Жан поль философ: Жан-Поль Сартр. Биография и главные идеи

К 115-летию со дня рождения Жан-Поль Сартра (1905-1980)

Дорогие читатели!

Читальный зал гуманитарной литературы подготовил для вас литературный обзор, посвященный 115-летию со дня рождения Жан-Поль Сартра (1905-1980), французского философа, представителя атеистического экзистенциализма, писателя, драматурга и эссеиста. Лауреата Нобелевской премии по литературе 1964 года, от которой он отказался. Все книги представлены для чтения в электронном виде. Вы можете их прочитать, не выходя из дома!

Жан Поль Сартр — один из выдающихся умов XX столетия, классик французской литературы, драматург, теоретик искусства, политический публицист и философ. Философия и литература были смыслом всей его творческой деятельности. Нельзя понять его литературное творчество, его цель и идейную направленность, не зная его философских произведений. Его философия – это прожитая им жизнь.

Жан-Поль Сартр родился 21 июня 1905 года в Париже.

Он был единственным ребёнком в своей семье. Его отец Жан-Батист Сартр — офицер военно-морских сил Франции, мать — Анна-Мария Швейцер. По материнской линии Жан-Поль был двоюродным племянником Альберта Швейцера. Когда Жан-Полю исполнилось всего лишь полтора года, умер его отец. Семья переехала жить в родительский дом пригорода Парижа — Мёдоне. Воспитание он получил в семье своего дедушки Карла Швейцера и дяди Альберта Швейцера (1875—1965), знаменитого немецко-французского философа, врача и миссионера. Дед Сартра был профессором немецкого языка в Сорбонне.

Жан-Поль Сартр получил прекрасное образование. Он учился в престижных парижских лицеях, затем в Высшей Нормальной школе, которую окончил в 1929 году. Параллельно с учебой начались первые литературные опыты Сартра, на первых этапах не слишком удачные. Однако литературы было недостаточно, чтобы выразить то, что ему хотелось, и, в результате, Сартр пришел к необходимости изучения философии.

В 1929 году во время учебы в Сорбонне он познакомился с Симоной де Бовуар, с которой заключил союз, продолжавшейся в течение всей его жизни.

Симона де Бовуар стала для него не просто спутницей жизни, но и автором-единомышленником.

После окончания Высшей Нормальной школы, Сартр с 1931 по 1945 годы преподает в лицеях Гавра, Лиона и Парижа. От академической карьеры он отказывается по причине писательства и общественно-политической жизни: пишет книги, статьи, выступает с докладами, в том числе и по радио, дает интервью.

В 1933—1934 годах Сартр — стипендиат Французского института в Германии. Первый год он провел в Берлине, где изучал труды Гуссерля, Хайдеггера, Ясперса, Шелера и других психоаналитиков. Второй год находился во Фрейбурге, знаменитом университете, где читали лекции Хайдеггер и Ясперс. Во время пребывания в Гавре, в 1938 году, Сартр опубликовал философский роман «Тошнота», который принес ему славу и авторитет писателя – философа.

«Тошнота» представляла собой дневник Антуана Рокентена, который, работая над биографией деятеля XVIII века, проникся абсурдностью существования. Будучи не в состоянии обрести веру, и воздействовать на окружающую действительность, Рокентен испытывал чувство тошноты. В финале герой приходил к заключению, что если он хочет сделать свое существование осмысленным, то должен написать роман. Писательский труд и творчество были единственным занятием, имевшим тогда, по мнению Сартра, хоть какой-то смысл.

В годы Второй мировой войны Сартр из-за дефекта зрения (он был практически слеп на один глаз) не попал в действующую армию, но служил в метеорологическом корпусе. После захвата Франции нацистами он проводит некоторое время в концлагере для военнопленных, но уже в 1941 году его выпускают по состоянию здоровья и он возвращается к литературной и преподавательской деятельности.

Основными произведениями этой поры стали пьеса «За запертой дверью» (1944) и объемный труд «Бытие и ничто» (1943), успех которых позволил Сартру оставить преподавание и целиком посвятить себя философствованию.

Пьеса «За запертой дверью» представляет собой беседу трех персонажей в преисподней; смысл этой беседы сводится к тому, что, выражаясь языком экзистенциализма, существование предшествует сущности, а характер человека формируется посредством совершения определенных действий: человек-герой по своей сути окажется трусом, если в решающий, «экзистенциальный» момент смалодушничает. Большинство людей, считал Сартр, воспринимают себя такими, какими воспринимают их окружающие. Как заметил один из действующих лиц пьесы: «Ад — это другие».

В главном философском труде «Бытие и ничто», ставшем библией для молодых французских интеллектуалов, Сартр проводил мысль о том, что сознания, как такового, нет, ибо нет просто сознания, «чистого сознания», есть лишь осознание внешнего мира, вещей вокруг нас. Люди отвечают за свои действия только перед самими собой, ибо каждое действие обладает определенной ценностью — вне зависимости от того, отдают себе в этом люди отчет или нет.

Во время войны Сартр принимает активное участие в движении Сопротивления, симпатизирует Коммунистической партии. В 1945 году вышли из печати два тома романа «Дороги свободы»,

в 1949 году — третий. Роман остался незавершенным. Отрывки неоконченного четвертого тома были опубликованы в журнале «Тан модерн» в 1949 году. В первых двух романах «Возраст зрелости» и «Отсрочка» дается картина предвоенной Франции, в третьем — «Смерть в душе» — описывается поражение 1940 года и начало Сопротивления. Основные положения экзистенциалистской философии Сартра, прежде всего его учение о свободе, подлинности и неподлинности человеческого существования, воплощаются в характере и поступках основных героев тетралогии.

В послевоенные годы Сартр становится признанным лидером экзистенциалистов, собиравшихся в «Кафе де Флер» возле площади Сен-Жермен-де-Пре.

Широкая популярность экзистенциализма объяснялась тем, что эта философия придавала большое значение свободе. Поскольку, по Сартру, быть свободным — значит быть самим собой, постольку «человек обречен быть свободным». В то же время свобода предстает как тяжелое бремя (небезынтересно, что «Бегство от свободы» написано Фроммом в ту же пору). Но человек должен нести это бремя, если он личность. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать «как все», но только ценой отказа от себя как личности.

В последующее десятилетие Сартр работает особенно плодотворно. Помимо рецензий и критических статей, он пишет шесть пьес, в том числе лучшую, по мнению многих, пьесу «Грязными руками» — драматическое исследование мучительного компромисса, необходимого в политической деятельности. В эти же годы он пишет исследования жизни и творчества Шарля Бодлера и Жана Жене — опыт применения экзистенциализма к биографическому жанру, а фактически попытку создания нового психологического направления — экзистенциального психоанализа.

«Бурные шестидесятые» — апогей популярности Сартра.

Пожалуй, никто из мыслителей не уделял так много внимания критике социальных институтов, как Сартр. Любое социальное установление, по Сартру, — это всегда посягательство на человека, любая норма — нивелировка личности, любой институт несет в себе косность и подавление. Если использовать здесь название пьесы Сартра, то можно выразить его отношение следующим образом: у социальных институтов всегда «грязные руки».

Подлинно человеческим может быть лишь спонтанный протест против всякой социальности, причем протест одноактный, разовый, не выливающийся ни в какое организованное движение, партию и не связанный никакой программой и уставом. Не случайно Сартр оказывается одним из кумиров студенческого движения, протестовавшего не только против «обуржуазившейся» культуры, но в значительной мере и против культуры вообще. Во всяком случае, бунтарские мотивы достаточно сильны в сартровском творчестве.

В 1964 году он был удостоен Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». Сославшись на то, что он «не желает, чтобы его превращали в общественный институт», и опасаясь, что статус нобелевского лауреата только помешает его радикальной политической деятельности, Сартр от премии отказался.

В последние годы своей жизни Сартр писал книги по этике. Они опубликованы посмертно его приемной дочерью Арлетой Элькайм-Сартр. Это — «Тетради по морали» (1983) и «Истина и существование» (1989). Сартр оставил после себя большой и незаконченный труд — «Критика диалектического разума»(1960). Отношение Сартра к марксизму было противоречивым. Признавая марксизм «философским горизонтом» современной эпохи и соглашаясь с К. Марксом в том, что человек делает историю, основываясь на практике предыдущих поколений, Сартр переосмысливает марксистскую концепцию социально-исторической практики в духе идеи «экзистенциального проекта» и выдвигает на первый план понятие «индивидуальной практики». В «Критике диалектического разума» он противопоставляет «позитивистский разум», который должен довольствоваться пределами естественных наук, «разуму диалектическому», единственно достойному называться разумом, поскольку он позволяет понимать, а не только предугадывать, но который применим только для наук о человеке.

Вышло всего две книги «Критики…», третья осталась незаконченной. По идейному направлению эта работа продолжала его основной философский труд — «Бытие и Ничто».

В 1970 году Сартр тяжело заболел. Симона преданно ухаживала за своим мужем. В 1979 году Сартр принял участие в последней политической акции своей жизни. Это было требование к правительству принять беженцев из Вьетнама. Война во Вьетнаме вызвала огромный поток вьетнамских беженцев. Многие беженцы покидали страну на лодках или маленьких судах. На Западе они стали известны под названием «люди в лодках». Многие из них погибали во время штормов, тонули из-за того, что лодки были переполнены и не приспособлены для плавания в открытых водах, нередко на них нападали морские пираты. В 1978 -1980 гг. это стало международной гуманитарной проблемой. Так в последний раз Сартр продемонстрировал, что жизнь и свобода отдельного человека для него дороже идеологических догм.

Жан-Поль Сартр умер 15 апреля 1980 года.

Официальных похорон не было. Незадолго до смерти Сартр сам попросил об этом. Превыше всего он ценил искренность, и пафос парадных некрологов и эпитафий ему претил. Похоронную процессию составили лишь близкие покойного. Однако по мере того, как процессия двигалась по левобережному Парижу, мимо любимых мест мыслителя, к ней стихийно присоединились 50 тысяч человек. Такого в истории наук о человеке не было ни до, ни после.

Похоронен Жан-Поль Сартр на кладбище Монпарнас.

Литература, представленная к обзору:

1. Сартр, Жан-Поль. Тошнота : роман / Ж.-П. Сартр ; пер. с фр. Ю. Яхниной. – Текст : электронный // Bookscafe.Net [электронная библиотека], 2015-2016. — URL: https://bookscafe.net/read/sartr_zhan_pol-toshnota-148046.html#p1.

2. Сартр, Жан-Поль. Стена : новелла / Ж.-П. Сартр ; пер. с фр. Л. Григорьян. – Текст : электронный // LibreBook [сайт]. – URL:  https://librebook.me/le_mur.

3. Сартр, Жан-Поль. За закрытыми дверями : пьеса в одном акте / Ж.-П. Сартр ; пер. с фр. Л. Каменской. – Текст : электронный // ЛитМир [электронная библиотека]. – URL: https://www.litmir.me/bd/?b=104057.

4. Сартр, Жан-Поль. Бытие и ничто : опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр. — Текст : электронный // LibreBook [сайт]. – URL:  https://librebook.me/l__tre_et_le_n_ant.

5. Сартр, Жан-Поль. Дороги свободы : [незавершенная тетралогия] / Ж.-П. Сартр. – Текст : электронный // Bookscafe.Net [электронная библиотека], 2015-2016. — URL: https://bookscafe.net/book/sartr_zhan_pol-dorogi_svobody_i_vozrast_zrelosti-147824.html.

6. Сартр, Жан-Поль. Что такое литература? : теоретическое эссе / Ж.-П. Сартр. – Текст : электронный // Bookscafe.Net [электронная библиотека], 2015-2016. – URL: https://bookscafe.net/read/sartr_zhan_pol-chto_takoe_literatura-148434.html#p1.

7. Сартр, Жан-Поль. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж.-П. Сартр. – Текст : электронный // Скепсис : научно-просветительский журнал. – URL:  https://scepsis.net/library/id_545.html.

8. Сартр, Жан-Поль. Грязными руками : пьеса в семи картинах / Ж.-П. Сартр. – Текст : электронный // Книги онлайн [электронная библиотека], 2018. – URL: https://online-knigi.com/page/104055.

9. Сартр, Жан-Поль. Дьявол и господь бог : пьеса в трех актах и одиннадцати картинах / Ж. П. Сартр ; пер. с фр. Г. Брейтбурда. – Текст : электронный // Bookscafe.Net [электронная библиотека], 2015-2016. – URL: https://bookscafe.net/book/sartr_zhan_pol-dyavol_i_gospod_bog-147829.html.

10. Сартр, Жан-Поль. Слова : автобиографическая повесть / Ж.-П. Сартр ; пер. с фр. Ю. Яхниной, Л. Зониной. – Текст : электронный // LibreBook [сайт]. – URL:  https://librebook.me/les_mots.

11. Сартр, Жан-Поль. Из «Критики диалектического разума» : [отрывки] / Ж.-П. Сартр. — Текст : электронный // Проза.ру [литературный портал], 2000-2020. – URL: https://proza.ru/2011/02/17/206.

12. Киссель, Михаил Антонович. Философская эволюция Ж.-П. Сартра / М. А. Киссель. – Ленинград : Лениздат, 1976. – URL:  http://lib.ru/SARTR/kissel. txt.

13. Кузнецов, Виталий Николаевич. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм. — [Москва] : Изд-во Моск. ун-та, 1969. — URL:  https://knigogid.ru/books/369076-zhan-pol-sartr-i-ekzistencializm.

14. Жан-Поль Сартр= Jean-Paul Sartre, 1905-1980 [проект]. – Текст электронный // Экзистенциальная и гуманистическая психология [сайт]. – URL:  http://sartre.hpsy.ru/.

15. Халина, Татьяна. Сартр Жан-Поль=Jean-Paul Charles Aymard Sartre / Т. Халина. – Текст электронный // Литература Западной Европы 20 века [сайт]. – URL: http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/articles-franciya/halina-sartr-zhan-pol.htm.

16. Сартр Жан-Поль. Книги онлайн. – Текст электронный // Куб — библиотека [сайт]. – URL: https://www.koob.ru/sartr/.

 

Писатель Жан-Поль Сартр: биография и библиография.

Французский драматург, писатель и философ Жан-Поль Сартр родился в 21 июня 1905 года в Париже. Отец мальчика, Жан Батист Сартр, был морским инженером. Мать, Анн-Мари Швейцер, происходила из рода известных ученых. После смерти главы семьи, Анн-Мари забрала маленького сына в дом его деда, Шарля Швейцера. Именно этому властному кальвинисту суждено было не только заменить Жану умершего отца, но и рассмотреть первые ростки «одаренности», скрытые пока еще глубоко внутри. Дед забрал внука из общей школы и нанял ему самых лучших учителей. Несколько лет мальчик живет в уединении, посвящая все время учебе. Его жизнь изменилась в 1917 году вместе с новым замужеством матери, с которой Жан-Поль уехал в Ла-Рошель.

В 1920 году Сартр возвращается в Париж, где оканчивает лицей Генриха IV. В то же время первые произведения юного писателя начинают печатать в местных периодических изданиях. Далее было изучение философии в Высшей нормальной школе, служба в метеорологических войсках и преподавание в различных лицеях Франции. В тот период Сартр сближается с Симоной де Бовуар, которая в последствии стала его другом и соратником. Вместе с ней и Морисом Мерло-Понти Сартр основывает журнал «Новые времена».

Свои первые большие произведения, в том числе и знаменитый философский труд«Тошнота», открывающий человечеству глаза на абсурдность бытия, Сартр написал в конце 30-х годах 20 века. Тогда же выходит в печать нашумевшая новелла «Стена». Обе произведения удостоены звания «Книга года».

Когда началась Вторая мировая война, писателю пришлось вернуться в родные метеорологические войска, из-за слабого зрения он не мог воевать на передовой. Несколько месяцев Сартр проводит под Триром, в концлагере для военнопленных. По возвращению в Париж философ уделяет много внимания политике и основывает общество содействия движению Сопротивления. Тогда же происходит знакомство Сартра и Альбером Камю, благодаря которому философ становится редактором газеты «Комба».

В те годы из-под пера писателя выходит огромный философский трактат «Бытие и ничто», а также несколько пьес – «Мухи», «Грязные руки» и «За запертой дверью». Успех этих произведений был настолько велик, что Сартр смог бросить преподавательскую деятельность и полностью посвятить себя творчеству. В следующие несколько лет «послужной список» автора пополнился исследованиями жизни и творчества Жана Жене и Шарля Бодлера, незаконченной тетралогией «Дороги свободы» и откровенным автобиографическим романом «Слова».

Такая бурная деятельность не осталась незамеченной! В 1964 году Сартра номинировали на Нобелевскую премию по литературе, но, испугавшись, что слава нобелевского лауреата затмит его как политика, писатель от премии отказался.

Следующие 20 лет своей жизни Жан-Поль Сартр занимается все больше политикой и все меньше литературой и философией. Как сторонник мира на Венском конгрессе народов, он был избран одним из членов Всемирного Совета Мира.

В последние годы жизни Сартр практически ничего не видел из-за быстро развивающейся глаукомы. Он больше не имел возможности писать, зато давал многочисленные интервью. А еще спорил и обсуждал политические события со своими друзьями, слушал музыку и наслаждался голосом Симоны де Бовуар, которая читала ему книги.

Умер писатель 15 апреля 1980 года. Больше всего он ценил искренность, поэтому и просил, чтобы его похоронили тихо и без лишнего шума. Но по мере продвижения процессии к кладбищу, к ней присоединилось целых 50 тысяч парижан, пожелавших почтить память величайшего философа.

21 июня 1905 года – В Париже родился французский писатель, драматург, философ Жан-Поль Сартр («Грязными руками», «Тошнота»), лауреат Нобелевской премии в области литературы 1964 года.

9 января 1908 года – В Париже родилась французская писательница Симона де Бовуар («Зрелость», «Мандарины», «Сломленная»), cупруга Жан-Поля Сартра.

15 апреля 1980 года – В Париже в возрасте 74 лет скончался французский писатель, драматург, философ Жан-Поль Сартр («Грязными руками», «Тошнота»), лауреат Нобелевской премии в области литературы 1964 года.

14 апреля 1986 года – В Париже в возрасте 78 лет скончалась французская писательница Симона де Бовуар («Зрелость», «Мандарины», «Сломленная»), cупруга Жан-Поля Сартра.

Экзистенциальная философия Жан-Поля Сартра

 

Жан-Поль Сартр родился в 1905 году в Париже. Ему суждено было стать одним из самых известных писателей и философов двадцатого века, и в конце концов он отказался от Нобелевской премии по литературе в 1964 году. Его философия и труды по экзистенциализму спровоцировали сильные темы человеческой свободы и соответствующую тревогу, связанную с ответственностью бытия. бесплатно. Философия Жан-Поля Сартра привлекла многих приверженцев философии и искусства, и у него, в частности, были отношения с феминисткой второй волны Симоной де Бовуар. В этой статье мы рассмотрим некоторые из его наиболее значительных вкладов в экзистенциальную философию, найденные в его различных работах.

 

Жан-Поль Сартр: бытие-в-себе и бытие-для-себя
Скала, вырезанная из дрейфующего песка, ниже скалы Фортификейшн, Аризона , автор Тимоти О’Салливан, 1873 г., через MoMA

 

Для Сартра существуют философски значимые различия между состояниями бытия между вещами в мире и людьми. Вещи, не обладающие сознанием, такие как камни, стулья или консервные ножи, — это то, что он называл бытием-в-себе. Консервный нож определяется тем, что он делает (открывает банки), что определяет то, что он делает. 0017 это . Независимо от того, как вы используете консервный нож, его определяющее качество (то есть сущность) заключается в том, что это объект, который открывает банки. Точно так же камень остается камнем, что бы вы с ним ни делали. Эти типы объектов заперты в своей сущности и не могут ее изменить.

 

Бытие-для-себя, напротив, может определить свою сущность выше и вне того, что оно просто есть. Таким образом, человек одновременно и бытие-в-себе, и бытие-для-себя. Человек есть бытие-в-себе, поскольку он биологический организм, и бытие-для-себя в том смысле, что мы можем свободно выбирать, в чем состоит наша сущность; для чего мы, о чем мы и так далее. Существо-для-себя обладает этой свободой выбора своей сущности, тогда как бытие-в-себе ее не имеет. Кроме того, бытие-для-себя может отличать себя от других существ и предметов и тем самым открывать себя. Сартр называл этот процесс различения этого и того отрицанием, которое, по его мнению, было фундаментальной чертой сознания.

 

Жан-Поль Сартр о Ничто
Вкус пустоты , с картины Жана Дюбюффе, 1959 г., через MoMA

 

Сартр предполагает, что люди не похожи на вещи (такие как камни или консервные ножи), поэтому он использует термин «не-вещность» для обозначения того, какими существами являются люди. В отличие от вещей, у нас нет внутренней сущности. У консервного ножа, например, есть сущность, которая была приписана ему еще до того, как он существовал. Дизайнер создал этот объект для открывания консервных банок. Таким образом, мы можем сказать, что его сущность предшествовала его существованию. Согласно Сартру, мы не созданы Богом, поэтому мы непохожи на вещи; т. е. не-вещность. Имея это в виду, мы теперь можем начать понимать величайший вклад Сартра в экзистенциальную философию.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Экзистенциализм: существование предшествует сущности
март , Рэй Сенариги, через RaeSenarighi. com

 

«Что мы имеем в виду, говоря, что существование предшествует сущности? Мы имеем в виду, что человек прежде всего существует, встречает себя, всплывает в мир — и определяет себя потом… Он будет ничем лишь позже, и тогда он будет тем, что он из себя делает. Таким образом, нет человеческой природы, потому что нет Бога, который имел бы представление о ней. Человек просто есть. […] Человек есть не что иное, как то, что он делает из себя. Это первый принцип экзистенциализма».
Сартр, Экзистенциализм — это гуманизм

 

Если нет Творца (т.е. Бога), нет внутренней сущности человеческой жизни, следовательно, не может быть человеческой природы (какой должен быть человек). Вместо этого мы должны изобрести нашу цель, нашу собственную «сущность». Итак, если сущность консервного ножа предшествует его существованию, то для-себя-бытия верно обратное. Мы существуем сначала , а затем мы должны создать нашу сущность позже. Именно поэтому Сартр провозгласил, что мы «обречены быть свободными».

 

Недобросовестность Жан-Поля Сартра
Война (Криг) , с картины Кэт Кольвиц, 1923 г., через MoMA

 

Одним из наиболее противоречивых вкладов Сартра в философию является его заявление о том, что мы «радикально свободны»; радикально свободен определять нашу сущность, но также свободен выбирать, действовать и даже изменять свои эмоции. Конечно, радикальная свобода — не совсем приятное занятие. Осознание того, что мы свободны в выборе, означает, что мы несем полную ответственность за свою жизнь, что порождает тоску — чувство беспокойства или даже отчаяния. Тем не менее отрицание нашей радикальной свободы — это то, что Сартр называл «недобросовестностью». Соответственно, мы действуем недобросовестно каждый раз, когда отказываемся брать на себя ответственность за свои действия, убеждения или эмоции. Он сравнил это с самообманом. Таким образом, он спорно утверждал в Бытие и ничто : Феноменологический очерк онтологии , что даже рабы свободны, поскольку они могут выбрать бегство или покончить с собой. Верить в обратное — значит отрицать свою радикальную свободу — действовать недобросовестно.

 

Однако не все согласны с взглядом Сартра на радикальную свободу. Свободны ли мы выбирать, когда наш выбор ограничен или навязан? Если мы так радикально свободны, как предполагает Сартр, что значит для кого-то быть жертвой? Несут ли они в каком-то смысле ответственность за то, что с ними происходит? Эти неприятные аспекты философии Сартра способствовали тому, что многие в то время относились к экзистенциализму с опаской.

 

Завод
Без названия, Готхард Граубнер, 1965 г., через MoMA

 

Сартр учел некоторые из этих соображений в своей формулировке бытия-для-себя. Он считал, что есть определенные факты о нас самих, которые мы не можем изменить, какими бы радикально свободными мы ни были, которые составляют нашу «фактичность». Эти условия включают место рождения человека, его социальный класс и его физическое состояние. Они формируют фон, на котором мы делаем выбор, невыбранную ситуацию для-себя.

 

Временность
Смотреть (с другой стороны стекла) одним глазом, близко, в течение почти часа , Марсель Дюшан, Буэнос-Айрес, 1918, через MoMA

 

Для Сартра временность относится к нашей связи с прошлым, настоящим и будущим. Темпоральность — это процесс. Прошлое — это то, чем было для-себя-бытие, настоящее — это формирующееся для-себя-бытие, а будущее — это проекция, то, чем для-себя еще не является. Наша темпоральность есть уникальная черта бытия-для-себя.

 

Превосходство
Эмилио Петторути, пластина 15 из Футуристы, абстракционисты, дадаисты: предшественники авангарда , vol. I, Майкл Сьюфор, 1962 г., через MoMA

 

Сартр предположил, что даже если мы не можем изменить нашу фактичность (включая аспекты нашей темпоральности), мы можем не позволять этим вещам определять нас. Например, если над человеком издевались в школе, он может решить превзойти этот прошлый опыт таким образом, чтобы вместо того, чтобы уклоняться от мира, он решил стать сильнее и смелее. Конечно, есть вещи, которые мы не можем изменить, например, цвет кожи или телосложение. Однако мы можем, согласно Сартру, не зависеть от приписываемых нам стереотипов; вместо этого мы определяем себя.

 

Ответственность
Линия рейнджеров с бивнями, убитых руками человека, Амбосели, с картины Ника Брандта, 2011 г., через Artworksforchange.org

 

Определение себя — своей сущности — уникальная черта философии Сартра, которая может придавать сил. Однако это также связано с ответственностью.

 

Для Сартра нет человеческой природы, ибо есть « нет Бога , чтобы иметь представление о ней» . Человеческая природа подразумевает, что существует сущность человека, что опроверг Сартр. Следовательно, человеческая природа — это то, что мы должны решать индивидуально. Мы определяем, что такое человеческая природа, и в этом заключается наша ответственность. Если мы решаем допустить страдания и неравенство в мире, мы несем за это ответственность. Если вы знаете о неравенстве в вашем районе и ничего с этим не делаете, вы определяете человеческую природу и несете за нее ответственность. Таким образом, Сартр предполагает, что каждый из нас несет бремя свободы, поскольку с этим приходит ответственность. Уклоняться от этой ответственности было бы недобросовестностью.

 

Синтетическое единство
Синтез идеи: «Война» , Джино Северини , 1914, через МоМА

 

Наконец, синтетическое единство — это термин, который Сартр использовал для описания отношения между для-себя и в-себе. Согласно Сартру, смысл возникает из наших сознательных взаимосвязей с вещами в мире. Возьмем, к примеру, иллюстрацию автомобиля.

 

Открытие автомобильных дверей , с картины Роберта Бирмелина, 1962, через MoMA

 

Здесь иллюстрация есть бытие в себе, она просто есть. С редукционистской точки зрения объект состоит из материи. Какое бы значение мы ни приписывали объекту (например, то, что это «иллюстрация» «автомобиля»), исходит из нашего сознательного отношения к этому объекту. Однако интересный момент, поднятый Сартром, заключался в том, что иллюстрация автомобиля существовала не только в уме бытия-для-себя. Скорее, иллюстрация (например, «автомобиля») существует в синтезе между бытием-для-себя и бытием-в-себе, вследствие чего оно не могло бы существовать без того и другого. По этой причине Сартр предположил, что существуют объективные факты о мире, которые существуют только в отношениях между для-себя и в-себе.

 

Жан-Поль Сартр: Кратко
Жан-Поль Сартр, фотография Жизель Фройнд, 1968 г., via Britannica

 

Как мы видели здесь, Сартр помог определить некоторые определяющие различия между сознательными существами и вещами; таким образом способствуя нашему пониманию самих себя. Он предложил идеи, которые относятся не только к сознанию, но и к тому, как определенные факты возникают между сознательным и бессознательным. Кроме того, его наиболее значительный вклад был посвящен тому, что значит быть собой, которое, как он пришел к выводу, было небытием. Отныне мы создаем себя из ничего по образу нашего собственного творения. Поступая так, мы обретаем свободу, радикальную и полную ответственности.

Жан-Поль Сартр — Пять книг Рекомендации экспертов

Жан-Поль Сартр был французским философом. Вместе со своей подругой и возлюбленной Симоной де Бовуар он стал известен как великий мыслитель-экзистенциалист.

«Сартр, как известно, верил в то, что он называл «радикальной свободой», то есть в то, что ни одна из ваших черт характера, ценностей или проектов, никакая часть вашего мировоззрения не имеет собственного веса или инерции: она существует только потому, что вы продолжаете одобрить и подписать его, и вы можете просто изменить это». Джонатан Уэббер обсуждает классические книги, посвященные экзистенциалистским темам.

Тет-а-Тет — это двойная биография, посвященная Жану-Полю Сартру и Симоне де Бовуар и исследующая практическое применение их философии.

Книги Жана-Поля Сартра

Интервью, в которых рекомендовались книги Жана-Поля Сартра

    Экзистенциалистская философия

    не о том, чтобы привнести отчаяние и тоску в нашу жизнь, а об открытии нашей внутренней свободы, объясняет Сара Бейкуэлл, автор книги В экзистенциалистском кафе: свобода, бытие и абрикосовые коктейли . Она рекомендует книги, чтобы узнать больше об экзистенциализме.

      Автор обсуждает книги о психических заболеваниях, объясняя условия, которые поддерживают наше здравомыслие, и последствия их устранения. Рекомендации включают Сартра, Кутзи и Джона Бэйли на Айрис Мердок

      .

        Рассказать собственную историю — значит столкнуться со своим глубочайшим ощущением себя и построить его. Автор Трудности перевода рассказывает нам о пяти поразительных воспоминаниях об идентичности, дислокации и принадлежности.

          Писатель и историк Ришар Волен объясняет, что французы в конце 1960-х отчаянно нуждались в утопической политической альтернативе.

            Какие книги по атеизму самые лучшие? Британский философ Джулиан Баггини, автор Атеизм: очень краткое введение, выбирает пятерку лучших.

              По мере того, как вопросы идентичности становятся предметом политических дебатов, интерес к экзистенциализму вновь возрастает. Здесь философ Джонатан Уэббер обсуждает пять классических книг, посвященных экзистенциалистским темам, которые заслуживают более широкой аудитории.

                Чему нас могут научить Ницше и Аристотель о том, как жить? Всем ли читать Бытие и ничто ? Философ Найджел Уорбертон знакомит нас с лучшими философскими книгами 2018 года — от философского подхода к женоненавистничеству до вопроса о том, приемлемо ли с моральной точки зрения иметь учетную запись Facebook.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *