Особенности киевского и новгородского цикла былин: Новгородский цикл былин | Музыкальный класс

Новгородский цикл былин | Музыкальный класс

В русском эпосе особняком стоит новгородский цикл былин. Основой сюжетов этих сказаний стали не ратные подвиги и политические события государственного масштаба, а случаи из жизни обитателей большого торгового города – Великого Новгорода. Причины понятны: город и образовавшаяся вокруг него вечевая республика всегда занимали отдельное место в жизни, а, значит, и в культуре Руси.

Слагали и рассказывали эти былины скоморохи, которыми особенно славился древний город. Естественно, за щедрую награду они старались угодить вкусам новгородской буржуазии, создавая яркие, увлекательные, а порой и забавные сюжеты из их жизни.

Содержание былин новгородского цикла

Былины о Садке

Самый известный герой новгородский сказаний – Садко. Вышедший из небогатой среды (то ли гусляр, то ли простой купец, то ли просто добрый молодец) он становится весьма состоятельным. Такой сюжет не мог не привлекать увлечённых идеей обогащения жителей торгового центра.

В сюжетах былин о Садке можно выделить три линии: о его обогащении, о состязании с новгородцами, и о Царе Морском. Иногда всё это могло быть заключено в одно сказание. Но в любом варианте большое внимание уделялось обычным бытовым сценам новгородской реальности, ярко рисовалась купеческая среда. По сути, все легенды о Садке прославляют богатство самого господина Великого Новгорода.

Былина о Ставре

Апогеем расцвета новгородского стремления к получению капиталов становится былина о Ставре. Повествует она о знатном новгородском боярине-капиталисте, занимающемся барышничеством и ростовщичеством. Былинного Ставра заключает в темницу князь Владимир – здесь можно увидеть столкновение и соперничество Киева и Новгорода, а прототипом служит сотский, заточённый Владимиром Мономахом. Но все симпатии сказителя явно на стороне новгородского боярина.

Былины о Василии Буслаеве

Любимцем новгородских жителей был Васька Буслаев – разудалый молодец, герой Новгородского ушкуйничества, лихих грабежей в новгородских колониях, любитель покуражиться и попировать. В отличие от других былинных героев, ходивших по Руси, новгородский Буслаев славится не воинским героизмом, а удалью во внутренних поединках и конфликтах беспокойной республики.

Другие былины

Выражением вкусов новгородских жителей становятся и другие былины – о Хотене Блудовиче, решившем посвататься к дочери спесивой и богатой вдовы, о богатом госте Терентьище и т.д. Они носят сугубо реалистически-жанровый характер, ярко иллюстрируя обыденную жизнь и вкусы новгородской буржуазии.

Роль новгородского цикла былин

Новгород представлял собой богатейший торговый центр, открытый культурным влияниям Запада и Востока. При этом он всегда напоминал некий растревоженный острой борьбой социальных групп улей. Самим своим характером он формировал культ богатства, роскоши и заморских путешествий.

Появившийся в таких обстоятельствах новгородский цикл былин позволяет взглянуть не на сказочные подвиги богатырей, как в былинах киевского цикла, а на обычную жизнь древнего города. Даже стиль изложения и сюжет этих песен напоминают скорее яркие и захватывающие «сплетни», разносимые по шумному городу скоморохами и сказителями. Именно поэтому новгородские былины выделяют среди своих «собратьев», относя скорее к разряду европейских новелл о городской жизни (фабльо).

Автор – Макарова Наталия




18. Былины киевского и новгородского цикла: общее и различие.

Огромное значение имеют былины так называемого новгородского и в особенности киевского цикла , хотя нельзя смотреть на эти Б. как на рассказы о событиях, действительно имевших когда-то место в таком виде, в каком они представляются в песнях: элемент чудесного вполне противоречит этому. Если же Б. не представляются достоверной историей лиц, действительно живших когда-то на Русской земле, то их содержание надо непременно объяснять иначе. Ученые исследователи народного эпоса прибегали в этих объяснениях к двум методам: историческому и сравнительному.

19. Культура и быт Великого Новгорода.

На протяжении нескольких столетий Новгород Великий был «второй столицей» Руси после Киева. Этот город славился многолюдностью и богатством. Киевские князья «сажали» на новгородский престол своих старших сыновей. Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о наличии высокого уровня грамотности среди городского населения.

В Новгороде представлен самобытный вариант православного храма, и хотя он в меньшей степени, чем в Киеве, связан с воплощением византийского архитектурного сознания, по выразительности и лаконичности он родственен характеру северной природы.

Во второй половине XIII в. в Новгороде замерло каменное строительство. Город избежал монголо-татарского нашествия, но вынужден был отбивать натиск немцев и шведов, а затем принять на себя изрядную долю выплат ордынской дани. Первыми возобновили традицию каменного строительства Тверь и Новгород. Уже в 1292 г. новгородцы начали строить церковь Николы на Липне, а в XIV столетии на Новгородской земле создается целый ряд храмов, считающихся ныне замечательными творениями древнерусского зодчества. Среди них церкви Федора Стратилата на Ручью (1360 г.) и Спаса на Ильине улице (1374 г.).

20. Белокаменные жемчужины Владимиро-Суздальской архитектуры.

«Белокаменные» соборы Владимиро-Суздальского княжества

Золотые ворота во Владимере

2/пол. 12 в. — нач. 13 в. — время расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Это было одно из крупнейших феодальных образований северо-востока древней Руси. Формирование Владимиро-Суздальского зодчества началось во времена князя Ю.Долгорукого (1140-50-гг.). Этот князь строил много крепостей, возможно, поэтому многие его церкви отвечают характеру крепостного зодчества. Его сын, Андрей Боголюбский, начинает большое строительство во Владимире, который он делает своей столицей, для чего, приглашает мастеров из разный земель Древней Руси, и Западной Европы. Привлечение западноевропейских мастеров было демонстрацией отказа от киевских художественных традиций. А.Боголюбский задумывает сделать Владимир главным городом Древней Руси, стремясь превзойти Киев. Даже главные ворота города, сложенные из белого камня города он, по примеру Киева называет «Золотые» (1164)

Золотые ворота были главным торжественным въездом в город, перекрывались высоким арочным сводом. По сторонам ворот находился земляной вал высотой 9 м и шириной у основания 24 м. Снаружи город опоясывал ров глубиной более 8 м и шириной около 22 м.

Успенский собор

Главным храмом города становиться Успенский собор (1158-1160). Это была построенная из тщательно обработанного белого камня трёхнефная трёхапсидная постройка с шестью крестчатыми столбами, поддерживавшими своды и барабан. Широкие фасады придавали храму торжественность и величественность. Стены собора были богато украшены аркатурно-колончатым фризом, клиновидными консолями и капителями романского характера и пояском поребрика над аркатурой — эта характерная деталь убранства в дальнейшем пройдёт через всю историю владимиро-суздальской архитектуры и затем войдёт в состав архитектуры Московского государства.

Снаружи храм был украшен фресковой росписью — сохранился фрагмент с изображением двух павлинов с пышными хвостами и растительным орнаментом, между позолоченных колонок изображены фигуры пророков со свитками в руках. Таким образом, белые фасады храма были украшены цветным фресковым поясом, который предвещал появление в дальнейшем на этой части храма резного декора. Фасад украшали также немногочисленные резные белокаменные рельефы с изображениями на религиозные сюжеты, а также маскаронами с женскими лицами (символ посвящения храма Богородице), и головами львов по углам окон. Белокаменная резьба выполнялась в двух техниках — плоско-графическая и округлая, горельефная. Она вполне самобытна, что указывает на начало сложения местной скульптурной школы. Однако многие элементы — каменные аркатурные колончатые пояса и др., как и появление самого каменного рельефного резного декора, указывают на непосредственное влияние романских мастеров Западной Европы.

Успенский собор во Владимере

Таким образом, со времени возведения Успенского собора Владимира яркой особенностью архитектуры Владимиро-Суздальской земли стало использование резного белокаменного архитектурного декора.

После пожара в 1185 г. собор был реконструирован — по указанию князя Всеволода III в 1185-1189 г. собор был расширен за счёт пристройки к нему по периметру новых стен, которые стали своеобразным «футляром». Новые стены собора также были украшены белокаменными резными деталями.

церковь Покрова на Нерли

Важное значение в строительной деятельности А.Боголюбского имел дворцовый ансамбль в Боголюбове на р. Нерли, недалеко от Владимира (1158-1165 гг.). Ансамбль воспринимался как единое целое. Княжеский замок был каменной крепостью, княжеский дворец и храм — белокаменными. Княжеский дворец стоял на вымощенной белым камнем замковой площади, посреди которой находился восьмиколонный златоверхий киворий — «святой шатёр» над каменной чашей для освящения воды — самая изысканная постройка ансамбля. Из дворца переход вёл на хоры церкви и через неё на крепостную стену. Храм имел чрезвычайно пышный интерьер — своды поддерживались не столбами, а колоннами с лиственными («коринфскими») позолоченными капителями.

Позолоченными были также и Косяки порталов, а пол устлан толстыми медными плитами со спаянными оловом швами. Боголюбовский дворец выдерживает сравнения с лучшими дворцовыми ансамблями Западной Европы того времени, отличаясь от них оригинальным русским обликом.

Самой выдающейся постройкой времён А.Боголюбского является церковь Покрова на Нерли (1165). Храм располагается при устье р. Нерли, на заливном надпойменном берегу. Чтобы поднять здание над уровнем разлива зодчие соорудили основание под храм (высотой 5,3 м.), засыпали его искусственной насыпью и облицевали её склоны белым камнем. Арки фасадов являются своеобразным лейтмотивом здания, многократно повторяясь в рисунке оконных проёмов, порталов, аркатурном поясе, куполе. Скульптурные украшения храма не многочисленны, но тактично расположены в полукружьях закомар. Храм первоначально был окружён белокаменной аркадой и стеной в юго-западном углу.

Дмитриевский собор

Целью прославления государства служил Дмитриевский собор во Владимире, возведённый кн. Всеволодом (1194-1197). В основе собора (как и в церкви Покрова на Нерли) лежит однокупольный четырёхстолпный трёхапсидный храм. Но художественный образ другой — «романские» декоративные детали получают в соборе широкое развитие. Тонкие высокие окна подчёркивают вертикальный ритм сооружения, который гасится аркатурным поясом с богатой резьбой по камню — фигуры святых и растений. В основе скульптурной декорации храма лежит глубоко продуманная программа, связанная с символическим выражением религиозных идей и прославлением княжеской власти. Центральным изображением является фигура псалмопевца Давида, но также широко представлены изображения растений и животных.

Источником владимирской скульптурной резьбы является, с одной стороны народная резьба по дереву, а с другой — искусство западноевропейских мастеров, работавших у владимирских князей.

Очередным храмом, богато украшенном белокаменной резьбой является Рождественский собор в Суздале (1222-1225). Храм представлял собой традиционный шестистолпный трёхапсидный храм, увенчанный, вероятно, одним куполом на барабане (не сохранился, в современном состоянии храм венчают пять куполов). Рельефный резной белокаменный декор покрывает различные выступающие элементы здания — карнизы, колончатые аркатурные пояса и др. Учёные предполагают, что вероятно в декоре этого храма возникла система плоской ковровой орнаментации стены, на которой ясно выделялись выполненные в высоком рельефе резные камни и композиции. В дальнейшем этот приём ещё больше развился в соборе Юрьева-Польского.

Уникальным памятником владимиро-суздальской резьбы по камню являются рельефы Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (от слова «поле», 1230-1234 гг.). В 15 в. храм рухнул, но в том же столетии был восстановлен со значительными изменениями во внешнем виде и расположении рельефов. Реконструкция первоначального расположения рельефов позволяет говорить о сложной и последовательной программе скульптурного убранства храма.

На этих пяти храмах можно проследить развитие монументальной белокаменной резьбы от скромных опытов Андрея Боголюбского до сплошного резного убора, покрывавшего от цоколя до главы храмы 13 в.

История Украины — от Геродота до Гитлера

Ворота Европы: История Украины Сергей Плохий

Аллен Лейн, стр. 395, £25, ISBN: 9780241188088

земли, которые мы теперь называем Украиной, были резервуаром фантазии. Ахиллес, вероятно, не плыл из греческого порта на севере Черного моря вверх по порогам Днепра, чтобы найти свое последнее пристанище, как когда-то считали некоторые греки. Также маловероятно, что Украина или Понтийская степь, какой она была у греков, была родиной амазонок. При этом именно Геродот предоставил физическую географию с юга на север, которой мудро следует Сергей Плохий: порты Крыма и побережье, богатые степи и леса. Для Плохия формирование Украины — это установление единства этих трех зон, а его темы — «география, экология и культура».

Греческая культура достигла Киева, города на Днепре, где степь встречается с лесом, примерно в 1000 году нашей эры. Византийская цивилизация распространилась на север благодаря помощи скандинавов.

Викинги, ищущие торговли и дани, первыми овладели северными лесами, но не освоили степь. После попыток запугать Константинополь эти скандинавы, известные как русы, остановились на обращении. Их вожди взяли имена местных славян, женились на них и приняли церковнославянский язык, изобретенный византийскими священнослужителями, в качестве языка своей новой веры. Ярослав, самый известный правитель Руси, связан с сводами законов, написанными на секуляризованной версии этого языка. Его дочь была несчастна как королева Франции, культура которой казалась ей «отвратительной».

Когда в 1240 году с востока пришли монголы, земли Руси были разделены на три зоны. Самое западное княжество, Галицко-Волынское, попадет под власть Польши. Самый восточный, Владимиро-Суздальский, оставался в монгольской зависимости до 1480 года, когда Иван Великий сломал «татарское иго». Его столицей была Москва. Разница между траекториями Галиции и Волыни, сегодняшней западной Украины, и Московии, ставшей впоследствии резиденцией Российской империи и СССР, неоспорима. Но концентрироваться на этих двух крайних вариантах — значит упускать основной сюжет.

Киев и большая часть территории Руси, как отмечает Плохий, перешли к Великому княжеству Литовскому, другому могущественному языческому владению с севера. Это второе завоевание на юг позволило осуществить вторую передачу культуры на север. Киевское право и его язык были приняты Литвой, обеспечив передачу формы византийской культуры на север вплоть до Вильнюса — в тот самый момент, когда сама Византия пала перед османами. Благодаря Литве основной поток истории земель, которые мы сейчас называем Украиной, текла на север и на юг вплоть до XVII века.

Ось украинской истории повернулась с юга-севера на запад-восток, когда этому классическому наследию бросил вызов латинизированный «ренессанс», пришедший из западной Польши. Польский язык постепенно завоевал престиж в Вильнюсе, а затем и во всей Литве. Затем польская реформация и контрреформация принесли изощренные споры на все земли Польши и Литвы, в том числе и на Русь. Как раз в этот момент, в 1569 году, произошло переподчинение территории Польши-Литвы, так что Русь раскололась с севера на юг: грубо говоря, сегодняшняя Беларусь осталась в составе Литвы, а сегодняшняя Украина отошла к Польше.

Украинские дворяне, священнослужители и крестьяне вместо этого столкнулись с натиском зарождающейся современной европейской цивилизации. Польские дворяне принесли, а многие украинские дворяне приняли католицизм, польский язык и принципы землеустройства, необходимые для превращения степи в плантации. Реформаторы и контрреформаторы обращали принципы диспута против местного православия. Некоторые православные епископы в ответ создали союз восточного и западного христианства в Бресте в 1596 году; это привело к греко-католической вере, которая сегодня доминирует на западе Украины. Другие переняли западные методы аргументации и обучения. Киевская академия, православная, латинская и барочная, была восточным форпостом университетского образования.

Это наступление поляков с запада привело к восстанию, которое открыло путь московитской власти на востоке. Лучше всего Плохий описывает украинских казаков, вольных людей из того, что осталось от дикой степи. Заботясь главным образом об обеспечении легального статуса в Польше, они будили крестьян религиозными и социальными призывами. Не сумев заключить приемлемый союз с Османской империей, их предпочтительным союзником, казаки обратились к Московии в 1654 году. Нападение московских армий на Польшу прорыло канал влияния с востока на запад с другой стороны. Перемирие 1667 г. оставило западную Украину в составе Польши-Литвы, а восточную Украину и Киев в Московии. К настоящему времени термин «Украина» использовался для обозначения земель с обеих сторон.

Из этого столкновения возникла сама Россия. Правители Московии, как и великие князья литовские, называли себя наследниками Руси. Но когда его командиры столкнулись с казаками в 1654 году, они встретили чужой мир. Обе стороны нуждались в переводчиках. Казаки ошибочно полагали, что они могут вести переговоры с царями, как с польскими королями. Фактически поражение Польши было прелюдией к подчинению самих казаков. Православные богословы Киевской академии предложили себя своему новому правителю, царю, и принесли в Москву идеологию. В их интересах было утверждать, что Киев и Москва были частью одного исторического целого, поскольку это оправдывало их позицию как его идеологов. Таково происхождение «Российской» империи, провозглашенной царем Петром I в 1721 г.

Когда Российская империя присоединилась к Габсбургам и Гогенцоллернам для раздела Польши и Литвы в 1772 году, начался процесс, в результате которого большая часть украинских земель оказалась под властью единого правителя. Даже когда она разделяла Польшу, Россия изгнала османов с побережья Черного моря и Крымского полуострова. Лес, степь и побережье будут соединены в 19 веке железными дорогами, чтобы урожай, выращенный в степи, можно было продавать на мировых рынках. Как и везде, глобализация сопровождалась романтическим национализмом, который начался в Украине в Харьковском университете и вокруг него. Российские правители сначала не могли решить, благоприятен или вреден украинский патриотизм для их собственных интересов. Когда они остановились на последнем и запретили украинский язык, важные писатели переехали в Габсбургскую Галицию, единственный регион древней Руси, который сейчас находится за пределами Российской империи.

В конце 19 века индустриализацию современной юго-восточной Украины, Донецкого бассейна (Донбасса), предпринял валлийский промышленник Джон Хьюз. Промышленный город, основанный Хьюзом, сегодня известен как Донецк. Смешение между тем, что было русским, и тем, что было украинским, было естественным в этом регионе, где бедные русские крестьяне мигрировали на заработки в города, окруженные украинскими крестьянами. После 1917 года Советы унаследовали двойной процесс национализации и модернизации. Их первой идеей была поддержка украинской культуры, исходя из логики, что украинская национальная консолидация может поддержать социалистическое строительство. Тем не менее, когда коллективизация сельского хозяйства принесла скорее голод, чем изобилие, Сталин обвинил украинцев в провале своей политики и направил возникший голод на Украинскую республику. Между тем фантазией Гитлера было обратить вспять советскую индустриализацию и превратить Украину в немецкую житницу. Таким образом, Вторая мировая война велась за Украину и в основном на ней. Между началом сталинского политического голода в 1932 и ухода немецких войск в 1944 году Украина была самым опасным местом в мире.

Победа Советского Союза расширила территорию Украины на запад, отняв у Польши остаток территориального наследства Руси — сегодняшнюю западную Украину. Когда в 1954 году Крымский полуостров был передан из Российской республики Советского Союза в состав Советской Украины, это была уступка географии и экологии. От России Крым — это остров. От Украины Крым — это полуостров. Советские правители пришли к выводу, что украинские крестьяне будут лучше обрабатывать Крым, чем российские, и орошали крымскую деревню водой из Днепра. Так завершилось территориальное объединение Советской Украины.

Национальная идея в послевоенной советской Украине, как убедительно сообщает Плохий, приняла две беременные формы. Были и те, кто отвергал советскую систему как таковую, партизаны и правозащитники. А еще были украинские коммунисты, гордившиеся промышленностью юго-востока. Советские лидеры, выросшие из лингвистически смешанного украинского юго-востока, Хрущев и Брежнев, поддерживали отношения патрона и клиента, которые были цементом Советского Союза. Горбачеву удалось оскорбить обе группы и свести их вместе. Когда пришло время в 1991, более 90 процентов жителей Украины, в том числе большинство на Донбассе и в Крыму, проголосовали за независимость.

В такой относительно короткой истории, как эта, ускользнут некоторые важные темы. Читатель, который ищет честный отчет об этнической чистке поляков с Волыни украинскими националистами, будет разочарован, как и тот, кто ищет социальную историю еврейской жизни и смерти в Украине. События Второй мировой войны рассказываются быстро и без привязки к более крупной аргументации. Тем не менее, основная мысль сделана. История возникновения Украины как территории и общества гораздо больше связана с единством, сначала экономическим, а затем политическим, трех территориальных поясов, уже обозначенных Геродотом. Эта интерпретация оставляет место для споров о том, когда именно возникла украинская нация. Национальный вопрос здесь — один из других, прекрасно облеченный в исторические детали, которые, подобно путешествию Ахилла, соединяют известное и неизвестное.

Есть что добавить? Присоединяйтесь к обсуждению и комментируйте ниже.

TaggedОбзор книги — история Украины, Византия, казаки, Крым, голод, Геродот, Литва, православие, Польша, Русь, Сталин, украинский национализм

Фото с места преступления из видео 1444 : r/CrimeScenePhotos — Reddit

www.reddit.com › комментарии › xvsnhu ›crime_sce…

04.10.2022 · 1444, это видео молодого парня по имени Кораблев Глеб Вячеславович, совершающего самоубийство из дробовика во время прямой трансляции. 17 октября 2019 г. Около 9 утра, …

Видео о самоубийстве 1444 : r/eyeblech

17 октября 2019 г. российский пользователь ВК Кораблев Глеб …

Мужчина совершает самоубийство в прямом эфире (1444). : r/eyeblech

Weitere Ergebnisse von www.reddit.com

J on Twitter: «Фото Глеба Кораблева: https://t.co/MxYMDwCYQU …

twitter.com › jaxieon › status

21.10.2019 · 1444 Я знаю, что видео уже несколько дней, и его заговорили до смерти. Но я просто хотел прояснить некоторую предысторию и информацию, которую я собрал.

Глеб Кораблёв Фото (Видео 1444) — Know Your Meme

Поставьте нам лайк на фейсбуке! … видео 1444, глеб кораблев, видео о самоубийстве · Заявить об авторстве История редактирования …

фотографии глеба кораблева|TikTok Search

www.tiktok.com › Откройте для себя

29.11.2022 · Найдите видео, связанные с фотографиями глеба кораблева на TikTok.

видео 1444 глеб кораблев|TikTok Search

www.tiktok.com › Откройте для себя

vor 5 Tagen · Находите видео, связанные с видео 1444 глеб кораблев на TikTok. … #безумный #1444 #глебкораблев #профилактикасамоубийств #вирусный #фып #фы #мёртв.

Видео 1444: все, что мы знаем (включая ссылку на видео) о …

www.ebaumsworld.com › статьи › video-1444-eve…

22.10.2019 · Видео 1444 кадра экрана от Глеба Кораблева, который вел прямую трансляцию своего самоубийства в октябре. Видео 1444 — видео самоубийства российского пользователя ВКонтакте Bleb …

Георгий Кораблев Некролог — Ванкувер, Британская Колумбия — Мемориал достоинства

www.dignitymemorial.com › vancouver-bc › georg…

Glenhaven Memorial Chapel · Г-н Георгий Кораблев, 35 лет, из Ванкувера, Британская Колумбия, скончался в среду, 2 июня 2021 года. Георгий родился 3 января 19 года.86 …

Самоубийство Кевина Уитрика — Wikipedia

en.wikipedia.org › wiki › Suicide_of_Kevin_Whitrick

Кевин Нил Уитрик (17 августа 1964 — 21 марта 2007) был британским инженером-электриком. Смерть Уитрика получила широкую огласку благодаря его онлайн-трансляции в прямом эфире …

Видео, на котором мужчина транслирует собственную смерть в прямом эфире, вызывает возмущение в Tik Tok.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *