Значение романа обломов в русской литературе: Образ Обломова в русской литературе

Смысл романа Обломов Гончарова, смысл финала и анализ названия для урока по роману

Роман Гончарова «Обломов» является знаковым произведением литературы 19 века, затрагивающим как остросоциальные, так и многие философские проблемы, оставаясь актуальным и интересным современному читателю. Идейный смысл романа «Обломов» основан на противопоставлении активного, нового социального и личностного начала с устаревшим, пассивным и деградирующим. В произведении автор раскрывает эти начала на нескольких бытийных уровнях, поэтому для полного понимания смысла произведения требуется подробное рассмотрение каждого из них.

Общественный смысл романа

В романе «Обломов» Гончаров впервые ввел понятие «обломовщины» как обобщенного названия устаревших патриархально-поместничьих устоев, личностной деградации, и жизненного застоя целого общественного пласта российского мещанства, не желающего принимать новые общественные тенденции и нормы. Данное явление автор рассматривал на примере главного героя романа – Обломова, детство которого прошло в далекой Обломовке, где все жили тихо, ленно, мало чем интересуясь и почти ни о чем не заботясь.

Родная деревня героя становится воплощением идеалов российского старомещанского общества – своеобразной гедонистической идиллией, «законсервированным раем», где не нужно учиться, работать или развиваться.

Изображая Обломова как «лишнего человека», Гончаров, в отличие от Грибоедова и Пушкина, у которых персонажи данного типа опережали общество, вводит в повествование героя, отстающего от общества, живущего далеким прошлым. Активная, деятельная, образованная среда угнетает Обломова – ему чужды идеалы Штольца с его трудом ради труда, даже возлюбленная Ольга опережает Илью Ильича, подходя ко всему с практичной стороны. Штольц, Ольга, Тарантьев, Мухояров, другие знакомые Обломова – представители нового, «городского» типа личности. Они более практики, чем теоретики, они не мечтают, а делают, создают новое – кто-то честно работая, кто-то обманывая.

Гончаров осуждает «обломовщину» с ее тяготением к прошлому, ленью, апатией и полным духовным отмиранием личности, когда человек по сути становится «растением», круглосуточно лежащим на диване.

Однако образы современных, новых людей Гончаров также изображает неоднозначными – в них нет душевного спокойствия и внутренней поэтичности, которое было у Обломова (вспомним, что Штольц только отдыхая у друга находил это спокойствие, а уже замужняя Ольга грустит по чему-то далекому и боится мечтать, оправдываясь перед мужем).

В конце произведения Гончаров не делает определенного вывода, кто прав – практик Штольц или мечтатель Обломов. Однако читателю понятно, что именно из-за «обломовщины», как явления резко негативного и давно отжившего себя, «пропал» Илья Ильич. Именно поэтому общественный смысл романа Гончарова «Обломов» состоит в необходимости постоянного развития и движения – как в непрерывном строительстве и создании окружающего мира, так и работе над развитием собственной личности.

Смысл названия произведения

Смысл названия романа «Обломов» тесно связан с основной темой произведения – оно было названо по фамилии главного героя Ильи Ильича Обломова, а также сопряжено с описанным в романе социальным явлением «обломовщина».

Этимология названия трактуется исследователями по-разному. Так, наиболее распространена версия, что слово «обломов» происходит от слов «обломок», «обламывать», «ломать», обозначающими состояние душевного и социального слома помещицкого дворянства, когда то оказалось в пограничном состоянии между желанием сохранять старые традиции и устои и необходимостью меняться под требования эпохи, из человека-созидателя становиться человеком-практиком.

Помимо того, существует версия о связи заглавия со старославянским корнем «обло» – «круглое», что соответствует описанию героя – его «округлой» внешностью и его тихим, спокойным характером «без острых углов». Однако, не зависимо от трактовки названия произведения, оно указывает на центральную сюжетную линию романа – жизнь Ильи Ильича Обломова.

Смысл Обломовки в романе

Из сюжета романа «Обломов» читатель с самого начала узнает множество фактов об Обломовке, о том, какое это прекрасное место, как там было легко и хорошо герою и как важно Обломову туда вернуться. Однако, на протяжении всего повествования события так и не переносят нас в деревню, что делает ее по истине мифическим, сказочным местом. Живописная природа, пологие холмы, спокойная река, избушка на краю оврага, которую посетителю нужно просить стать «к лесу задом, а к нему передом», чтобы войти внутрь, – даже в газетах об Обломовке никогда не было упоминания. Никакие страсти не волновали жителей Обломовки – они были полностью оторванные от мира, проводили в скуке и спокойствии свою, устроенную на постоянных обрядах жизнь.

Детство Обломова проходило в любви, родители постоянно баловали Илью, потакая всем его желаниям. Однако особое впечатление на Обломова оказали рассказы няни, читавшей ему о мифических героях и сказочных богатырях, тесно связав в памяти героя родную деревню с народным фольклором. Для Ильи Ильича Обломовка – это далекая мечта, идеал, сравнимый, пожалуй, с прекрасными дамами средневековых рыцарей, воспевавших женин, которых порой никогда не видели. Кроме того, деревня – это еще и способ убежать от действительности, некое полупридуманное место, где герой может забыть о реальности и быть самим собой – ленивым, апатичным, полностью спокойным и отреченным от окружающего мира.

Смысл жизни Обломова в романе

Вся жизнь Обломова связана только с той далекой, тихой и гармоничной Обломовкой, однако мифичное поместье существует только в воспоминаниях и снах героя – картины из прошлого никогда не приходят ему в бодром состоянии, родная деревня предстает перед ним как некое далекое видение, по-своему недостижимое, как и любой мифический город. Илья Ильич всячески противится реальному восприятию родного Обломовки – он все никак не распланирует будущее поместье, долго тянет с ответом на письмо старосты, а во сне будто не замечает неблагоустроенности дома – покривившиеся ворота, осевшую кровлю, шатающееся крыльцо, запущенный сад. Да и ехать он на самом деле туда не хочет – Обломов боится, что увидев обветшалую, разоренную, не имеющую ничего общего с его мечтами и воспоминаниями Обломовку, он лишится последних иллюзий, за которые всеми силами хватается и ради которых живет.

Единственное, что у Обломова вызывает полное счастье – это мечты и иллюзии.

Он боится реальной жизни, боится женитьбы, о котором множество раз мечтал, боится сломать себя и стать другим. Укутавшись в старый халат и продолжая лежать на постели, он «консервирует» себя в состоянии «обломовщины» – вообще халат в произведении является как бы частью того, мифического мира, возвращающего героя в состояние лени у угасания.

Смысл жизни героя в романе Обломов сводится к постепенному умиранию – как моральному и умственному, так и физическому, ради удерживания собственных иллюзий. Герой настолько не хочет прощаться с прошлым, что готов пожертвовать полноценную жизнь, возможность прочувствовать каждое мгновение и узнать каждое чувство ради мифических идеалов и мечтаний.

Заключение

В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную историю угасания человека, для которого иллюзорное прошлое стало важнее многогранного и прекрасного настоящего – дружбы, любви, социального благополучия. Смысл произведения указывает на то, что важно не останавливаться на месте, теша себя иллюзиями, а всегда стремиться вперед, расширяя границы собственной «зоны комфорта».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Полина Ёж

    18/19

  • Андрей Надежин

    19/19

  • Чупанова Патимат

    15/19

  • Римма Шахбазян

    16/19

  • Вера Матросова

    19/19

  • Дарима Намдакова

    18/19

  • Елена Ермакова

    14/19

  • Ева Шестакова

    12/19

  • Аля Бесталанная

    19/19

  • Валентина Пожидаева

    18/19

Роман «Обломов»

Я окончательно постиг поэзию лени, и это единственная поэзия, которой я буду верен до гроба.
И.А. Гончаров

«Обломов» – самое известное и значительное произведение Гончарова, первая психологическая монография в русской литературе. Работа над романом фрагментарно продолжалась более 10 лет.

Сразу после успеха «Обыкновенной истории» Гончаров задумал новый роман. Его черновой план был готов уже в 1848 году. 

В 1849 году в «Современнике» была напечатана глава из будущего романа – «Сон Обломова». Сам Гончаров назвал эту главу «увертюрой к роману». В 1850 году была завершена первая часть.

Затем работа над романом была прервана, что отчасти объяснялось путешествием писателя на фрегате «Паллада». Лишь в 1857 писатель вернётся к работе над «Обломовым», находясь в Мариенбаде (ныне Марианске Лазне, Чехия), где в течение семи недель были написаны остальные три части романа. Биографы писателя назовут это «мариенбадским чудом». 

В 1859 году роман был опубликован в «Отечественных записках», произведя сильнейшее впечатление на современников. Русский публицист П.А. Кропоткин писал в начале 20 века: «Впечатление, которое этот роман произвёл в России, не поддаётся описанию». Слово «обломовщина» сразу вошло в активный лексикон, так как оно, по словам критика Д. И. Писарева, «осязательно характеризует один из существенных пороков нашей русской жизни».

Своим романом Гончаров закрыл в русской литературе тему «лишнего человека», показав в образе Обломова героя, в котором комплекс «лишнего человека» был доведён до парадокса и абсурда: если прежние «лишние люди» духовно ощущали себя выпавшими из современности, то Обломов физически выпадает из действительной жизни, сумев идейно обосновать свою пассивность и апатию. Не случайно в первых четырёх главах представлены посетители Обломова, которые ведут как будто активный образ жизни. Однако это иллюзия, и существование их не менее бесполезно и бесцельно, чем существование самого Обломова. Судьбинский – чиновник до мозга костей. Волков – повеса, живущий между балами и театром с хорошенькими актрисами. Пенкин – пародия на современных Гончарову литераторов. Тарантьев – вымогатель и грубиян. Алексеев настолько безлик, что его не уважает даже Захар. Жизненные устремления этих героев не могут увлечь Обломова и не стоят того, чтобы подняться с дивана.

Кадр из к/ф «Несколько дней из жизни Обломова» (1979, реж. Никита Михалков). В роли Обломова — Олег Табаков

 

Судьба Обломова показана как череда неудач и разочарований. Любая попытка Обломова войти в активные отношения с жизнью заканчивается провалом. Его беда в том, что он живёт в изменившееся время и не может, подобно родителям, спокойно состариться в безмятежной Обломовке. Следуя традиции Пушкина, Лермонтова, Герцена, Тургенева, писатель проводит героя через испытание любовью, заставляющей Обломова совершить временное восхождение и пережить новое падение – уже окончательное.

Мечтательная и романтичная Ольга Ильинская, пленённая духовным изяществом Обломова, задаётся целью вытащить его из халата, возродить его к деятельной жизни. Но надежда оказывается призрачной, и сам Обломов понимает это раньше Ольги. Эпилог любовной драмы – женитьба на Агафье Матвеевне Пшеницыной, с которой Обломов не только обрёл желанный покой, но и «тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб своего существования…».

Обломову в романе противопоставлен Андрей Иванович Штольц – «образец энергии, знания, труда», по словам Гончарова. Штольц расчётлив и успешен, но при этом искренне желает помочь своему другу детства. Безупречно-деятельного Штольца автор тоже испытывает любовью. Его во многом неожиданная женитьба на Ольге Ильинской приводит к тому, что героиня, как и Лизавета Адуева из «Обыкновенной истории», начинает испытывать тоску.

Уже первые исследователи романа пришли к выводу, что в «Обломове» автор показал типическую, коренную особенность русского национального характера. Действительно, у Обломова много предшественников в русской литературе: Митрофан из комедии Фонвизина «Недоросль», Лентул из комедии Крылова «Лентяй», пушкинский Дмитрий Ларин, гоголевские старосветские помещики, гоголевский Манилов. Драматичность и особенность судьбы Обломова объяснялась сменой эпох, изменившимся порядком вещей. Не случайно в финале романа буквальное выпадение героя из времени передано через сравнение: «…он скончался без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести».

Задания по произведениям И.А. Гончарова 

Статья М.В. Осмоловского о романе «Обломов»

«Обломов» Ивана Гончарова – Полезная фантастика

5 апреля 2018 г.

Любимый роман Толстого

«Обломов », впервые опубликованный в 1859 году, представляет собой очаровательную историю о ленивом, но милом аристократе из России XIX века. Одноименный герой романа не видит смысла вообще что-либо делать и проводит время, лежа в постели или бродя по петербургской квартире в своем любимом восточном халате, пререкаясь о вытирании пыли со своим слугой. Газета на столе годичной давности; мухи жужжат от чернильницы. выводки обломов; он беспокоится; он думает.

«Автор книги Иван Гончаров, возможно, сейчас малоизвестен, но в свое время Обломов пользовался огромной популярностью в России. Толстой, этот почтенный, святой моралист, глубоко влюбился в нее, написав: « Обломов есть поистине великое произведение, подобного которому давно и давно не видано».

Я в восторге от Обломова и все перечитываю». Книга и ее главный герой имели такой успех, что «обломовщина» стала прилагательным для медлительности, и даже сегодня «обломов», означающий «ленивый человек», — это слово, используемое русскими, которые никогда не читали книгу. Ленин считал, что для достижения социального прогресса русские должны избавиться от своих обломовских тенденций.

«На самом деле, как и многие явные лентяи, Обломов на самом деле не ленив — или, по крайней мере, ленив только в физическом смысле. Интеллектуально он представляет собой шипящий шар энергии. Просто он много времени проводит в постели. Но он все время думает, напряженно думает. Он философ. Его рассуждения о суетности человеческих усилий прямо-таки христоподобны — или, по крайней мере, Христу из Нагорной проповеди:

Разве все не ищут того же, что и я? Ведь неужели цель этой вашей суеты, всех этих страстей, войн, торговли и политики состоит в том, чтобы добиться именно этого самого мира и покоя, стремиться к этому идеалу потерянного рая?

«Самым замечательным разделом книги, пожалуй, является развернутая утопическая фантазия «Сон Обломова», идеализация собственного детства, где наш главный герой вызывает в воображении вергилианский буколический идиллий:

Река весело и игриво журчит , местами расширяясь в заводь, а затем, сужаясь в стремительную нить течения, останавливается для размышлений и просто струится по камням, разветвляясь на резвые ручейки, чье журчание убаюкивает округу в сладкий сон.

«Что касается жителей «Обломовки», как называется эта земля,

Нет грабежей, убийств и других бедственных событий; их спокойствие никогда не нарушается сильными страстями или честолюбивыми предприятиями.

« Обломов » — красивый и романтический роман. Это великолепно бесцельно, и никто, серьезно относящийся к делу жизни, никогда не стал бы тратить свое время на его чтение. Я готов поспорить на миллион фунтов, что она не будет стоять на книжной полке у Алана Шугара. Эту книгу нужно перечитывать, смаковать и размышлять. И, конечно же, вы должны читать ее в постели, и пусть она выпадет из ваших рук, пока вы погружаетесь в восхитительную задумчивость. Между его покровами лежат огромные богатства. Кроме того, это странно современная книга: в трактовке детства она определенно фрейдистская, а женские персонажи сильны.

Но, прежде всего, Обломов — это расширенное размышление над тем старым вопросом, который тревожил человека тысячелетиями и к разрешению которого мы сегодня не ближе, чем во времена Зенона, Сократа и Эпикура: что выше, активная жизнь или созерцательная жизнь?

Откуда: https://www. spectator.co.uk/2014/10/oblamov-by-ivan-goncharov-review/

Да, в этом романе куча недостатков. Отчасти из-за того, что это работа, состоящая из нескольких отдельных частей, написанных в течение двух длинных и дискретных периодов, каждая из которых имеет свои собственные влияния, а интересы, симпатии и подход автора различаются. Но в то же время ему удается воплотить в жизнь одну из самых ярких и волнующих идей русской литературы — идею самого Обломова. Какое творение! И прелесть романа (прелесть Обломова), зацепившая Толстого (и разозлившая Ленина), очень ощутима и сегодня. Персонаж по образцу Дон Кихота. И почти в таком же масштабе. Отличный роман.

Mr A

 

 

Нравится:

Нравится Загрузка…

Автор aggslanguageОставить комментарий

Типично Гончаров | Дело России

Гончаров (1812–1891), возможно, не самый известный русский писатель девятнадцатого века, но, безусловно, один из великих реалистов. Он мало писал; несколько рассказов, путевой журнал и три романа. Один из этих романов принес ему мировую известность, и, по мнению некоторых, это величайший роман в русской литературе: Обломов .

 

Обломов

Обломов мужчина лет тридцати, живет со своим слугой Захаром и кухаркой Анишей в петербургской квартире. Большую часть времени он спит или мечтает в постели. Его любимый предмет одежды — халат, и хотя Захар каждый день чистит сапоги, именно тапочки, которые всегда находятся именно там, где его ноги приземляются, когда он наконец встает, он предпочитает носить. Обломов отказывается поднимать шум и боится всего, что может угрожать его тишине и покою.

Его имение Обломовка, расположенное на Дальнем Востоке России, требует срочного внимания, но Обломов не может заставить себя даже ответить на письмо, которое ему прислал сосед, не говоря уже о том, чтобы проехать до самой Обломовки. Из-за его нерешительности и щедрости люди пользуются им. Его крестьяне лгут о доходах его имения, а его друзья и даже Захар воруют у него. Его хороший друг Штольц пытается (тщетно) вернуть Обломова к жизни.

Что такое обломовщина?

Штольц называет это «обломовщиной». Это результат чрезвычайно идиллического детства в Обломовке, и Обломов очень старается воссоздать эту беззаботную идиллию в настоящее время. Сразу же после публикации романа в 1859 году термин «обломовщина» стал нарицательным в России и за рубежом. Если вы заглянете в Оксфордский словарь, то обнаружите, что это означает «вялая или томная инерция; вялость, нерешительность, медлительность».

«Что такое обломовщина» — известное сочинение литературоведа Добролюбова, написанное в 1859 году.. Он заявил, что обломовщина была социальной проблемой, за ней стояла древняя аристократия, боявшаяся таких реформ, как отмена крепостного права. Штольц, будучи наполовину немцем, не улавливает заразной обломовщины и выступает за прогресс и модернизацию. В отличие от лишнего человека (ярким примером которого является Обломов), он решителен и берет на себя ответственность за свою жизнь. Обломовщина часто рассматривается как символ медленного и древнерусского общества, а некоторые даже называют ее национальной болезнью России.

 

Стиль

Гончаров использует рассказчика от третьего лица. Он использует в основном диалог для характеристики персонажей и почти не дает судить рассказчику. Гончаров лучше всего описывает бытовые сцены. Личное окружение также используется для характеристики. Он пишет с фантастическим чувством юмора, что придает его работам легкость и воздушность. Из-за этого его работы редко бывают сентиментальными.

 

Шедевр

Обломов — бесспорный шедевр. Благодаря своим слоям его можно читать на нескольких уровнях; если вы (не хотите) ничего не знать о социальных проблемах России девятнадцатого века, вы просто читаете забавную характеристику вечного прокрастинатора. Многие проблемы романа актуальны до сих пор, например, ксенофобия.

 

Влияние

Влияние романа было огромным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *