Живопись среднего царства египта: (21 . 19 . ..) [1956 —

Содержание

3. Искусство Среднего царства (около 2100-1700 гг. до н. э.)

3. Искусство Среднего царства (около 2100-1700 гг. до н. э.)

Среднее царство – период, в течение которого Египет снова возвысился, выйдя победителем из долгих и тяжких испытаний, и последовало возрождение всех искусств на орошенных священными водами берегах нильской долины. Этот период был классической порой письменности и нового расцвета изящных искусств на основе созданного в Древнем царстве. Высшей точки этот расцвет достиг при 12-й династии.

Наиболее сохранившиеся памятники в этот период – гробницы. Усыпальницами царей по-прежнему служат пирамидами, каковы, например, пирамиды Узертезена II в Иллагуне, Аменэм-чета II в Гаваре и исследованные Морганом пирамиды в Дашуре, сложенные из черного кирпича и облицованные большими глыбами белого известняка. Применение в уменьшенном виде мотива пирамид видно в небольших кирпичных пирамидах Абидоса, священного города мертвых Осириса, где в то время уже всякий состоятельный человек среднего сословия сооружал себе гробницу или, по меньшей мере, ставил для себя надгробный камень.

Как правило, воздвигнутые на квадратном фундаменте, с погребальной камерой, крытой фальшивым сводом, оштукатуренные и раскрашенные, эти пирамиды имеют иной вид, чем гладкие большие царские пирамиды. Но владетельные князья и члены высшего сословия предпочитали хорониться в пещерах, высеченных в скалах на родной стороне. Самые известные из таких могильных пещер находятся в Бени-Хасане, в Берше, и в Сиуте, в Среднем Египте. Вся могила выдолблена в скале. Обычно она состоит из портика, архитрав входа в который поддерживают столбы или колонны, из поминального покоя, где иногда помещается ниша со статуей почившего, и из потайного склепа для саркофага, куда ведет шахтообразный ход. Для истории архитектуры имеют особенно важное значение пещерные усыпальницы Бени-Хасана, потому что на подпорах их портиков и поминальных покоев можно проследить дальнейшее развитие стиля египетских каменных построек. Прямые, четырехгранные колонны Древнего царства заменяются сначала 8-гранными (рис. 121, а), а потом – 16-гранными.
Когда на 16 гранях вытесаны гладкие желоба (каннелюры), получается так называемая протодорическая колонна (б).

Рис. 121. Развитие египетской колонны в эпоху Среднего царства. По Перро и Шипье

Круглый плинт (база) и квадратная плита покрышки (абака) усиливают впечатление такой колонны, старательно высеченной из камня. Вместе с тем появляются уже составные колонны с капителями в виде нераскрывшихся цветков лотоса (в). Их стержень выполнен из четырех выпуклых стеблей, перехваченных обручами вверху, где из них выступает капитель, которая состоит также из четырех нераспустившихся бутонов лотоса, сначала расходящихся врозь, а затем суживающихся. Круглая база и четырехугольная плита абаки, на которой покоится архитрав, завершают колонну. Лотосовидные колонны с чашеобразными капителями в Среднем царстве – большая редкость. Борхардт нашел образец такой колонны в живописи одной из гробниц в Берше. Лилия, или капитель в виде распустившегося цветка, изображена на троне статуи Узертезена I, Берлинский музей.

Колонны, составленные из нескольких стеблей папируса, с капителями в виде нераскрывшихся цветков появляются в среднем периоде довольно часто. Самое полное их развитие представляют каменные колонны храма при пирамиде в Гаваре. Капители в виде распустившихся цветков папируса встречаются в Среднем царстве, кроме небольшой каменной колонны с отчетливым 3-гранным стержнем из Кагуна, главным образом в изображениях на стенах гробниц. Первый классический пример пальмовидной колонны имеется в одной из гробниц в Берше. В развалинах храмов мы видели уже особого рода капитель, в которой с двух или четырех сторон изображена рельефом голова богини Гатор в огромном головном уборе и с острыми коровьими ушами.

Плоские изображения на стенах пещерных усыпальниц этого времени знакомят нас с жизнью и искусством долины Нила. В Бени-Хасане мы встречаем уже не только раскрашенные рельефы, но и настоящие стенные картины, не фрески, но живопись а tempera в самом широком смысле, краски которой, разведенные гуммитраганантовой водой, накладывались при помощи камышового стебелька или волосяной кисти. Содержание этих картин вообще сходно с сюжетами гробничных изображений Древнего царства, но к ним кое-где примешиваются рисунки, прославляющие деяния умершего: изображаются походы, битвы, осады крепостей, вперемежку с идиллическими сценами быта поселян, охотников и рыболовов или с милыми эпизодами жизни и занятий художников. Язык этих изображений остается вообще тот же, что и в Древнем царстве, хотя человеческие фигуры становятся несколько более стройными и рослыми, а повествование нагляднее и живее, чем прежде; позы менее принужденны, и в единичных случаях, сквозь традиционную неподвижность египетского искусства, как бы проглядывает стремление к более правильному и свободному размещению фигур. Наконец, и сельскохозяйственные орудия начинают играть заметную роль. Изображения садов со странным смешением планов и вертикальных проекций часто взяты, по-видимому, независимо от сюжета. Пальмы, плодовые деревья, виноградные лозы, кипарисы изображаются отчетливо и естественно.

Чисто орнаментальные мотивы в Среднем царстве становятся также более разнообразны; четырехлистник, вероятно, бывший геометрическим прототипом цветочной розетты, появляется и в отдельности, и в сплетениях. Но наибольшее развитие в этом отношении достигнуто лишь в Новом царстве.

Наравне с гробницами Среднего царства развалины храмов имеют благодаря новейшим раскопкам право на более значительное место в истории египетского искусства, нежели то, которое отводилось им доныне. В новом здании храма, воздвигнутого Сезуртезеном III в Бубатисе на фундаменте храма Древнего царства, найдены кроме колонн с двумя обращенными в разные стороны головами Гатор также лотосовидные гранитные колонны, состоящие не только из четырех, как в Бени-Хасане, но и из восьми связанных вместе стеблей и стольких же цветочных чашек каждая. В Абидосском храме Осириса, возобновленном при Узертезене I, сохранились еще развалины двора с четырехугольными колоннами и прислоненными к ним колоссальными фигурами красного гранита, из которых одна изображает самого царя (так называемая Осирисова колонна). Храм бога Ра в Гелиополе той же эпохи исчез с лица земли; но непоколебимо стоит еще один из гранитных обелисков, 20 метров высотой, воздвигнутых Узертезеном I перед входом в этот храм (рис.

122). Если не принимать в расчет малых надгробных обелисков Древнего царства (Берлинский музей), то можно сказать, что это самый древний из сохранившихся обелисков, древнейший образец тех отдельно стоящих четырехугольных, кверху немного суживающихся и завершающихся небольшой пирамидой столбов-памятников, которые, имея несомненно символическое значение, принадлежат к самым характерным изобретениям египетского искусства и составляли необходимую принадлежность египетских храмов. Сооружение легендарного здания Лабиринта, прославленного греческими историками, относят также к той же эпохе и приурочивают к царствованию Аменхотепа III. По-видимому, это был храм-гробница с бесчисленными дворами и залами, не имевший себе подобного в отношении великолепия отделки. Геродот говорил: «Я видел это сам, и оно не поддается никакому описанию».

Рис. 122. Гелиопольский обелиск близ Каира. С фотографии

Из сохранившихся скульптурных произведений Среднего царства должны быть поставлены на первый план статуи фараонов, обычно иссекавшиеся из черного или серого гранита или из диорита. Из твердых каменных пород предпочитались в то время уже не светлые и розовые, а темные. В статуях, как и в изображениях на плоскости, не заметно никакого успеха в отношении свободы мотивов движения, но, сообразно вкусу эпохи, является удлиненность пропорций. Плечи становятся еще шире прежнего; сравнительно с перетянутым станом шея делается тоньше и вытягивается, ноги удлиняются, мускулы обрисовываются слабее. Черты лица, сохраняя портретное сходство, к которому художники стремились и раньше, приближаются к одному, общеегипетскому идеалу красоты. Как бы то ни было, 12-я династия фараонов не отличалась красивой наружностью: выдающиеся скулы, покатый лоб, широкий рот придавали плоскому лицу тип вроде славянского, пожалуй, даже африканского, и безобразили даже идеализированные головы царских статуй. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть в Берлинском музее на колоссальную статую из черного гранита, изображающую Узертезена I и происходящую из абидосского храма, и на черную гранитную статую Нофрит, супруги Узертезена II музей Гизы (рис.

123).

Рис. 123. Гранитная статуя Нофрит. С фотографии Бругша

Со времени исследований Борхардта изображением фараона Среднего царства оказывается также колоссальный сфинкс в Гизе, считавшийся дотоле важнейшим произведением египетской скульптуры, созданным для того, чтобы служить образцом на вечные времена (рис. 124). На львином теле, долго остававшемся засыпанным по плечи в песке пустыни, потом отрытом и снова занесенном песком, возвышается на расстоянии 20 метров от основания каменная голова царя, высеченная из целой скалы и обращенная лицом к востоку, с широко открытыми глазами и с вечной улыбкой на устах. Художники Аменемхета III вернулись к прежнему реализму; скульптурный тип династии этого фараона так точно воплотился в известных его головах, что долгое время считали статуи этого царя и львиного сфинкса с одной и той же головой делом рук чужестранцев, вероятно гиксов, державших Египет под своим игом между средним и новым периодами.

Однако Голенищев доказал, что это головы Аменемхета III и что, как таковые, они должны считаться самыми типичными в ряду голов царей 12-й династии. Черный гранитный сфинкс с головой, особенно низко выступающей из могучей львиной гривы, и обломок такой же царской статуи серого гранита находятся в музее Гизы; подобные фигуры имеются и в других коллекциях. Зато в польщенной юношеской красе чисто египетского типа предстает перед нами обнаженная позолоченная, деревянная статуя царя Гора, привезенная в музей Гизы из Дашурской южной кирпичной пирамиды. В этой статуе выказалась вся лесть, с какой египетские художники сглаживали неприятные черты физиономий в портретах (рис. 125). К тому же роду произведений принадлежит хорошенькая маленькая деревянная фигура Метухотепа, Берлинский музей. Она лежала в гробу изображенного царя, на его мумии. Длинный плащ сделан из белого, а тело – из коричневого дерева. Волосы были окрашены в голубой цвет, а глаза – в натуральный. Далее надо упомянуть о вылощенных, улыбающихся, безжизненных колоссах 13-й династии, какова, например, находящаяся в Луврском музее, в Париже, статуя из розового гранита, изображающая царя Себекхотепа III сидящим на троне.
Подобные произведения не имеют значения для изучающего историю развития египетского искусства и представляют лишь такие черты, которые были присущи ему во все времена.

Рис. 124. Сфинкс в Гизе. С фотографии Плюшова

Среди художественно-промышленных произведений Среднего царства заслуживают внимания изделия золотых дел мастеров, каков, например, роскошный убор принцессы Гатор-Сат (12-я династия), найденный Морганом в северной Дашурской пирамиде. В особенности замечательны покрытые красной, светло-голубой и темно-голубой эмалью золотые нагрудные таблички в виде храмиков легкой конструкции, представляющие искусную сквозную работу в чистом и богатом геральдическом стиле. Они принадлежат музею Гизы (рис. 126). От того же времени сохранились отдельные резные камни преимущественно в виде скарабеев (жуков). Эти камни вставлялись в кольца и служили печатями, подобно цилиндрам, употреблявшимся в Месопотамии уже при первых династиях египетской истории. Лувр владеет таким кольцом времен Аменемхета III; на вправленном в него сардониксе очень тонко вырезаны глубоким рельефом с одной стороны сидящий владелец кольца, а с другой – царь, повергающий своего врага на землю.

Рис. 125. Статуя царя Гора. По Моргану

Керамика. Гончары, давно использовавшие гончарный круг, по сравнению с древним периодом сделали значительные успехи. В особенности достойны внимания сосуды различной формы с геометрическими орнаментами, начертанными белой краской на красном фоне или красно-бурой на желтом или белом. Фигуры животных и людей, здесь и там прерывающие узор, едва можно распознать. Видно, что горшечники не вели никаких сношений с бенихасанскими живописцами. Наряду с этими сосудами имеют свою цену глазурованные горшки (так называемый египетский фарфор) по большей части бирюзового или лазоревого цвета. Из глазурованной глины изготовлялись также фигуры животных. Одна из таких фигур, хранящаяся в музее Гизы, представляет голубого бегемота среди болотных растений, окрашенных в черный цвет.

Картины, изображающие выдувальщиков стекла в одной из гробниц 12-й династии, доказывают, что стеклянное производство было в то время уже известно. Что касается столярных изделий, то должно заметить, что со времен 11-й династии начинают распространяться деревянные гробы и преимущественно внутренние оболочки мумий. Иногда они приспособляются к формам мумии так, что получается некоторое подобие человека, а иногда воспроизводят на своей крышке всю фигуру покойника, тщательно выполненную и роскошно иллюминированную разными красками. В таком же изобилии, как подобные гробы и оболочки мумий, в музеях имеются так называемые канопы – большие вазы для внутренностей покойников, с крышками, изображающими головы коршунов, павианов, шакалов и человеческие – символы охранителей умерших. В Среднем царстве канопы изготовлялись по большей части из алебастра.

Запись около 1914 года*

Запись около 1914 года* Мы провозглашаем пустоголовых. И не желаем делать с<о> своей головы мусор<ный> ящик.* * *У современных талантливых писателей Брюсов<а>, Бальмон<та>, Андреева, Горького, Анатол<я> Франса, Кнут<а> Гамсуна и и<м> подоб<ных>, а также

Афоризмы (около 1918 года)*

Афоризмы (около 1918 года)* Ставьте на месте святом новую святыню — машину.Через икону мы идем к вечному безжизненному покою (ожид<ание> неба), через машину к вечному бегу по клокочущим далям

Из записной книжки (около 1924 года)*

Из записной книжки (около 1924 года)* Предмета не существует, я только его рисую в пространстве, движение же мое только средство техническое.Если Земля завтра не приходит в свое место, то и не приходит ни в какое другое место. * * *Академизм стремится через усилия свои передать

Лозунги-афоризмы (около 1924 года)*

Лозунги-афоризмы (около 1924 года)* Борьба с чистым Искусством есть борьба против обновления предметов художественного быта.Только через чистые Искусства мы можем сделать художествен<ное> оформление вещей нового быта.Тот, кто против чистого Искусства — тот против

Из записной книжки (около 1927 года)*

Из записной книжки (около 1927 года)* Когда рабу предложить свободу, то он ее испугается, ибо не знает, что делать с ней, и не знает себя, своих сил, не знает своего содержания, т<ого>, из чего возможна вся его творческая деятельность. Привыкш<ему> в рабстве видеть

2. Искусство Древнего царства (около 3000-2500 гг. до н.

э.)

2. Искусство Древнего царства (около 3000-2500 гг. до н. э.) Историю египетского искусства еще недавно было возможно изучать только с конца 3-й династии, и еще на первой стадии своего развития оно может быть уподоблено, по выражению Лепсиуса, «ребенку, воспитанному в строгости,

4. Искусство Нового царства (от 1600 до 1100 г. до н. э.) и позднейшего времени

4. Искусство Нового царства (от 1600 до 1100 г. до н. э.) и позднейшего времени Людвиг Зибель называет период Нового царства «эпохой всемирных сношений». Тогда процветало Вавилонское государство, хотя именно в этот период мы знаем его всего менее; в то время существовала в Сирии,

1. Искусство Италии до начала эллинистической эпохи (около 900-275 гг. до н. э.)

1. Искусство Италии до начала эллинистической эпохи (около 900-275 гг. до н. э.) Италия, вдающаяся в виде длинного полуострова в море и связанная со всем миром торговлей и мореплаванием, была далеко не так щедро наделена задатками художественности, как ее сестра, Греция. Однако

2. Искусство Италии от начала эллинистической эпохи и до конца Римской республики (около 275-25 гг. до н. э.)

2. Искусство Италии от начала эллинистической эпохи и до конца Римской республики (около 275-25 гг. до н. э.) К началу эллинистической эпохи Рим, достигнув значения великой державы, был уже общепризнанным владыкой и столицей Италии. Затем, в течение ближайшей трети столетия,

1. Искусство Италии и Испании (около 750–1050 гг.)

1. Искусство Италии и Испании (около 750–1050 гг.) Рис. 71. Спаситель на престоле. Фреска в церкви S. Maria delle Grazie близ Карпаньяно. По ДилюВ то время как в художественных и культурных областях христианского Востока, пределы которого сузило распространение ислама, древний

2.

 Искусство Руси в эпоху татаро-монгольского ига (около 1225–1400 гг.)

2. Искусство Руси в эпоху татаро-монгольского ига (около 1225–1400 гг.) На Руси, как в Персии и Китае, татаро-монгольское иго оказывало и на искусство нивелирующее, в азиатском духе, влияние. Китайское, индийское, в особенности же персидское искусство широким потоком хлынуло

Искусство Среднего царства. Древний Египет. | Учебно-методическое пособие по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) на тему:

Часть II. Искусство Среднего царства.

(21 – 18 вв. до н.э.)

В последние века третьего тысячелетия до н.э. мощное централизованное государство, ослабленное войнами и грандиозным строительством, распалось. Подданные великого фараона усомнились в бессмертии и всевластии верховного правителя, начался период раскола на отдельные области-номы и децентрализации власти.   Тенденция к упадку просматривалась и в развитии архитектурной традиции. Последние фараоны эпохи Древнего царства были вынуждены довольствоваться простыми кирпичными мастабами, вместо огромных и грандиозных пирамид и заупокойных комплексов.

В эпоху Среднего царства политический центр страны переместился в город Фивы, управляемый сильной кастой жрецов бога солнца Амона, который позднее был отождествлён с древним богом Ра (Амон-Ра). Наряду с Фиванским центром в этот период возросла роль самостоятельных отдельных областей (номов) и их правителей (номархов). Такая дифференциация власти и правителей привела к формированию местных религиозных культов и художественных школ. Искусство, как и прежде, носило ритуальный характер, связанный с заупокойным культом. Номархи строили свои усыпальницы в собственных владениях, а не у подножия царской пирамиды, как это было раньше, в эпоху Древнего царства. Так как финансирование такого строительства было гораздо скромнее, чем строительство огромной царской пирамиды, то и размеры построек уменьшились. Гробницы номархов, как правило, возводились из кирпича, представляли собой маленькие пирамиды или мастабы, судить об этом довольно сложно, так как сохранились единицы. Очень хорошо сохранились гробницы, вырубленные в скалах, так называемые скальные гробницы. К числу таких комплексов относятся гробницы в скалах около современного селения Бени-Гасан, заполненные многочисленными хорошо сохранившимися росписями, которые преобладают над рельефами, так как их изготовление менее трудоёмкое и потому более доступное.

   

Илл. 1-2  Росписи гробницы номарха Хнумхотепа II в Бени-Гасан. 20 в. до н.э.

   

Илл. 3-4  Росписи гробницы номарха Хнумхотепа II в Бени-Гасан. Сборщики фруктов и павианы. Камышовый кот. 20 в. до н.э.

В таких гробницах было обнаружено множество деревянных статуэток, составляющих иногда целые группы: слуги, прачки, пахари, пастухи, воины, лучники, лодочники.

С середины эпохи Среднего царства, примерно со второй половины 20-го века до н.э., появляется новая традиция – воздвигать статуи фараонов (правителя Фив), предназначенные для всеобщего обозрения, для укрепления статуса главного правителя. Это потребовало большего внимания к воссозданию характерных портретных черт, в том числе и возрастных изменений, что было частой практикой и в эпоху Древнего царства, но только для обычных, смертных египтян, а не для фараона.

         

Илл. 4 – 5  Статуя и торс статуи фараона Аменемхета III. Базальт и гранит. 19 в. до н.э. 12 династия.

Перед нами облик сурового правителя Древнего Египта, прославившегося строительством огромного заупокойного храма с бесчисленными дворами и колоннадами. В последствии этот комплекс получил название «Лабиринт», но был утрачен. На лице фараона выделяются резкие, крупные черты, выступающие скулы и плотно сжатые челюсти, которые наполняют напряжением всю статую. Скульптор делает акцент на характерных чертах в лице фараона Аменемхета III, в то время как его тело выполнено в классической манере – идеальный торс, каноническая поза. Такие же приёмы можно отметить и в скульптурных изображениях другого фараона – Сенусерта III, покорителя Нубии. Все его статуи тем или иным образом были повреждены. Этот фараон прославился тем, что при его правлении наступил расцвет придворного ювелирного искусства.

           

Илл. 6 – 7  Статуи фараона Сенусерта III. 19 в. до н. э. Британский музей. Фрагмент головы статуи фараона Сенусерта III. 19 в. до н.э.

Великолепные образцы ювелирных изделий были обнаружены в погребении дочери фараона, Сет-Хатор. Особенно выделяется прекрасное головное украшение царевны в виде обруча, украшенного розетками, изображением священной кобры (урея) и длинными золотыми лентами, свободно свисающими вниз с трёх сторон.

Илл. 8 Диадема царевны Сет-Хатор. 19 в. до н.э..

Искусство Среднего царства – искусство и визуальная культура: от предыстории до эпохи Возрождения

Нововведения Среднего царства включали торжественность, очевидную в портретах Сенусерта III и каменных статуях.

  • Обсудите скульптурные инновации периода Среднего царства Египта
  • Сравните и сопоставьте гробницы и погребальный инвентарь Среднего царства с гробницами Старого царства
  • Опишите назначение стел в древнеегипетском искусстве
  • Опишите основные строительные проекты, начатые во времена Среднего царства Египта

Ментухотеп II

Среднее царство (ок. 2000–1650 гг. до н. э.) было отмечено воссоединением Египта после периода ослабления власти фараонов и гражданской войны, называемой Первой промежуточной. Ментухотеп II восстановил стабильность в 2041 г. до н.э. после начала атаки, которая не встретила большого сопротивления. После свержения последних правителей Десятой династии Ментухотеп II начал укреплять свою власть над всем Египтом, завершив этот процесс примерно в 2000 году до нашей эры. Его подданные считали его божественным или полубожественным, о чем свидетельствует рельеф, изображающий фараона, принимающего подношения.

 

 

Ментухотеп II получает подношения: Ментухотеп II сидит, держит посох как символ власти.

Сенусрет III

Во времена Среднего царства рельефная и портретная скульптура улавливала тонкие, отдельные детали, которые достигли новых высот технической сложности. Некоторые из лучших образцов скульптуры того времени были созданы в период расцвета империи при фараоне Сенусерте III.

Сенусрет III (также пишется как Сенусрет III или Сесострис III) правил с 1878 по 1839 год.до н.э. и был пятым монархом Двенадцатой династии Среднего царства. Его военные кампании положили начало эпохе мира и экономического процветания, которая не только уменьшила власть региональных правителей, но и привела к возрождению ремесел, торговли и городского развития в египетском царстве. Один из немногих царей, которые были обожествлены и удостоены культа при жизни, он считается, пожалуй, самым могущественным египетским правителем династии.

Помимо своих достижений в архитектуре и войне, Сенусрет III известен своими поразительно мрачными скульптурами, в которых он выглядит измученным и серьезным. Отклоняясь от стандартного способа изображения королей, Сенусрет III и его преемник Аменемхет III изображали себя зрелыми стареющими мужчинами. Это часто интерпретируется как изображение бремени власти и королевской власти. Об изменении изображения как идеологического, а не как об изображении стареющего царя свидетельствует тот факт, что на одном-единственном рельефе Сенусерт III, следуя многовековой традиции, изображен энергичным юношей 9 . 0022 и как зрелый стареющий король.

 

 

Три черные гранитные статуи фараона Сесотриса III в профиль справа (Двенадцатая династия, около 1850 г. до н. э.): Сенусрет III известен своими поразительно мрачными скульптурами.

Статуи из блоков

Еще одним важным нововведением в скульптуре, появившимся во времена Среднего царства, были статуи из блоков, которые будут популярны вплоть до эпохи Птолемеев почти 2000 лет спустя. Блочные статуи состоят из человека, сидящего на корточках с подтянутыми к груди коленями и сложенными на коленях руками. Часто эти мужчины носят широкий плащ, который уменьшает тело фигуры до простой блочной формы. В некоторых случаях плащ полностью закрывает ноги, а в других ступни остаются открытыми. Голова скульптуры содержит больше всего деталей.

 

 

Пример блочной статуи: Блочные статуи Среднего царства состояли из человека, сидящего на корточках с подтянутыми к груди коленями.

Женщины-покровительницы

Скульптура, изображенная ниже, — тот факт, что частная женщина могла сделать скульптуру для себя, — красноречиво говорит о равенстве полов в Древнем Египте. Тяжелый трехсторонний парик обрамляет широкое лицо и проходит за ушами, создавая впечатление, что они выдвинуты вперед. Они большие в соответствии с древнеегипетским идеалом красоты; тот же идеал требовал маленькой груди, и скульптура в этом отношении не исключение. В то время как естественный изгиб бровей опускается к корню носа, искусственные брови с низким рельефом абсолютно прямые над внутренними уголками глаз, что позволяет относить бюст к началу Двенадцатой династии. Около 1900 г. до н.э. эти искусственные брови тоже начали следовать естественному изгибу и опускаться к носу.

 

 

Голова и туловище дворянки (Двенадцатая династия): Эта скульптура, заказанная дворянкой, свидетельствует о гендерном равенстве среди элиты во времена Среднего царства.

Гробницы Среднего царства

Королевские погребальные обычаи в Среднем царстве остались почти такими же, как и в Старом царстве, и короли продолжали строить пирамиды для своих захоронений. Однако, в отличие от Старого царства, королевские пирамиды Среднего царства были построены не так хорошо, и сегодня лишь немногие из них сохранились в виде пирамидальных сооружений. Среди гробниц, построенных в это время, есть надгробный памятник Аменемхету I в Эль-Лиште; надгробный памятник Сесострису I; Пирамида Аменемхета III в Хаваре, включающая сложный комплекс лабиринтов; и пирамида Сесостриса II в Иллахуне. Строительство пирамид сократилось к концу Двенадцатой династии, поскольку нестабильность привела к упадку Среднего царства.

Погребальный инвентарь оставался обычным явлением в гробницах. Начиная с Первого промежуточного периода, деревянные модели стали очень популярными, часто изображая повседневные действия, которые умерший должен был продолжать делать в загробной жизни. Стандартный гроб был прямоугольным и ярко окрашенным, часто с формулой подношения. В отличие от Старого царства, предметы повседневного обихода не часто помещались в гробницы; однако они снова появились к концу Среднего царства.

К концу Среднего Царства также были введены другие новые предметы, в том числе первые шабти (также известные как ушабти) и первые скарабеи. Шабти представляли собой погребальные фигурки, помещаемые в гробницы умерших, чтобы помочь им в загробной жизни. Используемые со времен Среднего царства до конца периода Птолемеев почти 2000 лет спустя, большинство шабти были небольшого размера, часто покрывая пол вокруг саркофага. Исключительные шабти были большего размера или производились как единственные в своем роде шедевры. Как правило, они отличались от других статуэток тем, что на них было написано имя умершего, его титулы и часто заклинания из текстов гробов 9.0022 . Шабти были созданы, чтобы действовать как слуги умершего, выполняя физический труд, необходимый для обильного существования в загробной жизни.

 

 

Шабти фигурки: Шабти были погребальными фигурками, которые помещались в гробницы вместе с умершими, чтобы помочь им в загробной жизни.

Скарабеи были популярными амулетами, которые считались защитниками письменных произведений. Скарабей также использовался в качестве держателя или носителя для личных именных печатей. Из камня вырезали фигурку скарабея, а затем на гладком животе скарабея делали гравировку печати.

 

 

Современная имитация древнеегипетского амулета-скарабея: Скарабеев часто помещали в гробницы вместе с другим погребальным инвентарем в качестве защитников письменных изделий.

Еще одно изменение в погребальной практике того времени было связано с египтянами, не принадлежащими к королевской семье. В отличие от элитарного отношения Старого царства к богам, в Среднем царстве наблюдалось усиление проявлений личного благочестия и то, что можно было бы назвать демократизацией загробной жизни. В этом мировоззрении все люди обладали душой и могли быть приняты в общество богов после смерти.

В Старом Королевстве Тексты пирамид, содержащие заклинания, помогающие мертвым успешно достичь загробной жизни, были доступны только избранным. Во времена Среднего царства египтяне, не принадлежащие к элитным слоям общества, получили доступ к этой погребальной литературе и начали включать ее в свои собственные захоронения. Тексты Гробов, как их называют ученые, расширили Тексты Пирамид, представляя новые заклинания и внося небольшие изменения, чтобы сделать их более подходящими для знати. Как видно на изображении ниже, тексты гроба могут отображаться в виде рисунков или надписей внутри гроба. Из-за ограниченных поверхностей для письма некоторых из этих предметов заклинания часто сокращались, что приводило к длинным и коротким версиям.

 

 

Карта преисподней из гроба Гуа, из Дейр-эль-Берша, Египет (12-я династия, 1985–1795 гг. до н. э.): умершие проходят через Дуат.

В отличие от Текстов Пирамид, в которых основное внимание уделяется небесному царству, Тексты Гроба подчеркивают подземные элементы загробной жизни, которой правит Осирис в месте, называемом  Дуат . Люди всех классов имели доступ к этой загробной жизни, в которой Осирис и его совет судили их  в соответствии с их поступками в жизни. Это царство описывается как содержащее угрожающих существ, ловушки и ловушки, к которым умерший должен быть готов. Заклинания в текстах гробов были предназначены для того, чтобы помочь умершему справиться с этими препятствиями.

Стелы Среднего царства

Стелы Древнего Египта служили многим целям: от погребения до обозначения территории и публикации указов. Египтяне были хорошо известны своими стелами, самые ранние из которых датируются серединой-концом третьего тысячелетия до нашей эры. Изображения и текст были тесно переплетены и начертаны, вырезаны рельефом или нарисованы на стелах. В то время как большинство стел были выше, чем в ширину, стелы из плит имели горизонтальное измерение и использовались небольшим списком древнеегипетских сановников или их жен. Огромное количество сохранившихся стел Древнего Египта составляют один из крупнейших и наиболее значительных источников информации об этих цивилизациях.

Погребальные стелы обычно строились в честь умерших и украшались их именами и титулами. В то время как некоторые погребальные стелы были в форме стел из плит, эта погребальная стела лучника по имени Семин (ок. 2120–2051 гг. До н.э.), по-видимому, была традиционной вертикальной стелой.

 

 

Погребальные стелы лучника Семина: На погребальные стелы обычно наносились имя и титул умершего, изображения или иероглифы.

Плитные стелы, используемые в погребальных целях, обычно заказывались высокопоставленными лицами и их женами. Они также служили дверными перемычками еще в третьем тысячелетии до нашей эры, наиболее известным образом украшая дом архитектора Старого Царства Хемона.

Стелы также использовались для публикации законов и указов, для записи подвигов и почестей правителя, для обозначения священных территорий или заложенных владений, или для ознаменования военных побед. Многое из того, что мы знаем о королевствах и управлении египетских царей, получено из государственных и частных стел, на которых записаны бюрократические титулы и другая административная информация. Одним из примеров таких стел является Анналы Аменемхета II , важный исторический документ о правлении Аменемхета II (годы правления 1929–1895 до н.э.), а также для истории Древнего Египта и понимания царствования в целом.

 

 

Анналы Аменемхета II: На этом рисунке представлен один из самых крупных фрагментов этой стелы.

Многие стелы использовались в качестве территориальных маркеров для разграничения собственности на землю. Самые известные из них использовались в Амарне во времена Нового Царства при Эхнатоне. На протяжении большей части истории Египта, включая Среднее царство, обелиски, установленные парами, использовались для обозначения входов в храмы. Самый ранний храм, все еще находящийся в своем первоначальном положении, — это обелиск из красного гранита Сенусрета I (Двенадцатая династия) в Аль-Матарии в современном Гелиополисе. Обелиск был символом и предполагаемым местом существования бога солнца Ра.

 

 

Обелиск Сенусерта I: Этот обелиск является частью пары, которая первоначально отмечала вход в храм бога солнца Ра.

Архитектура Среднего царства

Когда в Египте была военная и политическая безопасность и были огромные сельскохозяйственные и минеральные богатства, его архитектура процветала. По мере того как фараоны Среднего царства восстанавливали процветание и стабильность страны, возрождались строительные проекты. Когда Египет добился военной и политической безопасности и огромных сельскохозяйственных и минеральных богатств, его архитектура процветала. Грандиозные гробницы в форме пирамид продолжали строить по всему Среднему царству, наряду с деревнями, городами и крепостями. Правление Аменемхета III особенно известно своей эксплуатацией ресурсов, в которой шахтерские лагеря, ранее использовавшиеся только периодическими экспедициями, действовали на полупостоянной основе. Огромная рабочая сила ханаанских поселенцев с Ближнего Востока помогала в горнодобывающих и строительных кампаниях.

Древние египетские архитекторы использовали в строительстве высушенные на солнце кирпичи, мелкий песчаник, известняк и гранит. Как и в Древнем царстве, камень чаще всего использовался для гробниц и храмов, а кирпичи использовались для дворцов, крепостей, бытовых домов и городских стен. Грязь собирали из близлежащей реки Нил, помещали в формы и оставляли сохнуть и затвердевать на жарком солнце, пока из них не образовались кирпичи для строительства. Архитекторы тщательно планировали всю свою работу, точно подгоняя камни и кирпичи друг к другу. Иероглифическая и живописная резьба ярких цветов в изобилии использовалась для украшения египетских построек, и были распространены такие мотивы, как скарабей, священный жук, солнечный диск и гриф.

«Черная пирамида» Аменемхета III

Черная пирамида, первая, в которой жили фараон и его королевы, была построена для Аменемхета III (годы правления 1860–1814 гг. до н. э.). Это одна из пяти оставшихся пирамид из первоначальных одиннадцати пирамид в Дахшуре в Египте. Первоначально названная Аменемхет — Могущественный , пирамида получила название «Черная пирамида» из-за своего темного, разлагающегося вида груды щебня. Типичная для пирамид Среднего царства Черная пирамида, хотя и заключена в известняк, сделана из сырцового кирпича и глины, а не из камня. Наземные постройки состоят из входа, открывающегося во двор, и заупокойного храма, окруженного стенами. Есть два набора стен; между ними находится десять шахтных гробниц, представляющих собой тип погребального сооружения, образованного из могил, встроенных в естественную скалу. Замковый камень пирамиды был покрыт надписями и религиозными символами.

 

 

Черная пирамида Аменемхета III: Пирамиды Среднего царства состоят из сырцового кирпича и глины, заключенных в известняк.

Рабочие деревни и форты

Рабочие деревни часто строились рядом со строительными площадками пирамид. Кахун (также известный как Эль-Лахун), например, это деревня, которая была связана с пирамидой Сенусерта II. Город имел правильную планировку, с трех сторон обнесен городскими стенами из сырцового кирпича. Не было обнаружено никаких доказательств наличия четвертой стены, которая могла быть разрушена и смыта во время ежегодного наводнения. Город имел прямоугольную форму и был разделен внутри стеной из сырцового кирпича, такой же большой и прочной, как и внешние стены. Эта стена разделяла примерно одну треть площади города, и на этой меньшей территории дома состояли из рядов однокомнатных домов, стоящих спиной к спине, бок о бок. На большей территории, которая находилась выше по склону и, таким образом, дул ветерок, было гораздо меньше больших многокомнатных вилл, что, возможно, указывало на классовое разделение между рабочими и надсмотрщиками. Главной особенностью города было так называемое здание «акрополя»; его основания колонн предполагают его важность.

Сенусрет III был королем-воином, который помог Поднебесной достичь вершины процветания. На шестом курсе он заново углубил канал Старого Царства вокруг первого порога, чтобы облегчить путешествие в верхнюю Нубию, используя это для запуска серии жестоких кампаний. После своих побед Сенусрет III построил ряд массивных фортов по всей стране, чтобы установить формальную границу между египетскими завоеваниями и непокоренной Нубией. Буэн был самым северным из линии фортов на сигнальном расстоянии друг от друга. Сама крепость простиралась более чем на 150 метров вдоль западного берега Нила, занимая 13 000 квадратных метров, и имела в своих стенах небольшой город, расположенный в виде сетки. На пике своего развития его население, вероятно, составляло около 3500 человек. Крепость также включала в себя управление всем укрепрайоном. Его укрепления включали ров глубиной три метра, разводные мосты, бастионы, контрфорсы, валы, бойницы, бойницы и катапульту. Стены форта были около пяти метров толщиной и десяти метров высотой.

 

 

Вид на Буэн с севера: Буэн был древней крепостью, построенной Сенусертом III во время его многочисленных кампаний. Его ров, разводные мосты и бастионы должны были обеспечить хорошую защиту от вражеских атак.

Карнакский храмовый комплекс

Карнакский храмовый комплекс является образцом прекрасной архитектуры, зародившейся во времена Среднего царства и продолжавшейся в период Птолемеев. Построенный Сенусретом I, он состоял из множества храмов, часовен, пилонов и других зданий. Белая часовня, также известная как Юбилейная часовня, является одним из лучших образцов архитектуры того времени. Его колонны были причудливо украшены рельефами очень высокого качества. Позже в Новом царстве часовня была снесена; однако разобранные части были обнаружены в 1920-х годов и тщательно собраны в здание, которое мы видим сегодня.

 

 

Белая часовня: Белая часовня Сенусрета I в Карнаке является хорошим примером высокого качества искусства и архитектуры, созданных во времена Двенадцатой династии. Его колонны украшены рельефами очень высокого качества, которые вряд ли можно увидеть где-либо еще в Карнаке.
  • Когда фараоны Среднего царства восстановили процветание и стабильность страны, они стимулировали возрождение искусства, литературы и монументальных строительных проектов, включая гробницы и погребальный инвентарь.
  • Ментухотеп II был первым фараоном Среднего царства, восстановившим стабильность после периода слабости фараонов и гражданской войны. Сенусрет III считается, пожалуй, самым могущественным правителем египетской династии и привел королевство к эпохе мира и процветания.
  • Сенусрет III известен своими поразительно мрачными скульптурами, на которых он выглядит измученным и серьезным. В то время как многие статуи изображают его энергичным молодым человеком, другие отклоняются от этого стандарта и изображают его зрелым и стареющим. Это часто интерпретируется как изображение бремени власти и королевской власти.
  • Важным нововведением в скульптуре Среднего царства была блочная статуя, которая представляла собой человека, сидящего на корточках с подтянутыми к груди коленями.
  • Роль женщин-аристократок как покровительниц искусства во времена Среднего царства говорит об их высоком статусе и гендерном равенстве.
  • Стелы, датируемые серединой-концом третьего тысячелетия до н. э., представляют собой каменные плиты с надписями, резьбой или росписью с изображениями или текстом. В то время как большинство из них были выше, чем в ширину, стелы из плит имели горизонтальное измерение.
  • Обелиски, особые формы пограничных стел, воздвигались попарно, чтобы обозначить входы в храмы.
  • Правление Аменемхета III известно эксплуатацией ресурсов и строительством так называемой «Черной пирамиды».
  • Древнеегипетские архитекторы использовали высушенные на солнце кирпичи, мелкий песчаник, известняк и гранит для своих строительных целей, хотя камень обычно использовался для храмов и гробниц.
  • Иероглифическая и живописная резьба ярких цветов в изобилии использовалась для украшения египетских построек.
  • Карнакский храмовый комплекс является образцом прекрасной архитектуры, начало которой было положено во времена Среднего царства и продолжалось в период Птолемеев.
  • Ближе к концу Среднего царства были введены новые предметы, такие как шабти и скарабеи.
  • Тексты для гробов
  • произошли от предыдущих текстов Пирамид Старого Царства, расширив и представив заклинания, более подходящие для знати и египтян, не принадлежащих к королевской семье.

Адаптировано из «Безграничная история искусства» https://courses.lumenlearning.com/boundless-arthistory/chapter/the-middle-kingdom/ Лицензия: CC BY-SA: Attribution-ShareAlike

Смелая смесь новостей и идей Среднее царство (ок. 2000–1650 гг. до н. э.) было отмечено воссоединением Египта после периода ослабления власти фараонов и гражданской войны, называемой Первым промежуточным периодом.


Куратор/рецензент Мэтью А. Макинтош
Общественный историк
Brewminate


Нововведения Среднего царства включали торжественность, очевидную в портретах Сенусерта III и блочных статуях.

Ментухотеп II

Ментухотеп II получает подношения: Ментухотеп II сидит, держит посох как символ власти.

Среднее царство (ок. 2000–1650 гг. до н. э.) было отмечено воссоединением Египта после периода ослабления власти фараонов и гражданской войны, называемой Первым промежуточным периодом. Ментухотеп II восстановил стабильность в 2041 г. до н.э. после начала атаки, которая не встретила большого сопротивления. После свержения последних правителей Десятой династии Ментухотеп II начал укреплять свою власть над всем Египтом, завершив этот процесс примерно в 2000 году до нашей эры. Его подданные считали его божественным или полубожественным, о чем свидетельствует рельеф, изображающий фараона, принимающего подношения.

Сенусрет III

Во времена Среднего царства рельефная и портретная скульптура запечатлела тонкие, отдельные детали, достигшие новых высот технического совершенства. Некоторые из лучших образцов скульптуры того времени были созданы в период расцвета империи при фараоне Сенусерте III.

Сенусрет III (также пишется как Сенусрет III или Сесострис III) правил с 1878 по 1839 год до н. э. и был пятым монархом Двенадцатой династии Среднего царства. Его военные кампании положили начало эпохе мира и экономического процветания, которая не только уменьшила власть региональных правителей, но и привела к возрождению ремесел, торговли и городского развития в египетском царстве. Один из немногих царей, которые были обожествлены и удостоены культа при жизни, он считается, пожалуй, самым могущественным египетским правителем династии.

Голова фараона Сесостриса III, сделанная из красного гранита, около 1850 г. до н. э. Некоторые скульптуры Сенусерта III, например эта, изображают его в виде стареющего мужчины — стиль, отклоняющийся от стандартного изображения царей.

Помимо своих достижений в архитектуре и войне, Сенусерт III известен своими поразительно мрачными скульптурами, в которых он выглядит изможденным и серьезным. Отклоняясь от стандартного способа изображения королей, Сенусрет III и его преемник Аменемхет III изображали себя зрелыми стареющими мужчинами. Это часто интерпретируется как изображение бремени власти и королевской власти. Изменение в изображении как идеологическое, а не то, что можно интерпретировать как изображение стареющего царя, показывает тот факт, что на одном-единственном рельефе Сенусерт III был изображен в виде энергичного молодого человека, следуя многовековой традиции,  и  как зрелый стареющий король.

Блочные статуи и женщины-покровительницы

Пример блочной статуи: Блочные статуи Среднего царства состояли из человека, сидящего на корточках с подтянутыми к груди коленями.

Другим важным нововведением в скульптуре, появившимся во времена Среднего царства, была блочная статуя, которая оставалась популярной почти 2000 лет спустя вплоть до эпохи Птолемеев. Блочные статуи состоят из человека, сидящего на корточках с подтянутыми к груди коленями и сложенными на коленях руками. Часто эти мужчины носят широкий плащ, который уменьшает тело фигуры до простой блочной формы. В некоторых случаях плащ полностью закрывает ноги, а в других ступни остаются открытыми. Голова скульптуры содержит больше всего деталей.

Голова и туловище дворянки (Двенадцатая династия): Эта скульптура, созданная по заказу дворянки, свидетельствует о гендерном равенстве среди элиты во времена Среднего царства.

Скульптура, изображенная ниже, — тот факт, что частная женщина могла сделать скульптуру для себя, — красноречиво говорит о равенстве полов в Древнем Египте. Тяжелый трехсторонний парик обрамляет широкое лицо и проходит за ушами, создавая впечатление, что они выдвинуты вперед. Они большие в соответствии с древнеегипетским идеалом красоты; тот же идеал требовал маленькой груди, и скульптура в этом отношении не исключение. В то время как естественный изгиб бровей опускается к корню носа, искусственные брови с низким рельефом абсолютно прямые над внутренними уголками глаз, что позволяет относить бюст к ранней Двенадцатой династии. Около 1900 г. до н.э. эти искусственные брови тоже начали следовать естественному изгибу и опускаться к носу.

Грандиозные и царские гробницы продолжали строить для умерших во времена процветания Среднего царства.

Королевские погребальные обычаи в Среднем царстве остались почти такими же, как и в Старом царстве, и короли продолжали строить пирамиды для своих захоронений. Однако, в отличие от Старого царства, королевские пирамиды Среднего царства были построены не так хорошо, и сегодня лишь немногие из них сохранились в виде пирамидальных сооружений. Среди гробниц, построенных в это время, есть надгробный памятник Аменемхету I в Эль-Лиште; надгробный памятник Сесострису I; Пирамида Аменемхета III в Хаваре, включающая сложный комплекс лабиринтов; и пирамида Сесостриса II в Иллахуне. Строительство пирамид сократилось к концу Двенадцатой династии, поскольку нестабильность привела к упадку Среднего царства.

Погребальный инвентарь оставался обычным явлением в гробницах. Начиная с Первого промежуточного периода, деревянные модели стали очень популярными, часто изображая повседневные действия, которые умерший должен был продолжать делать в загробной жизни. Стандартный гроб был прямоугольным и ярко окрашенным, часто с формулой подношения. В отличие от Старого царства, предметы повседневного обихода не часто помещались в гробницы; однако они снова появились к концу Среднего царства.

К концу Среднего Царства также были введены другие новые предметы, в том числе первые шабти (также известные как ушабти) и первые скарабеи. Шабти представляли собой погребальные фигурки, помещаемые в гробницы умерших, чтобы помочь им в загробной жизни. Используемые со времен Среднего царства до конца периода Птолемеев почти 2000 лет спустя, большинство шабти были небольшого размера, часто покрывая пол вокруг саркофага. Исключительные шабти были большего размера или изготавливались как единственные в своем роде мастерские работы. Как правило, они отличались от других статуэток тем, что на них было написано имя умершего, его титулы и часто заклинания из текстов гробов 9.0022 . Шабти были созданы, чтобы действовать как слуги умершего, выполняя физический труд, необходимый для обильного существования в загробной жизни.

Фигурки Шабти: Шабти были погребальными фигурками, которые клали в гробницы вместе с умершими, чтобы помочь им в загробной жизни.

Скарабеи были популярными амулетами, которые считались защитниками письменных произведений. Скарабей также использовался в качестве держателя или носителя для личных именных печатей. Из камня вырезали фигурку скарабея, а затем на гладком животе скарабея делали гравировку печати.

Современная имитация древнеегипетского амулета-скарабея: Скарабеев часто помещали в гробницы вместе с другим погребальным инвентарем в качестве защитников письменных изделий.

Еще одно изменение в погребальной практике того времени было связано с египтянами, не принадлежащими к королевской семье. В отличие от элитарного отношения Старого царства к богам, в Среднем царстве наблюдалось усиление проявлений личного благочестия и то, что можно было бы назвать демократизацией загробной жизни. В этом мировоззрении все люди обладали душой и могли быть приняты в общество богов после смерти.

В Старом Королевстве Тексты пирамид, содержащие заклинания, помогающие мертвым успешно достичь загробной жизни, были доступны только избранным. Во времена Среднего царства египтяне, не принадлежащие к элитным слоям общества, получили доступ к этой погребальной литературе и начали включать ее в свои собственные захоронения. Тексты Гробов, как их называют ученые, расширили Тексты Пирамид, представляя новые заклинания и внося небольшие изменения, чтобы сделать их более подходящими для знати. Как видно на изображении ниже, тексты гроба могут отображаться в виде рисунков или надписей внутри гроба. Из-за ограниченных поверхностей для письма некоторых из этих предметов заклинания часто сокращались, что приводило к длинным и коротким версиям.

Карта загробного мира из гроба Гуа из Дейр-эль-Берша, Египет (Двенадцатая династия, 1985-1795 гг. до н.э.): карта, начертанная в этом гробу, является частью Текстов гроба, призванных помочь умершему ориентироваться через Дуат.

В отличие от Текстов Пирамид, в которых основное внимание уделяется небесному царству, Тексты Гроба подчеркивают подземные элементы загробной жизни, которой правит Осирис в месте, называемом  Дуат . Люди всех классов имели доступ к этой загробной жизни, в которой Осирис и его совет судили их  в соответствии с их поступками в жизни. Это царство описывается как содержащее угрожающих существ, ловушки и ловушки, к которым умерший должен быть готов. Заклинания в текстах гробов были предназначены для того, чтобы помочь умершему справиться с этими препятствиями.

Стелы Древнего Египта служили многим целям: от погребения до обозначения территории и публикации указов.

Египтяне были хорошо известны своими стелами, самые ранние из которых датируются серединой-концом третьего тысячелетия до нашей эры. Стелы — это каменные плиты, которые служили многим целям: от погребения до обозначения территории и публикации указов. Изображения и текст были тесно переплетены и написаны, вырезаны рельефом или нарисованы на стелах. В то время как большинство стел были выше, чем в ширину, стелы из плит имели горизонтальное измерение и использовались небольшим списком древнеегипетских сановников или их жен. Огромное количество сохранившихся стел Древнего Египта составляют один из крупнейших и наиболее значительных источников информации об этих цивилизациях.

Погребальные стелы обычно строились в честь умерших и украшались их именами и титулами. В то время как некоторые погребальные стелы были в форме стел из плит, эта погребальная стела лучника по имени Семин (ок. 2120–2051 гг. до н. э.), по-видимому, была традиционной вертикальной стелой.

Погребальные стелы лучника Семина: На погребальные стелы обычно наносились имя и титул умершего, изображения или иероглифы.

Стелы из плит, когда они использовались для погребальных целей, обычно заказывались высокопоставленными лицами и их женами. Они также служили дверными перемычками еще в третьем тысячелетии до нашей эры, наиболее известным образом украшая дом архитектора Старого Царства Хемона.

Анналы Аменемхета II: На этом рисунке представлен один из самых крупных фрагментов этой стелы.

Стелы также использовались для публикации законов и указов, для записи подвигов и почестей правителя, для обозначения священных территорий или заложенных владений, или для ознаменования военных побед. Многое из того, что мы знаем о королевствах и управлении египетских царей, получено из государственных и частных стел, на которых записаны бюрократические титулы и другая административная информация. Одним из примеров таких стел является Анналы Аменемхета II , важный исторический документ о правлении Аменемхета II (годы правления 1929–1895 до н.э.), а также для истории Древнего Египта и понимания царствования в целом.

Обелиск Сенусрета I: Этот обелиск является половиной пары, которая изначально обозначала вход в храм бога солнца Ра.

Многие стелы использовались в качестве территориальных маркеров для разграничения собственности на землю. Самые известные из них использовались в Амарне во времена Нового Царства при Эхнатоне. На протяжении большей части истории Египта, включая Среднее царство, обелиски, установленные парами, использовались для обозначения входов в храмы. Самый ранний храмовый обелиск, все еще находящийся в своем первоначальном положении, — это обелиск из красного гранита Сенусрета I (Двенадцатая династия) в Аль-Матарийе в современном Гелиополисе. Обелиск был символом и предполагаемым местом существования бога солнца Ра.

Когда у Египта была военная и политическая безопасность и огромные сельскохозяйственные и минеральные богатства, его архитектура процветала.

Обзор

По мере того, как фараоны Среднего царства восстанавливали процветание и стабильность страны, возрождались строительные проекты. Когда Египет добился военной и политической безопасности и огромных сельскохозяйственных и минеральных богатств, его архитектура процветала. Грандиозные гробницы в форме пирамид продолжали строить по всему Среднему царству, наряду с деревнями, городами и крепостями. Правление Аменемхета III особенно известно своей эксплуатацией ресурсов, в которой шахтерские лагеря, ранее использовавшиеся только периодическими экспедициями, действовали на полупостоянной основе. Огромная рабочая сила ханаанских поселенцев с Ближнего Востока помогала в горнодобывающих и строительных кампаниях.

Древние египетские архитекторы использовали в строительстве высушенные на солнце кирпичи, мелкий песчаник, известняк и гранит. Как и в Древнем царстве, камень чаще всего использовался для гробниц и храмов, а кирпичи использовались для дворцов, крепостей, бытовых домов и городских стен. Грязь собирали из близлежащей реки Нил, помещали в формы и оставляли сохнуть и затвердевать на жарком солнце, пока из них не образовались кирпичи для строительства. Архитекторы тщательно планировали всю свою работу, точно подгоняя камни и кирпичи друг к другу. Иероглифическая и живописная резьба ярких цветов в изобилии использовалась для украшения египетских построек, и были распространены такие мотивы, как скарабей, священный жук, солнечный диск и гриф.

«Черная пирамида» Аменемхета III

Черная пирамида Аменемхета III: Пирамиды Среднего царства состоят из сырцового кирпича и глины, заключенных в известняк.

Черная пирамида, первая, в которой жили фараон и его королевы, была построена для Аменемхета III (годы правления 1860–1814 гг. до н. э.). Это одна из пяти оставшихся пирамид из первоначальных одиннадцати пирамид в Дахшуре в Египте. Первоначально названная Аменемхет — Могущественный , пирамида получила название «Черная пирамида» из-за своего темного, разлагающегося вида груды щебня. Типичная для пирамид Среднего царства Черная пирамида, хотя и заключена в известняк, сделана из сырцового кирпича и глины, а не из камня. Наземные постройки состоят из входа, открывающегося во двор, и заупокойного храма, окруженного стенами. Есть два набора стен; между ними находится десять шахтных гробниц, представляющих собой тип погребального сооружения, образованного из могил, встроенных в естественную скалу. Замковый камень пирамиды был покрыт надписями и религиозными символами.

Рабочие поселки и форты

Вид на Буэн с севера: Буэн был древним фортом, построенным Сенусертом III во время его многочисленных кампаний. Его ров, разводные мосты и бастионы должны были обеспечить хорошую защиту от вражеских атак.

Рядом со строительными площадками пирамид часто строились рабочие поселки. Кахун (также известный как Эль-Лахун), например, это деревня, которая была связана с пирамидой Сенусерта II. Город имел правильную планировку, с трех сторон обнесен городскими стенами из сырцового кирпича. Не было обнаружено никаких доказательств наличия четвертой стены, которая могла быть разрушена и смыта во время ежегодного наводнения. Город имел прямоугольную форму и был разделен внутри стеной из сырцового кирпича, такой же большой и прочной, как и внешние стены. Эта стена разделяла примерно одну треть площади города, и на этой меньшей территории дома состояли из рядов однокомнатных домов, стоящих спиной к спине. На большей территории, которая находилась выше по склону и, таким образом, дул ветерок, было гораздо меньше больших многокомнатных вилл, что, возможно, указывало на классовое разделение между рабочими и надсмотрщиками. Главной особенностью города было так называемое здание «акрополя»; его основания колонн предполагают его важность.

Сенусрет III был королем-воином, который помог Поднебесной достичь вершины процветания. На шестом курсе он заново углубил канал Старого Царства вокруг первого порога, чтобы облегчить путешествие в верхнюю Нубию, используя это для запуска серии жестоких кампаний. После своих побед Сенусрет III построил ряд массивных фортов по всей стране, чтобы установить формальную границу между египетскими завоеваниями и непокоренной Нубией. Буэн был самым северным из линии фортов на сигнальном расстоянии друг от друга. Сама крепость простиралась более чем на 150 метров вдоль западного берега Нила, занимая 13 000 квадратных метров, и имела в своих стенах небольшой город, расположенный в виде сетки. На пике своего развития его население, вероятно, составляло около 3500 человек. Крепость также включала в себя управление всем укрепрайоном. Его укрепления включали ров глубиной три метра, разводные мосты, бастионы, контрфорсы, валы, бойницы, бойницы и катапульту. Стены форта были около пяти метров толщиной и десяти метров высотой.

Карнакский храмовый комплекс

Белая часовня: Белая часовня Сенусрета I в Карнаке является хорошим примером высокого качества искусства и архитектуры, созданных во времена Двенадцатой династии. Его колонны украшены рельефами очень высокого качества, которые вряд ли можно увидеть где-либо еще в Карнаке.

Карнакский храмовый комплекс является образцом прекрасной архитектуры, зародившейся во времена Среднего царства и продолжавшейся в период Птолемеев. Построенный Сенусертом I, он состоял из множества храмов, часовен, пилонов и других зданий. Белая часовня, также известная как Юбилейная часовня, является одним из лучших образцов архитектуры того времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *