Анаксимандр вклад в развитие географии – Картография в Древнем Мире. Вклад анаксимандра, страбона, эратосфена, клавдия птолемея и других учёных древности в развитие картографии

Содержание

Анаксимандр | Info-Farm.RU

Анаксимáндр (греч. Αναξιμανδρος, ок. 610 до н. Э.- 546 до н. Э.) — Древнегреческий математик, астроном и философ. Представлял Землю в виде цилиндра, окруженного небесной сферой.

Анаксимандр — представитель милетской школы. Развивая материализм Фалеса, он считал первооснову бесконечную, неопределенную материю — «апейрон». Проявлением стихийной диалектики Анаксимандра является учение о происхождении и гибель бесчисленных миров. Одним из первых, хотя и в наивной форме, он дал естественно-историческое объяснение сотворения мира и происхождения человека от животного, нанеся этим удар религиозному мировоззрению.

Анаксимандр предпринял первую попытку создания систематического курса для преподавания геометрии.

Космология

В классическую эпоху возникла геоцентрическая система мира, согласно которой в центре сферического Вселенной находится неподвижная шарообразная Земля и видимый суточное движение небесных светил является отражением вращения Космоса вокруг мировой оси. Ее предтечей является Анаксимандр Милетский. В его системе мира содержались трех революционных моменты: плоская Земля расположена без всякой опоры, пути небесных тел являются целыми кругами, небесные тела находятся на разных расстояниях от Земли. Еще дальше пошел Пифагор, предположил, что Земля имеет форму шара. Эта гипотеза сначала вызвала большое сопротивление; так, среди ее противников были знаменитые философы ионийського направления Анаксагор, Эмпедокл, Левкипп, Демокрит. Однако после ее поддержки Парменидом, Платоном, Евдоксом и Аристотелем она стала основой всей математической астрономии и географии.

Если Анаксимандр считал звезды расположенными ближе к Земле (далее следовали Луна и Солнце), то его ученик Анаксимен впервые предположил, что звезды являются самыми далекими от Земли объектами, закрепленными на внешней оболочке Космоса. Возникла мысль (впервые, вероятно, в Анаксимену или пифагорейцев), что период вращения светила по небесной сфере возрастает с увеличением его расстояния от Земли. Таким образом, порядок расположения светил оказывался таким: Луна, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, звезды. Сюда не включены Меркурий и Венера, потому что период их обращения по небесной сфере равен одному году, как и у Солнца. Аристотель и Платон помещали эти планеты между Солнцем и Марсом. Аристотель обосновывал это тем, что ни одна из планет никогда не заслоняла собой Солнце и Луна, хотя обратное (покрытие планет Луной) наблюдалось неоднократно.

Вклад в географию

Познакомил древних греков с гномоном — это заимствования из Вавилонии. Первым начертил карту мира с использованием масштаба, в центре которой была Греция, которую окружали земли Европы и Азии, которые были тогда известны. Карта имела форму круга, весь сушу был окружен океаном. Считал, что где-то на севере должны быть высокие горы, по которым Солнце и поворачивает на восток. Тень, отвергают эти горы, и создают феномен ночи. Использовал понятие Европа («Эреб» — ассирийский запад) и Азия («Ассу» — ассирийский восток), граница между ними — по р. Риони (на Кавказе) или по р. Танаис (Северский Донец и Нижний Дон).

Изображения по теме

info-farm.ru

Учения Анаксимандра — реферат

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………

……………..3

ГЛАВА1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ……………………………………….....4

1.1.Возникновение и становление античной философии……………..…4

1.2. Краткая биография Анаксимандра………………………………...…4

ГЛАВА 2. УЧЕНИЯ АНАКСИМАНДРА…………………………………….....5

2.1. Космология……………………………………………………….……5

2.2. Космогония………………………………………………………….....7

2.3. Астрономия и география……………………………………………...8

2.4. Философия…………………………………………………………..…8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В своём реферате мы бы хотели рассмотреть учения и взгляды  древнегреческий естествоиспытатель, географ и натурфилософ Анаксимандра. Который внес значительный вклад не только в философию, но и в другие науки,  такие как космология, космогония, астрономия и география.            Цель нашей работы: изучить учения  и взгляды Анаксимандра не только в философии, но и в других науках.        Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой ряд задач:             - изучить биографию Анаксимандра;       - изучить учения Анаксимандра в философии;      - изучить учения Анаксимандра в космологии;      - изучить учения Анаксимандра в космогонии;      - изучить учения Анаксимандра в астрономии и географии;   Первоначала философия была выдвинута первыми греческими философами, а позже представителями Милетской школы Фалесом (конец VII – пер. пол. VI вв. до н.э.), Анаксименом (VI до н.э), Анаксимандром ( VIв. До н.э).

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

    1. Возникновение и становление античной философии.

Философия начиналась с поиска ответов на вопрос, уже поставленный до нее в мифологии, — о происхождении мира. Философия сформулировала его в более чистом теоретическом виде и сумела найти принципиально новое решение с помощью учения о первоначале. Идея первоначала была выдвинута первыми греческими философами. Представителями Милетской школы Фалесом (конец VII – пер. пол. VI вв. до н.э.), Анаксименом (VI до н.э), Анаксимандром ( VIв. До н.э). Особенностью этой школы состояла в том, что в ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первооснове всего сущего.             Опираясь на мировоззрения Гомера и Гесиода, на достижение ближневосточной мудрости: вавилонской, египетской, финикийской – последовательно освобождая их от мифологической формы, милетцы совершили прорыв от мифа к логосу создав парагизму научного  мышления. Основным принципом мысли стало правило: мир должен быть понят, исходя из него самого, а не из внешних причин. Этот принцип остается краеугольным камнем и для современного научного знания.  

    1. Краткая биография Анаксимандра.

Анаксимандр -  Древнегреческий естествоиспытатель, географ и натурфилософ. Сын Праксида. Родился 610 год до н.э в Милете (Малая Азия) умер 547/540 год до н.э. в Милете. Представитель ионической натурфилософии и основатель милетской (ионийской) школы, с которой начинается история европейской науки. Товарищ и родственник Фалеса. Традиционно считается основоположником греческой философии (и науки) — он неизменно открывал список "семи мудрецов", заложивших основы греческой культуры и государственности.

ГЛАВА 2. УЧЕНИЯ АНАКСИМАНДРА.

2.1. Космология.

Небесные светила Анаксимандр считал не отдельными телами, а «окошками» в непрозрачных оболочках, скрывающих огонь. Земля имеет вид части колонны — цилиндра, диаметр основания которого в три раза превышает высоту: «из двух [плоских] поверхностей по одной ходим мы, а другая ей противоположна».         Земля парит в центре мира, ни на что не опираясь. Землю окружают исполинские трубчатые кольца-торы, наполненные огнём. В самом близком кольце, где огня немного, имеются небольшие отверстия — звёзды. Во втором кольце с более сильным огнём находится одно большое отверстие — Луна. Оно может частично или полностью перекрываться (так Анаксимандр объясняет смену лунных фаз и лунные затмения). В третьем, дальнем кольце имеется самое большое отверстие, размером с Землю; сквозь него сияет самый сильный огонь — Солнце. Вселенную Анаксимандра замыкает небесный огонь.           Система мира Анаксимандра (одна из современных реконструкций)

Таким образом, Анаксимандр полагал, что все небесные светила находятся  на разном расстоянии от Земли. Видимо, порядок следования соответствует  следующему физическому принципу: чем  ближе оно к небесному огню и, следовательно, чем дальше от Земли, тем оно ярче. Согласно современной  реконструкции, внутренний и внешний  диаметры кольца Солнца составляют, по Анаксимандру, соответственно, 27 и 28 диаметров  земного цилиндра, для Луны эти  величины составляют 18 и 19 диаметров, для  звёзд 9 и 10 диаметров. В основе Вселенной  Анаксимандра лежит математический принцип: все расстояния кратны трём.       В системе мира Анаксимандра пути небесных тел являются целыми кругами. Эта точка зрения, в настоящее время вполне очевидная, была новаторской во времена Анаксимандра (мы не можем непосредственно наблюдать ту часть траектории, которая лежит «под землёй», и для подобного вывода требовалась неортодоксальность выводов). Эта первая в истории астрономии геоцентрическая модель Вселенной с орбитами светил вокруг Земли позволяла понять геометрию движений Солнца, Луны и звёзд.  Вселенная мыслится центрально-

симметричной; отсюда у находящейся в центре Космоса Земле отсутствует основание двигаться в каком-либо направлении. Тем самым Анаксимандр оказался первым, кто предположил, что Земля свободно покоится в центре мира без опоры.   Некоторые античные авторы приписывали Анаксимандру представление о существовании бесконечного множества миров; современные историки не пришли к согласию относительно достоверности этих свидетельств.

2.2. Космогония.

Анаксимандр стремился не только геометрически  точно описать мир, но и понять его происхождение. В сочинении  «О природе», известном по пересказам и единственному сохранившемуся фрагменту, Анаксимандр дает описание Космоса от момента его возникновения  до происхождения живых существ  и человека.         Вселенная, по Анаксимандру, развивается сама по себе, без вмешательства олимпийских богов. Источником происхождения всего сущего Анаксимандр полагает некое бесконечное, «нестареющее» [божественное] начало — апейрон (ἄπειρον)  — которому присуще непрерывное движение. Сам апейрон, как то из чего всё возникает и во что всё превращается, есть нечто постоянно пребывающее и неуничтожимое, беспредельное и бесконечное во времени. (До Аристотеля слово «апейрон» у всех античных мыслителей, включая Анаксимандра, выступало как прилагательное, то есть, атрибут некоего существительного.)  Апейрон в результате вихреобразного процесса разделяется на физические противоположности горячего и холодного, влажного и сухого и т. д., взаимодействие которых порождает шарообразный космос. Противоборство стихий в возникшем космическом вихре приводит к появлению и разделению веществ. В центре вихря оказывается «холодное» — Земля, окруженная водой и воздухом, а снаружи — огонь. Под действием огня верхние слои воздушной оболочки превращаются в твёрдую кору. Эту сферу затвердевшего аэра (ἀήρ, воздух) начинают распирать пары кипящего земного океана. Оболочка не выдерживает и раздувается («отрывается», как указано в одном из источников). При этом она должна оттеснить основную массу огня за пределы нашего мира. Так возникает сфера неподвижных звёзд, а самими звёздами становятся поры во внешней оболочке. Причем Анаксимандр утверждает, что вещи обретают свое бытие и состав на время, «в долг», а затем, по закону, в определенный срок, возвращают должное породившим их началам.    Заключительный этап возникновения мира — появление живых существ. Анаксимандр предположил, что все живые существа произошли из отложений высохшего морского дна. Все живое порождается испаряемой солнцем влагой; когда океан выкипает, обнажив сушу, живые существа возникают «из нагретой воды с землёй» и рождаются «во влаге, заключенные внутрь илистой скорлупы». То есть, естественное развитие, по Анаксимандру, включает не только возникновение мира, но и самозарождение жизни.         Карта Земли по Анаксимандру (одна из современных реконструкций)

Анаксимандр считал Вселенную подобной живому существу. В отличие от нестареющего времени она рождается, достигает  зрелости, стареет и должна погибнуть, чтобы возродиться вновь: «…совершается  гибель миров, а намного раньше их рождение, причем испокон бесконечного веку повторяется по кругу всё одно и то же».      Рассуждая о различных видах существования первоначала, Анаксимандр выдвинул идею о паритетности материальных состояний. Влажное может высохнуть, сухое — увлажниться и т. д. Противоположные состояния имеют под собой общую основу, будучи сосредоточены в неком едином, из которого они все вычленяются. Эта идея проложила путь к одному из важнейших диалектических понятий последующей философии — понятию «единства и борьбы противоположностей».

2.3. Астрономия и география

Анаксимандр пытался сравнить величину Земли с другими известными на свой период планетами. Как считается, составил первую карту Земли (которая  до нас не дошла, но может быть восстановлена  по описаниям древних авторов). Впервые  в Греции установил гномон — простейшие солнечные часы. Ввёл в употребление небесный глобус.

2.4. Философия.

Фалес, отыскивая начало всего сущего, пришел, как уже  отмечалось, к выводу, что им была вода. Но Анаксимандр, мыслящий более абстрактно, не мог с этим конкретным предметным началом согласиться, полагая, что вода, как некий единичный предмет, не может заключать в себе всех предметов, всего сущего. Таковым, по мнению Анаксимандра, могло быть только что-то бесконечное, беспредельное, безграничное: «Начало и основа всего сущего – апейрон». Апейрон происходит от апейрос, что означает «беспредельный, безграничный, бесконечный», и тогда апейрон – это нечто беспредельное, безграничное, бесконечное.

Наиболее емкая и глубокая интерпретация анаксимандровой философемы, как полагают современные авторы, была дана Симпликием, не только дословно воспроизведшего подлинный фрагмент из труда Анаксимандра, но и указавшего при этом на наиболее вероятное основание принятия последним именно такой трактовки первоначала: «Из учивших, что начало – единое движущееся бесконечное, Анаксимандр Милетский, сын Праксиды, преемник и ученик Фалеса высказал, что началом и стихией сущего является Беспредельное, первым введя такое название начала. Он говорит, что начало не есть ни вода и, вообще, ни одна из так называемых стихий элементов, но некоторая иная беспредельная природа, из которой возникают все небеса и все миры в них».

Великое абстрактное порождение Анаксимандра многолико, поскольку  оно же и нечто неопределенное, безразличное к чему-либо, ибо, в  противном случае, могло бы быть сведено к какому-то определенному  началу, или смеси начал, или отношению  к ним.

Свой апейрон Анаксимандр понимал как беспредельное, бесконечное «беспокойство» материальной субстанции (все античные авторы соглашались считать его материальным, вещественным), как движение чего-то, что бесконечно в пространстве, материально по сути, но неопределенно в ощущениях. Это дает основание Анаксимандру предложить следующую не столько абстрактную, сколько физическую картину становления мира.

Первичная сущность, апейрон, необходимо должна быть единым целым, Единым, но Всем. Она (сущность) заключает в себе множество элементов, из которых состоят все окружающие нас предметы, и элементам этим требуется только отделиться от первичной сущности, чтобы стать отдельными явлениями природы. Возникновение как таковое, есть разложение, выделение из беспредельного, бесконечного. И это выделение происходит от вечного движения, которое само есть условие беспредельного, бесконечного. Симпликий так разъяснял способ возникновения из анаксимандровой философемы единичных вещей: «А из чего возникают все вещи, в то же самое они и разрешают согласно необходимости. Ибо они за свою нечестивость несут наказание и получают возмездие друг от друга в установленное время» (курсив – слова из фрагмента Анаксимандра, а далее слова Симпликия. – В.С., В.П.). Так говорит он в чересчур поэтических выражениях. Очевидно заметив, что четыре стихии превращаются одна в другую, он не счел возможным признать какую-то одну из них лежащей в основе других, но принял в качестве субстрата нечто от них отличное. По его же учению, возникновение вещей происходит не от качественного изменения стихии, но вследствие того, что выделяются противоположности по причине вечного движения. Поэтому-то и Аристотель поставил его рядом с последователями Анаксагора… Противоположности же суть теплое и холодное, сухое и влажное...».

Таким образом, Анаксимандр  полагает, что беспредельное, бесконечное  находится в состоянии постоянного  зачатия, что ничего иного и не происходит, кроме постоянного выделения  и соединения (сочленения) известных  неизменяющихся элементов так, что  с полным правом можно заключить, что только части целого беспрестанно меняются, но целое остается неизменным. (Вот где дано основание всем известным законам сохранения и основание целостности мира и самоорганизации в нем; здесь же и модель взаимопревращений в мире элементарных частиц и модель Большого Взрыва, положившего начало Вселенной).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы считаем, что в работе достигли поставленной цели. Мы изучили  учения и взгляды Анаксимандра в  различных науках, таких философия, космогония, космология, астрономия, философия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.  

1.  Аристотель. Метафизика. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1999.-456с.

2. Гомперц Т. Греческие мыслители. –Минск.: Харвест, 1999.-345с.

3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. -М.: изд-во «Мысль», 1998. №11.

4. Донских О. А. Античная  философия. –С-П.: ПИТЕР,200. -435с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


yaneuch.ru

Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита в развитие географических представлений" (5, 6, 10, 11 класс)

Инфоурок › География › Презентации › Презентация "Вклад учёных Милетской школы: Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита в развитие географических представлений" (5, 6, 10, 11 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Вклад учёных милетской философской школы: Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита в развитии географический представлений Квиташ Константин Сергеевич учитель географии МБОУ СОШ им. А.И. Крушанова

2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда:

Милет Древний, ныне несуществующий город на территории современной Турции. Самый могущественный и богатый из ионийских городов в Малой Азии.

4 слайд Описание слайда:

Милетская школа Проблема первоначала (архе) Философ Первоначало Фалес Вода Анаксимандр Апейрон (беспредельное, неопределённое) Анаксимен Воздух

5 слайд Описание слайда:

Фалес Милетский Древнегреческий философ и математик из Милета (Малая Азия) Представитель ионической натурфилософии и основатель милетской школы, с которой начинается история европейской науки. Считается основоположником греческой философии (и науки) – он неизменно открывал список «семи мудрецов», заложивших основы греческой культуры и государственности.

6 слайд Описание слайда:

Солнечное затмение

7 слайд Описание слайда:

Геометрия

8 слайд Описание слайда:

Анаксимандр Милетский Древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Фалеса Милетского и учитель Анаксимена. Автор первого греческого научного сочинения, написанного прозой («О природе», 547 г. до н.э.) Ввел термин «закон» применив понятие общественной практике к природе и науке. Ему приписывают одну из первых формулировок закона сохранения материи.

9 слайд Описание слайда:

Система мира Анаксимандра

10 слайд Описание слайда:

Карта Земли по Анаксимандру

11 слайд Описание слайда:

Гномон (солнечные часы)

12 слайд Описание слайда:

Анаксимен Милетский Древнегреческий философ, представитель школы натурфилософии, ученик Анаксимандра.

13 слайд Описание слайда:

Гераклит Эфесский Древнегречесский

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-345555

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Анаксимандр - это... Что такое Анаксимандр?

Анаксима́ндр Миле́тский (др.-греч. Ἀναξίμανδρος, 610 — 547/540 до н. э.) — древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Фалеса Милетского и учитель Анаксимена[1]. Автор первого греческого научного сочинения, написанного прозой («О природе», 547 до н. э.). Ввёл термин «закон», применив понятие общественной практики к природе и науке. Анаксимандру приписывают одну из первых формулировок закона сохранения материи («из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению»).

Космология

Небесные светила Анаксимандр считал не отдельными телами, а «окошками» в непрозрачных оболочках, скрывающих огонь. Земля имеет вид части колонны — цилиндра, диаметр основания которого в три раза превышает высоту: «из двух [плоских] поверхностей по одной ходим мы, а другая ей противоположна».

Земля парит в центре мира, ни на что не опираясь. Землю окружают исполинские трубчатые кольца-торы, наполненные огнём. В самом близком кольце, где огня немного, имеются небольшие отверстия — звёзды. Во втором кольце с более сильным огнём находится одно большое отверстие — Луна. Оно может частично или полностью перекрываться (так Анаксимандр объясняет смену лунных фаз и лунные затмения). В третьем, дальнем кольце, имеется самое большое отверстие, размером с Землю; сквозь него сияет самый сильный огонь — Солнце. Вселенную Анаксимандра замыкает небесный огонь.

Система мира Анаксимандра (одна из современных реконструкций)

Таким образом, Анаксимандр полагал, что все небесные светила находятся на разном расстоянии от Земли. Видимо, порядок следования соответствует следующему физическому принципу: чем ближе оно к небесному огню и, следовательно, чем дальше от Земли, тем оно ярче. Согласно современной реконструкции, внутренний и внешний диаметры кольца Солнца составляют, по Анаксимандру, соответственно, 27 и 28 диаметров земного цилиндра, для Луны эти величины составляют 18 и 19 диаметров, для звёзд 9 и 10 диаметров. В основе Вселенной Анаксимандра лежит математический принцип: все расстояния кратны трём.

В системе мира Анаксимандра пути небесных тел являются целыми кругами. Эта точка зрения, в настоящее время вполне очевидная, была новаторской во времена Анаксимандра (мы не можем непосредственно наблюдать ту часть траектории, которая лежит «под землёй», и для подобного вывода требовалась неортодоксальность выводов). Эта первая в истории астрономии геоцентрическая модель Вселенной с орбитами светил вокруг Земли позволяла понять геометрию движений Солнца, Луны и звёзд.

Вселенная мыслится центрально-симметричной; отсюда у находящейся в центре Космоса Земле отсутствует основание двигаться в каком-либо направлении. Тем самым Анаксимандр оказался первым, кто предположил, что Земля свободно покоится в центре мира без опоры.

Некоторые античные авторы приписывали Анаксимандру представление о существовании бесконечного множества миров; современные историки не пришли к согласию относительно достоверности этих свидетельств[2].

Космогония

Анаксимандр стремился не только геометрически точно описать мир, но и понять его происхождение. В сочинении «О природе», известном по пересказам и единственному сохранившемуся фрагменту, Анаксимандр дает описание Космоса от момента его возникновения до происхождения живых существ и человека.

Вселенная, по Анаксимандру, развивается сама по себе, без вмешательства олимпийских богов. Источником происхождения всего сущего Анаксимандр полагает некое бесконечное, «нестареющее» [божественное] начало — апейрон (ἄπειρον) — которому присуще непрерывное движение. Сам апейрон, как то, из чего всё возникает и во что всё превращается, есть нечто постоянно пребывающее и неуничтожимое, беспредельное и бесконечное во времени. (До Аристотеля слово «апейрон» у всех античных мыслителей, включая Анаксимандра, выступало как прилагательное, то есть, атрибут некоего существительного.)

Апейрон в результате вихреобразного процесса разделяется на физические противоположности горячего и холодного, влажного и сухого и т. д., взаимодействие которых порождает шарообразный космос. Противоборство стихий в возникшем космическом вихре приводит к появлению и разделению веществ. В центре вихря оказывается «холодное» — Земля, окруженная водой и воздухом, а снаружи — огонь. Под действием огня верхние слои воздушной оболочки превращаются в твёрдую кору. Эту сферу затвердевшего аэра (ἀήρ, воздух) начинают распирать пары кипящего земного океана. Оболочка не выдерживает и раздувается («отрывается», как указано в одном из источников). При этом она должна оттеснить основную массу огня за пределы нашего мира. Так возникает сфера неподвижных звёзд, а самими звёздами становятся поры во внешней оболочке. Причем Анаксимандр утверждает, что вещи обретают свое бытие и состав на время, «в долг», а затем, по закону, в определенный срок, возвращают должное породившим их началам.

Заключительный этап возникновения мира — появление живых существ. Анаксимандр предположил, что все живые существа произошли из отложений высохшего морского дна. Все живое порождается испаряемой солнцем влагой; когда океан выкипает, обнажив сушу, живые существа возникают «из нагретой воды с землёй» и рождаются «во влаге, заключенные внутрь илистой скорлупы». То есть, естественное развитие, по Анаксимандру, включает не только возникновение мира, но и самозарождение жизни.

Карта Земли по Анаксимандру (одна из современных реконструкций)

Анаксимандр считал Вселенную подобной живому существу. В отличие от нестареющего времени она рождается, достигает зрелости, стареет и должна погибнуть, чтобы возродиться вновь: «…совершается гибель миров, а намного раньше их рождение, причем испокон бесконечного веку повторяется по кругу всё одно и то же».

Рассуждая о различных видах существования первоначала, Анаксимандр выдвинул идею о паритетности материальных состояний. Влажное может высохнуть, сухое — увлажниться и т. д. Противоположные состояния имеют под собой общую основу, будучи сосредоточены в неком едином, из которого они все вычленяются. Эта идея проложила путь к одному из важнейших диалектических понятий последующей философии — понятию «единства и борьбы противоположностей».

Астрономия и география

Анаксимандр пытался сравнить величину Земли с другими известными в то время планетами. Как считается, составил первую карту Земли (которая до нас не дошла, но может быть восстановлена по описаниям древних авторов). Впервые в Греции установил гномон — простейшие солнечные часы. Ввёл в употребление небесный глобус.

Примечания

Литература

  • Асмус В. Ф. Античная философия. — М.: Высшая школа, 1998, с. 11.
  • Житомирский С. В. Античная астрономия и орфизм. — М.: Янус-К, 2001.
  • Идлис Г. М. Революции в астрономии, физике и космологии. — М.: Наука, 1985.
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики, Ранняя классика, М.: Ладомир, 1994. — с. 312—317.
  • Каринский М. И. Бесконечное Анаксимандра. — СПб., 1890.
  • Таннери П. Первые шаги древнегреческой науки. — СПб, 1902.
  • Лебедев А. В. TO APEIRON: не Анаксимандр, а Платон и Аристотель//Вестник древней истории. — 1978. — № 1-2.
  • Лебедев А. В. Геометрический стиль и космология Анаксимандра // Культура и искусство античного мира. Материалы научной конференции, 1979. — М., 1980. — С. 104—113.
  • Вольф М. Н. Анаксимандр и иранская традиция //Вестн. НГУ.Серия философии и права. — Новосибирск, 2003. — Т.1. — вып.1. — С.134-143.
  • Хайдеггер М. Изречение Анаксимандра. // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991. С.28-68.
  • Чайковский Ю. В. Доплатонова астрономия и Коперник // Историко-астрономические исследования, вып. XXX. — М.: Наука, 2005. — с. 159—200.
  • Cornford F. M. Innumerable Worlds in Presocratic Philosophy // The Classical Quarterly. — 1934. — Vol. 28. — P. 1-16.
  • Couprie D.L., Hahn R., Naddaf G., Anaximander in Context: New Studies in the Origins of Greek Philosophy. — Albany: State University of New York Press, 2003.
  • Couprie D.L. Heaven and Earth in Ancient Greek Cosmology: From Thales to Heraclides Ponticus, Springer, 2011.
  • Finkelberg A. Plural Worlds in Anaximander // The American Journal of Philology. — 1994. — Vol. 115. — P. 485-506.
  • Kahn C.H., Anaximander and the Origins of Greek Cosmology. — New York 1960 (Indianapolis/Cambridge 1994)
  • McKirahan R. Anaximander’s Infinite Worlds // in: Essays in Ancient Greek Philosophy, VI: Before Plato, ed. A. Preus. — Albany, 2001. — P. 49-65.

Ссылки

dic.academic.ru

Фалес, Анаксимандр и Анаксимен

Фалес, Анаксимандр и Анаксимен это основатели всей философии древней Греции. Считается, что они заложили фундамент ионийской философии. Их школа находилась в Милете, отсюда и название - милетская школа. Город был расположен на берегах реки Анатолии и соседствовал с началом Азии. Поэтому есть предпосылки думать, что на фундамент милетской философии повлияли восточные народы.
Они первыми начали изучать природу и трактовать жизнь с научной точки зрения. У каждого из этих мыслителей были свои варианты правещества. Фалес считал, что родоначальником всего была вода. У Анаксимандра была другая точка зрения на этот счет, он полагал что апейрон (что-то неопределенное - оно ни имело, ни формы, ни начала, ни конца). Анаксимен предполагал, что это был воздух. Мир для них был единым живым организмом.

Фалес

Фалес (624 - 546 гг до н.э.) был купцом, государственным деятелем и был уважаемым человеком в своих кругах. Поэтому, принимая участие в госделах, имел право высказаться, давал советы горожанам (некоторые его советы в дальнейшем спасли город от уничтожения персами). Он часто ездил, что давало ему возможность собирать научные сведения и расширять свой кругозор. Изобретал астрономические приборы и понимал в гидроинженерии. В свое время прославился в Греции, когда предвидел солнечное затмение в 585 г до н.э.
Фалес считал, что весь мир возник из воды. И что земля плавает в каком-то огромном водоеме по типу лодки в море. Все что окружает - живое. Верил в божественное, но не верил в богов как большинство его соотечественников. Полагал что божественное это движение, которым пропитана вся вселенная.
Астрономии он научился в египетских жрецов, когда проживал некоторое время в Египте. Свой вклад в эту науку он делал, пытаясь определить, как по отношению к Земле расположены небесные светила. Фалес смог определить, что Луна находится ближе к Земле, чем Солнце. Еще удалось определить длину солнечного года.
Фалес был знаменит не только как философ, а еще, как и математик. Ему удалось внести свой вклад в развитие этой науки. Он вписал треугольник в круг, вывел некоторые теоремы связанные с треугольниками и кругами.
Его мышление имело две грани, с одной стороны оно основывалось на первых научных открытиях, а с другой стороны на мифологических теориях того времени. Но это не помешало стать одним из семи известных мудрецов мира.

Анаксимандр

Анаксимандр (611 - 546 гг до н.э.) был учеником и последователем Фалеса. Только теория создания мира у него была другая. Считал, что все началось из апейрона - некоего безликого вещества, которое совмещает в себе противоположности по типу горячего и холодного.
Он считал, что Земля неподвижная, круглая и плоская. Все живое образовалось из отложений морского дна и видоизменило форму, перейдя на сушу. Он считал, что ничто не вечно, в том числе и мир. Но после того как он разрушится апейрон, опять выделит новый мир. Этот круговорот, по его мнению, вечен.
Как и его учитель, философ занимался еще и другими науками. Анаксимандру удалось преуспеть в астрономии и географии. В астрономии его успех был в том, что ему удалось вычислить размеры Луны и Солнца, а также дистанцию от них к Земле. Он считал что они - боги, так как движутся с невероятной силой. В географии успех его заключался в том, что он смог определить дни равноденствия, разность широт городов и стран, и первым составил карту земли.

Анаксимен

Анаксимен (585 - 525 гг до н.э.) жил в одно из самых сложных времен для Милета, тогда когда была война с персами. Даты его жизни приблизительны, так как информация с тех времен практически к нам не дошла. Он был учеником Анаксимандра, но, как и тот разошелся с мнением своего учителя. Считал что мир создался из воздуха, ведь это благодаря ему происходить движение всего живого на Земле. Предполагал что Земля - плоский круг, который окутан воздухом, утопает в нем. Также и существуют, по его мнению, и другие астрономические единицы. Теория его основывалась на том, что все состоит из воздуха, а отличия между живыми единицами только из-за разной концентрации воздуха в них. В своей философии он не забывал и о душе, считая ее основой всех думающих организмов.
Познания в астрономии были примитивны: полагал, что Земля неподвижна, а все остальное - подвижно. Движение всему придает некий особый космический ветер. Затмения Анаксимен трактовал тем, что у небесных светил было две стороны: светлая и темная и когда поворачивались темной стороной, то было затмение. Также предполагал, что звезды находятся дальше, чем Луна и Солнце.
Философ по-своему трактовал и метеорологию. Думал что тучи это концентрированный воздух, из которого капает вода - обычный дождь, если вода из воздухом, то это снег ну и замерзшая вода - град. Молния и гром происходят вследствие резкого разрыва потоком ветра облака. У него был свой взгляд и на землетрясение. Это явление происходит вследствие появлений трещин в земле при засухе или когда слишком много влаги, то земля проваливается.


www.istmira.com

История и развитие географии

«Ни одной науке не обходятся так дорого открытия, как географии. За каждую крупицу знаний заплачено человеческими жизнями.»
Святослав Забелин

Вам кажется, что география — это наука прошлого? Что белых пятен на планете не осталось и романтика путешествий и открытий современному человеку недоступна? Поверьте, вы ошибаетесь. География по-прежнему может удивить и захватить не только подростка, мечтающего о лаврах первооткрывателя, но и взрослого!

Представляете ли вы, сколько места занимает человечество в земном пространстве?

Горы и океаны, девственные леса, безлюдные пустыни, огромные возделываемые поля, шахты, космодромы, все мегаполисы с их небоскребами — все это называется географической оболочкой, и составляет она всего один процент от объема Земли. Именно этот один процент и является предметом науки географии.

Глобус — трехмерная модель Земли, любой иной планеты или небесной сферы

В древние времена, когда людям было так мало известно об окружающем мире, главной задачей географии было описание. Что находится на востоке от нашей деревни? А на западе от этого города? Куда попадешь, если поплывешь на лодке к северу? А если на юг? Так, буквально шаг за шагом, географы, сопровождавшие купеческие караваны и армии завоевателей, собирали сведения о Земле.

Наивысшего расцвета эта наука достигла в эпоху Великих географических открытий. Путешественники пользовались покровительством королей, экспедиции щедро финансировались — ведь неизведанные земли сулили огромные сокровища.

«География — это наука, прошедшая путь от романтики неведомого до ведения домашнего хозяйства Земли» (В. Кротов)

Конечно, и сейчас в новостях мы время от времени слышим, что был открыт ранее неизвестный остров или найдено новое озеро, но, глядя на глобус, трудно поверить, что географии еще есть, что изучать всерьез. И все-таки перспективы у нее огромные.

Географическая оболочка — чрезвычайно сложная система. Поэтому современная география распалась на множество специализированных направлений: изучение морей и океанов отдано океанологии, рельефа суши — геоморфологии, льдов — гляциологии и так далее. А все вместе они изучают взаимодействие всех разнообразных частей этой системы, как между собой, так и с человеком — что наиболее важно и значимо в настоящее время. Ведь хозяйственная деятельность человека: добыча полезных ископаемых, вырубка лесов, загрязнение атмосферы — является одной из главных причин изменения климата на планете.

Предстваление о Земле древних людей

Сейчас каждому ребенку известно, что Земля имеет шарообразную форму. Но далеко не всегда это было очевидно. Древним людям было очевидно совсем другое: Земля плоская. В замечательной сказке о старике Хоттабыче пионер Волька, заколдованный древним джинном, говорит учительнице: «Если бы Земля была шаром, воды стекли бы с нее вниз, люди умерли бы от жажды, а растения засохли».

Представление древних: мир покоится на трех слонах, стоящих на огромной черепахе

Например, в Древней Индии считали, что Земля покоится на спинах трех слонов, стоящих на спине черепахи, которая плывет по океану. Вавилоняне мыслили Землю огромной горой, поднимающейся из бесконечных вод. Древние евреи считали, что Земля — бесконечная равнина, под которой текут воды, а ветры приносят то дождь, то засуху...

Первые шаги в верном направлении, как и во множестве других наук, сделали эллины — жители Древней Греции.

Родоначальники географии

Эратосфен Киренский (276-194 гг. до н. э.) — древнегреческий математик, астроном и географ, основоположник географии как науки. Первым доказал,что Земля имеет форму шара

В древности каждый путешественник в сущности являлся первооткрывателем. Война, торговля, да и просто извечное человеческое любопытство побуждали минойцев, финикийцев и многие другие народы пускаться в опаснейшие плавания по морю или походы по суше. Две тысячи лет назад египтяне исследовали центральные области Африки, побережья Средиземного и Красного морей. Чуть менее тысячи лет назад в Древнем Китае перед постройкой крепости составлялись подробные карты местности, а в III веке до нашей эры китайцам уже был известен компас.

История сохранила для нас некоторые имена: Арриан, Страбон, Анаксимандр... Многие древнегреческие ученые внесли большой вклад в развитие географии. Но ее истинным родоначальником принято считать Эратосфена Киренского, который не только предположил, что Земля шарообразна, но и доказал это, применяя математические вычисления.

Географы древности:

  • Гекатей (546480 гг. до н. э.) — составил «Землеописание» на основе береговых лоций
  • Геродот (485425 гг. до н. э.) — путешествовал от Дона до порогов Нила. Путевые заметки легли в основу его знаменитой «Истории»
  • Аристотель (384-322 гг. до н. э.) — основатель гидрологии, метеорологии и океанологии

Эпоха Велики географических открытий

До XV века весь мир пользовался трудами греческих ученых: Страбона (ок. 64 г. до н. э. — ок. 23 г. н. э.) и Клавдия Птолемея (ок. 100 г. н. э. — ок. 170 г. н. э.). Первый создал колоссальный 17-томный труд по географии древнего мира, хранившийся в Александрийской библиотеке. Второй изучал, комментировал и дополнял работы Страбона с точки зрения астрономии, математики и механики.

Компас (от итал. compassare — измерять шагами) — магнитное устройство для определения сторон света. Впервые был подробно описан в китайской книге 1044 г., хотя изобретен раньше

Но XV и XVI века стали временем огромного прорыва. Мир немыслимо расширился, распахнулся во все стороны: были открыты неведомые ранее острова и материки, реки, моря и океаны, новые народы и их культурные традиции, появились первые карты земного шара и первый географический атлас. Примерно тогда же, в конце XVI века, была создана одна из древнейших карт Российского государства — «Большой чертеж».

Это время было названо эпохой Великих географических открытий, и мы поговорим о них в отдельной главе.

«География — самая героическая и самая поэтическая из всех наук, наука о Земле и человеке, живущем на ней» (А. Казанцева)

География в XVII-XIX века

В 1650 году германо-голландский географ Бернхард Варен(1622-1650/1651) написал книгу «География генеральная», в которой определил цели, задачи и методы географии как научной дисциплины. Этот труд был высоко оценен Петром I и по его приказу переведен на русский язык.

Лазарев Михаил Петрович — русский адмирал, первооткрыватель Антарктиды

Американские ученые изучали свой континент, в Западной Европе выпускали точные и подробные географические энциклопедии, а в России развитие географии шло рука об руку с освоением огромных территорий за Уралом. Огромный вклад в изучение этой области внесли русские ученые М. В. Ломоносов и В. Н. Татищев.

Век XIX стал эпохой бурного технического развития. Такие имена, как Александр фон Гумбольдт, Карл Риттер, Петр Семенов-Тян-Шанский, Николай Миклухо-Маклай, без сомнения, известны практически всем. Ученые объединялись в географические школы и сообщества, впервые делались попытки не просто описать, а объяснить не только отдельные явления, но и их взаимосвязь.

В 1820 году русская экспедиция под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева открыла последний неизвестный материк — Антарктиду.

Казалось, век географии подходит к концу. Но так ли это было на самом деле?

Задачи современной географии

Конечно, ушли в прошлое времена, когда дневниками путешественников зачитывались больше, чем приключенческими романами. Да и так ли много различий между ними? Пожалуй, только одно: в дневниках не было вымысла. Что же осталось?

Представьте себе, что географией по-прежнему интересуются и серьезно занимаются крупные научные умы и большие институты, издаются журналы, кипят нешуточные страсти на конференциях и съездах. Не верите? А зря. Просто сейчас география приобрела новый облик, изменились ее цели и задачи. Впервые в истории человечества в сферу географических интересов включены вопросы экологии, климата и даже космического пространства. В географической оболочке все взаимосвязано, и если мы хотим сберечь нашу планету, то надо постигать законы, по которым она живет. Это и есть задачи новой географии.

Также об истории географии смотрите в статье Развитие картографии

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Анаксимандр

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Фалес

Первым древнегреческим философом принято считать Фалеса(ок. 625 — 547 гг. до н. э.), основателя Милетской школы. Согласно Фалесу, все многообразие природы, вещей и явлений можно свести к одной основе (первостихии или первоначалу), в качестве которой он рассматривал “влажную природу”, или воду. Фалес считал, что все возникает из воды и в нее же возвращается. Он наделяет первоначало, а в более широком понимании весь мир одушевленностью и божественностью, что находит свое подтверждение в его изречении: “мир одушевлен и полон богов”. При этом божественное Фалес, по существу, отождествляет с первоначалом — водой, т. е. материальным. Фалес, согласно утверждениям Аристотеля, устойчивость земли объяснял тем, что она находится над водой и обладает, подобно куску дерева, спокойствием и плавучестью. Этому мыслителю принадлежат многочисленные изречения, в которых были высказаны интересные мысли. Среди них и общеизвестное: “познай самого себя”.

После смерти Фалеса во главе Милетской школы стал Анаксимандр (ок. 610 — 546 гг. до н. э.). О его жизни практически не сохранилось никаких сведений. Считается, что ему принадлежит работа “О природе”, о содержании которой известно из сочинений последующих древнегреческих мыслителей, среди них — Аристотель, Цицерон, Плутарх. Взгляды Анаксимандра можно квалифицировать как стихийно-материалистические. В качестве первоначала всего сущего Анаксимандр считает апейрон (беспредельное). В его интерпретации апейрон не является ни водой, ни воздухом, ни огнем. “Апейрон есть не что иное, как материя”, которая находится в вечном движении и порождает бесконечное множество и многообразие всего существующего. Можно, по-видимому, считать, что Анаксимандр в определенной степени отходит от натурфилософского обоснования первоначала и дает более глубокое его толкование, полагая в качестве первоначала не какой-либо конкретный элемент (например, воду), а признавая таковым апейрон — материю, рассматриваемую как обобщенное абстрактное первоначало, приближающееся по своей сущности к понятию и включающее в себя существенные свойства природных элементов. Представляют интерес наивно-материалистические идеи Анаксимандра о происхождении жизни на Земле и происхождении человека. По его мнению, первые живые существа возникли во влажном месте. Они были покрыты чешуей и шипами. Выйдя на землю, они изменили свой образ жизни и приобрели другой вид. Человек произошел от животных, в частности, от рыб. Человек потому сохранился, что с самого начала был не таким, как ныне.

Анаксимен

Последним известным представителем Милетской школы был Анаксимен (ок. 588 — ок. 525 гг. до н. э.). О его жизни и деятельности также стало известно благодаря свидетельствам позднейших мыслителей. Как и его предшественники,Анаксимен придавал большое значение выяснению природы первоначала. Таковым, по его мнению, является воздух, из которого все возникает и в который все возвращается. Анаксимен избирает в качестве первоначала воздух в силу того, что он обладает такими свойствами, которых нет (а если есть, то недостаточно) у воды. Прежде всего, в отличие от воды, воздух имеет неограниченное распространение. Второй аргумент сводится к тому, что мир как живое существо, которое рождается и умирает, требует для своего существования воздуха. Эти идеи находят подтверждение в следующем высказывании греческого мыслителя: “Наша душа, будучи воздухом, является для каждого из нас принципом объединения. Точно также дыхание и воздух объемлют все мироздание”. Оригинальность Анаксимена не в более убедительном обосновании единства материи, а в том, что возникновение новых вещей и явлений, их разнообразие объясняются им различными степенями сгущения воздуха, благодаря чему образуются вода, земля, камни и т. п., а из-за его разрежения формируется, например, огонь.

Как и его предшественники, Анаксимен признавал бесчисленность миров, считая, что все они произошли из воздуха. Анаксимена можно рассматривать как основателя античной астрономии, или учения о небе и звездах. Он считал, что все небесные светила — Солнце, Луна, звезды, другие тела ведут свое происхождение от Земли. Так, образование звезд он объясняет возрастающим разрежением воздуха и степенью его удаления от Земли. Близкие звезды производят тепло, которое падает на землю. Далекие звезды не производят тепло и находятся в неподвижном состоянии. Анаксимену принадлежит гипотеза, объясняющая затмение Солнца и Луны. Подводя итог, следует сказать, что философы Милетской школы заложили хороший фундамент для дальнейшего развития античной философии. Свидетельством этого служат как их идеи, так и тот факт, что все или почти все последующие древнегреческие мыслители в большей или меньшей степени обращались к их творчеству. Существенным будет и то, что, несмотря на присутствие в их мышлении мифологических элементов, его следует квалифицировать как философское. Они сделали уверенные шаги по преодолению мифологизма и заложили серьезные предпосылки для нового мышления. Развитие философии в итоге шло по восходящей линии, что создавало необходимые условия для расширения философской проблематики и углубления философского мышления.

Предмет философии - бытие.

Бытие есть предельно абстрактно пустое и содержательное понятие, в нём нет никаких спецификаций, различий.

Онтология - учение о бытие. Бытие – это основа того, что существует. Бытие = сущее. Онтологическое - бытийственное. Человек - бытийствующий, эти он отличается от предметов. Почему возникает мышление у человека? Бытие человека не может быть сведено сущему. Бытие - ничто. Ничто позволяет осуществить человечности. предмет науки - позитивен и положителен. духовность - не предмет изыскания ученых.

Метафизика - то что выходит за рамки физики, превосходит естественность. учение о сверхъестественном, мысль о сверх-бытие, если бытие истолковывать в материальном плане. Термин был введен комментатором Аристотеля.

Философия претендует на целостное понимание жизни.

достоинство человека - человечность.

Философия-наука, утверждение в европейской рациональности, зарождение разума, логосности, пробуждение человечества от сна, которое пребывало в рамках мифологического восприятия, в чем она проявляется: проблема истины

Философия - область знания направленное на истину, вопрос об истинности.

Оподиктичность - непреложность, необходимость истинного знания. знания - что не требует особнования. философ не заинтересован в истине, философия не утилитарна. нацеленность на истину сближает философия и науку. мысль отталкивается от некого хаоса, хаос - космос. космос - первичный порядок. хаос - не беспорядок, бесконечность с некоторой скоростью, скорость протекания реакция, изменения свойств. хаос - неорганизованность, в нашу мысль пытаются принести порядок. наука оперирует категорией функция. функция ставит предел. наука затормаживает и приостанавливает хаос. философия нацелена на постижение бесконечных скоростей, философия вместо функции утверждается через копцепт. философия - целостное бытие, наука - кусок бытия. философия интересуется тем что над предметно-организованным. философия - события и случайности.

кризис связан с позитивизмом и натурализмом, метофизика подвергалась гонениям.

Что есть философия для философии, для философов?

философствование - > философия. само философствование является философией, мы сосредотачиваем свое внимание на чем-то между. филосфствование = философия. мы касаемся вешнего и определяет предмет. "нужно относиться философски к жизни" - этическое отношение. Бытиекак предмет философии не предметен. человек богаче любых определенностей. сама она остается за кадром. философия осознает предел понимания. предмет философии - смысл.

* * *

Философия:(раздел)

- онтология (главный вопрос о бытие)

- гносеология (знание, учение о познании)

- логика

- этика

- эстетика

- социальная философия

Философские направления:

основной философский вопрос для ленинцев и сталинцев: что первично - дух или материя? это область онтологии.

Идеализм - это философское течение, которое бытие утверждает в качестве идеи. Бытие - идеально. идеализм - теософичен, Бог.

Идеализм:

- субъективный - идея субъективна, идея зависит от субъекта. Беркли, Фихтер

- объективный - идея объективна. Платон, Гегель.

Солепсизм - все существует по факту восприятия. Я - один существую.

Материализм:

Двойник идеалистической философии, которое стремиться соединить все в единое. материализм говорит о множественности и различие всего, в этом он близок к натурализму. религиозные верования - предрассудки. один порядок - порядок различностей и множественностей всего. течение мысли, которое в качестве бытия утверждает материю.

Эпикур, Лукреций, Фейербах, Маркса.

Гносеология:

- рационализм (способ постижение мира - разум)

- эмпиризм (способ постижения мира - опыт)

каким образом мы можем познавать? Основа познания - разум.

Любая фил. система может быть причислена либо к рационализму или к иррационализму. Если бытие рационально-постижимо - то оно рационально. если ил направление не познаваемо - то иррационально.

Рационализм – Гегель, Б. Б. Спиноза

Иррационализм – Артур Шопенгауэр, Ницше (воля к власти).

Иррационалист – тот, кто утверждает, что бытие непостижимо, ибо обладает нелогосной теорией. Мировая воля. Волю невозможно постичь и вразумить, невозможно понять (в этом прелесть человеческой жизни). Мировая воля волит, а у человека нет своих стремлений, он является предметом.

Моменты предложения Жига Делёза

1. Десигнация – мир (указание на нечто существующее в мире) истинность/ложность. Указанием мы можем уберечь нашу мысль от впадения в ложь.

2. Манифестация – предложение – я.

3. Сигнификация – понятийная система. «Я» как таковое не возможно без сигнификации, т.е. «Я» должно быть един. Принципом единства является философский Бог, собирающий наши сознания в единство. Сигнификация подразумевает обусловное. Для того, чтобы иметь возможность гарантировать истинность через сигнификацию мы должны гарантировать истинность условия. Условие обосновливает. Мы можем обосновать условие. Круг замкнут.

4. Смысл. Смысл в этом контексте оказывается чем-то нейтральным. Указывается на поверхностную метафизику.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о