Белая гвардия николка – Характеристика героя Николай Турбин (Белая гвардия Булгаков М.А.) :: Litra.RU

Содержание

Характеристика героя Николай Турбин (Белая гвардия Булгаков М.А.) :: Litra.RU




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Характеристики героев / Булгаков М.А. / Белая гвардия / Николай Турбин

-Вариант 1
-Вариант 2

    Самый младший в семье Турбиных. Н. еще только 17 лет, он юнкер. Этот герой, как и все Турбины, отличается большой нравственностью, обостренным понятием чести, приверженностью к идеалам монархизма. Позицию Н. автор выражает следующими словами: "Но честного слова не должен нарушить ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете".
    Несмотря на свою юность, Н. возглавляет отряд юнкеров, хотя порой его одолевает немалый страх. Но тогда, когда Най-Турс приказывает всем бежать, спасаться, а сам прикрывает своих солдат, Н. остается со своим командиром. Най-Турс гибнет на его глазах. Н. не может допустить, чтобы командир остался непогребенным. Он, рискуя жизнью, отыскивает в морге его тело, находит его сестру и мать, и полковника хоронят по христианскому обряду. "Най - обмытый сторожами, довольными и словоохотливыми, Най с венцом на лбу под тремя огнями, и, главное, Най с аршином пестрой георгиевской ленты, собственноручно Николкой уложенной под рубаху на холодную его вязкую грудь... Старуха мать от трех огней повернула к Николке трясущуюся голову и сказала ему: - Сын мой. Ну, спасибо тебе. И от этого Николка опять заплакал и ушел из часовни на снег". Этот герой с младенческого возраста впитал в себя понятия чести и верности долгу. Он готов отдать свою жизнь, служа родному отечеству. Юный Н. гибнет, не посрамив своей чести.



/ Характеристики героев / Булгаков М.А. / Белая гвардия / Николай Турбин


Смотрите также по произведению "Белая гвардия":


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Образ Николки Турбина в романе «Белая гвардия» М. Булгакова - 11-й класс

 События, происходящие в романе, разворачиваются в 1918 году, в момент захвата города петлюровцами. Булгаков показал, как семьи русской интеллигенции выживали во время гражданской войны. Одним из центральных образов произведения является младший Турбин, прототипом которого был брат писателя – Николай. Судьба юнкера Булгакова и персонажа Николки полностью совпадает.

 Турбин считает, что никто не должен нарушать честного слова, иначе как тогда жить. Семнадцатилетний парень является самым младшим из всех персонажей, поэтому его отношение к военным действиям имеет романтический характер. Николка идеализирует всё, что происходит вокруг. Юнкер боится смерти, но когда рассуждает о ней, то желает, чтоб его похороны проходили с музыкой. Представляет себя лежащим в гробу с благородным лицом с крестом и георгиевской лентой на груди.

 В 17 лет он становится командиром отряда юнкеров. Паника, растерянность и страх преследуют его, но это не мешает младшему Турбину помнить о чести и чувстве долга. Он единственный, кто остался с полковником, когда последний приказал юнкерам срывать погоны и спасаться бегством. Если вначале сражения Николка боится, то рядом с полковником появляется пьянящий экстаз от происходящего. Най-Турс не желает губить молодых людей, сам же остаётся выполнять свой воинский долг. Такие же принципы и у Николки, он пытается помочь старшему товарищу, бросаясь к пулемёту.

 Най-Турс погибает героически на глазах у Турбина. Николка восхищённый подвигом своего боевого командира, идёт на рискованные поиски тела полковника. Он находит его в морге, потом разыскивает улицу, название которой сказал Най-Турс перед смертью. Там живут родственники полковника, которым юнкер помогает похоронить погибшего по христианскому обычаю. Таким образом, он выполнил последний долг перед боевым командиром.

 Сумбурные чувства героя, переживания по поводу чести и верности долгу объясняются столь юным возрастом Николки. Это не может не вызвать у читателей жалость и симпатию к персонажу. Драматичный сюжет даёт осознание, что война братоубийственная и жертвы в ней напрасные.

 В романе Булгакова герои представлены в момент поражения или несчастья. Автор намеренно отошёл от излюбленного в то время отрицательного изображения белой гвардии, пытаясь показать русскую интеллигенцию как лучший слой общества. Тому подтверждением являются Турбины и их друзья.


sochinenija.3dn.ru

Алексей Турбин, Николка и Елена в произведении М.А.Булгакова "Белая гвардия".

Готовые Домашние Задания

Гражданская война началась 25 октября 1917 года, когда Россия раскололась на два лагеря: “белых” и “красных”. Кровавая трагедия перевернула представления людей о морали, чести, достоинстве, справедливости. Каждая из воюющих сторон доказывала свое понимание правды. Для многих людей выбор цели стал жизненной необходимостью. “Мучительные поиски” изображены в романе М. Булгакова “Белая гвардия”. Ведущей темой этого произведения стала судьба интеллигенции в обстановке гражданской войны и окружающего хаоса.

Семья Турбиных является представителем русской интеллигенции, которая тысячами нитей (родовых, служебных, воспитанием, присягой) связана с монархической Россией. Семья Турбиных — это семья военных, где старший брат Алексей — полковник, младший Николай — юнкер, сестра Елена — замужем за полковником Тальбергом. Турбины — люди чести. Они презирают ложь, корысть. Для них верно, что “честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что иначе нельзя будет жить на свете”. Так говорил шестнадцатилетний юнкер Николай Турбин. А людям с такими убеждениями сложней всего было вступать во времена обмана и бесчестия. Турбины вынуждены решать: как жить, с кем идти, кого и что защищать. На вечеринке у Турбиных разговоры ведутся об этом же. В доме Турбиных мы можем найти высокую культуру быта, традиций, человеческих отношений. Обитатели этого дома начисто лишены высокомерия и чопорности, ханжества и пошлости. Они радушны и сердечны, снисходительны к слабостям людей, но непримиримы ко всему, что за порогом порядочности, чести, справедливости. Турбины и часть интеллигенции, о которой в романе сказано: армейские офицеры, “сотни прапорщиков и подпоручиков, бывших студентов”, выметены из обеих столиц метелью революции. Но именно они и принимают на себя самые жестокие удары этой метели, именно им “при дется мучиться и умирать”. Со временем они поймут, какую неблагодарную взяли на себя роль. Но то будет со временем. А пока убеждены, что иного выхода нет, что смертельная опасность нависла над всей культурой, над тем вечным, что растилось веками, над самой Россией. Турбиным преподан урок истории, и они, делая свой выбор, остаются с народом и принимают новую Россию, они стекаются под белые знамена, чтобы драться насмерть.

Большое внимание вопросу о чести и долге уделил Булгаков в романе. Почему Алексей и Никол-ка Турбины, Най-Турс, Мышлаевский, Карась, Шервинский и другие белогвардейцы, юнкера, офицеры, зная, что все их действия ни к чему не приведут, шли защищать Киев от превосходивших в несколько раз по численности войск Петлюры? Их заставила это делать офицерская честь. А честь, по мнению Булгакова, есть то, без чего невозможно было бы жить на земле. Мышлаевский с сорока офицерами и юнкерами, в легких шинелях и сапогах на морозе оберегал город. Вопрос о чести и долге связан с проблемой предательства и трусости. В самые критические моменты положения белых в Киеве эти страшные пороки проявились у многих военных, находившихся во главе белой армии. Их Булгаков называет штабной сволочью. Это и гетман Украины, и те многочисленные военные, которые при первой опасности “крысьей пробежкой” удалились из города, в числе которых был и Тальберг, и те, из-за которых на снегу около Поста замерзали солдаты. Тальберг — белый офицер. Окончил университет и военную академию. “Это же лучшее, что должно было быть в России”. Да, “должно было ...” Но “двухслойные глаза”, “крысиная пробежка”, когда уносит он ноги от Петлюры, оставляя жену и ее братьев. “Чертова кук ла, лишенная малейшего понятия о чести!” — вот что такое этот Тальберг. Белые юнкера Булгакова — это обыкновенные юнцы из определенной классовой среды, терпящим крушение со своими дворянско-офицерскими “идеалами”.

В “Белой гвардии” события бушуют вокруг турбинского дома, который, несмотря ни на что, остается островком красоты, уюта и покоя. В романе “Белая гвардия” дом Турбиных сравнивается с вазой, которая незаметно разбилась и из которой потихоньку вытекла вся вода. Дом для писателя — это Россия, и потому процесс гибели старой России во время гражданской войны и гибели дома Турбиных как следствие гибели России. Молодые Турбины, хоть их и затягивает водоворот этих событий, до конца сохраняют то, что особенно дорого писателю: неистребимое жизнелюбие и любовь к прекрасному и вечному.

Сочинения по теме:

1soch.ru

«Анализ эпизода романа «Белая гвардия» Полковник Най Турс и Николка Турбин»

Действие романа М. Булгакова «Белая гвардия» происходит в сложную переломную эпоху: только что совершилась революция, идет гражданская война. Судьбы людей на сломе времен - такова главная тема романа. Полковник Най-Турс и Николка Турбин - олицетворение лучших, качеств интеллигенции: мужества, самоотверженности, гражданской совестливости. Пожалуй, если бы не военная неразбериха, судьбы этих героев вряд ли бы пересеклись, слишком мало между ними общего. Николка - юный, восемнадцати летний, начинающий жить человек. Най-Турс - пожилой полковник, «с железным лицом, простым и мужественным» , Если для Най-Турса война - профессия, то Николка относится к войне по-мальчишески, романтически. Вспомним, как в начале романа он с восхищением разглядывает оружие Шервинско-го и Карася: «Николка припал к холодному дереву кобуры, трогал пальцами хищный маузеров нос и чуть не заплакал от волнения…»

Николка идет воевать, конечно, не только из-за мальчишеского восхищения: «Ведьстыдно! Неловко… Здесь водка и тепло, атам мрак, буран, вьюга, замерзают юнкера…» Ясно, что им движет гражданская совестливость. Однако этого оказывается мало, когда стреляют. Когда Николка остается командиром над двадцатью восемью юнкерами, он испытывает неуверенность и растерянность и лишь мальчишеские мечты о геройской смерти поднимают его боевой дух. Но когда появляется полковник Най-Турс, Николка уже овладевает собой. Най-Турс - действительно героическая личность. Он не просто командир, который ведет в бой, но он проявляет заботу о своих подчиненных. Достаточно вспомнить эпизод, когда он с оружием в руках добывает валенки и папахи для своего эскадрона. И на войне для него важна прежде всего не победа, а жизнь людей, за которых он отвечает. Чувство ответственности обостряет его интуицию, именно оно заставляет полковника после отбитой атаки кавалерии не оставаться на позициях, а отходить с отрядом к городу, а затем послать в разведку трех юнкеров.Когда же разведка докладывает, что «никаких наших частей нет не только на Шулявке, но и нигде нет», Най-Турс понимает, что еще немного, и отряд его будет отрезан и уничтожен Петлюрой. Най-Турс «отдал юнкерам никогда ими не слыханную, странную команду». Это - приказ о бегстве, о спасении собственных жизней. Характеризуя так эту команду, М. Булгаков показывает, насколько она не соответствует логике нормального военного, который до самого конца воюет, жертвуя своей жизнью. А Най-Турс готов пожертвовать своей жизнью, но не жизнью других людей, еще молодых, у I которых все впереди. Он считает, что жизнь человека дороже любого дела, тем более явно обреченного.

Най-Турс спасает молодых юнкеров, прикрывая их пулеметным огнем. Спасает он и Николку. Спасает его физически: срывает с него погоны, заставляет спасаться бегством. Но, что еще важнее, спасает его духовно - спасает от страха и растерянности, в его присутствии Николка чувствует «странный пьяный экстаз» и бросается к пулемету. Именно в тот момент, у пулемета, когда Най-Турс уговаривает Николку спасаться бегством, полковник погибает. Полковник мог бы остаться в живых, если бы оставил Николку у пулемета. Но, видимо, он не мог это сделать, потому что чувствовал ответственность за жизнь даже этого не знакомого ему человека. Най-Турс поступил героически и самоотверженно.

Ценой своей жизни он спас жизнь другого человека, «смертию смерть поправ».

www.allsoch.ru

ГИБЕЛЬ ПОЛКОВНИКА НАЙ-ТУРСА И СПАСЕНИЕ НИКОЛКИ (анализ эпизода романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»)

ГИБЕЛЬ ПОЛКОВНИКА НАЙ-ТУРСА И СПАСЕНИЕ НИКОЛКИ (анализ эпизода романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»)

ГИБЕЛЬ ПОЛКОВНИКА НАЙ-ТУРСА И СПАСЕНИЕ НИКОЛКИ. Действие романа М. Булгакова «Белая гвардия» разворачивается в Киеве и охватывает период с середины 1918 года до 2 февраля 1919 года (ночь на третье число). Историческая система отсчета ориенти­рована на момент взятия Киева Петлюрой (4 декабря 1918 года) и его изгнания из города (5 февраля 1919 года). Но собственно романная хронология по сравнению с исторической смещена: роман Булгакова начинается ожиданием предстоящего Рождества, а момент изгна­ния Петлюры

передвинут с 5 февраля (реальная дата) на 2 февраля, то есть на Сретение. Для действующих лиц романа изгнание петлю­ровцев также стало своего рода Сретением — моментом встречи со своим будущим, моментом призвания к подвигу, жертве.

Г. Адамович отмечал, что в «Белой гвардии» Булгаков показал своих героев в основном «в несчастьях и поражениях». Таких эпи­зодов в романе немало. Нельзя не сказать о гибели полковника Най- Турса и «чудесном» спасении Николки Турбина, который активно ищет свое место в исторических событиях и стремится к самостоя­тельным действиям.

Полковник Най-Турс, как и полковник Малышев и Алексей Тур­бин, был человеком чести и долга, таким он оставался до конца. В страшный мороз сорок человек ждали сутки в снегу, без костров, смену, которая так бы и не пришла, если бы полковник Най-Турс не смог, вопреки безобразию, творящемуся в штабе, привести двести юнкеров, его же стараниями обмундированных и вооруженных.

Най-Typo со своими юнкерами пытается организовать защиту города от петлюровцев. Поняв, что он и его юнкера предательски брошены командованием, что его ребятам уготована судьба пушеч­ного мяса, Най-Турс ценой собственной жизни спасает своих маль­чиков. Он приказывает юнкерам срывать погоны, кокарды и уходить, а сам погибает за пулеметом, прикрывая их отход.

Писатель подробно, стремительно и ярко рисует эту необычную и сначала непонятную картину.

«В поперечном переулке, ведущем с перекрестка на Брест-Ли­товскую стрелку, неожиданно загремели выстрелы и посыпались по переулку серые фигуры в бешеном беге… винтовки торчали у них в разные стороны». Через мгновение Николка «разглядел золотые пятна у некоторых бегущих на плечах и понял, что это свои». По дороге они срывали с себя погоны и бросали их на снег и кричали: «Бегите, бегите с нами! Спасайся, кто может!» «Николка совершен­но одурел », в мозгу его промелькнула мысль, что сейчас можно стать героем, и он выкрикнул: «Не сметь вставать! Слушать команду!!», а про себя подумал: «Что они делают?»

Но константиновцы выскочили «с перекрестка без оружия, рас­сыпались в поперечном же Фонарном переулке», бросились «в пер­вые громадные ворота», «ускоряя бег, понеслись прямо по Фонар­ному и исчезли вдали». В последнем бежавшем Николка узнал «ко­мандира второго отделения первой дружины, полковника Най-Тур- са», крикнул ему, что его юнкера в панике бегут. «И тут произош­ло чудовищное», стремительное и непонятное: «Най-Турс подскочил к Николке вплотную, рзмахнул левой свободной рукой и оборвал с Николки сначала левый, а затем правый погон.

Вощеные лучшие нитки лопнули с треском, причем правый по­гон отлетел с шинельным мясом… Не сошел Николка с ума в этот момент лишь потому, что у него на это не было времени, так стре­мительны были поступки полковника Най-Турса. Обернувшись к разбитому взводу лицом, он взвыл команду необычным, неслыхан­ным картавым голосом»: «Юнкегга! Слушай мою команду: сгывай погоны, кокагды, подсумки, бгосай огужие! По Фонагному пегеул- ку сквозными двогами на Газъезжую, на Подол! На Подол!! Гвите документы по догоге, пгячьтесь, гассыпьтесь, всех по догоге гоните с собой-о-ой!»

«Через полминуты на перекрестке валялись патронные сумки, пояса и чья-то растрепанная фуражка. По Фонарному, переулку, влетая во дворы, ведущие на Разъезжую улицу, убегали юнкера*. Полковник повернулся к Николке и «бешено загремел»: «Оглох? Беги!» Ничего не понимая, Николка упрямо ответил: «Не желаю, господин полковник». Пальба пулемета, конные фигуры в темноте.

Най-Турс повернулся «к Николке и выкрикнул голосом, который показался Николке звуком нежной кавалерийской трубы: «Удигай, гвупый малый! Говогю — удигай!»

Дальше для младшего Турбина начало происходить совсем не­понятное, и «Николка вопросительно вперил взор в полковника Най- Турса, желая узнать, как нужно понимать… дальние шеренги и штукатурку». Но полковник Най-Турс отнесся к ним странно: он «подпрыгнул на одной ноге, взмахнул другой, как будто в вальсе, и по-бальному оскалился неуместной улыбкой». Николка увидел пол­ковника лежащим у его ног. Он «сел на корточки и неожиданно для себя, сухо, без слез всхлипнувши, стал тянуть полковника за пле­чи, пытаясь его поднять. Тут он увидел, что из полковника через левый рукав стала вытекать кровь, а глаза у него зашли к небу». Голосом, который «начал вытекать по капле, слабея на каждом сло­ве», умирая, Най-Турс продолжал говорить Николке, желая его спасти: «… бгосьте гегойствовать к чегтям, я умигаю…»

«Больше он ничего не пожелал объяснить. Нижняя его челюсть стала двигаться. Ровно три раза и судорожно, словно Най давился, потом перестала, и полковник стал тяжелый, как большой мешок с мукой».

Потрясенный, Николка не мог поверить происшедшему. «Так умирают? — подумал он. — Не может быть. Только что был живой. В бою не страшно, как видно. В меня же почему-то не попадают…» « Мо­жет быть, он просто в обмороке?» — в смятении вздорно подумал Николка… и почувствовал, что ему безумно страшно ». Он « сейчас же понял, что страшно от тоски и одиночества, что, если бы был сейчас на ногах полковник Най-Турс, никакого бы страха не было…» Оттого, что он совершенно один, Николке стало страшно. «Никакие конные не наскакивали сбоку, но очевидно, все были против Николки, а он последний, он совершенно один… И одиночество погнало Николку с перекрестка».

Одиночество и страх его и спасли: «Он полз на животе, перебирая руками, причем правым локтем, потому что в ладони он зажимал най-турсов кольт. Самый страх наступает уже в двух шагах от угла. Вот сейчас попадут в ногу, и тогда не уползешь, наедут петлюровцы и изрубят шашками. Ужасно, когда бежишь, а тебя рубят… Я буду стрелять, если в кольте есть патроны… И всего-то полтора шага… под­тянуться, подтянуться… раз… и Николка за стеной в Фонарном пере­улке». Николка удивился и одновременно обрадовался, что остался жив: «Удивительно, страшноудивительно, что не попали. Прямо чудо. Это уж чудо Господа Бога… вот так чудо. Теперь сам видал — чудо… »

В судьбе Николки, ставшего свидетелем последних героических минут жизни полковника, переплетаются линии Турбиных и Пий Турса. Восхищенный подвигом и гуманизмом полковника, Никол ка совершает невозможное: преодолевает, казалось бы, непреодоли­мое, чтобы отдать Най-Турсу последний долг — похоронить его до­стойно и стать родным человеком для матери и сестры человека, спасшего его от неминуемой смерти. Николка не может допустить, чтобы Най-Турс остался непогребенным. Он отыскивает в морге его тело, находит его сестру и мать и полковника хоронят по христиан­скому обряду.

«Най — обмытый сторожами, довольными и словоохотливыми, Най с венцом на лбу и тремя огнями, и, главное, Най с аршином пестрой георгиевской.ленты, собственноручно Николкой уложенной под рубаху на холодную его вязкую грудь… Старуха-мать от трех огней повернула к Николке трясущуюся голову и сказала ему:

— Сын мой. Ну, спасибо тебе.

И от этого Николка опять заплакал и ушел из часовни на снег. Кругом, над двором анатомического театра, была ночь, снег и звез­ды крестами, и Млечный Путь»…

Полемизируя с распространенной в литературе 20-х годов тен­денцией изображения гражданской войны как столкновения масс, Булгаков, по словам Максимилиана Волошина, стал одним из пер­вых писателей, «кто запечатлел душу русской усобицы». События гражданской войны в романе, по словам В. Муромского, «максималь­но очеловечены»: «Это было особенно заметно на фоне примелькав­шегося образа «революционной массы» в произведениях А. Серафи­мовича, Б. Пильняка, А. Белого…»

В своем романе Булгаков сознательно отошел от подчеркнуто от­рицательного изображения белогвардейцев. Такая позиция писате­ля навлекла на него обвинения в оправдании Белого движения: его герои стали жертвами переломного момента истории, трагической коллизии, из которой нет выхода.

По выражению самого писателя, «Белая гвардия» — «это упор­ное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране…». Эпизод героической гибели полковника Най-Турса и спа­сения им Николки служит тому убедительным доказательством.

sochinenya.com

Гибель Най-Турса и спасение Николая (анализ эпизода из 11 главы части 2 романа М.А.Булгакова «Белая гвардия») Белая гвардия Булгаков М.А. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Булгаков М.А. / Белая гвардия / Гибель Най-Турса и спасение Николая (анализ эпизода из 11 главы части 2 романа М.А.Булгакова «Белая гвардия»)

    Книги Булгакова читали тайком, хотя официального запрета на них не было. И поэтому души широкого круга читателей Булгаков начал завоевывать только в 70-ые годы 20 века. Судьба писателя была трудной, но, несмотря на это, исключительно счастливой. В 1925 году роман «Белая гвардия» начинает публиковаться в журнале «Россия».

    Роман "Белая гврдия"– история семьи Турбиных. Их жизнь совсем не идеализируется, хотя Россию дореволюционную Булгаков считал идеальной и не желал, чтобы она рушилась.

    Много внимания в романе уделяется смелым и благородным людям, таким, как Алексей и Николка Турбины, Най-Турс, Мышлаевский, Карась, Шервинский. Они отважно защищают своих близких, своих соотечественников, хотя и знают, что, скорее всего, победы за ними не будет. Но они не отступают, выполняя свой долг, долг чести офицеров. А долг, по мнению Булгакова, то, без чего жить на свете бессмысленно. Значит, у достаточного числа действующих лиц в романе нет смысла существования.

    Николка Турбин, несмотря на свою молодость, возглавляет отряд юнкеров, хотя порой его одолевает немалый страх. Он ведет свой отряд из двадцати восьми юнкеров на указанное ему по телефону место. И вот они на месте – безлюдный перекресток, никакого неприятеля нет, но повсюду слышится грохот пулеметов. Вскоре в конце переулка Николка разглядел бегущих.… Но по золотистым погонам он понял, что это «свои»: «Тяжелые, рослые, запаренные в беге, константиновские юнкера в папахах вдруг остановились, упали на одно колено и, бледно сверкнув, дали два залпа по переулку туда, откуда прибежали. Затем вскочили и, бросая винтовки, кинулись через перекресток, мимо Николкиного отряда. По дороге они рвали с себя погоны, подсумки и пояса, бросали их на разъезженный снег. - Бегите, бегите с нами! Спасайся, кто может!»

    Николкины юнкера недоуменно поднимаются на ноги.… Последним бежит Най-Турс, Николка его сразу узнал. В правой руке у него кольт, пустая кобура хлопает по ноге. Лицо офицера зло. Най-Турс с треском срывает Николкины погоны, да так сильно, что Николка упал на Ивашина, который сидел на корточках у пулемета. И вдруг Най-Турс отдает команду таким громким голосом, что Николка думает, что ее слышно, наверное, на весь город. Полковник кричит юнкерам, чтобы те бежали как можно быстрее, срывая на бегу погоны и уничтожая свои документы. Чтобы всем, кто встретится на пути, приказывали бежать.

    Юнкера в панике подчиняются приказу. Все вокруг закрутилось-завертелось, и Николка в этот момент не сошел с ума потому, что все произошло слишком быстро.

    Николка не желал бежать, он сел на корточки у пулемета и начал заправлять в него ленту. Вдали показались несколько конных.… Най-Турс стреляет, несколько лошадей падают: «И полковник Най-Турс отнесся к ним странно. Он подпрыгнул на одной ноге, взмахнул другой, как будто в вальсе, и по-бальному оскалился неуместной улыбкой. Затем полковник оказался лежащим у ног Николки... Тут он увидел, что из полковника через левый рукав стала вытекать кровь, а глаза у него зашли к небу».
    Николка не сразу понимает, что именно произошло. Смерть полковника Булгаков сравнивает с танцем, вальсом. Неожиданное сравнение. Неожиданное, как и то, что «из полковника через левый рукав вытекает кровь» - описание уже чего-то неживого. Писатель так и не сказал, что полковника убили. Ни слова о том, что в него выстрелили. Най-Турс просто умер. Теперь уже из полковника по капле вытекает и голос – он просит, уже не приказывает, чтобы Николка бросил все и бежал. Просит уже не как высший по званию, а как человек, который сейчас умрет потому, что сам не бежал ранее.

    Най-Турс, как и некоторые герои «Белой гвардии», вызывает у автора большое уважение, ведь он отважен и храбр. Он защищает Россию, несмотря на то, что почти уверен, что сильнее окажутся не его воины. А так как Булгаков никогда не скрывал отношения к своим героям, то и читатель проникается восхищением к этому человеку. И эпизод его смерти Най-ТУрса в середине романа никак не убавляет его заслуг – он успел сделать много важного. К тому же, есть те, кто так же предан своей родине, как он.


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Булгаков М.А. / Белая гвардия / Гибель Най-Турса и спасение Николая (анализ эпизода из 11 главы части 2 романа М.А.Булгакова «Белая гвардия»)


Смотрите также по произведению "Белая гвардия":


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Анализ эпизода романа “Белая гвардия” Полковник Най Турс и Николка Турбин

Действие романа М. Булгакова “Белая гвардия” происходит в сложную переломную эпоху: только что совершилась революция, идет гражданская война. Судьбы людей на сломе времен – такова главная тема романа. Полковник Най-Турс и Николка Турбин – олицетворение лучших, качеств интеллигенции: мужества, самоотверженности, гражданской совестливости. Пожалуй, если бы не военная неразбериха, судьбы этих героев вряд ли бы пересеклись, слишком мало между ними общего. Николка – юный, восемнадцати летний, начинающий жить человек. Най-Турс – пожилой полковник, “с железным лицом, простым и мужественным” , Если для Най-Турса война – профессия, то Николка относится к войне по-мальчишески, романтически. Вспомним, как в начале романа он с восхищением разглядывает оружие Шервинско-го и Карася: “Николка припал к холодному дереву кобуры, трогал пальцами хищный маузеров нос и чуть не заплакал от волнения…”
Николка идет воевать, конечно, не только из-за мальчишеского восхищения: “Ведьстыдно! Неловко… Здесь водка и тепло, атам мрак, буран, вьюга, замерзают юнкера…” Ясно, что им движет гражданская совестливость. Однако этого оказывается мало, когда стреляют. Когда Николка остается командиром над двадцатью восемью юнкерами, он испытывает неуверенность и растерянность и лишь мальчишеские мечты о геройской смерти поднимают его боевой


дух. Но когда появляется полковник Най-Турс, Николка уже овладевает собой. Най-Турс – действительно героическая личность. Он не просто командир, который ведет в бой, но он проявляет заботу о своих подчиненных. Достаточно вспомнить эпизод, когда он с оружием в руках добывает валенки и папахи для своего эскадрона. И на войне для него важна прежде всего не победа, а жизнь людей, за которых он отвечает. Чувство ответственности обостряет его интуицию, именно оно заставляет полковника после отбитой атаки кавалерии не оставаться на позициях, а отходить с отрядом к городу, а затем послать в разведку трех юнкеров. Когда же разведка докладывает, что “никаких наших частей нет не только на Шулявке, но и нигде нет”, Най-Турс понимает, что еще немного, и отряд его будет отрезан и уничтожен Петлюрой. Най-Турс “отдал юнкерам никогда ими не слыханную, странную команду”. Это – приказ о бегстве, о спасении собственных жизней. Характеризуя так эту команду, М. Булгаков показывает, насколько она не соответствует логике нормального военного, который до самого конца воюет, жертвуя своей жизнью. А Най-Турс готов пожертвовать своей жизнью, но не жизнью других людей, еще молодых, у I которых все впереди. Он считает, что жизнь человека дороже любого дела, тем более явно обреченного.
Най-Турс спасает молодых юнкеров, прикрывая их пулеметным огнем. Спасает он и Николку. Спасает его физически: срывает с него погоны, заставляет спасаться бегством. Но, что еще важнее, спасает его духовно – спасает от страха и растерянности, в его присутствии Николка чувствует “странный пьяный экстаз” и бросается к пулемету. Именно в тот момент, у пулемета, когда Най-Турс уговаривает Николку спасаться бегством, полковник погибает. Полковник мог бы остаться в живых, если бы оставил Николку у пулемета. Но, видимо, он не мог это сделать, потому что чувствовал ответственность за жизнь даже этого не знакомого ему человека. Най-Турс поступил героически и самоотверженно.
Ценой своей жизни он спас жизнь другого человека, “смертию смерть поправ”.

rus-lit.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *