Жуков начало войны: Диктант Победы — ГЕОРГИЙ ЖУКОВ: «БУДИТЕ НЕМЕДЛЯ: НЕМЦЫ БОМБЯТ НАШИ ГОРОДА, НАЧАЛАСЬ ВОЙНА»

Диктант Победы — ГЕОРГИЙ ЖУКОВ: «БУДИТЕ НЕМЕДЛЯ: НЕМЦЫ БОМБЯТ НАШИ ГОРОДА, НАЧАЛАСЬ ВОЙНА»

ГЕОРГИЙ ЖУКОВ: «БУДИТЕ НЕМЕДЛЯ: НЕМЦЫ БОМБЯТ НАШИ ГОРОДА, НАЧАЛАСЬ ВОЙНА»

 


— Кто говорит? 
— Начальник Генштаба Жуков. Прошу срочно соединить меня с товарищем Сталиным. 
— Что? Сейчас?! — изумился начальник охраны. — Товарищ Сталин спит. 
— Будите немедля: немцы бомбят наши города, началась война. 

 

Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков для многих в нашей стране является примером стойкости и несгибаемости народного духа, ярко проявленными в годы Великой Отечественной войны. Не случайно его называют Маршалом Победы. В разные периоды войны Георгий Константинович командовал пятью фронтами, как член Ставки Верховного Главнокомандования координировал действия ряда фронтов. Кроме того, 26 августа 1942 г. Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин назначил генерала армии Г. К. Жукова своим единственным заместителем. Георгий Константинович – автор известной книги «Воспоминания и размышления». В ней полководец вновь возвращается мыслями к Великой Отечественной войне. «Не один год работал я над книгой «Воспоминания и размышления». Хотелось отобрать из обширного жизненного материала, из множества событий и встреч наиболее существенное и важное, такое, что по достоинству могло бы раскрыть величие дел и свершений народа нашего», — напишет впоследствии Георгий Константинович в предисловии к изданию. Сегодня мы публикуем отрывок из главы «Начало войны» («Воспоминания и размышления», М., Олма-Пресс, 2002), в которой прославленный военачальник подробно восстанавливает детали первого дня войны

.

 

 


Отрывок из главы «Начало войны»

 

В ночь на 22 июня 1941 года всем работникам Генерального штаба и Наркомата обороны было приказано оставаться на своих местах. Необходимо было как можно быстрее передать в округа директиву о приведении приграничных войск в боевую готовность.

В это время у меня и наркома обороны шли непрерывные переговоры с командующими округами и начальниками штабов, которые докладывали нам об усиливавшемся шуме по ту сторону границы. Эти сведения они получали от пограничников и передовых частей прикрытия. 

Примерно в 24 часа 21 июня командующий Киевским округом М. П. Кирпонос, находившийся на своем командном пункте в Тернополе, доложил по ВЧ, что, кроме перебежчика, о котором сообщил генерал М. А Пуркаев, в наших частях появился еще один немецкий солдат — 222-го пехотного полка 74-й пехотной дивизии. Он переплыл речку, явился к пограничникам и сообщил, что в 4 часа немецкие войска перейдут в наступление. М. П. Кирпоносу было приказано быстрее передавать директиву в войска о приведении их в боевую готовность.

 

Фото: Пограничный наряд. На переднем плане – пограничник в маскировочной накидке, вооруженный винтовкой Мосина образца 1895/1933 и немецкой овчаркой на поводке. На заднем плане – боец, вооруженный автоматической винтовкой Токарева.

Дата съемки: 20 июня 1941 г. Источник: Государственный архив Российской Федерации 

 

Все говорило о том, что немецкие войска выдвигаются ближе к границе. Об этом мы доложили в 00.30 минут ночи И. В. Сталину. Он спросил, передана ли директива в округа. Я ответил утвердительно. 

После смерти И. В. Сталина появились версии о том, что некоторые командующие и их штабы в ночь на 22 июня, ничего не подозревая, мирно спали или беззаботно веселились. Это не соответствует действительности. Последняя мирная ночь была совершенно иной. 

Как я уже сказал, мы с наркомом обороны по возвращении из Кремля неоднократно говорили по ВЧ с командующими округами Ф. И. Кузнецовым, Д. Г. Павловым, М П. Кирпоносом и их начальниками штабов, которые, кроме Д. Г Павлова, находились на своих командных пунктах. 

Под утро 22 июня Н. Ф. Ватутин и я находились у наркома обороны С. К. Тимошенко в его служебном кабинете.

В 3 часа 07 минут мне позвонил по ВЧ командующий Черноморским флотом адмирал Ф С. Октябрьский и сообщил.«Система ВНОС флота докладывает о подходе со стороны моря большого количества неизвестных самолетов; флот находится в полной боевой готовности. Прошу указаний». 

Я спросил адмирала: 

— Ваше решение? 

— Решение одно: встретить самолеты огнем противовоздушной обороны флота. 

Переговорив с С. К. Тимошенко, я ответил адмиралу Ф. С. Октябрьскому: 

— Действуйте и доложите своему наркому. 

В 3 часа 30 минут начальник штаба Западного округа генерал В. Е. Климовских доложил о налете немецкой авиации на города Белоруссии. Минуты через три начальник штаба Киевского округа генерал М. А. Пуркаев доложил о налете авиации на города Украины. В 3 часа 40 минут позвонил командующий Прибалтийским военным округом генерал Ф. И. Кузнецов, который доложил о налетах вражеской авиации на Каунас и другие города. 

 

Фото: Начало боевых действий фашистской Германии против СССР. Источник: Российский государственный архив кинофотодокументов

 

Нарком приказал мне звонить И. В. Сталину. Звоню. К телефону никто не подходит. Звоню непрерывно. Наконец слышу сонный голос генерала Власика (начальника управления охраны). 

— Кто говорит? 

— Начальник Генштаба Жуков. Прошу срочно соединить меня с товарищем Сталиным. 

— Что? Сейчас?! — изумился начальник охраны. — Товарищ Сталин спит. 

— Будите немедля: немцы бомбят наши города, началась война. 

Несколько мгновений длится молчание. Наконец в трубке глухо ответили: 

— Подождите. 

Минуты через три к аппарату подошел И. В. Сталин. 

Я доложил обстановку и просил разрешения начать ответные боевые действия. И. В. Сталин молчит. Слышу лишь его тяжелое дыхание. 

— Вы меня поняли? 

Опять молчание. 

— Будут ли указания? — настаиваю я. 

Наконец, как будто очнувшись, И. В. Сталин спросил: 

— Где нарком? 

— Говорит по ВЧ с Киевским округом. 

— Приезжайте с Тимошенко в Кремль. Скажите Поскребышеву, чтобы он вызвал всех членов Политбюро.  

В 4 часа я вновь разговаривал с Ф. С. Октябрьским. Он спокойным тоном доложил: 

— Вражеский налет отбит. Попытка удара по нашим кораблям сорвана. Но в городе есть разрушения. 

Я хотел бы отметить, что Черноморский флот во главе с адмиралом Ф. С. Октябрьским был одним из первых наших объединений, организованно встретивших вражеское нападение.  

 

Фото: Бойцы Красной Армии отправляются на фронт. Источник: Российский государственный архив кинофотодокументов 

 

В 4 часа 10 минут Западный и Прибалтийский особые округа доложили о начале боевых действий немецких войск на сухопутных участках округов. 

В 4 часа 30 минут утра мы с С. К. Тимошенко приехали в Кремль. Все вызванные члены Политбюро были уже в сборе. Меня и наркома пригласили в кабинет. 

И. В. Сталин был бледен и сидел за столом, держа в руках не набитую табаком трубку. 

Мы доложили обстановку. И. В. Сталин недоумевающе сказал: 

— Не провокация ли это немецких генералов? 

— Немцы бомбят наши города на Украине, в Белоруссии и Прибалтике. Какая же это провокация… — ответил С. К. Тимошенко. 

— Если нужно организовать провокацию, — сказал И. В. Сталин, — то немецкие генералы бомбят и свои города… — И, подумав немного, продолжал: — Гитлер наверняка не знает об этом. 

— Надо срочно позвонить в германское посольство, — обратился он к В. М. Молотову. 

В посольстве ответили, что посол граф фон Шуленбург просит принять его для срочного сообщения. 

Принять посла было поручено В. М. Молотову. 

 

Фото: Запись добровольцев в Красную Армию на заводе им. Сталина. Источник: Российский государственный архив кинофотодокументов

 

Тем временем первый заместитель начальника Генерального штаба генерал Н. Ф. Ватутин передал, что сухопутные войска немцев после сильного артиллерийского огня на ряде участков северо-западного и западного направлений перешли в наступление. 

Мы тут же просили И. В. Сталина дать войскам приказ немедля организовать ответные действия и нанести контрудары по противнику.

 

— Подождем возвращения Молотова, — ответил он.

Через некоторое время в кабинет быстро вошел В. М. Молотов: 

— Германское правительство объявило нам войну. 

И. В. Сталин молча опустился на стул и глубоко задумался. 

Наступила длительная, тягостная пауза. 

Я рискнул нарушить затянувшееся молчание и предложил немедленно обрушиться всеми имеющимися в Приграничных округах силами на прорвавшиеся части противника и задержать их дальнейшее продвижение. 

— Не задержать, а уничтожить, — уточнил С. К. Тимошенко. 

— Давайте директиву, — сказал И. В. Стадии. — Но чтобы наши войска, за исключением авиации, нигде пока не нарушали немецкую границу. 

Трудно было понять И. В. Сталина. Видимо, он все еще надеялся как-то избежать войны. Но она уже стала фактом. Вторжение развивалось на всех стратегических направлениях. 

Говорят, что в первую неделю войны И. В. Сталин якобы так растерялся, что не мог даже выступить по радио с речью и поручил свое выступление В.

М. Молотову. Это суждение не соответствует действительности. Конечно, в первые часы И. В. Сталин был растерян. Но вскоре он вошел в норму и работал с большой энергией, правда, проявляя излишнюю нервозность, нередко выводившую нас из рабочего состояния. 

В 7 часов 15 минут 22 июня директива № 2 наркома обороны была передана в округа. Но по соотношению сил и сложившейся обстановке она оказалась нереальной, а потому и не была проведена в жизнь. 

Вернувшись с С. К. Тимошенко в Наркомат обороны, мы выяснили, что перед рассветом 22 июня во всех западных приграничных округах была нарушена проводная связь с войсками и штабы округов и армий не имели возможности быстро передать свои распоряжения. Заброшенные ранее немцами на нашу территорию диверсионные группы в ряде мест разрушили проволочную связь. Они убивали делегатов связи, нападали на командиров. Радио средствами, как я уже говорил, значительная часть войск приграничных округов не была обеспечена. Поэтому связь с войсками осуществлялась по воздушно-проволочным средствам связи.

 

Не имея связи, командармы и некоторые командующие округами выехали непосредственно в войска, чтобы на месте разобраться в обстановке. Но так как события развивались с большой быстротой, этот способ управления еще больше осложнил работу. 

В штабы округов из различных источников начали поступать самые противоречивые сведения, зачастую провокационного и панического характера. 

Генеральный штаб, в свою очередь, не мог добиться от штабов округов и войск точных сведений, и, естественно, это не могло не поставить на какой-то момент Главное Командование и Генеральный штаб в затруднительное положение. 

 

Фото: Курсы медицинских сестер перед отправкой на фронт. Источник: Центральный государственный архив Удмуртской Республики 

 

К 8 часам утра 22 июня Генеральным штабом было установлено, что: 

— сильным ударам бомбардировочной авиации противника подверглись многие аэродромы Западного, Киевского и Прибалтийского особых военных округов, где серьезно пострадала прежде всего авиация, не успевшая подняться в воздух и рассредоточиться по полевым аэродромам; 

— бомбардировке подверглись многие города и железнодорожные узлы Прибалтики, Белоруссии, Украины, военно-морские базы Севастополя и в Прибалтике; 

— завязались ожесточенные сражения с сухопутными войсками немцев вдоль всей нашей западной границы. На многих участках немцы уже вступили в бой с передовыми частями Красной Армии; 

— поднятые по боевой тревоге стрелковые части, входившие в первый эшелон прикрытия, вступали в бой с ходу, не успев занять подготовленных позиций; 

— на участке Ленинградского военного округа пока было спокойно, противник ничем себя не проявлял.

С. К. Тимошенко позвонил И. В. Сталину и просил разрешения приехать в Кремль, чтобы доложить проект Указа Президиума Верховного Совета СССР о проведении мобилизации и образовании Ставки Главного Командования, а также ряд других вопросов. 

И. В. Сталин ответил, что он занят на заседании Политбюро и может принять его только в 9 часов. 

До 9 часов ничего существенного нам выяснить не удалось, так как штабы фронтов и командующие не могли получить от штабов армий и корпусов конкретных данных о противнике. Они просто не знали, где и какими силами наступают немецкие части, где противник наносит главные, а где второстепенные удары, где действуют его бронетанковые и механизированные соединения.  

Короткий путь от наркомата до Кремля автомашины наркома и моя покрыли на предельно большой скорости. Со мной был первый заместитель начальника Генштаба Н. Ф. Ватутин, у которого находилась карта с обстановкой стратегического фронта. По старой привычке проверять себя, перебрал в памяти взятые с собой бумаги: их было немного, в том числе проект решения о создании Ставки Главного Командования — высшего органа руководства военными действиями вооруженных сил. Документ был заранее разработан Генштабом и одобрен наркомом. 

 

Фото: Запись добровольцев в Красную Армию на заводе им. Сталина. Источник: Российский государственный архив кинофотодокументов 

 

Нас встретил А. Н. Поскребышев и сразу проводил в кабинет И. В. Сталина. Члены Политбюро уже находились там. Обстановка была напряженной. Все молчали. 

И. В. Сталин молча ходил по кабинету с нераскуренной трубкой, зажатой в руке. 

— Ну давайте, что там у вас? — сказал он. 

С. К. Тимошенко доложил о проекте создания Ставки Главного Командования. И. В. Сталин посмотрел проект, но решения не принял и, положив бумагу на стол, коротко бросил: 

— Обсудим на Политбюро. 

Осведомившись об обстановке, И. В. Стадии сказал: 

— В 12 часов по радио будет выступать Молотов. 

Прочитав проект Указа о проведении мобилизации и частично сократив ее размеры, намеченные Генштабом, И. В. Сталин передал Указ А. Н. Поскребышеву для утверждения в Президиуме Верховного Совета. Этим Указом с 23 июня объявлялась мобилизация военнообязанных 1905—1918 годов рождения на территории четырнадцати, то есть почти всех военных округов, за исключением Среднеазиатского, Забайкальского и Дальневосточного, а также вводилось военное положение в европейской части страны. Здесь все функции органов государственной власти в отношении обороны, сохранения общественного порядка и обеспечения государственной безопасности переходили к военным властям. Им предоставлялось право привлекать население и все средства транспорта для оборонных работ и охраны важнейших военных и народнохозяйственных объектов.  

 

Фото: Ополченцы-колхозники с/х артели «Красный маяк» Городецкого района Горьковской области на занятиях по военной подготовке. Источник: Архив аудиовизуальной документации Нижегородской области

 

22 июня Прибалтийский, Западный и Киевский особые военные округа были преобразованы соответственно в Северо-Западный, Западный и Юго-Западный фронты. 

Примерно в 13 часов мне позвонил И. В. Сталин и сказал: 

— Наши командующие фронтами не имеют достаточного опыта в руководстве боевыми действиями войск и, видимо, несколько растерялись. Политбюро решило послать вас на Юго-Западный фронт в качестве представителя Ставки Главного Командования. На Западный фронт пошлем Шапошникова и Кулика. Я их вызывал к себе и дал соответствующие указания. Вам надо вылететь немедленно в Киев и оттуда вместе с Хрущевым выехать в штаб фронта в Тернополь. 

Я спросил: 

— А кто же будет осуществлять руководство Генеральным штабом в такой сложной обстановке? 

И. В. Сталин ответил: 

— Оставьте за себя Ватутина. 

Потом несколько раздраженно добавил: 

— Не теряйте времени, мы тут как-нибудь обойдемся. 

Я позвонил домой, чтобы меня не ждали, и минут через 40 был уже в воздухе. Тут только вспомнил, что со вчерашнего дня ничего не ел. Выручили летчики, угостившие меня крепким чаем и бутербродами. 

К исходу дня я был в Киеве в ЦК КП(б)У, где меня ждал Н. С. Хрущев. Он сказал, что дальше лететь опасно. Немецкие летчики гоняются за транспортными самолетами. Надо ехать на машинах. Получив от Н. Ф. Ватутина по ВЧ последние данные обстановки, мы выехали в Тернополь, где в это время был командный пункт командующего Юго-Западным фронтом генерал-полковника М. П. Кирпоноса. 

На командный пункт прибыли поздно вечером, и я тут же переговорил по ВЧ с Н. Ф. Ватутиным. 

Вот что рассказал мне Николай Федорович: 

— К исходу сегодняшнего дня, несмотря на предпринятые энергичные меры, Генштаб так и не смог получить от штабов фронтов, армий и ВВС точных данных о наших войсках и о противнике. Сведения о глубине проникновения противника на нашу территорию довольно противоречивые. Отсутствуют точные данные о потерях в авиации и наземных войсках. Известно лишь, что авиация Западного фронта понесла очень большие потери. Генштаб и нарком не могут связаться с командующими фронтами Кузнецовым и Павловым, которые, не доложив наркому, уехали куда-то в войска. Штабы этих фронтов не знают, где в данный момент находятся их командующие. 

По данным авиационной разведки, бои идут в районах наших укрепленных рубежей и частично в 15—20 километрах в глубине нашей территории. Попытка штабов фронтов связаться непосредственно с войсками успеха не имела, так как с большинством армий и отдельных корпусов не было ни проводной, ни радиосвязи.

Затем генерал Н. Ф. Ватутин сказал, что И. В. Сталин одобрил проект директивы № 3 наркома и приказал поставить мою подпись. 

— Что это за директива? — спросил я. 

— Директива предусматривает переход наших войск к контрнаступательным действиям с задачей разгрома противника на главнейших направлениях, притом с выходом на территорию противника.  

— Но мы еще точно не знаем, где и какими силами противник наносит свои удары, — возразил я. — Не лучше ли до утра разобраться в том, что происходит на фронте, и уж тогда принять нужное решение. 

— Я разделяю вашу точку зрения, но дело это решенное. 

— Хорошо, — сказал я, — ставьте мою подпись. 

Эта директива поступила к командующему Юго-Западным фронтом около 24 часов. Как я и ожидал, она вызвала резкое возражение начштаба фронта М. А. Пуркаева, который считал, что у фронта нет сил и средств для проведения ее в жизнь. 

Сложившееся положение было детально обсуждено на Военном совете фронта. Я предложил М. П. Кирпоносу немедленно дать предварительный приказ о сосредоточении механизированных корпусов для нанесения контрудара по главной группировке армий «Юг», прорвавшейся в районе Сокаля. К контрудару привлечь всю авиацию фронта и часть дальней бомбардировочной авиации Главного Командования. Командование и штаб фронта, быстро заготовив предварительные боевые распоряжения, передали их армиям и корпусам.  

Надо отметить большую собранность и великолепные организаторские способности начальника штаба фронта М. А. Пуркаева и начальника оперативного отдела штаба фронта И. X. Баграмяна, проявленные ими в этой очень сложной обстановке первого дня войны. 

В 9 часов утра 23 июня мы прибыли на командный пункт командира 8-го механизированного корпуса генерал-лейтенанта Д. И. Рябышева. Я хорошо знал его еще по работе в Киевском особом военном округе. По внешнему виду комкора и командиров штаба нетрудно было догадаться, что они совершили нелегкий путь. Они очень быстро прошли из района Дрогобыча в район Броды, настроение у них было приподнятое. Глядя на Д. И. Рябышева и командиров штаба, я вспомнил славную 11-ю танковую бригаду, ее командира, отважного комбрига М. П. Яковлева, вспомнил, как отважно громили противника бойцы этой бригады у горы Баин-Цаган на Халхин-Голе. «Да, эти люди будут и теперь драться не хуже, — подумал я. — Лишь бы не опоздать с контрударом…» 

 

Фото: Рабочие Кировского завода уходят на фронт. Источник: Российский государственный архив кинофотодокументов

 

Д. И. Рябышев показал на карте, где и как располагается корпус. Он коротко доложил, в каком состоянии его части. 

— Корпусу требуются сутки для полного сосредоточения, приведения в порядок материальной части и пополнения запасов, — сказал он. — За эти же сутки будет произведена боевая разведка и организовано управление корпусом. Следовательно, корпус может вступить в бой всеми силами утром 24 июня. 

— Хорошо, — ответил я. — Конечно, лучше было бы нанести контрудар совместно с 9, 19 и 22-м механизированными корпусами, но они, к сожалению, выходят в исходные районы с опозданием. Ждать полного сосредоточения корпусов нам не позволит обстановка. Контрудару 8-го механизированного корпуса противник может противопоставить сильный танковый и противотанковый артиллерийский заслон. Учитывая это обстоятельство, нужно тщательно разведать местность и противника. 

Только Д. И. Рябышев что-то хотел сказать мне, как раздалась команда: «Воздух!».  

— Вот тебе, бабушка, и Юрьев день, — спокойно заметил Дмитрий Иванович, — а мы еще не успели вырыть противовоздушные щели. Так что, товарищ генерал армии, придется условно считать, что мы уже укрыты в щели. 

— Вы, Дмитрий Иванович, что-то хотели сказать? 

— Я хотел предложить, может быть, мы сейчас перекусим? 

— Неплохая мысль. У меня, кажется, в машине кое-что есть. 

В палатку вошли начальник штаба корпуса и другие командиры штаба. Не успели они представиться, как послышался характерный вой немецкого пикирующего бомбардировщика и тотчас же последовали разрывы авиационных бомб. Я посмотрел на Д. И. Рябышева и присутствовавших командиров. Видна была только деловая сосредоточенность. Они чувствовали себя примерно так же, как на полевых учениях. «Молодцы, — подумалось мне. — С такими войну не проигрывают…» 

Договорившись с командиром корпуса по принципиальным вопросам, к вечеру мы вернулись в Тернополь на командный пункт фронта. 

Начальник штаба фронта генерал-лейтенант М. А. Пуркаев и командующий фронтом генерал-полковник М. П. Кирпонос доложили: 
— На всех участках фронта идут бои. Главное предельно ожесточенное сражение разыгрывается в районе Броды—Дубно—Владимир—Волынский, 9-й и 19-й механизированные корпуса 25 июня выходят в леса в районе Ровно. Мы решили, — сказал командующий фронтом, — 24 июня, не ожидая полного сосредоточения корпусов, начать контрудар на Клевань и Дубно. Командующий 5-й армией, кроме 22-го мехкорпуса, должен объединить действия 9-го и 19-го механизированных корпусов и оказать им необходимую помощь. 

Решение было разумным, и я согласился с командованием фронта, предложив, однако, проверить обеспечение взаимодействия между корпусами и авиацией фронта. 

 

 

Источник: Жуков Г К. Воспоминания и размышления. В 2 т. — М.: Олма-Пресс, 2002 

Полководец Георгий Жуков, первый среди равных

https://ria.ru/20161201/1482582637.html

Полководец Георгий Жуков, первый среди равных

Полководец Георгий Жуков, первый среди равных — РИА Новости, 26. 05.2021

Полководец Георгий Жуков, первый среди равных

В день 120-летия со дня рождения Георгия Жукова Сергей Варшавчик напоминает о боевой биографии маршала.

2016-12-01T12:07

2016-12-01T12:07

2021-05-26T16:28

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/107228/45/1072284579_0:0:2078:1170_1920x0_80_0_0_80926251afa6227f5d2afb00c737a86c.jpg

россия

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2016

Сергей Варшавчик

https://cdnn21.img.ria.ru/images/19131/94/191319498_0:0:0:0_100x100_80_0_0_b8ada3ed95cfaa75622768e917b43687.jpg

Сергей Варшавчик

https://cdnn21.img.ria.ru/images/19131/94/191319498_0:0:0:0_100x100_80_0_0_b8ada3ed95cfaa75622768e917b43687.jpg

Новости

ru-RU

https://ria. ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/107228/45/1072284579_0:0:2078:1560_1920x0_80_0_0_55b5db434d4d4b309b5fac532a0607ae.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Сергей Варшавчик

https://cdnn21.img.ria.ru/images/19131/94/191319498_0:0:0:0_100x100_80_0_0_b8ada3ed95cfaa75622768e917b43687.jpg

авторы, георгий жуков, великая отечественная война (1941-1945), россия

Авторы, Георгий Жуков, Великая Отечественная война (1941-1945), Россия

1 декабря (по новому стилю) 1896 года родился самый прославленный маршал страны — четырежды Герой Советского Союза Георгий Жуков. В годы Великой Отечественной войны Жукова направляли на самые трудные фронты и направления. Он стал единственным заместителем Верховного главнокомандующего.

Ликвидируя «трамплин» на Москву

1 декабря 2016, 06:48

Биография Георгия ЖуковаПодробнее о советском государственном и военном деятеле, маршале Советского Союза, четырежды Герое Советского Союза Георгие Константиновиче Жукове читайте в справке РИА Новости.

5 сентября 1941 года советские части ворвались в небольшой смоленский городок Ельня, и к утру 6 сентября полностью освободили его. Ожесточенные бои за ликвидацию Ельнинского выступа продолжались почти месяц, и завершились победой Резервного фронта под командованием генерала армии Георгия Жукова.

В этих боях родилась гвардия Красной Армии, а сама операция стала первой, в ходе которой был осуществлен разгром сильной обороны врага и изгнание его со значительной территории СССР. Также был ликвидирован опасный «трамплин» для наступления на Москву.

Несмотря на то, что не удалось полностью осуществить замысел на окружение всей ельнинской группировки германских войск, дебют Георгия Жукова на посту командующего фронтом в целом был признан Ставкой удачным. Энергичного генерала уже ждало новое назначение — дела под Ленинградом шли столь скверно, что в Кремле ожидали падения города со дня на день.

© РИА Новости / Перейти в медиабанкНиколай Булганин, Георгий Жуков, Василий Соколовский, Иван Хохлов в штабе Западного фронта. 1941 год

Бравый кавалерист с крестами за храбрость

До начала 1939 года Жуков мало чем выделялся. Биография у него была самая типичная для того времени. Родом из крестьян-бедняков, в Первую мировую войну воевал в кавалерии, был награжден двумя Георгиевскими крестами за храбрость, дослужился до унтер-офицера.

12 января 2015, 13:34

Георгий Жуков: великий и несокрушимый маршалЗаслуги маршала Георгия Жукова перед Россией неоценимы. Военные историки ставят его в один ряд с Александром Великим и Наполеоном, считая, что Жуков, который после себя оставил вечную память о Великой Победе, изменил курс истории.

В гражданскую войну сражался на Восточном, Западном и Южном фронтах против колчаковцев, деникинцев и белополяков. Начинал как рядовой красноармеец, закончил в качестве командира эскадрона. Бравый комэск с щегольскими усиками (позже Жуков их сбреет) был награжден редким тогда и очень ценимым орденом Красного знамени за участие в жестоких конных боях против антоновцев.

Ветер революции вознес невысокого роста (164 см), но широкоплечего и крепкого, отважного в бою и строгого с подчиненными бывшего унтера до должности командира полка. Затем Жуков служил комбригом в дивизии, которой командовал в то время его однокашник по ранее оконченным курсам усовершенствования командного состава Константин Рокоссовский.

© РИА Новости / РИА Новости / Перейти в медиабанкГенерал армии Георгий Константинович Жуков на полевых учениях

Стремительный карьерный рост

В 1933 году Жуков тоже стал комдивом, в 1937-м последовало его назначение на кавалерийский корпус, а с июля 1938 года он и вовсе стал заместителем командующего Западного особого военного округа.

Столь стремительный карьерный взлет наблюдался не у одного Жукова. Большой террор, проводимый НКВД с ведома и одобрения Сталина, проделал в рядах командного состава РККА значительные бреши. На смену расстрелянным краскомам войны выдвигались более молодые представители Красной Армии, проверить боевые качества которых могла только война.

Для Жукова звездный час настал в начале июне 1939 года. После первых боев в Монголии на реке Халхин-Гол он заменил на посту командира 57-го особого стрелкового корпуса Николая Фекленко, чьими вялыми действиями были недовольны в Москве.

© РИА Новости / Перейти в медиабанкКомандующий 57-м особым армейским корпусом РККА на территории Монгольской Народной Республики Георгий Жуков во время боев на Халхин-Голе

В боях против японцев

Кандидатуру волевого и энергичного командира предложил маршал Семен Буденный, который хорошо знал Жукова по его службе в инспекции кавалерии Красной Армии. Поскольку требовалось навести на месте порядок в войсках, Сталин согласился.

Корпус был преобразован в армейскую группу, которой стал командовать Жуков. За короткое время в жесткой манере он поднял дисциплину в подчиненных войсках — где наказывая, а где показывая, как надо воевать.

© РИА Новости / РИА Новости / Перейти в медиабанкЗаместитель Верховного главнокомандующего Георгий Константинович Жуков

В начале июля 1939 года японские войска перешли в наступление. В ходе ожесточенных трехдневных боев атака была отражена. А в конце августа вместе с начальником своего штаба Михаилом Богдановым Жуков разработал и осуществил успешную наступательную операцию по разгрому вражеских войск. Успех в локальной войне обернулся крупным стратегическим успехом — угроза нападения на СССР на Дальнем Востоке была ликвидирована.

За эту операцию Жуков, который в одночасье вырос в полководца, был удостоен звезды Героя Советского Союза, а в мае 1940 года, после введения в армии генеральских званий, одним из первых в РККА стал генералом армии. В июне того же года он был назначен командующим одним из важнейших военных округов — Киевским.

7 ноября 2016, 13:02

Парад в ноябре 1941-го: пример мужества и отвагиСергей Варшавчик напоминает о том, как 75 лет назад Москва готовилась и проводила парад 7 ноября.

На этом посту Георгий Константинович осуществил бескровное присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР, приняв 3 июля 1940 года парад Южного фронта в Кишиневе. В январе 1941 года в его жизни наступил новый этап — он стал начальником Генерального штаба Красной Армии, проведя ряд блестящих командно-штабных игр.

Для строевика Георгия Константиновича, недолюбливавшего штабную работу, круг новых обязанностей был не самым желанным. В условиях же подготовки к масштабной войне с Германией, назначение было и вовсе ошибочным со стороны Сталина, уверовавшего во всесторонние таланты генерала армии.

Первые дни самой страшной войны

© РИА Новости / Евгений Халдей / Перейти в медиабанкЖители столицы 22 июня 1941 года во время объявления по радио правительственного сообщения о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз.

1 из 14

Жители столицы 22 июня 1941 года во время объявления по радио правительственного сообщения о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз.

2 из 14

Советские солдаты форсируют водный рубеж. Северо-Западный фронт.

© РИА Новости / Перейти в медиабанкЖенщины-ополченцы, кадр из документального фильма «Москвичи в 1941 году».

3 из 14

Женщины-ополченцы, кадр из документального фильма «Москвичи в 1941 году».

4 из 14

Дети на улицах города. Москва, 23 июня 1941 год.

© РИА Новости / Яков Халип / Перейти в медиабанкБригада братьев Зайцевых ремонтирует танки, уходящие на фронт.

5 из 14

Бригада братьев Зайцевых ремонтирует танки, уходящие на фронт.

6 из 14

Новобранцы.

7 из 14

Семья уходит из родного дома.

© РИА Новости / Олег Кнорринг / Перейти в медиабанкНемецкий самолет «Ju 88» был сбит 25 июля 1941 советскими летчиками 3-го истребительного авиакорпуса в районе Истры и совершил вынужденную посадку. Через пять дней этот самолёт установили на площади Свердлова для всеобщего обозрения.

8 из 14

Немецкий самолет «Ju 88» был сбит 25 июля 1941 советскими летчиками 3-го истребительного авиакорпуса в районе Истры и совершил вынужденную посадку. Через пять дней этот самолёт установили на площади Свердлова для всеобщего обозрения.

9 из 14

Зенитчики на страже города.

© РИА Новости / Георгий Зельма / Перейти в медиабанкВоенные корреспонденты армейской газеты «Защитник Родины» готовят статьи для очередного выпуска газеты.

10 из 14

Военные корреспонденты армейской газеты «Защитник Родины» готовят статьи для очередного выпуска газеты.

© РИА Новости / Перейти в медиабанкЗенитная батарея у Исаакиевского собора в Ленинграде.

11 из 14

Зенитная батарея у Исаакиевского собора в Ленинграде.

© РИА Новости / Всеволод Тарасевич / Перейти в медиабанкСоветские воины 115-й дивизии генерал-майора Конькова Василия Фомича, готовятся к бою на левом берегу Невы, захваченном дивизией. Ленинградский фронт.

12 из 14

Советские воины 115-й дивизии генерал-майора Конькова Василия Фомича, готовятся к бою на левом берегу Невы, захваченном дивизией. Ленинградский фронт.

13 из 14

Бойцы разгружают грузовик с бомбами на военном аэродроме.

14 из 14

Охрана московского неба, август 1941 года.

1 из 14

Жители столицы 22 июня 1941 года во время объявления по радио правительственного сообщения о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз.

2 из 14

Советские солдаты форсируют водный рубеж. Северо-Западный фронт.

3 из 14

Женщины-ополченцы, кадр из документального фильма «Москвичи в 1941 году».

4 из 14

Дети на улицах города. Москва, 23 июня 1941 год.

5 из 14

Бригада братьев Зайцевых ремонтирует танки, уходящие на фронт.

6 из 14

Новобранцы.

7 из 14

Семья уходит из родного дома.

8 из 14

Немецкий самолет «Ju 88» был сбит 25 июля 1941 советскими летчиками 3-го истребительного авиакорпуса в районе Истры и совершил вынужденную посадку. Через пять дней этот самолёт установили на площади Свердлова для всеобщего обозрения.

9 из 14

Зенитчики на страже города.

10 из 14

Военные корреспонденты армейской газеты «Защитник Родины» готовят статьи для очередного выпуска газеты.

11 из 14

Зенитная батарея у Исаакиевского собора в Ленинграде.

12 из 14

Советские воины 115-й дивизии генерал-майора Конькова Василия Фомича, готовятся к бою на левом берегу Невы, захваченном дивизией. Ленинградский фронт.

13 из 14

Бойцы разгружают грузовик с бомбами на военном аэродроме.

14 из 14

Охрана московского неба, август 1941 года.

Спасая северную столицу

22 ноября 2016, 13:46

Рискуя уйти под лед: подвиг «Дороги жизни»В день 75-летнего юбилея начала действия ледовой Дороги жизни на на замерзшем Ладожском озере Сергей Варшавчик напоминает об истории ее создания и роли в спасении жителей блокадного Ленинграда.

С началом Великой Отечественной Жуков, как человек с успешным боевым опытом, некоторое время выполнял роль представителя Ставки на Юго-Западном фронте. Но дела почти на всех фронтах развивались крайне угрожающим образом, и Сталин снял Жукова с должности начальника Генштаба и стал использовать в качестве, как сейчас бы назвали, кризисного менеджера.

Первым на очереди был Ленинград, оборона которого, по мнению Ставки, велась недостаточно упорно и организованно. В сентябре 1941 года Жуков сменил бывшего наркома обороны маршала Клима Ворошилова на посту командующего Ленинградским фронтом.

Прибыв на место, он потребовал покончить с паническими настроениями и отдал приказ о расстреле на месте всех командиров, политработников и бойцов, отступивших без приказа.

© РИА Новости / РИА Новости / Перейти в медиабанкГеоргий Жуков, Павел Батов, Константин Рокоссовский обсуждают план военной операции

Жуков не только угрожал, но и укреплял взаимодействие войск, грамотно планируя и проводя боевые операции, увязывая их с решением тяжелейших задач по обеспечению подразделений снабжением и резервами в условиях блокады.

В итоге, к началу октября войска немецкой группы армий «Север» были обескровлены и были вынуждены перейти к стратегической обороне — впервые с начала войны.

Умение воевать любым количеством войск

30 сентября 2016, 09:00

Битва за Москву: «Тайфун», который не сломал Красную Армию75 лет назад началась битва за Москву, главное сражение в ВОВ – ведь проигрыш мог привести к поражению во всей войне. Сергей Варшавчик вспоминает об исторических событиях тех дней.

Тем временем подоспел новый кризис — на московском направлении, где группа армий «Центр» окружила большую часть войск Брянского, Резервного и Западного фронтов. Назначенный командующим, Жуков в кратчайшие сроки решил сложнейшую задачу, затормозив находящимися в его распоряжении частями молниеносное наступление немцев на Москву.

Умение воевать теми войсками, которые были в его распоряжении, проявилось еще на Халхин-Голе и затем, оттачивалось в сражениях Великой Отечественной.

В битве под Москвой Жуков, как командующий Западным фронтом, грамотно подготавливал и проводил контрудары по флангам ударных группировок противника, что срывало продвижение немцев, заставляя их переходить к обороне.

© РИА НовостиПервая победа Красной армии. Битва за Москву 1941 года в архивных кадрах

© РИА Новости

Бить врага по флангам

Он стремился максимально насытить оборону своих стрелковых войск артиллерией, которые уничтожали таран вермахта — танковые войска. Жуков понимал, что его главной задачей является избежать опасности прорыва фронта до прибытия под Москву дивизий из Сибири и Дальнего Востока.

Разгром немецких войск под стенами столицы СССР, который означал крах молниеносной войны Германии, еще выше поднял престиж Георгия Константиновича, как полководца. В августе 1942 года он был назначен заместителем Верховного главнокомандующего. И это при том, что Жуков был одним из немногих людей, кто позволял себе спорить с вождем, иногда на повышенных тонах.

В сентябре того же года генерал в качестве представителя Ставки координировал действия войск Сталинградского фронта северо-западнее горящего города. Контрудары советских частей по 6-й полевой армии вермахта не позволили немцам со всей силой обрушиться на защитников Сталинграда и, в конечном счете, помогли отстоять его в кровопролитном многомесячном сражении.

Позиционный кризис Ржевского сражения

28 сентября 2016, 12:22

Россия и Германия утвердили порядок обмена архивными данными военнопленныхРешение приянто в рамках реализации российско-германского проекта по поиску и оцифровке архивных материалов «Советские и немецкие военнопленные и интернированные».

Но не всегда Георгию Константиновичу сопутствовала победа. 9-я полевая армия, которая оборонялась в районе Ржева, оказалась крепким орешком. Четыре наступательные операции, которые провели в 1942 году войска Западного и Калининских фронтов под руководством Жукова, не привели к заметным успехам.

На этом направлении противоборствующие стороны столкнулись с позиционным кризисом, напоминающим о временах Первой мировой войны. Однако жестокие бои за Ржев не позволили немецкому командованию перебросить хотя бы одну дивизию на юг, на помощь войскам Паулюса.

© РИА НовостиЦена Победы. Великая Отечественная война в архивных кадрах

© РИА Новости

В январе 1943 года Жукову было присвоено звание маршала Советского Союза. Он стал первым военным, который с начала войны был удостоен высшего звания в Красной Армии. В начале того же года он координировал действия Ленинградского и Волховских фронтов в операции «Искра» по прорыву блокады северной столицы.

Ошибка Верховного главнокомандующего

В крупнейшей танковой битве Второй мировой, на Курской дуге, маршал руководил действиями Западного, Брянского, Степного и Воронежского фронтов. В итоге стратегическая наступательная инициатива полностью перешла к Красной Армии, и война окончательно повернула на запад.

29 июня 2016, 18:51

Бойцы без петлиц и погон: с чего начиналось партизанское движениеЗа годы войны партизаны и подпольщики стали для Красной Армии настоящим вторым фронтом в тылу врага. Сергей Варшавчик напоминает об истории партизанского движения во времена Великой Отечественной.

Летом 1944-го курируемые Жуковым войска 1-го и 2-го Белорусских фронтов в ходе операции «Багратион» разгромили части крупнейшей группы армий «Центр», продвинувшись до 500 километров вперед. Жуков и маршал Александр Василевский предложили Сталину на плечах отступающего противника ударить по слабо защищенной на тот момент Восточной Пруссии.

До конца жизни Жуков считал, что, отвергнув смелый план, Верховный главнокомандующий допустил серьезную ошибку, поскольку Восточную Пруссию пришлось брать через несколько месяцев, но за это время она была более сильно укреплена немцами и стоила Красной Армии куда большей крови.

Человек, принявший капитуляцию нацистской Германии

8 октября 2016, 09:00

Птенцы гнезда Расковой: женщины-авиаторы в бою8 октября 1941 года приказом народного комиссара обороны в составе Красной Армии появились сразу три женских боевых части – авиаполки. Женщины-летчицы воевали до самой Победы, не уступая в доблести и умению своим коллегам-мужчинам, замечает Сергей Варшавчик.

Иногда Жуков лично командовал фронтами. Так произошло, например, в марте 1944 года, когда он заменил тяжело раненного генерала Николая Ватутина на посту командующего 1-м Украинским фронтом и довел войска до предгорий Карпат. За что был удостоен высшей военной награды, ордена «Победа» за № 1.

Второй раз в этой роли Георгий Константинович выступил на заключительном этапе войны, когда ему было поручено командовать 1-м Белорусским фронтом, чьей задачей было взятие Берлина. И Жуков блестяще справился с этой задачей за короткое время, взломав немецкую оборону на Зееловских высотах, в результате чего большая часть нацистских солдат и офицеров были окружены и уничтожены на подступах к германской столице.

Неудивительно, что именно Георгий Константинович 8 мая 1945 года в Берлине принял от фельдмаршала Вильгельма Кейтеля безоговорочную капитуляцию Германии. А 24 июня 1945 года в Москве принял парад Победы. Среди отечественных полководцев Жуков был первым среди равных.

© РИА Новости / Олег Кнорринг / Перейти в медиабанкГлавнокомандующий советскими оккупационными войсками в Германии, Маршал Советского Союза Георгий Жуков подписывает Декларацию о поражении фашисткой Германии. 5 июня 1945

Volkswagen Beetle — Warfare History Network

Очень любимый Volkswagen был детищем двух дизайнеров, Фердинанда Порше и Адольфа Гитлера.

Автор: Альберт Мроз

Volkswagen, или «Народный автомобиль», который уже более полувека известен миллионам людей, возник в нацистской Германии. Доктор Фердинанд Порше, разработавший Volkswagen, должен был поделиться концепцией ни с кем иным, как с Адольфом Гитлером. И хотя Volkswagen, возможно, изначально предназначался для использования в качестве гражданского транспортного средства для отдыха, он быстро превратился в три основных военных варианта: Kommandeurswagen (командирский автомобиль), Kubelwagen (автомобиль-ковш) и Schwimmwagen (автомобиль-амфибия). Превращение VW в военный автомобиль было быстрой метаморфозой, над которой у Porsche не было контроля.

Эволюция Kleinauto

Первоначальная концепция немецкого Kleinauto (маленький автомобиль) отчасти была ответом на феноменальный успех Ford Model T. Немецкая мотоциклетная компания NSU решила заняться производством малолитражных автомобилей и наняла Порше разработать такой автомобиль. Прототип был известен как Type 32 1932 года и был лишь одним из многочисленных прототипов до того, как Volkswagen пошел в серийное производство. У Порше был значительный опыт в автомобильном дизайне. Родившийся и получивший образование в Чехии, его наставником был Ганс Ледвинка, конструктор первых автомобилей Tatra с задним расположением двигателя и воздушным охлаждением. Порше верил в дизайн Ледвинки. В 1900, в возрасте 25 лет он продемонстрировал свой Lohner-Porsche-Electrochaise с электродвигателями, вызвав сенсацию на Всемирной выставке в Париже. , Принц-Генрих-Ваген. Благодаря дизайну гоночных автомобилей Порше рано осознал важность аэродинамики, и это повлияло на большинство его более поздних автомобильных разработок. Испытания на устойчивость к ветру помогли ему создать очень успешные гоночные автомобили для Auto-Union. Прежде чем основать собственную дизайнерскую фирму в 1929 года Порше работал в Daimler-Benz, помогая разрабатывать знаменитые модели SS, SSK и другие модели Mercedes.

Когда Гитлер пришел к власти, Порше объявил о своей концепции небольшого недорогого автомобиля на Берлинском автосалоне 1933 года. На выставке Гитлер пообещал превратить Германию в действительно моторизованную нацию. Порше и Гитлер встретились в мае 1934 года, чтобы обсудить планы «Народного автомобиля». Порше изложил спецификации, которые он имел в виду. Автомобиль будет иметь двигатель с воздушным охлаждением объемом один литр, производящий примерно 25 тормозных лошадиных сил при 3500 об / мин, вес менее 1500 фунтов, с независимой подвеской четырех колес для достижения максимальной скорости 100 километров в час. Гитлер добавил спецификации в соответствии со своим видением: машина должна была быть четырехместной, проезжать 100 километров на семи литрах бензина и поддерживать скорость 100 километров в час. Порше предложил, чтобы автомобиль стоил около 1550 марок (620 долларов за 19 долларов).34 обменный курс).

Гитлер ограничил цену Volkswagen до 900 марок и дал Porsche всего 10 месяцев на создание прототипа. Отбросив другие предложения, Порше и его команда дизайнеров начали строить три прототипа в гараже его дома недалеко от Штутгарта. Гитлер с нетерпением следил за ходом дела, а затем узнал, что Порше был гражданином Чехии. Встревоженный, он быстро решил политическую проблему, официально изменив гражданство Порше.

Первые прототипы Volkswagen

Три прототипа, законченные за 23 месяца, были успешными с самого начала, когда передняя торсионная подвеска была «отлажена», чтобы сделать крутящиеся стержни более прочными и гибкими. Порше со своей командой дизайнеров, в которую входил его сын Ферри, посетил Соединенные Штаты, чтобы посмотреть, как Ford, Chevrolet и Oldsmobile массово производят свои автомобили. Гитлер призвал Порше отправиться в трансатлантическое путешествие, думая, что Генри Форд хорошо примет его. Во время своего предыдущего заключения Гитлер читал биографию Форда, когда писал свою собственную книгу.0003 Mein Kampf , и он полагал, что знает симпатии Форда.

Дорожные испытания прототипов VW начались в октябре 1936 года. Сначала были опробованы разные конструкции двигателей, в том числе двухтактный и двухцилиндровый вариант, пока Порше не остановился на «оппозитном» четырехцилиндровом, четырехтактном дизайн. Суть конструкции оппозитного двигателя заключалась в том, что все цилиндры располагались в плоском ряду со всеми кривошипами в одной плоскости. Конструкция с вентилятором и воздушным охлаждением была практически невосприимчива как к перегреву, так и к замерзанию, в отличие от двигателей с жидкостным охлаждением. Еще одним преимуществом была простота и доступность различных компонентов. В шасси и подвеске Volkswagen использовалась в основном плоская платформа с центральной трубчатой ​​​​магистралью, на которой удерживалась тяга переключения передач и трос ручного тормоза. Подвеска VW состояла из кривошипно-шатунного переднего и качающегося заднего мостов с индивидуальной подвеской колес. Вместо обычных листовых или винтовых рессор VW использовал торсионы, что было революционной концепцией в то время.

Адольф Гитлер (на сцене) закладывает камень в фундамент завода Volkswagen в Фаллерслебене, Германия, в честь своего 50-летия, 1938 год.

Относительный успех трех прототипов VW был незначительным достижением по сравнению с целью массового производства таких автомобилей миллионами. Гитлер, поклявшийся превзойти Форд в Соединенных Штатах, был взволнован тем, что он назвал прокрастинацией отрасли. 28 февраля 1937 года он предупредил во время выступления, что если частная промышленность не сможет построить такой автомобиль, она больше не останется частной промышленностью. Эта театральность предвещала то, с чем столкнется компания Volkswagen в ближайшее время.

Политика, стоящая за «народным автомобилем»

В 1937 году на Берлинском автосалоне Гитлер посетил выставку, где демонстрировались последние автомобильные достижения, в том числе небольшой Opel P-4, который продавался за 1450 марок. Гитлер выслушал, как Адам Опель объяснил, что это его версия Volkswagen, после чего фюрер в гневе бросился прочь, предупредив, что ни одной частной компании не будет разрешено выходить на рынок малолитражных автомобилей на конкурентной основе. Volkswagen должен был стать детищем Гитлера, и никто, кроме Порше и его команды, не должен был прикладывать руку к его развитию. Гитлер использовал «Народный автомобиль» для получения максимальной политической выгоды. Нацистское руководство сформировало новую компанию под названием Gesellschaft zur Vorbereitung des Volkswagens, финансируемую Немецким трудовым фронтом. Теперь Порше, руки которого больше не были связаны в финансовом плане, с головой ушел в проект, как преданный своему делу инженер и бизнесмен. Небольшой завод был открыт в Цуффенхаузене, недалеко от Штутгарта, и было произведено еще 30 прототипов. Вскоре было построено еще 38. Поскольку немногие люди в Европе полностью понимали промышленную науку массового производства автомобилей в масштабах, которых хотел Гитлер, Порше и его команда вернулись в Соединенные Штаты, чтобы нанять инженеров и руководителей и закупить дополнительное оборудование.

В то же время Немецкий трудовой фронт разработал схему, по которой рабочие могли заранее купить Volkswagen. Через организацию Kraft durch Freude («Сила через радость»), которая спонсировала все виды спорта, путешествий, отдыха и досуга для промышленных рабочих, деньги собирались в рассрочку. К моменту начала Второй мировой войны, когда Германия вторглась в Польшу 1 сентября 1939 года, всего было построено 210 седанов KdF Volkswagen. Только два прототипа были военными вариантами. Остальные седаны KdF были выделены офицерам в качестве личных автомобилей. Гитлеру подарили самый первый кабриолет «Жук», построенный в 1938. Фотографии автомобиля были опубликованы в Der Adler .

Милитаризация Volkswagen

Идея Kubelwagen (автомобиль-ковш) возникла на встрече 17 января 1938 года между директором SS-Fahrbereitschaft VW, директором Heereswaffenamt (армейского управления вооружения) и другими официальными лицами HWA. Цель встречи состояла в том, чтобы посмотреть, как KdF Volkswagen можно превратить в военный автомобиль. Еще одна встреча спустя девять дней дала компании Porsche полную свободу действий в отношении того, как добиться такого дизайна. Только в начале ноября 1938, что был показан первый Kubelwagen. Первоначальный прототип с задним приводом назывался Type 62 и сравнивался со стандартным полноприводным военным автомобилем HWA с четырьмя управляемыми колесами. Новый дизайн был встречен с одобрением, за исключением листового металла, который был сочтен слишком «гражданским». Дальнейшие испытания также прошли благоприятно, и кузов был переработан. По сравнению с седаном KdF были использованы более крупные шины, расширена задняя колея и увеличен дорожный просвет.

Помимо переделки листового металла, одним из первых военных требований к Kubelwagen было то, что он сможет двигаться на первой передаче со скоростью 2,5 мили в час, со скоростью ходьбы немецкого солдата с рюкзаком. Крейсерская скорость стандартного KdF-wagen на первой передаче была в два раза выше — около 8 км/ч или 5 миль/ч. Сначала использовалось более низкое передаточное число коробки передач, но этого все же было недостаточно, поэтому была принята другая альтернатива. За счет использования редуктора на конце каждой поворотной оси была достигнута нужная скорость. Это также создавало больший крутящий момент и обеспечивало более высокий дорожный просвет для «автономного» шасси VW, которое должно было стать универсальной платформой для различных применений. Позже этот редуктор использовался в автобусах и фургонах VW.

Команда Porsche неохотно модернизировала VW для его новых военных ролей без необходимости переделывать трансмиссию, за исключением увеличения объема двигателя до 1,13 литра, который получил 24,5 л.с. Когда в 1940 году истек срок действия консультативного контракта с Daimler-Benz, компания Porsche была рекомендована HWA заняться проектированием танков, и вскоре Порше стал главой танковой комиссии. В то же время фюрер настаивал на военной адаптации VW. Внедорожные возможности были улучшены с помощью Type 82 Kubelwagen, который включал в себя зубчатую передачу с зубчатым венцом. Были использованы более крупные внедорожные шины, а дорожный просвет был еще раз увеличен. Кузова двух прототипов Kubelwagen были построены компанией Ambi-Budd в Берлине 19 декабря.39. После принятия в качестве официальной военной машины Kubelwagen получил официальное обозначение Le PKW-K1 Type 82.

Адольф Гитлер вместе с Фердинандом Порше осматривает прототип «Жука».

Эволюция Volkswagen во время войны

Гигантский завод в Вольфсбурге с недавно построенным городом «Сила через радость» был переоборудован в 1940 году для производства военной техники. Большие площади были превращены в мастерские по ремонту бомбардировщиков Junkers Ju88. Также должны были производиться мины в больших количествах, а также авиадвигатели BMW. Ближе к концу войны там собирали и ракеты-бомбардировщики Фау-1. Также началось производство «альтернативы на случай непредвиденных обстоятельств» народному автомобилю, Kubelwagen, версии немецкого джипа Porsche. Эта конструкция была полностью независима от полноприводного автомобиля, построенного немецкой Heereswaffenamt, который был намного дороже, чем Kubelwagen. 19 января40, другая версия KdF, 4×4 Type 86, прошла сравнительные испытания в Айзенахе. Однако было построено всего два прототипа Type 86. Полноприводная версия получила название Type 87.

В процессе разработки Kubelwagen 1 июля 1940 года компания Porsche получила контракт на постройку трех вариантов прототипов вездехода-амфибии на сумму 200 000 марок. Результат, получивший название Schwimmwagen, получил обозначение Type 128. Первый прототип был основан на Type 82 Kubelwagen с приваренными дверями. Весь корпус был водонепроницаемым, а гребной винт, который складывался, чтобы зацепиться с удлинителем вала от кривошипа двигателя, перемещал Schwimmwagen по воде. В Type 128 использовался тот же 1,13-литровый двигатель, что и в других военных версиях. Он был способен развивать скорость 10 км/ч в спокойной воде, а спокойная вода была необходима, потому что конструкция «все-в-одном» была достаточно тяжелой, чтобы ее легко затопляло малейшее волнообразное течение.

Из-за отсутствия быстрого принятия решений нацистской иерархией производство Kubelwagen было в тупике до начала 1940 года, когда другие сравнительные дорожные испытания показали, что Kubelwagen во многих отношениях превосходит автомобиль HWA и дешевле в производстве. Более чем через год после начала войны производство Kubelwagen, наконец, началось. Седан VW с полным приводом получил название Type 87. Ходовая часть Type 87 использовалась для Schwimmwagen Type 128 и Type 166. Все VW 4×4 использовали шасси Kubelwagen и 1131-кубовый двигатель.

В начале декабря 1940 года состоялось совещание Ваффен-СС и команды Порше. Военные хотели небольшой броневик, и 22 декабря был заключен контракт. К 14 января 1941 года в контракт на бронированный Kubelwagen Type 823 были внесены поправки, чтобы исключить броню и создать другую версию под названием Type 821, которая должна была быть радиовагоном. Другая версия, машина скорой помощи, называлась Type 822. Прототипы каждого из них были построены в 1941 году.

Две другие версии, основанные на Type 82 Kubelwagen, представляли собой разведывательную машину и ремонтную машину. Кроме того, были также версии с рельсовыми колесами и другим специальным оборудованием, но они были построены в единичном экземпляре или в очень небольшом количестве. Платформа VW зарекомендовала себя как эффективная, недорогая и, прежде всего, чрезвычайно универсальная. Он особенно хорошо подходил для бездорожья в условиях пустыни, и примерно половина произведенных машин очень эффективно использовалась Африканским корпусом генерала Эрвина Роммеля. «Тропическая» версия включала баллонные шины Kronprinz без продольных протекторов для улавливания песка и почвы, специальные воздушные фильтры, а также второй топливный бак, предназначенный для питьевой воды, но используемый для бензина, чтобы удвоить запас хода в районах, где дозаправка была серьезной проблемой.

В пустыне фольксвагены намного превосходили более тяжелые машины союзников, так как двигатели с водяным охлаждением перегревались, а грузовики увязали в песке. VW был удивительно эффективен в Северной Африке, и десятилетия спустя эта способность была снова доказана в виде «багги для дюн» и «баха-жука», используемых в профессиональных гонках в таких же суровых условиях пустыни. С частично спущенными задними шинами тяга быстрых автомобилей с задним расположением двигателя была впечатляющей в любых условиях бездорожья, включая снег и лед, с которыми пришлось столкнуться во время вторжения в Россию. При отрицательных температурах двигатели с воздушным охлаждением работали еще лучше. Проблема была в том, что машин было слишком мало.

С 1940 по 1943 год в Вольфсбурге было построено 630 седанов KdF под обозначением Type 60. У них было «гражданское» (т. е. до Kubelwagen) шасси и двигатель объемом 986 куб. Версия скорой помощи получила обозначение Type 67. Разовые версии включали пикап и грузовик для доставки. Также было построено 564 седана Type 87, последний с шасси Kubelwagen 4 × 4. Другие уникальные варианты включали фургон (Тип 81) и открытый грузовик (Тип 825).

Type 82E Beetle, как и Type 82 Kubelwagen, имел дополнительные редукторы в каждом заднем колесе и использовал более крупные внедорожные шины 5,25×16. Эти «Жуки» поставлялись в матово-черном цвете, чтобы Вермахт покрасил их в желтовато-коричневый или камуфляжный цвет. Поставленные в СС, они назывались Тип 9.2SS и включал в себя такие элементы, как стойки для винтовок в задней части салона, пистолет-пулемет на кронштейне в правой передней части салона, выдвижной столик из бардачка и аптечку.

Примерно в то же время, когда группа Ваффен-СС заказала Kubelwagen, HWA заказало 100 Type 128 Schwimmwagen. Они были тщательно протестированы, и фирме Porsche был предоставлен обширный контракт на создание внедорожников-амфибий. Другая версия Schwimmwagen, Type 138, была снята с производства, но планировалось производство Type 166 и Type 177. Последнее обозначение должно было иметь пятиступенчатую коробку передач, которая так и не пошла в производство. К концу войны было построено 14 276 Schwimmwagen, почти все собраны на заводе в Вольфсбурге с кузовами, поставленными Ambi-Budd из Берлина. Шестьдесят шесть процентов всех Schwimmwagen составляли Type 166, которые были меньше и легче, чем Type 128. Большинство из них поставлялось в подразделения Ваффен-СС после того, как Type 166 был запущен в производство в 1919 году.42. Офицеры передовых частей использовали их для передвижения по местности, форсирования рек и ведения разведки по воде, но многие офицеры использовали их как платформы для стрельбы по уткам.

Основы Beetle использовались во многих других транспортных средствах, включая Kubelwagen.

Экспедиция Фольксвагенов в Афганистан

Одним из самых необычных театров военных действий Фольксвагенов во время Второй мировой войны была служба Управления колониальной политики. Это немецкое военное подразделение отправило VW Type 82 E и Kubelwagen вместе с грузовиком снабжения в поездку в Афганистан 19 июня.42. Машины были специально подготовлены к поездке. Они были окрашены в светлый глянец и имели хромированные бамперы и дверные ручки якобы для защиты от песчаных бурь и окисления. У них также были дополнительные вентиляционные отверстия перед лобовым стеклом для вентиляции, а также дополнительные жалюзи в перегородке между салоном и двигателем для лучшего охлаждения. В состав оборудования также входили специальные воздушные фильтры и внедорожные шины. Управление колониальной политики хотело оснастить гражданские администрации этими типами транспортных средств.

Стартовав в Берлине, колонна прошла через Дрезден, Прагу, Вену, Будапешт, Бухарест и Констанцу на берегу Черного моря. Затем их погрузили на румынское грузовое судно. После морского рейса из Стамбула в Трабзон машины достигли Тегерана, а затем были доставлены на границу с Афганистаном. Министр иностранных дел Иоахим фон Риббентроп настаивал на том, чтобы афганское правительство сотрудничало с Германией в борьбе с британскими войсками в Восточном Средиземноморье и в Индии. Когда Иран со стороны Германии был оккупирован британскими и русскими войсками, был отдан приказ уничтожить Фольксвагены, чтобы они не попали в руки союзников.

Kettenlaufwerk

Еще одна метаморфоза VW приняла форму полугусеницы. Фирма Porsche приступила к созданию производных от VW «народных тракторов», кульминацией этой серии стал полугусеничный Type 151-1. Он также назывался Kettenlaufwerk и успешно использовался в небольшом количестве как Африканским корпусом, так и в России. Опять же, используя платформу VW, Type 151-1 имел по три ведущих колеса одинакового диаметра с каждой стороны, которые приводили в движение гусеницы. Передние колеса были стандартного дискового типа и использовались только для рулевого управления, как и почти на всех полугусеницах. Он использовался как бронетранспортер и тягач.

Послевоенный VW

Завод в Вольфсбурге сильно пострадал от бомбардировок союзников, но с мая 1945 года до конца 1946 года ограниченное производство продолжалось с использованием оставшихся деталей. Согласно британским военным источникам, за это время было построено не менее 1785 автомобилей VW Beetle, 977 из которых с кузовом KdF Beetle и шасси Kubelwagen. Остатки Kubelwagen также были собраны, когда завод был перестроен под британским майором Айвеном Херстом. Было не менее 10 вариантов Beetle с новыми обозначениями и не менее четырех Kubelwagen. Завод Ambi-Budd Berlin, ныне расположенный в российском секторе (вскоре вошедший в состав Восточной Германии), где штамповали кузова Schwimmwagen и Kubelwagen, был разрушен, поэтому никаких дополнительных машин с этими кузовами после 19-го года не собиралось. 46. ​​В 1947 году возобновилось производство гражданского VW Beetle. По сути, это был тот же Type 60 довоенной конфигурации.

В конце войны Фердинанд Порше был арестован французскими военными и обвинен в военных преступлениях. Однако он не был признан лично ответственным за использование рабского труда и стараниями семьи был освобожден. Впоследствии он и его сын завершили разработку спортивного автомобиля Porsche, прототип которого был построен еще до войны. Первые 50 единиц были построены в Австрии в 1919 г.48, после чего завод Porsche в Штутгарте начал производство Porsche 356 в 1950 году. разработанный для немецких вооруженных сил и используемый Technische Hilfswerke, почтовой системой, пожарными частями и пограничным патрулем, получив небольшую популярность в Соединенных Штатах благодаря сборке на заводе VW Puebla недалеко от Мехико.

Несмотря на то, что VW в военном обличии производились в относительно небольшом количестве, они оказали заметное влияние во время Второй мировой войны, доказав универсальность оригинальной конструкции. Из-за политики того времени VW недоиспользовался и так и не добился всеобщего признания американского джипа. Однако после окончания войны гражданский VW с задним расположением двигателя и воздушным охлаждением пользовался большим успехом еще полвека, его собирали и экспортировали по всему миру.

Великая холодная война в битву с картофелем «9001

  • ». самолетов над полями ГДР в попытке саботировать их посевы. Было ли это правдой или примером пропаганды времен холодной войны?

    23 мая 1950 года фермер Макс Трегер заметил два американских самолета, пролетающих над его полями в восточногерманской деревне Шенфельс-бай-Цвиккау.

    На следующее утро, согласно правительственной листовке Восточной Германии, он был потрясен, обнаружив, что его поля покрыты колорадскими жуками, насекомыми, которые могут уничтожить картофельные посевы.

    Впервые описанный в 1824 году, жук представлял серьезную угрозу для европейских культур, когда он впервые прибыл с картофелем, импортированным из США в конце 19 века.

    Была ли Америка намеренно сбрасывать этих зверей на социалистическое восточногерманское государство, чтобы саботировать его урожай и подорвать его послевоенное восстановление?

    Пресса Восточной Германии сообщила о ряде других случаев, когда за самолетами, пролетевшими над головой, последовала нашествие картофельных жуков. Политики негодовали против «шестиногих послов американского вторжения», а в правительственном отчете описывалось «преступное нападение американских империалистических поджигателей войны на снабжение нашего народа продовольствием».

    Вот и началась мобилизация страны против вражеских насекомых.

    Была проведена огромная пропагандистская кампания — листовки, плакаты, рассказы в прессе — жуки изображались как крошечные американские солдаты в армейских ботинках или касках. Их назвали Амикаферы — жуки-янки.

    Детей со всей Восточной Германии отправили собирать жуков после школы.

    «Нам сказали, что картофельные жуки — вредители и что они поедают наши поля догола», — говорит Инго Матерна, которому в то время было 18 лет.

    «Мы ходили по грядкам картофеля, и все старались набрать как можно больше жуков, может быть, 20 или 25 в день. А потом мы сажали их в горшочки или стеклянные баночки, и их брали.

    «Действительно опасными были личинки, потому что они едят больше всего», — говорит Матерна.0007

    «Они были какие-то мясистые и мягкие, и нам приходилось брать их пальцами — у нас не было ни пинцета, ни резиновых перчаток.

    «Девушкам особенно не понравилось… Мы не хотели

    Image caption,

    Правительство Восточной Германии выпустило ряд книг и листовок, специально предназначенных для школьников

    Колорадские жуки были обычным явлением в Германии еще до войны, говорит Эрхард Гейсслер, эксперт по биологическому оружию в Центре молекулярной медицины Макса Дельбрюка, изучавший историю вредителей.0007

    А в 1950 году их действительно было намного больше в полях. Но было много других причин, по которым это могло произойти, говорит Гайслер.

    «Не хватало пестицидов, потому что их производилось недостаточно, а то, что производилось, в основном отправлялось прямо в Советский Союз.

    «Недостаточно технических консультаций по пестицидам, мотивация среди сельскохозяйственных рабочих также была очень низкой. в то время — много рабочих-мужчин, бывших солдатами, все еще находилось в Советском Союзе».0007

    Однако многие восточные немцы считали, что виноваты американцы.

    «Я обнаружил, что большинство пожилых людей, особенно в сельской местности, помнят, что это империалист США распространил жуков с самолетов», — говорит Гайсслер.

    Восемнадцатилетний Инго Матерна придерживался другого мнения. «Мы вообще не относились к этому серьезно, — говорит он.

    Несмотря на то, что он и его друзья добросовестно собирали жуков, история капиталистического заговора их не убедила.

    «Мысль о том, что их сбрасывали американцы — конечно, это бред.»

    Это был период холодной войны, время повышенного недоверия между Востоком и Западом.

    Для Матерны, который поделился своими воспоминаниями в рамках проекта устной истории «Память нации», правительство использовало любую возможность, чтобы обвинить американцев в плохом поведении.

    «Некоторые истории, вероятно, были правдой, а некоторые определенно нет», — говорит он. «Эта история с жуком была одной из тех, которых не было».

    Каким бы ни было происхождение жуков, они представляли серьезную угрозу для посевов в Восточной Германии.

    «В то время в Восточной Германии главным продуктом питания был картофель», — вспоминает Гейсслер, выросший в Лейпциге.

    «Мой отец, мать и я делили на завтрак одну картофелину. Мы были потрясены, узнав, что наши запасы еды оказались под угрозой.»

    Матерна тоже напоминает о важности уничтожения жуков.

    «Мы только что пережили Вторую мировую войну. Я жил при всех четырех оккупационных державах — мы через многое прошли», — говорит он.

    «Значит, если были жуки-картофелины, нам нужно было избавиться от них, чтобы у нас было достаточно картофеля. Это было так просто.»

    Идея о том, что самолеты будут сбрасывать жуков над вражескими полями, не была совсем надуманной.

    Во-первых, в то время американские самолеты часто летали низко над некоторыми районами Восточной Германии, доставляя припасы в Западный Берлин.

    И, как говорит Эрхард Гайсслер, несколько правительств уже рассмотрели возможности использования картофельного жука в качестве оружия, хотя он не нашел доказательств того, что они когда-либо действительно применялись на практике.

    Например, британцы рассматривали возможность сбросить их над Германией во время Первой мировой войны. И хотя Гитлер запретил активные исследования биологического оружия, в 1943 году небольшая группа немецких ученых провела ряд испытаний, сбрасывая с самолетов специально выведенных жуков. Вскоре от этой идеи отказались.

    В Восточной Германии в 1950 году Министерство сельского хозяйства заказало отчет, подтверждающий его утверждения о том, что американцы сбрасывали жуков с самолетов, включая интервью с очевидцами и экспертами.

    Но «эксперты», упомянутые в исследовании, никогда ранее не публиковались о картофельных жуках или любых других инвазивных видах, говорит Гайслер, и комитет в основном состоял из политиков, а не ученых.

    Таким образом, заключает он, эта история была нацелена на то, чтобы прикрыть неспособность правительства бороться с жуками, и предоставила удобное дополнительное обвинение американцам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *