Политические взгляды Августина Блаженного
/ / / Политические взгляды Августина Блаженного
Представления Августина Блаженного о государстве. Политические и правовые воззрения.
Августин Блаженный (354-430г.) в своём самом главном произведении «О Граде Божием» объяснял, что имеет место быть двум градам: государству – граду земному и церкви – граду божьему. И хотя сама церковь странствует по земле, но её цель на небе. Град земной же, является, безусловно, сознанием человеческих рук, а стало быть, и цель его временная. Кроме того, град этот создан насилием, а держится лишь принуждением. Государство при этом выступает в качестве большой разбойной шайки. Государства делятся на те, которые пошли от Авеля и те, что происходят от братоубийцы Каина. Первым выпала судьба стать христианскими государствами, основной целью которых является забота о подчинённых. Такие государства существуют для того чтобы своими земными деяниями направлять земной мир к небесному.
Августин стал первым, кто стал насильственно обращать в христианство, считая свободную волю людей источником зла. Он считал, что прежде понимания любого действия или процесса мы должны верить. Насчёт рабства он высказывался, что оно не было создано природой, но является следствием грехов людей. Богом люди были разделены на богатых и бедных для того, чтобы богатые помогали бедным, а бедные в свою очередь спасали богатых.
Августин утверждал, что несовершенство земной человеческой жизни является результатом грехопадения Адама и Евы. Именно их греховностью была порождена греховность такого государственного устройства, при котором человек господствует над человеком. Однако, данная греховность есть естественным жизненным порядком человеческого существа, который предопределён Божиим Судом, у которого отсутствует неправда и который выносит только справедливые наказания, заслуженные человеком.
Единственным оправданием существования государства является его служение церкви. Августин стоял на страже справедливости, утверждая, что только в ней проявляется настоящее право, без которого любое государство обязательно обречено на погибель. Также он резко осуждал аморальность и жестокость.
Но все его подобные рассуждения о земных правах человека в итоге приходили к тому, что только власть Бога стоит над любой государственной властью и только сам Бог через церковь может предоставить государству право на его существование в дальнейшем.
Необходимо отметить, что в учении Августина можно проследить и прогрессивное начало, которое было связано с реалистическим подходом к оценке человеческих способностей и возможностей в его законном стремлении подниматься в своём развитии.
Интересное:
www.student-pravo.ru
АВГУСТИН
Блаженный Августин
1
План выступления: 1) полит. обстановка в средневек.обществе; 2) биография Августина Аврелия; 3) политические идеи Августина Блаженного;4) выводы;
2
Политическая обстановка в средневековом обществе
В Средневековье на большей части Западной Европы сложилась своеобразная политическая структура, главная особенность которой проявилась в том, что значительная часть властных функций была передана на средние и нижние социальные слои при усилении власти церкви.
Средневековье обычно ассоциируется с воцарением церкви, схоластики1, подавлением любых проявлений рационализма. Это не случайно. В 325 г., на первом Вселенском соборе представителей церковных верхов был оформлен союз между римской императорской властью и церковью. Христианство из религии угнетенных превратилось в государственную религию. Это привело к тому, что господствующим стало религиозное мировоззрение. Социальные и политические проблемы стали рассматриваться через призму религии.
Политическая мысль развивалась как одна из отраслей богословия (теологии). Отсюда и ведущая политическая идея о необходимости подчинения политической власти власти церковной.
“Нет власти не от бога, существующие же власти от бога установлены” — этот библейский тезис лежал в основе политической мысли средневековья.
Эпоху Средневековья обычно подразделяют на три периода: 1) раннефеодальный, 2) расцвет феодального строя и 3) позднее средневековье.
В период раннего средневековья наиболее крупным мыслителем проявил себя Аврелий Августин (354—430), учение которого легло в основу католицизма.
3
Биография
Августин Блаженный Аврелий (354-430 гг.) родился в африканском городе Тагаст.Отец был римским патрицием-язычником, мать — христианкой. В 30 лет он покинул Африку и переехал в Рим. Августин отличался образованностью. В Карфагене, Риме и Милане изучал риторику. Чтение трактатов Цицерона пробудило в нем интерес к философии, он захотел найти истину. Сначала верил, что найдет ее у манихейцев, в их учении о дуализме добра и зла. Они объявляли весь телесный мир (природно-космический, социальный и человеческий) порождением дьявола. В конце концов, истину Августин находит в христианстве, к которому он переходит в 387 г. В возрасте 33 лет он принял христианство и всю оставшуюся жизнь посвятил разработке основополагающих идей католицизма и борьбе с ересью. В 395 году стал епископом Гиппона (город в Сев.Африке) и на этой должности оставался до конца своих дней. В 430 г. Гиппон был осажден вандалами, и Августин молил Бога, чтобы он призвал его к себе, если город не удастся спасти. Молитва его была услышана, и он умер во время осады. За верное и ревностное служение интересам католической церкви Августин получил имя «Блаженный» и был причислен к лику святых (в 1323 году).
4
Политические идеи Августина Блаженного.
Блаженный Августин написал около 100 книг, 500 проповедей, 200 посланий. Его основными произведениями являются: «Исповеди»; «О троице», и «О граде божьем». Последний трактат считается главным произведением Августина, т.к содержит его историко-философские и политико-правовые взгляды.
5
«О граде божьем»
Поводом для написания послужило взятие Рима остготами в 410 г. Это шокировало интеллектуальный Рим. Начались поиски причин поражения: часть населения обвинило христианство, ведь пока была языческая религия, никто Рим не покорял. В ответ Августин указывает на то, что Рим пал по вине собственного эгоизма и безнравственности. Так он развивает идею о двух градах.
В качестве «града земного» и «града божьего» у него выступает два противоположных вида человеческих общностей, их отличие в направленности любви.
«Град земной», в понимании мыслителя, — это светское государство (церковь отделена от государства). В основе «града земного» лежит борьба людей за материальные блага, за приоритет личных интересов над общественными. Отличительной чертой граждан «града земного» выступает любовь к себе, доведенная «до презрения к богу».
«Град божий» — это духовная общность «божьих избранников», праведников, расселенных по миру между неправедниками. Члены «града божьего» с помощью религиозных общин и церкви объединены между собой не физически, а духовно. Их жизнь основана «на любви к богу, доведенной до презрения к себе». Представителей града божьего отличает готовность стойко переносить тяготы и лишения, способность к самопожертвованию и служению богу.
Эти два града развиваются параллельно, переживая шесть эпох. В конце 6 эпохи граждане «града Божия» получат блаженство, а граждане «земного града» будут преданы вечным мучениям.
Пока длится жизнь, эти два града неразличимы для человека, они станут различимыми по второму пришествии бога.
6
Философско-теологические и правовые аспекты властвования.
В основе возникновения государства у Августина Блаженного особый взгляд на природу человека. Он говорит, что человек — существо греховное, и реальное государство существует как наказание за первородный грех, за прикосновение Адама и Евы к дереву знаний. Поэтому Августин выделяет два вида земных государств:
— одно государство как организация насилия по отношению к человеку. Начинается с братоубийцы Каина, убившего Авеля.
— другие государства берут начало от Авеля, это государства христианские, власть основывается на заботе о подданных.
7
Форма государства
К форме государства Августин проявляет некоторое безразличие. Он повторяет традиционное деление на правильные и неправильные формы. Несправедливый царь — тиран, несправедливый народ — тоже тиран, несправедливая аристократия — власть эгоистической группировки. Что касается правильности форм, то есть таких, где соблюдается право, Августин не отдает предпочтение ни одной из них. Любая форма правления может оказаться если не хорошей, то терпимой, когда уважают Бога и человека, то есть соблюдают справедливость.
Отношения церкви к государству, духовной власти к светской — главная проблема, занимавшая Августина. По его мнению, светская и церковная власть различны и каждая обладает суверенитетом. При этом церковная власть — высшая, потому что духовная сфера выше мирской. Как бы высоко он не ценил значения «града божьего» и роли церкви в обществе, он не был сторонником передачи всей полноты власти католической церкви. Главное в его учении — именно разделение двух властей.
8
Государство как система господства.
Августин обосновывал и оправдывал существование социального неравенства. Он утверждал, что неравенство — неизбежное явление социальной жизни и бессмысленно стремиться к уравнению богатств; оно будет существовать всегда. Но все же все люди равны перед Богом и потому Августин призывал жить в мире.
Государство — наказание за первородный грех; оно является системой господства одних людей над другими; Человек – объект господства. Государство предназначено не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом мире.
9
Идея справедливости Августина
Справедливое государство — христианское государство.
Цель государства состоит в:
— служении церкви;
— насильственном приобщении к христианской церкви, искоренении ересей вооруженным путем. Источником зла является ересь. Августин был одним из вдохновителей инквизиции, массовых судилищ и казней тех, кто выступал против церкви;
— поддержании социального порядка. Оправдывая социальное неравенство Августин вовсе не был сторонником рабства или бедности людей. Просто он полагал, что на земле есть явления происходящие не от Бога, а от греховной природы человека. Рабство не есть божие создание, оно — явление человеческое, рабство и бедность надо терпеть и не выступать против них.
Функции государства: обеспечение правопорядка, защита граждан от внешней агрессии, помощь Церкви и борьба с ересью. Необходимо соблюдать международные договоры.
Войны могут быть справедливыми и несправедливыми. Справедливые — те, что начались по законным причинам, например по необходимости отражения нападения врагов.
10
Вывод:
Значение философии Августина Блаженного:
1) уделено большое внимание проблеме истории, что являлось редкостью для того времени;
2) Церковь, часто подвластная государству и преследуемая в Римской империи, была объявлена властью наряду с государственной, а не элементом государства;
В условиях распада Римской империи и ослабления светской власти христианская церковь становилась все более влиятельной политической силой и нуждалась в систематизации своего учения. Она нуждалась в теоретическом и философском обосновании своей идеологии. Отсюда понятен успех и большой авторитет Августина, которые он как крупнейший философ и теолог имел и в последующие столетия.
3) Обоснована идея господства Церкви над государством, а Римского Папы — над монархами — главная идея, за выдвижение которой католическая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века;
4) выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству;
5) С Августина Блаженного началась традиция различия светской и духовной власти.
Таким образом, Августин оказал большое воздействие на последующее развитие политических идей Западной Европы. Вплоть до XII в. политическая теология Августина господствовала в христианской мысли.
1средневековая «школьная философия», представители которой стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античной философии (Платона и особенно Аристотеля
studfiles.net
Политико-правовые взгляды Августина
Аврелий Августин (354–430 гг.) – один из видных идеологов христианской церкви и западной патристики. До принятия христианства (в 387 г.) он был сначала близок к движению манихеев, затем увлекался скептицизмом, философией Платона и неоплатоников, произведениями Цицерона. Став христианином, он принял деятельное участие в травле «еретиков». С 395 г. и до конца жизни он – епископ Гиппона (Северная Африка). Был плодовитьм автором, разработавшим основные положения христианской философии. Его политические и правовые взгляды изложены в работах «О граде Божием», «О свободной воле» и ряде других сочинений.
В развиваемой Августином христианской концепции истории человечества, опирающейся на библейские положения, все социальные, государственные и правовые учреждения и установления предстают как следствие греховности человека. В работе «О граде Божием» он отмечает, что «великое преступление» Адама и Евы, от которых происходит весь человеческий род, привело к тому, что «изменилась в худшую самая природа человеческая и передана потомству повинная греху и неизбежной смерти». Сама эта греховность предопределена замыслом бога-творца, наделившего человека свободной волей, т.е. способностью жить по-своему, по-человечьи, а не по-божьи. «Не тем человек сделался похожим на дьявола, – поясняет Августин, – что имеет плоть, которой дьявол не имеет, а тем, что живет сам по себе, т.е. по человеку… Итак, когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу». При этом само пожелание человека жить не «по человеку», а «по Богу» порождается лишь божьей благодатью, которая ниспосылается только «избранным».
Разделяя человеческий род во все времена его существования на два разряда (живущих по человеку и живущих по богу), Августин замечает: «Эти разряды мы символически назвали двумя градами, т.е. двумя обществами людей, из которых одному предназначено вечно царствовать с Богом, а другому подвергнуться вечному наказанию с дьяволом».
Греховность земной государственно-правовой жизни (отношений и установлении в «земном граде») проявляется, согласно Августину, в господстве «человека над человеком», в существующих отношениях управления и повиновения, господства и рабства. Такое положение дел, сложившееся вследствие первородного греха и сохраняющейся греховности природы человека, Августин называет «естественным порядком» человеческой жизни. В этом смысле «естественным» (для жизни «по человеку») оказывается и рабство, хотя оно и противоречит первоначально созданной богом человеческой природе и жизни «по Богу». «Итак, – подчеркивает Августин, – грех – первая причина рабства, по которому человек подчиняется человеку в силу состояния своего; и это бывает не иначе как по суду Божию, у которого нет неправды и который умеет распределять различие наказания соответственно винам согрешающих».
Естественно сложившийся порядок земного мира Августин критикует с религиозно-идеальных позиций божественного порядка и его земного прообраза, представленного в жизни «избранных» и их общин (христианской церкви). Этот греховный порядок мира носит временный характер и продлится до второго пришествия Христа и судного дня, когда будет установлено «царство небесное», благочестивые получат «ангельскую жизнь», а нечестивые подвергнутся «вторичной смерти», ибо «все мы восстанем, но не все изменимся».
Причина зла, согласно Августину, в свободной воле и ее извращенности. «Злом, – отмечает он, – называется и то, что человек совершает, и то, что он терпит. Первое – это грех, второе – наказание… Человек совершает зло, которое хочет, и терпит зло, которого не хочет». Слабость воли человеческой стала наследственной после наказания за грех Адама. Единственная надежда человека теперь связывается с благодатью, которая не уничтожает свободную волю, а оздоровляет ее:
Формы правления различаются Августином в зависимости от тех обязанностей, которые возлагаются на верховную власть. Главными среди них он считает моральные и религиозные обязанности, в частности уважение к богу и уважение к человеку. В противоположность аристотелевской традиции он не проявляет интереса к утилитарным преимуществам или, напротив, неудобствам той или иной формы. Он более всего чуток к проявлениям «опустошающей души смертных» «похоти господствования» – таким как аморальность, несправедливость и жестокость.
С этой позиции он дает новое толкование терминов античных философов. Несправедливого правителя, как и несправедливый народ, он именует тираном, несправедливую аристократию – кликой. Государство, в котором игнорируется право (как воплощение справедливости), предстает в его оценке как погибшее государство. Если в государстве сохраняются справедливость и уважение к религии, то все формы правления, равно как авторитет и полномочия власти, становятся достойными того, чтобы им подчиняться.
Несмотря на появление христианизированных государств, Августин не отождествляет христианскую общину и государство, град божий и церковь. Развивая вслед за своим учителем епископом Амвросием идею верховенства церкви над государством, Августин, считаясь с политической реальностью своего времени, часто именует церковь пленницей, которая вынуждена сносить несовершенство навязываемых ей человеческой властью законов, но в то же время признает право государства на поддержку церкви и вмешательство в борьбу церкви против еретиков или соперничающих религий. В обязанности христиан по отношению к христианскому правителю вменяется лояльность, а в обязанность церкви – быть наставницей в гражданских добродетелях и в проповеди духа «братства».
В процессе обоснования и проповеди своих теологических воззрений Августин зачастую обращается и к правовым вопросам. При этом основополагающее значение в его подходе к праву занимают рассуждения о восходящем к богу нерушимом вечном законе, действующем и в области человеческих отношений.
Наказание никогда не является внешним произволом, поскольку справедливое наказание, согласно Августину, уже содержится в самой вине и неизбежно вытекает из нее. «Ты повелел ведь – и так и есть, – писал Августин, – чтобы всякая неупорядоченная душа сама в себе несла свое наказание». В другом произведении он уточняет: «Справедливейшее наказание за грех состоит в том, что человек утрачивает то, чем он не захотел хорошо пользоваться… тот, кто не захотел поступать правильно, когда мог, утрачивает эту возможность, когда захочет поступать правильно».
Учение Августина пользовалось большим влиянием уже в древности. Римско-католическая церковь широко использовала его положения для обоснования своих теократических представлений и претензий на власть. За заслуги перед церковью Августин был назван Блаженным.
Заметную роль учение Августина сыграло в развитии христианско-теологических концепций этики, политики и права.
studfiles.net
Билет №6. Политико-правовые взгляды августина блаженного.
Аврелий Августин (354–430 гг.)- Блаженный. ОП: «О граде Божием».
Начиная с грехопадения(Адам и Ева) люди живут в двух царствах:
«Град земной»-все социальные, правовые и гос учреждения, являющиеся результатом греховности человека. Он в конце концов рухнет- конец человечества.- «любовь к себе доведена до презрения к Богу».
«Град Божий»- община праведников, следующих божественным установлениям, а не земным. Церковь- лишь преддверие Града Божьего. – «любовь к Богу доведена до презрения к себе».
Государство: государство возникает в ходе естественной эволюции, предопределенной Богом, т.е. были Адам и Ева. В кот. после грехопадения поселяется дьявольское начало, которое нужно сдерживать- появляется государство(также право) . Люди объединяются в государство для обеспечения внутреннего мира и внешней безопасности путем заключения общественного договора, под которым понималось прежде всего наложение друг на друга взаимных обязанностей. Общественный договор заключается в интересах целого, а не части.
Власть: власть королей делегирована им Богом: в одних случаях Бог прямо устанавливает короля(Израиль) в других опосредованно- через законы. Цель власти- обеспечение справедливости, согласия правителя с подданными.
Форма государства: не выделяет какой-либо более совершенной формы государства. Он традиционно делит формы на правильные и неправильные.
Неправильные: Несправедливый царь- тиран, несправедливый народ- тиран, несправедливая аристократия- власть эгоистической группировки.
Правильные: такие, где соблюдается право. Предпочтения не отдается ни одной, т.к. не видит ни серьезных преимуществ, ни недостатков. Любая форма может оказаться терпимой, если уважают Бога и человека.
Собственность: Августин полагал, что в естественном состоянии у людей собственность была общей и каждый брал из общего запаса, что ему было нужно. Все излишки использовались для общих благ, нужд. Также должно быть и в государстве. Собственность- человеческое установление, оно людьми введено ими же может быть отменено. Правда, признавался один вид собственности, кот. владеть могли лишь благодетельные люди- имущество церкви, которое должно использоваться в общих интересах, для общего блага.
Рабство: не отрицалось- «лучше быть рабом у человека, нежели у похоти». Тем не менее порабощение рассматривалось как грех для христианина.
Церковь и государство: важнейшая из рассматриваемых проблем. Светская и духовная власть различны, независимы, суверенны. Но между ними есть соприкосновения: государство защищает церковь от ереси, варваров; церковь воспитывает народ в духе лояльности, гражданственности. Церковная власть по Августину – высшая, т.к. духовная сфера выше мирской, но ничего по-поводу прямого подчинения государства церкви им не говорилось, хотя согласно разработанному им принципу симфонии(согласия) если даже государство и церковь организационно разделены, то в идейном отношении государство подчиняется церкви.
studfiles.net
33. Учение Августина Блаженного. История политических и правовых учений. Шпаргалки
33. Учение Августина Блаженного
Аврелий Августин Блаженный (354–430), один из «отцов церкви», был автором канонических трудов «О граде Божьем», «О свободной воле». Он считал, что Вселенная разделена на два града, два мира: град Божий и град Земной (изначально греховный, но обязанный стремиться к Богу). Поскольку государство и право принадлежат людям, они имеют греховную природу, но в то же время приемлемы, пока не противоречат интересам церкви. В государстве обязательно должны сохраняться справедливость (право) и уважение к религии. Несмотря на греховность Земного града, христианские общины и Христианская церковь вынуждены мириться со светскими властями.
Источник греховности земной жизни он видел в господстве человека над человеком, что приводит к рабству, которое будет продолжаться до Второго пришествия и Судного дня. Поскольку земные порядки даны как испытание для верующих, как преодоление земной неправедности во искупление грехов, их необходимо соблюдать, пока они не входят в противоречие с заповедями церкви. Августин считал, что в государстве должны уважаться и соблюдаться правовые, моральные и религиозные нормы.
Он писал, что человек перед лицом Бога ничтожен и мал, он не цель в себе или для себя, а только средство в осуществлении божественного порядка, инструмент, на котором Бог играет мелодию, и чем внимательнее он вслушивается в слова Бога, тем точнее исполняет то, чего хочет от него Бог.
Августин считал земные государства несовершенными, но он разделял формы правления на справедливые и несправедливые по морально-религиозному принципу: несправедливым с этой точки зрения для него было правление аристократии (клика) или правление жестокого правителя (тирания). Причину существования вселенского зла он видел в свободной воле, в извращенности человеческого ума, который не видит разницы между злом и добром. Правитель только тогда становится хорошим для своего народа, когда он живет с Богом в своем сердце и слушает советы иерархов церкви.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
law.wikireading.ru
Политико-правовое учение Августина Блаженного. — КиберПедия
Аврелий Августин (354–430 гг.) – один из видных идеологов христианской церкви и западной патристики. До принятия христианства (в 387 г.) он был сначала близок к движению манихеев, затем увлекался скептицизмом, философией Платона и неоплатоников, произведениями Цицерона. Став христианином, он принял деятельное участие в травле «еретиков». С 395 г. и до конца жизни он – епископ Гиппона (Северная Африка). Был плодовитым автором, разработавшим основные положения христианской-философии. Его политические и правовые взгляды изложены в работах «О граде Божием», «О свободной воле» и ряде других сочинений.
В развиваемой Августином христианской концепции истории человечества, опирающейся на библейские положения, все социальные, государственные и правовые учреждения и установления предстают как следствие греховности человека. В работе «О граде Божием» он отмечает, что «великое преступление» Адама и Евы, от которых происходит весь человеческий род, привело к тому, что «изменилась в худшую самая природа человеческая и передана потомству повинная греху и неизбежной смерти». Сама эта греховность предопределена замыслом бога-творца, наделившего человека свободной волей, т. е. способностью жить по-своему, по-человечьи, а не по-божьи.
Разделяя человеческий род во все времена его существования на два разряда (живущих по человеку и живущих по богу), Августин замечает: «Эти разряды мы символически назвали двумя градами, т. е. двумя обществами людей, из которых одному предназначено вечно царствовать с Богом, а другому подвергнуться вечному наказанию с дьяволом… Граждан земного града рождает испорченная грехом природа, а граждан града небесного рождает благодать, освобождающая природу от греха; почему те называются сосудами гнева Божия, а эти– сосудами милосердия».
Греховность земной государственно-правовой жизни (отношений и установлений в «земном граде») проявляется, согласно Августину, в господстве «человека над человеком», в существующих отношениях управления и повиновения господства и рабства. Такое положение дел, сложившееся вследствие первородного греха и сохраняющейся греховности природы человека, Августин называет «естественным порядком» человеческой жизни. В этом смысле «естественным» (для жизни «по человеку») оказывается и рабство, хотя оно и противоречит первоначально созданной богом человеческой природе и жизни «по Богу».
Естественно сложившийся порядок земного мира Августин критикует с религиозно-идеальных позиций божественного порядка и его земного прообраза, представленного в жизни «избранных» и их общин (христианской церкви). Этот греховный порядок мира носит временный характер и продлится до второго пришествия Христа и судного дня, когда будет установлено «царство небесное», благочестивые получат «ангельскую жизнь», а нечестивые . подвергнутся «вторичной смерти», ибо «все мы восстанем, но не все изменимся».
Вместе с тем, пока еще не наступило проектируемое время, Августин берет под защиту земные социально-политические порядки, правда с оговоркой, чтобы они не чинили препятствий христианской религии и церкви; в противном случае (т. е. при антихристианских политико-правовых порядках) власть превращается в насилие и господство шайки разбойников. «Итак, – пишет он, – этот небесный град, пока находится в земном странствовании, призывает граждан из всех народов и набирает странствующее общество во всех языках, не придавая значения тому, что есть различного в нравах, законах и учреждениях, которыми мир земной устанавливается или поддерживается; ничего из последнего не отменяя и не разрушая, а, напротив, сохраняя и соблюдая все, что хотя у разных народов и различно, но направляется к одной и той же цели земного мира, если только не препятствует религии, которая учит почитанию единого высочайшего и истинного Бога».
Причина зла, согласно Августину, – в свободной воле и ее извращенности. «Злом, – отмечает он, – называется и то, что человек совершает, и то, что он терпит. Первое – это грех, второе – наказание… Человек совершает зло, которое хочет, и терпит зло, которого не хочет».
В вопросе о различных формах человеческой общности Августин с известной христианской модификацией разделяет воззрения Цицерона о наличии таких общностей, как семья, государство, общность языка, человеческое общество и, наконец, универсальная общность, объединяющая богов и людей. Вместе с тем у Августина встречаются суждения о том, что было бы лучше, если бы вместо мировой римской державы, охватывающей различные народы, возникло бы множество малых по размерам «правлений народов», которые жили бы рядом друг с другом в мирном соседстве как различные семьи.
По поводу определения государства у Цицерона Августин замечает, что оно больше подходит для определения церкви: союз людей только тогда основывается на праве, когда сочетается со справедливостью. Римляне как язычники, по его оценке, не были народом и государством в подлинном смысле, так как не знали истинной справедливости: игнорируя единого бога, они игнорировали и справедливость.
Формы правления различаются Августином в зависимости от тех обязанностей, которые возлагаются на верховную власть. Главными среди них он считает моральные и религиозные обязанности, в частности уважение к богу и уважение к человеку.
С этой позиции он дает новое толкование терминов античных философов. Несправедливого правителя, как и несправедливый народ, он именует тираном, несправедливую аристократию – кликой. Государство, в котором игнорируется право (как воплощение справедливости), предстает в его оценке как погибшее государство. Если в государстве сохраняются справедливость и уважение к религии, то все формы правления, равно как авторитет и полномочия власти, становятся достойными того, чтобы им подчиняться.
Отстаивая идею верховенства церкви над государством, Августин часто именует церковь пленницей, которая вынуждена сносить несовершенство навязываемых ей человеческой властью законов, но в то же время признает право государства на поддержку церкви и вмешательство в борьбу церкви против еретиков или соперничающих религий. В обязанности христиан по отношению к христианскому правителю вменяется лояльность, а в обязанность церкви – быть наставницей в гражданских добродетелях и в проповеди духа «братства».
Представления Августина о праве в ряде моментов сходны со взглядами римских стоиков, юристов и Цицерона, в частности с их трактовкой «естественного права».
Вечный закон как выражение божественного разума и воли определяет естественный порядок и, следовательно, естественное право. Тем самым естественное право в учении Августина возводится к богу и носит теономный характер. «Кто иной, как не Бог, – риторически вопрошал Августин, – вписал в сердца людей естественное право».
Примечательно, что Августин, разделяя представления ряда предшествующих «языческих» мыслителей (Платона, Цицерона и др.) о естественно-правовом принципе как воздаянии каждому ему принадлежащего, в то же время подвергал этот принцип христианско-теологической переработке, поскольку именно христианский бог выступает у него источником этого правового принципа. С этих позиций он расходится и с цицероновской характеристикой народа как соединения многих людей, связанных между собой «согласием в вопросах права» и «общим правопорядком». В языческом обществе и у языческих народов, согласно Августину, бог не воздает каждому ему принадлежащего, и там, следовательно, нет ни подлинного права и закона, ни народа как правовой общности.
Критикуя начальствование и власть человеческую, Августин в то же время признавал за «избранными» (гражданами небесного града) право господствования над грешниками и в принципе над всеми своими противниками, которых они в состоянии будут победить в «справедливой войне», ведущейся по всевышнему «дозволению или указанию».
Учение Августина пользовалось большим влиянием уже в древности. Римско-католическая церковь широко использовала его положения для обоснования своих теократических представлений и претензий на власть. За заслуги перед церковью Августин был назван Блаженным.
Заметную роль учение Августина сыграло в развитии христианско-теологических концепций этики, политики и права.
cyberpedia.su
11 АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ
11 АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ
В I в. н. э. в Римской империи возникло христианство. Влияние новой религии усиливалось, и уже в IV в. н. э. римским императорам пришлось считаться с христианской церковью. Император Константин объявил новую религию полноправной, а в 324 г. – господствующей.
Согласно христианской доктрине власть церкви – это наивысшая власть, так как перед нею преклоняют колени даже сильные мира сего, а Иоанн Златоуст (345–407) говорил, что многие цари в истории были наказаны за вмешательство в дела церкви.
Августин Блаженный Аврелий (354–430) – известный теолог и философ, представитель западной патристики того времени. Его наиболее значительные сочинения – «Исповедь» и «О граде Божьем».
Августин полагает, что в мире существуют два града «нечестивцев и праведников». Те, кто живут в согласии с христианским Богом, образуют «Град Божий»; другие – «Град земной». Граждане «Града земного» на земле – это повелители. Гражданин «Града Божьего» подобен страннику и пилигриму. Первый будет осужден к вечному проклятью, второй – к вечному спасению. Основателем «Града Земного» был братоубийца Каин. Земное государство – создание рук человеческих и его временная цель. Это государство создано и держится путем насилия
и принуждения. Источник рабства – это прегрешение сына Ноя Хама, а источник рабства отдельных людей – это военный плен. Государство оправдывает свое существование поддержанием социального порядка, и только Церковь осуществляет право, несет пользу, истинную справедливость, мир и покой. Августин считает, что назначение благого государства заключается в служении Церкви. Благое государство направляет мир земной к миру небесному и сохраняет единство образа человеческих мыслей и желаний с установлениями Церкви. Так происходит разделение земных государств на праведные и неправедные. Праведными государствами управляют христианские государи, анеправед-ными – язычники и безбожники. Августин считает, что христианское государство – это образец «Града земного», и такое государство является лучшим на земле.
Зло Августин видит в свободной воле людей, которая влечет людей от единства к множеству. Как таковое зло не существует, оно только лишь недостаток добра. Злу всегда предается только обладающий свободной волей человек.
Одной из проблем патристики того времени была проблема теодицеи (оправдания Бога), которая заключалась в ответе на вопрос, почему в мире, созданном Богом, возможно зло.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
law.wikireading.ru