истинный смысл жертвы – аналитический портал ПОЛИТ.РУ
Автор — профессор Мюнхенского университета, философ, председатель Кантовского общества Германии Рейнгард Лаут рассуждает о месте ислама в мировой истории, которое становится понятным только при учете особенностей его возникновения.
Перевод с немецкого А. Муравьева
Исаак как жертва
Рейнгард Лаут
И теперь наступает черед третьего и величайшего испытания: Бог требует от Авраама жертвы Исаака, которого тот ранее так исступленно ждал, любимого и носящего предречение сына. Здесь надо бы вспомнить, что хананеяне в своем многобожном безумии приносили своему богу Молоху собственных детей, и особенно перворожденных, в жертву сожжения. Во времена царства Иуды подобные жертвы приносились на тофете в долине Гинном, которая прилегает к Иерусалиму с юга. И несправедливы утверждения, что в действительности этого не происходило, и что все это было исполняемо лишь символически. Впрочем, книга Левит запрещает такие жертвы, а Иеремия сообщает о них с отвращением, и даже составитель Корана знал о них как об отвратительном деле. А Гинном (Геенном) стал именно вследствие этой жертвы синонимом ада.
Эта жертва служила, согласно законодательству упомянутых язычников, для повышения жизненной силы, она услаждала богов и служила источником извращенного удовольствия для самого приносимого – нельзя забывать, что в древности эти жертвы были соединены с опьянением кровью. Наконец, они искупали вину приносимого и опасались связанных с этим наказаний. Поскольку невинный приносился в жертву за виновного, люди смягчали гнев богов. Нечто подобное мы встречаем и в сказании о Тантале: Тантал, малоазийский царь, дружный с богами, закалывает своего сына Пелопса и ставит его богам в качестве угощения. Все это вместе происходило в некоей совершенно закрытой в себе сфере нравственности, к которой неуклонно принадлежали убийство и смерть.
Авраам знал из опыта суть этой огненной жертвы перворожденного. Чего это стоило ему, который так сильно надеялся на Исаака, тоже ясно. Следует, пожалуй, еще принять во внимание, что согласно древним законодательствам собственная жизнь в потомстве продолжалась гораздо сильнее, чем в самом родителе (до бессмертия души тогда еще не додумались).
Благодаря чему же Авраам смог соответствовать требованию жертвоприношения? Почти всегда его побудительный момент видят в безусловном послушании. Разумеется, это так, но в целом этого недостаточно. Необходимо понять сверхъестественное событие, в котором в этой жертве приносилась в дар жизнь Исаака, и с человеческой стороны. Из-за своего отвращения к многобожию и безукоризненной нравственности Авраам был изведен из Ура. Он предупредил совращение Лота в язычество тем, что напал на войско восточных князей и затем молился о Содоме и Гоморре. Его Бог, т.е. высшее существо для него, священник которого Мелхиседек благословил его, стоял над богами вавилонского астрального царства и даже вне их. Нельзя забывать, что с этого момента вера в Единого Бога начинает свой путь в истории против политеистического натурализма. Авраам должно быть с омерзением отвергал ханаанское жертвоприношение детей. Его Бог не мог хотеть от него такой жертвы! Авраам не мог согласиться на жертвоприношение Исаака даже в той мере, в какой оно обозначало уничтожение всего прежде бывшего, истинного потомства, конец проречения о его имени, а то даже и, насколько можно предположить, нарушение Богом своего слова. Как же могло исполниться призвание для Исаака и его потомства, когда он, который пришел после 12 часов, будет убит?
Существовала лишь одна возможность избежать этого очевидного противоречия, именно, если призвание и Тот, кто его даровал, были бы сильнее смерти. Кажется, что эту идею выражает и имя Эль Шаддай. Если вера Авраама была и вправду такой, что он подразумевал нечто в этом роде, а это, вероятно, так и было, ибо в противном случае он не мог (в прямом смысле слова) понять сохранения Исаака от принесения в жертву, то в тот момент в нем явилась идея некоего совершенно нового взаимоотношения Бога к человеку и человеческому бытию (и в обратном смысле – человека к Богу).
Именно эта идея привела Авраама в тот момент, когда он поднял нож, realiter и idealiter к совершенно новой форме бытия. Авраам не мог, как политеисты, возвысить свою жизнь посредством такой жертвы сожжения, он мог лишь принести жертву всесожжения, и он сделал это перед Эль Шаддаем, Вседержителем. Но это означало вот что: посредством всесожжения собственной жизни – усвоить в плотском сыне и в почивающем на нем призвании и его возможном исполнении – начинаются новые отношения между Богом и человеком, которое имело абсолютно иную природу, чем языческие. То, что Гильгамеш и фараоны (в своих пирамидах) самозабвенно стремились приобрести, избавление от смерти, стало тут реальностью неким ранее немыслимым образом. Пройдя через естественную смерть в жертвоприношении, сохраняется принесенная в жертву жизнь и возносится на качественно новую ступень.
И вот тут становится понятно, почему Бог сделал различие между двумя обрезанными – Исааком и Исмаилом. Он сделал это в виду грядущего жертвоприношения. Согласно Корану Исаак (который не назван по имени), когда понял, что он должен быть принесен в жертву, должен добровольно принять это (сура 37:102 «Отец, сотвори то, что тебе заповедано. Я буду смирен, коли Бог так желает». Однако Авраам и без этого добровольно приносил себя в жертву в Исааке ибо они были по его законодательству Жизнью.
Новая общность
Самое важное в связи с нашим вопросом о сущности союза, в частности, о его естественном и сверхъестественном действии, — то, что он открывает, для чего и в чем бог даровал Аврааму обетование в Исааке, его Союз осуществился в нем. Авраам был сочтен достойным этого предречения и этого Завета, так как он духовно был к этому жертвоприношению и испытанию смертью готов и способен. Библия нигде не сообщает об Исмаиле, что он проявил непослушание Богу, но он не был сыном жертвы и в жертве. Не в нем Авраам вопреки всякой надежде пожертвовал своей жизнью. Эта жертва не была лишь событием семейного значения (как легко было ошибочно подумать и как часто заключали), но – событие сверхъестественное. В нем открывается, почему Бог абсолютен. На духе этой жертвы и только лишь на нем, зиждется избрание. Это жертвоприношение проходит с одной стороны так диаметрально вопреки предречению и союзу, что оно совершенно не может быть понято исходя из того, как они прежде осуществлялись. Союз запечатлевается жертвоприношением Авраама, а проречение зиждется на духе, в котором совершена жертва.
Опять же наиболее полно понял это автор Послания к Евреям. В 11 главе он пишет: «Вера есть уповаемых извещение [т.е. вера в то, на что надеются], обличение вещей невидимых [убеждение в том, что не видят]». «Верою познаем, что … от неявляемого произошло видимое». «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не ведая, камо грядет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой […], ждал города, имеющего основание, которого художник и содетель Бог». «Все сии умерли в вере, не получив обетований, но издалеча видели оные, и радовались, и исповедаша, яко страннии и пришельцы суть на земли; ибо те, которые так говорят, показывают, что они взыскуют отечества. И если бы они в мыслях имели то [отечество], из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, и называет Себя их Богом: ибо Он уготовал им град. Верою Авраам, будучи искушаем, привел Исаака [для жертвы]».
На основании всесожжения Бог основал совершенно новый тип общности (Gemeinschaft), именно тот, видимым знаком которого стало обрезание, которое с самого начала отличается от естественной, семейной или родовой общности. Оно скорее образует отношение восприемничества (Angenommenseins), основание которого – не естественные узы, но духовная общность «в восприятии жертвы» (in acceptatione sacrificii). Эта связь устанавливается на все времена.
Смысл жертвы Исаака для потомков
То, в чем эта сила получила на все времена свою главнейшую основу, не есть безосновательное или естественное преимущество, но некое в непревосходимое по своей ведущей ценности нравственное деяние. Оно состоит во всесожжении человека ради Бога (которой будет полностью соответствовать в крестной смерти Исусовой всесожжение Бога ради человека). «И благословятся в семени твоем, — клянется Бог Аврааму после этого жертвоприношения — все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт 22:18). Именно поэтому звучит постоянное предложение Бога Аврааму: «Ходи пред лицеем Моим и будь совершен». Греческое слово τέλειος, прямо говоря, заслоняет значение того, что тут подразумевается под словом «совершен». Речь не идет о цели, но именно об этой главной ценности, о Благости (Güte). Благодаря отвержению и преодолению естественной системы ценностей и соответствующих ей воле и поступках и основанию жизни на духовно-нравственном принципе с Богом, Авраам в это спасение и в мир Его вземлется.
Какое глубокое значение имело жертвоприношение Исаака для последующей истории, можно лучше всего понять на примере Моисея и его деяний. В решающий момент его призвания от горящей купины Бог открывает задачу, которая будет ему поставлена, словами: «Аз есмь Бог Аврамов, Бог Исааков и Бог Иаковлев». Таким образом, Моисей с самого начала оказывается включенным в систему Завета Авраама, и задание Божие, освободить чад Иакова из египетского рабства, есть именно задание в рамках этого Завета и согласуется с обетованием, данным Аврааму (Быт. 15). И Моисей впоследствии осуществляет, хотя только с человеческой стороны, но, конечно, по Божию указанию, это обетование Завета. В XIX главе книги «Исход» Бог не заключает нового союза, но лишь возвещает, что Он сохранит и выполнит уже существующий.
Синай и Авраам
Затем особая религиозная основная идея Авраама выражается в первых заповедях Десятословия, которое Бог даровал на Синае: «Да не будут тебе бози иные, разве мене. Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе и елика на земли, и елика в водах… Да не поклонишися им, ни послужиши им». Моисей не принес никакой жертвы, даже отдаленно сравнимой с жертвой Авраама, он лишь узаконил посредством Синайского законодательства жертвоприношение, в любом случае это была лишь жертва, которую и язычники приносили своим богам, жертвоприношение животных. Моисей был не столько человеком жертвоприношения, сколько первой жертвой, которую израильтяне принесли Богу после своего избавления из Египта, жертвой, принесенной мадиамским священником Иофором (евреем, потомком отношений Авраама с Хеттурой) .
Особое деяние Моисея состоит в большей степени в вознесении Израиля на ступень Всеобщего Принципиального. Это выражается уже в имени Бога, которое явилось ему, «Яхве». Вероятно, в этом имени была выражена непреходящая правда «Аз есмь иже есмь». Эта правда имеет касательство и до союза, хотя Моисей никогда не говорит о глубинном основании этого союза, о жертвоприношении по образу Аврамовой жертвы.
На горе Синай Бог не заключает в первый раз Завета, но лишь обновляет, то есть упрочивает Завет, уже существующий. Позиция, которую занял Авраам в отношении Бога и многобожия, поднимается до уровня Всеобщего. Резкое противостояние политеизму видно со всею выразительностью уже в том, что в шатре, то есть в храме, стоит теперь не изображение идола (бога, который там обитает, Мардука, Иштар и т.д.), но Ковчег Завета со скрижалями Десятословия, то есть с формальной точки зрения, с безусловным и всеобщим долженствованием.
То, что монотеистический принцип стал теперь всеобщим (ведь Моисей не мог поднять уникальную и единственную жертву Авраама на уровень всеобщего и обобщенного), получило в качестве последствий один существенный недостаток: законничество. Благодаря ему однократное конкретное требование, которое каждый отдельный человек приемлет, может быть преодолено. На заповеди была переложена даже тяжесть элементарной нравственности. Законничество могло легко получить такое толкование, а впоследствии оно его и получило, что оно в своей абсолютности исключало конкретное высокое, и даже высшее, деяние. «Мы закон имамы, и по закону нашему должен есть (Христос) умрети», — говорят первосвященники Пилату. Могло случиться, поскольку жертвоприношение Авраама не смогло найти в законе адекватного выражения, что изолированная вера в Единого Бога (как впоследствии в исламе), точнее говоря, в единый Завет Бога с Израилем, становилась исключительным содержанием веры. Вообще говоря, это значит, что Завет редуцировался до этих вышеупомянутых моментов.
Впоследствии Павел со всей силой выступал против неспособности закона воплотить то, что есть конкретная высшая сущностная реализация (Рим 7 и Гал 3). Автор «Послания к евреям», напротив, подчеркивает внутреннее несовершенство Моисеевой законной жертвы: она есть лишь только животная жертва, и, по сути, не очищает от греха. А необходимость постоянно повторять ее является признаком ее несовершенства.
Жертва праведного Авраама | Отдел образования и просвещения Новосибирской епархии
Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок
Гостеприимство Авраама и жертвоприношение Исаака. Мозаика собора св. Виталия. Равенна. VI в.
Если мы откроем Евангелие от Матфея, то в первой же главе увидим родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
Псалмопевец царь Давид жил за десять веков до Рождества Христова, а праведный Авраам — более чем за восемнадцать столетий. О пророчествах Давида царя о Христе мы будем говорить позже, а сейчас обратимся к тем страницам Священной истории Ветхого Завета, которые связаны с подвигом праведного Авраама.
В Библии праведный Авраам именуется «отцом верующих» (Рим. 4, 11). Он имел крепкую веру во единого истинного Бога, Который вёл его по жизни и даровал ему великие обетования. Испытав веру Авраама, Бог обещал ему, что он станет великим родоначальником.
У праведных супругов Авраама и Сарры очень долго не было детей. За гостеприимство Авраама Бог явился им в виде Трёх Путников-Ангелов и обещал, что у них родится сын. Трудно было Аврааму и Сарре поверить в это. Но прошло время, и Господь благословил их рождением наследника, которого они назвали Исааком.
Когда Исаак подрос, то Господь Бог дал Аврааму непостижимое повеление: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22, 2).
Какое страшное для родителя повеление! Но Авраам доверял Богу без условий и пошёл к горе Мориа, чтобы принести сына в жертву Тому, Кто дал ему этого сына.
Встав рано утром, Авраам оседлал осла, взял с собой двоих слуг своих и Исаака, сына своего. Затем наколол дров для принесения жертвы всесожжения и пошёл на место, которое указал ему Бог. На третий день он увидел гору Мориа. На вопрос Исаака, где же агнец для всесожжения, Авраам отвечал: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения» (Быт. 22, 8).
Устроив вместе с Исааком жертвенник, Авраам связал сына своего, положил его на жертвенник поверх дров, взял нож и простёр руку свою для жертвоприношения…
Нам никогда не понять самоотверженности Авраама, если мы не утвердимся в мысли, что праведный Авраам всё делал согласно воле Божией. А воля Божия, как учит святой апостол Павел, всегда благая и совершенная. Как только Авраам простёр руку для принесения в жертву возлюбленного сына своего, голос с неба остановил Авраама и повелел ему вместо Исаака принести в жертву ягнёнка. Увидев запутавшегося в чаще рогами своими ягнёнка, Авраам принёс его в жертву вместо сына своего.
Несение креста. Греческая икона. XV в.
Для чего Господь допустил праведному Аврааму такое чрезвычайное испытание? — Для того, чтобы приоткрыть нам тайну неизреченной любви Божией к согрешившему человечеству. Жертвоприношение Авраама прообразовательно указывало на страшную Голгофскую Жертву. Исаак стал прообразом пострадавшего на Кресте Господа нашего Иисуса Христа.
В беседе с тайным учеником Своим Никодимом Иисус Христос сказал: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).
Как Исаак нёс дрова на гору Мориа, так и на Голгофу нёс Свой Крест Господь Иисус Христос. Как Исаак послушно предал себя в руки отцу, так и Иисус Христос полностью предаёт Себя воле Отца Небесного. Он остался послушным Богу Отцу даже до смерти — смерти крестной.
По-древнееврейски жертвоприношение Исаака называется «связыванием», потому что Исаак был только связан, но не был принесён в жертву в собственном смысле слова. А Иисус Христос — Агнец Божий — был пригвождён ко Кресту, пролил Свою Пречистую Кровь за спасение мира и со славой воскрес из мертвых в третий день, о чём пророчески радовался праотец Авраам.
Таким образом, таинственная жертва на горе Мориа стала прообразом принесения в жертву Богом Отцом Единородного и Возлюбленного Сына Своего — Господа нашего Иисуса Христа.
Об Агнце Божием пророчествовал и великий Исаия, который называл грядущего Христа Отроком Божиим. Господь Бог так говорил через Исаию пророка: «Вот Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя» (Ис. 42, 1). Святой евангелист Матфей пишет, что слова эти относятся к Иисусу Христу.
Святая Троица. Андрей Рублёв
Говоря о прообразовательном жертвоприношении праведного Авраама, необходимо вспомнить и о Троическом Богоявлении Аврааму. Он всегда «ходил пред Богом», то есть всё делал, помня, что Бог видит его дела и знает его помыслы. Величайшим своим гостеприимством он подражал человеколюбию Божию. За это Господь явился ему у дуба Мамврийского, и тогда же Авраам получил обетование Божие о рождении Исаака.
Святитель Игнатий (Брянчанинов; †1867) так пишет о вере и подвиге праведного Авраама: «Послушание Богу явил Авраам, святой праотец, как читаем мы в книге Бытия. Достойное дело сотворил святой патриарх, когда, по повелению Божию, привёл и вознёс на жертвенник во всесожжение своего сына Исаака, хотя и не на деле, но произволением заклал его. Верный и искренний послушник не отказался вознести его во всесожжение, невзирая на столь тяжкое и непостижимое повеление, но внимал власти Повелевающего, силе и всемогуществу,
История Авраама является одной из важнейших страниц Священной Библейской истории. Потому что через жертвоприношение Авраама Церковь показывает нам пророчества и прообразы, указывающие на его Великого Потомка — Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа.
- Кто из апостолов назвал праведного Авраама «отцом верующих»?
- Как Господь испытал веру Авраама?
- Что прообразовали три дня, в течение которых Авраам шёл к горе Мориа для жертвоприношения?
- Какие слова Господь Иисус Христос сказал праведному Никодиму о любви Божией к людям?
- Когда на Богослужении читается библейское повествование о жертвоприношении праведного Авраама?
- Назовите самую знаменитую русскую икону.
- С чего начинается Евангелие от Матфея?
Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок
Что Библия говорит о жертве Авраама
Тематические исследования А | Б | С | Д | Е | Ф | Г | Н | я | Дж | К | л | М | Н | О | П | В | Р | С | Т | U | В | Вт | Х | Y | Z
А | Б | С | Д | Е | Ф | Г | Н | я | Дж | К | л | М | Н | О | П | В | Р | С | Т | U | В | Вт | Х | Y | Z |
Библейские стихи о «жертвоприношении» Авраамом Исаака
Плейлист:
Перейти к плейлисту Авраама «Жертвоприношение» Исаака (тема)
- Евреям 11:17-19
Верою Авраам, когда он был испытан, принес в жертву Исаака, и тот, кто получил обетования, принес в жертву своего единородного сына, о котором было сказано, «В Исааке семя твое должен быть призван», заключая, что Бог был способен поднять его вверх, даже из мертвых, от чего он и получил его в переносном смысле.
- Бытие 22:1-12
И было после сего, что Бог испытал Авраама и сказал ему: «Авраам!» И он сказал: «Вот я». Затем Он сказал: «Возьми теперь твоего сына, твоего единственного сына Исаака, которого ты любишь, и пойди в землю Мориа, и принеси его там во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». И встал Авраам рано утром, и оседлал осла своего, и взял с собою двух отроков своих, и Исаака, сына своего; и наколол дров для всесожжения, и встал, и пошел на место, о котором сказал ему Бог. И на третий день Авраам поднял глаза свои и увидел то место вдалеке. И сказал Авраам отрокам своим: оставайтесь здесь с ослом; мы с отроком пойдем туда, поклонимся и вернемся к тебе». Тогда Авраам взял дрова для всесожжения и положил это на Исаака, его сына; и он взял в руку огонь и нож, и пошли они вдвоем. Но Исаак обратился к Аврааму, отцу своему, и сказал: «Отец мой!» И он сказал: «Вот я, сын мой». Затем он сказал: «Смотрите, огонь и дрова, но где — это агнец для всесожжения?» И сказал Авраам: «Сын мой, Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения». Итак, они пошли вдвоем. И пришли они на место, о котором сказал ему Бог. И устроил там Авраам жертвенник и разложил дрова по порядку; и он связал Исаака, сына своего, и положил его на жертвенник на дрова. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам, Авраам! Поэтому он сказал: «Вот я». И Он сказал: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай с ним ничего; ибо теперь я знаю, что ты боишься Бога, раз ты не пожалел сына твоего, твоего единственного сын, от Меня».
- 1 Corinthians 10:13
Вас постигло искушение не иное, как человеческое; но Бог верен, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.
- Иакова 2:20-24
Но хочешь ли ты знать, несмысленный, что вера без дел мертва? Разве Авраам, отец наш, не оправдался делами, когда возложил на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И сбылось Писание, которое говорит: ‘Авраам поверил Богу, и вменилось ему в праведность’. И его называли другом Бога. Итак, вы видите, что человек оправдывается делами, а не только верой.
- Бытие 22:14
И нарек Авраам имя месту тому: ГОСПОДЬ-Будет-Усмотрит; как сказано с по в этот день: «На горе Господней будет обеспечено».
- Луки 11:28
Но Он сказал: «Более того, благословенный — это тех, кто слышит слово Божие и соблюдает его!»
- Евреям 11:6
Но без веры невозможно угодить Ему, ибо тот, кто приходит к Богу, должен верить, что Он есть, и что Он вознаграждает тех, кто усердно ищет Его.
- Бытие 12:2
Я произведу от тебя великий народ;
Я благословлю тебя
И возвеличу имя твое;
И ты будешь благословением.
- Бытие 12:7
И явился Господь Авраму и сказал: «Потомку твоему Я дам эту землю». И построил там жертвенник Господу, явившемуся ему.
- Бытие 15:3
И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства; действительно, тот, кто родился в моем доме, мой наследник!
- Бытие 15:6
И он поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.
- Бытие 17:6-8
Я сделаю вас чрезвычайно плодовитыми; и Я произведу от тебя народы, и от тебя произойдут цари. И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный, чтобы быть Богом тебе и потомству твоему после тебя. И даю тебе и потомству твоему после тебя землю, в которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом» 9.0011 - Бытие 22:16-17
и сказал: «Мною клянусь, говорит Господь, потому что ты сделал это дело и не пожалел сына твоего, единственного твоего сына — благословляя, Я благословлю тебя, и умножая, Я умножу потомство твое, как звезды небесные и как песок, который есть на берегу моря, и овладеют потомки твои воротами врагов своих.