Сообщение на тему: Жизнь М. Ломоносова
Жизнь Ломоносова.
М.В. Ломоносов — талантливейший ученый своего времени. Гордость России. Всей своей жизнью доказал, что и простой человек может достичь необычайных высот в науке, имея трудолюбие и усердие.
Как говорят о А. С. Пушкине — «Пушкин это наше все», так же можно сказать и о Ломоносове. И продолжая аналогию: если Пушкин — это солнце русской поэзии, то Ломоносов — это солнце русской науки.
Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября1711 года в далекой северной глубинке деревне Мишанинская Архангельской области. В поморской зажиточной семье. Ходил с отцом на промыслы.
Смышленый юноша (несмотря на отсутствие школы в деревне) к 14 годам писал и читал, обучившись у местного дьячка, как считают благодаря матери. В 1730 году по разрешению отца отправился в Москву с рыбным обозом (Москве, как быстро развивающемуся экономическому центру требовалось множество товаров, которые и везли с русского севера, хоть основное -это была рыба, и удобнее было возить ее зимой, чем в остальное время года перевозить по рекам) довольно дешевый способ путешествовать для того времени, где Ломоносов окончил Московскую Славяно- греко-латинскую академию (за 5 лет окончил 12 летний курс) и хоть и был старше всех детей в школе, но как представляют в некоторых жизнеописаниях Ломоносова — детину среди школяров, все выглядит несколько иначе, не засиживаясь по классам, все же догнал и перегнал всех учащихся, оттуда в Киево-Могилянскую академию, затем учился в академическом Санкт-Петербургском университете, оттуда в Марбургский университет (на тот момент там обучалось 122 человека, 3 из них русские). Параллельно с получением знаний пишет стихи.
В 1739 году женится на Елизавете Христине Цильх (дочери своей квартирной хозяйки). Увлеченному науками юноше было не до поисков невесты, а тут — как говорится — под рукой. Возвращается на родину в 1741 году. В 1743 году становится адъюнктом физики в Петербургской академии наук (хоть к этому моменту там засилье немецких ученых). В 1745 — профессор химии Академии наук.
Популяризирует науку, начинает читать лекции на русском языке по физике. При этом создает химическую лабораторию, а затем лабораторию по изготовлению цветных стекол и красок и химическому анализу руд. Начинает читать лекции по физической химии. Ко всем этим деяниям можно смело добавлять впервые в России.
В деревне Усть-Рудица (где были залежи удивительного тонкого и чистого песка, который английские купцы пытались вывозить в Англию на экспорт) основывает стекольную фабрику (деревня уничтожена в ходе ВОВ). Где воплощает в жизнь свои теории науки о стекле. Варит цветное стекло и смальту (цветное не прозрачное стекло, выплавленное с добавлением оксидов металлов).
Параллельно научной деятельности разрабатывает проект Московского университета и в 1755 году создает его. Далее становится советником Академической канцелярии. Популяризируя науку ссорится с церковью до такой степени, что Синод требует приостановить его научную деятельность.
Но назначается руководителем Исторического собрания Географического департамента.
Постепенно начинает пожинать плоды своих трудов, когда ряд академий зачисляют его в свои члены (шведская королевская академия наук, Академия трех знатнейших искусств, Академия наук Болонского университета).За свою жизнь Ломоносов сделал ряд открытий в разных областях наук и раньше других описал некоторые явления: химии, физике, астрономии и даже литературе.
Так в химии им были разработаны ряд теорий и некоторые законы: физическая химия, корпускулярная химия, молекулярно-кинетическая теория теплоты, закон сохранения массы вещества. Кроме того разработал основные положения кинетической теории газов. Рассматривал такие явления, как вертикальные течения в атмосфере. В астрономии создал новый тип телескопа. Наблюдая за небесными телами открыл атмосферу на Венере. В лингвистике первым обратился к упорядочению терминологии в русском языке, ввел в язык научную терминологию. Выполнил работы с разъяснениями, почему иностранные слова следует переводить на русский язык. И многое другое.
Кроме того работал над созданием мозаик из стекла (в контексте изучения стекла). Смальту использовал для создания мозаик. Разрезал стекло на кубики, пирамидки и проч. И создавал шедевры. Наиболее большая и известная «Полтавская битва» находится в здании Санкт-Петербургской академии художеств. Так же был создан ряд портретов, икон и других произведений. И не перестает писать стихи.
Занимается работами в области изучения географии, пишет работы о смене приливов и отливов, обратил внимание на взаимосвязь Восточного и Западного берегов Атлантического океана, рассматривает распределение суши и океанов, первым вводит понятие -экономическая география. Говорит о необходимости создания мореплавательской академии. В области истории борется с засилием существовавшей на тот момент норманской теории. Так же борется с немецкими профессорами, старавшимися во всем умалить и исказить достижения России.
Скончался Михаил Васильевич Ломоносов от прозаического воспаления легких в Санкт-Петербурге в собственном доме 4апреля1765 года в возрасте 54-х лет. Был похоронен в Александро-Невской Лавре.
Говоря о Ломоносове можно сказать, не зря говорят:-талантливый человек талантлив во всем. Всей своей жизнью это подтвердил Ломоносов. Интересуясь столькими вещами, он не только смог их глубоко изучить, но и всей своей жизнью показал, что это вполне доступно простому человеку, если он имеет тягу к знаниям.
Хотя жизнь и биография Ломоносова достаточно известны, но в ней так же есть ряд белых пятен. Хочется надеяться, что появившийся в последнее время более свободный доступ к архивным документам позволит от них(белых пятен) избавиться.
Добавить комментарий
Жизнь как торжественная ода — Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО
- Портрет М.В.Ломоносова. Л.С.Миропольский, 1787 год
- Ломоносов в химической лаборатории за проверкой опытов Р.Бойля. Литография. Н.Г.Наговицын, 1957 год
- Памятник Тысячелетию России. М.В.Ломоносов. Великий Новгород, 1862 год
- Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова собирает в своих стенах самых талантливых студентов России и ближнего зарубежья
Михаил Васильевич Ломоносов — первый русский ученый с мировым именем, выдающийся реформатор науки и образования, человек энциклопедических знаний, основатель Московского университета и родоначальник русской поэзии. Гений, живший в нужное время в нужном месте.
Когда-то Ломоносова называли талантливым самородком и «русским Леонардо да Винчи», а сегодня его можно смело назвать ярчайшим примером self-made man — человека, выбившегося из низов и сделавшего головокружительную карьеру в обществе, где социальная мобильность жестко ограничивалась сословными рамками.
Михаил (Михайло) Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в зажиточной крестьянской семье и с детства помогал отцу, который владел собственной рыболовецкой артелью в Архангелогородской губернии — это была чуть ли не единственная область России, где в то время отсутствовало крепостное право. Грамоте Ломоносов обучался у церковного дьяка в родной деревне Мишанинской, поздно — в 12–14 лет — научился читать и страдал от недостатка книг. Мать Михаила умерла, когда мальчику было всего 9 лет. Кроме нее никто — ни отец, добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный», ни мачехи (Василий Дорофеевич после смерти первой супруги женился еще дважды) — не поддерживали страсть сына к чтению. Особенно трудно юноше было наладить отношения со второй мачехой, «злой и завистливой», которая высмеивала его увлечения и считала «ученость» откровенной глупостью. Отец встал на ее сторону и, дабы поскорее выбить из головы сына книжную «дурь», задумал его женить.
Понимая, что женитьба окончательно похоронит его мечты о науке и образовании, Ломоносов притворился больным в надежде отложить свадьбу. А дальше случилось знаменитое бегство в Москву — решение, навсегда изменившее жизнь 19-летнего деревенского «болвана». Улучив подходящий момент, он, никому ничего не сказав, догнал рыбный обоз, следующий в Москву, и упросил взять его в попутчики. Из вещей он прихватил лишь кое-что из одежды и книги, которые позже назвал «вратами своей учености» — «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого.
В Москву Ломоносов прибыл в начале января 1731 года. Ему удалось поступить в престижную Славяно-греко-латинскую академию, хотя для этого пришлось подделать документы, назвавшись сыном «холмогорского дворянина». Путь к знаниям оказался весьма тернист, ведь Михаил впервые сел за парту вместе «со школьниками, малыми ребятами», будучи здоровым почти 20-летним «лбом», и регулярно подвергался насмешкам с их стороны. Однако тяга к учебе и невероятное прилежание помогли преодолеть все неудобства, и за первый год Ломоносов закончил сразу три класса академии.
В 1734 году подлог с документами был раскрыт, однако Ломоносова не только не наказали, но даже поощрили за способности и трудолюбие, сначала отправив на обучение в Киево-Могилянскую академию, а спустя год, в 1735-м, зачислив в студенты университета при петербургской Академии наук. Еще через год, в 1736-м, Ломоносов в числе избранных отправляется на стажировку в Германию, для чего ему пришлось выучить немецкий язык с нуля всего за несколько месяцев. Проучившись там около четырех лет, 30-летний студент самовольно решает вернуться на родину. В очередной раз не понеся никакого наказания за свое сумасбродство, он смог защитить две диссертации — по химии и физике — и получить должность адъюнкта физического класса Академии наук. А уже в 34 года, в 1745-м, Ломоносов получает звание профессора химии и чиновничий титул, равный дворянскому.
- Мозаики работы М.В.Ломоносова
- «Полтавская баталия». Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. Санкт-Петербург. 1762—1764
Химия и физика — не единственные области, где проявил себя гений Михаила Васильевича. Александр Пушкин назвал Ломоносова «первым нашим университетом» неслучайно — жизнь и творчество Михаила Васильевича красноречиво свидетельствуют о том, насколько многогранной и неординарной личностью он был.
Создание проекта Московского университета, единственного на настоящий момент российского вуза, представленного практически во всех мировых рейтинговых системах, возрождение в России мозаичного искусства, реформа русского языка и новаторское использование ямба в стихосложении — это лишь малая часть огромного наследия Ломоносова. Именно он открыл атмосферу на Венере, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов, создал ряд оптических приборов и заложил основы физической химии. Не менее известны его труды в области истории и географии.
За прошедшие 310 лет биография «русского Леонардо да Винчи» обросла немалым количеством легенд (некоторые из них придумал он сам), а оценка его деятельности и достижений варьировалась от панегирической до обличительной. Но одно можно сказать наверняка: с момента смерти Ломоносова в 1765 году Россия больше не видела личностей такого масштаба, а его вклад в просвещение и популяризацию знаний просто невозможно переоценить.
А.В.Рубанович
Интервью с Катериной Ломоносовой | Photo Pathway
Катерина обладает уникальным стилем в фотографии и является победителем многих международных фотоконкурсов. Мне очень повезло взять у нее интервью, и она оказалась очень приятным человеком.
Рад представить вам Катерину Ломоносову!
Нажмите на фото для увеличения.
Прежде всего расскажите немного о себе. Когда вы начали интересоваться фотографией? Какие этапы вашего развития как фотографа были самыми важными?
Родился в 1975 году в Украине. В детстве любил рисовать и графику. В 1997 году я переехал на ПМЖ в Израиль, где и живу сейчас. С 2000 года работаю графическим дизайнером в рекламной компании.
Я увлекся фотографией еще в 2005 году. Так получилось, что в то время в моей жизни появилась какая-то пустота. Захотелось заполнить эту пустоту чем-то интересным, красивым, ярким… Этим «чем-то» оказалась фотография…
Я расту и развиваюсь с каждой новой работой, я художник, я живу, думаю и чувствую своими творениями… Творческая фотография стала важной частью моей жизни… Я принимаю участие в различных проектах в области документального кино и художественной фотографии, и я планирую расти и развиваться дальше в этой области.
Фото Катерины Ломоносовой. Нажмите на фото, чтобы увеличить.
Где вы черпаете вдохновение и идеи для своих работ?
Вдохновение и идеи для моих работ приходят по-разному… Иногда идея просто всплывает из подсознания, а некоторые вещи приходят из картинок других авторов в интернете. Некоторые из моих работ вдохновлены картинами известных художников. Есть и идеи на ту или иную тему, которые буквально долго «вынашивают» в голове, прежде чем находят выход, чтобы запечатлеть на фотографии.
Кто ваши модели? Это ваши родственники, знакомые или, может быть, профессиональные фотомодели? Как вы их выбираете?
Моими первыми моделями были мои дети – сын, которому тогда было пять лет, и дочка, ей тогда было тринадцать. Позже к моему арсеналу добавились некоторые мои друзья и знакомые, а также друзья моей дочери. В наши дни многие профессиональные фотомодели были бы за честь участвовать в моих фотоработах.
Для меня самое главное при выборе модели — не профессионализм модели, а его естественный язык тела и выразительное лицо, особенно глаза.
Для меня важно показать в своих фотографиях не только красоту линий и расположение световых пятен, но и что-то из глубины человеческой натуры, можно сказать «душу». В своей работе я всегда стремлюсь придать своим фотографиям глубину смысла, чтобы они заставили людей задуматься и попытаться понять то, что я хотел выразить. Я хочу, чтобы мои фотографии доходили до самых глубоких чувств и эмоций человека.
Фото Катерины Ломоносовой. Нажмите на фото, чтобы увеличить.
Как вы находите и выбираете места?
Большинство моих фотографий сделаны в гостиной моего дома. Я просто отодвигаю мебель и делаю небольшую «студию», но она больше похожа на простой уголок. Иногда я выхожу с друзьями, чтобы пофотографировать на улице. При съемке на улице я предпочитаю заброшенные дома, но с неповрежденными стенами и окнами, поэтому даже снаружи я ищу места, похожие на привычную домашнюю обстановку.
Сколько времени в вашей еженедельной рутине уделяется фотографии?
В хорошие времена каждая пятница посвящена фотографии. Один день в неделю. Иногда снимаю и по субботам. Но у меня бывают периоды занятости, когда приходится жертвовать своим хобби ради других дел, и может пройти несколько недель, а я не сделаю ни одной фотографии.
Поговорим о следующей фотографии:
Фотография Катерины Ломоносовой. Нажмите на фото, чтобы увеличить.
Глядя на него, у меня возникают смутные ассоциации с некоторыми моими детскими страхами. Что вы хотели передать этой фотографией?
Эта фотография называется «Философия несвободы». Поначалу эта фотография просто производит впечатление ребенка-заключенного, смотрящего наружу из «клетки». Но я вкладываю сюда и скрытый смысл. Обратите внимание на руки ребенка. Посмотрите, как сильно он цепляется за свою «клетку». Как часто мы, будучи несвободными в прямом или переносном значении этого слова, боимся вырваться из «клетки», боимся перемен в жизни, комфортно себя чувствуем в своей несвободе, хотя и не всегда в этом признаемся?
Такая интерпретация не лежит на поверхности, и если зритель не успеет ее «расшифровать», она останется скрытой. Но и без этого фотография получилась глубокой, запоминающейся и сильной – во многом благодаря хорошей игре моего пятилетнего сына ☺.
Фото «Октябрь…» Мне понравилось больше всего. Он дышит нежностью и свежестью осени… Расскажите немного о создании этой фотографии.
Фото Катерины Ломоносовой. Нажмите на фото, чтобы увеличить.
Эта работа одна из моих любимых. Модель — молодая женщина, которая пришла ко мне. Она хотела, чтобы я создал ее красивые фотографии. Так ей хотелось хорошо выглядеть на снимках, и моей целью было не разочаровать ее…
Идея волос-дерева пришла мне в голову сразу, но постобработка заняла несколько часов. Потом я уже был готов отправить работу моему заказчику, но что-то меня остановило…
Я каждый день той недели возвращался к работе над ней – пробовал добавлять разные элементы, но ничего не получалось. Пока однажды мне не пришла в голову идея добавить падающие листья на дерево… Потом все встало на свои места, и фотография обрела окончательный вид.
Расскажите об аксессуарах, которые вы используете в своей работе.
Каждая композиция имеет свои аксессуары. Иногда это перчатки или веер, часто разные виды ткани, иногда цветы. Я также люблю использовать фрукты и овощи — они кажутся мне «настоящими», такими, какими их создала природа, я думаю, это важно для моей работы. Однажды я даже принесла с работы стремянку — она дополняла фон композиции, и я сделала с ней очень красивые снимки.
Фото Катерины Ломоносовой. Нажмите на фото, чтобы увеличить.
Какое оборудование вы используете? Насколько важно качественное оборудование для фотографа?
Я начал с небольшого компактного фотоаппарата Fuji A210. Многие из моих ранних работ, которые сделаны с его помощью, сейчас участвуют в международных выставках и конкурсах. Позже я купил Canon 350D и пользовался им три года. Мои лучшие работы сделаны с помощью этой камеры.
Теперь у меня Canon 5D Mk.II. Я с удовольствием перешел на полный кадр, но все же считаю, что фотографию создают глаза и разум фотографа, а не камера.
Мое мнение, что в большинстве случаев не важно, какой камерой сделан снимок, главное, когда фотография проникает глубоко внутрь и затрагивает ваши чувства.
Расскажите немного о своей работе со светом. Какие методы освещения и оборудование вы используете?
Освещение? Я использую естественный свет, который попадает в мою гостиную через окна. Больше ничего. Я не использую вспышки, зонтики или отражатели. Для меня важно иметь свободное время в светлое время суток.
Сколько времени вы посвящаете Photoshop? Какие функции Photoshop вы используете чаще всего?
Постобработка в Photoshop очень важна для меня. Я уделяю этому довольно много времени. Над каждой фотографией работаю по несколько часов. Я использую цветокоррекцию, добавляю различные текстуры и много работаю с масками и слоями.
Фото Катерины Ломоносовой. Нажмите на фото, чтобы увеличить.
Можно ли купить вашу работу, и если да, то где?
Я продаю свои работы в галереях в интернете, некоторые из них представлены в московской галерее «Фотолофт»
Вы также можете приобрести мои работы напрямую у меня.
Если бы вы могли дать только один совет начинающему фотографу, какой бы он был?
Советую фотографировать с душой. Вложить максимум «себя» в то, что вы делаете, и результат не заставит себя долго ждать.
Фото Катерины Ломоносовой. Нажмите на фото, чтобы увеличить.
Спасибо, Катерина, за ваше время и знания! Это было истинное удовольствие поговорить с вами.
Если вам понравились работы Катерины, вы можете посетить ее Галерею.
Вы также можете связаться с Катериной по вопросам приобретения ее работ по электронной почте: lomonosov.katerina at gmail.com
Московский государственный университет им.
М.В. Ломоносова | Программа стипендий ФулбрайтаИмя | Домашнее учреждение | Принимающие учреждения | Дисциплина | Страна программы | академических лет | Программа |
---|---|---|---|---|---|---|
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова | Университет штата Нью-Йорк в Олбани | Лингвистика | Россия | 2002-2003 | Программа приглашенных ученых Фулбрайта | |
Евгений Стырин | Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова | Университет штата Нью-Йорк в Олбани | Государственное управление | 2009-2010 | Программа Фулбрайта для приглашенных ученых | |
Анна Тарбеева | Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова | Университет Аляски в Фэрбенксе | Науки об окружающей среде | Россия | 2017-2018 | Программа приглашенных ученых Фулбрайта |
Дмитрий Хитров | Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова | Университет Мичигана в Анн-Арборе | История | Россия | 2015-2016 | Программа приглашенных ученых Фулбрайта |
Ксения Трушина | Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова | Университет штата Аризона — Темпе ,Технологический институт моды | Искусство | Россия | 2018-2019 | Программа Фулбрайта для приглашенных ученых |
Андрей Брюханов | Московский государственный университет им. |