Автор недоросль – HTTP status 402 — payment required, требуется оплата

Содержание

Недоросль — ТОП КНИГ

Автор: Денис Фонвизин

Год издания книги: 1783

Комедия Фонвизина «Недоросль» задумывалась еще в 1778 году. Через четыре года упорной работы писатель наконец-то смог завершить произведение. Сразу же в 1782 году рассказ «Недоросль» был поставлен на сцене петербургского театра. С тех пор театральные постановки комедии происходили во многих городах страны. В 1926 году по мотивам произведения был снят художественный фильм «Господа Скотинины».

Комедии «Недоросль» краткое содержание

Действие повести «Недоросль» Фонвизина начинается в поместье Простаковых. Из дома доносятся ужасные крики – все дело в том, что госпожа Простакова недовольна работой портного Тришки. Она считает, что кафтан, который он сшил для ее сына Митрофана, слишком узкий. Ее муж отчасти согласен с таким выводом. И только брат Простаковой — Скотинин считает, что изделие выглядит довольно неплохо. Тришка же оправдывается тем, что он не учился на портного, но никто в доме не хочет его слушать.

Далее в комедии «Недоросль» читать можем, что кафтан на самом деле пошит для одного очень важного дела – помолвки Скотинина с родственницей Простаковых. Как в пьесе Грибоедова «Горе от ума» главную героиню зовут Софья. Дело в том, что она недавно стала сиротой и получила в наследство несколько деревень. Из всех родственников у девушки остался лишь дядя Стародум, который уехал в Сибирь, и теперь от него ни слуху, ни духу. После этого Простаковы взялись ее опекать. Скотинину не нравилась Софья, но его привлекало в девушке – наличие в ее имении свиней. Уж очень он любил этих животных.

Неожиданно Софья получает письмо от якобы покойного дядюшки. Поскольку никто из Простаковых не может его прочитать (они не обучены грамоте), конверт передают постояльцу имения Правдину. Мужчина читает, что Стародум надумал сделать племянницу наследницей нескольких его имений в Сибири. Услышав эту информацию, Простакова тут же решает сосватать Софье недоросля Митрофанушку.

Через одну из деревень Простаковых проходят солдаты во главе с офицером Милоном. Оказывается, это старый приятель Правдина. При встрече Милон рассказал другу, что уже на протяжении полугода он пребывает в разлуке со своей возлюбленной. Правдин же рассказывает, что устроился на работу в наместническое правление. В его обязанности входит следить за помещиками, которые плохо относятся к своим людям. Именно поэтому он сейчас остановился в доме у Простаковых.

Вдруг на горизонте появляется Софья, и Милон узнает в ней свою любимую. Молодые люди безумно рады видеть друг друга. Казалось бы, теперь их разлукам пришел конец. Но не тут-то было. Девушка рассказывает, что госпожа Простакова хочет выдать ее замуж за своего сына-неуча. Милон в ярости. Однако, когда он узнает, что перед ним за соперник, его ревность немного угасает. Как раз в это время мимо проходил Скотинин. Увидев девушку, он заговорил о своих планах взять ее в жены. Тогда Правдин рассказывает ему о том, что задумала Простакова. Скотинин злится на сестру и племянника. Когда он вдруг видит Митрофанушку, то не в силах сдержать свою злость. Он бросается с кулаками на юношу, но няня защищает его.

Далее из повести Фонвизина «Недоросль» узнаем, что Митрофан на момент встречи со Скотининым направлялся к своим учителям – Кутейкину и Цыфиркину. Первый обучал пятнадцатилетнего мальчика грамоте по Часослову, второй занимался с ним математикой. Однако позже образ недоросля раскрывается всего одной фразой: «Не хочу учиться, а хочу жениться!». За все время обучения Митрофану так и не удалось добиться результатов во многом благодаря мнению матери, которая считает, что все эти науки некому не нужны. Вечером мальчик рассказывает матушке о произошедшей драке. Та злится на няню за то, что она не избила Скотинина, чем доводит бедную женщину до слез.

Стародум узнает о том беспределе, что творится в доме у Простаковых. Он хочет защитить племянницу от этих наглых людей, а потому выезжает к ней. Он заявляет девушке, что хочет увезти ее из этого поместья, потому как подобрал ей в мужья достойного молодого человека. Тут появляются Простакова и Скотинин. Женщина тут же начинает ругаться с незнакомцем, но, когда узнает, что перед ней Стародум, становится доброй и ласковой. Всем своим видом она хочет показать расположение к потенциальному родственнику и зарекомендовать себя и свою семью исключительно с лучшей стороны. Но Стародум остается непреклонен – уже следующим утром он намерен увезти Софью в Москву. Девушка расстроена тем, что как в повести Карамзина «Бедная Лиза» ее могут выдать замуж за того, кого она даже не знает. Тогда мужчина говорит ей, что она может сама себе выбрать жениха. Простакова снова обретает веру в то, что сможет свести Софью с Митрофанушкой. Она начинает хвастаться тем, что ее сын получает образование у немецкого преподавателя Вральмана. В отличии от других педагогов он забивает голову ее сына всякой чепухой.

Кутейки и Цыфиркин совершенно другого мнения об этом педагоге. Они считают, что Вральман дает Митрофану слишком много свободы. Из-за отсутствия дисциплины мальчик совершенно не умеет учиться. Поэтому даже после трех лет занятий он все еще не может даже досчитать до трех или прочесть хотя бы одну строчку. Герои комедии «Недоросль» даже хотят побить немца, но ему удается сбежать. Простаковой же математика видится абсолютно ненужной наукой. Поэтому ей и нравится Вральман, который постоянно говорит о том, что забивать голову вредно и во время занятий отправляет Митрофанушку погулять на свежем воздухе.

Далее кратчайшее содержание «Недоросли» Фонвизина рассказывает, что Стародум получает письмо от дяди Милона, в котором тот хочет договориться о свадьбе офицера и Софьи. Мужчина направляется к своей племяннице, чтобы поговорить об этом. Когда девушка понимает, о ком идет речь, она смущается. Тут на пороге появляется Правдин и его друг Милон. Из разговора становится понятно, что, пребывая в Москве, молодой офицер часто гостил у матери Софьи. Женщина относилась к нему, как к родному сыну, поэтому и хотела, чтобы ее дочь вышла за него замуж. Стародуму Милон кажется честным и благородным. К тому же он узнает, что молодые люди влюблены друг в друга. Он дает благословение на свадьбу.

Тем временем другие кандидаты в женихи все еще не желают отступать. Скотинин встречается с дядей Софьи и начинает расхваливать свою семью. Стародум делает вид, что впечатлен историей рода молодого человека. Тут же появляется Простакова. Она приводит с собой Митрофана, чтобы продемонстрировать, насколько он образованный. Стародум снова изображает восхищение. Выслушав обе стороны, он сообщает, что уже сосватал свою племянницу за Милона и собирается увезти ее отсюда на следующее утро.

Позже в комедии Фонвизина «Недоросль» краткое содержание поведает о том, что Правдину приходит документ, в котором говорится, что он может стать опекуном всего поместья Простаковых. Это произойдет в случае, если их действия будут угрожать людям, которые служат в их доме. Он тут же спешит поделиться этой новостью со Стародумом. Во время их разговора за окном происходит что-то странное. Мужчины выбегают на шум и видят следующую картину – Простакова пытается силой затащить Софью в карету, чтобы отвезти ее в церковь. Там она уже договорилась про венчание девушки с Митрофаном. Рядом оказался Милон. Ему удается освободить свою возлюбленную. Правдин грозится тем, что подаст в суд на женщину. Тогда Простакова понимает, что натворила, и просит прощения. Стародум и его товарищ решают простить ее. Женщина обрадовалась и начала планировать другие способы женитьбы своего сына. Но тут вмешивается Правдин. Он говорит, что из-за произошедшей ситуации он имеет право забрать поместье Простаковых себе и предъявляет полученный указ.

Скотинин понимает, что ему здесь ждать уже нечего, и уезжает домой. Простакова же не может смириться с потерей имущества. Она умоляет Правдина позволить ей управлять домом и деревнями хотя бы несколько дней. Но мужчина настроен решительно и не желает передавать поместье этой женщине ни на день. Он хочет уволить учителей. Кутейкин заявляет, что хочет определенную сумму за стоптанную обувь и за то, что он учил недоросля Простакова. Тогда Правдин говорит, чтобы тот пошел просить жалование у матери ученика. Опасаясь Простаковой, учитель заявляет, что лучше останется без денег. Цыфиркин же наоборот, говорит, что, поскольку ему не удалось научить юношу арифметике, то он не заслужил платы за работу. За такой благородный поступок Правдин решает заплатить определенную сумму педагогу.

Когда приходит очередь Вральмана, происходит удивительная вещь. Присутствующие узнают, что на самом деле он является обыкновенным кучером. На протяжении долгих лет он так и не смог найти себе работу, поэтому решил пойти преподавать. Стародум предлагает ему работу кучера, и тот соглашается. Вместе с Софьей и Милоном они покидают поместье. Простакова в отчаянии. Она говорит Митрофану, что сейчас он единственный человек, который остался с ней. Но Митрофанушка-недоросль отвечает ей грубостью. Не выдержав такого, женщина теряет сознание. Правдин считает, что мальчика нужно воспитывать в строгости. Он хочет отправить Митрофана на службу. Простакова пророчит себе гибель в одиночестве, на что Стародум заявляет, что женщина сама заслужила все, что с ней сейчас происходит.

Комедия «Недоросль» на сайте Топ книг

Повесть Фонвизина «Недоросль» по праву считается одной из известнейших работ писателя. Крылатые фразы из книги по сей день актуальны и учитывая ее наличие в школьной программе это позволило повести «Недоросль» занять высокое место в нашем списке лучших книг классики. И учитывая динамику интереса к книге мы еще не раз увидим ее на нашем сайте Топ книг.

 

Комедию Фонвизина «Недоросль» читать онлайн на сайте Топ книг можно здесь.

 

Недоросль    

 

 

top-knig.ru

Критика о комедии «Недоросль» Фонвизина: отзывы критиков и писателей о пьесе |LITERATURUS: Мир русской литературы

Комедии «Недоросль» — вершина творчества знаменитого русского драматурга Фонвизина.

В этой статье представлена критика о комедии «Недоросль» Фонвизина: отзывы критиков и писателей о пьесе.

Смотрите: Все материалы по комедии «Недоросль»

Критика о комедии «Недоросль» Фонвизина

А. С. Пушкин:


««Недоросль» … единственный памятник народной сатиры, «Недоросль», которым некогда восхищалась Екатерина и весь ее блестящий двор…»
(А. С. Пушкин, статья «Опровержение на критики»)

Н. В. Гоголь:


«Комедия Фонвизина поражает огрубелое зверство человека, происшедшее от долгого бесчувственного, непотрясаемого застоя в отдаленных углах и захолустьях России… Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души… «
(Н. В. Гоголь, «Выбранные места из переписки с друзьями»)

В. Г. Белинский:

«…«Недоросль» и «Бригадир», уже согнанные с театра, никогда не будут изгнаны ни из истории русской литературы, ни из библиотек порядочных людей. Не будучи комедиями в художественном значении, они — прекрасные произведения беллетрической литературы, драгоценные летописи общественности того времени. …и честь и слава уму и таланту Фонвизина, что он угадал, что можно и что нужно было в его время…»

(В. Г. Белинский, «Русская литература в 1841 году»)

А. И. Герцен:

«Успех «Недоросля» значительно превзошел успех «Бригадира». Это произведение сохранится навсегда в русской истории и литературе как картина нравов русского дворянства, перерожденного Петром I.»

(А. И. Герцен, «Новая фаза русской литературы», 1864 г.)

В. О. Ключевский:

«Эта комедия — бесподобное зеркало. Фонвизину в ней как-то удалось стать прямо перед русской действительностью, взглянуть на нее просто, непосредственно, в упор, глазами, не вооруженными никаким стеклом, взглядом, не преломленным никакими точками зрения, и воспроизвести ее с безотчетностью художественного понимания. <…>

Фонвизин взял героев «Недоросля» прямо из житейского омута, и взял, в чем застал, без всяких культурных покрытий, да так и поставил их на сцену со всей неурядицей их отношений, со всем содомом их неприбранных инстинктов и интересов. …автор взял их на время для показа из-под полицейского надзора, куда и поспешил возвратить их в конце пьесы при содействии чиновника Правдина, который и принял их в казенную опеку с их деревнями.  

«Недоросль» — комедия не лиц, а положений. Ее лица комичны, но не смешны, комичны как роли, и вовсе не смешны как люди. Они могут забавлять, когда видишь их на сцене, но тревожат и огорчают, когда встречаешь вне театра, дома или в обществе…» 

(В. О. Ключевский, «Сочинения в восьми томах», том VIII, 1959 г.)


Из книги «Силуэты пятидесяти русских литераторов»:


«…Д. И. Фонвизин известен своими комедиями, в которых осмеивает современное ему невежество, поверхностность образования, дворянскую лень и проч. Более известные его комедии — «Бригадир» и «Недоросль»…»
(«Силуэты пятидесяти русских литераторов и краткие их биографии… и др.», Санкт-Петербург, 1877 г.)

А. П. Добрыв:

«…Фонвизин написал свою лучшую комедию «Недоросль», которая всеми принята была с восторгом, как явление еще не бывалое в литературе нашей, давшей вечную славу автору и возвысившей его над всеми современными драматургами. <…>

…его комедии «Бригадир» и «Недоросль» по своему художественному такту, по своей художественной истине, с которою созданы были глубоко задуманные типы действующих лиц, служат памятником и образцом современного этой эпохи языка, до сих пор не забыты потомством и никогда не умрут, подобно давно уже предавших забвению все произведения Сумарокова, Аблесимова, Княжнина и Капниста и по праву дают Денису Ивановичу его высокое, почетное место в истории русской литературы.»

(А. П. Добрыв, «Биографии русских писателей», 1900 г.)

А. Пятковский:

«…Стародум высказывал мысли, казавшиеся тогда передовыми и современными. Стародум — не брюзга и не ретроград, смотрящий с ужасом на умственное движение своего века; он далеко не похож на тех питомцев петровского времени …, которые не признавали в новых людях ничего путного.

…мы должны признать, что Стародум, хотя и хвалит старое время, но … он говорит… с целью осветить дурные стороны современного общества. <…> Короче сказать, Стародум — это сам Фонвизин, отчасти разделявший идеи французских писателей… <…>

…автору не приходилось выдумывать искусственных образов: сама жизнь подсказывала ему и руководила его талантом. Личности эти: Простакова, Митрофанушка, Скотинин, Еремеевна и учителя Митрофанушки в «Недоросле»;… <…>

…Воспитание Митрофанушки или лучше сказать, одно питание…, исключительные заботы матери о том, чтобы сынок ее кушал как можно больше и учился как можно меньше — все это почерпнуто прямо из русских нравов XVIII-го столетия и подтверждается десятками указаний в сатирических журналах, мемуарах и комедиях того времени. Рассуждения Простаковой о бесполезности наук, нападки Скотинина на грамоту коренились глубоко в русском обществе…»

(А. Пятковский, статья из книги «Д. И. Фонвизин» под ред. П. А. Ефремова, 1866 г.)

С. М. Брилиант:

«…ум и талант [Фонвизина] нашли полное выражение в комедии «Недоросль»… <…>

…комедия «Недоросль», хотя и явилась выражением общественного самосознания, лишена горячего, живого чувства протеста… Как и сам Фонвизин, его «идеалы» — Правдин, Стародум, Милон, Софья — все «умны», порядочны, но холодны, чересчур благоразумны и заученным манером излагают господствующую теорию «просвещенного деспотизма»…»

(С. М. Брилиант, «Денис Фонвизин. Его жизнь и литературная деятельность», 1892 г.)

А. Кокорев:

«…Фонвизин дал очень живо типы современного ему дворянского общества, дал яркие картины быта… <…>

…«Недоросль» — кульминационный пункт в развитии творчества Фонвизина… В своей комедии Фонвизин отозвался на все те вопросы, которые волновали наиболее передовых людей того времени. Государственный и общественный строй, гражданские обязанности члена общества, крепостное право, семья, брак, воспитание детей — вот круг вопросов, поставленных в «Недоросле». На эти вопросы Фонвизин дал ответ с наиболее передовых позиций для своего времени.

Фонвизин был ближайшим в данном отношении предшественником Пушкина, Гоголя. <…>

Положительные герои «Недоросля», резонеры — схематичны, они мало индивидуализированы. Однако в репликах резонеров мы слышим голос наиболее передовых людей XVIII в. В резонерах и добродетельных людях слышится для нас голос умных и благонамеренных людей того времени, — их понятия и образ мыслей.

Из положительных героев выделяется образ Стародума, который излагает заветные идеи Фонвизина. Стародум — враг продажных екатерининских вельмож, получавших чины, поместья за лесть, подхалимство. В противоположность паразитизму придворных царедворцев он выдвигает «трудолюбие». Стародум порвал с двором и ушел в Сибирь… Стародум осуждает гнет и насилие, в словах его слышится прямое отрицание крепостных порядков.

Стародум — враг невежественного воспитания. Он сторонник воспитания, которое в основе своей имеет сочетание культурности и благонравия… Стародум защищает новый семейный уклад, основанный на взаимном доверии и дружбе между членами семьи. <…> Стародум высоко ценит преобразовательную деятельность Петра Первого, и именно в этом смысле он был «стародумом». <…>

Фонвизин вывел в комедии значительное количество лиц из «низов» (Тришка, Еремеевна, учителя), причем даны они по-новому, не для потехи слушателей, как это было во французской классической комедии; наоборот, он показывает их на сцене, чтобы вызвать к ним или сочувствие (Еремеевна, Тришка, Цыфиркин), или отрицательное отношение (Вральман, Кутейкин).

(А. Кокорев, статья «Фонвизин», «Литературная энциклопедия в 11 томах», 1929—1939 гг.)

Статья «Драма» в «Литературной энциклопедии»:

«…в «Недоросле» Фонвизин открывает борьбу … против мелкопоместных, злоупотребляющих своею властью над крестьянами, тупых и невежественных крепостников (Скотинин, Простакова). Идеалы автора пропагандируются резонерами, добродетельными персонажами его комедий — неподкупным чиновником Правдиным, ревнителем дворянской старины Стародумом… Фонвизин с симпатией относится к верным дворянству слугам и всячески негодует на злонравие Простаковой, в результате которого множатся недоросли-Митрофанушки.

<…> Фонвизин в силу своей классовой принадлежности не пошел против крепостного права, хотя и дал богатейший материал, свидетельствующий о крестьянском бесправии. Тем не менее художественные достоинства его комедий несомненны. 

Он индивидуализирует образы учителей (Кутейкина, Цыфиркина, Вральмана), он доводит до высокого совершенства диалог, он воссоздает современный ему поместный быт во всей его колоритной уродливости. Образы Простаковой и Митрофанушки сделались традиционными, вошли в плоть и кровь последующей литературы…»

(Статья «Драма» // «Литературная энциклопедия в 11 томах», 1929—1939 гг, том 3)

Г. П. Макогоненко:

«Фонвизин широко известен как автор комедии «Недоросль», как смелый и блистательный сатирик. Но творец «Недоросля» был не только крупным и талантливым драматургом XVIII века. Он — один из основоположников русской прозы, замечательный политический писатель, воистину великий русский просветитель, бесстрашно, в течение четверти века, воевавший с самодержавием Екатерины II. <…>

«Недоросль» — центральное сочинение Фонвизина, вершина русской драматургии XVIII века…»

(Г. П. Макогоненко, «Жизнь и творчество Д. И. Фонвизина», 1959 г.)

www.literaturus.ru

автор комедии «Недоросль» Недоросль Фонвизин Д.И. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Фонвизин Д.И. / Недоросль / Фонвизин — автор комедии «Недоросль»

    Я хочу рассказать, как родился и вырос выдающийся писатель-комедиограф Денис Иванович Фонвизин. Будущий драматург родился в тысяча семьсот сорок пятом году в семье небогатого дворянина. Успешно закончив гимназию, Фонвизин поступил на философский факультет Московского университета; не закончив курса, будущий писатель переехал в Петербург и поступил переводчиком в коллегию иностранных дел. В то время во главе коллегии стоял один из умнейших людей XVIII века —Никита Иванович Панин. Близость Панину помогла Фонвизину понять политику России.Литературная деятельность Дениса Ивановича началась еще в студенческие годы. Он рано стал проявлять склонность к политической сатире. Крестьянская война 1773-1775 годов под предводительством Пугачева сильно повлияла на писателя. Фонвизин полностью перешел на сторону крестьян и решил, что крепостное право губительно для всего общества, его необходимо отменить.

    Лучшим произведением Дениса Ивановича Фонвизина явилась комедия “Недоросль”, написанная в 1782 году, в которой показано подлинное лицо крепостничества и главные его носители — помещики. Писатель подчинил композицию комедии правилу трех единств, согласно законам классицизма, который господствовал в то время в литературе и искусстве.

    События происходят в течение суток, в одном месте — в усадьбе помещиков Простаковых. Отрицательным героям противопоставлены положительные. По словам Белинского, “Фонвизин правдиво изобразил крепостническую действительность, выставив ее во всей наготе, во всем ужасающем безобразии…” Жадные и жестокие помещики Простаковы и Скотинин смотрят на крепостных, как на рабочий скот. Тарас Скотинин все свои убытки “дерет” с крестьян и поэтому считается в округе мастером по сбору оброка. А у Простаковой “беда”. Она жалуется брату, что уже ничего не может содрать с крестьян с тех пор, как все у своих крепостных уже отняли. Помещики-дворяне забыли о чести, совести, гражданском долге. Они с тупым пренебрежением относятся к культуре и просвещению. Действиями положительных героев осуждается крепостнический строй в той форме, какую он принял в царствование Екатерины Великой. В финале комедии зло наказано, а добро торжествует. По словам автора, бесчеловечие помещиков должно привести их к полному краху. Фонвизин наглядно показал правительству, как надо поступать с жестокосердными помещиками.

    Широкую известность писателю принесла комедия “Бригадир”, написанная в 1768 году. В ней Денис Иванович высмеял отсталость, бескультурье и жадность поместных дворян и вместе с тем осудил преклонение столичной дворянской молодежи перед иностранщиной. Одним словом, Денис Иванович Фонвизин во всех своих пьесах осуждал и высмеивал тупость и жадность, бескультурье и жестокость помещиков-крепостников.

    Писатель полагал, что крепостное право тормозит экономическое и культурное развитие России, вызывает массовые крестьянские восстания. Фонвизин выражал свое резко отрицательное отношение к крепостникам, живущим за счет эксплуатации крестьян, высмеивал Екатерину II и ее политику, направленную на сохранение власти над крестьянами.

    Александр Сергеевич Пушкин высоко ценил благородную деятельность Фонвизина, выдающегося драматурга и публициста, сказав про него: “сатиры смелый властелин, друг свободы”. Идеи Фонвизина, высказанные им в комедии “Недоросль”, не потеряли своей актуальности и в наши дни. Его произведения вошли в золотой фонд классической литературы и не сходят со сцен русских театров на протяжении двухсот лет. Это ли не доказательство гениальности автора и его творения.

7532 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Фонвизин Д.И. / Недоросль / Фонвизин — автор комедии «Недоросль»

Смотрите также по
произведению «Недоросль»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Недоросль | Литература

В комедии «Недоросль», написанной в 1782 году, Д.И.Фонвизин выводит на сцену представителей дворян­ства, развращенного помещичьей властью, и показывает, каким испорченным вырастает молодое поколение в этой среде.

Тема воспитания всегда занимала Фонвизина. Он ра­товал за расцвет просвещения в России и считал, что воспитанные в строгих гражданских правилах дворяне будут достойными руководителями и опекунами крестьян­ского населения страны. А воспитанием молодых дворян никто серьезно не занимался. Чему мог выучиться Митро-фан у кучера-немца Вральмана, для того чтобы стать офи­цером или чиновником? Самые дурные качества характера, самые отсталые взгляды на науку характеризуют таких молодых дворян, как Митрофан.

Часто высказывалось мнение, что Стародум, Милон, Софья, Правдин — это идеальные герои, что русская действительность не имела таких людей и что автор выду­мал их. Но среди знакомых Фонвизина были деятели, похожие на Стародума и Правдина, встречались образован­ные и чуткие девушки, напоминающие Софью. Писатель обобщил их черты, представил в одном образе то, что находил у нескольких реальных прототипов.

С еще большей уверенностью изображал он Простако-вых и Скотининых: такие персонажи встречались гораздо чаще среди русского провинциального дворянства второй половины XVIII века.

Для современников Фонвизина речи Стародума звуча­ли политически остро и мудро. Автор устами этого героя излагал патриотические убеждения лучшей части общества. Недаром, начиная свой журнал «Друг честных людей», Фонвизин писал, якобы обращаясь к Стародуму: «Я должен признаться, что за успех комедии моей «Недоросль» дол­жен я вашей особе. Из разговоров ваших с Правдиным, Милоном и Софьей составил я целые явления».

Фигура Простаковой изображена Фонвизиным с не­обычайной верностью и реалистичностью. Он понял нера­зумность ее слепой, животной любви к своему детищу, Митрофану, — любви, которая, в сущности, губит ее сына. Отвратительна Простакова в сценах с крепостными крес­тьянами, жалка при встречах с Правдиным и Стародумом. Фонвизин ясно показывает, что Простаковы не должны управлять людьми. Но при всем этом Простакова — чело­век, пусть безнадежно испорченный средой и воспитанием, но все же человек. Писатель сумел это показать в последней сцене «Недоросля», когда потерявшая власть Простакова, увидев крушение своих замыслов, бросается к сыну: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!» А в ответ слышит бессердечное: «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась…»

«Вот злонравия достойные плоды!» — говорит Старо-дум, заканчивая комедию. Но его оценка относится не только к Простаковой, но и ко всей системе государствен­ного порядка России.

К числу выдающихся достоинств комедии относится ее язык. Фонвизин дает языковые характеристики героев. Мал и беден словарь Митрофана и Скотинина, свободно владеют речью Стародум, Софья и Правдин. Много грубых и простонародных слов в речах Простаковой, язык ее не отличается от языка крепостных людей. Отставной солдат Цыфиркин пользуется выражениями, употребляющимися в военном быту; семинарист Кутейкин украшает свою речь церковнославянскими словами и цитатами из духовных книг. Чтобы усилить характеристику Вральмана, писатель передает его ломаную русскую речь и подчеркивает непра­вильность произношения.

«Фонвизин казнил в своих комедиях дикое невежество старого поколения и грубый лоск поверхностного и внеш­него европейского полуобразования новых поколений», — писал В.Г.Белинский.

 

ibrain.kz

«Недоросль». Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина

Денис Иванович Фонвизин написал комедию «Недоросль» в эпоху самодержавия. Автор высмеивает систему воспитания и образования, применяемую в дворянских семьях, и создает образы невежественных помещиков.

Значение слова «недоросль»

Итак, попробуем разобраться, что означает слово «недоросль». Смысл названия комедии сложно определить, не понимая его значения. Первоначально так называли молодых дворян, которые еще не достигли совершеннолетия и не поступили на государственную службу. Второе значение появилось после выхода в свет комедии Фонвизина. Словом «недоросль» стали называть недалекого юношу, недоучку. Главный герой комедии, Митрофанушка, является олицетворением молодого человека, погрязшего в невежестве и глупости.

Имея представление о значении этого слова, смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» будет понять намного проще.

Проблемы, поднятые в комедии

Название произведения является характеристикой целой эпохи и поднимает проблемы воспитания молодых дворян и обличает нравы, царящие среди представителей этого класса.

Фонвизин подобрал очень смелые и оригинальные художественные средства для написания пьесы «Недоросль». Смысл названия комедии помогает увидеть проблемы общества того времени.

Все сцены произведения наполнены беспощадной и едкой сатирой, обличающей жизненный уклад Простаковых и Скотининых.

Для контраста автор приводит диалоги положительных представителей дворянского общества, Правдина и Стародума, высказывания которых затрагивают в том числе вопросы, касающиеся нравов в государстве.

Итак, первая проблема, которая волнует Фонвизина, — это плачевное состояние моральных устоев общества. Через реплики Стародума и Правдина автор высказывает идею о том, что полная власть помещиков над крепостными и отсутствие должного примера со стороны высшего общества стали причиной полного произвола. Как результат — представители дворянского сословия забыли о своих обязанностях и классовой чести, что практически привело к вырождению класса.

Так освещена проблема деградации представителей дворянства в пьесе «Недоросль». Смысл названия комедии открывается более полно, если знать изъяны общества того времени.

Вторая проблема, которую поднимает автор, — это вопрос воспитания. Его Фонвизин очень подробно рассматривает в произведении «Недоросль». Смысл названия комедии во многом связан с пробелами в этой сфере. Сарказм Фонвизина, с которым он изображает сцену экзамена Митрофанушки, является приговором воспитанию Скотининых и Простаковых.

Эта проблема так сильно волнует автора по той причине, что речь идет о передовых членах общества. Плохо, что молодой дворянин, долг которого – служба Отечеству, воспитывается в отсутствии нравственных принципов при полном равнодушии родителей к интересам общества. У героя комедии, Митрофана, не было других желаний, кроме как погонять голубей, покушать и жениться.

Придворная жизнь является примером для такого воспитания, ведь дворяне давно забыли, что такое служение на пользу государства.

Идея комедии

Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» станет более ясен, если обратиться к идее, которую заложил автор в своем произведении. Денис Иванович хотел показать, что «недоросль» навсегда останется «недорослем» и никогда не изменится, не будет развиваться нравственно и духовно.

Митрофанушка – это сатирический персонаж, который олицетворяет молодое поколение того времени. Позднее это имя стало нарицательным, но тем не менее стоит узнать, каково истинное значение имени Митрофан.

Значение имени главного героя

Имя Митрофан буквально переводится на русский как «являющий свою мать», а значит, подобен ей. Так и есть. Мать мальчика — лидер в семье, именно на нее он стремится быть похожим. Митрофанушка не лишен природного ума, сообразительности, но использует эти качества исключительно в собственных интересах. Он маменькин сынок. Митрофанушка избалованный, вздорный, капризный.

Смысл названия пьесы «Недоросль» открывается в еще большей степени после осознания того, что имя подобрано автором не случайно.

Актуальность проблемы образования

Чтобы понять, насколько актуальна проблема образования, которую поднимает Фонвизин в своем произведении, нужно понимать, что происходит в современном обществе.

Безусловно, школа в наши дни не всегда способна пробудить интерес ребенка к обучению. Кроме того, многие родители стремятся дать образование, потому что так надо, для галочки, нередко донося это понимание до чада.

В результате получается, что и в наше время проблема, обозначенная автором комедии «Недоросль», не потеряла своей актуальности.

Чему комедия может научить ребенка

Выше были изложены основные моменты, которые Фонвизин хотел донести до читателей в пьесе «Недоросль». Характеристика комедии не может быть полной без обозначения того, чему данное произведение может научить ребенка.

На примере Митрофанушки, которого высмеивает автор, ученик восьмого класса может прийти к пониманию, насколько важно учиться, быть самостоятельным, ответственным.

Актуальность данной комедии проявляется в том, что ее часто ставят в театре. Зрители разных возрастов с удовольствием смотрят ее, смеются и, конечно, делают необходимые выводы.

fb.ru

Фонвизин – автор комедии “Недоросль”

Я хочу рассказать, как родился и вырос выдающийся писатель-комедиограф Денис Иванович Фонвизин. Будущий драматург родился в тысяча семьсот сорок пятом году в семье небогатого дворянина. Успешно закончив гимназию, Фонвизин поступил на философский факультет Московского университета; не закончив курса, будущий писатель переехал в Петербург и поступил переводчиком в коллегию иностранных дел. В то время во главе коллегии стоял один из умнейших людей XVIII века – Никита Иванович Панин. Близость Панину помогла Фонвизину понять политику России. Литературная деятельность Дениса Ивановича началась еще в студенческие годы. Он рано стал проявлять склонность к политической сатире. Крестьянская война 1773-1775 годов под предводительством Пугачева сильно повлияла на писателя. Фонвизин полностью перешел на сторону крестьян и решил, что крепостное право губительно для всего общества, его необходимо отменить.
Лучшим произведением Дениса Ивановича Фонвизина явилась комедия “Недоросль”, написанная в 1782 году, в которой показано подлинное лицо крепостничества и главные его носители – помещики. Писатель подчинил композицию комедии правилу трех единств, согласно законам классицизма, который господствовал в то время в литературе и искусстве.
События происходят в течение суток, в одном месте – в усадьбе помещиков Простаковых. Отрицательным героям

противопоставлены положительные. По словам Белинского, “Фонвизин правдиво изобразил крепостническую действительность, выставив ее во всей наготе, во всем ужасающем безобразии…” Жадные и жестокие помещики Простаковы и Скотинин смотрят на крепостных, как на рабочий скот. Тарас Скотинин все свои убытки “дерет” с крестьян и поэтому считается в округе мастером по сбору оброка. А у Простаковой “беда”. Она жалуется брату, что уже ничего не может содрать с крестьян с тех пор, как все у своих крепостных уже отняли. Помещики-дворяне забыли о чести, совести, гражданском долге. Они с тупым пренебрежением относятся к культуре и просвещению. Действиями положительных героев осуждается крепостнический строй в той форме, какую он принял в царствование Екатерины Великой. В финале комедии зло наказано, а добро торжествует. По словам автора, бесчеловечие помещиков должно привести их к полному краху. Фонвизин наглядно показал правительству, как надо поступать с жестокосердными помещиками.
Широкую известность писателю принесла комедия “Бригадир”, написанная в 1768 году. В ней Денис Иванович высмеял отсталость, бескультурье и жадность поместных дворян и вместе с тем осудил преклонение столичной дворянской молодежи перед иностранщиной. Одним словом, Денис Иванович Фонвизин во всех своих пьесах осуждал и высмеивал тупость и жадность, бескультурье и жестокость помещиков-крепостников.
Писатель полагал, что крепостное право тормозит экономическое и культурное развитие России, вызывает массовые крестьянские восстания.

rus-lit.com

Фонвизин – автор комедии “Недоросль”



Я хочу рассказать, как родился и вырос выдающийся писатель-комедиограф Денис Иванович Фонвизин. Будущий драматург родился в тысяча семьсот сорок пятом году в семье небогатого дворянина. Успешно закончив гимназию, Фонвизин поступил на философский факультет Московского университета; не закончив курса, будущий писатель переехал в Петербург и поступил переводчиком в коллегию иностранных дел. В то время во главе коллегии стоял один из умнейших людей XVIII века – Никита Иванович Панин. Близость Панину помогла Фонвизину понять политику России. Литературная деятельность Дениса Ивановича началась еще в студенческие годы. Он рано стал проявлять склонность к политической сатире. Крестьянская война 1773-1775 годов под предводительством Пугачева сильно повлияла на писателя. Фонвизин полностью перешел на сторону крестьян и решил, что крепостное право губительно для всего общества, его необходимо отменить.
Лучшим произведением Дениса Ивановича Фонвизина явилась комедия “Недоросль”,



написанная в 1782 году, в которой показано подлинное лицо крепостничества и главные его носители – помещики. Писатель подчинил композицию комедии правилу трех единств, согласно законам классицизма, который господствовал в то время в литературе и искусстве.
События происходят в течение суток, в одном месте – в усадьбе помещиков Простаковых. Отрицательным героям противопоставлены положительные. По словам Белинского, “Фонвизин правдиво изобразил крепостническую действительность, выставив ее во всей наготе, во всем ужасающем безобразии…” Жадные и жестокие помещики Простаковы и Скотинин смотрят на крепостных, как на рабочий скот. Тарас Скотинин все свои убытки “дерет” с крестьян и поэтому считается в округе мастером по сбору оброка. А у Простаковой “беда”. Она жалуется брату, что уже ничего не может содрать с крестьян с тех пор, как все у своих крепостных уже отняли. Помещики-дворяне забыли о чести, совести, гражданском долге. Они с тупым пренебрежением относятся к культуре и просвещению. Действиями положительных героев осуждается крепостнический строй в той форме, какую он принял в царствование Екатерины Великой. В финале комедии зло наказано, а добро торжествует. По словам автора, бесчеловечие помещиков должно привести их к полному краху. Фонвизин наглядно показал правительству, как надо поступать с жестокосердными помещиками.
Широкую известность писателю принесла комедия “Бригадир”, написанная в 1768 году. В ней Денис Иванович высмеял отсталость, бескультурье и жадность поместных дворян и вместе с тем осудил преклонение столичной дворянской молодежи перед иностранщиной. Одним словом, Денис Иванович Фонвизин во всех своих пьесах осуждал и высмеивал тупость и жадность, бескультурье и жестокость помещиков-крепостников.
Писатель полагал, что крепостное право тормозит экономическое и культурное развитие России, вызывает массовые крестьянские восстания. Фонвизин выражал свое резко отрицательное отношение к крепостникам, живущим за счет эксплуатации крестьян, высмеивал Екатерину II и ее политику, направленную на сохранение власти над крестьянами.
Александр Сергеевич Пушкин высоко ценил благородную деятельность Фонвизина, выдающегося драматурга и публициста, сказав про него: “сатиры смелый властелин, друг свободы”. Идеи Фонвизина, высказанные им в комедии “Недоросль”, не потеряли своей актуальности и в наши дни. Его произведения вошли в золотой фонд классической литературы и не сходят со сцен русских театров на протяжении двухсот лет. Это ли не доказательство гениальности автора и его творения.


home-task.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о