Краткая биография Михаила Зощенко для школьников 1-11 класса. Кратко и только самое главное
Главная>Биографии писателей и поэтов
Быстрый переход:
Очень краткая биография (в двух словах)
Краткая биография (подробно)
Видео краткой биографии (для тех, кто предпочитает слушать)
Очень краткая биография (в двух словах)Родился 9 августа 1894 года в Петербурге. Отец — Михаил Иванович Зощенко (1857—1907), художник. Мать — Елена Осиповна (1875—1920). В 1913 году Зощенко окончил 8-ю Санкт-Петербургскую гимназию. Был женат на Вере Кербиц. Умер 22 июля 1958 года в возрасте 63 лет. Похоронен на городском кладбище в Сестрорецке. Основные произведения: «Перед восходом солнца», «Аристократка», «Беда», «Галоша», «Ёлка» и другие.
Краткая биография (подробно)Михаил Зощенко – русский писатель и признанный классик XX века. Михаил Михайлович родился 9 августа 1894 года в Петербурге в небогатой, но интеллигентной семье. Отец писателя был художником, а мать – актрисой и писательницей рассказов. Зощенко учился в 8-й гимназии Петербурга, а затем в Императорском университете на юридическом факультете. В возрасте 18 лет был зачислен юнкером в Военное училище. Обучение было прервано началом Первой мировой войны и Михаил ушел на фронт. Он участвовал во многих боях и получил немало ранений. Был награжден четырьмя боевыми орденами.
После революции 1917 года вступил в Красную Армию и служил в пограничных войсках вплоть до весны 1919 года. Тогда же у него обнаружилась серьезная болезнь сердца, и ему пришлось оставить службу. По возвращении, Зощенко стал работать телефонистом в пограничной страже. В 1920-е годы стали появляться его сборники рассказов, среди них «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова», «Сентиментальные повести», «Исторические повести», «Голубая книга» и т.д. Публикации этих рассказов сразу прославили автора, и к середине 1920-х годов он уже был одним из наиболее популярных писателей в стране.
Многие произведения писателя были запрещены к изданию, так как показывали негативные стороны советского общества. В период Второй мировой войны Зощенко был в эвакуации в Алма-Ате. Вернувшись в Москву, в 1943 году издал повесть «Перед восходом солнца», которая подверглась резкой критике. В результате в 1946 году постановлением ЦК ВКП(б) все работы писателя были под запретом, сам он был исключен из Союза писателей и подвергался постоянным нападкам. Зощенко временно стал заниматься переводческой деятельностью. Лишь в 1953 году после смерти И. В. Сталина он смог вновь издавать книги. Умер писатель в июле 1958 года от острой сердечной недостаточности.
см. также:
Краткие биографии других писателей и поэтов
Краткое содержание Великие путешественники, Зощенко
Краткое содержание Ёлка, Зощенко
Краткое содержание Галоша, Зощенко
Краткое содержание Монтёр, Зощенко
Биография Михаила Зощенко — РИА Новости, 02.
![](/800/600/http/russchooljordan.ru/wp-content/uploads/8/5/b/85be453591c3d091357f675a7cbf5eda.jpeg)
Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа (29 июля по старому стилю) 1894 года в Петербурге. По другим данным, он родился 10 августа (29 июля по старому стилю) 1895 года. Сайт Санкт-Петербургского государственного литературного музея «ХХ век» (Музей-квартира М. Зощенко) указывает дату рождения писателя 9 августа (28 июля по старому стилю) 1894 года.
Его отец был художником, членом Товарищества передвижных художественных выставок, служил при Императорской академии художеств.
Мать писала рассказы и играла на сцене любительского театра.
После смерти отца в декабре 1907 года семья оказалась на грани нищеты.
В 1913 году, по окончании Санкт-Петербургской гимназии, Михаил Зощенко поступил на юридический факультет Петербургского университета, но через год был отчислен из-за неуплаты за обучение.
Сначала он работал контролером на Кавказской железной дороге. Когда началась Первая мировая война, Зощенко добровольцем поступил на военную службу. Был зачислен юнкером рядового состава в Павловское военное училище на правах вольноопределяющегося 1-го разряда; окончив ускоренные курсы, ушел на фронт. Участвовал во многих боях, был ранен, отравлен газами. Награжден за боевые заслуги четырьмя орденами и отчислен в резерв по состоянию здоровья.
За свою жизнь Зощенко сменил более 15 профессий — от сапожника до инструктора по кролиководству и куроводству.
В 1919 году он записался добровольцем в Красную армию и участвовал в боевых действиях под Нарвой и Ямбургом (против отрядов Булак-Балаховича), но был комиссован после очередного рецидива болезни, связанной с отравлением газами в Первую мировую войну.
Вернувшись в Петроград (ныне Санкт-Петербург), Зощенко устроился на работу в уголовный розыск. Одновременно он занимался в творческой студии, организованной при издательстве «Всемирная литература», которой руководил Корней Чуковский. Кроме прозы, во время учебы Зощенко написал статьи о творчестве Александра Блока, Владимира Маяковского, Тэффи и др. В студии он познакомился с писателями Валентином Кавериным, Всеволодом Ивановым, Львом Лунцем, Константином Фединым, Елизаветой Полонской, которые в 1921 году объединились в литературную группу «Серапионовы братья». В группу вступил и Зощенко.
В 1920-1921 годах Зощенко написал рассказы «Любовь», «Война», «Старуха Врангель», «Рыбья самка», которые впоследствии были напечатаны.
Переход Зощенко к профессиональной литературной деятельности был ознаменован выходом в издательстве «Эрато» книги «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова» (1921-1922).
К середине 1920-х годов Зощенко стал одним из самых популярных писателей. Его рассказы «Баня», «Аристократка», «История болезни», которые он часто сам читал перед многочисленными аудиториями, были известны и любимы во всех слоях общества.
С 1922 года по 1946 год его книги выдержали около 100 изданий, включая собрание сочинений в шести томах (1928-1932).
С 1923 года писатель начал сотрудничать с сатирическими изданиями. Зощенко публиковал свои рассказы и фельетоны в журналах «Дрезина» (под псевдонимом «Назар Синебрюхов»), «Красный ворон», «Красный журнал для всех», «Огонек». Он стал постоянным автором сатирических журналов «Бузотер», «Смехач» и «Бегемот».
В 1929 году Зощенко издал книгу «Письма к писателю» — своеобразное социологическое исследование, которое составили несколько десятков писем из читателей и его комментарий к ним.
В 1930-х годах в составе группы советских писателей он совершил поездку по Беломорканалу, организованную в пропагандистских целях, которая произвела на него угнетающее впечатление. После этой поездки написал «Историю одной жизни» (1934) о перевоспитании в лагерях преступников.
Попыткой избавиться от угнетенного состояния стало своеобразное психологическое исследование — повесть «Возвращенная молодость» (1933). Книга вызвала заинтересованную реакцию в научной среде — она обсуждалась на академических собраниях, рецензировалась в научных изданиях.
Как продолжение «Возвращенной молодости» был задуман сборник рассказов «Голубая книга» (1935). Рассказы о современности перемежались в нем рассказами, действие которых происходит в прошлом. Книга была не понята широкой публикой и вызвала разгромные отзывы. Зощенко фактически было запрещено печатать произведения, выходящие за рамки «положительной сатиры». Несмотря на высокую писательскую активность (заказные фельетоны, пьесы, киносценарии), подлинный талант Зощенко проявлялся только в рассказах для детей, которые он писал для журналов «Чиж» и «Еж».
В 1930-х-1940-х годах Зощенко написал около двух десятков пьес. Среди них — «Уважаемый товарищ» (1930), «Преступление и наказание» (1933), «Опавшие листья» (1941), «Под липами Берлина» (совместно с Евгением Шварцем, 1941), «Солдатское счастье» и другие, а также повести «Черный принц», «Керенский», «Шестая повесть Белкина», «Тарас Шевченко».
Летом 1941 года сразу после начала Великой Отечественной войны (1941-1945) писатель подал заявление на добровольное вступление в армию, но получил отказ из-за болезни сердца. Зощенко был эвакуирован в Алма-Ату, где прожил до 1943 года, работая в сценарном отделе «Мосфильма».
В 1943 году Зощенко переехал в Москву и стал работать в журнале «Крокодил». В том же году журнал «Октябрь» начал печатать главы повести «Перед восходом солнца», которую писатель считал главной в своей жизни.
Повесть привела в ярость Сталина, после чего ее печать была приостановлена. С предъявленными обвинениями писатель не согласился и написал Сталину письмо, на которое не получил прямого ответа, а на Зощенко обрушился шквал критической брани. Писатель оказался на грани нищеты — его вывели из коллегии журнала «Крокодил», он лишился продуктового пайка.
Неожиданно для самого Зощенко в 1946 году журнал «Звезда», не поставив автора в известность, напечатал его рассказ «Приключения обезьяны».
Произведение, в котором был усмотрен намек на то, что в советской стране обезьяны живут лучше, чем люди, стало поводом для принятия в августе 1946 года постановления ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», критиковавшего Михаила Зощенко и Анну Ахматову. На писательском собрании Зощенко заявил, что честь офицера и писателя не позволяет ему смириться с тем, что в постановлении ЦК его называют «трусом» и «подонком литературы». Зощенко и Ахматову исключили из Союза писателей.
Зощенко с семьей голодал. За доплату он обменял свою квартиру в писательском доме на меньшую. От голода у него опухали ноги, но он продолжал работать.
В 1947 году Зощенко написал цикл партизанских рассказов. В 1948 году в его переводе вышел роман финского писателя Лассила «За спичками», но имени переводчика там так и не указали.
В 1954 году на встрече с английскими студентами Зощенко вновь попытался изложить свое отношение к постановлению 1946 года, после чего травля началась по второму кругу. Следствием этой кампании стало обострение душевной болезни, не позволявшее писателю полноценно работать.
Восстановление его в Союзе писателей в 1953 году и издание после перерыва его книг принесли лишь временное облегчение его состояния.
В декабре 1956 года вышла книга «Избранные рассказы и повести. 1923-1956», в июне 1958 года — «Рассказы и фельетоны».
22 июля 1958 года Михаил Зощенко скончался в городе Сестрорецке (ныне муниципальное образование Курортного района Санкт-Петербурга). Городские власти запретили его хоронить на Литераторских мостках Волковского кладбища, и Зощенко был погребен в Сестрорецке.
Михаил Зощенко был награжден орденами Российской империи Святого Станислава II степени с мечами, Святой Анны IV степени, Святой Анны III степени с мечами и бантом. Был представлен к ордену Святого Владимира IV степени, но получить награду не успел.
В 1939 году Зощенко был удостоен советского ордена Трудового Красного Знамени. В 1946 году награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
В декабре 1988 года в квартире писателя в Ленинграде (Санкт-Петербурге) был учрежден Музей М.М. Зощенко — филиал музея Ф.М. Достоевского. В апреле 1993 года он получил самостоятельный статус. С 2007 года — государственный литературный музей «ХХ век».
В ноябре 1994 года на могиле писателя был открыт памятник по проекту архитектора Виктора Онешко. В 1996 году памятник был осквернен и обезглавлен. В 2003 году обновленный памятник Зощенко был открыт в сквере Сестрорецка у Центральной районной библиотеки, которая носит имя писателя.
В августе, ко дню рождения писателя, в сестрорецкой библиотеке имени Зощенко ежегодно проходят Зощенковские чтения.
Михаил Зощенко был женат на Вере Кербиц-Кербицкой — дочери отставного полковника. У него остался сын Валерий.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Зощенко Михаил Михайлович | Советский автор
- Год рождения:
- 10 августа 1895 г. Полтава Украина
- Умер:
- 22 июля 1958 г. (62 года) Санкт-Петербург Россия
- Известные работы:
- «История одной жизни» «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова»
- Механизм/стиль:
- Братья Серапион
Просмотреть все связанные материалы →
Михаил Михайлович Зощенко , (род. 10 августа [29 июля по старому стилю] 1895 г., Полтава, Украина, Российская империя — умер 22 июля 1958 г., Ленинград [ныне Санкт-Петербург], русский СФСР, СССР), советский писатель-сатирик, чьи рассказы и очерки входят в число лучших юмористических произведений советского периода.
Зощенко изучал право, а затем в 1915 году пошел в армию. Он служил офицером во время Первой мировой войны, был ранен и контужен газом, награжден четырьмя медалями за храбрость. Между 19С 17 по 1920 год он жил в разных городах и работал на разных случайных заработках и в разных профессиях. В 1921 году в Петрограде (ныне Санкт-Петербург) вступил в литературную группу Серапионовых братьев. Его первыми произведениями, получившими известность, стали рассказы в Малапропизмы, присутствующие в этих произведениях, затрудняют, хотя и не исключают их перевод (из переводов на английский язык следует отметить Нервные люди и другие сатиры [1963], пер. Марии Гордон и Хью Маклина). Несмотря на необыкновенный юмор, рассказы Зощенко рисуют ужасающую картину жизни в Советской России.
Начиная с 1930-х годов Зощенко подвергался все более жесткой критике со стороны советских чиновников. Он пытался соответствовать требованиям социалистического реализма — в частности, в «Истории одной жизни » (1935; «Повесть одной жизни»), посвященной строительству с применением принудительных работ Беломорско-Балтийского водного пути, — но с небольшим успех. В 1943 журнал Октябрь начал серию его психолого-интроспективного цикла эпизодов, анекдотов и воспоминаний под названием Перед восходом солнца («Перед восходом солнца»), но приостановил публикацию после второй части. Только в 1972 году серия была опубликована полностью, как Повести о разуме («Повесть о разуме»).
В 1946 году Зощенко опубликовал в литературном журнале «Звезда» рассказ «Приключения обезьяны», который был осужден критиками-коммунистами как злонамеренный и оскорбительный для советского народа. Был исключен (вместе с поэтессой Анной Ахматовой) из Союза советских писателей, что означало фактический конец его литературной карьеры. В 1954, встречаясь с английскими студентами в России, Зощенко заявил, что не считает себя виновным, после чего подвергся дальнейшему преследованию. Это давление привело к психологическому кризису; в результате Зощенко провел свои последние годы в плохом здоровье.
После его смерти советская пресса, как правило, игнорировала его, но некоторые его работы были переизданы, а их быстрая продажа свидетельствовала о его неизменной популярности.
Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена Дж. Э. Люберингом.
Зощенко Михаил | Encyclopedia.com
Born: 1895, Poltava, Украина
: 1958, Ленингград, СССР
Национальность:
Genre: FICTION.
Восстановленная юность (1933)
Перед восходом солнца (1943, 1972)
Обзор
Михаил Зощенко был относительно неизвестным сатиром за пределами русской литературы, но самым популярным сатиром был Михаил Зощенко в СССР с начала 1920-х годов до 1946 года, когда он был исключен из Союза писателей России, а его произведения запрещены. Зощенко проницательно исследовал культурную неразбериху, последовавшую за большевистской революцией, используя традиционную русскую литературную технику, известную как сказ , которая устанавливает комического рассказчика, отличного от автора. Центральным элементом сатиры Зощенко был особый язык, который использовали его рассказчики, сочетающий сленг, марксистский жаргон и общеупотребительные юмористические искажения.
Сочинения в биографическом и историческом контексте
Привилегированное воспитание Михаил Михайлович Зощенко родился 28 июля 1895 г. в г. Полтава, Украина, входившая в то время в состав Российской империи. Его отец, Михаил Иванович Зощенко, был художником и помещиком, а мать была актрисой и опубликовала несколько рассказов. Он увлекся писательством в юном возрасте, сочиняя стихи к 1902 году в возрасте семи лет и пробуя свою первую прозу в 19 лет.07, год смерти его отца. В семнадцать лет он начал изучать право в Санкт-Петербургском университете.
Солдат во время Первой мировой войны Когда началась Первая мировая война, Зощенко бросил учебу и вступил в Императорскую армию. Первая мировая война началась, когда наследник престола Австро-Венгрии эрцгерцог Франц Фердинанд был убит террористом в Сараево, Сербия, в июне 1914 года. Вскоре Австро-Венгрия объявила войну Сербии и ее союзникам. Запутанные союзы втянули в конфликт почти все европейские страны. Австро-Венгрия в союзе с Германией, Турцией и до 1915, Италия, против Франции, России, Великобритании и, после 1917 года, Соединенных Штатов. Зощенко стал лейтенантом гренадеров и был дважды награжден за храбрость. Во время войны он отравился газом, что привело к хроническому заболеванию.
Пока шла Первая мировая война, Россия столкнулась с внутренними проблемами. В период правления царя Николая II, начавшегося в 1894 г., образовались многочисленные оппозиционные группы, выступавшие против самодержавного характера его правления. Такие группы получили власть, когда царские войска потерпели поражение в 19 в.05 Русско-японская война. Хотя Николай пытался удержать власть, разрешив избирать Думу (законодательные органы), он разрешил лишь ограниченные реформы, сохранив при этом контроль над правительством. Дальнейшие поражения немцев в Первой мировой войне привели к концу царствования Николая. Он был вынужден отречься от престола в марте 1917 года, что привело к еще одному конфликту по поводу того, кто будет управлять страной. Большевики (коммунисты) во главе с Владимиром Лениным в конечном итоге одержали победу в 1918 году, и Ленин немедленно согласился на мирный договор с Германией.
Самый продаваемый юморист Советской России После русской революции Зощенко сменил несколько должностей, от сапожника до патрульного. Он ненадолго вступил в Красную Армию, хотя никогда не вступал в Коммунистическую партию и фактически оставался политически нейтральным на протяжении всей своей жизни. Он поселился в Санкт-Петербурге (тогда он назывался Петроградом), женился, родил ребенка и начал свои первые серьезные попытки писать. Он помог основать группу под названием «Братья Серапионы», которые были в основном социалистами, но выступали против ограничений на художественное самовыражение. Его первые сказ этюды принял голос бедного солдата по имени Синебрюхов, который рассказывает о своих злоключениях в бессмысленной мешанине жаргона, диалекта и бюрократического жаргона. Первый сборник рассказов Зощенко « Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова » (1922) имел мгновенный успех. Еще двадцать последовали за следующие четыре года, продав миллионы копий и быстро сделав его самым популярным юмористом того времени.
Рассказы о Синебрюхове дали Зощенко его фирменный стиль. Его рассказчики брали разные псевдонимы, но его произведения сразу узнавались по уникальной сумасбродной манере и трагикомическому портрету советского общества. Высмеивая житейские невзгоды, выпавшие на долю советского гражданина, он избегал романтического или грандиозного тона многих своих сверстников. Для него новое общество не было чем-то героическим или вдохновляющим, а скорее чередой мелких разочарований и поражений.
Отражение перемен в обществе Юмор Зощенко запечатлел социальный хаос в России после 1917 года. Крах монархии и аристократии принес острую разруху и разруху. Публичный дискурс внезапно наполнился странной марксистской лексикой — сам язык претерпел революцию. Массовые кампании по ликвидации неграмотности произвели миллионы новых образованных читателей. Зощенко говорил с ними, иронически противопоставляя революционные идеалы реалиям советской жизни, в прозе, тиражирующей устное повествование. В «Женщине, которая не умела читать», например, женщина не реагирует на партийную кампанию по распространению грамотности, пока не находит надушенное письмо в кармане своего мужа.
Некоторые рассказы Зощенко подчеркивают лишения и трудности современной жизни. Восхваляемое введение электрического света в рассказе «Бедность» (1924) только показывает, как бедно на самом деле живут люди. Рассказчики Зощенко обычно живут в коллективных квартирах, разделенных между несколькими семьями, которые делят кухню и ванную комнату. В «Кризисе» (1925) мужчина и его жена живут в ванной, купая своего новорожденного каждый день, в то время как их тридцать два соседа по комнате также хотят пользоваться удобствами. Серия более длинных и мрачных историй, собранных в Что пел соловей: Сентиментальные сказки (1927), обыгрывает литературные условности, а также мотивы классических русских произведений, таких как произведения Николая Гоголя и Александра Пушкина.
Восстановленная молодежь Зощенко, как и советское общество в целом, в середине 1920-х годов столкнулись с трудностями. После смерти Ленина в 1924 году разгорелась борьба за контроль над Коммунистической партией. К 1928 году Иосиф Сталин устранил всех своих соперников и добился полной власти. Его правление было суровым и включало принудительную индустриализацию и коллективизацию сельского хозяйства. Во время так называемой Культурной революции Сталина в истеблишменте Зощенко чувствовал давление, чтобы привести его работу в соответствие с более ортодоксальной советской литературой. Серая зона, в которой могли работать незаинтересованные художники, закрывалась. В то же время у Зощенко был личный порыв уточнить свое письмо. Его здоровье стало навязчивой идеей, которая вскоре затмила его работу. Зощенко был ипохондриком и хронически депрессивным. В конце одного тяжелого приступа скуки в начале 19В 30 лет он почувствовал, что нашел секрет здоровья и долголетия, которым решил поделиться со своими читателями. В результате повесть « Возрожденная молодость » (1933) стала самым неоднозначным произведением Зощенко.
То, что Зощенко представлял себе прямолинейным дидактическим произведением, вышло как раз наоборот. История «Восстановление молодости » касается стареющего, подавленного профессора, который приступает к строгой программе самопомощи, которая преуспевает до такой степени, что он ухаживает за девятнадцатилетней дочерью своего соседа и женится на ней. На полях этой нелепой сказ повествование, однако сто страниц сносок представляют новообретенные взгляды Зощенко на здоровье. Сопоставление вызывает у читателя тревожный опыт: это изощренная сатира, серьезный трактат о самопомощи или может быть и то, и другое?
Выживание без двусмысленности Намерения его следующей работы, Синяя книга (1935), были столь же непрозрачны. В нем также смешаны художественный и документальный, пародийный и идеологический подход. Синяя книга описывает историю человечества с помощью драматизированных исторических эпизодов или кратких сводок фактов, связанных общей темой. Сбивая с толку критиков, произведение можно было рассматривать либо как упрощенную историческую возню, либо как клоунскую издевку.
Производить такую неортодоксальную литературу при Сталине было рискованно. В конце 1930-х годов, после того как социалистический реализм стал официальной доктриной советской литературы, Зощенко изменил свой стиль. В его коротких произведениях язык явно яснее, и рассказчик ясно понимает историю и урок, который можно извлечь из нее. Несколько документальных работ, казалось, продемонстрировали его способность писать без иронии и двусмысленности. Если мир, созданный Зощенко в 1920-е годы были хаотичными и разочаровывающими, теперь они были относительно эффективными и гостеприимными. Из-за явных изменений в его работе официальное положение Зощенко изменилось на противоположное. Сталинские чистки унесли миллионы жизней и опустошили ряды писателей-экспериментаторов, но Зощенко не подвергался гонениям и его творчество не подавлялось.
Писал перед восходом солнца Во время Второй мировой войны (глобальный военный конфликт с участием 61 страны, в результате которого погибло 55 миллионов человек) Зощенко, как и почти все советские писатели, занимался антифашистской пропагандой. Он также завершил свою самую амбициозную и автобиографическую работу, Перед восходом солнца (1943).
Осуждены и замолчали Послание Зощенко было слишком своеобразным и эгоцентричным для сталинского Советского Союза. Публикация Before Sunrise была прервана после того, как первая половина появилась в журнале октября года. Вторая половина не будет напечатана до 1972 года, спустя много времени после смерти Зощенко. Цензура «Перед рассветом » раздавила Зощенко.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ СОВРЕМЕННИКИ
Среди известных современников Зощенко:
Михаил Шолохов (1905–1984): Этот советский писатель написал «Тихий Дон» (1928–1940). Он был лауреатом Нобелевской премии по литературе 1965 года.
Исаак Бабель (1894–1984): Этот еврейский советский журналист, драматург и автор рассказов опубликовал такие книги, как сборник рассказов «Одесские рассказы » (1927) и пьесу « Закят ».
Натаниэль Уэст (1903–1940): этот американский писатель, сценарист и сатирик был наиболее известен своим мрачным юмором «День саранчи » (1939).
Роберт Бенчли (1889–1945): Этот американский юморист был известен своей работой в качестве газетного обозревателя, киноактера и члена Алгонкинского круглого стола.
Олдос Хаксли (1894–1963): Этот английский писатель, эссеист, поэт и автор рассказов наиболее известен своей классической книгой 1932 года.0061 Дивный новый мир .
Два года спустя случился еще больший удар. В 1946 году один из рассказов Зощенко для детей был перепечатан во взрослом издании и вне контекста казался провокационным и политически подозрительным. Андрей Жданов, ведущий литературный топор сталинской эпохи, обрушил на Зощенко сокрушительную критику, назвав его сочинения «гнилыми, вульгарными и пустыми». Зощенко выгнали из Союза писателей, лишили продуктовой карточки и даже заставили вернуться к сапожному делу. Его карьера сатирика была практически завершена, его долгий вклад в советскую литературу был забыт. Культурная оттепель после смерти Сталина не восстановила его репутацию. Его здоровье ухудшилось, и он умер в Ленинграде в 1958.
Произведения в литературном контексте
Сатирическую прозу Зощенко часто сравнивают с прозой русского мастера XIX века Николая Гоголя. Зощенко разделяет с Гоголем в высшей степени изобретательную словесную выразительность и схожую траекторию от иронического юмора и абсурдизма к попыткам написания остродидактических текстов. Некоторые критики также считают, что на юмор Зощенко повлияли два других русских писателя, Николай Лесков и Антон Чехов. Кроме того, на творчество Зощенко повлияли проблемы повседневного существования в Советском Союзе.
Сказ Гоголь также был одним из самых известных практиков техники сказ , наиболее узнаваемой особенностью которой является устное качество, которое демонстрирует письменный текст. Автор сказ , похоже, передал повествование новичку, часто малограмотному. Зощенко использовал комический потенциал этого приема, часто до абсурдного эффекта, тем самым увеличивая двусмысленность, присущую любому сказ тексту. Поскольку автор открыто перекладывает ответственность на вымышленного рассказчика, всегда остается открытым вопрос, отражают ли комментарии рассказчика мысли персонажа или автора. Таким образом, использование Зощенко сказ создавал известную анонимность, что раздражало тех советских критиков, которые судили о литературе исключительно по идеологическим соображениям. Эта техника принесла ему заметную степень свободы самовыражения.
Классовая борьба и партийная линия Рассказы Зощенко по содержанию принадлежали к богатой сатирической традиции, обыгрывавшей мелкие пороки повседневной жизни советского общества. Его свежий, современный сюжет казался созвучным революционному духу времени. Он принял точку зрения недавно победившего пролетариата, но часто высмеивал понятия классового конфликта. В «Мещанках» (1926) рассказчик возмущается, когда товарища по работе выбрасывают из трамвая за неподобающую одежду, тогда как на самом деле рабочий вошел в трамвай весь в мокрой краске. Его главный герой обычно стремится к культурной утонченности, но ведет себя так, что подрывает его претензии. Его сатира распространяется на доктрину коммунистической партии. Обычно его рассказчик верно выражал линию партии, но невежественно или нелепо. В тексте не должно быть никаких подрывных взглядов, но проницательные читатели могут насладиться пародией.
Осиное гнездо языка Рассказчики Зощенко говорят в незабываемой мешанине сленга, рабочих идиом, большевистского жаргона и полнейшего безумия. Блеск этого словесного юмора трудно передать в переводе. Отрывки принимают головокружительные, неожиданные повороты, когда язык выходит из-под контроля рассказчика. Запутавшись в путанице слов, мораль истории ускользает от рассказчика или переворачивается с ног на голову, восхитительно обманывая ожидания читателя в отношении четкого, поучительного рассказа.
Влиятельный мастер комиксов Несмотря на уклонение Зощенко в жанр самопомощи и его последующие проблемы с режимом, его популярность среди читателей обеспечила его прочное влияние. Его вклад в русскую литературу с точки зрения юмора, языка, повествовательной личности и жанра рассказа нельзя отрицать.
Работы в критическом контексте
Зощенко с большим успехом писал для «массового читателя». В силу своей популярности его можно было считать одним из самых демократичных писателей в советской истории. Кроме того, его обращение привлекало обычно разную читательскую аудиторию, поскольку его можно было прочитать и оценить на разных уровнях. Виртуозность его комического языка и человечность, которая сияет в его работах, завоевали множество поклонников.
ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОПЫТ
Зощенко одним из первых стал высмеивать жизнь в новом советском обществе. Вот еще несколько произведений, восхваляющих советский социализм:
Собачье сердце (1925), роман Михаила Булгакова. В этом запрещенном советском романе профессор имплантирует человеческие органы собаке, которая вырастает в версию «нового советского человека».
Двенадцать стульев (1928), роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова.
В этой книге мошенник и обездоленный аристократ преследуют контрабандные драгоценности, спрятанные в стуле в столовой.
Ниночка (1939), фильм режиссера Эрнста Любича. Эта комедия с Гретой Гарбо в главной роли противопоставила унылой серости советской жизни романтическому декадансу Парижа.
Скотный двор (1945), новелла Джорджа Оруэлла. Самая известная аллегорическая сатира о русской революции и возвышении Сталина.
Москва 2042 (1986), роман Владимира Войновича. Путешествие во времени раскрывает мрачное будущее Советского Союза в антиутопической пародии, написанной в период гласности (открытости).
Сменный прием Однако его критический прием в Советском Союзе был политически чреват. Когда его популярность достигла своего пика в 1920-е годы, критический истеблишмент относился к нему с подозрением: некоторые находили его работы слишком мрачными и пессимистичными, даже антисоветскими. В 1930-х годах, когда он убрал двусмысленность своих рассказов и разъяснил их назидательный смысл, он получил более критическое признание. В то же время критики переоценили его более ранние работы, придя к единому мнению, что Зощенко следует рассматривать в отличие от созданных им пролетарских рассказчиков. Критики, по сути, наконец догнали читателей в своих суждениях.
До 1946 года имя Зощенко вообще не было известно за пределами Советского Союза. После его преследования западные ученые прославили его как антисоветчика, поместив в канон диссидентов, смело рассказывающих горькую правду советской жизни. По иронии судьбы, после его смерти в Советском Союзе произошел обратный процесс. Он был реабилитирован, а сборники его рассказов были переизданы, хотя и тщательно отредактированы по идеологическим соображениям. В 1970-х годах три критические книги возродили его статус просоветского сатирика, как правило, на тех же условиях, которыми он пользовался в 19-м веке.30 с. С падением Советского Союза его стали считать мучеником, а его труды получили еще большее внимание и признание.
«Синяя книга» Крупнейшее произведение Зощенко «Синяя книга» вызвала неоднозначную реакцию критиков со времени своего первого серийного издания в Красная новь . Эта история представляет собой экскурсию по истории человечества, в которой основное внимание уделяется четырем константам — деньгам, любви, предательству и несчастью — уравновешенным разделом под названием «Удивительные события», в котором рассказывается о революционерах и достижениях Советского Союза. В зависимости от того, на каком разделе или голосе повествования сосредоточился критик, «Синюю книгу » можно рассматривать как оптимистичный, хотя и упрощенный обзор истории, или как смехотворную, клоунскую насмешку. В «Правде » Арон Гурштейн отверг книгу как дешевую вульгаризацию, страдавшую нынешней авторской «ухмылкой» независимо от того, были ли темы трагическими или воодушевляющими. С другой стороны, Александр Дымшиц в пролетарском журнале Резец похвалил Зощенко за сильную и оптимистичную книгу.
Ответы на литературу
- Напишите эссе, в котором сравните использование Зощенко сказа с комическими произведениями Николая Гоголя.
- В презентации расскажите, как техника сказ позволила Зощенко расширить свободу самовыражения.
- Напишите исследовательскую работу о том, как проблемы со здоровьем, которые беспокоили Зощенко всю жизнь, повлияли на его литературную карьеру.
- Внимательно изучите виды словесного юмора в рассказах Зощенко и в подробном сочинении опишите как можно точнее те элементы, которые делают его произведение смешным.
- Основываясь на его рассказе, как бы вы резюмировали отношение Зощенко к советской революции? Был ли он просоветским, антисоветским или ни то, ни другое не подходит? Поделитесь своим мнением в небольшой группе.
БИБЛИОГРАФИЯ
Книги
Карлтон, Грегори. Политика рецепции: критические построения Михаила Зощенко
. Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета, 1998.Чудакова, Мариетта Омаровна. Поэтика Михаила Зощенко . Москва: Наука, 1979.
Харрис, Джейн Гэри, изд. Автобиографические высказывания в русской литературе ХХ века . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1990.