Аск и Эмбла – первые люди Мидгарда
Содержание статьи
Аск и Эмбла – первые люди Мидгарда
Аск и Эмбла – первые люди в древнескандинавской мифологии, созданные асами Одином, Вили и Вё (или Одином, Хёниром и Лодуром). Аск и Эмбла (мужчина и женщина соответственно) упоминаются в «Младшей Эдде» Снорри Стурлусона, а также в более раннем поэтическом сборнике – «Старшая Эдда».
Акт сотворения Аска и Эмблы разнится в зависимости от источника. В прозаической Эдде асы создали людей из деревьев, в поэтической – встретили их на берегу моря. Дары, преподнесенные согласно тексту «Старшей Эдды» Одином, Хёниром и Лодуром первым людям, являются предметом культурологических диспутов.
Этимология имен Аск и Эмбла
С древнескандинавского Аск («Askr») переводится как «ясень», перевод имени Эмбла («Embla») не столь однозначен. Есть две наиболее распространенные интерпретации. Согласно первой «Embla» выступает производной формой от «Elm-la» или «Almilōn», обе происходят от «almr», что значит «вяз» («elm» в современном английском).
Согласно другой версии, изначальной формой является «ambilō», что переводится как «виноградная лоза». Теоретически слово может быть связано с греческим «ἄμπελος» («ámpelos»), что в переводе также означает «лоза» или «лиана». Обе версии подробно рассмотрены в монографии Р. Симека «Словарь северной мифологии».
Б. Торп в своем анализе «Старшей Эдды», ссылаясь на Я. Гримма, утверждает, что имя Эмбла происходит от форм «amr», «ambr», «aml», «ambl», которые в любом контексте могут быть переведены как «усердный труд». Слово «Embla» таким образом может быть переведено как «занятая женщина». Там же Б. Торп проводит аналогию с Машьей и Машьяной из персидской мифологии, где первые люди также были созданы из деревьев.
Упоминания в эддических источниках
Аск и Эмбла упоминаются в части «Прорицание вёльвы» из «Старшей Эдды», где пророчица рассказывает, как Один, Хёнир и Лодур вышли к берегу моря и увидели там людей, «судьбы не имевших». Они были холодны, не умели дышать и говорить, в них не было духа. Дух им даровал Хёнир, дыхание – Один, а Лодур сделал их теплыми и люди обрели нормальный цвет кожи (в оригинале использовано слово «румянец»).
В «Младшей Эдде» Снорри Стурлусона вместо Хёнира и Лодура с Одином путешествуют Вили и Вё. На морском берегу они встречают не людей, а два дерева, из которых создают две «заготовки». Асы наделяют их формой, которая присуща людскому роду с тех пор, потом вдыхают в них жизнь, дают им «движение и разум», а затем восприятие – речь, слух и зрение. Далее люди получают одежду и имена – Аск и Эмбла. Они селятся в Мидгарде и дают начало человеческому роду.
Стоит отметить, что в «Песне о Риге», которая в фрагментарном виде присутствует лишь в одном списке «Старшей Эдды» (Codex Wormianus или манускрипт AM 242 fol), присутствует альтернативная версия создания человечества. Там людей создает Риг (Хеймдаль).
Интерпретации и аналогии
Р. Симек в образе Аска и Эмблы видит общий для всех индоевропейских народов архетип добывания огня в первобытном обществе – трение мягкой древесины (виноградная лоза) о более твердую (ясень). Аналогичные образы исследователь демонстрирует в различных культурах по всей территории Древней Европы, включая Античную Грецию.
При этом акт добывания огня в контексте вращения деревянной палочки в углублении на продольно расположенном куске древесины в протоиндоевропейских культурах ассоциировался с половым актом. Р. Симек находит подтверждение своей теории в изображениях, обнаруженных в так называемом «Королевском погребении» в Кивике (Швеция), которое датируется XV веком до нашей эры (эпоха бронзы).
Я. Пухвель в «Сравнительной мифологии» говорит о том, что всем древним культурам свойственен миф о паре (мужчине и женщине), которых создали боги и которые положили начало людскому роду. Помимо скандинавских Аска и Эмблы он упоминает персидских Машью и Машьяну, индуистских Яму и Йами и даже семитских Адама и Еву.
А. Хультгард в противоположность Я. Пухвелю говорит о том, что индоевропейские и азиатские мотивы о первородных парах кардинально отличаются. В индоевропейских культурах людей создают из деревьев, тогда как в семитских – из глины, земли или крови. Хульгард видит в этом принципиальную разницу двух культурных истоков.
В торфяном болоте возле города Браак (Шлезвиг, Германия) в 1947 году были обнаружены так называемые «Болотные Фигуры» («Bog Figures»). Они датируются III-II веками до нашей эры, изготовлены из дуба и изображают мужчину и женщину. Подобные фигуры, датируемые различными эпохами от неолита до средневековья, находят по всей Германии. Х. Дэвидсон предполагает, что это образы «господина и госпожи» Ванов – пантеона древних северных богов, предшествовавших асам. Х. Дэвидсон пишет, что именно от этой пары Ванов мог впоследствии произойти образ Аска и Эмблы.
Имя Аск («Æsc») фигурирует в англосаксонской генеалогии королей Кента, там Аск – сын легендарного Хенгиста (который вместе со своим братом Хорсой вторгся на Британские острова в V веке). В монографии «Словарь норвежских мифов и легенд» Э. Орчард говорит о том, что образы Аска и Эмблы могу быть не сугубо мифологическим, а основанным на неких германских и протогерманских источниках, вполне вероятно – реально исторических.
В «Origo Gentis Langobardorum» Павла Дьякона (VII век нашей эры) упоминаются король и королева вандалов Асси и Амбри. Р. Симек видит здесь очевидную лингвистическую аналогию с именами Аск и Эмбла. Теорию подтверждает тот факт, что у П. Дьякона Асси и Амбри обращаются к Одину (который упомянут как Годан), чтобы тот даровал им победу.
Аск и Эмбла прочно вошли в культуру северных народов. К примеру, эта мифическая пара изображена на почтовой марке Фарерских островов, а в Сёльвесборге (Швеция) есть скульптура, изображающая Аска и Эмблу.
Советуем почитать: runarium.ru
Легенды и мифы. Чёткий справочник. АСК и ЭМБЛА – АСТХИК
АСК и ЭМБЛА в дословном переводе ясень и ива (существуют варианты). В скандинавской мифологии первые люди, которых боги нашли на берегу моря. «Старшая Эдда» сообщает, что этими богами были Один, Лодур и Хёнир.
«Младшенькая» не согласна, и говорит о мелких божках сыновьях Бора. Источники часто не последовательны и противоречивы. В одном они сходятся, что первые люди были «недоделанными» и богам пришлось их доводить до ума. По мне, так Адам и Ева (Лилит) интереснее. Они хотя бы божественные создания.
АСКЛЕПИЙ. Греки считали его богом-врачевателем. А. был рожден Арсиноей, которую Аполлон убил за измену (вот уж, чья бы коровка му-му делала). Из погребального костра Аполлон достал младенца. Им и оказался А. Бог передал его на воспитание кентавру Хирону. Кентавр отличался мудростью и многими познаниями. Он научил нашего героя врачеванию. Поднаторев в этом деле А., занялся богохульным и дерзким ремеслом – воскрешением мертвых. Если отчим это терпел, то старшее поколение нет. Естественно, Зевс не особо разбирался и покончил с окаянным. Святилище А. сохранилось на острове Кос. Считается покровителем медицины. Непременный атрибут – змея.
АСТАРТА. Богиня, олицетворение планеты Венера. Так или иначе, присутствует в мифологии многих народов. В семитских источниках — А., Иштар в вавилонских. Имеет мужское обличие Астар. Входила в египетский пантеон. Позднее превратилась в греческую Афродиту и римскую Юнону. Большинство легенд, связанных с этой древней богиней, повествуют о коварстве, соблазнениях и домогательствах к мужчинам.
АСТРЕЯ претендент на созвездие девы. Есть мифы, что на небе мы видим дочь Зевса и Фемиды, Дике, богиню правды и справедливого возмездия. Но, Астрея оспаривает притязания сестры. Являясь богиней справедливости, проживала среди счастливых людей Золотого века. Затем, нравы людей совсем испортились, богиня расстроилась, не перенесла унижения и вознеслась на небо в виде созвездия. Греческие источники так и не определились, кого из сестер мы видим на небе. Родители тоже молчат.
АСТХИК. По-армянски «звездочка». Богиня плотской люби и воды. Имела привычку купаться в реках, в «чем мать родила». Юноши, что бы подглядывать за ней, зажигали факелы. Но А., почему-то стеснялась, и напускала туману в речную долину. По более поздним сказаниям, А. стала дочерью Ноя, которая прекратила вражду сыновей, после его смерти. Странным, правда, образом. Признали главным Зрвана, но порешили убивать его сыновей. Вот, потом, А. спасает третьего и последующего сына и спасается бегством.
Источники: «Википедия», «Большой энциклопедический словарь», «Мифы народов мира», «Большая Советская энциклопедия»
www.sboy.net
Ask и Embla • ru.knowledgr.com
В норвежской мифологии Ask и Embla (от древнеисландского Askr хорошо Embla) — мужчина и женщина соответственно — были первыми двумя людьми, созданными Богами. Пара засвидетельствована и в Поэтическом Edda, собранном в 13-м веке из более ранних традиционных источников, и в Прозе Edda, написанный в 13-м веке Снорри Стерлузоном. В обоих источниках три бога, одним из которых является Odin, находят Ask и Embla и награждают их различные материальные и духовные подарки. Много теорий были предложены, чтобы объяснить два числа, и есть случайные ссылки на них в массовой культуре.
Этимология
Древнеисландский askr буквально означает «ясень», но этимология embla сомнительна, и две возможности значения embla обычно предлагаются. Первое значение, «вяз», проблематично, и достигнуто, произойдя *Вяз-la из *Almilōn и впоследствии к almr («вяз»). Второе предложение — «виноградная лоза», которая достигнута через *Ambilō, который может быть связан с греческим термином ámpelos, самим означая «виноградную лозу, лиану». Последняя этимология привела ко многим теориям.
Согласно Бенджамину Торпу «Гримм говорит, что слово embla, emla, показывает занятую женщину, от AMR, ambr, aml, ambl, усердного труда; то же самое отношение как Meshia и Meshiane, древние персидские имена первой мужчины и женщины, кто был также сформирован из деревьев».
Аттестации
В строфе 17 из стихотворения Poetic Edda Völuspá völva рассказ Стихотворения заявляет, что Hœnir, Ló ð urr и Odin однажды нашел Ask и Embla на Земле. Völva говорит, что эти два были способны к очень мало, недоставая ørlög, и говорит, что они были сделаны три подарка этими тремя Богами:
Значение этих подарков было вопросом академического разногласия, и переводы поэтому варьируются.
Согласно главе 9 Прозы Edda заказывают Gylfaginning, эти три брата Вили, Ве и Один, являются создателями первой мужчины и женщины. Братья однажды шли по пляжу и нашли два дерева там. Они взяли лес, и от него создал первых людей; Ask и Embla. Один из этих трех дал им дыхание жизни, второе дало им движение и разведку, и третье дало им форму, речь, слух и зрение. Далее, эти три бога дали им одежду и имена. Ask и Embla становятся прародителями всего человечества и были даны дом в стенах Midgard.
Теории
Первичное европейское Индо основание теоретизировалось для дуэта, основанного на этимологии embla значение «виноградной лозы». В индоевропейских обществах аналогия получена из бурения огня и половых сношений. Виноградные лозы использовались в качестве огнеопасного леса, куда они были размещены ниже тренировки, сделанной из более твердой древесины, приводящей к огню. Новые доказательства ритуального создания из огня в Скандинавии теоретизировались от описания на каменной пластине на могиле Бронзового века в Kivik, Scania, Швеция.
Предыдущая строфа на счет создания Ask и Embla в Völuspá обеспечивает, каталог затмевает, и строфу 10 рассмотрели как описание создания человеческих форм от земли. Это может потенциально означать, что это затмевает сформированных людей, и что эти три бога дали им жизнь. Carolyne Larrington теоретизирует, что люди метафорически назначены как деревья в древнеисландских работах (примеры включают «деревья драгоценностей» для женщин и «деревьев сражения» за мужчин), из-за происхождения человечества, происходящего от деревьев; Ask и Embla.
Два деревянных числа — иллюстрации Трясины Braak — «больше, чем человеческая высота» были раскопаны от трясины торфа в Braak в Шлезвиге, Германия. Числа изображают нагого мужчину и нагую женщину. Хильда Эллис Дэвидсон комментирует, что эти числа могут представлять «Господа и Леди» Vanir, группы норвежских богов, и что «другая память о [эти деревянные божества] могут выжить в традиции создания Ask и Embla, мужчины и женщины, которая основала человеческий род, созданный богами из деревьев на побережье».
Число по имени Тск (древнеанглийский «ясень») появляется как сын Hengest в англосаксонской генеалогии для королей Кента. Это привело к сумме теорий, что у чисел, возможно, было более раннее основание в преднорвежской германской мифологии.
Связи были предложены между Ask и Embla и королями Вандала Асси и Амбри, засвидетельствовали в Поле, 7-й век Дьякона н. э. работает Origo Gentis Langobardorum. Там, эти два просят у бога Годэна (Odin) победу. Имя Амбри, как Embla, вероятно происходит из *Ambilō.
В его исследовании сравнительных доказательств происхождения человечества от деревьев в индоевропейском обществе Андерс Хултгорд замечает, что «мифы происхождения человечества от деревьев или древесины, кажется, особенно связаны с древней Европой и Индо-Европой и Говорящими на европейском Индо народами Малой Азии и Ирана. В отличие от этого, культуры ближневосточного шоу почти исключительно тип anthropogonic историй, которые получают происхождение человека из глины, земли или крови посредством божественного акта создания».
Современное влияние
Ask и Embla были предметом многих ссылок и артистических описаний. Скульптура, изображающая два стенда в южном шведском городе Сельвесборг, созданном в 1948 Бломбергом Stig. Ask и Embla изображены на двух из шестнадцати деревянных панелей, найденных на Здании муниципалитета Осло в Осло, Норвегия Dagfin Werenskiold. В 2003 фарерский художник Анкер Ила Петерсен включал описание пары в его серии печатей Фарерские островов.
См. также
- Líf и Lífþrasir, два человека, которые переживают события Ragnarök и повторно населяют рожденный заново мир в норвежской мифологии.
Примечания
- Мехи, Генри Адамс (сделка). (1936). Поэтический Edda. Издательство Принстонского университета. Нью-Йорк: американо-скандинавский фонд.
- Byock, Джесси (сделка). (2006). Проза Edda. Классика пингвина. ISBN 0-14-044755-5
- Дэвидсон, Х. Р. Эллис (1975). Скандинавская мифология. Пол Хэмлин. ISBN 0-600-03637-5
- Hultgård, Андерс (2006). «Askr и миф Embla в сравнительной перспективе». В Andrén, Андерсе; Jennbert, Кристина; Raudvere, Катарина (редакторы).Old норвежская религия в долгосрочных перспективах. Скандинавское академическое издание.
- Dronke, Урсула (сделка). (1997). Поэтический Edda: том II: мифологические стихи. Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-811181-9
- Larrington, Carolyne (сделка). (1999). Поэтический Edda. Оксфорд классика в мире. ISBN 0-19-283946-2
- Lindow, Джон (2001). Норвежская мифология: справочник по богам, героям, ритуалам и верованиям. Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-515382-0
- Сад, Энди (1997). Словарь норвежского мифа и легенды. Кассел. ISBN 0-304-34520-2
- Simek, Рудольф (2007) переведенный Анджелой Хол. Словарь Северной Мифологии. Д.С. Брюэр. ISBN 0-85991-513-1
- Торп, Бенджамин (сделка). (1907). Старший Эдда Земунда Сигфуссона. Общество Norrœna.
- Торп, Бенджамин (сделка). (1866). Edda Sæmundar Hinns Frô ð a: Edda Sæmund изученное. Первая часть. Лондон: Trübner & Co.
ru.knowledgr.com
Аск и Эмбла — это… Что такое Аск и Эмбла?
Аск и Эмбла — на почтовой марке Фарерских островов Аск и Эмбла (древнесканд. Askr ok Embla, «ясень» и «ива»), в скандинавской мифологии первые люди, которых ещё в … Википедия
Эмбла — Аск и Эмбла на почтовой марке Фарерских островов Аск и Эмбла («ясень» и «ива»), в скандинавской мифологии первые люди, которых ещё в виде древесных прообразов, бездыханных и «лишённых судьбы», нашли на берегу моря боги (в «Старшей Эдде» в песне… … Википедия
Аск (значения) — Аск: Аск цена предложения. Аск (лат. ascus) плодовая сумка (в ней развиваются аскоспоры) сумчатых грибов. Аск (англ. Usk, валл. Afon Wysg) река в Уэльсе, Великобритания. Аск первый человек в скандинавской мифологии, см … Википедия
АСК — в скандинавской мифологии первый человек, сотворенный богами, отец человеческого рода. В Прорицании вельвы, одной из эддических песней, рассказывается, как боги Один, Хенир и Лодур (Локи) нашли древесные прообразы Аска и Эмблы ясень и ольху (иву) … Энциклопедия Кольера
Чернушка Эмбла — ? Чернушка эмбла Научная классификация … Википедия
Германо-скандинавская мифология — Традиционные религии Ключевые понятия Бог · … Википедия
Древнегерманская мифология — Традиционные религии Типология Анимизм · Культ предков · Магия · Полидоксия · Спиритизм · Тенгрианство · … Википедия
Северная мифология — Традиционные религии Типология Анимизм · Культ предков · Магия · Полидоксия · Спиритизм · Тенгрианство · … Википедия
Человек разумный — Запрос «Человек» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «Люди» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Человек … Википедия
Валькирия — У этого термина существуют и другие значения, см. Валькирия (значения). «Валькирия», Петер Николай Арбо, 1864 год … Википедия
mythology.academic.ru