Жизненный и творческий путь чернышевского кратко: Биография Чернышевского кратко о главном в жизни Николая Гавриловича

Краткая биография Н.Г. Чернышевского: жизнь и творчество

Николай Гаврилович Чернышевский был знаменитым литературным критиком и писателем в девятнадцатом столетии. Известно, что Чернышевский был сторонником идей материализма и выступал за революционное движение. Однако Чернышевский занимался не только политической деятельностью. Николай Гаврилович также прославился как известный литератор и учёный. 

Содержание:

  • 1 Детство и происхождение
  • 2 Юношеские годы 
  • 3 Петербургский период 
  • 4 Конфликт с властями и ссылка 
  • 5 Вклад в русскую литературу 
  • 6 Деятельность литературного критика 
  • 7 Интересные факты 

Детство и происхождение

Будущий литературный критик появился на свет в 1828 году. Чернышевский родился в семье протоирея Гавриила Иванович Чернышевского и Евгении Егоровны Голубевой. Семья была обеспеченной, Николай с детства ни в чем не нуждался. Но его родители были потомками крепостных.

Первое образование будущего революционера было домашним. До четырнадцати лет мальчика учил отец. Известно, что Гавриил Иванович был очень грамотным и верующим человеком. Чернышевского также обучала его двоюродная сестра Л.Н. Пыпина. Также образованием Чернышевского занимался французский гувернер. Известно, что в детские годы одним из любимых занятий Николая Гавриловича являлось чтение. За книгами Чернышевский проводил очень много времени. Неспроста товарищи его называли «пожирателем книг». 

Юношеские годы 

Не секрет, что первый шаг к получению высшего образования Чернышевский сделал в 1843 году. В Саратове молодой человек приступил к обучению в духовной семинарии. Но после того, как Николай Гаврилович здесь проучился три года, он решил отчислиться из семинарии. Изучая научную литературу, он стал сомневаться в существовании высших сил. Все природные явления и чудеса нашли четкое обоснование, а религиозные догмы, на его взгляд, противоречили здравому смыслу.

В 1846 году, успешно сдав вступительные экзамены, Николай Чернышевский поступает в Санкт-Петербургский университет. Молодой человек обучается на историко-филологическом факультете. Именно здесь начался процесс формирования революционной личности Чернышевского. Во время обучения Николай Гаврилович изучал труды Лапласа, Исаака Ньютона, а также труды западных материалистов. Именно в северной столице Чернышевский стал ощущать себя истинным революционером, нигилистом и проповедником новых истин. 

Благодаря кружку И. И. Веденского Николай Гаврилович начал приобщаться к писательской деятельности. Там юноши обсуждали политику, экономику, философию и делились впечатлениями, полученными в путешествиях. Выяснилось, что страны без крепостного права и тотальной цензуры живут намного лучше. Чернышевский жадно впитывал новую информацию. Именно здесь началось формирование социально-политических взглядов Чернышевского. В 1850 году Николай Гаврилович заканчивает университет.

Петербургский период 

В 1853 году происходит знакомство Николая Гавриловича с дочерью доктора из Саратова. Девушку звали Ольга Васильева. В браке у супругов родилось трое сыновей. Как только влюблённые поженились, они переехали в северную столицу. Здесь на протяжении определённого времени Николай Гаврилович работал в кадетском корпусе. Однако в результате ссоры с офицером Чернышевский был вынужден уволиться. Характер у критика был вспыльчивый. Он отличался принципиальностью и категоричностью суждений.

Николаю Гавриловичу посчастливилось поработать в нескольких знаменитых журналах. Так, в 1853 году Чернышевский начал работу сразу в двух журналах: «Отечественные записки» и «Санкт-Петербургские ведомости». Однако здесь трудовая деятельность Николая Гавриловича длилась всего один год. В 1854 году Чернышевский начал работать в журнале «Современник», а в 1858 году — в журнале «Военный сборник».

Чернышевский стал известен как идейный вдохновитель народничества после того, как в стране провели «Великие реформы». Именно в журнале «Современник» Николай Гаврилович опубликовал свое ключевое произведение «Что делать?«. В нем он отразил свои новаторские взгляды на брак, место женщины в обществе и организацию предпринимательской деятельности. Он осудил пороки общества и показал, как привычные жизненные принципы и каноны разрушают личность и порабощают ее.

Конфликт с властями и ссылка 

Жизненный и творческий путь Николая Гавриловича наполнены множеством сложных моментов в жизни. В 1864 году Чернышевский, яркий сторонник социально-революционной деятельности, был приговорён к четырнадцатилетней ссылке за причастность к террористической организации «Народная воля». Однако согласно указу императора срок наказания уменьшили в два раза. Сам Чернышевский ничего крамольного не сделал, но в его квартире обнаружились запрещенные материалы и прокламации. После отбывания ссылки Николай Гаврилович должен был остаться жить в Сибири пожизненно. В качестве места пребывания Чернышевскому предписали Вилюйск в 1871 году. 

Спустя три года Чернышевскому сказали, что он может оказаться на свободе. Однако революционер не захотел обращаться к императору с просьбой о помиловании. Он был горд и нес свое бремя с достоинством.

Младший сын Николая Гавриловича много трудился, чтобы его отец вернулся на Родину. Он ходатайствовал, просил, собирал подписи и делал публикации в газетах. Однако только спустя пятнадцать лет пожилой революционер смог вернуться в родной Саратов. Но по воле судьбы Чернышевский на своей малой Родине прожил всего полгода. Николай Гаврилович серьезно заболел . Чернышевский умер в результате кровоизлияния в мозг. Здоровье писателя было подорвано невыносимыми условиями заключения.

Вклад в русскую литературу 

Николай Гаврилович внёс огромный вклад в развитие отечественной литературы. Его труды, главным образом, повлияли на распространение революционных настроений в стране. Не секрет, что Ленин восхищался Чернышевским. Он считал его настоящим идейным вождём революционной демократии. 

Главным трудом в жизни Чернышевского является его роман под названием «Что делать?». Именно это произведение способствовало распространению в России идей революции. Создавая свой роман, Николай Гаврилович использовали абсолютно новые подходы к художественному отображению реальности.

Деятельность литературного критика 

Будучи литературным критиком, Николай Гаврилович очень уважал взгляды другого русского мыслителя Виссариона Белинского. Так, по мнению Чернышевского, каждый литератор должен правдоподобно отображать в своих произведениях социальные противоречия, наметившиеся в обществе. В 1854 году Николай Гаврилович создал труд под названием «Об искренности в критике». Уже в самом названии ясно, что Чернышевский рассуждает на тем, что критика должна отображать лишь жизненную правду. В данной работе Николай Гаврилович заявляет о необходимости просветительского потенциала в критике. 

По мнению Чернышевского, каждый рецензент представляет собой нравственного наставника. Он просто обязан в своих работах использовать только доступные для всех и правдивые утверждения. Именно такого принципа придерживался Николай Гаврилович в своей творческой деятельности.  

Интересные факты 

В краткой биографии Чернышевского можно выделить несколько интересных фактов.

  1. Известно, что родители будущего критика получили фамилию по своему месту жительства. Не секрет, что его семья проживала в селе Чернышевское.
  2. В юношеские годы Николай Гаврилович обожал изучать труды, созданные различными естествоиспытателями. Среди них можно отметить Лаланда и Ньютона. Как однажды заявил сам критик, на его творческий путь значительное воздействие оказала личность Гегеля – знаменитого философа. 
  3. Когда Николаю Гавриловичу исполнилось двадцать пять лет, были напечатаны его дебютные статьи в изданиях, отличающиеся небольшим размером. 
  4. Интересно, что, когда Чернышевский отбывал наказание, им было создано около двухсот листов рукописей. 
  5. Когда Николай Гаврилович отбывал ссылку в Сибири, он не забывал о своем участии в воспитании детей и старался не терять контакта с ними. Семью критика поддерживали его коллеги и товарищи.
  6. Перед ссылкой Чернышевского подвергли унизительной процедуре — лишению всех прав. Это называлось «гражданской казнью».
  7. Чернышевский хотел, чтобы его супруга никак не была связана с его именем и деятельностью. Он даже перестал ей писать в надежде, что она его забудет и устроится получше. Но она дождалась мужа и воссоединилась с ним спустя 20 лет разлуки.

Автор: Виктория Комарова

Краткая биография Чернышевского

Николай Гаврилович Чернышевский

Николай Гаврилович Чернышевский — писатель и философ, литературный критик и ученый. Это революционер-демократ, который пользовался большим авторитетом в своей среде. Николай Чернышевский родился 24 июля 1828 года в Саратове. Его отец был протоиереем Александро-Невского кафедрального собора.

У Николая с детства была близорукость. Это ограничивало его в практической деятельности. Мальчик много читал. За это его прозвали библиофагом. До 14 лет Николай учился под руководством отца и гувернера-француза. В 1843 году Чернышевский стал студентом Саратовской духовной семинарии. Здесь юноша проучился только три года, поскольку был развитым не по годам. В 1846 году Николай поступил в Петербургский университет. Он выбрал философский факультет.

В студенческие годы Чернышевский интересовался трудами естествоиспытателей и социалистов-утопистов. Ему нравились работы Белинского и Герцена. Вскоре Чернышевский попробовал свои силы в творческой деятельности. Он написал первые произведения.

В 1850 году Николай Гаврилович окончил университет. Он возвратился в родной город и устроился учителем в гимназию. Он проповедовал революционные идеи.

В 1853 году Николай Чернышевский заключил брак с Ольгой Васильевой. После свадьбы молодожены переехали в Санкт-Петербург. В семье появилось трое сыновей. Это Александр, Виктор и Михаил. Жена Чернышевского была энергичной и жизнерадостной. Она помогала мужу в его литературной деятельности.

В 1854 году Чернышевский нашел новую работу. Он был учителем во Втором кадетском корпусе. Здесь Николай Гаврилович хорошо себя зарекомендовал. Но однажды случилось неприятное событие. Николай поссорился с офицером. Ему пришлось подать в отставку.

В 1853 году статьи Чернышевского появились в изданиях «Санкт-Петербургские ведомости» и «Отечественные записки». В 1855-1862 годах Николай Гаврилович руководил журналом «Современник». Он хотел превратить издание в трибуну революционной демократии.

В 1858 году Чернышевский работал в журнале «Военный сборник». Он был лидером школы философского материализма. В 1861 году деятельность революционера приобрела самый большой размах. Он был автором воззвания «Великорусс». Чернышевский находился под тайным надзором полиции. 7 июля 1862 года революционера арестовали. Николая Гавриловича поместили под стражу в Петропавловскую крепость. Его обвиняли в возбуждении вражды к правительству. В феврале 1864 года огласили приговор. Это 14 лет каторжных работ и поселение в Сибири навсегда. В тюрьме и в ссылке революционер провел больше 20 лет.

Главной работой Чернышевского считается роман «Что делать?». Произведение было написано в 1862-1863 годах во время пребывания под стражей. Роман прошел двойную цензуру. Произведение опубликовали в издании «Современник», но вскоре запретили. В рукописных копиях роман разошелся по всей Российской империи.

В 1883 году Николаю Гавриловичу разрешили возвратиться в Астрахань. В этом городе он жил на протяжении пяти с половиной лет. Москва и Петербург были для него закрыты. В 1889 году Чернышевский приехал в Саратов. В октябре революционер-демократ заболел малярией. 29 октября 1889 года Чернышевский умер. Причина смерти — кровоизлияние в мозг. Писателя похоронили на Воскресенском кладбище.

Биография Чернышевского краткое содержание только самое основное. Николай Чернышевский краткая биография. Литературная деятельность и книги

Чернышевский Николай Гаврилович — видный общественный деятель XIX века. Известный русский писатель, критик, ученый, философ, публицист. Самым известным произведением является роман «Что делать?», оказавший очень большое влияние на общество своего времени. В этой статье мы поговорим о жизни и творчестве автора.

Чернышевский: биография. Детство и юность

Родился 12 (24) июля 1828 г. в Саратове. Его отец был протоиком местного Александро-Невского собора, происходил из крепостных крестьян села Чернышева, отсюда происходит и его имя. Первое время он занимался дома под присмотром отца и двоюродного брата. Еще у него был мальчик-правитель, который тренировал свой язык.

В 1846 году Чернышевский Николай Гавриович поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение. Уже в это время начинает складываться круг интересов будущего писателя, что впоследствии найдет отражение в его произведениях. Юноша изучает русскую литературу, читает Фейербаха, Гегеля, философов-позитивистов. Чернышевский осознает, что главное в человеческих поступках — польза, а не отвлеченные идеи и бесполезная эстетика. Наибольшее впечатление на нее произвели Сен-Симон и Фурье. Их мечта об обществе, где все равны, казалась ему вполне реальной и достижимой.

Окончив в 1850 году университет, Чернышевский вернулся в родной Саратов. Здесь он занял должность учителя словесности в местной гимназии. Он не скрывал от учеников своих идей Бунлета и явно больше думал о том, как преобразить мир, чем об обучении детей.

Переезд в столицу

В 1853 году Чернышевский (биография писателя представлена ​​в этой статье) решает преподавать и переезжает в Петербург, где начинается журналистская карьера. Очень быстро он стал самым ярким представителем журнала «Современник», куда его пригласил Н. А. Некрасов. В начале своего сотрудничества с изданием Чернышевский сосредоточил все свое внимание на проблемах литературы, так как политическая ситуация в стране не позволяла открыто высказываться на более животрепещущие темы.

Параллельно с работой в «Современнике» писатель в 1855 году защищает кандидатскую диссертацию на тему «Эстетические отношения искусства к действительности». В ней он отрицает принципы «чистого искусства» и формулирует новую философию — «красиво — есть сама жизнь». По мнению автора, искусство должно служить на пользу людям, а не превозносить себя.

Ту же мысль Чернышевский развивает в «Очерках гоголевского периода», опубликованных в «Современнике». В этой работе он проанализировал наиболее известные постановки классиков с точки зрения провозглашенных им принципов.

Новые заказы

Столь необычные взгляды на искусство и знаменитый Чернышевский. Биография Писателя говорит о том, что у него были как сторонники, так и высокомерные противники.

С приездом Александра II политическая ситуация в стране резко изменилась. И многие темы, ранее считавшиеся запретными, стало разрешено обсуждать публично. Кроме того, вся страна ждала от монарха реформ и значительных перемен.

«Современник» во главе с Добролюбовым, Некрасовым и Чернышевским не остался в стороне и участвовал во всех политических дискуссиях. Более активным оказался Чернышевский, пытавшийся высказать свое мнение по любому вопросу. Кроме того, он занимался рецензированием литературных произведений, оценивая их с точки зрения полезности использования. В связи с этим Фет пострадал от его нападок, вынужден покинуть столицу.

Однако наибольший резонанс получила новость об освобождении крестьян. Сам Чернышевский воспринял реформу как начало еще более серьезных перемен. О чем часто писали и говорили.

Арест и ссылка

Работа Чернышевского привела к аресту. Произошло это 12 июня 1862 года, писателя взяли под стражу и заключили в Петропавловскую крепость. Они обвинили его в составлении прокламации под названием «Барские мужики от добряков лук». Это предупреждение было написано от руки и передано лицу, оказавшемуся провокатором.

Еще одним поводом для ареста стало захваченное охранкой письмо Герцена, в котором содержалось предложение об освобождении запрещенного «современника» в Лондоне. При этом Чернышевский выступал посредником.

Следствие по делу велось полтора года. Писатель все это время не сдавался и активно боролся со следственным комитетом. Протестуя против действий охранки, он объявил голодовку, которая длилась 9 дней. При этом Чернышевский не оставил своего призвания и продолжал писать. Именно здесь были написаны Романом «Что делать?», опубликованные впоследствии частями в «Современнике».

Приговор писателю вынесен 7 февраля 1864 года. Сообщается, что Чернышевский приговорен к 14 годам платформ, после чего он должен будет остаться в Сибири навсегда. Однако Александр II лично сократил корковое время до 7 лет. Всего в заключении писатель провел более 20 лет.

В течение 7 лет Чернышевского переводили из одной тюрьмы в другую. Он посетил Нерчинскую Каторгу, Кадаянскую и Акатуянскую тюрьмы и Александрию, где до сих пор сохранился музей-музей имени писателя.

После окончания автомобильных работ, в 1871 году, Чернышевский отправляется в Вилюйск. Через три года ему официально предложили освобождение, но писатель отказался писать прошение о помиловании.

Просмотров

Философские взгляды Чернышевского при жизни резко отскочили. Писателя можно назвать прямым последователем русской революционно-демократической школы и прогрессивной западной философии, особенно социал-утопистов. Увлечение университетскими годами привело Гегеля к критике идеалистических взглядов христианства и либеральной морали, которую писатель считал «рабской».

Философию Чернышевского называют монистической и связывают ее с антропологическим материализмом, так как он ориентируется на реальный мир, пренебрегая духовностью. Он был уверен, что естественные потребности и обстоятельства формируют нравственное сознание человека. Если удовлетворить все потребности людей, расцветет личность и не будет нравственных патологий. Но чтобы добиться этого, нужно серьезно изменить условия жизни, а это возможно только путем революции.

Его этические нормы основаны на антропологических принципах и концепции разумного эгоизма. Человек принадлежит миру природы и подчиняется его законам. Чернышевский не признавал свободы воли, заменяя ее принципом причинности.

Личная жизнь

Довольно рано вышла замуж за Чернышевского. Биография писателя свидетельствует о том, что это произошло в 1853 году в Саратове, избранницей стала Ольга Сократна Васильева. Девушка имела большой успех в местном обществе, но почему-то выбрала для всех своих поклонников тихого и нескладного Чернышевского. В браке у них было двое мальчиков.

Семья Чернышевских жила счастливо, пока писателя не арестовали. После того, как его отправили в Катор, к нему в 1866 году приезжала Ольга Сократан. Однако ехать в Сибирь, после отказа мужа, ей не подходил местный климат. Двадцать лет она жила одна. За это время красавица сменила несколько любовников. Связи жены писатель никак не затрагивал и даже писал ей, что женщине плохо приходится долгое пребывание в одиночестве.

Чернышевский: Факты из жизни

Приводим несколько замечательных событий из жизни автора:

  • Маленький Николай был невероятно начитан. За свою любовь к книгам он даже получил прозвище «Библи Фу», то есть «Книгоед».
  • Цензура пропустила роман «Что делать?», не заметив в нем революционной тематики.
  • В служебной переписке и документации охранки писателя называют «врагом Российской империи номер один».
  • Ф. М. Достоевский был идейным противником Яри Чернышевского и откровенно спорил с ним в своих «записках из подполья».

Самое известное произведение

Рассказ о книге «Что делать?». Роман Чернышевский, как уже отмечалось выше, был написан во время ареста в Петропавловской крепости (1862-1863). И, по сути, был ответом на произведение Тургенева «Отцы и дети».

Готовые части рукописи писатель передал в следственную комиссию, которая вела его дела. Цензор Беккета просмотрел политическую направленность романа, за что вскоре был отстранен от должности. Однако это не помогло, так как произведение к тому времени уже публиковалось в «Современнике». Выпуск журнала попал под запрет, но текст уже неоднократно переписывался и в таком виде разошелся по стране.

Это откровение стало для современников книгой «Что делать?». Роман Чернышевский моментально стал бестселлером, его читали и все обсуждали. В 1867 году произведение было опубликовано в Женеве силами русской эмиграции. После этого он был переведен на английский, сербский, польский, французский и другие европейские языки.

Последние годы жизни и смерти

В 1883 году Чернышевскому разрешили переехать в Астрахань. К этому времени он был уже больным человеком преклонных лет. В эти годы у него начинается сын Михаил. Благодаря его усилиям писатель в 1889 г.переезжает в Саратов. Однако в том же году он заболевает малярией. Автор 17 (29) октября скончался от кровоизлияния в мозг. Похоронен на Воскресенском кладбище в Саратове.

Память о Чернышевском жива. Его произведения продолжают читать и изучать не только литературоведы, но и историки.

Николай Гаврилович Чернышевский — русский революционер, демократ, писатель, философ, экономист, публицист, литературовед, ученый — появился в Саратове 24 июля (12 июля по ст.) 1828 г. Его отец был священником, человеком разносторонне образованным. Еще в детстве Николай пристрастился к чтению и поражал окружающих готовностью.

В 1842 году он становится учеником Саратовской духовной семинарии. Годы обучения в нем (завершил обучение в 1845 г.) были наполнены интенсивным самообразованием. В 1846 году Чернышевский становится студентом философского факультета (историко-филологическое отделение) Петербургского университета. После окончания в 1951-1853 гг. Он преподавал русский язык в местной гимназии. В студенческие годы Чернышевский сформировался как личность и был готов посвятить жизнь революционной деятельности. К этому же периоду биографии относятся первые образцы пера.

В 1853 г. Николай Гаврилович, женившись, переехал в Петербург и был определен в 1854 г. во второй кадетский корпус педагогом. Несмотря на педагогический талант, был вынужден уйти в отставку после конфликта с коллегой. К 1853 г. относится начало его литературной деятельности в виде небольших статей, которые печатаются в «Санкт-Петербургских Ведомостях» и «Отечественных записках». В 1854 году Чернышевский стал сотрудником журнала «Современник». Защита кандидатской диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» превратилась в значительное общественное событие и дала развитие отечественной материалистической эстетике.

За 1855-1857 гг. Из-под пера Чернышевского увеличивается количество статей, преимущественно литературно-критического и историко-литературного характера. В конце 1857 г., заменив критический отдел Н. Добролюбова, она переходит к составлению статей, освещаемых экономическими и политическими вопросами, прежде всего касающимися намечавшихся сельскохозяйственных реформ. К этому шагу правительства он отнесся отрицательно и в конце 1858 г. стал выступать с призывом к тому, чтобы реформа рвалась на революционный лад, предупреждал, что крестьянство ожидает крупное разорение.

Конец 50-х — начало 60-х гг. Отмечается в его творческой биографии написание политэкономии, в которой писатель выражает убеждение в неизбежности наступления социализма на смену капитализму, в частности, «землевладельческого опыта», «суеверий и правил логики», « капитал и труд» и др.

С начала осени 1861 г. Н.Г. Чернышевский становится объектом тайного полицейского надзора. В течение всего лета 1861-1862 гг. Он был идейным вдохновителем «Земля и воля» — революционной народнической организации. Чернышевский имелся в служебной документации охранки как враг номер один Российской империи. Когда было перехвачено письмо Герцена с упоминанием Чернышевского и предложением произвести за границей на время «Современник», Николай Гаврилович 12 июня 1862 г. был арестован. Пока шло следствие, он сидел в Петропавловской крепости, в одиночной камере, продолжая писать. Так, в 1862-1863 гг. В застенках был написан знаменитый роман «Что делать?».

В феврале 1864 года был вынесен приговор, по которому революционеру предстояло провести 14 лет в Каторге с последующим пожизненным проживанием в Сибири, но Александр II сократил срок до 7 лет. В тюрьме и на каторге Н. Чернышевский в общей сложности бессменно провел более двух десятков лет. В 1874 году он отказался писать прошение о помиловании, хотя такая возможность ему была предоставлена. Семья выдала ему в 1889 году разрешение на проживание в Саратове, но переехал он 29 октября (17 октября по ст. ) 1889 года.умер и был похоронен на Воскресенском кладбище. Еще несколько лет, до 1905 года, все его произведения находились в России под запретом.

Николай Гаврилович Чернышевский — один из самых известных и почитаемых русских писателей и публицистов. Именно он является автором романа «Что делать?» и идейный лидер «земли и воли» (общины, в которой зародились революционные идеи). Именно из-за такой активности его считали опаснейшим врагом Российской империи.

Н.Г. Чернышевский родился 12 июля 1828 года в Саратове. Его отец — протоиерей в одном из соборов города, а мать — простая крестьянка. Благодаря стараниям Отца, воспитавшего Николая, он вырос очень умным и эрудированным человеком.

Столь глубокие познания в литературе у мальчика в столь раннем возрасте привлекли внимание его односельчан. Ему дали прозвище «Библиограф», что точно отображало уникальную эрудицию будущего публициста. Благодаря знаниям, полученным во время домашнего обучения, он без труда смог поступить в Саратовскую духовную семинарию, а позже — в головной университет Санкт-Петербурга.

( Молодой Чернышевский за перевод истории )

Именно в годы учебы и становления сформировалась личность революционера-активиста, который не боится говорить правду. Он вырос на античных учениях, французских и английских произведениях эпохи материализма (XVII-XVIII века).

Этапы жизни и этапы творчества

Николай Чернышевский увлекся написанием литературных произведений еще во время посещения литературного кружка, где в то время обучался И. И. И. И. И. Введенский (русский писатель, революционер). После окончания историко-филологического факультета в 1850 году Чернышевский получил звание наук и через год стал работать в саратовской гимназии. Полученную работу он воспринял как шанс активно продвигать свои революционные идеи.

Проработав 2 года в гимназии, молодая учительница решила выйти замуж. Его женой стала Ольга Васильева, вместе с которой он переехал в Санкт-Петербург. Именно здесь он был назначен преподавателем второго кадетского корпуса. Здесь он прекрасно зарекомендовал себя вначале, но после серьезного конфликта с одним из офицеров Чернышевскому пришлось уйти.

( Полный свежих идей Чернышевский защищает диссертацию )

Пережитые события вдохновили юного Чернышевского на написание своих первых статей в петербургских печатных изданиях. После нескольких опубликованных статей его приглашают в современный журнал, где Николай Гаврилович становится чуть ли не главным редактором. При этом он продолжал активно работать и продвигать идею революционной демократии.

После успешной работы в «Современнике» получает приглашение в журнал «Военный сборник», где занимает должность первого редактора. Во время работы здесь Чернышевский начинает руководить различными кружками, участники которых пытались найти способы привлечь армию к революции. Благодаря своим статьям и активной деятельности он становится одним из лидеров публицистической школы своего времени. Именно в этот период (1860 г.) он пишет «Антропологическое первенство в философии» (эссе на философскую тему).

( Чернышевский в заключении пишет «Что делать» )

В результате с 1861 года за Чернышевским устанавливается негласный надзор полиции, который усиливается после его вступления в «Землю и волю» ( общество, основанное Марксом и Энгельсом). В связи с событиями в стране «Современник» на некоторое время приостановил свою деятельность. Но через год возобновил его (в 1863 г.). Именно тогда был опубликован самый известный роман Николая Чернышевского — «Что делать?», который написал во время своего пребывания в тюрьме.

Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889)

Русский революционер, писатель, журналист. Родилась в Саратове в семье священника и, как и рассчитывали родители, три года училась в духовной семинарии. C1846 по 1850 гг. занимался на историко-филологическом отделении Петербургского университета. Особенно сильно на формирование Чернышевского повлияли французские философы-социалисты — Анри де Сен-Симон и Шарль Фурье.

В 1853 году женился на Ольге Сократне Васильевой. Чернышевский не только очень любил свою молодую жену, но и считал их брак своеобразным полигоном для проверки новых идей. Писатель проповедовал абсолютное равенство супругов в браке — идея для того времени поистине революционная. Более того, он считал, что женщины, как одна из самых угнетенных групп тогдашнего общества, должны были добиться этого равенства, чтобы обеспечить максимальную свободу. Я разрешал жене все, вплоть до супружеских сокровищ, считая, что он не может считать супругу своей собственностью. Позднее личный опыт писателя нашел отражение в любовной линии Романа «Что делать».

В 1853 г. он переехал из Саратова в Петербург, где и началась его публицистическая деятельность. Имя Чернышевского быстро стало знаменем современного журнала, в котором он начал работать по приглашению Н.А. Некрасова. В 1855 г. Чернышевский защитил диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности», где отказался от поиска прекрасного в рассеянных возвышенных сферах «чистого искусства», сформулировав собственный тезис: «Красивое — есть жизнь».

В конце 50-х, период 60-х печатался очень много, используя любой повод для того, чтобы открыто или завуалированно высказать свои взгляды, ожидал крестьянское восстание после отмены крепостного права в 1861 году за революционную агитацию «Современник » был закрыт. Вскоре после этого власти были перехвачены А.И. Герцен, уже пятнадцать лет в эмиграции. Узнав о закрытии «Современника», он написал сотруднику журнала Н.Л. Серы Соловьевича и предложил продолжение издания за границей. Письмо было использовано как повод, и 7 июля 1862 года Чернышевский и Соловьевич были арестованы и помещены в Петропавловскую крепость. В мае 1864 г. Чернышевский был осужден, осуждён на семь лет платформ и ссылку в Сибирь до конца жизни, 19 мая1864 г. был публично совершен обряд гражданской казни.

Пока шло следствие, Чернышевский написал в крепости свою главную книгу «Что делать».

Только в 1883 году Чернышевский получил разрешение поселиться в Астрахани. К этому времени он был уже пожилым и больным человеком. В 1889 году его перевели в Саратов, и вскоре после переезда он умер от кровоизлияния в мозг.

Николай Гаврилович Чернышевский родился 12 (24) июля 1828 года. Его отец — Гаврил Николаевич Чернышевский, протоиерей Александро-Невского собора г. Саратова. Мать — Евгения Егоровна Чернышевская (в девичестве — Голубева). В детстве Чернышевский любил читать. За любовь к книгам получил прозвище «библиофаг». В сентябре 1842 г. он был зачислен в Саратовскую духовную семинарию. В свое время он занимался в основном самообразованием. Не закончив обучение в семинарии, Чернышевский отправился в столицу и поступил в 1846 году на историко-филологическое отделение философского факультета Петербургского университета.

Весной 1848 года Николай Гаврилович начал проявлять интерес к революционным событиям в странах Западной Европы. Благодаря общению с Петрашевым, А. В. Ханыковым, Чернышевский начал изучать творчество французского философа, представителя утопического социализма Шарля Фурье.

В 1851 году Николай Гаврилович вернулся в Саратов, чтобы преподавать в местной гимназии. В 1853 году он познакомился с О. С. Васильевой и вскоре женился на ней. В мае супруги переехали в Санкт-Петербург. К этому периоду относится начало литературной деятельности Чернышевского. Его небольшие статьи печатались в петербургских «Ведомостях», «Отечественных записках». В январе 1854 года Николай Гаврилович был определен во 2-й Петербургский кадетский корпус учителем словесности. Он работал там долго. Ему пришлось уйти в отставку из-за конфликта с офицером. После знакомства с Некрасовым Чернышевский стал сотрудничать с журналом «Современник», где печатались его «очерки гоголевского периода русской литературы», статьи об Островском, Пушкине, Салтыкове-Щедрине и так далее.

В мае 1855 года Николай Гаврилович защитил кандидатскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности». В ней он сказал об искусстве следующее: «Из определения «красивая жизнь» будет следовать, что истинная, величайшая красота есть красота, найденная человеком в мире действительности, а не красота, созданная искусством. » После защиты диссертации Чернышевскому ученая степень не присуждалась, так как этому воспрепятствовал министр просвещения А. С. Норов. Николай Гаврилович стал волшебником русской словесности лишь в 1858 году. Тогда же он получил должность редактора журнала «Военный сборник».

В начале 1860-х годов Чернышевский считался лидером эсеровской интеллигенции. В среде ее представителей Николай Гаврилович пользовался огромным авторитетом. В 1860 г. был опубликован главный философский очерк Чернышевского «Антропологическое начало в философии». С 1861 года находился под надзором тайной полиции. 12 июня 1862 года он был арестован и посажен в одиночную камеру в Петропавловской крепости. Николая Гавриловича обвинили в том, что он составил воззвание к «барским крестьянам от их веревок лука», написанное под впечатлением отмены крепостного права в 1861 году. В нем отразился отказ от Чернышевской крестьянской реформы.

В феврале 1864 года Николай Гаврилович был приговорен к 14 годам платформ и пожизненным слободам в Сибири. Александр II Срок коры уменьшился в два раза. В мае состоялась гражданская казнь Чернышевского. Всего в тюрьме, на Каторге и в ссылке Николай Гаврилович провел около двадцати лет. При этом пытались его освободить. В 1883 году ему было разрешено вернуться в европейскую часть России. В июне 1889 года Чернышевский переехал в Саратов. В октябре он заболел малярией. 17 (29) Октябрь Николай Гаврилович умер. Похоронен на Воскресенском кладбище в Саратове.

Краткий анализ творчества

По замечанию литературоведа Ю. М. Лотмана, художественное творчество Чернышевского «неразрывно связано с борьбой, которую он вел как идеолог и политический деятель революционной демократии». Произведения Николая Гавриловича наполнены революционно-патриотической идеей. При этом важнейшей задачей писателя было правдивое изображение современной русской жизни.

Главным произведением Чернышевского является роман «Что делать?», написанный во время заключения в Петропавловской крепости и впервые опубликованный в журнале «Современник» в 1863 году. Он создавался в спешке. К тому же автор практически не надеялся на то, что роман притенится. Из-за этого работа не лишена разного рода недостатков. «Что делать?» — Роман, который является политическим, социальным и утопическим. Его главные герои — «новые люди», которые борются со старым миром, руководствуясь принципами «разумного эгоизма». Они честны, не способны на подлость, в критические моменты могут совершать решительные действия. В то же время им нужен человек, который бы их вел, вел. В романе такой «особый человек» — Рахметов, который без страха и упрека воспитывает рыцаря. По словам Г. В. Плеханова, «в каждом из выдающихся русских революционеров была огромная доля рахметовщины».

Литературные путешествия в прошлое: Цензура Чернышевского | Путешествия в прошлое

Когда роман Николая Чернышевского Что делать? появился в 1863 выпусках популярного журнала The Contemporary , он произвел фурор. Написанная в то время, когда автор находился в заключении за радикализм, тюремная цензура одобрила ее к печати и передала редактору журнала. Роман вызвал страстный отклик. Федор Достоевский был настолько разгневан, что написал свой собственный ответ, Записки из подполья . Радикалы видели в книге своего рода библию, практическое руководство о том, как быть революционером. Владимир Ленин, прочитавший роман через два десятилетия после его публикации, позже позаимствовал это название для своего политического трактата.

Здесь два студента из HST 374 — Зак Логсдон и Николь Пуглизи — «открывают» «настоящий» отчет цензора.

 

  1. Председателю Санкт-Петербургской Цензуры О Романе Чернышевского

Ваше Высокородное Превосходительство,

Выполняя свой долг перед Его Императорским Величеством, да сохранит Бог его и Империю от зла, я пересмотрел роман Что делать? Николая Чернышевского, чтобы определить, годен ли роман к публикации. Роман о двух «новых людях», мужчине и женщине. После незаконного брака они вдвоем живут целомудренной и эстетичной жизнью, каждый из которых занимается своими личными делами. В конце концов, мужчина инсценирует свою смерть с помощью революционного агитатора, чтобы дать возможность своей «жене» выйти замуж за своего друга, а женщина продолжает иметь подрывные мечты о будущем рае на Земле. Произведение само по себе не является большим литературным триумфом, и по сравнению с таким автором, как Пушкин, я сомневаюсь, что кто-нибудь вообще стал бы его читать. Однако я рецензировал его не по этой причине, и я осуждаю его по причинам гораздо более вопиющим, чем плохое письмо. Я должен рекомендовать, чтобы этот роман не был опубликован ни в каком виде. В романе много революционных настроений, в том числе вероятный образец для подражания анархистов, который автор пытается скрыть за завесой неопределенности. Его роман также содержит аморальное и, возможно, кощунственное изображение незаконного брака. Более того, предыстория Чернышевского как агитатора и подрывного элемента, а также тот факт, что государство посадило его в тюрьму, также вынуждают меня не просто отказывать в разрешении на публикацию, но и задаваться вопросом, почему мы рискуем, даже позволяя ему продолжать писать.

также. По всем этим причинам я безоговорочно отклоняю разрешение на публикацию этого романа в этой форме или в любой другой форме, которую автор может попытаться изложить.0003

Самым сильным фактором в моем решении рекомендовать отказ от публикации является то, что эта книга наполнена подрывными идеями и содержанием. В то время как Чернышевский пытается скрыть свою поддержку и призыв к революции и анархии, говоря туманно и не развивая определенные убеждения, достаточно очевидно, что эта работа является, как назвал ее инспектор Рууд из Третьей директории, «нигилистической атакой на традиционные ценностей»[1]. Действительно, роман настолько пронизан подрывным содержанием, что мне нецелесообразно перечислять их все. Поэтому я сосредоточусь на самом вопиющем случае подрывного содержания в романе. Это включение персонажа Рахметова. Убеждения Рахментова никогда прямо не высказываются, однако ясно, что он революционер. Доказательства этого можно найти в его рассуждениях о кооперативной мастерской, созданной Верой Павловной, так как, когда она думает о назначении кого-то новым управляющим, он бичует ее, говоря: «Вот смотри сюда.

Это было решено… кем? Вы и она? Безо всяких расспросов, согласятся ли эти пятьдесят человек на перемену, предпочтут ли они что-нибудь другое или найдут что-нибудь получше? Да ведь это деспотизм, Вера Павловна!»[2] Это свидетельствует о его политических пристрастиях, так как он намекает, что люди имеют какое-то право на то, чтобы с ними советовались и даже помогали выбрать, кто будет новым руководителем. Это демократия самой грязной формы, так как человек, который верит, что рабочие имеют право голоса при выборе своего босса, почти наверняка будет думать, что подданные Империи имеют право вмешиваться в дела государства. Хотя я должен избегать слишком много спекуляций, я думаю, что вполне возможно, что такой человек даже оспорит право Его Императорского Величества командовать нашей лояльностью и править нами. Революционные наклонности Рахментова также очевидны, поскольку он путешествовал по миру, из Восточной Европы в Западную и даже в Соединенные Штаты, возвращаясь в Империю только потому, что чувствовал, что «ему [было] „необходимо“ находиться в Россия»[3].
Очевидно, он не вернулся бы из заграничного путешествия, если бы не замышлял попытки какого-нибудь коварного заговора, вроде восстания или даже, не дай бог, нападения на императорскую фамилию. Хотя в романе есть множество других отдельных примеров подрывных идей, Рахметов является наиболее ярким из них, и он представляет революционные идеи, подавление которых нам следует больше всего заботиться.

Я выделяю Рахметова отчасти потому, что он является самым ярким примером неуклюжей попытки придать этому роману скрытое революционное содержание, но также и потому, что он является одним из самых «вдохновляющих» подрывных персонажей в романе. Хотя Лопухов и Вера Павловна, безусловно, не являются образцами, которым мы хотим подражать, преклонение перед Рахметовым представляет собой наиболее явную и насущную опасность в романе. Персонаж прославляется своим отношением, поскольку он показан дворянином, который отказался от привилегий своего рождения, чтобы скитаться и терпеть жизнь крестьянства, даже зайдя так далеко, что отказывает себе в удовольствиях, которые они не могут получить.

] Его друзья даже называют его «необыкновенным человеком»[5]. Он задуман как персонаж, которого читатель будет боготворить и стремиться быть похожим на него. Это опасно и не поощряется, так как из-за того, что кто-то пытается подражать этому персонажу, может произойти слишком много зла. Может быть, они просто попытаются улучшить жизнь бедняков, но более вероятно, что они попытаются причинить вред Государству: читатель может даже прочитать это и попытаться убить нашего любимого Царя. Моя обязанность как цензора состоит в том, чтобы помочь определить, что безопасно для публикации: это безопасно для государства, но также безопасно и для имперских подданных. В самом деле, Его Императорское Величество призывал «к законам одинаково справедливым для всех, одинаково защищающим всех»[6]. шея в результате вытянулась, чем я защитил бы и Государство, и горячую голову. В целом, из-за подрывного и революционного содержания этого романа я вынужден отказаться от публикации.

Хотя Рахметов является наиболее ярким примером подрывного содержания в произведении, он не единственный. Четвертый сон Веры Павловны тоже невероятно подрывной. В нем она представляет себе утопию в новой России, где у всех есть работа, кров и полезная еда, но все это без Царя, и делается явная ссылка на то, что Царя нет, как сестры в во сне говорится, что старый дворец заброшен. «Залы пусты; никого не осталось ни в полях, ни в огородах» и что «пока холодно и сыро. Зачем кому-то жить [во Дворце]»[7]. Это явно подрывная идея, так как не только подразумевает, что утопия была бы возможна без руководства царя, но и намекает, что Его Императорское Величество каким-то образом препятствует подданным Империя от достижения утопии. Это также подразумевает, что единственный способ для России возродиться и прогрессировать — это напасть и нанести вред самому Царю. Что вопрос «что делать?» следует ответить бомбами и пулями, направленными на нашего помазанника, и разрушением всей нашей политической и социальной системы. В сочетании с революционными идеями, представленными Рахметовым, это привело меня к признанию этого романа непригодным для печати.

Помимо радикальности романа, его следует отклонить к печати и по соображениям морали, так как роман высмеивает институт брака. Вера Павловна вступает в брак, который не соответствует ни одной из целей, которым учит Бог и Православная Церковь. Скорее, они женятся по простой уловке, чтобы Вера Павловна могла покинуть дом своих родителей, как она говорит Лопухову, когда он предлагает выйти замуж: «Ты освобождаешь меня, мой милый. Я готов быть терпеливым, теперь, когда я знаю, что выйду из этого подвала». настоящую семью, или рожать детей. Это просто средство для достижения цели, позволяющей Вере Павловне бросить свою семью, и как таковая работа граничит с кощунством. Кроме того, их брак является оскорблением Бога и Церкви, поскольку это также незаконный брак. Вступив в брак без согласия родителей, и Лопухов, и Вера Павловна нарушили закон, как отмечает наш юрисконсульт Вагнер, по закону «брак без согласия родителей [составляет] преступление, за которое и жених, и невеста [могут] быть наказаны, и так [могут] все, кто [помогает] им»[9]. ] Действительно, Лопухов и Вера Павловна обсуждают это, а Лопухов размышляет: «Все будет хорошо, если мы помиримся с ее родителями, а если они подадут в суд?»[10] Со злобной предусмотрительностью. пара заключила незаконный брак с явной целью помешать родителям Веры Павловны осуществить свои законные права. Я не священнослужитель, но считаю такое изображение деградации таинства богохульством. Такое действие свидетельствует о пренебрежении к закону Божьему, а также к закону человеческому. Кроме того, такие браки недействительны и могут быть аннулированы Церковью[11]. Таким образом, Лопухов и Вера Павловна фактически живут в состоянии греха. Из-за этой кощунственной демонстрации незаконного брака я должен признать эту работу как аморальной, так и подрывной, и рекомендовать отклонить ее к публикации.

Однако я думаю, что есть и более практическая причина, по которой я считаю, что изображение незаконного брака не должно быть включено. Как бы я ни боялся, что ознакомление читателей с революционными идеями может их радикализировать, я не думаю, что это хорошая идея, чтобы была опубликована книга, которая показывает молодым людям, как они могут вступить в брак без согласия своих родителей. Как мы хорошо знаем, родители могут добиться того, чтобы незаконный брак был аннулирован церковью, а все участники были наказаны государством, но мы также знаем, что успешные судебные процессы и иски об аннулировании действительно очень редки, поскольку Вагнер утверждает, что, хотя церковь может аннулировать незаконных браков «редко [бывает] так» и что «судебные действия по таким делам [являются] длительными, затратными и вообще безрезультатными»[12]. судебный процесс может показаться идеальным, он «потребует денег и еще денег; такие дела, хотя и заманчивые своей идеальной красотой, требовали все больших и больших сумм и тянулись очень долго. Потратив уйму денег, они часто в конце концов ни к чему не приходили»[13]. В сущности, единственное, что мешает нашим молодым людям жениться без согласия, — это общественный обычай и пустая угроза судебных исков со стороны обиженных родителей. Я не думаю, что это отсутствие правоприменения — это то, на что следует обращать внимание нашей молодежи. Такое разоблачение может иметь серьезные последствия с точки зрения соблюдения требования согласия родителей на вступление в брак. В результате этого, проблемы морали и других обсуждаемых факторов и вопросов я считаю, что разрешение опубликовать эту книгу в любой форме было бы ошибкой высшего порядка и должен рекомендовать полный отказ.

Наконец, я должен также рекомендовать, чтобы эта работа была полностью отклонена из-за самого автора. Чернышевский уже некоторое время является бельмом на глазу государства. В 1858 г. он имел неосторожность критиковать планы царя по освобождению крепостных, а цензор, не отказавший в публикации, получил выговор[14]. Кроме того, Третье управление арестовало его на основании «незаконных связей с эмигрантской группой»[15]. Чернышевский написал эту книгу, находясь в одиночном заключении в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Не мне спрашивать, почему тюремные власти разрешили ему иметь письменные принадлежности или представить свои работы для публикации. Однако я считаю себя вправе сказать, что одного этого фона достаточно, чтобы любое произведение Чернышевского было отклонено к печати. Он счел нужным пренебречь даже самыми элементарными заповедями нашего публицистического и издательского права, его обвиняли в незаконных связях с иностранными элементами, и, исходя из революционных идеалов и безнравственности в его романе, ясно, что он ничему не научился. от его наказания. В результате всего этого я чувствую, что публикация этой книги в любой форме была бы серьезной ошибкой.

В общем, Чернышевский Что делать? настолько опасен, что его даже не следовало рассматривать для публикации. Он наполнен революционными и подрывными идеями, прежде всего в форме анархиста Рахметова, которые слишком опасны, чтобы подвергать их воздействию людей. В подтверждение моей позиции, изображение незаконного брака в произведении аморально, граничит с богохульством и потенциально может помочь молодым людям найти способы обойти законы, касающиеся согласия родителей. Наконец, рассмотрение самого автора как подрывника, известного Третьему управлению и заключенного в Петропавловской крепости, привело меня к выводу, что этот роман просто не может когда-либо считаться безопасным для публикации в любой форме. Рассмотрев все это, я должен безоговорочно отказаться от публикации.

Остаюсь Вашему Высокородному Высокопреосвященнейшему Покорному Слуге,

Титулярный Советник Захарий Кевинович

 

2. Что делать (с этой книгой)?

Хотя я хочу сделать этот обзор последнего романа, который я читал, кратким, я боюсь, что не могу из-за сложности работы. При первом анализе Что делать? очевидно, что автор, Николай Чернышевский, пытается обратиться к тому, что он считает социальными ошибками, в контексте истории любви. Автор прямо и косвенно рассуждает о роли женщины в обществе, о «новом» поколении, о способах хорошей жизни, о разумном эгоизме, о новой революции. Я начну свой обзор с обсуждения многих правок и удалений, которые, по моему мнению, потребуются для публикации работы. Эти предлагаемые изменения необходимы для того, чтобы не изменить политический, экономический и общественный климат, в котором мы сейчас живем. Сначала я обсужу, как раскрыть революционные связи романа, а затем расскажу о нескольких причинах, по которым я решил опубликовать произведение после внесения этих исправлений. Хотя темы романа, несомненно, носят подрывной характер; Я считаю, что сами по себе они не будут вдохновлять на радикализм. Было бы легче запретить публикацию книги, но я считаю, что, хотя наша работа заключается в цензуре литературного содержания, не в наших интересах ущемлять творчество российского общества (Jacobson, p. xvii). . Поэтому, Ваше Превосходительство, я начну свой доклад с того, почему эта книга должна быть издана с правками, и прошу только простить меня за такое длинное вступление.

Что касается очищения этой книги от ее революционных настроений, то я считаю, что полного удаления персонажа Рахметова, снов Веры, последней главы, а также предложения некоторых незначительных изменений диалога будет достаточно, чтобы погасить революционные настроения книги. Во-первых, из повествования следует убрать персонажа Рахметова, потому что его цель в романе — показать, что значит быть выдающимся повстанцем. Сам Чернышевский в романе вставляет, что цель героя Рахметова — показать, что такое настоящий, радикальный героизм: «…не они слишком высоко стоят, а ты слишком низко стоишь… все люди должны и могут стоять на одном уровне с они… если только вы желаете немного поработать над своим развитием» (Чернышевский, с. 313). Другими словами, рассказчик утверждает, что из-за низких социальных стандартов многие люди хвалят трех главных героев этого романа, Веру, Лопухова и Кирсанова, несмотря на то, что они не такие выдающиеся, как Рахметов. Для Чернышевского Рахметов — конечная цель «нового поколения». Он считает, что, отказавшись от мирских желаний, люди могут сосредоточиться и посвятить себя истинному делу, которым, по его мнению, является революция: «Мы должны показать, что говорим о принципах, а не о страстях, согласно нашим убеждениям, а не личным желаний» (Чернышевский, с. 281). Чтобы закончить рассуждения о Рахметове, я должен сообщить, что Чернышевский, кажется, верит, что каждый может достичь освобождения, если будет способствовать своему личному развитию. На самом деле персонаж Рахметова призван вдохновить людей на то, чтобы посвятить себя революции и искать себе возмездия: «Выходи из своего богом забытого подземелья, мой друг, выходи. Это не так сложно. Выходи на свет божий, где жизнь хороша; путь легок и привлекателен. Попробуйте: развитие, развитие» (Чернышевский, с. 313). В целом книга использует уникальность Рахметова, чтобы посеять семена бунта в нашем обществе. Утверждая, что у читателя низкие стандарты, которые можно преодолеть путем развития и стремления к изменениям, Чернышевский прямо заявляет, что у людей есть сила инициировать реформы. Эта идея сама по себе не только проникает в царское самодержавие и, следовательно, должна быть подвергнута цензуре, но я боюсь, что, если этот роман будет опубликован, содержащий эти элементы, он может вызвать любое социальное, экономическое и политическое сопротивление нашему нынешнему состоянию. По сути, персонаж Чернышевского призван продемонстрировать, что через рост и преданность своим представлениям о том, что должно отражать общество, можно осуществить революционные изменения. Поэтому я решил удалить этого персонажа из работы, чтобы защитить нашу нацию от такого мятежа.

Затем сны Веры используются как инструмент для демонстрации разочарования Чернышевского обществом. Три из четырех снов Веры относятся к подрывным идеям, которые полностью обрисовывают контекст бунта. Первый сон демонстрирует несвободу Веры в обществе. Во сне она заперта в камере, но ее парализует, когда ее выпустят. Эта аналогия паралича и рабства относится к идее, что в сегодняшней России женщины считаются менее равными, чем мужчины. Однако эта аналогия становится поистине подрывной, когда Веру излечивает от неподвижности другая женщина и просит: «Помни, что есть еще многие, которые еще не освобождены и еще не вылечены. Отпустите их. Лечи их» (Чернышевский, с. 130). Этот сон поручает Вере реформировать русское общество, чтобы освободить других женщин, которым повезло меньше, чем ей. Эта мечта вызывает у Веры инициативу по созданию швейного кооператива, в котором прибыль делится поровну без выгоды для владельца. Поэтому, поскольку этот сон демонстрирует Вере способность женщин быть свободными, он может иметь такой же эффект и на читателей, которые хотят утвердить свою независимость в российском обществе. Таким образом, я считаю, что эту мечту следует вычеркнуть из работы, потому что она призывает людей, особенно женщин, освободить себя и других посредством новой экономической политики Запада. Как и следовало ожидать, ее второй сон еще более радикален, чем первый, поскольку в нем раскрывается, что социально-экономические условия, в которых развивается человек, напрямую влияют на его личность. Иными словами, люди, развивающиеся в условиях низкого социально-экономического статуса, с большей вероятностью будут обладать отрицательными чертами, являющимися прямым следствием того общества, в которое они вынуждены войти: «…естественно, что как бы они ни из этих самых элементов могла выйти грязь, они все равно были бы нездоровы и гнилы» (Чернышевский, с. 181). Таким образом, чтобы изменить черты личности, завещанные низшим классам, должна быть революционная трансформация, чтобы обратить вспять эти манеры, создав одинаково плодородную почву для всех. Продолжая эту мысль, во втором сне Веры утверждается, что революция — единственный способ гарантировать реабилитацию и социальную справедливость низших социально-экономических классов российского общества: «…без движения нет жизни, то есть нет реальности…» ( Чернышевский, стр. 182). Наконец, четвертый сон Веры, самый радикальный из снов, пожалуй, самый воинственный элемент самого романа. В этой мечте артикулируется будущее России как аграрной утопии. Тот, в котором мужчины и женщины считаются равными, и люди живут в общении друг с другом, так что все могут пожинать одинаковые плоды. Именно здесь Вере советуют использовать свои знания об этой сфере, чтобы создать лучшее общество:

Скажи всем, что будущее будет лучезарным и прекрасным. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите в настоящее столько, сколько сможете из него. В той мере, в какой вам это удастся, ваша жизнь будет светлой и доброй, богатой радостью и наслаждением. Стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите в настоящее столько, сколько сможете из него

. (Чернышевский, с. 379)

Другими словами, эта цитата прямо говорит о том, что для того, чтобы быть частью этого утопического сообщества, люди должны стремиться к нему каждый день, что предполагает изменение нашей нынешней политической ситуации и подрывает власть царя как абсолютного правителя России. Этот сон следует вычеркнуть из работы как слишком зажигательный материал. Подобные темы разрывают представления о государственности в надежде на лучшие, более радикальные институты. Как видите, сны Веры представляют собой проблематичный элемент этого романа, ибо они угрожают самой основе, на которой стоит русское общество.

Более того, последняя глава работы Чернышевского предсказывает формирование революции, происходящей в 1865 году. Последняя глава в подавляющем большинстве расплывчата, что, скорее всего, сделано специально, чтобы избежать какой-либо цензуры этой главы. Однако несомненно, что Чернышевский исходит из того, что читатели этого романа, как и общество в целом, будут готовы к восстанию в 1865 году. ошибочно назвать это, безусловно, означало бы революцию идей. Основываясь на выявленном общественном недовольстве работой автора, можно только предположить, что бунт его разума будет вызван массами нового поколения, чтобы установить равенство экономически, политически и для женщин. Другими словами, выгоды от этого действия будут определяться разумным эгоизмом каждого человека, а не волей нашего царя. Таким образом, эту главу следует удалить, поскольку она содержит богохульные материалы, предназначенные для того, чтобы избежать осуждения нашего действующего кодекса цензуры.

Моя последняя редакция этого длинного романа касается реформ диалогов персонажей. В романе есть несколько случаев, когда я бы посоветовал автору либо убрать монологи, либо пересмотреть их формулировку. Одним из примеров этого может быть речь Марьи Алексевны к ее дочери Вере. В романе Марья приходит в комнату дочери совершенно пьяной, чтобы объяснить Вере причины, по которым она так с ней обращается. В конце своего длинного монолога она констатирует: «…в нем говорится, что, чтобы не жить так, надо все устроить по-другому; теперь никто не может жить иначе. Так почему бы им не поторопиться и не установить новый порядок? (Чернышевский, стр. 59). Эта цитата демонстрирует мнение автора о том, что революция необходима для того, чтобы изменить мораль и личность тех, кто стремится к более богатому образу жизни. Этот аргумент в пользу бунта, чтобы подстегнуть социально-экономические реформы, также является очевидным фактором во втором сне Веры, и, таким образом, логика удаления этого фрагмента проистекает из потребности в последовательности. Любая работа, критикующая российское общество, не подлежит автоматическому удалению, а скорее такие произведения, как эта, предполагают восстание против самодержавия, опасное для самого контекста, в котором мы живем. Далее я хотел бы предложить небольшую перефразировку таких слов, как «новое поколение», «общее дело» и «необыкновенный человек». Любой порядочный российский цензор может признать, что это эвфемизмы, предназначенные для обхода нашей основной системы цензуры. Поэтому я хотел бы попросить автора либо убрать эти слова совсем, либо заменить их на более царские фразы, такие как «глупость молодого поколения», «опасное дело» или «антирусский человек». . Вы должны простить меня, редактор, я указываю это только как фразы, потому что знаю, что ни один серьезный автор не примет такие правки, но в качестве нейтрального момента я предлагаю полностью удалить фразы и предложения, в которых они находятся.

Имея все это в виду, легко понять, почему было бы проще полностью отрицать публикацию этого литературного произведения. Хотя это может быть более простой маршрут, это не значит, что он лучший для этой страны. Как вы сказали мне, когда я взял на себя обязательство стать цензором,

«…вы [должны] основывать свои суждения не только на кодексе цензуры, но и на конкретном наборе обстоятельств, с которыми вы столкнулись, и на курсе событий. Кроме того, вы должны работать таким образом, чтобы у публики не было оснований делать вывод о том, что правительство преследует культуру» (Jacobson, p. xvii).

Именно по этой причине я решил опубликовать Что делать? с предложенными мной правками. Я не сомневаюсь, что это приведет к революции, о которой ошибочно мечтает Чернышевский. Но, публикуя книгу со всеми ее подрывными элементами, такими как его взгляды на женщин, новое поколение, эгоизм и способы жить хорошей жизнью, он демонстрирует российской публике чувство открытости. В общем, моя работа состоит в том, чтобы «удовлетворять требования правительства, требования писателя и требования моих собственных внутренних чувств» (Джейкобсон, с. 45). Поэтому, публикуя это литературное произведение в век расцвета литературы, я не только умиротворяю желание правительства остановить социальные волнения, но одновременно радую писателей, их аудиторию и себя. Должен признаться, почему я не боевик, я стремлюсь развивать Россию. Я хочу помочь объединить страну, и создание видимости открытости между царем и его народом — это первый шаг, который я могу сделать на пути к развитию стабильной Империи. Хотя это может показаться нелогичным, наш последний царь, Николай I, считался деспотом по отношению к народу, потому что верил в святую троицу: самодержавие, православие и русскость. В эти новые времена нынешнему царю крайне важно избежать этой ловушки. Я не утверждаю, что он должен изменить Империю, но он должен, по крайней мере, отделить себя от тех, кого массы считают деспотом. Позволение полупроникающей литературе присутствовать в обществе может быть способом утолить жажду масс. Если мы дадим им понять, что грядут реформы и что у них есть права, я чувствую, что они будут удовлетворены, и это положит конец необходимости революции в этой стране. Поэтому, доктор Норрис, я смиренно предлагаю вам передать эту слишком длинную и повторяющуюся книгу с правками массам, чтобы они могли насладиться этой «свободой грамотности» при нашем более добром и мягком царе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *