Стих пушкина смерть поэта: . . . (« ! — …»).

описание, интересные факты, какие еще события произошли 2 мартя в истории

Михаил Лермонтов(18 февраля) 2 марта 1837 года за свое стихотворение «Смерть поэта» , посвященное А.С. Пушкину, был арестован Михаил Юрьевич Лермонтов, и начато следствие по делу о «непозволительных стихах» , за которым наблюдал сам император. Дата эта известна и хранится в памяти преимущественно людей мира литературы и искусства, тогда как само событие, повлекшее за собой арест поэта известно многим.«Погиб поэт! – невольник чести….» , – строки, которыми начинается написанное Лермонтовым стихотворение «Смерть поэта» , родились в голове человека, не входившего в круг близких друзей Пушкина. Однако, Лермонтов хорошо знал обратную, закулисную сторону того мира клубов, балов, светских салонов и вечеров, где на фоне ярких нарядов, высоких нот, мундиров и регалий рождались, жили и расползались извечные «чёрные спутники» человеческих душ: зависть, лесть, подлость, сплетни, клевета. Обо всём этом он с горечью и болью написал в своём стихотворении.

И тем ярче и острее были чувства поэта, чем ярче он осознавал себя неотъемлемой частью этого мира, выбраться из которого возможности не было.

В этом и феномен творчества Лермонтова: попытка вырваться на свободу из клетки, услышать, как порыв свежего ветра наполнит парус души, поиск правды и образа истинного героя в прошлом, которое, возможно, было лучше, «чище» , чем настоящее.Распространение стихотворения «Смерть поэта» через рукописные копии принесло Лермонтову широкую известность, несмотря на то, что отношение в обществе к стихотворению было неоднозначным, так же как и к Дантесу – участнику дуэли с Пушкиным.

И первоначально стихотворение заканчивалось строками: Замолкли звуки чудных песен,Не раздаваться им опять: Приют певца угрюм и тесен,И на устах его печать.Однако именно разнотолки по поводу содержания стихотворения, информация о том, что часть общества и отдельные придворные делают попытки выступить в защиту Дантеса, побудили Лермонтова дописать строки, ставшие поводом для ареста: А вы, надменные потомкиИзвестной подлостью прославленных отцов,Пятою рабскою поправшие обломкиИгрою счастия обиженных родов!Вы, жадною толпой стоящие у трона,Свободы, Гения и Славы палачи!Таитесь вы под сению закона,Пред вами суд и правда – всё молчи!.

.

Но есть и божий суд, наперсники разврата!Есть грозный суд: он ждет;Он не доступен звону злата,И мысли и дела он знает наперед.Тогда напрасно вы прибегнете к злословью: Оно вам не поможет вновь,И вы не смоете всей вашей черной кровьюПоэта праведную кровь!Первая часть стихотворения была названа шефом корпуса жандармов Бенкендорфом дерзостью, а вот относительно второй он выразился куда более определённо, отнеся её к вольнодумству и сравнив с преступлением.Первой реакцией Николая I был призыв к военному лекарю освидетельствовать поэта на предмет его вменяемости. За Лермонтова вступились друзья Пушкина, и прежде всего Жуковский, близкий императорской семье.

В итоге, решением императора от Лермонтова перевели из Лейб-гвардии Гусарского полка в Нижегородский драгунский полк без понижения в звании. Полк тот нёс службу на Кавказе, куда и отправился вскоре русский поэт, где он почерпнул много нового и интересного для своего творчества.

4 марта 1837 г. — За стихотворение «Смерть поэта» арестован Михаил Лермонтов

День в истории

«Смерть поэта» — стихотворение Михаила Лермонтова о трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина и вине общества в смерти Поэта.

«Смерть поэта» стало стихотворением-памятником Лермонтову, создавшим ему громкую известность и проявившим его публичную позицию на социально-политическое положение России.

27 января (8 февраля) 1837 года произошла дуэль между русским поэтом Александром Пушкиным и Жоржем Дантесом, в ходе которой Пушкин был ранен в живот и 29 января (10 февраля) 1837 скончался.

В то время в Российской Империи кровавые поединки чести запрещены законом, поэтому в печати причина смерти Пушкина не упоминалась. Мистическая подоплёка трагедии заключалась и в том, что смерть Поэта на дуэли предсказал сам А.С. Пушкин в «Евгении Онегине» в поединке Ленского и Онегина.

Эта канва заложена в первой редакции стихотворения (заканчивающается словами «И на устах его печать»). Дата создания называется 28 января (9 февраля) 1837 года, но Поэт умер 29 января (10 февраля) (считается, что до Лермонтова дошли слухи о кончине Пушкина). В тот же день стихотворение в списках распространилось по Петербургу. «Стихи Лермонтова на смерть поэта переписывались в десятках тысяч экземпляров, перечитывались и выучивались наизусть всеми».

Стихи дошли до Пушкинского круга: В.А. Жуковского, П.А. Вяземского, В.Ф. Одоевского, П.А. Плетнева, А.И. Тургенева, до семейства покойного Историографа Н. М. Карамзина. 2 февраля А.И. Тургенев записал в дневнике: «К Жуковскому… Стихи Лермонтова прекрасные». Тургенев через несколько дней оказался в Тригорском и, проводив гроб поэта в Святогорский монастырь, прощаясь с П.А. Осиповой 6 февраля, обещал ей прислать стихи Лермонтова. Известно, что А.И. Тургенев 10 февраля в Петербурге переписал стихотворение в письме к П.А. Осиповой. Оба корреспондента дружили с Александром Сергеевичем, а А.И. Тургенев в 1837 году чуть ли ежедневно навещал его по утрам в его квартире на Мойке, встречал по вечерам в дружественных кружках. Ответ из Тригорского П.А. Осиповой датирован 16 февраля: «Вы угадали, что мне понравятся стихи… и только такой человек, который хорошо знал поэта, мог их написать».

«Вот стихи какого-то Лермонтова, гусарского офицера», из письма от 9 февраля князя П.А. Вяземского прославленному Пииту Денису Давыдову.

Софья Николаевна Карамзина, 10 (22) февраля посылая брату Андрею за границу стихотворение «Смерть поэта» (без последних шестнадцати стихов) и восхищаясь им, смогла сообщить только, что автор этих «прекрасных стихов», в которых «так много правды и чувства», «некий господин Лермантов, гусарский офицер».

В дневнике И. И. Козлова от 11 (23) февраля 1837 г. читаем: «Нельзя быть добрее и участливее Александра Тургенева: он мне сделал так много одолжений, потом читал мне чудесные стихи Лермонтова на смерть Пушкина».

Знакомство Пушкина и Лермонтова документально не подтверждено, есть только свидетельство встречи — в «Записках А.О. Смирновой», сочиненных её дочерью (1897 год), но этот мемуар не пользуется славой достоверного источника. Не будучи лично знаком с Пушкиным, Лермонтов не раз видел его в Москве и Петербурге на улице, в театрах, в книжных магазинах, в общественных местах.

Но с кругом близких друзей Пушкина до отъезда 19 марта из Петербурга в первую кавказскую ссылку Лермонтов не успел познакомиться. Тем не менее, это не исключено. Стихотворение «Бородино» 21-летнего выпускника юнкерской школы напечатано в пушкинском журнале «Современник» за 1837 год (т. 6, стр. 207—211, цензурное разрешение 2 (14) мая 1837 года) и написано, скорее всего, в конце 1836 года или в январе 1837, чем в феврале (С.А. Раевский в своём показании от 21 февраля (5 марта) 1837 года по поводу стихотворения «Смерть поэта» утверждал, что одновременно со стихами на смерть Пушкина было написано и «Бородино»).

Пушкин вспомнил

Двести двадцать два года назад родился великий русский поэт, прозаик и драматург. Его зовут Александр Пушкин. 2021 год принес нам много страданий, угроза пандемии, вызванная Covid во многих формах и обличьях, привела к нескольким жертвам, некоторые из которых близки нам. На горизонте 2022 год, поэтому самое время порадовать человека такого повышенного романтизма, Александр Пушкин родился 222 года назад в Российской империи и вот накануне 2022 года, даже эти цифры пропитаны романтикой.

Впервые я увидел Александра Пушкина в образе великолепной статуи в морском порту Одессы, в разгар беспрецедентных политических потрясений и полнейшего хаоса в Советском Союзе, ненавистной и обожаемой «перестройки». Пушкин, как я заметил, пробыл в Одессе всего год (1833-34), но там он стал легендарным, влюбился в местную княжну и написал несколько, должно быть, душераздирающих стихов, с щегольством крайней меланхолии, кипящей в глубокой ностальгическая романтика, типичная для России. Или, скажем, стиль, созданный Пушкиным, который не изгладился из истории русской поэзии, а только углубился.

Этот стиль стал практически вечным благодаря растущей репутации, обусловленной присущим ему безжалостным очарованием и красотой. Он был гениален, но совсем не джойсовский; его романтизму всегда суждено было закончиться трагедией. Для меня неудивительно, что он был убит на дуэли предполагаемым любовником своей жены в необычайно раннем возрасте 37 лет. Александр Пушкин был трагическим героем даже после смерти.

Как отметил Александр Тваровский к 125-летию со дня смерти Пушкина: «Его образ наполняет наше воображение, ибо он есть душа нашего народа…» Общество. Пушкин ничей не был лакеем, и он безмятежно идет выше даже взвинченного Достоевского.

«И долго еще будет чтить меня народ / Потому что шина моя была настроена на любящую доброту / И, в жестокий Век, я воспевал Свободу / И милость умоляла Справедливости в ее слепоте». «Жестокий век» нашей планеты стал еще более жестоким, мы научились убивать, истреблять тысячи и миллионы наших братьев и сестер по каким-то банальным причинам. Войны вспыхнули, и в конце мы не совсем понимаем никакой рациональности и уж точно никакой «любящей доброты». Где пушкинская «любвеобильность» в нашем современном мире злой, беспощадной, тщательно вымеренной, искренней недобрости и пугливого равнодушия, где «любовь» превратилась в цифровую, в простой компьютерный аналог.

Пушкин, конечно, имел в своей гениальности «волшебство», его легендарное мастерство есть лишь продукт его довольно природного «волшебства». Его сильное чувство любви всегда пронизано болью и бесконечной грустью: «Я любил тебя, и эта любовь, умереть отказываясь, / Может еще — кто знает! Тлей в моей груди/ Прошу, не страдай ~ поверь мне, по моему выбору/ Я никогда не заставил бы тебя тревожиться или огорчаться. / Я любил тебя безмолвно, безнадежно и искренне, / С робкой, но пылкой нежностью пылающей/……Пушкин здесь не тот воинственный любовник, каким был Микеланджело, а нежный, почти извиняющийся с «тлеющим в груди», не рвущийся, а только тлеющий.

Для меня самая нигилистически-романтическая поэзия Пушкина, очень дорогая мне, следующая ~ «Что значит для тебя мое имя?……. Умрет / Как молва тоскливая / О далеких волнах, или о лете, / Ночной тихий вздох леса. Найденный на увядающей странице альбома / Тусклый с ним кажется и загадочным, / Как слова, начертанные на могиле, реликвии / Какой-то давно умершей и исчезающей эпохи.

Красота слов, пропитанных почти экзистенциальной агонией ~ «что в моем имени?… Давно забыто/ Стерто новой, бурной страстью,/ Нежности не оставит тебя/ Впечатление томительное и сладкое……И скажи , «Он все еще помнит меня / Его сердце все еще отдает мне дань уважения». Это стихотворение напоминает мне «Вайшнаб Падабали» Бенгалии, вечную любовь Радхи Деви к Кришне ~ «тихий ночной вздох леса», когда Кришна не появился в «Нидхубане» в Вриндаване ~ «деревья» с тихим ночным вздохом… …”. У русских всегда была восточная составляющая в личной жизни, думал я, и это связано с чувством трагической меланхолии. Но мир и его дела меланхоличны.

В России и на остальной территории бывшего Советского Союза политическая система со временем менялась; После царя Николая II Россия пережила ужасные испытания. Много лет назад Франция пережила революцию; коммунизм пришел и исчез. Даже в репрессивном Китае чувствуется новый привкус китайского капитализма — старые капиталисты, такие как США и Европа, изо всех сил стараются сохранить статус-кво, но Пушкин, по крайней мере для меня, вне времени, вне преходящей фазы политической истерии или даже политика мускулов.

Пушкин говорит: «Радуйтесь, музы! Слава разуму! В песне восхвалим их! Ты, яркое солнце гения, свети! Как эта древняя лампа, которая выращивает обед И меркнет с наступлением рассвета, Так ложная мудрость бледнеет при первой же вспышке, и мерцание истинной мудрости никогда не меркнет — меркнет свет». Живи, лучезарный день! Погибни, тьма и ночь!» Эти строки вне времени. Через сто лет, когда весь мир будет страдать от острой углеродной угрозы, если мы сейчас не примем решительных мер, невероятное пророчество Пушкина «Живи, лучезарный день! Погибни, тьма и ночь» ~ будет сиять, как полярная звезда, чтобы вести нас. Я приветствую тебя!

(Автор – бывший директор Института ядерной физики и циклотронного центра переменных энергий Саха)

ГЕНЕЗИС ПОЭМЫ ПУШКИНА EXEGI MONUMENTUM (Я УСТАНОВИЛ СЕБЕ ПАМЯТНИК) – DOAJ

Abstract

Читать онлайн

Пушкинское преодоление смерти представлено двумя аспектами его творчества: стоическим христианским принятием смерти и отождествлением бессмертия души с творческим наследием. Особая роль в осмыслении этого вопроса отводится Каменноостровскому циклу стихов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *