки в устав МВФ.
Во время создания СДР амбиции были велики: создать новые деньги, актив международного резерва, обеспечить, расширяя их использование, рациональное увеличение денежной массы в мире. СДР никогда не имели своей целью, как права заимствования, борьбу с временным дефицитом внешнего баланса, их цель, в принципе, — способствовать увеличению мировой денежной массы, параллельно увеличению мирового производства и международных связей.
studfiles.net
Бреттон-Вудс
В XIX в. доминировал золотой стандарт, то есть такая денежная система, при которой хождение имели золотые монеты и бумажные деньги, которые свободно обменивались на золото). После того, как в 1821 г. старейший Центральный банк мира – Банк Англии – установил размен выпускаемых им банкнот на золото, что соответствовало наивысшему развитию рыночных отношений в тот период, другие страны последовали его примеру в конце XIX в. и также перешли к золотому стандарту: скандинавские государства – в 1872-1876 гг., Германия – в 1875 г., Франция – в 1878 г., Япония – в 1897 г., США – в 1900 г.
В России переход к золотому стандарту был осуществлен в 1897 г. в результате денежной реформы С.Ю. Витте. Золотой стандарт создал основу для международных валютных отношений, которые характеризовались тогда твердыми валютными курсами, установленных на основе золотых паритетов.
Со временем золотой стандарт становился все менее действенным, так как расширение денежного обращения в отдельных странах было связано с количеством наличного золота в ЦБ. Это препятствовало, с одной стороны, инфляционным процессам, а с другой – промышленному производству и порождало дефицит денег.
После первой мировой войны наметился отход от золотого стандарта. Большинство стран в соответствии с решением международной экономической конференции, состоявшейся в Генуе в 1922 г., стали переходить от золотых валют к золотодевизному стандарту, то есть такой денежной системе, когда национальная валюта обеспечивается не только золотом, но и наиболее устойчивыми иностранными валютами. Такой подход позволял реализовывать более гибкую денежную политику, в результате которой экономический рост не тормозился размерами национальных золотовалютных резервов.
Во время второй мировой войны (в 1944 г.) в небольшом американском городке Бреттон-Вудс состоялась валютно-финансовая конференция, на которой были приняты важные решения по устройству новой международной валютной системы. На конференции страны-участники решили:
· Образовать Международный валютный фонд (МВФ), главное назначение которого – поддержка национальных валют государств-участников Бреттон-Вудской конференции;
· Образовать Международный банк реконструкции и развития (МБРР, или Мировой банк) с целью кредитования государств, экономика которых пострадала в результате военных действий;
· Ввести в практику международных расчетов золотодевизный стандарт с долларом США в качестве ведущей валюты.
Конференция ввела для всех стран-участников обслуживание внешней торговли на основе золотодевизного стандарта. Это означало, что валютные резервы состояли, как из золота, так и из так называемых ведущих валют, которые являются таковыми при условии, что ЦБ страны обменивает их неограниченно по требованию Центральных банков других стран на золото. Обмен банкнот на золото для населения не предусматривался.
По Бреттон-Вудскому соглашению паритет доллара к золоту был установлен в размере 35 долл. за тройскую унцию (31,1 г) и все другие валюты устанавливались через доллар.
Следующим принципом Бреттон-Вудса было соглашение о допустимых размерах колебаний валют государств-участников. Было оговорено, что если реальный курс отклонится в пределах 1% по отношению к твердому курсу, то ЦБ обязан проводить интервенцию на валютном рынке для выравнивания курса. Позднее эти границы были расширены до 2,25%. Они стали называться верхними и нижними интервенционными пунктами.
Сильный спрос на золото в условиях послевоенного инфляционного обесценения валют обусловил развитие «черного» рынка драгоценных металлов. При неизменной официальной цене в 35 долл. за унцию, цены золота на «черных» рынках достигали максимального уровня в 116 долл. за унцию в 1946 г., 81 долл. – в 1947 г., 100 долл. в 1948 г. Многие государства вынуждены были легализовать частные рынки драгоценных металлов и к концу первого послевоенного пятилетия имелось уже 15 крупных и еще столько же мелких центров торговли золотом.
Для выравнивания рыночных цен на золото с официальной по инициативе США была создана специальная межгосударственная организация – Золотой пул, которая используя золотовалютные резервы стран-участников покупала и продавала металл на лондонском рынке. Со временем для стабилизации цены приходилось направлять на рынок все возрастающее количество золота из состава государственных резервов. В конце концов, к августу 1971 г. США, потеряв 3 тыс. тонн золота из государственных резервов, прекратили его куплю-продажу для валютных органов иностранных государств. Это послужило предпосылкой для отказа от Бреттон-Вудской валютной системы, которая фактически перестала существовать к середине 70-х гг.
Международное сообщество вновь столкнулось с необходимостью формирования новой валютной системы. Принятые на Ямайке в 1976 г. и законодательно одобренные к апрелю 1978 г. большинством стран решения о новой валютной системе предусматривали следующие меры:
· Упразднялась официальная цена золота и ликвидировалось золотое содержание денежных единиц;
· Вместо золота международным валютным эталоном были провозглашены СДР – искусственно сконструированная валютная единица, стоимость которой определялась не золотом, а «корзиной» наиболее распространенных валют во главе с долларом;
· Все страны должны выражать свои валютные паритеты в СДР, но только не в золоте или какой-либо валюте;
· Между участниками договоренностей прекращаются какие-либо сделки с золотом в части урегулирования взаимных платежей;
· Сосредоточенный в МВФ золотой запас (почти 5 тыс. т) подлежал постепенной ликвидации, т.е. частично распродается по рыночным ценам, частично возвращается своим прежним владельцам.
Бреттон-Вудской валютной конференцией была одобрена и введена в действие международная система валютного кредитования через Международный валютный фонд. Капитал фонда был образован за счет взносов государств-участников. Принятие решения о выделении кредитов фондом зависит от числа голосов, поданных за это решение. В свою очередь, количество голосов, которое имеет государство-участник в МВФ, напрямую зависит от величины сделанного вклада.
Для того чтобы кредитовать какое-либо государство, МВФ в 1969 г. ввел так называемые специальные права заимствования – СДР (SpecialDrawingRights, SDR), то есть искусственно созданную валюту, которая первоначально имела золотое содержание в 0,888 г чистого золота (что соответствовало паритету доллара в тот период: 31,1 г / 35 долл. = 0,888). СДР должны были обмениваться на другие национальные валюты без обмена на золото. Золотое содержание СДР было отменено в 1974 г. и заменено валютной корзиной, так как цена золота с этого времени стала свободно колеблющейся и достигала в отдельные годы 700-800 долл. за тройскую унцию. Таким образом, привязка СДР к постоянно меняющейся цене золота стала невозможной.
Новый курс СДР с июля 1974 г. определялся на основе средневзвешенного курса валютной корзины. Вначале в корзину входило 16 валют, − прежде всего тех стран, доля которых в мировой торговле была в то время более 1%. После нескольких лет практики стало ясно, что число валют в корзине надо сократить. В результате с 1 января 1981 г. корзина состояла только из пяти ведущих валют. Валютная корзина СДР, сформированная на 1 января 1986 г., представлена в таблице 1.
Котировки СДР осуществляет Международный валютный фонд (с их текущими значениями можно ознакомиться на сайте этой организации по адресу http://www.imf.org).
Следует отметить, что в целом СДР не оправдали возлагавшихся на них надежд, а доллар США продолжает оставаться международной расчетной единицей. Такое положение устраивает США, но не всегда приемлемо для других государств по целому ряду причин. Поэтому многие страны вводят собственные коллективные валюты, не включающие в себя доллар США. Типичным примером такой валюты стала ЭКЮ (ECU) – европейская коллективная валюта, которая состояла из 12 валют европейских государств, а также сменившая ее с 1999 г. другая валютная единица – евро.
Значение МВФ после ликвидации Бреттон-Вудской валютной системы стало иным: если первоначально эта международная финансовая организация имела основной целью стабилизацию стоимости валют стран-участников, то после фактической отмены золотодевизного стандарта и переходу к «свободному плаванию» валютных курсов, функции МВФ существенно видоизменились.
В период с середины 1970-х до 2010-х гг. МВФ выступал одним из основных кредиторов развивающихся стран, осуществлявших рыночные реформы. Выдавая стабилизационные кредиты, МВФ оговаривал условия экономической стабилизации, которые зачастую сводились к «шоковой терапии». Так было в Чили, Польше, России и других странах, пользовавшихся валютными ресурсами МВФ. Однако опыт антикризисного кредитования под эгидой МВФ нельзя назвать успешным. В настоящее время МВФ принимает участие в программе спасения некоторых стран Еврозоны; насколько успешными они станут – покажет время. Но стоит отметить тот немаловажный факт, что группа развивающихся стран, в число которых входят Россия, Китай, Индия, Бразилия, Южная Африка – требуют в Фонде большего представительства, чему противятся США и их ближайшие союзники. Данный конфликт может привести, в конечном счете, к созданию «альтернативного МВФ» и новой конфигурации международных финансовых отношений.
21biz.ru
Бреттон-Вудское соглашение Сталин 1944г, мировая валютная система
Летом 1944 года Вторая мировая война начала переходить в свою завершающую стадию, и страны-союзники стали всерьез задумываться о финансовом устройстве послевоенного мира. Экономики всех ведущих держав, за исключением США, находились в сильном упадке и истощении. К концу войны практически весь золотой запас планеты перетек в закрома Америки, а другие страны, как победители, так и побежденные, остро нуждались в топливе, сырье, пище и оборудовании. Чтобы не допустить следующего мирового конфликта за ресурсы и было заключено Бреттон-Вудское соглашение, которое получило свое название в честь американского курортного города в штате Нью-Хэмпшир, где оно было заключено.
По итогам данного соглашения были созданы Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международный валютный фонд (МВФ), куда все страны-участники вносили денежные средства (больше всех само собой США), и откуда каждая страна могла заимствовать эти средства для поддержания своей валюты. Для ведущей на тот момент валюты, доллара США, был создан так называемый Золотой стандарт – 35$ за тройскую унцию золота. Валюты же других стран жестко фиксировались к американскому доллару, и их центральные банки с помощью интервенций поддерживали колебание курса не более 1% от установленного.
Бреттон-Вудская система успешно функционировала в мире до конца 60-ых годов, пока сохранялся высокий спрос другими державами на американский доллар, и пока ресурсов МВФ хватало на поддержание системы жесткой устойчивости курсов валют. Но постепенно в иностранных (для США) банках накапливались избыточные запасы долларов, выкупая их за золото обратно американское правительство стремительно расточало свой золотой запас.
США до последнего сопротивлялось надвигающейся угрозе девальвации своей национальной валюты, но в начале 70-ых экономические проблемы для страны нарастали лавинообразно. В итоге, американское правительство приняло решение отказаться от обеспечения золотом жесткого курса доллара. Бреттон-Вудская валютная система перестала существовать, основные курсы валют начали определяться рыночным методом спроса и предложения. Наступил резкий скачок цен на золото (до 750$ за тройскую унцию), а доллар США упал до своего послевоенного уровня. Несмотря на наступивший крах системы, следует отметить, что свою основную задачу по восстановлению международной послевоенной торговли она смогла выполнить.
freshforex.org
Бреттон-Вудское соглашение — это… Что такое Бреттон-Вудское соглашение?
- Бреттон-Вудское соглашение
- Бреттон-Вудское соглашение
- Бреттон-Вудское соглашение — договор, подписанный первыми членами ООН в 1944 г. и учреждающий Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, а также золотовалютный стандарт фиксированного обменного курса.
По-английски: Bretton Woods Agreement
Финансовый словарь Финам.
.
- Бреттон-Вудская валютная система
- Брешь в безопасности
Смотреть что такое «Бреттон-Вудское соглашение» в других словарях:
Бреттон-Вудское соглашение — Бреттон Вудская система, Бреттон Вудское соглашение (англ. Bretton Woods system) международная система организации денежных отношений и торговых расчетов, установленная в результате Бреттон Вудской конференции (с 1 по 22 июля 1944 г.) Название… … Википедия
БРЕТТОН-ВУДСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ — Договор, подписанный первыми членами ООН в 1944 г. и учреждающий Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, а также золотовалютный стандарт фиксированного обменного курса Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
БРЕТТОН-ВУДСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ — BRETTON WOODS AGREEMENTСтатьи соглашения, принятого международной валютной конференцией 44 наций, представители к рых собрались в Бреттон Вудсе, штат Нью Гэмпшир, 1 22 июля 1944 г. В этих статьях содержалось предложение создать две международные… … Энциклопедия банковского дела и финансов
СОГЛАШЕНИЕ, БРЕТТОН-ВУДСКОЕ — см. СИСТЕМА, ВАЛЮТНАЯ БРЕТТОН ВУДСКАЯ … Большой экономический словарь
Бреттон-вудская система — Бреттон Вудская система, Бреттон Вудское соглашение (англ. Bretton Woods system) международная система организации денежных отношений и торговых расчетов, установленная в результате Бреттон Вудской конференции (с 1 по 22 июля 1944 г.) Название… … Википедия
Бреттон-Вудская валютно-финансовая система — Бреттон Вудская система, Бреттон Вудское соглашение (англ. Bretton Woods system) международная система организации денежных отношений и торговых расчетов, установленная в результате Бреттон Вудской конференции (с 1 по 22 июля 1944 г.) Название… … Википедия
Бреттон-Вудсская система — Бреттон Вудская система, Бреттон Вудское соглашение (англ. Bretton Woods system) международная система организации денежных отношений и торговых расчетов, установленная в результате Бреттон Вудской конференции (с 1 по 22 июля 1944 г.) Название… … Википедия
Бреттон-вудсская система — Бреттон Вудская система, Бреттон Вудское соглашение (англ. Bretton Woods system) международная система организации денежных отношений и торговых расчетов, установленная в результате Бреттон Вудской конференции (с 1 по 22 июля 1944 г.) Название… … Википедия
Бреттон-Вудская валютная система — (Bretton Woods monetary system) Определение Бреттон Вудской валютной системы, создание системы и проблемы функционирования Информация об определении Бреттон Вудской валютной системы, создание системы и проблемы функционирования Содержание >… … Энциклопедия инвестора
Бреттон-Вудская система — Отель Маунт Вашингтон, где проходила Бреттон Вудская конференция Бреттон Вудская система, Бреттон Вудское соглашение ( … Википедия
dic.academic.ru
Бреттон-Вудское соглашение — Энциклопедия по экономике
Третья МВС была оформлена в результате Бреттон-Вудских соглашений 1944 г. Статус резервной валюты был юридически закреплен за английским фунтом и американским долларом, но приоритет отдавался доллару, поскольку все остальные валюты стали приравниваться к нему. Был создан Международный валютный фонд с целью регулирования и координации международных валютных отношений. [c.465]Бреттон-Вудские соглашения и основанная на них Бреттон-Вудская валютная система не смогла обеспечить стабилизацию [c.468]
В условиях действия Бреттон-Вудских соглашений девальвация валют означала официально объявленное понижение золотого содержания денежной единицы и соответственное уменьшение ее курса по отношению к доллару США. В современных условиях, когда золотое содержание денежных единиц официально не фиксируется ни в одной стране, девальвация фактически означает официально объявленное снижение ее курса по отношению к ведущим валютам. [c.469]
Ревальвация валют — явление, противоположное девальвации. В условиях действия Бреттон-Вудских соглашений ревальвация означала официально объявленное повышение золотого содержания национальной денежной единицы и соответствующее повышение ее валютного курса по отношению к доллару США. Ревальвация проводится странами при хронически активном сальдо платежного баланса. В послевоенные годы ревальвацию своих валют неоднократно проводили ФРГ, Япония, Швейцария. [c.470]
В годы Второй мировой войны (1939—1946) меры валютного контроля распространились почти на весь мир. Валютные ограничения стали одним из средств мобилизации валютных ресурсов для ведения войны. Для подконтрольности этого процесса и решения других экономических задач был создан орган межгосударственного валютного регулирования — МВФ (1944 г., Бреттон-Вудское соглашение о создании новой валютной системы). [c.607]
Приобретение государственных облигаций США Поскольку большая часть долларов, приобретенных зарубежными странами (для стабилизации обменных курсов), использовалась для покупки государственных облигаций США, то правительства других стран фактически занимали средства у своих граждан через рыночную продажу облигаций. Это делалось для приобретения государственных облигаций США, выпущенных для финансирования бюджетного дефицита, образовавшегося в результате вьетнамской войны. (В действительности в период 19 6—1979 гг. весь возросший федеральный долг входил в портфели органов денежно-кредитного регулирования. ФРС выплатила 43 млрд. долл., центральные банки других стран — 51 млрд. долл.) Хотя при этом в соответствии с Бреттон-Вудским соглашением иностранные центральные банки могли покупать у США золото по цене 35 долл. с а тройскую унцию. [c.783]
Бреттон-Вудская система (1946—1971 гг.) — еще один пример системы фиксированных обменных курсов. В соответствии с Бреттон-Вудским соглашением был образован МВФ, призванный оказывать помощь странам в преодолении краткосрочного неравновесия их платежных балансов. МВФ ссужает резервы странам с недостаточной ликвидностью, чтобы побудить эти страны поддерживать курс национальной валюты относительно других стран. При фундаментальном неравновесии платежного баланса страны (это понятие так и не было точно определено МВФ) допускалось изменение ее официального обменного курса в значительном размере. [c.795]
В соответствии с Бреттон-Вудскими соглашениями основные торговые валюты были привязаны к доллару США с условием, что будет допускаться изменение их стоимости в ту или иную сторону не более чем на один процент по отношению к доллару. При выходе за эти пределы, названные позициями интервенции, соответствующий центральный банк должен осуществить покупку или продажу своей валюты, чтобы возвратить ее стоимость в пределы установленного коридора. В свою очередь, доллар США был привязан к стоимости золота из расчета 35 долларов за унцию. Таким образом, доллар США превратился в мировую резервную валюту. [c.9]
Июль 1944 г. — подписание Бреттон-Вудского соглашения, которое утвердило «долларовый стандарт». Валюты 44 стран были жестко привязаны к доллару США, а доллар — к золоту (35 долларов за тройскую унцию). [c.12]
Декабрь 1945 г. — вступление в силу Бреттон-Вудских соглашений. [c.12]
Этот эпизод открыл еще одну фундаментальную ошибку в европейском механизме, а именно между обязательствами «якорной» валюты и валюты, которая попадает под ее давление, существует асимметрия. Все обязательства падают на слабую валюту. Следует здесь вспомнить, что в момент подписания Бреттон-Вудского соглашения Джон Мейнард Кейнс подчеркивал необходимость симметрии между сильным и слабым. Он основывал свои аргументы на опыте предвоенного периода. Текущая ситуация все больше напоминает этот период. Иногда кажется, что Кейнса просто не было на свете. [c.318]
Международный валютный фонд предоставлял странам-членам кредиты в иностранных валютах для финансирования дефицитов их платежных балансов (МВФ и МБРР созданы также на основе Бреттон-Вудских соглашений). [c.490]
Однако Бреттон-Вудские соглашения не смогли обеспечить стабилизацию валютных курсов стран-членов. То одна, то другая страна вынуждена была проводить девальвацию или ревальвацию своих валют. [c.490]
Девальвация валют в условиях действия Бреттон-Вудских соглашений означала официально объявленное понижение золотого содержания денежной единицы и соответственное уменьшение ее курса по отношению к доллару США. [c.490]
В связи с ликвидацией золотого стандарта (т.е. обмена Д. на золото) в начале 1930-х гг. в денежном обращении ведущих западных стран стали функционировать только наличные и безналичные (кредитные) Д., неразменные на золото во внутреннем обороте. В конце 40-х — начале 70-х гг. кредитные Д., согласно Бреттон-Вудскому соглашению, обменивались на золото при международных расчетах и платежах. Однако это распространялось только на доллар как резервную валюту. Ямайское соглашение 1976 г., заключенное ведущими западными странами, вывело золото из международного расчетно-платежного оборота и заменило его национальными кредитными Д. В результате золото перестало выполнять функцию мировых Д. [c.84]
ДОЛЛАРОВЫЙ СТАНДАРТ, мировая валютная система, основанная на господствующем положении доллара США как ключевой мировой валюты. По Бреттон-Вудскому соглашению 1944 г. доллар стал базой валютных паритетов, основным средством международных расчётов и валютной ин- [c.72]
Вторая часть книги посвящена институциональной структуре мировой экономики. Главный вопрос ее заключается в следующем несут ли ответственность за стагфляцию конца 70-х — начала 80-х годов новые институты и новые социальные системы, способствовавшие созданию послевоенного общества потребления Эта проблематика разделяется на три сюжета. Первый относится к системе «смешанной экономики». В какой степени эта новая экономическая система способствует формированию послевоенного общества изобилия и несет ли она в долгосрочной перспективе негативные последствия Мы поднимаем те же вопросы применительно к сюжетам организации мировой торговли после второй мировой войны и монетарной системы — после Бреттон-Вудского соглашения. Заключает вторую часть панорама событий, происшедших в 80-х годах, главными действующими лицами которых стали западные страны, государства Восточного блока и «третьего мира». [c.9]
БРЕТТОН-ВУДСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ [c.281]
Подписанное в июле 1944 г. Бреттон-Вудское соглашение предусматривало создание международного стабилизационного фонда, известного как МВФ, который приступил к деятельности в марте 1947 г. Тогда же было принято решение об учреждении международной инвестиционной организации, получившей название «Мировой банк реконструкции и развития» (или Мировой банк). Он приступил к [c.281]
Бреттон-Вудское соглашение, помимо этого, предусматривало включение системы фиксированных обменных курсов в рамки многостороннего свободного обмена, независимого от каких бы то ни было ограничений международных расчетов, по текущим операциям. Таким образом, становилось невозможным корректировать равновесие баланса мерами непосредственного контроля. Однако с учетом обстоятельств того времени нельзя было немедленно создать систему многосторонних обменов и платежей без специальной регламентации. Страны, имевшие вследствие войны дефицит платежного баланса, получили право на период до пяти лет ограничивать платежи, связанные с внешней торговлей. Что же касается ограничительных мер по перемещениям капиталов, срок их действия не определялся. [c.282]
Первоначально в ходе парламентских дебатов британские парламентарии заняли крайне враждебную позицию, но аргументы правительства и Кейнса были достаточно убедительны, чтобы добиться ратификации этого документа. Конечно, теперь Великобритания лишалась важных гарантий, полученных ею по Бреттон-Вудскому соглашению, но все это компенсировалось займом в 5 млрд долл., предос- [c.285]
Атмосфера самих переговоров также сводила на нет шансы заключения удовлетворительного соглашения. Подготовительные переговоры по Бреттон-Вудскому соглашению велись в условиях доминирования двух держав двумя экспертами и проходили в политически гармоничном климате. Совершенно по-иному обстояло дело в 70-х годах. Точки зрения сторон противостояли друг другу. Западная Европа и Япония были убеждены, что Бреттон-Вудская система разрушилась из-за того, что США пренебрегали своими обязанностями. [c.324]
К 1973 году Бреттон-Вудское соглашение перестало действовать и была принята система плавающих обменных курсов. При этом некоторые из них изменяются свободно, а другие — лишь в пределах определенных коридоров. [c.22]
Какие из следующих утверждений соответствуют целям Бреттон-Вудского соглашения Соглашение было направлено [c.68]
Основные принципы Бреттон-Вудских соглашений [c.17]
Начиная с 1973 года цены на нефть резко пошли вверх, что было вызвано действиями стран ОПЕК. Страны Запада были ввергнуты в период крайне высоких процентных ставок, что сопровождалось мрачными перспективами экономической стабилизации. Бюджет Соединенных Штатов возрос. Соединенные Штаты отказались от фиксированных валютных ставок, привязанных к золоту, которые служили стержнем Бреттон-Вудских соглашений. Это означало, что валютные курсы становились плавающими относительно рыночных курсов. В результате цены на товары стали гораздо более изменчивыми. [c.35]
Ведущей организацией в группе является Международный банк реконструкции и развития (МБРР), учрежденный Бреттон-Вудским соглашением в 1944 г. и начавший функционировать с июля 1946 г. Целями МБРР являются содействие реконструкции и развитию территории государств-членов за счет поощрения капиталовложений на производственные цели стимулирование частных и иностранных инвестиций путем предоставления гарантий, участия в займах и других инвестициях частных кредиторов содействие росту международной торговли и поддержание сбалансированности платежного баланса. [c.158]
Бельгия имеет давнюю традицию регулирования национального валютного курса. С 1944 г. она участвовала в Бреттон-Вудском соглашении и договоренности о поддержании предельных отклонений курса национальной валюты от центрального курса МВФ. В июне 1990 г. бельгийское правительство приняло решение о привязке курса бельгийского франка к наиболее стабильным европейским волютам. [c.272]
Международный валютный фонд (МВФ) (International Monetary bund) — международное агентство, созданное в соответствии с Бреттон-Вудским соглашением, призванное оказывать поддержку странам, испытывающим временные проблемы с ликвидностью. [c.833]
Реализация задач внутреннего экономического развития в условиях относительно стабильных обменных курсов и либерализованных международных норм неизбежно вела к возникновению проблем платежного баланса. Чтобы способствовать борьбе с ними, Бреттон-Вудское соглашение имело несколько механизмов представления краткосрочной или среднесрочной помощи. Такие государства могли обращаться к золотым или валютным резервам, содержавшимся на Главном счете ( ompte general) МВФ. [c.283]
Смерть президента Рузвельта в апреле 1945 г. вызвала глубокие изменения во внешней политике США. Дирижистская философия «Нового курса», которая под влиянием Г. Моргентау и Департамента Казначейства в значительной степени определяла внешнюю политику президента, уступила место концепциям государственного департамента, ориентированным на свободу торговли. Как только идея многосторонней и открытой мировой экономики, руководимой США, стала основой правительственной стратегии, в повестку дня встала необходимость изменения монетарной политики18. Новые руководители были сторонниками мировой системы, основанной на золотом паритете, так как последний, по их мнению, был единственной возможностью восстановить законы рыночной экономики. В этом отношении Бреттон-Вудское соглашение не давало достаточных гарантий оно делало слишком относительным принцип стабильности финансов и не предусматривало наличия механизмов, способных заставить страны с дефицитом платежного баланса пойти на строгие ограничительные меры внутриэкономического характера, чтобы восстановить равновесие. [c.284]
Однако всех перечисленных мер оказалось недостаточно для обеспечения гармоничного перехода к конвертируемости. Официальным заявлением о конвертируемости 15 июля 1947 г. ускорялось использование фунта в расчетах между американской и переводной зонами с последующей конвертацией в золото или доллары. Эта косвенная конвертация фунта в переводной зоне стала причиной серьезных проблем для британских долларовых и золотых резервов. Месяцем позднее, 20 августа 1947 г., Великобритания после консультаций с США вынуждена была вновь временно приостановить конвертируемость своей валюты. В стерлинговой зоне повторно были наложены серьезные ограничения на прямую конвертацию при переводах средств в зону долларовых счетов. Косвенная конвертация при платежах в переводную зону полностью запрещалась. Тем самым Великобритания возвращалась к ситуации, когда в течение пятилетнего периода она имела право ограничивать свои международные расчеты, полученные ею по Бреттон-Вудскому соглашению. В то же время были предприняты меры по улучшению системы переводов в фунтах в самой стерлинговой зоне, внутри зоны переводных счетов, в группе стран, не входящих в ту или иную зону расчетов (по двусторонним соглашениям), а также между этими тремя зонами. Помимо этого, была решена проблема блокирования части стерлинговых пассивов26. В итоге провал в 1947 г. попытки введения конвертируемости фунта сильно затруднил реализацию планов президента Трумэна по восстановлению международной монетарной системы. [c.286]
Англо-американское соглашение о займе не было единственной стратегией, использованной США для нейтрализации «неолиберальных» положений Бреттон-Вудского соглашения. Были предприняты и другие, как прямые так и косвенные, попытки подобного рода. На первом собрании Фонда в марте 1946 г. в Саваннахе (штат Джорджия, США) Кейнс не смог получить то, на что рассчитывал. Уайт, который сотрудничал с ним в подготовке Бреттон-Вудских соглашений и также являлся сторонником дирижистского подхода, не был избран на пост генерального [c.286]
Возвращение к системе общей конвертируемости породило большие надежды. Многие считали, что теперь Бреттон-Вудское соглашение может применяться в полную силу. Но с течением лет под влиянием американцев дух этого соглашения претерпел кардинальные изменения система, предусмотренная в Бреттон-Вудсе, на практике уступила место системе ключевых валют22, соединенных с долларом. Вследствие этого долларовая зона охватила весь Запад. США превратились в мирового банкира, власть которого не распространялась лишь на страны Восточного блока, которые не зависели от доллара в своей торговле с Западом и внутреннем обмене23. Фунт стерлингов превратился во второстепенную валюту, сохранив некоторое значение в стерлинговой зоне. [c.298]
Решения Никсона вызвали всеобщее изумление. Весь мир отдавал себе отчет в том, что необходимо было принимать какие-то меры, но решение об отмене золотого долларового эталона принятое без каких-либо предварительных консультаций с остальным миром, рассматривалось как проявление высокомерной геге-монистской политики США. Тем не менее система золотого долларового эталона как адаптация Бреттон-Вудского соглашения, направленная на обеспечение господствующих экономических и финансовых позиций США во всем мире, безвозвратно канула в прошлое. В индустриальном мире второй половины XX в., взаимосвязанном и свободном, невозможно было монополизировать всю экономическую власть одним государством. В нынешних условиях американское правительство было уже не в состоянии указывать государствам с активным платежным балансом на необходимость корректировок внутреннего курса и, более того, принятия фундаментальных реформ во внутреннем развитии. С другой стороны, политические деятели, монетарные власти и эксперты сосредоточились на решении ложной проблемы. Они посвятили все свое внимание и энергию поиску механизма, способного упорядоченным образом расширить массу наличности, перенося проблему с той ситуации, которая существовала к 1950 г. Они не приняли во внимание новые характеристики политики экономического роста, которую проводили страны мира со смешанной экономической системой. Проблемы этой системы были совершенно иного порядка. Они характеризовались попытками борьбы с инфляцией и необходимостью улучшить состояние внешнего равновесия, не затрагивая при этом уровень доходов и занятости. В этих обстоятельствах намерения сохранить мировую рыночную систему с режимом фиксированных курсов были обречены на провал. [c.316]
International Monetary Fund (IMF) — Международный валютный фонд (МВФ). Международная организация, насчитывающая 146 членов, в том числе США. Основными задачами Фонда являются финансирование стран-членов при возникновении проблем с платежным балансом, сбалансированное развитие международной торговли и расширение международной денежно-кредитной кооперации государств. Фонд выпускает искусственную денежную единицу, так называемые специальные права заимствования (SDR), которые являются резервным активом для стран-участниц. Страны-участницы вносят в МВФ средства, как правило, в национальной валюте в соответствии со своей квотой. МВФ был создан в соответствии с Бреттон-Вудским соглашением. [c.318]
Бреттон-Вудские соглашения (Bretton Woods Agreements) — соглашения, подписанные на Бреттон-Вудской конференции (США) по валютно-финансовым вопросам 44 странами-союзницами («объединенными нациями») в июле 1944 г. Вступили в силу в декабре 1945 г. Включают соглашения (уставы) о МВФ и МБРР. Легли в основу послевоенной международной валютной системы. Основные положения золотодолларовый стандарт, фиксированные валютные курсы, обратимость валют. Бреттон-Вудская валютная система прекратила существование в 1971-73 гг. (приостановка размена доллара на золото и введение плавающих курсов). [c.267]
Бреттон-Вудские соглашения воплотили в жизнь две крупные идеи Кейнса во-первых, международная ликвидность была впервые представ-н-на вместо золота бумажно-кредитными платежными средствами. В и.ннотах установилась цена товаров на мировых рынках, производились фактические международные расчеты, хранилась преобладающая часть 1>1-(срвов международных платежных средств во-вторых, с целью национального регулирования валютных отношений была учреждена специальная организация — Международный валютный фонд (МВФ), членами которо- п стали практически все капиталистические и развивающиеся страны. [c.419]
economy-ru.info