Май: Стефан Пермский. Святитель земли Коми
Дата рождения Стефана Пермского (1340?-1396) не известна. Крестителя зырян, основателя Пермской епархии, святого миссионера Русская Православная церковь почитает 26 апреля (9 мая по новому стилю) по дате его кончины. В миру же Стефана, как выдающегося просветителя, создателя первой коми азбуки, непременно вспоминают в День коми письменности, который отмечается в третье воскресенье мая.
Уроженцу Великого Устюга Степану Храпу, сыну клирика Симеона и дочери торговца Марии, было суждено под именем Стефана Пермского сыграть выдающуюся роль в истории Коми края и Русской Православной церкви. Исторических источников, по которым составляются его биографии, немного. Основной – «Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего епископом в Перми», написанное знаменитым книжником Епифанием Премудрым и более известное просто как «Житие Стефана Пермского». Согласно Епифанию, уже с юности Стефан готовил себя к миссионерской деятельности. Он рано выучился грамоте, помогал отцу при богослужении в церкви.
В том, что Стефан с детства знал коми, или пермский, язык, нет ничего удивительного: в Устюге того времени жило много зырян, а его мать, вероятно, тоже была зырянкой. Греческий же язык Стефан основательно выучил в монастыре Григория Богослова в Ростове Великом, где принял монашеский постриг и получил по тем временам блестящее образование. Там, в монастыре, еще до своей исторической миссии в Коми крае, Стефан создал древнепермскую азбуку, которую еще называют Анбур – по первым двум буквам «ан» и «бур».
Получив в Москве благословение коломенского епископа Герасима и, как полагают историки, охранную грамоту и небольшой отряд охраны от великого князя Дмитрия Донского, в 1379 году Стефан предпринял свой знаменитый миссионерский поход в зырянский край – Пермь Вычегодскую. Обстоятельства этого похода, а также обращения зырян-язычников в христианство, остаются во многом непроясненными и вызывают дискуссии по сей день.
Неоспоримо, что в Перми Вычегодской Стефану пришлось столкнуться с враждебностью населения, в большинстве своем не горевшего желанием менять свою старую веру на новую. Тому есть много свидетельств. «Исперва убо сий Стефан много зла пострада от неверных пермян, от некрещеных: озлобление, роптание, хухнание, хуление, укорение, уничижение, досажение, поношение и пакость», – не жалеет словес Епифаний. Миссионеру не раз угрожали лютой смертью.
В свою очередь, и Стефан воздействовал на «неверных пермян» не только словом Божьим. Он безжалостно разрушал их святилища – кумирницы; рубил топором, сжигал деревянных идолов вместе с языческими дарами; даже уничтожил священное дерево зырян в Усть-Выми. При этом так обращался к зырянам: «Отрекитесь от болванов, колдовства и всех исконных пермских обычаев. Познайте истинного Бога и Творца всего, который может спасти ваши души».
Часть населения края убедили проповеди Стефана, многие же остались в своей древней вере: «И лучися раздвоитися народу на две части, и едина нарицашеся кристьяне новокрещении, а другая часть звахуся кумирослужителницы невернии. И не бе промежу ими согласиа, но разпря, и несть мира в них, но разгласие». Насколько жестоким был этот конфликт интересов, по причине скудности источников сказать сложно. Во всяком случае, о кровавых разборках между крещеными и язычниками письменных свидетельств нет. Известно однако, что некоторые зыряне были вынуждены покинуть родные места, переселившись «на Удору и на Пинегу с жоны и детьми свои».
Упорство и масштаб, с которыми Стефан утверждал в крае новую веру, свидетельствуют о его сильной и незаурядной личности. За сравнительно короткий срок он построил на берегах Выми, Вычегды, Сысолы первые церкви, основал обители, сам писал иконы, перевел богослужебные книги на зырянский язык, и «всем имъ, новокрещеным мужем, и уношам, и отроком младым, и малым детищемъ, заповеда учити грамоту». В Усть-Выми Стефаном была основана Пермская епархия, во главе которой он был поставлен в 1383 году.
Как отмечает доктор исторических наук Э. Савельева, «Стефан Пермский выступал в Перми не только как духовный сановник, но и представитель московской администрации, наделенный большими полномочиями. Он получил от Дмитрия Донского право на беспошлинную торговлю в русских землях, на сбор пошлины с приезжавших в Пермь купцов, был наделен и судебными функциями». Апостольская миссия Стефана способствовала еще и утверждению власти московского княжества в Перми Вычегодской, которая рассматривалась как важный форпост на торговом пути в Югру, за Урал.
Стефан Пермский скончался в 1396 году в Москве и был похоронен в соборе Спаса на Бору в Кремле. Его мощи были утрачены после того, как в 1933 году собор был разрушен по решению верхушки ВКП(б).
Русской Православной церковью Стефан Пермский был канонизирован в 1549 году. Он издавна почитается в Коми крае. В конце XIX века в центре Усть-Сысольска был построен Стефановский собор, разрушенный большевиками в 1932 году. В конце 1990-х в столице Коми возвели новый храм в память о Стефане Пермском. Ныне это кафедральный собор Сыктывкарской и Коми-Зырянской епархии Русской Православной церкви. В 1991 году главной площади Сыктывкара было возвращено историческое название – Стефановская.
Евгений ВЛАДИМИРОВ
«Стефан – создатель зырянской письменности – явление совершенно исключительное. Он не пожелал соединить дело крещения язычников с их обрусением. Он сделал для зырян то, что Кирилл и Мефодий – для всего славянства».
(Георгий Федотов, «Святые Древней Руси»).
Стефа́н Пермский (Великопермский): житие, иконы, день памяти
Жизнь и труды апостолов – Св. Стефан, епископ Пермский
Святитель Стефан, просветитель Перми, апостол зырян, родился около 1340 года в семье устюжского причетника Симеона. Под влиянием своей благочестивой матери Марии, обладая большими способностями, он с юных лет проявлял необыкновенное усердие к служению Церкви: в один год выучился читать священные книги и помогал отцу в церкви при богослужении, исполняя должность канонарха и чтеца.
В молодости святой принял иночество в монастыре в честь святителя Григория Богослова в Ростове. Монастырь славился богатым книжным собранием. Святой Стефан хотел читать святых отцов в подлиннике и для этого изучал греческий язык. В юности, помогая отцу в церкви, он часто беседовал с зырянами. Теперь, овладев богатой церковной культурой, святой Стефан горел желанием обратить зырян ко Христу.
Для просвещения зырян он составил азбуку их языка и перевел на него несколько церковных книг. За подвиги благочестия Ростовский епископ Арсений (1374–1380) посвятил его в сан иеродиакона. Приготовив себя к миссионерской деятельности, святитель Стефан явился в Москву (1379 г.) к Коломенскому епископу Герасиму, который управлял тогда делами митрополии, и просил его: «Благослови меня, Владыко, идти в страну языческую – Пермь. Хочу учить святой вере неверных людей. Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову». Епископ с радостью благословил его и посвятил в сан иеромонаха. Он снабдил его антиминсами, святым миром и богослужебными книгами, а великий князь Димитрий Иоаннович дал ему охранные грамоты.
Из Устюга святой Стефан спустился по Северной Двине до впадения в нее Вычегды, откуда начинались поселения зырян. Много трудов, борьбы, лишений и скорбей вытерпел проповедник веры Христовой, живя среди язычников, поклонявшихся идолам, «огню, воде, деревьям, камню и золотой бабе, и кудесником, и волхвом, и древью».
Особо благоговели зыряне перед так называемой «прокудливой березой». Громадная по толщине и вышине береза росла на возвышенном месте. Зыряне собирались к ней и приносили в жертву добытых зверей. Святой Стефан поставил свою келлию невдалеке от березы и использовал собрания суеверных язычников у дерева, чтобы учить их святой истине. Затем святой Стефан срубил и сжег березу для искоренения суеверия. Зыряне собирались убить его. Святой обратился к ним с проповедью: «Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не могут защитить себя от огня? Боги ли они, когда так немощны, да и не имеют не только смысла, но и слуха и зрения? И от меня, слабого, не сумело защитить себя ваше божество. Не таковы же ли и все другие боги ваши? Не таков Бог Христианский. Он видит все, все знает и Всемогущ, ибо создал весь мир и о всем промышляет. И как Он благ, особенно к знающим Его! Я желаю вам добра, проповедуя вам Истинного Бога. Он будет любить вас, будет благотворить вам, когда станете чтить Его искренне». На месте «прокудливой березы» святой Стефан построил храм в честь Архангела Михаила, низложителя духов тьмы.
Крестившиеся зыряне сами стали истреблять то, чему раньше поклонялись: рубили священные деревья, сокрушали идолов; богатые дары, предназначенные для языческих жертвенников, они приносили святому Стефану. Он велел служившему при нем зырянину Матфею все предавать огню и лишь дозволял употреблять полотно на обвертывание ног.
Но окончательный перелом в зырянах произошел после того, как святой Стефан посрамил их главного жреца Паму, который восстал против распространения святой веры. Жрец вступил в спор со святым Стефаном. «У вас, христиан, – говорил Пама, – один Бог, а у нас много помощников и на суше, и на воде, подающих нам счастливую ловлю в лесах и ее избытками снабжающих Москву, орду и дальние страны; они сообщают нам в волхвовании тайны, недоступные вам». Святой Стефан отвечал, что Истинный Бог – один; всемогущество – одно, а бессилие богов-идолов очевидно по опыту. После долгих споров жрец Пама в оправдание своей веры вызвался пройти сквозь огонь и воду и того же потребовал от святого Стефана. «Я не повелеваю стихиями, – смиренно отвечал святой Стефан, – но Христианский Бог велик: иду с тобой» и, помолившись, взял Паму за руку, чтобы идти в огонь. Пама затрепетал и молил избавить его от верной смерти. «Вы свидетели, – сказал святой Стефан собравшемуся народу, – сам он потребовал решить спор о вере огнем и водой и, однако, не хочет креститься. За кого считать теперь Паму? Что с ним делать?». «Обманщика предать смерти, – ответил народ, – если отпустить Паму, он наделает тебе пакостей». «Нет, – ответил святой, – Христос меня послал не предавать кого-либо смерти, а учить. Пама не хочет принять спасительной веры, пусть его упорство накажет его, но не я». Пама был выгнан. В благодарность Господу за победу над главой язычников святой Стефан построил на Вишере храм в честь святителя Николая. После этого проповедь святого о Христе стала идти все успешнее.
В 1383 году святой Стефан был поставлен епископом Малой Перми. Как любвеобильный отец он неустанно заботился о своей пастве. Для утверждения в вере новообращенных святитель Стефан при храмах открывал училища, где священные книги изучались на пермском языке. Святитель присматривался к учащимся, учитывал их способности с тем, чтобы из них ставить священников и диаконов. Некоторых учеников святитель Стефан научил писать по-пермски. Святитель строил церкви, в которых ставил священников из зырян, ввел богослужение на зырянском языке.
Святитель Стефан перевел на зырянский язык Часослов, Псалтирь, избранные чтения из Евангелия и Апостола, Паремийник, Стихирарь, Октоих, несколько праздничных служб и Божественную литургию.
Во время неурожая святитель снабжал зырян хлебом, много раз избавлял их от насилия и взяток тиунов, облегчал им подати, защищал от нападений других племен, ходатайствуя за них в Москве. Плодом его подвигов и добродетелей стало обращение всей обширной Пермской земли к христианству. Это великое дело было совершено силой веры и христианской любви. Жизнь святителя – это победа веры над неверием, любви и кротости – над злобой и нечестием.
Умилительно «заочное свидание» святителя Стефана Пермского с преподобным Сергием Радонежским, бывшее в 1390 году во время путешествия святителя в Москву по церковным делам. Святитель Стефан горячо любил Радонежского подвижника и очень желал повидаться с ним на пути из Пермской земли, но не мог исполнить этого из-за недостатка времени. Находясь в 10 верстах от монастыря преподобного Сергия, святитель Стефан, помолившись, обратился в сторону обители и с поклоном произнес: «Мир тебе, духовный брате!». Преподобный Сергий, который сидел вместе с братией за трапезой, встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: «Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!».
О глубокой духовной связи святителя Стефана Пермского и преподобного Сергия Радонежского свидетельствует и ныне особая повседневная молитва к ним на братской трапезе.
Кроме устройства церквей, святитель Стефан основал для зырян и несколько монастырей: Спасскую Ульяновскую пустынь в 165 верстах от Усть-Сысольска, Стефановскую – в 60 верстах от Усть-Сысольска, Усть-Вымскую Архангельскую, Яренгскую Архангельскую.
В 1395 году святитель Стефан снова отправился в Москву по делам паствы и здесь скончался. Тело его было положено в монастыре «Спаса за стеною» (в храме на Бору в честь Спасителя) в Московском Кремле. Горько оплакивали зыряне кончину своего апостола. Они усиленно упрашивали Московского князя и митрополита отпустить в Пермь тело их наставника, но Москва не хотела расстаться с останками великого святителя.
Прославление святителя Стефана началось еще в начале XV века. Житие было написано вскоре после смерти святителя в 1472 году. Службу ему составил иеромонах Пахомий Серб с иеромонахом Епифанием Премудрым, учеником преподобного Сергия Радонежского, который хорошо знал святителя и любил с ним беседовать.
См. также: «Житие во святых отца нашего Стефана, епископа Пермского» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Святой Стефан Пермский | Русский православный миссионер
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Факты и сопутствующий контент
Святитель Стефан, епископ Пермский
Тропарь и кондак
Святитель Стефан Просветитель Пермский, апостол зырян, родился около 1340 года в семье Симеона, клирика Устюжского собора. Большое влияние на него оказала его благочестивая мать Мария. Наделенный большими способностями, он уже проявлял необычайное рвение к служению Церкви: в один год научился читать Священные книги и помогал отцу в церкви во время богослужений, исполняя обязанности канонарха, а также чтеца. .
Юный святитель принял монашеский постриг в монастыре святого Григория Богослова в Ростове. Монастырь славился прекрасной библиотекой. Поскольку святитель Стефан хотел читать святых отцов на языке оригинала, он изучал греческий язык.
В молодости, когда он помогал отцу в церкви, он часто общался с зырянами. Теперь, погрузившись в богатую культуру Церкви, святитель Стефан загорелся желанием обратить зырян ко Христу.
Для облегчения просвещения зырян он составил алфавит их языка и перевел некоторые церковные книги. За эту благочестивую деятельность епископ Ростовский Арсений (1374-1380) рукоположил его в сан иеродиакона.
Подготовившись к миссионерской деятельности, святитель Стефан отправился в Москву (1379 г. ) к епископу Коломенскому Герасиму, руководившему тогда делами митрополии. Святитель умолял его: «Благослови меня, Владыко, идти в землю языческую, Пермь. Я хочу учить святой Вере неверующих людей. Я решил либо привести их ко Христу, либо положить свою жизнь за них и за Христа». Епископ с радостью благословил его и рукоположил во иеромонаха. Он снабдил его антиминсом на престол, миром и богослужебными книгами, а великий князь Димитрий дал грамоту о безопасном проходе.
Из Устюга святой Стефан проделал путь по Северной Двине до впадения в нее Вычегды, где начались поселения зырян. Поборник веры во Христа претерпел много трудов и борений, лишений и скорбей, живя среди язычников, поклонявшихся идолам «с огнём, водой, деревьями, каменным и золотым женским образом, и шаманом, и волшебником, и деревом».
Отцу Стефану было грустно видеть, что зыряне продолжают поклоняться «священной березе». Огромная по толщине и высоте береза росла на возвышенном месте. Туда собирались зыряне и приносили туда диких зверей для жертвоприношения.
Келья святого Стефана находилась недалеко от березы. Он помолился и поджег дерево, чтобы покончить с суеверием. Зыряне, увидев, что дерево уничтожено, хотели убить его. Святой сказал им: «Судите сами, имеют ли ваши боги какую-либо силу, раз они не могут защитить себя от огня. Могут ли они быть богами, когда они так бессильны? У них нет ума, они не могут ни видеть, ни слышать. Твой кумир не смог защититься от меня, слабого человека. Неужели все другие ваши боги так бессильны? Христианский Бог не такой. Он все видит, все знает и Всемогущ, так как создал весь мир и все предвидит. Как Он благ, особенно для тех, кто знает Его! Я желаю только добра для вас, чтобы привести вас к истинному Богу. Он будет любить вас и благословлять вас, когда вы искренне начнете чтить Его». На месте «священной березы» святитель Стефан построил храм в честь архистратига Михаила, победителя духов тьмы.
Новокрещеные зыряне сами стали убирать то, чему когда-то поклонялись. Они срубили священные деревья, уничтожили идолов, а святому Стефану принесли богатые дары, отложенные для языческих жертвоприношений.
Но апогея среди зырян стало после того, как святой Стефан взял верх над их первосвященником Памой, восставшим против распространения христианства. Языческий жрец вступил в диспут со святым Стефаном. — Христианин, у тебя только один Бог, — сказала Пама, — а у нас много помощников и на суше, и на воде, дарующий нам в лесах добрую охоту, и своим изобилием дающий пищу и шкуры Москве, Орде и далекие земли. Наши боги открывают нам волшебные тайны, недоступные вам».
Святой Стефан ответил, что истинный Бог един; Всевышний един, но опыт показал, что идолы бессильны. После продолжительного спора языческий жрец Пама бросил вызов святому Стефану пройти через огонь и воду в испытании веры. Святой Стефан смиренно ответил: «Велик христианский Бог. Я принимаю твой вызов».
Пама, однако, потерял самообладание и умолял святого спасти его от верной смерти. «Вы свидетели, — сказал святой Стефан народу, — как он хотел разрешить спор о вере огнем и водой, но не хочет креститься. Кто теперь уважает Паму? Что с ним делать?
«Пусть обманщик будет предан смерти, — говорили люди, — ибо, если Пама будет освобожден, он причинит тебе вред». «Нет, — ответил святой, — Христос послал меня не для того, чтобы предавать кого-либо на смерть, а для того, чтобы учить. Так как Пама не хочет принять спасительную Веру, то пусть его упрямство накажет его, а я не буду». Паму изгнали. В благодарность за свою победу над главными язычниками святой Стефан построил церковь в честь святителя Николая в Вишеро. После этого проповедь святителя о Христе увенчалась успехом.
В 1383 году святитель Стефан был рукоположен во епископа Малой Перми. Как любящий отец, он посвятил себя своему стаду. Для поощрения новообращенных святитель Стефан открывал при храмах школы, где изучали Священное Писание на пермском языке. Святитель руководил наставлениями и обучал их тому, что нужно было знать, чтобы стать священниками и диаконами. Святой Стефан научил нескольких своих учеников писать на пермском языке. Святитель строил храмы, в которых ставил зырянских священников, и службы совершались на зырянском языке.
Святитель Стефан перевел на зырянский язык Часослов, Псалтирь и другие богослужебные книги.
Во время неурожая святитель снабжал зырян хлебом. Много раз он защищал их от проделок продажных чиновников, давал им милостыню и защищал их от набегов других племен, ходатайствуя за них в Москве. Плодом его усилий и добрых дел явилось обращение всей Перми в христианство. Это великое дело было совершено силой его веры и христианской любви. Жизнь святого была победой веры над неверием, любви и кротости над злобой и нечестием.
Трогательное «заочное свидание» святителя Стефана Пермского со святителем Сергием Радонежским произошло в 1390 году, когда святитель Стефан ездил в Москву по церковным делам. Святой Стефан горячо любил радонежского подвижника и очень хотел нанести ему визит, но не успел. В десяти верстах от монастыря преподобного Сергия святой Стефан повернулся в сторону монастыря и с поклоном сказал: «Мир тебе, брат мой духовный!»
Преподобный Сергий, обедавший с братией, встал, помолился и, поклонившись в сторону, куда ехал святой, ответил: «Радуйся и тебе, пастырь стада Христова, мир Бог с тобой!»
О глубокой духовной связи святителя Стефана Пермского и преподобного Сергия Радонежского и сегодня вспоминается определенная молитва, читаемая каждый день на трапезе.