Значение ярослава мудрого в истории: Каково значение деятельности ярослава мудрого

Закон и благодать Ярослава Мудрого / История / Независимая газета

Тэги: ярослав мудрый, история, киев, князь, православие, митрополит, церковь, древняя русь

С киевским великим князем связано создание Русской Правды. Алексей Кившенко. Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава. 1880. Центральный военно-морской музей, СПб

Одна из центральных фигур древнерусской истории – великий князь Ярослав Мудрый (ок. 978–1054). Льстивые летописцы возвеличили князя. В этом хоре льстецов выделяется голос митрополита Илариона, поставленного великим князем во главе Русской церкви. В «Слове о законе и благодати» первый русский митрополит воспел своего патрона как «доброго» и «верного» церковного строителя, сравнив его с легендарным Соломоном. Подобно библейскому царю, Ярослава прозвали Мудрым – единственного из всех отечественных правителей. Длительное его княжение в Киеве многое изменило на Руси.

1000 лет назад он воссел на киевском великокняжеском «столе», со второй попытки, но уже надолго. Особого рассмотрения требует церковная политика Ярослава. Она во многом определила «симфонию» церкви и государства – в византийском стиле, но с русской спецификой.

Двоеверие народноеи княжеское

Анализируя эпоху первоначальной христианизации Руси, академик Борис Рыбаков утверждал, что «язычество слилось с христианством». Слияние это отразила и духовная литература той эпохи, прежде всего «Киево‑Печерский патерик». По словам академика Дмитрия Лихачева, «христианские представления соединились в его идейном содержании с древним культом Земли».

Двойное имя князя – языческое Ярослав и христианское Георгий – также подтверждает мысль Рыбакова. Причем в историю он вошел не с христианским именем. Однако его христианское имя, Георгий (Юрий), тоже было увековечено – в названии города Юрьева (ныне Тарту).

Важнейшее проявление относительной христианизации Древнерусского государства и его правителя – поведение князя. Есть примеры того, как он проявлял шокирующую жестокость в достижении политических целей. За убийство княжеских наемников – варягов, не знавших удержу в Новгороде, князь лишил жизни именитых новгородских граждан (некоторые источники указывают тысячу убитых, но это, думается, преувеличение). Акции мести Ярослав практиковал и в дальнейшем. Причем в подобных делах он рассчитывал на помощь свыше. Отправляясь в поход против своего брата Святополка, Ярослав якобы молился: «Да будет Бог отместник крови братьев моих» (Бориса и Глеба, в чьей смерти виновен Святополк) (Цит. по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 1–2, М., 1988. С. 200). В свое время он намеревался воевать и со своим отцом Владимиром Святославовичем, крестителем Руси.

Но был и другой Ярослав, действительно мудрый, ратовавший за книжность и способствовавший распространению образованности. Не жалея средств, он покупал книгу за книгой для княжеской библиотеки. Причем в отличие от своего отца Ярослав и сам был книгочеем, укреплял свою веру изучением Писания.

Около 1037 года в Киеве начали строить Софийский собор, увенчанный 13 куполами. Храм был отделан мрамором, украшен высокохудожественными мозаиками и фресками. К чести строителей, храм не копировал константинопольскую Софию. Одна из фресок изображала Ярослава с семьей. Церковь соединялась с властью и таким наглядным для народа образом.

В Софии Киевской разместилась кафедра митрополита.

Затем начали сооружать церковь на Золотых воротах Киева. Летописец обобщил это торжество храмостроительства: «И ины церкви ставляше по градом и по местам… и радовашеся Ярослав, видя множество церквий… » (Цит. по: Макарий (Булгаков). История Русской церкви).

В культуре наблюдались существенные перемены. При Ярославе было переписано множество книг. Переводы с греческого языка на русский производились один за другим. Особо известным переводным сочинением стала «Хроника Георгия Амартола». Авторитетные исследователи утверждают, что именно при Ярославе на Руси открываются первые начальные школы, кандидаты в священство получают образовательную подготовку. Ярослав повелел учить и сыновей священников, видя их преемниками своих отцов.

 Однако, по словам академика Рыбакова, «народ дорогой ценой заплатил за… положительную сторону деятельности церкви». Этот общественный институт «возрождал в новой форме первобытные воззрения и на долгие годы закреплял в сознании людей идеи… божественного происхождения властей». «Русские люди не были так религиозны, как это пытаются изобразить церковные историки», – утверждал академик.

Эпоха Ярослава Мудрого не обошлась без принуждения к христианству. Гусли, игры, танцы, прочие принадлежности дохристианского прошлого бесцеремонно изгонялись из досуга людей. Самобытная дохристианская культура Руси погибала бесследно, подвергаясь беспощадному уничтожению. Многие ее аспекты теперь едва вообразимы.

При Ярославе Мудром в Киеве появился
свой собор Святой Софии.
Фото Наталии Алексик
При этом существует предание, что однажды Ярослав лично близ устья Которости, на Волге, именно увещевал язычников креститься, но те не пожелали изменять вере предков (Исторический вестник /ИВ/.
1904. Февраль. С. 682). Метод убеждения все же не исключался, но явно не доминировал.

Христианские мыслители восторгаются религиозной жизнью Средневековья. Рассуждая о киевском периоде церковной истории, протопресвитер Александр Шмеман назвал его «самым чистым, самым многогранным из всех периодов русской религиозности». Получается по Пушкину: «Что пройдет, то будет мило».

В условиях первоначальной христианизации потребовалось сильное духовное сословие. Дошло до того, что у митрополитов и епископов появились свои вооруженные полки. Их содержание обеспечивали правители древнерусских земель. Князья давали десятину на содержание церкви. Благоволя к священству, Ярослав тоже обеспечивал его из собственных средств. Пример предоставляет «Киево‑Печерский патерик»: «И так полюбил боголюбивый князь Ярослав Берестово и тамошнюю церковь святых апостолов, то многих священников содержал при ней».

Но пособия, выданные Ярославом, следовало отрабатывать, и князь повелел священникам учить людей, не ленясь для этого приходить в храм. «Но долго еще священники жаловались на то, что храмы пустуют. Если какой‑нибудь плясун или музыкант, или комедиант позовет на игрище, на сборище языческое, то все туда радостно устремляются и проводят там, развлекаясь, целый день. Если же позовут в церковь, то мы позевываем, чешемся, сонно потягиваемся и отвечаем: «дождливо», «холодно» или еще чем‑нибудь отговариваемся», – рассуждал об эпохе Борис Рыбаков.

В 1051 году по воле Ярослава-«самовластца», как назвал его летописец, Собор русских епископов возвел в митрополиты «русина» Илариона, весьма образованного для своей эпохи и, как думалось, перспективного священнослужителя. У князя была убедительная мотивация. Можно полагать, что предыдущий митрополит, иноземец Феопемпт, оказался слишком самостоятелен и даже непредсказуем. Трудно сказать, насколько удачным был выбор Ярослава. Об управлении Иларионом церковью летописи почему‑то молчат.

Между тем в Русской церкви складывалась своя правовая система, обособленная от светских законоположений. Церковный суд и законодательство тех лет позволяли церкви грубо вмешиваться в личную жизнь человека, манипулировать его поведением, руководствуясь своими соображениями. Регулировалась не только жизнь так называемых церковных людей – духовенства, лиц, призреваемых церковью и т.п., но и жизнь всего населения – по делам, не связанным с феодальным хозяйством. В качестве примера – языческие моления, «еретические» убеждения, разводы, семейные ссоры и др. Возникнув при Владимире Святославовиче, церковное право Руси развивалось и при Ярославе, но в той мере, насколько позволяла светская власть.

Организации церковной жизни Ярослав придавал большое значение, видя в церкви прочную опору для себя, для крепнущего Киевского государства. И церковники оправдывали его надежды. «Бога бойтесь, князя чтите!» – наставлял свою паству современник Ярослава новгородский епископ Лука Жидята в «Поучении к братии». Таких заявлений и ждал от духовенства великий князь.

Так закладывались порядки на века. Служение церкви государству становилось лейтмотивом отечественной истории.

Уже на заре христианизации Руси особое внимание уделялось монастырям. Разумеется, они тоже контролировались княжеской властью. Без утверждения князем никто не становился монастырским настоятелем.

Монастыри были не только крупными феодальными хозяйствами, ведя оптовую торговлю, занимаясь ростовщичеством под высокие проценты. Насельники обителей были причастны и к большим политическим делам. Подобно епископам, настоятели монастырей играли важные роли, не связанные с монашеской жизнью: судей, посредников, дипломатов. Язык не поворачивается назвать братствами мужские обители Древней Руси: выходцы из боярско‑купеческой среды имели в них привилегированное положение.

Истинный порядок вещей стремились завуалировать. Потребовалось создавать жития подвижников веры: «отшельников», «безмездных» лекарей, «бессребреников», «молчальников» и т.п. Но нельзя не допускать того, что действительно бывали благонамеренные монахи. Нестор‑летописец, Илья Муромец, Алипий‑иконописец, упоминаемые в «Киево‑Печерском патерике», – имена хорошо известные. Пользуясь высказыванием академика Евгения Голубинского, преподавателя Московской духовной академии, назовем это «выражением первой горячности к новопринятому христианству».

Организацией монастырской жизни занимался и сам Ярослав. Как раз при нем появился знаменитый Киево‑Печерский монастырь, основанный Антипой Любечанином (в монашестве – Антонием), постриженным на Афоне, – обитель, ставшая духовным центром Руси. Летописец утверждал: больше всего Ярослав любил именно монахов, которые при нем еще не раскрыли себя, не показали своих наклонностей сполна. Благоволением к иночеству отличалась и супруга Ярослава, постригшаяся после его смерти в одной из обителей. Однако, по словам Голубинского, «ревности или стремления к построению монастырей» монахи тех лет не имели. «Сравнительной недоброкачественностью… монашества домонгольского периода» объяснил Голубинский это обстоятельство. Возможно, Ярослав находился в блаженном неведении.

Европа заканчивалась в Киеве

Домонгольская Русь могла бы развиваться в русле европейских тенденций. Несмотря на огромное влияние Византии, Русь во многом ориентировалась и на западную часть Европы. Подтверждение тому – брачные связи княжеского дома Ярослава с европейскими владетельными домами, уже далекими от традиций восточного христианства.

Скульптурное изображение дочери Ярослава Анны, ставшей французской королевой, и ныне украшает построенный ею католический монастырь Святого Винсента. Да и сам Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа. Туда, в Швецию, он и собрался однажды бежать, когда был разбит королем Болеславом Храбрым. Но суда, предназначенные для бегства, были уничтожены новгородцами.

Идейную же основу Запада – папство – отвергли еще при Владимире Святославовиче, когда выбирали подходящую для Руси религию. Это не помешало Анне Ярославне принять западные традиции. В одной из французских хроник говорится, что папа Римский Николай II хвалил Анну за ее набожность и благотворительность (ИВ. 1894. Январь. С. 205).

Да и сама Русская церковь не была в то время недоступной европейскому влиянию, переняв в XI веке из Италии празднование Николе Вешнему (архиепископу Мирликийскому Николаю; 22 мая по новому стилю), признав чешскую святую Людмилу. В свою очередь, в Чехии привился культ русских святых Бориса и Глеба.

Обнаруживаются параллели с Западом и иного характера. На рубеже XII и XIII веков смоленский иеромонах Авраамий выступил с проповедью, напоминающей учение западноевропейских вальденсов, ратующих за «евангельскую бедность» и не признающих «благодатности» духовенства. «Игумены и священники, если бы могли, съели бы его живьем», – говорилось в одном из памятников древнерусской письменности об Авраамии.

В 1054 году великого князя Ярослава не стало. На стене Киево‑Софийского собора начертали известие – об «успении царя нашего». Политический вес властителя Киевской Руси был таков, что современники сочли его достойным подобного высокого титула, который Западной Европой формально за русскими князьями не признавался. Именно в год смерти Ярослава произошла Великая схизма: христианская церковь окончательно разделилась на западную и восточную.

Апостол единства земли Русской – Учительская газета

К 1000-летию восшествия на престол Киевской Руси великого князя Ярослава Мудрого

В истории России есть даты, которые не стираются из памяти народной, а с течением времени становятся более значимыми и дорогими. Таков день памяти великого русского монарха, внесшего неоценимый вклад в историю нашего Отечества и всего цивилизованного мира. Имя святого благоверного великого князя Ярослава Мудрого глубоко чтят народы России, Украины и Беларуси как символ общей истории и единства братских православных народов. На вопросы «Учительской газеты» любезно согласилась ответить глава Российского императорского дома Романовых Е. И.В. великая княгиня Мария Владимировна.

– Нет памяти о прежнем, говорится в Библии. Ваше императорское высочество, почему же, на ваш взгляд, мы возвращаемся к истории, даже такой древней, как время Ярослава Мудрого? Почему это важно для будущего, что нам дает знание истоков?

– Книгу Екклесиаста, в которой говорится о тщетности и суетности прошлого, настоящего и будущего, нельзя понимать буквально. Она говорит об одной из стадий духовного развития человека на его пути к Богу и наполнена своего рода священной иронией и самоиронией. В Библии гораздо больше исторических книг и в целом исторической информации, помогающей нам не только в установлении тех или иных фактов прошлого, но и в осмыслении собственной жизни.

Интерес к истории не угаснет никогда, потому что она не просто набор каких-то более или менее точных повествований, но прежде всего наставница жизни.

Каждый человек анализирует свое личное прошлое, извлекает из него уроки. И каждый народ, и человечество в целом стремятся постигнуть смысл своего существования через обращение к истокам, через изучение пройденного пути.

Это не всегда удается сделать правильно. Иногда мы, как страусы, прячем голову в песок, чтобы не видеть прошлое.

Эпоха Ярослава Мудрого сравнительно не такая уж и древняя. Многие народы помнят о своих государях, вождях, героях и святых, живших не одно, а несколько тысячелетий назад. Нам было бы совсем грешно забыть правителя, оставившего яркий след в истории нашего государства и российской цивилизации в целом.

– Поле деятельности Ярослава Мудрого – Ростов, Новгород и Киев, Польша и Литва, Галиция и Тмутаракань… Русь уже тогда занимала огромные пространства, была одним из крупнейших государств Европы. Как мы должны оценивать Ярослава как государственного деятеля?

– Значение Ярослава Мудрого в российской и мировой истории весьма высоко. Он был одним из самых ярких монархов своей эпохи – опытным правителем, благочестивым христианином, человеком высокой культуры, разносторонне образованным.

Сама по себе его фигура разоблачает мифы об отсталости Руси. Нужно учитывать, что наше государство было сравнительно молодым. Когда Ярослав утвердился на престоле, с даты призвания его династии и, соответственно, с момента официального учреждения Русского государства прошло чуть более 150 лет, а с момента Крещения Руси – всего 30 лет. Но по уровню своего духовного и интеллектуального развития Ярослав превосходил многих королей современной ему Европы, где государственные институции и христианизация получили развитие за несколько веков до нас.

– Что характеризует внешнюю политику Ярослава Мудрого, отношения с соседями, его дипломатические, династические и родственные связи во многих странах?

– Внешняя политика Ярослава Мудрого сочетала твердую защиту своего Отечества с открытостью внешнему миру. Он жил в то время, когда Церковь еще не разделилась официально на православную и католическую. Это произошло в год его смерти. Но уже в период правления Ярослава Мудрого существовали многие духовные, политические и культурные угрозы для Руси как на востоке, так и на западе, в которых нужно было хорошо ориентироваться, чтобы не стать жертвой. Ярослав Мудрый умел оберегать свою Родину, но при этом не отгораживался от остального мира, не замыкался в изоляционизме.

– Что можно сказать о роли Ярослава в создании русской христианской культуры, утверждении и упрочении христианства в русских землях?

– Заслуги Ярослава Мудрого в духовной области признаны Церковью. Он причислен к лику святых. В последнее время его почитание усилилось, потому что он является живым священным символом единства братских славянских народов современных России, Украины и Беларуси.

Ярослав много сделал для упрочения православной церкви и для проповеди среди соотечественников, еще не пришедших к христианству. Причем предпочтение отдавалось не насильственному насаждению веры, а просвещению. При Ярославе Мудром имела место попытка добиться независимости Русской церкви. Тогда время для этого еще не настало. Но вектор был определен, и максимально возможная в ту пору независимость церковной жизни на Руси достигнута при сохранении необходимых канонических устоев.

– Ярослав Мудрый издал первый на Руси свод законов «Русская Правда». В чем его отличие от старых порядков в русских княжествах? Можно ли говорить об историческом значении этого факта – замены обычаев законами, правом?

– Началом государственности является желание «жить по праву». Об этом рассказывается в древнейшей из дошедших до нас летописей – «Повести временных лет». Но право складывается постепенно. Только тогда оно жизненно.

Законодательство Ярослава Мудрого и его сыновей – это закрепление существовавших в русском мире норм и традиций и обогащение русской правовой системы полезными заимствованиями из византийской и скандинавской систем. В «Русской Правде» еще много установлений, существовавших с догосударственных времен. Сказать, что это замена обычаев каким-то принципиально отличным от них правом, нельзя. Но сам факт создания и утверждения свода норм – это большой шаг вперед в развитии государственности.

– Ярослав завещал сыновьям хранить единство Руси, но его потомкам не удалось избежать раздробленности русских княжеств. Чтобы объединиться, надо было ждать нашествия с востока?

– Период раздробленности – неизбежный этап в процессе формирования практически любого государства. На том уровне развития государственного аппарата, вооруженных сил, экономики, инфраструктуры управлять обширной территорией из одного центра было просто невозможно. Никакая личность не в силах была преодолеть эту данность.

Ярослав Мудрый понимал, что единство лучше разделения. Но он видел реалии и постарался возглавить процесс, который невозможно было предотвратить. Им было установлено лествичное право – система престолонаследия, позволившая и в условиях раздробленности сохранить принадлежность власти одной династии, которая наряду с Церковью неизменно оставалась символом единства земли Русской. Конечно, это не могло ликвидировать усобицы между отдельными князьями, иногда жестокие и кровавые. Однако сам дух единства, несмотря ни на что, сохранился.

Нашествие с востока и подчинение Руси монгольским ханам – очень сложные и противоречивые факторы. В чем-то они замедлили процесс объединения, ибо ханы действовали по принципу «разделяй и властвуй». В чем-то, напротив, ускорили, потому что завоеватели дали не только отрицательные, но и положительные или, по крайней мере, поучительные примеры. Это сложный вопрос, о котором полемизируют целые научные школы историков.

– Великий князь киевский Ярослав, будучи одновременно князем новгородским, свой престол и двор до 1036 года держал в Новгороде. Новоявленные киевские историки много толкуют о том, что Россия выросла из Московского княжества и якобы не является наследником Киевской Руси, а Ярослава называют великим украинцем. Стоит ли вступать в подобные споры?

– Такого рода моделирования не имеют ничего общего с исторической наукой. Подобные концепции носят чисто политический характер и не подкреплены историческими источниками.

Киев был столицей Русского государства, когда термин «украина», а вернее даже во множественном числе – «украины», обозначал не название страны и государства, а окраины, приграничные территории княжеств. Это не умаляет значения современной Украины, но это неоспоримый факт, признаваемый и многими украинскими историками.

Ход событий привел к тому, что в XII веке политический центр русских княжеств переместился из Киева на северо-восток, во Владимир. В XIV веке статусом великих князей владимирских овладели князья московской линии династии Рюриковичей, потомки святого князя Даниила, сына святого Александра Невского, который побывал и на киевском, и на владимирском престолах. Это была одна династия и в основном одно государство в самом высоком смысле этого слова. По крайней мере, одно Отечество.

И это сознание помогло при Рюриковичах объединить большую часть русских земель в единое государство с центром в Москве, а в XVII веке, уже в эпоху царствования нашего дома, вернуть и Малую Русь с Киевом. Цари именовались государями «Великия, Малыя и Белыя Руси». Малая Русь воспринималась не как что-то второстепенное, а как ядро государства. Именно в этом смысле она Малая, а не в том, что она менее значима, чем Великая Русь. Киев, как гласит «Повесть временных лет», – мать городов русских.

Я верю в то, что образ святого Ярослава Мудрого и его предстательство перед Богом помогут россиянам, украинцам и белорусам восстановить и упрочить единство. По крайней мере, духовное и культурное.

Елена КЛИНКОВА

Рота Система | Encyclopedia.com

gale

просмотров обновлено

Также известная как «лестничная система», система ротации описывает побочный образец преемственности, в соответствии с которым князья династии Рюриковичей восходили на престол Киева, главного престола Киевской Руси. Система преобладала с середины одиннадцатого века до распада Киевской Руси в тринадцатом веке. Он также определял преемственность основных мест во второстепенных княжествах Киевской Руси и сохранялся в княжествах северной Руси в четырнадцатом и пятнадцатом веках.

Разработка системы ротации была приписана князю Ярославу Мудрому (ум. 1054), который в своем «Завещании» или завещании разделил свои владения между сыновьями. Он оставил Киев своему старшему сыну. Он отдал своим младшим сыновьям второстепенные города, ставшие центрами княжеств, составлявших Киевскую Русь, и увещевал их слушаться старшего брата, как отца. Хотя в Завете не содержится подробного порядка наследования, историки девятнадцатого и начала двадцатого веков Сергей Соловьев и Василий Ключевский пришли к выводу, что он устанавливает порядок владения и управления Киевской Русью всей династией Рюриковичей. Это создало иерархию среди братьев-князей, а в более поздних поколениях — двоюродных братьев, которой соответствовала иерархия их территориальных владений. Предполагалось, что когда киевский князь умрет, его сменит самый старший из оставшихся в живых представителей его поколения, который переедет со своего места в Киев. Его заменит следующий принц в иерархии поколений, и каждый младший принц будет продвигаться на ступеньку выше по лестнице престолонаследия. Когда все члены старшего поколения династии умрут, наследство перейдет к их сыновьям. Однако, чтобы князь получил право на киевский престол, его отец должен был занимать эту должность.

Ротационная система была пересмотрена княжеским соглашением, заключенным в Любече в 1097 году. Соглашение положило конец практике ротации князей через второстепенные места в связи с престолонаследием Киеву. Вместо этого назначенная ветвь династии будет постоянно править каждым княжеством Киевской Руси. Князья каждой династической ветви продолжали использовать систему ротации для определения наследования своего основного места. Исключения составляли сам Киев, где чередование правомочных членов всей династии возобновилось после 1113 г., и Новгород, избравший собственного князя после 1136 г.

Тем не менее, правопреемство на киевском престоле часто оспаривалось. Ученые по-разному интерпретировали повторяющиеся междоусобные конфликты и их значение для существования и функционирования системы ротации. Некоторые считают, что ротационная система предназначалась только для трех старших сыновей Ярослава и трех закрепленных за ними центральных княжеств. Другие утверждали, что система не была полностью сформулирована Ярославом, а развивалась по мере того, как династия росла, овладевала большей территорией и ей приходилось с помощью дипломатии и войны противостоять непредвиденным осложнениям при определении «старшинства». Другие утверждают, что у князей Рюриковичей не было системы престолонаследия, но они угрожали или применяли силу, чтобы определить, какой князь сядет на киевский престол.

Несмотря на конфликты по поводу престолонаследия, которые приводились в качестве индикатора слабости политической системы и отсутствия единства внутри правящей династии, система ротации также интерпретировалась как конструктивное средство согласования конкурирующих интересов и напряженности между членами крупная династия. Это позволило династии предоставить наследника киевскому престолу в эпоху, когда высокий уровень смертности приводил к сокращению числа подходящих князей. Он также подчеркивал символическую центральность Киева, даже несмотря на то, что растущая политическая и экономическая мощь составных княжеств Киевской Руси подорвала единство династической державы.

После монгольского нашествия 1237–1240 гг. и распада Киевской Руси ротационная система продолжала преобладать в северо-восточных княжествах Руси до Юрия (правил в 1317–1322 гг.) и Ивана I Калиты (правил в 1328–1341 гг.) в Москве, чьи отец не занимал должности, стали великими князьями владимирскими. Их потомки монополизировали положение и заменили систему ротации системой вертикальной преемственности, согласно которой наследником престола был старший выживший сын правящего принца.

См. также: киевская русь; ярослав владимирович

Димник Мартин. (1987). ««Завещание» Ярослава Мудрого: повторное рассмотрение». Canadian Slavonic Papers 29 (4): 369–386.

Коллманн, Нэнси Шилдс. (1990). «Побочное правопреемство в Киевской Руси». Гарвардские украинские исследования 14 (3/4): 377–387.

Стоукс, А. Д. (1970). «Система престолонаследия в России 1054–1113 гг.». В г. Горски Виденац: гирлянда эссе, предложенная профессору Элизабет Мэри Хилл, 9 лет.0022 изд. Р. Оти, Л. Р. Левиттер, А. П. Власто. Кембридж, Великобритания: Ассоциация современных гуманитарных исследований.

Джанет Мартин

Энциклопедия истории России

Еще с encyclopedia.com

Уэльс , Уэльс, княжество Уэльс, княжество. Этот термин относится к территориальному владению последних валлийских принцев Уэльса; поместье предоставлено… Пикадилли , Пикадилли •Билли, Билли, Чили, перец чили (американский перец чили), чили, Дили, дилли, кобылка, фрилли, гилли, джилли, Джилли, холмистая, Лилли, лилия, Лили, сосочки,… Шипли , Шипли •Билли, Билли, Чили, перец чили (американский перец чили), чили, Дили, дилли, кобылка, фрилли, гилли, гилли, Джилли, холмистая, Лилли, лилия, Лили, сосочки, Ф… чили), чили, Дили, дилли , кобылка, фрилли, гилли, джилли, джилли, хилли, лилли, лили, лили, папиллы, филли, пикадилли, пиккалилли, глупышка, скилли, стилли, тилли, волей, волей-неволей • , дили • Билли, билли, чили, чили (американский перец чили), чили, дили, дилли, кобылка, фрилли, гилли, гилли, гилли, хилли, лилли, лили, лили, сосочки, Филл… Ридли, Ридли •Билли, билли, чили, чили (американский перец чили), чили, Дили, дилли, кобылка, фрилли, гилли, гилли, гилли, холмистая, лилли, лили, лили, сосочки, фи… Принц Уэльский Чарльз, Чарльз, принц Уэльский Чарльз, принц Уэльский и наследник британского престола, был, пожалуй, самым фотографируемым человеком, о котором писали больше всего…

Об этой статье

Обновлено О Содержимом encyclopedia. com Распечатать статью

Вам также может понравиться
БЛИЖАЙШИЕ ТЕРМИНЫ

Rota Sacra Romana

0.90 903

Rinaldi (настоящее имя)

Росзак Теодор (1933 – ) Американский социальный критик Прикрыть

Roswell Incident

Roswaenge (Rosenving-Hansen), Helge

Rosvaenge

Rosu, Monica (1987–)

Rostvertol plc

Rostropovich, Mstislav (Leopoldovich)

Rostropovich, Leopold

Rostratulidae

rostrate

ростральный шов

ростральный столб

ростральный

ростр

Ростоу, Уолтер Уитмен («Уолт»)

Ростоу, Уолтер Уитмен («Уолт»)

Ростоу, Уолт У (киллер) 1916-2003

Рота Система

Рота, Энтони (Ниписсинг—Тимискаминг)

Рота, Карло (Карло Д. Рота, Карлос Д. Рота, Карло 003 03) , Джан-Карло

ротан

Ротарианец

Ротари-клуб

вращательное бурение

Ротари Интернэшнл против Ротари-Клуба Дуарте

вращающаяся жалюзийная сушилка

ротационная

вращающаяся

0002 Вращающийся образцы Проект

Анемметр Вращающихся резин. спад

ротатор

Травма ротаторной манжеты

Ремонт ротаторной манжеты

Великий князь Ярослав Мудрый (из серии исторических медалей), 18 век, Фотография, картинки и права на изображение. Рис. ХЭЗ-2598310

agefotostock ®

место, где можно найти все визуальный контент по правильной цене

Купить это изображение сейчас…

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям

99}»>
Частное использование/презентация | 59,99 €
Информативный сайт | 89,99 €
Издательский. Книга внутри | 139,99 €
Путешествия и туризм | 159,99 €
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | 169 €.99
Корпоративное общение | 239,99 €
Прямой маркетинг | 349,99 €

Рассчитать стоимость другой лицензии

Купи сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато в формате JPG

Код изображения: ХЭЗ-2598310 Фотограф: Коллекция: Образ наследия Пользовательская лицензия: Управление правами Дата съемки: 21. 06.2013 Наличие высокого разрешения: До XL 50 МБ А3 (4488 х 4488 пикселей — 38 х 38 см — 300 точек на дюйм)

Релизы: для этого образа нет подписанных релизов.

Эксклюзивность: Пожалуйста, свяжитесь с нами, если вы хотите получить лицензию на это изображение с исключительными правами.

Доступность: Доступность изображения не может быть гарантирована до момента покупки.

×

Изображение композиции

Вы можете использовать это изображение в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли оно необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *