В Новоспасском, на родине М. И. Глинки.Публикации. Глинка Михаил Иванович. Персоналии. Культурное наследие земли Смоленской
Деверилина Н.В.
К 200-летию со дня рождения
Каждое время года по-своему подчеркивает особенную красоту Новоспасского. Летом воды Десны стремятся к мельнице, переливаясь на солнце, осенью в небе еще четче выделяются колокола Новоспасской церкви, с наступлением зимы прикрытые у подножий снежным покровом многовековые дубы погружаются в дремоту. А весной в обширном парке — пение птиц, царство цветов и разнотравья. В один из таких весенних дней два столетия назад, 20 мая 1804 года, появился на свет Михаил Иванович Глинка.
«Того села Новоспасского у капитана Ивана Николаева сына Глинки с женою Евгенией Андреевою родился 20 числа законно прижитый сын Михаил. Крещен священником Иоанном Стабровским… А при крещении его восприемники были того же села майор Николай Алексеев сын Глинка да села Шмакова подпоручица Елизавета Петрова Глинкина», — гласит запись в метрической книге.
В 2004 году мы отмечаем и юбилей великого русского композитора, и 350-летие служения рода Глинок России. Среди Глинок, обосновавшихся на смоленской земле, немало замечательных личностей, достойно служивших Отечеству на военном и гражданском поприщах, внесших вклад в развитие российской науки, литературы и искусства. К юбилейной дате создана обширная родословная роспись, в которой прослежены истории предков композитора, начиная с Якова Яковлевича Глинки, выявлены новые биографические сведения о ближайшем окружении М.И. Глинки и о других представителях рода, среди которых: историк, литератор, переводчик, профессор Дерптского университета Григорий Андреевич; его сын, дипломат и писатель Дмитрий Григорьевич; участники войны 1812 года — прозаик, поэт, драматург, издатель Сергей Николаевич и его брат, поэт и публицист, автор мемуаров, декабрист Федор Николаевич; академик-почвовед Константин Дмитриевич Глинка и другие. На протяжении веков Глинки владели имениями в Смоленском, Ельнинском, Рославльском, Духовщинском уездах губернии.
Понять значение Смоленщины и родового гнезда композитора — Новоспасского в его творческой судьбе помогают документы и материалы, бережно хранящиеся в Государственном архиве Смоленской области и в Музее-усадьбе М.И. Глинки. Музей открылся 27 мая 1982 года. А до этого более века Новоспасское ощущало свое сиротство. После смерти Михаила Ивановича Глинки в 1857 году его сестра Л.И. Шестакова и родственники передали имение младшей сестре, О.И. Измайловой, зная ее привязанность к отчему дому. Но через два года Измайлова умерла от дифтерита.
{mospagebreak heading=Страница 1}
Смолянам было трудно смириться с безвозвратной, казалось, потерей родового гнезда Глинки. Возродить усадьбу удалось благодаря настойчивости местных энтузиастов и общественных организаций, нашедших поддержку в столице. В 1961 году в Новоспасскую школу пришли увлеченные люди: новый директор Александр Илларионович Швайкин и его жена, преподаватель русского языка и литературы Тамара Кузьминична Королева (ныне заслуженный работник культуры Российской Федерации).
— Наши первые впечатления — восторг от причастности к заповедному месту и чувство сожаления, даже невольной вины из-за его заброшенности, неухоженности, — вспоминает Тамара Кузьминична. — Вместе с учениками стали спасать парк: регулярно подсаживали дубки, убирали сухостой. Рядом со школой возник вишневый сад, вдоль безымянного ручейка посадили молодые елочки.
Материалы, бережно собранные бывшим директором школы Ю.М. Болдыревым, дополнялись найденными в архивах и музеях страны документами о жизни и творчестве М.И. Глинки. В поисках помогали сотрудники Музея имени А.А. Бахрушина, Центрального государственного музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Государственной публичной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина. Растущую коллекцию пополняли родственники композитора, потомки его сестер М.И. Стунеевой, О.И. Измайловой, дяди Ивана Андреевича Глинки. Каждая найденная вещь, документ приносили радость, давали силы и вдохновение для новых поисков. Но пока это был только школьный музей.
В 1976 году Александру Илларионовичу предложили взяться за организацию Музея-усадьбы в Новоспасском. Министерство культуры и Союз композиторов СССР координировали работу. В Новоспасское приехали специалисты-реставраторы. Более двух десятков организаций восстанавливали усадьбу Глинки: строился по сохранившимся рисункам и описаниям дом, благоустраивался парк, продолжались поиски экспонатов для музейной экспозиции…
Через шесть лет состоялось открытие Музея-усадьбы. Массивные деревянные ворота, дорожка к дому с колоннами, расположенному на возвышенности рядом с каскадом прудов, сходящих к Десне, — все было тщательно восстановлено по рисункам и чертежам, воспоминаниям и документам. Новоспасское ожило. И теперь тысячи почитателей музыки Глинки приходят, приезжают сюда, чтобы увидеть неповторимую красоту места, где он родился, рос, обдумывал свои сочинения, собирал материал для них, впитывал народное песенное творчество.
Глинка любил окрестности усадьбы, по примеру отца ухаживал за деревьями, цветами. До сих пор живы посаженные композитором дубы, которые хранят прикосновения рук Михаила Ивановича. В устроенном Глинками английском парке поляны чередуются с куртинами деревьев и кустарников, одиноко стоящими деревьями-солитерами, садовыми украшениями. Основу парка составляли вязы, клены, дубы, липы, ясени. Одна из достопримечательностей парка — двухсотлетний дуб-седло. Наверное, тогда же, при Михаиле Ивановиче, была завезена жимолость, ее до сих пор можно встретить в парке. Среди редкостей — бересклет бородавчатый с розово-оранжевыми плодами, напоминающими цветки. По-прежнему красива река Десна. Журчит вода, перетекающая из верхнего пруда в нижний. На одном из прудов благодаря работникам атомной станции появился фонтан.
{mospagebreak heading=Страница 2}
Первые годы жизни Миша Глинка провел под присмотром бабушки Феклы Александровны. Она принадлежала к смоленской ветви рода дворян Соколовских, вотчина которых находилась в Рославльском уезде, неподалеку от имения тетушки ее жениха — Друцкой-Соколинской. Возможно, у нее в доме и познакомились будущие супруги. Став к 30 годам матерью двенадцати детей, Фекла Александровна не ограничивала свои интересы детской, лично вникала в дела имения.
Энергичная Фекла Александровна приняла решение взять маленького внука под свое крыло. Не только из-за малоопытности родителей, потерявших первенца Алешу. У нее были и свои горькие потери: одного из умерших сыновей тоже звали Алексеем, другого — Михаилом. Сберечь, вырастить внука было главной заботой Феклы Александровны в ее последние годы. Современные исследователи усматривают причину болезненности, слабого здоровья Михаила Глинки в чрезмерной бабушкиной опеке. Хотя можно предположить, что именно ей мы обязаны тем, что Глинка благополучно избежал в детском возрасте многих опасностей.
Дед Глинки, Николай Алексеевич, сочетал глубокую религиозность с деятельностью на благо общества. Он совершал паломнические поездки к святым местам, интересовался духовной музыкой. Выйдя в отставку в чине секунд-майора, работал в должности заседателя в Верхнем земском суде. Николай Алексеевич имел неплохую библиотеку екатерининского времени.
После смерти родителей хозяином Новоспасского имения стал отец Михаила Глинки Иван Николаевич. Он построил новый просторный дом в расчете на большое семейство. И действительно, у Глинок было 13 детей. Оранжереи, цветники, каскад прудов — все обустраивалось с петербургским изяществом. Благожелательность и радушие хозяев, особая музыкальная атмосфера собирали на праздники немалое число гостей. Да и родственники подолгу жили в Новоспасском. Круг родных, соседей и знакомых Глинок был широк. Они находились в родстве с Повало-Швейковскими, князьями Друцкими-Соколинскими, Родзянками, Булгаками, Нахимовыми, Гедеоновыми, Соболевскими, В.К. Кюхельбекером (в смоленском имении Закуп жила его сестра), узами долголетней дружбы были связаны с Энгельгардтами, Римскими-Корсаковыми и другими.
Иван Николаевич занимался хлебными поставками, казенными подрядами и откупами. Его репутация в деловом мире была настолько высока, что ему доверяли пускать в оборот большие средства, взятые взаймы. Винокуренный завод, обустроенный им в д. Шатьково, процветал. В имении были конный завод, мельница, сукновальня. По словам сестры Глинки Л.И. Шестаковой, в Новоспасском «было все свое: ткали ковры, плели кружева, делали вышивки; также были: портные, башмачники, маляры, слесари, столяры и проч. — всех около ста человек, может быть, и более. Все помещались с семьями в флигелях, которых было от десяти до двадцати, кроме дома и двух больших флигелей. Это было маленькое местечко, или городок». Рациональное ведение хозяйства позволяло Глинкам не только содержать в достатке такое большое семейство, но и отправлять сыновей на учебу в лучшие учебные заведения России.
В 1817 году Михаил Глинка поступил в Благородный пансион при Главном педагогическом институте в Петербурге. Помимо обучения наукам продолжал заниматься музыкой с профессионалами. Второй его дядюшка, Иван Андреевич Глинка, из смоленского села Лучеса, подолгу жил в Петербурге и, будучи сам хорошим музыкантом, ввел Мишу в музыкальное общество.
Тем не менее Глинка всегда стремился в Новоспасское, откликаясь на призыв матушки Евгении Андреевны. Он был здесь весной 1823 года по пути на Кавказ. И после восстания декабристов, под предлогом помолвки сестры Пелагеи с Яковом Соболевским, покинул Петербург, чтобы провести зиму 1825 года и весну 1826 года в кругу родных. В Смоленске он написал вариации на тему итальянского романса «Благословенна буди мать». Это произведение стало первым из напечатанных. В том же 1826 году Глинка создал «Пролог». Он считал эту кантату своим первым удачным вокальным произведением крупной формы. На смоленской земле также были написаны романсы «Бедный певец» и «Утешение».
{mospagebreak heading=Страница 3}
Композитор был в Новоспасском в марте-апреле 1828 года, вновь приехал сюда осенью 1829 года, пробыл зиму, часть весны 1830 года. И каждый раз возвращался в Петербург полным музыкальных впечатлений и замыслов.
Когда Глинка бывал в Новоспасском, общение с родными, и особенно с «бесценной маменькой», радовало его сердце. Ей он поверял свои секреты, делился невзгодами и радостями. Любил слушать рассказы о старине.
Евгения Андреевна восьмилетней девочкой осталась без родителей. Из Лучесы, имения отца, ее перевезли в Шмаково к старшему брату Афанасию, который стал ее опекуном. У шмаковских Глинок не было своих детей, поэтому все внимание и ласка отдавались Евгении. Она получила хорошее домашнее образование и воспитание.
В жизни родителей Глинки было много светлых страниц, в том числе и признание таланта их сына. Но были и горькие утраты, смерти детей: в 1804 году — первенца Алексея, в 1813 году — Ивана, в 1821 году — Екатерины, в 1823 году — Николая, в 1828 году — Пелагеи, в 1834 году -Евгения, в 1839 году — Андрея, в 1850 году -Елизаветы. (Кстати, даты жизни и смерти некоторых из братьев и сестер были выявлены или уточнены недавно, в ходе подготовки к юбилею композитора. )
В семье всегда ждали известий от Михаила, и он часто писал своим родным. «Ваши теплые молитвы принесли мне счастье», — эти слова из письма Глинки, обращенные к матери, стали заголовком книги, вышедшей в 2003 году. В ней напечатаны письма к родным Евгении Андреевны Глинки, соединившей в себе и такт, и достоинство, и щедрую любовь. В письмах раскрывается душевный мир самого близкого композитору человека. «Ваша усердная и преданная мать Евгения Глинка» — так подписывала она свои письма.
Путешествие по Италии, жизнь в Берлине, занятия теорией музыки и композицией в Германии все больше подталкивали Глинку к созданию русской национальной оперы. Главное состоит в выборе сюжета, считал он. В письме к одному из знакомых сообщал: «Я хочу, чтобы все было национальным: прежде всего — сюжет, но и музыка тоже — настолько, чтобы мои дорогие соотечественники чувствовали себя дома, а за границей меня не сочли хвастунишкой, вороной, которая вздумала рядиться в чужие перья».
Часть весны и лето 1834 года Михаил снова провел в Новоспасском. Повод для приезда на этот раз был печальным. В начале марта ушел из жизни отец, Иван Николаевич, любовью и дружбой которого сын так дорожил. Глинка утешал и поддерживал матушку.
Вернувшись в Петербург, композитор, по совету В.А. Жуковского, принялся за работу над оперой «Иван Сусанин». В июне следующего года М.И. Глинка, с женой и ее матерью, вскоре после свадьбы приехал в Новоспасское и пробыл в кругу родных все лето. «Время было прекрасное, и часто я работал, отворивши дверь в сад, и впитывал в себя чистый бальзамический воздух», Значительная часть оперы была создана на Смоленщине, в Новоспасском. Здесь вслушивался он в мелодии смоленского края, некоторые из которых творчески переосмысливал и развивал. Позднее ученица Глинки певица Дарья Михайловна Леонова вспоминала рассказанное ей самим композитором: «Раз он ехал на родину, и около Смоленска ямщик его запел. В опере «Иван Сусанин» есть мотив, который проходит почти в каждой части его оперы: «Ах, не мне, бедному!» Михаил Иванович взял его прямо от ямщика. .. Этого довольно было для М.И. Глинки, чтобы построить такую громаду, как увертюра к опере «Иван Сусанин», и трио «Ах, не мне, бедному»».
В 1837 году в Смоленске в зале Дворянского собрания (ныне филармония) состоялось исполнение написанного по заказу смоленского губернатора и литератора Н.И. Хмельницкого Полонеза по случаю проезда через Смоленск цесаревича Александра Романова.
Приезжая на Смоленщину, Глинка навещал родных, сестер: М.И. Стунееву в Сухом Починке, где восторгался музыкальностью местных крестьян, Л.И. Шестакову — в Логачеве, Н.И. Гедеонову — в Беззаботах. В имении Беззаботы он писал интродукцию к опере по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Работа над захватившей композитора темой продолжалась и в Новоспасском, и по пути в Петербург. «В дороге всю ночь я был в лихорадочном состоянии, воображение мое зашевелилось, и я в ту ночь изобрел и сообразил финал оперы, послужившей впоследствии основанием увертюры оперы «Руслан и Людмила»», — писал М.И. Глинка.
{mospagebreak heading=Страница 4}
В свое Новоспасское, «рай земной», как его называл композитор, он приезжал и в мае 1841 года, и в июне 1844 года. Последний раз был в Новоспасском и Смоленске по возвращении из Испании. Тогда он написал фортепианные пьесы, романсы «Милочка», «Ты скоро меня позабудешь». 23 января 1848 года смоленская общественность устроила чествование знаменитому земляку. В начале марта Глинка покинул родные места. Как оказалось, навсегда. После смерти матушки 31 мая 1851 года, о которой Глинка узнал в Варшаве, он не мог снова вернуться туда, где все отзывалось болью воспоминаний об умерших родителях, о прежних счастливых днях.
Смолянам дорого все, что связано с Глинкой. По крупицам собираются бесценные сведения о его жизни, творчестве. Наверное, нельзя сказать лучше, чем В.В. Стасов сказал в 1857 году: Глинка «всею жизнью своей оправдал слова свои, сказанные еще ребенком: «Музыка — душа моя!» Прекрасная человеческая личность его отпечатлелась на всех произведениях его: они полны красоты и высшей притягательной силы, потому что и сама душа его, во все течение жизни, оказывала это притягательное действие на всех, кто имел счастье быть близким к нему <. ..> Он вложил всю свою жизнь в страницы своих сочинений, он влил в звуки своей музыки всю кровь сердца своего, и от того создания его, оставшиеся навеки бессмертными сосудами, которых содержание драгоценно, заключают в себе в то же время власть над каждой душою, в которой раздается священный звук поэзии. Россия признает уже Глинку в числе великих сыновей своих. Быть может, немного времени пройдет, как и вся Европа станет произносить его имя вместе с именами высших художественных натур и найдет в его произведениях неистощимые источники восторгов для настоящего и семена для самого широкого развития искусства в будущем».
Имя Глинки знают и ценят во многих уголках мира. Несколько лет назад в Новоспасском появилась традиция принимать лауреатов международного конкурса вокалистов имени М.И. Глинки. Важнейшая задача конкурса, по словам председателя жюри, народной артистки СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий, академика И.К. Архиповой, — не только открывать молодые таланты, но и вернуть популярность и славу вокальному классическому наследию.
Приезжают в Новоспасское и совсем юные исполнители. В 1998 году решением Смоленского горсовета и администрации учреждены Премии имени М.И. Глинки, ими ежегодно награждают лучших учащихся музыкальных школ города.
В ежегодных глинкинских фестивалях принимают участие лучшие исполнители России. Праздник начинается с возложения цветов к памятнику М.И. Глинке в Смоленске. Открытие декады происходит в театре, а закрытие — в Новоспасском. В эти дни в усадьбу поклониться заповедному месту, памяти дорогого россиянам человека приезжают тысячи гостей.
{mospagebreak heading=Страница 5}
Двух гениев дала русской культуре смоленская земля — Александра Пушкина и Михаила Глинку. Стихотворение нашего земляка А. Мишина так и называется: «Два гения».
И музыканта, и поэта
Роднит святая чистота.
Два гения в начале лета
Явились миру неспроста.
Они росли 6 счастливых муках.
И эти муки знает Бог. ..
Один в земных купался звуках,
Другой — ловил изящный слог,
Не нарушая честных правил,
Отчизне будучи слугой,
Один — Михайловское славил,
И Новоспасское — другой.
У них у каждого свой берег,
Свой соловей, цветок во ржи.
Они творили не для денег —
Для очищения души.
И оттого светлеют взгляды,
Как Сороть и Десна-река…
И мы, потомки, с ними рядом
Через века. И на века!
О них кукуют нам кукушки,
И полон звуков небосвод…
Прислушайтесь — то молвит Пушкин!
И нам аккорды Глинка шлет!
Смоленщина подготовила к юбилейной дате фестиваль, конференцию, выставку, концерты. Новые документы и источники рассказывают об истории рода Глинок, издано несколько книг, содержащих неизвестные или малоизвестные материалы о композиторе и его смоленском окружении. Многое делается для сохранения первозданного облика усадьбы, ремонтируется дом. В Новоспасском и в Ельне будут установлены бюсты М.И. Глинки. Состоятся торжества в Москве, Санкт-Петербурге, других городах России — праздник, посвященный двухсотлетию со дня рождения Михаила Ивановича Глинки, — праздник поистине всероссийский, всенародный.
Н.В. Деверилина
«Культура и время», № 2, 2004 г.
Урок №5. Жизнь и творчество М. И. Глинки
Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Михаила Ивановича Глинки.
Задачи: Воспитать интерес учащихся к творчеству М. И. Глинки. Организовать учебный процесс свой труд качественно и с наименьшими затратами достичь поставленную цель.
Оборудование: учебник для средних классов ДМШ М. Шорникова, 3 год обучения.
Методы и приемы обучения: закрепить новый материал, дать домашнее задание.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Опрос домашнего задания:
1. Какие жанры преобладали в музыкальном творчестве начала XIX века?
2. Назвать имена композиторов этой эпохи и годы их жизни.
- К какому жанру тяготел А. Н. Верстовский?
- Назвать его произведения. Какое из них оказало влияние на дальнейшее развитие этого жанра в России?
- Кому из композиторов принадлежат следующие романсы: «Соловей», «Разлука», «Белеет парус одинокий», «Нищая», «Красный сарафан», «Радость-душечка», «Домик-крошечка», «Колокольчик»?
- Объяснение нового материала.
Глинка родился в семье отставного капитана 20 мая 1804 года в селе Новоспасское Смоленской губернии. Против воли родителей бабушка Фекла Александровна стала опекать маленького Мишу. Она забрала его на свою половину дома и принялась растить, кутая в меха и закармливая сладкими крендельками.
Мальчик был очень способным, рано научился читать, умел и любил рисовать.
По словам Глинки, он открыл для себя музыку в десять лет. Его дядя, живший в одном из соседних имений, привез к ним своих крепостных музыкантов.
В 1817 году тринадцатилетнего Мишу отдали учиться в открытый при Петербургском педагогическом институте Благородный пансион для юношей.
В пансионе Глинка изучал иностранные языки, географию, зоологию, занимался он и музыкой. Три урока он получил у знаменитого пианиста Джона Фильда. Родители постоянно возили его в театр – опера приводила мальчика в восторг.
В 1824 году Глинка поступил на службу в канцелярию Главного управления путей сообщения, но все свое свободное время он посвящал музыке. Он принимал участие в музыкальных вечерах в домах своих знакомых, посещал театры и концерты. В 1828 году, к неудовольствию отца, Михаил Иванович оставил службу, чтобы полностью посвятить себя творчеству.
В это же время расширяется круг его знакомых. Среди его друзей появились известные имена – А. Мицкевич, А. Грибоедов, А. Керн.
В 1830 году стали сказываться результаты бабушкиного «тепличного» воспитания. Родители решили отправить слабого здоровьем сына за границу. Путешествие охватывало Варшаву, города Германии, Италию. Здесь композитор хотел познакомиться с новой музыкой и усовершенствовать свои композиторские навыки. Надежды его оправдались. За три года, что он провел в Италии, талант его формировался, а знания и умения окрепли.
Летом 1833 года Глинка поселился в Вене, где начал заниматься с известнейшим педагогом и теоретиком Зигфридом Деном. Здесь же родился замысел создания национальной оперы на русский сюжет. С этой мыслью он и вернулся домой.
Сюжет на историческую русскую тему был подсказан композитору великим поэтом В. А. Жуковским. Новая опера живо обсуждалась на вечерах в доме поэта, где бывали Пушкин, князь Вяземский, Гоголь, князь Одоевский, Виельгорские. Работа над оперой проходила быстро. Закончив партитуру, Глинка отдал ее в дирекцию императорских театров. Правда, автору пришлось выполнить два условия —отказаться от денежного вознаграждения и переименовать оперу. Композитор хотел назвать ее «Иван Сусанин» (под этим названием мы и знаем ее сегодня), но цензура заставила назвать произведение «Жизнь за царя».
Премьера состоялась 27 ноября 1836 года. На ней присутствовал весь литературно-художественный цвет Петербурга.
Вскоре после премьеры оперы Глинка занял должность капельмейстера Придворной певческой капеллы. Несмотря на то, что работа занимала много времени, он был весь в новом замысле. Один из друзей подал ему мысль о ранней поэме Пушкина «Руслан и Людмила». Композитор даже обсуждал с Пушкиным идею совместной работы, но ранняя смерть поэта не дала ей осуществиться.
Работа над новой оперой растянулась на несколько лет. Именно в это время Глинка познакомился с дочерью А. П. Керн, Екатериной Ермолаевной, и увлекся девушкой. Вскоре она ответила на его чувство взаимностью.
Е. Е. Керн посвящены два изумительных творения музыканта – «Вальс-фантазия» и романс «Я помню чудное мгновенье» — совершеннейшие образцы его лирики.
Поздней осенью 1839 года Глинка подал заявление об уходе с капельмейстерской службы. Композитор всецело отдался работе над оперой. В марте 1842 года он передал готовую партитуру директору императорских театров. Волшебная опера русского музыканта произвела огромное впечатление. Лист, который был лично знаком с Глинкой, назвал его гениальным.
В 1844 году Глинка решил ехать за границу, чтобы «забыть о своем горе»: его отношения с Е. Е. Керн не получили дальнейшего развития. В годы странствий композитор посетил Францию, Испанию. Он познакомился с выдающимися представителями европейской культуры Проспером Мериме, Д. Обером, В. Гюго, Г. Берлиозом. Его произведения вызвали большой интерес музыкальной общественности. Испания поразила его темпераментом. В Мадриде он создал знаменитую «Арагонскую хоту».
По возвращении в Россию была написана гениальная «Камаринская», появление которой П. И. Чайковский считал моментом основания русской симфонической школы. В ней проявилось ювелирное мастерство Глинки – симфониста, соединившего русский тематизм с европейским инструментализмом.
В начале 50-х годов музыкальная жизнь России сильно изменилась. Появилось новое поколение музыкантов и музыкальных деятелей, многие из которых входили в окружение Глинки. Среди них надо назвать братьев Стасовых, А. Серова, В. Энгельгардта, М. Балакирева. Всем им предстояло в будущем двигать вперед русское музыкальное искусство.
В 1852 году Глинка вновь выезжает во Францию. Здесь он давал уроки, музицировал в гостиных своих друзей. Возвратившись в Петербург, по настоянию своей сестры Людмилы Ивановны Шестаковой начинает работать над автобиографическими «Записками» и доводит повествование до 1854 года. Сочиняет он в это время немного. К этому периоду относится замысел оперы на сюжет русской народной жизни «Двумужница», который так и не был осуществлен.
Чувствуя себя очень плохо, болезненно переживая отношение официальных кругов к своей музыке, в 1856 году он вновь уезжает за границу. Теперь его путь лежит в Берлин. Одной из идей Глинки было создание системы русского контрапункта. Для этого в Берлине он изучал полифонию и контрапунктическую технику старых мастеров, партитуры европейских классиков и мелодии древнерусских знаменных распевов, в которых он видел основу русской полифонии. По вечерам композитор посещал театры и концерты. После одного из концертов в зале Королевского дворца, выйдя на морозный воздух, Глинка сильно простудился. Грипп вызвал обострение болезни печени, и 3 февраля ранним утром композитора не стало. Он был похоронен на Троицком кладбище, а в мае, благодаря хлопотам сестры, гроб с телом великого музыканта был перевезен в Петербург и погребен на кладбище Александро-Невской лавры.
Так закончился земной путь русского гения и началось его бессмертие в памяти поколений.
- Слушание музыкальных фрагментов: Романс «Я помню чудное мгновенье», «Арагонская хота».
- Обобщение урока:
1. Назовите годы жизни М. И. Глинки.
2. Где будущий композитор получил образование?
3. Кто подсказал Глинке сюжет оперы «Иван Сусанин»?
4. Назовите даты постановок опер Глинки.
5. В каких странах и когда побывал Глинка?
6. Какое произведение композитор создал в Испании?
7. Назовите лучших представителей русской и европейской культуры, с которыми Глинка был знаком.
8. В чем значение творчества Глинки в истории русской музыки?
- Д/з:. Шорникова с.53-67.
Трио Глинки | Паула Бруски, доктор философии
Патетическое трио Михаила Глинки (1804-1857)
Allegro Moderato
Скерцо
Largo
Allegro con Spirito
Михаил Иванович Глинка родился в России в 1804 году. Его старший брат умер в младенчестве; поэтому его бабушка баловала и нянчилась с Глинкой, чтобы отвратить очередную семейную беду. Глинку в детстве все время держали в теплой комнате. Он часто болел. Он был очень преданным ребенком, рисовал на полу церкви и страстно желал слышать колокола. К сожалению, это воспитание превратило его в ужасного ипохондрика. Всю жизнь Глинка постоянно страдал от каких-то (или многих) болезней. В конце концов он умер от сифилиса, но это была лишь одна проблема в нескончаемой череде.
Подавляющее большинство того, что мы знаем о Глинке, взято из его собственных воспоминаний. Глинка начал писать свою автобиографию в июне 1854 года, за три года до своей смерти, после того, как его сильно уговорила сделать это его сестра Людмила. Глинка чувствовал, что он достаточно важная фигура в русской музыке, чтобы о нем писали. Он признался своему другу Нестору Кукольнику:
Я пишу эти воспоминания без всякой попытки стилистической красоты, а просто фиксирую, что и как было в хронологическом порядке, исключая все, что не имело прямого или косвенного отношения к моему художественная жизнь. 1
К счастью, Глинка достаточно любил свою сестру, чтобы дать нам это ценное представление о его характере и периоде времени. Каждый день он добросовестно писал свои «заметки», как он их называл, и каждый день относил то, что он написал, своей сестре, чтобы она могла просмотреть это. Следует отметить, что ни одна часть его мемуаров не появилась в печати до 15 лет после его смерти. 2
Глинка был заядлым путешественником. Он часто ездил из города в город, чтобы попробовать новых врачей и поправить свое здоровье. Он также любил женщин, всех женщин. Он произвел на них впечатление своими композициями, и многие из его песен были написаны для дам, которых он встречал в своих путешествиях. К сожалению, жена его, Мария Петровна Ивановна, даже музыки не любила. 1 Она часто писала друзьям, что настоящая любовь Глинки — музыка, а не она.
Глинку часто называют «отцом русской музыки», «отцом русской оперы» и «первым национальным русским композитором». Неудивительно, что его часто называют источником вдохновения для многих последовавших за ним русских композиторов. «Могучая пятерка» — группа русских композиторов (Балакирев, Бородин, Кюи, Мусоргский и Римский-Корсаков), которые считали, что в России должна быть своя музыка. Балакирев, лидер группы, был вдохновлен Глинкой на музыкальную карьеру. Они были друзьями, и Глинка был его наставником; Глинке часто приписывают то, что он вдохновил его на создание школы русской музыки, в результате чего появилась «Пятерка». Вклад Глинки в будущее русской музыки не ограничился Пятеркой. Чайковский также находился под сильным влиянием Глинки; Одним из самых счастливых воспоминаний Чайковского в детстве было посещение «Царской жизни» Глинки с матерью. 3
Учитывая, что Глинку часто называют «отцом почти всего, что связано с русской музыкой», удивительно обнаружить, что он фактически сознательно не использовал русскую народную музыку в своих произведениях, пока ему не исполнилось тридцать. 1 Западноевропейская школа во многом повлияла на подавляющее большинство его ранних работ. Первая и самая известная опера Глинки «Жизнь за царя» (1836) — яркий пример западных идеалов, представленных в произведениях Глинки. В опере представлены арии, характерные для итальянской оперы, балеты и громадные хоры, характерные для французской Гранд-опера, и мелодии, полностью плод воображения Глинки. Другими словами, в опере нет традиционной русской народной музыки; однако Неверов, тогдашний критик, восклицал:
Господин Глинка… вник в характер нашей народной музыки, подсмотрел все ее особенности, изучил и усвоил ее – а потом дал полную волю собственной фантазии, взявшей образы чисто русские, родные . Многие, слышавшие его оперу, замечали в ней что-то знакомое, пытались вспомнить, из какой русской песни взят тот или иной мотив, и не могли обнаружить оригинала. Это высокая похвала нашему маэстро; на самом деле в его опере нет ни одной заимствованной фразы, но все они ясны, понятны, знакомы нам именно потому, что они дышат чистым национализмом, потому что мы слышим в них родные звуки. 1
Заглянув в комментарий Неверова, Глинке не нужно было сознательно заимствовать из русского народного выражения. Глинка усвоил все русское и умел создавать оригинальные мелодии, пробуждающие национальную гордость русского народа.
Trio Pathétique было написано в 1832 году (хотя в некоторых источниках неверно указано 1827 4 ) в Милане. Первоначальными инструментами были кларнет, фагот и фортепиано; однако произведение часто исполняется на скрипке, виолончели и фортепиано. Интересно, что произведение было написано до того, как Глинка начал серьезно заниматься композицией. Глинка рано научился играть на фортепиано и был очень одаренным природным композитором; однако в 1833 году, после написания «Трио», Глинка устал от своих путешествий по Италии, чувствуя, что итальянская музыка «не удовлетворяет его художественные потребности». 4 Глинка покинул Италию и по пути через Берлин был представлен Зигфриду Дену, который стал его главным учителем композиции. Глинка проработал с Деном пять месяцев, написав трех- и четырехголосные фуги на темы известных произведений; этот период времени ознаменовался его первым формальным обучением искусству композиции.
Учитывая, что Глинка обладал только природными композиционными способностями и образцовыми навыками игры на фортепиано, когда писал Trio Pathétique, это невероятная работа. Первое исполнение произведения состоялось в Милане, где партию фортепиано играл сам Глинка, кларнетистом был Тассистро, а фаготистом — Канту. После спектакля Канту заметил страстную пьесу:
Что за отчаяние! 2
Отчаяние Трио можно объяснить одной из двух вещей в жизни Глинки того времени. Во-первых, Глинка, как обычно, во время сочинения был крайне болен. У него было какое-то предполагаемое заболевание, из-за которого врачи наложили ему на грудь гипс. Глинка писал об этой болезни:
Помню, во время исполнения этого произведения гипс так онемел у меня в руках и ногах, что мне приходилось щипать себя, чтобы посмотреть, есть ли в них жизнь. Но я все еще как-то боролся со своими страданиями и неудобствами и написал трио для фортепиано, кларнета и фагота. 2
Я был лишен аппетита [и] сна. И я впал в жесточайшее отчаяние, которое я выразил в вышеупомянутой тройке. 1
Очевидно, он был неудобным человеком во время создания Trio Pathétique. Однако второй причиной отчаяния в музыке могла быть любовная связь. Хотя Глинка не говорит об этом в своих «Воспоминаниях», эпиграф к партитуре не упоминает о болезни, а вместо этого говорит:
Je n’ai connu l’amour que par les peines qu’il Причина.
Я познал любовь только по печали, которые она причиняет. 5
Несмотря на причину отчаяния, Trio Pathétique — фантастическая работа. Одно из немногих произведений, доступных для этого инструментария, оно соответствует качествам лирического бельканто кларнета и фагота, демонстрируя техническое виртуозное владение фортепиано. Другие произведения, написанные во времена Трио, в основном предназначены для голоса; в духовых партиях Патетического трио преобладают лирико-выразительные певческие качества вокальных произведений. Сольные духовые, кажется, воспевают бурную любовную интригу в первой части. Третья часть чрезвычайно трогательна, с сольным признанием агонии сначала кларнета, а затем фагота. Это резко контрастирует с предшествующим ему игривым скерцо. Финал — это спешка до финиша и вздох облегчения по завершению.
Литература:
1. Браун Д. Михаил Глинка: биографическое и критическое исследование. Лондон; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 1974.
2. Глинка М.И. Воспоминания. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press; 1980.
3. Браун Д. Чайковский: биографическое и критическое исследование. Лондон: Голланц; 1978.
4. Монтегю-Натан М. Глинка. Нью-Йорк: AMS Press; 1976.
5. Орлова А.А. Жизнь Глинки в музыке: хроника. Анн-Арбор: UMI Research Press; 1988.
Читать другие примечания к программе
Преимущества страхования жизни — Рэй Глинка
Поделиться на:
Содержимое этой статьи может не отражать самую последнюю информацию о пенсионных счетах и требуемом минимальном возрасте распределения из-за недавно принятого закона, известного как SECURE Act 2. 0. Узнайте об основных положениях этого законодательства и обращайтесь к нам с вопросами.
Key Points
- Страхование жизни может помочь защитить ваш пенсионный доход и предоставить средства на основные расходы.
- Вам 50 или 60 лет, и это хорошее время, чтобы задуматься о своих потребностях в страховании жизни, поскольку стоимость может быть более доступной, чем вы думаете.
- Ваш консультант может предоставить персонализированные рекомендации по решениям, которые помогут вам в достижении ваших финансовых целей, а также помогут решить вопросы, связанные с имуществом, бенефициарами и налогами.
«Наши дети выросли, и мы выплатили ипотеку. На данном этапе действительно ли нам нужно страхование жизни?»
Консультанты Ameriprise регулярно отвечают на этот вопрос от клиентов, и ответ таков: «Это зависит от поддержки ваших уникальных потребностей и финансовых целей». Тем не менее, решения по страхованию жизни могут сделать больше, чем просто обеспечить доход близким, когда вы умрете. Широкий спектр решений может помочь вам в ключевых областях вашей финансовой жизни.
Покрытие основных расходов
- Медицинское обслуживание: Пособие на проживание может позволить вам авансировать часть страхового пособия для покрытия расходов, если у вас диагностировано опасное для жизни заболевание.
- Налоги и долги: При эффективном планировании доходы от страхования жизни могут быть структурированы для уплаты налогов на имущество или непогашенных кредитов.
- Долгосрочный уход: Гибридные полисы сочетают страхование жизни с льготами по долгосрочному уходу, которые могут помочь вам оплатить расходы на дом престарелых, проживание с уходом или уход на дому — расходы, которые Medicare не покрывает. В целом, эти гибридные полисы могут быть более доступными, чем традиционные полисы долгосрочного ухода.
Защитите свои пенсионные активы
- Гибкость пенсионного обеспечения: Супружеские пары могут выбрать более высокую ежемесячную выплату пожизненного пособия на одного человека (вместо варианта совместного проживания и кормильца) из традиционной пенсии с установленными выплатами. Затем они могли бы перенаправить разницу в ежемесячном доходе на полис страхования жизни (при условии, что они подлежат страхованию), что могло бы помочь обеспечить доход оставшемуся в живых супругу. Если супруг умирает раньше пенсионера, оставшийся в живых супруг может увеличить свой доход за счет уменьшения суммы страхования жизни. Существует также возможность оставить наследникам выплаты по страхованию жизни, учитывая, что традиционные пенсии с установленными выплатами не предоставляют такой возможности.
- Дополнительный пенсионный доход: Вам может понадобиться до 85 процентов вашего предпенсионного дохода каждый год, чтобы поддерживать свой образ жизни после прекращения работы. При правильном оформлении для вас полис страхования жизни с денежной стоимостью, такой как пожизненное страхование, универсальное страхование жизни или переменное универсальное страхование жизни, может при необходимости генерировать денежную стоимость в качестве стабильного источника дополнительного пенсионного дохода.
- Потенциальная доходность портфеля : Универсальные и переменные универсальные страховые полисы могут помочь поддержать вашу долгосрочную инвестиционную стратегию. Они сочетают в себе страхование жизни с возможностью получения потенциального дохода от инвестиций, а в некоторых случаях с универсальными полисами жизни предлагают защиту от убытков.
- Передача имущества: Страхование жизни может защитить, а иногда даже увеличить сумму, которую вы можете передать супругу или следующему поколению в вашей семье. Например, если вам не нужен доход от ежегодных обязательных минимальных выплат (RMD), когда вы достигнете возраста 72 лет, вы можете рассмотреть возможность использования RMD для финансирования полиса страхования жизни, при условии, что у вас хорошее здоровье, чтобы соответствовать требованиям. Доходы от пособия в случае смерти могут создать больше богатства для ваших наследников, потому что доходы по страхованию жизни не облагаются налогом для бенефициара, тогда как снятие средств с IRA считается налогооблагаемым доходом.
Ключевые вопросы для обсуждения с вашим консультантом
В возрасте 50–60 лет стоит задуматься о страховании жизни, поскольку стоимость может быть более доступной, чем в 80 лет. Главное – подумать о своих будущих потребностях и выбрать страховые решения с нужными вам функциями.
Ваш консультант может помочь в этом, предоставив индивидуальный совет, который поддерживает ваши цели и учитывает ключевые факторы, такие как ваше имущество, бенефициары и налоговая ситуация. Вместе вы можете обсудить такие важные вопросы, как:
- Получаете ли вы доход после выхода на пенсию за счет консалтинга или работы неполный рабочий день?
- У вас есть долги, например, ипотечный или студенческий кредит?
- Кто-нибудь (ребенок или супруг) все еще зависит от вас в финансовой поддержке?
- Будут ли налоги на наследство беспокоить вас и ваших наследников?
Давайте поговорим
Если вам нужно продолжать сберегать, покрывать значительные расходы или планировать передачу богатства, поговорите со своим консультантом Ameriprise о том, как страхование жизни может вписаться в вашу финансовую картину до и во время выхода на пенсию.
Посмотреть больше информации
Рэй Глинка может вести операции с ценными бумагами только с резидентами штатов, в которых консультант надлежащим образом зарегистрирован. См. список этих штатов на веб-сайте FINRA BrokerCheck.
- Если не указано иное, все содержимое создано отделом корпоративных коммуникаций Ameriprise Financial и является собственностью Ameriprise Financial. Отдельным консультантам было предоставлено разрешение размещать контент на этом сайте, но они не являются авторами указанного контента, за исключением специально оговоренных случаев.
———————————————————————————————————————————— ——————————————————
СТРАХОВАНИЕ
НЕ ДЕПОЗИТ • НЕ ЗАСТРАХОВАН FDIC • НЕ ЗАСТРАХОВАН ЛЮБЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫМ АГЕНТСТВОМ • НЕ БАНКОМ, КРЕДИТНЫМ СОЮЗОМ ИЛИ СБЕРЕЖИТЕЛЬНЫМ СОЮЗОМ ГАРАНТИРОВАННЫМ • ПРОДУКТЫ ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ МОГУТ ПОТЕРЯТЬ СТОИМОСТЬ
————————————————————————————————————————————— —————————————————
Доступ к денежной стоимости полиса посредством займов и выкупа может привести к постоянному уменьшению денежной стоимости полиса и пособий в связи со смертью, а также свести на нет любые гарантии от истечения срока действия. Выдача сборов может применяться к политике, и кредиты могут подлежать процентной ставке. Хотя ссуды, как правило, не облагаются налогом, могут возникнуть налоговые последствия в случае истечения срока действия полиса, сдачи или обмена непогашенной ссуды. Налогооблагаемый доход может превышать сумму фактически имеющихся доходов. Выкупы обычно облагаются налогом в той мере, в какой они превышают оставшиеся инвестиции в полис. Если полис представляет собой модифицированный договор о пожертвовании (MEC), выплаты до смерти, включая ссуды по полису, облагаются налогом в первую очередь на доход, и может быть 10% -ный штраф федерального подоходного налога за распределение доходов до достижения возраста. 59-1/2.
Прежде чем приобрести страхование жизни, обязательно изучите характеристики, преимущества, риски и сборы полиса, а также узнайте, подходит ли он вам, исходя из вашего финансового положения и целей. Переменное страхование жизни представляет собой сложный инвестиционный инструмент, подверженный рыночному риску, в том числе потенциальной потере вложенной основной суммы.