Золотоордынское иго: Иго золотоордынское | Понятия и категории

Система золотоордынского владычества в истории средневековой Руси: «классический» и нетрадиционный взгляды



Статья посвящена одному из наиболее одиозных аспектов золотоордынской проблематики в историческом развитии средневековой Руси — восприятию системы золотоордынского владычества как «монголо-татарского ига». В контексте сохраняющегося традиционного взгляда на золотоордынское владычество, авторы критически оценивают его действительную сущность и влияние на развитие русского государства. Исходя из характера отношений Золотой орды с подвластными территориями обосновывается концепция Золотоордынского протектората.

Ключевые слова: Золотая Орда, монголо-татарское иго, средневековая Русь, Золотоордынский протекторат

The article is devoted to one of the most odious aspects of the Golden Horde problems in the historical development of medieval Rus — the perception of the Golden Horde system as a «Mongol-Tatar yoke». In the context of the conservative traditional view of the Golden Horde domination, the authors critically evaluate its real essence and influence on the development of the Russian state. Based on the nature of the relationship of the Golden Horde with the territories under its jurisdiction, the concept of the Golden Horde Protectorate is justified.

Key words: Golden Horde, Mongol-Tatar yoke, Medieval Rus, the Golden Horde Protectоrat

Один из самых неоднозначных, если не тенденциозных, вопросов отечественной истории — вопрос о сущности и роли системы золотоордынского владычества в историческом развитии средневековой Руси. Он всегда вызывает немало дискуссий среди учёных и, на наш взгляд, может быть без преувеличения отнесён к перечню «трудных» вопросов отечественной истории. «Золотая Орда нас не отпускает, её нельзя сдать в анналы истории. Она нам оставила великую культуру, многие замечательные традиции, как, например, веротерпимость, значимость которой осознали только в наше время, но оставила и проблемы» [1,18], обусловившие противоречивость и тенденциозность золотоордынской проблематики.

Один из наиболее одиозных аспектов «идеологически выверенного» изложения системы золотоордынского владычества[1] — его восприятие как «монголо-татарского ига», которое характеризуется «как отрицательное явление и несёт прежние ярлыки «паразитического», «хищнического» государства. … не может существовать иначе, «как только путём насилия, путём ограбления покорённых народов», замедляя «прогрессивное развитие трудолюбивого и свободолюбивого русского народа» [2,98]. Официальная концепция, обусловившая негативную оценку периода золотоордынского владычества как монголо-татарского ига на Руси, была сформирована Н. М. Карамзиным. Историки утверждают, что почти трёхсотлетний гнёт Золотой Орды привёл к утрате русской самобытности, задержало развитие Российского государства в экономическом, политическом и военном аспектах. «Монгольское нашествие и золотоордынское иго стали одной из причин отставания русских земель от развитых стран Западной Европы», — пишут авторы учебника «История России» [1,8].
В результате такой идеологизированной тенденциозности даже современные проблемы в развитии России некоторые авторы до сих пор оправдывают монголо-татарским игом. Так, например, при обсуждении причин правового нигилизма современного российского общества в качестве одной из них студенты называют монголо-татарское иго.

По мнению Р. С. Хакимова, в России предвзятое отношение к татарской тематике формируется со времени Петра I. Официальные историки, такие как Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и многие другие, старались исключить татарский период из истории государства российского. Так, С. М. Соловьев в предисловии к своей многотомной «Истории России с древнейших времён» отмечает: «Историк не имеет права с половины ХIII века прерывать естественную нить событий — именно постепенный переход родовых княжеских отношений в государственные — и вставлять татарский период, выдвигать на первый план татар, татарские отношения, вследствие чего необходимо закрываются главные явления, главные причины этих явлений» [1,6].

Как результат, развитие феодальных политико-правовых форм социальной организации сопредельных средневековой Руси территорий в учебниках не представлено. Однако эти сопредельные средневековой Руси территории являются теми компонентами России, из которых складывается государственное устройство Российской империи и Российской федерации и которые обусловливают её идентичность как многонациональной цивилизации (См.: [3]). Таким образом, период в три столетия, история Золотой Орды, Казанского, Астраханского, Сибирского, Крымского, Касимовского ханств, Большой и Ногайской Орды, повлиявших на мировые процессы, а не только судьбу русских, выпадал из цепи событий становления российской государственности [1,6]. Однако в условиях гласности и освобождения от идеологической подоплёки сформировалась точка зрения, согласно которой возможность самостоятельного развития русских княжеств, их экономическое и духовное усиление оказалось возможным благодаря именно особому укладу золотоордынского владычества.
По мнению Н. С. Трубецкого, истоки московского государства можно правильно понять лишь принимая во внимание политические и нравственные принципы построения Монгольской империи [4]. Согласно концепции русского историка Л. Н. Гумилева, «татаро-монгольского ига» не существовало, а отношения между ханами и князьями носили характер равноправного сотрудничества, а не господства и подчинения (Цит.по: [5,119]). А по мнению Ю. В. Кривошеева ордынское иго к кардинальному повороту в социально-экономической и социально-политической сферах не привело [6,353]. Русский писатель Б. Васильев доказывал добровольность русско-ордынского сотрудничества и говорил о дани как о законной плате монголам за охрану русских границ, о фактах участия русских войск в организованных монголами военных походах [7]. «Есть кое-какие указания на то, что первые цари смотрели на себя как на наследников монгольских ханов, — пишет Ричард Пайпс. Хотя под церковным влиянием они иногда ссылались на византийский образец, они не называли себя преемниками византийских императоров.
.. Уже во время последнего наступления на Казань и Астрахань Иван называл их своей вотчиной; это утверждение могло значить лишь одно — что он смотрел на себя как на наследника хана Золотой Орды» [1,8]. В свою очередь и в завоёванных землях на Ивана Грозного, порой, смотрели как на наследника золотоордынского трона. Многие золотоордынские нормы сохранялись в России, вплоть до Петра I. тюрко-татарские ханства и даже Московия были в той или иной мере продолжателями золотоордынских традиций. Окончательное исчезновение влияния татарского прошлого нужно отнести к эпохе Петра I» [1,8–11]. Очевидно, что в этой связи история Золотоордынского периода обрела статус «неудобного» вопроса отечественной истории.

Действительно, если исходить из совокупности фактов истории, то воспроизводимая в большинстве учебников по Истории России исключительно отрицательная оценка системы отношений русских княжеств и золотоордынской империи как режима «монголо-татарского ига» представляется весьма критичной. Говоря о сущности ига обычно пишут о разграблении, насилии, порабощении завоёванных народов. Однако хорошо известно, что любое завоевание сопровождается насилием. В этой связи не может не возникнуть вопрос о причинах такого крайне одиозного отношения к оценкесущности и роли монголо-татарского ига в истории средневековой Руси. Непредвзятый подход к оценке сложившейся системы отношений между русскими князьями и Золотой ордой не позволяет согласиться с её исключительно негативной оценкой. Можно задаться вопросом о том, почему же при такой негативной характеристике так называемое «иго», если оно было тягостным бременем, на протяжении столетий не было преодолено?

Один из вариантов ответа на данный вопрос представлен в исследовании Р. Г. Валиева. На основе изучения опыта взаимоотношений Золотой Орды с князьями Волжской Булгарии им предложена альтернативная пресловутому «монголо-татарскому игу» концепция Золотоордынского протектората. В порядке обоснования такого взгляда указанным автором отмечается, что установлению и развитию системы золотоордынского владычества способствовал целый ряд факторов.

Это предоставление административно-политической, социально-экономической и культурной автономии обособленным княжествам и самостоятельности удельным князьям, которые за номинальное подчинение ханам Золотой Орды должны были ежегодно обеспечивать с подвластной им территории ежегодный выход десятинной дани. Выдаваемые князьям ярлыки гарантировали улусным князьям покровительство и защиту со стороны Золотой Орды, в которой во времена феодальной раздробленности так были заинтересованы более слабые князья. Вероятно, это в какой-то мере может объяснить тот факт, что Александр Невский предпочёл получить ярлык из рук хана Золотой Орды выступлению против этой системы. Благодаря веротерпимости Золотой Орды и свободе развития прежнего уклада жизни, языка, письменности завоёванных народов, защите религиозных верований сохранялась возможность духовной и политической консолидации средневековых народов по религиозному признаку. Следует отметить, что возможность политического и экономического господства в своих уделах князья приобретали за счёт отечественного податного населения, которое, наряду с уплатой десятины в пользу Золотой Орды, обязано было содержать собственную княжескую администрацию (См.
: [8,27–29]). При таком характере отношений князей с ханами Золотой Орды налоговое обременение для податных людей исходило от собственной княжеской элиты. Таким образом, говорить о каком — то иго, которым пытаются выразить гнёт, рабство и прочие проявления исключительно негативного влияния монголо-татарского владычества на Русь, вряд ли можно признать верным. Очевидным представляется другое — отношения между удельной средневековой Русью и Ордой строились на взаимовыгодных интересах. Это вполне определённо может объяснять тот факт, что в русских княжествах шёл процесс постепенного социально-экономического развития и политического усиления. В историческом развитии Руси имела место рецепция некоторых политических и экономических институтов Золотой Орды. На наш взгляд, для определения степени воздействия политической, административной и военной культуры на Русь целесообразно также обратиться к сравнению, в рамках которого выявляются общие черты и особенности государственного устройства Золотой Орды и Российской империи.

Во-первых, Золотая Орда являлась самым обширным по территории средневековым государством. Её территориальные границы во многом совпадают с границами Российской империи XIX века. Территория Золотой Орды благодаря военным походам и захватническим войнам вошли в состав Российской империи. Иными словами, одна огромная империя сменилась другой. Что касается особенностей, то принципиально важным в данном вопросе является то, что политика русских князей и царей отличалась от принципов Золотоордынского владычества. Так, Иван Грозный ставил в завоёванных местностях воевод и архиепископов, которые решали задачу христианизации завоёванных народов. Эта тенденция отчётливо прослеживается во взаимоотношениях с Казанским, Астраханским и Крымским ханствами. Так, в результате реализации политики крещения волжских татар появилась новая этническая общность крещёных татар (татары-кряшены). В рамках борьбы Петра I с мусульманством применялись драконовские указы. Так, например, по Указу от 3 ноября 1913 года земли всех некрещённых в шестимесячный срок татарских князей и мурз, у которых имелись крещёные крестьяне, могли стать казённой собственностью, что вынуждало принимать крещение и брать русские фамилии под угрозой изъятия поместий.

Во-вторых, установленная на территории Российского государства система взимания налогов и сборов, мало чем отличалась от дани, которую русские князья собирали с населения в пользу ханов Золотой Орды (хотя некоторые историки предполагают, что это была своеобразная плата за охрану территорий русского государства). К тому же, факт возрастания потенциала Северо-восточной Руси в период золотоордынского владычества ставит под сомнение большой размер дани ханам. Выплата «выхода», уплачиваемого русским населением, обеспечивалась институтом баскачества. Однако вскоре полномочия баскаков перешли к князьям Руси. Они собирали с населения определённую сумму, которая хранилась в великокняжеской казне, охраняемой казначеем (См.: [9, 151]). Аналогично баскакам, на территории Российского государства фискальные функции были возложены на кормленщиков. Уже в конце XX века в России появился институт Налоговой полиции (1992–2003), в функции которого, аналогично функциям баскаков, входила борьба с налоговыми преступлениями и правонарушениями, обеспечение уплаты налогов и сборов.

В-третьих, именно Золотая Орда впервые ввела на русской земле институт переписи населения. «Численники» Золотой орды проводили учёт населения для целей обложения данью. Этот институт в последующем был воспроизведён для учёта населения России с помощью писцовых книг. Институт переписи населения получал дальнейшее развития по образцу, заданному золотоордынской системой. Так, на смену писцовым книгам пришёл институт подворной переписи, который, в свою очередь был сведён к общегосударственным переписям второй половины XVII века. Окончательно этот институт сформировался при Петре I, который положил начало государственным ревизиям, представляющих собой перепись податного населения. Данный институт имеет важное практическое значение, поэтому он не исчерпал себя вплоть до XXI века.

В-четвертых, очевидное сходство прослеживается в административно-территориальном делении Золотой Орды и Российской империи. Так, основой административно-территориального деления золотоордынского государства была улусная система. Сущность её составляло право феодалов на получение от хана определённого удела — улуса, за что владелец принимал на себя определённые военные и экономические обязательства. В соответствии с этой системой всё государство (Великий Улус) делилось на более мелкие владения, также называвшиеся улусами. Последние представляли собой различные по величине административно-территориальные единицы, размер которых зависел от ранга владельца (темник, тысячник, сотник, десятник). В Российской империи делилось на губернии и уезды, состоявшие под властью князей. Уезды подразделялись на станы или черные волости, где правили княжеские становщики или волостели. Станы подразделялись на “вари”, которые управлялись выборными старостами или сотниками.

В-пятых, несмотря на категоричные заявления многих учёных о негативном воздействии на русскую культуру, очевидно и положительное влияние на неё. Особенно ярко такая тенденция нашла отражение в обогащении русского языка словами и понятиями, заимствованными из тюркского языка. Немаловажным является и вопрос о культурных признаках монгольских завоевателей. Они, как хорошо известно, не принадлежали к тюркским племенам, имевших в основе своей этнокультурной идентичности арабский язык и арабскую письменность. Между тем, ещё задолго до монгольского завоевания, начиная с 922 года, в Волжской Булгарии официально принимается ислам и происходит арабо-мусульманская аккультурация волжских булгар.

В-шестых, невозможно обойти стороной и вопрос преемственности в области организации общественного и государственного строя, а также основ правопорядка. Безусловно, русские князья имели представление об устройстве различных сфер общественной жизни Золотой Орды, таких как политическая, духовная и, конечно же, военная. Многие изменения, произошедшие в армии, были связаны именно с влиянием Золотой Орды. Так, московские князья использовали при формировании войска систему всеобщей воинской повинности. Тарханные грамоты ханов Золотой Орды получили своё воспроизведение и дальнейшее развитие при царе Иване грозном.

Таким образом, однозначно воспринимать систему Золотоордынского владычества как некое варварское государство при той системе и характере отношений, которые сложились с подвластными территориями вряд ли представляется верным. Тем более, что ни в начале формирования Золотой Орды, ни к моменту распада её население не было моногенным ни в этническом, ни в культурном отношениях, так как оседавшие на местах завоеватели Европы постепенно ассимилировали и «растворились» в историческом процессе этногенеза народов Восточной Европы. При всей масштабности политического влияния Золотой Орды на развитие восточноевропейских народов она проявляла в отношении к их культурным основаниям (языку, верованиям, обычаям) толерантность, природа которой остаётся загадкой истории.

Литература:

  1. Хакимов Р. С. Долгое средневековье Золотой Орды // Золотоордынское обозрение. 2013. № 1.С.5–21.
  2. Измайлов И., Гибадуллина Р. Не дано марксистской оценки Золотой Орде // Эхо веков. 1996. № 3 / 4.С. 96–101.
  3. Валиев Р. Г. О концепции общенациональной истории России // Научный журнал КубГАУ — Scientific Journal of KubSAU. 2016. № 118. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-kontseptsii-obschenatsionalnoy-istorii-rossii (дата обращения: 09.03.2017).
  4. Трубецкой Н. С. Наследие Чингисхана. М.: «Аграф». 1999. — 554 с
  5. Шишкин И. Г. К вопросу о влиянии Золотой Орды на развитие российской государственности ХШ-ХУ вв. (тенденции и направления в современной исторической науке) // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2003. № 3. С.116–126.
  6. Кривошеев Ю. В. Кривошеев Ю. В. Русь и монголы. Исследования по истории Северо-Восточной Руси XII-XIV вв. СПб., 1999. — 408 с.
  7. Васильев Б. Люби Россию в непогоду // Известия. 1989.17 янв.
  8. История государственности Татарстана. Часть первая: учебное пособие / Р. Г. Валиев. — Казан. гос. ун — т им. В. И. Ульянова — Ленина, 2007. — 116 с.
  9. Федоров Г. В. Деньги Московского княжества времени Дмитрия Донского и Василия I (1359–1425). Материалы и исследования по археологии СССР, 1949. № 12. стр.148–185.

[1] В послевоенном советском государстве постановлением ЦК КПСС от 9 августа 1944 г. изучение Золотой Орды было запрещено.

Основные термины (генерируются автоматически): Золотая Орда, Золотоордынское владычество, монголо-татарское иго, Российская империя, князь, средневековая Русь, Золотоордынский протекторат, отечественная история, Российское государство, Россия.

ЦЕРКОВЬ И ЗОЛОТООРДЫНСКОЕ ИГО. История религий. Том 1

ЦЕРКОВЬ И ЗОЛОТООРДЫНСКОЕ ИГО

С конца 30-х годов XIII в. все русские земли оказались под игом татаро-монгольских поработителей; около 240 лет продолжалась зависимость русских княжеств от Золотой Орды. Это было порабощение как экономическое, так и политическое.

В этой связи большой интерес представляет вопрос о том, какова была роль православной церкви в организации сопротивления поработителям и в его идеологическом обслуживании. Е. Е. Голубинский пишет: «Если полагать, что обязанность высшего духовенства — епископов с соборами игуменов, долженствовала при данных обстоятельствах состоять в том, чтобы одушевлять князей и всех граждан к мужественному сопротивлению врагам для защиты своей земли, то летописи не дают нам права сказать, чтобы епископы наши оказались на высоте своего призвания, — они не говорят нам, чтобы, при всеобщей панике и растерянности, раздавался по стране этот одушевляющий святительский голос» 55. Сказано мягко, но для профессора Духовной академии достаточно определенно. По существу русская церковь не только не призывала народ к сопротивлению, она всячески саботировала это сопротивление.

Глава русской церкви митрополит Иосиф, по национальности грек, в период татаро-монгольского нашествия бежал из страны — надо полагать, в Византию. После этого в течение нескольких десятков лет греческое духовенство, которое раньше охотно приезжало занимать хлебные и почетные церковные должности, не появлялось на Руси; оно стало опять претендовать на руководство русской церковью только тогда, когда страна стала несколько оправляться от первоначального опустошения и когда появились признаки того, что устанавливаются некие устойчивые нормы взаимоотношений с завоевателями, гарантирующие безопасность и материальное благосостояние духовенства.

Русским священникам и епископам некуда было спасаться от нашествия, а вскоре стало ясно, что им и незачем искать убежища: завоеватели вели себя лояльно в отношении к церкви и духовенству. Они поставили духовенство в особое положение по сравнению со всем остальным населением. Представление об этом можно получить из известной грамоты хана Менгу-Темира русской митрополии 56; в ней фиксировались те льготы, которые предоставлялись русской церкви. Духовенство освобождалось от всех видов дани, пошлин и повинностей. Все роды недвижимого имущества церкви — «земля, вода, огород, виноград, мельницы, зимовища, летовища» — объявлялись неприкосновенными, причем если эта неприкосновенность была нарушена до ее провозглашения, то ее надлежало немедленно восстановить. Духовенство освобождалось от всякой трудовой повинности, ограждалось от оскорблений и посягательств с чьей бы то ни было стороны. Все привилегии распространялись не только на самих священнослужителей, но и на всех членов их семей и на всех, кто ведет с этими семьями общее хозяйство.

После бегства митрополита Иосифа его кафедра оставалась незамещенной до 1250 г., когда ее занял новый митрополит Кирилл, с самого начала противопоставивший попыткам князя Даниила Романовича Галицкого организовать сопротивление свою проордынскую ориентацию. Князь пытался заручиться помощью римского папы для борьбы против татар, что было связано с перспективой заключения в будущем вероисповедной унии. Митрополит решительно отказался от участия в этих планах и перенес свою резиденцию в Северо-Восточную Русь, где стал вести последовательную линию покорности в отношении золотоордынских властей, призывая к покорности и население.

Епископы и митрополиты были частыми гостями в столице Орды. Там их встречали с почетом и нередко не только принимали от них подарки, но и одаривали самих. Поводом к этим путешествиям бывало, как правило, получение ярлыка на утверждение в должности; помимо того епископские поездки иногда имели целью заручиться поддержкой «неверных» во внутрицерковной борьбе за должности и доходы и за закрепление позиций церкви в ее отношениях с княжеской властью. Иногда церковные иерархи ездили в Орду добиваться того, чтобы она оказывала на князей давление в интересах церкви.

Причины лояльности, проявлявшейся Золотой Ордой в отношении православной церкви и ее духовенства, довольно многообразны.

Основной причиной было стремление использовать идеологические услуги церкви и духовенства. Ханы показали себя здесь ловкими и расчетливыми политиками. Церковные деятели убеждали народ не противиться поработителям, покорно сносить их ярмо и безропотно платить любую дань и пошлины. Официальным церковно-православным объяснением того странного обстоятельства, что святая Русь оказалась под властью язычников, стала теория, по которой последние выступают в роли «божьего батога», наказывающего православных за их недостаточную последовательность в благочестии. Правда, при несколько более критическом подходе к вопросу можно было бы заинтересоваться тем, почему бог поручил выполнение такой миссии еще более греховным и уж абсолютно неверным язычникам. Но, как известно, логика никогда не играла существенной роли в религиозной проповеди. Давалась какая-то видимость объяснения, и из нее делался вывод, относившийся к практическому поведению людей.

До татаро-монгольского нашествия церковь не была свободна от государственных податей и повинностей, она и в политическом отношении не была так независима. Свой православный князь был всегда рядом, и нужно было считаться с его намерениями и планами, которые иногда существенно затрагивали интересы церкви. При татарах же на него можно было найти управу в Орде, причем, как правило, в спорах между князьями и епископами ордынские власти оказывались на стороне последних. Непосредственного же повседневного давления на церковь Орда производить не могла хотя бы вследствие отдаленности ее расположения. Короче говоря, татаро-монгольское иго при всем страшном бремени, которое оно обрушивало на народ, для церкви и для духовенства было выгодным.

Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец

Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец Всё-таки это здорово, что в мире существуют творения, на восприятие которых не влияют ни времена года, ни погода. И каждая встреча с ними – это праздник. Такое ощущение праздника дарит вид

Церковь

Церковь Чтоб было понятней, чем являлась церковь – вспомним, что еще четыре года назад был жив великий митрополит Алексий. Реальный правитель Руси. Тот, что грозил ростовскому князю анафемой, если не признает старшинство Москвы. Тот, что сажал при княжеских столах своих

Церковь

Церковь Константин знаменит прежде всего как император, распространивший в империи христианство. Наделе все обстояло куда сложнее, и мы специально опустили в предыдущем разделе всякие упоминания о его религии. Дело не в том, что его религиозные взгляды не имели значения:

Церковь

Церковь На протяжении XIII и XIV веков не прекращались попытки сделать ирландскую церковь английской. В определенной степени с появлением известных монашеских орденов, доминиканского (1224) и францисканского (1231), местная церковь все более интегрировалась в европейский

4. Новый раскол в Церкви. — synodus palmaris. — Борьба партий в Риме.— Риммах украшает церковь Св. Петра. — Он же строит круглую капеллу Св. Андрея, базилику Св. Мартина, церковь Св. Панкратия. — Папа Гормиздас, 514 г. — Папа Иоанн I. — Разрыв Теодориха с католической церковью

4. Новый раскол в Церкви. — synodus palmaris. — Борьба партий в Риме.— Риммах украшает церковь Св. Петра. — Он же строит круглую капеллу Св. Андрея, базилику Св. Мартина, церковь Св. Панкратия. — Папа Гормиздас, 514 г. — Папа Иоанн I. — Разрыв Теодориха с католической церковью Однако

ЦЕРКОВЬ

ЦЕРКОВЬ Католическая церковь играла в жизни заокеанских владений особую роль. Ее служители в качестве военных капелланов сопровождали отряды завоевателей, способствовали установлению традиционного для католических стран миропорядка в создаваемых ими поселениях,

Церковь

Церковь После обретения в 1448 году автокефалии (самостоятельности) от Константинопольского патриархата во главе Русской церкви стоял митрополит, резиденция которого располагалась в Москве. Ему подчинялось девять православных епархий — Новгородская, Вологодская,

Церковь

Церковь Управление Византийской церковью, которое до этого осуществлялось тремя патриархами: папой римским, папой александрийским и епископом Антиохии, обладателями трех великих апостольских престолов, — в IV и V вв. было дополнено возведением епископской кафедры в

2. Церковь

2. Церковь Вполне естественно и очевидно, что положение церкви на Западе осталось таким же, каким было и до падения Западной Римской империи. Церковь является поразительным примером преемственности римских порядков и традиций, которые называют романизмом. Вера церкви в

ЦЕРКОВЬ

ЦЕРКОВЬ I ем явственнее означаются в уме отличительные племенные черты каждого вероисповедания, тем более убеждаешься в том, какое недостижимое и мечтательное дело — объединение вероисповеданий в одном искусственном, надуманном соглашении о догмате, на начале

Церковь в V–XI вв

Церковь в V–XI вв Одним из институтов поздней Римской империи, благополучно пережившим смутное время варварского нашествия, была христианская церковь, теоретическая доктрина которой в общих чертах сформировалась в античный период. Христианские проповедники занялись

VII.

Церковь

VII. Церковь Политика правительства по отношению к церкви. – Влияние немцев. – Дело Феофилакта Лопатинского. – Попытки иноверцев. – Отступничество. – Раскол. – Рационально-мистические секты. – Суеверия. – Меры к образованию духовенства. – Монастыри. – Управление

Golden Horde — Wikiwand

  • ВВЕДЕНИЕ Golden Horde
  • Имя
  • Mongol Origins (1225–1241)
  • Golden Agebatu Khan (1242–1256) Берке (1258–1266). –Хулагу война (1262–1266) Менгу-Тимур (1266–1280) Двойное ханство (1281–1299) Всеобщий мир (1299–1312)
  • Исламизация Оз Бег Хан (1313–1341) Джани Бег (1342–1357)
  • УпадокВеликий смуты (1359–1381)Тохтамыш (1381–1395)Едигу (1395–1419)
  • Распад и правопреемство Сибирское ханство (1405 г.) Узбекское ханство (1428 г.) Ногайская Орда (1440-е гг. ) Казанское ханство (1445 г.) Крымское ханство (1449 г.) Касимовское ханство (1452 г.) Казахское ханство (1458 г.) Великая Орда (1459–1502 гг.) Астраханское ханство ( 1466)Русские завоевания
  • ДанникиВлияниеРусская Православная ЦерковьАдминистрацияВоенныеУпадок
  • ТорговляИзменение торговых путей
  • География и обществоВнутреннее устройствоПровинцииВассальные территории
  • Генетика
  • Чеканка
  • Галерея
  • См. Также
  • Примечания
  • Ссылки
  • Библиография
  • Дальнейшее чтение
  • Внешние ссылки
Уважаемый Викиванд AI, Let Top’s Hep To Crot Tought Trought Tyling This:

. факты и статистика о золотой орде?

Кратко изложите эту статью для 10-летнего ребенка

ПОКАЗАТЬ ВСЕ ВОПРОСЫ

Золотая Орда , самоназвание Улуг Улус , /Template:Lit"},"params":{},"i":0}}]}»> лит. «Великое государство» на тюркском[9] было первоначально монгольским, а затем тюркизированным ханством, основанным в 13 веке и возникшим как северо-западный сектор Монгольской империи.[10] С раздроблением Монгольской империи после 1259 г. она стала функционально отдельным ханством. Он также известен как Кипчакское ханство или как Улус Джучи , [нижняя альфа 1] и заменил более раннюю, менее организованную половецко-кипчакскую конфедерацию.

После смерти хана Батыя (основателя Золотой Орды) в 1255 г. его династия процветала целое столетие, до 1359 г., хотя интриги ногайцев спровоцировали частичную гражданскую войну в конце 1290-х гг. Пик военной мощи Орды пришелся на период правления хана Узбека (1312–1341), принявшего ислам. Территория Золотой Орды в период своего расцвета простиралась от Сибири и Средней Азии до частей Восточной Европы от Урала до Дуная на западе и от Черного до Каспийского моря на юге, гранича с Кавказскими горами и территории монгольской династии, известной как Ильханство.

В 1359 году в ханстве начались жестокие внутренние политические беспорядки, прежде чем оно ненадолго воссоединилось (1381–1395) под властью Тохтамыша. Однако вскоре после вторжения в 1396 году Тимура, основателя Империи Тимуридов, Золотая Орда распалась на более мелкие татарские ханства, власть которых неуклонно падала. В начале 15 века Орда начала распадаться. К 1466 году его называли просто «Великая Орда». На его территории возникли многочисленные преимущественно тюркоязычные ханства. Эта внутренняя борьба позволила северному вассальному государству Московии избавиться от «татарского ига» во время Великого противостояния на реке Угре в 1480 году. Крымское ханство и Казахское ханство, последние остатки Золотой Орды, просуществовали до 1783 года и 1847 г. соответственно.

Перепись, которую Золотая Орда полюбила бы

Моя семья не учитывалась при переписи, которая проводилась с 14 по 25 октября. Мы с женой отсутствовали, когда к нам в квартиру пришли переписчики, и наши дети не открывали дверь и не разговаривали с ними. Тем временем одного моего друга пересчитали дважды. Его мать, еврейка, должно быть, перепутала перепись населения с погромом 19-го века и соврала, заявив, что она русская. Когда мой друг узнал об этом, он снова зарегистрировался, на этот раз как еврей.

Часто возникают проблемы с определением этнической принадлежности людей для переписи. На севере Архангельской области появился народ, идентифицирующий себя как «белоглазые чуди» — как будто они поднялись из какого-то сказочного болота. Люди также пытались заявить о своей национальности или этнической принадлежности как «сибиряк», «дальневосточник» и «казак». Последняя перепись выявила существование еще более экзотических групп. Несколько тысяч человек идентифицировали себя как орки, гоблины и эльфы. Возможно, им следует дать свой автономный округ. Нынче тоже модно называть себя «хазарами» по имени еврейского народа, жившего на Волге в 7 веке. Респонденты также иногда называли себя «инопланетянами», а один молодой человек написал «анархист» в качестве своей национальности.

Такие странности были бы забавными, если бы они не маскировали абсурд в гораздо большем масштабе. Решение провести национальную перепись менее чем через восемь лет после предыдущей можно интерпретировать только как молчаливое признание того, что предыдущая перепись не удалась. Советский Союз за всю свою историю проводил перепись всего шесть раз, хотя перепись 1937 года упустила из виду огромное количество людей, живущих в ГУЛАГе, что сделало необходимым провести полный перепись в 1939 году.

Перепись 2010 года не исправит ошибок, допущенных в 2002 году. Интернет пестрит сообщениями о неумелых переписчиках, о работниках, просто копирующих данные паспортных столов или выдумывающих имена и цифры на пустом месте.

Сегодня, когда к вам в дверь звонит переписчик, вы лично сталкиваетесь с наследием татарского ига — хотя молодые люди в голубых платках могут быть совсем не похожи на даругачей, мытарей монголо-татарского ига. Татарская Золотая Орда.

Проблема в том, что человечество достигло значительного прогресса в технологиях и социальной организации со времен Бату-хана, монгольского правителя и основателя Золотой Орды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *