Жизнь и творчество мольера: Мольер биография кратко, интересные факты про Жана Батиста

Жизнь и творчество Мольера

  1. Энциклопедия
  2. Люди
  3. Жизнь и творчество Мольера

Мольер – французский театрал, один из основоположников комедийного жанра театральных постановок.

Будущий комедиограф Мольер появился на свет 15 января 1622 года в пригороде Парижа. При рождении его звали Жан-Батист Поклен. В его семье практически никто не занимался театральным искусством. Несмотря на то, что родители занимались обивкой мебели, в семье всегда были лишние деньги. Поэтому в детстве мальчик жил в достатке. К сожалению, он в раннем возрасте лишился матери, умершей от туберкулёза. Отец страстно желал, чтобы сын продолжил его дело. В связи с этим, парень рано пошёл работать, а образование начал получать лишь в юношестве.

В 14 лет он поступил в Клермонский иезуитский колледж по настоянию деда. Он изучал иностранные языки, математику и некоторые естественные науки. Благодаря приобретённым знаниям он смог переводить литературные произведение и читать труды заграничных авторов, в том числе Плавта и Теренция.

Окончив обучение, он получил квалификацию преподавателя. По специальности он работал очень мало. Жан-Батист также имел опыт работы адвокатом. Тем не менее вскоре парень решил стать актёром театра.

С того момента он взялся за создание собственного театра. У него нашлись единоличники, которые помогли будущему комедиографу успешно начать новое дело. Театр был назван “Блистательным”. Именно с этого момента Жан-Батист становится официально Мольером. Этот псевдоним останется у него до конца жизни. В 1646 году труппа отправилась гастролировать по всем крупным городам Франции. Она также выступала и в провинциальных театрах. Вскоре интерес к популярным пьесам начал спадать. Поэтому Мольер решил заняться написанием собственных произведений. Теперь он окончательно решил стать комедиографом, выступление на сцене больше не казалось ему столь романтичным и почётным занятием. В 1651 году выходит его первая пьеса под названием “Смешные жеманщины”. Автор был очень сильно удивлён, что его труды очень быстро стали популярными в обществе.

Успех пьесы побудил Мольера продолжить заняться написанием произведений. За 5 лет у него вышло много комедий, в том числе “Школа мужей”, “Дон Жуан” и “Мизантроп”. Эти комедии являлись сатирой. Они высмеивали церковь и другие религиозные объединения. Многие священники ополчились против Мольера.

Обострившиеся проблемы не вынудили известного комедиографа остановить работу театра. Во многом ему помогли представители королевской семьи. Они объявили труппу королевской, повысив её авторитет в обществе. Мольер продолжил писать пьесы. С 1664 по 1673 года он написал порядка 10 крупных произведений, в том числе комедии “Принцесса Элиды”, “Скупой” и “Мещанин во дворянстве”. Главные роли он исполнял самостоятельно. Мольер работал очень усердно, что сказалось на его здоровье. В связи с этим, ему очень часто становилось плохо прямо на сцене. На одном из спектаклей ему стало не по себе. Актёр кашлял кровью. Соратники Мольера отвезли его домой. Лекари не смогли приехать вовремя, поэтому комедиограф скончался днём 17 февраля 1673 года.

Вариант 2

Мольер – литературный и театральный псевдоним известного французского комедиографа XVII века. Настоящее его имя Жан-Батист Поклен.

Родился он в 1622г. в Париже. Мать мальчика умерла рано. Отец занимал должность придворного обойщика и не очень-то беспокоился об образовании сына, но дед настоял, чтобы внука отдали учиться в Клермонский колледж. После его окончания в 1639г. парень успешно сдал экзамен и получил степень лицензиата прав.

Однако ни карьера адвоката, ни придворная должность не привлекали юношу. В 1643г. он возглавил «Блистательный театр», труппа которого насчитывала десять актёров. Под псевдонимом Мольер стал исполнять в пьесах трагические роли.

Поскольку в Париже дела у его театра шли не очень хорошо, он с несколькими актёрами-единомышленниками примыкает к бродячим комедиантам и отправляется в провинцию. Тринадцатилетние скитания обогатили жизненный и творческий опыт Мольера. Он понял, что провинциальная публика предпочитает смотреть комедии, потому переквалифицировался в комика, а потребность в постоянном обновлении репертуара вынудила его взяться за перо. Постепенно к нему пришли успех и слава. Большинство сценариев, написанных им в то время, к сожалению, не сохранилось.

В 1658г. труппа Мольера вернулась в Париж и выступила с фарсом «Влюблённый доктор» перед придворной публикой. На спектакле присутствовал король Людовик XIV, которому настолько всё понравилось, что он предоставил труппе помещение театра Пти-Бурбон (а позже – Пале Рояль).

В 1659г. комедиограф пишет пьесу «Смешные жеманницы», в 1660г. – «Сганарель, или Мнимый рогоносец», в 1661г. – «Школа мужей», в 1662г. – «Школа жён», в 1664г. – «Тартюф». Всего в парижский период он создал 29 комедий. Некоторые из них были написаны в жанре комедии-балета (например «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной») и сочинены для различных празднеств при королевском дворе. Сам Луи XIV вместе с приближёнными исполняли в них разные роли.

Король всегда благосклонно относился к Мольеру. Он даже согласился стать крёстным отцом его сына-первенца. Но было у талантливого комедиографа и много недругов, завистников.

До последних часов своей жизни Мольер не расставался со сценой. Во время спектакля в феврале 1673г. он начал кашлять кровью. Родные доставили его домой, где он и умер. Похоронили гениального комедиографа без проведения церковных обрядов ночью (за кладбищенской оградой). Позже з почестями перезахоронили на Пер-Лашез.

Жизнь и творчество Мольера

Интересные темы

Мольер Жан-Батист


Творчество Жана Батиста Мольера (1622—1673), одного из крупнейших писателей-классицистов XVII столетия, в отличие от Корнеля и Расина, создателей классицистической трагедии, было сосредоточено в пределах комедийного жанра. Синтезировав все лучшее, что было достигнуто его предшественниками, Мольер придал французской комедии исключительную идейную насыщенность, социальную остроту и художественное разнообразие. 


Мольер родился в семье королевского обойщика Поклена (фамилия Мольер — псевдоним) и начиная с 1643 г. до самой своей смерти работал в области театра в качестве актера, постановщика пьес и драматурга. Уже в 1643 г. он создал совместно с другими поклонниками сценического искусства и актерами так называемый «Блистательный театр», в котором играл главные роли, был режиссером и директором. Из-за профессиональной неопытности большинства участников «Блистательный театр» не имел успеха в столице и распался. Мольер переселился в провинцию и с 1645 по 1658 г. играл в бродячей труппе. Провинциальный период в истории мольеровской труппы приходится на время народных волнений эпохи Фронды. Мольер воочию увидел во время своих странствий нищету народа и его мужество. 


Драматургию Мольера отличает жанровое многообразие. Мольер создавал замечательные образцы и высокой комедии, и фарса, и комедий-балетов. 


Для понимания места Мольера в развитии французской литературы XVII в. чрезвычайно важно должным образом оценить ту роль, которую в его творчестве играют материалистические, жизнеутверждающие традиции культуры Ренессанса.  

 

Портрет Мольера. 1730


В центре первого большого произведения драматурга, «Сумасброд» (1655), — образ Маскариля, инициативного, предприимчивого человека, неиссякаемого выдумщика, ведущего в пьесе всю интригу. Духом борьбы с архаикой проникнуты комедии «Школа мужей» (1661) и «Школа жен» (1662). Объект осмеяния в них — Сганарель и Арнольф — люди старорежимного типа. Молодые девушки Изабелла и Агнеса в начале действия обеих пьес находятся в полной зависимости от своих опекунов. Мольер показывает стремление Агнесы и Изабеллы к самостоятельности, их борьбу за право самим определять собственную судьбу. Так, Изабелла первая объясняется в любви Валеру и побуждает его похитить себя из дома Сганареля.

 

И в «Тартюфе» (1664—1669), и в «Скупом» (1668), и в «Мещанине во дворянстве» (1670), и в «Проделках Скапена» (1671), и в «Мнимом больном» (1673) очень существенна оппозиция молодежи старикам — родителям, опекунам, встающим на пути к достижению счастья. Не менее существенно и стремление к созданию новых связей между людьми. Лафлеш («Скупой»), Ковьель («Мещанин во дворянстве»), Скапен («Проделки Скапена»), Туанета («Мнимый больной») — это персонажи инициативные, энергичные, которые действуют вопреки всему освященному традицией. Скапен создает необычные ситуации, переодевается и перевоплощается, говорит чужими голосами, пользуется чужими диалектами. Предельна и изобретательность Туанеты. В духе традиций, восходящих к Ренессансу, рассматривает Мольер, судя по его «Критике „Школы жен“» (1663), и самый жанр комедии, который он противопоставляет трагедии, концентрирующей внимание на силах, гнетущих человека, на судьбе, роке, провидении. 


Наряду с изображением маниакальных характеров, характеров одной страсти, писатель создает и многоплановые образы. Поступки, продиктованные волей, перемежаются у героев Мольера с поступками, обусловленными не зависящими от воли свойствами характера. Показателен в этом отношении образ Альцеста. Альцест выступает как обличитель общественных пороков, не допускающий ни малейшей «сдержанности» в борьбе с врагами. Вместе с тем Мольер изображает его и как человека, безумно влюбленного в Селимену, вполне сознающего, что предмету его любви присущи недостатки, но не имеющего сил справиться со своим чувством. Еще более многоплановым показан Дон Жуан («Дон Жуан, или Каменный гость», 1665).

 

Это соблазнитель женщин, убежденный богохульник и ханжа, имитирующий религиозное обращение. Развращенность, безусловно, главное свойство Дон Жуана, но оно не подавляет других его особенностей. Тартюф у Мольера не только хитрый интриган, карьерист, стяжатель, прикарманивающий состояние Оргона. Он и развратник, который не прочь приволокнуться за Эльмирой, женой Оргона. Тартюф прежде всего лицемер, прикидывающийся святошей. 


Но, кроме того, он политический доносчик, организующий арест Оргона властями. 

 

На карте Франции показаны места турне труппы Мольера в 1645—1658 годы


Распространено мнение, будто классицизм вообще и Мольер в частности как бы игнорируют динамичность человека. У Мольера есть и характеры, полные динамики. Однако эта проблема решается в произведениях французского драматурга не так просто. Так, Орас в «Школе жен» рассказывает, как под влиянием любви в человеке происходит «внезапное» и «полное изменение»: скупой превращается в щедрого, трус — в храбреца. Мысли эти возникают у Ораса в связи с Агнесой, которая из смиренного, забитого существа превращается в человека смелого и решительного.

 

Она как бы обретает себя, освобождаясь от подчинения воле Арнольфа, глазами которого смотрела на окружающее. Изменение характера у Мольера происходит и путем его обогащения новыми чертами — возникает новое, более сложное единство. Так обстоит, например, с Дон Жуаном. В I и II актах Дон Жуан только соблазнитель и прожигатель жизни, затем, начиная с III акта, он проявляет себя также безбожником и богохульником. В конце пьесы, в V акте, Дон Жуан оказывается еще и святошей. Динамичность образа у Мольера связана иногда не столько с объективными изменениями персонажа, сколько с изменением взгляда других действующих лиц на него. Речь идет не о переломе в душе героя, а о более глубоком раскрытии образа. 


Психологическое богатство, скрытое в человеке, Мольер раскрывает, вводя в свои комедии образ человека, размышляющего о жизни. Интеллектуальный герой возникает у него в противовес маниакальному характеру, который был показателен, например, для комедий Скаррона и отличался известной бездумностью. У Мольера мы встречаемся с героем нового типа. Это уже не человек, обладающий, подобно вещам, конкретными, как бы заранее предопределенными свойствами; у него есть свое отношение к миру, и в этом его своеобразие. 


Интеллектуальному герою Мольера присущ своего рода универсализм отношения к действительности. Он особенно очевиден в отношении Альцеста к миру. Образ интеллектуального героя возникает у Мольера в атмосфере столкновения противоположных взглядов. Вспомним споры Ариста и Сганареля, Кризальда и Арнольфа, Альцеста и Филинта. Мысль, концепция, система воззрений становятся у Мольера объектами изображения. В пьесах Мольера мы имеем дело с фигурой оппонента, который оспаривает неприемлемую для него точку зрения. Наряду с этим мы встречаем у Мольера и личность, активно стремящуюся внушить другим определенные суждения. Для понимания внутренней структуры образа интеллектуального героя у Мольера показателен Альцест в «Мизантропе» (1666). 

 

Персонаж Сганареля в парижском издании 1850 года


Альцест не ограничивается установлением приятного и неприятного в людях, не довольствуется констатацией их индивидуального своеобразия. Он сводит все многообразие воспринятых им явлений к единой закономерности. Он видит, что повсюду царят несправедливость, плутовство, корыстолюбие, замечает не только прямую «враждебность» злых людей, но и их «любезность», «угодливость» по отношению к людям, которых они презирают. Альцест различает среди людей, с одной стороны, «судей», с другой — «льстецов», причем особую опасность усматривает именно в «льстецах», непосредственно не творящих зло, но поддерживающих его. Именно учитывая эту всеобщую «льстивость», Альцест утверждает, что весь мир находится во власти «испорченности». Люди отличаются в большинстве своем неискренностью: речи их не выражают глубины их души. Критика, исходящая от Альцеста, касается не отдельных людей, а пороков общества в целом. Альцест ставит себя вне культуры дворянских салонов, порывает с ней. 


Размышляя над творчеством Мольера, мы не можем игнорировать то новое, по сравнению с эпохой Ренессанса, что отличает мироощущение передовых людей XVII в. Огромное значение для Мольера приобретает противоречивость мира, дисгармоничность человека: Мольер ставит во главу угла «недостатки» человека, его пороки. В этом отношении особенно показательны «Школа жен», «Дон Жуан», «Тартюф». Драматург усиливает в этих пьесах злое начало. Веселое, комическое уступает подчас место мрачному или сосуществует с последним. Арнольф появляется на сцене вовсе не как комическое действующее лицо. Это человек опасный.


Агнесу, Жоржетту, Алена он запугивает, угрожая, что убьет их. Ален и Жоржетта падают перед ним на колени, Жоржетта молит не уничтожать ее. Подобную же атмосферу несет с собой и Тартюф, вызывающий раздоры в семье Оргона, способствующий ее разорению и аресту самого Оргона. Рушащимся, готовым вот-вот развалиться изображается у Мольера дом Оргона. 


Определенные изменения в мироощущении, унаследованном от эпохи Ренессанса, происходят у Мольера и в том, что он нарушает старую схему: умный герой — глупый, комический противник. Орас, влюбленный в Агнесу, стоящий на страже свободной личности, представляется временами безрассудным, а разум оказывается на стороне Арнольфа, представителя старого мира. Конечно, было бы преувеличением трактовать Ораса только как комическую фигуру. Орас, рассказывающий Арнольфу о моральном перерождении Агнесы, обнаруживает при этом достаточно проницательности. И все же на протяжении почти всей пьесы он изображается обманутым. 

 

Портрет Мольера. 1656
кисти Никола Миньяра


В «Мизантропе» мы встречаемся с дальнейшим усилением зла. Альцест, положительный герой пьесы, недаром оказывается к концу побежденным врагами. Его обманывает возлюбленная, его грабят судьи, его подвергают преследованиям. Альцест, еще в большей степени, чем Орас, отличается от активного и преуспевающего героя, выдвинутого эпохой Возрождения. Альцест, правда, предпринимает попытки «изменить мир», надеется «очистить душу Селимены от пороков эпохи». Но попытки его воздействовать на окружающих терпят крах. Ощущение, что его проповеди бессильны, преследует и самого Альцеста. Недаром уже в I акте он заявляет, что город и двор вызывают в нем «мрачное настроение». Селимена во II акте говорит об «угрюмой печали» Альцеста.

 

Черты трагизма, объективно выявляющегося в «Мизантропе», усугубляются еще и тем, что отрицание в этом произведении адресовано современности. Если в «Школе мужей» и в «Школе жен» носители дисгармонического начала относились к прошлому, то в «Мизантропе» — к настоящему. Обрушиваясь на льстецов и угодников, Альцест имеет в виду «теперешние нравы». Филинт пытается направить негодование Альцеста против окружающего мира, на человеческий род вообще. Он считает пороки, обличаемые Альцестом, «неотделимыми от природы человека». А Альцест как бы в противовес Филинту обращает свой гнев на исторически конкретное состояние общества, относя зло к «порокам времени». 


Категория трагического, при всем жизнеутверждающем звучании произведений драматурга, при всей их неотразимой комической силе, сохраняет определенное значение и для позднего Мольера. Трагическое играет известную роль и в «Жорже Дандене» (1668). Героя этой пьесы нельзя без оговорок признать комическим персонажем, что подчеркивается сопоставлением его с образом Любена. Любен вызывает своим поведением только смех. Он выбалтывает Дандену как раз то, что должен был бы от него скрывать. Конечно, Данден временами оказывается одурачен своей женой и ее любовником, но отдельные случаи непонимания Данденом той или иной конкретной ситуации не мешают ему сознавать общие соотношения вещей в мире, отдавать себе отчет в том, какое место занимает он — разбогатевший крестьянин — в дворянском обществе.

 

Данден видит свое бессилие перед дворянами — господами положения. Драматизм пьесы усугубляется тем, что враждебный Дандену лагерь — это мир злых и ничтожных людей. Налет драматизма ощутим и в исключительно веселой комедии Мольера «Проделки Скапена». Редкая изобретательность Скапена оказывается, по существу, ненужной, ибо все устраивается независимо от него. Пьеса заканчивается тем, что все веселятся, в то время как человеку, положившему массу труда на то, чтобы создать это веселье, радоваться нечему. О Скапене забыли те, кому он так самоотверженно помогал. Скапен остается в одиночестве. 

 

Сцена из «Тартюфа», илл. Пьера Брисара, 1682


Для интерпретации темы зла у Мольера очень важно, что герой, борющийся против негативных сил, не подчиняется этим силам даже в случае их победы над ним. Не сдается Альцест, потерпевший крушение в схватке с враждебным ему миром. Уезжая из Парижа, он заявляет, что покидает «воровской притон», и собирается искать на земле «уединенное место», где можно быть «честным человеком». Если Филинт проповедует всепрощение, то обаяние самого Альцеста именно в том, что он не согласен все терпеть. Элианта характеризует «искренность Альцеста», определяющая его «бунтарство», как нечто «благородное и героическое».

 

Зло вовсе не представляется Мольеру печальной неизбежностью, присущей всему миру. Зло воплощено у него в образе человека, с которым нельзя примириться и с которым должно, наоборот, бороться как с врагом. Подобная концепция направлена против мироощущения барокко, отрицавшего возможность ограничения зла, его локализации в конкретном отрицательном персонаже. Вместе с тем она соответствует общим идейным установкам классицизма. Мольер, как Корнель и Расин, признавал внутренний мир человека первоосновой его поведения, но он сосредоточил свое внимание на образе врага, на необходимости его сатирического разоблачения и подчеркнул при этом активность последнего. 


В своих наиболее зрелых вещах Мольер изображал чрезвычайно могущественного врага. Он направил свое оружие против дворянства и консервативных кругов буржуазии, заключивших союз с церковью. Влиятельные противники Мольера, в свою очередь, стремились погубить драматурга или по крайней мере воспрепятствовать постановке его наиболее смелых пьес. И «Школа жен», и «Тартюф» вызвали ожесточенную травлю Мольера. Разрешение на постановку «Тартюфа» он получил от короля лишь после пяти лет упорной борьбы и двукратной переделки первоначального варианта. «Дон Жуан» был один раз показан зрителям и сразу же запрещен


Наиболее опасен, с точки зрения Мольера, умный враг. Драматург сумел увидеть у врага здравый рассудок, сложную душевную организацию. Его отрицательный герой не просто комический персонаж с мелкими страстишками. Это человек, уверенный в своей правоте. Про Сганареля из «Школы мужей» никак не скажешь, что он тупое, не способное рассуждать существо. То же самое относится и к Арнольфу. Он отнюдь не глупец, вызывающий только насмешку. Персонажем, обладающим недюжинным умом, представлен у Мольера и Тартюф. В нем существенна его хитрость, его уменье приспособляться к любому изменению ситуации, быстро менять решения. 

 


Опасным врагом изображает Мольер и Дон Жуана. Он не похож на Сганареля и Арнольфа, цепляющихся за старые формы жизни. Это человек, который ни во что не верит. Дон Жуан заявляет, что самым модным пороком общества является лицемерие — им заражены все. Его точка зрения совпадает с альцестовской. Но близость Дон Жуана Альцесту этим и ограничивается. Альцест стремится порвать с общественной системой, основанной на лицемерии. Дон Жуан хочет слиться с обществом, его окружающим. Именно поэтому он не только не протестует против лицемерия, но сам, как все, становится лицемером. Дон Жуан признается, что его религиозное обращение не что иное, как «хитрость». Оно вызвано необходимостью получить «убежище», т. е. покровительство церкви. 


Представление о Дон Жуане как о чисто негативном персонаже несколько нарушается его вольнодумством, а также его поведением в отношении Дон Карлоса, которого он спасает от смерти. Но свободомыслие, щедрость, смелость Дон Жуана не имеют решающего значения. Мольер понимает связь бесстрашия Дон Жуана с предрассудками сословной чести. Что касается его безбожия, то оно носит отпечаток дворянского своеволия. Сущность безбожия Дон Жуана обнаруживается особенно четко с того момента, когда выясняется, что он способен заключить союз с силами, враждебными вольнодумству. 

 


Дон Жуан пренебрежительно относится к людям: он даже не вслушивается в речи окружающих. Когда с ним беседует Дон Луис, он обращает внимание лишь на то, что тот говорит стоя, и предлагает ему сесть, как бы отвлекая его от сути разговора. Дон Жуана раздражают счастье и согласие, устанавливающиеся между людьми. Он всегда готов взорвать это счастье. Так он поступает, в частности, с Пьерро и Шарлоттой. Безоговорочно враждебным Мольеру делает Дон Жуана то, что последний в конце концов твердо идет на сближение со старыми порядками, надевая личину святоши, оказывается одним из столпов того самого общества, против которого бунтует Альцест. Мольер, впрочем, уже с самого начала пьесы изображает Дон Жуана как чужого. Дон Жуан раскрывается в пьесе извне. Мы смотрим на него то глазами Сганареля, то Эльвиры, то Пьерро. Большую роль играет также и то, что Дон Жуан говорит в общем мало, предпочитая отмалчиваться в беседах с Эльвирой, с Дон Луисом. Исключение составляет лишь речь Дон Жуана, обращенная в V акте к Сганарелю, речь, обнажающая «глубинную часть» его души. 


Своеобразие художественной системы Мольера нельзя полностью раскрыть, оставаясь в сфере творческого метода классицизма. Классицистическая художественная манера тесно переплетается у драматурга с элементами реализма. Реалистические тенденции угадываются уже в характере обрисовки интеллектуального героя. Этот герой обращен к внешнему миру. Достоинство человеческого ума для Мольера состоит не только в том, что ум — это основа человеческой воли. Мысль представляется Мольеру ценной лишь в том случае, если ее направленность соответствует поступательному движению самой жизни. В «Школе жен» противостоят точки зрения Кризальда и Арнольфа. Арнольф оказывается побежденным потому, что в угоду своим архаическим представлениям о мире искажает объективную истину.

 

Портрет Мольера. 1658
кисти Пьера Миньяра

 

Он не допускает, что зависимые от него люди могут иметь собственное мнение, и считает их своего рода неодушевленными вещами. Он пытается подчинить себе чужие души, игнорируя их естественное право на суверенитет. Арнольф полагает, что внутренний мир Агнесы характеризуется только душевной простотой и недооценивает силу любви, которая преобразует все существо девушки. Основу содержания «Школы жен» составляют не только споры — разногласия Арнольфа и Кризальда. Арнольф сталкивается в пьесе и с людьми недалекими. Его соперник Орас — «сумасброд», которого несложно обмануть, себе в жены Арнольф предназначает простушку Агнесу. И все же он терпит поражение от этих людей в силу самой природы вещей. Все его мировоззрение основано на традициях, полученных в наследство от предшествующих поколений, и он оказывается неспособным подчинить себе окружающую действительность. 


Культ абстрактной идеи, оторванной от реальных обстоятельств, осмеян Мольером и в «Амфитрионе» (1668). Всей своей комедией драматург утверждает, что данные сознания не всегда могут представлять конечную инстанцию истины. Данные сознания убеждают Созия, что он существует. Приступая к изображению Созия, Мольер как бы следует Декарту с его знаменитым Cogito, ergo sum. Но рационализм Декарта не принимает во внимание существенных противоречий реальной действительности. Если следовать отвлеченно рационалистическим принципам, то придется не считаться с тем, что Созий — раб, лицо подневольное.

 

Созий живет в таком обществе, которому присуще неравенство, иерархия. В этом обществе рядом с Созием находится Меркурий, существо, обладающее таким могуществом, которого нет у Созия. И Меркурий убеждает Созия в том, что тот не существует, что Созием является он, Меркурий. Своей цели Меркурий достигает не при помощи логических аргументов, а посредством грубой физической силы. Несколько позже в той же комедии Амфитрион поддается внушению Юпитера, который требует уступить ему место мужа возле Алкмены. Конечно, Мольер на стороне Созия и Амфитриона, он понимает несправедливость притязаний Юпитера и Меркурия. 


Преодоление ограниченных форм рационалистического отношения к жизни придает дополнительные смысловые акценты и «Мизантропу». Филинт более всего раздражает Альцеста тем, что критика общественного строя носит у него умозрительный характер. Осуждение Мольера вызывает и сам Альцест, поскольку тот мечтает переделать мир, основываясь только на силе своей мысли. Альцест смешон тем, что, мечтая «изменить» мир, обращается к людям, которые вовсе не желают переделывать себя и вполне удовлетворены своим существованием. 

 

Первый том английского перевода всех пьес Мольера, изданный Джоном Уотсом в 1739


Реалистические тенденции в творчестве Мольера тесно связаны с отрицательным отношением драматурга к индивидуалистическим традициям, восходящим к эпохе Ренессанса. Совершенно новый смысл в этой связи приобретает для Мольера самое содержание комического. Объектом насмешки у Мольера оказывается замкнутость человека, его погруженность в себя. Стремясь преодолеть разобщенность людей, драматург изображает совместные действия людей, устремленных к одной цели. Примером может служить «Тартюф». Персонажи пьесы, существующие каждый сам по себе, как бы заражаются одним порывом, образуют против Тартюфа единый, наступательный фронт; фронт этот разрастается по мере развития действия пьесы, захватывая в свою орбиту почти всех действующих лиц пьесы.  


Для Мольера характерен перенос внимания с внутреннего мира личности на обстоятельства, определяющие ее судьбу. Мольер близок к другим представителям классицизма в том, что он ищет причины поведения человека в нем самом, устанавливает психологические константы. Но эти константы, свойственные человеку вообще, драматург не отделяет от сословно-социальных категорий. В полном соответствии с поэтикой классицизма характер персонажа изображается у Мольера как внутреннее, психологическое единство. Однако это единство получает дополнительное качество: сословно-классовая принадлежность определяет социальное содержание характера. 


Показателен Дон Жуан, которому присущи психологические черты целой социальной группы. Мольера интересует в Дон Жуане склад его мысли. Дон Жуан рассматривает свои связи с другими людьми с точки зрения человека, привыкшего к воинским подвигам. Он судит обо всем, как пристало «завоевателю». Главное для него — «сразиться» с женщиной, «восторжествовать» над ее «сопротивлением», «покорить» ее. Психология Дон Жуана определяется не только его личной судьбой, но и особенностями положения, занимаемого в обществе его сословием. Дон Жуан — нигилист и циник, потому что его сословие привыкло к своеволию, аристократическому высокомерию.

 

Он святоша, потому что его сословие связано с церковью, освящающей феодальные устои. Рассказывая о жизненном пути Дон Жуана, о его любовных увлечениях, о его вольнодумстве и возвращении в лоно церкви, Мольер постоянно имеет в виду судьбу дворянства вообще. Гарпагон не просто человек, которого отличает скупость, не отвлеченный тип скупца, кем бы он ни был — дворянином, буржуа, священником. Скупость — это не психико-биологическая, а социальная особенность, свойственная главным образом буржуа. Не менее показателен у Мольера и Тартюф. Это не человек вообще, со склонностями к плутовству или разврату. А именно лицо духовного звания или, во всяком случае, близкое к духовенству, в первой редакции пьесы, видимо, непосредственно священник. Тартюф не случайно рассуждает обо всем далеком от религиозных дел, взывая к интересам неба. 

 


Известное равнодушие драматурга (по сравнению о Корнелем и Расином) к политическому фасаду общественного здания делает понятным довольно благоприятное отношение к комедиографу Людовика XIV, который даже защищал Мольера, правда всегда до известных пределов, от его врагов — дворянства и церкви. Вместе с тем интерес Мольера к социальной проблематике объясняет, почему его творчество не нашло полного признания в XVIII в. Творчество Мольера ведет не только к просветительному реализму, но в значительной степени — к реализму послеромантическому, социально-критическому. Просветители раскрывают мир в аспекте борьбы нового со старым («третьего сословия» со «старым режимом»). Мольер же дифференцированно подходит к «третьему сословию», различая буржуазию и народ. Однако драматург не отгораживает сословия одно от другого глухой стеной. Он обращает внимание на буржуа или зажиточного крестьянина, переходящих в состав дворянства, видит тягу буржуазии и дворянства к союзу с церковью. 


Отмечая своеобразие реалистичности Мольера, нельзя обойти важную роль в его творчестве персонажей из народа. У Мольера, придающего большое значение социальной характеристике персонажа, особую роль играет образ человека из низов. Мольер не только изображает существующее, но и намечает возможности, пока еще таящиеся в настоящем. Он наделяет человека из народа независимостью суждений, подчеркивает его предприимчивость. В комедиях Мольера изобретательным оказывается именно слуга, а не господин. Слуга — субъект действия, лицо, руководящее развитием сюжета. Иногда Мольер изымает простого человека из сферы комического и делает его, как показывает образ нищего в «Дон Жуане», объектом сочувствия, отмечая при этом его принципиальность, нежелание отказываться от своих убеждений.  


Уже создавая образ Маскариля, Мольер подчеркивал не только сообразительность слуги, но и наличие у него чувства собственного достоинства: Маскариль горд и обидчив. Скапен интересен не столько тем, что он плут и мошенник, сколько тем, что он помогает своему господину — старается не для себя, а для других. Заслуживает внимания и образ служанки Дорины. Она остра на язык, неуступчива. Благодаря ей мы начинаем видеть подлинные черты Тартюфа, она как бы разрушает тот образ Тартюфа, который был создан другими персонажами. Но Дорина не только имеет особое мнение о Тартюфе, она организует и сопротивление против него. 


Мольеровский образ человека из народа делает понятным и то предпочтение, которое оказывает драматург старине перед современностью в «Мизантропе» и в «Ученых женщинах» (1672), ибо само по себе это предпочтение как будто никак не вяжется с критическими выпадами писателя против пережитков патриархального прошлого. Мольер предпочитает старину лишь постольку, поскольку она связана с народной культурой и противостоит современной придворной культуре с ее жеманством и фальшью. Так, Альцест ставит выше современного аристократического сонета не просто старинную, а именно народную старинную песенку. 

 

Титульный лист книги Михаила Булгакова«Жизнь господина де Мольера», ЖЗЛ, 1962


С образами слуг в творчество Мольера входят вера в человека, жизнелюбие, оптимизм. Пьесы Мольера, несмотря на изображенные в них уродливые, отталкивающие стороны жизни, являют собой замечательные образцы жанра комедии, сохраняют исключительную устойчивость атмосферы веселья и радости. Главное в людях из народа — их жизнедеятельность. Превращая слуг в основную активную силу своих комедий, Мольер имеет в виду не столько их позитивную роль в настоящем, сколько гигантские потенциальные возможности простого человека. 


Творчество Мольера — это одна из вершин мировой драматургии. Оно не только оказало значительное воздействие на дальнейшее развитие французской комедиографии, но и способствовало утверждению реалистических тенденций в европейском театре последующего времени.  

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Поиск в Британике

Викторина «Президенты США и годы их пребывания в должности»

5 невероятных фактов о Христофоре Колумбе

Джон Чилембве: новая статуя прославляет панафриканиста Малави, о котором мир забыл

Мольер: биография, цитаты и пьесы

Ваше чувство юмора когда-нибудь доставляло вам неприятности? Будьте уверены, это случается со всеми — даже с величайшими комедийными писателями 17 века. Парижский драматург Мольер (1622-1673) считается величайшим писателем французской комедии. Однако получение этого титула было битвой с людьми, которые считали его юмор неуважительным и неприятным. Комедийные пьесы Мольера обычно осуждались религиозными и светскими властями за их прямой, но нетрадиционный подход к высмеиванию социальных условностей его времени.

Рис. 1 – Мольер играл в написанных им пьесах.

Мольер: Биография

Жизнь Мольера была сформирована его страстью заниматься театром, несмотря на трудности и неодобрение со стороны элиты французского общества и религиозной власти.

Молодость и образование Мольера

Мольер родился Жаном-Батистом Покленом около 1622 года. Хотя его фактическая дата рождения неизвестна, он был крещен в младенчестве 15 января 1622 года. Мольер родился в семье высшего среднего класса. . Его мать умерла, когда ему было всего 10 лет, и он жил с отцом в богатой части Парижа.

Члены семьи называли Мольера «Ле Нез», что означает «нос». Когда он родился, одна из служанок заметила, что у него большой нос.

В старших классах Мольер поступил в престижный иезуитский университет под названием College de Clermont. Здесь он погрузился в строгую школьную среду, завязал контакты с дворянством, начал выступать в спектаклях.

Знаменитый французский писатель Вольтер учился в Клермонском колледже.

Ранняя карьера Мольера в театре Illustre

Отец Жана-Батиста Мольера был мебельщиком королевского двора, который обслуживал ковры и обивку. Несмотря на то, что он был камердинером или слугой, его положение было уважаемым назначением при королевском дворе. Отец Мольера ожидал, что он займет его место. Однако в возрасте 21 года Мольер решил, что занятия театром для него важнее сохранения социального статуса.

Актер во времена Мольера не считался респектабельной профессией.

В 1643 году Мольер ушел от отца и вместе с актрисой Мадлен Бежар основал театральную труппу под названием Illustre Theater. Мольер вложил свои усилия в этот театр оставшиеся 30 лет своей жизни. Однако театр несколько раз разорялся и изо всех сил пытался удержаться на плаву. В 1645 году Мольера на один день посадили в тюрьму из-за долгов театральной труппы.

Предполагается, что драматург начал использовать сценический псевдоним Мольер, чтобы избавить свою семью от смущения, связанного с наличием у актера финансовых проблем, связанных с их именем.

Несмотря на чрезвычайный талант и силу духа Мольера и Мадлен Бежар, труппа Illustre Theater изо всех сил пыталась конкурировать с двумя хорошо зарекомендовавшими себя парижскими театрами. Вместо этого труппа более 10 лет гастролировала по провинциям Франции, посетив такие места, как Лион, Монпелье и Безье. Эти годы с передвижной труппой были решающими для развития Мольера как актера и руководителя труппы.

Возвращение Мольера в Париж и театральный успех

Театральный успех Мольера пришелся на 1658 год, когда он и его труппа выступали перед королем Людовиком XIV в Лувре. Они поставили пьесу Никомед (1651) Пьера Корнеля, за которой последовала оригинальная пьеса Мольера Le Docteur Amoureux, или Влюбленный доктор (1658). Дополнение обожал брат короля Филипп I, герцог Орлеанский, который стал покровителем труппы. Королевское признание дало актерам доступ в высокие социальные круги и статус знаменитости, но Мольеру все еще приходилось много работать против критики и конкуренции, чтобы сделать свою работу известной.

Рис. 2 – Лувр изначально был построен как крепость, затем был реконструирован как дворец и теперь является известным художественным музеем.

В 1659 году в Театре Пети-Бурбон состоялась премьера пьесы Мольера Les Précieuses ridicules , или «Задетые девушки, ». Les Précieuses ridicules была первой пьесой Мольера, высмеивающей социальные манеры во Франции. Формирование критики французского общества с помощью юмора было основным элементом пьес и произведений Мольера.

Театр «Пти-Бурбон» был разрушен в 1660 году, и театральная труппа переехала, чтобы выступать в зале Театра дю Пале-Рояль. Здесь состоялась премьера многих пьес Мольера, в первую очередь « L’École des femmes » или «Школа жен» (1662).

L’École des femmes подверглась резкой критике, и Мольер ответил на свою критику, инсценировав закулисное понимание и проведя беседы, которые зрители могли обсудить.

В 1661 году Мольер начал ставить комедии-балеты, в которых традиционный балетный танец сочетался с профессиональным театром. В этих представлениях использовались как танец, так и актерское мастерство, чтобы рассказать историю, и они были посвящены королю Людовику XIV. Над комедиями-балетами Мольер работал с балетмейстером, композитором и танцором Жаном-Батистом Люлли, который помог вывести балет и оперу в сферу профессионального искусства в Парижской опере.

Рис. 3. Мольер перешел от написания исключительно комедий и драм к частому написанию пьес, включающих музыку, песни и танцы.

В 1662 году Театр дю Пале-Рояль также начал принимать итальянских актеров. Большое влияние на Мольера оказала физическая комедия итальянцев, которые специализировались на комедии дель арте .

Комедия дель арте — форма театра, возникшая в Северной Италии и популярная в Европе с 16 по 18 века. Представления сосредоточены вокруг игривого набора стандартных персонажей, которые разыгрывают основной сюжет с импровизацией и юмором. Самый распространенный сюжет крутится вокруг молодых влюбленных, которые не могут быть вместе из-за неодобрения или ревности окружающих.

В том же 1662 году Мольер женился на Арманде Бежар. Сначала он думал, что она сестра его партнерши по театру Мадлен Бежар. Однако, скорее всего, она была ее внебрачной дочерью. У пары было три дочери, но только одна дожила до зрелого возраста.

Помимо пьес Театра Пале-Рояль, Мольер написал пьесы по частным заказам, премьера которых состоялась в других театрах. Наиболее заметным из них является Tartuffe (1669), премьера которого состоялась в Версале. Эта пьеса была запрещена вскоре после выхода в свет из-за изображения несчастного человека, демонстрирующего религиозное благочестие.

Пьесы Мольера вызвали сильную оппозицию со стороны традиционных писателей, религиозных авторитетов, представителей французского высшего общества и янсенистов. Это противодействие привело к распространению многочисленных слухов о его личной жизни и браке. Однако Мольер избегал нападок на монархию в своих произведениях, поскольку король Людовик XIV был одним из его самых больших сторонников.

Янсенизм был ранним современным христианским теологическим движением, которое было объявлено ересью католической церковью. Янсенизм был известен во Франции в 17 веке. Хотя основатели янсенизма заявляли, что следуют учению св. Августина Гиппопотама, движение навязывало кальвинистские убеждения о предопределении 9.0130

— вера в то, что Бог заранее избрал одних людей для спасения, а других — для осуждения. Католическая церковь выступает против янсенизма и предопределения из-за веры в свободную волю человечества принять или отвергнуть Божью благодать. В своей пьесе « Тартюф » Мольер высмеивает упор на первородный грех и предопределение, которого придерживались янсенисты.

В 1666 году состоялась премьера пьесы Мольера «Мизантроп », которая была опубликована в следующем году. Хотя сейчас это считается одной из его лучших пьес, коммерческого успеха она не имела.

В 1672 году Мольер представил свою последнюю пьесу « Les Femmes savantes » («Ученые дамы»). Это был успешный спектакль, чистая драма и комедия без музыки.

Смерть Мольера

Мольер умер 17 февраля 1673 года от туберкулеза легких. Ему был 51 год, и большую часть своей жизни он страдал от туберкулеза.

Во время последнего исполнения своей последней написанной пьесы в 1673 году, Le Malade Imaginaire (Воображаемый больной), у Мольера случился приступ кашля, из-за которого он потерял сознание на сцене. Он встал и закончил представление. Однако после шоу он снова потерял сознание, и у него началось сильное кровотечение. Он умер той ночью.

Во время смерти Мольера по законам Франции актерам не разрешалось хоронить на священных кладбищах. Мольер был похоронен на участке кладбища для некрещеных младенцев. В 1816 году его останки были перенесены на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Мольер: Достижения

Сегодня Мольер известен как лучший французский драматург и отец современной французской комедии, поскольку он внес новый поворот в жанр. Мольер использовал подход реализма к комедии. Он считал, что комедия должна служить отражением человеческой природы и действительности. Он устраивал критические анализы своих собственных работ, создавая закулисные представления о своих репетициях и разговорах зрителей о пьесе, чтобы объяснить свой новый подход к комедии.

Пьесы Мольера сформировали современное понимание и масштабы комедии. Он шокировал свою аудиторию, потому что относился ко всему в жизни как к чему-то, над чем можно высмеять, чтобы представить большую правду или критику. Мольер определял комедию как слияние противоположностей или несоответствий — правильного и неправильного, мудрости и глупости, благоговейного и непочтительного. Он столкнулся с серьезной критикой за нестандартность своей работы, но проложил путь прогресса в комедии и драматическом искусстве.

Мольер: Пьесы

Три известные пьесы Мольера включают «Школа жен» , «Тартюф» и «Мизантроп» (1666). Во время выхода эти пьесы подверглись критике и даже цензуре за их удивительную сатиру, высмеивающую социальные нормы, но сегодня они высоко ценятся.

Школа жен (L’école des femmes)

Премьера «Школы жен» состоялась в Театре Пале-Рояль в 1662 году. Она была написана для брата короля Людовика XIV и является одной из самых значимые пьесы. Он продемонстрировал уникальный комедийный гений Мольера и его способность переворачивать условности с ног на голову.

В пьесе рассказывается о мужчине по имени Арнольф, который так боится, что женщина оставит его, что ухаживает за молодой девушкой по имени Агнес, оставляя ее на воспитание монахиням, пока он не женится на ней. Арнольф одержим соблюдением правил общества и ужасно неловко пытается ухаживать за Аньес. В конце концов, его худший страх сбывается, и Аньес оказывается с другим мужчиной.

Мольера резко критиковали за вольности, которые он позволил себе в этой пьесе. Он остроумно ответил на возмущение своей игрой ходом La Critique de L’École des femmes или The Critique of The School for Wives (1663), в которой он объясняет и оправдывает свою новую форму комедии.

Тартюф

Тартюф , что означает самозванец или лицемер, представляет собой театральную комедию, премьера которой состоялась в 1664 году. Премьера второй версии пьесы состоялась в 1667 году, а премьера третьей версии — в 1669 году. Пьеса была запрещена королем Людовиком. XIV после его освобождения, а затем архиепископом Парижским. Однако к третьей постановке пьеса имела большой успех.

Тартюф сосредоточен вокруг персонажа по имени Оргон и его семьи. У Оргона есть гость по имени Тартюф, лицемерный религиозный человек, который симулирует благочестие, пытаясь соблазнить мать Оргона Эльмиру.

Tartuffe изначально был запрещен из-за изображения человека, который симулирует святость, но на самом деле лжет и охотится на других людей. Этому изображению религии противостояли Французская римско-католическая церковь и часть высшего французского общества. Мольер утверждал, что пьеса высмеивает действия Тартюфа и поэтому не одобряет их.

Тартюф полностью написан рифмованными куплетами.

Мизантроп

Мизантроп комедия нравов которая высмеивает лицемерную природу французского общества и указывает на недостатки человеческой натуры. В то время пьеса не имела успеха, но сейчас это самая известная пьеса Мольера.

Мизантроп — это тот, кто не любит людей и человеческое общество.

комедия нравов , также известная как антисентиментальная комедия, представляет собой жанр комедии периода Реставрации (1660-1710). Жанр комедии нравов создает реалистичную сатиру, задавая вопросы, комментируя и высмеивая социальные манеры и условности.

Действие пьесы сосредоточено вокруг человека по имени Альцест, который является мизантропом. Он презирает социальные условности во французском обществе и не хочет вести себя приятно и поверхностно, чтобы удовлетворить общественные ожидания. По иронии судьбы, Альцест влюблен в кокетливую женщину по имени Селимена, которая воплощает в себе все ценности, против которых он выступает. Хотя он не любит людей, у него есть несколько женщин после него.

Мольер: Цитаты

Пьеса Тартюф посвящена темам лицемерия и обмана, поскольку Тартюф выставляет себя добрым, святым человеком, но на самом деле совсем наоборот. Мольер использует рифмованные двустишия и риторические вопросы, чтобы вызвать игривую, но любознательную точку зрения:

Рифмующееся двустишие — это две последовательные строки стихотворения, которые заканчиваются рифмующимися словами. Риторический вопрос — это вопрос, который задается для драматического эффекта и не требует буквального ответа.

Как вы можете знать, что я мог бы сделать или быть?

На моих добрых делах основывается

Ваша благосклонность? Ты доверяешь моему благочестивому лицу?

Ах, нет, не обманывайтесь пустыми представлениями;

Я, увы, далек от того, что думают люди» (Акт 3. 6)

Мольер — мастер иронии. В Мизантроп , циничный герой Альцест, наконец, громко заявляет о своей любви к Селимен. Он говорит девушке, которая любит быть богатой, что он хотел бы, чтобы она была бедной, чтобы он мог любить ее чище:

Да, я хочу, чтобы ты была ужасно бедной,

Нелюбимой, нелюбимой, совершенно безвестной;

Что судьба низвела тебя на землю

Без владений, чинов и благородного происхождения;

Тогда, по предложению моего сердца, я мог бы

исправить великую несправедливость вашего положения;

Я подниму тебя из праха и с гордостью докажу

Чистоту и широту моей любви.» (4.3)

Мольер — Ключевые выводы

  • Парижский драматург Мольер (1622-1673) прославлен как величайший писатель французской комедии
  • Когда ему был 21 год, Мольер вместе с актрисой Мадлен Бежар основал театральную труппу под названием «Театр иллюстраций». Мольер вложил свои усилия в этот театр в течение оставшихся 30 лет своей жизни
  • Мольер сформировал современную драматургию Он считал, что комедия должна служить отражением человеческой природы и действительности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *