Жизнь стих жуковского: Жизнь — Жуковский. Полный текст стихотворения — Жизнь

Жизнь (Василий Жуковский) » Текст стихотворения + анализ, читать онлайн бесплатно!

Отуманенным потоком
Жизнь унылая плыла;
Берег в сумраке глубоком;
На холодном небе мгла;
Тьмою звезды обложило;
Бури нет — один туман;
И вдали ревет уныло
Скрытый мглою океан.

Было время — был день ясный,
Были пышны берега.
Были рощи сладкогласны,
Были зелены луга.
И за ней вились толпою
Светлокрылые друзья:
Юность легкая с Мечтою
И живых Надежд семья.

К ней теснились, услаждали
Мирный путь ее игрой
И над нею расстилали
Благодатный парус свой.
К ней Фантазия летала
В блеске радужных лучей
И с небес к ней прикликала
Очарованных гостей:

Вдохновение с звездою
Над возвышенной главой
И Хариту с молодою
Музой, Гения сестрой;
И она, их внемля пенье,
Засыпала в тишине
И ловила привиденье
Счастья милого во сне!..

Все пропало, изменило;
Разлетелися друзья;
В бездне брошена унылой
Одинокая ладья;
Року странница послушна,
Не желает и не ждет
И прискорбно-равнодушна
В беспредельное плывет.

Что же вдруг затрепетало
Над поверхностью зыбей?
Что же прелестью бывалой
Вдруг повеяло над ней?
Легкой птичкой встрепенулся
Пробужденный ветерок;
Сонный парус развернулся;
Дрогнул руль; быстрей челнок.

Смотрит… ангелом прекрасным
Кто — то светлый прилетел,
Улыбнулся, взором ясным
Подарил и в лодку сел;
И запел он песнь надежды;
Жизнь очнулась, ожила
И с волненьем робки вежды
На красавца подняла.

Видит… мрачность разлетелась;
Снова зеркальна вода;
И приветно загорелась
В небе яркая звезда;
И в нее проникла радость,
Прежней веры тишина,
И как будто снова младость
С упованьем отдана.

О хранитель, небом данный?
Пой, небесный, и ладьей
Правь ко пристани желанной
За попутною звездой.
Будь сиянье, будь ненастье;
Будь, что надобно судьбе;
Все для Жизни будет счастье,
Добрый спутник, при тебе.

© Автор: Жуковский Василий Андреевич


Философские раздумья В. А. Жуковского отличаются абстрактностью и аллегоричностью. Множество образов, предстающих в них, навеяны античной мифологией. Эта черта отобразилась и в стихотворении «Жизнь», написанном в 1819 году, когда Василий Андреевич пребывал в Павловске. До написания произведения он пережил многое: службу и отставку из-за болезни, путешествия по России и Западной Европы, два отказа от возлюбленной. Все эти события дали мощный толчок для развития философского пласта его лирики.

Тема анализируемого стихотворения — течение человеческой жизни. В.А. Жуковский показывает, как может меняться жизнь человека: от беззаботных юных дней до унылого течения и наоборот, утверждает «исцеляющую» силу любви и дружбы, которые прогоняют мрачность и помогают следовать за путеводной звездой.

Произведение «Жизнь» — галерея аллегорических образов, с которыми знаком каждый человек. В центре стиха Жизнь, представленная в образе лодки, плывущей по бескрайнему океану судьбы. Символический пейзаж океана с одинокой лодкой традиционный для романтизма. В первом куплете Жизнь унылая, ее путь нелегок: бури, туман, берег в сумраке. Уже во второй строфе автор в памяти возвращается в ясные дни молодости, выводя новые образы Юности, Мечты, Надежд, Фантазии. Они светлые и легкие, расстилали юные годы над Жизнью парус, помогая плыть без труда.

Обращается Жуковский и к античным образам, среди которых Харита, Муза. Вместе с ними к Жизни присоединялось Вдохновение. В один миг все это разлетается, уходят друзья и с этого момента Жизнь стает одинокой, унылой, равнодушной к окружающим событиям. Вскоре Жизнь опять находит то, из-за чего стоит плыть далее, а «зеркальная вода» становится приветливой. Такие изменения вызваны появлением ангела. Читатель может только догадываться, кто скрывается за этим образом: возлюбленная автора или близкий друг.

Образ ангела можно воспринимать как обобщенный, символизирующий близкого человека, способного вдохновлять человека на новые достижения, давать ему силы жить. В конце стихотворения «Жизнь» появляется мотив участи высших сил в судьбе человека. Они способны в один миг изменить бытие, сделав его счастливым.

Среди художественных средств на первый план выходит аллегория (названные абстрактные образы), которая паутинкой оплетает весь текст и служит для передачи идеи. Кроме аллегории, важную роль играют метафоры («мрачность разлетелась», «пробужденный ветерок», «сонный парус»), эпитеты («бездна унылая», «счастье милое», «очарованные гости»), контраст (отображение ясных и унылых дней).

Произведение состоит из девяти строф по 8 строк в каждой, рифма перекрестная. Каждый куплет относительно завершенный по смыслу. Стихотворный размер – четырехстопный хорей с пиррихием. Ритм стихотворения неспешный, отображает задумчивое настроение. Местами поэт употребляет восклицательные и вопросительные предложения, выражая свои эмоции и заряжая ими читателя.

Стихотворение «Жизнь» соединяет в себе традиции романтизма и оригинальное авторское восприятие проблемы.

Загрузка…

# Стихи Жуковского

Жизнь («Отуманенным потоком.

..»). В. А. Жуковский

Литература для школьников

 
 Главная
 Зарубежная  литература
 Жуковский В.А.
 

Портрет В. А. Жуковского
работы П.Ф.Соколова, 1820-е гг.
Музей Тропинина, Москва

 

В. А. Жуковский – поэт-романтик
(урок литературы в 9 классе)

 

Портрет С. А. Бобринской (Самойловой)
работы П.Ф.Соколова, 1827 г.
Эрмитаж, Санкт-Петербург

JPG»> 
 
 
 
 
 
 
 

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ
(1783–1852)

ЖИЗНЬ [1]

Отуманенным потоком
Жизнь унылая плыла;
Берег в сумраке глубоком;
На холодном небе мгла;
Тьмою звезды обложило;
Бури нет — один туман;
И вдали ревет уныло
Скрытый мглою океан.

Было время — был день ясный,
Были пышны берега.
Были рощи сладкогласны,
Были зе́лены луга.
И за ней вились толпою
Светлокрылые друзья:
Юность легкая с Мечтою
И живых Надежд семья.

К ней теснились, услаждали
Жирный путь ее игрой
И над нею расстилали

Благодатный парус свой.
К ней Фантазия летала
В блеске радужных лучей
И с небес к ней прикликала
Очарованных гостей:

Вдохновение с звездою
Над возвышенной главой
И Хариту с молодою
Музой, Гения сестрой;
И она, их внемля пенье,
Засыпала в тишине
И ловила привиденье
Счастья милого во сне!. .

Все пропало, изменило;
Разлетелися друзья;
В бездне брошена унылой
Одинокая ладья;
Року странница послушна,
Не желает и не ждет
И прискорбно-равнодушна
В беспредельное плывет.

Что же вдруг затрепетало
Над поверхностью зыбей?
Что же прелестью бывалой
Вдруг повеяло над ней?
Легкой птичкой встрепенулся
Пробужденный ветерок;
Сонный парус развернулся;
Дрогнул руль; быстрей челнок.

Смотрит… ангелом прекрасным
Кто-то светлый прилетел,
Улыбнулся, взором ясным

Подарил и в лодку сел;
И запел он песнь надежды;
Жизнь очнулась, ожила
И с волненьем робки вежды
На красавца подняла.

Видит… мрачность разлетелась;
Снова зе́ркальна вода;
И приветно загорелась
В небе яркая звезда;
И в нее проникла радость,
Прежней веры тишина,
И как будто снова младость
С упованьем отдана.

О хранитель, небом данный!
Пой, небесный, и ладьей
Правь ко пристани желанной
За попутною звездой.
Будь сиянье, будь ненастье;
Будь, что надобно судьбе;
Все для Жизни будет счастье,
Добрый спутник, при тебе.

10 августа 1819 г.


Источник: Жуковский В. А. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. — М.: Яз. рус. культуры, 1999—… Т. 2. Стихотворения 1815—1852 годов / Ред. О. Б. Лебедева, А. С. Янушкевич. — 2000. — С. 150—152.



1. Жизнь («Отуманенным потоком…») – дата создания: 10 августа 1819 г.
Первоначальное заглавие: «Жизнь и ее ангел», зафиксированное в альбоме С. А. Самойловой автографом Жуковского (см.: Кульман. С. 1085. № 8) и воспроизведенное, по-видимому, из него Е. Ф. Кривцовой, продержалось до первой публикации, о чем свидетельствует более поздняя альбомная запись Жуковского (см. автограф № 2).
По мнению Н. К. Кульмана, ее изменение было связано с требованием цензуры при публикации в СО. Снятие подзаголовка: «Видение во сне» уже в С 3 имело, вероятно, другие причины: стремление придать произведению обобщенно-символический смысл и более реальную основу.
Стихотворение имеет программный характер и входит в круг произведений, написанных в Павловске летом 1819 г. Стихотворение явилось поэтическим выражением философских идей немецких романтиков, в частности Фихте, о познании счастья земного бытия, о жизни как великом благе. Вместе с тем стихотворение носит печать увлеченного чтения Байрона, в особенности «Манфреда». Мотив ангелов и звезд, явившихся к герою и ожививших его уставшую душу, образы «унылого океана», «беспредельности» свидетельствуют о рецепции байроновской натурфилософии.

Но символико-философский подтекст стихотворения и его общеромантический генезис не исключают глубоко жизненных основ произведения, его связь с историей любви к С. А. Самойловой. Запись в «Дневниках» от 15 августа 1819 г., на которую обратил внимание еще Ц. С. Вольпе: «Совесть. 10 августа» (Дневники. С. 65), — воспоминание о дне написания «Жизни» и связанного с ним нового отношения к Самойловой. В этом смысле стихотворение «Жизнь» уже не было «видением во сне»; оно прочно сопрягало Поэзию и Жизнь.
(вернуться)

Графиня Софья Александровна Самойлова (1797 – 1866) – воспитанница Екатерининского института; с 1816 г. фрейлина имп. Марии Федоровны.
Жуковский был знаком с ней с 1818 г. и посвятил ей целый ряд павловских посланий. Влюбленность и «тоска по семейственной жизни», дружба и соперничество с В. А. Перовским отражают в цикле павловских посланий к Самойловой и Перовскому своеобразное развитие романического сюжета.
По воспоминаниям П. А. Вяземского, «Графиня София Александровна Бобринская, урожденная графиня Самойлова, была женщина редкой любезности, спокойной, но неотразимой очаровательности. Она была кроткой, миловидной, пленительной наружности. В глазах и улыбке ее были чувство, мысль и доброжелательная приветливость. Ясный, свежий, совершенно-женственный ум ее был и развит и освещен необыкновенною образованностью. Европейские литературы были ей знакомы, не исключая и русской. Жуковский, встретивший ее еще у двора императрицы Марии Федоровны, при которой она была фрейлиной, узнал ее, оценил и остался с нею в самых дружеских сношениях» (Вяземский П.

А. Граф Алексей Алексеевич Бобринский // РА. 1868. Стб. 2027—2038).
Увлечение Жуковского Самойловой относится к 1819—1820 гг. Вероятность женитьбы на Самойловой обсуждалась в дружеском кругу, что отражается в переписке. «Жуковский едет в Берлин. Увы! он влюблен, но не жених! Ему хотелось бы жениться, но при дворе нелегко найти невесту для стихотворца, хотя и любимого» (Из письма Н. М. Карамзина к И. И. Дмитриеву от 20 сентября 1820 г. // Письма Н. М. Карамзина к И. И. Дмитриеву. М., 1866. С. 294).
8 октября 1820 г. Ю. А. Нелединский-Мелецкий пишет дочери, княгине А. Ю. Оболенской: «При отъезде моем Жуковский, как сказывали мне, объяснился с гр. С. В бытность твою здесь, ты знала, что считали его в нее влюбленным. Он ей сказал, что отъезжает с сожалением о том, что исканию его дружбы ее она не ответствовала, и изъявлению его к ней дружбы приписала, как видно, другому чувствованию, которое, впрочем, внушить она всех более может. — Как доведено было до этого и что далее было им сказано, не знаю; но на эти слова она, сказывают, — молчала и будто показались у ней на глазах слезы.
Как ты это растолкуешь? По мнению К. И. [Е. И. Нелидовой, фрейлины. — Н. В.], от которой я это слышал; — он это говорил для того, что боится слыть влюбленным: il craint extrêmement d’être ridicule [он очень боится быть смешным. — фр.]. — А буде она подлинно плакала, то, мне кажется, от досады. — И подлинно; как? Человек приходит женщине сказать: не подумай, ради Бога, чтоб я в тебя был влюблен!» (Хроника недавней старины. Из архива князя Оболенского-Нелединского-Мелецкого. СПб., 1875. С. 241).
В ноябре 1820 г., после отъезда Жуковского за границу, С. А. Самойлова стала невестой графа А. А. Бобринского, а 27 апреля 1821 г. они повенчались. С. А. Бобринская, а после ее смерти сын и внук сохранили рукописи Жуковского, в том числе альбомы с автографами стихотворений и писем. (вернуться)

ПАВЛОВСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ

Павловск имеет особое значение в творчестве Жуковского, открывая новые эстетические и художественные перспективы его поэзии 1815—1824 гг. Прежде всего это связано с пребыванием при дворе вдовствующей императрицы Марии Федоровны в 1815 г. в качестве чтеца и созданием панорамной элегии «Славянка», ставшей образцом поэтической топографии Павловска, «прогулкой по садам Романтизма» и преддверием эстетических манифестов конца 1810-х — начала 1820-х гг.

Последующее пребывание Жуковского в Павловске (лето и осень 1819 и 1820 гг.), формально связанное с должностью учителя русского языка великой княгини Александры Федоровны, выделяется в отдельный павловский период по ряду причин. Во-первых, это новый биографический этап, связанный с новым общественно-культурным статусом. Во-вторых, увлечение фрейлиной имп. Марии Федоровны графиней С. А. Самойловой, надежда на брак с ней, дружба-соперничество с влюбленным в нее же В. А. Перовским — источник целого ряда стихотворных посланий, образующих единый сюжетный «романический» текст. В-третьих, павловский период становится временем и местом не просто эстетических открытий и манифестов, но особой «философией жизни», соотносящей ее метафизические и бытовые измерения, включающей этико-эстетические проблемы романтизма Жуковского.

Наконец, особенности творческого процесса способствуют восприятию всего написанного в это время как единого текста (метатекста). Хронологический порядок работы с точными датировками произведений по дням, сосредоточенность большей части произведений в одной тетради, стремление к систематизации на разных основаниях путем составления многочисленных списков (см.: РНБ, оп. 1, № 29) — все это свидетельство внутреннего единства павловских стихотворений 1819—1820-х гг.

Вот один из списков павловских стихотворений, составленных поэтом:

1. «Графиня, признаюсь большой беды в том нет» (28—29 июня 1819 г.).
2. «Больной, покинутый поэт…» (8 июля 1819 г.).
3. «Уж думал я, что я забыт…» (9 июля 1819 г.).
4. «Напрасно я мечтою льстился…» (14 сентября 1819 г.).
5. «Вчера я вас не убедил…» (5 октября 1819 г.).
6. «Скажи, кто ты, хранитель безымянный…» (7 августа).
7. «Отуманенным потоком…» (10 августа).
8. «Графиня, не забудьте слова…»
9. «От Вашего Величества давно…» («Послание к Имп. Марии Федоровне» 19. «(6 июня 1819 г.).
10. «Я должен Вашему Величеству признаться…» (29 июля 1819 г.).
11. «Мой милый цвет, былинка полевая…» (1 июля 1819 г.).
12 «Праматерь внуке» (23 августа 1819 г.).

 
 

А. Е. Мартынов. Вид Большого дворца в Павловске. 1822
Литография, акварель, белила. 17,2 х 25,1. Государственный музей А.С. Пушкина. Москва

 
 
 

 
вернуться в начало

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
JPG»>

Творчество В.А.Жуковского

 

Биографии
писателей

 

Читальный
зал

 

Литература для школьников

 

Василий Жуковский – Погружение в свет

Василий Андреевич Жуковский (9 февраля 1783 — 24 апреля 1852) — выдающийся русский поэт 1810-х годов, крупнейший деятель русской литературы первой половины XIX века.

Жуковскому приписывают появление романтического движения в России. Основная часть его литературных произведений состоит из свободных переводов, охватывающих впечатляюще широкий круг поэтов, от древних, таких как Фирдоуси и Гомер, до его современников Гете, Шиллера, Байрона и других. Многие из его переводов стали классикой русской литературы, написаны лучше и долговечнее на русском языке, чем на языке оригинала.

К ЗНАКОМОМУ ГЕНИЮ, ПРОЛЕТАЮЩЕМУ Мимо
Василий Жуковский

Открой себя, анонимный чародей!
Какие небеса торопят тебя ко мне?
Зачем снова тянуть меня в ту землю обетованную
От которой я так давно отказался?

Не ты ли в юности моей
Очаровывал меня такими сладкими мечтами,
Не шептала ли ты, давным-давно,
Дорогие надежды гостьи неземной?

Не тобой ли жило все
В дни золотые, в счастливых землях
Из благоухающих лугов, ярких вод,
Где дни были веселы под ясным небом?

Не ты ли вдохнул в грудь мою весеннюю
Какие-то грустные тайны
Страстным желанием мучая ее
Волнуя до тревожной радости?

Не ты ли вознес мою душу ввысь
По вдохновению твоего священного стиха,
Кто пламенел предо мною, как святое видение,
Посвятив меня в красоту жизни?

В часах потерянных, в часах тайной печали,
Не шептала ли ты всегда моему сердцу,
Радостным утешеньем успокой его
И питать его тихой надеждой?

Разве моя душа не внимала тебе вечно
Во всех чистейших мгновениях моей жизни
Когда она видела святую сущность судьбы
Лишь свидетелем того был Бог?

Какие новости принесли тебе, о, моя волшебница?
Или снова позовешь во сне
Разбудишь суетные мысли старые,
Шепнешь от радости и умолкнешь?

О дух, побудь со мной немного;
О, верный друг, не спеши прочь;
Останься, пожалуйста, стань моей земной жизнью,
О, ангел-хранитель моей души.

=========

ТАЙНЫЙ Гость
Василий Жуковский

Дух, милый гость, кто ты?
Откуда ты к нам прилетел?
Молчаливый и безмолвный
Почему ты бросил нас?
Где ты? Где твое жилище?
Ты что, куда пропал?
Зачем появился ты,
Небесный, на Земле?

Может, ты молода Надежда,
Приходящая время от времени
Окутанная магией
Из неизвестной земли?
Беспощаден, как надежда,
Сладчайшая радость, которую ты нам показываешь
На миг, потом
Возьми ее и улетай.

Была ли это Любовь, которую ты разыграл
Для всех нас в тайне? . . .
Дней любви, когда один возлюбленный
Сделал этот мир прекрасным
Ах! тогда, увиденная сквозь завесу
Земля действительно казалась неземной…
Теперь завеса приподнялась; Любовь ушла;
Жизнь пуста, радость – мечта.

Была ли это Мысль, чарующая
Ты воплотился для нас здесь?
Вдали от всех забот,
Мечтательно указывая пальцем
К губам, она вылазит вперед
Так же, как и ты, время от времени,
Нас беззвучно провожает
Назад в былые дни.

Или в тебе живет священный дух
Дамы Поэзии? . . .
Так же, как и ты, она пришла с небес
Окутав нас двояко:
Небесами лазурь,
И землю белоснежною;
То, что рядом, прекрасно благодаря ей;
Все, что далеко – известно.

А может быть, это было предчувствие
Что спустилось в твоем облике
И нам с ясностью описало
Все священное и божественное?
Так часто бывает в жизни:
Что-то блестящее летит нам навстречу,
Поднимает завесу
И манит нас дальше.

==========

ПРОЛЕТАЮЩЕМУ МИМО ГЕНИЮ
Василий Жуковский

Открой себя, анонимный чародей!
Какие небеса торопят тебя ко мне?
Зачем снова тянуть меня в эту землю обетованную
Что я так давно сдался?

Не ты ли в юности моей
Очаровывал меня такими сладкими мечтами,
Разве ты не шептал, давным-давно,
Дорогие надежды гостьи неземной?

Не тобой ли все жило
В дни золотые, в счастливых землях
Из душистых лугов, в водах ярких,
Где дни были веселы? Под ясным небом?

Не ты ли вдохнул в мою весеннюю грудь
Одни грустные тайны
Терзая ее страстным желанием
Волновать его до тревожной радости?

Не ты ли вознес мою душу ввысь
По вдохновению твоего священного стиха,
Кто пламенел предо мною, как святое видение,
Посвятив меня в красоту жизни?

В часах потерянных, часах тайной печали,
Не роптал ли ты всегда моему сердцу,
Радостным утешеньем его утешай
И тихою надеждою питай?

Разве моя душа не внимала тебе вечно
Во все самые чистые мгновения моей жизни
Когда она видела святую сущность судьбы
Только с Богом?

Какие новости принесли тебе, о, моя волшебница?
Или снова позовешь во сне
Разбудишь суетные мысли старые,
Шепнешь от радости и замолкнешь?

О дух, побудь со мной немного;
О, верный друг, не спеши прочь;
Останься, пожалуйста, стань моей земной жизнью,
О, Ангел-хранитель души моей.

«Приход весны» В. Жуковский

Текст стихотворения Жуковского «Приход весны» поражает своей лаконичностью. Всего шесть строк — одна строфа. Вот и все, что романтик Жуковский считал нужным сказать о прекрасной весне. Но, может быть, поэт, неизменно стремившийся научить современников душевности, хотел что-то сказать нам самой краткостью произведения?

Поэма является переводом немецкой поэмы Л. Уланда. В то же время Жуковский, вероятно, хотел выразить в этой изящной пейзажной миниатюре что-то важное для него. При изучении произведения на уроке литературы в классе стоит обратить внимание учащихся на то, что оно композиционно делится на две части: пейзажную и рассуждение. Если прочитать вслух стихотворение Жуковского Василия Андреевича «Приход весны», мы даже сделаем здесь небольшую паузу. В первых трех строчках поэт дает как бы сжатое описание весны. Почему так коротко, без всяких словесных «украшательств»? Вероятно, Жуковский хочет, чтобы читатель запомнил все радостные перемены в природе, связанные с приходом прекрасной весны. И в самом деле, в следующих строках поэт восклицает: «Назвав тебя, что добавить?» То есть достаточно простого перечисления тому, чья душа уже радостно пробудилась к весне. Поэт называет это «жизнью души». Он восхищается весной, потому что она побуждает души людей к жизни, к радости, а для Жуковского это было самым главным. Ведь известно его высказывание: «Романтизм есть душа».

Приход весны

Зеленые поля, рощи журчат,
В небе жаворонок трепещет,
Теплый дождь, искрящиеся воды, —
Назвав тебя, что добавить?
Как еще тебя прославить
Душевная жизнь, весна идет?

Мартин

Ласточка улетела
В далекие края…
Вернись, Ласточка!
Апрель снаружи.
Вернись, Ласточка!
Только не один:
Пусть с тобой, Ласточка,
Весна идет!

Здравствуй, весенняя первая трава!

Здравствуй, весенняя первая трава!
Как он растворился? Вы довольны теплом?
Я знаю, что ты там веселишься и влюбляешься,
Они работают вместе на каждом углу.
Торчит листик или голубой цветок
Все спешат молодой корень
Раньше ивы из нежных почек
Первый покажет зеленый лист.

Весна

Голубь чистый
Подснежник!
И у прозрачного,
Последний снег…
Последние слезы
О печали минувшей
И первые мечты
О другом счастье.

Песня весенних минут

Каким бы ни был день
По минуте
День длиннее
Короткая ночь.
Медленно
Успокойся,
Прогоняя зиму
Прочь.

Трава зеленая…

Трава зеленая
Светит солнце;
Ласточка с пружиной
Летит к нам в сени.
С ней солнышко краше
И весна слаще…
Щебечут с дороги
Привет нам скорей!
Я дам тебе зерна
А ты споешь песню
Что из дальних стран
Привезла…

Весна на реке ломает льдины.. .

Весна в реке ломает льдины,
И мне не жалко дорогих мертвецов:
Ломая мои вершины
Я забыл зимние ущелья
И я вижу синюю даль.
О чем жалеть в дыму костра,
О чем тосковать у креста,
Когда все время ждет удара
Иль божьего дара
От куста Моисеева!

В погоне за весенними лучами…

В погоне за весенними лучами,
Уже лежит снег с окрестных гор
Убежали мутные ручьи
На заливные луга.
Чистая улыбка природы
Сквозь сон встречает утро года;
Небо сияет голубизной.
Еще прозрачные, леса
Как будто зеленеют.
Пчела за дань в поле
Мухи из восковой клетки.
Долины сухие и ослепительные;
Стада шумят, а соловей

Стихи о весне. Март

Снег уже не тот, —
В поле потемнело.
На озерах треснул лед
Они как будто треснули.
Облака бегут быстрее.
Небо стало выше.
Воробей чирикал
Веселись на крыше.
С каждым днем ​​чернеет
Стежки и дорожки
И на ивах серебром
Светятся сережки.

Рыхлый снег темнеет в марте,
На окне тает лед.
Кролик бегает по столу
И карта на стене.

взъерошенный воробей
перышек,
Жив, здоров
И невредим.
Улавливает март
Солнце,
Каждое перышко.

Потоки бегут быстрее
Солнце светит теплее.
Воробей доволен погодой
Пришел к нам месяц март.

Ласточка улетела
За тридевять земель.
Вернись
Мартин!
Апрель снаружи.
Вернись
Мартин!
Только не один:
Пусть с тобой
Мартин,
Весна идет!

Апрель гулял по лесам,
Капли уже закончились
Снег растаял, тепло
А к вечеру стало светло.

Краски в апреле яркие —
Ведь природа взяла кисть,
Чтоб акварелью зеленела,
Раскрась траву, ветки, листья!

Мы с радостью слышим в апреле,
За нашим оконным стеклом,
Звук проснувшейся капли,
Щебетанье милых птиц.

Хорошо в лесу в апреле:
Пахнет лиственной гнилью
Поют разные птицы
Гнезда вьют на деревьях;
На полянах медуницы,
Стремится выбраться на солнце.

Ландыш расцвел в мае
В самый праздник — в первый день.
Май, проводы цветов,
Сирень цветет.

Наступил май.
лесные люди
Он вместе вышел в сад.
Черный крот грядки копает,
Ежик воду из кадки тащит.

листья распускаются,
Почки радуются солнышку.
Пришел май, веселый май —
Снимай скорее пальто!

Первый день месяца мая!
Вставай и вставай!
И не парься, проснись
Встречай солнце с песней!

Май месяц цветет и греет,
Ветер веет над полями
Белый ландыш цветет
Над ним летает мотылек.
Топ

Пружина, пружина.
текут ручейки,
Весна, весна.
Летят грачи
Весна, весна.
цветут цветы,
Весна пришла,
Как мы рады!

Наконец-то пришла весна!
Белые снега тают.
оказался нежным,
Подснежники тут и там.

Весна пришла!
Весна красная.
С зеленой травой у окна
Сережки развешаны
Береза ​​- Белоножка.

Снова в страну пришла весна.
Солнце радуется.
День вырос.
И только сосульки плачут
Жалко зиму и мороз.

На деревьях —
Смотришь —
Где были почки
Как зеленые огни
Листья вспыхнули.

Весна к нам идет
Шагами быстрыми
И сугробы тают
Под ногами.
черные проталины,
видны в полях,
Видимо очень тепло
Ноги весны.

Весной набухают почки
И проклюнулись листья.
Посмотрите на ветки клена:
Сколько зеленых носиков!

Если ветер потеплеет
Если птицам не до сна,
Если солнце светит ярче
Вот и пришла к нам весна.

Отлично о стихах:

Поэзия подобна живописи: одно произведение сильнее увлечет, если к нему присмотреться, а другое — если отойти подальше.

Маленькие жеманные стихи раздражают нервы больше, чем скрип несмазанных колес.

Самое ценное в жизни и в поэзии то, что сломалось.

Марина Цветаева

Из всех искусств поэзия больше всего склонна подменять свою своеобразную красоту краденым блеском.

Гумбольдт В.

Стихи имеют успех, если они созданы с духовной ясностью.

Написание стихов ближе к поклонению, чем принято считать.

Если бы вы знали, из какой дряни Стихи растут без стыда… Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Поэзия не в одних стихах: она разлита повсюду, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — красота и жизнь дышат отовсюду, а где красота и жизнь, там и поэзия.

Тургенев И.С.

Для многих людей написание стихов является нарастающей душевной болью.

Г. Лихтенберг

Красивый стих подобен луку, натянутому сквозь звонкие волокна нашего существа. Не свои — наши мысли заставляют поэта петь внутри нас. Рассказывая нам о любимой женщине, он чудесным образом пробуждает в наших душах нашу любовь и нашу печаль. Он волшебник. Понимая его, мы становимся такими же поэтами, как он.

Где льются изящные стихи, там нет места тщеславию.

Мурасаки Шикибу

Перехожу к русскому стихосложению. Я думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. В русском языке слишком мало рифм. Один звонит другому. Пламя неизбежно тащит за собой камень. Из-за чувства искусство, безусловно, выглядывает наружу. Кто не устал от любви и крови, труден и прекрасен, верен и лицемерен и так далее.

Александр Сергеевич Пушкин

— … Хороши ли ваши стихи, скажите сами?
— Чудовищно! Иван вдруг сказал смело и откровенно.
— Больше не пиши! — умоляюще спросил посетитель.
Обещаю и клянусь! — торжественно сказал Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных только тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. «Любовница французского лейтенанта»

Каждое стихотворение — это вуаль, натянутая на точки нескольких слов. Эти слова сияют, как звезды, благодаря им существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности, в отличие от современных, за свою долгую жизнь редко писали более десятка стихотворений. Оно и понятно: все они были отличными магами и не любили размениваться по пустякам. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами — часто опасными для того, кто ненароком разбудит дремлющие строки.

Макс Фрай. «Говорящие мертвецы»

К одному из моих корявых бегемотиков-стихотворений я прикрепил такой небесный хвост: …

Маяковский! Твои стихи не согревают, не волнуют, не заражают!
— Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи – это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а потому отгоняющая критиков. Они всего лишь жалкие любители поэзии. Что критик может сказать о глубинах вашей души? Не позволяйте его вульгарным шарящим рукам проникнуть туда. Пусть стихи покажутся ему нелепым мычанием, сумбурным набором слов. Для нас это песня свободы от утомительного разума, славная песня, которая звучит на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. «Тысяча жизней»

Стихи — это трепет сердца, волнение души и слезы. А слезы — не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

«Приход весны» Василий Жуковский

Зеленые поля, рощи журчат,
Трепет в небе жаворонка,
Теплый дождь, сверкающие воды, —
Назвав тебя, что добавить?
Как еще тебя прославить
Душевная жизнь, весна идет?

Поэма «Приход весны» написана Жуковским в 1831 году. Первая ее публикация состоялась значительно позже, лет через сорок. Миниатюра была напечатана историко-литературным журналом «Русский Архив». Произведение представляет собой вольный перевод поэмы «Lob des Fréhlings», написанной немецким поэтом, видным представителем «швабской школы» романтизма Людвигом Уландом. В России он пользовался наибольшей популярностью в девятнадцатом веке. Переводы его лирики выполняли не только Жуковский, но и другие видные поэты эпохи, в частности, Тютчев и . Более того, Василий Андреевич не раз обращался к творчеству Уланда. Первые значительные переводы стихов немецкого романтика относятся к 1816 году – это «Сон», «Песня бедняка», «Счастье во сне».

«Приход весны» можно разделить на две части. В первых трех строчках Жуковский описывает ключевые признаки весны. С помощью всего нескольких деталей поэту удается создать цельную и яркую картину. Не обязательно иметь богатое воображение, чтобы ясно представить пейзаж, описанный Василием Андреевичем. Жуковский сознательно отказывается от сложных средств художественной выразительности, ставя во главу угла простоту и ясность мысли. Вторая часть работы представляет собой своеобразное пояснение ее лаконичности. По мнению поэта, перечисленных им подробностей достаточно для полного описания весны. Здесь есть еще один важный момент. Жуковский называет приход весны жизнью души. Такое сравнение характерно для русской пейзажной лирики XIX века. Весна считалась временем пробуждения не только природы, но и души человека. Наступление теплых дней стало символом духовного возрождения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *