Жанровое своеобразие трагедий корнеля: Билет 20. Жанровое своеобразие «Сида» Корнеля.

Билет 20. Жанровое своеобразие «Сида» Корнеля.

Билет 20. Жанровое своеобразие «Сида» Корнеля.

«Сид» (1636)

В 1637 зрители увидели спектакль по пьесе Корнеля «Сид». Первоначально автор назвал свою пьесу трагикомедией. 

Здесь писатель избрал исторический сюжет — эпизод из жизни героя испанской реконкисты Руя (Родриго) Диаса де Бивар (XI в.), названного Сидом, что значит по-арабски «господин» Уже сам принцип подхода к материалу характеризует автора трагедии как классициста. Он тщательно изучает исторические труды, легенды, поэтические произведения, повествующие о жизни и подвигах Родриго. Затем делает выбор, подчас меняет события, их связь и смысл, неизменно стремясь исходить из характеров героев пьесы, стягивая конфликт к столкновению их сущностных качеств, в которых подчеркнуто общечеловеческое начало.

Главным источником для Корнеля послужила пьеса испанского писателя Гильена де Кастро «Юность Сида» (1618).

Драматургом сохранены основные сюжетные вехи первоисточника, связанные с историей женитьбы испанского рыцаря на Химене — дочери убитого им в поединке графа Гормаса. Корнель упростил действие и акцентировал все внимание на чувствах и переживаниях героев. Трагедийность «Сида» проявляется в начале нравственных коллизий, в «высокой» проблематике пьесы.

Корнель соотносит изображаемое с французской жизнью 30-х годов XVII столетия. «Отцы» — граф Гормас и дон Дьего — уже не просто вельможи былых времен, а также и придворные, чей престиж меряется прежде всего близостью к особе короля и воинскими подвигами на благо короны. Именно престиж стал причиной их распри, имевшей трагические последствия.

Обычно конфликт классической трагедии обозначается как конфликт чувства и долга. Но в этой пьесе коллизия сложнее. Сложность объясняется особой концепцией любви. Любовь и честь совпадают в персонажах «Сида».

Герой поставлен перед выбором между честью и бесчестьем, но в обоих случаях он потеряет любовь своей возлюбленной

.

А ведь «Сид» — гимн любви, пламенной и чистой, Основанной на восхищении любящих друг другом, на их уверенности в человеческой ценности дорогого существа.При этом любовь корнелевских героев- это всегда разумная страсть, любовь к достойному. Ссора отцов вынуждает Родриго и Химену выбирать между любовью и нравственными принципами того мира, к которому они принадлежат по рождению и воспитанию. И как ни тяжело молодым людям, ответ определенен: верность священным для обоих обычаям предков означает для них верность себе, является условием взаимного уважения, а значит, и взаимной любви. Об этом проникновенно сказано в знаменитых стансах Родриго, завершающих первый акт трагедии:

Отмстив, я гнев ее стяжаю негасимый;

Ее презрение стяжаю, не отмстив.

Для Химены любовь и честь также неразделимы => «удвоенная, возведенная в степень трагедия». Герои не могут преодолеть, изменить обстоятельства, но они могут и обязаны сделать правильный выбор.

Шедевр Корнеля воссоздает не только трагическую коллизию, возникающую при столкновении личности с обычаями и нравственными представлениями феодального мира. В «Сиде» восславлены иные основы человеческого общежития, более широкие, чем кодекс чести и радение об интересах семьи.

Как и многие его современники, Корнель был сторонником превращения Франции в единое могущественное государство, видя в служении его интересам высшую миссию сынов отчизны. Драматург показывает, что, пройдя через горнило войны, благородный юноша Родриго становится первым рыцарем Севильи. Но примечательно, в длинном монологе четвертого акта победитель рассказывает о бое с маврами как о подвиге многих безвестных бойцов, чей ратный труд он только лишь направлял «и сам вплоть до зари не знал, каков исход». Человек, «как все», сильный солидарностью с себе подобными, — таков герой трагедии «Сид».

Поистине даже простое перечисление эпизодов наталкивает на мысль о продуманности, логической нацеленности композиции — две дуэли, два объяснения. К тому же герои постоянно анализируют собственные поступки и чувства. Стендаль, большой почитатель гения Корнеля, тонко определил особенность поэтики «Сида», назвав финальный монолог первого акта (Родриго выбирает, убивать отца любимой или не убивать) «судом разума человека над движениями его сердца». Но ведь этот ставший хрестоматийным монолог глубоко поэтичен, передает смятение чувств, с трудом преодолеваемое не простым логическим рассуждением, а страстным желанием понять себя и сделать правильный выбор.

Такова в целом поэтика шедевра Корнеля. Аналитический пафос «Сида» сочетается с патетикой высоких чувств и сам по себе патетичен.

В «Сиде» творчески претворилась мысль о свободе художника, провозглашенная в пьесе-манифесте «Иллюзия», Это относится, в частности, к трактовке образов королевских особ. В трагедии не раз повторено, что подданные обязаны повиноваться королю, уважать его, служить ему. Таковы были искренние убеждения драматурга.

 Верноподданнические чувства предстоят здесь как одна из ипостасей присущей Родриго скромности и сопряжены с хвалой его личной заслуге. В общечеловеческом смысле король и воин равны в сцене возвращения Родриго из битвы с маврами. Удивительно ли, что враги Корнеля, обрушившиеся на «Сида» с несправедливой критикой, упрекали драматурга, что он «снял с головы дона Фернандо корону и надел на нее шутовской колпак».

Видимо, та же подоплека лежала в основе утверждений относительно того, что в пьесе «лишним» персонажем является инфанта Уррака. Действительно, королевская дочь не имеет влияния на развитие событий. Ее роль можно определить как лирический комментарий к происходящему. Но ее чувства и речи глубоко содержательны. Любя Родриго, она скрывает и подавляет свою страсть, помня о своем высоком сане и одновременно сочувствуя влюбленным. Ее образ, как и образ дона Фернандо, позволяет думать, что автор «Сида» уверен в необходимости для царских особ следовать законам разума и справедливости. Эта чисто классицистическая концепция пройдет красной нитью через все последующее творчество драматурга.

У Корнеля есть расхождения с некоторыми теоретиками классицизма, особенно в трактовке принципа правдоподобия в трагедии. Корнель впервые воплотил морально-философскую проблему франц.классицизма: борьбу между честью и долгом. Корнель отступает от ставшего строго обязательным в трагедии александрийского стиха и обращается к более сложной форме. Каждая строфа заканчивается именем Химены, образующий тематический центр всего монолога. Основной композиционный прием- антитеза, выражающая борьбу в душе героя. Все приемы вносят в трагедию струю лиризма и взволнованности, в целом не свойственную стилю франц. классич. трагедии.

Принципиальная новизна «Сида» заключается в остроте внутреннего конфликта.

Почти тотчас после блистательной премьеры начался знаменитый в истории литературы «спор о «Сиде». Шедевр Корнеля подвергли строгой критике. Академия подвергла пьесу придирчивой критике: отклонение от правил, перегруженность действия внешними событиями, введение 2-ой сюжетной линии(неразделенная любовь инфанты к Родриго), использование свободных строфических форм и т.д. Главный упрек боги адресовали безнравственности героини, нарушавшей правдоподобие пьесы. На этот раз принцип правдоподобия открыто сопрягли с этикетной нормой и моральными представлениями, соответственными той роли, которая предназначена личности идеологами абсолютизма, а именно она может быть достойной и добродетельной лишь при условии беспрекословного подчинения должному. С этой точки зрения Химена объявлена была «безнравственной», а поведение ее лишенным логики. Вообще авторы «Мнения» не считали нужным принимать во внимание сложность и противоречивость человеческой природы. В первых строках ими постулировано «постоянство» характеров как условие «правильной» пьесы.

ИЗ ЛЕКЦИИ:

Парадокс в том, что первая и самая блистательная пьеса Корнеля, образец классицистической трагедии был написан как трагикомедия. Корнель так назвал её в начале. Определенные трагикомические черты до сих пор сохранились. Это пьеса «Сид», поставлена в 1637 и стала не просто премьерой, а событием в истории театра. Построена как пьеса не на античном материале, как это должно ожидаться в классицистической трагедии, а на материале СВистории и истории Испании. Это пьеса об испанском герое Реконкисты — Родриго Диасе

, которого прозвали «Сид» — господин, эта история сочиняется и ставится в период, когда Франция ведет войну с Испанией. В 1635 французы вступают в 35летнюю войну с Испанией. Это не говорит об оппозиционности Корнеля. Для французского культурного сознания испанец и испанская тема это тема героической доблести, эта тема связана с театром — испанский театр был известен и близок Франции (испанские трупы гастролировали по Франции), языковая близость и другое делали известной испанскую драматургию, театральность испанской темы, пафосная героичность привлекала Корнеля. Беря злободневную тему, Корнель её обобщает, делает её глобальной и общечеловеческой. Это вопрос об абсолютизме, о том, как соотносятся доблесть аристократа и долг придворного, как связаны родовой, государственный долг и долг любви.

Корнель берет в качестве непосредственного источника пьесу

Гильена де Кастро «Юность Сида» (1619) — типичная барочная пьеса, опирается на испанские романсеры, на сказания о молодом Родриго, который ещё не стал Сидом, пьеса с эффектами и приключениями, много побочных событий, это изложено иным — пышным и метафорически витиеватым языком. События трех лет, происходят в разных местах. Для К. было важно это трансформировать, прежде чем то-то создавать на этом материале. Для К. потребовалось значительно сужать события (36 часов). К. соблюдает самое главное — это правдоподобие.  Развернулась полемика вокруг его пьесы: с одной стороны, восторженное принятие, пьеса становится эталоном прекрасного. Но в 1634 выходит мнение Французской академии о трагикомедии Корнеля «Сид» — документ от лица всей Французской академии, написан Жаном Шапленом, и многие другие давали критику на пьесу. Шаплен говорил: «лучше бы Корнель ещё больше нарушил единство времени, чем совершил такую чудовищную вещь: в качестве положительной героини выводит девушку, которая посмела любить убийцу своего отца, это безнравственно». Её обещание происходит на следующий день после того, как умер отец. Корнель: в самом принципе правдоподобия заложена некая парадоксальность: комедия должна быть правдоподобной, но и должна быть скандальной, что-то должно быть нарушено, должен быть конфликт, который будет сутью комедии. Любить того, кто убил твоего отца — это скандально, но герои приходят к этому в результате последовательного и строгого следования норме, долгу.

Когда говорят о конфликте в литературе: должен быть конфликт хорошего с плохим, а не хорошего с лучшим. У Корнеля — сложный и подлинный конфликт хорошего с лучшим или во всяком случае конфликт равно достойных героев. Они оказываются в напряженном выборе: выбор равно достойных и равно драматических, противоречащих друг другу вещей. Что является сутью трагического в этой комедии? Когда говорят, что корнелевская трагедия не трагична, имеют в виду, что развязка не трагичная. Все завершается тем, что Родриго прощен, король говорит Химене о необходимости дать обещание, проверяет её чувства ложным свидетельством о том, что Родриго умер, а когда все выясняется, то приказывает Химене после истечения траура стать женой Родриго. Все завершается благополучно. В чем же трагическое? Об этом писал Дебиньяк: не благополучная развязка делает трагедию трагической или не трагической. У Корнеля самое сложное в том, что сталкиваются 2 долга: долг родовой и долг государственный, долг любви и долг по отношению в гос-ву, королю.


Дон Диего и Гормес: Гормес оскорбляет Дона Диего — отца Родриго, когда он думает об этом: должен отомстить за отца, но любит Химену. В конце концов понимает, что если он поступи бесчестно — не вступится за честь отца, то он все равно не добьется любви Химены, потому что любить недостойного она не будет, это не в духе героев Корнеля. Любовь корнелевских героев всегда предполаает страсть, но это страсть к достойному человеку, в некоторым смысле по разумному выбору, это не предполагает рассудочности, а то, что герой не может полюбить олицетворение зла или недостойного человека. Поэтому Родриго выбирает тот поступок, который хотя и разлучит его с Хименой, но не уронит ни его, ни Химену в глазах других: никто не моет сказать, что она некогда любила недостойного человека. Когда имена рассуждает о том, как ей поступить: она ведь любит Родриго, но её долг это требовать наказать того, кто убил её отца  — так она поступит достойно. Она приходит к такому же выводу, она не может унизить Родриго тем, что не защитится за честь отца, она должна быть достойна Родриго, сделав так, как она поступает. Когда говорят, что это не правдоподобно, К обращается к источникам, пишет о том, что прежде всего эта история взята из легенд, испанских сказаний. Он сделал эту коллизию более драматичной, в источнике было: испанская девушка, отца которой убил Родриго, обращается к королю: коль скоро этот юноша лишил её отца, то пусть он на ней женится. Корнель усложнил это. Вводит сцену испытания, должен убедить в истинности чувств. Химена не добивается разрешения на наказание, но её поклонник Дон Санчо готов вступиться, в дуэли он оказывается раненым и признает превосходство Родриго. Донья Урака — инфанта, наследница престола, которая с точки зрения критиков — лишний персонаж, она влюблена в Сида, говорит о своих чувствах, но не признается герою в них, говорит о том, что их преодолеет и все. Но это, во-первых, подчеркивает концепцию любви по разумному выбору, объективирует достоинство Родриго, как Дон Санчо объективирует достоинство Химены. Они достойные люди в глазах окружающих, а не только в своих. Это обстоятельство и делает этих героев совершенно необходимыми для развития конфликта. При том, что развязка благополучная, хотя некоторые исследователи считают, что именно потому, что это бракосочетание отнесено в будущее —  оно сомнительно, трагизм не в этом, а дело в том что трагическое действие неотвратимо. Родриго не может перестать быть убийцей. Он уже убил. Вот с этим она должна жить. Когда Шаплен осуждает эту героиню, то в плоском нравственном смысле он прав, но Корнель и велик в том, что не выбирает плоское назидание, не пишет о том, что нельзя выходить замуж за тех, кто убивает твоих родственников. По существу: нет трагической развязки, трагизм бесконечен, продолжается за пределами трагедии. А возникает на очень эффектном драматургическом фоне: пьеса начинается с совершенного благополучия. Дело не в том, что Химена и Родриго влюблены, а в том, что отец одного и отец другого — они и думают о будущем бракосочетании, Гормес решил, что Родриго станет супругом её дочери. Не случайно, Химена говорит: «безмерно счастье внушает мне опасение» — такое благополучие должно завершиться катастрофой. В этой катастрофе виновны отцы. К очень точно схватывает момент, в который осуществляется политическая жизнь Франции: централизация, формирование абсолютистской монархии, становится сильной и развитой и на какой-то момент задачи абсолютизма и общества совпадают, в этом К выступает за государственное благо, поэтому на какой почве ссорятся отцы: король выбирает Родриго наставником для своего сына, Гормес этим оскорблен: почему не он учит наследника? Его относительная молоость сочетается с архаической точкой зрения, Гормес отстаивает свое право не соглашаться с королем, не подчиняться ему. А дон Диего, который более старшего поколения говорит: но подданный, а им всегда был я, не смеет обсуждать приказы короля. Вот это новое ощущение придворного воплощено в доне Диего. При том героическая личность Родриго позволяет многое. Он убивает Гормеса — полководца войск, поэтому возглавляет войска против мавров и он побеждает, что его и оправдывает перед королем

Пьер Корнель

Пьер Корнель(1606–1684) – один из крупнейших французских драматургов. Сын адвоката, он являлся членом адвокатской корпорации Руана. В его творчестве художественная система французского классицизма получила наиболее полное законченное выражение в жанре трагедии, хотя в поздний период своей литературной деятельности Корнель тяготел к принципам барочной драматургии. По замечанию Н. А. Жирмунской, в развитии французской драматургии Корнель и Расин знаменуют два существенно различных этапа: «Они сами ощущали это довольно остро и выступали как противники и в теоретических вопросах, и в реальной художественной практике. Но в масштабах мировой драматургии они воспринимались как два последовательных звена единой системы, единого типа драматического искусства, противопоставляемого (сочувственно или критически) принципиально иному типу драмы – шекспировской или, позднее, романтической»[28 — История зарубежной литературы XVII века / Под ред. З. И. Плавскина. С. 72.].

Литературную деятельность Корнель начал с комедии. С 1629 по 1644 год им написаны «Мелита, или Подметные письма», «Клитандр, или Спасенная невинность», «Вдова, или Преданный предатель», «Галерея суда, или Подруга-соперница», «Королевская площадь, или Экстравагантный любовник»и другие. Свои произведения драматург сознательно противопоставляет как причудливому вымыслу трагикомедии, так и буффонаде фарса. При всех условностях сюжетной схемы (как правило, взаимоотношения между двумя парами влюбленных) ранние комедии Корнеля богаты наблюдениями над нравами и представлениями привилегированной среды. Надо всем царят деньги. Браки заключаются по расчету, но симпатии автора на стороне велений и прав сердца. Компактно построенное лаконичное действие его комедий, умелое раскрытие характеров, точно обозначающих социальную среду, которую они представляют, гибкий легкий стих – все это определило новизну творчества Корнеля, подготовило появление «высокой» комедии Мольера.

Своеобразие Корнеля как создателя трагедии проявляется уже в его драматургической теории. Среди предисловий драматурга к собственным трагедиям особое внимание привлекает разбор трагедии «Никомед»(1651). Корнель заявил, что разрабатывает жанр, отличный от трагедии, охарактеризованной в «Поэтике» Аристотелем. В «Рассуждениях о трех единствах – действия, времени и места» Корнель позволяет себе спорить с эпигонами классицизма, отстаивать право художника на определенную степень свободы. По мнению драматурга, «единство действия заключается для комедии в единстве интриги или препятствий, с которыми встречаются намерения главных действующих лиц, а для трагедии – в единстве опасности, независимо от того, преодолевает ли ее герой или гибнет в борьбе с нею…». Споря со своими литературными противниками, Корнель обращается к опыту древних, например Сенеки, для подтверждения своей правоты. Он уверен – для того чтобы создать ощущение непрерывности событий, действие должно быть полным, «но полным оно может сделаться не иначе, как при посредстве нескольких других его слагающих и возбуждающих в зрителе приятное ожидание дальнейшего хода пьесы».

Достаточно свободно понимает Корнель «единство времени». Он уверен, «что есть сюжеты, которые так трудно заключить в столь небольшой отрезок времени, что… не только предоставил бы им полных двадцать четыре часа, но даже воспользовался бы правом… несколько превысить это время и без стеснения увеличил бы его до тридцати часов». Однако Корнель не отрекался от системы Аристотеля. Напротив, он указывал: «Драматическое произведение есть подражание, или, лучше сказать, портрет человеческих поступков, но не подлежит сомнению, что портрет тем совершеннее, чем больше он походит на оригинал», тем самым утверждая реалистический принцип правдивости в искусстве.

«Относительно единства места, – пишет далее Корнель, – я не нахожу указаний ни у Аристотеля, ни у Горация». Это дает ему право понимать единство времени более широко, нежели это представляется теоретиками классицизма. Он доказывает, что, например, в трагедии Софокла «Аякс» царь, «оставив сцену в намерении лишить себя жизни в уединенном месте, возвращается и убивает себя на глазах у всех; нетрудно заключить, что он убивает себя не на том месте, которое пред этим покинул». И далее драматург говорит: «Я держусь того мнения, что надо стараться достигать безусловного единства места насколько это возможно, но так как оно не мирится со всяким сюжетом, я готов охотно согласиться, что действие, происходящее в одном и том же городе, удовлетворяет единству места. Это не значит, что я хочу, чтобы театр представлял весь этот город – это было бы несколько обширно, – но только два или три отдельных места, заключенных в его стенах».

Высказанные взгляды нашли свое отражение в трагедиях Корнеля. Своеобразие трагедии писателя и в ее герое, который не является жертвой богов или судьбы. Как указывает Д. Д. Обломиевский, героя корнелевской трагедии отличает «величие смелости», он обладает стойкостью, способной вызвать удивление или, точнее, восхищение. В нем импонирует то, что он «шествует с открытым лицом», с презрением взирает на несчастье, от него не услышишь ни одной жалобы. Корнелевские герои готовы на самопожертвование, их вдохновляет жажда подвига. Они способны преодолевать со стоической твердостью духа любые испытания во имя возвышенных принципов и общественного блага. Их жизненные идеалы и являются источником той атмосферы героической приподнятости и воодушевления, которой овеяны «Сид», «Гораций», «Цинна», «Полиевкт» или «Никомед»[29 — Подробнее см.: История всемирной литературы. Т. 4. С. 120–127.].

Стремление к созданию исключительных характеров объясняет критическое отношение Корнеля к требованию теоретиков классицистского театра. Он мотивировал убедительность характеров понятием исторической достоверности. Поэтому наряду с описанием драматических конфликтов, которые призваны решить корнелевские герои, писатель обнажал и глубокие противоречия действительности.

Впервые специфика художественной системы Корнеля в полной мере проявилась в трагикомедии «Сид»(1637)[30 — Жанровое определение пьесы, данное самим Корнелем, объясняется прежде всего благополучным концом, нетрадиционным «романическим» сюжетом и тем, что главные персонажи не принадлежат к «высокому» разряду царей и героев (Н. А. Жирмунская).]. Он создал пьесу, которая открыла новую эпоху в истории французского театра. В ней разворачивается главный конфликт классицизма – между чувством и долгом. Говоря о новаторстве пьесы, В. А. Луков выделяет еще несколько частных конкретных конфликтов, связанных с понятием «долг». «Первый из них – конфликт между личными устремлениями и чувствами героев и долгом перед феодальной семьей, или фамильным долгом. Второй – конфликт между чувствами героя и долгом перед государством, перед своим королем. Третий – конфликт фамильного долга и долга перед государством»[31 — Луков В. А.Корнель, Пьер // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. Н. П. Михальской. М., 2003. Ч. I. С. 571.].

Вопреки сложившимся традициям, Корнель обратился не к античным источникам, а к пьесе современного ему испанского драматурга Гильена де Кастро «Юность Сида» (1618). Романтическая история любви испанского рыцаря, будущего героя Реконкисты Родриго Диаса к донье Химене, дочери убитого им на поединке графа Гормаса, послужила основой для напряженной нравственной коллизии. Взаимное чувство молодых, вначале ничем не омраченное, вступает в противоречие с феодальным понятиям родовой чести.

Действие пьесы разыгрывается в Испании. Оно открывается драматической завязкой – ссорой дона Диего с графом Гомесом. Дон Диего старше, родовитей, заслуженней своего соперника. Король Кастилии назначает дона Диего воспитателем наследного принца. Это обстоятельство приводит в бешенство графа Гомеса, который считает, что монарх ошибся в своем выборе. Он в гневе бросает дону Диего:

При всем величии монархи с нами схожи:

В ошибку иногда они впадают тоже…

(Здесь и далее пер. Ю. Корнеева)

Однако дон Диего уверен, что король прав и что у каждого человека свой удел. Все попытки утихомирить графа безуспешны. Разговор о близкой свадьбе Родриго и Химены вызывает лишь волну гнева графа Гомеса. Ссора обостряется после ответа дона Диего на слова графа: «Допустим, что король честь оказал сединам». Дон Диего язвительно заявляет: «Непредпочтенному не подобала честь». В следующую минуту граф оскорбляет своего соперника и дает ему пощечину. С этого момента долг чести перед государством уступает место долгу семейному.

Сам старый дон Диего уже не способен наказать обидчика. Его сын обязан отомстить за отца. Такое же решение после мучительных раздумий принимает и Родриго. Глубоко драматична сцена объяснений отца с сыном. Чтобы передать то огромное напряжение, которое испытывают герои, драматург отходит от традиционного александрийского стиха и обращается к сложной форме с чередованием разностопных строф и варьированным расположением рифм. Особенно ярко это показано в монологе Родриго в шестом явлении первого действия, когда он принимает решение – отмстить за отца или сохранить Химену. Именно Химена станет главной темой проникновенного и лирического монолога Родриго. Внутренняя борьба в его душе передается с помощью антитезы. Только в финале монолога, когда Родриго принимает окончательное решение, стих обретает твердость:

…Я сам с собой в войну вступил:

Померяться любовь решила с долгом силой.

Чтоб за отца отмстить, проститься надо с милой.

Тот будит гнев во мне, та сдерживает пыл.

Что я ни изберу – разрыв навек с любимой

Иль срам неизгладимый,

Мне все равно от долгих мук сгорать.

Как не свершить измены

И как за спесь кичливца покарать,

Не покарав отца Химены?

Отец, невеста, честь и страсть,

Тиранство нежное, жестокая отрада!

Что лучше – долг блюсти или вкушать услады?

Что легче – тосковать иль со стыда пропасть?

Надежда грозная, оплот души высокой

И любящей глубоко,

Враг, что к блаженству преградил пути,

Лекарство от измены,

Меч, ты мне дан, чтоб честь мою спасти

Иль чтоб меня лишить моей Химены…

Мой разум прояснился вновь.

Обязан я отцу не так, как милой, – боле.

Погибну я в бою иль от душевной боли,

Но в жилах у меня чиста пребудет кровь!..

Исход поединка перемещает действие во дворец и в дом Химены. Узнав о смерти отца, теперь она оказывается перед таким же мучительным выбором между чувством и долгом, как совсем недавно Родриго. Химена любит Родриго, понимает его поступок, но она тоже должна выполнить свой долг и поэтому требует у короля казни. Так объясняет Химена Родриго свое решение:

…потеряв отца, я и тебя лишусь,

Раз долгу предпочесть любовь не соглашусь,

И, голосу его ужасному покорна,

Готовить казнь твою намерена упорно,

Затем что и пред ней не отступлю в борьбе,

Как ни противится тому любовь к тебе.

Хоть оправдать тебя она, как прежде, тщится,

Я в твердости с тобой обязана сравниться.

Достоин стал меня ты, кровь мою пролив;

Достойна стану я тебя, тебе отмстив.

«Корнель создал образцовый конфликт классической трагедии: конфликт между любовью и долгом. Чем непримиримее герои выполняют свой долг, тем большую каждый из них вызывает к себе любовь. А чем сильнее любовь, тем настоятельнее необходимость быть достойным любви и, значит, выполнять свой долг. Долг вырастает из любви, любовь вырастает из долга»[32 — Эткинд Е. Г.Пьер Корнель // Писатели Франции. М., 1964. С. 75.]. Однако для Корнеля любовь – это прежде всего высокое чувство, способное подвигнуть человека на подвиги во имя долга. Так, в пьесе Родриго вместе со своим отрядом выступает в поход против мавров, грозивших Кастилии. Он быстро побеждает врагов, берет в плен двух царей и приводит их к королю Фернандо. За свои подвиги защитник Отечества удостаивается почетного звания «Сид», которым его наделяет народ. Эти события лишний раз призваны подчеркнуть красоту и величие Родриго, оказавшегося в плену ситуации, овеянной духом феодальной вольницы.

Симметрично выступающий в пьесе нравственный конфликт в обоих случаях решается в духе морально-философской концепции «свободной воли». Внешне в своем поведении Родриго и Химена следуют согласно закону, утверждавшему победу разумного долга над неразумной страстью. Но никакой семейный или государственный долг не может преодолеть взаимное чувство влюбленных. Тем более Корнель показывает, что сталкиваются не две великих идеи. На сцене разворачиваются события как последствия неразумных действий, вызванных оскорбленным самолюбием и тщеславием графа Гомеса. Гибель графа не приводит к катастрофе. Как пишет Д. Д. Обломиевский, «выход из трагедийного конфликта становится возможен, потому что в мире существует свободный и уверенный в своих силах человек. Именно таков Родриго. ‹…› Из никому не известного юноши он превращается в бесстрашного воина и искусного полководца. Слава Родриго – дело его рук. Слава не достается ему по наследству, не дана от рождения. Он далек в этом смысле от феодальных традиций и является наследником эпохи Возрождения»[33 — История всемирной литературы. Т. 4. С. 122.].

Для Корнеля важно, что сознанием обладает именно человек. И это выводит драматурга за рамки «чистого» классицизма. В этом плане очень важное место занимает первое явление пятого действия, когда Родриго средь бела дня приходит к Химене проститься перед последним поединком. Родриго, увенчанный лаврами национального героя, в этой сцене предстает обычным земным человеком, готовым ради любви на самопожертвование. Он объявляет Химене о своем намерении проиграть бой. «Я не на бой иду, я принимаю казнь», – заявляет он. Но в ответ неожиданно слышит слова, которые в этот момент могла произнести только любящая женщина. Химена бросает вызов судьбе, долгу, как будто речь идет не о ее чувстве, не о ее просьбе о казни. Она призывает Родриго до конца оставаться достойным ее любви:

Как сердцем охладеть так быстро ты сумел?

Где смелость растерял и был ли вправду смел?

Иль оскорблять горазд ты лишь меня, коль скоро

С другими держишься без лишнего задора?

Не дважды ли убьешь отца ты моего,

Дав победить себя, хоть победил его?

Нет, смерти не ища, пока мы сводим счеты,

Дерись за честь, коль жить нет у тебя охоты.

Более того, она, забыв о чести, открывает Родриго тайну договора с королем: она станет женой победителя. Тем самым Химена предрекла исход поединка. Родриго бросается в бой за свою любовь. О том, что долг совсем тут ни при чем, свидетельствуют его ликующие восклицания перед поединком:

Не страшен мне теперь грознейший враг нимало.

Сюда, Кастилия, Наварра и Леон,

Все, кто в Испании отвагой наделен!

Вступите разом в бой со мной одним, чьи силы

Так чудодейственно надежда воскресила,

И вы, пусть даже вам потерян будет счет,

Не справитесь вовек с тем, в ком она живет.

Сам драматург писал: «Родриго и Химена обладают требуемой честностью, они доступны страстям, и именно эти страсти являются причиной их несчастий, так как они несчастны лишь в той мере, в какой питают страсть друг к другу. ‹…› Их несчастье, бесспорно, возбуждает сострадание… Это сострадание должно было бы вызвать у нас страх перед возможностью подобного же бедствия и очистить нас от того избытка любви, который причиняет им несчастье и заставляет нас сожалеть о них…»[34 — Корнель П. Рассуждения о трагедии и о способах трактовать ее согласно законам правдоподобия или необходимости // Зарубежная литература эпохи классицизма и Просвещения. М., 1994. С. 311.]

Следуя принципу правдоподобия, Корнель завершил свою пьесу вопреки правилам классицизма – браком Родриго и Химены. Химена вынуждена была отказаться от мести и отдать руку и сердце тому, кого ей присудил в супруги король. Конфликт разрешался по законам жизни. Долг перед семьей уступал место более высокому государственному долгу. Любовь победила в союзе с государственным долгом.

Не случайно сразу после постановки «Сид» вызвал град упреков со стороны идеологов абсолютизма, и прежде всего за свою новизну, которая заключалась в остроте внутреннего конфликта. Драматурга упрекали в том, что он нарушил государственный долг: когда Франция вела войну с Испанией, Корнель восхвалял гордых и доблестных испанцев. Затем к рассмотрению пьесы приступила Академия. Трижды ее эксперты представляли Ришелье свое суждение. Известно заключение Ж. Скюдери, писавшего о «недостатках» пьесы: «…Я имею в виду доказать, разбирая эту пьесу о «Сиде»: что ее содержание ничего не стоит; что оно противоречит основным правилам драматической Поэзии; что в ее развитии нет смысла; что она содержит множество дурных стихов; что почти все имеющиеся в ней красоты – заимствованы; и, следовательно, что ее напрасно так высоко возносят»[35 — Цит. по: Писатели Франции. С. 76.]. Ориентируясь на вышеприведенное мнение, признав достоинства трагикомедии, Академия также упрекала драматурга в нарушении правил классицистской эстетики – единства места, времени, действия (неразделенная любовь инфанты к Родриго), в нарушении словесного характера произведения (пощечина на сцене), в отступлениях от александрийского стиха и многом другом. Главный упрек был брошен безнравственности Химены, нарушившей семейный долг и тем самым правдоподобие пьесы. В результате дискуссии вокруг «Сида» появился один из манифестов классицизма, в котором его теоретики сформулировали правила классицистской трагедии, – «Мнение Французской Академии о трагикомедии «Сид».

Известно, что критика «Сида» заставила Корнеля надолго покинуть Париж. Спустя несколько лет он, уступая Академии, изменил концовку пьесы. В последнем явлении Химена «преодолевает свою безнравственность», обращаясь к счастливому победителю, к Родриго, и королю:

…Да, мне Родриго мил: любви достоин он,

А воля короля – для подданных закон;

Но как меня монарх ни властен обездолить,

Ужель он может впрямь подобный брак дозволить?

Ужели от меня столь страшной жертвы ждет

Он, справедливости защитник и оплот?

Пускай Родриго стал отечеству оградой,

Но почему же мной платить за это надо,

Чтоб я потом всю жизнь жила, себя казня

За то, что кровь отца легла и на меня?

Теперь пьеса завершалась надеждой на будущее счастье героев. Такой финал значительно снижал уровень правдоподобия произведения и исторической достоверности пьесы, за которые так ратовал драматург, но не лишил ее зрительской любви. Пьесу высоко ценили О. де Бальзак, А. Пушкин и многие другие.

Пьер Корнель | Encyclopedia.com

Born: 1606, Rouen, France

Умер: 1684, Париж, Франция

Национальность: Французский

Жанр: НОВОНАТИЧЕСКАЯ, поэзия, DRAMA 9000

9000 2. Ле Сид (1636–1637)
Гораций (1640)
Цинна; или, Милосердие Августа (1642–1643)
Мученик Полиевкт (1643)

Обзор

Пьер Корнель был первым великим трагическим драматургом Франции. Хотя многие из его тридцати четырех пьес являются комедиями

или произведения смешанного типа, он особенно известен тем, что создал жанр французской классической трагедии со своим новаторским и противоречивым шедевром «Сид». Его работы доминировали на французской сцене в первой половине семнадцатого века.

Работы в биографическом и историческом контексте

От иезуитского образования до юридической карьеры Корнель родился 6 июня 1606 года в Руане, Нормандия, Франция, в семье среднего класса. Его отец работал администратором природных ресурсов у виконта Руана. Его образование в иезуитской школе с упором на латинскую классику и важность роли свободы воли в поисках человеком нравственной жизни оказало глубокое влияние на его более поздние работы.

Получив диплом юриста в 1624 г., Корнель занял две должности в правительстве — одну в управлении природными ресурсами, а другую в морском суде Руана, который был крупным портом и в то время вторым по величине городом во Франции и часто посетили передвижные театральные труппы. В 1641 году он женился на Мари Ламперьер, и у пары родилось шестеро детей. На протяжении всей жизни Корнель предпочитал несложную загородную семейную жизнь словесным перепалкам парижских литературных салонов. В то время Францией правил король Людовик XIII, который руководствовался в своих решениях сначала своей могущественной матерью Марией Медичи, а затем своим министром кардиналом Ришелье. Ришелье работал над укреплением абсолютного правления короны дома. Как католик Корнель был более свободен, чем его коллеги-протестанты, потерявшие политическую власть из-за цензуры.

Успешные ранние пьесы В этой среде успех пришел к Корнелю довольно рано как к автору комедий о юной любви, сюжеты которых в основном основаны на недоразумениях и дезинформации, распространяемой завистливыми соперниками. В 1629 году он предложил свою первую пьесу, комедию « Мелита»; ou, Les fausses lettres ( Melite; или The False Letters ), известному актеру Мондори и его театральной труппе, когда они выступали в Руане. Спектакль имел большой успех, когда был поставлен в Париже, положив начало театральной карьере Корнеля.

В течение следующих нескольких лет Корнель написал пять комедий, в том числе Дворцовый коридор; или Друг-соперник (1631) и Place Royale; или «Экстравагантный любовник » (1633–1634) — и трагедия « Медея » (1634–1635). В этот период он привлек внимание могущественного и влиятельного Ришелье, который зачислил его в члены «Общества пяти писателей», группы известных писателей, сочинявших пьесы под руководством Ришелье. Хотя Корнель внес третий акт в совместную работу Комедия Тюильри (1635), он, как сообщается, был вовлечен в споры с кардиналом и вскоре ушел из группы.

Споры вокруг Ле Сида Ле Сид (1636–1637) пользовался большим успехом и произвел фурор при королевском дворе, но породил горячие споры, известные как «La Querelle du Cid ». Пьеса частично основана на историческом испанском персонаже — национальном герое и военачальнике Родриго де Биваре (1040?–109 гг.), который был известен тем, что побеждал врагов, несмотря на превосходящие силы противника.9) — и рассказывает историю юных влюбленных Родрига и Химены, чья, казалось бы, идеальная пара нарушена политическим соперничеством их отцов. «Сид » часто называют первой великой французской классической трагедией, и ее драматическая сила заключается в искусном манипулировании Корнелем конфликтом чести и любви.

Многочисленные нарушения в пьесе неоклассических «правил» трагического замысла вызвали опубликованные нападки соперников Корнеля, а также защиту Корнеля и его сторонников. В конечном итоге Ришелье передал этот вопрос в недавно созданную Французскую академию, отвечающую за надзор за французским языком и литературой, чтобы обеспечить абсолютный контроль со стороны короны, которая вынесла отрицательное суждение о пьесе. Раненый и обескураженный, Корнель перестал писать пьесы на следующие три года.

Снова успех с Цинной Трехлетнее молчание Корнеля закончилось в мае 1640 года представлением его второй трагедии, Горация, за которой вскоре последовали еще две трагедии, Цинна; или Милосердие Августа (1641 г.) и ( Polyeucte ) (1642 г.). Гораций продолжает тему первого

протянутого в Ле Сида. Цинна , политическая трагедия, и Полиевкт , религиозная трагедия, были основаны на римских источниках и окончательно установили литературную репутацию Корнеля.

Цинна часто называют лучшей пьесой Корнеля после Ле Сид , главным образом из-за ее строгой верности классической форме и изображения медленной эволюции характера Августа от очевидного тирана к великодушному герою. В отличие от Cinna, Polyeucte включает в себя относительно сложный сюжет с не менее сложными отношениями между языческими и христианскими персонажами Рима третьего века. К этому времени во Франции произошла смена руководства, поскольку и Людовик XIII, и Ришелье умерли в начале 1640-х годов. К власти пришел король-ребенок Людовик XIV, а его мать, Анна Австрийская, исполняла обязанности регента под руководством кардинала Мазарини до 1661 года, когда ее сын начал активно править.

Отвергнут Playgoing Public В 1647 году Корнель переехал с семьей в Париж и был избран во Французскую академию. Он продолжал писать, но вскоре общественность отвернулась от него. Корнель был настолько подавлен холодным приемом, что перестал писать для сцены на семь лет. Когда публика обратилась к более молодым драматургам, таким как Мольер и Жан Расин, Корнеля не только отвергли, но и забыли. Когда Франция стала ведущей державой в Европе, он предпринял последнюю попытку в 1674 году с Suréna , трагедия, в которой взаимная любовь подрывает политическую позицию героя и приводит к его гибели. После провала этой пьесы Корнель признал, что его карьера драматурга окончена. Он умер в безвестности 1 октября 1684 года в возрасте семидесяти восьми лет в своем доме в Париже.

Произведения в литературном контексте

Хотя полемика вокруг Ле Сида вызвала большой стресс у Корнеля, она привела к установлению более четкого понимания определения трагедии и комедии. Дискуссия подготовила почву для создания зрелых шедевров самого Корнеля, а также произведений Жана Расина и Мольера в конце века.

Трагедии Корнеля Большинство пьес семнадцатого века следовали театральным «единствам» Аристотеля; то есть история должна быть связной и правдоподобной, а действие должно происходить в пределах одного дня и одного города. По Корнелю, великие трагедии — это те, которые вызывают сильные эмоции у публики в ответ на соответствующие проявления страсти и конфликта на сцене. Сюжеты таких трагедий всегда должны быть неправдоподобны, но драматургу нужно убедить публику поверить в этот неправдоподобный сюжет. С этой точки зрения, какой-то главный герой каждой трагедии должен совершить значительное и неправдоподобное нарушение этических норм, особенно тех, которые касаются семьи, дружбы или любви. С этой точки зрения Корнель дает теоретическое обоснование Ле Сид .

Обсуждая одно действие, дозволенное в каждом трагическом сюжете, Корнель придумал новую идею простого подсчета того, сколько раз герой рисковал смертью, и поэтому он переименовал единство действия в «единство опасности». Как только герой пережил (или не смог пережить) одну смертельную опасность, пьеса должна быть закончена. Согласно этому стандарту, Гораций Корнеля не соблюдает правило, а правило, в свою очередь, связано с эмоциональным вкладом аудитории в то, что герой рискует умереть и сбежать.

Что касается одного дня, отведенного Аристотелем на трагедию, то Корнель, следуя современной тенденции, считал, что совершенная трагедия должна иметь историю, на создание которой уходит столько же времени, сколько на ее представление на сцене. Поэтому, если спектакль, включая антракты, длится примерно два часа, то пьеса в идеале должна представлять два часа из жизни персонажей. С практической точки зрения Корнель рекомендует быть как можно более расплывчатым в отношении течения времени и позволять зрителям представлять время так, как им удобно. Однако он говорит, что в последних двух актах пьесы должно быть небольшое искажение времени, так как зрители будут захвачены напряжением, а действия на сцене должны быть ускорены. Корнель рекомендует такую ​​же неясность в отношении единственного места, обычно комнаты во дворце, где происходит действие трагедии.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ СОВРЕМЕННИКИ

Известные современники Корнеля:

Кардинал Ришелье (1585–1642): французский религиозный лидер, политик и покровитель искусств, укрепивший власть короля и основавший Французскую академию.

Людовик XIV (1638–1715): Король Франции, известный как Король-Солнце за свою веру в то, что королевский двор и вся Франция должны вращаться вокруг него, как планеты вращаются вокруг Солнца.

Мольер (1622–1673): французский драматург, революционизировавший французскую комедию; хорошо известен своими сатирами, в том числе «Мещанин-джентльмен» (1670).

Жан Расин (1639–1699): французский драматург и соперник Корнеля; хорошо известен своим изящным использованием стандартной французской поэтической формы, александрийского, особого типа строки из двенадцати слогов.

Рембрандт ван Рейн (1606–1669): голландский художник, широко известный как один из лучших живописцев и граверов в европейской истории; хорошо известен своим использованием светотени или драматическим использованием света и тьмы.

Произведения в критическом контексте

Произведение Корнеля отличается большим разнообразием, блестящим стихосложением, сложностью сюжета и ситуации.

Хотя падение его репутации, начавшееся еще при его жизни, продолжалось на протяжении восемнадцатого века, в девятнадцатом веке его место в истории литературы переоценили. Сегодня он находится в первых рядах французских драматургов. Великие трагические персонажи Корнеля, величие его стиля и его неустанное внимание к конфликту между страстью и моральным долгом перед обществом также установили его место в мировой литературе.

Его репутация среди широкой публики по-прежнему основывается на четырех великих трагедиях, написанных между 1636 и 1642 годами, но современные ученые предполагают, что как его ранние комедии, так и поздние трагедии, взятые в контексте и рассматриваемые в целом, свидетельствуют о постоянном движении к экспериментам. как на поэтическом, так и на тематическом уровнях. Такие произведения, как ранняя «Комическая иллюзия » (1635) и поздняя «Сурена », свидетельствуют о настойчивых попытках драматурга ослепить свою публику новаторскими ответами на старые дилеммы. Часто идя вразрез с устоявшимися литературными условностями того времени, изобретательский гений Корнеля привел его как к большому успеху, так и к полному провалу как у критиков, ученых, так и у публики.

Ле Сид

Несмотря на популярный успех, пьеса разозлила многих консервативных критиков того времени. Последовавшая за этим бурная «Ссора древних и современников» из-за литературной формы длилась почти год и была официально разрешена по просьбе Ришелье сорока doctes (ученых мужей) только что образованной Французской академии. В значительной степени негативное суждение академии нанесло Корнелю серьезный удар. Хотя академия придиралась к некоторым стихосложениям Корнеля и его небрежности в строгом соблюдении классического единства времени, места и действия, центральный вопрос заключался в довольно академическом определении того, что было трагическим, таким образом устанавливая те элементы, которые могли быть должным образом включены в повествование. трагедия и тех, кто не смог.

Классики, или древние, из Академии поддерживали аристотелевское различие между le vrai (реальным) и le vraisemblance (простой видимостью реального или правдоподобным). История, как утверждают doctes , полна реальных событий, которые противоречат общепринятой нравственной порядочности и, следовательно, не являются надлежащей основой искусства. Таким образом, с точки зрения docte , брак Химене с убийцей ее отца, хотя и основанный на фактах, был предосудительным с моральной точки зрения и, следовательно, неправильным использованием реального.

Responses to Literature

  1. Как темы чести, долга и мести Корнеля применимы в современном обществе? Найдите примеры из его работ и представьте свои идеи в небольших группах.
  2. Корнель дважды прекращал писать на несколько лет из-за плохих отзывов, но теперь его считают основоположником французской классической трагедии. В группах обсудите, как критика влияет на художника. Мотивирует ли критика людей или препятствует их творчеству?
  3. Прочтите одну из пьес Расина. Тогда сравните Расина с Корнелем. Как вы думаете, кто из двух драматургов лучше? Подтвердите свой ответ примерами из конкретных произведений.
  4. Прочитайте Гораций и создайте список из десяти ваших любимых цитат. Поделитесь своим списком с классом и расскажите, почему цитаты запомнились вам.
  5. Каждый период имеет определенные правила для различных видов искусства. Используя Интернет и ресурсы вашей библиотеки, найдите художника Поля Сезанна. Напишите эссе, анализируя, какие правила он нарушал в своем искусстве и как воспринимались его работы как при жизни, так и сегодня.

ОБЩИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОПЫТ

Основное напряжение всех великих трагедий Пьера Корнеля — это вечная человеческая борьба за то, чтобы сбалансировать личные чувства с долгом перед семьей и обществом. Вот некоторые другие работы, посвященные этой борьбе:

Антигона (ок. 442 г. до н. э.), пьеса Софокла. Эта драма исследует важность долга перед семьей по сравнению с гражданским долгом. В нем рассказывается история борьбы Антигоны за достойные похороны своего брата вопреки желанию ее дяди, царя Фив.

Франкенштейн (1818), роман Мэри Шелли. Этот готический роман исследует амбиции и социальную ответственность в рассказе об ученом и созданном им получеловеческом существе.

Как вода для шоколада (1989), роман Лауры Эскивель. Этот роман рассказывает о молодой мексиканке, которой мать запретила выходить замуж, поскольку она изо всех сил пытается выразить себя, оставаясь послушной дочерью.

Остаток дня (1988), роман Кадзуо Исигуро. В этом романе английский дворецкий пересматривает свою жизнь и размышляет о том, чем он пожертвовал во имя долга перед своим работодателем и своей страной.

Winterset (1935), пьеса Максвелла Андерсона. Эта трагедия основана на реальной истории двух итальянских иммигрантов в США, которые были казнены за свои радикальные политические убеждения. Моральный долг противоречит романтической любви, и главные герои должны выбирать между своими обязанностями перед своими семьями и любовью друг к другу.

БИБЛИОГРАФИЯ

Книги

Авраам, Клод. Пьер Корнель . Нью-Йорк: Twayne, 1972.

Карлин, Клэр Л. Повторное посещение Пьера Корнеля . Нью-Йорк: Твейн, 1998.

Кларк, Дэвид. Пьер Корнель: Поэтика и политическая драма при Людовике XIII . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1992.

Найт, RC Трагедии Корнеля: роль неожиданного . Нью-Йорк: Barnes & Noble, 19 лет.91.

Нельсон, Роберт Дж. Корнель, его герои и их миры . Филадельфия: University of Pennsylvania Press, 1963.

Периодические издания

Rubidge, Bradley. «Катарсис через восхищение: Корнель, Ле Мойн и социальное использование эмоций». Современная филология 95 (1998): 316–33.

Анализ «Сида» Пьера Корнеля – Теория литературы и критика

Анализ «Сида» Пьера Корнеля – Теория литературы и критика

Автор НАСРУЛЛА МАМБРОЛ в • ( 0 )

«Сид » — сильное произведение, но ему не хватает того, что было в самой неуклюжей трагедии шестнадцатого века: концентрации на одном трагическом значении. Вместо этого мы имеем пьесу, которая (впервые во французской драматургии) успешно достигает серьезности благодаря четко сформулированному сюжету, вызывающему напряжение и удивление и опирающемуся на психологические конфликты персонажей, изображенных как человеческие существа. . . . Он предвкушает качающиеся эмоциональные эффекты большей части более поздней драмы, от piece bien faite до Ибсена и далее. то есть Ле Сид указывает вперед (в этом и в использовании реалистичных и нетрагических элементов) к более натуралистическому типу драмы. Это знаменует собой начало чего-то нового: но этот новый элемент имеет мало общего с приемами греческих и латинских драматургов и еще меньше — с трагедией. Le Cid знаменует начало формы натуралистического piece bien faite , призрак которого до сих пор бродит по нашим сценам. Это знаменует собой перерыв в попытках Франции продолжить классическую традицию трагедии.

— Гордон Покок, Корнель и Расин: проблемы трагической формы

« Ле Сид » Пьера Корнеля был назван критиком Бернсом Мантлом «первым хитом в истории французской драмы». Это сделало бы драматурга выдающимся драматургом Франции 17-го века, le grand Corneille , который, наряду с Мольером и Жаном Расином, стал одним из бесспорных мастеров французской неоклассической драмы. Вольтер в своем предисловии к «Сиду » утверждал, что, в отличие от недисциплинированной расточительности испанских и английских драматургов, Корнель был первым писателем, создавшим трагедии, «достаточно регулярные, чтобы вызвать у публики слезы». Красота и совершенство стихов и чувства Le Cid вызвал появление поговорки « Cela est beau comme Le Cid » («Это прекрасно, как Le Cid »), в то время как полемика вокруг пьесы вызвала величайшие литературные дебаты 17-го века — Querelle du Cid (Ссора 90 265 Le Cid 90 266) — это помогло установить теорию и практику неоклассической драмы, которая будет доминировать на сцене в течение следующих двух столетий. Ле Сид стал исключением, подтвердившим правило. Его предполагаемые нарушения вызывающих восхищение ценностей правдоподобия и приличия привели к утверждению и господству неоклассических драматических идеалов, а также к величайшему периоду драматических достижений Франции.

Литературная критика Пьера Корнеля

Родившийся в Руане в 1606 году, Корнель получил образование, чтобы сделать юридическую карьеру. Будучи учеником иезуитской школы с 1615 по 1622 год, он преуспел в латинском переводе и стихосложении и впервые познакомился с классической драмой. Получив степень юриста в 1624 году, Корнель занимал важные административные должности в Руане, тогда втором по величине городе Франции. Руан привлекал приезжие театральные труппы из Парижа, и принято считать, что Корнель познакомился в гостях с актером Мондори и подарил ему свою первую пьесу — комедию «9».0265 Mélite, ou Les Fausses Lettres ( Mélite, или Поддельные письма ), которая была исполнена труппой Мондори в Париже в 1629 году. Корнель описал свою пьесу как «изображение социального общения между людьми хорошего воспитания». Эта ранняя форма французской комедии нравов, с ее жизненными ситуациями и изысканным языком, побудила впоследствии драматурга утверждать:

Новизна такого рода комедии, невиданная ни на одном языке, и естественный стиль, в котором отражались нравы и речь дворян, были, без сомнения, причиной успеха и славы пьесы. Неизвестно, чтобы комедия вызывала смех без нелепых персонажей, таких как шутовские слуги, тунеядцы, хвастливые капитаны, педантичные доктора и т. д. Это достигло своего эффекта благодаря бодрому настроению персонажей более высокого социального положения, чем те, что мы видим у Плавта и Теренция, которые являются простыми лавочниками.

Корнель начал свою драматическую карьеру, пытаясь возвысить комедию с беспрецедентной имитацией реальной жизни, в то же время расширив диапазон комедии, включив в него персонажей более высокого ранга, обычно предназначенных для трагедии. Эти усовершенствования жанра и подачи оказали бы значительное влияние на развитие неоклассических драматических стандартов как в комедии, так и в трагедии. Клитандра (1631), трагикомедия; еще четыре комедии; и его первая трагедия, Médée (1635). В этот период Корнель привлек внимание могущественного кардинала Ришелье, который зачислил его в члены Общества пяти писателей, которые сочиняли пьесы под руководством Ришелье и с которым он написал третий акт их совместной работы. 0265 La comédie des Tuileries ( Комедия Тюильри ), в 1635 году. Майре и Жорж де Скюдери были особенно откровенны против своего соперника. Другим фактором было сопротивление Корнеля ухаживать за влиятельными людьми, оставаясь на протяжении всей своей карьеры в Руане. Корнель, выдающийся сторонник героического в драме, предпочитал буржуазную жизнь в провинции. В отличие от большинства своих современников в театре, Корнель не работал и не участвовал в управлении театром или актерской труппой. После Querelle du Cid, который длился до 1740 года, Корнель ответил на обвинения в том, что он нарушил неоклассические стандарты своими наиболее почитаемыми трагедиями:0265 Гораций (1640), Цинна (1641) и Полиевкт (1642) — модели принятого сюжета, тона и структуры неоклассической трагедии. В 1650-х годах Корнель написал комментарии к своим пьесам и выпустил самые важные драматические трактаты 17 века, Discarse du poème Dramatique, De la tragédie, и Des trois unités ( Рассуждение о поэтической драме, О трагедии, О трех единствах). ), отчасти в качестве дальнейших ответов на критику Ле Сид . Ни одна из более поздних пьес Корнеля, за исключением «Эдипы» 1659 года, не заслужила такой же степени признания критиков или популярности, как его более ранние работы, и титул главного трагика того времени перешел к Расину-младшему, который начал свою карьеру в подражании старшего драматурга. Корнель ушел из театра в 1674 году и умер в относительной безвестности 10 лет спустя.

Le Cid — это адаптация романа Las Mocedades del Cid («Юношеские подвиги Сида») испанского драматурга Гильена де Кастро, впервые опубликованного в 1618 году. Его сюжет — самая популярная фигура в средневековых испанских легендах, 11-й кастильский дворянин Родриго Диас де Вивар. Несмотря на изгнание, Родриго вернулся, чтобы защитить свою страну от мавров, заработав от своего врага почетный знак el Cid («господин») в знак уважения к его боевой доблести. Баллады и романсы впоследствии прославляли его реальные и воображаемые подвиги, и сложилась легенда, что Родриго женился по приказу короля на дочери человека, которого он убил. Кастро приукрасил эту историю, предположив, что возможная невеста Родриго прежде любила его до смерти своего отца, а впоследствии, чтобы служить чести своей семьи, потребовала смерти человека, которого она любила. Фокус Кастро на одной из центральных тем испанского c omedia — конфликт между любовью и честью — теряется в интересе его перегруженной хроники, которая, по словам критика Клода Абрахамса, напоминает «длинную, бессвязную драматическую поэму, в которой трагическое соприкасается с комическим, тривиальное с эпическим и безвкусное с возвышенным». Версия Корнеля сводит все к существенному конфликту между двумя влюбленными — Родригом и Хименой — при соблюдении règles (правил), взятых из « Поэтики» Аристотеля 9.0266, что его эпоха все чаще считалась необходимой для серьезной драмы. Корнель соблюдает единство места, ограничивая несколько местоположений Кастро испанским двором в Севилье. Он сохраняет единство времени, ограничивая продолжительность действия одним днем, и обеспечивает единство действия, устраняя второстепенные сюжеты и несущественных персонажей, чтобы сосредоточиться на внутренних кризисах двух главных героев. Результатом является беспрецедентная во французской драматургии концентрация и обострение эмоционального и нравственного внутреннего мира персонажей.

Пьеса начинается с того, что Химен с радостью ожидает одобрения своего отца, графа Гормаса, ее выбора Родрига в качестве жениха. Однако происходит ссора между ее отцом и его старшим соперником, отцом Родриг, Доном Дьегом. Слабый дон Дьег, не в силах сам потребовать удовлетворения, когда его ударил граф, призывает своего сына поддержать честь семьи. Во втором акте Родригу удается преодолеть конфликт между любовью к дочери графа и обязательствами перед отцом и именем, бросив вызов и убив графа на дуэли за кулисами. Химен, узнав о смерти своего отца, теперь сталкивается с тем же конфликтом между любовью и честью, что и Родриг, и она тоже решает выполнить свой долг перед отцом, рискуя своей любовью, требуя от короля мести. В третьем акте Родриг и Шимен, в первой из двух эмоциональных встреч в пьесе, борются со своим конфликтом, когда он предлагает ей свою жизнь, чтобы удовлетворить ее честь. Любовь Химены к Родригу не позволяет ей принять его жертву, но она вынуждена продолжать свое стремление к мести. Их тупик прерывает нападение мавров на город, и Родриг бросается на защиту. После закулисной битвы Родриг с триумфом предстает перед королем как спаситель города. Химен, понимая, что король не поможет ей отомстить такому герою, взывает к традиции единоборства и предлагает выйти замуж за чемпиона, который убьет Родрига. Король соглашается, но, подозревая, что Шимен все еще любит Родрига, ставит условие, что она должна выйти замуж за того, кто победит. В финальном акте Родриг снова встречает Шимен и получает от нее признание, что она хочет, чтобы он выжил в бою, но ее честь заставляет ее рисковать его жизнью. Родриг побеждает своего чемпиона, но прощает его и отправляет обратно в Шимен с новостями. Она, полагая, что встречается с убийцей Родрига, раскрывает свое горе и любовь к Родригу. Король утверждает комический финал пьесы, указывая, что Родриг и Химен оба поступили благородно, что честь удовлетворена и что влюбленные могут надеяться на единение со временем.

Пьеса

Корнеля знаменует собой важный драматический переход от внешнего к внутреннему сценическому действию, в котором обстоятельства подталкивают его персонажей к экстремальным конфликтам, чтобы раскрыть их внутренние ресурсы и ценности. Сосредоточив внимание на двух своих главных героях и заставив Родрига и Химен примирить конкурирующие требования любви и чести, Корнель драматизирует значение как в человеческом, так и в моральном и эмоциональном плане. Драма в обработке Корнеля стала меньше сосредотачиваться на сюжете и больше на характере и настроении, которое спровоцировали обстоятельства. Le Cid оказался одновременно чрезвычайно популярным и мишенью. Литературные критики и соперничающие драматурги в войне памфлетов напали на Корнеля и предполагаемые нарушения приличия, реализма и морали в пьесе. Драматург Скюдери был одним из самых откровенных в развернутой атаке, завершившейся обвинением в том, что «сюжет пьесы бесполезен, что она нарушает основные правила драматической поэзии, что в ней много плохих стихов, что все ее красоты — плагиат. ” Однако самая убийственная жалоба Скюдери была сосредоточена на предполагаемых нарушениях Корнелем правдоподобия и морали, позволивших Шимене полюбить убийцу ее отца. Защита Корнеля основывалась на претензиях на историческую правду, а также на классическом тоне и структуре пьесы. Словесная война переросла в жестокие личные нападки, и в конце концов ссора была передана в арбитраж только что созданной Французской академии. Через шесть месяцев магистратура Появилось Sentiments de l’Académie sur Le Cid . В значительной степени работа ученого Жана Шапелена, с одобрения, если не вклада кардинала Ришелье, трактат содержит пошаговую критику обвинений Скюдери, а также сцена за сценой анализ пьесы с оценкой вопросов правдоподобия и «регулярность». Хотя Шапелен не согласился со многими жалобами Скюдери, он согласился с ним в том, что, пытаясь следовать единству, Корнель продемонстрировал слишком много действий для одного дня. Однако это оскорбление правдоподобия было незначительным по сравнению с самым серьезным нарушением пьесы. Шапелен утверждал, что, изображая «девушку, представленную как добродетельную», которая соглашается выйти замуж за убийцу своего отца, она оскорбляет как правдоподобие, так и мораль. Для Шапелена драма не может быть названа хорошей, «какой бы приятной она ни была для простых людей», если не соблюдаются требуемые правила приличия, правдоподобия и приличия. Защита Корнелем того, что история была исторической правдой, была недостаточной и ошибочной, по мнению Шапелена: «Существуют чудовищные истины, которые должны быть подавлены на благо общества» и «Прежде всего в этих случаях поэт должен предпочесть правдоподобие истине. ” Для капеллана Химен «слишком восприимчивая любовница и слишком неестественная дочь», чтобы быть правдоподобной.

Непреходящее значение Querelle du Cid было связано с влиянием его широких публичных дебатов на цели и средства драмы, которые проверяли и популяризировали неоклассические идеалы. Дебаты сделают Францию ​​​​европейским центром теории драмы, а французские критики будут доминировать и определять понимание и практику драмы на следующие полтора века. Полемика привлекла внимание как к ограничениям, так и к преимуществам классических сценических принципов, которые определяли, как должна быть представлена ​​​​пьеса, а также к степени, в которой правда может противоречить желанию назидать и наставлять публику. Шапелен, отстаивая зарождающиеся неоклассические идеалы, ранее утверждал, что цель драмы состоит в том, чтобы «тронуть душу зрителя силой и правдой, с которыми на сцене выражаются различные страсти, и таким образом очистить ее от несчастных действия, которые эти страсти могут произвести в нем самом». Для этого драма должна воспроизвести условия реальной жизни, а значит, спектакль должен быть «завершен и подкреплен» правдоподобием. Vraisemblance , в развивающейся концепции неоклассической драмы, в свою очередь, поддерживался единством времени, места и действия и принципами приличия, которые оставляли сцену для благородных и запрещенных вульгарных персонажей или деталей. Корнель показал в Ле Сиде силу и психологические и эмоциональные возможности, которых можно достичь, придерживаясь определенных неоклассических условностей, даже если он не соответствует другим. Сосредоточив драматический интерес на человеческой психике и страстях в беде, Корнель помог установить правдоподобие, или правдоподобность, а также ее пределы, как решающие меры успеха драмы. Наследие «Сид » — это вызовы и достижения более поздних драматургов, таких как Мольер и Расин, которые пытались придерживаться неоклассических идеалов и извлекать из них пользу, которые помогли определить и популяризировать пьеса Корнеля.

Источник: Дэниел С. Берт  Драма 100 Рейтинг лучших пьес всех времен

Нравится:

Нравится Загрузка…


‹ Анализ книги Афры Бен «Ровер»

CUCET English Answer Key ›


Категории: Драматическая критика, Французская литература, Литература

Теги: Анализ «Сида» Пьера Корнеля, библиография «Сида» Пьера Корнеля, критика «Сида» Пьера Корнеля, Очерки «Сида» Пьера Корнеля, интерпретация «Сида» Пьера Корнеля, Литературная критика, заметки о Сиде Пьера Корнеля, Пьер Корнель, Ле Сид Пьера Корнеля, анализ Ле Сида Пьера Корнеля, эссе Пьера Корнеля о Сиде, заметки Пьера Корнеля о Сиде, сюжет Пьера Корнеля о Сиде, рассказ Пьера Корнеля о Сиде, рассказ Пьера Корнеля о Сиде Краткое содержание «Ле Сида», сюжет «Сида» Пьера Корнеля, учебное пособие по «Сиду» Пьера Корнеля, краткое изложение «Сида» Пьера Корнеля, темы «Сида» Пьера Корнеля

Статистика блога

  • 18,510,066 просмотров

Статьи/Электронные книги/Лекции

Ученые статьи.

(3)Искусственный интеллект (1)Теория тела  (1)Британская литература  (202)Канадская литература (3)Теория хаоса  (1)Чилийская литература  (1)Китайская литература  (14)Комиксы (1)Теория сложности  (2)Криминальная фантастика (4) Критическая расовая теория (2) Критическая теория (2) CUCET (4) Культурный материализм (4) Культурные исследования (20) Киберкритицизм (2) Кибернетика (4) Литература далитов (3) Деконструкция (21) Детективный роман (1) Детективные романы   (14)Критика диаспоры  (3)Цифровая теория  (3)Исследования инвалидности  (2)Дискурс  (2)Драматическая критика  (129))Экокритика  (4)Экофеминизм  (3)Электронная литература  (1)ЭЛИЗАБЕХСКАЯ ПОЭЗИЯ И ПРОЗА  (2)Эпистолярные романы  (3)Шпионские романы  (1)Этнические исследования  (2)Европейская литература  (7)Экзистенциализм  (4)Экспериментальные романы (11) )Романы-фэнтези  (8)Феминизм  (45)Теория кино  (6)Французская литература  (18)Романы о геях и лесбиянках  (6)Гендерные исследования  (37)Немецкая литература  (26)Исследования девичества   (2)Исследования глобализации  (1)Готическая литература ( 3) Историческая фантастика (1) История английской литературы (20) Литература о Холокосте (1) Романы ужасов (2) HSST (3) Исследования человека и животных (1) Венгерская литература (1) Индийская письменность на английском языке (6) Иранская литература ( 2)Ирландская литература  (14)Израильская литература  (1)Итальянская литература  (7)Японская литература (10)Журнал  (1)Университет Каннур  (2)Университет Кералы  (1)Латиноамериканская литература  (28)Юридический триллер (1)Лесбиянки и геи Критика  (1)Лингвистика  (15)Литературная критика  (61)Литературные термины и приемы  (22)Литературная теория (62)Литература  (1 116)Магия Реализм (10)Марксизм  (25)MCQ  (2)Теория медиа  (2)Мужские исследования  (2)Миграционная литература  (1)Модернизм  (38)Дистективы  (21)Мифокритицизм  (5)Теория нарратива  (2)Натурализм  (2) Новая критика  (15)Новый историзм  (9)Новозеландская литература  (1)Анализ романов  (266)Исследования перформанса  (1)Феноменология  (3)Философия  (77)Пикаресные романы  (2)Поэзия  (93)Популярная культура  (4)Порнология  (1)Постмарксизм (4) Постправда (1) Постколониализм (26) постгуманизм (7) Постмодернизм (27) Постструктурализм (12) PSC (1) Психоанализ (21) Психологические романы (13) Квир-теория (8) Расовая теория (2) Критика реакции читателя (13) )Реализм  (3)Исследования  (1)Романтизм  (19)Русский формализм  (5)Русская литература  (12)Наука  (6)Научная фантастика  (6)Саморефлексивные романы   (4)Семиотика  (11)Рассказ  (532)Социология (10) Испанская литература (6) Спектральная критика (1) Структурализм (18) Стилистика (1) Наблюдения (2) Технокритика (5) Технофеминизм (1) Телевизионные исследования (1) Текстуальная критика (2) Театроведение (2) Трансгендерность Исследования  (2)Переводоведение  (2)Теория травм  (2)Турецкая литература  (1)UGC CBSE NET  (21)Без категории  (38)Университет Каликута  (7)Утопическая литература  (1)Vampire Na ративы  (4)Викторианская литература  (3)Литература на идиш  (1)Художественная литература для молодежи  (3)

Архивы

Архивы Выберите Месяц Февраль 2023 (6) Октябрь 2022 (155) Сентябрь 2022 (91) Август 2022 (2) Июль 2022 (22) Июнь 2022 (23) Май 2022 (13) Апрель 2022 (37) Февраль 2022 (3) Январь 2022 ( 2) декабрь 2021 (1) октябрь 2021 (2) сентябрь 2021 (2) август 2021 (1) июль 2021 (2) июнь 2021 (52) май 2021 (126) апрель 2021 (28) март 2021 (5) февраль 2021 ( 82) январь 2021 (9) декабрь 2020 (12) ноябрь 2020 (29) октябрь 2020 (38) сентябрь 2020 (25) август 2020 (14) июль 2020 (136) июнь 2020 (62) май 2020 (11) апрель 2020 ( 38) январь 2020 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *