Княжна ольга: Княгиня Ольга – биография кратко киевской святой, интересные факты для детей 4 класса

Содержание

Великая княжна Ольга Николаевна Романова / Православие.Ru

Фотогалерея

Великая княжна Ольга Николаевна (1895—1918) – первенец императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны родилась 3 (15) ноября 1895 г.
В своих воспоминаниях Михаил Дитерихс писал о ней так: «Великая Княжна Ольга Николаевна представляла собою типичную хорошую русскую девушку с большой душой. На окружающих Она производила впечатление своей ласковостью, Своим чарующим милым обращением со всеми. Она со всеми держала себя ровно, спокойно и поразительно просто и естественно. Она не любила хозяйства, но любила уединение и книги. Она была развитая и очень начитанная; имела способность к искусствам: играла на рояле, пела и в Петрограде училась пению, хорошо рисовала. Она была очень скромной и не любила роскоши». Ольга была воплощением христианских добродетелей, скромной, с сострадательной душой.
Во время Первой мировой войны она была сестрой милосердия.

Семья Государя все свое время отдавала раненым и больным воинам. Ольга старалась ничем не показывать своего высокого положения, с ранеными всегда была деликатна и проста в общении. В мемуарах одного из офицеров, бывшего пациентом лазарета в Царском Селе, С.П. Павлова передан разговор с княжной: «Как-то Великая Княжна Ольга сказала мне, что завтра Они у нас в лазарете не будут, так как Они должны будут посетить лазарет Большого Дворца (Екатерининский дворец) и что Им там будет очень скучно. С присущей Ей мягкой и застенчивой улыбкой Великая Княжна объяснила и причины этой скуки: – Там все так строго и официально, что приходится следить за каждым Своим шагом, так как там Мы в центре внимания. Нам никогда там не нравилось и сестры там такие важные. Только у Себя, в Своем лазарете, Мы чувствуем Себя хорошо и уютно!»
В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Ипатьевском доме она погибла под первыми пулями.

Текст: Анна Ведяева

Княгиня Ольга – краткая биография

 

Княгиня Ольга. Краткая биография. Слушать аудиокнигу

 

Краткая биография княгини Ольга изложена в нашей статье по материалам древнерусских летописей.

Княгиня Ольга и древляне

После убийства древлянами князя Игоря Рюриковича (945 г.) положение Руси было опасно. Сын Игоря, Святослав, был еще ребенком, а к мятежу древлян могли присоединиться и другие недовольные племена; степные соседи – печенеги тоже только и ждали случая пограбить Русскую землю. Но княгиня Ольга, мать Святослава, оказалась женщиной очень умной, притом твердого и решительного нрава, к счастью, были и между боярами опытные военачальники, преданные ей.

Прежде всего княгиня Ольга жестоко отомстила мятежникам за смерть мужа. Вот что говорят предания об этой мести. Древляне, убив Игоря, порешили уладить дело с Ольгой: выбрали из среды своей двадцать лучших мужей и послали к ней с предложением выйти замуж за князя их Мала. Когда они прибыли в Киев и княгиня Ольга узнала, в чем дело, то сказала им:

– Люба мне ваша речь, мужа своего мне не воскресить. Хочу вам завтра оказать почет перед людьми моими. Идите теперь в ладьи ваши; завтра я пришлю за вами людей, а вы скажите им: не хотим ни верхом ехать, ни пешком идти, несите нас в лодках, вас и понесут.

Когда на другой день утром к древлянам пришли от Ольги люди звать их, они отвечали так, как она научила.

– Нам неволя, князь наш убит, а княгиня наша хочет выходить за вашего князя! – сказали киевляне и понесли древлян в лодке.

Послы же сидели спесиво, гордясь высокою честью. Принесли их на двор и бросили с лодкою в яму, которую раньше вырыли по приказу Ольги. Наклонилась княгиня к яме и спросила:

– Хороша ли вам честь?

– Честь эта нам хуже Игоревой смерти! – отвечали несчастные.

Месть княгини Ольги древлянам. Гравюра Ф. Бруни

 

Княгиня Ольга приказала засыпать их живых землею. Затем отправила послов к древлянам сказать: «Если вправду вы просите меня, то пришлите за мною самых лучших мужей ваших, чтобы с великою честью я пришла к вам, иначе не пустят меня киевляне».

Прибыли новые послы от древлян. Ольга, по тогдашнему обычаю, приказала приготовить для них баню. Когда они вошли туда, их по приказу княгини заперли и сожгли вместе с баней. Тогда послала она опять сказать древлянам: «Я уже иду к вам, приготовьте побольше меду – хочу сотворить на могиле моего мужа

тризну (поминки)».

Древляне исполнили ее требование. Княгиня Ольга с небольшой дружиной пришла к могиле Игоря, плакала по муже своем и приказала своим людям насыпать высокий могильный холм. Затем стали править тризну. Древляне сели пить, отроки (младшие дружинники) Ольгины услуживали им.

– Где же наши послы? – спрашивали древляне у княгини.

– Идут с дружиною мужа моего, – отвечала Ольга.

Когда древляне опьянели, княгиня велела своей дружине рубить их мечами. Много их было изрублено. Ольга поспешила в Киев, стала собирать дружину и на следующий год пошла на Древлянскую землю; при ней был и сын. Древляне думали было сразиться в поле. Когда обе рати сошлись, маленький Святослав первый бросил копье, но слаба была еще его детская рука: копье едва пролетело между ушей коня и упало к ногам его.

– Князь уже начал! – крикнули воеводы. – Дружина, вперед, за князем!

Древляне были разбиты, бежали и укрылись в городах. Княгиня Ольга хотела приступом взять главный из них – Коростень, но тут все усилия были напрасны. Отчаянно оборонялись жители: знали они, что ждет их, если сдадутся. Целое лето простояла киевская рать под городом, а взять его не могла. Где сила не берет, там иной раз умом да сноровкою можно взять. Послала княгиня Ольга сказать коростенцам:

– Чего вы не сдаетесь? Все города уже сдались мне, платят дань и спокойно возделывают нивы свои, а вы, видно, хотите досидеться до голодной смерти?!

Коростенцы отвечали, что они опасаются мести, а дань они готовы дать и медом, и мехами. Княгиня Ольга послала сказать им, что она уже достаточно отомстила и требует от них лишь малой дани: по три голубя и по три воробья с каждого двора. Обрадовались осажденные, что так дешево могут отделаться от беды, и исполнили ее желание. Ольга приказала воинам своим привязать к ногам птиц куски трута (то есть тряпок, пропитанных серою) и, когда смеркнется, зажечь трут и пустить птиц.

Воробьи полетели под крыши в свои гнезда, голуби в свои голубятни. Жилища в то время были все деревянные, крыши соломенные. Скоро Коростень запылал со всех концов, все дома охватил пожар! В ужасе кинулся народ вон из города и попадал прямо в руки врагов своих. Старшин княгиня Ольга взяла в плен, а простых людей – одних велела избить, других отдала в рабство дружинникам своим, а на остальных наложила тяжелую дань.

Многих пленных древлян Ольга принесла в жертву богам и велела похоронить вокруг могилы Игоря; затем справила тризну по мужу, причем в честь покойного князя происходили воинственные игры, как требовали обычаи.

Если Ольга и не была так хитра, а древляне так просты и доверчивы, как говорит предание, то все-таки в народе и в дружине верили, что дело было именно так: хвалили княгиню за то, что она хитро и жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. Суровы были в старину нравы наших предков: кровавой мести требовал обычай, и чем ужаснее мститель мстил убийцам за смерть своего родича, тем большей похвалы заслуживал.

Усмирив древлян, княгиня Ольга с сыном и дружиной пошла по их селам и городам и установила, какую дань должны они платить ей. На следующий год обошла она с дружиною и другие свои владения, делила земли на участки, определяла, какие подати и оброки должны были жители платить ей. Умная княгиня, как видно, ясно понимала, сколько зла было от того, что князь и дружина брали дани, сколько вздумается, а народ не знал вперед, сколько он обязан уплатить.

 

Княгиня Ольга в Константинополе

Самым же важным делом Ольги было то, что она первая из княжеской семьи приняла христианство.

Со времен Аскольда и Дира, как говорит предание, христианство стало понемногу распространяться среди полян. Руссы давно уже сносились с греками, часто ездили в Царьград (Константинополь) для торговли и там могли познакомиться с христианской верой. Великолепие греческих храмов и торжественность богослужения возбуждали у них удивление. При князе Игоре и в Киеве была уже христианская церковь Святого Ильи; было несколько христиан и в дружине, стало быть, с той поры русские могли и у себя дома узнать, в чем состоит христианская вера. Нетрудно было княгине Ольге при ее уме понять, насколько эта вера выше языческой.

Княгиня Ольга. В. Васнецов, 1885-1893

 

В 957 г. Ольга отправилась в Константинополь; она хотела принять крещение от самого патриарха. Когда русская княгиня прибыла в Царьград, здесь пришлось ей в гавани довольно долго ждать доступа к императорскому дворцу. При константинопольском дворе долго обдумывали, как бы устроить Ольге торжественный прием так, чтобы и достоинства императора не унизить, и высокую гостью не обидеть: придворным церемониям византийцы придавали слишком большое значение. Наконец после разных проволочек и выполнения всяких придворных обычаев и обрядов княгиня Ольга была допущена в царский дворец Константинополя и удостоилась видеть императора и императрицу.

Император сидел на великолепном золотом троне в одежде, сияющей драгоценными камнями, около него стояли знатнейшие вельможи в пышных нарядах. Затем длинным рядом богатых покоев повели Ольгу к императрице. В огромной палате, которая роскошно была отделана мрамором, блистала позолотой и драгоценными материями, находилось возвышение, покрытое пурпуровой тканью. На нем стоял золотой трон, на котором сидела императрица; подле нее также на золотом троне сидела ее невестка. Около них стояли царедворцы и придворные женщины в известном порядке, смотря по знатности. Один из сановников от имени императрицы приветствовал русскую княгиню, после чего Ольга и сопровождавшие ее русские боярыни были отведены в особый покой для отдыха.

Затем в Константинополе последовал торжественный обед. Когда ввели русских в палату, где был приготовлен стол, все сделали очень низкий поклон императору и императрице. Но княгиня Ольга только слегка наклонила голову. Императрица и ее невестка сидели за особым столом на возвышении, русской княгине пришлось сидеть с придворными женщинами. Во время обеда певчие пели хвалебные песни в честь императорского дома, играла музыка, а придворные плясуны тешили всех своей ловкой, искусной пляской. После обеда императорское семейство с Ольгой перешло в другой покой, где приготовлены были разные сласти на блюдах, украшенных драгоценными камнями. Русской княгине и окружавшим ее русским боярыням были поднесены в подарок по нескольку десятков червонцев. Тогда было в обычае обмениваться подарками. Княгиня Ольга привезла в Константинополь императорской семье много драгоценных мехов.

Немало, конечно, дивились русские спутники Ольги богатствам и великолепию императорского дворца и роскошного Константинополя. Какая разница между тем, к чему привыкли они у себя в Киеве, и тем, что они увидели здесь! Там – жалкие деревянные лачуги, плетенные из ветвей изгороди, бревенчатые городские стены; в Константинополе – громадные роскошные дворцы, великолепные храмы с позолоченными сияющими главами, крепкие и красивые городские стены с бойницами и сторожевыми башнями.

 

Крещение княгини Ольги

Константинопольский патриарх, по словам нашего летописца, сам совершал обряд святого крещения, а император Константин Багрянородный был крестным отцом княгини Ольги. Нарекли ее при крещении Еленой в честь матери Константина Великого.

Княгиня Ольга. Крещение. Первая часть трилогии «Святая Русь» С. Кириллова, 1993

 

Датой крещения княгини Ольги в Константинополе большинство источников считают осень 957 года.

По возвращении в Киев сильно хотела Ольга крестить и своего сына Святослава в христианскую веру.

– Вот познала я истинного Бога и радуюсь, – говорила она сыну, – крестись, познаешь и ты Бога, будет радость и в твоей душе.

– Как я приму один иную веру? – возражал Святослав. – Дружина станет смеяться надо мною!..

– Если ты крестишься, – настаивала Ольга, – все за тобою последуют.

Но Святослав оставался непреклонен. Не лежала душа воителя-князя к крещению, к христианству с его кротостью и милосердием.

 

Княгиня Ольга. История преображения – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Историк Дмитрий Володихин о том, как киевская княгиня стала равноапостольной святой.

Одна из древнейших русских святых, княгиня Ольга, считается равно­апостольной. Иными словами, она учила свой народ христианской вере, как учили когда-то апостолы.

Но душа ее притекла к Христу лишь после того, как Ольга совершила чудовищный грех, который на Руси времен язычества считался… доблестью.

После того как народ древлян убил ее мужа Игоря, княгиня жестоко отомстила. Она с дикой свирепостью губила древлянских послов, а затем спалила древлянскую столицу — город Искоростень. Лишь после того Ольга вдоволь насытилась своим мщением.

Бояре киевские, дружина, да и простой люд славословили ей: «Молодец наша княгиня! За супруга своего целую страну умыла кровью! Гордая! Силу показала!» Такою была общественная норма в ту пору. И даже писаный закон, который появится через несколько десятилетий, и тот разрешал кровную месть. Разве что несколько ограничивал ее…

А с христианской точки зрения в мести ничего доброго нет. Если христианина ограбили, если убили близкого ему человека, если с ним поступили несправедливо, он должен обращаться за правдой к власти и уповать на помощь Господа. В Послании к римлянам апостол Павел говорит: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию (Рим 12:19), — а значит, не давайте воли собственному гневу. Месть — одна из производных от гордыни, а та — истинная мать множеству грехов.

Читайте также

Как святые меняли историю. Русские праведники в роли истребителей греха

Минуло несколько лет со времен расправы над древлянами. Ольга отправилась в Константинополь — столицу Византии, христианской империи. Летопись не называет причин, по которым Ольга решила посетить великий город. Они могли быть разнообразными: от необходимости обновить договор, заключенный покойным Игорем, до поиска выгодного брака для сына или еще кого-то из родни. Греческие источники свидетельствуют, что Ольгу сопровождал племянник (двоюродный брат?) и 43 купца. Это наводит на мысль о переговорах по торговым делам и о подборе знатной невесты племяннику.

Между двумя странами шла оживленная торговля, велись переговоры о найме дружин для использования их на полях сражений Империи, составлялись договоры о действиях против общего врага — Хазарского каганата. Очевидно, накопились дела, для урегулирования которых понадобился столь высокий гость.

Но главным результатом ее визита стали вовсе не новые договоренности, а принятие Ольгой Христовой веры.

Искала ли Ольга крещения в Константинополе? Вряд ли. Во всяком случае, это не могло быть главной причиной ее визита. Стать христианской она могла, не покидая «стольного града», — отыскался бы священник. На Русь христианство начало проникать как минимум со второй половины IX века. Другое дело, что в самом Константинополе Ольга могла проникнуться доверием и восторгом в отношении Христовой веры. Богослужение в святой Софии, одном из прекраснейших храмов мира, да хотя бы одно пребывание под ее сводами, могли способствовать подобному движению души.

Могло быть и по-другому: Ольга приняла крещение, желая использовать этот шаг в какой-то сложной политической игре. Остался лишь намек на реальную дипломатическую интригу: щедро одарив Ольгу, император попросил ее прислать воинов, но та отказала.

Вот только… вернулась в Киев Ольга уже совсем другим человеком. Гнев, мстительность, гордыня отлетели от нее. Для Ольги крещение не стало пустой формальностью. Она отдалась новой вере всем сердцем.

Обычно в таких случаях примеру властителя следуют его слуги, приближенные и родня.

Читайте также

Святая княгиня Ольга. Моменты истории

Вернувшись домой, княгиня почувствовала, что становится образцом для подражания. Тогда она попыталась учить тех, кто прислушивался к ней, христианству. Русский закон не возбранял принимать крещение желающим. Однако языческая среда издевалась над ними, называя их веру «уродством».

Как поступить? Мучить подданных? Мстить им за непокорство?

Невозможно. Христова вера — путь смирения. Для всех, в том числе и для венценосных особ. И одно только смирение оставалось княгине, когда-то горделивой мстительнице.

Больше всего горечи доставил княгине ее собственный сын Святослав. Ольга приступала к нему с увещеваниями. Она желала, чтобы князь разделил с нею радость, полученную вместе с крещением. Но тот отвечал: «Да надо мною дружина станет смеяться!» Княгиня парировала: «Ты крестишься, так и все крестятся вслед за тобой». Но тот решительно отвергал все ее уговоры, предпочитая оставаться язычником.

Что ей оставалось? Летописец с грустью говорит о тщетных попытках Ольги переубедить сына: «Ольга любила… Святослава и говаривала: “Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне”. И, говоря так, молилась за сына и за людей всякую ночь и день, воспитывая сына до его возмужалости и до его совершеннолетия».

Молитвы Ольги не останутся неуслышанными. Христианство встанет на Руси твердой ногой, правда, не при сыне ее, а при внуке. Но она этого уже не увидит. Не даст ей Бог увидеть плоды смирения на земле, разве только на небесах.

Прошли века, и кто ныне с восторгом примет повествование о жестоком убиении древлян? А вот о том, что Ольга смиренно принесла крест на землю свою, да, об этом помнят с теплом сердечным.

Языческие доблести сначала убавили в цене. А потом и вовсе сделались вещами неодобрительными — когда сами русские князья отказались от них, как от большого зла.

На заставке: Святая равноапостольная княгиня Ольга на фреске Виктора Васнецова «Радость праведных о Господе. Преддверие Рая» (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Правая часть. 1885-1996

Княгиня Ольга

Святая равноапостольная благоверная княгиня Ольга Российская

(894 — 969)

Княгиня Ольга — жена киевского князя Игоря Рюриковича и мать князя Святослава. Одна из самых замечательных женщин — правительниц в русской истории. Ольга управляла древнерусским государством с 945 до 960 года в качестве регента при малолетнем сыне Святославе. Первая женщина, причисленная русской церковью к лику святых.

С её именем связано первое упоминание о Пскове в летописи (903 год), она считается основательницей Троицкого собора в Пскове. Благодаря её усилиям была укреплена крепость Пскова.

О жизни Ольги до ее встречи с Игорем известно немногое. Из древней летописи русского государства «Повесть временных лет» и ее «Жития» мы знаем, что звали ее варяжским именем Хельга, а на русском — Ольга. Предание, изложенное в «Житии», называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Здесь состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь охотился «в области Псковской» и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных. Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.

 

Игорь, как и положено правителю-воину часто отсутствовал отправляясь в военные походы и на сбор дани, Ольга оставалась в Киеве на престоле.

В 942 году родила сына — Святослава, а в 945 году был убит ее муж, князь киевский Игорь. После смерти мужа, и по малолетству сына Ольга становится полновластной правительницей Киевской Руси.

Игоря убили восставшие древляне и Ольга, укрепляя государство, сумела перехитрить их и впоследствии полностью разгромить и подчинить. Летопись повествует о жестокой мести, подчеркивая, что христианской в то время княгиня еще не была.

Дважды Ольга объехала псковские и новгородские земли, назначая и упорядочивая дани, учреждая места для торговли и обмена. Такое разумное распределение «полюдья» — налогов в пользу Киева обеспечивало объединение русских земель вокруг него. Позднее при этих своеобразных административных центрах строились храмы.

Мудрая правительница искала связей с иными странами и во многом была первым государственным деятелем, чей статус признавался другими государствами.

В 955 году она посетила Византию и приняла христианскую веру. «Житие» рассказывает, что обряд совершил патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником был император Константин Багрянородный, который оставил описание визита Ольги и самого обряда в своем труде «О церемониях византийского двора». Ольга принимает христианство с именем Елена. Вслед за ней христианскую веру приняло ее ближайшее окружение.

 

Став первой христианкой в русском княжеском роду, она просила посвятить для крещения Руси священнослужителей и первая начала вводить христианство на Русской земле, чему воспротивился ее сын.

Святославу уже исполнилось 15-16 лет и он имел государственное влияние. Он не только не пожелал принять крещение, но и демонстративно поддерживал язычество, высмеивая веру матери.

Не сбылась и надежда Ольги организовать брак Святослава с византийской принцессой. Этот шаг помог бы снять с Руси клеймо варварской страны. Святослав предпочитал воевать и в Киеве появлялся редко. Конфликт матери и сына привел к тому, что титул князя киевского Святослав получил лишь после ее смерти, да и прожил недолго. Древнерусские книжники усмотрели в этом кару закоренелому язычнику.

Последние годы жизни великая княгиня посвятила воспитанию внуков, что дало свои плоды — крестителем Руси стал один из них — Владимир Святославич.

Монах Иаков в повести ХІ века под названием «Память и похвала князю русскому Владимиру» сообщает точную дату смерти святой равноапостольной княгини Ольги: 11 июля 969 года.

Период ее княжения характеризуется как время мира и поступательного развития и потомки хранят о ней благодарную память.

За свои заслуги в распространении христианства, за праведную жизнь княгиня была причислена к лику святых, и именуется православной церковью как Святая Равноапостольная Благоверная княгиня Ольга Российская.

Особенное отношение к Ольге сложилось у псковичей. Имя княгини осталось на псковской земле в топографических и географических названиях; в самом Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, вновь восстановлена Ольгинская часовня на набережной реки Великой. Ее имя носили благотворительные учреждения и улицы.

 

День города отмечается в день памяти святой благоверной княгини. Память ее всегда с особой торжественностью празднуется в храмах псковской епархии. В Свято-Троицком соборе существует придел, освященный в ее честь. Есть также Ольгинский придел в церкви Успения с Пароменья. Памятный крест установлен рядом с местом где, по преданию, Ольге было видение трех небесных лучей.


Читать в ЭБ:

Дополнительно:

Левин Н. Ф. Княгиня Ольга в Псковской истории / Н. Ф. Левин // Псковская правда. — 1995. — 19, 20 июля.>>>

Княгиня Ольга — великий реформатор Давньої Русі

Княгиня Ольга – великий реформатор Древней Руси

Великая княгиня Киевской Руси Ольга (? – 969 гг. ), которая прославилась далеко за пределами своей страны мудростью и железным характером. Незаурядные личностные качества помогли этой женщине свыше двадцати лет (945 – 964 гг.) успешно управлять самой крупной державой Европы, которая досталась ей после гибели мужа – князя Игоря.

Украина может по праву гордиться княгиней Ольгой, потому что такая правительница сделала бы честь любой стране. В ней прекрасно сочетались самые важные лидерские качества: мудрость и решительность, справедливость и строгость, твердость и милосердие, настойчивость и доброта. Но главное, Ольга была первой из Рюриковичей, кто действительно думал о державе, ее интересах и будущем. Она, в отличие от Олега и Игоря, не рассматривала государственную власть только как средство обогащения себя и собственных приближенных. Ольга создавала страну для своего сына и внуков, пытаясь заложить в общественно-политический фундамент древней Руси прочное основание.

Что же можно поставить в заслугу княгине Ольге?

1. Она жестоко подавляет древлянский бунт, отомстив за страшную смерть своего мужа, а также покончив с племенным сепаратизмом. Сохраняет за Киевом первенство и княжеский престол.

2. Она проводит очень передовую по своей сути налоговую реформу. Гибель Игоря остро поставила вопрос о необходимости реформирования всей государственной системы, и в первую очередь системы налогообложения. Княгиня Ольга учла все ошибки своего мужа, поэтому она:

  • упорядочила полюдье, определив его размер и время сбора;
  • установила новые виды налогообложения – уроки и оброки. Зависимое население должно было их выполнять в таких размерах, которые бы не лишали их средств существования;
  • распорядилась учредить по всей стране специальные места для сбора дани – погосты.
  • разделила государственную и личную казну.
  • 3. Ольга осуществляет реформу управления. Было жестко регламентированы действия на местах княжеских дружинников и судей.

    4. Княгиня провела масштабное строительство в Киеве. В стольном граде в то время появляется княжеская резиденция – т. н. Ольгин двор.

    5. Ольга отдает предпочтение дипломатическим средствам ведения внешней политики.

    6. Она осуществляет первый официальный визит в Константинополь и принимает там христианство.

    7. Княгиня реализует первую попытку установить дипломатические связи с Западной Европой.

    8. Ольга спокойно уступает правление своему сыну Святославу как только он потребовал этого.

    Правление княгини Ольги и ее достижения.

    Приход к власти и месть древлянам. К власти Ольга пришла вследствие трагических событий: восставшие древляне зверски убили ее мужа. Их сыну Святославу в это время было только 3 года, и вся полнота ответственности за страну вместе с тяжестью утраты нелегким грузом легла на ее женские плечи. Опасность была со всех сторон: и в Киеве, и далеко за его пределами многочисленные недруги в нетерпении ожидали реакции княгини на преждевременную смерть Игоря. Осмелевшие древляне решили: «Вот мы убили русского князя, возьмем теперь жену его Ольгу за нашего князя Мала, а с сыном его, Святославом, сделаем, что хотим». И послали они сватов к Ольге – 20 лучших своих людей, которых княгиня распорядилась закопать живьем вместе с ладьей во дворе своего терема. Следующее посольство она приказала отправить в баню мыться, а когда древлянские сваты закрылись там, то изба была подожжена, и все они погибли. Не медля, Ольга отправилась с дружиной к столице древлянской – городу Искоростень, где планировала справить тризну по покойному мужу. На поминки она пригласила множество знатных древлян, которых допьяна напоили медами и спящих перерезали (убитых тогда было до 5000 человек).

    Через год, в 946, киевская княгиня с большим войском прошла по древлянской земле, собрав с нее положенную дань, и в конце похода подступила к Искоростеню. Жители столицы заперлись в городе и в отчаянии собирались обороняться до последнего, они сообщили Ольге: «Мы рады были бы платить дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа». На это княгиня им ответила: «Я уже отомстила за мужа не раз, а теперь уже не хочу больше мстить, а хочу брать дань понемногу, и, помирившись с вами, пойду прочь». Потребовала Ольга тогда от каждого дома дать ей по три голубя и по три воробья, и когда получила их, то распорядилась привязать к каждой птице мешочек с серой, поджечь и отпустить. Птицы же, получив свободу, вернулись в свои гнезда и подожгли город, который за ночь выгорел дотла. Вот так и осуществилось мщение за смерть князя Игоря. Оно произвело столь сильное впечатление на соседей Киевской Руси, что в течение всего двадцатилетнего правления Ольги никто так и не отважился воевать против нее.

    Государственные реформы. Наказав древлян, княгиня все же решила полностью поменять всю налоговую политику в своей державе. Она установила точный размер «полюдья» и время его сбора (до этого князь решал все сам и на месте, что и привело к восстанию древлян 945 года). По всей стране были возведены «погосты» – места сбора дани, куда славяне ее должны были централизованно свозить. Теперь князь не должен был лично объезжать все поселки своей огромной державы, постоянно рискую попасть в засаду как князь Игорь. В обычное время на погостах постоянно находились киевские чиновники и военный гарнизон. Казну Ольга разделила на две части: государственную и личную, и никогда их не путала. Все земли Руси были поделены на условные административные единицы во главе с представителями киевской княжны – тиунами. Все эти меры, бесспорно, упорядочили сбор дани в стране, сделав этот процесс более справедливым и цивилизованным. Именно княгиня Ольга начала каменное градостроительство на Руси, распорядившись возвести в Киеве свой дворец и терем за его пределами.

    Внешняя политика княгини. Во внешней политике Ольга отдавала предпочтение дипломатическим методам. В 957 году она нанесла официальный визит в Константинополь. Это был первый случай, когда русичи прибыли в Византию с мирными намерениями. Там княгиня приняла крещение и взяла христианское имя Елена. Обряд проводил лично патриарх Полиевкт, а крестным отцом Ольги стал император Византийский Роман II. По преданию, он предлагал русской владычице выйти за него замуж, и она даже сделала вид, что согласна. Но перед тем мудрая княгиня просила императора оказать ей великую честь – стать ее крестным. Согласившись, тот не понимал, что после обряда крещения брак между ними невозможен. Когда же новая духовная дочь сообщила Роману об этом, он лишь изумленно воскликнул: «Ольга! Ты меня перехитрила!»

    Император был восхищен умом Ольги и проводил ее с богатыми дарами. Впрочем, гордая княгиня осталась довольна не всем: когда в Киев прибыли послы из Византии требовать, чтобы Ольга исполнила союзническое обещание и прислала в Грецию вспомогательное войско, она ответила: «Когда царь ваш постоит у меня на Почайне столько же времени, сколько я стояла у него в Суде (гавани Константинопольской), тогда пришлю ему дары и войско». Пришлось послам возвращаться ни с чем. Опасаясь возрастания влияния Византии на Руси, она направила послов к правителю Священной Римской империи Оттону I с предложением прислать в Киев христианских проповедников. Но все религиозные инициативы своей матери полностью нивелировал подросший князь Святослав. Убежденный язычник, он изгнал из своей страны западного епископа Адальберта, а представителям восточного византийского обряда строго запретил проповедовать. Ольга вынуждена была согласиться с новым князем Киевской Руси, который в 964 году вступил в полноправное правление страной. Теперь она жила при сыне в Киеве, более занимаясь внуками, чем государственными делами.

    Умерла великая правительница в 969 году, «…и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди, и понесли, и похоронили ее на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника – тот и похоронил блаженную Ольгу». В 1547 году русская княгиня была причислена к лику святой равноапостольной. За всю историю христианства только пять женщин, кроме нее, удостаивались такой чести.

    Интересные факты о княгине Ольге.

  • Многие страницы жизни Ольги покрыты завесой тайны. Например, ее происхождение. Существуют различные версии: будто бы родом она была из Пскова, но родилась в семье скандинавов («от языка варяжска»), или же, что была Ольга дочерью самого Вещего Олега, который и выдал ее замуж за своего воспитанника Игоря Рюриковича. Есть также мнение, что настоящее имя княгини было Прекраса, и происходила она из знатного славянского рода Гостомыслова. Однако Олег присмотрел юную славянку в качестве невесты для своего воспитанника Игоря и даже удочерил ее, подарив свое имя – Ольга (Хельга – женский вариант от имени Хельг/Олег). Некоторые же болгарские историки считают, что родиной великой древнерусской владычицы была именно их страна, где Ольга также носила княжеский титул.
  • В 967 году, когда киевский князь Святослав вместе с войском находился в Болгарии, столицу Руси осадили полчища печенегов. Тогда старая княгиня Ольга возглавила оборону города, сумев не только послать посланца к сыну за помощью, но и убедить врагов, что Святослав уже близко, вынудив их отступить.
  • После подавления древлян княгиня Ольга около 20 лет (!) правила без всяких войн. Это рекорд не только для женщины, но и для любого древнерусского правителя.
  • До княгини Ольги женщины не правили на Руси, а после нее в Украине женщины к власти уже не приходили, а в России первая женщина взошла на трон более чем через 700 (!) лет после своей великой предшественницы.
  • Историческая память о княгине Ольге.

    В Киеве, Коростене и Пскове установлены памятники княгине Ольге. Также княгиня изображена на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде.

    В Киеве в честь княгини Ольги названа улица Ольгинская. В российском Пскове есть Ольгинская набережная и Ольгинский мост.

    В белорусском Витебске есть Свято-Ольгинская церковь.

    3 января отмечается День памяти княгини Ольги.

    В честь княгини учреждены ордена:

  • в 1915 году – Знак отличия святой Равноапостольной княгини Ольги;
  • в 1988 году – Орден святой Равноапостольной княгини Ольги (учрежден Русской Православной Церковью).
  • в 1997 году – Орден княгини Ольги (государственная награда Украины).
  • Княгиня Ольга в социальных сетях.

    В социальных сетях «Вконтакте» и Facebook найдены сообщества, посвященные княгине Ольге:

  • «Вконтакте»: 48 сообществ;
  • «Одноклассники»: 5 групп;
  • Facebook;
  • В Youtube по запросу «княгиня Ольга» – 15 400 результатов поиска.

    Как часто пользователи Яндекса из Украины ищут информацию о Княгине Ольге?

    Для анализа популярности запроса «княгиня Ольга» используется сервис поисковой системы Яндекс wordstat.yandex, исходя из которого можно сделать вывод: по состоянию на 14 июня 2016 г., количество запросов за месяц составило 28 415, что видно на скрине:

    За период с конца 2014 г. наибольшее количество запросов «Ярослав Мудрый» зарегистрировано в октябре 2015 г. – 51 049 запросов за месяц:

    Княгиня Ольга – первая правительница Киевской Руси.

    Великие люди, изменившие мир

    Княгиня Ольга – первая правительница Киевской Руси

    Легендами овеян образ княгини киевской Ольги, но ее деятельность действительно оставила заметный след в восточнославянской истории X века. Древние летописцы, несомненно, симпатизировали княгине – жене Игоря и регенту в пору несовершеннолетия их сына Святослава. Они часто описывали ее как красивую, энергичную, хитрую и прежде всего – мудрую правительницу, подчеркивали ее «мужской ум». Хвалы, которые щедро возносили Ольге монахи-летописцы, отчасти можно объяснить тем, что это именно она проложила путь христианству на земли Киевской Руси. Но даже без этого аспекта своей деятельности Ольга осталась бы в мировой истории выдающейся правительницей.

    Летописи не указывают год рождения Ольги, однако поздняя Степенная книга сообщает, что скончалась она в возрасте около 80 лет, что относит дату ее рождения к концу IX века, то есть приблизительно к 890 году.

    Согласно «Повести временных лет», Ольга была родом из Пскова. Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были незнатного рода, «от языка варяжска». По мнению норманистов, варяжское происхождение подтверждается ее именем, имеющим соответствие с древнескандинавским – Хельга. Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который правил Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика, Олег же поженил Игоря и Ольгу. Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги: «Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал ее и нарек в свое имя Ольга. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости ее более других чтил».

    Знатного рода была Ольга или простого, но первая встреча ее с Игорем состоялась рядом с селом Выбуты, вверх по реке Великой. Молодой князь охотился «в области Псковской» и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Времена были простые, и князь, возжелав приглянувшуюся девушку, не ожидал отказа, а может, ждал, что его даже поблагодарят за оказанную честь. Но Ольга была не такова. Уразумев помыслы Игоря, начавшего приставать к ней, она дала достойную отповедь: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание». Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих подданных. Сейчас бы сказали – «заговорила зубы». Игорь усовестился, но не затаил обиды, напротив, – разумная и полная достоинства девушка крепко запала ему в душу. Он расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда же пришло время выбирать невесту и в Киев собрали самых красивых девушек княжества, ни одна из них не пришлась ему по сердцу. Тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.

    Князь Игорь часто ходил в походы: покорил древлян, уличей, другие восточнославянские племена, отделившиеся от Киева в начале его княжения, заключил мирное соглашение с печенегами, которые появились тогда в южнорусских степях. А в крепких ручках молодой жены оказалось все княжеское хозяйство. Палаты княгини на берегу Днепра прозвали Ольгиным городком, и потихоньку сюда из киевского Игорева двора переместился центр государственной жизни Древней Руси. Муж большую часть времени проводил в походах, а Ольга досконально разбиралась в политических интригах, принимала послов, крепко держала в кулаке всех недовольных и даже военных мужей. Игорь был совсем не против. Так они и жили счастливо, разделив «сферы ответственности»: война – дело мужнино, а внутренней жизнью княжества ведала Ольга.

    В 943 году Игорь собрал новое войско из варягов, руси, славян (поляне, ильменские словене, кривичи и тиверцы) и печенегов и двинулся на Византию конницей по суше, а большую часть войска отправил по морю. Предупрежденный заранее византийский император Роман I Лакапин выслал послов с богатыми дарами навстречу Игорю, уже достигшему Дуная. Одновременно Роман передал дары печенегам. После совета с дружиной Игорь, удовлетворенный данью, повернул назад. В следующем году Игорь заключил военно-торговый договор с Византией. В договоре упоминаются имена Игоря, его жены княгини Ольги и сына Святослава.

    Вскоре после того, как был заключен мир с Византией, осенью 945 года Игорь по требованию дружины, недовольной своим содержанием, отправился за данью к древлянам. Древляне не числились в составе войска, участвовавшего в византийских походах. Возможно, поэтому Игорь решил поправить положение за их счет. Игорь произвольно увеличил величину дани прежних лет, а на пути домой принял неожиданное решение: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит»». Восставшие древляне убили Игоря и двинулись на Киев. Боясь мести за убийство киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом.

    Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола. Решительный образ действий княгини в отношении древлян также мог склонить дружинников в ее пользу. Летописец подробно описывает месть Ольги за смерть мужа.

    1-я месть

    Сватов, 20 древлян, что прибыли на ладье, киевляне отнесли вместе с судном и бросили в глубокую яму во дворе близ терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьей. «И, склонившись к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?» Они же ответили: «Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их…»

    2-я месть

    Ольга попросила прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.

    Сватовство князя Мала к Ольге, по мнению исследователей, отражало пережитки матриархата, архаизм во взглядах древлян. Действия Ольги – захоронение сватов в лодке, приказ вытопить баню для послов – приметы погребального обряда глубокой древности и связаны с кровной местью за убитого мужа.

    3-я месть

    Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Напоив допьяна во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о пяти тысячах перебитых древлян.

    4-я месть

    В следующем году княгиня собрала войско, взяла с собой малолетнего сына Святослава, воеводу Свенельда и двинулась в древлянскую землю, чтобы окончательно «примучить», то есть покорить древлян и обложить их тяжелой данью. Битва была выиграна, но враги бежали и заперлись в городе. Осада длилась целый год, пока Ольга не предложила древлянам откупиться малой данью – от двора по три голубя и по три воробья. Каждой из птиц Ольга велела привязать трут с огнем и почти в сумерках отпустить на волю. Птицы полетели в свои гнезда, и Искоростень вспыхнул со всех сторон одновременно. Люди пытались выбраться из города, но воины Ольги ловили их… Так Ольга взяла город хитростью, старейшин его сожгла, а остальных жителей заставила платить тяжелую дань. Две трети ее получил Киев, а треть – Вышгород, который был Ольгиным городом.

    После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава (хотя и после этого она оставалась фактическим правителем, так как ее сын большую часть времени отсутствовал в военных походах). Показав сразу, что сила на ее стороне, вместе с тем Ольга понимала, что необходимо изменить произвольный и беспорядочный способ сбора дани, который привел к смерти Игоря.

    Она ввела первые в Киевской Руси «реформы», четко разделив земли на «тиуны», с которых через определенные промежутки времени должно было собираться некоторое количество дани. Княгиня одновременно следила за тем, чтобы подчиненные не лишались средств к существованию и, следовательно, могли платить дань. Закрепив за княжеской казной исключительные права на богатые пушным зверем земли, она таким образом обеспечила себя постоянным доходом. Чтобы лучше знать свои необозримые владения, Ольга часто путешествовала. Она установила систему «погостов» – центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей.

    Также княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси – первыми каменными зданиями Киева стали городской дворец и загородный терем Ольги. Со вниманием относилась она и к благоустройству подвластных Киеву земель – новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и прочих.

    Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима – как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обижающий, налагающий наказание с милосердием и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость».

    Княгиня определила не только внутренние, областные, но и внешние границы государства. При ее правлении были организованы воспетые в былинах богатырские заставы. Чужеземцы называли Русь «Гардарики», то есть «страной городов», скандинавы и германцы охотно шли служить в русское войско. Именно при Ольге Русь стала настоящей державой.

    Сосредоточенная на правлении Ольга вела воздержанную и целомудренную жизнь, во второй раз замуж не вышла. Делиться властью она не хотела, а сердца ее никто так и не затронул. Она пребывала во вдовстве, берегла княжескую власть до взросления своего сына. Когда же последний возмужал, она передала ему дела, а сама, отдалившись от светских хлопот, сосредоточилась на духовном. Языческие боги не могли дать Ольгиной душе нужного, зато заповеди Христовы очищали сердце, давали успокоение. Эта женщина столько лет была жесткой и даже жестокой, что нуждалась в милосердии и прощении.

    Однако и в вопросах веры Ольга в первую очередь была княгиней. И веру свою считала делом не только личным, но и, так сказать, внешнеполитическим. Поэтому, поручив Киев подросшему сыну, отправилась с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», потому что оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге», – повествует Житие святой Ольги. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга принимает окончательное решение стать христианкой.

    Таинство крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником от купели был император Константин Багрянородный. Говорят, русская княгиня восхитила императора своим умом и красотой, и тот предложил ей «руку и сердце». Согласно летописи, Ольга укоряла императора: как, мол, можно думать о браке до крещения, а вот после крещения – посмотрим. И просила императора быть ее восприемником – крестным отцом. Когда же после крещения император возвратился к своему брачному предложению, Ольга напомнила ему, что брака между «кумовьями» быть не может. И восхищенный ее умом и находчивостью император отступился.

    В описании этого эпизода есть историческая основа, но наверняка есть и вымысел. На троне Византийской империи тогда действительно находился Константин Порфирогенет («Багрянородный»). Это был человек более чем незаурядного ума, прожженный политик и удачливый государь. Вряд ли бы он настолько эмоционально решал матримониальные вопросы, от которых зависела расстановка сил в международной политике. И это еще не учитывая того обстоятельства, что княгине на тот момент было никак не меньше 50 лет. Но «брачное предложение», скорее всего, действительно было. И цель его, вероятно, была в духе знаменитого византийского коварства, а не простодушного восхищения «варваркой» – княгиней далекой и дикой Руси в восприятии утонченного византийца.

    Это был способ проверить намерения княгини: если бы она отказалась, то нанесла бы оскорбление императору, а если бы согласилась, то ее скорее всего обвинили бы в корыстолюбии и высмеяли: мол, не по чину императору Византийскому с варяжской княгиней венчаться.

    Но Ольга была не только мудра, но и находчива. Благодаря своему ответу она сразу получила искомое – крещение в православную веру. Ее ответ – это ответ и политика, и христианки: «За честь породниться с великим Македонским (так называлась правившая тогда династия.  – ред.) императорским домом благодарю. Давай, император, породнимся. Но родство наше будет не по плоти, а духовное. Будь моим восприемником, крестным отцом!»

    Патриарх благословил новокрещеную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска животворящего древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».

    В Киев Ольга вернулась с иконами и богослужебными книгами – так началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда – первого киевского князя-христианина, а многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В киевских и псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала она кресты, уничтожая языческих идолов.

    Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, которое было ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча». На этом месте Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова – славного града русского, именовавшегося с тех пор «Домом Святой Троицы». Таинственными путями духовного преемства через четыре столетия это почитание передано было преподобному Сергию Радонежскому.

    Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые были недовольны действиями Ольги. Ревнители языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. Да, обратить в веру посторонних людей оказалось куда легче, чем повлиять на собственного сына. Внешне он был почтителен, выслушивал рассказы о великолепии Царьграда, о мудрости и праведности патриарха, но подобные «бабские» вещи его мало интересовали.

    Святослав был в первую очередь воином, достойным последователем Перуна. Собственная дружина его не поняла бы, решись он проповедовать врагам учение Христа вместо доброй сечи. Поэтому уклонялся Святослав и от брака с византийской царевной, не хотел с христианами связываться.

    В «Повести временных лет» так говорится об этом: «Жила Ольга с сыном своим Святославом, и уговаривала его мать креститься, но пренебрегал он этим и уши затыкал; однако если кто хотел креститься, не возбранял тому, не издевался над ним… Ольга часто говорила: «Сын мой, я познала Бога и радуюсь; вот и ты, если познаешь, тоже начнешь радоваться». Он же, не слушая сего, говорил: «Как я могу захотеть один веру переменить? Мои дружинники этому смеяться будут!»

    Кроме того, он препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. Среди торжества язычества ей, когда-то всеми почитаемой владычице державы, крестившейся от Вселенского патриарха в столице православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать вспышки антихристианских настроений. Мать и сын любили друг друга – она по-прежнему была опорой Святослава в делах государственных.

    Князь же расширял границы Руси и усиливал ее влияние в мире: разгромил Хазарский каганат, сокрушил Волжскую Болгарию, взял 80 городов по Дунаю. В своих мечтах он видел великую державу – от Дуная до Волги. Ольга переживала за сына: ну как ему объяснить, что считаться с великой империей ромеев необходимо, что будущее за единой верой, за христианством!

    В последние годы жизни Ольга нашла утешение и радость в воспитании внуков, особенно любимого Владимира, которого обратила в христианство. В 968 году Киев осадили печенеги. Княгиня с внуками, среди которых был и Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины.

    11 июля 969 года княгиня Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки, и все люди». Святослав оставался у постели умирающей и похоронил ее по христианскому обычаю, как она и просила.

    Дело великой княгини не пропало даром – любимый внук завершил его, крестив Русь. Он же перенес ее мощи в Десятинную церковь в Киеве. Рассказывают, что над гробницей святой Ольги было окно. Те, кто приходил с верой в сердце, видели в оконце ее мощи, а некоторым даже виделось сияние над ними, ну а маловерующие могли разглядеть только закрытый гроб.

    Канонизировали Ольгу в 1547 году на соборе, который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси еще в домонгольскую эпоху.

    Христианское имя святой Ольги – Елена (в переводе с древнегреческого – «факел»), оно хорошо отражает жар ее духа. Языческое имя Ольги соответствует мужскому Хельги, что означает «святой». Хотя языческое понимание святости отличается от христианского, оно все же предполагает в человеке особый духовный настрой, ум и прозорливость. Раскрывая духовное значение этого имени, народ назвал Олега Вещим, а Ольгу – Мудрой.

    Святая Ольга – женщина, сочетавшая мудрость и огонь, который не угас во всей тысячелетней истории христианской Руси. Ее помнят до сих пор и будут славить еще века.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Продолжение на ЛитРес

    Святая княгиня Ольга — Детям о святых — Детская комната — Статьи

    Больше тысячи лет тому назад по реке Днепру, его притокам, вокруг озера Ильмень и по реке Волхову жили наши предке — славяне. До сих пор находят следы славянских поселений там, где теперь находятся города Новгород и Киев. Славяне занимались охотой, рыбной ловлей, земледелием, добывали мед и воск и воевали между собой. Через земли славян шел «Великий Водный Путь», по которому из Балтийского моря по реке Неве, Ладожскому озеру, реке Волхову, озеру Ильмень и реке Ловати плыли на своих ладьях скандинавские купцы «варяги». Их Ловати ладьи перетаскивались «волоком» до верховьев Днепра и оттуда плыли до Черного моря и Византии.

    Старинное предание рассказывает, что устав от раздоров между их разными племенами, славяне решили поставить себе князя и пригласили князя Рюрика из варяжского (скандинавского) племени «Русь» княжить в Новгороде. После него стал княжить его сын Игорь.

    Славяне были язычниками. Они поклонялись божествам солнца, земли, грома, воды, леса. Этим божествам они приносили жертвы, иногда даже убивали людей. Главным законом была месть — убийство за убийство.

    Понемногу до славян стали доходить слухи и о другой вере, о христианстве. Известно, что в 9 веке в Киеве была уже христианская Церковь. Первой княгиней, принявшей христианскую веру, была княгиня Ольга, жена Игоря. Вот какие предания сохранились о ее жизни.

    Однажды молодой князь Игорь охотился на берегу реки Великой. Ему понадобилось переправиться через реку, но лодки не было. Вдруг он увидел, что кто-то плывет в челноке. Это была Ольга. Он дал ей знак, и она перевезла его на другой берег. Во время этой короткой встречи Ольга произвела на Игоря сильное впечатление. Когда потом Игорю пришло время жениться, он вспомнил о ней, послал искать ее — и Ольга стала русской княгиней, женой князя Игоря.

    Сын их Святослав был еще малолетним, когда был убит Игорь и за него стала управлять русской землей Ольга. Она объезжала все области, наводила порядок, судила мудро и справедливо. За это ее все полюбили, и она приобрела славу мудрой правительницы.

    Среди киевлян в то время было уже много христиан. Из разговоров с ними Ольга поняла, что ее языческая вера ложная, и ее стала привлекать вера христиан. За смерть своего мужа она отомстила жестоко: таков был языческий закон. Но совесть ее говорила ей, что она поступила слишком жестоко: за смерть одного погубила сотни, умертвила больше невинных и беззащитных, чем виновных. А от христиан она слышала, что Бог велел прощать врагов, молиться за них, делать им добро, даже любить их. Ольга почувствовала правду этих евангельских слов и решила стать христианкой.

    Для этого она отправилась в Византию, столицу тогдашнего славного греческого царства. С нею поехала многочисленная свита. Русскую княгиню в Византии встретили с честью и торжественно. Крестил ее сам Патриарх, а император был ее крестным отцом. Вместе с княгиней крестились и многие из ее свиты.

    Вернувшись в Киев, Ольга сразу начала строить церкви. По преданию, ею были построены храмы в Киеве, в Витебске и в Пскове. Это были, по всей вероятности, небольшие деревянные церковки, где могла поместиться сотня-другая людей. Убранство этих первых храмов на Руси было не особенно богатое и красивое, но это были свечечки, зажженные рукою Ольги во тьме языческой, и светили они тихим светом Христовой веры, и звали наших предков служить Богу живому.

    Как-то, поехав навестить свою родину (вблизи нынешнего города Пскова) Ольга увидела на берегу реки Великой три светлых луча, освещающих крутой берег. Княгиня поставила на этом месте большой крест и предсказала, что здесь будет стоять большой храм во имя Святой Троицы и вырастет большой город. И действительно, еще при ее жизни здесь был построен храм, вокруг него стали селиться люди и скоро вырос большой город — теперешний Псков.

    Княгиню Ольгу очень огорчало, что сын ее Святослав оставался язычником. Она говорила ему:

    — Я, сын мой, познала Бога и радуюсь; если ты познаешь Его, ты тоже радоваться начнешь!

    Воинственный Святослав отвечал ей:

    — Как я могу принять другой закон? Моя дружина будет смеяться надо мной!

    Утешалась Ольга тем, что Святослав не запрещал другим принимать христианскую веру.

    На попечении княгини находились ее внуки: Владимир, Олег и Ярополк. Она воспитывала их по-христиански, но не смела крестить, боясь сына-язычника. Труды ее оказались не напрасными. Летопись упоминает о Ярополке, что он «был муж кроткий, милостивый ко всем, любил христиан. Сам не крестился народа ради, но никому не запрещал». Владимир гораздо позднее сам крестился и крестил весь народ в христианскую веру. Люди тогда вспоминали княгиню Ольгу и говорили:

    — Если бы не добра была греческая вера, то Ольга не приняла бы ее — ведь она была мудрая.

    Конец жизни своей Ольга провела в молитве, посте и заботе о бедных и больных. Умерла она в 969 году, когда ей было больше восьмидесяти лет.

    «И плакался о ней, — говорит летописец, — сын ее и внуки и люди все плачем великим».

    Похоронили ее как христианку, а при князе Владимире тело ее перенесли в каменную церковь. В летописи написано об Ольге:

    «Она первая вошла в царство небесное от Руси. Ее славят все сыны русские, потому что и по смерти она молится Богу за Русь».

    Святая равноапостольная княгиня Ольга,


    моли Бога о нас!
    Перепечатано из книги: Рассказы о святых. Составлено С.Куломзиной. М., 2008.

    Молитва. Тропарь, кондак, величание

    9780856835179: Княгиня Ольга: Дикий и босоногий Романов — AbeBooks

    Об авторе :

    Корин Холл является автором «Маленькая мать России », биографии прабабушки княгини Ольги, и соавтором «Однажды великая княгиня: Ксения, сестра Николая II», биографии бабушки княгини Ольги.Княгиня Ольга — младший ребенок князя Андрея Александровича, племянника последнего царя Николая II. Ее мать была второй женой князя Андрея. Она выросла и получила частное образование в Provender House, историческом доме в английской сельской местности. После смерти матери она вернулась, чтобы ухаживать за Provender House, который теперь открыт для публики.

    Обзор :

    «Самое главное, княгиня Ольга — это еще и откровенное откровение детства княгини Ольги под ее более расслабленным отцом и более строгой матерью.В ее мемуарах подробно рассказывается о ее нетрадиционном детском опыте обучения у гувернанток, о ее знакомстве с высшим светом в качестве сопровождаемой дебютантки и о ее собственных отношениях с британской королевской семьей ». — Софи Уокер, Русское искусство и культура

    « Убийство Распутина, сексуальные проступки и Лох-несское чудовище; Недавно вышедшие воспоминания княгини Ольги Романовой читаются весьма необычно. . . Появилась очень увлекательная книга, которая не оправдывает ожиданий.»—Джонатан Уилли, Mayfair Times

    » Очень удобочитаемая автобиография. . . несколько увлекательных анекдотов »- Эльма Вугдт, thenewroyaltyworldblog.wordpress.com

    « Увлекательная книга »- Мишель Мэгвуд, Йоханнесбург Sunday Times

    « Увлекательная книга ». —Мишель Мэгвуд, Johannesburg Sunday Times

    «Об этом заголовке» может принадлежать другой редакции этого заголовка.

    Княгиня Ольга: дикий и босоногий Романов, книга Корин Холл (в твердом переплете)

    Это очень интересная история, рассказанная с юмором приземленной женщиной, которая пытается свести концы с концами в 21 веке. Уход за историческим домом ее детства, Provender House, в глубине английской сельской местности, действительно является постоянной ежедневной битвой для этой современной принцессы. Княгиня Ольга Романова — дочь старшего племянника царя Николая II, убитого большевиками вместе со своей семьей в 1918 году.Она младший ребенок покойного русского князя Андрея Александровича, который родился в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге в 1897 году. Он бежал из России в 1918 году вместе со своей беременной (первой) женой и своим отцом, великим князем Александром Михайловичем, в то время как его отец. мать, великая княгиня Ксения, и его бабушка, Ее Императорское Высочество Мария Федоровна, последовали через несколько месяцев. Легендарные романовские драгоценности, которые они смогли вывезти контрабандой, пришлось продать, и изгнанная семья на некоторое время была размещена британской королевской семьей в различных домах милосердия в Виндзорском замке и Хэмптон-Корт.Книга изобилует забавными анекдотами о британской королевской семье, их британских кузенах. Читатель также узнает о детстве принцессы. За ней ухаживали няни, а затем она получала частное образование дома, поскольку ее мать вспомнила ужасные времена, которые она пережила в школе-интернате. Но княгиня Ольга предпочитала отдых на природе и катание на пони. Она до сих пор смеется над одним из планов своей матери — выдать ее замуж за принца Чарльза! Это действительно было необычное воспитание: снобистская и строгая мать шотландского и скандинавского происхождения и более расслабленный и снисходительный отец Романов, чье занятие было указано как «Принц России» в свидетельстве о рождении Ольги.Ее дом, Provender House, забит увлекательными реликвиями Романовых, от посуды, которой пользовался царь и его семья во время их последнего пленения в Екатеринбурге, до перочинного ножа с алмазным лезвием, который использовался для царапин

    Содержание

    Состав главных героев; Список иллюстраций; 1 Романовское наследие; 2 Семья моей матери; 3 детских дня; 4 Уайлд в Кенте; 5 Из общества; 6 хайленд-флинг; 7 Провендер; 8 Мои дети; 9 Провендер ухудшается; 10 Реставрация; 11 Утраченное наследие; 12 размышлений

    Декабрь 2013 — Портрет Ее Королевского Высочества принцессы Югославии Ольги

    Иван Радович, Вршац 1894-1973

    холст, масло,

    размеры: 98 x 79 см,

    около 1934 г.

    инв. нет. 229/01,

    Белый дворец

    Портрет Ее Королевского Высочества принцессы Ольги Югославии, жены Ее Королевского Высочества принца Югославского Павла, сделанный Иваном Радовичем, относится к произведениям искусства, для которых не сохранились документы о приобретении или заказе. Картина была найдена в Королевской коллекции произведений искусства с обширными повреждениями в центре. На удивление картина впервые была упомянута в описи только в 1981 году, да и то как «картина без рамы».

    Хотя Белый дворец был резиденцией князя Павла и княгини Ольги, нельзя с уверенностью сказать, что портрет был заказан специально для этой характерной местности. Более того, невозможно определить, когда портрет был заказан, поскольку принцесса Ольга не показана с каким-либо атрибутом, который мог бы идентифицировать ее как жену Его Королевского Высочества принца-регента Павла Югославского.

    Все черты портрета Радович изображают элегантную молодую дворянку 30-х годов прошлого века. Это представительский, а не официальный портрет принцессы. Она изображена сидящей в горделивой аристократической позе, слегка сложив руки на коленях и повернув голову к зрителю. Особенностью портрета является пронзительный взгляд княгини Ольги, четко направленный на зрителя. Это показывает не только силу ее личности, но еще более четкое осознание своего социального статуса. Как и многие портретисты своего времени, Иван Радович нарисовал принцессу в строгом вечернем платье, которое своей элегантностью и простотой говорит об утонченности его обладательницы, а цвета вписываются в саму фигуру дворянки.Дизайн платья и прическа принцессы позволяют датировать портрет 30-ми годами двадцатого века. Радович повторяет темно-коричневый оттенок волос в цветах платья и полупрозрачной вуали, которая слегка прикрывает руки и плечи. Такое же колористическое повторение проявляется в цвете ее кожи и белого цветка, единственном украшении платья княгини Ольги, а также в сине-зеленых оттенках ее глаз, которые с вариациями повторяются на простом монохромном фоне портрета. Таким образом, Радович получил очень компактную, колористически законченную работу и, следовательно, визуально очень яркий портрет.

    Иван Радович (1894-1973) родился в Вршаце. В 1919 году окончил Академию изящных искусств в Будапеште в классе профессора Иштвана Рети. Его поездки в Прагу, Париж, Венецию и Вену имели большое значение для его творческого развития. В 1922 году Радович участвовал в 5-й югославской выставке в Белграде, а в 1925 году у него была первая персональная выставка в Белграде.С 1926 года Радович был участником художественной группы «Форма». Он работал профессором Школы искусств в Белграде с 1932 по 1940 год. После Второй мировой войны «он стал членом ULUS, а в 1954 году — членом арт-группы« Шесть ». В 1971 году он стал членом-корреспондентом SASA.

    НЕ-ТАКАЯ ПРИНЦЕССА ОЛЬГА — ИКОНЫ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

    Сегодня я прочитал новостную статью, в которой упоминается первоначальное недоумение историка по поводу иллюстрации Франца Хельма к военному руководству XVI века. На нем изображены голубь и кошка с кажущимися «реактивными ранцами» с привязанными к их спинам выхлопными газами. Может быть, ракеты?

    Эта иллюстрация ни на мгновение не озадачила меня и не озадачила бы любого, кто читал книгу Русская Первичная летопись и ее рассказ о жизни очень нечестивой русской православной святой княгини Ольги Киевской.

    Вот очень прозападная икона с изображением евангелиста Иоанна (Иоанна) и княгини Ольги. Скорее всего, он был написан для мужа и жены, у которых эти святые были «именными святыми».«Посмотри на Ольгу, вся сладость и свет». Но согласно Primary Chronicle , она могла быть абсолютно злой и совершенно неумолимой.

    (Любезно предоставлено Jacksonsauction.com)

    Что сделала Ольга?

    Ну, сначала она вышла замуж за князя Игоря из династии Рюриковичей. В 945 году Игорь пошел за данью от племени деревлян, но был очень жадным и потребовал многого, а затем жестоко забрал его. Что еще хуже, по дороге домой он повернулся, чтобы потребовать еще большего. Деревляне увидели, что его волчью жадность нельзя утолить, поэтому они вышли из своего города Искоростень и убили его.

    Это оставило Игоря и Ольги сына Святослава наследником владычества Киева. Но Святославу было всего три года, поэтому Ольга стала регентшей, правительницей вместо него.

    Тем временем деревляне, возможно, пытаясь загладить свою вину (Хроника приписывает другой, меньший мотив), послали к княгине Ольге своих представителей — двадцать из них, прося ее руки за своего доброго князя Мала, предлагая союз, который объединил бы этих двоих. фракции.Они прибыли в Киев на лодке.

    Услышав их предложение, Ольга солгала им и сказала, что довольна. Но она попросила их вернуться в свою лодку, сказав, что на следующий день она, в знак уважения к ним, отнесет их к себе в лодке.

    Это показалось лестной перспективой, поэтому послы ушли, а на следующий день их отнесли, сидя богато одетых, все еще в лодке, в зал, где сидела Ольга. Однако Ольга ранее приказала вырыть большую яму в зале, и когда деревлян внесли внутрь, их бросили, лодку и все такое, в яму. Ольга, заглянув внутрь, спросила их, нравится ли им оказанная честь, после чего они похоронили их заживо.

    Затем Ольга послала послание в Деревлянскую землю, сказав, что, если они пошлют своих самых выдающихся людей, киевляне будут впечатлены ими и позволят Ольге поехать с ними к князю Малу в знак чести. Так деревляне прислали свои важнейшие авторитеты. Когда они приехали, Ольга сказала им, что устроит им аудиенцию после того, как они пойдут в баню и купятся.Когда они вошли в баню, Ольга заперла двери и подожгла баню. Все они сгорели.

    Тогда Ольга отправила послание обратно в Деревлянскую землю, сказав, что она идет к ним, но что они должны приготовить большое количество меда, чтобы Ольга оплакивала могилу своего мужа. Когда Ольга прибыла к древлянам, она пошла к могиле Игоря и оплакивала, а затем попросила своих приближенных приготовить поминальный пир, на который были приглашены деревляне.Последователи Ольги подали им медовуху, и когда они были очень пьяны, она приказала своим последователям убить их, и она « пошла сама по себе, подстрекая свою свиту к резне деревлян. И они срубили пять тысяч из них; но Ольга вернулась в Киев и подготовила армию для нападения на выживших ».

    Когда Ольга пригрозила им своим войском, деревляне, теперь понимая, с каким человеком имеют дело, предложили ей дань медом и мехами. Но Ольга попросила другое:

    .

    « Дайте мне трех голубей, — сказала она, — и по три воробья от каждого дома.Я не хочу взимать тяжелую дань, как мой муж, но я требую от вас только этот небольшой подарок, потому что вы обеднели из-за осады.

    Деревляне, обрадованные и ободренные этим, с радостью взяли по три голубя и по три воробья из каждого дома и послали их к Ольге, чтобы исполнить ее просьбу. Ольга сказала им, что теперь они могут вернуться в свой город, когда она довольна, и сказала, что на следующий день вернется домой. Когда деревляне вернулись в Искоростень и доложили об этом народу, все были очень довольны.

    Теперь, однако, происходит ужасное событие, объясняющее наличие «реактивного ранца» на птицах и кошках на иллюстрации XVI века:

    Ольга дала каждому воину своего войска по голубю или воробью и приказала прикрепить ниткой к каждому голубю и воробью кусок [зажигательной] серы, перевязанный небольшими кусками ткани. Когда наступила ночь, Ольга приказала своим воинам выпустить голубей и воробьев. И птицы полетели в свои гнезда, голуби — в коттеджи, а воробьи — под карнизы.Голубятни, курятники, веранды и сенокосы были подожжены. Не было дома, который бы не сгорел, и невозможно было потушить пламя, потому что все дома загорелись сразу. Люди бежали из города, и Ольга приказала своим солдатам поймать их. Так она взяла город и сожгла его, и схватила старейшин города. Некоторых из других пленников она убила, а некоторых отдала другим в рабство своим последователям. Остаток она оставила отдать дань уважения.

    Очаровательная дама, да?

    Где-то между 948–955 годами Ольга отправилась в Византию, в Константинополь, который русские назвали Царьград («Город-Император»).Константин, тогдашний правитель, был впечатлен ее умом и хотел сделать ее своей женой и императрицей. Ольга, еще язычница, попросила самого императора креститься в христианство. Константин был готов подчиниться, поэтому он крестил ее, и Ольга стала христианкой.

    Тогда Константин официально предложил ей брак.

    Ее ответ, однако, был: « Как ты можешь выйти за меня замуж, после того, как ты крестил меня и назвал меня своей дочерью? Ибо среди христиан это незаконно, как вы сами должны знать.

    Константин заметил: « Ольга, вы меня перехитрили. »И он отправил ее домой с подарками.

    Когда сын Ольги Святослав вырос и стал правителем, Ольга попросила его стать христианином, сказав, что если он это сделает, то его подданные также обратятся. Однако он предпочитал оставаться язычником.

    Первая летопись завершает рассказ об Ольге, называя ее «предшественницей земли христианской, как рассвет предшествует солнцу и как рассвет предшествует дню.Ибо она сияла, как луна ночью, и сияла среди неверных, как жемчужина в болоте, потому что люди были осквернены и еще не очистились от своих грехов святым крещением. Но она сама очистилась этим священным очищением. Она сняла греховные одежды ветхого Адама и облеклась в нового Адама, который есть Христос .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *