Микеланджело это: Michelangelo Buonarroti — Paintings, Biography, Famous Artworks, Facts, Analysis, Style of Art & Renaissance Art | Arthive

Содержание

Историк

Сикстинская капелла, украшенная преимущественно фресками Микеланджело, — один из важнейших храмов католического мира. Здесь собравшиеся на конклав кардиналы избирают нового Папу Римского. Никто из них не общается с внешним миром, пока собор не достигнет конкретного результата, о котором сообщают всем ожидающим на улице с помощью дыма. Если Папа избран, из временной трубы часовни выходит белый дым (фумата). Если кардиналы к не пришли к консенсусу, идёт чёрный дым.

Микеланджело Буонаротти (Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони) было 33 года, когда Папа поручил ему расписать часовню. К тому времени он уже успел сотворить несколько шедевров, но все они были по части скульптуры — ни одной картины среди них. Тем не менее расписывать потолки капеллы Папа Юлий II поручил именно «нехудожнику Микеланджело». Почему — это почти детективная история о том, как два соперника скульптора решили подставить его. Для того чтобы понтифик лишил Микеланджело папской милости, а они могли занять его место под ватиканским «солнцем».

Микеланджело

 

Микеланджело родился 6 марта 1476 года в Капрезе (Тоскана). Франческа, его мать, отличалась слабым здоровьем. У неё возникли проблемы с молоком, и потому ребёнка передали кормилице, жене каменотёса. Прожив несколько лет в этой семье, Мике узнал, как разминать глину, и пробовал лепить из неё фигурки. Любимыми же игрушками мальчика стали долото и камни, которые он с любопытством пытался дробить и обтёсывать. К 13 годам он был уже настолько увлечён «отсечением от каменной глыбы лишнего», что объявил отцу о своём решении оставить школу и своём желании посвятить себя искусству. Родитель, который видел в сыне наследника традиций династии банкиров (пусть мелких и разорившихся, но всё же), не был доволен мыслями Мике, но уступил, в конце концов, в споре характеров. Так юный Микеланджело стал учеником в мастерской братьев Гирландайо.

Через год он отправился изучать скульптуры в садах Медичи, а там на талант юноши обратил внимание правитель Италии Лоренцо ди Пьеро «Великолепный». Так, в 15 лет Микеланджело стал подмастерьем при дворе Медичи. В 19 лет он вырезал скульптуры в Болонье, а в 1496 году в возрасте 21 года впервые посетил Рим по приглашению Папы Александра VI, чтобы сделать Пьету, сцену оплакивания Девой Марией Иисуса Христа. Подписывая контракт, молодой талант внёс в его текст смелое обещание, что это будет «самая красивая мраморная статуя, которую Рим когда-либо видел». Он оказался прав. Публика, собравшаяся на открытие композиции, была в восторге от того, что предстало её глазам.

На свой следующий шедевр — статую Давида, ставшую, по мнению искусствоведов и критиков, «воплощением необычайной красоты и силы человеческого тела», он потратил три года. 

Папа Юлий II, восшедший на престол в 1503-м, настолько был в восхищении от Пьеты, что решил вновь позвать скульптора в Рим. Теперь уже для выполнения совершенно особенного задания. Юлий, по свидетельству современников, был весьма неравнодушен к роскоши и решил, что должен быть погребён в «такой усыпальнице, которая могла бы соперничать с гробницами римских императоров».

 В том, что вечным сном он будет спать действительно в гробнице высочайшего уровня исполнения, глава римской католической церкви желал убедиться лично. Потому и заказал её с расчётом, чтобы готова она была ещё при его жизни.

Папа Юлий II

 

Микеланджело спроектировал всё с размахом: надгробие должно было иметь ширину 10 и высоту 16 м. Украсить его планировалось более чем 40 мраморными фигурами и 3-метровой статуей Юлия, возвышающейся над всем комплексом.

После утверждения Папой проекта скульптор отправился в Каррару — отбирать материал и руководить его добычей. Тщательно отобранные мраморные блоки привезли в Рим. Всё было готово. Однако параллельно Юлий II начал другой проект. Согласно свидетельствам современников, он хотел установить свою усыпальницу в церкви Святого Петра, которая в то время находилась в настолько плохом состоянии, что проще и дешевле было построить новый храм, чем отремонтировать существующий. Папа так и решил поступить. За право спроектировать и возвести собор тут же развернулась борьба между двумя известными архитекторами — Джулиано да Сангалло и Донато Браманте.

 Ставки были высоки: выиграть конкурс означало завоевать папскую милость. Браманте победил.

Выбрав проект, понтифик осознал, что финансировать две амбициозные программы Святейшему престолу не по средствам. Как результат: Папа внезапно заявил, что больше не будет тратиться на гробницу и не будет платить гонорар Микеланджело. Скульптор к тому времени влез в огромные долги, отбирая и доставляя до места работы мрамор с обещанием заплатить позже. Обещаниям, естественно, верили, поскольку они давались под гарантии Юлия II. В порыве  гнева (но не имея реальной возможности выступить против Папы и показать всем его непорядочность) Буонарроти приказал своим помощникам продать свою мастерскую и покинул Рим.

Не искушённый в подковёрной борьбе, однако не лишённый способности понять, что резкий разворот Папы имел своей причиной козни соперников, Микеланджело догадывался, что решение понтифика продавил Браманте, который давно строил планы вытеснить великого скульптора из числа фаворитов Юлия и занять освободившееся место. Браманте же предпринял интересный ход, позволявший ему решить сразу две задачи. Во‑первых, ему удалось убедить понтифика, что строить гробницу сейчас нецелесообразно. Таким образом, Браманте оставил  конкурента на бобах. А во‑вторых, предложил Папе «направить Микеланджело творить фрески на потолках и стенах Сикстинской капеллы». Снаружи это выглядело как извинение архитектора перед коллегой по цеху за лишение того куска хлеба и предоставление ему в порядке компенсации потерь возможности заработать на другом проекте. Но предложение Браманте имело и второе дно: он рассчитывал, что не имеющий опыта написания больших полотен и панно Микеланджело не справится с новым поручением Юлия II и точно будет с позором изгнан и забыт. Или сразу же откажется принимать заказ, понимая, что не справится. С теми же последствиями.

Говорят, что Микеланджело чувствовал себя жертвой заговора и боялся, что Браманте даже может лишить его жизни. Опасения не были лишены оснований, ибо среди конкурирующих художников подобные вещи случались.

Папа приказал Микеланджело вернуться в Рим в апреле 1508-го, через два года после того, как скульптор покинул Вечный город, увозя 100 т мрамора. Микеланджело не решался подчиниться после того, как поклялся, что больше не ступит в Рим. Он покинул город за два года до этого, оставив на площади Святого Петра 100 т мрамора, приготовленного для изготовления усыпальницы Папы Юлия II.

Рим в те времена всё ещё назывался столицей мира, хотя и утратил прежний блеск. Римский форум и Капитолийский холм были пастбищами для коров и коз, а на землях Большого цирка выращивали овощи. Повсюду валялись обломки упавших колонн и арок — остатки погибшей античной цивилизации. Когда-то воду в город подводили 11 акведуков, теперь только один. У людей не было выбора, кроме как пить и использовать воду реки Тибр, поэтому дома были построены на берегу реки. Жители выносили мусор и сливали нечистоты в реку. Наводнения затапливали дома, и эпидемии стали обычным явлением.

Папа Юлий II хотел восстановить славу Рима и сделать его достойной резиденцией пап, украсив величественными сооружениями.  Его дядя Франческо делла Ровере (он же — Папа Сикст IV) построил в 1481 году в Ватикане новую часовню, чтобы члены папской капеллы могли собираться здесь каждые две-три недели. Капелла стала называться Сикстинской — по имени Папы. В 1504 году на потолке часовни появились устрашающие трещины. Проблема возникла по той же причине, что и у собора Святого Петра. Недра просели, южная стена медленно наклонилась наружу, и возникло опасение, что потолок расколется. Его усилили и укрепили, заложили щели кирпичом и заштукатурили.

После чего Папа решил, что декорацию потолка, выполненную художником Пьерматтео д’Эмилией по моде 80-х годов XV столетия (под звёздное небо), следует заменить «более достойной, торжественной фреской».

Опыта в живописи у Микеланджело было, как мы уже отмечали, чуть больше, чем никакого. Он начинал как художник в мастерской Гирландайо, но вскоре переключился на работу скульптора. Ему не хватало знаний фресковой живописи, в то время как другие живописцы уже умели подавать изображения в перспективе и применяли другие приёмы.

Буонарроти осознавал отсутствие у него практики художника. Кроме того, это была менее почётная задача, чем изготовление гробницы. Потолочные фрески обычно поручались малоизвестным мастерам, а то и их подручным.

Боясь отказать Папе, он согласился работать над Сикстинской капеллой. Гонорар был обещан приличный, однако гораздо меньше, чем он получил бы за усыпальницу. Кроме того, ему пришлось заплатить за краску, кисти, балки, верёвки, труд помощников и проживание — всё из своего кармана.

 

Препятствия, с которыми столкнулся Микеланджело при росписи Сикстинской капеллы

Покраска площади 1100 м2 требует тщательной подготовительной работы. Фресковая живопись намного сложнее, чем работа темперой или маслом: фрески пишут водяными красками по сырой штукатурке, которая довольно быстро сохнет. Намеченный образ или участок росписи нужно сразу делать набело, если так можно выразиться: какие-то корректировки невозможны, ибо попытки подправить изображение «по-сухому» могут обернуться несовпадением цвета. Штукатурку накладывали небольшими по площади кусками, чтобы отработать участок, пока он остаётся сырым. Неосвоенную к концу рабочего дня штукатурку удаляли, а на следующее утро вновь наносили, пристыковывая к ранее завершённой. По числу соединительных швов исследователи могли потом подсчитать точное количество дней, ушедших на роспись. Многие художники поэтому работали обеими руками одновременно.

Микеланджело. Всемирный потоп

 

Другой проблемой виделась установка лесов. Они должны были достигать в высоту 18 м и быть достаточно прочными, чтобы выдерживать вес рабочих. Микеланджело отказался от традиционных лесов с опорой на пол и спроектировал простой мост и дощатую конструкцию, крепившуюся на стенах часовни. Это позволило сильно сэкономить на строительном материале. Ещё одним плюсом такой конструкции было то, что Микеланджело оставил пол свободным, и в капелле могли проводиться церемонии.

Критическим фактором была погода: в зависимости от температуры и влажности. Промежуток времени между грунтовкой и нанесением собственно рисунка мог составлять до нескольких месяцев. В холодную зимнюю погоду расписывать было вообще невозможно: штукатурка не впитывала краску, и та, высохнув, просто отслаивалась кусками.

После долгих переговоров между сторонами исполнителю удалось убедить заказчика предоставить ему полную свободу действий в выборе и художественной трактовке изображаемых им библейских сцен.

Частью концепции Микеланджело было изобразить истоки христианства. Он распланировал сцены Ветхого и Нового заветов, историю Моисея и Иисуса на двух боковых стенах. Папа же предполагал, что нужно написать только лики 12 апостолов.

На потолке художник воспроизвёл девять сцен Книги Бытия (Genesis). Фрески не одного размера: пять — поменьше и четыре — покрупнее. Меньшие с четырёх сторон окружены огромными обнажёнными мужскими фигурами. Есть также библейские сцены на круглых щитах между фигурами, которые кажутся рельефными.

Микеланджело добавил семь библейских пророков и пять пророчиц, сивилл.  И пророки, и сивиллы предсказывали пришествие Спасителя. По четырём углам он разместил четыре сцены Ветхого Завета, предсказывающие пришествие Спасителя: смерть Амана, нападение змей, Юдифь, убивающая Олоферна, и Давид, убивающий Голиафа. В полукруге над окнами и выступающих над ним треугольниках — ветхозаветные фигуры, прежде всего предки Христа.

План Микеланджело явился, как модно говорить сейчас, прорывом, одним из самых необычных представлений в человеческом уме и огромным вызовом.

«Если бы люди знали, с каким трудом я работал, чтобы достичь нужного уровня исполнения заказа, они поняли бы, что лёгкость, с которой написаны фрески, обманчивая», — заметил позднее Микеланджело.

Он работал с несколькими помощниками, потому что фресковая живопись — это работа командная, и по-другому никак. К своим коллегам-художникам он всегда относился с некоторым недоверием, поэтому подбор помощников доверил не кому-то из них, а своему другу детства, в надёжности которого ни секунды не сомневался.

Микеланджело сделал более 1000 набросков, прежде чем приступить к написанию картины. Он распорядился натянуть под лесами холст, «чтобы краска не капала на пол», но на самом деле, считают некоторые искусствоведы, он просто хотел, чтобы никто не видел его работы. С тех пор как его шедевр — статую Давида — люди забросали камнями, он перестал доверять общественному мнению. И хранил в тайне процесс создания своих творений до момента официального открытия работ.

 

Как Микеланджело на самом деле расписывал Сикстинскую капеллу

Вопреки легенде, он рисовал её не лёжа на спине, а запрокинув голову назад. Этим он чрезмерно перегружал шейные мышцы и позвонки, что впоследствии отразилось на его здоровье.

Интересно, что он, вероятно, сначала нарисовал 6-ю, 7-ю и 8-ю сцены Книги Бытия. Это была попытка психологического воздействия на Папу: названные сцены расположены сравнительно далеко от входа, а значит, возможные недочёты в рисунках будут не так заметны, как если бы понтифик смотрел на них, едва войдя. Пока приблизится, как-то попривыкнёт, считал мастер.

При более внимательном рассмотрении первая картина, которую он нарисовал, сцена Потопа из Genesis, показывает отсутствие у него опыта, утверждают эксперты. Подчёркивая при этом, что «снизу это не заметно».

Согласно другим мифам, Микеланджело был недоволен своими помощниками, уволил их всех и закончил в одиночку за 20 месяцев за закрытыми дверями. Это не кажется неправдоподобным, поскольку гениальный скульптор обладал просто-таки исключительным набором отвратительных привычек. Он редко мылся, спал в рваных сапогах и не снимая одежды, а также целыми днями жевал хлеб. Он был заведомо асоциален, но не потому, что ненавидел людей, а просто только так он мог создавать уникальные произведения искусства.

Микеланджело работал с крайней одержимостью, даже с какой-то агрессией: иногда щетина его кистей оставалась воткнутой в поверхность, на которой он рисовал. (Вместо шерсти белки и куницы он использовал свиную щетину, так как известь не так быстро выветривала её. )

Микеланджело заказывал живые модели как для обнажённых фигур на потолке, так и для тех, что покрыты тканью. Интересно, что некоторые фигуры он изобразил находящимися в довольно скрученном положении. Вряд ли натурщики и натурщицы испытывали комфорт при позировании.

Обнажёнными в капелле Микеланджело рисовал только мужчин. Он регулярно посещал римские бани и наблюдал там голые мужские тела. Другой способ, с помощью которого художники изучали человеческое тело, заключался во вскрытии трупа. Леонардо да Винчи утверждал, что художник должен также знать анатомию. Некоторые живописцы ходили на кладбище и выкапывали тела. Буонарроти тоже в то время, когда работал в садах Медичи, изучал анатомию человека по трупам: настоятель одной из римских церквей Нико Бичелини дал ему специальное разрешение на это. Ходили слухи, что одинокий Микеланджело даже однажды убил свою модель, чтобы запечатлеть предсмертную агонию в реальной жизни. 

Не все 343 фигуры на своде капеллы благородны и красивы.  Многие, особенно те, что на краю фрески, иногда явно уродливы.

Он закончил работу в октябре 1512 года, отдав ей четыре года и четыре недели.

Посетители со всего мира стекались посмотреть на шедевр мастера, который сумел буквально оживить человеческое тело, рисуя так, как никто никогда до него. Юлий II однажды зашёл посмотреть, как продвигается дело. Посмотрев на фрески, он предложил добавить в них золота. Уставшему Микеланджело не хотелось перестраивать леса из-за нанесения нескольких мазков. И он негромко, но дерзко заметил понтифику: «Эти люди бедны, у них не может быть золотых украшений». Папа согласился.

Часовня стала местом паломничества художников. Однако не все оценили фреску. Некоторым папам не нравилось проводить мессы в месте, больше похожем на баню, чем на христианскую церковь, и они угрожали однажды всё это разрушить.

Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу в 1536 году, чтобы написать сцену Страшного суда. Позже он был назначен главным архитектором церкви Святого Петра и умер в 1564 году в возрасте 88 лет.

 

Владимир Добрынин

Наверх

Вернуться назад

Следующая статья

Микеланджело. Главное о Микеланджело

Микеланджело, как истинный человек эпохи Возрождения, был не только скульптором, художником и исследователем. Он также писал стихи, которые показывают его как незаурядного поэта с острым умом и тонким видением мира.

📖 Поэзия сопровождала Микеланджело всю жизнь. Он еще в юности познакомился с творениями Данте и Петрарки. Раннее из дошедших до нас стихотворений самого Микеланджело датировано 1502 годом, но большая часть из порядка 300 стихотворений приходится на последние десятилетия его жизни.

«Лишь я один, горя, лежу во мгле,
Когда лучи от мира солнце прячет;
Для всех есть отдых, я ж томлюсь, — и плачет
Моя душа, простерта на земле».

1501—1502 (перевод А. Эфроса)

Микеланджело предпочитал сжатые формы: мадригал, эпиграммы, стансы, которые он посвящал и дарил своим друзьям. Не всегда совершенная по рифме, свежая и глубокая поэзия Микеланджело отличается удивительной емкостью мысли и юмором.

Джованни Строцци на «Ночь» Микеланджело:

«Вот эта Ночь, что так спокойно спит
Перед тобою, — Ангела созданье.
Она из камня, но в ней есть дыханье:
Лишь разбуди, — она заговорит».

Ответ Микеланджело:

«Отрадно спать — отрадней камнем быть.
О, в этот век — преступный и постыдный —
Не жить, не чувствовать — удел завидный…
Прошу: молчи — не смей меня будить».

1545—1546 (перевод Ф. Тютчева)

👩 С переездом в Рим художник сблизился с поборниками реформы католической церкви, в частности одной из самых образованных женщин того времени — Витторией Колонна, маркизой Пескара. Ей Микеланджело посвятил ряд рисунков и поэтических произведений.

«Ужели, донна, впрямь (хоть утверждает
То долгий опыт) оживленный лик,
Который в косном мраморе возник,
Прах своего творца переживает?
Так! Следствию причина уступает,
Удел искусства более велик,
Чем естества! В ваяньи мир постиг,
Что смерть, что время здесь не побеждает.
Вот почему могу бессмертье дать
Я нам обоим в краске или в камне,
Запечатлев твой облик и себя;
Спустя столетья люди будут знать,
Как ты прекрасна, и как жизнь тяжка мне,
И как я мудр, что полюбил тебя».

1546 (перевод А. Эфроса)

✍️ Особое значение имеют стихотворения, поднимающие вопросы художественного творчества. В них художник размышляет о проблемах мастерства, занимающих важное место в поэтическом наследии итальянского Возрождения.

«Здоровый вкус разборчиво берет
В первейшем из искусств произведенья,
Где тел людских обличье и движенья
Нам глина, мрамор, воск передает».

«Пусть времени глумливый, грубый ход
Доводит их до порчи, разрушенья, —
Былая красота их от забвенья —
Спасается и прелесть бережет».

1540-е (перевод А. Эфроса)

⌛️ Подлинных высот, философской глубины и лиризма достигает Микеланджело в поздних стихотворениях. В них в прекрасной поэтической форме он воплотил свою скорбь по утраченной свободе родной Флоренции, тревогу за будущее родины, преклонение перед красотой, тоску и сознание неизбежности смерти.

Десять фактов о статуе Давида

Давид Микеланджело в своем доме в Галерее Академии во Флоренции.

Италия вновь открывает свои границы, и пора начинать планировать следующую поездку. Независимо от того, используете ли вы наши семинары, чтобы улучшить свой маршрут, узнать больше о Микеланджело или о статуе Давида, мы обеспечим вас от начала до конца.

Валентино, Марчелло и, да, Фабио — даже в стране uomini , столь славно красивых, что они известны только по имени, ни один еще не затмил великолепие микеланджеловского Давида. Давид, которого часто называют самым красивым и точеным мужчиной в мире (и, несомненно, одной из самых узнаваемых скульптур), был создан в период с 1501 по 1504 год, когда Микеланджело было всего 26 лет. Хотя гениальность Микеланджело как скульптора уже была доказана двумя годами ранее, когда он закончил Пьету для базилики Святого Петра в Ватикане, именно Давид сделал молодого художника знаменитым. Даже сегодня, спустя 500 лет после его завершения, эта слава не угасает, привлекая любопытных путешественников со всего мира во Флоренцию, чтобы взглянуть на величие.


Как частые посетители (Статуя Давида является изюминкой нашего тура Микеланджело во Флоренции), мы собрали довольно много, ну, контекста, об этом шедевре Микеланджело. Благодаря нашим флорентийским историкам искусства, вот десять фактов о статуе Давида, которые помогут вам заглянуть за ее безупречный внешний вид:

1. Она размером примерно с двухэтажное здание или взрослого жирафа

Микеланджело черпал вдохновение для этой скульптуры из библейской истории Давида, рассказа о юном пастухе, который спас израильтян, убив гиганта-воина Голиафа, вооруженного только пращой и горстью камней. В этой классической сказке о неудачниках рассказывается о слабом мальчике, но Микеланджело Давид — вершина мужского совершенства. «Гибкий» юноша весит почти 12 500 фунтов и имеет ошеломляющие 17 футов в высоту (для визуалов это примерно эквивалентно двухэтажному зданию или взрослому жирафу). Размер статуи является результатом не раздутого художественного эго (хотя Микеланджело был печально известен темпераментом), а простой логистики: первоначально предназначенная для размещения в потолочной нише Флорентийского собора, скульптура должна была быть достаточно большой, чтобы ее можно было рассматривать с высоты птичьего полета. скамейки внизу.


2. В мире насчитывается 30 копий Давида в натуральную величину

Если подражание — чистейшая форма лести, Микеланджело покраснел бы: Статую Давида воспроизводили бесчисленным количеством способов, с картинок в кофе -книги по настольному искусству, до маленьких копий всех форм и цветов, до кухонных фартуков (вы знаете такие). Помимо безделушек, по всему миру есть также 30 копий Давида в натуральную величину, причем самая известная из них находится в самой Флоренции. Первый находится на площади Синьории перед Палаццо Веккьо, где первоначально была установлена ​​статуя Давида; второй стоит на площади Микеланджело и отлит из бронзы.


Одна из наших любимых копий находится в Англии и отправлена ​​в подарок великим герцогом Тосканским королеве Виктории в 1857 году. глубокое оскорбление ее викторианских чувств. Королева была так огорчена, что из гипса отлили фиговый листок, чтобы сохранить скромность статуи и защитить чопорных придворных дам. Эта копия Давида до сих пор выставлена ​​в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.

3. Давид предшествует Микеланджело: это была просто грубая мраморная плита в течение примерно 35 лет, которую считали непригодной для скульптуры, пока Микеланджело не применил свое волшебство 

Статуя Давида была первоначально заказана в 1464 году Оперой дель Дуомо , как часть серии больших статуй для Флорентийского собора. Их предполагалось вылепить на земле, а затем поднять примерно на 260 футов в ниши соборных трибун.

Первоначально проект был присужден Агостино ди Дуччо, несмотря на отсутствие у него опыта работы с крупномасштабной скульптурой. Дуччо отправился в близлежащие каменоломни Каррары, чтобы выбрать мраморный блок, но его неопытность сбила его с пути: он вытесал высокий, но узкий блок, полный несовершенств, крошечных отверстий и видимых прожилок. Карьер изо всех сил пытался подготовить и отправить массивный блок, и когда он, наконец, прибыл во Флоренцию, Дуччо осознал свою ошибку и отказался от проекта. Блок оставался нетронутым в течение 10 лет, пока Антонио Росселлино не попытался спасти его. Он тоже быстро счел мрамор негодным, и глыба пролежала во дворе Оперы дель Дуомо еще 25 лет.

4. Статуя непропорциональна из-за мраморного блока, который ранее считался неподходящим , точеный, и в конечном итоге считается неработоспособным. Некоторые характеристики статуи Давида, в частности его стройная изогнутая фигура, вероятно, связаны с формой мрамора до того, как Микеланджело начал работать.

Поскольку Давид должен был быть виден снизу, Микеланджело избегал идеальных пропорций и вместо этого вырезал голову, руки и кисти намного больше, чем туловище и ноги. Это создает иллюзию того, что Дэвид настороже и готов к действию, особенно если смотреть снизу. Глубоко нахмуренные брови преувеличены, а правая рука особенно велика, возможно, как намек на библейское прозвище Давида manu fortis , или сильная рука.


5. Микеланджело решил порвать с традицией Давида, создав статую без головы Голиафа

Микеланджело проходил по утоптанной земле со скульптурным изображением Давида, предметом которого также занимались великие флорентийские художники, такие как Гиберти, Верроккьо и Донателло. Однако на самом деле до Микеланджело все представления библейской истории сосредоточены на том моменте победы Давида, с головой Голиафа у его ног. Микеланджело решил нарушить традицию, вместо этого показав момент перед битвой. Дэвид бдительный и сосредоточенный, стоит в классическом контрапосте, с удивительно маленькой и несущественной рогаткой через левое плечо — дань идеалу эпохи Возрождения, согласно которому победы человека достигаются интеллектом и уверенностью, а не грубой силой.


6. Статуя Давида слегка косоглазая — возможно, намеренно герой Геракл, долгое время являвшийся символом независимого города Флоренции. Статуя Давида считалась символом совершенства на протяжении сотен лет, но Стэнфордский проект «Цифровой Микеланджело» (один из наших любимых недавних проектов в области истории искусства) показал, что у Давида на самом деле слегка косоглазие. Левый глаз статуи смотрит вперед, а правый смотрит в отдаленную точку. Теория ученых состоит в том, что Микеланджело намеренно дал Давиду этот небольшой недостаток, чтобы почтить память древнеримских мастеров и показать, что его работа не предназначалась для того, чтобы узурпировать их место в каноне совершенства.


7. Потребовалось 4 дня и 40 человек, чтобы переместить статую Давида на полмили от мастерской Микеланджело на площадь

Когда статуя приняла форму и из мрамора появился внушающий благоговейный трепет Давид, комитет принял решение этот шедевр был слишком красив и слишком тяжел, чтобы его можно было разместить на вершине собора. Они решили разместить скульптуру на площади Синьории, заменив Юдифь и Олоферна Донателло у входа в Палаццо Веккьо.

Потребовалось четыре дня и сорок человек, чтобы переместить статую Давида всего в полумиле от мастерской Микеланджело на площадь. Статуя была подвешена на веревках к деревянному эшафоту, слегка покачиваясь, когда ее тянули и толкали вдоль ряда сундуков, уложенных на булыжную мостовую. Как только он был установлен на пьедестал, Микеланджело взял свои самые маленькие стамески и дорисовал оставшиеся детали своего шедевра на том самом месте, где он будет стоять следующие 369 лет.

8. Статуя Давида, любимая флорентийцами, несколько раз подвергалась повреждениям на открытом воздухе

Статуя Давида сразу полюбилась флорентийцам, но это не спасло скульптуру от повреждений. В первый год своего пребывания на площади Давид был забит камнями. Вскоре после этого, в 1527 году, буйные протестующие, выступавшие против правления семьи Медичи, заполонили площадь. В последовавшей драке из окна вылетела скамья, и левая рука Дэвида сломалась на три части. Помимо своей знаменитой драки с Голиафом, Давид боролся с землетрясениями, ударами молнии и голубями во время своего длительного пребывания снаружи.

9. Дэвид также не полностью защищен в помещении — спросите его левую ногу

По настоянию неравнодушных горожан и ценителей искусства Дэвид был перемещен в Галерею Академии в 1873 году. Даже в помещении и в окружении музейной безопасности, однако Дэвид не был в полной безопасности. В 1991 году произошел известный инцидент, когда итальянский художник по имени Пьеро Канната вошел в Академию с небольшим молотком, спрятанным под пальто. Оказавшись рядом со статуей, он прыгнул вперед и начал бить Дэвида по левой ноге, сумев сломать палец на ноге, прежде чем посетители музея усмирили его. Теперь Дэвид защищен плексигласом, в безопасности от рук и молотков.

Хотя Статуя Давида теперь может быть защищена от вмешательства человека, она все еще подвергается опасности. Флоренция подвержена сейсмической активности, и даже легкие толчки могут еще больше повредить хрупкие лодыжки Давида (или, в самом худшем случае, вообще опрокинуть статую). Тем больше причин, по нашему мнению, посетить как можно скорее (а для тех, кто хочет внести свой вклад, вступить в природоохранную организацию, такую ​​​​как «Друзья Флоренции»).

10. Статуя Давида олицетворяет город Флоренцию, символизируя независимость и силу в совершенном образе юношеской красоты.

Давид Микеланджело приобрел новое значение вскоре после своего создания как символ эпохи Возрождения и представление самого города. Флорентийская республика столкнулась с Голиафами со всех сторон, как со стороны правящей семьи Медичи, так и с бесконечными угрозами со стороны могущественных соседних государств. Статуя Давида стала символом независимости и гражданских свобод Флоренции, а глаза Давида бросили угрожающий взгляд в сторону Рима, служив предупреждением любому, кто осмелится бросить вызов городу. Микеланджело создал символ независимости и силы, сросшихся в совершенном образе юношеской красоты.


В следующий раз, когда вы будете во Флоренции, возьмите наш Знакомство с Флоренцией: с Академией и туром Давида Микеланджело , чтобы узнать больше о Давиде Микеланджело в компании искусствоведа с докторской или магистерской степенью. Чтобы понять наследие Микеланджело во Флоренции и во всем мире, сопровождайте нас в нашем туре Микеланджело во Флоренции. Или вы можете учиться с нашими учеными, не выходя из собственного дома, с нашими виртуальными курсами и семинарами в режиме реального времени.

контекстных туров, которые вы захотите посетить:

  • Michelangelo во Флоренции Тур
  • Введение в Флоренцию: Аккадемия и Микеланджело Дэвид
  • Галерея Uffizi Tour: Crash Course
  • Флоренция с Siro, Arts and Art Historian

. Флоренция с детьми 

  • Чем заняться во Флоренции
  • 8 лучших однодневных поездок из Флоренции для энофилов 
  • Маршрут по Тоскане: 6 полностью спланированных дней с контекстом
  • Винные регионы Италии: почему Тоскана и Сицилия наши любимые
  • 8 удивительных фактов о «Тайной вечере» да Винчи (обновлено 13 июня 2022 г. )

    Виктория и Альберт · История Давида Микеланджело

    Скульптура Давида работы Микеланджело — один из самых известных объектов в истории искусства, а слепок Давида из V&A пользуется популярностью у посетителей с момента его прибытия в музей в 1857 году. Этот слепок, подаренный королевой Викторией, имеет захватывающую историю и продолжает вдохновлять художников, дизайнеров и кинематографистов и сегодня.

    Гипсовый слепок Давида Микеланджело работы Клементе Папи, 1856 год, Флоренция, Италия. Музей №. РЕПРО.1857-161. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

    Оригинал

    Микеланджело Буонарроти (1475–1564) было чуть больше двадцати, когда ему поручили создать статую библейского героя Давида. Ему предложили колоссальный блок мрамора, над которым ранее работали два других художника, Агостино ди Дуччо (в 1464 г.) и Антонио Росселлино (в 1475 г.). Оба художника отказались от своей работы, заметив недостатки в зерне мрамора, но, несмотря на эти недостатки, Микеланджело взялся за монументальную задачу по вырезанию фигуры.

    Давид изначально предназначался для крыши Оперы дель Дуомо, собора во Флоренции, но, увидев готовое произведение, комитет совета решил вместо этого выставить его за пределами Палаццо Веккьо, ратуши, на площади Синьории. Установка фигуры на этой общественной площади потребовала огромных усилий и включала подвешивание фигуры на деревянных подмостках. Затем его протащили по ряду путей от Дуомо до площади, где он был установлен на мраморном постаменте и закончен Микеланджело. Оригинальные позолоченные детали на гирлянде из листьев, стволе дерева и перевязи, к сожалению, утеряны.

    Давид Микеланджело в Академии изящных искусств, Флоренция, фотография Edizioni Brogi, около 1857 г. Музей №. РЕПРО.1857-161. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

    Законченная статуя была широко известна как «Великан» и быстро стала символом свободы для флорентийского народа. Однако из-за уязвимого положения статуи на площади скульптура подвергалась выветриванию и вандализму, поэтому в начале 19 века заинтересованный совет решил переместить ее в более безопасное место для сохранения. В 1847 году, чтобы определить подходящее место для перемещения мраморного оригинала, великий герцог Тосканы Леопольд II поручил Клементе Папи, королевскому литейщику бронзы и литейщику, изготовить точную копию из бронзы, которую можно было бы использовать для проверки подходящего места. . Однако в итоге скульптура была воспроизведена в гипсе, и так начинается история нашего слепка.

    Изготовление формы

    Чтобы отлить фигурку, Папи сначала нужно было создать форму. Детальная форма имеет внутренний и внешний слой, причем внутренний слой состоит из нескольких небольших частей формы, которые затем удерживаются вместе и поддерживаются внешней «материнской формой». Сложность формы Дэвида потребовала, чтобы Папи индивидуально сформировал более 1500 деталей формы, которые все вместе помещались внутри материнской формы, как гигантская головоломка. Небольшой зазор между каждой деталью оставляет сеть слегка приподнятых линий шва, и если вы внимательно присмотритесь, то на поверхности нашего Давида 9 все еще можно увидеть следы этого процесса формования. 0008 . Чтобы не повредить оригинал, мрамор был запечатан маслом, воском или мылом, чтобы впоследствии можно было отделить кусочки гипса от поверхности. Папи знал, насколько ненадежным был процесс литья, что объясняет, почему с поверхности оригинального Давида Микеланджело когда-либо была изготовлена ​​только одна полная форма.

    Отливка Папи была размещена в нескольких местах в центре Флоренции в поисках подходящего места для мраморного оригинала, в том числе под Лоджией деи Ланци и на площади Уффици, но в конечном итоге Академия изящных искусств была выбрана в качестве окончательного. расположение. Удивительно, но мраморная статуя оставалась упакованной в деревянный ящик в течение 25 лет, пока не была установлена ​​в новой специально построенной полукруглой галерее Академии в 1873 году. Statale D’Arte во Флоренции.

    Несколько лет спустя Великий князь поручил Папи создать вторую полномасштабную гипсовую копию Давида. Эта вторая копия должна была быть доставлена ​​королеве Виктории в качестве жеста доброй воли после того, как великий герцог наложил вето на экспорт картины, которую надеялась приобрести Национальная галерея в Лондоне. Именно эта копия сейчас выставлена ​​в наших Литых Дворах.

    Путешествие Дэвида в Англию

    Гипс был упакован в три деревянных ящика для поездки в Англию. В итоге стоимость транспортировки превысила стоимость самого гипса. Папи отправился из Флоренции в порт Ливорно (известный как Ливорно по-английски) с ящиками, где их затем погрузили на борт корабля.0008 Чеширская ведьма . Когда актерский состав прибыл в Англию, королева Виктория пожертвовала его в качестве королевского подарка недавно построенному музею Южного Кенсингтона (ныне Музею Виктории и Альберта). Большие современные выставочные залы в недавно построенном Музее представляли собой идеальное место для демонстрации гигантской пятиметровой фигуры, а актерский состав занял видное место в галерее, посвященной итальянскому искусству. Тогдашний директор музея Генри Коул был свидетелем сборки гипса 21 февраля 1857 года и отметил в своем дневнике, что «… Мистер Каупер оставался до 4.30 и видел поднятые ноги Дэвида, не без опасности . ..».

    Музей Южного Кенсингтона, неф с двигателем и частью Давида, фотография Чарльза Терстона-Томпсона, 1856 г., Англия. Музей №. Е.1074-1989. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

    Когда четыре месяца спустя, 20 июня 1857 года, музей открылся, студенты, художники и ремесленники стекались в музей, чтобы полюбоваться точной копией шедевра Микеланджело работы Папи. В 1858 году в коллекцию попал слепок с шедевра Микеланджело «Моисей».

    Котельная Музея Южного Кенсингтона с изображением Дэвида, неизвестного фотографа, около 1860 года, Англия. Музей №. МА/32/3. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

    Дэвид из V&A

    В 1873 году, когда были построены новые Архитектурные дворы (сегодня известные как Литые дворы), Дэвид был перемещен в Восточный двор, где с тех пор он выставлен на обозрение. В этой галерее традиционно размещались гипсовые слепки итальянского происхождения, и изначально он был обрамлен монументальным слепком большой арки Якопо делла Кверча из базилики Сан-Петронио в Болонье (1886 г. ). Через несколько лет его перенесли в другой конец галереи, а в 2012 году перенесли на более видное место по центральной оси. Перемещение гипса было медленной, сложной и нервирующей операцией, в которой участвовала команда техников и большие строительные леса на колесах. Во время переезда бригада заметила следы мыла на нижнем крае постамента, свидетельствующие о том, что отливка предварительно проводилась по плиточному полу на деревянных планках, смазанных мылом.

    Фотография Литого двора с изображением Дэвида, 1920 год. © Музей Виктории и Альберта, Лондон.

    Актерский состав Виктории и Альфреда

    Наша слепка Давида, возможно, не так известна, как оригинал, но все же очень важна, поскольку демонстрирует глубокое мастерство и изобретательность создателей слепков и отражает состояние исходного мрамора, каким оно было в 1847 году, когда была снята форма. . Рентгеновские снимки показали, что металлические стержни, поддерживающие ноги, устроены аналогично человеческим костям ног и ловко поддерживают всю фигуру, так что она может стоять одна в таком масштабе. Папи также спроектировал гипс таким образом, чтобы его можно было разобрать и снова собрать, что объясняет наличие видимых соединений.

    Лицо Дэвида

    Оригинальные формы Папи не сохранились, но другие производители отливок в разное время изготовили новые формы. Когда слепок Папи прибыл в Лондон в 1857 году, Доменико Бруччиани, англо-итальянский литейщик из Лондона, воспользовался возможностью, чтобы сделать слепок по слепку. Затем он сделал копии головы, носа, глаз, ушей и губ, некоторые из которых находятся в нашей коллекции. Примечательно, что их соответствующие формы до сих пор сохранились в Британском музее и использовались для изготовления нескольких копий черт лица Дэвида для продажи в их магазине. Слепки поразительных черт лица Дэвида можно найти по всему миру, и их постоянно изучают художники, работающие в самых разных областях.

    3D-рендеринг носа Давида, Джордж Экстс, 2016. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

    Полномасштабные репродукции Давида из гипса и бронзы также можно найти в музеях и художественных школах по всему миру, в том числе в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, Художественно-историческом музее в Брюсселе, Музее изящных искусств в Лейпциге. , Германия и Пенсильванская академия изящных искусств.

    Негатив слепка головы Давида Микеланджело, Академия изящных искусств, Флоренция, 1881 г. Музей №. 80552. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

    Фиговый лист

    Когда королева Виктория впервые увидела слепок Давида в Музее, она, по-видимому, была настолько потрясена его наготой, что для прикрытия гениталий был заказан пропорционально точный фиговый листок. Лист хранился наготове для любых королевских визитов, когда его подвешивали к фигуре с помощью двух стратегически расположенных крючков. Оригинальный фиговый лист, сделанный Папи, к сожалению, утерян, но в нашей коллекции есть версия, сделанная в 1857 году.

    Фиговый лист для Давида, гипсовая повязка, D. Brucciani & Co., около 1857 г., Англия. Музей №. REPRO.1857A-161. Фотография Джорджа Экстса. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

    Дэвид сегодня

    Отливка Давида остается одним из самых популярных предметов в наших коллекциях и продолжает вдохновлять многих художников, дизайнеров и креативщиков.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *