Смысл романа Обломов Гончарова, смысл финала и анализ названия для урока по роману
Роман Гончарова «Обломов» является знаковым произведением литературы 19 века, затрагивающим как остросоциальные, так и многие философские проблемы, оставаясь актуальным и интересным современному читателю. Идейный смысл романа «Обломов» основан на противопоставлении активного, нового социального и личностного начала с устаревшим, пассивным и деградирующим. В произведении автор раскрывает эти начала на нескольких бытийных уровнях, поэтому для полного понимания смысла произведения требуется подробное рассмотрение каждого из них.
Общественный смысл романа
В романе «Обломов» Гончаров впервые ввел понятие «обломовщины» как обобщенного названия устаревших патриархально-поместничьих устоев, личностной деградации, и жизненного застоя целого общественного пласта российского мещанства, не желающего принимать новые общественные тенденции и нормы. Данное явление автор рассматривал на примере главного героя романа – Обломова, детство которого прошло в далекой Обломовке, где все жили тихо, ленно, мало чем интересуясь и почти ни о чем не заботясь.
Изображая Обломова как «лишнего человека», Гончаров, в отличие от Грибоедова и Пушкина, у которых персонажи данного типа опережали общество, вводит в повествование героя, отстающего от общества, живущего далеким прошлым. Активная, деятельная, образованная среда угнетает Обломова – ему чужды идеалы Штольца с его трудом ради труда, даже возлюбленная Ольга опережает Илью Ильича, подходя ко всему с практичной стороны. Штольц, Ольга, Тарантьев, Мухояров, другие знакомые Обломова – представители нового, «городского» типа личности. Они более практики, чем теоретики, они не мечтают, а делают, создают новое – кто-то честно работая, кто-то обманывая.
Гончаров осуждает «обломовщину» с ее тяготением к прошлому, ленью, апатией и полным духовным отмиранием личности, когда человек по сути становится «растением», круглосуточно лежащим на диване.
Однако образы современных, новых людей Гончаров также изображает неоднозначными – в них нет душевного спокойствия и внутренней поэтичности, которое было у Обломова (вспомним, что Штольц только отдыхая у друга находил это спокойствие, а уже замужняя Ольга грустит по чему-то далекому и боится мечтать, оправдываясь перед мужем).В конце произведения Гончаров не делает определенного вывода, кто прав – практик Штольц или мечтатель Обломов. Однако читателю понятно, что именно из-за «обломовщины», как явления резко негативного и давно отжившего себя, «пропал» Илья Ильич. Именно поэтому общественный смысл романа Гончарова «Обломов» состоит в необходимости постоянного развития и движения – как в непрерывном строительстве и создании окружающего мира, так и работе над развитием собственной личности.
Смысл названия произведения
Смысл названия романа «Обломов» тесно связан с основной темой произведения – оно было названо по фамилии главного героя Ильи Ильича Обломова, а также сопряжено с описанным в романе социальным явлением «обломовщина».
Этимология названия трактуется исследователями по-разному. Так, наиболее распространена версия, что слово «обломов» происходит от слов «обломок», «обламывать», «ломать», обозначающими состояние душевного и социального слома помещицкого дворянства, когда то оказалось в пограничном состоянии между желанием сохранять старые традиции и устои и необходимостью меняться под требования эпохи, из человека-созидателя становиться человеком-практиком. Помимо того, существует версия о связи заглавия со старославянским корнем «обло» – «круглое», что соответствует описанию героя – его «округлой» внешностью и его тихим, спокойным характером «без острых углов». Однако, не зависимо от трактовки названия произведения, оно указывает на центральную сюжетную линию романа – жизнь Ильи Ильича Обломова.Смысл Обломовки в романе
Из сюжета романа «Обломов» читатель с самого начала узнает множество фактов об Обломовке, о том, какое это прекрасное место, как там было легко и хорошо герою и как важно Обломову туда вернуться. Однако, на протяжении всего повествования события так и не переносят нас в деревню, что делает ее по истине мифическим, сказочным местом. Живописная природа, пологие холмы, спокойная река, избушка на краю оврага, которую посетителю нужно просить стать «к лесу задом, а к нему передом», чтобы войти внутрь, – даже в газетах об Обломовке никогда не было упоминания. Никакие страсти не волновали жителей Обломовки – они были полностью оторванные от мира, проводили в скуке и спокойствии свою, устроенную на постоянных обрядах жизнь.
Детство Обломова проходило в любви, родители постоянно баловали Илью, потакая всем его желаниям. Однако особое впечатление на Обломова оказали рассказы няни, читавшей ему о мифических героях и сказочных богатырях, тесно связав в памяти героя родную деревню с народным фольклором. Для Ильи Ильича Обломовка – это далекая мечта, идеал, сравнимый, пожалуй, с прекрасными дамами средневековых рыцарей, воспевавших женин, которых порой никогда не видели. Кроме того, деревня – это еще и способ убежать от действительности, некое полупридуманное место, где герой может забыть о реальности и быть самим собой – ленивым, апатичным, полностью спокойным и отреченным от окружающего мира.
Смысл жизни Обломова в романе
Вся жизнь Обломова связана только с той далекой, тихой и гармоничной Обломовкой, однако мифичное поместье существует только в воспоминаниях и снах героя – картины из прошлого никогда не приходят ему в бодром состоянии, родная деревня предстает перед ним как некое далекое видение, по-своему недостижимое, как и любой мифический город. Илья Ильич всячески противится реальному восприятию родного Обломовки – он все никак не распланирует будущее поместье, долго тянет с ответом на письмо старосты, а во сне будто не замечает неблагоустроенности дома – покривившиеся ворота, осевшую кровлю, шатающееся крыльцо, запущенный сад. Да и ехать он на самом деле туда не хочет – Обломов боится, что увидев обветшалую, разоренную, не имеющую ничего общего с его мечтами и воспоминаниями Обломовку, он лишится последних иллюзий, за которые всеми силами хватается и ради которых живет.
Единственное, что у Обломова вызывает полное счастье – это мечты и иллюзии.
Смысл жизни героя в романе Обломов сводится к постепенному умиранию – как моральному и умственному, так и физическому, ради удерживания собственных иллюзий. Герой настолько не хочет прощаться с прошлым, что готов пожертвовать полноценную жизнь, возможность прочувствовать каждое мгновение и узнать каждое чувство ради мифических идеалов и мечтаний.
Заключение
В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную историю угасания человека, для которого иллюзорное прошлое стало важнее многогранного и прекрасного настоящего – дружбы, любви, социального благополучия. Смысл произведения указывает на то, что важно не останавливаться на месте, теша себя иллюзиями, а всегда стремиться вперед, расширяя границы собственной «зоны комфорта».
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Полина Ёж
18/19
Андрей Надежин
19/19
Чупанова Патимат
15/19
Римма Шахбазян
16/19
Вера Матросова
19/19
Дарима Намдакова
18/19
Елена Ермакова
14/19
Ева Шестакова
12/19
Аля Бесталанная
19/19
Валентина Пожидаева
18/19
Роман «Обломов»
Я окончательно постиг поэзию лени, и это единственная поэзия, которой я буду верен до гроба.
И.А. Гончаров
«Обломов» – самое известное и значительное произведение Гончарова, первая психологическая монография в русской литературе. Работа над романом фрагментарно продолжалась более 10 лет.
Сразу после успеха «Обыкновенной истории» Гончаров задумал новый роман. Его черновой план был готов уже в 1848 году.
В 1849 году в «Современнике» была напечатана глава из будущего романа – «Сон Обломова». Сам Гончаров назвал эту главу «увертюрой к роману». В 1850 году была завершена первая часть.
Затем работа над романом была прервана, что отчасти объяснялось путешествием писателя на фрегате «Паллада». Лишь в 1857 писатель вернётся к работе над «Обломовым», находясь в Мариенбаде (ныне Марианске Лазне, Чехия), где в течение семи недель были написаны остальные три части романа. Биографы писателя назовут это «мариенбадским чудом».
В 1859 году роман был опубликован в «Отечественных записках», произведя сильнейшее впечатление на современников. Русский публицист П.А. Кропоткин писал в начале 20 века: «Впечатление, которое этот роман произвёл в России, не поддаётся описанию». Слово «обломовщина» сразу вошло в активный лексикон, так как оно, по словам критика Д. И. Писарева, «осязательно характеризует один из существенных пороков нашей русской жизни».
Своим романом Гончаров закрыл в русской литературе тему «лишнего человека», показав в образе Обломова героя, в котором комплекс «лишнего человека» был доведён до парадокса и абсурда: если прежние «лишние люди» духовно ощущали себя выпавшими из современности, то Обломов физически выпадает из действительной жизни, сумев идейно обосновать свою пассивность и апатию. Не случайно в первых четырёх главах представлены посетители Обломова, которые ведут как будто активный образ жизни. Однако это иллюзия, и существование их не менее бесполезно и бесцельно, чем существование самого Обломова. Судьбинский – чиновник до мозга костей. Волков – повеса, живущий между балами и театром с хорошенькими актрисами. Пенкин – пародия на современных Гончарову литераторов. Тарантьев – вымогатель и грубиян. Алексеев настолько безлик, что его не уважает даже Захар. Жизненные устремления этих героев не могут увлечь Обломова и не стоят того, чтобы подняться с дивана.
Кадр из к/ф «Несколько дней из жизни Обломова» (1979, реж. Никита Михалков). В роли Обломова — Олег Табаков
Судьба Обломова показана как череда неудач и разочарований. Любая попытка Обломова войти в активные отношения с жизнью заканчивается провалом. Его беда в том, что он живёт в изменившееся время и не может, подобно родителям, спокойно состариться в безмятежной Обломовке. Следуя традиции Пушкина, Лермонтова, Герцена, Тургенева, писатель проводит героя через испытание любовью, заставляющей Обломова совершить временное восхождение и пережить новое падение – уже окончательное.
Мечтательная и романтичная Ольга Ильинская, пленённая духовным изяществом Обломова, задаётся целью вытащить его из халата, возродить его к деятельной жизни. Но надежда оказывается призрачной, и сам Обломов понимает это раньше Ольги. Эпилог любовной драмы – женитьба на Агафье Матвеевне Пшеницыной, с которой Обломов не только обрёл желанный покой, но и «тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб своего существования…».
Обломову в романе противопоставлен Андрей Иванович Штольц – «образец энергии, знания, труда», по словам Гончарова. Штольц расчётлив и успешен, но при этом искренне желает помочь своему другу детства. Безупречно-деятельного Штольца автор тоже испытывает любовью. Его во многом неожиданная женитьба на Ольге Ильинской приводит к тому, что героиня, как и Лизавета Адуева из «Обыкновенной истории», начинает испытывать тоску.
Уже первые исследователи романа пришли к выводу, что в «Обломове» автор показал типическую, коренную особенность русского национального характера. Действительно, у Обломова много предшественников в русской литературе: Митрофан из комедии Фонвизина «Недоросль», Лентул из комедии Крылова «Лентяй», пушкинский Дмитрий Ларин, гоголевские старосветские помещики, гоголевский Манилов. Драматичность и особенность судьбы Обломова объяснялась сменой эпох, изменившимся порядком вещей. Не случайно в финале романа буквальное выпадение героя из времени передано через сравнение: «…он скончался без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести».
Задания по произведениям И.А. Гончарова
Статья М.В. Осмоловского о романе «Обломов»
«Обломов» Ивана Гончарова – Полезная фантастика
Любимый роман Толстого
«Обломов », впервые опубликованный в 1859 году, представляет собой очаровательную историю о ленивом, но милом аристократе из России XIX века. Одноименный герой романа не видит смысла вообще что-либо делать и проводит время, лежа в постели или бродя по петербургской квартире в своем любимом восточном халате, пререкаясь о вытирании пыли со своим слугой. Газета на столе годичной давности; мухи жужжат от чернильницы. выводки обломов; он беспокоится; он думает.
«Автор книги Иван Гончаров, возможно, сейчас малоизвестен, но в свое время Обломов пользовался огромной популярностью в России. Толстой, этот почтенный, святой моралист, глубоко влюбился в нее, написав: « Обломов есть поистине великое произведение, подобного которому давно и давно не видано».
Я в восторге от Обломова и все перечитываю». Книга и ее главный герой имели такой успех, что «обломовщина» стала прилагательным для медлительности, и даже сегодня «обломов», означающий «ленивый человек», — это слово, используемое русскими, которые никогда не читали книгу. Ленин считал, что для достижения социального прогресса русские должны избавиться от своих обломовских тенденций.«На самом деле, как и многие явные лентяи, Обломов на самом деле не ленив — или, по крайней мере, ленив только в физическом смысле. Интеллектуально он представляет собой шипящий шар энергии. Просто он много времени проводит в постели. Но он все время думает, напряженно думает. Он философ. Его рассуждения о суетности человеческих усилий прямо-таки христоподобны — или, по крайней мере, Христу из Нагорной проповеди:
Разве все не ищут того же, что и я? Ведь неужели цель этой вашей суеты, всех этих страстей, войн, торговли и политики состоит в том, чтобы добиться именно этого самого мира и покоя, стремиться к этому идеалу потерянного рая?
«Самым замечательным разделом книги, пожалуй, является развернутая утопическая фантазия «Сон Обломова», идеализация собственного детства, где наш главный герой вызывает в воображении вергилианский буколический идиллий:
Река весело и игриво журчит , местами расширяясь в заводь, а затем, сужаясь в стремительную нить течения, останавливается для размышлений и просто струится по камням, разветвляясь на резвые ручейки, чье журчание убаюкивает округу в сладкий сон.
«Что касается жителей «Обломовки», как называется эта земля,
Нет грабежей, убийств и других бедственных событий; их спокойствие никогда не нарушается сильными страстями или честолюбивыми предприятиями.
« Обломов » — красивый и романтический роман. Это великолепно бесцельно, и никто, серьезно относящийся к делу жизни, никогда не стал бы тратить свое время на его чтение. Я готов поспорить на миллион фунтов, что она не будет стоять на книжной полке у Алана Шугара. Эту книгу нужно перечитывать, смаковать и размышлять. И, конечно же, вы должны читать ее в постели, и пусть она выпадет из ваших рук, пока вы погружаетесь в восхитительную задумчивость. Между его покровами лежат огромные богатства. Кроме того, это странно современная книга: в трактовке детства она определенно фрейдистская, а женские персонажи сильны.
Но, прежде всего, Обломов — это расширенное размышление над тем старым вопросом, который тревожил человека тысячелетиями и к разрешению которого мы сегодня не ближе, чем во времена Зенона, Сократа и Эпикура: что выше, активная жизнь или созерцательная жизнь?
Откуда: https://www. spectator.co.uk/2014/10/oblamov-by-ivan-goncharov-review/
Да, в этом романе куча недостатков. Отчасти из-за того, что это работа, состоящая из нескольких отдельных частей, написанных в течение двух длинных и дискретных периодов, каждая из которых имеет свои собственные влияния, а интересы, симпатии и подход автора различаются. Но в то же время ему удается воплотить в жизнь одну из самых ярких и волнующих идей русской литературы — идею самого Обломова. Какое творение! И прелесть романа (прелесть Обломова), зацепившая Толстого (и разозлившая Ленина), очень ощутима и сегодня. Персонаж по образцу Дон Кихота. И почти в таком же масштабе. Отличный роман.
Mr A
Нравится:
Нравится Загрузка…
Автор aggslanguageОставить комментарийТипично Гончаров | Дело России
Гончаров (1812–1891), возможно, не самый известный русский писатель девятнадцатого века, но, безусловно, один из великих реалистов. Он мало писал; несколько рассказов, путевой журнал и три романа. Один из этих романов принес ему мировую известность, и, по мнению некоторых, это величайший роман в русской литературе: Обломов .
Обломов
Обломов мужчина лет тридцати, живет со своим слугой Захаром и кухаркой Анишей в петербургской квартире. Большую часть времени он спит или мечтает в постели. Его любимый предмет одежды — халат, и хотя Захар каждый день чистит сапоги, именно тапочки, которые всегда находятся именно там, где его ноги приземляются, когда он наконец встает, он предпочитает носить. Обломов отказывается поднимать шум и боится всего, что может угрожать его тишине и покою.
Его имение Обломовка, расположенное на Дальнем Востоке России, требует срочного внимания, но Обломов не может заставить себя даже ответить на письмо, которое ему прислал сосед, не говоря уже о том, чтобы проехать до самой Обломовки. Из-за его нерешительности и щедрости люди пользуются им. Его крестьяне лгут о доходах его имения, а его друзья и даже Захар воруют у него. Его хороший друг Штольц пытается (тщетно) вернуть Обломова к жизни.
Что такое обломовщина?
Штольц называет это «обломовщиной». Это результат чрезвычайно идиллического детства в Обломовке, и Обломов очень старается воссоздать эту беззаботную идиллию в настоящее время. Сразу же после публикации романа в 1859 году термин «обломовщина» стал нарицательным в России и за рубежом. Если вы заглянете в Оксфордский словарь, то обнаружите, что это означает «вялая или томная инерция; вялость, нерешительность, медлительность».
«Что такое обломовщина» — известное сочинение литературоведа Добролюбова, написанное в 1859 году.. Он заявил, что обломовщина была социальной проблемой, за ней стояла древняя аристократия, боявшаяся таких реформ, как отмена крепостного права. Штольц, будучи наполовину немцем, не улавливает заразной обломовщины и выступает за прогресс и модернизацию. В отличие от лишнего человека (ярким примером которого является Обломов), он решителен и берет на себя ответственность за свою жизнь. Обломовщина часто рассматривается как символ медленного и древнерусского общества, а некоторые даже называют ее национальной болезнью России.
Стиль
Гончаров использует рассказчика от третьего лица. Он использует в основном диалог для характеристики персонажей и почти не дает судить рассказчику. Гончаров лучше всего описывает бытовые сцены. Личное окружение также используется для характеристики. Он пишет с фантастическим чувством юмора, что придает его работам легкость и воздушность. Из-за этого его работы редко бывают сентиментальными.
Шедевр
Обломов — бесспорный шедевр. Благодаря своим слоям его можно читать на нескольких уровнях; если вы (не хотите) ничего не знать о социальных проблемах России девятнадцатого века, вы просто читаете забавную характеристику вечного прокрастинатора. Многие проблемы романа актуальны до сих пор, например, ксенофобия.
Влияние
Влияние романа было огромным.