Жизнь и творчество гайдна: Йозеф Гайдн: биография, интересные факты, творчество

Содержание

Краткая биография Йозефа Гайдна (жизнь и творчество)

Йозеф Гайдн известен как австрийский композитор 18-го века. Всемирное признание получил благодаря открытию таких музыкальных жанров как симфония и струнный квартет, а также благодаря созданию мелодии, которая легла в основу Немецкого и Автро-Венгерского гимнов.

Детские годы.

Йозеф родился 31 марта 1732 года в месте, расположенном вблизи границы с Венгрией. Это была деревня Рорау. Уже в возрасте 5-ти лет родители маленького Йозефа обнаружили в нем склонностью к музыке. Тогда же его родной дядя вывез мальчика в город Хайнбург-на-Дунае. Там он учился хоровому пению и музыке в целом. Спустя 3 года учений Йозеф был замечен директором капеллы Святого Стефана, который взял ученика к себе на дальнейшее обучение музыки. В течение последующих 9-ти лет он пел в хоре капеллы и обучался игре на музыкальных инструментах.

Юношеские и молодые годы.

Дальнейший этап в жизни Йозефа Гайдна был отнюдь не легкой дорогой длиною в 10 лет. Ему приходилось работать в разных местах, чтобы обеспечить себе жизнь. Качественное музыкальное образование Йозеф не получил, однако преуспел благодаря изучению трудов Маттезона, Фукса и других музыкальных исполнителей.

Гайндну принесли знаменитость его произведения, написанные в 50-х годах 18 века. Среди его сочинений пользовались популярностью «Хромой бес» и Симфония №1 Ре мажор.

Вскоре Йозеф Гайдн женился, но брак не мог назваться счастливым. Детей в семье не было, что служило поводом для душевных терзаний композитора. Жена не поддерживала мужа в работе музыкой, так как недолюбливала его деятельность.

В 1761 году Гайдн начинает работать у князя Эстерхази. За 5 лет он поднимается в должности с вице-капельмейстера до главного капельмейстера и начинает заниматься организацией оркестра полноправно.

Период работы у Эстерхази был ознаменован расцветом творческой деятельности Гайдна. За это время им было создано множество произведений, например «Прощальная» симфония, которая обрела немалую популярность.

Последние годы.

Последние работы композиторы не были окончены из-за резкого ухудшения здоровья и самочувствия. Гайдн умер в возрасте 77-ми лет, а во время прощания с телом усопшего был исполнен «Реквием» Моцарта.

Биография подробнее

Детство и юность

Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в Австрии, в деревушке Рорау. Семья жила небогато, так как отец Франца был мастером по колесам, а мать кухаркой. Любовь к музыке юному Гайдну привил отец, увлекавшийся вокалом. В молодости отец Франца самостоятельно обучился игре на арфе. В 6 лет отец замечает у мальчика абсолютный слух и способности к музыке и отправляет Йозефа в близ лежащий город Гайнбург  к родственнику, ректору школы. Там юный Гайдн обучается точным наукам и языку, но и к тому же игре на музыкальных инструментах, вокалу, поёт в хоре при церкви.

Трудолюбие и от природы мелодичный голос помогли ему стать известным в местных районах. Однажды в родную деревню Гайдна приехал композитор из Вены – Георг фон Рейтер, чтобы найти новые голоса для своей капеллы. Восьмилетний Гайдн произвел огромное впечатление на композитора, и тот взял его в хор одного из самых крупных соборов Вены. Там Йозеф обучался тонкостям пения, мастерству композиции, сочинял церковные произведения.

В 1749 году начинается трудный этап в жизни Гайдна. В возрасте 17 лет его выгоняют из хора из-за его трудного характера. В этот же период у него начинается ломаться голос. В это время Гайдн остается без средств к существованию. Ему приходится браться за любую работу. Йозеф дает уроки музыки, играет в различных ансамблях на струнных инструментах. Ему пришлось быть слугой у Николая Порпоры, учителя пения из Вены. Но несмотря на это Гайдн не забывает про музыку. Он очень хотел брать уроки у Николая Порпоры, но его занятия стоили огромных денег. Благодаря своей любви к музыке Йозеф Гайдн нашёл выход. Он договорился с преподавателем, что будет тихо сидеть за занавеской во время его уроков. Франц Гайдн старался восстановлять знания, которые были им упущены. Он с интересом занимался теорией музыки и композиции.

Личная жизнь и дальнейшая служба.

С 1754 по 1756 Йозеф Гайдн служил при дворе в Вене в качестве творческого музыканта. В 1759 он стал руководить музыкой при дворе графа Карла фон Морцина. Гайдну предоставили маленький оркестр под собственное руководство и написал первые классические произведения для оркестра. Но в скором времени у графа появились проблемы с деньгами и он прекратил существование оркестра.

В 1760 году Йозеф Гайдн сыграл свадьбу с Марией-Анне Келлер. Она не уважала его профессию и всячески насмехалась над его творчеством, используя его ноты в качестве подставок для паштета.

Служба при дворе Эстерхази

После распада оркестра Карла фон Морцина Йозефу была предложена похожая должность, но у очень богатой семьи Эстерхази. Йозеф сразу получил доступ к управлению музыкальными учреждениями этого семейства. За длительное время, проведенное при дворе Эстерхази Гайдн сочиняет большое количество произведений: квартеты, оперы, симфонии.

В 1781 году Йозеф Гайдн встречается с Вольфгангом Амадеем Моцартом, который начинает входить в круг его близких друзей. В 1792 знакомится с юным Бетховеном, который становится его учеником.

Последние годы жизни.

В Вене Йозеф сочиняет свои знаменитые произведения: «Сотворение мира» и «Времена года».

Жизнь Франца Йозефа Гайдна проходила слишком сложно и напряженно. Свои последние дни композитор проводит в небольшом доме в Вене.

Йозеф Гайдн скончался 31 мая 1809 года.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Андреас Везалий

    Андреас Везалий (1514 — 1564) — основоположник современной медицинской науки — анатомии. Придворный врач императора Священной Римской империи Карла V, современник известного швейцарского учёного Парацельса, представитель лекарской династии Витингов.

  • Лесков Николай Семёнович

    Родился писатель в Городе орле. Семья у него была большая , из детей Лесков был самым старшим. После переезда из города в село, в Лескове стали формироваться любовь и уважение к русскому народу.

  • Джеймс Кук

    Джеймс Кук – выдающийся английский мореплаватель и первооткрыватель, совершивший 3 кругосветных путешествия.

  • Осеева Валентина

    Валентина Александровна Осеева – великая писательница советского времени. Родилась в 1902 году в городе Киев. В семье, кроме Валентины, росли две старшие сестры.

  • Княгиня Ольга

    Великая княгиня Ольга, причисленная к Лику Святых, правила Киевской Русью в период с 945-960гг., в статусе регентши, при несовершеннолетнем сыне Святославе. Согласно «Повести временных лет» Ольга

Жизненный и творческий путь композитора Йозефа Гайдна: VIKENT.RU

Австрийский композитор, один из основоположников таких музыкальных жанров, как классическая симфония и струнный квартет.

«… подлинным создателем симфонии был Гайдн; и он не только создал этот род музыки, но и довёл его до такой степени совершенства, что преемникам его остается либо воспользоваться его трудами, либо снова впасть в варварство».

Стендаль, Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио. Жизнь Россини, М., «Музыка», 1988 г., с. 17.

 

Искусством композиции овладел в юности самостоятельно.

 

«За пятьдесят лет своей творческой жизни Гайдн написал пятьсот двадцать семь инструментальных произведений и при этом ни разу не повторялся, за исключением, пожалуй, тех случаев, когда он это делал сознательно».

Стендаль, Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио. Жизнь Россини, М., «Музыка», 1988 г., с. 35.

 

«Долгое время Йозеф Гайдн служил при дворе богатого венгерского князя Эстерхаза. […] … князь гордился своими музыкантами и их руководителем. Он щедро платил им. И всё же им у него было нелегко. Их судьба постоянно зависела от капризов князя. К примеру, они зачастую должны были оставаться в имении и тогда, когда им полагался отпуск, потому что на лето приезжали гости и князь желал развлекать публику концертами. Поскольку семьи музыкантов не имели права проживать с ними, выходило так, что люди, бывало, по месяцам не видели своих жён и детей. Иногда им казалось, что они находятся в заключении. А в 1772 году произошло такое, чего никто не ожидал.

Некий инженер, который работал у князя, составил по его заданию проект осушения болота. Для осуществления этого плана потребовалось много, очень много денег. Размышляя, на чем бы можно было сократить свои расходы, чтобы набрать желаемую сумму, Эстерхаз пришел к мысли распустить оркестр.

Это был жестокий удар для музыкантов. Пятнадцать лет они вместе и дружно работали у князя, а вот-теперь им предписывают расстаться.

К прощальной дате оркестр должен был дать концерт. На него прибыли гости со всей Европы. Но то, что этот концерт будет последним, они не знали. Гайдн написал для концерта «Прощальную симфонию». Это была печальная музыка: ведь композитор в эти трагические дни терял многих своих хороших друзей, которых он любил. Концерт начался как обычно. Перед каждым музыкантом находилась зажжённая свеча, перед Гайдном их было две. Музыке настало время начаться, и Йозеф Гайдн поднял дирижёрскую палочку. Сначала шла искромётная часть с игрой скрипки, флейты и фагота. Но постепенно музыка делалась всё более печальной. И вот тут-то случилось непривычное: каждый музыкант, доигравший свою партию до конца, гасил свою свечу, вставал и уходил. Другие оркестранты продолжали играть дальше. Через время кто-то и из них доигрывал свой кусок, гасил свою свечу и покидал своё место. И так, одно за другим, пустели все места.

Гости и князь, конечно же, поняли идею композитора: каждый человек играет свою партию в жизни. А потом уходит прочь. При этом зажжённая им свеча гаснет и в мире становится темнее. Если уйдут все, то быть Земле во мраке. Но ещё оставался на своём месте Гайдн. Наконец и он погасил сначала левую свечу, затем правую возле своего пульта. Потом отложил в сторону тактовую палочку, сложил партитуру, поклонился и собрался уходить.

Зал замер. И вдруг — шквал аплодисментов. Мужчины повскакивали со своих мест. Дамы бросали капельмейстеру цветы. Гайдн по-прежнему порывался уйти. Его роль была окончена. Но аплодисменты приковывали его к месту на сцене…

Прощальная симфония произвела на Эстерхаза глубокое впечатление. Он понял, что не сможет расстаться со своим оркестром. Благодаря этой симфонии непоправимое не случилось, и оркестр во главе с

Гайдном остался при дворе. Но с тех пор музыканты получили ещё и возможность регулярно бывать в семьях.

Сегодня исполнение «Прощальной симфонии» Гайдна стало для ведущих концертных залов мира почётной традицией. При игре на пюпитре каждого музыканта стоит горящая свеча. Всё очень торжественно, празднично. По завершении своей индивидуальной партии каждый музыкант, так же как и его предшественники почти век назад, гасит свечу и покидает оркестровую площадку. Последним тушит свою свечу дирижёр. И только после этого принято аплодировать».

Таранов П.С., Методы 100% победы: манеры поведения, логика риска, зигзаги общения, Симферополь, «Реноме», 1997 г., с. 284-286.

 

«Есть трогательная история о композиторе Йозефе Гайдне. Будучи уже пожилым, он написал «Сотворение мира». Первый раз оно исполнялось в Вене, в зале старого Венского университета, разрушенного во время Второй мировой войны. Когда он услышал чудесный вступительный хор, он зарыдал и произнёс: «Это не я написал. Я не мог этого сделать».

Я думаю, что любое великое творение превосходит своего творца.

В процессе его создания он взаимодействует со своим произведением: он постоянно получает предложения от своего произведения, предложения, которые выводят его за предел его первоначальных намерений.

Если он сохраняет скромность и самокритичность, чтобы внять этим предложениям и учиться  у них, то он создаёт работу, которая превосходит его собственные силы».

Карл Поппер, Знание и психофизическая проблема: в защиту взаимодействия, М., «ЛКИ», 2008 г., с. 59.

 

 

Франц Йозеф Гайдн — Краткая Биография и Произведения

Франц Йозеф Гайдн (1732—1809) — австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.

Родился в австрийской деревне Рорау. Второй сын из двенадцати детей каретника. Его музыкальные способности обнаружились уже в начальной школе. Пел в хоре мальчиков при соборе св. Стефана в Вене, получил почти полное музыкальное образование. В связи с мутацией голоса юноша вынужден был покинуть хор.

Значительно изменило судьбу Гайдна полученное им в 1762 году приглашение на должность второго капельмейстера при дворе известного мецената князя Эстергази в Эйзенштадте. В 1766 году он становится первым капельмейстером. Дирижерские и композиторские обязанности способствовали художественному развитию Гайдна.

В 1790 году умер старый князь Эстергази, а его сын распустил оркестр, сохранив за Гайдном жалование и звание. Имя композитора стало известно во многих странах Европы. Он дважды побывал в Лондоне, где исполнялись его новые симфонии. В 1791 году он был удостоен степени почетного доктора Оксфордского университета. Ему присвоили звание профессора. В 1795 году, после восстановления оркестра Эстергази, Гайдна приглашают возглавить его.

Большую часть своей жизни он провел в Вене, где дружил с Моцартом. В 1809 году, когда французские войска заняли Вену, Гайдн — автор австрийского императорского гимна — лежал на смертном одре. По приказу Наполеона у его дома был выставлен почетный караул.

Гайдн оставил огромное творческое наследие: оперы, оратории («Сотворение мира» и «Времена года»), многочисленные культовые произведения, около 150 симфоний и увертюр, несколько десятков концертов для различных инструментов, 83 струнных квартета, несколько сотен других камерных произведений, многочисленные сонаты, песни и фортепианные произведения. Наряду с Моцартом, Гайдн является крупнейшим композитором классического направления (венская классическая школа). Он усовершенствовал и закрепил форму сонаты, довел до высшего мастерства струнный квартет и симфонию (не без влияния Моцарта). Новостью в музыке было создание оратории на светское либретто — «Времена года».

Несмотря на тяжелую семейную жизнь, Гайдн до конца дней оставался человеком жизнерадостным и веселым. Он был известен своим тонким остроумием. Когда его однажды спросили, что он думает об игре на фортепиано жены английского короля Георга III — Софьи Каролины, он ответил: «Для королевы — терпимо». Юмор часто присутствует и в его произведениях. Зная, что публика засыпает во время исполнения медленных частей симфонии, Гайдн в одной из своих симфоний, в самом растянутом и медленном ее месте, дал аккорд фортиссимо всего оркестра, чтобы разбудить дремлющих слушателей (симфония «С ударом литавр»). Когда князь Эстергази отказался дать отпуск своему оркестру, Гайдн, желая продемонстрировать усталость оркестрантов, написал симфонию, в финале которой все музыканты поочередно покидают сцену, и на ней остается всего двое скрипачей («Прощальная симфония»).

Произведения Гайдна


24 оперы:
«Хромой бес» (1751)
«Ацис и Галатея» (1762)
«Армида» (1783)
«Обманутая неверность» (1773)
«Роланд-паладин» (1782)
оратории:
«Семь слов Спасителя на Кресте» (1794)
«Сотворение мира» (1798)
«Времена года» (1801)
14 месс, в том числе:
«Святой Цецилии» (1769-1773)
«Месса времен войны» (1796)
«Тереза» (1799)
кантаты
хоровые произведения
104 симфонии, в том числе:
№ 6 «Утро» (1761)
№ 7 «Полдень» (1761)
№ 22 «Философ» (1764)
№ 44 «Траурная» (1772)
№ 45 «Прощальная» (1772)
№ 82 «Медведь» (1786)
№ 83 «Курица» (1785)
№ 94 «С ударом в литавры, или Сюрприз» (1791)
№ 100 «Военная» (1794)
№ 101 «Часы» (1794)
16 увертюр
танцы
35 концертов для одного и нескольких инструментов с оркестром
11 концертов для клавира с оркестром
4 концерта для скрипки с оркестром
4 концерта для виолончели с оркестром
3 концерта для валторны с оркестром
по одному концерту для контрабаса, флейты, трубы, гобоя с оркестром
13 дивертисментов с клавиром
47 дивертисментов для разных составов
83 струнных квартета
21 трио
квартеты, терцеты (трио), дуэты, песни, обработки народных песен

На момент публикации все ссылки были в рабочем состоянии, если Вы по каким-то причинам не можете ознакомиться с краткой биографией Франца Йозефа Гайдна, просьба сообщить об этом администрации сайта.

Жизнь Йозефа Гайдна как открытая книга

Камерный оркестр Большого театра под управлением Михаила Цинмана завершает цикл концертов «Жизнь Йозефа Гайдна, рассказанная им самим». «Жанр» этих концертов весьма необычен и находится на стыке музыкального, литературного и ораторского искусства: в них звучала не только музыка композитора, но и фрагменты из книги «История жизни Гайдна, записанная с его слов Альбертом Кристофом Дисом». Не оставив «собственноручно» написанных мемуаров, Гайдн был исключительно избалован вниманием своих потенциальных (и состоявшихся) биографов. А. К. Дис был художником, родился в Ганновере и, как «странствующий подмастерье», прошел путь от городов Германии и Австрии до колыбели всех искусств – Рима. В Италии он провел около двадцати лет, после чего вернулся в Вену, где преподавал живопись в Академии художеств. Затем по приглашению князя Эстерхази Альберт Дис стал директором его картинной галереи.

Страстным увлечением Диса была музыка, и главным плодом этого увлечения стала написанная им биография Гайдна. Будучи дилетантом, Дис не считал себя вправе подробно анализировать творчество композитора и принял решение остановиться на характеристике его личности и «житейского» облика. Затея удалась: благодаря ему, у нас есть прекрасный, живой и неустаревающий портрет великого композитора. Книга построена в виде тридцати глав – «посещений»: именно столько раз Альберт Дис встретился с Гайдном, чтобы записать его воспоминания.

Заключительный вечер цикла откроет до-мажорный скрипичный концерт. Не дошедший до наших дней в виде автографа и существующий лишь в виде немногочисленных копий, он был предположительно написан в середине 1760-х гг. для известного скрипача того времени Луиджи Томазини. В то время он прибыл в Австрию из Италии для того, чтобы занять почетную должность первого скрипача и концертмейстера капеллы Эстерхази, которой руководил композитор. Как и Гайдн, Томазини с юных лет был придворным музыкантом князя Пауля II Антона Эстерхази, а затем, после смерти последнего, и его брата Николауса I. В капелле Эстерхази впоследствии стали работать также четверо из двенадцати его детей. Как известно, в 1790 г. Николаус I ушел из жизни, а занявший его место сын Антон, не будучи таким же меломаном, как отец и дядя, распустил капеллу, назначив и капельмейстеру – уже пожилому Йозефу Гайдну, и первому скрипачу – Томазини щедрую пенсию, благодаря которой оба получили прекрасную возможность повидать мир. В жизни Гайдна случилась невероятно насыщенная и творчески плодотворная поездка в Англию, а Томазини наконец смог целиком отдаться концертной деятельности и почувствовать себя настоящим солистом и гастролером. В 1794 г. сын князя Антона – Николаус II – принял решение возродить капеллу, и в 1802 г. Луиджи Томазини вновь занял место при дворе Эстерхази. Замечательная и счастливая творческая судьба!

Скрипичный концерт, который откроет нашу программу, представляет собой прекрасный образец сольного концерта середины XVIII века. Он состоит из трех частей, каждая из которых написана в идеально сбалансированной сонатной форме. Брызжущие радостью жизни и энергией крайние части оттеняет созерцательное Adagio. Временами набегающие «тучи» не нарушают его гармоничной красоты. По старинной традиции, существовавшей в гайдновские времена и которая, к счастью, возрождается в последнее время, руководитель оркестра здесь выступит сразу в двух ролях – солиста и дирижера.

Во втором отделении прозвучит фрагмент одного из самых необычных сочинений Гайдна, написанного по заказу, поступившему из Испании. Его полное название – «Инструментальная музыка на Семь последних слов нашего Спасителя на кресте или Семь сонат со вступлением и землетрясением в конце». Вот как в 1801 г. описал нетипичную структуру «Семи Слов» сам композитор в предисловии к одному из изданий: «Прошло, примерно, пятнадцать лет с тех пор, как один каноник из Кадиса обратился ко мне с просьбой сочинить инструментальную музыку на семь слов Иисуса на кресте. В те времена в главном соборе Кадиса каждый год в Великий пост исполняли ораторию… В полдень все двери запирали, и тогда звучала музыка. Поднявшись на кафедру, епископ, после подходящего к случаю вступления, читал из Евангелия от Луки (23:34–46), Евангелия от Матфея (27:46) и Евангелия от Иоанна (19:26-30) последние слова Иисуса Христа в его земной жизни, произнесенные с креста. Он произносил одно из семи слов и принимался толковать его. Закончив, спускался с кафедры… Паузу заполняла музыка. Затем епископ вновь поднимался на кафедру и снова покидал ее – и всякий раз по окончании его речи звучал оркестр. Этому действу и должна была соответствовать моя композиция. Задача дать подряд семь Adagio, каждое из которых должно длиться около десяти минут, и при этом не утомить слушателя, оказалась не из легких, и я очень скоро обнаружил, что не могу связать себя предписанным временем». Действительно, композицию этого сочинения можно назвать не иначе как «революционной», особенно для своего времени: семь медитативных частей обрамляются медленной Интродукцией и кратким заключением (и единственной частью в быстром темпе), «посвященным» Землетрясению, поразившему Землю в момент смерти Спасителя. Вот это «обрамление» и будет исполнено в нашем концерте.

Прозвучат также две симфонии. Это излюбленный гадновский жанр, его «визитная карточка».

На рубеже 60-70-х гг. стиль Гайдна претерпел резкие изменения. На свет появилось множество сочинений драматического, патетического плана, прежде совершенно не характерных для творческого облика музыканта.

Симфония №45, за которой закрепилось название «Прощальная», стоит особняком. Весьма необычна ее тональность — фа-диез минор, – чрезвычайно редко использовавшаяся в то время. Совсем нехарактерен для XVIII века и одноименный мажор (шесть диезов!), в котором написан менуэт и в котором симфония завершается. Наконец, за финалом следует Adagio, таким образом получается, что симфония завершается медленной частью. Это возможно в произведениях романтиков, но для Гайдна – просто неслыханно! Неслучайно последние такты симфонии процитированы в Первой симфонии Шнитке – такой своеобразный «мостик» между веком XVIII и веком XX.

Патетический, взволнованный характер симфонии сообщает первая часть, которая открывается звучанием главной партии без традиционного для симфоний того времени медленного вступления. Побочная партия, как и главная, написана в минорной тональности, что тоже скорее составляет исключение. За бурным сонатным Allegro первой части следует изысканное и утонченное Adagio и «простоватый» менуэт, напоминающий не галантный бальный, а скорее веселый деревенский танец. Четвертая часть образно перекликается с первой и с финалами симфоний заката классической эпохи – например, несомненно, с финалом сороковой симфонии Моцарта. В разработке Гайдн проявляет настоящие чудеса мотивного развития, не уступая в мастерстве Бетховену. В репризе после кульминации звучание внезапно обрывается и переходит в нежное Adagio с вариациями. Один за другим музыканты, отыгравшие свои партии, гасят свечи, освещающие пульты, и уходят. Первыми – музыканты духовой группы, затем низкие струнные. В конце концов сцена остается «в распоряжении» трогательного и печального дуэта скрипок.

Этот финал и дал симфонии название «Прощальной». Одна из лейпцигских газет писала в 1799 г.: «Когда оркестранты начали гасить свечи и тихо удаляться, у всех защемило сердце… Когда же, наконец, замерли слабые звуки последней скрипки, слушатели стали расходиться притихшие и растроганные…». Несколько десятилетий спустя романтик Роберт Шуман писал: «И никто не смеялся, ибо это вовсе не для забавы было написано».

Симфония №101, «Часы», завершит наш концерт и весь цикл, посвященный музыке и личности Йозефа Гайдна. Мы уже рассказывали слушателям о том, как оставивший более чем тридцатилетнюю службу при дворе князей Эстерхази, шестидесятилетний Гайдн отправился в Англию по приглашению английского скрипача и антрепренера Джона Саломона. По условиям весьма выгодного контракта, композитор должен был написать шесть симфоний для оркестра под управлением Саломона, великолепно оснащенного и необычно большого для того времени – одних только скрипок было от двенадцати до шестнадцати, то есть почти столько же, сколько вообще всех музыкантов в капелле князя Эстерхази.

Первая поездка в Англию продлилась полтора года (1791-92 гг.) и принесла Гайдну заслуженную славу, восхищение публики, множество новых знакомств и внушительный доход. Осенью 1793 г. композитор с радостью откликнулся на повторное приглашение Саломона. С огромным удовольствием он посетил достопримечательности Туманного Альбиона. Уровень английского языка уже позволял ему самостоятельно объясняться, и круг его общения еще больше расширился. Концерты, в которых исполнялись его произведения, имели грандиозный резонанс. Среди множества сочинений, созданных в этот счастливый период, – и его изумительные симфонии. Сто первая получила свое название благодаря эффекту тиканья часов во второй части. Цикл открывается медленным монументальным вступлением, c которым контрастирует беззаботное и блестящее сонатное Allegro. Медленная часть в мастерски написанной форме вариаций пронизана неумолкающим, порой комически назойливым тиканьем часов, к которому в репризе присоединяется смешная и очень симпатичная флейточка-кукушка, услышав невозмутимое «кукование» которой, просто невозможно сдержать улыбку. Менуэт близок менуэту из Прощальной симфонии своим «грубоватым» безыскусным характером. Финал выражает настроение всеобщего веселья и ликования. В нем мелькают отголоски то энергичных пассажей первой части, то тиканья часиков Andante, то неуклюжих прыжков менуэта. В роскошной коде оркестр предстает во всем своем великолепии и блеске. Вот он, Гайдн, – мудрый, как старец, и веселый, как ребенок, – и лучший из его портретов.

В концерте примет участие Камерный оркестр Большого театра, дирижер и солист – Михаил Цинман. Фрагменты из книги «История жизни Гайдна, записанная с его слов Альбертом Кристофом Дисом» прочитает Евгений Редько.

Наталия Абрютина

Йозеф Гайдн – биография, фото, личная жизнь, песни, симфонии, музыка

Биография

Композитора Йозефа Гайдна не случайно называют отцом симфонии. Именно благодаря гению творца этот жанр приобрел классическое совершенство и стал основой, на которой вырос симфонизм от Людвига ван Бетховена.

Портрет Йозефа Гайдна

Помимо прочего Гайдн первым создал законченные образцы и других ведущих жанров эпохи классицизма — струнного квартета и клавирной сонаты. Он также первым написал светские оратории на немецком языке. Позже эти композиции встали в один ряд с крупнейшими достижениями эпохи барокко — английскими ораториями Георга Фридриха Генделя и немецкими кантатами Иоганна Себастьяна Баха.

Детство и юность

Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в австрийской деревне Рорау, граничащей с Венгрией. Отец композитора не имел никакого музыкального образования, но в юношеские годы самостоятельно освоил игру на арфе. Неравнодушной к музыке была и мать Франца. С раннего детства родители обнаружили у сына выдающиеся вокальные данные и отменный слух. Уже в пятилетнем возрасте Йозеф звонко подпевал отцу, затем в совершенстве освоил игру на скрипке, после чего пришел в церковный хор исполнять мессы.

Йозеф Гайдн

Из биографии представителя венской классической школы известно, что дальновидный отец, как только отпрыску исполнилось шесть лет, отправил горячо любимое чадо в соседний город к родственнику Иоганну Матиасу Франку – ректору школы. В своем заведении мужчина обучал детей не только грамматике и математике, но и давал им уроки пения и игры на скрипке. Там Гайдн овладел струнными и духовыми инструментами, сохранив на всю жизнь благодарность наставнику.

Трудолюбие, упорство и природный звонкий голос помогли Йозефу прославиться в родных краях. Однажды в Рорау приехал венский композитор Георг фон Рейтер, чтобы отобрать для своей капеллы юных певцов. Франц произвел на него впечатление и Георг взял 8-летнего Йозефа в хор крупнейшего собора Вены. Там Гайдн на протяжении пары лет постигал мастерство пения, тонкости композиции и даже сочинял духовные песни.

Портрет Йозефа Гайдна

Самый сложный период для композитора начался в 1749 году, когда ему пришлось зарабатывать на жизнь уроками, пением в церковных хорах и игрой в различных ансамблях на струнных инструментах. Несмотря на сложности, молодой человек никогда не унывал и не терял тяги к постижению нового.

Заработанные деньги Франц тратил на уроки композитора Николо Порпоры, а когда у Йозефа не было возможности платить, юноша во время занятий аккомпанировал молодым ученикам наставника. Гайдн, как одержимый, штудировал книги по композиции и разбирал клавирные сонаты, до глубокой ночи усердно сочиняя музыку разных жанров.

В 1751 году в одном из пригородных венских театров поставили оперу Гайдна под названием «Хромой бес», в 1755 году у творца появился первый струнный квартет, а через четыре года – первая симфония. Этот жанр в будущем стал важнейшими во всем творчестве композитора.

Музыка

1761 год стал переломным в жизни композитора: 1 мая он заключил контракт с князем Эстергази и на протяжении тридцати лет оставался придворным капельмейстером этого аристократического венгерского семейства.

Композитор Йозеф Гайдн

Семейство Эстергази жило в Вене только в зимнее время, а главные их резиденции находились в маленьком городке Айзенштадте, поэтому неудивительно, что Гайдну на шесть лет пришлось сменить пребывание в столице на монотонное существование в имении.

В контракте, заключенным между Францом и графом Эстергази, говорилось, что композитор обязан сочинять пьесы, которые потребуются его светлости. Ранние симфонии Гайдна написаны для сравнительно небольшого состава музыкантов, находившегося в его распоряжении. Через пару лет безукоризненной службы композитору позволили включать в оркестр новые инструменты на свое усмотрение.

Основным жанром творчества создателя музыкального произведения «Осень» всегда оставалась симфония. На рубеже 60—70-х годов одна за другой появилась композиции: № 49 (1768) — «Страсти», № 44, «Траурная», и № 45.

Нотный стан Йозефа Гайдна

В них отразился эмоциональный отклик на зарождающееся в немецкой литературе новое стилевое течение, получившее название «Буря и натиск». Стоит отметить и то, что в этот период в репертуаре творца появились и детские симфонии.

После того как слава Йозефа вышла за границы Австрии, по заказу концертного общества Парижа композитор написал шесть симфоний, а после выполнения заказов, полученных из столицы Испании, его произведения стали издаваться в Неаполе и Лондоне.

В это же время жизнь гения была озарена дружбой с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Нужно отметить, что отношения деятелей искусства никогда не омрачались соперничеством или завистью. Моцарт утверждал, что именно от Йозефа он впервые узнал, как создавать струнные квартеты, поэтому посвятил наставнику пару произведений. Сам же Франц считал Вольфганга Амадея величайшим из композиторов-современников.

Йозеф Гайдн за сочинением симфонии

После 50-ти лет привычный уклад жизни Гайдна резко поменялся. Творец получил свободу, хотя и продолжал числиться у наследников князя Эстергази придворным капельмейстером. Сама капелла была распущена потомками знатного рода, и композитор уехал в Вену.

В 1791 году Франца пригласили на гастроли в Англию. Условия контракта предполагали создание шести симфоний и исполнения их в Лондоне, а также написание оперы и двадцати произведений в довесок. Известно, что тогда Гайдну предоставили в распоряжение оркестр, в котором работало 40 музыкантов. Полтора года, проведенных в Лондоне, стали для Йозефа триумфальными, а английские гастроли прошли с не меньшим успехом. За период гастролей композитор сочинил 280 произведений и даже стал доктором музыки Оксфордского университета.

Личная жизнь

Приобретенная в Вене популярность помогла молодом музыканту получить работу у графа Морцина. Именно для его капеллы Йозеф написал первые пять симфоний. Известно, что за неполных два года работы у Морцина композитор успел поправить не только свое финансовое положение, но и связать себя брачными узами.

В тот период 28-летний Йозеф питал нежные чувства к младшей дочери придворного парикмахера, а она неожиданно для всех ушла в монастырь. Тогда Гайдн то ли в отместку, то ли из каких-то других соображений женился на ее сестре Марии Келлер, которая была старше Йозефа на 4 года.

Йозеф Гайдн и его жена Мария

Их семейный союз не был счастливым. Жена композитора была сварливой и расточительной. Помимо прочего барышня нисколько не ценила таланта мужа и часто использовала рукописи супруга вместо бумаги для выпечки. К удивлению многих семейная жизнь в отсутствии любви, детей и домашнего уюта продолжалась 40 лет.

Из-за нежелания реализовывать себя как заботливый муж и невозможности проявить себя как любящий отец четыре десятка супружеской жизни композитор посвятил симфониям. За это время Гайдн написал сотни произведений в этом жанре, а в театре князя Эстергази было поставлено 90 опер талантливого гения.

Памятник Йозефу Гайдну

В итальянской труппе этого театра композитор и нашел свою позднюю любовь. Молодая неаполитанская певица Луиджа Польцелли очаровала Гайдна. Страстно влюбленный Йозеф добился продления с ней контракта, а также специально для обворожительной особы упрощал вокальные партии, понимая ее возможности.

Правда отношения с Луиджой не принесли творцу счастья. Девушка была слишком надменна и корыстолюбива, поэтому даже после смерти жены Гайдн не рискнул на ней жениться. Стоит отметить, что под конец жизни в последнем варианте завещания композитор уменьшил отведенную Польцелли сумму вдвое.

Смерть

В последнее десятилетие жизни под впечатлением фестиваля Генделя в Вестминстерском соборе Гайдн проявлял интерес к хоровой музыке. Композитор создал шесть месс, а также оратории («Сотворение мира» и «Времена года»).

Умер Гайдн 31 мая 1809 года в Вене, занятой наполеоновскими войсками. Сам французский император, узнав о смерти именитого австрийца, отдал приказ выставить у дверей его дома почетный караул. Похороны состоялись 1 июня.

Саркофаг Йозефа Гайдна

Интересный факт заключается в том, что, когда в 1820 году князь Эстергази распорядился перезахоронить останки Гайдна в церкви Эйзенштадта, и гроб был вскрыт, оказалось, что под сохранившимся париком нет черепа (его похитили, чтобы изучить особенности строения и предохранить от разрушения). Череп был воссоединен с останками только в середине следующего столетия, 5 июня 1954 года.

Дискография

  • «Прощальная симфония»
  • «Оксфордская симфония»
  • «Траурная симфония»
  • «Сотворение мира»
  • «Времена года»
  • «Семь слов Спасителя на кресте»
  • «Возвращение Товия»
  • «Аптекарь»
  • «Ацис и Галатея»
  • «Необитаемый остров»
  • «Армида»
  • «Рыбачки»
  • «Обманутая неверность»

Йозеф Гайдн — краткая биография

Гайдн Франц Йозеф (1732—1809), австрийский композитор.

Родился, вероятно, 31 марта 1732 г. (крещён 1 апреля 1732 г.) в деревне Рорау (Нижняя Австрия).

В шестилетнем возрасте Гайдн был отдан в школу в Хайнбурге, где обучался игре на различных музыкальных инструментах и пению.

Уже в 1740 г. Гайдн, благодаря прекрасному голосу, стал певчим в соборе Святого Стефана в Вене.

В хоре собора он пел до 1749 г. Живя в крайней бедности и нужде, Гайдн находил отраду только в занятиях музыкой.

В австрийской столице он познакомился с итальянским поэтом, драматургом и либреттистом П. Метастазио, который в свою очередь познакомил Гайдна с композитором и педагогом Н. Порпорой.

С 1753 по 1756 г. Гайдн работал у Порпоры аккомпаниатором и одновременно изучал основы композиции.

В 1759 г. он получил место дирижёра капеллы у чешского графа Морцина. Тогда же им была написана первая симфония, имевшая большой успех и завоевавшая ему симпатию князя Эстергази, который предложил Гайдну место капельмейстера в своём оркестре.

Музыкант принял это предложение в 1761 г. и прослужил у князя 30 лет.

После смерти Эстергази в 1790 г. Гайдн остался без определённой должности, но имя его как композитора уже было широко известно.

Особенно прославили Гайдна его симфонии.

Всего им написано 119 симфоний, в том числе 45-я «Прощальная» (1772 г.), шесть Парижских симфоний (1785—1786 гг.), 92-я «Оксфордская» (1789 г.), двенадцать Лондонских симфоний (1791—1795 гг.), явившихся откликом на поездки в Лондон в 1791—1792 и 1794—1795 гг.

Кроме симфоний композитором написаны 22 оперы, 19 месс, 83 струнных квартета, 44 фортепианные сонаты и множество других произведений.

В области инструментальной музыки Гайдн считается одним из крупнейших композиторов рубежа XVIII—XIX вв.

В 1792 г. его учеником был Л. ван Бетховен. Последние годы жизни Гайдн провёл в Вене. Здесь он написал оратории «Сотворение мира» (1798 г.) и «Времена года» (1801 г.).

Талант Гайдна был высоко оценён его современниками.

В 1791 г. он стал почётным доктором Оксфордского университета, в 1798 г. — членом Шведской королевской академии музыки.

В 1804 г. композитор был избран почётным гражданином города Вены, а в 1808 г. — почётным членом Филармонического общества в Петербурге.

Умер 31 мая 1809 г. в Вене.

Еще по теме:

Популярно:

Комментарии:

Haydn, Franz Joseph

Биография

Франц Йозеф Гайдн (нем. Franz Joseph Haydn) — австрийский композитор, представитель венской классической школы. Родился в Вене 31 марта 1732 года. 

Род Гайдна происходит из восточной части Нижней Австрии. В семье любили музыку и, обратив внимание на музыкальные способности Йозефа,  родители решили обучать его музыке. Отец отправил Йозефа в Гайнбург, где музыкальная жизнь протекала достаточно оживленно. Здесь Гайдн знакомится с самой разнообразной музыкой, участвует в церковной службе по воскресеньям и праздничным дням. Приятный голос и яркие музыкальные способности выделяли его из общей среды певчих. В 1739 году произошла встреча Йозефа с известным венским музыкантом, капельмейстером при соборе Св. Стефана, Карлом Георгом фон Ройтером. Ему Гайдн продемонстрировал свои способности и умение. Мальчик понравился маститому музыканту, и тот предложил забрать Йозефа в Вену. Переезд состоялся через год; в 8 лет Гайдн становится хористом при соборе. Более всего Гайдна развивало постоянное слушание музыки и участие в ее исполнении. Он знакомился с церковной музыкой, операми итальянских, немецких, австрийских композиторов, с инструментальной музыкой, которая исполнялась при дворе. Уже в это время Гайдн пробует сочинять. Одним из первых опытов был двенадцатиголосный хор Salve Regina (хор во славу Богородицы).

Гайдну было 17 лет, когда у него начался период ломки голоса. Прелестный дискант несколько погрубел, к тому же в хоре уже пел его младший брат Михаэль (впоследствии — известный композитор и органист), обладавший таким же прекрасным голосом. И вот Гайдн — на улице. Ройтер приказал выгнать его из капеллы. Это произошло в ноябре 1749 года.

Юноша был без гроша в кармане, не имел крова. На хлеб Гайдн зарабатывал пением в церковных хорах, любым доступным способом. Помощь одного коммерсанта позволила молодому музыканту снять крохотную комнатушку под крышей большого дома на Капустном рынке. Комнатушка не отапливалась; в жару в ней было невыносимо жарко, зимой Гайдн погибал от холода. Но он не унывал. Самым ценным была самостоятельность, крыша — и клавикорды, на которых Гайдн с восторгом упражнялся.

Для Гайдна наступило время серьезной работы. Он изучает различные теоретические труды, в том числе книгу известного музыканта-теоретика И. Маттезона «Совершенный капельмейстер», а также работу композитора И. Й. Фукса «Шаг к Парнасу». Но самым сильным впечатлением этого времени стало знакомство с музыкой клавирных сонат Ф. Э. Баха. Влияние сонат Ф. Э. Баха на Гайдна было очень велико. С другой стороны, Гайдна окружала стихия народного музицирования, народной музыки, которой была наполнена Вена. Это музыка улицы, где беспрестанно звучали серенады — в честь именин, свадеб, разнообразных домашних праздников и ярмарочных представлений.

К 1755 году Гайдн становится довольно популярным в Вене. Его музыку играют в венских салонах, у него есть ученики. Кроме того, Гайдн снова поет в церкви Св. Стефана у Ройтера. К молодому музыканту приходит известность, а вместе с ней — предложение о службе. Граф Морцин, богемский аристократ (Богемия — область Чехии), приглашает композитора в свое имение Лукавец. Оркестр графа, большого любителя музыки, был невелик, он включал от 12 до 16 музыкантов. Гайдну предложили должность композитора и капельмейстера.

Жалованье, бесплатная квартира и стол сняли материальные заботы Гайдна. Кроме того, он получил в свое распоряжение оркестр, возможность слышать все, что сочинял. Сравнительно малый состав капеллы определил творческую манеру Гайдна — экономную и ясную. Служба у Морцина продолжалась два года (1759—1760). Здесь создана первая симфония Гайдна, ре мажор, в трех частях.

Находясь на службе у Морцина, Гайдн женился, хотя одним из условий договора было холостяцкое положение музыкантов. Женой Гайдна стала старшая дочь придворного парикмахера — Анна Мария Келлер. Предполагали, что Гайдн был увлечен ее сестрой, но девушка по неизвестным причинам ушла в монастырь. Брак не был счастливым. Жена оказалась сварливой, ханжески набожной, абсолютно не способной оценить гениальное дарование мужа и хоть как-нибудь приблизиться к его духовному уровню. Через много лет супруги расстались.

Свою женитьбу Гайдн тщательно скрывал, опасаясь потерять службу. Но все разрешилось само собой: граф Морцин был вынужден распустить свою капеллу вследствие материальных затруднений. Гайдну предложили новое место — должность второго капельмейстера в капелле князя Пауля Антона Эстергази. С этого момента начинается новый период жизни и творчества, длящийся 30 лет, — период творческого расцвета, последовательного совершенствования.

Творчество Гайдна обширно и чрезвычайно разнообразно по жанрам. Об этом красноречиво свидетельствует перечень произведений, созданных уже в первые годы службы у Эстергази: 3 симфонии; 6 военных пьес для княжеского духового оркестра; струнные трио; концерт для валторны; 4 маленькие оперы; инструментальный дивертисмент «Эхо»; пастораль «Ацис и Галатея». Всего же до 1765 года было написано более 30 симфоний (до 31-й включительно), концерты для различных инструментов, кассации, танцы, клавирные сонаты, камерные сочинения, кантаты.

Середина 1760-х годов — начало широкой известности Гайдна не только в Австрии, но и за ее пределами. В Париже были изданы струнные квартеты, затем симфония. В Англии имя Гайдна упоминается в газетах; в Лейпциге — в каталогах издательской фирмы Брейт-копф. В одной из газет, в статье под названием «О венском вкусе в музыке» сообщается: «Господин Йозеф Гайдн — любимец нации; его мягкий характер запечатлен в каждом его сочинении. Его композициям присущи красота, стройность, чистота, тонкая и благородная простота… Он первый применил монодический склад, и нельзя отказать его голосоведению в приятности».

Гайдн вел огромную работу и как оперный постановщик и дирижер. Он поставил около 90 итальянских опер. Слава оперного и марионеточного театра, для которого Гайдн также писал музыку, привлекала в поместье именитых зрителей.

Одновременно с работой над оперой не иссякает поток инструментальной, симфонической, духовной музыки. Нередко появляются произведения с ярко выраженным драматическим содержанием. Среди них — «Stabat Mater» («Мать скорбящая стояла») — духовное сочинение, хоровая кантата с сопровождением органа и оркестра. В ней много прекрасных лирических эпизодов; некоторые из них заставляют вспомнить «Lacrymosa» из Реквиема Моцарта. Выразительная патетическая манера, определяющая многие сочинения Гайдна 1770-х годов, является следствием не только субъективной эволюции его творчества, но и отражением тех веяний в общественной жизни, литературе, искусстве, которые определяются понятием «Sturm und Drang».

Середина 1770-х и 1780-е годы — последние полтора десятилетия службы Гайдна у Эстергази. В это время искусство Гайдна завоевывает все более широкое признание в музыкальной среде. Повсеместно расширяющийся интерес к творчеству Гайдна захватил различные страны Европы. Придворный композитор испанского короля Карла III Луиджи Боккерини очень ценил Гайдна и много сделал для знакомства испанцев с его музыкой. Высоко ценили Гайдна во Франции. В 1779 году были исполнены симфонии Гайдна, а в 1784 к композитору обратились руководители концертных организаций Парижа с предложением написать для них шесть симфоний, что Гайдн и сделал. Симфонии награвировали в Париже. Вошедшие в историю под названием Парижских, они ознаменовали одну из вершин симфонического творчества композитора. С 1765 года Гайдна начали исполнять в Англии. Наконец произведения композитора, почти безвыездно находящегося в поместье Эстергази, вышли за пределы Европы: в 1782 году в Нью-Йорке были исполнены две симфонии венского маэстро.

 Были у Гайдна и ученики. Как это тогда было принято, Гайдн брал их к себе в дом и не только обучал, но и кормил. Наиболее известный ученик — Игнац Йозеф Плейель, живший в доме Гайдна с 1772 по 1777 год, стал в будущем крупным композитором.

Волнующим, значительным событием в жизни Гайдна 1780-х годов было сближение с молодым Моцартом. Великие музыканты испытывали друг к другу искреннее уважение и любовь. Их личное знакомство относится приблизительно к 1781 году. Моцарт много раз подчеркивал свое восхищение музыкой старшего коллеги. Слова: «Я впервые научился от Гайдна, как надо писать квартеты» — приводятся во многих монографиях, а имя «папа Гайдн» — дань не только профессиональной, но и человеческой привязанности……

31 мая 1809 года в возрасте 77 лет великий австрийский композитор скончался. Похороны прошли более чем скромно: Вена была оккупирована французами, ближайшие друзья находились за пределами города и узнали о смерти Гайдна только после похорон. 

Источник: Статья И.М. Молчановой (Музыкальная литература зарубежных стран: Учеб. пособие. Вып. 2 / Г.Жданова, И.Молчанова, И.Охалова. Ред. Е. Царева. — М.: Музыка, 2002

Франц Йозеф Гайдн — Известные произведения, смерть и факты

За свои 106 симфоний австрийский композитор Франц Йозеф Гайдн стал главным архитектором классического стиля музыки.

Сводка

Франц Йозеф Гайдн был одним из создателей основных жанров классической музыки, и его влияние на более поздних композиторов огромно. Самым знаменитым учеником Гайдна был Людвиг ван Бетховен, и его музыкальная форма бросает огромную тень на музыку последующих композиторов, таких как Шуберт, Мендельсон и Брамс.

Ранняя жизнь

Франц Йозеф Гайдн был завербован в возрасте 8 лет для пения в хоре собора Святого Стефана в Вене, где он продолжил обучение игре на скрипке и клавишных. После ухода из хора он зарабатывал себе на жизнь обучением и игрой на скрипке, изучая контрапункт и гармонию.

Гайдн вскоре стал помощником композитора Никола Порпора в обмен на уроки, а в 1761 году его назвали Капельмейстером, или «придворным музыкантом», во дворце влиятельной семьи Эстерхази, и эта должность обеспечила ему финансовую поддержку почти 30 лет. .Изолированный во дворце от других композиторов и музыкальных течений, он был, как он выразился, «вынужден стать оригинальным».

Зрелый художник

По мере того как Гайдн завоевал уважение в семье Эстерхази, его популярность за пределами дворцовых стен также увеличилась, и в конце концов он написал столько же музыки для публикации, сколько и для семьи. Некоторые важные произведения этого периода были заказаны из-за границы, например, Парижские симфонии (1785-1786) и оригинальная оркестровая версия «Семи последних слов Христа» (1786).Однако Гайдн почувствовал себя изолированным и одиноким из-за отсутствия друзей в Вене, таких как Вольфганг Амадей Моцарт, поэтому в 1791 году, когда новый принц Эстерхази отпустил Гайдна, он быстро принял приглашение поехать в Англию, чтобы дирижировать новыми симфониями на немецком языке. скрипач и импресарио Йохан Питер Саломон. Он снова вернется в Лондон в 1794 году, чтобы провести еще один успешный и прибыльный сезон.

Уже хорошо известные и оцененные в Англии, концерты Гайдна собирали огромные толпы, и во время пребывания в Англии композитор создал некоторые из своих самых популярных произведений, в том числе квартет «Всадник» и симфонии Surprise, Military, Drumroll и London.

Спустя годы

Гайдн вернулся в Вену в 1795 году и занял свою прежнюю должность в семье Эстерхази, хотя и на полставки. В то время он был общественным деятелем в Вене и, когда его не было дома, он часто появлялся на публике. Из-за ухудшения здоровья его творческий дух пережил его способность использовать его, и он умер в возрасте 77 лет.

Гайдна помнят как первого великого симфониста и композитора, который, по сути, изобрел струнный квартет.Главный инженер классического стиля, Гайдн оказал влияние на Моцарта, своего ученика Людвига ван Бетховена и многих других.

Жизнь и творчество Йозефа Гайдна: Stapert, Calvin R .: 9780802868527: Amazon.com: Books

Рукоположенный слуга
«Очень увлекательное чтение … Настоятельно рекомендуется!»

Питер Мерсер-Тейлор
— Университет Миннесоты
«Здесь Кельвин Стаперт знакомит с жизнью и творчеством Джозефа Гайдна, который одновременно является широким по своему культурному мировоззрению, уверенным в своих музыкальных исследованиях и интимным в его изображении человеческий опыт композитора.Ученый-музыковед найдет множество произведений Гайдна, как канонических, так и далеких от проторенных путей, пересмотренных с вдумчивостью и острым музыкальным чутьем. Более случайный читатель нежнейшей рукой направляется к глубокому пониманию того, что сделало композиционный голос Гайдна таким уникальным для его эпохи. А собственный голос Стаперта — непревзойденного рассказчика — быстро передает рассказ о замечательной жизни Гайдна ».

Джон Нельсон
— художественный руководитель-основатель Soli Deo Gloria
« Замечательная и любящая работа над великим но часто отодвинутый на второй план композитора.Стаперт улавливает изумительную кипучую жизнь Гайдна, когда он извлекает объемы музыковедческих деталей в удобное и приятное чтение. Если кто-то хочет исследовать огромное количество мнений о Гайдне, написанных за последние два столетия, не идите дальше. В конечном счете, Стаперт приводит веские доводы в пользу того, что Гайдн принадлежит к высшим эшелонам композиторов «.

Кеннет Словик
— Смитсоновский институт
» Это превосходное исследование дает подробный, но в высшей степени читаемый обзор жизни Гайдна и блестящую работу.. . . Читатели, вооруженные партитурой или записями, могут оценить проведенный Стапертом анализ важных произведений, а его записи в глоссарии четко объясняют четыре дюжины или около того технических терминов, которые он не может избежать. Playing Before the Lord приводит убедительный аргумент в пользу того, что, как так лаконично выразился Стаперт, «прослушивание музыки Гайдна дает нам повод радоваться, потому что это откровение благодати, свидетельство того, как обстоят дела на самом деле».

Выбор (Американская библиотечная ассоциация)
«Это хорошее введение в карьеру и музыку Джозефа Гайдна.. . . Одна исключительно положительная особенность книги — умение автора ясно объяснить сложность музыкальных форм. . . . Рекомендуется. «

Мир католической библиотеки
» Это самое приятное произведение свидетельствует о религиозной преданности Гайдна и выражает любовь к жизни музыки как свидетельство самого духовного из всех искусств — игры перед Господом в подлинной любви. . «

Поклонение
» Повествование и анализ написаны хорошо.. . . Короче говоря, мы получаем полное представление о жизни и музыке Гайдна ».

Американский органист
« Превосходный и доступный отчет о важной и благородной музыкальной жизни, чей блестящий результат оказал неизмеримое влияние на музыкантов и музыкантов. музыка, которая последовала. . . . Очень интересное, информативное и полезное чтение для образованных музыкантов и ценителей ».

Его жизнь и творчество, Джозеф (без сокращений) — Naxos AudioBooks

Примечания к буклету

Немногие композиторы в истории вызывали больше любви, чем Йозеф Гайдн: как человек, музыкант, администратор, неофициальный дипломат, вдохновенный творец и мастер-ремесленник он олицетворял лучшее в человечестве.Ни один человек не безупречен, но можно сказать, что Гайдн обладал большей долей добродетелей, чем обычно. Своей теплотой, щедростью и смирением, своим юмором, полным отсутствием злобы и прозрачной честностью он нравился публике и музыкантам, где бы он ни был. То, что он также был гением высокого роста, сравнимым в свое время только с Моцартом и Бетховеном (оба они были бесконечно более сложными личностями и оба, по-разному, его ученики), делает этот каталог благословений еще более замечательным.Из всех творческих гениев в любой области нет более примечательного, чем Гайдн за его обильное и бодрящее хорошее здоровье. Как композитор у него не было неврозов. И хотя ему не нужно никому кланяться в изысканности, в его музыке есть прямолинейность высказываний, которая постоянно включает слушателя. Чаще всего он обращается к нам, а не обращается к нам. Но он никогда не разговаривает с нами свысока. Он держит нас в тонусе, гадая, гадая, что будет дальше, наслаждаясь своим бесконечным изобретением. Его музыка приглашает нас в его разум — и что за ум! Когда мы слушаем Гайдна, мы можем слышать музыкальную мысль в действии с исключительной ясностью.И все же музыка никогда не бывает бросающейся в глаза, не говоря уже в первую очередь, интеллектуальной. Гайдн-музыкант — это интеллектуал, но он говорит как от души, так и от сердца. В общем, он был одним из величайших оригиналов природы.

Родился в 1732 году в семье колесника и повара, он не был особенно образован и даже в некоторой степени медленно разбирался в музыке. И он никогда не сочинял с текучестью Моцарта или Мендельсона. В профессию он вошел не по наследству, а почти по умолчанию.Тем не менее, что касается музыки, этот веселый деревенский болван, с его давней склонностью к шуткам, во многом определил возраст и предвестник другого. Помимо любимого и вездесущего прозвища «Папа» Гайдн, вокруг него сгруппировались отцовские качества. Он известен по сей день как «отец симфонии», «отец струнного квартета» и «отец классической сонаты». Все это чрезмерные упрощения — музыкальная эволюция не так точна, как человеческая генеалогия, — но они, по сути, оправданы.И в процессе создания эпохи он написал одну из самых богатых и глубоких музыкальных произведений из когда-либо задуманных. Многое из этого возникло из его внутренней жизни; но многое также отражало основные изменения, происходящие в обществе вокруг него.

Музыка классической эпохи (ок. 1750–1830) была основана на предвзятых представлениях о порядке, пропорции и изяществе. Преобладали красота и симметрия форм, которые в совокупности создавали эффектный утопический образ, идеализацию универсального опыта. В эпоху романтизма (которую предвосхищал Гайдн и которую его ученик Бетховен был близок к определению в своих революционных произведениях), с начала 1800-х годов, она постепенно заменялась культом индивидуального выражения, кристаллизации переживаний момента. , неограниченное признание сильных эмоций и первобытных побуждений, прославление чувственности, флирт со сверхъестественным, акцент на спонтанности и импровизации, а также культивирование крайностей — эмоциональных, чувственных, духовных и структурных.Если классическую эпоху характеризовало почти благоговение перед симметрией, то романтизм восхищался асимметрией (черта, которую Гайдн осторожно, но значительно ожидал). Форма была не вместилищем, а побочным продуктом эмоции, порождаемой изнутри. В то время как великие художники-романтики покрывали свои полотна грандиозными пейзажами, великие композиторы-романтики (начиная с Бетховена и Вебера, но предвосхищенные Гайдном, особенно в его двух поздних ораториях The Creation и The Seasons ) пытались воспроизвести аналогичные звуковые представления.В своем культивировании и преобразовании народной музыки (или той, что ошибочно воспринималась как таковая) музыка стала средством национализма, одним из самых мощных двигателей эпохи романтизма. У Гайдна это отражено в намеренно «венгерских» ссылках, которые возникают в ряде его более поздних работ, таких как Концерт для фортепиано с оркестром ре мажор и Фортепианное трио позднего соль мажор с его знаменитым «цыганским» рондо. Это была тенденция, напрямую связанная с политикой.

Идеалы и последствия Французской революции неизбежно вызвали серьезную тревогу у правителей распадающейся Священной Римской империи.В результате Австрия со столицей в Вене стала одновременно оплотом против французского империализма и эффективным полицейским государством, в котором безжалостно подавлялся как политический, так и философский либерализм. Но жители Вены не были революционерами по природе, как и Гайдн. Действительно, венцы были известны своей политической апатией. Исключение составляли две оккупации французами в 1805 и 1809 годах (год смерти Гайдна), которые принесли городу значительные трудности в виде денежных кризисов, серьезной нехватки продовольствия и бегства населения, в то время как Австрия в целом претерпел серьезные политические и территориальные неудачи.

Однако с окончательным поражением Наполеона Австрия стала главным центром европейской дипломатической, торговой и культурной жизни. В беспрецедентной степени музыка повсюду выходила из дворцов на рынок — переход, в котором Гайдн и его произведения сыграли значительную роль (особенно в Париже и Лондоне). Композиторы все меньше зависели от аристократического покровительства (Гайдн провел большую часть своей жизни в ливрее слуги), теперь полагаясь на свои средства к существованию на продажу своих произведений или, что более часто, на свои доходы в качестве учителей.Тогда в Вене проживало более 6000 студентов-пианистов, большинство из которых, так сказать, порезались зубами на сонатах Гайдна. Они варьируются от легкого, скорее скарлаттовского стиля его ранних произведений до почти бетховенской силы, содержания и величия финальной сонаты ми-бемоль (1794). Тем не менее, в области публичных концертов, которые Гайдн так сильно поддерживал, Австрия сильно отставала от Англии. Только в 1831 году, через двадцать два года после смерти Гайдна, Вена обзавелась собственным специально построенным концертным залом.К счастью, произведения Гайдна уже давно стали бессмертными.

Записки Джереми Сипманна


Франц Йозеф Гайдн (1732–1809) | Композитор

Биография

Франц Йозеф Гайдн (1732–1809) был австрийским композитором, одним из самых плодовитых и выдающихся композиторов классического периода. Гайдн написал в общей сложности 107 симфоний, а также 83 струнных квартета, 45 фортепианных трио, 62 фортепианные сонаты, 14 месс и 26 опер, а также бесчисленное множество других партитур.

Жизнь и музыка
Гайдн, сын колесного мастера и повара местного помещика, обладал таким прекрасным голосом, что в пятилетнем возрасте поступил в хоровую школу собора Святого Стефана в Вене.

Его неземные высокие частоты звучали до 16 лет, и этот факт заметила императрица Габсбургов Мария Тереза, высказавшая свою знаменитую критику: «Этот мальчик не поет, он кукарекает!». Гайдн оставил хор незабываемым образом — отрезал косичку одному из своих товарищей по хоре — и был публично избит палкой.

К 1770-м годам музыка Гайдна стала более самобытной и смелой, вдохновленной формой повышенной эмоциональности, известной как «Штурм и натиск» (буря и стресс). Репутация композитора быстро распространилась по всей Австрии, и из-за границы стали поступать заказы.

В 1790 году умер принц Николас Эстерхази, работодатель Гайдна с 1762 года, и музыкально равнодушный Антон стал новым наследным принцем. Гайдн переехал в Вену и принял приглашение от великого немецкого скрипача и импресарио Иоганна Петера Саломона посетить Англию (1791-1792), где его обожали.

Князь Антон Эстерхази умер в 1795 году, и его преемник Николай II потребовал возвращения Гайдна в Эстерхазу. Николай, любитель церковной музыки, поставил перед Гайдном задачу каждый год составлять новую постановку мессы.

В 1804 году Гайдн удалился из Эстерхазы, и болезнь помешала ему продолжить сочинение. В мае 1809 года Наполеон добрался до Вены, но Гайдн остался там, почтительно охраняемый двумя часовыми захватчика.

31 мая 1809 года Гайдн мирно скончался во сне.

Знаете ли вы?
Хормейстер в соборе Святого Стефана предложил Гайдну стать кастратом, но его отец возражал, и операция так и не состоялась. В следующем году голос Гайдна прервался.

Посмотреть больше

Великие мастера: Гайдн — его жизнь и музыка

Музыка Франца Йозефа Гайдна (1732–1809) настолько технически превосходна, настолько широко имитируется и настолько богата качеством и количеством, что почти с момента своего создания она является примером классического стиля.Гайдн больше, чем любой другой композитор-одиночка, создал симфонию классической эпохи. А его 68 струнных квартетов? Они являются эталоном, по которому оцениваются и оцениваются все другие классические струнные квартеты. Не меньший знаток, чем Моцарт, писал, что именно от Гайдна он научился писать квартеты.

Детали

Нежный, творческий подвиг, Франц Йозеф Гайдн, который написал более 1000 произведений за 50-летнюю карьеру и оставался жизненно важным в музыкальном плане далеко за пределами среднего возраста, слишком часто считается пожилым человеком, которого превзошли и затмили Моцарт и Бетховен.

Не совсем так, как показывает профессор Роберт Гринберг. Музыканты, работавшие на Гайдна, называли его «Папа» не потому, что он был ископаемым, а из-за его неизменной доброты к ним в то время, когда с профессиональными музыкантами часто плохо обращались.

По правде говоря, Гайдн — один из самых оригинальных и влиятельных композиторов всех времен. Он был единственным музыкальным современником, которым восхищался Моцарт. Вы узнаете от профессора Гринберга о творчески плодотворной дружбе, которая выросла между Моцартом и Гайдном, и о более проблемных отношениях Гайдна с Бетховеном, чья Девятая симфония, тем не менее, была бы немыслима без влияния Гайдна Creation , возвышающейся оратории 1798 года в хвала Божьей щедрости, венчающая карьеру Гайдна.

Великие мастера: Гайдн — его жизнь и музыкальные лекции

  1. Введение и ранние годы
  2. Постные годы и доклассический стиль
  3. Брак Гайдна и Эстерхаза
  4. Эстерхаза Продолжение
  5. Классический струнный квартет и классическая симфония
  6. Лондон
  7. Бетховен, снова Лондон и прорыв
  8. Сотворение , Времена года , Конец

Биография Франца Йозефа Гайдна, австрийского композитора

Франц Йозеф Гайдн (31 марта 1732 г. — 31 мая 1809 г.) был австрийским композитором, написавшим за свою карьеру 104 симфонии.Он был хорошим другом Моцарта; они уважали музыку друг друга и иногда приглашали друг друга на свои выступления. Гайдн был известен своими разносторонними талантами, и сегодня его больше всего помнят за его симфонии и камерную музыку.

Быстрые факты: Франц Йозеф Гайдн,

  • Известен Для : Гайдн был одним из ведущих композиторов классической эпохи; он написал множество симфоний и камерных произведений, которые исполняются до сих пор.
  • Родился : 31 марта 1732 года в Рорау, Австрия
  • Родители : Матиас Гайдн и Мария Коллер
  • Умер : 31 мая 1809 года в Вене, Австрия
  • Супруг : Мария Анна Келлер (м.1760–1800)
  • Дети : Алоис Антон Николаус Пользелли

Ранняя жизнь

Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в Рорау, небольшой деревне в Австрии. Его отец Матиас Гайдн был мастером-колесником, любил музыку и часто играл на арфе, а его жена пела мелодии. Мать Гайдна Анна Мария Коллер была поваром у графа Карла Антона Харраха до того, как вышла замуж за Матиаса. Брат Гайдна Майкл также сочинял музыку и со временем стал относительно известным.Его младший брат Иоганн Евангелист пел тенором в церковном хоре Эстерхази Корт.

В детстве Гайдн обладал великолепным голосом и точной музыкальностью. Иоганн Франк, впечатленный голосом Гайдна, настоял на том, чтобы родители Гайдна разрешили молодежи жить с ним и заниматься музыкой. Франк был директором школы и хором церкви в Хайнбурге. Родители Гайдна позволили ему уехать в надежде, что он станет чем-то особенным. Гайдн в первую очередь изучал музыку, но он также изучил латынь, письмо, арифметику и религию.Гайдн большую часть детства пел в церковных хорах.

Гайдн тренировал своего младшего брата Майкла, когда он присоединился к хоровой школе три года спустя; для старших певчих было принято наставлять младших. Хотя голос Гайдна был великолепен, он потерял его, когда переживал половое созревание. Майкл, у которого также был красивый голос, получил внимание, к которому привык Гайдн. Гайдна отчислили из школы, когда ему исполнилось 18 лет.

Музыкальная карьера

После окончания школы Гайдн зарабатывал себе на жизнь как музыкант-фрилансер, учитель музыки и композитор.Его первая стабильная работа пришла в 1757 году, когда он был нанят музыкальным руководителем графа Морзина. Со временем его имя и композиции стали более узнаваемыми. За время работы с графом Морзином Гайдн написал 15 симфоний, концертов, сонат для фортепиано и, возможно, первых двух струнных квартетов. Он женился на Марии Анне Келлер 26 ноября 1760 года.

В 1761 году Гайдн начал свои пожизненные отношения с самой богатой семьей венгерской знати, семьей Эстерхази. Гайдн провел почти 30 лет своей жизни на семейной работе.Он был нанят на должность вице-капельмейстера, зарабатывая 400 гульденов в год, и со временем его зарплата увеличилась, а также его положение в суде. Его музыка стала широко популярной. Хотя Гайдн жил с семьей Эстерхази в их удаленном имении, он иногда бывал в Вене, где познакомился и подружился с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Двое очень восхищались работой друг друга.

Основным покровителем Гайдна был князь Николаус, сам музыкант и ценитель музыки, заказавший у Гайдна множество работ.В 1760-х годах принц начал учиться игре на баритоне, большом струнном инструменте, что было несколько необычно в то время. Гайдн написал для принца множество произведений для игры на этом инструменте, в том числе более 100 трио для баритона, альта и виолончели.

В 1779 году Гайдн подписал новый контракт с семьей Эстерхази, что позволило ему, наконец, принимать заказы от других покровителей. Эта свобода привела к плодотворному периоду для композитора. В течение следующего десятилетия Гайдн написал «Семь последних слов Христа», оркестровое произведение с девятью частями и свои шесть парижских симфоний по заказу музыкального руководителя французского оркестра.

Лондон

Начиная с 1791 года, Гайдн провел четыре года в Лондоне, сочиняя музыку и проживая жизнь за пределами королевского двора. Его пребывание в Лондоне было кульминацией его карьеры. Он заработал почти 24 000 гульденов за один год (сумма его совокупного оклада за почти 20 лет работы капельмейстером в семье Эстерхази). В Лондоне Гайдн написал некоторые из своих самых известных произведений, в том числе симфонии «Военные», «Барабанная дробь», «Лондон» и «Чудо».

Вернувшись в Вену, Гайдн провел некоторое время, обучая молодого Людвига ван Бетховена (которого он первоначально встретил во время поездки в Лондон).Затем Гайдн вернулся в Лондон для второй поездки и представил несколько новых симфоний, которые были тепло приняты английской публикой.

В 1795 году Гайдн вернулся в Вену и возобновил свою работу в семье Эстерхази, ныне находящейся под покровительством Николая II. За это время он написал ряд сочинений, а также эпические оратории «Сотворение мира» (основанные на Книге Бытия) и «Времена года».

Смерть

Гайдн провел последние годы своей жизни в Вене, сочиняя только вокальные произведения, такие как мессы и оратории.Он скончался посреди ночи 31 мая 1809 года в возрасте 77 лет. На его похоронах был исполнен Реквием Моцарта.

Наследие

Наряду с Моцартом и Бетховеном Гайдн — один из самых известных композиторов классического периода. Он был чрезвычайно плодовитым, написав более 100 симфоний, более 60 струнных квартетов, более десятка опер и бесчисленное множество других произведений для камерных групп и симфоний. Большая часть работ Гайдна ярка и жизнерадостна, возможно, потому, что она была написана, чтобы угодить двору Эстерхази; тем не менее, некоторые работы были написаны в стиле «Sturm und Drang», который отличался большим драматизмом и эмоциональностью.Его более поздние сочинения были написаны в популярном стиле с элементами народной музыки.

Источники

  • Хартц, Даниэль. «Моцарт, Гайдн и ранний Бетховен, 1781–1802». W. W. Norton & Company, 2009.
  • Джонс, Дэвид Вин. «Жизнь Гайдна». Cambridge University Press, 2015.
  • Стапер, Кальвин. «Игра перед Господом: жизнь и творчество Йозефа Гайдна». Издательство Уильям Б. Эрдманс, 2014.

Йозеф Гайдн, известный австрийский композитор (1732

Йозеф Гайдн — звезда Великобритании

В 1790 году умер князь Николаус I. Его преемник не проявил интереса к музыке, распустил оркестр и хор и предоставил Гайдну годовую пенсию, выпустив его в международный музыкальный мир. Моцарт выразил сомнения, что Гайдн даже не говорил по-английски. Ответ Гайдна: «Мою музыку понимают во всем мире!»

Йозеф Гайдн согласился написать 27 пьес для лондонского концертного менеджера Иоганна Питера Саломона и исполнить их на концертах, дирижируя ими сам.Прибытие Гайдна в Англию 1 января 1791 года вызвало ажиотаж — не меньше, чем тот факт, что на придворном балу в Сент-Джеймсском дворце принц Уэльский встретил Гайдна с видимым поклоном. В июле 1791 года Гайдн получил степень почетного доктора музыки Оксфордского университета. Торжественное празднование длилось три дня и проходило в Шелдонском театре Оксфорда.

Гайдн покинул Британские острова в июне 1792 года после двух успешных серий концертов. Он вернулся в Австрию через Бонн, где познакомился с талантливым молодым Людвигом ван Бетховеном (1770-1827).В 1793 году он купил загородный дом Обере Виндмюле на улице Кляйне Штайнгассе 73 (нынешний музей Гайдна Хауса) и поселился в нем в 1797 году. Именно здесь он создал свои оратории «Сотворение мира» и «Времена года».

В январе 1794 года Гайдн во второй раз поехал в Англию и снова был встречен с большим успехом. Впервые была исполнена «Военная симфония», самая популярная из всех его симфоний при его жизни. 250 произведений, которые Гайдн написал за два своих визита в Лондон, вполне могут стать делом всей жизни любого композитора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *