Живопись и архитектура: Архитектура и живопись | Российская цивилизация в пространстве, времени и мировом контексте

Содержание

Живопись в архитектуре и архитектура в живописи

В отличие от станковой живописи или передвижной, когда краски наносят на холст, картон или деревянную доску, монументальная живопись остается на своем месте до тех пор, пока ее не сотрет время.

Монументальная живопись известна еще с каменного века. Первобытные люди расписали сценами охоты пещеру Альтамира, пещеру Ласко и некоторые другие пещеры на территории Европы, которые были обнаружены спустя тысячи лет. Великолепные животные обретают объем за счет выпуклости сводов. Предназначение этих рисунков до сих обсуждается учеными. Многие из них связывают нанесение краской изображений животных с магическими первобытными обрядами. В качестве красок люди верхнего палеолита использовали окись железа и окись марганца.

Распространение монументальной живописи

Роспись культовых помещений практиковалась еще в Древнем Египте, в Индии, на Крите, в Древней Греции и Древнем Риме.

Фрески в Древнем Египте иллюстрировали загробную жизнь египтян. Они должны были напомнить усопшему фараону или знатному вельможе, чем ему полагается заниматься после смерти. Плоские, статичные фигуры и использование одинаковых цветов — были характерными признаками египетского искусства. Пещера Аджанта в Индии сохранила фрески, демонстрирующие буддийские мифы и легенды.

Кносский Дворец, раскопанный английским архитектором Артуром Эвансом, и римский город Помпеи, погребенный вулканическим пеплом и лавой, сохранили до нас лучшие образчики мозаики и фрески своего времени.

Виды монументальной живописи

Наиболее яркий пример монументальной живописи — это фреска, когда краску наносят на сырую штукатурку. Фрескисты, мастера, которые работают с фреской, не имеют права на ошибку. Если роспись не удалась, штукатурку с нанесенным рисунком сбивают, а затем наносят свежий слой.

До появления фрески художники расписывали потолки и стены по сухому. Такая техника называлась секко. Чаще других на сухой штукатурке рисовали темперными или масляными краски.

Мозаика и фреска, которая широко применялись при оформлении дворцов византийских императоров, стали частью древнерусского монументального искусства. Десятинная церковь в Киеве, первая церковь на Руси, возведенная князем Владимиром в X веке, была украшена византийскими фресками.

Розой, круглым окном с витражными стеклами, украшали готические и романские церкви в Средние Века. Самые знаменитые мастера эпохи Возрождения работали с фресками. В эпоху Высокого Возрождения художники писали картины только по сырой штукатурке.

Самые знаменитые фресковые ансамбли мастеров эпохи Ренессанса, дошедшие до наших времен, можно и сегодня увидеть в капелле Джотто, Сикстинской капелле, в Папском дворце Ватикана.

Архитектурная живопись

Архитектура в живописи такое же распространенное явление, как живопись в архитектуре. Задача архитектурной живописи — это изображение зданий, интерьера, орнамента и украшений.

Долгое время, вплоть до XVI века, художники изображали огромные фигуры людей в несоразмерно маленьких зданиях. Только в середине века появляется понятие перспективы, сделавших живопись реалистичной.

В зависимости от задачи на картинах архитектурный пейзаж может быть проработан тщательно, а может быть выполнен схематично. Визуализация городских ландшафтов чаще всего осуществляется исходя из законов композиции. Стилистические детали и особенности прототипа, как правило, выдерживаются. Разновидностью жанра является изображение уличных видов для передачи уникальной атмосферы места. Если на картине присутствует интерьер, также можно говорить об архитектурной живописи.

На полотнах голландских мастеров эпохи Возрождения можно увидеть тщательно выписанные бюргерские жилища. В отличие от итальянских мастеров, отдававших предпочтение религиозным мотивам, северные мастера посвящали свои кисти домашнему уюту. Орнамент или роспись украшений также входят в понятие архитектурной живописи. Густав Климт, основоположник модернизма, был большим специалистом по этой части.

Уроки живописи, которые дают художники экстра-класса, обязательно включают архитектурную живопись. В современном мире для создания грандиозных архитектурных ансамблей используют все разновидности пластического искусства: скульптуры, мозаики, витражи, барельефы и др.

§ 5. Живопись и архитектура. История России с начала XVIII до конца XIX века

§ 5. Живопись и архитектура. История России с начала XVIII до конца XIX века

ВикиЧтение

История России с начала XVIII до конца XIX века
Боханов Александр Николаевич

Содержание

§ 5. Живопись и архитектура

Наиболее близким к повседневности был жанр гравюры, имевший довольно большой круг ценителей. Ведь очень многие книги имели гравированные изображения. Гравюры-картины проникали в интерьеры домов и т. д. Тематика гравюр была довольно разнообразной, большое распространение получили гравюры с изображением во множестве вариантов Полтавского боя. По гравюрам того времени можно создать довольно полное представление не только о битвах, но и о триумфах побед с торжественными колоннами войск, толпами пленных. Популярностью пользовались изображения известных крепостей и особенно строительства и видов новой столицы. Среди наиболее искусных граверов можно назвать Л. Бунина, А. Зубова, Ф. Зубова, А. Ростовцева, И. Адоль-ского, В. Киприанова и др.

С конца XVII в. интенсивно трансформируется русское живописное искусство. Традиции иконописи имеют тенденцию перехода в реалистическое отображение мира и людей. Развивается так называемый жанр парсуны — реалистического портрета, создаваемого в традиционной плоскостной манере. Художники этого жанра (Иван Безнин, Лука Смольянинов, Ерофей Елин, Михаил Челнаков и др.) находились под явным влиянием западноевропейской живописи. Создаются интересные «парсуны» и в начале века (например, портрет Нарышкиной с детьми, портрет Якова Тургенева).

В первые годы XVIII в. издаются специальные указы, касающиеся подготовки и воспитания художников. Традиционным российским способом (царским волеизъявлением) большую группу «мастеровых людей разных художеств» переселили («депортировали») в новую столицу, где был обширный фронт работ (росписи церквей, плафонов новых дворцов, станковая живопись, мелкая пластика).

За счет казны наиболее талантливых посылали в длительные командировки за границу (А. Матвеев, И. Никитин, Р. Никитин, гравер С. Коровин и др.).

Еще до поездки в Италию Иван Никитин создает ряд интересных портретов (цесаревны Анны Петровны, царевен Прасковьи Ивановны и Натальи Алексеевны). Из работ более поздних заметно выделяется портрет канцлера Г.И. Головкина. Широко известна его работа «Портрет напольного гетмана» и, наконец, знаменитая работа «Петр I на смертном одре» (1725). Вторым виднейшим живописцем был Андрей Матвеев, становление которого происходило в Голландии. Им был создан ряд остро индивидуальных портретов (И.А. Голицына, А.П. Голицына), но особенно известен его «Автопортрет с женой». Последняя работа удивляет социальной смелостью, ибо, занимая как художник довольно низкое положение в обществе, в автопортрете он использовал композицию, типичную для изображения знатных персон.

В Россию приглашается и ряд иностранных художников, оставивших заметный след в истории искусства России. Это Луи Каравак, И.-Г. Таннауэр и др.

Архитектура переживала в петровское время переходный период, так или иначе отражавший западноевропейское влияние. Наиболее заметно оно в становлении в конце XVII — начале XVIII в. так называемого нарышкинского стиля, или стиля «московского барокко» церковной архитектуры. Прежде всего здесь меняется конструкция храма. Появляются храмы центрической композиции, устремленные ввысь, светлые и торжественные. Правда, нередко «запад» тонул в традиционном московском узорочье. Башнеобразные храмы дошли до нас в основном в подмосковных барских усадьбах. Это церкви в Троице-Лыкове, в Уборах (обе постройки архитектора Я. Бухвостова), это изящнейшая церковь Покрова в Филях, усадебный храм Л.К. Нарышкина. Шедевром храма башнеобразного типа является церковь в Дубровицах. Блестящим образцом сочетания элементов ордерной системы и новомосковского барокко являлась церковь архангела Гавриила или так называемая Меншикова башня (архитектор И.П. Зарудный). Не менее интересны образцы «нарышкинского стиля» в виде традиционных пятиглавых храмов Москвы.

Это, в частности, изумительная по изяществу церковь Воскресения в Кадашах.

Появилась и принципиально новая архитектура, основанная на ордерной системе (колонны, портики, фронтоны и т. п.). Скромные элементы этой системы свойственны церкви Ивана Воина в Москве (1708–1714). Новшеством были и компактные храмы в виде ротонды, свойственные усадебным постройкам таких «западников», как Б.А. Голицын, князь Г.Ф. Долгоруков (храм в Подмоклове, 1714 г., церковь в Перово, 1715 г. и др.).

Интерьеры церковных храмов стали украшаться многоярусными деревянными иконостасами со сложнейшей декоративной резьбой, лучшими исполнителями которой были белорусские резчики по дереву. Одним из блестящих мастеров резьбы был и архитектор И.П. Зарудный.

Гражданская архитектура, наиболее ярко передающая новые тенденции в архитектуре, может быть представлена Палатами дьяка Аверкия Кириллова, что на Берсеневской набережной в Москве. Новшества имели и здания административно-хозяйственного назначения (например, здание Арсенала начала XVIII в. в Кремле).

Принципиально новая архитектура создала основу новой столицы России — Петербурга. Здесь с самого начала получил развитие северо-немецкий (голландский) вариант барокко со сдержанным суховатым декором, со стремлением к максимальной рациональности. Носителем этой тенденции был Д. Трезини. В первую очередь, это знаменитый собор Петра и Павла (1712–1732). Трезини принял активное участие и в планировке Петербурга, в частности, его Васильевской части. Временный деревянный Петербург быстро сменился «мазанковым», а этот последний уступил место каменному городу регулярной планировки (для этого во всем государстве было запрещено каменное строительство: Россия была бедна строительным камнем). Облик города создавали общественные здания (Адмиралтейство, Кунсткамера, Гостиные дворы, Петровские коллегии 1723–1734 гг.). В облик Петербурга вложили труд такие архитекторы, как Жан-Батист Леблон, Варфоломей Растрелли, А.Д. Захаров, И. Коробов и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Архитектура и живопись

Архитектура и живопись Если в литературе первой трети XIX в. романтизм господствовал, то в монументальном искусстве его доминирование не было столь однозначным. В архитектуре, например, в первой половине XIX в. наблюдался расцвет неоклассицизма. Но к середине столетия

§ 18. АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ

§ 18. АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ Архитектура. В архитектуре первой половины XIX в. выделяется несколько этапов. Классицизм сохранялся до середины 1830-х гг., его сменил эклектизм. Для 30 – 50-х гг. XIX в. было характерно обращение к византийскому и древнерусскому наследию.

§ 36. АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА

§ 36.

АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА Архитектура. Русско-византийский стиль, появление которого связано с именем К. А. Тона, многие современники оценивали критически. Русские зодчие стремились возродить национальные традиции в архитектуре. Эти идеи воплощал А. М.

§ 20. АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, ТЕАТР

§ 20. АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, ТЕАТР АРХИТЕКТУРА. Первая половина XIX в. – время расцвета русского градостроительства. Главным архитектурным стилем был классицизм. Его высокий гражданственный пафос на многие годы определил внешний облик городов России: по числу и масштабам

§ 5. Живопись и архитектура

§ 5. Живопись и архитектура Наиболее близким к повседневности был жанр гравюры, имевший довольно большой круг ценителей. Ведь очень многие книги имели гравированные изображения. Гравюры-картины проникали в интерьеры домов и т.

 д. Тематика гравюр была довольно

АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА И ЖИВОПИСЬ

АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА И ЖИВОПИСЬ Наиболее полно духовную атмосферу жизни классической Греции с ее гражданственностью и гармонией отразила архитектура. Политическое и социальное устройство греческого полиса классической эпохи потребовало адекватной организации

5. Церковная архитектура. — Возрождение ее в XII веке. — s. maria in cosmedin. —s. maria in trastevere. — Живопись в Риме.— Зарождение скульптуры. — Первые Космати. — Евгений III и Целестин III приступают к постройке ватиканского дворца

5. Церковная архитектура. — Возрождение ее в XII веке. — s. maria in cosmedin. —s. maria in trastevere. — Живопись в Риме.— Зарождение скульптуры. — Первые Космати. — Евгений III и Целестин III приступают к постройке ватиканского дворца С прекращением борьбы за инвеституру для Рима явилась

§ 3.

Архитектура, ремесло, живопись Корё

§ 3. Архитектура, ремесло, живопись Корё Считается, что Корё, помимо знаменитого селадона, было известно своими изделиями из бронзы, в частности бронзовыми зеркалами. Чаще всего зеркала имели круглую форму, однако изготавливались зеркала и в форме цветочного лепестка или

Архитектура и живопись

Архитектура и живопись Если в литературе первой трети XIX в. романтизм господствовал, то в монументальном искусстве его доминирование не было столь однозначным. В архитектуре, например, в первой половине XIX в. наблюдался расцвет неоклассицизма. Но к середине столетия

АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ

АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ Республиканский Рим с его узкими улочками (шириной от 4 до 7 м), кирпичными многоэтажными доходными домами и тесным старым Форумом не мог, конечно, сравниться с современными ему эллинистическими городами Востока: Александрией Египетской

Архитектура и живопись

Архитектура и живопись Хотя то, что нам известно о славянах языческого периода, ни в коей мере не свидетельствует о высокой ступени развития их художественного творчества, мы не можем все же полностью отрицать наличия у славян художественных устремлений и творчества в

Архитектура и живопись

Архитектура и живопись Основным строительным материалом долго оставались дерево и природный камень. До конца X века каменной архитектуры на Руси не существовало. Первым каменным храмом, сооруженным по проекту болгарских мастеров, была, скорее всего, Десятинная церковь

4. Живопись и архитектура

4. Живопись и архитектура Живопись военных лет значительно отличается от довоенной. В ее развитии были свои этапы. В начале войны – в основном фиксация увиденного. Не всегда удавалось задуманное, картинам не хватало глубины в раскрытии темы, силы обобщения. Но всегда была

4. Живопись, архитектура и скульптура

4. Живопись, архитектура и скульптура В непростых условиях сегодня находится российская живопись и скульптура. Официальным портретистом Президента РФ В. В. Путина Никасом Сафроновым выполнено большое количество портретов Президента, а также деятелей мировой культуры

5.

 Живопись, архитектура и скульптура

5. Живопись, архитектура и скульптура В изобразительном искусстве распространяются идеи романтизма и критического реализма. В тяжелой атмосфере Испании рубежа XVIII–XIX вв. сформировалось творчество Франсиско Гойи (1746–1828). Интерес к внутреннему миру человека, его

3. АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

3. АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО Архитектура. С образованием Древнерусского государства одной из главных проблем была защита страны от нападений внешних врагов. Постоянная угроза со стороны кочевых народов Степи — печенегов, а позже — половцев требовала

Красивое пересечение искусства и архитектуры в живописи эпохи Возрождения

Содержание

Красивое пересечение искусства и архитектуры в живописи эпохи Возрождения

Теоретики Возрождения отвели архитектуре центральное место среди изобразительных искусств, но есть ли в искусстве Возрождения явный архитектурный уклон? Мы думаем о блестящих примерах картин, где религиозные или исторические сюжеты становятся анекдотичным предлогом для изображения эффектной архитектуры.

Эпоха Возрождения, длившаяся с 14 по 17 века, ознаменовала значительный культурный и художественный сдвиг в Европе. За это время художники и архитекторы создали одни из самых знаковых произведений искусства и архитектуры, которые до сих пор очаровывают и вдохновляют людей.

Искусство и архитектура эпохи Возрождения были тесно переплетены, поскольку художники и архитекторы заимствовали идеи и приемы друг у друга. Результатом стало уникальное слияние искусства и архитектуры, которое остается интересной и важной темой для изучения. Изучение этого пересечения позволяет лучше понять историко-культурный контекст эпохи Возрождения, а также творческие процессы, сформировавшие его художественные и архитектурные достижения.

Архитектура и живопись – две переплетенные эстетические вселенные

Одержимость искусства архитектурой прослеживается на протяжении всей истории европейского искусства, породив жанр, известный как архитектурная живопись , где основное внимание уделяется городским сценам с величественными зданиями. Глубина и пространственность завораживают в этих работах, где мастерство перспективы создает почти фотореалистичное пространственное впечатление.

Хотя многие из этих работ изображают настоящие городские пейзажи, существует множество примеров, когда художники заново изобретают и фантазируют о существующей топографии, добавляя воображаемый архитектурный репертуар к исторически задокументированной городской среде.

Классическая древность и Библия были важными источниками вдохновения. Мы часто следуем за художниками в их стремлении реконструировать монументальные мифические или исторические места, такие как Вавилон с Вавилонской башней или Александрийский маяк.

Эти места романтизируются и представляются как мистические руины городов, с красивыми и экзотическими аркадами, колоннадами и входами. Каприччио стало типичным жанром 18-го века, примененным к этому поэтическому смешению реальной и воображаемой архитектуры.

veduta был еще одним термином, придуманным для изображения города или пейзажа, который был по существу топографическим по замыслу и достаточно точным, чтобы можно было идентифицировать местоположение (воображаемый, но реалистично выглядящий вид можно назвать veduta ideata ). .

Каковы три основные функции живописи эпохи Возрождения?

Идеальный город был программной темой в искусстве эпохи Возрождения, которая отражала гуманистическое видение вселенной как божественной, гармоничной и основанной на математических принципах. Эти картины городов должны представлять утопическую архитектурную модель, просчитанный идеальный гражданский мир, не испорченный тривиальной жизнью и основанный на пропорции.

Теперь давайте рассмотрим три основные функции архитектуры в живописи эпохи Возрождения:

©poderesantapia.com

1- Глубина: перевод пространства восприятия в визуальное пространство

Архитектура – ​​создание пространства – лозунг, известный всем, кто так или иначе связан со строительством. Разница между архитектурой и живописью коренится в том, как мы воспринимаем пространство. Архитектура предлагает непосредственное взаимодействие с физическим трехмерным пространством. Это перцептивное явление неизбежно переводится в живописи как плоскостность и оформляется с помощью линейной перспективы как имитация глубины.

Ради мимесиса живопись очарована физическим пространством и всегда пытается выйти за пределы своего носителя, холста, чтобы захватить то, что находится за пределами ее неизбежной плоскости. Ожидается, что картина достигнет этого с помощью архитектуры как основного структурного элемента композиции.

Перспектива работает через внешнюю или внутреннюю архитектуру, предоставляя привилегию только точке зрения, вводя параллельные линии, которые сходятся в точке схода; так мы воспринимаем пространственность в живописи. Перцептивное пространство превращается в зрительное пространство — трансформация блеска.

Как и в прекрасной картине Доменико Бекафумми, История Папирия , архитектура является активным элементом построения визуальной пространственности картины через перспективу.

Доменико Беккафуми, История Папирия, середина 1520-х гг. © Национальная галерея

Мы можем буквально представить себя вступающими в пейзаж, разворачивающийся с правой стороны, идущим к монументам Сената или поднимающимся по лестнице под арками римского Сената слева. Это также обрамляет главное анекдотическое событие повествования: ходатайство римских матрон о легализации полиандрии после лжи Папирия.

Картина пытается дать нам воспринимаемую реальность культовой архитектуры древнеримского окружения, где происходит действие истории, представляя собой визуальное пространство, которое мы могли бы вообразить, исследуя физически. Далеко-далеко мы видим осыпающиеся руины на Палатинском холме, купающиеся в мягком розовом воздухе горизонта, с древними римскими храмами, разрушенным акведуком, мавзолеем императора Адриана и частями Колизея, которые становятся все меньше и дальше.

Как правило, неизбежное смешение сената и современных построек создает архитектурный анахронизм. Сенат действительно напоминает ренессансную лоджию, а изображение римских памятников обнаруживает топографические и хронологические искажения.

2- Рамка – создание концептуальных пространств

Концептуальное пространство в архитектуре — это мысленный план, разработанный и хранящийся в нашей памяти относительно структуры, модели и особенностей здания. Наше мысленное зрение создает предварительный план здания, который является рациональным и аналитическим в отношении анатомии и технических характеристик конструкции. Изысканные колоннады, аркады и фасады, украшающие многие произведения искусства эпохи Возрождения, служат концептуализацией повествовательной структуры картины. Они визуально составляют повествовательное пространство картины и обозначают онтологическую границу между физическим (реальным) и повествовательным (вымышленным) пространством.

Художник переводит эту физическую границу в концепцию, применяя архитектурные элементы по бокам панели или внутри картины. Рамка обозначает выбор живописцем изображаемых главных героев, событий или деталей, позволяя повествованию проявиться в законченности; он задает начало и конец, добавляет к картине сецессии и ритма и создает перед зрителем иллюзию открытого окна (aperta Finestra), через которое он смотрит на эстетическую вселенную, которая связна, гармонична и центрирована.

Таким образом, мы должны рассматривать архитектуру не как дополнительное качество с очень декоративными целями, а как сознательный подход к созданию образов и структурированию визуального повествования. Включая скульптурные или архитектурные элементы в кадр, художники могли улучшить трехмерные качества своих работ.

Очень часто богатое обрамление живописной архитектуры служило концептуальной единицей, придающей повествованию баланс, симметрию и завершенность. Сформулировав пространство через архитектуру, художникам удалось создать повествовательную многомерность в виде историй внутри историй или путем добавления слоев к конкретной истории.

Архитектура — это одно из удобных устройств кадрирования, используемое в качестве непрерывного повествования для изображаемых событий, синхронно иллюстрирующее несколько сцен, происходящих в разные моменты времени, в одном кадре. Композиции обычно располагались вокруг обрамляющих устройств, таких как арки, аркады или дверные проемы, и содержали чудесные архитектурные сооружения, вокруг которых организовывались события.

Архитектура — это граница между этими многочисленными сценами, как на картине выше «История Папирия». Три разных эпизода — ложь Папирия, шествие римских матрон и обращение Сенатона к сенату — изображены на полотне вместе, хотя и не происходят одновременно. Архитектура устанавливает рамки в визуальной структуре и различает эти множественные события.

В диптихе архитектора и художника Фра Карневале из Урбино, ученика Филиппо Липпи, а затем монаха-кармелита, «Рождение Богородицы» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и «Введение Богородицы во храм» (Музей изобразительного искусства, Бостон), мы видим, как архитектурные рамки сегментируют пространство на различные события, формируя нарративные и временные слои.

Рождение Богородицы, ©Themetmuseum.org

В центре сюжета — купание младенца Марии с несколькими девами, изображенными на среднем плане. На заднем плане, под аркадами, мы видим святую Анну, лежащую на ложе в сопровождении слуг. На переднем плане картины группа женщин с четками и доброжелатели церемонно приветствуют друг друга, идя или верхом по левой стороне.

Рельефы служат декоративным целям и указывают на пол ребенка через изображение древней сцены с нереидой и кентавром. Точки разграничения между внутренними и внешними архитектурными сооружениями также служат нарративным целям. Интересно наблюдать, как внутреннее и внешнее пространство конкретного здания сливаются воедино — мы по-прежнему видим комнату и здание внутри через нереально фронтальное открытое пространство — метод, который явно показывает роль архитектуры как обрамляющего устройства.

Представление Богородицы в храме, © MFABoston

Во второй картине «Введение Богородицы во храм» на фасаде изображены события из жизни Богородицы — Благовещение и Посещение. Центральная сцена вращается вокруг процессии Богородицы и группы нищих перед входом в красивую аркаду храма.

Будучи архитектором, Фра Карневале не мог удержаться от изображения замысловатых фризов и рядов ионических колонн, обрамляющих внутреннее убранство церкви. Там, создавая архитектурную перспективу, мастер добавляет к сцене слои с лестницей, отделяющей пространство переднего плана от внутренней части, просматриваемой через большую классическую арку.

3- Сцена – Перевод поведенческого пространства в повествовательное пространство

Архитектурный декор в живописи эпохи Возрождения является важнейшим компонентом визуальной оркестровки сцены. Одним из величайших достижений архитектуры является решительное формирование поведенческого пространства — пространства, через которое мы можем перемещаться и использовать, — перформативного пространства, которое представляет собой потенциально драматическую сферу действия.

События действительно происходят, и преобразование поведенческого пространства в пространство проявления нарративного спектакля — одна из ролей архитектуры в искусстве. Область становится частью действия; это первичная субстанция сцены, и, превращаясь в повествовательное пространство, она предназначена для того, чтобы с ее помощью можно было рассказать историю.

Архитектура — это богато информативный культурный артефакт с бесконечными повествовательными качествами. Массы, структуры и декорации говорят сами за себя, заключая и определяя пространства переднего плана, где что-то происходит, с пространственными артикуляциями, необходимыми для изображаемого события.

Это то, что мы называем архитектурной обстановкой, где за кажущейся объективностью нарисованных зданий и фасадов архитектура является решающим элементом в обработке сакральных или политических посланий или обозначении исторического и географического контекста сцены. Мозг интерпретирует фигуру, увиденную в контексте окружающего ее пространства, как форму на фоне декораций, и это симбиоз фундаментального значения.

Проповедь святого Стефана венца Витторе Карпаччо в парижском Лувре проходит в Иерусалиме. Для обозначения места живописец использовал живописную архитектуру.

Проповедь святого Стефана ©Musée du Louvre

Окруженный стенами Храма Соломона, Святой Стефан стоит на разрушенном древнем постаменте, который должен был символизировать победу христианства над язычеством. Городское окружение, тщательно выполненное и эффектно разворачивающееся вокруг главного героя, некоторыми историками идентифицируется как Дамаск XVI века с его смесью древней греко-римской и исламской архитектуры.

Примеры картин, изображающих Идеальный город, и то, как архитектура этих картин способствует общему смыслу произведения

Тема идеального города была исследована в нескольких произведениях искусства на протяжении всей истории. Некоторые из примечательных примеров включают:

  • «Идеальный город» Фра Карневале, «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха и «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Эти работы изображают утопическое видение человеческого общества, где архитектура характеризуется порядком, равновесием и гармонией.
  • В «Идеальном городе» Фра Карневале представляет воображаемый город с симметричными зданиями, куполообразными храмами и центральной площадью. Картина отражает ценности эпохи Возрождения, подчеркивая стремление к совершенству и баланс между человеком и природой.
  • С другой стороны, «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха представляет собой сильно стилизованную и фантастическую версию города эпохи Возрождения с тщательно продуманными многоэтажными зданиями и извилистыми улочками. Архитектура на картине подчеркивает излишества и упадок человеческого общества, ведущие к падению цивилизации.
  • «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы — утопический трактат, описывающий воображаемый город, основанный на принципах разума, равенства и справедливости. Архитектура в книге отражает эти идеалы, показывая здания и общественные места, спроектированные для максимальной эффективности, комфорта и совместной жизни. Город Солнца представляет собой образ совершенного общества, в котором люди живут в гармонии друг с другом и с природой.

В целом, архитектура на картинах, изображающих Идеальный город, служит для усиления представленного утопического видения. Эти работы часто представляют собой сильно стилизованные и фантастические версии архитектуры, подчеркивающие симметрию, баланс и порядок. Идеальный город представляет собой видение идеального общества, в котором люди живут в гармонии друг с другом и с природой, а архитектура на этих картинах усиливает этот идеал.

©poderesantapia.com
Доменико Беккафуми, История Папирия, середина 1520-х гг. ©Национальная галерея
Рождение Богородицы, ©Themetmuseum.org

Представление Богородицы в храме, ©MFABoston
©Музей Лувра

Искусство и архитектура барокко | Определение, характеристики, художники, история и факты

Артемизия Джентилески: Юдифь со служанкой

Гуарино Гуарини Сэр Сашеверелл Ситуэлл, шестой баронет Паломино Де Кастро и Веласко Жан-Франсуа де Лаарп Франсиско Пачеко
Похожие темы:
искусство барочная музыка барочная архитектура Позднее барокко необарокко

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Откуда взялся термин Барокко ?

Термин барокко , вероятно, происходит от итальянского слова barocco , которое философы использовали в средние века для описания препятствия в схематической логике. Впоследствии это слово стало обозначать любую искаженную идею или запутанный мыслительный процесс. Другой возможный источник — португальское слово 9.0017 barroco (испанский barrueco ), используется для описания жемчужины неправильной формы. В искусствоведении слово барокко стало обозначать что-либо неправильное, причудливое или иным образом отступающее от правил и пропорций, установленных в эпоху Возрождения. До конца 19 века этот термин всегда имел значение странного, преувеличенного и чрезмерно украшенного. Только в новаторском исследовании Генриха Вельфлина « Ренессанс и барокко » (1888 г.) этот термин использовался как стилистическое обозначение, а не как термин тонко завуалированного злоупотребления, и была достигнута систематическая формулировка характеристик стиля барокко.

Подробнее читайте ниже: Происхождение термина

Генрих Вельфлин

Прочтите об историке Генрихе Вельфлине, который преобразовал слово барокко из слегка завуалированного ругательного термина в название особого стиля и периода.

Каковы характеристики искусства и архитектуры барокко?

Произведение, отличающее период барокко, стилистически сложно и даже противоречиво. Течения натурализма и классицизма, например, сосуществовали и смешивались с типичным стилем барокко. Однако в целом в основе его проявлений лежит стремление вызвать эмоциональные состояния, обращаясь к чувствам, часто драматическим образом. Некоторые из качеств, наиболее часто ассоциируемых с барокко, — это величие, чувственное богатство, драматизм, динамизм, движение, напряжение, эмоциональное изобилие и тенденция стирать различия между различными искусствами.

Подробнее читайте ниже: Происхождение термина

Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане

См. пример характерной драмы и движения архитектуры барокко в дизайне Франческо Борромини для Сан-Карло-алле-Кватро Фонтане.

Как возникли искусство и архитектура барокко?

Три основные тенденции оказали влияние на искусство барокко, первой из которых была Контрреформация. Борясь с распространением протестантской Реформации, Римско-католическая церковь после Тридентского собора (1545—63) приняла пропагандистскую программу, согласно которой искусство должно было служить средством возбуждения веры населения в церковь. Возникший стиль барокко был одновременно чувственным и духовным. В то время как натуралистическая обработка делала религиозный образ более доступным для среднего прихожанина, драматические и иллюзорные эффекты использовались, чтобы стимулировать преданность и передать великолепие божественного. Второй тенденцией была консолидация абсолютных монархий: дворцы в стиле барокко строились в монументальном масштабе, чтобы продемонстрировать силу централизованного государства, явление, которое лучше всего проявилось в Версале. Третьей тенденцией было расширение интеллектуальных горизонтов человека, подстегиваемое развитием науки и исследованиями земного шара. Это породило новое ощущение человеческого ничтожества (особенно усиленное коперниканским смещением Земли из центра вселенной) и бесконечности природного мира. Пейзажные картины, на которых люди изображаются в виде мельчайших фигурок в огромном пространстве, свидетельствовали об этом меняющемся понимании человеческого состояния.

Подробнее читайте ниже: Три основные тенденции эпохи

Контрреформация

Узнайте больше о Контрреформации, пропагандистской программе, принятой Римско-католической церковью для противодействия распространению протестантской Реформации с помощью искусства и архитектуры.

Какие художники связаны со стилем барокко?

Аннибале Карраччи и Караваджо были двумя итальянскими художниками, которые помогли открыть барокко и чьи стили представляют, соответственно, классицистический и реалистический стили. Художница Артемизия Джентилески получила признание в 20 веке за ее техническое мастерство и амбициозные исторические картины. Джан Лоренцо Бернини, чьи достижения включали в себя дизайн колоннады перед базиликой Святого Петра в Риме, был величайшим из скульпторов-архитекторов эпохи барокко. Упорядоченные картины Николя Пуссена и сдержанная архитектура Жюля Ардуэна-Мансара показывают, что импульс барокко во Франции был более сдержанным и классическим. В Испании художник Диего Веласкес использовал мрачный, но мощный натуралистический подход, который имел лишь некоторое отношение к мейнстриму живописи барокко. Тем временем этот стиль немного проник в Северную Европу, особенно на территорию нынешней Бельгии. Величайшим мастером этого преимущественно римско-католического региона, управляемого испанцами, был художник Питер Пауль Рубенс, чьи бурные диагональные композиции и полнокровные фигуры являются воплощением живописи в стиле барокко. Однако искусство в Нидерландах более сложное. Обусловленные реалистическими вкусами своих покровителей из среднего класса, такие выдающиеся мастера, как Рембрандт, Франс Хальс и Иоганнес Вермеер, оставались в значительной степени независимыми от барокко в важных отношениях, но многие художественные тексты, тем не менее, приравнивают их к этому стилю. Однако барокко оказало заметное влияние на Англию, особенно на архитектуру сэра Кристофера Рена.

Подробнее читайте ниже: Архитектура, живопись и скульптура

Артемизия Джентилески

Узнайте больше об Артемизии Джентилески, художнице эпохи барокко, чьи достижения стали известны в 20 веке.

Чем стиль рококо отличался от барокко?

Стиль рококо зародился в Париже около 1700 года и вскоре распространился по всей Франции, а затем и в других странах, главным образом в Германии и Австрии. Как и стиль барокко, рококо использовался в декоративно-прикладном искусстве, дизайне интерьера, живописи, архитектуре и скульптуре. Его часто характеризуют как заключительную фазу барокко, но стиль отличается от своего предшественника своим интимным масштабом, асимметрией, легкостью, элегантностью и обильным использованием изогнутых природных форм в орнаменте. Живопись в стиле рококо во Франции, например, началась с изящных, слегка меланхоличных картин Антуана Ватто, достигла кульминации в игривых и чувственных обнаженных телах Франсуа Буше и закончилась вольно написанными жанровыми сценами Жана-Оноре Фрагонара. Французская живопись рококо в целом характеризовалась непринужденной, беззаботной трактовкой мифологических и любовных тем, введением семьи в качестве сюжета, богатой и тонкой кистью, относительно легким тональным ключом и чувственным колоритом.

Рококо

Узнайте больше о рококо, стиле, который часто считается последней фазой барокко, но который во многих отношениях отличается от своего предшественника.

Искусство и архитектура барокко , изобразительное искусство и проектирование и строительство зданий, созданные в эпоху в истории западного искусства, примерно совпадающую с 17 веком. Самые ранние проявления, произошедшие в Италии, относятся к последним десятилетиям 16 века, в то время как в некоторых регионах, особенно в Германии и колониальной Южной Америке, определенные кульминационные достижения барокко не происходили до 18 века. Произведение, отличающее период барокко, стилистически сложно, даже противоречиво. Однако в целом в основе его проявлений лежит стремление вызвать эмоциональные состояния, обращаясь к чувствам, часто драматическим образом. Некоторые из качеств, наиболее часто ассоциируемых с барокко, — это величие, чувственное богатство, драматизм, жизненная сила, движение, напряжение, эмоциональное изобилие и тенденция стирать различия между различными искусствами.

Происхождение термина

Термин барокко, вероятно, произошел от итальянского слова barocco , которое философы использовали в средние века для описания препятствия в схематической логике. Впоследствии это слово стало обозначать любую искаженную идею или запутанный мыслительный процесс. Другим возможным источником является португальское слово barroco (исп. barrueco ), используемое для описания жемчуга неправильной или несовершенной формы, и это использование до сих пор сохранилось в ювелирном термине 9.0017 барочная жемчужина .

В художественной критике слово «барокко» стало использоваться для описания всего неправильного, причудливого или иным образом отступающего от установленных правил и пропорций. Этот предвзятый взгляд на художественные стили 17-го века придерживался с небольшими изменениями критики от Иоганна Винкельмана до Джона Раскина и Якоба Буркхардта, и до конца 19-го века этот термин всегда имел значение странного, гротескного, преувеличенного и чрезмерно украшенного. Только благодаря пионерскому исследованию Генриха Вельфлина Renaissance und Barock (1888), что термин «барокко» использовался как стилистическое обозначение, а не как термин тонко завуалированного оскорбления, и была достигнута систематическая формулировка характеристик стиля барокко.

Три основные тенденции эпохи

Три более широкие культурные и интеллектуальные тенденции оказали глубокое влияние на искусство барокко, а также на музыку барокко. Первым из них было появление Контрреформации и расширение ее сфер как территориально, так и интеллектуально. К последним десятилетиям 16 века утонченный придворный стиль, известный как маньеризм, перестал быть эффективным средством выражения, и его непригодность для религиозного искусства все больше ощущалась в художественных кругах. Чтобы противостоять нашествиям Реформации, Римско-католическая церковь после Трентского собора (1545–1563) заняла пропагандистскую позицию, согласно которой искусство должно было служить средством расширения и стимулирования веры общества в церковь. С этой целью церковь приняла сознательную художественную программу, чьи художественные произведения вызывали у верующих откровенно эмоциональную и чувственную привлекательность. Стиль барокко, развившийся из этой программы, был парадоксальным образом и чувственным, и духовным; в то время как натуралистическая обработка сделала религиозный образ более доступным для среднего прихожанина, драматические и иллюзорные эффекты использовались, чтобы стимулировать благочестие и преданность и передать впечатление о великолепии божественного. Церковные потолки в стиле барокко, таким образом, растворялись в нарисованных сценах, которые представляли наблюдателю яркие виды бесконечности и направляли чувства к небесным заботам.

Викторина «Британника»

Искусство и архитектура барокко: правда или вымысел?

Второй тенденцией была консолидация абсолютных монархий, сопровождавшаяся одновременной кристаллизацией видного и могущественного среднего класса, который теперь стал играть роль в покровительстве искусству. Дворцы в стиле барокко были построены в расширенном и монументальном масштабе, чтобы продемонстрировать силу и величие централизованного государства, явление, которое лучше всего проявляется в королевском дворце и садах Версаля. Но в то же время развитие рынка картин для среднего класса и его вкус к реализму можно увидеть в работах братьев Ленена и Жоржа де Ла Тура во Франции и в различных школах голландской живописи 17-го века. (Подробное обсуждение этого явления см. в см. Рембрандт ван Рейн.)

Третьей тенденцией был новый интерес к природе и общее расширение интеллектуальных горизонтов человека, вызванное развитием науки и исследованиями земного шара. Они одновременно породили новое ощущение как человеческого ничтожества (особенно усиленного коперниканским смещением Земли из центра вселенной), так и неожиданной сложности и бесконечности природного мира. Развитие пейзажной живописи 17-го века, в которой люди часто изображаются как мельчайшие фигуры в обширной природной среде, свидетельствует об этом меняющемся понимании человеческого состояния.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *