Жан мольер биография: биография, роли, звания, награды, фото

Жан Мольер — Драмматический актер

Французский комедиограф XVII века. Создатель классической комедии.
Актер и директор театра, более известного как труппа Мольера. Его именем названа главная театральная премия Фраeremonie des Molieres. Имел юридическое образование.


Жан Мольер Поклен родился 15 января 1622 года в городе Париж, Франция. Мальчик вырос в семье королевского обойщика, мебельщика и камердинера Жана Поклена. В 1639 году молодой человек окончил Клермонский колледж получив юридическое образование, но в последствии решил полностью посвятить себя театральной деятельности.

В 1643 году вместе с несколькими актерами Жан-Батист организовал в Париже «Блистательный театр». Через год актер Жан-Батист Поклен впервые вышел на сцену под псевдонимом Мольер. Устаревший репертуар не имел успеха, и Мольер покинул Париж.

В 1645 году начались его выступления в провинции, длившиеся до 1658 года. Репертуарный голод труппы Мольера и явился стимулом к началу его драматургической деятельности.

К этому периоду относятся первые комедии Мольера.

Первой оригинальной пьесой Мольера стала комедия «Смешные жеманницы», поставленная в Париже в ноябре 1659 года. Успех оказался ошеломляющим и скандальным. Далее вышли комедия «Школа мужей» о способах воспитания молодых девушек, и произведение «Школа жен». Следующие комедии: «Тартюф, или Обманщик», «Дон Жуан, или Каменный гость» и «Мизантроп» считаются вершинами творчества Мольера.

В 1658 году труппа, пользовавшаяся большим успехом в провинции, вернулась в Париж. Первый же спектакль в королевском дворце вызвал благосклонность Людовика XIV. Король предоставил труппе придворный театр Пти-Бурбон, в котором она играла до 1661 года, пока не перешла в театр Пале-Рояль, где уже оставалась до смерти Мольера.

С момента водворения Мольера в Париже начинается период его наиболее активной драматургической работы, напряженность которой не ослабевала до самой его смерти. За пятнадцать лет Мольер создал все свои лучшие пьесы, вызывавшие за немногими исключениями ожесточенные нападки со стороны враждебных ему общественных групп.

Главные роли в спектаклях своей театральной труппы Мольер предпочитал исполнять сам, не доверяя их другим актерам. В свой последний день жизни, 17 февраля 1673 года, Жан-Батист также вышел на сцену, чтобы в четвертый раз сыграть в пьесе «Мнимый больной». Прямо во время спектакля драматургу стало плохо. Родные перенесли кашляющего кровью писателя домой, где великий комедиант и скончался через пару часов.

Известно, что архиепископ Парижа сначала запретил хоронить Мольера, так как артист являлся большим грешником и должен был перед смертью покаяться. Исправить ситуацию помогло вмешательство короля Людовика XIV.

Церемония захоронения именитого комедиографа состоялась ночью. Могила находилась за оградой кладбища церкви Святого Иосифа, где по традиции хоронили самоубийц и некрещеных детей. Позднее останки Жана-Батиста Мольера с пышностью перезахоронены на кладбище Пер-Лашез. Творческое наследие основоположника комедийного жанра сохранилось в книгах, содержащих собрание его лучших произведений.

Произведения Жана Мольера

Пьесы, сохранившиеся до наших дней

Ревность Барбулье, фарс (1653)
Летающий лекарь, фарс (1653)
Шалый, или Все невпопад, комедия в стихах (1655)
Любовная досада, комедия (1656)
Смешные жеманницы, комедия (1659)
Сганарель, или Мнимый рогоносец, комедия (1660)
Дон Гарсиа Наваррский, или Ревнивый принц, комедия (1661)
Школа мужей, комедия (1661)
Докучные, комедия (1661)
Школа жен, комедия (1662)
Критика «Школы жен», комедия (1663)
Версальский экспромт (1663)
Брак поневоле, фарс (1664)
Принцесса Элиды, галантная комедия (1664)
Тартюф, или Обманщик, комедия (1664)

Дон Жуан, или Каменный пир, комедия (1665)
Любовь-целительница, комедия (1665)
Мизантроп, комедия (1666)
Лекарь поневоле, комедия (1666)
Мелисерта, пасторальная комедия (1666, не окончена)
Комическая пастораль (1667)
Сицилиец, или Любовь-живописец, комедия (1667)
Амфитрион, комедия (1668)
Жорж Данден, или Одураченный муж, комедия (1668)
Скупой, комедия (1668)
Господин де Пурсоньяк, комедия-балет (1669)
Блистательные любовники, комедия (1670)
Мещанин во дворянстве, комедия-балет (1670)
Психея, трагедия-балет (1671, в сотрудничестве с Филиппом Кино и Пьером Корнелем)
Проделки Скапена, комедия-фарс (1671)
Графиня д’Эскарбанья, комедия (1671)
Ученые женщины, комедия (1672)
Мнимый больной, комедия с музыкой и танцами (1673)

Несохранившиеся пьесы

Влюбленный доктор, фарс (1653)
Три доктора-соперника, фарс (1653)
Школьный учитель, фарс (1653)
Казакин, фарс (1653)
Горжибюс в мешке, фарс (1653)

Брехун, фарс (1653)
Ревность Гро-Рене, фарс (1663)
Гро-Рене школьник, фарс (1664)
Другие сочинения
Благодарность Королю, поэтическое посвящение (1663)
Слава собора Валь-де-Грас, поэма (1669)
Разные стихотворения, в том числе
Куплет из песенки д’Ассуси (1655)
Стихи для балета г-на Бошана
Сонет г-ну ла Мотт ла Вайе на смерть его сына (1664)
Братство невольничества во имя милосердной Богоматери, четверостишия, помещенные под аллегорической гравюрой в Соборе Матери Божьей Милосердной (1665)
Королю на победу во Франш-Конте, поэтическое посвящение (1668)
Буриме на заказ (1682)

Память о Жане Мольере

Парижская улица 1-го городского округа носит имя Мольера с 1867 года.

В честь Мольера назван кратер на Меркурии.

Именем Мольера названа главная театральная премия Франции — La cérémonie des Molières, существующая с 1987 года.

Экранизации произведений

1910 — «Мольер», реж. Леонс Перре, в ролях — Андре Баке, Абель Ганс, Рене Д’Оши, Амели де Пузоль, Мари Брюнель, Мадлен Сезан — первый образ Мольера в кинематографе
1925 — «Тартюф», реж. Фридрих Вильгельм Мурнау, в ролях — Герман Пиха, Роза Валетти, Андре Маттони, Вернер Краус, Лиль Даговер, Люси Хёфлих, Эмиль Яннингс
1941 — «Школа жён», реж. Макс Офюльс, в главных ролях — Луи Жуве, Мадлен Озере, Морис Кастель
1965 — «Дон Жуан», реж. Марсель Блюваль, в главных ролях — Мишель Пикколи, Клод Брассёр, Анук Ферьяк, Мишель Лёруае
1973 — «Скупой», телеспектакль, реж. Рене Люко, в главных ролях — Мишель Омон, Франсис Юстер, Изабель Аджани
1973 — «Школа жён», реж. Раймон Руло, в главных ролях — Изабель Аджани, Бернар Блие, Жерар Лартиго, Робер Рембо
1979 — «Скупой», реж.

Жан Жиро и Луи де Фюнес, в главных ролях — Луи де Фюнес, Мишель Галабрю, Франк Давид, Анн Кодри
1980 — «Мнимый больной», реж. Леонид Нечаев, в главных ролях — Олег Ефремов, Наталья Гундарева, Анатолий Ромашин, Татьяна Васильева, Ролан Быков, Станислав Садальский, Александр Ширвиндт
1984 — «Мольер». Великобритания. 1984. Русские субтитры. Биографический фильм по пьесе М.Булгакова «Кабала святош».
1989 — «Тартюф», телеспектакль, реж. Анатолий Эфрос, в главных ролях — Станислав Любшин, Александр Калягин, Анастасия Вертинская
1990 — «Скупой», реж. Тонино Черви, в главных ролях — Альберто Сорди и др.
1992 — «Тартюф», реж. Ян Фрид, в главных ролях — Михаил Боярский, Игорь Дмитриев, Ирина Муравьева, Анна Самохина, Игорь Скляр, Владислав Стржельчик, Лариса Удовиченко
1998 — «Дон Жуан», реж. Жак Вебер, в главных ролях — Жак Вебер, Мишель Бужена, Эммануэль Беар, Пенелопа Крус
2006 — «Скупой», реж. Кристиан де Шалонь, в главных ролях — Мишель Серро, Сирил Тувнен, Луиза Моно, Жаки Беруаер
2007 — «Мольер», реж. Лоран Тирар, в главных ролях — Ромен Дюрис, Фабрис Лукини, Лаура Моранте

Семья Жана Мольера

Жена — Мадлен Вежар — Арманда.
Арманда подарила супругу троих детей.

16.02.2019

  • 17.02.2023

    День памяти Жана Мольера

    Сегодня 350 лет со дня смерти французского комедиографа XVII века, актера и директора театра, более известного как труппа Мольера. Жан Батист-Поклен вошел в историю как создатель классической комедии. Мольер оказал громадное влияние на всё последующее развитие буржуазной комедии как во Франции, так и за её пределами. Под знаком Мольера развивалась вся французская комедия XVIII в., отразившая весь сложный переплёт классовой борьбы, весь противоречивый процесс становления буржуазии как «класса для себя», вступающего в политическую борьбу с дворянско-монархическим строем.

  • 28.11.1670

    Состоялась премьера пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве»

    Премьера комедии-балета «Мещанин во дворянстве» в пяти актах Мольера и Жана Батиста Люлли, состоялась 28 ноября 1670 года в театре Пале-Рояль в присутствии короля Людовика XIV. Действие постановки происходит в доме господина Журдена, мещанина, чью роль исполнил сам Мольер.

    Читать дальше

  • 12.05.1664

    В Версале состоялась премьера комедии Мольера «Тартюф»

    Великий комедиограф Франции Мольер в своих произведениях умело сочетал пение, музыку и танец с драматургическим действием. Многие его произведения, помимо высоких художественных достоинств, имели большое общественное значение. Премьера комедии «Тартюф, или Лицемер» Мольера на придворном празднестве «Увеселения волшебного острова», где присутствовал весь свет французского общества, состоялась в Версале 12 мая 1664 года.

    Читать дальше

Мольер — краткая биография.

Мольер (настоящее имя — Жан Батист Поклен) — выдающийся французский комедиограф, театральный деятель, актер, реформатор сценического искусства, создатель классической комедии — родился в Париже. Известно, что крестили его 15 января 1622 г. Отец его был королевским обойщиком и камердинером, семья жила весьма обеспеченно. С 1636 г. Жан Батист получал образование в престижном учебном заведении — иезуитском Клермонском колледже, в 1639 г. по его окончании стал лиценциатом прав, однако труду ремесленника или юриста предпочел театр.

В 1643 г. Мольер выступает организатором «Блистательного театра». Первое документальное упоминание его псевдонима относится к январю 1644 г. Дела у труппы, несмотря на название, шли далеко не блестяще, из-за долгов в 1645 г. Мольер даже дважды сидел в тюрьме, и актерам пришлось уехать из столицы, чтобы гастролировать по провинциям на протяжении двенадцати лет. Из-за проблем с репертуаром «Блистательного театра» Жан Батист сам начал сочинять пьесы. Этот период его биографии послужил прекрасной школой жизни, превратив его в отличного режиссера и актера, опытного администратора, и подготовил к будущим громким успехам в амплуа драматурга.

Возвратившаяся в 1656 г. в столицу труппа показала в Королевском театре спектакль «Влюбленный доктор» по пьесе Мольера Людовику XIV, который пришел от нее восторг. После этого труппа играла до 1661 г. в предоставленном монархом придворном театре Пти-Бурбон (впоследствии до смерти комедиографа местом ее работы был театр Пале-Рояль). Комедия «Смешные жеманницы», поставленная в 1659 г., стала первым успехом у широкой общественности.

После того как положение Мольера в Париже утвердилось, начинается период интенсивной драматургической, режиссерской работы, который продлится до самой смерти. В течение полутора десятков лет (1658-1673) Мольер писал пьесы, которые считаются лучшими в его творческом наследии. Поворотным пунктом стали комедии «Школа мужей» (1661) и «Школа жен» (1662), которые демонстрируют уход автора от фарса и его обращение к социально-психологическим комедиям воспитания.

У публики пьесы Мольера пользовались ошеломительным успехом за редкими исключениями — когда произведения становились объектом суровой критики отдельных социальных групп, которые относились к автору враждебно. Связано это было с тем, что Мольер, ранее почти не прибегавший к социальной сатире, в зрелых сочинениях создавал образы представителей высших слоев общества, обрушиваясь на их пороки со всей мощью своего таланта. В частности, после появления в 1663 г. «Тартюфа» в обществе разразился громкий скандал. Влиятельное «Общество святых даров» запретило пьесу. И только в 1669 г., когда между Людовиком XIV и Церковью наступило примирение, комедия увидела свет, при этом за первый год спектакль демонстрировали более 60 раз. Постановка в 1663 г. «Дон Жуана» тоже вызвала огромный резонанс, но стараниями неприятелей творение Мольера больше при его жизни не ставилось.

По мере того как росла его известность, он становился все ближе к двору и все чаще ставил пьесы, специально приуроченные к придворным праздникам, превращая их в грандиозные шоу. Драматург выступил основателем особого театрального жанра – комедии-балета.

В феврале 1673 г. труппа Мольера поставила «Мнимого больного», в котором он играл главную роль, невзирая на мучивший его недуг (вероятнее всего, страдал туберкулезом). Прямо на представлении он лишился сознания и в ночь с 17 на 18 февраля умер без исповеди и покаяния. Похороны по религиозным канонам состоялись только благодаря ходатайству его вдовы перед монархом. Чтобы не разразился скандал, хоронили выдающегося драматурга ночью.

Мольеру принадлежит заслуга создания жанра классицистской комедии. В одном только «Комедии Франсез» по пьесам Жана Батиста Поклена было показано более тридцати тысяч спектаклей. До сих пор его бессмертные комедии — «Мещанин во дворянстве», «Скупой», «Мизантроп», «Школа жен», «Мнимый больной», «Проделки Скапена» и мн. др. — входят в репертуар различных театров мира, не потеряв актуальности и вызывая аплодисменты.

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Поиск в Британике

Кошачья викторина

31 шедевр живописи в Мадриде

Питбули превратились из лучшего друга Америки во врага общества — теперь они медленно проходят полный круг

Мольер Биография | Книжные отчеты

Жан-Батист Покелен Мольер родился 15 января 1622 года и, помимо Расина и Корнеля, является одним из самых известных французских комедийных писателей золотой эры.

Его мать умерла, когда он был молод, и Мольер никогда не был близок со своим отцом, Жаном Покленом, который занимал престижную должность при дворе Людовика XIII. Поклен купил эту должность и планировал передать ее своему сыну, но у Мольера были другие идеи.

Он учился в школе при иезуитском колледже Клермона, но в возрасте двадцати одного года Мольер бросил школу, чтобы сосредоточиться на пьесах. Он и актриса Мадлен Бежар вместе открыли театр под названием Illustre Theater.

Хотя брат и сестра Мадлен помогали им с постановками, в 1645 году театр обанкротился. Мольера посадили на 24 часа в тюрьму, но долги оплатил его отец. После этого он адаптировал свой сценический псевдоним к Мольеру. Причиной этого могло быть то, что он не хотел смущать отца. Двор Людовика XIV сделал актеров более модно принятыми в обществе, но их все равно нельзя было похоронить в освященной земле.

В течение следующих двенадцати лет Мольер и его труппа путешествовали по Франции, устраивая спектакли. У Мольера был талант к насмешкам, и это было очевидно. Попутно он приобрел покровителя. Арман был принцем Конти из Дома Бурбонов и губернатором Лангедока. Мольер потерял покровительство после того, как Арман заболел сифилисом и стал религиозным. Затем Арман присоединился к группе фанатиков, бойкотировавших пикантные пьесы Мольера. Когда Мольер наконец вернулся в Париж, он приобрел известность.

В Париже он арендовал Лувр, который в то время был театром, и выступал перед королем в 1658 году. Его труппа имела успех и была удостоена звания Troupe de Monsieur. Хотя Мольер писал пьесы в комедийном стиле, он с юмором критиковал обычаи Франции того времени.

Мольер был не только писателем, но и сценаристом и внес свой вклад в развитие юмористической сатиры. Он планировал стать юристом, но сдался и решил посвятить свою жизнь театру, где до конца жизни работал актером, писателем и режиссером.

Он написал 33 комедии, некоторые в стихах, а некоторые в прозе. Считается, что они использовались как представление французского общества 17 века. Мольер всегда старался дать подробную характеристику социальным слоям и их характеристикам. Он был осуждающим и высмеивал все, что не соответствовало природе, которую он считал символом интеллекта.

Наиболее известные его комедии: «Школа мужей», «Тартюф», «Мизантроп», «Дон Жуан». Он хотел писать трагедии, но прославился своими бурлесками, которые исполнялись после трагедий. Позже он посвятил себя написанию музыкальных комедий. Он болел туберкулезом и всего через несколько минут после начала спектакля закашлялся кровью на сцене и умер 17 февраля 1673 года в Париже.

Автор: Мольер

Репортаж о книге «Версальский экспромт» — подробный анализ, краткое содержание книги, литературные элементы, анализ персонажей, биография Жана Батиста Мольера и все необходимое для активного участия в занятиях Анализ Версальский экспромт — комедия Жана Батиста Мольера, относящаяся к классицизму, литературному движению… [Читать далее…] about Версальский экспромт

Автор: Мольер

«Дон Жуан» — комедия, поставленная в пяти действиях. Она была написана Мольером и впервые исполнена в Театре дю Пале-Рояль в 1665 году. Мольер исполнил роль Сганареля, камердинера Дон Жуана и морального компаса. Поскольку религиозные лидеры того времени в Париже думали, что пьеса высмеивает их убеждения, они настаивали на… [Читать далее …] о Дон Жуане

Автор: Мольер

«Скупой» — одна из самых известных и исполняемых комедий Мольера. Это был пик мировой драматургии и источник вдохновения для многих других писателей. Тема и главный вдохновитель произведения возникли из одной из главных человеческих болезней — жадности и скупости. Скупость — это тема, которая может быть… [Читать далее…] о Скупом

Автор: Мольер

Время, когда Мольер создал свои знаменитые произведения, было классицизмом. Она началась в середине 17 века и продолжалась до конца 18 века и получила сильное развитие во Франции. Авторы уделили пристальное внимание форме, содержанию и стилю письма, и все эти характеристики были унаследованы от античных… [Читать далее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *