Боги римские википедия – Соответствие римских и греческих богов — Википедия

Содержание

Римская мифология — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Древнеримский каменный календарь. Наверху изображены боги, управляющие днями недели, начиная с субботы. Посреди изображён зодиак, а слева и справа — числа месяца. III—IV века нашей эры

Ри́мская мифоло́гия — совокупность традиционных историй, относящихся к легендарному происхождению Древнего Рима и его религиозной системе, представленных в литературе и изобразительном искусстве римлян. Термин «римская мифология» может относиться также к современному изучению этих представлений, а также к материалам из других культур любого периода, в которых рассматривается римская литература и искусство.

Римляне обычно трактовали эти традиционные повествования как исторические, даже если они содержат чудеса или элементы сверхъестественности. Повествования часто связаны с политикой и моралью и с тем, как личная неприкосновенность человека соотносится с его ответственностью перед обществом и Римским государством. Важной темой является героизм. Когда повествование касалось римской религиозной практики, оно больше было связано с ритуалами, предсказаниями и общественными институтами, чем с теологией или космогонией

[1].

Изучение римской религии и мифов осложняется ранним влиянием греческой религии на Апеннинском полуострове в протоисторический период истории Рима, а позже художественным подражанием римских авторов греческим литературным образцам. Римляне с любопытством стремятся отождествить своих собственных богов с греческими (см. Соответствие римских и греческих богов) и дают новое толкование повествований о греческих божествах под именами своих римских аналогов[2]. Ранние римские мифы и легенды имеют также динамичные переплетения с этрусской религией, менее документированной, чем греческая.

Хотя в римской мифологии, может быть, не хватает столь широкого божественного повествования, как в греческой литературе[3], но, тем не менее, изображение Ромула и Рема, сосущих волчицу, является столь же знаменитым, как любое изображение из греческой мифологии, за исключением

ru.wikipedia.org

Римские боги | Риордан Вики

Янус - только римский бог.

Римские боги более дисциплинированны, милитаристичны и воинственны, чем их греческие коллеги.

    Римские боги более оригинальные экземпляры, они более формальны и серьезны в своем видении мира, римляне взяли это от них. Они более загадочны и посвященны своей роли, чем греческие боги, они не посещают своих детей-полубогов и смертных так часто, у них не так много детей от смертных, в отличие от своих греческих форм. Римская версия греческих богов также более опытная в борьбе, они, кажется, больше заботятся о чести, чем о персональном состоянии, что согласовано с римской культурой. Некоторые римские боги даже не имеют греческих аналогов, рождаясь в римской религии. Тем не менее, даже оригинальные боги могут вести себя по-другому в римской форме. Это проявлялось в Пропавшем герое, когда Кловис упомянул, что если бы ему пришлось встретиться с Юноной, он бы предпочел ее, как Геру, а не Юнону, также Сомнус (римская форма Гипноса) убивал тех, кто спал в рабочее время, в отличие от своего греческого аналога, который очень ленив.

    Кловис объяснил, что причина такого разного поведения состоит в том, что римские формы богов "являются более  дисциплинированными и воинстенными, и следовательно более строгими, чем их греческие аспекты". Он также продолжал утверждать, что некоторые виды поведения богов могут быть настолько различными в своей римской форме, как будто они стали отдельными личностями. Это видно по примеру Марса, который является специализированным стратегом и не любит ненужного кровопролития, в резком контрасте с Аресом, его истинной греческой формой, который любит идею боя и насилия. В случае, когда Посейдон становится Нептуном, римляне, как правило, боятся моря, поэтому меньше уважают Нептуна. Кроме того, было показано, что римляне более уважаемы к таким, как Марс, он пользуется уважением больше других богов, кроме Юпитера. В результате этого перехода между личностями, изменение доменов богов становится более доминирующим, как в случае, когда Нептун стал больше ориентироваться на лошадях, а не на море (как Посейдон) и Плутон стал больше ориентироваться на богатстве, а не на Подземном мире (как Аид).

    Однако, как выяснилось в Метке Афины, есть некоторые боги/богини, у которых так много изменений между греческой и римской формами, что они даже считают, что не меняются. Например, Немезида и Афродита/Венера находятся в таком состоянии, так как месть и любовь являются универсальными качествами и не меняются между различными аналогами. Геракл/Геркулес отметил, что он не чувствовал себя очень измененным между своими греческой и римской формами, хотя большинство людей считают его Геркулесом, то есть римской формой.

    Олимпийские богиПравить

    Статуя Юпитера в Лагере Юпитера.

    Терминус

    Малые богиПравить

    Бахус

    ru.riordan.wikia.com

    Боги детства в римской религии — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Рельеф с детского саркофага (около 150 года н. э.). Мать кормит ребёнка грудью, а отец смотрит на них

    В древнеримской религии существовали божества, отвечавшие за зачатие, беременность, роды и развитие ребёнка. С этой сферой жизни были связаны как некоторые главные боги, которым приписывались соответствующие функции, так и меньшие божества, покровительствовавшие какому-либо конкретному моменту в жизни ребёнка («боги мгновения», по выражению Г. Узенера). Некоторые из этих божеств известны только из трудов апологетов христианства.

    Обширная медицинская литература Греции и Рима уделяла внимание акушерству и уходу за детьми. Так, Соран Эфесский посвятил этим вопросам сочинение «О женских болезнях», в котором советовал повитухам не прислушиваться к суевериям. Однако роды устойчиво ассоциировались с религией, так как представляли опасность и для матери, и для ребёнка. Ритуалы перехода, связанные с рождением и смертью, имели общие черты. Детская смертность в античности достигала 30—40 %, часто при родах погибала и мать[1]. К наиболее известным трагедиям такого рода относится смерть Юлии, дочери Юлия Цезаря и жены Помпея Великого. Через несколько дней после родов умер и её ребёнок. Это событие оборвало последние связи между Цезарем и Помпеем, что впоследствии вылилось в гражданскую войну. Религиозная аура, окружавшая рождение ребёнка, отражает то значение, которое римляне придавали семье. В имперскую эпоху детей, а также богиню деторождения Юнону Луцину изображали на монетах и в произведениях искусства. В погребальном искусстве (например, на рельефах саркофагов) фигурируют сцены из жизни покойного, в том числе его рождение или первое купание.

    Полноценные похороны и погребальные ритуалы (праздник Паренталий) проводились только для тех детей, чей возраст превышал 10 лет. Для детей, умерших в возрасте до года, ритуалы не проводились. Это обстоятельство объясняется тем, что в римском обществе далеко не сразу начинали считать ребёнка личностью. Цицерон писал:

    И ведь те же люди переносят спокойно смерть маленького мальчика, а на смерть грудного младенца даже не жалуются; а ведь с него природа взыскивает строже то, что дала![2]

    ru.wikipedia.org

    Римская религия Википедия

    Как и древнегреческая религия, римская религия не имела единой организации и канонов, а состояла из культов различных божеств, являясь многобожием. Религиозные обряды, связанные с жизнью семьи или домашними и частными делами, совершал сам отец семейства. В деревне его мог заменить обладавший особыми полномочиями управляющий поместьем. Официальные государственные обряды совершались опосредствованно некоторыми носителями высшей власти — сначала царём через так называемых жреческих царей, потом консулами и преторами, в критические моменты — диктатором. При этом император, совместивший в себе функцию Великого понтифика, обычно своих инициатив не выражал.

    Институт жрецов ввёл по традиции Нума Помпилий. При этом римские жреческие коллегии не были замкнутой кастой — доступ к ним был открыт через общественную деятельность. Так, например, сана авгура добились Цицерон и Плиний Младший, а например Цезарь и Нерон в ранней карьере были фламинами. Важную роль играла коллегия фециалов, ведавшая сакральным ритуалом объявления войны и частично курировавшая римскую дипломатию. Большую роль играла и коллегия весталок.

    Пантеон

    Божественное повествование играло в греческой системе религиозной веры более важную роль, чем у римлян, для которых первичными были ритуал и культ. Хотя римская религия не была основана на священном писании и его истолковании, священническая литература была одной из самых ранних письменных форм латинской прозы. Книги (Libri) и комментарии (Commentarii) коллегии понтификов и авгуров содержали религиозные процедуры, молитвы, постановления и мнения по пунктам религиозного закона. Хотя по крайней мере некоторые из этих материалов были доступны для консультаций римскому сенату, часто они были occultum genus litterarum (тайной за семью печатями), загадочной формой литературы, к которой доступ имели только жрецы. Пророчества, относящиеся к мировой истории и судьбе Рима, появлявшиеся в критические моменты истории, неожиданно были обнаружены в туманных книгах Сивилл, которые, согласно легенде, были приобретены Тарквинием Гордым в конце VI века до нашей эры у куманских Сивилл. Некоторые аспекты архаичной римской религии были записаны в утерянных богословских трудах учёного I века до н. э. Марка Теренция Варрона, и теперь известны по трудам других классических и христианских авторов.

    Римский пантеон имеет много аналогов греческих богов и богинь, есть и свои собственные божества и низшие духи. Особо почитаемые боги назывались «отцами» («patres»), низшие — «famuli divi» и «virgines divi». Божественное право («fas») не смешивалось с человеческим («ius»). Низшие божества («numina») существовали у римлян по-видимому уже в раннюю эпоху. В греческих книгах «Индигитаментах» перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения и созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша, рождения ребёнка, его первого крика, выхода на прогулку, возвращения домой и т. д., в связи с чем первоначально у некоторых пол не был фиксированным (ср. Палес, Фавн — Фавна, Помона — Помон и др.). Из массы нуминов выделилась триада римского пантеона — Юпитер, Марс и Квирин, отразившая трёхчленность гражданских функций — соответственно религиозно-жреческая, военная и хозяйственная. Из приписываемого Нуме Помпилию календаря праздников и списка назначенных им фламинов, из упоминаний древних святилищ известно о существовании культов Вулкана, Палатуи, Фуррины, Флоры, Карменты, Цереры, Помоны, Волупии и др. Примерно тогда же были удвоены коллегии луперков и салиев. Появились культы сословий (Нептун и Диоскуры у патрициев, Церера и Либер у плебеев) и отдельные родовые культы (у Корнелиев, Эмилиев, Клавдиев и возможно у других), группировавшиеся вокруг Весты, ларов и пенатов. Существовали и культы сельских общин.

    Римская мифология

    Римская мифология представляет собой совокупность традиционных историй, относящихся к легендарному происхождению Древнего Рима и его религиозной системе, представленных в литературе и изобразительном искусстве римлян. Термин «римская мифология» может относиться также к современному изучению этих представлений, а также к материалам из других культур любого периода, в которых рассматривается римская литература и искусство. Римляне обычно трактовали эти традиционные повествования как исторические, даже если они содержат чудеса или элементы сверхъестественности. Повествования часто связаны с политикой и моралью и с тем, как личная неприкосновенность человека соотносится с его ответственностью перед обществом и Римским государством. Важной темой является героизм. Когда повествование касалось римской религиозной практики, оно больше было связано с ритуалами, предсказаниями и общественными институтами, чем с теологией или космогонией.

    Боги и персонажи римской религии

    Древнейшие божества

    • Мгла (по Гигину)
      • Калиго (женская ипостась)
      • Скотос (мужская ипостась)
    • Хаос — воплощение Пустоты и Мрака, существовавших при зарождении Вселенной

    Первое поколение (по Гигину)

    Дети Мглы:

    Дети Этара и Диес:

    Дети Этара и Теллус

    Второе поколение божеств

    Дети Каелума и Теллус

    Дети Мара и Теллус:

    • Цефей
    • Еврибия
    • Тавмантус
    • Турсциверс
    • Кето

    Младшие титаны

    • Сол
    • Луна
    • Аврора
    • Латона
    • Астерия
    • Атлас
    • Менетеус
    • Эпиметеус
    • Прометеус
    • Пирс
    • Паллас
    • Астрей

    Третье поколение

    Главные боги — дети Сатурна и Опс (см. Совет богов)

    Четвертое поколение (дети Юпитера)

    • Вулкан (бог огня и засухи)
    • Марс (бог войны и мощи)
    • Вакх, точнее Либер (бог виноделия)
    • Меркурий (бог путешественников, купцов и воров)
    • Минерва (богиня мудрости и наук)
    • Диана (богиня охоты и войны)
    • Феб (бог охоты и поэзии)
    • Венера (богиня любви, брака и страсти)

    Прочие божества

    • Квирин (бог битв, сын Марса)
    • Беллона (богиня неистовой войны, дочь Марса)
    • Лупа (богиня-волчица, вскормившая братьев-основателей Великого Рима; охранительница Римского государства и военной силы)
    • Палес (богиня скотоводства)
    • Бубона (богиня крупного рогатого скота)
    • Кардея (богиня дверей)
    • Юберта (богиня плодородной земли)
    • Либитина (богиня смерти и похорон)
    • Ангития (богиня ядовитых растений и плодов)
    • Митра (бог-защитник при войне, божество согласия и дружелюбия)
    • Эскулап (бог врачевания, сын Феба)
    • Фасцинус (бог-защитник от проклятий и демонов)
    • Аквилон (бог северного ветра)
    • Фавоний (бог западного ветра)
    • Австр (бог южного ветра)
    • Эвр (бог восточного ветра)
    • Хиона (богиня снега и льда, дочь Аквилона)
    • Термин (божество границ)
    • Янус (божество входов и выходов, концов и начал)
    • Конс (божество жатвы)
    • Опа (богиня жатвы и плодородия)
    • Ферония (богиня жатвы)
    • Пик (божество полей)
    • Эвентус (божество урожая)
    • Сильван (божество лесов)
    • Пилумн (божество брака)
    • Пикумн (божество рождения)
    • Вагитан (божество древних римлян, присутствовавшее при первых криках новорожденного)
    • Карна (покровительница человеческого тела)
    • Лаверна (богиня прибыли, покровительница воров)
    • Кибела (богиня земледелия, лесов и растительности)
    • Помона (богиня земледелия и садов)
    • Тривия (богиня лунного света и чародейства)
    • Люцина (богиня деторождения, дочь Юпитера и Юноны)
    • Флора (богиня растительного мира)
    • Салация (морская богиня, жена Нептуна)
    • Протей (морской бог, сын Нептуна и Салации)
    • Тритон (морской бог, сын Нептуна и Салации)
    • Прозерпина (богиня плодородия, дочь Юпитера и Цереры)
    • Ангерона (богиня таинственных сил, секретов и болезней)
    • Сол (Солнце)
    • Луна (Луна, месяц)
    • Аврора (Заря)
    • Абунданция (Изобилие)
    • Волупия (Удовольствие)
    • Фуга (Бегство)
    • Виктория (Победа)
    • Кура (Помощь)
    • Пакс (Мир)
    • Фебруус (Очищение)
    • Фатум (Судьба)
    • Фортуна (Случай)
    • Фидес (Верность)
    • Конкордия (Согласие)
    • Дискордия (Раздор)
    • Хонос (Честь)
    • Виртус (Храбрость)
    • Спес (Надежда)
    • Пудисития (Стыдливость)
    • Салюс (Спасение)
    • Пьетас (Родственная любовь)
    • Либертас (Свобода)
    • Клементия (Кротость)
    • Психея (Душа)
    • Кармента (Прорицание)
    • Морс (Смерть)
    • Сомн (Сон)
    • Мания (Безумие)
    • Алгос (Боль)
    • Апата (Ложь)
    • Дика (Правда)
    • Пон (Наказание)
    • Фурина (Месть)
    • Павор (Паника)
    • Тимор (Страх)
    • Этернитас (Вечность)
    • Метида, Метис (Разум)
    • Фама (Молва)
    • Ювента (Юность)
    • Герас (Старость)
    • Парки (3 богини судьбы)
    • Боги детства в римской религии
    • Боги земледелия в римской религии

    Заимствованные боги

    Впитывание соседних местных богов происходило постоянно, поскольку римское государство завоёвывало окружающие территории. Римляне обычно оказывали местным богам завоёванной территории те же почести, что и богам римской государственной религии. В дополнение к Кастору и Поллуксу завоёванные поселения Италии внесли свой вклад в римский пантеон в лице Дианы, Минервы, Геркулеса, Венеры и божеств меньшего ранга, некоторые из которых были италийскими божествами, другие изначально происходили из греческой культуры Великой Греции. В 203 г. до н. э. культовый объект, олицетворяющий Кибелу, был привезён из города Пессинус во Фригии и с должными церемониями приветствовался в Риме, за много веков до того, как её территория была присоединена к Риму. Два поэта той эпохи, Лукреций и Катулл, в середине первого века до нашей эры выражали неодобрительные взгляды на её дикий экстатический культ.

    В некоторых случаях божества врагов власти были официально приглашены пройти через ритуал эвокатии, чтобы занять своё место в новых святилищах в Риме.

    Общины иностранцев (перегрины) и бывших рабов (либертины) продолжали свои религиозные обряды в пределах города. Таким способом Митра попал в Рим, и его популярность в римской армии распространила его культ до таких далеких мест, как Римская Британия. Важные римские божества были в конечном счёте отождествлены с более антропоморфными греческими богами и богинями, и вместе с ними восприняты многие из их атрибутов и мифов.

    Мифические основатели Рима

    • Эней — юный царевич из рода дарданов, сын царя Анхиса и Афродиты; один из героев Троянской войны, друг троянского царевича Гектора. После осады Трои бежал из города и достиг берегов неизвестной страны, встретив народ латинов и женившись после этого на царевне латинов. Спустя много лет, их потомки (Ромул и Рем), станут основателями великого города — Рима, жители которого спустя годы породят на свет самую могущественную в мире империю.
    • Ромул и Рем — сыновья весталки Реи Сильвии и бога войны Марса. Оба брата были сброшены в реку Тибр же Амулием (дядей Реи Сильвии), после чего их младенцами нашла богиня-волчица, вскормившая их, как своих волчат. Позже, оба брата выросли, став могущественными героями-полубогами, узнав о своем божественном происхождении, и, явившись к своему дяде, угрожавшему их матери, убили его, освободив их народ от его гнета. Впоследствии, юноши основали новый город на берегу Тибра, и между ними появился конфликт, перешедший в жестокую дуэль, в ходе которой Ромул смертельно ранил Рема. В знак раскаяния юноша дал новому городу своё имя, назвав Римом (лат. Roma) и став его первым царем.

    Герои римских мифов

    • Эней (сын Венеры, прадед Реи Сильвии)
    • Асканий (старший сын Энея)
    • Сильвий (младший сын Энея)
    • Латин (царь Лаврента, его имя связано с происхождением названия племени латинян, отец невесты Энея)
    • Нумитор (старший сын Сильвия)
    • Амулий (младший сын Сильвия)
    • Ромул и Рем (сыновья Марса и Реи Сильвии, основатели Рима)
    • Авиллий (сын Ромула)
    • Турн (царь рутулов — племени в древней Италии)
    • Акрос (сабинский царь, убитый по преданию Ромулом в войне и принесенный им в жертву Юпитеру)
    • Геркулес (полубог, сын Юпитера и Алкмены)
    • Персей (полубог, сын Юпитера и Данаи)
    • Терей (сын Марса и нимфы)

    Героини римских мифов

    • Рея Сильвия (жрица богини Весты; мать братьев — великих основателей Рима; потомок Энея)
    • Амата (жена царя латинов)
    • Герсилия (жена Ромула, одна из тридцати похищенных римлянами сабинянок)
    • Лавиния (дочь Латина и Аматы; жена Энея)
    • Тарпия (одна из весталок, дочь Спурия Тарпея, начальника Капитолийской крепости, предательница своего народа в войне с сабинянами)

    Мифические существа (по Плинию Старшему)

    • Блеммии — вымышленная раса человекоподобных существ, у которых нет головы, а глаза и рот расположены на груди
    • Кентавры — народ диких смертных существ с головой и торсом человека на теле лошади
    • Фавны — козлоногие лесные божества
    • Вакханки — спутницы бога вина Вакха
    • Наяды — нимфы-воплощения источников
    • Дриады — нимфы лесов
    • Ореады — нимфы гор
    • Напеи — нимфы долин и полей
    • Лимониады — нимфы полян и лугов
    • Небулы — нимфы облаков
    • Ауры — духи ветра
    • Вентусы — духи шторма
    • Карпои — духи зерна
    • Нереиды — нимфы морей
    • Океаниды — нимфы океана, дочери титанов Океана и Тетис
    • Фурии — богини мщения, дочери Эребуса и Нокс
    • Керы — богини смерти и войны, дочери Эребуса и Нокс
    • Лары — божества домашнего очага
    • Пенаты — добрые домашние божества, охранявшие единство и благополучие каждой римской семьи
    • Маны — духи предков
    • Камены — покровительницы наук, поэзии и искусств
    • Гигинеи — раса землерожденных великанов
    • Гиганты — раса ужасных змееногих хтонических чудовищ, рожденных Землей и её вторым мужем, чтобы отомстить богам Олимпа за свержение титанов и захват власти.
    • Тритоны — подводные божества, свита Нептуна и Салации, Океана и Тетис
    • Цетусы — морские чудовища, вроде гигантских осьминогов с клыками, дети Кето и Турсциверса
    • Ламии — демоны-упыри, свита богини Тривии и бога Тартарусса
    • Лестригоны — народ великанов-людоедов
    • Лярвы — души и привидения умерших людей, приносящие несчастья, вплоть до смерти, тем, кто их увидел
    • Амфисбены — раса летающих змей, с двумя головами: с одной на шее, другой — на длинном хвосте.
    • Реморы — гигантские рыбы с присоской на голове, якобы обитающие в морях и задерживающие корабли
    • Гарпии — полуженщины-полуптицы, дети морского божества Тавмантуса и океаниды Электры
    • Грации — богини красоты и изящества
    • Грифоны — мифические крылатые существа, с туловищем льва, головой орла

    Древние римляне в связи со сходством культуры позаимствовали у греков их мифологию, то есть историю сотворения мира.

    См. также

    Ссылки

    wikiredia.ru

    Соответствие римских и греческих богов — Википедия

    Греция Описание Рим
    Аид или Гадес бог царства мёртвых Плутон, Орк, Диспатер
    Амфитрита жена Посейдона (Нептуна) Салация
    Аполлон бог солнца и покровитель искусств, бог врачевания Феб (Аполлон)
    Арес бог войны Марс
    Артемида богиня охоты, луны Диана
    Асканий персонаж мифов (сын Энея) Юл
    Асклепий бог врачевания Эскулап
    Атлас или Атлант титан, эпоним океана и гор Атлант
    Афина богиня мудрости и справедливой войны Минерва
    Афродита богиня любви и красоты Венера
    Борей бог северного ветра Аквилон
    Геба богиня юности Ювента
    Геката богиня лунного света, магии, колдовства Тривия
    Гелиос титан солнца Сол
    Гемера божество дня Диес
    Гера царица богов, богиня семьи, семейных уз, женщин Юнона
    Геракл герой мифов, сын Зевса (Юпитера) Геркулес
    Гермес вестник богов, покровитель путников и торговцев Меркурий
    Геспер сын Атланта или Астрея, божество вечерней звезды (Венеры) Веспер
    Гестия богиня домашнего очага Веста
    Гефест бог огня и кузнечного ремесла Вулкан
    Гея богиня земли Теллус (Терра)
    Панацея богиня здоровья Салюс
    Гименей божество брака Талассий
    Гипнос, Морфей Бог сна (сновидений) Сомн
    Деметра богиня полей и плодородия Церера
    Дидона персонаж мифов, основательница Карфагена Элисса
    Дионис,Вакх бог винограда и виноделия Бахус,Либер
    Зевс верховный бог, бог-громовержец Юпитер
    Зефир бог западного ветра Фавоний
    Илифия богиня родов Люцина
    Ипполит герой, сын Тесея Вирбий
    Кибела богиня-владычица гор, лесов, зверей Опа
    Кора божество матери Земли Теллус
    Кронос титан времени Сатурн
    Лето титанида (дочь Кея и Фебы) Латона
    Ливия нимфа, эпоним Ливии, а также сама эта страна Ливия
    Лисса божество безумия Мания
    Мегера, Немезида богиня мести Фурина
    Мойры богини человеческой судьбы Парки
    Музы покровительницы наук, поэзии и искусств Камены
    Ника, Нике богиня победы Виктория
    Нот бог южного ветра Австр
    Нюкта божество ночи Нокс
    Одиссей герой, главное действующее лицо «Одиссеи» Улисс
    Осса олицетворение молвы, вестница Зевса Фама
    Пан бог лесов, охотников и пастухов, всей природы, бог-сатир Фавн
    Персефона богиня плодородия и царства мёртвых Прозерпина, Карне, Фуррин
    Пистис богиня верности клятве Фидес
    Плутос бог богатства Плутон
    Полидевк герой, один из Диоскуров, брат-близнец Кастора Поллукс
    Понт (мифология) бог-олицетворение Моря, самый первый водный бог Понтус
    Посейдон бог морей, коней и землетрясений Нептун
    Рея титанида, мать богов Опс (Опа)
    Селена титанида луны Диана
    Семела мать Диониса Стимула либо Либера
    Силен божества лесов Сильван
    Танатос бог смерти Морс
    Тартар бог Зла, дух Ада и Разрушения, отец гигантов Тартаррус
    Тихе, Тюхе, Тиха богиня случая и судьбы Фортуна
    Уран бог неба, отец титанов, отец Сатурна (Кроноса) Целум
    Фемида богиня правосудия Юстиция, Эквитас
    Фосфор божество утренней звезды (Венеры) Люцифер
    Хариты богини красоты и изящества Грации
    Хлорис богиня цветов Флора
    Эвр бог восточного ветра Вольтурн
    Энио богиня неистовой войны Беллона
    Эос богиня утренней зари Аврора
    Эрида богиня раздора Дискордия
    Эреб,Скотос олицетворение мрака Эребус
    Эринии богини мщения Фурии
    Эрот, Эрос бог любви Амур, Купидон
    Эхо нимфа Мута, Тацита

    wiki2.red

    Римская мифология — Википедия. Что такое Римская мифология

    Древнеримский каменный календарь. Наверху изображены боги, управляющие днями недели, начиная с субботы. Посреди изображён зодиак, а слева и справа — числа месяца. III—IV века нашей эры

    Ри́мская мифоло́гия — совокупность традиционных историй, относящихся к легендарному происхождению Древнего Рима и его религиозной системе, представленных в литературе и изобразительном искусстве римлян. Термин «римская мифология» может относиться также к современному изучению этих представлений, а также к материалам из других культур любого периода, в которых рассматривается римская литература и искусство.

    Римляне обычно трактовали эти традиционные повествования как исторические, даже если они содержат чудеса или элементы сверхъестественности. Повествования часто связаны с политикой и моралью и с тем, как личная неприкосновенность человека соотносится с его ответственностью перед обществом и Римским государством. Важной темой является героизм. Когда повествование касалось римской религиозной практики, оно больше было связано с ритуалами, предсказаниями и общественными институтами, чем с теологией или космогонией[1].

    Изучение римской религии и мифов осложняется ранним влиянием греческой религии на Апеннинском полуострове в протоисторический период истории Рима, а позже художественным подражанием римских авторов греческим литературным образцам. Римляне с любопытством стремятся отождествить своих собственных богов с греческими (см. Соответствие римских и греческих богов) и дают новое толкование повествований о греческих божествах под именами своих римских аналогов[2]. Ранние римские мифы и легенды имеют также динамичные переплетения с этрусской религией, менее документированной, чем греческая.

    Хотя в римской мифологии, может быть, не хватает столь широкого божественного повествования, как в греческой литературе[3], но, тем не менее, изображение Ромула и Рема, сосущих волчицу, является столь же знаменитым, как любое изображение из греческой мифологии, за исключением троянского коня[4]. Поскольку латинская литература была более широко известна в Европе в Средние века и в эпоху Возрождения, интерпретация греческих мифов римлянами часто имели большее влияние на живописные представления о «классической мифологии», чем греческие источники. В частности, версии греческих мифов в Метаморфозах Овидия, написанные во время правления Августа, стали рассматриваться как канонические.

    Характер римского мифа

    Поскольку ритуал играет центральную роль в римской религии, как и в мифах, созданных греками, иногда возникает сомнение по поводу того, что большая часть римских мифов имеет исконно римское происхождение. Это восприятие является продуктом романтизма и антиковедения XIX века, которые расценивают греческую цивилизацию как более «достоверно творческую».[5] Но от Ренессанса до XVIII века римские мифы были частью вдохновения для европейской живописи.[6] Римские традиции особенно богаты историческими мифами или легендами, касающимися основания и возвышения города. Эти повествования сосредоточены на человек-деятеле, в жизни которого бывают лишь случайные вмешательства божества, но всепроникающее чувство божественности всегда сопровождает его судьбу. В ранний период Рима история и миф имеют взаимные и взаимодополняющие отношения.[7] Как отмечает Т. П. Уайзман:

    Римская история все ещё имеет такое же значение, какое она имела для Данте в 1300 году, Шекспира в 1600 году и отцов-основателей Соединённых Штатов в 1776 году. Что нужно для того, чтобы быть свободным гражданином? Может ли сверхдержава быть ещё и республикой? Как благонамеренная власть превращается в убийственную тиранию?[6]

    Основными источниками римских мифов являются Энеида Вергилия и первые несколько книг истории Ливия. Другими важными источниками являются Фасты Овидия, шеститомная книга стихотворений, структурированных под римский религиозный календарь, и четвёртая книга элегий Проперция. Сцены из римских мифов появляются также в римской настенной живописи, на монетах и в скульптуре, в частности, на рельефах.

    Мифы об основании Рима

    Энеида и ранняя история Ливия являются самыми лучшими из всех существующих источников по мифам об основании Рима. Материал из греческой героической легенды был привит на местное племя в самом начале её истории. Троянский царевич Эней женился на Лавинии, дочери царя Латина, легендарного предка латинян, от имени которого и произошло название племени. Именно они через запутанную ревизионистами генеалогию являются предками Ромула и Рема. В более широком понимании, троянцы были приняты в качестве мифических предков народа Рима.

    Другие мифы

    Характерные мифы Рима чаще всего можно отнести к политическим или моральным, то есть они связаны с развитием системы римского правления в соответствии с божественными законами, выраженными древнеримской религией, и с демонстрацией приверженности человека к моральным надеждам (mos maiorum) или неудачам сделать это.

    • Похищение сабинянок объясняет важность сабинян в формировании римской культуры и возвышение Рима через конфликт и альянс.
    • Нума Помпилий, второй царь Рима, по происхождению сабинянин, который общался с нимфой Эгерией и создал многие из правовых и религиозных институтов Рима.
    • Сервий Туллий, шестой царь Рима, который, как говорили, был любовником богини Фортуны, и чьё таинственное происхождение является свободно мифологизированным.
    • Тарпейская скала и почему она использовалась для казни предателей.
    • Лукреция, чьё самопожертвование послужило поводом к свержению ранней Римской монархии и привело к созданию Республики.
    • Гораций на мосту, доказавший важность индивидуальной доблести.
    • Муций Сцевола («Левша»), который сунул правую руку в огонь, чтобы доказать свою лояльность по отношению к Риму.
    • Клелия, отважная римлянка, отданная царю этрусков Порсенне в качестве заложницы и бежавшая в Рим, переправившись верхом на коне через Тибр
    • Цекул и основание Палестрины.[8]
    • Манлий Капитолин и гуси, о божественном вмешательстве в осаду Рима галлами.[9]
    • Истории, относящиеся к Капратинским нонам и празднествам Поплифугии.[10]
    • Кориолан, история о политике и морали.
    • Этрусский город Кориф как «колыбель» троянский и италийской цивилизаций.[11]
    • Прибытие Великой Матери (Кибелы) в Рим.[12]

    Религия и мифы

    Божественное повествование играло в греческой системе религиозной веры более важную роль, чем у римлян, для которых первичными были ритуал и культ. Хотя римская религия не была основана на священном писании и его истолковании, священническая литература была одной из самых ранних письменных форм латинской прозы.[13] Книги (Libri) и комментарии (Commentarii) коллегии понтификов и авгуров содержали религиозные процедуры, молитвы, постановления и мнения по пунктам религиозного закона.[14] Хотя по крайней мере некоторые из этих материалов были доступны для консультаций римскому сенату, часто они были occultum genus litterarum (тайной за семью печатями),[15] загадочной формой литературы, к которой доступ имели только жрецы.[16] Пророчества, относящиеся к мировой истории и судьбе Рима, появлявшиеся в критические моменты истории, неожиданно были обнаружены в туманных книгах Сивилл, которые, согласно легенде, были приобретены Тарквинием Гордым в конце VI века до нашей эры у куманских Сивилл. Некоторые аспекты архаичной римской религии были записаны в утерянных богословских трудах учёного I века до н. э. Марка Теренция Варрона, и теперь известны по трудам других классических и христианских авторов.

    Во главе самого раннего пантеона в Риме была так называемая архаическая триада в лице Юпитера, Марса и Квирина, фламины которых были самого высокого ранга, а также Янус и Веста. Согласно традиции, основателем римской религии был Нума Помпилий, второй сабинский царь Рима, который, как считается, имел в качестве супруги и советницы римскую богиню, нимфу источников и пророчеств Эгерию. Под влиянием этруссков позже центром официальной религии стала капитолийская триада в лице Юпитера, Юноны и Минервы, заменив архаическую триаду — необычный пример в индоевропейской религии, когда высшая триада формируется из двух женских божеств и только одного мужского. Поклонение Диане проводилось на Авентинском холме, но самым известным римским олицетворением этой богини считается Диана Неморенсис, внимание к которой возникло благодаря мифографической классике Фрэзера «Золотая ветвь» («The Golden Bough»).

    Боги отчётливо предстают как практическая необходимость в повседневной жизни, все обряды скрупулёзно проработаны, а жертвоприношения считаются необходимостью. Ранние римские божества включали множество «богов-специалистов», каждый из которых призывался в помощь для выполнения конкретного вида деятельности. Фрагменты старых ритуалов, сопровождающие такие деяния, как пахота или сев, показывают, что на каждом таком этапе вызывались отдельные божества, а имя божества происходило от названия этого этапа. Божества-покровители были особенно важны в Древнем Риме.

    Таким образом, Янус и Веста охраняли двери и семейный очаг, лары оберегали поле и дом, Палес — пастбища, Сатурн — посевы, Церера — рост хлебных злаков, Помона — древесные плоды, а Конс и Опа — урожай. Даже величественный Юпитер, правитель богов, был удостоен награды за помощь дождями, которые он давал для крестьянских хозяйств и виноградников. В более широком представлении, благодаря своему оружию в виде молний, он считался дирижёром человеческой деятельности и, вследствие широты сфер влияния, защитником римлян в их военной деятельности за пределами своей общины. В более древние времена почитаемыми богами были Марс и Квирин, которых часто отождествляют друг с другом. Марс был богом войны, праздники в его честь были в марте и октябре. Квирин, как полагают современные учёные, был покровителем армии в мирное время.

    Известный учёный XIX века Георг Виссова считал,[17] что римляне различали два класса богов: di indigetes (местные) и di novensides или novensiles (новые). Местные боги были первыми богами римского государства, их имена и природа обнаруживаются из титулов ранних священников и календаря празднеств, около 30 таких богов были удостоены специальных фестивалей. Новые боги появились позднее, их культ был введён в исторический период, когда уже господствовал Рим. Как правило, дата их введения известна, их возникновение было ответом на конкретные кризисные явления или когда в них ощущалась потребность. Однако Арнальдо Момильяно и некоторые другие учёные утверждают, что о таком различии нельзя утверждать.[18] Во время войн с Ганнибалом всякое различие между «местными» и «новыми» богами начинает исчезать, и римляне восприняли разных богов из различных культур как знак силы и универсальной божественной милости.[19]

    Заимствованные боги

    Впитывание соседних местных богов происходило постоянно, поскольку римское государство завоёвывало окружающие территории. Римляне обычно оказывали местным богам завоёванной территории те же почести, что и богам римской государственной религии. В дополнение к Кастору и Поллуксу завоёванные поселения Италии внесли свой вклад в римский пантеон в лице Дианы, Минервы, Геркулеса, Венеры и божеств меньшего ранга, некоторые из которых были италийскими божествами, другие изначально происходили из греческой культуры Великой Греции. В 203 г. до н. э. культовый объект, олицетворяющий Кибелу, был привезён из города Пессинус во Фригии и с должными церемониями приветствовался в Риме, за много веков до того, как её территория была присоединена к Риму. Два поэта той эпохи, Лукреций и Катулл, в середине первого века до нашей эры выражали неодобрительные взгляды на её дикий экстатический культ.

    В некоторых случаях божества врагов власти были официально приглашены пройти через ритуал эвокатии, чтобы занять своё место в новых святилищах в Риме.

    Общины иностранцев (перегрины) и бывших рабов (либертины) продолжали свои религиозные обряды в пределах города. Таким способом Митра попал в Рим, и его популярность в римской армии распространила его культ до таких далеких мест, как Римская Британия. Важные римские божества были в конечном счёте отождествлены с более антропоморфными греческими богами и богинями, и вместе с ними восприняты многие из их атрибутов и мифов.

    См. также

    Примечания

    1. ↑ John North, Roman Religion (Cambridge University Press, 2000) pp. 4ff.
    2. ↑ North, Roman Religion, pp. 4—5.
    3. ↑ North, Roman Religion, p. 4.
    4. ↑ T.P. Wiseman, Remus: A Roman Myth (Cambridge University Press, 1995), p. xiii.
    5. ↑ T.P. Wiseman, The Myths of Rome (University of Exeter Press, 2004), preface (n.p.).
    6. 1 2 Wiseman, The Myths of Rome, preface.
    7. ↑ Alexandre Grandazzi, The Foundation of Rome: Myth and History (Cornell University Press, 1997), pp. 45-46.
    8. ↑ J.N. Bremmer and N.M. Horsfall, Roman Myth and Mythography (University of London Institute of Classical Studies, 1987), pp. 49-62.
    9. ↑ Bremmer and Horsfall, pp. 63-75.
    10. ↑ Bremmer and Horsfall, pp. 76-88.
    11. ↑ Bremmer and Horsfall, pp. 89-104; Larissa Bonfante, Etruscan Life and Afterlife: A Handbook of Etruscan Studies (Wayne State University Press, 1986), p. 25.
    12. ↑ Bremmer and Horsfall, pp. 105—111.
    13. ↑ Moses Hadas, A History of Latin Literature (Columbia University Press, 1952), p. 15 online.
    14. ↑ C.O. Brink, Horace on Poetry. Epistles Book II: The Letters to Augustus and Florus (Cambridge University Press, 1982), p. 64 online.
    15. ↑ Cicero, De domo sua 138.
    16. ↑ Jerzy Linderski, «The libri reconditiHarvard Studies in Classical Philology 89 (1985) 207—234.
    17. ↑ Georg Wissowa, De dis Romanorum indigetibus et novensidibus disputatio (1892), full text (in Latin) online.
    18. ↑ Arnaldo Momigliano, "From Bachofen to Cumont, " in A.D. Momigliano: Studies on Modern Scholarship (University of California Press, 1994), p. 319; Franz Altheim, A History of Roman Religion, as translated by Harold Mattingly (London, 1938), pp. 110—112; Mary Beard, J.A. North and S.R.F. Price. Religions of Rome: A History (Cambridge University Press, 1998), vol. 1, p. 158, note 7.
    19. ↑ William Warde Fowler, The Religious Experience of the Roman People (London, 1922) pp. 157 and 319; J.S. Wacher, The Roman World (Routledge, 1987, 2002), p. 751.

    Литература

    • Alan Cameron Greek Mythography in the Roman World (2005) Oxford University Press, Oxford (reviewed by T P Wiseman in Times Literary Supplement 13 May 2005 page 29)
    • Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae (LIMC) (1981—1999) Artemis-Verlag, 9 volumes.

    wiki.sc

    Соответствие римских и греческих богов — Википедия (с комментариями)

    Ты - не раб!
    Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
    http://noslave.org

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Соответствие римских и греческих богов — список, показывающий взаимосвязь богов и мифологических героев двух культур. Греческая цивилизация оказала большое влияние на формирование римской мифологии. По мнению историков, корни римской мифологии берут начало в примитивных мифах, связанных с обожествлением сил природы, смьи, происхождения общины и города. Влияние греческой мифологии на римскую сказалось позднее и берёт начало примерно в VI—V веке до н. э. Сложившийся пантеон богов, обширная литература и культура мифотворчества неизбежно воздействовала на представителей римской цивилизации, активно контактировавших с близлежащими греческими колониями.[1]

    Римский автор III века до н. э. Ливий Андроник, который первым перевёл на латынь Одиссею, активно использует в своих текстах греческих «романизированных» богов. Со временем в римский пантеон попали греческие боги аналогов которых не было у римлян: Эскулап, Аполлон. Это было проявлением определённой открытости, терпимости и даже критического подхода к религии. В древнем Риме легко принимали в пантеон других божеств, стараясь таким образом привлечь на свою сторону как самих богов, так и поклонявшиеся им народы.[2]

    Греция Описание Рим
    Аид или Гадес бог царства мёртвых Плутон, Орк, Диспатер
    Амфитрита жена Посейдона (Нептуна) Салация
    Аполлон бог солнца и покровитель искусств Аполлон
    Арес бог войны Марс
    Артемида богиня охоты Диана
    Асканий персонаж мифов (сын Энея) Юл
    Асклепий бог врачевания Эскулап
    Атлас или Атлант титан, эпоним океана и гор Атлант
    Афина богиня мудрости и справедливой войны Минерва
    Афродита богиня любви и красоты Венера
    Борей бог северного ветра Аквилон
    Геба богиня юности Ювента
    Геката богиня лунного света Тривия
    Гелиос солнечный бог Сол
    Гемера божество дня Диес
    Гера царица богов Юнона
    Геракл герой мифов, сын Зевса Геркулес
    Гермес вестник богов, покровитель путников и торговцев Меркурий
    Геспер сын Атланта или Астрея, божество вечерней звезды (Венеры) Веспер
    Гестия богиня домашнего очага Веста
    Гефест бог огня и кузнечного ремесла Вулкан
    Гея богиня земли Теллус
    Панацея богиня здоровья Салюс
    Гименей божество брака Талассий
    Гипнос, Морфей Бог сна Сомн
    Деметра богиня полей и плодородия Церера
    Дидона персонаж мифов, основательница Карфагена Элисса
    Дионис,Вакх бог виноградарства и виноделия Бахус,Либер
    Зевс верховный бог Юпитер
    Зефир бог западного ветра Фавоний
    Илифия богиня родов Люцина
    Ипполит герой, сын Тесея Вирбий
    Кибела богиня-владычица гор, лесов, зверей Опа
    Кора божество матери Земли Теллус
    Кронос титан времени Сатурн
    Лето титанида (дочь Кея и Фебы) Латона
    Ливия нимфа, эпоним Ливии, а также сама эта страна Ливия
    Лисса божество безумия Мания
    Мегера богиня мести Фурина
    Мойры богини человеческой судьбы Парки
    Музы покровительницы наук, поэзии и искусств Камены
    Ника, Нике богиня победы Виктория
    Нот бог южного ветра Австр
    Нюкта божество ночи Нокс
    Одиссей герой, главное действующее лицо «Одиссеи» Улисс
    Осса олицетворение молвы, вестница Зевса Фама
    Пан бог лесов, охотников и пастухов, всей природы Фавн
    Персефона богиня плодородия и царства мёртвых Прозерпина, Карне, Фуррин
    Пистис богиня верности клятве Фидес
    Плутос бог богатства Плутон
    Полидевк герой, один из Диоскуров, брат-близнец Кастора Поллукс
    Понт (мифология) бог-олицетворение Моря, самый первый водный бог Понтус
    Посейдон бог морей и землетрясений Нептун
    Селена богиня луны Диана
    Семела мать Диониса Стимула либо Либера
    Силен божества лесов Сильван
    Танатос бог смерти Морс
    Тартар бог Зла, дух Ада и Разрушения, отец гигантов Тартаррус
    Тихе, Тюхе, Тиха богиня случая и судьбы Фортуна
    Фемида богиня правосудия Юстиция, Эквитас
    Фосфор божество утренней звезды (Венеры) Люцифер
    Хариты богини красоты и изящества Грации
    Хлорис богиня цветов Флора
    Эвр бог восточного ветра Вольтурн
    Энио богиня неистовой войны Беллона
    Эос богиня утренней зари Аврора
    Эрида богиня раздора Дискордия
    Эреб,Скотос олицетворение мрака Эребус
    Эринии богини мщения Фурии
    Эрот, Эрос бог любви Амур, Купидон
    Эхо нимфа Мута, Тацита

    Напишите отзыв о статье "Соответствие римских и греческих богов"

    Примечания

    1. [ancientrome.ru/religia/rome/roman-mythology.htm Римская мифология] Е. М. Штаерман «Мифы народов мира». Энциклопедия. (В 2 томах). «Советская энциклопедия», 1982. Т. II, с. 380—384. ссылка от 13 октября 2008
    2. [www.mystic-chel.ru/~ancient-rome/religion-of-rome.htm «Религия Рима» Кравченко А. И. Культурология. — М.:Академический Проект, 2001; Машкин Н. А. История древнего Рима. — М. ОГИЗ, 1947] ссылка от 13 октября 2008

    Ссылки

    • [www.sacrament.ru/arbor/60.html Таблица аналогий богов разных пантеонов]
    • [phoebus.chronarda.ru/myth/double.php Греко-римские божества]

    Отрывок, характеризующий Соответствие римских и греческих богов

    Диспозиция эта, про которую с восторгом говорят французские историки и с глубоким уважением другие историки, была следующая:
    «С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на равнине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским.
    В это же время начальник артиллерии 1 го корпуса, генерал Пернетти, с 30 ю орудиями дивизии Компана и всеми гаубицами дивизии Дессе и Фриана, двинется вперед, откроет огонь и засыплет гранатами неприятельскую батарею, против которой будут действовать!
    24 орудия гвардейской артиллерии,
    30 орудий дивизии Компана
    и 8 орудий дивизии Фриана и Дессе,
    Всего – 62 орудия.
    Начальник артиллерии 3 го корпуса, генерал Фуше, поставит все гаубицы 3 го и 8 го корпусов, всего 16, по флангам батареи, которая назначена обстреливать левое укрепление, что составит против него вообще 40 орудий.
    Генерал Сорбье должен быть готов по первому приказанию вынестись со всеми гаубицами гвардейской артиллерии против одного либо другого укрепления.
    В продолжение канонады князь Понятовский направится на деревню, в лес и обойдет неприятельскую позицию.
    Генерал Компан двинется чрез лес, чтобы овладеть первым укреплением.
    По вступлении таким образом в бой будут даны приказания соответственно действиям неприятеля.
    Канонада на левом фланге начнется, как только будет услышана канонада правого крыла. Стрелки дивизии Морана и дивизии вице короля откроют сильный огонь, увидя начало атаки правого крыла.
    Вице король овладеет деревней [Бородиным] и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Морана и Жерара, которые, под его предводительством, направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками армии.
    Все это должно быть исполнено в порядке (le tout se fera avec ordre et methode), сохраняя по возможности войска в резерве.
    В императорском лагере, близ Можайска, 6 го сентября, 1812 года».
    Диспозиция эта, весьма неясно и спутанно написанная, – ежели позволить себе без религиозного ужаса к гениальности Наполеона относиться к распоряжениям его, – заключала в себе четыре пункта – четыре распоряжения. Ни одно из этих распоряжений не могло быть и не было исполнено.
    В диспозиции сказано, первое: чтобы устроенные на выбранном Наполеоном месте батареи с имеющими выравняться с ними орудиями Пернетти и Фуше, всего сто два орудия, открыли огонь и засыпали русские флеши и редут снарядами. Это не могло быть сделано, так как с назначенных Наполеоном мест снаряды не долетали до русских работ, и эти сто два орудия стреляли по пустому до тех пор, пока ближайший начальник, противно приказанию Наполеона, не выдвинул их вперед.
    Второе распоряжение состояло в том, чтобы Понятовский, направясь на деревню в лес, обошел левое крыло русских. Это не могло быть и не было сделано потому, что Понятовский, направясь на деревню в лес, встретил там загораживающего ему дорогу Тучкова и не мог обойти и не обошел русской позиции.
    Третье распоряжение: Генерал Компан двинется в лес, чтоб овладеть первым укреплением. Дивизия Компана не овладела первым укреплением, а была отбита, потому что, выходя из леса, она должна была строиться под картечным огнем, чего не знал Наполеон.
    Четвертое: Вице король овладеет деревнею (Бородиным) и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Марана и Фриана (о которых не сказано: куда и когда они будут двигаться), которые под его предводительством направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками.
    Сколько можно понять – если не из бестолкового периода этого, то из тех попыток, которые деланы были вице королем исполнить данные ему приказания, – он должен был двинуться через Бородино слева на редут, дивизии же Морана и Фриана должны были двинуться одновременно с фронта.
    Все это, так же как и другие пункты диспозиции, не было и не могло быть исполнено. Пройдя Бородино, вице король был отбит на Колоче и не мог пройти дальше; дивизии же Морана и Фриана не взяли редута, а были отбиты, и редут уже в конце сражения был захвачен кавалерией (вероятно, непредвиденное дело для Наполеона и неслыханное). Итак, ни одно из распоряжений диспозиции не было и не могло быть исполнено. Но в диспозиции сказано, что по вступлении таким образом в бой будут даны приказания, соответственные действиям неприятеля, и потому могло бы казаться, что во время сражения будут сделаны Наполеоном все нужные распоряжения; но этого не было и не могло быть потому, что во все время сражения Наполеон находился так далеко от него, что (как это и оказалось впоследствии) ход сражения ему не мог быть известен и ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть исполнено.

    Многие историки говорят, что Бородинское сражение не выиграно французами потому, что у Наполеона был насморк, что ежели бы у него не было насморка, то распоряжения его до и во время сражения были бы еще гениальнее, и Россия бы погибла, et la face du monde eut ete changee. [и облик мира изменился бы.] Для историков, признающих то, что Россия образовалась по воле одного человека – Петра Великого, и Франция из республики сложилась в империю, и французские войска пошли в Россию по воле одного человека – Наполеона, такое рассуждение, что Россия осталась могущественна потому, что у Наполеона был большой насморк 26 го числа, такое рассуждение для таких историков неизбежно последовательно.
    Ежели от воли Наполеона зависело дать или не дать Бородинское сражение и от его воли зависело сделать такое или другое распоряжение, то очевидно, что насморк, имевший влияние на проявление его воли, мог быть причиной спасения России и что поэтому тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24 го числа непромокаемые сапоги, был спасителем России. На этом пути мысли вывод этот несомненен, – так же несомненен, как тот вывод, который, шутя (сам не зная над чем), делал Вольтер, говоря, что Варфоломеевская ночь произошла от расстройства желудка Карла IX. Но для людей, не допускающих того, чтобы Россия образовалась по воле одного человека – Петра I, и чтобы Французская империя сложилась и война с Россией началась по воле одного человека – Наполеона, рассуждение это не только представляется неверным, неразумным, но и противным всему существу человеческому. На вопрос о том, что составляет причину исторических событий, представляется другой ответ, заключающийся в том, что ход мировых событий предопределен свыше, зависит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях, и что влияние Наполеонов на ход этих событий есть только внешнее и фиктивное.

    wiki-org.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *