Жозеф артюр де гобино: Жозеф Артюр де Гобино «Опыт о неравенстве человеческих рас» – краткое содержание

Содержание

Жозеф Артюр де Гобино «Опыт о неравенстве человеческих рас» – краткое содержание

Расовая теория больше всего обязана своей формулировкой двум людям – Артюру де Гобино и Хьюстону Стюарту Чемберлену.

Граф Жозеф Артюр де Гобино родился в 1816 году. В детстве он познакомился с идеями романтизма и политической реакции. Этот аристократ жил в период, когда влияние его сословия окончательно угасало. В годы июльской монархии Луи-Филиппа Гобино стал журналистом. Как и другие интеллектуалы того времени, он испытывал отвращение к скучной, посредственной жизни буржуазной монархии. Гобино стремился объяснить самому себе и остальным два важных факта:

 

1. Почему французское дворянство угасает?

2. Почему буржуазная жизнь так скучна, низка, бедна и с каждым днем становится все приземлённее?

 

Гобино стал критиком французского либерализма. Он написал книгу, которая стала ответом на идею Токвиля о ниспосланной свыше неизбежности политического равенства. Многие тогдашние авторы, вроде Конта, выдвигали прогрессивные теории исторического развития, однако Гобино придерживался теории регресса.

Жозеф Артюр де Гобино

 

В 1853-1855 Гобино опубликовал четырехтомный труд «Опыт о неравенстве человеческих рас». Этот философско-политический трактат опровергал принципы Французской революции и идеи демократии. Ключом к пониманию всей истории Гобино считал расу. Он полагал, что если расовый фактор не будет в полной мере осознан, будущее человечества останется темным и бессмысленным.

По самому характеру задачи, которую Гобино поставил перед собой, его теория истории или философия истории обязаны были быть пессимистическими. Он стремился показать, что аристократии суждено пасть не по своей вине. Он утверждал, что буржуазная жизнь приносит меньше удовлетворения, чем жизнь при старом аристократическом режиме. А поскольку, несмотря на весь свой романтизм, он оставался реалистом, Гобино признавал, что аристократия никогда не сможет вернуть себе прежнее положение.

Тремя основными историческими факторами Гобино считал расовые различия, расовое смешение и возникающее на почве последнего вырождение.

По примеру более ранних и современных ему антропологов Гобино делил человечество на три расы, каждую из которых связывал с определенными культурными и моральными характеристиками:

 

1. Черная – низшая раса, с ограниченным интеллектом и повышенной чувственностью; обладает большой энергией, напором и волей;

2. Желтая – стоит выше черной; апатичная, склонная к посредственности во всех отношениях; любящая утилитарность, уважающая закон, ценящая умеренную свободу;

3. Белая – арийцы – мыслящая и энергичная, обладающая острым интеллектом, широким представление об утилитарности, настойчивая, любящая свободу, обладающая сильным чувством чести, менее чувственная, чем другие расы.

 

Гобино полагал, что все эти моральные и культурные характеристики передаются через кровь. В его представлении, истинная цивилизация возможна только через расовое смешение. Он не был упорным сторонником расовой чистоты, считая, что каждая раса может что-то дать другим: например, энергия и напор черной расы могут быть полезны правящей белой расе. С другой стороны, Гобино был уверен, что цивилизация – это всегда результат действий белой расы, то есть кровь белой расы всегда должна преобладать в любой цивилизации. Более того, во всей европейской аристократии должна доминировать белая, арийская, а не латинская кровь. Гобино заявлял, что во Франции живут представители двух разных рас: нордическая аристократия и простолюдины-франки. Когда нордическая аристократия правила Францией, жизнь была хорошей, а цивилизация истинной. Но эти времена прошли.

Причиной тому было вырождение, неизбежное в силу расового смешения. Поскольку белая раса обладала меньшей чувственностью, доминирование арийской крови истощалось, и в каждом следующем поколении арийской крови становилось все меньше и меньше. Вырождение, по Гобино, означало, что люди утратили свои былые духовные ценности из-за разбавления крови в венах. Гобино считал, что расы нестабильны. Они могут называться точно так же, но в настоящее время они стали другими, не теми, что прежде. Ни окружающая среда, ни социальные институты не могут остановить темп вырождения. Следовательно, ни одно из либеральных решений политических или социальных проблем не подходит для решения проблемы расового вырождения. Падение аристократии из-за расового вырождения и объясняет посредственность буржуазной жизни, предвещая еще более посредственное будущее.

Расовая теория Гобино была враждебна двум основным столпам европейской философии XIX века: христианству и либеральному гуманитаризму.

Как добрый католик, Гобино не утверждал, что христианство изжило себя. Но он был уверен, что оно влияет только на жизнь будущую и не оказывает никакого воздействия на жизнь настоящую. Христианство может сделать цивилизацию менее жестокой, но не может остановить вырождения и неспособно повысить статус расы выше того, что заложен в крови.

Расовая доктрина кардинально расходилась с либеральной, поскольку отрицала влияние среды и, что ещё важнее, отрицала моральную основу либерализма, которой являлся нравственно свободный индивид. В расовой философии свобода воли индивида оказывалась ограниченной, ибо все люди объявлялись продуктом расового смешения и, следовательно, продуктами своего расового сочетания. Гобино сделал всех людей беспомощными жертвами собственного рождения. Он поставил все человечество в свое собственное положение – положение мелкого аристократа в эпоху умирания аристократии.

Главный духовный оппонент Гобино, Алексис де Токвиль, писал ему 17 ноября 1853 года, критикуя его теорию:

 

Ваша доктрина – это своеобразный фатализм, предопределенность, если хотите, но по характеру она очень отличается от теорий блаженного Августина, янсенистов и кальвинистов… Вы постоянно говорите о том, как расы возрождаются или вырождаются, теряют или приобретают через приток новой крови социальные способности, которыми прежде не обладали… Должен честно признаться, что мне подобная предопределенность кажется очень близкой чистейшему материализму. И будьте уверены, что если массы, здравый смысл которых всегда заставляет их следовать самыми избитыми путями, воспримут ваши доктрины, они поведут их от рас к индивидуумам, от социальных способностей к потенциальным возможностям любого рода. Идет ли речь об элементе фатальности в материальном порядке вещей, или Бог сам захотел создать определенных людей, чтобы возложить на них особый груз расы, лишив их при этом способности к определенным чувствам, определенным мыслям, определенным привычкам, определенным качествам – все это не имеет никакого отношения к моей озабоченности практическими последствиями подобных философских доктрин. Последствием обеих теорий станут колоссальные ограничения, если не полный запрет, человеческой свободы. Признаюсь, что, прочитав вашу книгу, я, как и раньше, остался резким противником ваших доктрин. Я убежден, что они наверняка ложны. Я знаю, что они наверняка очень вредоносны. Да, конечно, среди разных семейств, которые составляют человеческую расу, существуют определенные склонности, определенные полезные способности, проистекающие от тысяч разных причин. Но то, что все эти склонности и способности должны быть непреодолимыми, не только никогда не было доказано, но и никто никогда не сможет этого доказать, поскольку, чтобы сделать это, нужно знать не только прошлое, но и будущее.

 

Гобино не удалось добиться популярности при жизни, но его книги читали и продолжают читать в интеллектуальных кругах всей Европы. «Опыт о неравенстве человеческих рас» часто обсуждался в антропологических журналах. Его идеи оказали сильное влияние на интеллектуалов после 1870 года, когда французские консерваторы пытались объяснить себе поражение во франко-прусской войне, вспышку насилия в дни Парижской коммуны и торжество духовной посредственности в эпоху Третьей республики. Во второй половине XIX века расовое мышление во французской интеллектуальной жизни играло значительно более важную роль, чем в Германии. Ещё сильнее влияние теорий Гобино стало в первой четверти XX века.

Идеей, которая занимала Гобино больше всего, была идея вырождения. В 1857 году Бенедикт Августин Морель определил это понятие так: «Вырождение – это отход от нормального человеческого типа, оно передается по наследству и постепенно ведет к разрушению». Идея быстро распространилась в европейском медицинском сообществе и в среде социальных наук. Наиболее подробно она обсуждается в книге Макса Нордау «Вырождение» (1892-1893). К этому времени вырождение стали ассоциировать не с утратой аристократических ценностей и качеств, но с угрозами для ценностей и респектабельности среднего класса перед напором пролетариата. Это был важный идейный сдвиг. Дегенератами теперь стали называть тех, чей облик и образ жизни резко контрастировал с образом жизни белых, образованных, чистых, здоровых и респектабельных европейцев.

После Гобино европейская расовая философия пережила очередной взлет в конце века благодаря Хьюстону Стюарту Чемберлену, зятю великого композитора Рихарда Вагнера.

 

Жозеф Артур де Гобино



Жозеф Артур де Гобино

1816-1882

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Жозеф Артур де Гобино

Гобино (Gobineau) Жозеф Артюр де (14. 7.1816, Виль-д’Авре,— 13.10.1882, Турин), французский философ, писатель, дипломат, один из основателей идеологии расизма. В своей романтико-мифологической философии истории («Опыт о неравенстве человеческих рас» — «Essai sur l’inegalite des races humaines», t. 1—4, 1853—55) Гобино выступал против всех форм равенства, утверждал иерархический характер деления на «белую» (ведущую), «жёлтую» и «чёрную» расы и пытался доказать, будто социальные институты и культура детерминируются расами. Трагическая диалектика истории, согласно Гобино, состоит в том, что смешение рас, с одной стороны, источник возникновения и развития цивилизаций (при непременном участии «белой» расы), с другой — причина их последующего вырождения и гибели. Расистский элитизм сочетался у Гобино с культурным релятивизмом и критикой европоцентризма: европейская цивилизация, по Гобино, не выше остальных и подобно всем другим обречена на гибель.

К. Маркс характеризовал Гобино как «рыцаря варварства» и отмечал, что «. ..для таких людей всегда является источником удовлетворения сознание того, что они считают себя вправе кого-то презирать…» (M a p к с К. и Энгельс Ф., Соч., т. 32, с. 546).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Trois ans en Asie, P., 1859; Histoire des Perses, t. 1—2, P., 1869; Nouvelles asiatiques, nouv. ed., P., 1913; Les religions et les philosophies dans 1’Asie centrale, P., 1957″; в руо. пер.— Век Возрождения, М., 1913; Кандагарские любовники, П., 1923; Великий чародей, М.—Л., 1926.

Литература: Д а л и н В. М., У истоков расизма. Маркс о Гобино, в его кн.: Люди и идеи, М., 1970; Гофман А. Б., Элитизм и расизм. (Критика философско-историч. воззрений А. де Гобино), в кн.: Расы и народы. Ежегодник, т. 7, М., 1977.


Вернуться на главную страницу Гобино

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Артюр де Гобино | Французский дипломат, писатель и этнолог

Артур де Гобино

Смотреть все медиа

Дата рождения:
14 июля 1816 г. Франция
Умер:
13 октября 1882 г. (66 лет) Турин Италия
Известные работы:
«Очерк о неравенстве человеческих рас»
Предметы изучения:
Арианство

См. все связанные материалы →

Артур де Гобино , полностью Жозеф-Артур, граф де Гобино , (родился 14 июля 1816, Виль-д’Авре, Франция — умер 13 октября 1882, Турин, Италия) Французский дипломат, писатель, этнолог и общественный мыслитель, чья теория расового детерминизма оказала огромное влияние на последующее развитие расистских теорий и практик в Западной Европе.

Гобино был членом аристократической роялистской семьи. Он отправился в Париж в 1835 году, занимал ряд второстепенных канцелярских должностей и начал часто посещать аристократические литературные круги. Он был хорошо образован в области языков и восточной культуры и служил секретарем писателя и государственного деятеля Алексиса де Токвиля во время его краткого пребывания на посту министра иностранных дел в 1849 году. Затем Гобино начал свою собственную дипломатическую карьеру, в результате которой он занимал посты в Берне. , Ганновер, Франкфурт, Тегеран, Рио-де-Жанейро и Стокгольм.

Подробнее по этой теме

раса: Очерк Гобино о неравенстве человеческих рас

Гобино был также известен как автор рассказов, истории и литературной критики. Его вымышленные произведения включали знаменитые Pléiades (1874; The Pleiades ), Souvenirs de voyage (1872; 9).0047 Багровый платок ), и Les Nouvelles Asiatiques (1876; Танцовщица Шамахи и Сказки Азии ). Такие научные работы, как его Histoire des Perses, 2 vol. (1869; «История персов»), Religions et philosophie dans l’Asie Centrale (1865; «Религии и философия в Средней Азии») и La Renaissance (1877; The Renaissance ) основали его интеллектуальные репутацию, но это была его Essai sur l’inégalité des races humaines, 4 vol. (1853–55; Очерк о неравенстве человеческих рас ), это была его самая влиятельная работа.

В Essai Гобино утверждал превосходство белой расы над другими и называл «арийцев» — то есть германские народы — вершиной цивилизации. Он выдвинул теорию о том, что судьба цивилизаций определяется расовым составом, что белые и, в частности, арийские общества процветают до тех пор, пока они остаются свободными от черных и желтых штаммов, и что чем больше расовый характер цивилизации разбавляется смешением рас, тем больше вероятно, он потеряет свою жизненную силу и творческий потенциал и погрузится в коррупцию и безнравственность.

Теории Гобино, ныне дискредитированные, были продуктом многолетних исторических, антропологических и этнологических исследований и были частью общеевропейского интереса к биологическому и социологическому детерминизму. Essai оказал заметное влияние на мышление таких людей, как немцы Рихард Вагнер и Фридрих Ницше, и со временем возникло движение под названием гобинизм. В 20 веке Хьюстон Стюарт Чемберлен, английский ученик Вагнера, и Адольф Гитлер были среди тех, кто обратился к Гобино за вдохновением.

Следует, однако, отметить, что сам Гобино был озабочен научным исследованием механики социальной жизни человека, а не расистскими политическими программами.

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Эриком Грегерсеном.

гонка | Определение, идеологии, конструкции и факты

William C. Woodgridge: Modern Atlas (1835)

Просмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Франц Боас Сэр Эдвард Бернетт Тайлор Кваме Энтони Аппиа Роланд Б. Диксон Эшли Монтегю
Похожие темы:
расизм мулат коричневые младенцы пардо метисы

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

раса , идея о том, что человеческий вид делится на отдельные группы на основе унаследованных физических и поведенческих различий. Генетические исследования в конце 20-го века опровергли существование биогенетически различных рас, и теперь ученые утверждают, что «расы» — это культурные вмешательства, отражающие определенные взгляды и убеждения, которые были навязаны различным группам населения после западноевропейских завоеваний, начавшихся в 15-м веке.

Современное значение термина раса по отношению к людям начало появляться в 17 веке. С тех пор оно имело множество значений в языках западного мира. Что общего у большинства определений, так это попытка классифицировать людей в первую очередь по их физическим различиям. В Соединенных Штатах, например, термин раса обычно относится к группе людей, которые имеют некоторые общие видимые физические черты, такие как цвет кожи, текстура волос, черты лица и строение глаз. Такие отличительные черты связаны с крупными, географически обособленными популяциями, и эти континентальные агрегаты также обозначаются как расы: «африканская раса», «европейская раса», «азиатская раса». Многие люди думают, что раса отражает любые видимые физические (фенотипические) различия среди человеческих групп, независимо от культурного контекста и даже при отсутствии фиксированных расовых категорий.

Термин раса также применялся к языковым группам («арабская раса» или «латинская раса»), к религиозным группам («еврейская раса») и даже к политическим, национальным или этническим группам с мало или совсем нет физических признаков, отличающих их от соседей («ирландская раса», «французская раса», «испанская раса», «славянская раса», «китайская раса» и т. д.).

На протяжении большей части 20-го века ученые западного мира пытались идентифицировать, описывать и классифицировать человеческие расы и документировать их различия и отношения между ними. Некоторые ученые использовали термин

раса для подвидов, подразделений человеческого вида, которые считались достаточно различными биологически, чтобы позже они могли эволюционировать в отдельные виды.

Ни разу, с первых рудиментарных попыток классификации человеческих популяций в 17-м и 18-м веках и до наших дней, ученые не пришли к единому мнению о количестве рас человечества, признаках, которые должны использоваться при идентификации рас, или смысл самой расы . Эксперты предложили ряд различных рас, варьирующихся от 3 до более чем 60, основываясь на том, что они считали отличительными различиями только в физических характеристиках (к ним относятся тип волос, форма головы, цвет кожи, рост и т. д.). Отсутствие согласия в отношении значения и идентификации рас продолжалось и в 21 веке, и современные ученые не ближе к согласию, чем их предки. Таким образом, раса никогда за всю историю своего использования не имела точного значения.

Хотя большинство людей продолжают думать о расах как о физически обособленных популяциях, научные достижения 20-го века продемонстрировали, что физические различия человека не соответствуют «расовой» модели. Вместо этого физические вариации человека имеют тенденцию накладываться друг на друга. Не существует генов, которые могли бы идентифицировать отдельные группы, соответствующие общепринятым расовым категориям. На самом деле, анализ ДНК доказал, что у всех людей гораздо больше общего генетически, чем различий. Генетическая разница между любыми двумя людьми составляет менее 1 процента. Более того, географически удаленные друг от друга популяции отличаются друг от друга лишь 6–8 % генов. Из-за наложения черт, не имеющих отношения друг к другу (таких как цвет кожи и структура волос), и неспособности ученых группировать народы в отдельные расовые группы современные исследователи пришли к выводу, что концепция расы не имеет биологической обоснованности.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Многие ученые, занимающиеся другими дисциплинами, в настоящее время принимают это относительно новое научное понимание биологического разнообразия человеческого вида. Более того, они давно поняли, что концепция расы, относящаяся исключительно к фенотипическим признакам, не охватывает ни социальную реальность расы, ни феномен «расизма». Вдохновленные достижениями в других областях, особенно в антропологии и истории, ученые начали рассматривать расу как социальное и культурное, а не биологическое явление, и определили, что раса является социальным изобретением относительно недавнего происхождения. Свои наиболее характерные черты она получает от социальных последствий ее классификационного использования. Идея «расы» начала развиваться в конце 17 века, после начала европейских исследований и колонизации, как народная идеология о человеческих различиях, связанных с различными популяциями — европейцами, индейцами и африканцами — собранными вместе в Новом Свете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *