Биология ломоносова кратко – Михаил Ломоносов краткая биография — Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Достижения ломоносова в биологии. Скиньте сайт на достижения Ломоносова

19 ноября 1711гг. — 15апреля 1765 (53 года) . Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, ботаник.

Великого ученого интересовали также биологические науки: ботаника и зоология, особенно палеозоология,
анатомия и физиология животных. Он любил живую природу, старательно ее изучал, заставлял служить человеку. М. В. Ломоносов заботился о развитии рыбоводства.

Передовые взгляды М. В. Ломоносова были направлены на сочетание теории с практикой, с жизнью. Деятельность М. В. Ломоносова сыграла огромную роль в развитии зоогеографических и фаунистических исследований в России.

10 июня 1741 года Ломоносов был направлен к профессору ботаники и естественной истории И. Амману для изучения естествознания. Ломоносов под руководством Аммана приступил к составлению Каталога собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры. Он быстро справился с этой задачей, это был одни из первых его научных трудов.

Великого ученого интересовали также биологические науки: ботаника и зоология, особенно палеозоология, анатомия и физиология животных. Он любил живую природу, старательно ее изучал, заставлял служить человеку. Ломоносов заботился о развитии рыбоводства.

Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания. Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества. В период господства теории теплорода утверждал, что теплота обусловлена движением корпускул. Сформулировал принцип сохранения материи и движения. Исключил флогистон из числа химических агентов. Заложил основы физической химии. Исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о цвете. Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Опубликовал руководство по металлургии. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути, освоения Сибири. Будучи сторонником деизма, материалистически рассматривал явления природы.

Ломоносов отстаивал идею воздушного питания растений (фотосинтез) . «Явление пышных дерев, на голом песке свои корни утверждающих, явно свидетельствует о том, что листами своими из воздуха жиртый тук питают»

Ломоносов интересовался (что менее известно) науками о живой природе, в особенности ботаникой. Русский ботаник Г. Ф. Соболевский упоминает его в числе собирателей растений петербургской флоры. Насколько хорошо Ломоносов ориентировался в этой области видно из того, что он обнаружил в составленном известным натуралистом-путешественником С. П. Крашенинниковым списке растений петербургской флоры пропуск одного растения, а именно — колокольчика широколистного.

Важнейшей идеей, которая пронизывает все труды Ломоносова и выражена в них с отчетливой ясностью, является идея вечного движения и непрерывного развития в природе. Идея противостоит взглядам современников Ломоносова, которые рассматривали природу как нечто неподвижное, раз навсегда данное.

Спасибо за внимание..

otvet.mail.ru

где родился и учился, деятельность русского ученого

История Российского государства помнит великое множество достойных деятелей науки и искусства. Знаменитый учёный Михаил Васильевич Ломоносов, краткая биография которого является примером целеустремлённости и трудолюбия, выделяется особо. Это был чрезвычайно одарённый человек с многосторонними талантами. Некоторые его научные труды не потеряли своей актуальности до наших времён.

Детство на Двине и юность


Выдающийся русский ученый оставил потомкам автобиографию, но многие исследователи также писали о его жизни и творчестве.

8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской Архангельской губернии появился на свет будущий академик. Он родился в семействе рыбака Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых. Жили они не слишком богато. Отец рыбачил, а мать занималась домом и ребёнком.

Когда мальчику исполнилось девять лет, скончалась его мать. Отец повторно вступил в брак год спустя. Федора Михайловна Ускова, новая жена Василия Дорофеевича, прожила недолго, скончавшись, в 1724 году. Третьей его супругой стала Ирина Семёновна Корельская. Взаимоотношения мачехи и пасынка не сложились, Михаил звал её «злой и завистливой мачехой».

Домашнее обучение

В детстве Миша частенько отправлялся с отцом на промысел. Эти поездки повлияли на становление его личности. Суровые условия Севера укрепили его физическое и нравственное состояние. Увиденные в путешествиях красоты окружающего мира развивали мышление и воображение мальчика. К четырнадцати годам он освоил грамоту и безошибочно писал. В те времена большинство населения Российской империи было неграмотным, а красиво писать, как это делал Михаил, умели единицы.

В родном селе он овладевал знаниями под началом дьяка Дмитровской церкви Сабельникова и односельчанина И. Шубного. Чтение книг, подаренных соседскими сыновьями, занимало досуг молодого человека. Научная вселенная покорилась ему с помощью «Арифметики» Л. Магницкого и «Грамматики» М. Смотрицкого.

Такая увлечённость приводила к ссорам с отцом и мачехой. Учителя, впечатлённые достижениями Михаила, советовали продолжать просвещение в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. 15 декабря 1730 г. Михайло тайно бежит с вереницей саней поставщиков рыбопродуктов в Москву, догнав их после трехсуточной погони по глухим дебрям в одиночку. Так Ломоносов пришёл в Москву.

Российские университеты

Московская славяно-греко-латинская академия покорилась ему через месяц после приезда. Поступлению помогла небольшая уловка. Будущий студент представился дворянином. В этом образовательном учреждении великолепно преподавали латынь, и Ломоносов идеально освоил её. Программу Академии он преодолел в течение пяти лет вместо двенадцати. Этому поспособствовали его последовательность в достижении намеченного и прирождённому прилежанию.

Ощущая недостаток преподавания в сфере физико-математических предметов и философских направлений, в 1734 году лучший студент обратился к руководителям Спасских школ (второе название Академии), где учился Ломоносов, за разрешением и финансовой поддержкой для продолжения образования в Киеве. Приглашение он получил от главы Киево-Могилянской академии архимандрита Стефана.

Обучение в этом учебном заведении разочаровало Ломоносова. Преимущественно преподавались здесь религиозные и богословские дисциплины. Но свободный доступ к огромной библиотеке скрасило пребывание в Киеве. Разочаровавшись, он возвращается туда, откуда приехал.

Учёба в Санкт-Петербурге

Скорее всего, М. В. Ломоносов стал бы священником. Но удача не отвернулась от него. В 1735 году случилось обращение к Сенату барона Корфа, президента Российской академии наук. Он выразил обеспокоенность уменьшением количества студентов и попросил организовать сбор особо талантливых учащихся образовательных учреждений государства.

Архимандриту Стефану также пришло такое послание. Он отправил сообщение об успехах Ломоносова в Москву, выбрал двенадцать учащихся, в число которых попал и Михаил. К началу 1736 года Ломоносов учился в Академическом университете Санкт-Петербурга. Его обучали самые известные преподаватели той поры:

  • профессор математики Крафт был преподавателем математически-физических дисциплин;
  • Х. Герман помогал в освоении немецкого языка.

Тогда же Ломоносов попробовал себя в стихосложении, написании небольших рассказов. Немалый интерес он обнаружил к химическим дисциплинам и минераловедению.

Немецкая поездка Ломоносова

В 1736 г. Михайло в компании с прочими талантливыми учащимися едет для совершенствования познаний в Германию, где планировалось углубить осведомлённость в точных и прикладных сферах. Ломоносов с теплотой и добротой вспоминал времена, проведённые в Марбурге. О своем преподавателе Х. Вульфе он отзывался с большим уважением.

В этом городке состоялось знакомство Михаила с Елизаветой Цильх, ставшей его супругой в 1740 г. Она была дочерью хозяйки квартиры, где жил М. В. Ломоносов . В эти времена проявилось увлечение Ломоносова иноземными языками и литературными течениями. Началось комплектование личного книгохранилища, куда собирались избранные сочинения древних литераторов и современных писателей.

В Германии ученый ведёт активную творческую работу:

  • читает лекции студентам;
  • пишет научные доклады;
  • проводит опыты;
  • постигает новые предметы.

Первые пробы пера

Годы получения образования за пределами Родины ознаменовались дебютом в написании учёных произведений:

  • «О превращении твёрдого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости» — первое исследование молодого учёного;
  • Второе произведение с названием «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул», посвящалось структуре веществ и стало прообразом будущей молекулярной теории.

Молекулы Ломоносов назвал корпускулами. Это событие случилось в 1739 году.

Параллельно, увлекаясь литературными трудами, он начинает слагать вирши. В этом же году российские войска взяли верх над турецкой армией и Ломоносов посвящает этому событию «Оду на взятие Хотина» — первое значимое поэтическое творение. Михаил Васильевич отправляет записку на Родину, в каковой размышляет о канонах отечественной поэтической культуры. С его подачи установилась ныне существующая структура размерности стихотворений, ямб и силлабо-тонический размеры поэтических произведений.

В 1739 г. завершилось проживание в Марбурге. Это было довольно независимое существование, впереди ждала учёба под наблюдением строгого и требовательного преподавателя Генкеля в местечке Фрайбург. Он преподавал рудничное ремесло и металловедение. Ломоносов конфликтовал с педантичным наставником по поводу однообразности и нудности преподавания и по весне 1740 г. приезжает домой.

Возвращение домой

Возвратившись в Российскую Империю, Ломоносов получает должность адъюнкта на физико-математическом факультете Петербуржской научной Академии, а в 1745 г. становится профессором химических наук. В 1748 г. Михаил Васильевич основал химический класс и лабораторию при Академии и трудится здесь.

В 1748 г. здесь формируется исторический Департамент. На его совещаниях разгорелся спор Ломоносова и Г. Ф. Миллера . Он упрекает Миллера в преднамеренной недооценке российских сотрудников в учёных экспериментах. Михаил Васильевич пытается реформировать научный процесс с умыслом «приведения Академии Наук в доброе состояние», настойчиво формируя точку зрения о «недоброхотстве учёных иноземцев к русскому юношеству», к его образованию.

К 1752 г. материальное положение позволило семейству Ломоносовых иметь своё жилище и оборудовать лабораторию для проведения химических экспериментов. Средств хватило даже на комплектование скромного планетария. Наблюдая за космосом, Михаил Васильевич совершил грандиозную находку. В напечатанной в 1761 г. работе «Явление Венеры на Солнце» он предположил, что планета Венера обладает своей атмосферой.

В 1753 г. в деревушке Усть-Рудица, которую ему подарила императрица, М. В. Ломоносов основал предприятие, на котором производили разноцветные живописные стекла. Начинали работу с выработки бисерных шариков и бус. Немного позже в ассортименте продукции возникли столовые наборы, канцелярские и туалетные принадлежности, стеклянная бижутерия. Доходы от производства давали возможность проводить эксперименты со стеклом, изучить способы окраски, создать красители всевозможных оттенков.

Работа в Москве

Московский Университет был открыт в 1755 году по ходатайству Ломоносова. В это учебное заведение принимали всех одарённых людей со всех уголков государства. Многочисленные проекты для прогресса Российской Империи начинались с инициативы учёного.

В 1755 году в произведении «Русская грамматика» Михаил Васильевич высказал некоторые любопытные положения по фонетическим и грамматическим правилам. В основах родной речи по сей день эти идеи являются базовыми и определяющими.

Изготовление неорганических красителей, глазури, стеклянных и фарфоровых изделий начиналось с разработки рецептуры и техпроцесса. Ломоносов открыл способ производства фарфоровой смеси. Разноцветные стёклышки он применял для изготовления мозаики. Некоторые его мозаичные панно («Полтавская баталия») и портреты по достоинству оценили в Российской Академии художеств.

В 1763 г. его творчество признали лучшие деятели искусств страны тех времён. «Курс физической химии», «Первые основания металлургии, или рудных дел» — учебные пособия, впервые появившиеся в России для познания химических дисциплин и металлургии, вышли из-под пера Михаила Васильевича.

Международное признание

1758−1764 годы наполнены общественной и научной активностью. Географический департамент, Историческое собрание, университет и академическая гимназия при Академии наук, — везде учёный вносил непосредственный вклад в формирование национальной научной школы.

Огромное внимание уделялось проблемам демографии страны. Собственную позицию Ломоносов сконцентрировал в «Атласе Российского государства», написанного в эти годы. Способы роста деторождения, принятие иностранцами гражданства нашей державы отражены в реферате «О сохранении и размножении российского народа» (1761).

Ломоносов удостоился звания почётного доктора Шведской и Болонской академий. Но отношения в отечественной Академии оставались сложными, невзирая на авторитет среди учёных других стран и неописуемый вклад в отечественную науку и культуру. Инициативы Ломоносова по многим темам частенько встречали в штыки, сослуживцы и чиновники относились к нему враждебно.

Большая утрата

Обострение болезни и рабочие конфликтные ситуации подтолкнули его к отставке. Императрица сперва подписала прошение, но потом отменила. Таким образом, все годы жизни Ломоносова прошли в гуще научной и общественной деятельности.

На пятьдесят четвёртом году жизни Михаил Васильевич Ломоносов умер от пневмонии 15 апреля 1765 года. Похоронная церемония состоялась в Александро-Невской лавре, на Лазаревском кладбище. Всё его научное достояние по распоряжению Екатерины Великой изъяли и вывезли во дворец графа Орлова, где было утрачено. Но его открытия после смерти по-прежнему являются важнейшими и знаковыми в изучении многих наук: физики, химии, литературы, географии.

Академик Михаил Ломоносов

1001student.ru

Михаил Васильевич Ломоносов краткая биография

Михаил Васильевич Ломоносов краткая биография

(1711—1765)

Великий русский ученый-энциклопедист, первый русский академик. Ломоносов оказал громадное влияние на развитие науки и культуры в России. Он и поэт, который открыл новые способы стихосложения, и художник, создатель грандиозных мозаичных панно, и автор первого учебника древней истории России, и картограф, и географ, и геолог. Один из выдающихся естествоиспытателей своего времени, Ломоносов известен также как автор книг по металлургии, как талантливый инженер, педагог, один из создателей первого в стране Московского университета (1755). Основными достижениями Ломоносова в области естественных наук, в первую очередь химии, были материалистическое истолкование химических явлений, широкое введение физических методов и представлений для объяснения химических явлений, создание корпускулярной теории и общая формулировка закона сохранения массы веществ и движения.

Талантливому крестьянскому сыну удалось поступить учиться в Москве в Славянско-греко-латинскую академию. В год ее окончания (1735) Ломоносов, как один из лучших учеников, был послан в Петербург, а в 1736 г. в Германию для изучения металлургии и горного дела. В 1741 г. он вернулся в Россию естествоиспытателем, интересующимся наиболее важными проблемами физики и химии.

В 1740-х гг. Михаил Васильевич Ломоносов разработал корпускулярную теорию строения вещества, отдельные положения которой предвосхитили представления атомно-молекулярного учения. Атомы он назвал элементами, а молекулы — корпускулами. «Корпускулы разнородны, — считал Ломоносов, — когда элементы их различны и соединены различным образом или в различном числе: от этого зависит бесконечное разнообразие тел».

В своем произведении «Размышления о причине теплоты и холода» (1744) Ломоносов показал, что теплота — это не особая жидкость, как считалось ранее, а результат движения частиц (корпускул), которое прекращается лишь при достижении «низшего градуса холода» (так он называл температуру абсолютного нуля).

В 1750-е гг., работая в Петербурге в химической лаборатории Академии наук, созданной благодаря его многолетним усилиям, Ломоносов изучал действие кислот на металлы, разрабатывал способы получения минеральных красок и цветных стекол из отечественного сырья, проводил анализы состава солей и минералов, создавал русский «химический язык».

Подводя итог своим многочисленным естественнонаучным исследованиям, в 1760 г. он предложил общую формулировку закона сохранения вещества и движения: «…Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому… Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения…»

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

khimie.ru

краткая биография Ломоносова — Полезная информация для всех

  • Михаил Васильевич Ломоносов (1711 1765) великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны во всем мире. Прославился в таких областях знаний, как: астрономия, геология, приборостроение, география и многих других
  • Совсем краткая: пришл пешком из Холмогор, основал Российскую Академию наук.
  • Родился в селе Денисовка Архангельской губернии, в семье помора. В 1731 г. поступил учиться в Славяно-греко-латинскую академию в Москве. В 1735 г. был послан в Петербург в академический университет, а в 1736 г. в Германию, где учился сначала в Марбургском университете (17361739 гг.) , а затем во Фрейбурге в Школе горного дела (17391741 гг. ) у горного советника И. Генкеля.

    После возвращения в Россию в 1741 г. Ломоносов стал адъюнктом физического класса Академии наук в Петербурге, а в 1745 г профессором химии. С 1748 г. Ломоносов работал в учрежденной по его инициативе химической лаборатории Академии.

    До 1748 г Ломоносов занимался преимущественно физическими исследованиями, а в 17481757 гг. его работы были посвящены главным образом решению теоретических и экспериментальных вопросов химии. Его труды, относящиеся к математике, физике, химии, наукам о Земле, астрономии, стали рубежом в развитии науки, отграничивающим натурфилософию от экспериментального естествознания. Ломоносов изложил основы атомно-корпускулярного учения, разработал кинетическую теорию теплоты, обосновал необходимость привлечения физики для объяснения явлений химии и предложил для теоретической части химии название физическая химия , а для практической части техническая химия . Он также обратил внимание на основополагающее значение закона сохранения веществ в химических реакциях.

  • Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765) русский ученый, химик, физик, художник, поэт. Родился в Денисовке, Архангельская губерния.

    В биографии Ломоносова грамоте, чтению удалось обучиться еще в детстве. Затем, движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву, где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна, бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения. В числе лучших студентов отправляется учиться в Германию.

    Для Ломоносова биография тех времен была очень насыщенной. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости на сочинение стихотворений у Ломоносова остается время. В 1741 году возвращается на родину, с того времени в своей биографии М. Ломоносов назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук. Через 3 года стал профессором химии.

    Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодозия, метеорология очень велики. Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это История Российская , трагедии Тамара и Селим , Демофонт , многие стихи Ломоносова.

    Он в 1754 году разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того в биографии Михаила Васильевича Ломоносова был открыт закон сохранения материи, написаны работы по теории цвета, построено множество оптических приборов.

  • с 90 упр 2
  • Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765) русский ученый, химик, физик, художник, поэт. Родился в Денисовке, Архангельская губерния.

    В биографии Ломоносова грамоте, чтению удалось обучиться еще в детстве. Затем, движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву, где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна, бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения. В числе лучших студентов отправляется учиться в Германию.

    Для Ломоносова биография тех времен была очень насыщенной. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости на сочинение стихотворений у Ломоносова остается время. В 1741 году возвращается на родину, с того времени в своей биографии М. Ломоносов назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук. Через 3 года стал профессором химии.

    Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодозия, метеорология очень велики. Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это История Российская , трагедии Тамара и Селим , Демофонт , многие стихи Ломоносова.

    Он в 1754 году разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того в биографии Михаила Васильевича Ломоносова был открыт закон сохранения материи, написаны работы по теории цвета, построено множество оптических приборов.

  • Великий русский учный, химик, физик, художник и поэт Михаил Васильевич Ломоносов был рождн 19-ого ноября 1711-ого года в Архангельской губернии. С раннего детства Михаил Ломоносов тянулся к знаниям. Очень рано ему удалось освоить грамоту. Будущий великий учный и поэт проживал с отцом и мачехой, которая никогда не любила пасынка. Когда юный Ломоносов узнат, что отец хочет его женить, он претворяется больным. После чего, получив паспорт, сбегает из родного дома и идт пешком в Москву, чтобы продолжить сво дальнейшее образование. Придя в Москву, Михаил Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Он живт очень бедно, голодает, мрзнет. Не смотря на сложившиеся тяжелейшие обстоятельства, ему удатся преодолевать все преграды при помощи своего трудолюбия, упорства и усидчивости. В результате этого, спустя пять лет, Ломоносов заканчивает курс обучения, который обычно все проходят за двенадцать лет. И заканчивает Славяно-греко-латинскую академию Ломоносов с огромным успехом, благодаря чему его отправляют в Германию, чтобы он мог там продолжить сво образование. Это очень важный поворот в биографии Ломоносова. Годы обучения в Германии пролетают очень быстро, каждый день, проведнный за границей, был очень насыщенным. Ломоносов много учится, экспериментирует, читает лекции, сочиняет стихи. В 1741-ом году Михаил Васильевич возвращается в Россию. И тут в биографии Ломоносова происходит новый поворот его назначают адъюнктом физики в академию наук Петербурга. И уже в 1744-ом году он получает звание профессора химических наук. Невозможно оценить тот вклад, который внс Ломоносов в развитие многих наук химии, физики, астрономии, географии, геологии и многих других настолько велики его достижения. В 1754-ом году происходит, пожалуй, самое важно событие в биографии Ломоносова Михаила Васильевича он начинает разрабатывать проект Московского университета. Спустя года он станет главным высшим учебным заведением России, и будет назван в честь своего создателя. Михаил Васильевич Ломоносов умер 15-ого апреля 1765-ого года в Санкт-Петербурге.

    Больше сочинений и гдз на: http://vsesochineniya.ru/kratkaya-biografiya-lomonosova.html

  • Михаил Васильевич Ломоносов (1711 1765) великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны во всем мире. Прославился в таких областях знаний, как: астрономия, геология, приборостроение, география и многих других.
    Ранние годы

    Родился Михаил Ломоносов 8 (19) ноября 1711 года в селе Денисовка (Архангельская губерния) в зажиточной семье. С ранних лет он любил выходить с отцом в море.
    Эти плавания оказали влияние на формирование представлений юного Ломоносова о красоте природы, закалили его характер.

    Грамоте и чтению Ломоносову удалось обучиться еще в детстве. В возрасте 14-ти лет Михаил уже умел грамотно писать. Узнав, что отец хочет его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.
    Учеба и трудовая деятельность

    Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна и бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения.

    В числе лучших студентов в 1736 году отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу. Начал собирать свою библиотеку, в которую вошли как античные авторы, так и современники.

    Для тех времен биография Михаила Ломоносова была весьма насыщенной. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями.
    Даже при такой занятости у Ломоносова остается время на сочинение стихотворений.

    В 1741 году Михаил Васильевич возвращается на родину.

    В 1742 году Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.
    Смерть и наследие

    Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодозия, метеорология очень велики. Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это История Российская, трагедии Тамара и Селим, Демофонт, и многие стихотворения Ломоносова.

    В 1754 году он разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.

    Большой вклад Ломоносов внес также в историю. Ученый создал Краткий российский летописец с родословием, где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.

    Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 (15) апреля 1765 года, и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

  • биография Михаила Ломоносова

    Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765 гг. )

    Великий русский ученый, философ, основатель Московского университета. Родился в селе Денисовка Архангельской губернии, в семье помора. В 1731 г. поступил учиться в Славяно-греко-латинскую академию в Москве. В 1735 г. был послан в Петербург в академический университет, а в 1736 г. в Германию, где учился сначала в Марбургском университете (17361739 гг.) , а затем во Фрейбурге в Школе горного дела (17391741 гг. ) у горного советника И. Генкеля.

    После возвращения в Россию в 1741 г. Ломоносов стал адъюнктом физического класса Академии наук в Петербурге, а в 1745 г профессором химии. С 1748 г. Ломоносов работал в учрежденной по его инициативе химической лаборатории Академии.

    До 1748 г Ломоносов занимался преимущественно физическими исследованиями, а в 17481757 гг. его работы были посвящены главным образом решению теоретических и экспериментальных вопросов химии. Его труды, относящиеся к математике, физике, химии, наукам о Земле, астрономии, стали рубежом в развитии науки, отграничивающим натурфилософию от экспериментального естествознания. Ломоносов изложил основы атомно-корпускулярного учения, разработал кинетическую теорию теплоты, обосновал необходимость привлечения физики для объяснения явлений химии и предложил для теоретической части химии название физическая химия , а для практической части техническая химия . Он также обратил внимание на основополагающее значение закона сохранения веществ в химических реакциях.

    Он разрабатывал точные методы взвешивания и объемные методы количественного анализа. Проводя опыты по обжигу металлов в запаянных сосудах, Ломоносов показал, что их вес после нагревания не изменяется и что мнение Р. Бойля о присоединении к металлам тепловой материи ошибочно. Он изучал растворимость солей при различных температурах, установил факты понижения температуры при растворении солей и понижения точки замерзания раствора по сравнению с чистым растворителем. Ломоносов лично произвел большое количество анализов горных пород. Он доказывал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря.

    В своем Слове о рождении металлов от трясения Земли и в работе О слоях земных он последовательно проводил идею о закономерной эволюции природы.

    Ломоносов создал в России многие химические производства неорганических пигментов, глазурей, стекла, фарфора. Он изобрел фарфоровую массу, разработал рецептуру и технологию изготовления цветных стекол, которые использовал для своих мозаичных картин. Ломоносов создал ряд мозаичных портретов (например, портрет Петра I) и монументальную мозаику Полтавская баталия , которые были высоко оценены Российской Академией
    художеств, избравшей его в 1763 г. своим членом.

    Первым из русских академиков Ломоносов приступил к подготовке учебников по химии и металлургии: Курс физической химии , Первые основания металлургии, или рудных дел . Ему принадлежит заслуга создания Московского университета, проект и учебная программа которого составлены им лично.

    Ломоносов написал ряд трудов по истории, экономике, филологии. Наряду с научными исследованиями Ломоносов занимался литературным творчеством и опубликовал несколько од и трагедий.

    Сочинения: Опыт теории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств ; Размышления о причинах теплоты и холода , Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии ; О слоях земных

  • Родился в селе Денисовка Архангельской губернии, в семье помора. В 1731 г. поступил учиться в Славяно-греко-латинскую академию в Москве. В 1735 г. был послан в Петербург в академический университет, а в 1736 г. в Германию, где учился сначала в Марбургском университете (17361739 гг.) , а затем во Фрейбурге в Школе горного дела (17391741 гг. ) у горного советника И. Генкеля.

    После возвращения в Россию в 1741 г. Ломоносов стал адъюнктом физического класса Академии наук в Петербурге, а в 1745 г профессором химии. С 1748 г. Ломоносов работал в учрежденной по его инициативе химической лаборатории Академии.

    До 1748 г Ломоносов занимался преимущественно физическими исследованиями, а в 17481757 гг. его работы были посвящены главным образом решению теоретических и экспериментальных вопросов химии. Его труды, относящиеся к математике, физике, химии, наукам о Земле, астрономии, стали рубежом в развитии науки, отграничивающим натурфилософию от экспериментального естествознания. Ломоносов изложил основы атомно-корпускулярного учения, разработал кинетическую теорию теплоты, обосновал необходимость привлечения физики для объяснения явлений химии и предложил для теоретической части химии название физическая химия , а для практической части техническая химия . Он также обратил внимание на основополагающее значение закона сохранения веществ в химических реакциях.
    7 Нравится Пожаловаться

  • Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765) русский ученый, химик, физик, художник, поэт. Родился в Денисовке, Архангельская губерния.

    В биографии Ломоносова грамоте, чтению удалось обучиться еще в детстве. Затем, движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву, где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна, бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения. В числе лучших студентов отправляется учиться в Германию.

    Для Ломоносова биография тех времен была очень насыщенной. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости на сочинение стихотворений у Ломоносова остается время. В 1741 году возвращается на родину, с того времени в своей биографии М. Ломоносов назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук. Через 3 года стал профессором химии.

    Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодозия, метеорология очень велики. Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это История Российская , трагедии Тамара и Селим , Демофонт , многие стихи Ломоносова.

    Он в 1754 году разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того в биографии Михаила Васильевича Ломоносова был открыт закон сохранения материи, написаны работы по теории цвета, построено множество оптических приборов.

  • Ломоносов Михаил Васильевич

    Ломоносов Михаил Васильевич — первый русский учный-естествоиспытатель, поэт, филолог, художник, историк, просветитель.

    Родился в семье крестьянина-помора. Стремясь получить образование, в 1730 году отправился в Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В 1735 в числе наиболее отличившихся учеников Ломоносов был направлен в Петербург в академический университет, а в 1736 командирован для продолжения образования в Германию, где учился сначала в Марбургском университете, а затем в университете города Фрайбурга. По возвращении из-за границы (1742) Ломоносов был назначен адъютантом Академии Наук по физ. классу, а в 1745 стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) .

    Главным предметом научных работ Ломоносова в течение первых 10 лет были естественные науки, особенно химия, физика, металлургия, физическая география, а с 1753 до конца жизни Ломоносов работал в самых различных областях естественных и прикладных наук, занимался наряду с этим литературным творчеством, опубликовал несколько од и трагедий, а также ряд фундаментальных философских трудов. В 1763 году Ломоносов стал членом Академии художеств. В последние годы жизни научные работы Ломоносова были высоко оценены за пределами России. Почтный член Шведской (1760) и Болонской (1764) академий наук.

    Ломоносов был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний. Видя прогресс общества прежде всего в развитии наук и просвещения, Ломоносов много сил отдал борьбе за расширение Академии Наук и улучшение е работы учебно-научного учреждения. В должности советника канцелярии Академии Наук (1757) разработал план реорганизации управления Академией и проект е устава. По инициативе Ломоносова и его проекту при содействии И. И. Шувалова в 1755 году был открыт Московский университет. Преподавание в нм началось на основе трудов Ломоносова по естествознанию, русской грамматике, риторике, поэтике. Ломоносов разработал Штаты и регламенты для университета и университетских гимназий. Предложения Ломоносова способствовали организации учебного дела в Академии Наук: в университете были учреждены факультеты, назначены профессора, началось систематическое чтение лекций, в гимназиях введена должность инспектора, назначены преподаватели из числа адъютантов Академии Наук. Проведнные по его плану демократические преобразования увеличили втрое число учащихся гимназий за счт расширения фондов казнного содержания и постройки общежития. Регламентами определялись отношения гимназистов к учению, их поведение, внешний вид. Если гимназия была призвана приучать воспитанников к правильному образу мышления , то главная обязанность гимназистов — к наукам простирать крайнее прилежание .

    Основой обучения Ломоносов считал родной язык. В академической гимназии Ломоносов учредил особые классы по изучению русского языка. До Ломоносова учебники устного и письменного красноречия составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни. В 1743 году Ломоносов написал Краткое руководство к риторике на русском языке. Изданная в 1748 году Риторика Ломоносова была первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. На основе Риторики , отражающей многие теоретические вопросы развития отечественной литературной речи и письма, впоследствии были написаны учебники по русскому красноречию. Перу Ломоносова принадлежит первый научный труд по грамматике русского языка — Российская грамматике (1755, опубликована 1757) . Большую роль в становлении грамматических норм сыграло собственное литературное и естественнонаучное творчество Ломоносова.

  • info-4all.ru

    Биография Ломоносова, биология

    Vlasova123

    08 апр. 2017 г., 1:01:10 (год назад)

    Великий русский учёный, химик, физик, художник и поэт Михаил Васильевич Ломоносов был рождён 19-ого ноября 1711-ого года в Архангельской губернии. С раннего детства Михаил Ломоносов тянулся к знаниям. Очень рано ему удалось освоить грамоту. Будущий великий учёный и поэт проживал с отцом и мачехой, которая никогда не любила пасынка. Когда юный Ломоносов узнаёт, что отец хочет его женить, он претворяется больным. После чего, получив паспорт, сбегает из родного дома и идёт пешком в Москву, чтобы продолжить своё дальнейшее образование. Придя в Москву, Михаил Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Он живёт очень бедно, голодает, мёрзнет. Не смотря на сложившиеся тяжелейшие обстоятельства, ему удаётся преодолевать все преграды при помощи своего трудолюбия, упорства и усидчивости. В результате этого, спустя пять лет, Ломоносов заканчивает курс обучения, который обычно все проходят за двенадцать лет. И заканчивает Славяно-греко-латинскую академию Ломоносов с огромным успехом, благодаря чему его отправляют в Германию, чтобы он мог там продолжить своё образование. Это очень важный поворот в биографии Ломоносова. Годы обучения в Германии пролетают очень быстро, каждый день, проведённый за границей, был очень насыщенным. Ломоносов много учится, экспериментирует, читает лекции, сочиняет стихи. В 1741-ом году Михаил Васильевич возвращается в Россию. И тут в биографии Ломоносова происходит новый поворот – его назначают адъюнктом физики в академию наук Петербурга. И уже в 1744-ом году он получает звание профессора химических наук. Невозможно оценить тот вклад, который внёс Ломоносов в развитие многих наук – химии, физики, астрономии, географии, геологии и многих других – настолько велики его достижения. В 1754-ом году происходит, пожалуй, самое важно событие в биографии Ломоносова Михаила Васильевича – он начинает разрабатывать проект Московского университета. Спустя года он станет главным высшим учебным заведением России, и будет назван в честь своего создателя. Михаил Васильевич Ломонососов умер 15-ого апреля 1765-ого года в Санкт-Петербурге.
    Вот держи вот так кратко:)

    biologia.neznaka.ru

    Михаил Васильевич Ломоносов в биологии

    Михаил Васильевич Ломоносов в биологии — страница №1/1

    Михаил Васильевич Ломоносов в биологии

    Будучи замечательным физиком и химиком, он с успехом занимался также астрономией, геологией, географией и языковедением, всюду оставляя блестящий след своего гения. Кроме научных достижений, Ломоносов прославился как поэт и писатель. Созданная по мысли Петра I Академия Наук помогла Ломоносову развить свои природные дарования и внести неоценимый вклад в сокровищницу отечественной науки и культуры. Великого ученого интересовали также биологические науки: ботаника и зоология, особенно палеозоология, анатомия и физиология животных. Он любил живую природу, старательно ее изучал, заставлял служить человеку. М. В. Ломоносов заботился о развитии рыбоводства.

    10 июня 1741 году Ломоносов был направлен к профессору ботаники и естественной истории И. Амману для изучения естествознания. Этот профессор был всего на четыре года старше Ломоносова. Ломоносов под руководством Аммана приступил к составлению Каталога собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры. Ломоносов быстро справился с этой задачей. Это явилось важной работой Ломоносова, одним из первых его научных трудов.

    Во времена Ломоносова понятия о строении Земли и её прошлом были смутны. Лучшие умы того времени не понимали значения ископаемых. Не только в XVIII веке, но даже до середины XIX века думали, что эти остатки окаменелых растений и животных не более, как «игра природы». О том, чтобы эти ископаемые когда-либо жили, населяли землю, — никто не смел и заикнуться. Останкам насекомых, находимым в янтаре, приписывалось сверхъестественное происхождение; сам же янтарь признавался минералом. И вот, вопреки всемирно признанным авторитетам того времени, Ломоносов имел смелость высказывать диаметрально-противоположные мнения. Он не только высказывал их, но и осмеивал засевший в головах его современников псевдонаучный вздор. «Я их спрашиваю, — пишет Ломоносов, — что бы они подумали о таком водолазе, который бы вынес из глубины моря монеты, оружие, либо сосуды, случайно попавшие туда во время морского сражения, и сказал бы им, что всё это на дне моря производить во множестве забавляющаяся своим избытком натура? Я воображаю, — продолжает он, — что дно Великого океана вынесло наружу, океана, в котором воюющие древние народы и возвращающиеся из Восточной Индии и Америки флоты погребли, во время своего крушения, множество искусственных произведений, и оружия, и сосудов, и монет разного чекана. Что, если бы при этом кто стал утверждать, что все эти вещи произведены в морских пучинах самою натурою, исправляющею там и кузнечное, и оружейное, и медное, и монетное дело? Конечно, такой чудак подвергся бы всеобщему осмеянию. Но не так ли смешны и те философы, которые, видя на горах целые груды раковин, сходных с нынешними морскими, утверждают, что это не морское произведение, а легкомысленные затеи своевольной натуры?»

    Ломоносов утверждал, что останки вымерших животных встречаются там, где жили эти животные. Если окаменелые морские раковины встречаются на суше, то, значит, эта суша была некогда дном моря. Ломоносов первый понял, что животные и растения далёких геологических эпох не только сохранились в виде отдельных окаменелых остатков, но и участвовали в образовании некоторых слоёв земли, например пластов каменного угля. Он правильно объяснял образование чернозёма, связывая его с накоплением в почве перегноя — остатков отмерших, разлагающихся растительных и животных организмов. Эта мысль Ломоносова в XIX веке получила развитие и подтверждение в исследованиях чернозёма В.В. Докучаевым, основавшим новую науку — почвоведение. Заслуга Ломоносова и в том, что он впервые ввел термин «чернозём» в научный оборот.

    davaiknam.ru

    Персональный сайт учителя химии биологии

    ЛОМОНОСОВ, Михаил Васильевич

    19 ноября 1711 г. – 15 апреля 1765 г.

    Русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Денисовка Архангельской губернии (ныне с. Ломоносово) в семье помора. В 1731 г. он поступает учиться в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, выдав себя за дворянского сына, поскольку крепостных в академию не принимали. В 1735 г. он был послан в Петербург в академический университет, а в 1736 г. – в Германию, где учился сначала в Марбургском университете (1736-1739), под руководством известного физика и философа Христиана Вольфа, а затем во Фрейбурге в Школе горного дела (1739-1741) у горного советника Иоганна-Фридриха Генкеля, ученика Георга Шталя. После возвращения в Россию в 1741 г. Ломоносов стал адъюнктом Физического класса Петербургской академии наук, а в 1745 г. – академиком и профессором химии Петербургской АН. С 1748 г. Ломоносов работал в учреждённой по его инициативе Химической лаборатории академии; химическими исследованиями он занимался также в домашней лаборатории и на основанном им в Усть-Рудицах близ Петербурга стекольном заводе. В 1760 г. был избран почётным членом Шведской Академии наук, в 1864 г. – членом Болонской Академии наук (Италия).

    Творческая деятельность Ломоносова отличалась исключительной широтой интересов. До 1748 г. Ломоносов занимался преимущественно физическими исследованиями, а в период 1748-1757 гг. его работы посвящены главным образом решению теоретических и экспериментальных вопросов химии. Его труды, относящиеся к математике, физике, химии, наукам о Земле, астрономии, стали рубежом в развитии науки, отграничивающим натурфилософию от экспериментального естествознания. Ломоносов изложил основы атомно-корпускулярного учения (1741-1750), разрабатывал кинетическую теорию теплоты (1744-1748), обосновал необходимость привлечения физики для для объяснения явлений химии (1747-1752) и предложил для теоретической части химии название «физическая химия», а для практической части – «техническая химия». Он также обратил внимание на основополагающее значение закона сохранения вещества в химических реакциях.

    В руководимой Ломоносовым Химической лаборатории Петербургской АН выполнялась широкая программа экспериментальных исследований. Он разрабатывал точные методы взвешивания и объёмные методы количественного анализа. Проводя опыты по обжигу металлов в запаянных сосудах, Ломоносов показал, что их вес после нагревания не изменяется и что мнение Роберта Бойля о присоединении к металлам «тепловой материи» ошибочно. Он изучал растворимость солей при различных температурах, установил факты понижения температуры при растворении солей и понижения точки замерзания раствора по сравнению с чистым растворителем. Ломоносов лично произвёл большое количество анализов горных пород. Он доказывал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря. В своём «Слове о рождении металлов от трясения Земли» (1757) и в работе «О слоях земных» (конец 1750-х годов, опубликована в 1763) он последовательно проводил идею о закономерной эволюции природы.

    Ломоносов создал в России многие химические производства – неорганических пигментов, глазурей, стекла, фарфора. Он изобрёл фарфоровую массу, разработал рецептуру и технологию изготовления цветных стёкол, которые использовал для создания своих мозаичных картин. Ломоносов создал ряд мозаичных портретов (например, портрет Петра I) и монументальную (4,8х6,44 м) мозаику «Полтавская баталия» (1762-1764). Мозаичные работы Ломоносова были высоко оценены российской Академией художеств, избравшей его в 1763 г. своим членом.

    Первым из русских академиков Ломоносов приступил к подготовке учебников по химии и металлургии: «Курс физической химии» (1754) и «Первые основания металлургии, или рудных дел» (1763). Ему принадлежит заслуга создания Московского университета, проект и учебная программа которого составлены им лично. Ломоносов создал основы русского химического языка, Он написал также ряд трудов по истории, экономике, филологии; наряду с научными исследованиями Ломоносов занимался литературным творчеством и опубликовал несколько од и трагедий. На протяжении всей жизни учёный был инициатором самых разнообразных научных, технических и культурных мероприятий, направленных на развитие производительных сил России и имевших первостепенное государственное значение.

    Именем Ломоносова названы Московский университет, Московский институт тонкой химической технологии, город в Ленинградской области (бывший Ораниенбаум), течение в Атлантическом океане, горный хребет на Новой Земле, подводный хребет в Северном Ледовитом океане, возвышенность на острове Западный Шпицберген. Академия наук СССР учредила в 1956 г. Золотую медаль имени М. В. Ломоносова за выдающиеся работы в области химии и других естественных наук.

    Источники:

    1. Биографии великих химиков. Перевод с нем. под ред. Быкова Г.В. – М.: Мир, 1981. 320 с.
    2. Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. – М.: ВШ, 1991. 656 с.

    biochimik.ucoz.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о