Жена аксакова: Семейство Аксаковых до и после крестьянской реформы

Содержание

Тайна семьи Григория Аксакова

Завершилась очередная Аксаковская экспедиция, в которой приняли участие историки, краеведы, общественные деятели, объединенные идеей исследования и популяризации творческого наследия и жизненного пути известного русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Нынешний маршрут пролегал по местам последнего пути его сына Григория Сергеевича Аксакова — первого уфимского губернатора, служившего вначале в Оренбурге, а закончившего карьеру в Самаре.

Экспедиция прошла по Борскому району Самарской области в рамках историко-культурного и туристического маршрута «Золотое кольцо Аксаковского Поволжья». Ее участники от железнодорожной станции Заливная на лыжах направились в бывшее село Страхово, последний приют почитаемого всеми губернатора. Среди целей похода — изучение нового туристического маршрута Самара — Страхово, уточнение протяженности и пути следования похоронной процессии сына писателя.

— Деяния Григория Сергеевича на государственных должностях были столь уважаемы современниками, что вся Самара в январе 1891 года прощалась с ним три дня, — рассказывает постоянный участник Аксаковских экспедиций, известный фотограф-натуралист, краевед Сергей Жданов. — А от станции Марычевка (ныне Заливная), как писалось в публикациях того времени, его гроб народ 20 верст нес на руках. На самом деле это расстояние в полтора раза больше. Думаю, что нашим современникам нелишне будет вспомнить, как 150 лет назад, в 1873 году, тогда уже отставной губернатор Григорий Сергеевич Аксаков, известный своей честностью и принципиальностью, спасал от голода самарских крестьян, лично выявляя нуждающихся и помогая им до 1880 года, пока не прекратилась жестокая засуха. Каждый год он передавал голодающим семейные запасы зерна. Вся семья Аксаковых принимала участие в этом деле, были спасены от голода десятки тысяч крестьян. Совесть и сострадание: очень созвучно с сегодняшним днем…

До недавних пор не могло быть и речи о подобной экспедиции: долгое время не было известно, сохранился ли фамильный склеп семьи Григория Сергеевича Аксакова. Считалось, что он разорен и найти его невозможно. Председатель Аксаковского комитета Самарской области Павел Коровин рассказал о том, как и благодаря кому поиски увенчались успехом.

Три года назад, в год 200-летия Григория Сергеевича Аксакова, судьба свела его с одним хорошим человеком, который, внимательно выслушав и не задумываясь ни на минуту, взял на себя расходы по проведению экспедиции, связанной с поиском захоронения, пожелав при этом сохранить инкогнито.

Повезло и с археологом — специалистом по XIX веку: кандидат исторических наук Елена Мишанина к тому же имела успешный опыт археологических поисков Аксаковских склепов в селе Аксаково Бугурусланского района Оренбургской области.

Но прежде чем проводить археологическую разведку в селе Страхово, необходимо было знать, где копать. Расспросить бы старожилов, да некогда густонаселенное село опустело. Зато удалось отыскать их потомков. Опрос подтвердил информацию, что склеп Аксаковых был разграблен, но его точное местонахождение оставалось под вопросом. Старики лишь называли могилы «барскими». О «барях» предки крестьян отзывались хорошо, но никто не знал, о ком именно идет речь — о Страховых или об Аксаковых. Ведь первыми владельцами и основателями села с 1749 по 1854 год были Страховы. Значит, прежде село принадлежало другим людям, которые построили и опекали Никольский храм.

Может быть, в письмах Аксаковых есть сведения о местонахождении захоронения Григория Сергеевича? Этот вопрос я адресовал научным сотрудникам уфимского мемориального Дома-музея С. Т. Аксакова. На помощь пришла Татьяна Петрова, приславшая копию письма неизвестного, адресованного близкому другу семьи Аксаковых Эверсману. В нем приводилось описание погребения Г. С. Аксакова, где было указано, что гроб с его телом установлен рядом с гробом жены. Значит, Аксаков погребен все-таки с женой в склепе при церкви!

Родилась идея найти фотографию Никольской церкви: вдруг на снимке случайно запечатлен Аксаковский склеп? Увы, ни одного изображения Никольской церкви нам в руки так и не попало.

И все же точное место фамильного Аксаковского склепа удалось установить еще до непосредственных раскопок. Помогли совместные усилия аксаковцев Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы и Самары. Все та же Татьяна Петрова утверждала, что внучка писателя Ольга Григорьевна слала весточки дедушке в подмосковное Абрамцево вместе со своими рисунками страховской усадьбы и церкви. И такой рисунок в отделе изобразительного искусства Аксаковского архива Пушкинского дома ИРЛИ нашла организатор и координатор Аксаковского сообщества москвичка Варвара Давлетбаева. Рисунок был выполнен акварелью и тушью, не имел ни даты, ни указания места, но, как оказалось, на нем был изображен фрагмент Никольской церкви.

Перед началом раскопок в Страхово фотография рисунка была показана руководителю археологической экспедиции Е. В. Мишаниной, и первый шурф был заложен точно в указанном месте. Он проходил по находившемуся под землей фамильному склепу Г. С. Аксакова и его семьи.

Еще до экспедиции был установлен контакт с известным уфимским антропологом Алексеем Нечволодой. Через него председатель Аксаковского фонда Михаил Чванов связался с известнейшим российским антропологом Сергеем Никитиным. Оба авторитетных антрополога обещали приехать в Страхово для идентификации обнаруженных останков. Подключился самарский антрополог профессор Александр Хохлов, приехавший на раскопки. Наконец, в бюро судебно-медицинской экспертизы департамента здравоохранения Москвы один из самых именитых российских антропологов Сергей Никитин провел идентификацию и официально подтвердил, что в склепе покоился Григорий Сергеевич Аксаков.

КСТАТИ

Супруга Григория Аксакова — Софья Александровна — заложила в Уфе аллею. Сейчас она так и называется — Софьюшкина.

Благословение батюшки — подспорье в экспедиции.Фото:Сергей ЖДАНОВ

не только автор сказки «Аленький цветочек»

«По плодам их узнаете их…». Сергей Аксаков — если судить об этом человеке по его плодам, то, очевидно, что это был настоящий исполин. Книги Сергея Аксакова вошли в золотой фонд русской литературы. Причем, они до сих пор одинаково интересны как взрослым, так и детям. Сергей Тимофеевич был прекрасным мужем и заботливым отцом. Его большая, дружная, крепкая семья восхищала современников. Дети Аксакова были столь же талантливыми и деятельными, как и их отец, своими славными деяниями они продолжили прославлять фамилию Аксаковых. 

Портрет Аксакова. Автор Иван Николаевич Крамской, Третьяковская галерея

Содержание

  • 1 Родители  Аксакова
    • 1.1 Отец 
    • 1.2 Мать 
  • 2 Сергей Аксаков — детство
  • 3 Учеба 
  • 4 Университет 
  • 5 Сергей Аксаков — служба
    • 5.1 Переводчик 
    • 5.2 Критик 
    • 5.3 Цензор 
    • 5.4 Директор института 
  • 6 Литература Аксакова
    • 6.1 «Семейные хроники» 
    • 6.2 Книги о рыбалке и охоте 
    • 6.3 «Детские годы Багрова-внука» 
  • 7 Аксаков-писатель 
  • 8 Личная жизнь 
    • 8.1 Ольга Заплатина 
  • 9 Отношения супругов и детей 
  • 10 Смерть Аксакова
  • 11 Интересные факты об Аксакова
    • 11.1 Аксаков и Гоголь 
    • 11.2 Аксаков и Даль 
    • 11.3 Уфимский дом-музей (со слов уфимских краеведов)

Родители  Аксакова

Родители Сергея Тимофеевича Аксакова были людьми необычными, нетипичными для своего времени. Хотя и отец, и мать будущего писателя происходили из древних, знатных дворянских семей, но оба в свое время испытали немало горестей, унижений и боли. Однако не ожесточились от этого, а, наоборот, стали более ранимыми и сочувствующими и в жизни стремились к тому, чтобы уменьшить зло и горечь и приумножить добро и любовь. 

Герб Аксаковых. Источник: Мемориальный Дом — музей С.Т. Аксакова в г. Уфа. www.aksakov.info

Отец 

Отец знаменитого писателя – Тимофей Степанович Аксаков – происходил из небогатого, но древнего рода. А своего деда, Степана Михайловича Аксакова знаменитый внук впоследствии опишет в одной из книг, как «неотесанного и энергичного помещика-первопроходца, который одним из первых организовал поселение крепостных в башкирских степях». В положенное время Тимофей Степанович поступил на военную службу, хорошо по ней продвигался и даже некоторое время служил ординарцем самого фельдмаршала Суворова, когда тот находился в Оренбургском крае. Когда же Александр Суворов вернулся в столицу, ему на смену был назначен надменный и жестокий немецкий генерал, с которым связана тяжелая страница в жизни Тимофея Аксакова.  

Тимофей Степанович Аксаков (отец писателя) с двумя сыновьями: старшим, Сергеем, и младшим, Николаем. Картина неизвестного художника конца XVIII века.

Однажды, когда генерал и все офицеры находились в церкви на службе, до прихожан донеслась громкая и удалая русская песня – это шли по улице три бравых молодых унтер-офицера, один из которых красивым зычным голосом распевал походную песню. Генерала этот инцидент по какой-то причине вывел из себя, он приказал схватить всех троих и назначил наказание в 300 палок каждому…за русскую песню… Говорят, что на спине Тимофея Степановича не осталось живого место, ткань от мундира просто смешалась с кожей и отодрать ее не представлялось возможным. Унтер-офицер пролежал в госпитале более двух месяцев, дожидаясь, когда раны заживут… Как только он смог выйти из лазарета, тут же подал в отставку и навсегда покинул армию. В последующие годы он служил прокурором земского суда в Уфе. 

Но, как уже говорилось выше, Тимофея Степановича этот случай не обозлил, а, напротив, сделал более мудрым и человечным. Он всегда был добр, отзывчив и справедлив не только с семьей и людьми своего круга, но и с крепостными. И в таком же духе воспитывал своих детей. 

Мать 

Матушка русского писателя Мария Николаевна, в девичестве Зубова, была дочерью товарища генерал-губернатора Уфимского наместничества. Девушка выросла среди высшего чиновничества и получила прекрасное для того времени образование. 

М.Н. Аксакова, мать Сергея Аксакова. Портрет. Неизвестный художник. 1800-е годы. Источник: Мемориальный Дом — музей С.Т. Аксакова в г. Уфа.

Однако мать ее умерла рано, и вскоре отец решил жениться во второй раз. Отношения между мачехой и падчерицей не сложились, и Марии пришлось вынести много жестокости и несправедливости в свой адрес. При очередных родах мачеха умерла, после чего весь быт перелег на плечи юной Марии. Совсем молодой девушке пришлось взять на себя все заботы большого дома и даже служебные дела больного отца. «Умудренная годами тяжких страданий, 17-летняя девушка вдруг превратилась в совершенную женщину, мать, хозяйку и даже официальную даму, потому что по болезни отца принимала все власти, всех чиновников и городских жителей, вела с ними переговоры, писала письма, деловые бумаги и впоследствии сделалась настоящим правителем дел отцовской канцелярии», – так позднее описывал сын Сергей юность матери.  

Тем не менее Мария Николаевна не ожесточилась сердцем, оставшись доброй и ласковой женщиной. Она придерживалась руссоизма – системы взглядов французского мыслителя Жан-Жака Руссо – и согласно этим взглядам подходила к воспитанию детей. Сережа был первенцем, и материнское внимание и забота достались ему с лихвой. Он рос в атмосфере любви, с ним никогда не обращались грубо или жестоко. Всего у Сергея Аксакова родилось двое братьев и четыре сестры, но один брат и одна сестричка умерли в младенчестве. Между детьми Аксаковых на всю жизнь сохранились взаимопонимание, уважение, дружба и настоящее родство душ. 

Сергей Аксаков — детство

Родился будущий писатель в сентябре 1791 года. Раннее детство Сергей Тимофеевич провел в Уфе, а также в родовом имении семьи Ново-Аксаково Оренбургской губернии. Живописная природа этих мест оказала сильное влияние на формирование личности писателя. Он много времени проводил на улице, в том числе, общался с дворней и обожал сказки ключницы Пелагеи. Именно от нее он услышал сюжет истории о дочери купца и чудовище, который через много лет поведает читателям как сказку «Аленький цветочек». Отец Тимофей Степанович, сам заядлый охотник, передал и сыну эту страсть – с юного возраста и на всю жизнь Сергей полюбил ходить на охоту, наблюдать за природой, повадками птиц и зверей и никогда не палил из ружья по чем зря. 

Учеба 

Уже в 4 года Сережа выучился читать, и в целом он развивался стремительно, радуя родителей смышлёностью и блестящими способностями. Мальчик разучивал наизусть стихи, с охотой их декламировал, а также любил разыгрывать небольшие пьески на сюжет сказок «Тысячи и одной ночи». 

В 1799 году, когда Сереже было 8 лет, его определили в Казанскую гимназию. Но события показали, что семья поторопилась. Прежде всего, Мария Николаевна оказалась не готова к разлуке с любимым Сереженькой: она буквально не находила себе места и не могла ничего делать, отправив сына в казенный дом. Да и сам мальчик, резко вырванный из семейного очага, не сумел сразу влиться в новое общество. На фоне психологических переживаний у него случилось несколько приступов эпилепсии, и родители приняли решение забрать сына домой. Так Сергей еще два года находился на домашнем обучении. 

Университет 

Наконец, в 1801 году, 10-летний Сергей Аксаков был зачислен в Казанскую гимназию, а спустя три года стал студентом недавно открытого Казанского университета, который окончил в 1807 году. Студенческие годы прошли насыщенно и интересно. Аксаков сразу же проявил свои литературные способности: участвовал в создании студенческих рукописных журналов, публиковал в них свои ранние стихи, вступил в «Общество любителей отечественной словесности» при университете, а также стал одним из организаторов студенческого театра и даже написал для него пьесу вместе с товарищами. 

Сергей Аксаков — служба

Переводчик 

По окончании университета, будучи 16 лет отроду, Сергей Тимофеевич уехал сначала в Москву, а потом в Петербург, где потупил на службу. Знание языков (а Сергей Аксаков в совершенстве владел французским, немецким и английским) позволило ему устроиться переводчиком в Комиссию по составлению законов. Свободное же от службы время он посвящал литературному творчеству: вступил в кружок «Беседы любителей русского слова» вместе с Иваном Крыловым, Александром Шишковым и другими ревнителями родного языка. Самое известное его стихотворение того времени – «Вот родина моя». 

Критик 

Чуть позже Сергей Тимофеевич увлекся театром. Теперь он выполнял еще и переводы зарубежных театральных пьес, а также начал публиковаться в столичных журналах как театральный критик. Позже он стал видной персоной в области литературной критики. 

Во время Отечественной войны 1812 года Аксаков записался в ополчение Московской губернии. А на следующий год уехал в Оренбургскую губернию, в отцовское имение Ново-Аксаково и посещал Петербург и Москву лишь наездами. И только в 1827 году, уже вместе с собственной семьей, снова переехал в Москву на постоянное место жительства. 

Цензор 

С 1827 года Сергей Тимофеевич был принят на должность цензора в Московском цензурном комитете. Но уже через год его с этой должности сняли за то, что он пропустил в печать неугодную Николаю I юмористическую балладу В. Проташинского, в которой автор осмеивал московскую полицию. В последующие шесть лет он еще несколько раз назначался и снимался с должности цензора, так как в те времена это была довольно опасная и непредсказуемая профессия, где можно было из своего кабинета попасть прямиком в застенки полицейского отделения по обвинению в попустительстве деятельности против государя. 

Директор института 

В 1833 году Сергей Аксаков устроился инспектором в Константиновское землемерное училище. За два года своей деятельности Сергей Тимофеевич вместе с коллективом учебного заведения проделал большую работу, подготовив училище к реорганизации. И в 1835 году Николай I подписал указ о преобразовании заведения в Константиновский межевой институт. Сам же Сергей Аксаков был назначен на место первого директора этого института. 

Сергей Аксаков, 1830 год. Источник: Мемориальный Дом — музей С.Т. Аксакова в г. Уфа

1838 год стал поворотным в жизни Сергея Тимофеевича – он оставил не только должность директора Межевого института, но и в целом ушел с государственной службы. Этому способствовало два обстоятельства: во-первых, у него стало ухудшаться здоровье, а, во-вторых, ушедший из жизни отец оставил старшему сыну солидное наследство, в связи с чем Сергей Аксаков мог больше не трудиться за жалование, чтобы обеспечить свою многочисленную семью, а сосредоточится на домашних делах и литературе. 

Литература Аксакова

Итак, с 1838 года Аксаковы перебрались на постоянное место жительство в свое подмосковное имение Абрамцево, где Сергей Тимофеевич и написал самые известные свои произведения. 

Усадьба Абрамцево

Для читателей-современников Сергей Аксаков открылся как выдающийся писатель с неповторимом стилем и слогом в 1834 году, когда в печать вышел его очерк «Буран». 

«Семейные хроники» 

В 40-х годах он работал над своей знаменитой трилогией «Семейные хроники», которые в большей части стали автобиографическим произведением. Трилогия был встречена читателями и коллегами по перу очень тепло и даже трепетно. Аксаков раскрылся как непревзойденный бытописатель и даже, возможно, как основоположник российской жанровой прозы.  

Книги о рыбалке и охоте 

А в 1845 году писатель загорелся идеей написать книгу о рыбалке, которая бы состояла из рассказов бывалого рыболова. Так появились «Записки об уженье», которые в последующих изданиях автор переименовал в «Записки о уженье рыбы», добавив новые рассказы. Книга была встречена с единодушным восторгом! В связи с чем писатель в 1849 году вдохновился написать аналогичный труд, но теперь уже о другом своем любимом увлечении – охоте. И в 1852 году в свет вышла книга «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии».

Это произведение стало еще более популярным, чем его предшественник. Восхищенные отзывы писали даже мэтры русской литературы. Так Николай Гоголь отмечал, что хотел бы видеть главных героев второго тома «Мертвых душ» такими живыми, как птицы Аксакова. Иван Тургенев подтверждал, что «Такой книги русская литература еще не знала – это что-то новое и совершенно необыкновенное!». А Николай Чернышевский писал: «Что за мастерство описаний, что за любовь к описываемому и какое знание жизни птиц! Господин Аксаков обессмертил их своими рассказами, и, конечно, ни одна западная литература не похвалится чем-либо, подобным «Запискам ружейного охотника»».  

В своих книгах об охоте и рыбалке Сергей Тимофеевич, с одной стороны, давал подробные и точные описания повадок самых разных птиц, животных и рыб, с другой же, делал он это так художественно и лирично, что обе книги сразу же превзошли на целую голову все выпускающиеся в то время руководства. К тому же в произведениях Аксакова было много поэтичных описаний природы и личных отступлений, описывающих характеры главных героев. Читались книги на одном дыхании. 

«Детские годы Багрова-внука» 

С 1854 по 1856 годы Сергей Аксаков работал над своей новой книгой. Вот как он писал о ней в своем дневнике: «Есть у меня заветная дума… Я желаю написать такую книгу для детей, какой не бывало в литературе. Я принимался много раз и бросал. Мысль есть, а исполнение выходит недостойно мысли… Тайна в том, что книга должна быть написана, не подделываясь к детскому возрасту, а как будто для взрослых и чтоб не только не было нравоучения (всего этого дети не любят), но даже намека на нравственное впечатление и чтоб исполнение было художественно в высшей степени».  

Судя по всему, задумка автора ему удалась. Книга заслужила репутацию одного из лучших художественных произведений о развитии ребёнка. Приложением к книге вышла сказка «Аленький цветочек», которая впоследствии начала жить вполне самостоятельной жизнью и стала настоящей визитной карточкой писателя. Более того, театральный спектакль по этой сказке вошел в Книгу рекордов России как самая продолжительно идущая постановка для детей – в 2001 году его сыграли в 4000-й раз! Изначально Аксаков посвятил сказку «Аленький цветочек» своей внучке Оленьке. 

Аленький цветочек Иллюстрация выполнена для альманаха «Волшебный фонарь». Автор Николай Алексеевич Богатов

Аксаков-писатель 

На момент начала писательской деятельности Сергею Аксакову уже было около 50 лет, он был состоявшимся и в профессиональной, и в общественной, и в семейной жизни человеком. И писал он не ради заработка или громкого имени, а исключительно для себя, поэтому в своих книгах он никого не поучал, не обвинял и не призывал, а просто рассказывал. А думающий читатель уже сам делал выводы: и про отношение автора к крепостному праву, и про его любовь к природе, и про взгляды на воспитание детей. Про Аксакова-писателя говорили, что «он рос вместе со своим веком». 

Сергей Аксаков. Источник: Мемориальный Дом — музей С.Т. Аксакова в г. Уфа

Личная жизнь 

Сергей Тимофеевич Аксаков относился к тому типу мужчин, которых называют однолюбами, и всю свою жизнь посвятил лишь одной женщине – своей несравненной жене Ольге Степановне. О ней стоит отдельно сказать несколько слов. 

Ольга Заплатина 

Ольга Заплатина. Источник: Мемориальный Дом — музей С.Т. Аксакова в г. Уфа.

Жена Аксакова, Ольга Заплатина, была родом из генеральской семьи. Причём, её отец, Семён Григорьевич Заплатин, служил под началом Суворова, являлся, так сказать, «суворовским» генералом. А мать Ольги – турчанка, которую бравый военный приметил во время очаковского похода. Игель-Сюм – так её звали – сопровождала мужа в походах, и во время одного из них, в Польшу в 1993 году, и родила Ольгу.  
Вскоре она умерла, Заплатин с дочерью поселился в Москве. Души не чая в дочери, генерал много занимался с ней сам, читал не только художественную литературу, но и выписывал на дом газеты. Ольга, таким образом, выросла всесторонне образованной личностью. 

Отношения супругов и детей 

Они поженились в 1816 году. Оба были влюблены друг в друга, по характеру были очень схожи – добрые, отзывчивые, души не чаявшие в своих детях, которых у них родилось десятеро. Однако четверо умерли в младенчестве, а сын Михаил погиб совсем в юношеском возрасте. Интересный факт – когда Аксаков писал письма своим сыновьям, он подписывался «твой друг и отец». 
В доме Аксаковых много читали – читали вслух – ставили домашние спектакли, устраивали костюмированные праздники. Атмосфера была творческая, и не только дети крепкой семейной четы получали от этого удовольствие. Дом Аксаковых в имении Абрамцево вскорости становится фактически одним из главных центров московской литературной жизни. 
Тут по субботам собирались известные писатели, учёные, театральные деятели. Всех принимали хлебосольно, в подготовке и организации аксаковских вечеров принимали участие и подросшие дети. 

С. Т. Аксаков диктует дочери свои воспоминания. Акварель К. А. Трутовского. 1892 г.

Смерть Аксакова

С 1840-х годов здоровье Сергея Аксакова постепенно стало ухудшаться. С самого детства у него время от времени случались приступы эпилепсии. К этому добавилось ухудшение зрения, так что к старости он практически совсем ослеп и последние свои произведения уже не мог писать сам, надиктовывая их дочери Вере. Весной 1859 года Сергей Тимофеевич тяжело заболел и 12 мая его не стало. Семья похоронила писателя на кладбище у Симонова монастыря. В советское время прах литератора был перезахоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. 

Изначальная могила Аксакова в Симоновом монастыре. Кон.XIX в.

Интересные факты об Аксакова

Аксаков и Гоголь 

Сергей Аксаков близко общался с Николаем Гоголем. Знакомство двух литераторов пошло на пользу обоим. Николай Васильевич, заручившись поддержкой и одобрением такого уважаемого человека, как Аксаков, стал смелее и увереннее в себе. А Сергей Тимофеевич увидел в талантливом юноше удивительную самобытность и непохожесть на других, которые вдохновили его на создание собственных произведений Он, наконец, понял, что может писать просто и от души, не подстраиваясь ни под какие модные течения литературы. По сути Гоголь одним своим появлением подарил русской литературе Аксакова-писателя. 

Аксаков и Даль 

Владимир Даль собирал свой знаменитый словарь в том числе по произведениям Сергея Аксакова, месяцами пропадая в башкирской глубинке и Оренбуржье. Кстати, ученые подсчитали: исконно русских слов в произведениях Сергея Аксакова в два раза больше, чем у Льва Толстого. 

Уфимский дом-музей (со слов уфимских краеведов)

Однажды в советские времена жена премьер-министра Италии на одном из приемов призналась советскому академику Владимиру Неговскому, что в их стране среди образованных людей только тот итальянец считается хорошо знающим русский язык, кто читает в подлиннике Аксакова, а вовсе не Толстого и Достоевского. Реаниматолог Неговский, вернувшись на родину, решил прочитать книги соотечественника, ведь, к своему стыду, ничего, кроме «Аленького цветочка» у Аксакова до сей поры не читал. Конечно же, он полюбил творчество Сергея Тимофеевича. И, как-то прибыв в Уфу по делам, тот час же бросился на поиски дома, где вырос Аксаков, будучи уверенным, что там музей. Но местные власти, извиняясь и отводя глаза, в конце концов признались, что там на данный момент расположен кожвендиспансер… Владимир Неговский был возмущен до глубины души. В итоге визит академика стал поворотным в судьбе аксаковского дома: диспансер выселили, сделали ремонт и в 1978 году в Уфе был открыт дом-музей Сергея Тимофеевича Аксакова. 

Дом-музей. Источник: Мемориальный Дом — музей С.Т. Аксакова в г. Уфа.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ

Переписка Ивана Аксакова с женой как источник для изучения консервативных идей второй половины XIX века

Нина Вихрова

19 век ◽  

Члены семьи ◽  

Домашняя среда ◽  

19 век ◽  

Ценный контент

В статье дается характеристика архива писем Ивана Аксакова с женой. Также анализируются основные аспекты ценностного содержания корреспонденции. Анна Аксакова, старшая дочь Федора Тютчева, была талантлива и образованна. Женщина не только любила и вышла замуж за Ивана Аксакова, она была его второй половинкой и преданным собеседником. В своих письмах Иван Аксаков с женой упоминают ряд русских интеллигентов второй половины XIX в.века: писатели, поэты, военные, философы, историки и религиозные деятели, представители императорского дома и министры, дипломаты, члены семей родственников и близких знакомых. Религиозные, исторические, политические, эстетические и другие вопросы, обсуждаемые в переписке, являются не только важным источником для изучения общественной, литературной и бытовой среды периода Реформации и, в частности, творчества Ивана Аксакова. Они также позволяют прояснить консервативную позицию некоторых русских интеллектуалов второй половины XIX в.век.

Джуда Хирш Квастель, 2 октября 1899 г. — 15 октября 1987 г.

Советский Союз ◽  

19 век ◽  

Члены семьи ◽  

Запад ◽  

Советский Союз ◽  

Швейные фабрики ◽  

Тема ◽  

Восточная часть ◽  

19 век ◽  

Город

Джуда Хирш Квастель, который более 60 лет способствовал развитию биохимии, родился в Шеффилде, в комнате над арендованной его отцом кондитерской на Экклсолл-роуд. Дата была 2 октября 189 г.9, а его родители, Йонас и Флора (Итковиц) Квастель, жили в Англии всего несколько лет. Они эмигрировали отдельно из города Тамополя в восточной Галиции, который тогда входил в состав Австро-Венгерской империи; с тех пор, после периода польского владычества, он стал частью Украинской Республики Советского Союза. Тамополь в конце 19 века был городом с населением около 30 000 человек и центром сельскохозяйственного района. Его жители были этнически смешанными, но около половины из них были евреями, многие из которых при относительно благожелательном австрийском режиме были довольно зажиточными. Квастель вспоминал, как его отец и дед очень уважали императора Франца Иосифа. Его дед, тоже Иуда Хирш (женат на Йетте Раппопорт), одно время работал химиком в лаборатории пивоваренного завода в Тамополе. Родители субъекта этой биографии занимались там торговлей и не были бедны; но нынешние члены семьи мало знают о жизни Йонаса и Флоры в Тамополе и о причинах, побудивших их, как и многих их соседей, эмигрировать на Запад.

Дядя уже уехал в Англию и, возможно, подтолкнул их последовать за ними из-за более широких возможностей. В Англии они сначала жили в лондонском Ист-Энде, где работали на швейных фабриках; но их переезд в Шеффилд и скромное предпринимательство Джонаса завершились в конце 1890 с. Именно там родились Джуда Хирш и четверо его младших братьев и сестер (Чарльз, Дорис, Хетти и Энн).


Генеалогия в XIX веке: обязательства и средства против опыта и эмоций

Агне Райлите-Барде

19 век ◽  

Члены семьи ◽  

Высокий статус ◽  

Самосознание ◽  

Семейные узы ◽  

Высокий рейтинг ◽  

Законные документы ◽  

Генеалогические деревья ◽  

Семейный случай ◽  

19 век

Генеалогия и генеалогическое самосознание были очень важными элементами каркаса крепости дворянского общества в XIX веке. Анализ некоторых генеалогических древ, схем и т. д., а также дневника-воспоминания дворянки Габриэле Гюнтерите-Пузинене выявил несколько генеалогических аспектов, которыми дорожили дворяне.

К членам семьи, которые были высокопоставленными солдатами, меценатами или принадлежали к духовенству, относились очень уважительно. Наличие широкой сети родственных связей и высокопоставленных родственников было замечательным инструментом для демонстрации происхождения своей семьи и положения в обществе. Немалую роль играло и богатство. Различные официальные и юридические документы, индивидуальные размышления, воспоминания и мемуары других лиц или гербы, созданные Шимоном Окольским и Бартошем Папроцким, служили замечательными источниками для сохранения генеалогической памяти семей. Генеалогические деревья, схемы и т.п. можно было бы рассматривать как более надежные источники генеалогического самосознания из-за устранения субъективной точки зрения, с которой мы можем столкнуться в вышеупомянутом дневнике. Тем не менее, дело семьи Гедрайтис опровергло это утверждение. Дневник-мемуары Г. Гюнтерите-Пузинене – исключительный источник для исследования генеалогической идентичности. Родословная – яркий и подробный рассказ в этой книге.
Его можно понюхать, услышать и потрогать. Коллективные праздники, мероприятия, различные формы отдыха стали инструментами укрепления генеалогического самосознания и семейной памяти.


Деловые семьи в Южной Патагонии: с конца 19 века до первых десятилетий 20 века.

Сусана Бандиери ◽  

Арасели Алмараз

19 век ◽  

Семейный бизнес ◽  

Накопление капитала ◽  

Члены семьи ◽  

Культурное измерение ◽  

Внешняя торговля ◽  

Теоретические концепции ◽  

Южная Патагония ◽  

Семья ◽  

19 век

Группы поселенцев, прибывшие в Пунта-Аренас в Южной Патагонии во второй половине XIX века, наладили торговлю охотничьими товарами, кожей и экзотическими перьями. Они организовали первые компании как торговые дома между отдельными людьми и друзьями. Накопление капитала этих иммигрантов способствовало взлету и контролю над производством на основе внешних торговых путей, что свидетельствует о предшествующих связях за границей.

С 1881 года умножение некоторых семейных компаний привело к увеличению числа контролирующих филиалов и поставщиков производственных цепочек создания стоимости через различные ассоциации с иностранными группами, поощряемыми предложением земельных концессий. Партнерство по дружбе и семье также добавило анонимные общества со схемой акционеров, включая членов семьи. Цель основной статьи — проанализировать первый семейный бизнес в этом контексте с помощью генеалогического подхода к бизнесу. Теоретические концепции и методы, используемые здесь, включают дебаты по экономической истории и истории предпринимательства, сосредоточенные на семейном бизнесе. Ядром являются социальные и коммерческие структуры для понимания преемственности семьи, а также выживания бизнеса в определенных контекстах. Мы разрабатываем три взаимосвязанные коммерческие и семейные генеалогии, которые сначала работали в Пунта-Аренасе до 19 века.08 и позже в Аргентине. И мы анализируем стратегии членов семьи второго и третьего поколений, достигнутые для выживания, и конфигурацию бизнес-семьи Браун-Менендес Бехети.
Мы связываем некоторые выводы со связями между экономикой Пунта-Аренаса и европейским капитализмом; межрегиональные связи; семья как социокультурное измерение предпринимательства; управленческие инновации в сельской местности и пути создания первых материнских фирм в австралийской части Патагонии.


Грамматические описания в маньчжурских грамматических книгах династии Цин

Такаши Такекоси

19 век ◽  

Династия Цин ◽  

Династия Цин ◽  

Китайские ученые ◽  

Высокий градус ◽  

19 век

В данной статье мы анализируем особенности грамматических описаний в маньчжурских грамматических книгах династии Цин. Книги по маньчжурской грамматике иллюстрируют, как китайские ученые давали китайские названия грамматическим понятиям маньчжурского языка, таким как падеж, спряжение и деривация, которые существуют в агглютинирующих языках, но не в изолирующих языках. Тщательное изучение показывает, что китайское научное понимание маньчжурской грамматики в то время достигло высокой степени сложности. Делаем вывод, что причина того, что они не применяли современные грамматические понятия до конца XIX в.20-го века было связано не с недостатком способностей, а с тем, что объектом их грамматических описаний был китайский, типичный изолирующий язык.


Гомеопатия на испытаниях: проспективные клинические исследования в 19 веке

МЭ Декан

19 век ◽  

Клинические исследования ◽  

19 век


Открытие эфирного наркоза. Вскакивая на подножку 19-го века

Дж. Ф. Креншоу

19 век ◽  

Эфирная анестезия ◽  

19 век


Арабские женщины-иммигранты в Чили в эпоху Возрождения (Нахда), 1910–1920-е гг.

Сара Лиморте

20 век ◽  

19 век ◽  

Тематический анализ ◽  

Новый мир ◽  

арабские женщины ◽  

арабская женщина ◽  

Тема ◽  

19 век

Левантийская иммиграция в Чили началась в последней четверти XIX в. век. Эта иммиграция, изначально почти исключительно мужская, изменилась в начале 20-го века, когда женщины начали следовать за своими отцами, братьями и мужьями в Новый Свет. Определение роли и статуса арабской женщины в ее сообществе в Чили никогда ранее не рассматривалось в рамках подробного исследования. В этой статье делается попытка затронуть эту тему, рассматривая арабские газеты, издававшиеся в Чили между 1912 и концом 1920-х годов. Будет обсуждаться тематический анализ статей, посвященных женскому вопросу или написанных женщинами и опубликованных в таких изданиях, как «Аль-Муршид», «Аш-Шабибат», «Аль-Ватан» и «Ориенте».


ИДЕЯ «ОБЩИНЫ» В ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНЦЕПЦИЯХ ГАЛИЦИИ XIX – НАЧАЛА XX В.

Любомир Ильин

Девятнадцатый век ◽  

19 век ◽  

Практическая значимость ◽  

Отличительные черты ◽  

Правовые исследования ◽  

Юридический принцип ◽  

Общий научный ◽  

Правительство ◽  

Право ◽  

19Века

Цель. Цель статьи — проанализировать и систематизировать взгляды общественно-политических мыслителей Галиции XIX — начала XX веков. о праве и способе организации национального государства как собора. Метод. Методология включает в себя совокупность общенаучных, специально-правовых, специально-исторических и философских методов научного познания, а также принципов объективности, историзма, системности и комплексности. Проблемно-хронологический подход позволил выявить основные этапы эволюции содержания идеи соборности в правовой мысли Галичины XIX в.век. Полученные результаты. Установлено, что представление о соборности, заимствованное из церковной терминологии, на протяжении XIX в. приобрело четкие юридические и философские черты, превратившие его в действенный принцип достижения государственного единства и целостности. Для украинских государственных деятелей 19 века. идея соборности стала основополагающей ввиду разделения украинцев между Российской и Австро-Венгерской империями. Идея единства украинцев Галиции и Приднепровья, сформулированная впервые членами Русской Троицы, прошла долгую эволюцию и получила теоретическое отражение в произведении Бачинского «Украина ирредента».

Установлено, что под соборностью следует понимать правовой принцип, в соответствии с которым решения принимаются в диалоге, консенсусом и, таким образом, способны удовлетворить абсолютное большинство граждан государства. Для галицийских украинцев принцип единства в XIX в. осуществляется через призму «государственного» и «международного» подходов. Научная новизна. В работе выделены основные этапы становления и развития идеи соборности во взглядах общественно-политических деятелей Галичины XIX – начала XX веков. и выделение отличительных черт «национальной государственности», которые они пропагандировали и понимали как возможную в процессе объединения украинских земель в единое государство. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейших историко-правовых исследованиях, подготовке спецкурсов.


Отзывы о книге

Курдские исследования

19 век ◽  

Пространственный контроль ◽  

Cornell University ◽  

Юго-Восточная ◽  

Турецкое государство ◽  

19 век

Андреа Фишер-Тахир и Софи Вагенхофер (edsF), Дисциплинарные пространства: пространственный контроль, принудительная ассимиляция и рассказы о прогрессе с 19 века, Билефельд: Transcript Verlag, 2017, 300 стр. , (ISBN: 978-3-8376-3487-7). Айшегюль Айдын и Джем Эмренс, Зоны восстания: курдские повстанцы и турецкое государство, Итака и Лондон: издательство Корнельского университета, 2015, 192 стр., (ISBN: 978-0-801 -45354-0).Евгения Ивановна Васильева, Юго-Восточный Курдистан в XVI-XIX вв. Источник по Истории Курдских Эмиратов Арделан и Бабан. [Юго-Восточный Курдистан в XVI-XIX вв. Источник для изучения курдских эмиратов Ардалана и Бабана. СПб.: Нестор-История, 2016. 176 с., (ISBN 978-5-4469-0775-5). Карин Млодоч. Границы дискурса о травме: женщины. Anfal Survivors in Kurdistan-Iraq, Berlin: Klaus Schwarz Verlag, 2014, 541 стр. (ISBN: 978-3-87997-719-2).


Художественная гимнастика и силовые упражнения: разные понятия или научные синонимы?

Леури Макс Да Силва Чавес ◽  

Габриэль Винисиус Сантос ◽  

Кауэ Ла Скала Тейшейра ◽  

Марзо Эдир Да Силва-Григолетто

Вес тела ◽  

19 век ◽  

Научная литература ◽  

Затрат и выгод ◽  

Метод обучения ◽  

Коэффициент выгоды ◽  

Соотношение затрат и выгод ◽  

19 век

Упражнения с собственным весом (также известные как художественная гимнастика) являются классическим методом тренировок, и их практика была широко распространена с 19 века, но за эти годы в научной литературе мало что упоминалось. Этот тип тренировок направлен на развитие многосистемной адаптации с использованием веса тела в качестве перегрузки без или с небольшим количеством снарядов [1–3]. Эта характеристика упрощает выполнение упражнений с весом тела, а также обеспечивает превосходное соотношение затрат и результатов по сравнению с другими возможностями тренировок, для которых требуются тренажеры или материалы [4,5].


Коллекции

 

1. Пейзаж

2. Значок

3. Чертеж

4. Печатная графика

5. Редкая книга

6. Рукописи

7. Мемориальная фото- и архивная библиотека

8. Металлы

9. Мебель

10. Абрамцевская керамика и народное творчество

11. Скульптура

12. Стекло и фарфор

13. Абрамцевский столярный завод

14. Изразец русский XVII-XVIII веков

15. Художественно-ремесленное отделение г. Хотьково

 

 

 

 

Фонд насчитывает почти 1900 единиц. Он построен на материалах аксаковского и мамонтовского периодов истории Абрамцева.

Наиболее интересными материалами аксаковского периода являются:

1) Произведения Сергея Аксакова: первые издания, книги с автографами автора и членов его семьи, дореволюционные издания разных лет, собрание сочинений в 5-ти томах (1909 г.), изданное и посвященное пятидесятилетию со дня смерти писателя .


2) Произведения Ивана и Константина Аксаковых, журналы и журналы их издания, периодическая литература, содержащая произведения Аксаковых и их рецензентов.

3) Работы крупнейших деятелей славянофильства, таких как Алексей Хомяков, Юрий Самарин, Иван и Петр Киреевские, Александр Кошелев.

4) Произведения Николая Гоголя: первые издания «Мертвых душ» 1842 г. и «Ревизора» 1836 г. с автографами автора, дореволюционные издания разных лет, собрание сочинений в 4-х томах 1842 г.

5) Книги конца XVIII века и начала XIX века, упомянутые в «Семейной летописи» и «Детстве Багрова-внука».

6) Книги читательского круга семьи Аксаковых, на которые они ссылаются в переписке: «Дневник» Веры Аксаковой, «История моей встречи с Гоголем» Сергея Аксакова.

7) Произведения авторов аксаковского периода: Николая Карамзина, Михаила Загоскина, Якова Княжнина, Нестора Кукольника.

Основу Мамонтовского фонда составляет сохранившаяся часть семейной библиотеки. Наиболее интересны следующие книги:

1) Произведения писателей второй половины XIX века, таких как Иван Тургенев, Иван Гончаров, Яков Полонский, Афанасий Фет, Лев Толстой (из семейной библиотеки Мамонтовых).


2) Работы старшего сына Мамонтовых, писателя и журналиста Сергея Мамонтова с его автографами.

 

3) Книги по искусству и истории Италии.

 

 

 

 

 

 

 

4) «Летопись нашего художественного кружка», изданная в типографии брата Саввы Мамонтова в 1894 году, посвященная двадцатилетию Абрамцевской колонии. В него вошли пьесы, поставленные в домашнем театре, актерский состав, фотографии сцен из спектаклей. В фонде есть 2 оригинала. В одном из них есть записи Саввы Мамонтова.

 

 

5) «Святая Библия или священные книги Ветхого и Нового Завета», в том числе 230 рисунков Гюстава Доре в 3-х томах. 1878.

 

 

Кроме семейной библиотеки в фонд Мамонтова входят:

1) Редкие книги, посвященные искусству художественного кружка: Ильи Репина, Василия Поленова, Валентина Серова, Михаила Врубеля и Марка Антокольского.


2) Периодические издания конца XIX – начала XX веков: «Искусство и художественная промышленность», «Мир искусства», «Капитал и усадьба».

3) Книги на английском, французском, итальянском, немецком языках. Среди них – произведения Мольера, Разина, Корнеля.

4) Либретто и клавир опер, поставленных в «Русской частной опере» Саввой Мамонтовым.

Основывается на изданиях XVIII и XIX веков, освещающих литературную и художественную жизнь России.

 

 

 

 

 

 

В фонде почти 2100 единиц. Она построена на материалах аксаковского и мамонтовского периодов истории Абрамцева; документы, имеющие отношение к истории Усадьбы и Музея.

Наиболее интересны материалы аксаковского периода:

1) Письма Аксаковых разным лицам и переписка между ними;

2) Письма Николая Гоголя, переписка Марии Гоголь, ее дочерей и Аксаковых;

3) Письма Ивана Аксакова Александру Нарышкину и его жене Елизавете Нарышкиной в 1877 – 1878 гг., посвященные службе Аксакова на посту председателя Славянского благотворительного комитета;

4) Письма Ивана Аксакова к Александру Кошелеву в 1852-1880 гг. Большая часть переписки была посвящена обсуждению отмены крепостного права и его последствий;

5) Альбом 1847 года, подаренный Софье, невесте Григория Аксакова. В него вошли отрывки из произведений Сергея Аксакова, стихи и статья Константина Аксакова «Общественность – люди», стихи Ивана Аксакова и рисунки дочерей;

6) Альбом посланий Ольге Заплатиной, невесте Сергея Аксакова (1816).

 

 

 

 

Наиболее интересными материалами фонда Мамонтовых являются следующие книги:

 

 

1) Семейная переписка Мамонтовых;

2) Переписка Елизаветы Мамонтовой и Елены Поленовой;

3) Письма Мамонтовых разным лицам и переписка между ними;

4) Рукописи с воспоминаниями Всеволода Мамонтова о Савве Мамонтове, Русской частной опере, артистах Абрамцевского кружка.

Особое место здесь занимает «Летопись села Абрамцево», описывающая все события усадебной жизни, визиты гостей и домашние спектакли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *