Зубатовский социализм это в истории: Зубатовский социализм – основные идеи в таблице, определение кратко

Зубатовский социализм – основные идеи в таблице, определение кратко

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 86.

Обновлено 11 Мая, 2021

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 86.

Обновлено 11 Мая, 2021

Определение «зубатовщина» или «зубатовский социализм» в истории России относится к первым годам XX века. Так историки и литераторы называют систему легальных рабочих организаций, которые были подконтрольны правительству. Они должны были отвлечь рабочих от политической борьбы.

Задумка Сергея Зубатова

Сергей Зубатов родился в 1864 году в Москве. В 1896 году он стал начальником Московского охранного отделения и вошел в историю как один из создателей политического сыска в дореволюционной России.

Рис. 1. Сергей Зубатов.

Позже, в 1902–1903 годах, он возглавлял Особый отдел Департамента полиции. В молодости Зубатов увлекался революционными, нигилистическими и народовольческими идеями. С 1886 года сотрудничал одновременно с революционерами и полицией. Благодаря этому было арестовано несколько народовольцев, а позже, в 1890-е годы, ликвидировано несколько кружков и даже лидеров нелегальных политических организаций, например, Рабочей партии политического освобождения России.

В 1896 году Московское охранное отделение допрашивало арестованных из организации «Московский рабочий союз». Выяснилось, что члены ее организации из простых рабочих не связывали свою деятельность с политическим характером. Зубатов смог найти корни этого явления в идеях германской социал-демократии и связи революции и экономических нужд рабочих. У него возникла мысль вырвать из рук социал-демократов рабочий класс вместо использования обычных репрессивных мер. Он стал заниматься агитацией среди рабочих и убедил их, что даже при монархии они смогут удовлетворить экономические потребности. В результате часть рабочих решили создать лояльное властям общество.

Зубатов, работая в Московском охранном отделении, занимался реформированием политического сыска.

Он организовал его по европейскому образцу, то есть с конспирированием внутренней агентуры, фотографированием и использованием филеров-агентов.

Рис. 2. Московское зубатовское общество.

Реализация на практике

В мае 1901 года с разрешения московского генерал-губернатора Дмитрия Трепова было создано Общество взаимного вспомоществования рабочих. Рабочие в начале XX века плохо воспринимали толстые книги, поэтому для них стали, по инициативе Зубатова, писать доступным языком брошюры. Также для них стали читать лекции в Историческом музее Москвы. К осени Зубатов держал под контролем все происходящее в среде рабочих города. За короткий срок ему удалось парализовать всю пропаганду социал-демократов в столице. С октября 1902 года Зубатов стал заниматься созданием легального рабочего движения в Санкт-Петербурге. Его идея состоялась из четырех принципов:

  • Замена революционных видов действия эволюционными.
  • Поддержка самодержавия и пропаганда рабочим монархических идей.
  • Разделение революционного и профессионального движения.
  • Граница рабочей самодеятельности заканчивается там, где начинаются права власти.

Несмотря на первые успехи, Зубатовский курс не выдержал испытания первой русской революцией 1905–1907 годов. Сам Зубатов застрелился после отречения в марте 1917 года Николая II и его брата Михаила.

Основные события зубатовщины можно представить в таблице:

Дата

Событие

Май 1901 года

Начало создания легальных рабочих организаций в Москве

Сентябрь 1901 года

Создание Совета рабочих механического производства

Октябрь 1902 года

Зубатов начинает деятельность в Санкт-Петербурге

Лето 1903 года

После отставки Зубатова в Санкт-Петербурге рабочих возглавляет поп Гапон

Январь 1905 года

Начало первой русской революции, провал зубатовщины

В Санкт-Петербурге в зубатовском движении принимал участие священник и оратор Георгий Гапон. Он читал рабочим лекции. В январе 1905 года он организовал знаменитое шествие рабочих к Зимнему дворцу, которое окончилось расстрелом демонстрации. Он был убит эсерами в марте 1906 года, так как после издания манифеста 17 октября 1905 года они посчитали его предателем дела революции.

Рис. 3. Георгий Гапон.

Что мы узнали?

Что такое зубатовский социализм или «зубатовщина», изучают кратко в школьном курсе истории 9 и 11 классов. С разрешения властей Российской империи представители полиции пытались поставить рабочее движение на путь частичного сотрудничества с властью, но потерпели неудачу в годы Первой русской революции.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 86.


А какая ваша оценка?

Что такое «зубатовский социализм»

Содержание статьи:

  • 1 Зубатовский социализм – что это такое, определение
  • 2 Предыстория
  • 3 Суть нововведений
  • 4 Основные принципы деятельности легальных рабочих объединений Зубатова

Зубатовский социализм – что это такое, определение

Под зубатовским социализмом в советской историографии было принято описывать ряд преобразований в общественной жизни, проводимых в начале прошлого века чиновником департамента полиции Сергеем Зубатовым.

Реформы оказались провальными, а современники даже прозвали их «полицейским» или же «зубатовским» социализмом.

Начало XX в. в Российской империи стало временем перемен – в первую очередь, ускоренная модернизация способствовала завершению процесса промышленной революции, которая в свою очередь способствовала урбанизации – стечение населения из деревень в города.

Положение рабочего было чрезвычайно тяжелым – 12 и более часовой рабочий день, отсутствие социального страхования, отсутствие каких-либо льгот или выплат семье, потерявшей кормильца по причины получения травмы, увечья, ставшей причиной нетрудоспособности или смерти, одинаковые нормы для взрослых мужчин и женщин, детей. Данные обстоятельства становились причиной недовольства и многочисленных беспорядков, стачек, бойкотов, порчи оборудования и т.д.

Недовольство широких рабочих масс часто возглавляли представители радикально, или как минимум оппозиционно настроенной интеллигенции – представители партии Эсеров, РСДРП(б/м), Кадетов и т. д. Наиболее популярными среди рабочих были социал-демократы и их активисты, требовавшие национализации предприятий, свободу действий профсоюзам, а также ряд социально-политических требований, на которые не могло пойти ни правительство, ни собственники предприятий.

Предыстория

В начале прошлого века С.В. Зубатов занимал должность начальника Московского охранного отделения, главной задачей которого было выявление и ликвидация подпольных революционных формирований. Его самой известной операцией стало закрытие в 1896 г. одной из самых влиятельных

революционных организаций в Москве – «Московского рабочего союза». Данная организация представляла собой конгломерат ряда кружков социал-демократов, созданных в процессе агитационной деятельности среди рабочих Москвы.

В процессе работы с его участниками, Зубатовым был выявлен их социальный состав – рабочие и интеллигенты, преимущественно разночинцы. Интеллектуальная элита общества, интеллигенты, хорошо понимали суть предъявляемых им обвинений. В то время как с рядовыми представителями, рабочими, ситуация зашла в некоторый тупик – многие еще недавно бывшие крестьяне искренне не понимали, в чем их обвиняли, и считали свою борьбу полностью оправданной. И даже искали поддержки и солидарности в глазах их тюремщиков. Экономические требования, под влиянием пропаганды социал-демократов, сливались у них с политическими.

Впервые столкнувшийся с подобной ситуацией, Зубатов, пришел к выводу о невозможности борьбы с такими подпольными организациями с помощью насилия. Действительно, действия полиции лишь помогали сплотить «пролетариат» вокруг своих лидеров, помогаю последним на практике показать истинность своей пропаганды. Для эффективной борьбы с революцией было необходимо лишить ее поддержки ее главного социального элемента, путем уступок и реализации программы улучшения жизни рабочего класса.

Суть этой программы была написана Зубатовым в апреле 1898 года и подана Д. Ф. Трепову, занимавшего тогда пост обер-полицмейстера. Записка была встречена с интересом, и Трепов даже оформил ее в виде особого доклада для Московского генерал-губернатора Великого князя Сергея Александровича. Великим князем инициатива начальника московской «охранки» была встречена также с пониманием, и был дан карт-бланш на выполнение заявленных в докладе предложений.

Суть нововведений

Несмотря на явно прогрессивный характер действий программы Зубатова, многим она была неудобна. Очевидно, что это была идеологическая борьба, которую революционеры не могли проиграть. Находились противники реформ и в стане чиновников – именно критиками «справа» она была окрещена язвительным прозвищем «зубатовский социализм».

Сам Зубатов ответил на критику в одной из своих статей в журнале «Былое», где выступил с защитой своих нововведений. В ней указывалось, что главная цель его работы – укрепление института частной собственности в стране, а программа направлена на развитие прогрессирующего капитализма, с приданием ему гуманистических и демократических черт. Отмечалось, что важнее было формирования такой среды, где полицейские меры не были бы так необходимы, а возникающие конфликты решались бы на местах без дальнейшей их эскалации.

Основные принципы деятельности легальных рабочих объединений Зубатова

  1. Отрицание революционного пути развития общества, а также непринятие любых форм насилия;
  2. Пропаганда необходимости сохранения самодержавной власти монарха, как института находящегося над всеми социальными конфликтами и единственного способного выступать третейским судьей;
  3. Просвещение рабочих относительно разницы между революцией и реформизмом государства, указывая на абстрактные требования по переустройству общества первых, и на поддержку конкретных интересов рабочих у последних;
  4. Внушение уважения к властным институтам, и ограничение деятельности всех групп и граждан рамками закона. Любые инициативы должны проводиться через власть, а несогласованная деятельность недопустима.

Поделитесь статьёй в социальных сетях:

социализм | Определение, история, типы, примеры и факты

Анри де Сен-Симон

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Джавахарлал Неру Джордж Оруэлл Уильям Моррис Роберт Оуэн Муаммар аль-Каддафи
Похожие темы:
Африканский социализм христианский социализм социал-демократия утопический социализм рабочий контроль

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что такое социализм?

Социализм — это социальная и экономическая доктрина, призывающая к государственной, а не частной собственности или контролю над собственностью и природными ресурсами. Согласно социалистическому воззрению, люди не живут и не работают обособленно, а живут в сотрудничестве друг с другом. Более того, все, что производят люди, является в некотором смысле общественным продуктом, и каждый, кто способствует производству блага, имеет право на долю в нем. Следовательно, общество в целом должно владеть или, по крайней мере, распоряжаться собственностью на благо всех своих членов.

Должны ли Соединенные Штаты стать социалистическими?

Вопрос о том, следует ли Соединенным Штатам стать социалистическими, широко обсуждался. Некоторые утверждают, что должны, потому что американское общество уже поддерживает многие социалистические стратегии, которые прекрасно работают в рамках структур свободного рынка и компенсируют вред, причиненный необузданным капитализмом. Другие утверждают, что в Соединенных Штатах и ​​так слишком много дорогостоящих и непопулярных социалистических программ, и что правительство должно продвигать равные возможности, а не обещать равные результаты социализма. Подробнее о дебатах о том, должны ли США стать социалистами. посетите ProCon. org.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

социализм , социальная и экономическая доктрина, призывающая к государственной, а не частной собственности или контролю над собственностью и природными ресурсами. Согласно социалистическому воззрению, люди не живут и не работают обособленно, а живут в сотрудничестве друг с другом. Более того, все, что производят люди, является в некотором смысле общественным продуктом, и каждый, кто способствует производству блага, имеет право на долю в нем. Следовательно, общество в целом должно владеть или, по крайней мере, распоряжаться собственностью на благо всех своих членов.

Это убеждение противопоставляет социализм капитализму, который основан на частной собственности на средства производства и позволяет индивидуальному выбору на свободном рынке определять, как распределяются товары и услуги. Социалисты жалуются, что капитализм обязательно ведет к несправедливой и эксплуататорской концентрации богатства и власти в руках относительно небольшого числа людей, которые выходят победителями из свободной рыночной конкуренции — людей, которые затем используют свое богатство и власть для укрепления своего господства в обществе. Поскольку такие люди богаты, они могут выбирать, где и как им жить, и их выбор, в свою очередь, ограничивает выбор бедных. В результате такие термины, как индивидуальная свобода и равенство возможностей могут иметь смысл для капиталистов, но могут звучать пусто для рабочих, которые должны выполнять приказы капиталистов, если хотят выжить. По мнению социалистов, истинная свобода и истинное равенство требуют социального контроля над ресурсами, которые обеспечивают основу для процветания любого общества. Карл Маркс и Фридрих Энгельс указали на это в Манифесте Коммунистической партии (1848 г.), когда они провозгласили, что в социалистическом обществе «условием свободного развития каждого является свободное развитие всех».

Это фундаментальное убеждение, тем не менее, оставляет социалистам возможность разногласий между собой по двум ключевым пунктам. Первый касается размера и вида собственности, которой общество должно владеть или управлять. Некоторые социалисты считали, что почти все, кроме личных вещей, таких как одежда, должно быть общественной собственностью; это верно, например, для общества, представленного английским гуманистом сэром Томасом Мором в его Утопии (1516). Однако другие социалисты были готовы принять или даже приветствовать частную собственность на фермы, магазины и другие малые или средние предприятия.

Второе разногласие касается способа, которым общество должно осуществлять контроль над собственностью и другими ресурсами. В этом случае основные лагеря состоят из слабо определенных групп централистов и децентралистов. На стороне централистов находятся социалисты, которые хотят передать общественный контроль над собственностью какой-либо центральной власти, например государству, или государству под руководством политической партии, как это было в Советском Союзе. Приверженцы децентралистского лагеря считают, что решения об использовании государственной собственности и ресурсов должны приниматься на местном или как можно более низком уровне людьми, которые будут непосредственно затронуты этими решениями. Этот конфликт сохранялся на протяжении всей истории социализма как политического движения.

Истоки

Истоки социализма как политического движения лежат в промышленной революции. Однако его интеллектуальные корни уходят в прошлое почти так же далеко, как и записанная мысль, — согласно одной истории предмета, даже до Моисея. Социалистические или коммунистические идеи, безусловно, играют важную роль в идеях древнегреческого философа Платона, чья Республика изображает суровое общество, в котором мужчины и женщины из класса «хранителей» делят друг с другом не только свои немногочисленные материальные блага, но и их супруги и дети. Раннехристианские общины также практиковали разделение товаров и труда, простая форма социализма, впоследствии перешедшая в некоторые формы монашества. Несколько монашеских орденов продолжают эту практику и сегодня.

Христианство и платонизм были объединены в Утопии Мора, которая, очевидно, рекомендует общинную собственность как способ контролировать грехи гордыни, зависти и жадности. Земля и дома являются общей собственностью на воображаемом Мором острове Утопия, где все работают не менее двух лет на коммунальных фермах, а люди меняют дома каждые 10 лет, чтобы ни у кого не возникло чувство гордости за обладание. Деньги были отменены, и люди вольны брать то, что им нужно, из общих хранилищ. Все утопийцы живут просто, притом так, что способны удовлетворять свои потребности лишь несколькими часами работы в день, оставляя остальное на досуг.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Книга Мора Утопия — это не столько проект социалистического общества, сколько комментарий к недостаткам, которые он видел в якобы христианских обществах своего времени. Однако религиозные и политические потрясения вскоре вдохновили других на попытки претворить в жизнь утопические идеи. Общая собственность была одной из целей кратковременного анабаптистского режима в вестфальском городе Мюнстер во время протестантской Реформации, а после Гражданских войн (1642–1651) в Англии возникло несколько коммунистических или социалистических сект. Главными среди них были диггеры, члены которых утверждали, что Бог создал мир для того, чтобы люди делились, а не разделяли и эксплуатировали для личной выгоды. Когда они действовали в соответствии с этой верой, копая и засаживая землю, которая по закону не принадлежала им, они вступили в конфликт с протекторатом Оливера Кромвеля, который насильно распустил их.

Утопические или практические, эти ранние представления о социализме были в основном аграрными. Это оставалось верным вплоть до Французской революции, когда журналист Франсуа-Ноэль Бабеф и другие радикалы жаловались, что революция не смогла воплотить в жизнь идеалы свободы, равенства и братства. Приверженность «драгоценному принципу равенства», утверждал Бабеф, требует отмены частной собственности и совместного пользования землей и ее плодами. Такие убеждения привели к его казни за заговор с целью свержения правительства. Однако огласка, последовавшая за его судом и смертью, сделала его героем для многих в XIX веке.ХХ века, выступавшие против возникновения промышленного капитализма.

Консерваторы, которые видели, как оседлая жизнь сельскохозяйственного общества была нарушена настойчивыми требованиями индустриализма, не менее вероятно, чем их радикальные коллеги, были возмущены корыстной конкуренцией капиталистов и убожеством промышленных городов. Однако радикалы отличились своей приверженностью равенству и своей готовностью представить себе будущее, в котором промышленная мощь и капитализм были разделены. К своему моральному негодованию по поводу условий, приведших многих рабочих к нищете, радикальные критики промышленного капитализма добавили веру в способность людей использовать науку и понимание истории для создания нового и славного общества. Срок социалистический стал использоваться около 1830 года для описания этих радикалов, некоторые из наиболее важных из которых впоследствии получили титул «утопических» социалистов.

Одним из первых социалистов-утопистов был французский аристократ Клод-Анри де Сен-Симон. Сен-Симон не призывал к общественной собственности на производственную собственность, но он выступал за общественный контроль над собственностью посредством централизованного планирования, при котором ученые, промышленники и инженеры предвосхищали бы социальные потребности и направляли энергию общества на их удовлетворение. По мнению Сен-Симона, такая система была бы более эффективной, чем капитализм, и она даже получила одобрение самой истории. Сен-Симон считал, что история проходит ряд стадий, каждая из которых отмечена определенным расположением социальных классов и набором господствующих верований. Таким образом, феодализм с его землевладельческим дворянством и монотеистической религией уступил место индустриализму — сложной форме общества, характеризующейся опорой на науку, разум и разделение труда. В таких обстоятельствах, утверждал Сен-Симон, имеет смысл передать экономическое устройство общества в руки его наиболее знающих и продуктивных членов, чтобы они могли направлять экономическое производство на благо всех.

Другой ранний социалист, Роберт Оуэн, сам был промышленником. Оуэн впервые привлек внимание тем, что управлял текстильными фабриками в Нью-Ланарке, Шотландия, которые были очень прибыльными и, по меркам того времени, удивительно гуманными: дети младше 10 лет не работали. Фундаментальное убеждение Оуэна заключалось в том, что человеческая природа не фиксирована, а сформирована. Если люди эгоистичны, развращены или порочны, то это потому, что социальные условия сделали их такими. Измените условия, утверждал он, и люди изменятся; научите их жить и работать вместе в гармонии, и они будут это делать. Таким образом, в 1825 году Оуэн приступил к созданию модели социальной организации «Новая гармония» на земле, которую он купил в американском штате Индиана. Это должно было быть самодостаточное кооперативное сообщество, в котором собственность находилась в общей собственности. «Новая гармония» потерпела крах в течение нескольких лет, унеся с собой большую часть состояния Оуэна, но вскоре он обратил свое внимание на другие усилия по развитию социального сотрудничества, в частности на профсоюзы и кооперативы.

Подобные темы отмечены в работах Франсуа-Мари-Шарля Фурье, французского клерка, чье воображение, если не его состояние, было таким же экстравагантным, как и у Оуэна. Современное общество порождает эгоизм, обман и другие пороки, утверждал Фурье, потому что такие институты, как брак, семья, в которой доминируют мужчины, и конкурентный рынок ограничивают людей монотонным трудом или ограниченной ролью в жизни и, таким образом, подрывают потребность в разнообразии. К тому же, натравливая людей друг на друга в борьбе за прибыль, рынок, в частности, расстраивает стремление к гармонии. Соответственно, Фурье представлял форму общества, которая больше соответствовала бы человеческим потребностям и желаниям. Такая «фаланстера», как он ее называл, представляла бы собой в значительной степени самодостаточное сообщество из примерно 1600 человек, организованное по принципу «привлекательного труда», согласно которому люди будут работать добровольно и с удовольствием, если их работа задействует их таланты и способности. интересы. Однако все задачи в какой-то момент становятся утомительными, поэтому у каждого члена фаланстеры будет несколько занятий, переходя от одного к другому по мере того, как его интерес угасает и возрастает. Фурье оставил место для частных инвестиций в своем утопическом сообществе, но каждый член должен был разделить собственность, а имущественное неравенство, хотя и допускалось, должно было быть ограничено.

Идеи общей собственности, равенства и простой жизни были подхвачены в фантастическом романе Voyage en Icarie (1840; Travels in Icarie ) французского социалиста Этьена Кабе. Икария должна была стать самодостаточным сообществом, сочетающим промышленность с сельским хозяйством, численностью около миллиона человек. На практике, однако, Икария, которую Кабе основал в Иллинойсе в 1850-х годах, была размером с фаланстеру фурьеристов, и разногласия среди икарийцев побудили Кабе уйти в 1856 году.0003

Что такое социализм? История слова, используемого в качестве тактики запугивания в американской политике

Воспроизвести

07 марта 2019 г.

  • Джереми Хобсон
  • Серена МакМахон
Демонстрант несет плакат, призывающий ко второй американской революции, чтобы положить конец предполагаемому социализму, во время марша сторонников консервативного движения «Чайная партия» в Вашингтоне, округ Колумбия, 12 сентября 2010 г. (Николас Kamm/AFP/Getty Images) Этой статье больше 3 лет.

Слово «социализм» в последнее время очень активно проникает в американскую политику.

На Консервативной конференции политических действий в этом году президент Трамп использовал этот термин для неоднократного осуждения политики демократов.

«Мы верим в американскую мечту, а не в социалистический кошмар», — сказал Трамп. не демократический социалист».

Тем не менее, некоторые демократы, такие как сенатор Берни Сандерс и член палаты представителей Александрия Окасио-Кортез, принимают некоторые аспекты этого ярлыка

Но термин «социалист» в значительной степени остается грязным и часто неправильно понимаемым термином в сфере политики США. Во многом благодаря антисоветским настроениям и маккартизму, кампании против так называемых коммунистов в США во время холодной войны.0003

Так что же такое социализм?

Социализм, согласно определению в словаре Merriam Webster, — это «любая из различных экономических и политических теорий, отстаивающих коллективную или государственную собственность и управление средствами производства и распределения товаров. Система общественной или групповой жизни, в которой нет частной собственности, а средства производства принадлежат государству и контролируются им».

Историки Натан Коннолли (@ndbconnolly) и Эд Айерс (@edward_l_ayers) поговорите с Джереми Хобсоном из Here & Now о том, как слова «социализм» и «социалист» со временем превратились в тактику запугивания в американской политике.

Демонстрант в футболке, пропагандирующей демократический социализм, во время собрания Демократических социалистов Америки из Южного штата Мэн в мэрии Портленда, штат Мэн, понедельник, 16 июля 2018 г. (Чарльз Крупа/AP)

Об определении социализма

Коннолли: «Я думаю, что многие люди предположили бы, что социализм очень неамериканский. Но есть и очень разные его полосы. В европейском штамме большое внимание уделялось каждому по потребностям, от каждого по его навыкам. С американской стороны у вас есть определенная приверженность этому, может быть, революционная риторика, но по большей части реформистская реализация. И еще одна вещь, которая может удивить людей, заключается в том, что именно повседневная практика, которую мы сегодня назвали бы «социалистической», возможно, безусловно, в государственной собственности, представляет собой своего рода социализм. Говорите ли вы о парках или пастбищах. Даже что-то вроде выдающегося владения, то есть изъятия частной собственности для общественного блага, на самом деле является очень американской практикой — перевод чего-то из рыночного в нерыночное использование, как таковое».

О том, когда социализм стал ругательством

Айерс: «Прежде чем оно действительно стало ругательством, оно стало очень популярным словом. Вторым бестселлером 19-го века была книга Эдварда Беллами «Оглядываясь назад», которая на самом деле представляет собой утопическое видение того, какой может быть Америка в будущем, и их утопических клубов Беллами по всей территории Соединенных Штатов. Итак, это было в 1888 году, совсем недавно — в середине позолоченного века — когда существовало огромное неравенство в богатстве, которое мы наблюдаем сегодня. Некоторые люди говорят о том, что жили во втором позолоченном веке, ну, это был первый, когда люди были так потрясены тем, что означает концентрация богатства и что означает корпоративная власть. Люди сразу начали представлять, какой может быть альтернатива. И одним из тех, кто вышел из этой культуры, был Юджин Дебс из Терре-Хота, штат Индиана, который стал великим социалистом эпохи в американской истории. И я думаю, чтобы ответить на ваш вопрос, именно вокруг Дебс социализм стал ругательством».

Коннолли: «Итак, Дебс — это фигура, которая, как вы знаете, многими считается самой важной американской социалисткой всех времен. Но у социалистического движения конца 19 и начала 20 века есть широкая база. На самом деле настолько, что существуют целые правительственные организации, созданные в основном для того, чтобы контролировать и пытаться выбить социалистов из американского общества. То, что мы могли бы назвать первой красной угрозой 19-го и 20-х годов, было попыткой относиться к социалистам, как если бы они были такими же, как анархисты, как если бы они были такими же, как обычные террористы. И у вас есть человек, генеральный прокурор, по имени А. Митчелл Палмер, который берет на себя задачу фактически создать целое радикальное подразделение Министерства юстиции, состоящее в начале своего пути из молодого Дж. Эдгара Гувера, чтобы начать расправляться с теми, кто поддерживает то, что они считают социалистическими идеями».

Айерс: «И они чувствовали, что должны это сделать, потому что пик социалистов пришелся на 1912 год, прямо перед Первой мировой войной. Дебс получил 6 процентов голосов, то есть 900 000 человек проголосовали за кого-то, называющего себя социалистом».

О социализме во время Великой депрессии

Айерс: «Социализм как бы исчезает. Дебса сажают в тюрьму за сопротивление Первой мировой войне. Он остается там до 1921 года, когда его здоровье ухудшается. И поэтому вы мало что знаете об этом. Теперь картина 20-х годов, и хлопушки, и все процветание, и так далее, но потом, конечно, все это рушится во время Великой депрессии. Люди начинают подозревать, что Рузвельт на самом деле социалист, и что, несмотря на то, что он совершает великие дела, такие как создание Администрации социального обеспечения, или, может быть, потому, что он делает такие великие дела, как создание Администрации социального обеспечения, люди начинают действительно верить, что он ведет Америку в нужном направлении. это слишком близко к тому, за чем следует Россия».

О том, как идея социализма развивалась за последние 100 лет

Коннолли: «Во время депрессии федеральное правительство, очевидно, вмешивалось во множество секторов, пытаясь спасти американскую экономику. Итак, они вступают в сельское хозяйство, они вступают в жилищное строительство, и во многих из тех секторов, где частный капитал пытается заработать свои деньги, они будут использовать уничижительные выражения — например, ползучий социализм — для описания всего, что делает правительство. Итак, домовладельцы, например, ненавидели государственное жилье и говорили о нем как о ползучем социализме, и это были дебаты, которые бушевали в середине 20-го века вокруг того, будут ли надежные проекты государственного жилья в разных уголках городской Америки.

«В то же время у вас есть такие люди, как А. Филип Рэндольф, который был чернокожим профсоюзным организатором, который продвигал дело гражданских прав, утверждая, что в основном капитализм создает разделение между белыми и черными рабочими, и поэтому социалистическая позиция была бы создать большее расовое равенство. Сам Рэндольф, проживший очень долго, привнес этот импульс попытки уравновесить действующую социалистическую позицию в 1960-е годы маршем на Вашингтон в 1963 году, который мы не склонны считать великим социалистическим протестом, но если мы посмотрим на фактические принципы манифеста, они очень ясны, и они говорят, что интеграция в области транспорта, общественного жилья, образования и жилья будет иметь ограниченную степень и продолжительность, пока сохраняется фундаментальное экономическое неравенство по расовому признаку. И именно эту связь между экономическим и расовым неравенством пытались пронести многие цветные социалисты в конце 70-х и позже».

О маккартизме и социализме во время холодной войны

Айерс: «Итак, большая часть критики движения за гражданские права, о которой только что говорил Натан [Коннолли], состоит в том, что эти люди, живущие в нем, — коммуняки, верно, если Вы хотите дискредитировать кого-либо. И, конечно же, выступление Маккарти в начале 1950-х годов, утверждавшее, что он нашел коммунистов, встроенных в правительство, своего рода глубинное государство, если хотите, стало великим делом, в котором люди, этот ползучий социализм, о котором говорил Натан [Коннолли], это вроде больше не ползал. В представлении маккартистов это действительно было чем-то вроде захвата федерального правительства».

О социализме от 70-х до сегодняшнего дня

Коннолли: «На протяжении 1970-х и 80-х большинство ведущих политиков бежали от самой мысли, что они могут быть связаны с социализмом. Люди из новых левых в основном были демобилизованы, и у вас есть кто-то вроде Рональда Рейгана, который, безусловно, смог раздуть видение американизма, которое снаружи играло социализм. Вы думаете о Демократической партии 1990-х годов при Билле Клинтоне, и даже сейчас, в начале 20-го века, они на самом деле не пытались примерить на себя мантию социализма.

«Удивительно то, что многие из тех же принципов, которыми руководствовались такие люди, как А. Филип Рэндольф или даже Мартин Лютер Кинг-младший, считавший себя демократическим социалистом, были частью этой попытки снова задуматься об американизме института, возвращаясь к кому-то вроде Дебса и говоря: смотрите, если наша работа [как] демократического социалиста состоит в том, чтобы убедиться, что эксцессы капитализма не сокрушают рабочий класс или не позволяют охотиться на бедных люди, то мы в основном хорошие американцы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *