Житие стефан пермский: Май: Стефан Пермский. Святитель земли Коми

Май: Стефан Пермский. Святитель земли Коми

Дата рождения Стефана Пермского (1340?-1396) не известна. Крестителя зырян, основателя Пермской епархии, святого миссионера Русская Православная церковь почитает 26 апреля (9 мая по новому стилю) по дате его кончины. В миру же Стефана, как выдающегося просветителя, создателя первой коми азбуки, непременно вспоминают в День коми письменности, который отмечается в третье воскресенье мая.

Уроженцу Великого Устюга Степану Храпу, сыну клирика Симеона и дочери торговца Марии, было суждено под именем Стефана Пермского сыграть выдающуюся роль в истории Коми края и Русской Православной церкви. Исторических источников, по которым составляются его биографии, немного. Основной – «Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего епископом в Перми», написанное знаменитым книжником Епифанием Премудрым и более известное просто как «Житие Стефана Пермского». Согласно Епифанию, уже с юности Стефан готовил себя к миссионерской деятельности. Он рано выучился грамоте, помогал отцу при богослужении в церкви.

В том, что Стефан с детства знал коми, или пермский, язык, нет ничего удивительного: в Устюге того времени жило много зырян, а его мать, вероятно, тоже была зырянкой. Греческий же язык Стефан основательно выучил в монастыре Григория Богослова в Ростове Великом, где принял монашеский постриг и получил по тем временам блестящее образование. Там, в монастыре, еще до своей исторической миссии в Коми крае, Стефан создал древнепермскую азбуку, которую еще называют Анбур – по первым двум буквам «ан» и «бур».

Получив в Москве благословение коломенского епископа Герасима и, как полагают историки, охранную грамоту и небольшой отряд охраны от великого князя Дмитрия Донского, в 1379 году Стефан предпринял свой знаменитый миссионерский поход в зырянский край – Пермь Вычегодскую. Обстоятельства этого похода, а также обращения зырян-язычников в христианство, остаются во многом непроясненными и вызывают дискуссии по сей день.

Неоспоримо, что в Перми Вычегодской Стефану пришлось столкнуться с враждебностью населения, в большинстве своем не горевшего желанием менять свою старую веру на новую. Тому есть много свидетельств. «Исперва убо сий Стефан много зла пострада от неверных пермян, от некрещеных: озлобление, роптание, хухнание, хуление, укорение, уничижение, досажение, поношение и пакость», – не жалеет словес Епифаний. Миссионеру не раз угрожали лютой смертью.

В свою очередь, и Стефан воздействовал на «неверных пермян» не только словом Божьим. Он безжалостно разрушал их святилища – кумирницы; рубил топором, сжигал деревянных идолов вместе с языческими дарами; даже уничтожил священное дерево зырян в Усть-Выми. При этом так обращался к зырянам: «Отрекитесь от болванов, колдовства и всех исконных пермских обычаев. Познайте истинного Бога и Творца всего, который может спасти ваши души».

Часть населения края убедили проповеди Стефана, многие же остались в своей древней вере: «И лучися раздвоитися народу на две части, и едина нарицашеся кристьяне новокрещении, а другая часть звахуся кумирослужителницы невернии. И не бе промежу ими согласиа, но разпря, и несть мира в них, но разгласие». Насколько жестоким был этот конфликт интересов, по причине скудности источников сказать сложно. Во всяком случае, о кровавых разборках между крещеными и язычниками письменных свидетельств нет. Известно однако, что некоторые зыряне были вынуждены покинуть родные места, переселившись «на Удору и на Пинегу с жоны и детьми свои».

Упорство и масштаб, с которыми Стефан утверждал в крае новую веру, свидетельствуют о его сильной и незаурядной личности. За сравнительно короткий срок он построил на берегах Выми, Вычегды, Сысолы первые церкви, основал обители, сам писал иконы, перевел богослужебные книги на зырянский язык, и «всем имъ, новокрещеным мужем, и уношам, и отроком младым, и малым детищемъ, заповеда учити грамоту». В Усть-Выми Стефаном была основана Пермская епархия, во главе которой он был поставлен в 1383 году.

Как отмечает доктор исторических наук Э. Савельева, «Стефан Пермский выступал в Перми не только как духовный сановник, но и представитель московской администрации, наделенный большими полномочиями. Он получил от Дмитрия Донского право на беспошлинную торговлю в русских землях, на сбор пошлины с приезжавших в Пермь купцов, был наделен и судебными функциями». Апостольская миссия Стефана способствовала еще и утверждению власти московского княжества в Перми Вычегодской, которая рассматривалась как важный форпост на торговом пути в Югру, за Урал.

Стефан Пермский скончался в 1396 году в Москве и был похоронен в соборе Спаса на Бору в Кремле. Его мощи были утрачены после того, как в 1933 году собор был разрушен по решению верхушки ВКП(б).

Русской Православной церковью Стефан Пермский был канонизирован в 1549 году. Он издавна почитается в Коми крае. В конце XIX века в центре Усть-Сысольска был построен Стефановский собор, разрушенный большевиками в 1932 году. В конце 1990-х в столице Коми возвели новый храм в память о Стефане Пермском. Ныне это кафедральный собор Сыктывкарской и Коми-Зырянской епархии Русской Православной церкви. В 1991 году главной площади Сыктывкара было возвращено историческое название – Стефановская.

Евгений ВЛАДИМИРОВ

«Стефан – создатель зырянской письменности – явление совершенно исключительное. Он не пожелал соединить дело крещения язычников с их обрусением. Он сделал для зырян то, что Кирилл и Мефодий – для всего славянства».
(Георгий Федотов, «Святые Древней Руси»).

Стефа́н Пермский (Великопермский): житие, иконы, день памяти

Жизнь и труды апостолов – Св. Стефан, епископ Пермский

Свя­ти­тель Сте­фан, про­све­ти­тель Пер­ми, апо­стол зы­рян, ро­дил­ся око­ло 1340 го­да в се­мье устюж­ско­го при­чет­ни­ка Си­мео­на. Под вли­я­ни­ем сво­ей бла­го­че­сти­вой ма­те­ри Ма­рии, об­ла­дая боль­ши­ми спо­соб­но­стя­ми, он с юных лет про­яв­лял необык­но­вен­ное усер­дие к слу­же­нию Церк­ви: в один год вы­учил­ся чи­тать свя­щен­ные кни­ги и по­мо­гал от­цу в церк­ви при бо­го­слу­же­нии, ис­пол­няя долж­ность ка­но­нар­ха и чте­ца.

В мо­ло­до­сти свя­той при­нял ино­че­ство в мо­на­сты­ре в честь свя­ти­те­ля Гри­го­рия Бо­го­сло­ва в Ро­сто­ве. Мо­на­стырь сла­вил­ся бо­га­тым книж­ным со­бра­ни­ем. Свя­той Сте­фан хо­тел чи­тать свя­тых от­цов в под­лин­ни­ке и для это­го изу­чал гре­че­ский язык. В юно­сти, по­мо­гая от­цу в церк­ви, он ча­сто бе­се­до­вал с зы­ря­на­ми. Те­перь, овла­дев бо­га­той цер­ков­ной куль­ту­рой, свя­той Сте­фан го­рел же­ла­ни­ем об­ра­тить зы­рян ко Хри­сту.

Для про­све­ще­ния зы­рян он со­ста­вил аз­бу­ку их язы­ка и пе­ре­вел на него несколько цер­ков­ных книг. За по­дви­ги бла­го­че­стия Ро­стов­ский епи­скоп Ар­се­ний (1374–1380) по­свя­тил его в сан иеро­ди­а­ко­на. При­го­то­вив се­бя к мис­си­о­нер­ской де­я­тель­но­сти, свя­ти­тель Сте­фан явил­ся в Моск­ву (1379 г.) к Ко­ло­мен­ско­му епи­ско­пу Ге­ра­си­му, ко­то­рый управ­лял то­гда де­ла­ми мит­ро­по­лии, и про­сил его: «Бла­го­сло­ви ме­ня, Вла­ды­ко, ид­ти в стра­ну язы­че­скую – Пермь. Хо­чу учить свя­той ве­ре невер­ных лю­дей. Я ре­шил­ся или при­ве­сти их ко Хри­сту, или сло­жить у них за Хри­ста го­ло­ву». Епи­скоп с ра­до­стью бла­го­сло­вил его и по­свя­тил в сан иеро­мо­на­ха. Он снаб­дил его ан­ти­мин­са­ми, свя­тым ми­ром и бо­го­слу­жеб­ны­ми кни­га­ми, а ве­ли­кий князь Ди­мит­рий Иоан­но­вич дал ему охран­ные гра­мо­ты.

Из Устю­га свя­той Сте­фан спу­стил­ся по Се­вер­ной Двине до впа­де­ния в нее Вы­че­гды, от­ку­да на­чи­на­лись по­се­ле­ния зы­рян. Мно­го тру­дов, борь­бы, ли­ше­ний и скор­бей вы­тер­пел про­по­вед­ник ве­ры Хри­сто­вой, жи­вя сре­ди языч­ни­ков, по­кло­няв­ших­ся идо­лам, «ог­ню, во­де, де­ре­вьям, кам­ню и зо­ло­той ба­бе, и ку­дес­ни­ком, и волх­вом, и дре­вью».

Осо­бо бла­го­го­ве­ли зы­ряне пе­ред так на­зы­ва­е­мой «про­куд­ли­вой бе­ре­зой». Гро­мад­ная по тол­щине и вы­шине бе­ре­за рос­ла на воз­вы­шен­ном ме­сте. Зы­ряне со­би­ра­лись к ней и при­но­си­ли в жерт­ву до­бы­тых зве­рей. Свя­той Сте­фан по­ста­вил свою кел­лию невда­ле­ке от бе­ре­зы и ис­поль­зо­вал со­бра­ния суе­вер­ных языч­ни­ков у де­ре­ва, чтобы учить их свя­той ис­тине. За­тем свя­той Сте­фан сру­бил и сжег бе­ре­зу для ис­ко­ре­не­ния суе­ве­рия. Зы­ряне со­би­ра­лись убить его. Свя­той об­ра­тил­ся к ним с про­по­ве­дью: «Су­ди­те са­ми, силь­ны ли бо­ги ва­ши, ко­гда они не мо­гут за­щи­тить се­бя от ог­ня? Бо­ги ли они, ко­гда так немощ­ны, да и не име­ют не толь­ко смыс­ла, но и слу­ха и зре­ния? И от ме­ня, сла­бо­го, не су­ме­ло за­щи­тить се­бя ва­ше бо­же­ство. Не та­ко­вы же ли и все дру­гие бо­ги ва­ши? Не та­ков Бог Хри­сти­ан­ский. Он ви­дит все, все зна­ет и Все­мо­гущ, ибо со­здал весь мир и о всем про­мыш­ля­ет. И как Он благ, осо­бен­но к зна­ю­щим Его! Я же­лаю вам добра, про­по­ве­дуя вам Ис­тин­но­го Бо­га. Он бу­дет лю­бить вас, бу­дет бла­го­тво­рить вам, ко­гда ста­не­те чтить Его ис­кренне». На ме­сте «про­куд­ли­вой бе­ре­зы» свя­той Сте­фан по­стро­ил храм в честь Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла, низ­ло­жи­те­ля ду­хов тьмы.

Кре­стив­ши­е­ся зы­ряне са­ми ста­ли ис­треб­лять то, че­му рань­ше по­кло­ня­лись: ру­би­ли свя­щен­ные де­ре­вья, со­кру­ша­ли идо­лов; бо­га­тые да­ры, пред­на­зна­чен­ные для язы­че­ских жерт­вен­ни­ков, они при­но­си­ли свя­то­му Сте­фа­ну. Он ве­лел слу­жив­ше­му при нем зы­ря­ни­ну Мат­фею все пре­да­вать ог­ню и лишь доз­во­лял упо­треб­лять по­лот­но на об­вер­ты­ва­ние ног.

Но окон­ча­тель­ный пе­ре­лом в зы­ря­нах про­изо­шел по­сле то­го, как свя­той Сте­фан по­сра­мил их глав­но­го жре­ца Па­му, ко­то­рый вос­стал про­тив рас­про­стра­не­ния свя­той ве­ры. Жрец всту­пил в спор со свя­тым Сте­фа­ном. «У вас, хри­сти­ан, – го­во­рил Па­ма, – один Бог, а у нас мно­го по­мощ­ни­ков и на су­ше, и на во­де, по­да­ю­щих нам счаст­ли­вую лов­лю в ле­сах и ее из­быт­ка­ми снаб­жа­ю­щих Моск­ву, ор­ду и даль­ние стра­ны; они со­об­ща­ют нам в волх­во­ва­нии тай­ны, недо­ступ­ные вам». Свя­той Сте­фан от­ве­чал, что Ис­тин­ный Бог – один; все­мо­гу­ще­ство – од­но, а бес­си­лие бо­гов-идо­лов оче­вид­но по опы­ту. По­сле дол­гих спо­ров жрец Па­ма в оправ­да­ние сво­ей ве­ры вы­звал­ся прой­ти сквозь огонь и во­ду и то­го же по­тре­бо­вал от свя­то­го Сте­фа­на. «Я не по­веле­ваю сти­хи­я­ми, – сми­рен­но от­ве­чал свя­той Сте­фан, – но Хри­сти­ан­ский Бог ве­лик: иду с то­бой» и, помолившись, взял Паму за руку, чтобы идти в огонь. Па­ма за­тре­пе­тал и мо­лил из­ба­вить его от вер­ной смер­ти. «Вы сви­де­те­ли, – ска­зал свя­той Сте­фан со­брав­ше­му­ся на­ро­ду, – сам он по­тре­бо­вал ре­шить спор о ве­ре ог­нем и во­дой и, од­на­ко, не хо­чет кре­стить­ся. За ко­го счи­тать те­перь Па­му? Что с ним де­лать?». «Об­ман­щи­ка пре­дать смер­ти, – от­ве­тил на­род, – ес­ли от­пу­стить Па­му, он на­де­ла­ет те­бе па­ко­стей». «Нет, – от­ве­тил свя­той, – Хри­стос ме­ня по­слал не пре­да­вать ко­го-ли­бо смер­ти, а учить. Па­ма не хо­чет при­нять спа­си­тель­ной ве­ры, пусть его упор­ство на­ка­жет его, но не я». Па­ма был вы­гнан. В бла­го­дар­ность Гос­по­ду за по­бе­ду над гла­вой языч­ни­ков свя­той Сте­фан по­стро­ил на Ви­ше­ре храм в честь свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. По­сле это­го про­по­ведь свя­то­го о Хри­сте ста­ла ид­ти все успеш­нее.

В 1383 го­ду свя­той Сте­фан был по­став­лен епи­ско­пом Ма­лой Пер­ми. Как люб­ве­обиль­ный отец он неустан­но за­бо­тил­ся о сво­ей пастве. Для утвер­жде­ния в ве­ре но­во­об­ра­щен­ных свя­ти­тель Сте­фан при хра­мах от­кры­вал учи­ли­ща, где свя­щен­ные кни­ги изу­ча­лись на перм­ском язы­ке. Свя­ти­тель при­смат­ри­вал­ся к уча­щим­ся, учи­ты­вал их спо­соб­но­сти с тем, чтобы из них ста­вить свя­щен­ни­ков и диа­ко­нов. Неко­то­рых уче­ни­ков свя­ти­тель Сте­фан на­учил пи­сать по-перм­ски. Свя­ти­тель стро­ил церк­ви, в ко­то­рых ста­вил свя­щен­ни­ков из зы­рян, ввел бо­го­слу­же­ние на зы­рян­ском язы­ке.

Свя­ти­тель Сте­фан пе­ре­вел на зы­рян­ский язык Ча­со­слов, Псал­тирь, из­бран­ные чте­ния из Еван­ге­лия и Апо­сто­ла, Па­ре­мий­ник, Сти­хи­рарь, Ок­то­их, несколь­ко празд­нич­ных служб и Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию.

Во вре­мя неуро­жая свя­ти­тель снаб­жал зы­рян хле­бом, мно­го раз из­бав­лял их от на­си­лия и взя­ток ти­унов, об­лег­чал им по­да­ти, за­щи­щал от на­па­де­ний дру­гих пле­мен, хо­да­тай­ствуя за них в Москве. Пло­дом его по­дви­гов и доб­ро­де­те­лей ста­ло об­ра­ще­ние всей об­шир­ной Перм­ской зем­ли к хри­сти­ан­ству. Это ве­ли­кое де­ло бы­ло со­вер­ше­но си­лой ве­ры и хри­сти­ан­ской люб­ви. Жизнь свя­ти­те­ля – это по­бе­да ве­ры над неве­ри­ем, люб­ви и кро­то­сти – над зло­бой и нече­сти­ем.

Уми­ли­тель­но «за­оч­ное сви­да­ние» свя­ти­те­ля Сте­фа­на Перм­ско­го с пре­по­доб­ным Сер­ги­ем Ра­до­неж­ским, быв­шее в 1390 го­ду во вре­мя пу­те­ше­ствия свя­ти­те­ля в Моск­ву по цер­ков­ным де­лам. Свя­ти­тель Сте­фан го­ря­чо лю­бил Ра­до­неж­ско­го по­движ­ни­ка и очень же­лал по­ви­дать­ся с ним на пу­ти из Перм­ской зем­ли, но не мог ис­пол­нить это­го из-за недо­стат­ка вре­ме­ни. На­хо­дясь в 10 вер­стах от мо­на­сты­ря пре­по­доб­но­го Сер­гия, свя­ти­тель Сте­фан, по­мо­лив­шись, об­ра­тил­ся в сто­ро­ну оби­те­ли и с по­кло­ном про­из­нес: «Мир те­бе, ду­хов­ный бра­те!». Пре­по­доб­ный Сер­гий, ко­то­рый си­дел вме­сте с бра­ти­ей за тра­пе­зой, встал, по­мо­лил­ся и, по­кло­нив­шись в ту сто­ро­ну, где про­ез­жал свя­ти­тель, от­ве­тил: «Ра­дуй­ся и ты, пас­ты­рю ста­да Хри­сто­ва, и мир Бо­жий да пре­бы­ва­ет с то­бой!».

О глу­бо­кой ду­хов­ной свя­зи свя­ти­те­ля Сте­фа­на Перм­ско­го и пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го сви­де­тель­ству­ет и ныне осо­бая по­все­днев­ная мо­лит­ва к ним на брат­ской тра­пе­зе.

Кро­ме устрой­ства церк­вей, свя­ти­тель Сте­фан ос­но­вал для зы­рян и несколь­ко мо­на­сты­рей: Спас­скую Улья­нов­скую пу­стынь в 165 вер­стах от Усть-Сы­соль­ска, Сте­фа­нов­скую – в 60 вер­стах от Усть-Сы­соль­ска, Усть-Вым­скую Ар­хан­гель­скую, Яренг­скую Ар­хан­гель­скую.

В 1395 го­ду свя­ти­тель Сте­фан сно­ва от­пра­вил­ся в Моск­ву по де­лам паст­вы и здесь скон­чал­ся. Те­ло его бы­ло по­ло­же­но в мо­на­сты­ре «Спа­са за сте­ною» (в хра­ме на Бо­ру в честь Спа­си­те­ля) в Мос­ков­ском Крем­ле. Горь­ко опла­ки­ва­ли зы­ряне кон­чи­ну сво­е­го апо­сто­ла. Они уси­лен­но упра­ши­ва­ли Мос­ков­ско­го кня­зя и мит­ро­по­ли­та от­пу­стить в Пермь те­ло их на­став­ни­ка, но Москва не хо­те­ла рас­стать­ся с остан­ка­ми ве­ли­ко­го свя­ти­те­ля.

Про­слав­ле­ние свя­ти­те­ля Сте­фа­на на­ча­лось еще в на­ча­ле XV ве­ка. Жи­тие бы­ло на­пи­са­но вско­ре по­сле смер­ти свя­ти­те­ля в 1472 го­ду. Служ­бу ему со­ста­вил иеро­мо­нах Па­хо­мий Серб с иеро­мо­на­хом Епи­фа­ни­ем Пре­муд­рым, уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, ко­то­рый хо­ро­шо знал свя­ти­те­ля и лю­бил с ним бе­се­до­вать.

См. так­же: «Жи­тие во свя­тых от­ца на­ше­го Сте­фа­на, епи­ско­па Перм­ско­го» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Святой Стефан Пермский | Русский православный миссионер

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Факты и сопутствующий контент

Святитель Стефан, епископ Пермский

Тропарь и кондак

Святитель Стефан Просветитель Пермский, апостол зырян, родился около 1340 года в семье Симеона, клирика Устюжского собора. Большое влияние на него оказала его благочестивая мать Мария. Наделенный большими способностями, он уже проявлял необычайное рвение к служению Церкви: в один год научился читать Священные книги и помогал отцу в церкви во время богослужений, исполняя обязанности канонарха, а также чтеца. .

Юный святитель принял монашеский постриг в монастыре святого Григория Богослова в Ростове. Монастырь славился прекрасной библиотекой. Поскольку святитель Стефан хотел читать святых отцов на языке оригинала, он изучал греческий язык.

В молодости, когда он помогал отцу в церкви, он часто общался с зырянами. Теперь, погрузившись в богатую культуру Церкви, святитель Стефан загорелся желанием обратить зырян ко Христу.

Для облегчения просвещения зырян он составил алфавит их языка и перевел некоторые церковные книги. За эту благочестивую деятельность епископ Ростовский Арсений (1374-1380) рукоположил его в сан иеродиакона.

Подготовившись к миссионерской деятельности, святитель Стефан отправился в Москву (1379 г. ) к епископу Коломенскому Герасиму, руководившему тогда делами митрополии. Святитель умолял его: «Благослови меня, Владыко, идти в землю языческую, Пермь. Я хочу учить святой Вере неверующих людей. Я решил либо привести их ко Христу, либо положить свою жизнь за них и за Христа». Епископ с радостью благословил его и рукоположил во иеромонаха. Он снабдил его антиминсом на престол, миром и богослужебными книгами, а великий князь Димитрий дал грамоту о безопасном проходе.

Из Устюга святой Стефан проделал путь по Северной Двине до впадения в нее Вычегды, где начались поселения зырян. Поборник веры во Христа претерпел много трудов и борений, лишений и скорбей, живя среди язычников, поклонявшихся идолам «с огнём, водой, деревьями, каменным и золотым женским образом, и шаманом, и волшебником, и деревом».

Отцу Стефану было грустно видеть, что зыряне продолжают поклоняться «священной березе». Огромная по толщине и высоте береза ​​росла на возвышенном месте. Туда собирались зыряне и приносили туда диких зверей для жертвоприношения.

Келья святого Стефана находилась недалеко от березы. Он помолился и поджег дерево, чтобы покончить с суеверием. Зыряне, увидев, что дерево уничтожено, хотели убить его. Святой сказал им: «Судите сами, имеют ли ваши боги какую-либо силу, раз они не могут защитить себя от огня. Могут ли они быть богами, когда они так бессильны? У них нет ума, они не могут ни видеть, ни слышать. Твой кумир не смог защититься от меня, слабого человека. Неужели все другие ваши боги так бессильны? Христианский Бог не такой. Он все видит, все знает и Всемогущ, так как создал весь мир и все предвидит. Как Он благ, особенно для тех, кто знает Его! Я желаю только добра для вас, чтобы привести вас к истинному Богу. Он будет любить вас и благословлять вас, когда вы искренне начнете чтить Его». На месте «священной березы» святитель Стефан построил храм в честь архистратига Михаила, победителя духов тьмы.

Новокрещеные зыряне сами стали убирать то, чему когда-то поклонялись. Они срубили священные деревья, уничтожили идолов, а святому Стефану принесли богатые дары, отложенные для языческих жертвоприношений.

Он велел своему зырянскому помощнику Матфею бросить в огонь все, кроме льняной ткани, которой шли портянки.

Но апогея среди зырян стало после того, как святой Стефан взял верх над их первосвященником Памой, восставшим против распространения христианства. Языческий жрец вступил в диспут со святым Стефаном. — Христианин, у тебя только один Бог, — сказала Пама, — а у нас много помощников и на суше, и на воде, дарующий нам в лесах добрую охоту, и своим изобилием дающий пищу и шкуры Москве, Орде и далекие земли. Наши боги открывают нам волшебные тайны, недоступные вам».

Святой Стефан ответил, что истинный Бог един; Всевышний един, но опыт показал, что идолы бессильны. После продолжительного спора языческий жрец Пама бросил вызов святому Стефану пройти через огонь и воду в испытании веры. Святой Стефан смиренно ответил: «Велик христианский Бог. Я принимаю твой вызов».

Пама, однако, потерял самообладание и умолял святого спасти его от верной смерти. «Вы свидетели, — сказал святой Стефан народу, — как он хотел разрешить спор о вере огнем и водой, но не хочет креститься. Кто теперь уважает Паму? Что с ним делать?

«Пусть обманщик будет предан смерти, — говорили люди, — ибо, если Пама будет освобожден, он причинит тебе вред». «Нет, — ответил святой, — Христос послал меня не для того, чтобы предавать кого-либо на смерть, а для того, чтобы учить. Так как Пама не хочет принять спасительную Веру, то пусть его упрямство накажет его, а я не буду». Паму изгнали. В благодарность за свою победу над главными язычниками святой Стефан построил церковь в честь святителя Николая в Вишеро. После этого проповедь святителя о Христе увенчалась успехом.

В 1383 году святитель Стефан был рукоположен во епископа Малой Перми. Как любящий отец, он посвятил себя своему стаду. Для поощрения новообращенных святитель Стефан открывал при храмах школы, где изучали Священное Писание на пермском языке. Святитель руководил наставлениями и обучал их тому, что нужно было знать, чтобы стать священниками и диаконами. Святой Стефан научил нескольких своих учеников писать на пермском языке. Святитель строил храмы, в которых ставил зырянских священников, и службы совершались на зырянском языке.

Святитель Стефан перевел на зырянский язык Часослов, Псалтирь и другие богослужебные книги.

Во время неурожая святитель снабжал зырян хлебом. Много раз он защищал их от проделок продажных чиновников, давал им милостыню и защищал их от набегов других племен, ходатайствуя за них в Москве. Плодом его усилий и добрых дел явилось обращение всей Перми в христианство. Это великое дело было совершено силой его веры и христианской любви. Жизнь святого была победой веры над неверием, любви и кротости над злобой и нечестием.

Трогательное «заочное свидание» святителя Стефана Пермского со святителем Сергием Радонежским произошло в 1390 году, когда святитель Стефан ездил в Москву по церковным делам. Святой Стефан горячо любил радонежского подвижника и очень хотел нанести ему визит, но не успел. В десяти верстах от монастыря преподобного Сергия святой Стефан повернулся в сторону монастыря и с поклоном сказал: «Мир тебе, брат мой духовный!»

Преподобный Сергий, обедавший с братией, встал, помолился и, поклонившись в сторону, куда ехал святой, ответил: «Радуйся и тебе, пастырь стада Христова, мир Бог с тобой!»

О глубокой духовной связи святителя Стефана Пермского и преподобного Сергия Радонежского и сегодня вспоминается определенная молитва, читаемая каждый день на трапезе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *