Значение великой французской революции: Значение французской революции — Русская историческая библиотека

Содержание

Значение французской революции — Русская историческая библиотека

 

Старая и новая Франция в XVIII в. – Положение между ними французского правительства. – Двоякое отношение революции к старой монархии. – Политическое воспитание французского общества. – Судьба политической свободы во Франции. – Общеевропейское значение революции.

 

Содержание:

Франция перед французской революцией

Французская революция и монархия Людовика XV и Людовика XVI

Значение французской революции в истории Франции

Значение французской революции в западноевропейской истории

 

Французская революция. Кратко и понятно. Иллюстрированная аудиокнига

 

 

Указания на литературу по теме «Значение французской революции» – см. во вступительной главе к этому тому

 

Франция перед французской революцией

В течение XVIII века в социальной жизни Франции совершался глубокий внутренний процесс. Старая Франция Людовика XIV продолжала сохранять свои прежние формы, не затрагиваемые никакими серьезными преобразованиями, которые бы их изменили заметным образом; но в этих старых формах развивалась новая жизнь, правда, сдерживаемая обветшалыми рамками, но все сильнее и сильнее их расшатывавшая, пока под напором новых сил старые формы не подались, и на развалинах прежних отношений не сформировался новый общественный строй, подготовленный предыдущим развитием. Система Людовика XIV продолжала в общем господствовать в официальной жизни Франции, но что рядом с Францией официальной, т. е. Францией королевской власти и версальского двора, католического духовенства и феодального дворянства, существовала другая Франция, самым рельефным проявлением этого была её литература с принципами, диаметрально противоположными тем, которые лежали в основе системы Людовика XIV. Мы видели, что самыми популярными идеями французской литературы XVIII века были идеи духовной и политической свободы и гражданского равенства. Порвав связь с традициями прошлого, эта замечательная литература сделалась органом совсем нового общества, в котором главную роль играли не представители старого католико-феодального строя, а иных общественных слоев, люди либеральных профессий разного звания и люди промышленно-торговых предприятий. Интеллигентная буржуазия XVIII в. сделалась главною сторонницею поступательного движения вперед и в требовании реформ заняла поэтому положение передового класса нации. В первой половине XVIII века она пошла бы еще за правительством, которое выступило бы на поприще преобразовательной деятельности, и ему она оказала бы поддержку, какой, например, не имел в Австрии просвещенный абсолютизм Иосифа II: выразителем новых стремлений был тогда Вольтер. Между тем на сцену не являлось ни монарха, ни министра, подобных позднейшим реформаторам в других странах. Правительство поддерживало старые отношения, и представители старой Франции не думали, чтобы им откуда-нибудь угрожала опасность, кроме разве вольнодумной литературы, да и та увлекала немало людей из тех самых общественных слоев, под которые она подкапывалась. Новая Франция, между тем, росла и делалась более требовательною. В средине XVIII в. ее уже не удовлетворяла программа Вольтера, т. е. реформы всякого рода, но без политической свободы, и вот именно свобода, проповедниками которой являются Монтескье, Руссо, Мабли и некоторые энциклопедисты, делается одною из наиболее популярных политических идей, одинаково разделявшихся перед 1789 г. и буржуазией, и привилегированными. Когда умер Людовик XV, две Франции уже стояли одна против другой, готовые к борьбе; вопрос был только в том, на чьей стороне будет государственная власть и уступит ли она новым влияниям времени. Революция 1789 г. была победою новой Франции над старою, но старая не умерла, и когда пал властелин, сам победивший революцию, чтобы действовать в духе своего рода просвещенного абсолютизма[2],она сделала отчаянную попытку клерикально-аристократической реакции против новых общественных слоев, поднявшихся в XVIII в. из прежнего унижения.

 

Французская революция и монархия Людовика XV и Людовика XVI

Одним словом, французской нации предстояло выйти на новую дорогу, но французские правители оказались не на высоте своего положения. В эпоху, когда троны других великих держав занимали Фридрих II, Мария Терезия, Иосиф II, Екатерина II, – во Франции царствовали совершенно опустившийся Людовик XV (1715–1774) и слабохарактерный Людовик XVI. Они оказались неспособными к роли инициаторов реформ, вытекавших из практических нужд государства, и это было в обществе, которое, наоборот, не так, как в других странах, само требовало реформ. Своею привязанностью к старым формам и неспособностью осуществить желания общества названные короли поселяли недоверие к власти, носителями которой являлись: то, чего не могла совершить старая монархия, должна была взять на себя «нация», заменившая в сознании передовой части общества прежние сословия (états). Правда, и положение французских правителей было более затруднительным, чем где-либо. В странах просвещенного абсолютизма правительствам приходилось иметь дело с одною консервативной оппозицией, но такая оппозиция существовала и во Франции, имея органом своим парламенты, но рядом с нею существовала еще и оппозиция либеральная, какой не было в других странах, да и она видела в тех же парламентах учреждение, обеспечивающее права нации посредством ограничения произвола власти. С разных точек зрения обе эти оппозиции, – старая и новая Франция, – могли быть и бывали недовольны правительством, но обе сходились на почве идеи политической свободы, хотя понимали ее различно, одни – в аристократических формах Монтескье, другие – в демократических формах Руссо и Мабли, одни – думая об участии в правлении для охраны своих привилегий, другие – стремясь к власти, дабы, обладая ею, изменить общественный строй в духе новых идей. Все это ставило правительственную власть между двух огней: и охранительная, и преобразовательная политика вызывали или ту, или другую оппозицию, а раз правительство решалось на сколько-нибудь крутую меру, против него готовы были соединиться обе оппозиции. При таких обстоятельствах во главе Франции должны были бы стоять не такие люди, какими были Людовики XV и XVI и большая часть их советников и руководителей, тем более, что и реформы требовались не одним общественным мнением, которое еще кто-нибудь мог бы обвинять в несоответствии с реальными нуждами страны, а общим расстройством и полнейшею негодностью старой системы. Французская монархия, взявшая под свою опеку общественные силы, приучила нацию смотреть на себя, как на нечто всемогущее, как на силу, во власти которой осчастливить или сделать несчастною всю страну; привыкши ожидать всего от власти, ей преимущественно и стали ставить в вину – и не без основания – печальное положение государства. Монархия Людовиков XV и XVI в сущности охраняла консервативные интересы, но это не мешало духовенству и дворянству накануне взрыва 1789 г. мечтать об ограничении благосклонного для них абсолютизма и тем самым идти вместе с буржуазией, которая не отделяла политической свободы от социальной реформы, Бедственное положение народной массы, бывшее источником смуты, и революционные идеи, органом которых стала пресса, действовали в том же направлении, подготовляя насильственный переворот[3]. Этот переворот, разрушивший «старый порядок» (l’ancien régime) и создавший современную Францию, не мог уничтожить вполне консервативные элементы прежней Франции, которые заняли по отношению к нему оппозиционное положение, а после 1814 г. стали во главе католико-феодальной реакции, – и в то же время не мог быть полным разрывом с прошлым, от которого революционная Франция унаследовала весьма многое и по отношению к которому революция очень часто являлась не переломом, а завершением предыдущего развития. В самом деле, революция, разрушившая прежний строй, во многом лишь завершала работу старой монархии, остановившейся, так сказать, на полдороге. Работа эта заключалась в разрушении старых католико-феодальных основ быта и производилась совместно королевскою властью и народною массою, союз которых – один из крупнейших фактов в истории Франции; но в общем старая монархия исполняла эту работу лишь настолько, насколько прежние порядки были неудобны и стеснительны для самой королевской власти, сделавшейся даже, наоборот, охранительницей тех сторон в этих порядках, которые были невыгодны и тягостны для одной народной массы. Если бы королевская власть и нация шли вместе, рука об руку, Франция должна была бы пережить свой период просвещенного абсолютизма и притом с более широким значением и с более глубоким влиянием, чем где бы то ни было; но французская история приняла другое направление, и работа, начатая, но не оконченная старой монархией, была завершена уже новыми силами. Централизуя страну, королевская власть, поскольку дело касалось её самой, привела к одному знаменателю отдельные провинции Франции, но они продолжали сохранять во всем остальном такие особенности, которые стояли в полном противоречии с национальным единством страны, как результатом объединительной политики королей. Нивелируя общественные классы, старая монархия и здесь по отношению к власти поставила все в одинаково бесправное положение и тем не менее сохранила все сословные перегородки, с которыми плохо мирилось новое, в политическом отношении нивелированное общество. Более чем где‑либо в другой католической стране, во Франции монархии удалось поставить церковь в положение, особенно благоприятное для государства, и вместе с тем католический клир пользовался здесь привилегиями, которые давали ему особую силу над культурною жизнью той самой нации, которая сделалась главным очагом свободного светского просвещения, между прочим, потому, что само же государство не допускало крайностей католической реакции, до каких последняя доходила в других странах. Многое из того, что во Франции фактически существовало в отношениях между государством, с одной стороны, и его областями, его сословиями и католическою церковью, с другой, в иных странах в эпоху просвещенного абсолютизма было лишь целью, которой нужно было еще достигнуть. Но если королевская власть не чувствовала здесь неудобств со стороны областных, сословных и церковных привилегий, её не затрагивавших, и потому сама по себе таким образом не нуждалась в изменении этих отношений, то нигде, наоборот, в такой степени, как во Франции, не тяготился указанными привилегиями народ, который выдвинул вперед зажиточное и образованное среднее сословие, все более и более проникавшееся новыми общественными взглядами. Остановившись в своей исторической работе, французская династия, так сказать, отстала от развития, совершившегося в нации, и последняя собственными своими силами и средствами завершила процесс, в котором прежде такую деятельную роль играла старая монархия, – завершила объединительную, всеуравнивающую и устраняющую всякий дележ власти работу государства над разрозненными областями, над обособленными сословиями, над притязаниями церкви. Взяв на себя окончание невыполненных задать, ставившихся старой власти общественным ростом Франции, революция унаследовала у низвергнутой ею монархии и многие приемы, посредством которых ma достигала своих целей. И с этой стороны новая Франция не совсем порвала свои связи с Францией старой.

 

Значение французской революции в истории Франции

Во многих отношениях просвещенный абсолютизм и французская революция были явлениями одной и той же категории, представляя из себя два разные момента или две разные формы в процессе перехода западноевропейских народов от средневекового социального строя к строю новейшего времени. Но между ними была и существенная разница. Одно направление было направлением по преимуществу правительственным и государственным: реформы исходили от власти без участия общественных сил и предпринимались прежде всего во имя государства. Переворот, совершившийся во Франции, ставил своею целью достижение свободы в двух смыслах этого слова, т.  е. свободы политической, как участия нации в правлении, и свободы индивидуальной, как эмансипации личности из‑под безграничной опеки государства. Старый порядок во Франции являлся полным отрицанием свободы в обоих этих смыслах, и благодаря этому, французское общество в XVIII в. было воспитано в привычках, наименее благоприятствовавших действительному установлению свободы при новых порядках. В Англии и в Северной Америке, где французы искали для себя политических поучений, то, что было целью стремлений французов, являлось результатом долгого исторического процесса, во время которого принципы свободы входили постепенно в привычки, в нравы, в жизненную практику народа и тем самым создавалось уважение к чужой свободе, без которого желание свободы только для себя не в состоянии осуществить настоящую свободу в жизни. История протестантизма показывает, с каким трудом пролагал себе дорогу принцип свободы совести, несмотря на то, что в теории права индивидуальной совести были поставлены выше всякой принудительной силы уже родоначальниками движения; воспитанные в известного рода привычках, создававшихся старою церковною жизнью, они переносили эти привычки и в новую церковную жизнь. То же было и во Франции: привычки и нравы, привитые обществу прежним режимом, пережили этот режим и породили многие явления, бывшие лишь перелицовкою старых. К тому же значительная часть передового общества понимала свободу народа в смысле власти народа: будь власть в руках народа и будь все равны во власти, последняя могла быть, пожалуй, и беспредельной. Такова была государственная идея Руссо, а этот писатель был одним из главных политических воспитателей французского общества в XVIII в. Все это было крайне неблагоприятно для того порыва к свободе, какой ощутила Франция в 1789 г., но было тут еще и нечто другое.

Исполнить то дело, которое не было совершено старой монархией, т. е. осуществить новую государственную идею, значило во многих отношениях прямо продолжать чисто правительственную и государственную политику монархии. Революция встретилась с консервативной оппозицией, против которой она вооружилась всеми средствами власти. Защита нового строя, основанного на гражданском равенстве, требовала усиления власти и отодвигала на задний план интересы свободы. Новому строю грозили не только внутренние враги, но и враги внешние, и чрезвычайные обстоятельства требовали чрезвычайных мер, особенно, когда Франции угрожало иноземное завоевание. Из этих всех затруднений Франция вышла победительницей, но не достигнув желанной свободы. Империя Наполеона I была своего рода просвещенным абсолютизмом в обществе, снявшим с себя феодальную оболочку. Тем не менее, попытка основания свободного государства, сделанная французами в 1789 г. и на первых порах окончившаяся, собственно говоря, неудачей, не осталась бесследной в истории как самой Франции, так и других западноевропейских народов. Первая французская конституция (1791 г.) просуществовала самое короткое время, но те принципы, которые были положены в её основу, сделались руководящими при создании последующих конституционных учреждений во Франции и вне Франции.

Таково значение революции в самой французской истории.

 

Значение французской революции в западноевропейской истории

Но событие это получило громадное значение в истории других западноевропейских государств. Подобно тому, как немецкая реформация в XVI в., объясняясь из местных причин и в свою очередь объясняя дальнейшую историю Германии, вместе с тем находилась в тесной связи с более общими условиями всей западноевропейской истории и потому оказала сильное влияние на другие страны, – так и французская революция, имея особое отношение к месту своего происхождения, получает и более общий смысл с точки зрения всей западноевропейской истории. Вот те два главные исторические факта, к которым она имеет отношение: разрушение феодализма, поскольку последний господствовал в социальной сфере и даже окрашивал отношения политические, с одной стороны, и внесение в государственную и общественную жизнь начал свободы политической и индивидуальной, с другой. Постепенное разрушение феодализма – один из основных фактов западноевропейской истории; другой не менее важный факт – рост личного и общественного самосознания, соединенный с стремлением к самоопределению в сферах индивидуальной и национальной жизни. То, что вытекало во Франции из условий, общих для неё и для других стран Западной Европы, и что, по местным причинам, совершилось в ней ранее, чем в этих других странах (хоть и позднее, чем в Англии), должно было – в иных только формах – произойти везде, где историческая жизнь развивалась из таких же точно основ. Но в истории действует еще и пример: распространение французских идей среди разных народов подготовило почву для того, чтобы и пример приложения этих идей к жизни, поданный Францией, мог также найти подражание. Таким образом, общие условия быта и общие политические идеи сами по себе были условиями, благоприятными для перехода движения, начавшегося из Франции, в другие страны, подобно тому, как это уже было с переходом реформации из Германии к другим народам католической Европы. Но в данном случае на сцену выступил и еще один фактор.

В 1792 г. между революционной Францией и монархической Европой началась война, почти беспрерывно продолжавшаяся около четверти века. В этой борьбе победа была на стороне Франции. В конце концов она отстояла свои новые учреждения и произвела целый переворот в самой этой Европе, принудив даже её монархические правительства вступать в сделки с правительством, вышедшим из недр революции. Французская революция была началом целого ряда крупных перемен: в период, о котором идет речь, не только была переделана политическая карта Европы, но и во внутренней жизни разных государств под прямым или косвенным влиянием Франции происходили значительные изменения. Вся новейшая западноевропейская история развивается поэтому в направлении, которое ей даль толчок, вышедший из Франции. «Великая» революция разрушала не только старую Францию, но и вообще старую Европу. Борьба между новыми началами и стариною тотчас же получила международный характер, как то было и в эпоху борьбы реформации и католической реакции. Одним из ближайших результатов французского переворота было то, что королевская власть и клерикально‑феодальные элементы, не особенно между собою ладившие в эпоху просвещенного абсолютизма, теперь одинаково подвергаясь опасности со стороны конституционного и демократического движения, начинают сближаться между собою. Союз этот одерживает победу в 1814 г.; но победою этою он был обязан новой силе, впервые проявленной опять‑таки Францией, силе наций, пробудившихся к исторической жизни под влиянием все тех же великих событий эпохи. Старый феодальный строй разлагал нации на обособленные сословия, а при политическом режиме нового времени нация поглощалась в государстве, но вот и для этих отношений наступали новые времена[4].

 


[1] Общие указания на литературу см. во вступительной главе к этому тому.

[2] О родстве наполеоновского режима с просвещенным абсолютизмом см. в IV томе настоящего труда.

[3] См. особенно Rocquain Революционный дух перед революцией.

[4] Laurent. Les nationalités (X т. его «Etudes sur l’histoire de l’humanité»).

 

начало, годы и причины революции, последствия свержения монархии во Франции

Причины Великой Французской Революции

После нас — хоть потоп!
маркиза де Помпадур, 1757

Король Людовик XV полностью разделял убеждения своей фаворитки маркизы де Помпадур. Он растрачивал государственный бюджет на развлечения и невыгодные войны, ничуть не заботясь о последствиях. Его внуку, Людовику XVI, страна досталась в ужасном состоянии: в казне практически не осталось денег, а население устало от войн и произвола властей. 

К 1788 году расходы страны превысили доходы на 20% — начался экономический кризис. Внешний государственный долг достиг пяти миллиардов ливров. Невыгодный торговый договор с Великобританией сделал импортные товары дешевле местных — многие предприятия обанкротились, и началась безработица. Ситуацию усложнял неурожай, взвинтивший цены на хлеб и вино.

Королевский двор и знать продолжали вести роскошную жизнь, пока простые люди теряли работу и голодали, а буржуа (предприниматели) платили разорительные торговые пошлины. Общество Франции делилось на три сословия. Первое — духовенство, второе — дворянство, третье — простолюдины: крестьяне, рабочие, буржуа и бедняки. Первое и второе сословия составляли всего 6% населения и не платили налогов.  

На фоне этой несправедливости всё популярнее становились идеи философов-просветителей: Шарля Луи де Монтескьё, Жан-Жака Руссо и Вольтера. Они утверждали, что люди разных сословий ничем не отличаются друг от друга, а значит, должны иметь равные права и свободы. Власти боролись с этими идеями, чем только добавляли им известности.

Кроме того, многих французов вдохновлял пример Североамериканских Штатов, которые, опираясь на просветительские идеи о праве народа на сопротивление тирании, провозгласили независимость от Англии. 

<<Форма демодоступа>>

Созыв Генеральных Штатов (1789)

Собравшейся нации не приказывают.
Жан Сильвен Байи, председатель Национального собрания

Король Людовик XVI не отличался решимостью и силой, которые требуются от правителя в такой тяжёлый период. Но даже он понимал: чтобы спасти экономику, платить налоги должны все. 

22 февраля 1787 года министр финансов Калонн убедил короля созвать собрание нотаблей — высшего духовенства и аристократии, и предложил им ввести всеобщий земельный налог. Узнав о состоянии казны, нотабли пришли в ужас, обвинили Калонна в растрате и потребовали его отставки. Таких полномочий у них не было, но Людовик уступил. 

А поскольку платить налоги элита отказалась, 24 января 1789 король объявил созыв Генеральных Штатов — представителей всех сословий от всех провинций. Они должны были помочь ему найти решение, которое устроило бы всех. 

Неожиданно для правительства это известие очень взволновало Францию. Генеральные Штаты не созывались уже 175 лет, и все ждали глобальных перемен. Обедневшие дворяне хотели увеличить своё влияние, крестьяне надеялись получить землю в собственность, а буржуа — равные права с дворянами и доступ к общественным должностям. 

Каждый регион готовил свой «список жалоб» для рассмотрения на собрании. Издавались сотни брошюр и публичных обращений к депутатам. На улицах говорили о равноправии и гражданских свободах. 

1. Что такое третье сословие? — Всё.
2. Чем оно было до сих пор в политическом отношении? — Ничем.  
3. Чего оно требует? — Стать чем-то.
из брошюры аббата Сийеса «О третьем сословии»  

Первое заседание Генеральных штатов прошло 5 мая 1789 года в зале «Малых забав» в Версале. На открытии король предостерёг депутатов от «опасных нововведений». На обсуждение выносились только финансовые вопросы — все остальные требования власти оставили без внимания. 

Несмотря на то что депутатов от третьего сословия было вдвое больше, чем от первого и второго вместе взятых, у каждого сословия был только один голос. Представители третьего сословия требовали индивидуального голосования, но правительство отказало им. 

Это возмутило либерально настроенных депутатов. 17 июня большинством голосов (490 против 90) они создали Национальное собрание, которое решит судьбу страны.

20 июня депутаты пришли на очередное заседание, но зал «Малых забав» оказался заперт: король приказал никого не впускать под предлогом ремонта. Тогда депутаты заняли королевский зал для игры в мяч и поклялись не расходиться, пока не примут Конституцию.  

Жак-Луи Давид, «Клятва в зале для игры в мяч»
Источник: wikipedia.org

Король привёл гвардейцев и приказал всем разойтись, но председатель собрания Жан Байи ответил: «Собравшейся нации не приказывают». Против гвардии обнажили оружие либеральные дворяне во главе с маркизом де Лафайетом. Опасаясь кровопролития, Людовик XVI был вынужден признать Национальное собрание легитимным. 

9 июля 1789 года его переименовали в Учредительное собрание — оно должно было разработать Конституцию и выбрать новую форму правления. 

Конституционная монархия (1789—1792) 

Жан-Пьер Уэль, «Взятие Бастилии»
 Источник: wikipedia.org

— Но ведь это бунт!
— Нет, государь. Это революция. 
Людовик XVI и герцог Лианкур, 14 июля 1789

Король не собирался сдаваться: 11 июля он уволил министра финансов Неккера, который поддерживал третье сословие. Это возмутило всех: простые граждане видели в нём заступника, а дворяне понимали, что он — единственный, кто может остановить экономический кризис. Париж окружали королевские войска. По городу ползли слухи о предстоящей резне. 

Участники Учредительного собрания решили нанести упреждающий удар. 

14 июля 1789 года толпа парижан захватила Бастилию — крепость-тюрьму для политзаключённых. Именно этот день считают началом Великой Французской Революции. Бастилия была для восставших символом ненавистного самодержавия. Кроме того, революционеры надеялись найти там оружие. Позже этот замок сравняют с землёй. Примечательно, что на момент штурма там содержалось всего семь заключённых — четыре фальшивомонетчика, двое умалишённых и убийца. 

Волна восстаний под девизом «Свобода! Равенство! Братство!» прошла по всем крупным городам: всюду свергали королевское правительство и присягали Учредительному собранию.  

Оценив масштаб беспорядков, Людовик отозвал войска и вернул Неккера на пост министра. 

С этого момента Учредительное собрание стало верховным органом власти в стране. В начале августа было окончательно ликвидировано крепостное право, отменены феодальные повинности крестьян, а дворяне и духовенство лишились привилегий. Сословия упразднили. Чиновников и священников больше не назначали, а выбирали. Всё церковное имущество национализировали. 

26 августа 1789 была принята Декларация прав человека и гражданина. Свобода личности, слова и убеждений объявлялась естественной и принадлежащей каждому от рождения. Отныне все люди были равны перед законом. 

Вначале король отказался принять Декларацию и другие декреты, но был вынужден сделать это под давлением общества. А после принятия Конституции 3 сентября 1791 года у короля осталась лишь исполнительная власть, и та была сильно ограничена. Фактически его функции теперь сводились к тому, чтобы подписывать приказы Законодательного собрания, созданного взамен Учредительного.

Принятие Конституции положило конец абсолютизму во Франции. Однако Великая Французская буржуазная революция на этом не кончилась.

Учите историю вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду
HISTORY72021 вы получите бесплатный доступ к курсу истории 7 класса, в котором изучается Великая французская революция.  

Вареннский кризис и падение монархии (1792)

Т. Ф. Маршалл, «Арест Людовика XVI и его семьи, переодетых в буржуа»
 
Конвент отныне объявил Людовика предателем французской нации, преступником против человечества. 
Жан-Поль Марат, лидер фракции монтаньяров, 14 января 1792

В начале революции самой могущественной политической силой был Якобинский клуб. Его участники проводили собрания в бывшем монастыре святого Якоба, откуда и пошло название. Якобинцы представляли интересы третьего сословия и горячо поддерживали революцию. 

Однако уже к началу 1792 года в клубе начались разногласия, которые привели к расколу. Образовалось две фракции:

  • Жирондисты относительно умеренные либералы. Хотели распространить революцию за пределы Франции и даровать права человека всем народам. Представляли интересы интеллигенции. Название получили от департамента Жиронда, откуда были избраны первые члены партии. Яркие представители — Пьер Виктюрниен Верньо, Жак-Пьер Бриссо.
  • Монтаньяры радикальные либералы. Представляли интересы мелких буржуа, простых граждан и бедноты. Они требовали полной демократизации общества, вплоть до законного права отстаивать интересы с оружием в руках. Их название переводится как «люди сверху» — на заседаниях они занимали верхние левые ряды. Яркие представители — Максимилиан Робеспьер, Жорж Жак Дантон, Жан-Поль Марат. После раскола слова «якобинец» и «монтаньяр» стали синонимами.   

Третьей политической силой был клуб фельянов — либеральных монархистов, представлявших интересы дворян и крупной буржуазии. Они считали, что цели революции достигнуты, и её пора заканчивать. Названием обязаны месту собрания — бывшему монастырю ордена фельянтинцев. Яркие представители — Жан Байи, Оноре Мирабо, Жильбер Лафайет. 

У каждой партии была своя программа и аргументы в свою пользу, но 20 июня 1791 года все планы оказались нарушены: король попытался бежать из страны.  

Ночью Людовик XVI с семьёй переоделись в простолюдинов и тайно уехали из Парижа, но уже через сутки были пойманы в городе Варенн неподалёку от германской границы. 25 июня королевскую семью привезли обратно в Париж. Для страны это был шок: король предал и бросил своих подданных.

Революционные настроения разгорелись с новой силой. Монтаньяры потребовали реорганизовать страну в республику. 17 июля Дантон провёл митинг на Марсовом поле, где собирал подписи за отречение короля. На место прибыли мэр Парижа Байи и начальник Нацгвардии Лафайет с солдатами. Они объявили, что король не бежал, а его попытались выкрасть. Однако народ не хотел расходиться. Был дан приказ стрелять — гвардейцы убили пятьдесят человек, несколько сотен получили ранения. Это был первый кровопролитный конфликт среди революционеров. 

Ситуация во Франции беспокоила соседние державы. Австрия и Пруссия объявили о намерении вернуть власть Людовику, и пригрозили вторжением. Этим воспользовались жирондисты — 20 апреля они убедили Законодательное собрание объявить войну Австрии. Людовик подписал объявление войны — он надеялся, что в случае успеха его авторитет восстановится. 

Но война для французов развивалась плохо. В армии не хватало офицеров — большинство дворян эмигрировало или вовсе перешло на сторону врага. С продовольствием и дисциплиной тоже были проблемы. Однако в военных неудачах французы винили королевскую семью. Супруга короля Мария-Антуанетта приходилась родной сестрой австрийскому императору и всеми силами старалась ускорить вторжение. 

1 августа австрийский полководец герцог Брауншвейгский, опубликовал манифест, в котором грозился сравнять Париж с землёй, если Людовику и его родным будет угрожать опасность. Эта новость привела парижан в бешенство. 10 августа 1792 года нацгвардейцы взяли штурмом королевский дворец и заключили Людовика и его семью в тюрьму. 

С этого дня Франция стала республикой. Законодательное собрание сложило полномочия и объявило созыв Национального Конвента, который возглавили жирондисты.  

В декабре 1792 года Людовика приговорили к смерти «за злоумышления против свободы, нации и преступления против человечества». 21 января 1793 года король был обезглавлен на гильотине. Осенью того же года казнили и королеву. 

Якобинский террор (1793-1794)

Палач демонстрирует собравшимся отрубленную голову Марии Антуанетты, 1793
Источник: historianet.fi
Эта революция, как бог Сатурн, пожирает своих детей!
последние слова Пьера Верньо, главы партии жирондистов

Одним из первых указов Национального Конвента было обнуление календаря. 1789 год объявили I годом Свободы, недели заменили декадами, утвердили новые названия дней и месяцев. 

Однако разрыв с прошлым не решал проблемы настоящего. К войне подключилась Священная Римская империя, Англия и Испания — Франция оказалась окружена врагами и терпела поражение за поражением. Денег в казне по-прежнему не было.

Якобинцы в бедах страны обвинили правящую партию. 6 апреля 1793 года создан Комитет общественного Спасения во главе с Дантоном, который пообещал покарать предателей, заговорщиков и контрреволюционеров.

Популярная революционная газета «Друг народа», которую издавал якобинец Марат, призывала к расправе над жирондистами. 31 мая под стенами Конвента собралась толпа с требованиями выдать лидера жирондистов Верньо и его сподвижников. 2 июля их отдали под домашний арест, а 23 октября всю партийную верхушку казнили на гильотине. Началась эпоха террора.

Придя к власти, якобинцы опубликовали новую республиканскую Конституцию, которая гарантировала право на работу, образование, медицинскую помощь и социальные пособия. Правда, вступить в силу она не успела — принятие было отложено до конца войны. 

А пока Конвент, где теперь предводительствовали якобинцы во главе с Робеспьером, учредил «временный революционный порядок».

Для усиления армии объявили всеобщую мобилизацию. Все фабрики и предприятия перешли в распоряжение государства. Установили максимум цен на хлеб. Чтобы поддерживать их, у крестьян силой отбирали зерно и распределяли между пекарнями. Торговать продуктами могло только государство — спекуляция каралась смертью. 

По всей стране вспыхивали мятежи, на которые правительство отвечало волной арестов и казней. Робеспьер всеми силами устранял конкурентов — в последующие годы Дантон, Байи и другие харизматичные лидеры были казнены. Ранее от руки дворянки Шарлотты Корде погиб Марат — зарезан в собственной ванной.

Жан-Жозеф Вертс, «Убийство Марата»
Источник: wikipedia.org

17 сентября 1793 года принят «Закон о подозрительных». Теперь арестовывать могли не только за реальные действия, но и просто по подозрению в контрреволюционной деятельности. Опрос свидетелей и право на адвоката отменили. Людей казнили без суда и следствия.  

Тем временем на фронте наступил долгожданный перелом: зимой 1794 года армию пополнили свежие войска, и к весне французам удалось очистить территорию страны от интервентов.  

Ситуация стабилизировалась, и Робеспьер объявил, что необходима последняя волна террора, которая очистит Конвент от предателей. Причины опасаться за свою жизнь были почти у каждого депутата. Возник заговор.

27 июля 1794 года депутаты вынесли Робеспьеру обвинение, а на следующий день его казнили на гильотине вместе с 24 сторонниками.   

29 июля после беспорядков в Париже был казнён ещё 71 человек — это была самая массовая казнь за годы Великой Французской Революции.

Только по официальным данным за 1793–1794 годы было осуждено и казнено больше 17 000 человек. Сколько людей погибло в мятежах и тюрьмах — неизвестно. 

Власть Директории (1794—1799)

Макс Адамо, «Свержение Робеспьера в Национальном конвенте 27 июля 1794 года»
Источник: wikipedia.org

После разгона якобинского клуба террор пошёл на убыль. Жирондисты вышли из подполья и вернулись в Конвент, обновлённое правительство объявило всеобщую амнистию. 

В августе 1795 года депутаты приняли новую Конституцию. Теперь законодательная власть переходила к Законодательному корпусу, верхняя палата которого называлась Советом старейшин, а нижняя — Советом пятисот. Исполнительную власть осуществляла Директория из пяти человек, которых избирал Совет старейшин по предложению Совета пятисот.  

Власть перестала вмешиваться в экономику и отменила максимум цен. Это привело к инфляции. Продукты дорожали, простое население стремительно нищало, а спекулянты снимали сливки. В провинциях орудовали бандиты. 

В отдалённых областях страны якобинцы пытались устраивать мятежи против нового правительства, но в общее восстание они не перерастали — народ устал от революций. Само слово «революционер» оказалось под запретом. 

Тем временем на фронте дела шли всё лучше: армия под командованием талантливого молодого генерала Наполеона Бонапарта вторглась в итальянские владения Габсбургов и вынудила австрийского императора подписать мир. Война была окончена, и Наполеон стал национальным героем.

Наполеоновский переворот (1799)

Франсуа Бушо, «Наполеон Бонапарт в Совете пятисот»
Источник: wikipedia.org 

В 1797–1798 годах Наполеон одержал ещё несколько блестящих побед в Сирии и Египте. Другие державы с тревогой смотрели на усиливающуюся Францию и копили силы для новой войны.

Теперь французам противостояли Великобритания, Австрия, Италия, Швеция, Россия и Турция. Страна снова оказалась под угрозой вторжения. Но французы надеялись на военный гений Наполеона. 

Осенью 1799 года несколько членов Директории решили устроить заговор против своих оппонентов и обратились к Наполеону за военной поддержкой. Молодой генерал понял, что пробил его час. 

10 ноября 1799 года он в сопровождении солдат явился на заседание Совета пятисот и заставил его передать власть трём консулам, одним из которых Бонапарт назначил себя. На этом событии Великая Французская революция окончилась.

Итоги Великой Французской Революции

Революция уравняла в правах сословия и избавила французский народ от феодальных пережитков. В то же время цена, которой это было достигнуто, чудовищна — мятежи, гражданские войны и террор унесли жизни сотен тысяч человек. События 1789–1799 годов до сих пор остаются предостережением всему миру. 

Идеи о конституционном строе вместе с лозунгом «Свобода! Равенство! Братство!» распространились по Европе. Во многих странах возникли либеральные круги, где обсуждали перспективы ограничения власти монархов и принятие Конституции.

Одни правители, опасаясь повторить судьбу Людовика XVI, начали проводить реформы в пользу населения, а для других это был повод укрепить свою власть репрессиями. 

Все последующие политические перевороты основывались на французском опыте. Успехи и ошибки якобинцев внимательно изучал В. И. Ленин, планируя Великую Октябрьскую революцию.

Одним из важнейших достижений Великой Французской революции стало принятие Декларации о правах человека и гражданина. Она легла в основу правовых систем многих стран мира и служит основой для современного международного права.

Французская революция | История, резюме, хронология, причины и факты

Людовик XVI: казнь на гильотине

Смотреть все СМИ

Дата:
1787 — 1799
Местонахождение:
Франция
Участники:
буржуазия Горец крестьянин философ санкюлот
Основные события:
Переворот 18–19 брюмера. Гражданская конституция духовенства Французские революционные войны Террор Термидорианская реакция
Ключевые люди:
Мария-Тереза-Луиза де Савойя-Кариньян, принцесса де Ламбаль Людовик XVI Мария Антуанетта Наполеон I Максимилиан Робеспьер

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что такое Французская революция?

Французская революция была периодом крупных социальных потрясений, начавшихся в 1787 г. и закончившихся в 1799 г. Она стремилась полностью изменить отношения между правителями и теми, кем они управляли, и заново определить природу политической власти.

Он протекал в обратном процессе между революционными и реакционными силами.

Почему произошла Французская революция?

Причин было много. Буржуазия — купцы, промышленники, профессионалы — получила финансовую власть, но была исключена из политической власти. Те, кто был ниже их в социальном плане, имели очень мало прав, и большинство из них также становилось все более обедневшим. Монархия больше не рассматривалась как установленная Богом. Когда король попытался увеличить налоговое бремя для бедных и распространить его на классы, которые ранее были освобождены от налога, революция стала почти неизбежной.

Почему Французская революция привела к войне с другими народами?

Король Франции Людовик XVI поддался идее новой конституции и суверенитета народа, но в то же время отправил своих послов к правителям соседних стран, ища их помощи в восстановлении своей власти. Многие революционеры, особенно жирондисты, считали, что для успеха революции необходимо распространиться по Европе.

Австро-прусская армия вторглась во Францию, и французские революционные силы устремились наружу.

Как французская революция увенчалась успехом?

В некоторых отношениях Французская революция не увенчалась успехом. Но идеи представительной демократии и основных прав собственности закрепились и посеяли семена более поздних революций 1830 и 1848 гг. 1799 г. и достигла своего первого апогея там в 1789 г. — отсюда и условный термин «революция 1789 г.», обозначающий конец старого режима во Франции и служащий также для того, чтобы отличить это событие от более поздних французских революций 1830 и 1848 годов.

Истоки революции

в конце 18-го века и конкретные причины, которые объясняют, почему это была самая жестокая и самая универсальная из этих революций. Первой из общих причин была социальная структура Запада. Феодальный режим постепенно ослаблялся и уже исчез в некоторых частях Европы. Все более многочисленная и процветающая элита состоятельных простолюдинов — торговцев, фабрикантов и профессионалов, часто называемая буржуазией, — стремилась к политической власти в тех странах, где она еще не обладала ею. Крестьяне, многие из которых владели землей, достигли более высокого уровня жизни и образования и хотели избавиться от последних остатков феодализма, чтобы получить полные права землевладельцев и иметь возможность увеличивать свои владения. Кроме того, примерно с 1730 года более высокий уровень жизни значительно снизил уровень смертности среди взрослых. Это, вместе с другими факторами, привело к беспрецедентному за несколько столетий увеличению населения Европы: оно удвоилось между 1715 и 1800 годами. Для Франции с 26 миллионами жителей в 1789 годубыла самой густонаселенной страной Европы, проблема стояла наиболее остро.

Увеличение численности населения привело к увеличению спроса на продукты питания и товары народного потребления. Открытие новых золотых приисков в Бразилии привело к общему росту цен на Западе примерно с 1730 года, что свидетельствует о благополучной экономической ситуации. Примерно с 1770 года эта тенденция ослабла, участились экономические кризисы, вызывавшие тревогу и даже восстания. Стали выдвигаться аргументы в пользу социальной реформы. Философы — интеллектуалы, чьи труды вдохновляли эти аргументы, — несомненно, находились под влиянием таких теоретиков 17-го века, как Рене Декарт, Бенедикт де Спиноза и Джон Локк, но они пришли к совершенно иным выводам по политическим, социальным и экономическим вопросам. Революция казалась необходимой для применения идей Монтескье, Вольтера или Жан-Жака Руссо. Это Просвещение распространялось среди образованных классов многочисленными «обществами мысли», основанными в то время: масонскими ложами, сельскохозяйственными обществами и читальнями.

Однако неясно, произошла бы революция без дополнительного присутствия политического кризиса. Столкнувшись с большими расходами, которые повлекли за собой войны 18 века, правители Европы стремились собрать деньги, облагая налогами дворян и духовенство, которые до сих пор в большинстве стран были освобождены от налогов. мыслителей, приняв на себя роль «просвещенных деспотов». Это вызвало реакцию по всей Европе со стороны привилегированных органов, сеймов.

и поместья. В Северной Америке эта негативная реакция вызвала американскую революцию, которая началась с отказа платить налог, введенный королем Великобритании. Монархи пытались остановить эту реакцию аристократии, и как правители, так и привилегированные классы искали союзников среди непривилегированных буржуа и крестьян.

Викторина «Британника»

Викторина «Сюжеты и революции»

Сюжеты и революции могут принимать самые разные формы. Раскройте интригу с помощью этой викторины.

Хотя научные споры о точных причинах революции продолжаются, обычно приводят следующие причины: (1) буржуазия возмущалась ее отстранением от политической власти и почетных должностей; 2) крестьяне остро осознавали свое положение и все меньше и меньше желали поддерживать анахроничный и тягостный феодальный строй; (3) во Франции философов читали шире, чем где бы то ни было; (4) участие Франции в американской революции поставило правительство на грань банкротства; (5) Франция была самой густонаселенной страной в Европе, и неурожаи на большей части территории страны в 1788 г.

, начавшиеся вдобавок к длительному периоду экономических трудностей, усугубили существующее беспокойство; и (6) французская монархия, которую больше не считали установленной Богом, была неспособна приспособиться к политическому и общественному давлению, которое на нее оказывалось.

Аристократическое восстание, 1787–1789 гг.

Революция во Франции приняла форму, когда генеральный контролер финансов Шарль-Александр де Калонн организовал созыв собрания «знатных» (прелатов, великих дворян и нескольких представителей буржуазии) в феврале 1787 г. предложить реформы, направленные на ликвидацию бюджетного дефицита путем увеличения налогообложения привилегированных классов. Собрание отказалось взять на себя ответственность за реформы и предложило созвать Генеральные штаты, которые представляли духовенство, аристократию и третье сословие (простолюдинов) и которые не собирались с 1614 года. проведение фискальных реформ, несмотря на сопротивление привилегированных классов, привело к так называемому восстанию «аристократических органов», особенно восстанию 9-го0089 parlements

(важнейшие судебные инстанции), полномочия которых были урезаны майским указом 1788 года.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Весной и летом 1788 года среди населения Парижа, Гренобля, Дижона, Тулузы, По и Ренна произошли волнения. Королю Людовику XVI пришлось уступить. Он повторно назначил настроенного на реформы Жака Неккера министром финансов и пообещал созвать Генеральные штаты 5 мая 1789 г.. Он также на практике предоставил свободу печати, и Франция была наводнена брошюрами, посвященными восстановлению государства. Выборы в Генеральные штаты, состоявшиеся в период с января по апрель 1789 г., совпали с дальнейшими беспорядками, поскольку урожай 1788 г. был плохим. Исключений из голосования практически не было; и избиратели составили

cahiers de doléances , в которых перечислялись их обиды и надежды. Они избрали 600 депутатов от третьего сословия, 300 от дворянства и 300 от духовенства.

Французская революция — Национальный архив

Штурм Бастилии и арест губернатора М. де Лоне, 14 июля 1789 г.
Посмотреть на Викискладе

  • Задания
  • Фон
  • Заметки учителя
  • Внешние ссылки
  • Связь с учебным планом

1789 год — одна из самых знаменательных дат в истории, известная революцией во Франции с криками «Свобода!» Эгалите! Fraternité!», что привело к изгнанию французских высших классов. Французская революция произошла не просто в 1789 году. На самом деле она длилась еще шесть лет, причем гораздо более жестокие и важные события произошли после 1789 года. Однако здесь мы исследуем британскую реакцию на события во Франции в этот период. знаменитый год — было ли британское правительство крайне обеспокоено или оно рассматривало его как несколько незначительных беспорядков?

Просматривая первоисточники за 1789 год, в том числе сообщение лондонской газеты, а также официальные и личные письма, отправленные из Парижа, вам будет предложено оценить и исследовать реакцию. Значение 1789 года теперь хорошо известно, но осмелился ли кто-нибудь в то время хотя бы предположить, насколько оно было важным?

Давайте посмотрим на улики, чтобы выяснить это. Используйте этот урок, чтобы узнать из современных источников, как британское правительство отреагировало на новости о Французской революции.


Задания

1. Посмотрите на Источник 1. Это выдержка из London Gazette за период с субботы, 18 июля, по вторник, 21 июля 1789 года.
  • Что не так с официальной полицией?
  • 2. Посмотрите на Источник 2. Это выдержка из London Gazette за период с субботы, 18 июля, по вторник, 21 июля 1789 года. на них?

  • Некоторых потом пустили – на каком условии?
  • Что случилось с 40-ка, вошедшими в Бастилию?
  • Что случилось с губернатором?
  • 3. Посмотрите на Источник 3. Это выдержка из London Gazette за период с субботы 18 июля по вторник 21 июля 1789 года.
    • Согласно источнику, люди выстроились вдоль улиц – как источник описывает их поведение?
    • Насколько люди были довольны обещаниями короля? Как вели себя люди?
    • Какие данные в источнике говорят о том, что легко могут возникнуть новые проблемы?
    4.
    Посмотрите на источник 4. Это письмо мистера Дженкинсона из Парижа от 15 июля 1789 года. Назовите свои причины
  • Почему, согласно этому источнику, король «отрекся от всех своих прежних слов» и согласился с требованиями народа?
  • Каковы сильные и слабые стороны этого доказательства?
  • 5. Посмотрите на источник 5. Это выдержка из конфиденциального доклада посла Великобритании.
    • Как недавние события повлияли на газеты?
    • Почему у посла мало информации?
    6. Посмотрите на Источник 6. Это еще одна выдержка из отчета из Источника 5.
    • Что не так с рассказом о штурме Бастилии?
    • Какие причины предлагает посол для быстрого и легкого захвата Бастилии?
    • Какие причины дают «оплакивать» смерть маркиза де Лоне?
    • Что говорит о правлении короля Людовика XVI малое количество заключенных в Бастилии?
    7. Посмотрите на Источник 7. Это еще одна выдержка из отчета из Источников 5 и 6.
    • Сколько членов королевской семьи бежало?
    • Что, по словам посла, «едва ли можно представить»?
    • Какая основная причина предлагается вернуть этих людей?
    8. Посмотрите еще раз на Источники 1-7. Используя все доступные источники, решите, какое из этих описаний лучше всего соответствует каждому источнику:
    • Серьезная революция, ведущая к реальной опасности для Британии
    • Восстание в Париже, на которое король был вынужден согласиться
    • Незначительные нарушения, не имеющие реальных последствий

    Объясните причины вашего решения.

    9. Используя всю свою предыдущую работу, напишите подробный абзац, объясняющий, насколько серьезно британцы восприняли события июля 1789 года..

    Эффективно используйте свои исходные данные и подумайте над следующими вопросами:

    • Какова была реакция на обещания короля после штурма Бастилии?
    • Насколько серьезными и длительными, по мнению посла, были проблемы?

    Предыстория

    Французская революция началась в 1789 году и продолжалась до 1794 года. Королю Людовику XVI нужно было больше денег, но он не смог собрать больше налогов, когда созвал собрание Генеральных штатов. Вместо этого это превратилось в протест против условий во Франции. 14 июля 1789 г.парижская толпа, голодная из-за нехватки продовольствия из-за неурожаев, расстроенная условиями своей жизни и раздраженная своим королем и правительством, штурмовала крепость Бастилию (тюрьму). Это оказалось более символичным, чем что-либо еще, поскольку было найдено всего четыре или пять заключенных.

    В октябре 1789 года король Людовик и его семья были перевезены из Версаля (Королевского дворца) в Париж. Он пытался бежать в 1791 году, но был остановлен и вынужден согласиться на новую форму правления. Заменив власть короля, «законодательное собрание» управляло с октября 179 г.с 1 по сентябрь 1792 г., а затем был заменен «Национальным собранием». Была провозглашена Французская республика, и вскоре король предстал перед судом. Революция становилась все более радикальной и жестокой. Король Людовик XVI был казнен 21 января 1793 года. В последующие шесть недель в Париже было казнено около 1400 человек, считавшихся потенциальными врагами республики.

    Многие историки теперь считают Французскую революцию поворотным моментом в истории Европы, а также в истории Северной Америки, где многие из тех же идей повлияли на Декларацию независимости и Американскую революцию. Знаменитый лозунг «Свобода, равенство и братство» призывал к реализации права каждого человека на свободу и равное обращение. Во Франции и остальной Европе последствия революции были огромными. Произошло много новых событий, включая падение монархии, изменения в обществе с появлением среднего класса и рост национализма.


    Заметки учителя

    Этот урок предлагает учащимся исследовать реакцию Великобритании на начало Французской революции. Для начала учащиеся рассматривают три выдержки из современной газеты London Gazette. Впоследствии они сравнивают эти выдержки с некоторой частной перепиской того времени и тремя выдержками из конфиденциального отчета британского посла. В свете всех доказательств студентов просят решить, насколько серьезно британское правительство восприняло события 1789 года.. Их следует поощрять оценивать тон, отношение и точку зрения, содержащиеся во всех этих отрывках, по мере того, как они работают над вопросами. Для чего были созданы эти аккаунты? Кто бы их видел? В чем их ценность для историка?

    Все документы предоставляются с выписками. Учащиеся могут работать над вопросами индивидуально или в парах и отчитываться перед классом.

    Источники

    Изображение: La Prize de la Bastille – Jean Pierre Hovell 1789

    Источники 1-3: The London Gazette – ZJ 1/85

    Источники 4-6: выдержки из конфиденциального доклада посла Великобритании от 30 июля 1789 г. FO 27/32


    Внешние ссылки

    Выявление привилегий и неравенства в дореволюционной Франции
    Взгляните на этот клип с BBC Зона обучения.

    https://www.ucl.ac.uk/museums-static/obl4he/frenchrevolution/26_chronology_of_the_french_revolution.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *