1917 года временное правительство – Февральская революция 1917 года и Временное правительство 1917 года

Содержание

Февральская революция 1917 года и Временное правительство 1917 года

Февральская революция 1917 года формально началась 18 февраля. В этот день более 30 тысяч рабочих Путиловского завода объявили забастовку. Правительство ответило на это немедленным закрытием Путиловского завода. Люди оказались безработными и 23 февраля толпы демонстрантов вышли с протестом на улицы Петербурга. К 25 февраля эти волнения переросли в настоящую стачку. Люди выступили против самодержавия. Февральская революция 1917 года перешла в свою активную фазу.

26 февраля к восставшим присоединилась четвертая рота Петропавловского полка. Постепенно в ряды протестующих вступили все войска Петропавловского полка. События развевались стремительно. Николай 2 под напором был вынужден отречься от престола в пользу своего брата Михаила (2 марта), который также отказался возглавить страну.

Временное правительство 1917 года

1 марта было объявлено о создании Временного правительства, которое возглавил Г.Е. Львов. Временное правительство работало, и уже 3 марта издало манифест с задачами для развития страны. Февральская революция 1917 года продолжилась массовой амнистией заключенных. Временное правительство, желая вызвать доверие людей, объявило о скором завершении войны и передаче земли народу.

5 марта Временное правительство уволило всех губернаторов и чиновников, служивших императору Николаю 2. Вместо губерний и уездов были созданы комиссариаты, которые и решали вопросы на местах.

В апреле 1917 года Временное правительство пережило кризис недоверия народа. Причиной к тому послужило заявление министра иностранных дел П.Н. Милюкова, который заявил, что западным странам, что Россия продолжит первую мировую войну и будет участвовать в ней до самого конца. Люди хлынули на улицы Москвы и Петербурга, выражая несогласие с действиями властей. В результате Милюков был вынужден уйти в отставку. Лидеры нового правительства решили привлечь к работе наиболее влиятельных среди народа социалистов, позиции который были крайне слабы еще. Новое Временное правительство в середине мая выступило с заявление, что начнет переговоры о заключении мира с Германией, и немедленно займется решением земельного вопроса.

В июне произошел новый кризис, пошатнувший Временное правительство. Народ был недоволен тем, что война не была окончена и земля до сих пор была в ведении избранных. В результате 18 июня демонстрация, в которой приняло участие порядка 400 тысяч человек, хлынула на улицы Петрограда, скандируя в массе своей лозунги большевиков. Одновременно с этим крупные движения прошли в Минске, Москве, Нижем Новгороде, Харьков е и многих других городах.

В июле новая волна народных движений охватила Петроград. На сей раз люди требовали свержение временного правительства и передачи всей власти Советам. 8 июля социалисты, возглавлявшие отдельные министерства, издали постановление об объявлении России республикой. Г.Е. Львов в знак протеста подал в отставку. Его место занял Керенский. 28 июля было объявлено о создании коалиционного временного правительства, в которое вошли 7 социалистов и 8 кадетов. Возглавил это правительство Керенский.

23 августа в ставку к Главнокомандующему Корнилову прибыл представитель Временного правительства, который передал получение Керенского направить в Петроград 3-й конный корпус, поскольку Временное правительство опасалось возможных действий большевиков. Но Керенский, увидав войска под Петроградом, испугался, что войска Корнилова захотят поставить у власти своего начальника, и объявил Корнилова изменником, приказав его арестовать. Произошло это 27 августа. Генерал отказался признать себя виновным и оправил войска на Петроград. Жители города встали на защиту столицы. В конечном итоге горожанам удалось устоять под натиском войск Корнилова.

Такие итоги имела Февральская революция 1917 года. Дальше на первый план вышли большевики, который хотели полностью подчинить власть себе.

istoriarusi.ru

Временное правительство России | Virtual Laboratory Wiki

Файл:Печать Временного правительства.jpg

Вре́менное прави́тельство (3 (16) марта 1917 — 26 октября (8 ноября) 1917) — высший законодательный и исполнительный орган государственной власти в России в период между Февральской и Октябрьской революциями.

Файл:Вр правительство.jpg
    Файл:Mikhail Rodzyanko.jpg

    23 февраля 1917 года началась Февральская революция. 27 февраля Высочайшим указом деятельность IV Государственной думы была приостановлена. В ночь на 28 февраля (13 марта) 1917 года был создан Временный комитет IV Государственной думы, председателем которого стал М. В. Родзянко (октябрист, председатель IV Думы). В него вошли представители всех партий, входивших в Думу, кроме крайних правых.

    Члены Комитета не собирались брать в свои руки всю полноту власти, они лишь хотели наладить контакт императора с восставшими широкими слоями, заставить Николая пойти на уступки. Но Комитет реальной властью не обладал, так как восставшие солдаты Петроградского гарнизона (170 тыс.) и вооруженные рабочие подчинялась лишь Петроградскому Совету, первое заседание которого состоялось вечером 27 февраля (12 марта). В стихийно появлявшихся по всей стране Советах прочную власть имели эсеры и меньшевики.

    2 марта царь Николай II отрёкся от престола. 3 марта отрёкся и великий князь Михаил Александрович. При таком накале антимонархических настроений самодержавие пало. Возникла необходимость в создании новых органов власти в стране.

    Исполком Петроградского Совета во главе с его председателем меньшевиком Н. С. Чхеидзе вступил в переговоры с Комитетом Думы и предложил ему образовать Временное правительство. Временное правительство объявило о выборах в Учредительное собрание. Был принят самый демократичный закон о выборах в Учредительное собрание:

    всеобщие, равные, прямые при тайном голосовании. Старые государственные органы были упразднены.

    Это вовсе не означало, что Советы самоустранятся от власти. Задачей Советов стал контроль над деятельностью буржуазного Временного правительства. Власть Советов была огромной: 1 марта вышел знаменитый Приказ №1, фактически, переводивший армию под контроль солдатских Советов. После Февральской революции в России установилось двоевластие.

    Файл:Проект состава Временного правительства.jpg

    Неоднократно раздавались предложения, а потом требования к Николаю сформировать правительство доверия или ответственного министерства[1]. По рукам ходили лишь различные списки состава правительства. Однако император отклонил все предложения. Историк С. П. Мельгунов пишет:

    «Никакого временного правительства ни в 16 г, ни в 17 г перед революцией не было выбрано. Предусмотрительные общественные деятели оказались совершенно неподготовленными к событиям, которые наступили в марте… Когда при общей растерянности в кабинете Временного исполнительного комитета 1 марта стали намечаться будущие министры, естественно было взяться за списки, ходившие уже по рукам…»
    [2]

    К вечеру 2 марта Временный Комитет Государственной Думы назначил министров первого общественного кабинета министров. Всего в нём было 11 министров:

    Файл:Georgy Lvov LOC 3c35383u.jpg
    • Председатель Совета министров и министр внутренних дел — князь Г. Е. Львов,
    • министр иностранных дел — кадет П. Н. Милюков,
    • военный и морской министр — октябрист А. И. Гучков,
    • министр финансов — крупный предприниматель М. И. Терещенко,
    • министр юстиции — трудовик А. Ф. Керенский,
    • министр путей сообщения — кадет Н. В. Некрасов,
    • министр торговли и промышленности — прогрессист А. И. Коновалов,
    • министр просвещения — кадет А. А. Мануйлов,
    • министр земледелия — кадет А. И. Шингарёв,
    • обер-прокурор Святейшего Синода — центрист В. Н. Львов,
    • государственный контролёр — октябрист И. В. Годнев.

    Генерал А. И. Деникин писал:

    «В начале революции Временное правительство, несомненно, пользовалось широким признанием всех здравомыслящих слоёв населения. Весь старший командный состав, всё офицерство многие войсковые части, буржуазия и демократические элементы, не сбитые с толку воинствующим социализмом, были на стороне правительства…»[3]

    Свою первую программу правительство изложило в декларации, обнародованной 3 (16) марта 1917 года.

    Немедленно после Февральской революции Временное правительство упразднило пост генерал-губернатора в Закавказье и Туркестане и передало власть комитетам, созданным из депутатов Думы, являвшихся местными уроженцами.

    Файл:7svoboda b.jpg

    Три главные политические партии Кавказа — азербайджанская Мусульманская демократическая партия (Мусават), армянская Дашнакцутюн и Грузинская социал-демократическая сразу же после Февральской революции в ответ на признание Временного правительства получили гарантии автономии в рамках будущей федеративной России.

    Реформа органов правопорядка и амнистия Править

    В первые недели февральской революции были ликвидированы комитеты по делам печати, полицейские и жандармские управления. Упразднённые должности и учреждения были заменены комиссарами Временного правительства.

    3 марта новый министр юстиции Керенский встретился с членами Петроградского совета присяжных, которых он ознакомил с программой деятельности министерства на ближайшее время: пересмотр уголовных, гражданских, судопроизводственных и судоустройственных законов. В частности, «еврейское равноправие по всей полноте», предоставление женщинам политических прав. В дальнейшем также была учреждена особая следственная комиссия для расследования и предания суду бывших должностных и частных лиц. По результатам работы комиссии, в частности, был осуждён Сенатом и приговорён к пожизненной каторге генерал В. А. Сухомлинов, бывший военный министр, признанный виновным в неподготовленности русской армии к войне. Большинство фигурантов расследования были освобождены за отсутствием в их деятельности состава преступления.

    2 марта Керенский издал указ, предписывающий прокурорам страны освободить всех политических заключённых (и передать им поздравления от имени нового правительства).

    6 марта в России была объявлена всеобщая амнистия. На свободе оказались около 90 тысяч заключённых, среди которых были тысячи воров и налётчиков, прозванных в народе «птенцами Керенского»

    [4][5].

    Апрельский кризис Править

    18 апреля (1 мая) 1917 разразился первый правительственный кризис, завершившийся образованием 5 (18) мая 1917 первого коалиционного правительства с участием социалистов. В его состав вошли:

    • Председатель Совета министров — Г. Е. Львов,
    • министр внутренних дел — Г. Е. Львов,
    • министр иностранных дел — М. И. Терещенко,
    • военный министр — А. Ф. Керенский,
    • морской министр — А. Ф. Керенский,
    • министр финансов — А. И. Шингарёв,
    • министр юстиции — П. Н. Переверзев,
    • министр путей сообщения — Н. В. Некрасов,
    • министр торговли и промышленности — А. И. Коновалов,
    • министр просвещения — А. А. Мануйлов,
    • министр земледелия — В. М. Чернов,
    • министр труда — М. И. Скобелев,
    • министр продовольствия — А. В. Пешехонов,
    • министр государственного призрения — Д. И. Шаховской,
    • министр почт и телеграфов — И. Г. Церетели,
    • обер-прокурор Святейшего Синода — В. Н. Львов,
    • государственный контролёр — И. В. Годнев.

    Партии эсеров и меньшевиков, превратившись в правительственные партии, получили возможность реализовать свои программные цели. По их инициативе 6 (19) мая 1917 была обнародована декларация, в которой Временное правительство обещало подготовить радикальную аграрную реформу. Однако эти намерения ограничились обещаниями.

    Июньский кризис Править

    3-24 июня первый всероссийский съезд 18 июня демонстрация против Временного правительства

    Июльский кризис. Уход большевиков в подполье. Второе коалиционное правительство Править

    Недовольство народных масс политикой коалиционного правительства вылились во второй (июньский), а затем третий (июльский) правительственный кризис.

    2 (15) июля 1917 министры-кадеты ушли в отставку.

    4 (17) июля 1917 Временное правительство ввело в Петрограде военное положение, начало преследование большевиков, расформировало части, принимавшие участие в демонстрации 3 (16) июля 1917, ввело смертную казнь на фронте.

    В разгар июльского кризиса финский сейм провозгласил независимость Финляндии от России во внутренних делах и ограничил компетенцию Временного правительства вопросами военной и внешней политики. 12 (25) июля Сейм направил в адрес Временного правительства требование признать «неотъемлемые права Финляндии».

    24 июля (6 августа) 1917 было сформировано второе коалиционное правительство, в которое вошли 7 эсеров и меньшевиков, 4 кадета, 2 радикальных демократа и 2 беспартийных. Председателем правительства стал Керенский. Он проводит политику лавирования между основными политическими силами страны («бонапартизма»), которая, однако, вызывает недовольство в обоих лагерях.

    В состав второго коалиционного правительства вошли:

    • Председатель Совета министров — А. Ф. Керенский,
    • Заместитель председателя Совета министров — Н. В. Некрасов,
    • министр внутренних дел — эсер Н. Д. Авксентьев,
    • министр иностранных дел — М. И. Терещенко,
    • военный министр — А. Ф. Керенский,
    • морской министр — А. Ф. Керенский,
    • министр финансов — Н. В. Некрасов,
    • министр юстиции — А. С. Зарудный;
    • министр путей сообщения — П. П. Юренев,
    • министр торговли и промышленности — С. Н. Прокопович,
    • министр просвещения — С. Ф. Ольденбург,
    • министр земледелия — В. М. Чернов,
    • министр труда — М. И. Скобелев,
    • министр продовольствия — А. В. Пешехонов,
    • министр государственного призрения — И. Н. Ефремов,
    • министр почт и телеграфов — А. М. Никитин,
    • обер-прокурор Святейшего Синода — А. В. Карташёв,
    • государственный контролёр — Ф. Ф. Кокошкин.

    Государственное совещание в Москве Править

    Файл:Alexander Kerensky LOC 24416.jpg

    12-15 (25-28) августа состоялось созванное Временным правительством Государственное совещание в Москве.

    Выступление Л. Г. Корнилова Править


    Верховный главнокомандующий генерал-от-инфантерии Л. Г. Корнилов, на основании предварительной договоренности с А. Ф. Керенским, двинул на Петроград войска под командованием генерала Крымова. Керенский в последний момент изменил свою позицию, назвав действия Верховного главнокомандующего «контрреволюционным мятежом». Большевики поддержали Временное правительство. После самоубийства генерала Крымова казаки, стоявшие у Пулковских высот, разошлись.

    Третье коалиционное правительство. Созыв Предпарламента Править

    Файл:Президиум всероссийского демократического совещания.jpg

    С целью противодействия Петросовету Керенский образовал 1 (14) сентября 1917 новый орган власти — Директорию («Совет пяти»), которая провозгласила Россию республикой и распустила IV Государственную думу.

    14 (27) сентября 1917 было открыто Всероссийское Демократическое совещание с участием всех политических партий. Демократическое совещание должно было решить вопрос о власти. Большевики его демонстративно покинули.

    25 сентября (8 октября) 1917 Керенский создаёт третье коалиционное правительство, в которое вошли:

    • Председатель Совета министров — А. Ф. Керенский,
    • Заместитель председателя Совета министров — кадет А. И. Коновалов,
    • министр внутренних дел — меньшевик А. М. Никитин,
    • министр иностранных дел — М. И. Терещенко,
    • военный министр — А. И. Верховский,
    • морской министр — Д. Н. Вердеревский,
    • министр финансов — М. В. Бернацкий,
    • министр юстиции — меньшевик П. Н. Малянтович,
    • министр путей сообщения — А. В. Ливеровский,
    • министр торговли и промышленности — кадет А. И. Коновалов,
    • министр просвещения — С. С. Салазкин,
    • министр земледелия — эсер С. Л. Маслов,
    • министр труда — меньшевик К. А. Гвоздев,
    • министр продовольствия — С. Н. Прокопович,
    • министр государственного призрения — кадет Н. М. Кишкин,
    • министр почт и телеграфов — А. М. Никитин,
    • обер-прокурор Святейшего Синода — А. В. Карташёв,
    • государственный контролёр — кадет С. А. Смирнов.
    • председатель экономического совета — С. Н. Третьяков

    Теперь в составе Временного правительства вошли 6 кадетов, 1 эсер, 3 меньшевика, 2 трудовика, 1 «независимый» и 2 военных специалиста. Большевики, приглашенные к сотрудничеству в правительстве, взяли курс на вооружённый захват власти.

    Свержение Временного правительства Править

    Файл:Milrevkom proclamation.jpg

    26 октября (8 ноября) 1917 в 2 часа 10 минут Временное правительство было арестовано.

    17 (30) ноября) 1917 Временное правительство обратилось к народу через кадетскую газету «Наша речь» с последними словами:

    «Октябрьский мятеж… работу Временного правительства оборвал за несколько дней до всенародных и свободных выборов в Учредительное собрание… Измученные трёхлетней войной, солдатская и рабочая массы, соблазнённые заманчивыми лозунгами „немедленного мира, хлеба и земли“, справедливыми по существу, но неосуществимыми немедленно, взяли в руки оружие, арестовали Временное правительство, стали захватывать важнейшие государственные учреждения, уничтожать гражданские свободы и угрожать жизни и безопасности граждан, беззащитных перед лицом начавшейся анархии… Опасаясь, что насилие не остановится и перед тем, чтобы поднять руку даже и на Учредительное Собрание, если оно не будет творить их волю, Временное правительство призывает всех граждан армии и тыла к единодушной защите Учредительного собрания для обеспечения ему возможности властно и твёрдо выразить народную волю…»

    Судьба членов Временного правительства Править

    Неэмигрировавшие члены Временного правительства были практически поголовно репрессированы в СССР (за исключением умерших своей смертью).

    1. ↑ По свидетельству В. Шульгина, "когда кто-то попробовал формулу «министерства общественного доверия» расшифровать как переход власти в иные, небюрократические руки, то Маклаков запротестовал: «Почему не бюрократические? … Я именно думаю, что бюрократические… только в другие, толковее и чище… Словом, хороших бюрократов. А эти, „облеченные доверием“, — ничего не сделают. Почему? Потому что мы ничего не понимаем в этом деле. Техники не знаем. А учиться теперь некогда…»
    2. ↑ Мельгунов С. П. На путях к дворцовому перевороту: заговоры перед революцией 1917 года. С. 169—178.
    3. ↑ Деникин А. И. Очерки русской смуты. В 5тт. Том 1. Минск: Харвест, 2003. — С. 129.
    4. ↑ Выдержки из книги об Александре Федоровиче Керенском. Ульяновское РО Объединения "Яблоко". Проверено 26 ноября 2007.
    5. ↑ Временное правительство. pobeda.ru. Проверено 26 ноября 2007.
    • Журналы заседаний Временного правительства, март — окт. 1917 г.: В 4 т. / Сост. Е. Д. Гринько, О. В. Лавинская. М.: Росспэн, 2001. Т. 1: Март — апр. 1917 г. / Отв. ред. и авт. предисл. Б. Ф. Додонов. 2001. 447 с ISBN 5-8243-0203-0.
    • Журналы заседаний Временного правительства: март — окт. 1917 г.: В 4 т. / Сост. Е. Д. Гринько, О. В. Лавинская. М.: Росспэн. Т. 2: Май — июнь 1917 гг. / Ред. Б. Ф. Додонов. 2002. 511 с ISBN 5-8243-0227-8.
    • Журналы заседаний Временного правительства, март — октябрь 1917 года: в 4 т. М.: Росспэн, 2001. Т. 3: Июль — август 1917 года / сост. Е. Д. Гринько; отв. ред. тома Б. Ф. Додонов. 2004. 413 с ISBN 5-8243-0203-0 (в пер.). ISBN 5-8243-0516-1.
    • Журналы заседаний Временного правительства. Март — октябрь 1917 года: в 4 т. М.: Росспэн, 2001. Т. 4: Сентябрь — октябрь 1917 года / сост. Е. Д. Гринько; отв. ред. Б. Ф. Додонов. 2004. 510 с ISBN 5-8243-0554-4.

    Шаблон:Ru-hist-stub


    Эта страница использует содержимое раздела Википедии на русском языке. Оригинальная статья находится по адресу: Временное правительство России. Список первоначальных авторов статьи можно посмотреть в истории правок. Эта статья так же, как и статья, размещённая в Википедии, доступна на условиях CC-BY-SA .


    ru.vlab.wikia.com

    временное правительство

    ВВЕДЕНИЕ

     

     

    Произошедший в отечественной исторической науке отказ от тотальной идеологизации актуализировал проблему альтернативности в истории. В связи с этим вопросом возникает  интерес к такого рода ключевым для понимания сущности многих процессов историческим периодам, каким является 1917 год. Советская историография характеризовала  Февральскую революцию как буржуазно-демократическую. При этом господствующим стал тезис о том, что Временное правительство не смогло предложить стране четкой концепции реформ и не решило задач демократического преобразования России. Современная историография  ставит под сомнение постулаты о закономерности и спасительности Октябрьской революции. Распространенным стало представление о том, что с февраля по октябрь 1917 года впервые в российской истории была сделана попытка преодолеть авторитарные традиции государственного управления и трансформировать Россию в демократическое правовое государство. Февральская  революция, приведшая к падению самодержавия, была воспринята широкими общественными кругами как общенациональная демократическая. Это означало, по словам П.Н.Милюкова, что “она объединяет  в себе все классы и все общественные группы и ставит перед собою задачи, которые должен осуществить весь народ” (Орлов А.С.  «История России», Москва 2001г). Возникшее в обществе чувство гражданской гордости и социального оптимизма проявилось в выступлениях государственных и общественных деятелей, призывавших забыть разногласия и объединить все “живые силы” страны во имя новой свободной России.

     

    Глава 1. Временное правительство и его учреждения.

     

    1. Процесс формирования Временного правительства.

     

       Петроградский гарнизон, перейдя на сторону восставших рабочих, сверг царское правительство. 27 февраля в Петрограде начался процесс формирования Совета рабочих и солдатских депутатов, издавший 1 марта «Приказ №1», который упразднял дисциплинарную власть офицеров в воинских частях и передал ее выборным комитетам. В Совет вошли представители различных политических партий.

     Указом царя Дума была распущена, но в условиях начавшейся революции она самонераспустилась. Во время революции по инициативе кадетов и октябристов был создан думский комитет во главе с председателем IV государственной Думы Родзянко. Этот комитет в ночь с 27 на 28 февраля 1917г. начал формировать Временное правительство.  Предлагалось включить в состав правительства ряд представителей Совета. Николай II пошёл на компромисс с думским комитетом и указом разрешил формировать правительство. Попытки Николая II заглушить революционные выступления в Петрограде провалились. Карательные части, посланные на Петроград, были задержаны по дороге. Николай II так же застрял по дороге (в Пскове, в ставке командующего Северным фронтом генерала Рузского). 2 марта 1917г. в 15.05 Николай II подписал манифест об отречении себя и своего сына от престола и передал власть брату - Михаилу Александровичу. 3 марта Михаил отрёкся от престола и сделал заявление, что возглавит страну лишь в том случае, если Учредительное собрание возведёт его на престол.

    Реальная власть в стране сосредоточилась в руках Совета рабочих и крестьянских депутатов (в Совет входило 850 рабочих и около 2000 солдат). Волна революционных выступлений прошла по всей стране. Советами руководили эсеры, меньшевики и большевики, но в самих советах преобладали меньшевистско - эсеровские настроения и поэтому Петроградский Совет выразил доверие Временному правительству, но заявил, что оно (правительство) должно работать под надзором Совета. Была создана Красная гвардия (полиция), позднее - милиция, восстановлена деятельность профсоюзов, установлен восьми часовой рабочий день.

    Первый состав Временного правительства: председатель - князь Львов, министр иностранных дел - лидер партии кадетов Милюков, министр сельского хозяйства - Шингарёв (член ЦК партии кадетов), министр обороны - октябрист Гучков, министр финансов - сахоропроизводитель Терещенко, министр путей сообщения - кадет Некрасов.

     По просьбе Милюкова было объявлено, что Временное правительство создано по согласованию с Советом. Легитимность Временного правительства проявлялась в том, что Николай II передал власть Михаилу, а он – Временному правительству. Оно пыталось сохранить действующие ранее законы.

    Символом гражданского единения стало созданное 2 марта 1917 года Временное правительство. Оно возникло в результате компромисса  между двумя источниками легитимности: Временным комитетом Государственной Думы, обеспечившим преемственность власти и Петроградским Советом, олицетворяющим революционную законность. Принять окончательное решение  об изменениях в государственном строе России и закрепить их в конституции должно было Учредительное Собрание, сформированное на основе равных всеобщих и прямых выборов. До его созыва Временное правительство сосредотачивало в своих руках законодательную и исполнительную власть. (Полунов А.Ю., Терещенко Ю.А. “Основы курса истории     России”. Москва 2001г.)

     

        1. 2. Декларация Временного правительства

    6 марта 1917 г. была провозглашена декларация Временного правительства. В ней говорилось о необходимости вести войну, о наведении порядка в стране, о созыве Учредительного собрания после победы над Германией, о реформах, согласно решению Учредительного собрания, о введении в стране гражданских свобод, об амнистии политических заключённых (под амнистию попало много уголовников), об отмене смертной казни, о прекращение всякой сословной, религиозной, национальной дискриминации, о признание права на автономию Польши и Финляндии.1. Не произошло объявление России республикой (это состоялось лишь в сентябре 1917г). Была введена хлебная монополия, из-за чего цены на хлеб резко выросли в среднем на 60 %. Провозгласили независимость Украина, Кавказ, Урал, Латвия, Литва. Женщинам - мусульманкам давалась политическая свобода.

        1. Задачи партий: Кадеты поставили задачу европеизации России, путём создания сильной государственной власти. Они считали, что главную роль в стране должна играть буржуазия, и настаивали на необходимости победить в войне. По их мнению, именно победа должна объединить страну. А все вопросы нужно решать после победы. Меньшевики провозглашали власть как всенародную, общенациональную и общеклассовую. Главное - создать власть, опираясь на коалицию сил, не заинтересованных в реставрации монархии. Эсеры: Правые эсеры. Взгляды правых эсеров практически не отличались от взглядов меньшевиков. Эсеры центра. Их взгляды склонялись к правым эсерам. А также они считали, что февральская революция - апогей революционного процесса и освободительного движения; в стране должно наступить гражданское согласие, примирение всех сил и слоёв общества для проведения социальных реформ.  По этому в мартовском  Обращении к населению России правительство заявило, что считает своим долгом  еще до созыва Учредительного  Собрания начать реорганизацию государственного строя на новых принципах свободы, законности, равноправия.

     В первую очередь была объявлена полная амнистия по политическим и религиозным делам, свобода слова, печати, собраний; отменены сословные, религиозные, национальные  ограничения, смертная казнь; упразднены жандармерия, полиция, цензура. В марте 1917 года Временное правительство отстранило от должности губернаторов и вице-губернаторов. Их обязанности были возложены на комиссаров Временного правительства, призванных осуществлять контроль за исполнением законов на местах. В мае 1917 года Временное правительство значительно расширило компетенцию земств. К ведению органов местного самоуправления были отнесены вопросы охраны труда, создания бирж труда, общественных мастерских, устранение дороговизны. Исполнительными органами земств на местах стала милиция.

    Однако первоочередным для новой власти представлялись задачи связанные с нормализацией экономической жизни страны и установлением социального мира.

    Временное правительство приступило к планомерному всестороннему государственному регулированию экономической жизни и трудовых отношений с тем, чтобы защитить интересы общества в целом перед лицом личных выгод, групповых и классовых интересов. В связи с этим начинает формироваться централизованная система государственных  регулирующих органов. В апреле 1917 года принято решение о создании системы земельных комитетов для разрешения текущих вопросов сельскохозяйственной политики. 5 мая 1917г. было учреждено Министерство продовольствия  для регулирования производства, потребления, цен на продукты и предметы первой необходимости. В июне 1917г. правительство создает Экономический совет (орган, возглавляющий всю регулирующую систему) и Главный  экономический комитет (исполнительный орган). Главный экономический комитет обладал правами устанавливать планы снабжения, распределения, заготовок, перевозок продукции, нормировать цены, назначать реквизиции. Таким образом, созданные экономические регулирующие органы призваны были обеспечить связь производства и потребления за счет обезличения производимых продуктов, что достигалось путем изъятия в централизованный фонд продукции и перераспределения ее сообразно государственным приоритетам.

    Особого внимания заслуживает учрежденное 5 мая 1917г. Министерство труда. За время своего существования оно обеспечило принятие целого ряда важнейших законов: о биржах труда, примирительных учреждениях, об обеспечении рабочих на случай болезни, о запрещении ночной работы женщин и детей. Министерство труда приложило немало усилий для налаживания переговорного процесса  между трудом и капиталом. Его представители выступали посредниками между рабочими и предпринимателями в конфликтных ситуациях и способствовали заключению компромиссных соглашений между ними по вопросам повышения заработной платы, найма и увольнения.

     

    Временное правительство объявило, что отныне в основу государственного управления будет положено “не насилие и принуждение, а повиновение свободных граждан созданной ими самими власти”. Для этого правительство способствовало возникновению и деятельности организованной общественности. В частности, принятые в апреле 1917г. законы о рабочих комитетах, о свободе собраний и союзов должны были способствовать формированию сознательного, политически самостоятельного рабочего  класса, сообразующего свои требования с государственными интересами.

    В 1917г. широкая общественность в  России  была убеждена, что только всероссийское представительное собрание могло адекватно решить вопрос о власти. Однако выбор в Учредительное Собрание задерживались из-за технических трудностей, связанных с отсутствием механизма выборов и органов, способных их провести. Назначенные Временным правительством сроки (17 сентября - выборы, 30 сентября - созыв Учредительного Собрания) представлялись нереальными.

     После свержения самодержавия  и установления двоевластия полем противоборства между Временным правительством, с одной стороны, Советами с другой, и поддерживающими их политическими силами встали острейшие проблемы российской  действительности - вопросы  власти, войны и мира, аграрный, национальный, выхода из экономического кризиса.

    Временное правительство  заявило о своей приверженности принципам демократии, отменило систему сословий, национальных ограничений и т.д. Однако окончательное решение этих и других жизненно важных вопросов было отложено до созыва Учредительного собрания. Внутриполитический курс Временного правительства оказался противоречивым, непоследовательным. Сохранялись все основные органы центрального и местного управления (министерства, городские думы, земства). В то же время губернаторы заменялись комиссарами  Временного правительства, упразднялась царская полиция, создавались новые органы правопорядка - милиция. Была создана Чрезвычайная комиссия для расследования деятельности высших чиновников старого режима. Принятие закона о введение 8-часового рабочего дня  откладывалось до окончания войны. В аграрной сфере началась подготовка  реформы, однако ее проведение затягивалось. Более того, правительство активно выступало против захвата крестьянами помещичьей земли и использовало войска для подавления их выступлений. Народу предлагалось довести войну до победоносного  конца. Генералитет, промышленные круги, интересы которых выражала партия кадетов, вобравшая в себя к этому времени остатки распавшихся праволиберальных и монархических партий, не хотели упускать тех возможных выгод, которые могли получить страны- победительницы. Ожидалось, что победоносное окончание войны снимет многие политические и экономические проблемы. Временное правительство игнорировало тот очевидный  факт, что для России   военно-политическое напряжение  достигло запредельной черты. Все это в совокупности привело Временное правительство к трем кризисам.

    Законодательная политика Временного правительства.

    Одним из основных законодательных актов, изданных Временным правительством является Декларация от 3 марта 1917 года.1 В декларации Временного правительства от 3 марта 1917 года были провозглашены гражданские свободы, распрстранённые и на военнослужащих, амнистия осужденным по политическим делам, отмена национальных и религиозных ограничений и некоторые другие нововведения. Одновременно был санкционирован арест Николая II, ряда высших чиновников и генералов. Для расследования их действий 4 марта учреждается Чрезвычайная следственная коммиссия.

    По соглашению с Петроградским Советом была проведена радикальная демократизация армии. Она осуществлялась на основе приказа №1 Петроградского Совета от 1 марта 1917 года по гарнизону Петроградского военного округа. Петросовет постановил во всех подразделениях, частях и на кораблях выбрать солдатские комитеты, избрать по одному представителю от рот в Совет рабочих депутатов, подчеркнул, что воинские части во всех своих политических выступлениях подчиняются Совету и своим комитетам, а все приказы военной комиссии Государственной думы подлежали исполнению лишь в том случае, если они не противоречили приказам и постановлениям Совета. От солдат требовалось в строю и при «отправлении служебных обязанностей» соблюдать строжайшую воинскую дисциплину, а вне службы и строя они не могли быть «умалены в тех правах, коими пользуются все граждане». Приказ №1 отменял титулование офицеров, которым не разрешалось выдавать оружие, находившееся в распоряжении и под контролем ротных и батальонных комитетов. Один из членов Петросовета И.Гольденберг впоследствии признал, что приказ №1 «не ошибка, а необходимость», так как «мы поняли, что если не раздавить старую армию, то она раздавит революцию».2 Несмотря на то что действие приказа распространялось только на войска Петроградского гарнизона, он получил повсеместное распространение в действующей армии и в тылу, вызвав разложение войск и падение их боеспособности. В армии были упразднены военно-полевые суды, введён институт комиссаров для контроля за деятельностью офицеров, уволено в резерв около 150 высших чинов, в том числе 70 начальников дивизий. Указом от 12 марта правительство отменило смертную казнь, восстановив её 12 июля, а также учредило военно-революционные суды. Основные права военнослужащих были изложены в приказе военного и морского министра А.Ф. Керенского от 9 мая о введении в действие Декларации прав солдата Временного правительства. В приказе отмечалось, что все военнослужащие пользуются всеми правами граждан, имеют право быть членами политических, национальных, религиозных, экономических и профсоюзных организаций, отменяются обязательное отдание чести, телесные наказания и прочее.

    Временное правительство считало, что проведение кардинальных реформ во всех областях жизни страны возможно только после избрания Учредительного собрания. Поэтому оно ограничивалось принятием временных законов, придерживаясь идеи «непредрешения» воли Учредительного собрания, хотя это и не всегда соблюдалось, особенно в вопросах национального самоопределения.

    В течение марта 1917 г. Временное правительство издало серию декретов и распоряжений, направленных на демократизацию страны.

    6 марта правительство издало декрет об амнистировании всех лиц, осужденных по политическим мотивам.

    12 марта был издан декрет об отмене смертной казни, которая заменялась по особо тяжким уголовным делам 15-летней каторгой.

    18 марта была объявлена амнистия осужденным по уголовным причинам. Из мест заключения было освобождено 15 тыс. заключенных. Это вызвало всплеск преступности в стране.

    18-20 марта была издана серия декретов и постановлений об отмене вероисповедных и национальных ограничений.

    Были отменены также ограничения в выборе места жительства, правах собственности, провозглашалась полная свобода занятий, женщины уравнивались в правах с мужчинами.

    Был издан также декрет "О собраниях и союзах". Все граждане без ограничений могли образовывать союзы и проводить собрания. Никаких политических мотивов для закрытия союзов не существовало, закрыть союз мог только суд.

    Был принят самый демократичный закон о выборах в Учредительное собрание: всеобщие, равные, прямые при тайном голосовании.

    На основании всего этого можно утверждать, что Россия на какое-то время превратилась в самую демократичную страну в мире.

    17 марта была опубликована Декларация правительства о его согласии на создание в будущем независимой Польши с включением в её состав германских и австро-венгерских польских земель при условии, что она будет находится в «свободном военном союзе» с Россией. 7 марта Временное правительство восстановило автономию Финляндии, но выступило против её полной самостоятельности. Однако 5 июля сейм Финляндии принял «Закон о власти», который ограничивал компетенцию Временного правительства вопросами военной и внешней политики. Этот закон был принят в соответствии с резолюцией I Всероссийского съезда Советов, но Временное правительство ответило на него роспуском сейма. В мае – июне велась острая борьба между Российским правительством и Центральной Радой Украины, созданной 4 марта в Киеве представителями Украинской партии социалистов-федералистов, Украинской социал-демократической рабочей партии, Украинской партии социалистов-революционеров и общественных организаций. В первом универсале Центральной Рады от 10 июня, вопреки желанию Временного правительства, была провозглашена автономия Украины. После переговоров министров А.Ф. Керенского, М.И. Терещенко и И.Г. Церетели с Центральной Радой Временное правительство 2 июля 1917 года приняло декларацию, в которой признавалась с некоторыми оговорками автономия Украины.

    Существенным изменениям в этот период подверглась структура государственных органов. В первый же месяц после революции была повсеместно ликвидирована полиция, отдельный корпус жандармов, охранные отделения и Особое присутствие Сената.

    В марте была создана Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию должностных преступлений представителей чиновничьей аристократии. Скромные итоги деятельности этой комиссии объясняются отсутствием состава преступления в деятельности упомянутых чиновников по существовавшим нормативно- правовым документам.

    Определённые изменения произошли и в деятельности органов власти и самоуправления на местах. В первые недели Февральской революции местные государственные учреждения царизма заменили губернские, городские и уездные комиссары Временного правительства. Их права первоначально не были регламентированы, и только 25 сентября 1917 года было обнародовано «Временное положение о губернских (областных) и уездных комиссарах». Наряду с Советами создавались выборные временные комитеты общественных организаций, в которые входили гласные земских и городских органов самоуправления. Земства были созданы также в ряде окраинных регионов России. Общее руководство всей системой земских учреждений возлагалось на Всероссийский земский союз. Законом от 15 апреля в городах с населением более 150 тыс. человек были учреждены районные органы самоуправления (думы и управы), деятельность которых объединялось советом дум.

    Временным правительством было принято постановление "Об учреждении милиции". Уже 28 февраля была упразднена полиция и сформирована народная милиция. 40 тыс. чел. народной милиции охраняли предприятия и городские кварталы вместо 6 тыс. полицейских. Отряды народной милиции были созданы и в других городах. Впоследствии наряду с народной милицией появились и боевые рабочие дружины (Красная гвардия). Согласно принятому постановлению в уже созданные отряды рабочей милиции вводилось единообразие, устанавливались пределы их компетенции.

    Одной из сложных проблем, которую пришлось решать Временному правительству и Петроградскому Совету, был вопрос о войне. 14 марта 1917 года Петроградский Совет принял манифест “К народам всего мира”, в котором было заявлено об отказе от захватнических целей в войне, от аннексий и контрибуций, но признавалась революционная война с Германией. В обращении Временного правительства к гражданам России от 27 марта отмечалось, что оно будет полностью соблюдать обязательства в отношении союзников, вести оборону от вторгнувшегося в пределы России врага, добиваться прочного мира на основе самоопределения народов. 3

    Заключение.

    Итак, февраль 1917 года подвёл черту под историей монархии Романовых, она ненадолго пережила своё 300-летие. На основании изученных мною источников, описывающих события в России в 1915 – 1917 годах, можно сделать один основной вывод : из-за неумелых действий царской власти и Николая II в частности, из-за её неспособности грамотно управлять государством февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года стала вынужденной, необходимой мерой. Слишком велико было недовольство царским режимом многих влиятельных политических сил и общественных групп. Февральская революция проходила в иной обстановке, чем революция 1905 - 1907 гг. Участие России в изнурительной первой мировой войне резко обострило все социально - экономические и политические противоречия. Нужды и бедствия народных масс, порожденные экономической разрухой, вызвали острую социальную напряженность в стране, рост антивоенных настроений и крайнее недовольство политикой царизма не только левых и оппозиционных сил, но и значительной части правых. Авторитет самодержавной власти и ее носителя императора резко упал. Невиданная по своим масштабам война серьезно потрясла нравственные устои общества, внесла небывалое ожесточение в сознание и поведение масс. Миллионные массы солдат-фронтовиков, ежедневно видевшие смерть, легко поддавались революционной пропаганде и готовы были пойти на самые крайние меры. Они жаждали мира, возвращения к земле, и лозунг "Долой войну!" в то время был особенно популярен. Прекращение войны неизбежно связывалось с ликвидацией политического режима. Монархия теряла опору в армии. Февральская революция представляла собой сочетание стихийных и сознательных сил революционного процесса, она была проведена в основном силами рабочих и солдат.

    Однако пришедшее на смену самодержавия Временное правительство также оказалось неспособным решить наиболее сложные задачи, стоящие в то время перед обществом. Действовать Временному правительству приходилось в сложных условиях. Продолжалась первая мировая война, общество устало от войны, от тяжелого социально - экономического положения и ждало от Временного правительства быстрого решения всех проблем - окончания войны, улучшения своего экономического положения, раздачи земли и т.д. У власти была буржуазия. На мой взгляд, одной из причин ее драматичного положения стало то, что она была слаба в политическом смысле, т.е. не научилась пользоваться властью в интересах всего общества, не обладала искусством социальной демагогии, не могла обещать решения тех вопросов, которые в тех исторических условиях были невыполнимы.

    Один из лидеров белого движения в годы гражданской войны генерал А.И. Деникин ситуацию того времени воссоздал в мемуарах под названием "Очерки Русской Смуты". Он отмечал: "Власть падала из слабых рук Временного правительства, и во всей стране не оказалось, кроме большевиков, ни одной действительной организации, которая могла бы предъявить свои права на это тяжкое наследство ".1

    Временное правительство не решило ни одного важнейшего вопроса, стоявшего перед страной, практически все его начинания закончились неудачей. Причины этих неудач в следующем:

    1) Временное правительство не знало и не понимало основные нужды народа.

    2) В деятельности Временного правительства отчетливо видна боязнь ответственности, стремление отложить решение всех главных вопросов до Учредительного собрания. С этим прямо связана политика полумер и оттяжек. Правительство рассуждало и согласовывало там, где нужно было действовать решительно.

    3) Правительство стремилось быть хорошим для всех. В результате на практике правительство сохраняло существующее положение, а это означало деятельность в интересах крупных предпринимателей и землевладельцев и против интересов рабочих и крестьян. Впрочем, ничего иного от правительства такого классового состава и ждать было нельзя.

    В результате постоянно колеблющееся, подвергающееся нападкам и справа и слева, вынужденное оглядываться на Петроградский Совет и ВЦИК правительство на глазах утрачивало реальную силу и народное доверие. Оно было неспособно реально облегчить положение народных масс. Такое правительство ждал неизбежный и заслуженный крах.

    Разочаровавшийся во Временном правительстве народ поддержал взятие власти партией большевиков.

    Список использованной литературы.

    1. Исаев И. А. История государства и права России. - М.: Юрист, 1999.

    2. Лошнов В.Т., Сазонов В.В. // Нужно ли было идти от Февраля к Октябрю? // Диалог. – 1991, № 2.

    3. Васюков В.С. Внутренняя политика России накануне Февральской революции: 1916 - февраль 1917 г. - М.,1989.

    4. Аврех А.Я. Царизм накануне свержения. - М.,1989.

    5. Гайда Ф.А. Февраль 1917 г.: революция, власть, буржуазия //Вопросы истории. – 1996, № 5 – 6.

    6. Ленин В. И. Полное собрание сочинений Т. 20

    7. Ленин В. И. Полное собрание сочинений Т. 22.

    8. Долгачев И. Н.Февральская Буржуазно-Демократическая революция. — М.: © ® DIN Print, 1995

    9. Козлов В.А. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. – М., 1991.

    studfiles.net

    Временное правительство России в 1917 г. — Юнциклопедия

    Временное правительство — название правительственного органа, сформированного 2 марта 1917 г. Временным комитетом Государственной думы по соглашению с Исполнительным комитетом Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. С августа 1915 г. лидеры буржуазной оппозиции царизму составляли списки нового правительства, ответственного перед Государственной думой или прямо назначенного царем «правительства спасения страны», где большинство постов принадлежало бы популярным буржуазным политикам. Однако Николай II упорно отказывался от политического компромисса с Думой и буржуазными общественными организациями. Только поздно вечером 1 марта 1917 г., когда в столице уже победила Февральская революция, он подписал манифест о передаче власти ответственному перед Государственной думой правительству и поручил сформировать его председателю Думы М. В. Родзянко. При этом министров двора, иностранных дел, внутренних дел и военного он собирался по-прежнему назначить сам. Эта уступка запоздала лет на десять. Революция поставила ребром вопрос о судьбе монархии и самого царя.

    Поскольку руководимый меньшевиками Петроградский Совет не хотел брать власть, так как считал, что происходившая революция является буржуазной и власть должна формировать поэтому русская буржуазия, то персональный состав правительства был предложен Временным комитетом Думы. В правительстве большинство принадлежало кадетской партии и октябристам (см. Политические партии). Однако с самого начала там образовалось радикальное крыло, тайно руководимое Верховным Советом «Великого Востока народов России» (см. Масонство в России). Его Генеральный секретарь (и в то же время заместитель председателя Совета) эсер А. Ф. Керенский самовольно вошел во Временное правительство в качестве министра юстиции, хотя Исполком совета был против вхождения его членов в министерство. Керенского поддерживали министр финансов М. И. Терещенко, министр путей сообщения Н. В. Некрасов и министр торговли и промышленности А. И. Коновалов. На Керенского равнялся министр-председатель и министр внутренних дел князь Г. Е. Львов. Консервативное крыло в правительстве возглавлял министр иностранных дел, лидер кадетской партии П. Н. Милюков, активно поддерживаемый военным министром лидером партии октябристов А. И. Гучковым. Это правительство первого состава было однородно-буржуазным, и только Керенский представлял, как тогда говорили, «революционную демократию», т. е. Советы и социалистические партии.

    На волне первых успехов революции Временное правительство пользовалось всенародной поддержкой и доверием. Его политика основывалась на добровольном подчинении граждан, поскольку ни репрессивного аппарата, ни верных ему вооруженных сил правительство не имело. Советы страны, по примеру Петроградского, заявили о поддержке правительства постольку, поскольку оно шло по пути обещанных им демократических реформ. Временное правительство ввело равенство всех граждан перед законом, упразднило посты губернаторов, ликвидировало старую полицию, жандармерию и охранку, реформировало тюремное ведомство, суд и прокуратуру, приняло законы о производстве всеобщих выборов в органы местного самоуправления (городские думы и земства), признало фактически завоеванные народом демократические права и свободы. Особое значение имело распространение прав и свобод на солдат десятимиллионной армии, начало ее демократизации путем признания выборных солдатских комитетов.

    Однако Временное правительство первого состава не торопилось объявить о сроке созыва и выборов в Учредительное собрание, провести земельную и другие социальные реформы, начать переговоры о прекращении войны (см. Первая мировая война). Если солдаты и рабочие Петроградского Совета заявили о необходимости прекращения войны на основе мира без аннексий и контрибуции и самоопределения народов, то министр иностранных дел Милюков от имени Временного правительства заявлял о решимости довести войну до победного конца в тесном единении с союзными Англией, Францией, Японией и США. Это противоречие, обозначившееся после публикации 20 апреля ноты Милюкова союзным державам, привело к демонстрациям и уличным столкновениям в Петрограде 20—21 апреля. В ходе апрельского кризиса Временного правительства большевики впервые выдвинули лозунг передачи всей власти Советам.

    Но меньшевики и эсеры, которым в Советах тогда принадлежало большинство, выступили против этого и пошли на создание 5 мая 1917 г. первого «коалиционного Временного правительства». Было образовано несколько новых министерских постов. На 9 лиц, принадлежавших к буржуазным партиям, в этом правительстве приходилось пять представителей социалистических партий. В министерство вошли популярнейшие лидеры меньшевиков (И. Г. Церетели), эсеров (В. М. Чернов), народных социалистов (А. В. Пешехонов). Керенский стал военным министром вместо Гучкова, а Терещенко — министром иностранных дел вместо Милюкова. Коалиция на время расширила социальную базу Временного правительства и вернула ему народную поддержку. Только большевистская партия осталась во внепарламентской оппозиции. Но выполнение обещаний, данных социалистическими лидерами, натолкнулось на сопротивление буржуазных министров. Керенский подготовил, выполняя обещания перед союзниками, наступление на фронте, чем вызвал недовольство солдатских масс, особенно в тыловых гарнизонах. Это привело к июньскому политическому кризису, показавшему рост симпатий в столицах и промышленных центрах к большевикам и их программе. 2—6 июля разразился еще более острый и кровавый июльский кризис. Коалиционное правительство распалось. Военные власти в Петрограде попытались применить силу к участникам демонстрации 4 июля 1917 г.

    7 июля правительство сместило своим решением князя Львова и назначило новым министром-председателем А. Ф. Керенского. Он начал более широко пользоваться диктаторскими правами, так как Временное правительство после Февральской революции получило не только исполнительную, но и законодательную власть вплоть до созыва Учредительного собрания. Керенский начал судебное дело против лидеров большевистской партии, обвинив их в подготовке заговора с целью захвата власти и сотрудничестве с Германией. 22 июля 1917 г. Керенский объявил о создании второго коалиционного правительства. В нем социалисты имели уже половину мест.

    Вторая коалиция распалась в конце августа после военного выступления генерала Л. Г. Корнилова, направленного против Керенского и революции. Поражение Корнилова породило надежды на формирование подлинно революционно-демократического правительства, без участия буржуазных партий. Но после неудачной попытки сплотить силы на «Демократическом совещании» в середине сентября лидеры ведущих социалистических партий социал-демократов — меньшевиков и эсеров вынуждены были одобрить созданное Керенским 24 сентября 1917 г. третье коалиционное Временное правительство, где представителям этих партий принадлежало уже 10 мест из 16. В. И. Ленин в письмах в ЦК большевистской партии, а Л. Д. Троцкий открыто — в речи и резолюции Петроградского Совета, новым председателем которого он был избран, объявили о недоверии этому правительству и подготовке его насильственного свержения. Оно было осуществлено в ходе вооруженного восстания в Петрограде 24 — 25 октября 1917 г. (см. Октябрьская революция 1917 г.).

    Неудача Временного правительства в попытке мирным путем реформировать Россию объясняется многими причинами. Все министры являлись общественными деятелями, интеллигентами, они не имели никакого опыта управленческой деятельности. Они по моральным соображениям избегали использовать насилие в борьбе против анархии. Торможение в деле проведения земельной реформы и других социальных мероприятий, затягивание созыва Учредительного собрания, начала переговоров о мире вызывали недовольство широких масс солдат, крестьян и рабочих. Это недовольство умело использовалось большевиками, строившими свою пропаганду на обещании немедленного мира, передачи земли крестьянам, власти народу в лице Советов.

    yunc.org

    Временное правительство России Википедия

    Временное правительство России
    • Временное правительство Россiи

    Печать Временного правительства

    Проект герба

    Заседание первого состава Временного правительства
    Общая информация
    Страна Российская республика
    Дата создания 2 (15) марта 1917 года
    Предшествующие ведомства Правительствующий сенат
    Совет министров
    Государственная дума
    Государственный совет
    Дата упразднения 26 октября (8 ноября) 1917 года
    Заменено на Временное Всероссийское правительство[1], Комуч[2], СНК РСФСР, ВЦИК, Всероссийский съезд Советов
    Штаб-квартира Ленинград, Петроград
    Председатель Г. Е. Львов (первый)
    А. Ф. Керенский (последний)
     Аудио, фото, видео на Викискладе

    ru-wiki.ru

    Деятельность Временного правительства

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение………………………………………………………………………3

    Глава 1. Становление двоевластия……………………………………….4

    1.1. Образование Временного Правительства………………………………4

    1.2. Возникновение советов…………………………………………………12

    Выводы по главе……………………………………………………………..17

    Глава 2.Государственная система управления

    в период двоевластия……………………………………………………... 18

    2.1. Местные органы самоуправления в период

    февраля – октября 1917 года………………………………………………..18

    2.2. Советы на местах……………………………………………………......26

    Выводы по главе……………………………………………………………..34

    Заключение…………………………………………………………………. 35

    Список литературы……………………………………………………….. 36

    Приложения

    Введение.

    После Февральской революции в России установилось двоевластие – своеобразное переплетение диктатуры буржуазии и революционно-демократической диктатуры рабочих и крестьян. В организации верховной власти выявились две линии. Первая – линия буржуазии стремившаяся сконцентрировать законодательную и исполнительную власть в руках Временного правительства, не допустить созыва Учредительного собрания

    или парламента, политический состав которых трудно было предвидеть. Другая линия - это линия трудящихся масс, которые хотели бы закрепить

    демократические завоевания революции путем созыва Учредительного собрания.

    Данная тема интересна прежде всего тем, что дает возможность рассмотреть столь интересную ситуацию – существование двух различных источников власти, проанализировать механизмы их управления страной и методы достижения целей. С другой стороны ее актуальность обусловлена недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

    Целью данного исследования является попытка анализа деятельности Временного правительства и органов местного самоуправления. Достижение указанной цели возможно путем решения нескольких исследовательских задач. Среди них:

    · Рассмотреть и проанализировать факторы и события, которые привели к образованию двоевластия в России;

    · Исследовать государственную систему управления в период двоевластия

    Объектомданной курсовой являетсягосударственное управление в период двоевластия. Предметомкурсовой работыявляются основные направления реформ и результаты деятельности Временного Правительства в исследуемой сфере.

    Рамки исследования ограничиваются исследованием деятельности Временного правительства в период февраля – октября 1917 года, т.к. именно в этот период складывается система двоевластия.

    Глава 1. Становление двоевластия

    1.1. Образование Временного Правительства

    С образованием 27 февраля Петроградского совета и Временного комитета Государственной думы фактически стало складываться двоевластие. До 1 марта 1917 г. Совет и думский Комитет действовали независимо друг от друга. В ночь с 1 на 2 марта начались переговоры между представителями Исполнительного комитета Петроградского совета и Временным комитетом Государственной думы о сформировании Временного правительства. Представители Советов поставили условие, чтобы Временное правительство сразу же провозгласило гражданские свободы, амнистию политзаключенным и объявило о созыве Учредительного собрания. При выполнении Временным правительством этого условия Совет принял решение о его поддержке. Формирование состава Временного правительства было поручено Временному комитету Государственной думы.[1]

    2 марта оно было сформировано. Временное правительство в России являлось центральным орган государственной власти. Существовал со 2(15) марта по 25 октября (7 ноября) 1917. Местными органами власти Временного правительства были губернские и уездные комиссары. Являясь высшим исполнительно-распорядительным органом, Временное правительство выполняло и законодательные функции.[2] 3 марта, в соответствии с Декларацией Временного Правительства о его составе и задачах, был обнародован его состав. Во Временное правительство вошло 12 человек - 10 министров и 2 главноуправляющих центральными ведомствами. 9 министров являлись депутатами Государственной думы.

    Первыми признали Временное правительство, как "выразителя истинной воли народа и единственного правительства России" Франция и Англия.

    В начале марта Временное правительство признали США, Италия, Норвегия, Япония, Бельгия, Португалия, Сербия и Иран.

    Председателем Временного правительства и одновременно министром внутренних дел стал крупный помещик, председатель Всероссийского земского союза, кадет, князь Г.Е. Львов. Министрами: иностранных дел - лидер кадетской партии П.Н. Милюков, военным и морским - лидер партии октябристов А.И. Гучков, торговли и промышленности - крупный фабрикант, прогрессист, А.И. Коновалов, путей сообщения - "левый" кадет Н.В. Некрасов, народного просвещения - близкий к кадетам, профессор права А.А. Мануйлов, земледелия - земский врач, кадет, А.И. Шингарев, юстиции - трудовик (с 3 марта эсер, единственный социалист в правительстве) А.Ф. Керенский, по делам Финляндии - кадет В.И. Родичев, обер-прокурором Св. Синода - октябрист В.Н. Львов, государственным контролером - октябрист И.В. Годнев.[3] Таким образом, 7 министерских постов, причем наиболее важных, оказалась в руках кадетов, 3 министерских поста получили октябристы и 2 представители других партий. Это был "звездный час" кадетов, которые на короткое время (на два месяца) оказались у власти. Вступление в должность министров Временного правительства происходило в течение 3-5 марта. Временное правительство объявило себя на переходный период (до созыва Учредительного собрания) верховной, законодательной и исполнительной властью в стране.

    3 марта в Декларации Временного правительства была обнародована и программа его деятельности, согласованная с Петроградским советом [Приложение 1].

    В программе от 3(16) марта Временное правительство провозгласило "преемственность власти", заявило о стремлении довести войну "до победного конца" и подтвердило договоры, заключенные Россией с союзниками.Программа закладывала широкие основы конституционализма и демократии в стране.[4]

    Функции центрального органа государственной власти и управления со 2 марта по 25 октября 1917 г. выполняли четыре состава Временного правительства и промежуточный орган Директория. Во второй состав правительства (со 6 мая по 2 июля) входили 15 министров, в третий (с 24 июля по 30 августа) — тоже 15, с 30 августа по 25 сентября страной управляла Директория из 5 человек и, наконец, 25 сентября к исполнению обязанностей приступил последний состав Временного правительства из 17 министров. Во всех составах участвовали 38 человек, принадлежавших к 10 различным партиям. 31 из них имел высшее образование, 12 — ученые степени и звания. Потенциально все министры были готовы к выполнению своих обязанностей.

    С мая 1917 г. все составы правительства были коалиционными, т.е. включали представителей как буржуазных, так и социалистических партий, а также беспартийных. В правительстве доминировали кадеты, но их удельный вес от февраля к октябрю 1917 г. менялся: занимаемые ими первостепенные посты премьер-министра, министра иностранных дел, финансов, земледелия сменились к концу такими, как ведомство просвещения, государственного контроля, исповеданий, призрения. Зато представители “революционной демократии” получили более ответственные портфели: председателя Совета министров, министров внутренних дел, земледелия. [5]

    Пребывание в правительстве почти всех министров было кратковременным. 60% из них (23 человека) исполняли свои обязанности от одного до двух месяцев. За такой срок пребывания в правительстве большинство министров успевало лишь опубликовать основную декларацию о намерениях, провести некоторые служебные перемещения и попытаться решить неотложные текущие дела. Никакой серьезной перспективной работы выполнять они не могли.

    В первые недели революции в стране под руководством партии конституционных демократов было все же начато проведение административно-управленческой реформы.

    Ничто не было столь необходимым для стабилизации обстановки, как созыв Учредительного собрания. Лишь орган власти, избранный на демократической основе, обрел бы неоспоримую законность и в этом качестве был бы способен отразить атаки как крайне правых, так и крайне левых. Сложности проведения выборов в тот момент были, безусловно, устрашающими. Справедливости ради нужно сказать, что Временное правительство 25 марта 1917 г. создало комиссию из 70 юристов для выработки закона о выборах в Учредительное собрание. Однако созыв его откладывался вполне умышленно, ибо правящая партия кадетов понимала, что свободные выборы в России не подтвердят того объема власти, который уже имелся у партии П.Н. Милюкова.

    Правительство затягивало также и с решением аграрного вопроса, не желая нарушать права земельного собственника, ибо это могло повлечь за собой общее потрясение принципа частной собственности. Основная причина состояла в том, что большая часть кадетского руководства сама принадлежала к числу крупных землевладельцев. Вместе с тем определенные меры для решения аграрного вопроса все-таки принимались. 19 марта правительство создало при Министерстве земледелия Главный земельный комитет (к июлю местные земельные комитеты были созданы в 1/3 губерний европейской России). По положению о земельных комитетах от 21 апреля (4 мая) 1917 г. они создавались “для подготовки земельной реформы и для разработки неотложных временных мер, впредь до разрешения земельного вопроса Учредительным собранием”. Однако проведение самой земельной реформы откладывалось до Учредительного собрания, причем формула оттяжек настойчиво повторялась правящими партиями буквально в каждом городе и крупном населенном пункте.

    mirznanii.com

    Временное правительство — Традиция

    Совет министров Временного правительства: в центре — министр юстиции Керенский, справа от него Председатель Совета князь Львов. Четвёртый справа — министр иностранных дел Милюков

    Временное правительство (2 (15) марта — 25 октября (7 ноября) 1917 года) — высший исполнительно-распорядительный и законодательный орган государственной власти в России в период между Февральской и Октябрьской революциями.

    Было создано по соглашению между Временным комитетом Государственной думы и исполкомом Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов (Петросовета) (см. Двоевластие).

    После Февральской революции и отречения императора Николая II от престола[1] возникла необходимость в создании новых органов власти в стране.

    Для этой цели был создан Временный комитет Государственной думы (27 февраля 1917, председатель — октябрист М. В. Родзянко), который и сформировал Временное правительство.

    Современный учебный плакат

    Всего во всех составах правительства участвовало 38 человек.

    В первый состав (со 2 марта по 5 мая) входило 12 министров, во второй (с 6 мая по 2 июля) — 15, в третий (с 24 июля по 30 августа) — тоже 15, с 30 августа по 25 сентября страной управляла Директория из пяти человек и, наконец, 25 сентября к исполнению обязанностей приступил последний состав из 17 министров.

    Пребывание в правительстве почти всех министров было очень кратковременным. Так что никакой серьёзной перспективной работы выполнить они попросту не успели бы.

    Анализ состава[править]

    Из министров Временного правительства 31 человек имел высшее образование. Из них закончили университеты 24 человека, в том числе 11 — Московский университет. Двое человек закончили по два факультета, то есть имели по два высших образования. Среди министров был один академик, три профессора, пять приват-доцентов.

    По оценке профессора В. И. Старцева, за весь период существования Временного правительства (март — октябрь 1917 года) в его составе перебывало не менее 15 масонов: Н. Д. Авксентьев, П. А. Бурышкин, И. Н. Ефремов, А. В. Карташёв, А. Ф. Керенский, Ф. Ф. Кокошкин, А. И. Коновалов, А. В. Ливеровский, Н. В. Некрасов, П. Н. Переверзев, С. Н. Прокопович, Б. В. Савинков, М. И. Скобелев, В. А. Степанов, М. И. Терещенко, А. И. Шингарёв.[2]

    Николай II, находясь после Февральской революции под арестом в Царском Селе, сказал подруге своей жены, Юлии Ден, указывая на портреты министров Временного правительства:

    Вы только взгляните, Лили. Посмотрите на эти лица… Это же настоящие уголовники. А между тем от меня требовали одобрить такой состав кабинета и даровать конституцию.[3]

    Печать Временного правительства

    Итоги деятельности[править]

    За несколько месяцев существования Временного правительства были полностью уничтожены армия, органы государственной безопасности, полиции и разведки, разрушена система министерского и губернского управления.[4]

    Свержение Временного правительства[править]

    В ночь на 26 октября 1917 года в Петропавловскую крепость было доставлено 14 министров: Вердеревский, Гвоздев, Бернацкий, Карташёв, Кишкин, Коновалов, Ливеровский, Малянтович, Маслов, Никитин, Салазкин, Смирнов, Терещенко, Третьяков. Уже 27 — 29 октября из крепости были освобождены Вердеревский и министры-социалисты Гвоздев, Малянтович, Маслов, Никитин, а также Салазкин. Но за подписание воззвания 17 ноября «Ко всем гражданам Российской Республики!» по приказу ВРК они (кроме Вердеревского и Салазкина), а также Прокопович, 19 ноября были вновь арестованы и некоторое время находились под стражей в Кронштадте.

    В связи с декретом СНК от 28 ноября об аресте руководителей кадетской партии в Петропавловской крепости оказались Кокошкин и Шингарёв. В декабре 1917 года туда же поместили арестованного эсера Авксентьева. 7 января 1918 года группой солдат и матросов были убиты в Мариинской больнице Кокошкин и Шингарёв, переведённые туда накануне, 6 января, для лечения. Ещё до этого были освобождены Ливеровский и Салазкин. К началу марта были выпущены из-под ареста остальные министры: Бернацкий, Карташёв, Кишкин, Коновалов, Смирнов, Терещенко, Третьяков. К этому времени, по воспоминаниям И. И. Манухина, все они находились в больнице при тюрьме «Кресты». Одним из последних был освобождён Авксентьев.

    Курьёзы[править]

    В вышедшей в 1992 году книге «При свете дня», на обложке которой стоит фамилия В. А. Солоухина, заявлялось, что большевики посадили всех членов Временного правительства на баржу и утопили в Неве.[5]

    В. В. Кожинов отмечал по этому поводу:

    Дело не только в том, что перед нами непонятно откуда взявшаяся выдумка; не менее прискорбно искажение картины реального бытия русских людей в революционную эпоху: потопили баржу — и дело с концом, между тем как и движение истории в целом, и судьбы отдельных людей являли собой исполненную прямо-таки невероятных поворотов и противоречий драму. <…> Владимир Солоухин зачем-то решил мгновенно отправить на невское дно всех этих людей с их удивительными судьбами...[6]

    Неизвестно, какую цель преследовал Солоухин и кого хотел (да ещё в тот период) обмануть, когда писал эту провокационную ерунду, критиковать которую так легко одиозным публицистам типа В. С. Бушина.[7]

    Судьба членов Временного правительства[править]

    Мануйлов одним из первых заявил в письме к В. И. Ленину о своём желании сотрудничать.

    31 марта 1918 года ЦК РКП(б) постановил:

    Включение б. адмирала Вердеревского в Высший военный совет признать желательным.

    Бывший министр юстиции Зарудный 3 апреля 1918 года подал заявление о выходе из партии народных социалистов. Бывший военный министр Верховский в начале 1919 года вступил в Красную Армию. Бывший министр юстиции Малянтович с 1920 года работал в Главполитпросвете. Бывший министр труда Скобелев, находившийся с конца 1918 года в Баку, принимал участие в нелегальном снабжении Красной Армии через Каспийское море.

    В 1919 году в Омске умер Годнев.

    В феврале 1927 года В. Н. Львов был арестован и сослан в Томск.

    В 1930—1931 годах были арестованы и осуждены к различным срокам тюрьмы и ссылки Гвоздев, Верховский, Маслов, Некрасов, Никитин.

    В 1933—1934 годах Верховский, Маслов, Некрасов были освобождены, но ненадолго. В июне—августе 1938 года были расстреляны Маслов, Верховский, Скобелев, 14 апреля 1939 года — Никитин, 15 апреля 1939 года — Шаховской, 22 января 1940 года — Малянтович, а 7 мая того же года — Некрасов. Выжил в заключении лишь Гвоздев, живший в 50-е годы в ссылке в селе Дзержинское Канского района Красноярского края и освобождённый только 20 апреля 1956 года.

    Из бывших министров, находившихся в СССР, пятеро — Зарудный, Кишкин, Мануйлов, Ольденбург, Салазкин — умерли в 1929—1934 годах. Вторую мировую войну, кроме Гвоздева, пережил Ливеровский. Он также подвергался кратковременным арестам в 1933 и 1934 годах, но в дальнейшем был многолетним заведующим кафедрой в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта, одним из авторов проекта «Дороги жизни» в блокадный Ленинград. Ливеровский умер 19 декабря 1951 года в чине генерал-директора пути и строительства III ранга, награждённый орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.

    Пешехонов неоднократно просился на родину, но разрешения не получил и стал лишь сотрудником советского торгпредства в Риге, где и умер 3 апреля 1933 года от рака лёгких, однако был похоронен 7 апреля на «Литераторских мостках» Волкова кладбища в Ленинграде.

    Внук мецената П. М. Третьякова, С. Н. Третьяков, с лета 1929 года стал сотрудничать с Иностранным отделом ОГПУ и вёл эту работу 10 лет. Он был казнён немецкими нацистами в 1940-х годах.

    Последним из министров Временного правительства 11 июня 1970 года умер Керенский, живший с 1940 года в Нью-Йорке.

    1. ↑ Ныне сам факт «отречения» Николая II ставится под сомнение, но в данном случае это к делу не относится.
    2. Старцев В. И. Русское политическое масонство начала XX века. Учебное пособие к специальному курсу. — СПб.: Третья Россия, 1996. — С. 162—163. Старцев перечисляет не только непосредственно министров, но и других чиновников.
    3. Ден Ю. Подлинная царица. Воспоминания близкой подруги Императрицы Александры Федоровны / Пер. с англ. В. В. Кузнецова. — СПб.: Царское Дело, 1999. — С. 165. ISBN 5-7624-0040-9
    4. Платонов О. А. Криминальная история масонства 1731‒2004 гг. — М.: Эксмо, Алгоритм, 2005. — С. 321. ISBN 5-699-09130-0
    5. ↑ См.: Солоухин В. При свете дня
    6. ↑ http://www.rus-sky.com/history/library/kozhinov/2(1).htm
    7. ↑ См., например: Бушин В. Стыд природы // Завтра. — 12 декабря 2012. — № 51(995).
    • Ефимкин А. П. Отправка Временным правительством золота в Швецию // Вопросы истории. — 1988. — № 12. — С. 105‒110.
    • Измозик В. С. Временное правительство. Люди и судьбы // Вопросы истории. — 1994. — № 6. — С. 163‒169.[1]
    • Гайда Ф. А. Механизм власти Временного правительства (март — апрель 1917 г.) // Отечественная история. — 2001. — № 2. — С. 141‒153.
    • Солнцева С. А. «Заем свободы» Временного правительства // Вопросы истории. — 2001. — № 7. — С. 150‒154.
    • Кононова М. М. Деятельность дипломатов царского и Временного правительств в 1917‒1938 годах // Вопросы истории. — 2002. — № 3. — С. 105‒118.
    • Бондаренко Д. Я., Крестовская Н. Н. Переговоры Временного правительства и Украинской центральной рады весной и летом 1917 года // Отечественная история. — 2002. — № 2. — С. 85‒96.
    • Руднева С. Е. Временное правительство и конструирование Предпарламента // Вопросы истории. — 2003. — № 2. — С. 149‒156.
    • Бондаренко Д. Я. Временное правительство и проблема автономии Украины (июль — октябрь 1917 г.) // Отечественная история. — 2006. — № 1. — С. 54‒64.
    • Иоффе Г. З. «Долой Временное правительство!» (Судьбы «временных» после падения Зимнего) // Отечественная история. — 2006. — № 5. — С. 109‒116.
    • Селезнев Ф. А. Министры-кадеты и экономическая политика Временного правительства (март — июль 1917 г.) // Вопросы истории. — 2007. — № 8. — С. 111‒119.
    • Страхов В. В. «Заем Свободы» Временного правительства // Вопросы истории. — 2007. — № 10. — С. 31‒45.
    • Чхартишвили П. Ш. Временное правительство и свобода печати // Вопросы истории. — 2008. — № 9. — С. 174‒175.
    • Соколов А. В. Министерство исповеданий Временного правительства и православная церковь // Вопросы истории. — 2014. — № 2. — С. 154‒166.
    • Соловьёв К. Временное правительство в политической системе России 1917 г. // Российская история. — 2016. — № 5. — С. 20‒36.
    • Гордеев П. Комиссариат Временного правительства над бывшим Министерством двора // Российская история. — 2017. — № 2. — С. 59‒78.

    traditio.wiki

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о